Павел бажов серебряное копытце сказка

Цели урока: продолжить знакомство с жизнью и творчеством павла петровича бажова, проверить знания произведения бажова серебряное копытце. совершенствовать навык беглого

Цели урока:

  • Продолжить знакомство с жизнью и творчеством Павла Петровича Бажова, проверить знания произведения Бажова «Серебряное копытце».
  • Совершенствовать навык беглого чтения; обогащать словарный запас; развивать внимание учащихся; учить составлению портретной характеристики героев; закрепить понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой.
  • Воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе.

Оборудование:

  • Сказка П.П.Бажова «Серебряное копытце» в учебнике «Литературное чтение» (4 класс) Л.Ф.Климановой.
  • Вырезанные из бумаги «камешки» разных цветов.
  • портрет П.П.Бажова
  • иллюстрации к сказке, рисунки учащихся

Ход урока

1. Актуализация знаний

— Ну, ребята, чур молчок, начинается урок.

— Сегодня мы начнем урок с разгадывания кроссворда.

img1

1. Имя прилагательное, образованное от названия благородного металла, который идет на изготовление посуды, украшений. Это слово используется как лесть или ласка.

2.

Даже по железной крыше ходит тихо, тише мыши.

Часто спит, а после сна умывается она.

3. Вырост (парный или непарный) из костного вещества на черепе у некоторых животных. Маленькие.

4. Ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя.

5. Синоним слова «наблюдать», «приглядывать», «смотреть», «ходить».

— Прочитайте ключевое слово. Назовите полное имя писателя. (Павел Петрович Бажов)

— Из какого произведения взяты слова — отгадки? («Серебряное копытце»)

2. Постановка учебной задачи

— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с замечательным сказом «Серебряное копытце» уральского сказочника Павла Петровича Бажова,

выделим жанровые особенности произведения, и, думаю, сформулируем главную идею этого произведения.

3. Проверка домашнего задания

— Что вы запомнили о жизни писателя?

  • Павел Петрович Бажов родился на Урале в семье рабочего
  • Закончил училище, затем духовную Пермскую семинарию, но решил стать учителем. Почти 15 лет он преподавал русский язык
  • Павел Бажов много путешествовал по Уралу, интересуясь историей родного края, народными сказками, легендами, работал журналистом
  • Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей.
  • Бажову было около 60 лет, когда он стал писателем.
  • Свои произведения Бажов объединил в сборник сказов «Малахитовая шкатулка»

— Домашнее задание вы готовили по группам. Интересные факты из жизни писателя нашли наши «Исследователи». Слово 1 группе.

— Наша группа изучала биографию писателя. И вот что мы узнали.

  • Знаменитая «Малахитовая шкатулка» сначала называлась «Сказы старого Урала», была опубликована в 1939 году, объединила 14 произведений. Затем из года в год пополнялась всё новыми и новыми сказами.
  • В 1944 году «Малахитовая шкатулка» переведена на английский и вышла в Лондоне, Нью-Йорке, потом в Праге, в Париже, переведена на немецкий, венгерский, румынский, китайский, японский языки. Всего, по сведениям библиотеки им. Ленина, — на 100 языков мира;
  • Бажов стал лауреатом Государственной премии, награжден орденом Ленина за литературную работу, всего Павел Петрович Бажов написал 56 произведений.

— С названиями некоторых произведений нас познакомит 2 группа «Библиотекари».

Наша группа побывала в библиотеке и мы узнали названия других произведений Бажова. Это:

  • «Огневушка — Поскакушка»
  • «Таюткино зеркальце»
  • «Хозяйка медной горы»
  • «Про великого Полоза»
  • «Каменный цветок»
  • «Горный мастер»
  • «Хрупкая веточка»
  • «Голубая змейка»
  • «Синюшкин колодец»
  • «Иванко Крылатко» и т.д.

4. Сравнение сказки и сказа

— В каком жанре писал свои произведения Бажов? ( Бажов писал сказы)

— Чем отличается сказка от сказа?

— Сказка — вымысел о необыкновенных событиях и приключениях, в сказке добро побеждает зло.

— Сказ — основан на реальных событиях, опирается на народные предания и легенды.

— Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик.

5. Словарно-лексическая работа

— При чтении нам встретились непонятные слова, над которыми работали наши «Языковеды». Слово 3 группе.

— Наша группа работала над следующими словми:

  • барская рукодельня — ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитьё). Стр.182.
  • взъесться — невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить. Стр.182.
  • голбчик — приступка для выхода на печь. Стр.184.
  • пожитки — мелкое имущество, домашние вещи. Стр.185.
  • похлёбка — жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.Стр.186.
  • несподручно — неудобно, неловко. Стр.182.
  • пособник — помощник в делах. Стр.182.
  • покосные ложки — широкие, пологие овраги, покрытые травой. Стр.188.
  • статочное ли дело — (устар.) хорошее ли дело.Стр.188.

6. Характеристика главных героев

— Назовите главных героев. (Кокованя, Даренка, Муренка и Серебряное копытце)

— Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом?

(Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был счастлив, одиночество его угнетало.)

— А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?

(После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому то и «кошку драную» подобрала, и на предложение Коковани согласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании.)

— Что объединяет Кокованю и Даренку?

(Оба героя добрые, умные, терпеливые, трудолюбивые, отзывчивые, жалостливые, любопытные, ласковые — именно эти качества объединяют Даренку и Кокованю).

— Ответьте на вопрос, можно ли в нашей жизни встретить таких людей как Кокованя и Даренка? (Скорее всего, да. Есть же люди с такими качествами.)

— Дайте характеристику герою — рассказчику, как он относится к главным героям произведения.

(Герой-рассказчик в этом произведении простой рабочий, который знал главных героев очень хорошо. Он переживает за Даренку, уважительно относится к Коковане. Речь героя-рассказчика своеобразная, простая. Именно так может рассказать только человек, который был свидетелем этой истории. Возможно, Бажов сам услышал эту историю из уст рабочего, а нам представил художественное произведение.)

— Ребята, вы убедились в том, что реальный быт людей присутствует в произведении, тем самым, напоминая рассказ.

— Назовите сказочных героев. (Муренка и Серебряное копытце).

— Прочитай описание козлика. Стр.186,187.

— Какую роль играла Муренка в сказе? (Муренка была проводником между реальным и сказочным в этом произведении. Она поддерживала Даренку. Но, когда появился козлик, ушла с ним, выполнив свое назначение.)

— Как они связаны в сказе? (У них один язык, они понимают друг друга. Оба окружены тайной).

— Как жили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу? Стр.186 (Жили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу)

Можно сказать, что они были счастливы? (Да. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья, родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.)

— Почему же им так хотелось увидеть Серебряное копытце?

(У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не подаются искушению, не жадничают на дармовщинку, прекрасно понимая, что богатство не синоним счастья.)

Посмотрите на иллюстрацию, подберите строчки из текста. Стр.193.

7.Обобщение

— Почему всё-таки «чудо» произошло именно с Дарёнкой и Кокованей?

(Герои были вознаграждены за любовь и доброту, за душевность и ласку.)

-Я согласна с вами. Даренка и Кокованя были бескорыстными людьми. Они понимали, что счастье не в богатстве. Герои были награждены за те качества, которыми обладали.

— Что же хотел донести до нас автор?

— Мудрый сказочник Бажов писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.

8. Рефлексия

— Ребята, на ваших столах три хризолита. Если тебе понравился урок, покажи красный камень, если тебе было трудно, то зеленый, а если ты хочешь узнать еще что-то новое о творчестве П.П.Бажова, то желтый.

Домашнее задание

— Предлагаю вам домашнее задание на выбор:

  • Составь кроссворд по тексту;
  • Прочитать другой сказ П.П.Бажова.
  • Пересказать понравившийся отрывок

5. Итог урока

— А завершить урок мне хочется словами русской пословицы: «С добром жить хорошо. А в добре хорошо жить». Как понимаете? (Связать с семьей, с классом).

— Спасибо за урок.

Бажов Павел Петрович – знаменитый уральский сказочник. Он родился на Урале. Его отец был опытным мастером, а мать писателя была искусной кружевницей.  

В детстве мальчик Паша Бажов любил слушать истории дедушки-сторожа завода, который свои рассказы никогда не называл сказками. Сказки, говаривал он, «маленьким сказывают. Только я это не умею. Кои знал, и те позабыл. Про старинное житье да про земельные дела – это вот помню…Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются».  Так Паша мальчишкой услышал интересную историю о тайнах Медной горы.

Прошли годы… Павел вырос. Стал Павел Петрович учителем, обучал ребятишек грамоте, а в летнюю пору путешествовал по родному краю, что видел, что слышал – записывал… А, когда стал писателем, подарил людям чудо – «Малахитовую шкатулку» —  книгу сказов-самоцветов.

Сказ – это не сказка, а быль с элементами сказки, то есть в его основе лежат реальные события. Все события сказов Бажова происходят в его родном крае в горах и лесах Урала. Несметные богатства хранит в себе уральская земля: руды и уголь, золото и различные самоцветы. Неслучайно слово «самоцветы» родилось на Урале.

А еще славен Урал людьми мастеровыми, которые здесь живут. Именно таких людей мы встречаем в сказах Бажова, уральских рабочих – рудокопов и мастеров – камнерезов. Встречаются в сказах Бажова чудесные персонажи: бабка Синюшка, Огневушка, Великий Полоз, Хозяйка Медной горы и другие. Малахит в качестве основного драгоценного камня для своего повествования Бажов выбрал не случайно, говорил, что в камнях этой горной породы «вся радость земли собрана».

Интересные факты 

Девочки ‒ ученицы женского училища соблюдали традицию: любимым преподавателям они прикалывали на пиджаки бантики, сделанные из атласных ленточек. У Павла Петровича Бажова таких отличительных «значков» было больше, чем у остальных.

Анализ сказки «Серебряное Копытце»

«Серебряное копытце» – сказка о доброте, милосердии и душевной щедрости. Это история удивительной дружбы маленькой девочки, ее кошки Муренки и волшебного козлика Серебряное копытце.

Главные герои

  • Кокованя – старый одинокий охотник, добрый и веселый человек.
  • Даренка – шестилетняя сиротка, добрая, трудолюбивая девочка, которая верит в чудеса.
  • Муренка – умная и рассудительная кошка, которую пригрела Даренка.
  • Серебряное копытце – волшебный козел, из-под копыта которого вылетали драгоценные камни.

Сюжет

Жил одинокий старик Кокованя, у которого не было ни одной родной души. Надумал он взять в дом сиротку, и соседи ему рассказали о шестилетней Даренки, чьи родители умерли. Кокованя познакомился с девочкой, и та согласились жить с дедушкой, но только при одном условии – непременно взять с собой любимую кошку Муренку.

Так стали они жить вместе – старый охотник Кокованя, девочка Даренка да кошка Муренка. Кокованя был отменным сказочником, и каждый вечер рассказывал сиротке разные сказки, которые знал в большом количестве. Но больше всего Даренке нравилась история про волшебного козла с серебряным копытом на правой ноге и пятью веточками на рожках.

С наступлением холодов отправился Кокованя в лес стрелять диких козлов. В лесу у него была маленькая избушка, и Даренка упросила взять ее и Муренку с собой. Так они стали жить в лесу втроем.

Когда Кокованя настрелял много козлов, он отправился в деревню за санями, и Даренка осталась одна в лесной избушке. Поначалу девочке было скучно, но вскоре она заметила в окошко, как на поляну выбежал маленький козел с пятью веточками на рожках – Серебряное копытце. Даренка позвала его, но козлик фыркнул и убежал. На следующий день девочка с большим удивлением заметила, как Серебряное копытце играет с ее Муренкой в снегу. Неожиданно козел вскочил на крышу избушки и принялся выстукивать своим волшебным копытцем, из-под которого тут же вылетали камни-самоцветы. Стукнув в последний раз, он исчез вместе с Муренкой.

Когда Кокованя вернулся, то не узнал своей избушки, которая была вся усыпана драгоценными камнями. Старый охотник набрал камней с полшапки, но Даренка его остановила – она хотела полюбоваться этой красотой при солнечном свете. Но утром с крыши сошел весь с нег, а с ним исчезли и камни. Впрочем, им и собранных самоцветов хватило, чтобы жить в довольствии.

План

  1. Кокованя забирает к себе сиротку Даренку и ее кошку Муренку.
  2. Жизнь втроем.
  3. Сказки Коковани.
  4. История про Серебряное копытце.
  5. Жизнь в лесной избушке.
  6. Зимняя охота.
  7. Появление волшебного козла.
  8. Дружба Серебряного копытца и Муренки.
  9. Россыпь самоцветов.

Главная мысль

Добрым людям с чистой душой обязательно улыбнется удача.

Чему учит

Произведение учит быть добрым, чутким к чужому горю. Учит бережно относиться к природе и не переставать верить в чудеса.

Отзыв

Благодаря этой истории становится понятно, что в мире много добрых людей, которые не останутся равнодушными, глядя на чужую беду. Кокованя приютил сиротку, а она наполнила его жизнь новыми яркими красками.

Пословицы

Дареному коню в зубы не смотрят.

В каждой шутке есть доля правды.

Лучше в малом да удача, чем в большом да провал.

Что понравилось

Понравилось, что ни Даренку, ни Кокованю не ослепили драгоценные камни, что оставил для них волшебный козел. Они остались такими же добрыми и щедрыми, как раньше.

Вопросы

  1. Почему Кокованя решил взять Даренку к себе в дом?
  2. Почему девочка согласилась идти жить к Коковане?
  3. Как зажили втроем Кокованя, Даренка и Муренка? Как они относились друг к другу?
  4. Можно сказать, что они были счастливы?
  5. Почему же им так хотелось увидеть Серебряное копытце?
  6. Почему все-таки «чудо» произошло именно с Даренкой и Кокованей?
  7. Почему «Серебряное копытце» названо сказом? Это быль или небыль?
  8. Что в сказке волшебного?
  9. А что было в действительности?

Словарная работа

Рукоделие – ручной труд (шитье, вышивание)

Голбчик – припечье со ступеньками для входа на печь

Пособник – помощник

Приказчик – управляющий имением помещика (хозяйством)

Похлебка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы

Очаг — устройство для разведения и поддерживания огня

Горюн – горевать

Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи

Балаган – временная легкая деревянная постройка

Бирюзовый – зеленовато-голубой цвет

Душной – запах, идущий от животного

Угрузнешь в снегу – утонешь, погрузишься в снег

Покосные ложки – широкий, длинный овраг (покосы в оврагах).

На чтение 14 мин. Просмотров 25 Опубликовано

«Серебряное копытце» – сказка о доброте, милосердии и душевной щедрости. Это история удивительной дружбы маленькой девочки, ее кошки Муренки и волшебного козлика Серебряное копытце.

serebryanoe-kopytce-chitatelskiy-dnevnik-64156.jpg

Краткое содержание «Серебряное копытце» для читательского дневника

ФИО автора: Бажов Павел Петрович

Название: Серебряное копытце

Число страниц: 56. П. П. Бажов. «Серебряное копытце». Издательство «Акварель». 2017 год

Жанр: Сказ

Год написания: 1938 год

Главные герои

Кокованя – старый одинокий охотник, добрый и веселый человек.

Даренка – шестилетняя сиротка, добрая, трудолюбивая девочка, которая верит в чудеса.

Муренка – умная и рассудительная кошка, которую пригрела Даренка.

Серебряное копытце – волшебный козел, из-под копыта которого вылетали драгоценные камни.

Сюжет

Жил одинокий старик Кокованя, у которого не было ни одной родной души. Надумал он взять в дом сиротку, и соседи ему рассказали о шестилетней Даренки, чьи родители умерли. Кокованя познакомился с девочкой, и та согласились жить с дедушкой, но только при одном условии – непременно взять с собой любимую кошку Муренку.

Так стали они жить вместе – старый охотник Кокованя, девочка Даренка да кошка Муренка. Кокованя был отменным сказочником, и каждый вечер рассказывал сиротке разные сказки, которые знал в большом количестве. Но больше всего Даренке нравилась история про волшебного козла с серебряным копытом на правой ноге и пятью веточками на рожках.

С наступлением холодов отправился Кокованя в лес стрелять диких козлов. В лесу у него была маленькая избушка, и Даренка упросила взять ее и Муренку с собой. Так они стали жить в лесу втроем.

Когда Кокованя настрелял много козлов, он отправился в деревню за санями, и Даренка осталась одна в лесной избушке. Поначалу девочке было скучно, но вскоре она заметила в окошко, как на поляну выбежал маленький козел с пятью веточками на рожках – Серебряное копытце. Даренка позвала его, но козлик фыркнул и убежал. На следующий день девочка с большим удивлением заметила, как Серебряное копытце играет с ее Муренкой в снегу. Неожиданно козел вскочил на крышу избушки и принялся выстукивать своим волшебным копытцем, из-под которого тут же вылетали камни-самоцветы. Стукнув в последний раз, он исчез вместе с Муренкой.

Когда Кокованя вернулся, то не узнал своей избушки, которая была вся усыпана драгоценными камнями. Старый охотник набрал камней с полшапки, но Даренка его остановила – она хотела полюбоваться этой красотой при солнечном свете. Но утром с крыши сошел весь с нег, а с ним исчезли и камни. Впрочем, им и собранных самоцветов хватило, чтобы жить в довольствии.

План пересказа

  1. Кокованя забирает к себе сиротку Даренку и ее кошку Муренку.
  2. Жизнь втроем.
  3. Сказки Коковани.
  4. История про Серебряное копытце.
  5. Жизнь в лесной избушке.
  6. Зимняя охота.
  7. Появление волшебного козла.
  8. Дружба Серебряного копытца и Муренки.
  9. Россыпь самоцветов.

Главная мысль

Добрым людям с чистой душой обязательно улыбнется удача.

Чему учит

Произведение учит быть добрым, чутким к чужому горю. Учит бережно относиться к природе и не переставать верить в чудеса.

Отзыв

Благодаря этой истории становится понятно, что в мире много добрых людей, которые не останутся равнодушными, глядя на чужую беду. Кокованя приютил сиротку, а она наполнила его жизнь новыми яркими красками.

serebryanoe-kopytce-e1598860561255.jpg

Рисунок-иллюстрация к сказке Серебряное Копытце.

Пословицы

  • Дареному коню в зубы не смотрят.
  • В каждой шутке есть доля правды.
  • Лучше в малом да удача, чем в большом да провал.

Что понравилось

Понравилось, что ни Даренку, ни Кокованю не ослепили драгоценные камни, что оставил для них волшебный козел. Они остались такими же добрыми и щедрыми, как раньше.

Тест по сказке

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Серебряное копытце»?</h3>

    • <label>Николай Гоголь</label>
    • <label>Павел Бажов</label>
    • <label>Максим Горький</label>
    • <label>Александр Пушкин</label>

(новая вкладка)

Здесь даны основные сведения о сказе П. П. Бажова «Серебряное копытце», представлено его краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этого сказа.

Краткие сведения о произведении

Сказ «Серебряное копытце» Бажова впервые был опубликован в 1938 году. Это сказ о доброте и ожидании чуда.

Главные герои сказа

Другие персонажи

Очень краткое содержание для читательского дневника

Старик Кокованя взял на воспитание сироту — девочку Дарёнку. Стали они жить втроём — дед, Дарёнка и кошка Мурёнка. Кокованя рассказал девочке о козлике с серебряным копытцем, живущем в лесу. Хотела Дарёнка посмотреть на него и попросила Кокованю взять её с собой в лес на охоту. Пришли они в балаганчик, который построил дед около покосных ложков. С ними туда прибежала и Мурёнка.

Когда Кокованя ушёл по делу в посёлок, к балаганчику прибежал козлик и вскочил на крышу. Стал он бить передней ножкой с серебряным копытцем. Из-под ноги посыпались разноцветные блестящие камешки.

Вернулся Кокованя и увидел, что весь балаганчик сверкает от камней. Набрал он немного самоцветов в шапку.

К утру выпал снег и укрыл камни. Разгребал Кокованя снег, но камешков не нашёл. Мурёнку и Серебряное копытце они больше не видели.

Через несколько лет старик заболел и не смог ходить на охоту. Камешки они продали. Дарёнка не знала, где взять деньги на еду, когда продадут последний камешек. И только подумала об этом, послышалось ей, будто кошка фыркнула. А в сундучке, где хранились камешки, послышалось шуршание. Посмотрели — а он полон самоцветными камнями.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Жил в заводском посёлке старик Кокованя. Жил он один, и решил усыновить сиротку. Хотел взять мальчика, чтобы потом обучить его своему делу. Но соседи посоветовали взять осиротевшую маленькую девочку. Кокованя раньше знал её родителей, были они ловкие и весёлые. Подумал старик, что если девочка на них похожа, с ней будет не тоскливо.

Девочку звали Дарёнкой. Спросил Кокованя у неё, пойдёт ли она к нему жить. Девочка спросила, кто он. Старик сказал, что он летом золото добывает, а зимой по лесу за козлом бегает — хочет посмотреть, в каком месте он топнет правой ножкой. Дарёнка спросила, для чего это ему нужно. Кокованя ответил, что расскажет ей, если она пойдёт к нему жить. Девочке интересно стало, она и согласилась, только попросила взять с собой кошку Мурёнку.

Стали они дружно жить вместе. Дед утром уходил на работу, девочка прибирала в избе и варила обед, а кошка мышей ловила.

Часто просила Дарёнка деда рассказать про козла. Узнала она, что у него рожки «на пять веточек», а на правой передней ноге серебряное копытце. Где топнет он этим копытцем, там появляются самоцветные камешки.

Зимой собрался старик на охоту за лесными козлами. В лесу у него был зимний балаган с очагом и окошечком. Дарёнка уговорила деда взять её с собой — очень хотела она поглядеть на Серебряное копытце.

Кошке девочка сказала дома сидеть, мышей ловить. Но Мурёнка побежала за Кокованей и Дарёнкой в сторонке. Так и добралась до балаганчика. Кокованя охотился на лесных козлов, много насолил козлиного мяса. Дарёнка посоветовала ему сходить в посёлок за лошадью, чтобы солонину перевезти домой. Сказала девочка, что не забоится остаться в лесу, ведь балаган крепкий, волки не доберутся.

Ушёл дедушка. Вечером увидела Дарёнка, что из леса бежит к покосным ложкам козёл с рожками «по пяти веточек». Выбежала девочка посмотреть — никого нет. Подумала она, что это ей показалось.

Второй день прошёл, не вернулся Кокованя. Хотела Дарёнка спать ложиться да вдруг услышала топоток по стенам, а потом и сверху. Как будто кто-то лёгонький быстро ходит. Девочка подумала, что это козёл прибежал, которого она вчера видела.

Открыла Дарёнка дверцу и увидела совсем близко козла с пятью ответвлениями на рожках. Стоит он и правую ножку с серебряным копытцем поднял. Девочка позвала его, как домашнего козла: «Ме-ка!» А козлик рассмеялся и побежал по покосу.

Вернулась Дарёнка в балаган и рассказала Мурёнке, что видела Серебряное копытце.

Третий день прошёл, Коковани всё нет. Девочка запечалилась. Хотела поговорить с Мурёнкой, а её нет. Выбежала девочка из балагана кошку искать.

Месяц ярко светил, и Дарёнка увидела, что на покосном ложке сидит Мурёнка, а перед ней козлик с поднятой ножкой с серебряным копытцем. Оба головами покачивают, будто разговаривают. Потом стали бегать по покосным ложкам. Убежали далеко, потом вернулись к балагану. Козлик вспрыгнул на крышу и стал по ней бить копытцем. Из-под ножки посыпались сверкающие разноцветные камешки.

Вернулся Кокованя и не узнал своего балагана — весь он был засыпан блестящими камнями. Наверху стоял козлик и бил серебряным копытцем, а камешки сыпались да сыпались.

Вдруг Мурёнка заскочила на крышу, мяукнула, и она, и козлик исчезли.

Кокованя нагрёб полшапки камешков, а Дарёнка попросила, чтобы больше не брал, чтобы ещё завтра полюбоваться на гору самоцветов.

Ночью был снегопад, все камни оказались под снегом. Утром дед и Дарёнка искали камни, но не нашли. Да им хватило и тех, что Кокованя в шапку набрал.

Серебряное копытце и Мурёнку они больше видели и очень скучали по кошке.

Через несколько лет Кокованя заболел, и Дарёнке пришлось трудно. Камешки они продавали, и девушка загоревала. Что делать, когда деньги за последний камешек закончатся? Только подумала об этом, как услышала, будто кошка фыркнула.

Когда Дарёнка рассказала деду о своей печали, он сказал, что есть поговорка: «Лениться да унывать не будешь — завсегда хлеба добудешь».

И услышали они, как в сундучке, где лежали камешки, что-то зашуршало. Посмотрела Дарёнка — а он полнёхонек. И новые камешки появились, каких ещё не видела. Кокованя объяснил, что эти дорогие камни гранильщики называют кошачьим глазком.

А по покосным ложкам, где козлик скакал, люди стали находить камешки. Больше было зелёных, которые называются хризолитами.

Заключение к краткому пересказу

В сказе П. П. Бажова «Серебряное копытце» раскрыты темы:

Основная мысль (идея) сказа «Серебряное копытце»: доброта, милосердие, вера в чудеса помогают людям стать счастливыми.

Краткое содержание сказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Вам также будет интересно почитать:«В Стране невыученных уроков: волшебное происшествие» — краткое содержание и пересказ повести Л. Б. …«Волшебник Изумрудного города» — краткое содержание и пересказ по главам сказочной повести А. М. Вол…«Майская ночь, или Утопленница» — краткое содержание и пересказ по главам повести Н. В. Гоголя«Каменный гость» — краткое содержание и пересказ по сценам пьесы А. С. Пушкина

«Серебряное копытце» главная мысль сказки Бажова

«Серебряное копытце» главная мысль — если ты творишь добро и веришь в чудеса, то все загаданные желания обязательно сбудутся.

Главная тема — жизнь и быт рабочих Урала

Бажов ценил в людях доброту, честность и упорство, поэтому самых лучших своих героев наделил именно этими качествами.

Автор сказки показал, что если очень сильно постараться, то можно обязательно добится своей цели. Также автор учит нас, что что чудеса со злом и жадностью несовместимы.

О чем сказка «Серебряное копытце»?

Сказка «Серебряное копытце» была написана Павлом Бажовым в 1938 году. Она включена в сборник уральских сказов «Малахитовая шкатулка». На этом произведении выросло уже не одно произведение читателей. По мотивам «Серебряного копытца» в 1977 году был снят одноимённый мультфильм, который известен множеству людей с самого детства. Несмотря на то, что сказка была написана так давно, она остаётся любима читателями и зрителями, и она того заслуживает. Обязательно прочитайте эту зимнюю историю.

События разворачиваются в одном из рабочих посёлков вблизи Уральских гор. Там один-одинёшенек живёт дед Кокованя, которому приходится взять к себе сиротку Дарёнку с кошкой Мурёнкой. На зиму они уходят в лес, где дедушка охотится и так зарабатывает. Они живут душа в душу. Дарёнка любит слушать волшебные истории Коковани, которые он с удовольствием ей ведает. И вот однажды дедушка рассказывает ей старую уральскую легенду. В ней говорится о волшебном козлике Серебряное копытце, из-под копытца которого сыплются драгоценные камни. Действия происходят в посёлке горняков: искателей золота и драгоценностей, поэтому неудивительно, что легенда появилась именно там. А Дарёнка загорается мыслью о Серебряном копытце, только и мечтает его увидеть.

Когда Кокованя уходит в деревню за лошадью, к лесной избушке, в которой осталась Дарёнка с кошкой, подходит лесной козлик. Три дня и три ночи ходит он вокруг дома. А на третий день, когда возвращается Кокованя, вспрыгивает на крышу домика, ударяет копытцем, и всё вокруг покрывается драгоценными мерцающими камнями. Внучка с дедом любуются сиянием, а Кокованя набирает шапочку горсть камней.

Да, «Серебряное копытце» — очень красивое и радостное произведение. Но в чём же смысл сказки? Безусловно, в первую очередь автор рассказывает нам о тёплых человеческих взаимоотношениях. Дедушка с Дарёнкой и Мурёнкой живут тихо и мирно, не ссорятся, поддерживают друг друга во всём. Павел Бажов описывает их быт с большой любовью, видно, как любит он своих героев, как ставит в пример их семью. Да, эта семья не идеальна, но как любят друг друга её члены!

Итак, первая цель автора — показать теплоту взаимоотношений.

Но это не всё, о чём говорится в сказке. Несколько раз говорится, что люди хотят найти Серебряное копытце, чтобы с его помощью заполучить драгоценности и разбогатеть. В сказке упоминается мастер-горняк, который хотел поймать Серебряное копытце, чтобы стать очень-очень богатым. К этому стремилось большинство жителей деревни.

Именно поэтому никто не мог его увидеть. Никто, кроме Дарёнки и Коковани. Девочка мечтала увидеть козлика, чтобы просто поглядеть на него и насладиться красотой. Дедушка о такой встрече даже и не мечтал, не собирался получать выгоду, не искал наживы во всяком действии. А первой с козликом подружилась кошка Мурёнка. А у кошки тем более не могло быть никаких денежных интересов! Таким образом Серебряной копытце смогли увидеть только совершенно бескорыстные люди, не ищущие выгоду в каждом действии.

Вторая цель автора — показать необходимость бескорыстных действий, мотивируемых исключительно добротой и искренностью.

Но смысл сказки не только в этом. Давайте посмотрим на всю картину в целом. Вот деревушка, вот заснеженная избушка, еле видная, уходящая вдаль тропинка. Рядом любящие друг друга люди, кошка и яркие самоцветы. Перед нами прекрасная зимняя, новогодняя история. Зимние праздники не обходятся без экранизации этой истории.

Она говорит нам о том, что детские, светлые и чистые мечты всегда сбываются. Главное — верить в них и добиваться осуществления.

В этой статье мы рассказали, в чём смысл сказки «Серебряное копытце» Павла Бажова. Читайте эту и другие истории из цикла «Малахитовая шкатулка».

Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Название произведения: Серебряное копытце

Автор: Бажов Павел Петрович

Жанр произведения: сказка

Первая публикация: 1938

Герои: вдовый дед Кокованя, девочка-сирота Дарёнка и её кошечка.

Литературный труд Павла Бажова — это кладезь доброй мудрости для детей и взрослых, убедиться в этом поможет краткое содержание сказки «Серебряное копытце» для читательского дневника.

Сюжет

Под конец жизни дед Кокованя остался совсем один. Узнал он, что в деревне живёт ещё одинокий человечек — сирота-девочка Дарёнка. Подумал дедушка, что хорошо будет взять девчонку к себе. Пришёл за ней, а у неё друг — кошечка Мурёнка. Пришлось деду и её пригреть. Чтобы ребёнок Кокованю не боялся, рассказал он сироте легенду о козлике с серебряным копытцем. Дарёнка доверилась старичку и они втроём очень хорошо зажили: дедушка подрабатывал, а девочка по хозяйству хлопотала.

Однажды дедушка взял с собой своих домочадцев на охоту. Остановились они в лесном домике. Кокованя ушёл в лес, а сиротка увидела в окно, как её кошка играет с козликом. Девочка вышла из дома, чтобы взглянуть поближе и увидела, что козлик бьёт своим копытцем и выбивает драгоценные камешки. Когда Кокованя вернулся, он вместе с Дарёнкой собрал полную шапку самоцветов. Кошка Мурёнка куда-то пропала, а дедушка с названной внучкой зажили безбедно.

Вывод (моё мнение)

Сказка бажова учит тому, что добро всегда будет вознаграждено, и тому, что нужно верить в чудеса.

Добавить в избранноеИспользуемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/serebryanoe-kopytce.html
  • https://blmb.ru/serebryanoe-kopytce-kratkoe-soderzhanie/
  • https://kratkoe.com/serebryanoe-kopyittse-glavnaya-myisl/
  • https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-skazki-serebryanoe-kopytce/
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/1-klass/1566-serebryanoe-kopytce.html

Сказка «Серебряное копытце» — это произведение Павла Петровича Бажова, которое учит добру, человечности и милосердию, а краткое содержание позволяет убедиться в этом в сжатые сроки. Команда Литеровед.ру подготовила материал, благодаря которому вы сможете познакомиться с главными героями и узнать основные моменты сказки, не потратив на это много времени.

Главные герои

  • Кокованя – старик-охотник, остался один, поэтому решил взять к себе сиротку.
  • Даренка – девочка шести лет, сирота, ушла жить к Коковане.
  • Муренка – кошка Даренки.
  • Серебряное копытце – козлик, имел серебряное копытце, которым выбивал драгоценные камни.

Краткое содержание

Жил старик, которого все звали Кокованя. Оставшись без семьи, он решает взять к себе жить сиротку. Соседи сказали, что есть одна семья. Старших детей забрали, а шестилетняя девочка осталась. Старик не хотел брать девочку, потому что не знал, как с ней обращаться. Парнишку бы ему.

Подумав, он вспомнил родителей девочки и решил, что с ней не заскучает. Пришел Кокованя девочку забирать, а она на руках с кошкой ободранной сидит. Кошка звонко так мурлычет. Хозяйка пожаловалась, что кошку никак выгнать не могут, а она уже всех исцарапала.

Старик обратился к девочке, назвав её подаренушкой. Девочка удивилась, откуда он узнал, что её Даренкой зовут. Старик предложил девочке пойти к нему жить, рассказав, кто он такой и чем занимается. Он рассказал, что летом промывает песок в поисках золота, а зимой пытается увидеть козла, но никак ему это не удается. Козел это не простой, но рассказать о нем Кокованя согласился только тогда, когда она к нему жить пойдет.

Девочка согласилась, но с одним условием – кошка Муренка вместе с ней отправится. На что Кокованя сказал девочке, что был бы дураком, если бы такую кошку и не забрал.

Вот так и стали они втроем жить. Кокованя ходил на работу, Даренка занималась уборкой, готовила еду, а кошка охотилась на мышей. Хорошо и весело жилось им.

Много Кокованя рассказывал сказок девочке, но ей хотелось поскорее про козла узнать. Старик долго пытался отговариваться, но потом решил рассказать правду. Козел тот был не простой, а особенный. Имелось у него на передней ноге серебряное копытце. И где козел топал своим копытцем, там непременно появлялся дорогой камень. Сколько раз он ножкой топнет – столько камней и появится.

После этого девочка начала постоянно расспрашивать деда про козла. Даренке было все интересно – какой внешне козел, какие у него рожки, что он ест.

Осенью девочка начала проситься в лес вместе с Кокованей. Она хотела хотя бы издали увидеть того самого козлика. Но дед объяснил ей, что осенью все козлы выглядят одинаково. А вот зимой его легко разглядеть, потому что он даже на зиму рога не сбрасывает. Когда спустя несколько дней дед вернулся, то рассказал, в какую сторону зимой отправится. Что у него даже есть там балаган, в котором можно и переночевать и согреться. Девочка опять начала проситься с дедом, уверяя, что будет сидеть в балагане и ждать, вдруг повезет, и она увидит Серебряное копытце. Кокованя долго пытался отговорить девочку, а потом решил взять один раз, чтобы в другой раз она больше не просилась.

Когда зима была в полном разгаре, стали они собирать вещи в лес. Девочке очень жалко было оставлять Муренку, но ничего нельзя было поделать. Она начала гладить и уговаривать кошку, что как только они встретят Серебряное копытце, так сразу домой и вернутся. И она обязательно Муренке все расскажет.

Как только они отправились в путь, так видят, что Муренка за ними следом бежит. Девочка хотела поймать кошку, но та в лес убежала и след простыл. Но по пути неоднократно видели, что она бежит за ними следом. Так кошка вместе с ними в балаган пришла.

Дед постоянно приносил козлов, они насолили много мяса и насобирали шкур. Да столько, что на руках и не унести. Дед хотел пойти за лошадью, но не рискнул девочку одну в лесу оставлять. Но Даренка сама предложила ему отправиться за лошадью. Дед уточнил, не будет ли она бояться одна в лесу? Но Даренка уверила его, что балаган крепкий, и с ней вместе кошка. Чего ей бояться то?

Днем девочке было привычно одной дома, а ночью стало немного страшно. Но она глянула, что кошка спит спокойно, и решила, что бояться нечего. Тут она в окошко увидела комочек какой-то, который по лесу котился.

Когда он прикатился ближе – девочка рассмотрела козлика, голову которого украшали рога из пяти веточек. Девочка выбежала на улицу, но никого не застала. Тогда она решила, что задремала и козлик ей просто привиделся.

На второй день деда еще не было. Только она спать собралась, как услышала топот по стене. Девочка немного испугалась, а потом подумала, что это вчерашний козлик вернулся.

Преодолевая страх, девочка вышла на улицу, и видит там Серебрянное копытце стоит. Рассмотрела она его, и рожки, и копытце увидела, даже позвать пыталась. Но козлик лишь рассмеялся и убежал. Так и не топнул ножкой.

На третий день Кокованя тоже не возвратился. Даренка хотела с кошкой своей печалью поделиться, но увидела, что и та куда-то ушла. Тогда совсем девочке грустно стало. Побежала девочка Муренку искать. Тут-то она и увидела, что сидит её кошка, а перед ней Серебряное копытце. Потом они принялись вдвоем бегать. Кошка за козленком, а тот останавливается и бьет своим копытцем. Потом дальше отбегает и снова бить копытцем начинает. Очень долго они так бегали, а потом опять к дому вернулись.

Потом козлик и вовсе на крышу запрыгнул и начал бить копытцем. Во все стороны полетели дорогие камни разных цветов. В этот момент пришел Кокованя. Потом Муренка к нему запрыгнула, мяукнула, и в этот же момент не стало ни козлика, ни кошки.

Кокованя начал камни собирать, но Даренка остановила его. Она хотела еще днем на все это посмотреть. А с утра выпало много снега и ничего они найти не смогли, но им хватило и того, что Кокованя успел в шапку насобирать.

Грустно только было, что Муренку с Серебряным копытцем они больше не видели. Долго еще люди по покосам, где Муренка с Серебряным копытцем бегали, камешки находили.

Цели:

  • Продолжить работу над изучением сказа П.Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выразительного осознанного беглого чтения и умению работать с текстом; учить составлению портретной характеристики героев;
  • Развивать воображение учащихся, способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; совершенствовать умение общаться друг с другом, находить общее решение, доказывать собственное мнение; развивать навыки самопроверки и самоконтроля через использование технологической карты и работы с ПК;
  • Воспитывать нравственные качества на примере главных героев произведения.

Планируемые результаты:

  • Предметные: умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про
  • себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном
  • чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки.
  • Метапредметные:
    • Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
    • Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных(ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги:
    • Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение
    • договариваться о совместных действиях);
  • Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества П.П.Бажова.

Оборудование: презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно лучистые веселые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали — это….. (наш Бажов)!

Слово “наш” часто добавлялось к имени писателя. Люди его так любили, что произносили с гордостью: “Наш Бажов”.

«Колдун уральский бородатый», — сказал о Павле Петровиче Бажове Демьян Бедный. В самом деле, даже фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» — то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было — Колдунков, и один из многих литературных псевдонимов — Колдунков Егорша. (Слайд №2)

2. Проверка домашнего задания

— Понравилась ли вам сказка? Чем?

Кто главные герои этой сказки? Слайд №3

А. Работа по содержанию сказки (с выборочным чтением).

— Почему Кокованя решил взять себе сиротку? (Он был одиноким.)

— Кого посоветовали ему взять соседи? (Девчонку шести лет из семьи Григория Потопаева.)

— Кто такой приказчик? (Приказчик – это небольшой начальник на заводе.)

— Как жилось девочке в чужой семье? Прочитайте.

— Что значит «взъедалась на девочку»? (т.е. ругала ее, попрекала куском хлеба.)

— Прочитайте, как Кокованя впервые увидел девочку.

— Как назвал старик девочку, почему? (Он назвал её Подарёнкой, потому что девочку как бы подарили чужим людям, т.е. отдали.)

— Как на самом деле зовут девчоночку? (Дарёнкой.)

— Чем занимался Кокованя? (Он добывал летом золото, а зимой бегал по лесам за козлом.)

— Как жили Кокованя, Дарёнка и кошка «Мурёнка»? Прочитайте.

— О ком любил рассказывать старик? (Об особенном козле с серебряным копытцем на правой передней ноге.)

— Почему Дарёнка заинтересовалась козлом?

— О чём она расспрашивала? (Она спрашивала и как он выглядит, и чем питается, и как пахнет. Ей все было интересно.)

— Почему Кокованя не хотел брать с собой девочку в лес? Прочитайте.

— Где собирался ночевать старик зимой в лесу? Прочитайте.

— Почему старик решил взять-таки с собой Дарёнку? Прочитайте.

— Что взяли с собой в лес Кокованя и Дарёнка? Прочитайте.

— Почему Дарёнка хотела оставить кошку дома? (Чтобы она дома ловила мышей.)

— Что случилось по дороге в лес? (Собаки лай да визг подняли, увидев Мурёнку, которая в лес бежала за ними.)

— Чем занимался Кокованя в лесу? (Он охотился на козлов.)

— Почему же он всё-таки ушёл в завод? (Дарёнка уговорила.)

— Что увидела в окошко Дарёнка? Прочитайте.

— Каким увидела Дарёнка козла в первый раз? Прочитайте.

— Какую картину увидела Дарёнка около избушки? Прочитайте.

— Что случилось, когда вернулся Кокованя? (В это время весь балаган был уже засыпан драгоценными камнями.)

— Что произошло с Серебряным копытцем и с Мурёнкой. (Они исчезли.)

— Сколько камней успел собрать Кокованя? (Он нагрёб полшапки камней.)

— Почему же он не собрал их побольше? (Дарёнка попросила оставить эту красоту до утра, чтобы на неё полюбоваться.)

— Вернулась ли домой кошка? (Нет.)

— Как вы думаете, почему она не вернулась? (Она осталась, наверное, с Серебряным копытцем, потому что кошка тоже была необыкновенной.)

— Что стали находить люди по тем покосным ложкам? (Хризолиты.)

Б. Работа с текстом и иллюстрациями. (иллюстрации на слайдах) (Слайд №4)

 Посмотрите на слайд. Что на ней изображено?

А теперь расположите картинки по порядку. Это план сказки. Как озаглавим?

Слайд №5

1. Дарёнка.

2. Серебряное копытце.

3. Жизнь в лесу.

4. Чудо Серебряного копытца.

3. Физминутка

4. Мотивы народных сказок в авторском тексте

— К какому жанру относится это произведение? (Это не сказка, а сказ.)

— Как вы объясните слово «Сказ»?

— Обратимся к словарю Ожегова. (Слайд №6)

(Сказ — это форма авторской речи в духе языка и характера того, от чьего имени ведётся повествование)

— Что такое сказка? (Сказка – это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики.  В сказках всегда есть назидательный смысл.) Слайд 6

— Что такое рассказ? (Рассказ – это прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод. Где происходят реальные события.) (Слайд №6)

Сказ — это авторский текст.

Получается, что в сказе сочетаются жанры сказки и рассказа.

— Что сказочного в произведении? Чем схожа с народными сказками (Есть волшебные герои. Это Серебряное копытце, которое может выбивать драгоценные камни, и кошка Мурёнка.)

— А есть ли обычные, не сказочные события? (Да. На самом деле бедным людям жилось тяжело, как Коковане и Дарёнке. Но несмотря на это они не озлобились, а еще оказывали помощь другим, ещё более обделённым судьбой.)

Легенда о козлике

Слайд №7

Серый лесной уральский «козлик» — это обыкновенная косуля, и сейчас еще встречающаяся в тех местах, где дедушка Кокованя увидел оленя Серебряное Копытце. Этот олень – самый поэтичный образ из сказов Бажова. Существует древнеславянская легенда о золоторогом олене с серебряным копытом, который якобы дважды является на землю: предвещая весну и предвещая зиму.

Слайд № 8-11

Серебряное Копытце – это Лось, которому поклонялись древние финно-угры. Рогатые лосиные головы символизируют небо. Лосиные головы могут заменяться утиными, потому что лосиный рог очертаниями напоминает летящую утку. Великий Лось нес на своих рогах солнце финно-угров. Шаманы на камланиях призывали Лося на землю. Коснуться копытами земли Лось не мог – земля была слишком скверна для него. Поэтому на капищах шаманы укладывали на земле священные блюда, на которые и вставал Лось. Блюда были из драгоценных металлов, чаще всего – из серебра. Серебряные блюда из Малой Азии и Ближнего Востока в большом количестве выменивались на пушнину жителями Урала через татарских купцов. Уральские находки драгоценных блюд и чаш составили основную и лучшую часть коллекции иранского серебра в Эрмитаже. От этого серебра и стали серебряными копытца оленя дедушки Коковани. А блюда на то и нужны, чтобы в них что-то складывать. Например, при камланиях — подношения Лосю: монеты, драгоценные камни, самоцветы. Поэтому в сказе Бажова драгоценные камни и брызжут во все стороны при ударах серебряного копытца.

— Получается, что в сказе сочетаются жанры сказки и рассказа. Слайд № 12

Отличительные черты сказа:

  • Герои – люди обыкновенные.
  • Фольклорная первооснова.
  • Присутствие рассказчика – человека из народа.

«Серебряное копытце» — это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность. И рассказ ведется от лица Деда …. Слышко

— Кто такой Дед Слышко?

На этом уроке мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас с вами, и что нравится в людях Бажову.

Сказ закончился чудом.

— А вы верите в чудеса?

— Герои сказки заслужили это чудо. Они говорили добрые слова, совершали добрые дела.

— Каждое доброе дело и слово, как драгоценный камень. Поэтому и была усыпана избушка драгоценными камнями.

— Так что же важнее для человека ДОБРО — ИМУЩЕСТВО или ДОБРО — ХОРОШЕЕ НА БЛАГО ДРУГИХ?

Работа в парах

— Соберите пословицы, которые подходят содержанию сказа? Слайд №13

  • Добра себе желаешь — делай добро.
  • Доброму слову добрая память.
  • С добрым словом жить в радости.
  • От доброго дерева — добрый плод.
  • Доброе дело два века живет.
  • Доброе слово дарит доброе тепло. (Приложение 1)

— Чему нас учат герои Павла Бажова?

(Пары прочитывают пословицы)

— Мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.

Слайд 14

5.Рефлексия учебной деятельности

Закончите урок фразой:

  • Я понял…
  • Я узнал….
  • Я хочу узнать…
  • Я похвалил бы себя за…..
  • После урока мне захотелось….

6. Итог урока

– Что понравилось на уроке?

7. Домашнее задание

Пересказ описания козлика, выписать в тетрадь по чтению слова и выражения, характеризующие Дарёнку и Кокованю.

  • Павел был среднего роста худощав с какой то странной походкой сочинение
  • Павел балин священник рассказы
  • Павел воля описание внешности сочинение
  • Павел бажов рассказы для детей
  • Пабг как правильно пишется