Паустовский заячьи лапы сколько страниц в рассказе

Константин георгиевич паустовский известный русский писатель. в своих произведениях он воспевал красоту природы, говорил о необходимости бережного отношения к

Константин Георгиевич Паустовский – известный русский писатель. В своих произведениях он воспевал красоту природы, говорил о необходимости бережного отношения к ней. Для писателя было интересно наблюдать за состоянием души человека, находящегося в тесном взаимодействии с природой. Паустовский был уверен, что общение с ней меняет человека, пробуждает в нем искренние чувства, делает милосердным. Примером тому могут стать многие сочинения автора, в том числе и произведение «Заячьи лапы», краткое содержание которого будет изложено в статье. Чаще всего в своих творениях автор описывал реально происходившие события.

Факты из биографии писателя

Константин Паустовский родился 19 мая 1892 года в Москве. Отец был железнодорожным служащим. В душе он был большим романтиком и мечтателем, именно эти качества характера передались от отца сыну. Семья много раз меняла место жительства. Киев – один из городов, где довелось жить будущему писателю. Здесь он поступил в гимназию и успешно закончил ее. В годы учебы был написан и опубликован его первый рассказ.

краткое содержание сказки заячьи лапы

После окончания гимназии учеба была продолжена сначала в Киевском, а затем в Московском университете. Однако с началом Первой мировой войны обучение пришлось прервать. Молодой человек работал в составе полевой санитарной бригады, которой вместе с русской армией пришлось отступать по территории Польши и Белоруссии. События Октябрьской революции и Великой Отечественной войны тоже не обошли стороной жизнь писателя. Константин Георгиевич Паустовский прожил 76 лет, его не стало 14 июля 1968 года.

Что вдохновляло на творчество

Жажда странствий никогда не покидала писателя. А после поездок и путешествий всегда рождались новые произведения. Паустовскому удалось посетить многие уголки страны, бывал он и за рубежом. Екатеринослав, Таганрог, Москва, Киев, Одесса, Сухуми, Батуми, Тифлис – это лишь небольшой перечень городов, где побывал писатель. А в некоторых из них он жил и работал.

краткое содержание рассказа заячьи лапы

Константин Георгиевич был разносторонним человеком. Он попробовал себя в разных сферах деятельности, что не могло не сказаться на обогащении его жизненного опыта. Это же помогало в литературной деятельности.

Немаловажным является и тот факт, что на жизненном пути Паустовского встретились такие талантливые люди, как Илья Ильф, Эдуард Багрицкий, Валентин Катаев, Михаил Булгаков. Общение, совместная работа с ними оказали влияние на развитие писательского таланта молодого автора.

Литературное наследие писателя

Перу Константина Георгиевича Паустовского принадлежит большое количество рассказов, которые печатались как отдельно, так и в составе многочисленных сборников. Произведение «Заячьи лапы» имеет именно такую историю. Рассказ переиздавался много раз еще при жизни писателя, популярен он и сейчас. Кроме того, читателям интересны очерки, повести и романы Паустовского.

заячьи лапы главные герои

«Повесть о жизни» — главный литературный труд писателя, над которым он работал с 1945 по 1963 год. Автобиографическое произведение состоит из шести книг. Каждая из них описывает определенный этап жизни автора, которая была неразрывно связана с историей страны.

Все произведения Паустовского отличаются увлекательным сюжетом, особой манерой изложения автора. При этом не имеет значения ни возраст, ни литературные предпочтения читателя. Например, Рассказ «Заячьи лапы» не может оставить равнодушным ни взрослого, повидавшего в своей жизни многое, ни ребенка, только начинающего познавать мир.

Мещерский край

Константин Паустовский объездил все уголки страны. Многие места поражали его своей уникальностью, красотой природы. Но особенное отношение у писателя было к Мещерскому краю. Скромная среднерусская природа вдохновляла на творчество больше всего.

На протяжении многих лет писатель жил в Москве, но время от времени уезжал на Оку, в Тарусу. Именно после посещения этих мест самые вдохновенные произведения мог писать Константин Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы» тоже родился в Мещерской стороне.

Востребованы ли произведения современным читателем

Произведения Константина Георгиевича Паустовского включены в программу начальной и средней школы. И это совсем неслучайно. Читая рассказы писателя, дети учатся понимать природу, менять отношение к ней. Кроме того, они учатся сочувствовать, сопереживать, что особенно важно в жизни людей.

Большой любовью у маленьких читателей пользуются такие рассказы, как «Барсучий нос», «Резиновая лодка», «Кот-ворюга», «Заячьи лапы». Главные герои этих произведений вызывают уважение, дети искренне сочувствуют, доверяют им. У многих персонажей можно поучиться житейской мудрости.

Краткое содержание рассказа «Заячьи лапы»

События, описываемые в произведении, происходят в окрестностях Урженского озера. Именно в тех местах любил бывать Паустовский. После одного из таких посещений у автора родилась идея написать рассказ «Заячьи лапы». Главные герои произведения хорошо знакомы писателю. От них он и услышал историю, которая легла в основу рассказа.

заячьи лапы краткое содержание

Ваня Малявин и его дед — заядлый охотник — это главные герои повествования.

Однажды во время охоты старика застал лесной пожар. Как известно, огонь в лесу уничтожает все на своем пути, уцелеть в такой ситуации порой бывает невозможно. Однако дед остался жив. А своим спасителем старик считал зайца – животные лучше человека чувствуют, с какой стороны может приближаться опасность.

Заяц, убегая от огня, вел за собой и деда. Когда опасность миновала, охотник обнаружил, что заяц очень сильно пострадал – у него обгорели лапы и живот. Старик считал своим долгом вылечить зверька. Об этом и повествуется в рассказе «Заячьи лапы». Краткое содержание произведения можно выразить мыслью о том, что за добро нужно платить добром, чего бы это ни стоило. Ване и деду Лариону пришлось преодолеть немало преград, прежде чем беспомощный зверек был вылечен.

История излечения зайца началась с посещения ветеринара, который грубо отказал Ване, посмеявшись над ним и дедом Ларионом. Но на пути мальчика повстречалась сердобольная бабка Анисья. Она и посоветовала Ване обратиться за помощью к детскому врачу Карлу Петровичу, который жил в городе.

Доктор был обескуражен, когда к нему пришел старик с необычным пациентом. Решение Карла Петровича, казалось, было непоколебимым — лечением животных он никогда не занимался и делать этого не станет. Но все же настойчивость деда взяла верх — бедный зверек был излечен доктором.

Характеры персонажей произведения глазами детей

В рассказе «Заячьи лапы», краткое содержание которого изложено выше, показаны разные характеры героев. Это особо ценится в произведении, когда его рекомендуют для детского чтения.

рассказ заячьи лапы

После ответа на вопрос, кто из героев вызывает симпатию, обязательно нужно обсудить характерные черты каждого из них. Беседу можно организовать, отталкиваясь от вопросов:

  1. Чем понравился мальчик Ваня Малявин?
  2. Каким человеком была бабка Анисья?
  3. Назовите главные черты характера деда Лариона.
  4. Что можете рассказать о Карле Петровиче?

Обязательно нужно обратить особое внимание читателей на отрицательных персонажах с той целью, чтобы, анализируя их поступки, дети учились отличать негативные черты характера человека, вызывающие неприязнь у окружающих.

Характеристика деда и внука

Рассказ «Заячьи лапы» построен так, что в его содержании описание внешности главных героев, их черт характера Паустовский почти не дает. Внутренний мир этих людей становится понятен из совершаемых ими поступков.

Маленьким читателям становится ясно, что старый охотник — добрый и отзывчивый человек. Его переполняет чувство ответственности и долга. Он готов вытерпеть унижения, насмешки ради спасения бедного зверька.

Стоит отметить, что внук, несмотря на возраст, обладает теми же качествами характера, что и Ларион. Сострадание к больному зайцу, чувство благодарности к нему за спасение деда заставляют мальчика бежать через лес, выслушивать унижения от ветеринара. Все поступки Вани вызывают симпатию у читателей.

паустовский рассказ заячьи лапы

Паустовский, «Заячьи лапы». Отзывы читателей

Если после знакомства с содержанием рассказа у детей появляется желание поделиться впечатлениями о прочитанном, то можно сказать, что педагогическая цель достигнута.

Опыт показывает, что краткое содержание рассказа «Заячьи лапы» не способно передать все особенности сюжета произведения, индивидуальность характеров его героев. Именно поэтому настоящий отклик в душе ребенка получает полная версия рассказа. Отзывы юных читателей о нем чаще всего бывают восторженными.
Дети принимают сторону положительных героев рассказа. Они сочувствуют больному животному и радуются счастливому окончанию истории.

Что дают читателю произведения Паустовского

Познакомившись с произведением целиком или прочитав лишь краткое содержание сказки «Заячьи лапы», читатели могут почерпнуть много полезных и интересных сведений для себя.

произведение заячьи лапы

Завораживает описание природы, которое мастерски дает Паустовский. Человек невольно начинает ощущать свое присутствие в изображаемом уголке, что положительно влияет на его эмоциональную сферу.
Произведение «Заячьи лапы» (краткое содержание или полная его версия) дает возможность почерпнуть немало знаний о природе, жизни животных. Для маленьких читателей это очень важно. Кроме того, происходит обогащение активного словаря, развивается умение разбираться в характерах людей.
В книге показана борьба человека со стихией огня во время лесного пожара. Но преодоление человеческой черствости оказалось таким же непростым делом. Писатель вселяет в душу читателя оптимизм, когда показывает, что справиться можно с любыми трудностями. Константин Паустовский рассказ «Заячьи лапы» писал для того, чтобы показать, что человек должен жить в окружении добра, которое он сам и создает.

Польза от чтения произведений Константина Георгиевича Паустовского огромна, и она очевидна.

Пушкин сделал!

Паустовский К.Г.

Название: “Заячьи лапы”

Жанр: рассказ

Тема произведения: животные

Число страниц: 7

Главные герои и их характеристика

Ваня Малявин. Добрый и отзывчивый мальчик, очень любит животных.

Ларион Малявин. Его дед, старый охотник. Суровый, спокойный и справедливый человек.

Заяц, рваное ухо. Спаситель деда.

Карл Иванович. Детский врач, добрый и отзывчивый человек.

О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

При пожаре заяц вывел за собой из огня деда Лариона, но сам сильно обгорел. Дед и его внук постарались вылечить зайца и взяли его в свою семью.

Сюжет — краткое содержание

Ваня приносит зайца с обгоревшими лапами деревенскому ветеринару, но тот только смеется, а бабка Анисья советует везти зайца в город.

Дед Ларион и Ваня привозят зайца в город и находят врача Карла Ивановича, который сперва не хотел лечить зайца.

Но когда врач узнал историю зайца, то взялся за его лечение, а профессор из столицы хотел купить зайца.

Дед Ларион никому не стал продавать зайца, потому что он — живая душа.

Дед Ларион рассказал автору, что, когда начался лесной пожар, он бросился за зайцем, зная, что животные лучше чувствуют воду.

Дед спасся, но заяц сжег свои лапы, а после того, как его вылечили, остался жить с Ларионом.

Понравившийся эпизод

Мне понравилось, как Ваня нес зайца от ветеринара. Он сильно боялся, что заяц умрет, ведь тот даже не мог есть, а потому умолял его потерпеть и носил ему воду.

План произведения для пересказа

Ваня и заяц у ветеринара

Совет бабки Анисьи

Ваня несет зайца домой

Гроза

Ваня и дед в городе

Разговорчивый аптекарь

Карл Иванович

Лечение зайца

Отказ продавать зайца

Подлинная история зайца

Главная мысль

Нельзя продавать и предавать друзей, тех кто тебе помог, тех кто тебя спас.

Чему учит эта книга

Этот рассказ учит любить природу и всех живых существ. Учит помогать тем, кто попал в беду. Учит милосердию и состраданию, учит добру, отзывчивости. Учит не жалеть сил, чтобы помочь своему другу.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Это очень трогательный рассказ, главным героем которого является самый обычный заяц. Но самое главное в этом рассказе то, какое сочувствие и жалость люди проявили к судьбе зайца, как пережевали, что тот может умереть, как настойчиво пытались его спасти. Это прекрасно, когда кто-то так заботиться о животных.

Новые слова и выражения

Оголец – хулиган.

Шут их разберет — никто не поймет.

Шибко – быстро.

Пословицы к произведению

Жизнь дана на добрые дела.

Долг платежом красен.

Сам погибай, а товарища выручай.

Друг познается в беде.

Помогающий другим, найдет и себе помощь.

Назад к содержанию

«Заячьи лапы» читательский дневник

«Заячьи лапы» – добрый и поучительный рассказ о том, как маленький зайчишка спас деда Лариона от пожара, а тот, в свою очередь, вылечил его обожженные лапки.

zayachi lapy paustovskij geroi 1

Краткое содержание «Заячьи лапы» для читательского дневника

ФИО автора: Паустовский Константин Георгиевич

Название: Заячьи лапы

Число страниц: 2. Паустовский К. Г. «Заячьи лапы». Издательство «Аванта». 2018 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1937 год

Главные герои

Ваня Малявин – добрый, жалостливый, отзывчивый мальчик.

Дед Ларион Малявин – старый охотник, справедливый, добрый человек, любящий природу.

Карл Иванович – детский врач, который по доброте душевной вылечил зайца.

Анисья – добрая, отзывчивая женщина, пожалевшая Ваню и зайца.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Заячьи лапы»

Сюжет

Однажды к ветеринару пришел мальчик по имени Ваня Малявин, в руках у которого был заяц. Животное выглядело очень несчастным: у него слезились глаза, и были сильно обожжены лапы. Но ветеринар сказал, что не умеет лечить зайцев, и предложил зажарить его на закуску деду. Ваня заплакал, а жалостливая бабка Анисья предложила мальчику отнести зайца в город, к Карлу Ивановичу.

Утром Ваня с дедом и пострадавшим зайцем отправились пешком в город. В аптеке они узнали заветный адрес, но аптекарь предупредил, что их затея напрасна – Карл Иванович был лучшим специалистом по детским болезням, но он уже давно не принимал пациентов.

Дед с Ваней отыскали нужный дом, и оторвали доктора от игры на рояле. Узнав, по какому делу они пришли, Карл Иванович очень рассердился. Но дед стал умолять вылечить зайца, который, по сути, был тем же ребенком. Кроме того, этот заяц в свое время спас деду жизнь. Выслушав его сбивчивый рассказ, доктор согласился взяться за лечение.

История же была такова. Однажды дед отправился на охоту, и заметил зайчонка с рваным ухом. Он выстрелил, но промахнулся и побрел дальше. Неожиданно в лесу начался сильный пожар, который распространялся с невиданной скоростью. Дед увидел знакомого зайчишку и побежал вслед за ним, зная, что животные лучше человека знают, где спрятаться от огня. Так заяц вывел деда к озеру, на берегу которого они оба упали без сил. У зайца были сильно опалены лапки и живот. Дед не смог остаться равнодушным к своему спасителю. Он забрал зайца с собой и вылечил, и с тех пор они жили вместе: дед, Ваня и заяц.

>План пересказа

  1. Отказ ветеринара лечить зайца.
  2. Совет бабки Анисьи.
  3. Поиск Карла Ивановича.
  4. Лечение зайца.
  5. Настоящая история.

>Главная мысль

На добро нужно всегда отвечать добром.

Чему учит

Рассказ учит любить природу, беречь ее и никогда не причинять вред беззащитным животным. Также учит состраданию, милосердию, и всегда протягивать руку помощи тем, кто в этом нуждается.

Отзыв

Нужно быть благодарным тем, кто выручил тебя, даже если спасителем оказался маленький зайчишка. Дед оказался именно таким человеком. Он спас зайца, не поленился сходить ради него в город и найти хорошего врача. Его поступок стал отличным примером для маленького Вани.

zayachi lapy paustovskij geroi 2

Рисунок-иллюстрация к рассказу Заячьи лапы.

Пословицы

  • Долг платежом красен.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Помогающий другим найдет и себе помощь.
  • Сам пропадай, а товарища выручай.

Краткое содержание рассказа «Заячьи лапы» К. Г. Паустовского

Рассказ «Заячьи лапы» Паустовского, написанный в 1937 году, поднимает сразу несколько серьезных тем. Среди них – взаимосвязь человека и природы, доброта и сопереживание одних людей на фоне равнодушия других. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Заячьи лапы», которое будет полезным для читательского дневника и при подготовке к уроку литературы. Своей книгой писатель хотел показать, что каждый человек должен нести ответственность за свои поступки.

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

  • Ваня Малявин – добрый, жалостливый мальчик.
  • Ларион Малявин – дедушка Вани, охотник.

Другие персонажи:

  • Ветеринар – равнодушный мужчина, наотрез отказавшийся лечить больного зайца.
  • Анисья – старушка, участливая односельчанка Вани.
  • Аптекарь – нервный, раздражительный человек.
  • Карл Петрович – педиатр, который не отказался вылечить зайца.

«Заячьи лапы» очень краткое содержание

К. Г. Паустовский «Заячьи лапы» краткое содержание для читательского дневника:

Дед был на охоте и увидел зайца. Пристрелить не удалось, пуля прошла мимо. А в это время лес объял пожар. Бежав за зайчиком, дед сумел спастись. Но бедное животное пострадало – лапы и живот обожглись.

Желая спасти зайца, внук деда, Ваня, отправился к деревенскому ветеринару, но тот отказался лечить. Аргументы, что это особенный заяц, не подействовали. Мальчику было очень горько. Однако, бабка Анисья дала надежду, посоветовав найти в городе Карла Петровича. Это удалось с трудом. Недовольный аптекарь таки дал адрес.

Карл Петрович оказался стариком, который всю жизнь лечил детей. Дед уговорил его взяться за зайца. Доктор вылечил зверя. Об этой истории даже напечатали в московской газете. Дедушке предлагали продать зайца, но тот наотрез отказался, считая его другом. Равное ухо зайца напоминает о спасении.

Вывод:

Рассказ побуждает ценить великодушные поступки. Дед никогда не забывал, что сделал для него заяц. Он был готов на многое, ради того, чтобы вылечить животное. Не стоит воспринимать как должное помощь от ближних. Кроме того, нужно отвечать тем же, проявляя искреннюю любовь и заботу.

Короткий пересказ «Заячьи лапы»

Краткое содержание «Заячьи лапы» Паустовский:

Однажды в августе дед Ларион Малявин отправился на охоту. Стояла небывалая жара, и леса были «сухие, как порох». Дед попытался подстрелить зайчонка, но промахнулся, и тот удрал. Внезапно с юга потянуло гарью, и дед понял, что начался лесной пожар. Ураганный ветер гнал огонь со скоростью поезда.

Дед бежал по кочкам, спотыкаясь и падая, дым ел ему глаза, а сзади уже ревело пламя. Вдруг из-под его ног выскочил тот самый заяц, которого он чуть не подстрелил. Дед побежал за ним. Заяц вывел деда к озеру, на берегу которого оба упали от усталости. У зайца были обожжены задние лапы и живот. Дед подобрал своего спасителя и отнёс домой.

Ваня Малявин, внук деда Лариона, принёс плачущего и стонущего от боли зайца к сельскому ветеринару. Мальчик объяснил, что заяц особенный, и дед велел его лечить, но ветеринар не стал слушать Ваню и вытолкал его из комнаты.

В сенях мальчик прислонился к стенке и заплакал от обиды и жалости к зайцу. Там его увидела жалостливая бабка Анисья, которая привела к ветеринару свою единственную козу. Узнав о Ванином горе, она посоветовала отнести зайца в город к некому Карлу Петровичу.

На следующее утро дед Ларион надел новые лапти и вместе с внуком отправился в город. Адрес Карла Петровича дед узнал у сердитого аптекаря. Карл Петрович оказался не ветеринаром, а специалистом по детским болезням, и сначала тоже отказывался лечить зайца, но узнав, как тот спас деду жизнь, всё же согласился. Ваня остался у доктора ухаживать за зверьком.

На следующий день вся улица знала об «особенном» зайце, который обгорел во время лесного пожара и спас какого-то старика. Затем об этом узнал весь маленький городок, и к Карлу Петровичу пришёл журналист, пожелавший написать о зайце в московскую газету.

Вскоре зайца вылечили. Ваня вернулся домой, и об этой истории забыли, только какой-то московский профессор долго просил деда продать ему зайца, но Ларион наотрез отказался.

Главная мысль:

На добро нужно всегда отвечать добром. Рассказ учит любить природу, беречь ее и никогда не причинять вред беззащитным животным. Также учит состраданию, милосердию, и всегда протягивать руку помощи тем, кто в этом нуждается.

Сюжет рассказа «Заячьи лапы» Паустовский

«Заячьи лапы» Паустовский краткое содержание произведения:

Однажды Ваня Малявин принес к ветеринару пострадавшего зайца, который «плакал и часто моргал красными от слез глазами». Тот отказался лечить больное животное, и даже посоветовал зажарить его с луком.

Выйдя в сени, Ваня заплакал от собственного бессилия – если не вылечить зайца, пострадавшего при пожаре, он умрет. Его утешила «жалостливая бабка Анисья» и посоветовала нести питомца в «город к Карлу Петровичу».

Поблагодарив за совет, Ваня что есть силы помчался к деду, Лариону Малявину. Дорога была неблизкой, и нужно было поскорее оказать помощь несчастному животному, который стонал от боли.

На следующее утро Ваня с дедушкой отправился в город. Они зашли в аптеку, чтобы узнать, где живет Карл Петрович. Выяснилось, что это педиатр, который уже «три года как перестал принимать пациентов», и аптекарь нехотя дал адрес уважаемого доктора.

Отыскав нужную улицу, дедушка обратился к доктору за помощью, на что тот возмущенно ответил, что он «всю жизнь лечил детей, а не зайцев». Но дедушка настаивал, ведь этому зайцу он был обязан жизнью. После его истории Карл Петрович без лишних слов оказал медицинскую помощь страдальцу.

Ларион Малявин рассказал, как во время охоты наткнулся на зайчонка с «рваным левым ухом». Он выстрелил, но промахнулся. В ту пору «леса стояли сухие, как порох», и мужчина почувствовал, как с юга сильно потянуло гарью. Поднялся сильный ветер и удушливый дым приближался со стремительной скоростью.

Дед сообразил, что начался лесной пожар, который наступал на него со всех сторон. Он был на волосок от смерти, когда заметил знакомого зайчонка. Будучи бывалым охотником, Ванин дед прекрасно знал, что во время пожара звери чутьем выбирают правильный путь. Он побежал вслед за зайцем, и спустя время оба оказались на безопасном расстоянии от разбушевавшегося пламени.

Так заяц спас дедушку от верной смерти, а тот, в свою очередь, вылечил его обожженные лапки.

Заключение

Рассказ Паустовского можно сравнить с доброй сказкой, в которой люди и звери помогают друг другу, и добро и сопереживание всегда побеждают человеческое равнодушие.

Видео краткое содержание Заячьи лапы

Дед вылечил и оставил у себя зайца с обожжёнными лапами, который спас ему жизнь — вывел из страшного лесного пожара. Краткое содержание сказки «Заячьи лапы» для читательского дневника повествует о лечении зайца, который спас жизнь старому охотнику.

Урок литературного чтения «К. Паустовский. Заячьи лапы».

Тема урока: К.Паустовский «Заячьи лапы» Характеристика героев. Эстетическая оценка событий

и персонажей.

Цель: — формировать вдумчивого читателя;

— развивать речь обучающихся;

— умение анализировать текст произведения;

— формировать общечеловеческие качества;

— пробудить чувство сострадания к живой природе, к

человеческим переживаниям.

Оборудование: портрет писателя К.Г.Паустовского, выставка книг писателя; карточки: а) читай правильно; б) тест по итогам работы над первой частью рассказа; слайды с иллюстрациями к произведению; учебник Кубасова О.В. «Литературное чтение» 4 класс; словарь русского языка, В.И.Даль «Толковый словарь русского языка»

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Подготовка обучающихся к знакомству с рассказом «Заячьи лапы»

Учитель. Мы начали изучать новый раздел. Как он называется? («Оглянись вокруг»). С рассказов каких писателей он

начинается? О чем они? ( Об отношении людей к братьям нашим меньшим).

— кто еще писал о природе?

— Кто знает этого писателя и его произведения? (Константин Георгиевич Паустовский)

— Вспомните какие произведения К.Г.Паустовского мы читали раньше?

Дети. Сказка «Стальное колечко», рассказ «Барсучий нос» (дети называют и то, что читали сами).

Учитель. Давайте рассмотрим выставку книг К.Г.Паустовского и определим тему его творчества.

  1. Прогнозирование темы чтения по заголовку рассказа.

Учитель. Сегодня познакомимся с рассказом К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».

— О чем или о ком будем сегодня читать? ( о зайце),

— Просмотрите иллюстрации к этому рассказу. (Демонстрация слайдов).

  1. Чтение 1 части рассказа.

Учитель. Как вы думаете, можно ли по названию определить, о ком или о чем будет этот рассказ?

— Может быть достаточно. Мы догадались, что Константин Георгиевич Паустовский расскажет нам о зайце и иллюстрации подтвердили это.

Дети. – Недостаточно, нужно прочитать произведение и посмотреть, правильно ли мы предположили.

— Интересно. Писатель обычно в название выносит имя главного героя. А на иллюстрациях зайца почти не

заметно.

— В названии отражается или тема или главная мысль.

— При чем здесь заячьи лапы?!

— Зачем писатель написал этот рассказ?

Что он хотел сказать нам – читателям?

— Этот писатель пишет о природе. Как связаны природа и люди.

— Познакомиться с героями произведения.

Учитель. Я правильно вас поняла?

— Узнать почему рассказ называется «Заячьи лапы» — это о зайце или о людях?

— Мы должны познакомиться с содержанием произведения, узнать героев рассказа через их действия, поступки, слова (взаимоотношения), разгадать главную идею произведения.

  1. Чтение 1 части рассказа комбинированно детьми и учителем.

Учитель. Прочитайте правильно слова на карточках.

Читай правильно.

Урженское озеро

ветеринар ветеринару

лаять – лайтесь

жечь – жженный – пожженный

оголец

бревно – бревенчатая

сало – засаленная (куртка)

жалко – жалостливая,

про-шамкала прошамкала

песок – песчаный

прямо — напрямик

— Какие слова непонятны? Назовите.

— Где найти объяснение значения слов? (в толковых словарях)

— У меня есть два толковых словаря русского языка С.И.Ожегова и В.И.Даля

— (слайд и объяснение учителем, зачитывание статей из словарей непонятных слов):

Шамкать – говорить невнятно, пришептывая (С.И.Ожегов)

— говорить с шипом, как старый человек. (В.И.Даль)

Оголец – (простореч.) – озорной мальчишка, молодой парень. (С.И.Ожегов)

лайтесь, лаять, лаивать – отрывисто вскрикивать, рявкать по-собачьи, бранить, ругать, журить (В.И.Даль)

Учитель. Какие чувства вы испытали; какие мысли у вас возникли во время чтения?

— В какую беду попал заяц?

— Правы ли мы в своих предположениях?

— Что сообщает нам автор о зайце?

Перечитайте 1-ю часть и отметьте все, что здесь говорится о зайце – слова, словосочетания.

(По ходу работы составляется схема образов и взаимоотношений)

Дети. – Маленький зайчик, ухо у него рваное, лапы пожженные.

— Он плачет, часто моргает, глаза у него красные.

— Дрожит и стонет от боли, хочет пить.

— Может умереть, жалко зайчишку.

Учитель. Какое отношение автора мы видим в этих словах? (Сочувствие)

Учитель. В рассказе (стр. 33) есть два абзаца, в которых по одному предложению, которые состоят из двух слов,

Причем, первые слова одинаковые. Почему? Зачем автор так делает?

Учитель. -В каком эпизоде вы особенно переживали за зайчика? Прочитайте.

— Найдите и прочитайте, как отнесся к этому зайчику каждый из персонажей рассказа.

— С кем происходит встреча в начале рассказа?

— За что вы осуждаете ветеринара?

Дети. Грубый, бессердечный, бездушный – отказался лечить зайца. Грубо издевается «Зажарь его с луком – деду

будет закуска».

Учитель. Но ведь лечить зайца не входит в обязанности ветеринара. Я думаю, что он был серьезным, деловым

человеком и просто не хотел заниматься пустяками. Ведь ветеринар откровенно признался, что лечить

зайцев не умеет. Можно ли осуждать человека за честность? (Ответы детей).

Учитель. Да, автор заставляет нас поволноваться, попереживать за зайчика.

Физкультминутка

Учитель. Кто участвует в спасении зайца?

Дети. Ваня, бабка Анисья, Дед ….

Учитель. Как Ваня участвует в спасении зайца? Какой он?

Дети. Ваня добрый, жалостливый, с отзывчивым сердцем, всем сердцем хочет помочь зайцу.

Учитель. Как автор рассказывает нам об этом? Найдите слова, из которых ясно, что Ваня делает все возможное,

чтобы облегчить страдания зайчика?

— Но ведь это дед приказал Ване вылечить зайца. Так и написано «…дед прислал, велел лечить».

— Что помогает понять каким был Ваня? (Хриплым шепотом, тихо, волнуясь говорит Ваня).

Учитель. Кто пожалел бедного зайчика?

Дети. Бабка Анисья.

Учитель. Чем отличается речь Анисьи от ветеринара? (Ветеринар не говорит, а кричит «грубо». От этого плохо

становится. «прикрикивает», «толкает в спину». Одурел, оголец, валяй – привычные для него выражения

от которых заплакал Ваня, да мне тоже хотелось плакать).

— Например, какие слова Анисья говорит неправильно?

— Как ты думаешь, почему?

— О чем еще можно догадаться по ее речи? (Можно ли по ее речи догадаться, что она добрый, душевный

человек?)

(«Шамкает» бабка Анисья, но настолько добрым голосом, что это «шамканье» кажется певучим.

Автор создает образ не только с помощью действий, но и через речь героев).

— Чем вызваны ваши симпатии к бабке?

Дети. Она добрая, жалостливая, участливая.

Ваня бабку ни о чем не просил, а она дала ему добрый совет.

Учитель. А как автор относится к Анисье?

Учитель. Бабка Анисья сказала лишь несколько слов. Она не сделала ничего существенного. Вот какой мастер

К.Г.Паустовский – одним словом может сказать о многом, создать образ.

Учитель. Прочитаем разговор Вани и Анисьи по ролям. (Радиотеатр).

— Сколько человек нужно для озвучивания этого эпизода? ( три – Ваня, Анисья, автор). Сделайте пометки

в учебнике.

— Что еще нужно учесть? (интонацию героев, паузы).

— Посоветуйтесь. каждый ряд (группа) выберите артистов.

Чтение эпизода по ролям.

— Оцените себя.

— Выслушайте оценку товарищей.

Учитель. Наш урок подходит к концу.

— Что вы узнали?

— Что было трудно?

— Как вы думаете, будет ли спасен зайчишка?

— Теперь проверьте себя, как вы помните то, о чем мы говорили сегодня?

Тест

  1. Как называется произведение?

  2. Верно ли передана последовательность событий в первой части рассказа?

— Ваня у ветеринара.

— Дорога домой.

— Совет бабки Анисьи

Если считаешь, что не правильно – пронумеруй по своему усмотрению.

  1. Назови героев произведения, с которыми познакомились в первой части рассказа.

— А теперь проверьте? (Слайд).

— Исправьте ошибки.

— Если все задание выполнено без ошибок – поставьте себе 5. Поднимите руки – сколько у нас пятерок.

— если допустили одну ошибку – 4. Поднимите руки.

— Если допустили больше одной ошибки – то это 3. Надо быть внимательными и еще поработать

над произведением.

Домашнее задание. Прочитать вторую часть рассказа. Составить план второй части. По желанию, нарисовать

иллюстрацию к первой части.

Учитель. Спасибо за работу на уроке. Урок окончен.

Тест

1. Как называется произведение?

  1. Верно ли передана последовательность событий в первой части рассказа?

— Ваня у ветеринара.

— Дорога домой.

— Совет бабки Анисьи

Если считаешь, что не правильно – пронумеруй по своему усмотрению.

  1. Назови героев произведения, с которыми познакомились в первой части рассказа.

— А теперь проверьте? (Слайд).

— Исправьте ошибки.

— Если все задание выполнено без ошибок – поставьте себе 5. Поднимите руки – сколько у нас пятерок.

— если допустили одну ошибку – 4. Поднимите руки.

— Если допустили больше одной ошибки – то это 3. Надо быть внимательными и еще поработать

над произведением.

  • Паустовский барсучий нос чему учит рассказ
  • Паустовский дремучий медведь сколько страниц в рассказе
  • Паустовский главная мысль рассказа барсучий нос
  • Паустовский дремучий медведь картинки к рассказу
  • Паустовский дремучий медведь краткий рассказ