Паустовский теплый хлеб главная мысль рассказа

Сочинения по литературе паустовский почему рассказ паустовского назван тплый хлеб? выбирая название своему произведению, автор старается вызвать в сознании читателя
  • Сочинения
  • По литературе
  • Паустовский
  • Почему рассказ Паустовского назван Тёплый хлеб?

Выбирая название своему произведению, автор старается вызвать в сознании читателя определенные образы, ассоциации, чувства.

В сказке Паустовского «Теплый хлеб» описывается крестьянская жизнь в Бережках во время войны. Людям жилось трудно, они голодали. Однако война не смогла зачернить добрые сердца крестьян: старый мельник приютил покалеченную лошадь, но самому было не прокормить хромую кобылу. Односельчане не прогнали коня, помогали мельнику. Но был в деревне злой мальчишка Филька, который, разозлившись, ударил коня по губам, а хлеб швырнул на землю.

Поступок мальчика осуждали многие. Ведь даже малыши в деревне знают, каким трудом дается хлеб к обеду! В народе существует множество поговорок, которые подчеркивают значимость хлеба. В каждой крестьянской семье детей приучали бережно обращаться с хлебом, не брать лишнего куска. Работающие в поле крестьяне не только стараются обеспечить пищей себя и свою семью, но и выражают своим трудом уважение к земле, которая их кормит. Считалось, что человек, который разбрасывает хлеб, не умеет ценить чужой труд и не способен к благородным чувствам.

Против жестокости Фильки взбунтовалась сама природа: ударили страшные морозы, которые предвещали людям в деревне смерть от голода. Филька понял свою вину. Он раскаялся. По морозу мальчишка пошел к мельнику, чтобы просить прощения у лошади и исправить свою ошибку. Видя, что в мальчике проснулась совесть и человечность, люди дали ему шанс, помогли помириться с лошадью.

Когда Фильке с ладошки кормит коня хлебом, этот хлеб теплый не потому, что его только что испекли, а потому, что мальчик вложил в этот ломоть хлеба свою душу. Так мальчик искупил свою вину перед лошадью. Его поступок изменил судьбу крестьян: получилось, что мальчик не просто покормил лошадь, а накормил всю деревню.

В произведении К. Паустовского «Теплый хлеб» смысл названия раскрывается не только через традиционный образ свежего хлеба, но и через сюжетную линию. Можно предположить, что прилагательное «теплый» в названии сказки приравнивается по значению к слову «добрый». К. Паустовскому хотелось подчеркнуть, что хлеб сделан с любовью, что он согрет теплом оттаявшего сердца мальчика Фильки.

2 вариант (Почему сказка Паустовского названа Тёплый хлеб)

Главный герой сказки – Филька. Он обладает прозвищем «ну тебя», что говорит о его самолюбии, лени и угрюмости. В произведении говорится о том, как добрые поступки помогают растопить сердце и избавиться от человеческой злобы. Из жадного и скупого человека он превратился в отзывчивого и чуткого. Сказка наглядно показывает, как обычная доброта может полностью поменять ход событий.

В деревне жил конь, который был ранен на фронте. Он служил бедному, но очень трудолюбивому мельнику Панкрату. Конь ходил от дома к дому и каждый житель давал, что мог. Когда очередь дошла до Фильки, вместо того, чтобы поделиться куском хлеба с голодным животным, он поиздевался и над ним: втоптал хлеб в снег, ударил животное по губам и накричал на него. Из-за такого поступка пострадал не только он, но и вся деревня. Сама природа будто взбунтовалась после такой грубости с животным. Мороз сковал всю деревню, реки позамерзали, а зерно начало иссякать. Бабушка рассказала Фильке историю, как давным-давно один человек дал плесневелую корку одноногому солдату, и случилось тоже самое. Конечно, Филька не признался, что поверил в легенду, а сам всю ночь не спал. Мальчик не на шутку испугался и на следующий день побежал к мельнику Панкрату, чьего коня он обидел. Мельник сказал Фильке, чтобы думал, как просить у коня прощения и остановить морозы. Филька созвал ребят, и они начали прорубать лёд. Довольно долго у них ничего не получалось, но спустя время начала показываться вода. Поток заставил крутиться мельницу, и подул тёплый ветер.  Мальчик принёс коню тёплого, свежеиспечённого хлеба, но конь сначала испугался его. Тут вмешался Панкрат: «Филька не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись». После этого конь взял у Фильки один кусок, затем второй и  положил голову ему на плечо.

Сказка названа «Тёплый хлеб» не только потому, что хлеб был действительно тёплым, а потому что он был согрет добротой мальчика, который осознал и исправил свою ошибку. Его душа перестала быть такой холодной и пустой. Надо помогать окружающим, ведь нам это ничего не стоит. Добрые люди делают мир лучше и красивее, в отличие от злых, которые просто вымораживают всё вокруг.

Также читают:

Картинка к сочинению Почему рассказ Паустовского назван Тёплый хлеб?

Почему рассказ Паустовского назван Тёплый хлеб?

Популярные сегодня темы

  • Социальные и философские истоки бунта Раскольникова сочинение

    Родион Романович Раскольников — это главный герой произведения Федора Михайловича Достоевского Преступление и наказание. Мне сложно назвать этого человека положительным

  • Тема Лишнего человека в русской литературе 19 века

    Русская литература наделила мировое словесное искусство разноплановыми подходами к пониманию художественного образа, одним из которых является понятие «лишнего человека».

  • Сочинение Образ Шарля Гранде в романе Евгения Гранде Бальзака

    Одним из ведущих персонажей романа О. де Бальзака «Евгения Гранде» выступает молодой парижанин Шарль Гранде. Впервые читатель знакомится с молодым денди, когда он приезжает по просьбе отца

  • Профессии

    Сочинения про Профессии

  • Сочинение Дуэль Базарова и Павла Петровича Кирсанова анализ эпизода

    Эпизод дуэли между двумя главными героям Евгением Васильевичем Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым является ключевым моментом в романе «Отцы и дети»

Константин Георгиевич Паустовский оставил заметный след в литературе. Четыре раза он был номинирован на Нобелевскую премию. Писатель создал множество рассказов, часть которых предназначалась юным читателям. «Теплый хлеб» — одна из таких добрых сказок. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ее разбор.

История создания

Рассказ «Теплый хлеб» был написан Паустовским спустя 9 лет после войны, в 1954 году. Впервые был опубликован в журнале «Мурзилка». 

«Теплый хлеб»  очень понравился детям, и позже по его сюжету был создан мультфильм. Некоторые, однако, считают, что рассказ был написан для взрослых людей и апеллирует к наступлению эпохи «Оттепели», сменившей тяжелые сталинские годы. Сложно сказать, насколько эта версия состоятельна.

Жанр, направление

Как и многие другие работы писателя, произведение «Тёплый хлеб» является небольшим рассказом, который также можно было бы назвать сказкой, так как события в рассказе носят отчасти фантастический характер. Также произведение может быть названо притчей из-за его глубоко нравственного содержания. 

Направление творчества Паустовского — реализм.

Смысл названия

Паустовский назвал свой рассказ «Тёплый хлеб», и, конечно, эпитет «тёплый» обретает здесь непрямое значение. Тёплый — значит согретый добротой и вниманием сердца, человеческой лаской и заботой. Именно такой «тёплый хлеб» становится символом оттаявшего сердца мальчика.

Хлеб символизирует саму основу человеческой жизни, в которой не должно быть черствости и душевного холода.

Композиция 

Структура рассказа традиционная — линейная:

  1. Своеобразной экспозицией рассказа «Теплый хлеб» становится история появления в деревне раненого коня и его жизнь с Панкратом, а также знакомство читателей с Филькой.
  2. Завязка начинается с встречи коня и мальчика и их конфликта. Действие развивается вместе с усиливающейся бурей. В момент встречи Фильки с Панкратом сюжет усложняется, мальчику предстоит выполнить ряд задач, которые и должны привести к кульминации и развязке.
  3. Кульминацией рассказа становится вторая встреча Фильки с конем. В тот момент, когда конь принимает от мальчика хлеб, эмоциональная напряженность рассказа достигает пика; этот же момент становится поворотным и для мальчика, душа которого, наконец, сбрасывает тяжкий груз вины и расцветает. 
  4. Этот же момент можно считать и развязкой рассказа.

Суть

Чтобы понять рассказ, нужно обратиться не к его фантастической, сказочной стороне, а к нравственным основаниям поступков главного героя Фильки. Автор осмысляет вопросы любви и взаимопомощи, значение доброты в жизни человека и в становлении его личности.

В деревне один из солдат оставил раненого коня. Все люди его жалели и подкармливали. Один лишь злобный мальчик Филька ударил коня по губам и отбросил хлеб в сторону. С той поры на деревню обрушился мороз. Бабушка Фили сказала, что это от злых людей, и пока они не признают свою вину и не исправятся, в деревне будет метель. Из-за мороза и снега мельница не могла работать, и у людей не было муки, а значит, и никакой пищи. Надвигался голод. Филя испугался и решил исправить положение: он и все деревенские жители растопили речку посредством костров. В это же время сорока долетела до юга и попросила теплые ветры прибыть на помощь. Как бы то ни было, река растопилась, и мельница заработала. Свежим хлебом Филька угостил именно коня, и тот простил его. А сорока хвасталась всем, что именно она пригнала в деревню теплые ветры и помирила Фильку с конем.

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон предлагает характеристику героев рассказа «Теплый хлеб» в таблице:

Филька Центральным персонажем книги является мальчик Филька. Он живет в деревне со своей бабушкой. Сначала читатель узнает Фильку как угрюмого, равнодушного мальчика, прозвище которого – «Ну тебя» – соответствует его характеру. Это неприглядная сторона личности мальчика полностью раскрывается во время его встречи с конем. Он жестоко обращается с голодным животным, бьет его по губам и бросает хлеб в холодный снег. Однако сначала страх, а затем чувство вины и раскаяния заставляют мальчика признать свою ошибку, раскрывая лучшие из его черт. В своих попытках исправить содеянное Филька демонстрирует смекалку, силу воли и настоящую доброту.
Панкрат Другой важный герой рассказа – мельник Панкрат. Он стал хозяином больного коня и именно к нему прибегает за советом Филька. Герой предстает настоящим народным мудрецом. Он позволяет мальчику самому подумать над решением проблемы, чтобы тот смог яснее ощутить свою ошибку и в то же время почувствовать радость доброго дела. Когда же мальчик просит прощения у коня, Панкрат поддерживает его, призывая коня подружиться с мальчиком и принять его подарок.
Бабушка Образ бабушки менее раскрыт, однако он несет в себе значимую символическую функцию, олицетворяя долгую память народа, его историческое и духовное прошлое.
Конь Конечно, стоит сказать и об обиженном коне. Разумное и доверчивое животное, неспособное злостью ответить на жестокость символизирует каждого, кто нуждается в заботе и помощи. Не зря «двойником» раненого коня в рассказе становится просящий о помощи солдат русско-турецкой войны.

Темы

В рассказе «Теплый хлеб» автор касается темы развития человеческой личности, отношения к окружающим, а также к теме прощения. Писатель сумел наглядно раскрыть их на примере конфликта между мальчиком Филькой и раненным деревенским конем, в который вступают также силы природы и другие жители деревни.

Тема природы столь же важна для понимания рассказа. Действующим лицом в произведении становятся и силы природы, которые сначала наказывают Фильку и всю деревню за проявленную жестокость, а после раскаяния мальчика  – несут теплый ветер на замершие земли. Именно природа заставляет Фильку усвоить урок и изменить свое отношение к людям и окружающему миру. Силы природы в рассказе «Теплый хлеб», безусловно, предстают как высшие силы, силы справедливости, действующие в гармонии с заповедями морали и нравственности.

Проблемы

Несмотря на небольшой объём, рассказ «Теплый хлеб» затрагивает множество проблем. 

  1. Конечно, отчётливо звучит основная проблема доброты, сострадания и взаимопомощи. В любой жизненной ситуации, особенно в трудные годы, человек должен сохранять отзывчивость сердца и помогать людям.
  2. Здесь же обнаруживает себя и проблема равнодушия. Совсем юный мальчик, сердце которого ещё не должно было очерстветь, оказывается полным безразличия и жестокости к голодному животному. В образе Фильки очевиден контраст между его юностью и внутренним холодом, что еще больше подчеркивает противоестественность ситуации.
  3. Искупление вины и проблема прощения раскрываются Паустовским во второй части рассказа. Мальчик смог исправить горькую ошибку, заслужив не словом, а делом свое прощение. Филька не побоялся тяжёлой работы, проявив заботу не только о себе, но и о жителях деревни, оказавшихся в бедственном положении из-за жестокого поступка мальчика.

Основная идея

Смысл рассказа «Теплый хлеб» заключается в том, что доброта и любовь – это силы, которые способны изменить жизнь не только одного человека; они неизбежно определяют судьбы каждого из нас. Паустовский уверен, что лишь любовь и доброта так сильны, что способны переломить самые могущественные препятствия (как, например, в рассказе – силы природы и внутреннюю черствость). 

В равнодушии и жестокости же главное зло человеческого мира, которое ведет к гибельным и неохватным последствиям. Через прощение и искупление это зло способна искоренить только доброта. Такова главная мысль рассказа «Теплый хлеб».

Чему учит?

К. Г. Паустовский призывает юных читателей беречь в своём сердце доброту, без которой выжить человеку невозможно. На примере поступка Фильки автор показывает деструктивную природу равнодушия, ее античеловеческую природу. Такова мораль произведения.

Автор заставляет задуматься о том, что человек, по мнению Паустовского, должен всегда находить в себе силы для хорошего дела; а если ему случилось ошибиться, то необходимо признать ошибку и исправить ее, если это возможно. 

Художественные особенности

Несмотря на простоту, язык в рассказе очень образен. Особенно красочно нарисована писателем природа: «багровое, в тяжелом дыму» солнце, «седые ивы», «убранная, как невеста» луна, «жгучая» и «ясная» пустота. Природа у Паустовского живая, со своим характером. Она злится и наказывает Фильку «лютым морозом», пугает метелью, потом – ласкает теплым ветром, помогая работать.

Животные также представляются чрезвычайно очеловеченными. Конь плачет и обижается совсем разумно, как человек. Старая и опытная сорока, как человек, хвастает, что примирила Фильку с конем.

Важно отметить и художественное значение образа старого солдата, пострадавшего в русско-турецкой войне. Благодаря ему выстраивается долгая историческая память, единое пространство и время повествования, соединяющее многие поколения общей нравственной идеей, которую предстояло узнать и Фильке.

Однако центральным символом является хлеб, теплый, как ласковое человеческое сердце. В нем жизнь и радость для человека. Панкрат же, будучи мельником, обретает особую мудрость, потому что живет, добывая «горячую муку» для всей деревни. Он же наставляет на верный путь Фильку, который в конце повествования узнает цену теплого хлеба и горячего человеческого сердца, замыкая смысловое кольцо рассказа.

Автор: Екатерина Озаровская

История создания

Рассказ «Теплый хлеб» был написан Паустовским спустя 9 лет после войны, в 1954 году. Впервые был опубликован в журнале «Мурзилка».

«Теплый хлеб» очень понравился детям, и позже по его сюжету был создан мультфильм. Некоторые, однако, считают, что рассказ был написан для взрослых людей и апеллирует к наступлению эпохи «Оттепели», сменившей тяжелые сталинские годы. Сложно сказать, насколько эта версия состоятельна.

К. Г. Паустовский "Теплый хлеб": анализ произведения

Жанр, направление

Как и многие другие работы писателя, произведение «Тёплый хлеб» является небольшим рассказом, который также можно было бы назвать сказкой, так как события в рассказе носят отчасти фантастический характер. Также произведение может быть названо притчей из-за его глубоко нравственного содержания.

Направление творчества Паустовского — реализм.

Смысл названия

Паустовский назвал свой рассказ «Тёплый хлеб», и, конечно, эпитет «тёплый» обретает здесь непрямое значение. Тёплый — значит согретый добротой и вниманием сердца, человеческой лаской и заботой. Именно такой «тёплый хлеб» становится символом оттаявшего сердца мальчика.

Хлеб символизирует саму основу человеческой жизни, в которой не должно быть черствости и душевного холода.

К. Г. Паустовский "Теплый хлеб": анализ произведения

Композиция

Структура рассказа традиционная — линейная:

  • Своеобразной экспозицией рассказа «Теплый хлеб» становится история появления в деревне раненого коня и его жизнь с Панкратом, а также знакомство читателей с Филькой.
  • Завязка начинается с встречи коня и мальчика и их конфликта. Действие развивается вместе с усиливающейся бурей. В момент встречи Фильки с Панкратом сюжет усложняется, мальчику предстоит выполнить ряд задач, которые и должны привести к кульминации и развязке.
  • Кульминацией рассказа становится вторая встреча Фильки с конем. В тот момент, когда конь принимает от мальчика хлеб, эмоциональная напряженность рассказа достигает пика; этот же момент становится поворотным и для мальчика, душа которого, наконец, сбрасывает тяжкий груз вины и расцветает.
  • Этот же момент можно считать и развязкой рассказа.

Суть

Чтобы понять рассказ, нужно обратиться не к его фантастической, сказочной стороне, а к нравственным основаниям поступков главного героя Фильки. Автор осмысляет вопросы любви и взаимопомощи, значение доброты в жизни человека и в становлении его личности.

К. Г. Паустовский "Теплый хлеб": анализ произведения

В деревне один из солдат оставил раненого коня. Все люди его жалели и подкармливали. Один лишь злобный мальчик Филька ударил коня по губам и отбросил хлеб в сторону. С той поры на деревню обрушился мороз. Бабушка Фили сказала, что это от злых людей, и пока они не признают свою вину и не исправятся, в деревне будет метель. Из-за мороза и снега мельница не могла работать, и у людей не было муки, а значит, и никакой пищи. Надвигался голод. Филя испугался и решил исправить положение: он и все деревенские жители растопили речку посредством костров. В это же время сорока долетела до юга и попросила теплые ветры прибыть на помощь. Как бы то ни было, река растопилась, и мельница заработала. Свежим хлебом Филька угостил именно коня, и тот простил его. А сорока хвасталась всем, что именно она пригнала в деревню теплые ветры и помирила Фильку с конем.

Главные герои и их характеристика

Филька. Центральным персонажем книги является мальчик Филька. Он живет в деревне со своей бабушкой. Сначала читатель узнает Фильку как угрюмого, равнодушного мальчика, прозвище которого – «Ну тебя» – соответствует его характеру. Это неприглядная сторона личности мальчика полностью раскрывается во время его встречи с конем. Он жестоко обращается с голодным животным, бьет его по губам и бросает хлеб в холодный снег. Однако сначала страх, а затем чувство вины и раскаяния заставляют мальчика признать свою ошибку, раскрывая лучшие из его черт. В своих попытках исправить содеянное Филька демонстрирует смекалку, силу воли и настоящую доброту.

К. Г. Паустовский "Теплый хлеб": анализ произведения

Панкрат. Другой важный герой рассказа – мельник Панкрат. Он стал хозяином больного коня и именно к нему прибегает за советом Филька. Герой предстает настоящим народным мудрецом. Он позволяет мальчику самому подумать над решением проблемы, чтобы тот смог яснее ощутить свою ошибку и в то же время почувствовать радость доброго дела. Когда же мальчик просит прощения у коня, Панкрат поддерживает его, призывая коня подружиться с мальчиком и принять его подарок.

Бабушка. Образ бабушки менее раскрыт, однако он несет в себе значимую символическую функцию, олицетворяя долгую память народа, его историческое и духовное прошлое.

Конь. Конечно, стоит сказать и об обиженном коне. Разумное и доверчивое животное, неспособное злостью ответить на жестокость символизирует каждого, кто нуждается в заботе и помощи. Не зря «двойником» раненого коня в рассказе становится просящий о помощи солдат русско-турецкой войны.

Темы

В рассказе «Теплый хлеб» автор касается темы развития человеческой личности, отношения к окружающим, а также к теме прощения. Писатель сумел наглядно раскрыть их на примере конфликта между мальчиком Филькой и раненным деревенским конем, в который вступают также силы природы и другие жители деревни.

К. Г. Паустовский "Теплый хлеб": анализ произведения

Тема природы столь же важна для понимания рассказа. Действующим лицом в произведении становятся и силы природы, которые сначала наказывают Фильку и всю деревню за проявленную жестокость, а после раскаяния мальчика – несут теплый ветер на замершие земли. Именно природа заставляет Фильку усвоить урок и изменить свое отношение к людям и окружающему миру. Силы природы в рассказе «Теплый хлеб», безусловно, предстают как высшие силы, силы справедливости, действующие в гармонии с заповедями морали и нравственности.

Проблемы

Несмотря на небольшой объём, рассказ «Теплый хлеб» затрагивает множество проблем.

  • Конечно, отчётливо звучит основная проблема доброты, сострадания и взаимопомощи. В любой жизненной ситуации, особенно в трудные годы, человек должен сохранять отзывчивость сердца и помогать людям.
  • Здесь же обнаруживает себя и проблема равнодушия. Совсем юный мальчик, сердце которого ещё не должно было очерстветь, оказывается полным безразличия и жестокости к голодному животному. В образе Фильки очевиден контраст между его юностью и внутренним холодом, что еще больше подчеркивает противоестественность ситуации.
  • Искупление вины и проблема прощения раскрываются Паустовским во второй части рассказа. Мальчик смог исправить горькую ошибку, заслужив не словом, а делом свое прощение. Филька не побоялся тяжёлой работы, проявив заботу не только о себе, но и о жителях деревни, оказавшихся в бедственном положении из-за жестокого поступка мальчика.

К. Г. Паустовский "Теплый хлеб": анализ произведения

Основная идея

Смысл рассказа «Теплый хлеб» заключается в том, что доброта и любовь – это силы, которые способны изменить жизнь не только одного человека; они неизбежно определяют судьбы каждого из нас. Паустовский уверен, что лишь любовь и доброта так сильны, что способны переломить самые могущественные препятствия (как, например, в рассказе – силы природы и внутреннюю черствость).

В равнодушии и жестокости же главное зло человеческого мира, которое ведет к гибельным и неохватным последствиям. Через прощение и искупление это зло способна искоренить только доброта. Такова главная мысль рассказа «Теплый хлеб».

Чему учит?

К. Г. Паустовский призывает юных читателей беречь в своём сердце доброту, без которой выжить человеку невозможно. На примере поступка Фильки автор показывает деструктивную природу равнодушия, ее античеловеческую природу. Такова мораль произведения.

Автор заставляет задуматься о том, что человек, по мнению Паустовского, должен всегда находить в себе силы для хорошего дела; а если ему случилось ошибиться, то необходимо признать ошибку и исправить ее, если это возможно.

К. Г. Паустовский "Теплый хлеб": анализ произведения

Художественные особенности

Несмотря на простоту, язык в рассказе очень образен. Особенно красочно нарисована писателем природа: «багровое, в тяжелом дыму» солнце, «седые ивы», «убранная, как невеста» луна, «жгучая» и «ясная» пустота. Природа у Паустовского живая, со своим характером. Она злится и наказывает Фильку «лютым морозом», пугает метелью, потом – ласкает теплым ветром, помогая работать.

Животные также представляются чрезвычайно очеловеченными. Конь плачет и обижается совсем разумно, как человек. Старая и опытная сорока, как человек, хвастает, что примирила Фильку с конем.

Важно отметить и художественное значение образа старого солдата, пострадавшего в русско-турецкой войне. Благодаря ему выстраивается долгая историческая память, единое пространство и время повествования, соединяющее многие поколения общей нравственной идеей, которую предстояло узнать и Фильке.

Однако центральным символом является хлеб, теплый, как ласковое человеческое сердце. В нем жизнь и радость для человека. Панкрат же, будучи мельником, обретает особую мудрость, потому что живет, добывая «горячую муку» для всей деревни. Он же наставляет на верный путь Фильку, который в конце повествования узнает цену теплого хлеба и горячего человеческого сердца, замыкая смысловое кольцо рассказа.

Источник.

К. Г. Паустовский "Теплый хлеб": анализ произведения

Оказываю консультационные услуги в сфере банкротства.

История написания

Рассказ «Теплый хлеб»был написан Г.К. Паустовским в 1954 году. Он больше обращен к детской аудитории. Хотя война была окончена почти 10 лет назад, но военная тематика ярко просматривается в произведении. Впервые, данная литературная сказка была опубликована в журнале «Мурзилка» и очень понравилась юным читателям. Через 20 лет был создан мультипликационный фильм с аналогичным названием.

Жанр произведения

Сложно с уверенностью отнести это произведение к какому-то определенному литературному жанру. С одной стороны – это рассказ, ведь Паустовский частично описывает реальные события, с другой стороны – это сказка, речь идёт о фантастических событиях, которые не могли произойти в реальности, ну а с третьей стороны «Теплый хлеб» — это притча. Так можно назвать произведение за наполненность глубоким смыслом.

Значение названия

Константин Георгиевич назвал свой рассказ «Теплый хлеб». Конечно, здесь используется непрямое значение слова. Добрый человек несёт в себе тепло, радость, счастье, любовь, заботу. Таким образом, хлеб является как бы символом, это сердце человека, которое не должно быть холодным и черствым. Испечённый свежий хлеб символизировал перемены в сердце Фильки. Его желание помириться с конем.

Композиция

Композиция произведения является линейной. Сюжет раскрывается последовательно.

  • Введением становится история о том, как в деревне появился раненый конь и познакомился с главным героем мальчиком Филькой.
  • Завязка сюжета заключается во встрече животного и мальчика, их конфликте. По поручению деда Панкрата, Фильке придется выполнять задачи, которые приводят к кульминации сказки и ее развязке.
  • Вторая встреча Фильки и старого коня является кульминацией. Это самый эмоциональный момент повествования. Конь прощает ребенка, а груз вины, который тяготил Фильку уходит. Сердце его оттаивает.
  • По сути, этот же момент является и развязкой произведения.

Суть

Суть произведения заключается в том, что злые поступки нужно исправлять. А лучше не причинять никому зла.

Действие происходит во время войны. В литературном произведении говорится о деревушке и о ее жителях. Раненный конь был оставлен солдатиком, котрый проходил мимо деревни. За животным ухаживал мельник по имени Панкрат. Конь возил грузы на мельницу, тем самым оказывал помощь своему хозяину. Все жители деревни жалели раненое животное и каждый старался коня подкормить, угостить лакомством. Однажды мальчик Филька ел хлеб с солью, его аромат привлек голодного коня. Вместо того чтобы поделиться с животным, он выбросил хлеб и ударил коня по морде. Его жестокость навлекла беду на деревню. Наступили лютые морозы, река замёрзла, мельница перестала работать, а это повлекло голод жителей. Бабушка рассказала Фильке, что людская злоба тому виной. Такое уже случалось, когда в деревне обидели старого солдата. Филька понял, что это он виноват в случившемся. Мальчик попросил друзей о помощи, они развели костры и река оттаяла. А сорока, которая подслушала разговор Фильки и деда Панкрата, попросила южные ветры обогреть деревню. Мельница заработала, жители испекли свежий хлеб. Мальчишка, чтобы получить прощение коня, принес ему самый вкусный и ароматный хлеб. Конь его принял. А сорока летала по деревне и всем хвасталась, что она помирила Фильку и коня.

Характеристики главных героев

  • Филька – мальчик со злым, жестоким, жадным характером. Он постоянно чем-то недоволен, часто ссорится с бабушкой. В ссоре с конем он показал худшие из своих черт: равнодушие, упрямство, агрессивность. Но осознав свою ошибку, он старается не исправить. В нем проявляется добросердечность и настойчивость в достижении целей.
  • Дед Панкрат – старый мельник, хозяин коня. Панкрат мудрый, когда Филька пришел к нему за советом, дед дал возможность мальчику самому понять его ошибку и найти решение для ее исправления.
  • Конь – наивное и доверчивое животное. С открытым сердцем он готов принимать людскую помощь и заботу. Несмотря на предательство предыдущего хозяина, в нем нет злости.
  • Бабушка – олицетворяет собой память народа о прошлом.

Тема

Как и во всех рассказах Паустовского, природа здесь предстоит одним из героев. Ведь именно сила природы заставляет Фильку увидеть свою ошибку и исправить ее. Основной является тема нравственности, всепрощения, человеческие отношения и развития личности, обуздания своей гордыни.

Проблемы

Произведение Паустовского затрагивает множество важных проблем. Проблему взаимопомощи в трудное время. В то же время проблема равнодушия и жестокости раскрывается через образ Фильки. Проблема прощения, мальчик не испугался тяжелой работы, чтобы искупить свою вину перед всеми жителями деревни и конем.

Чему учит

Сказка учит читателей тому, что человек всегда должен находить в себе силы для совершения добрых и хороших дел. Не оставаться равнодушным, если кто-то попал в тяжёлую ситуацию. А если совершил ошибку, нужно ее суметь признать и как можно скорее исправить.

Художественные образы

Паустовский является мастером описания природы. Он использует красочные эпитеты, благодаря которым создается ощущение, что видишь это «багровое, в тяжёлом дыму» солнце своими глазами. Животным в произведении присущи человеческие черты. Конь плачет, обижается, а сорока разносит по деревне сплетни. Но главным является образ хлеба. Он символизирует человеческое сердце, душу наполненную теплом, добротой и заботой.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Опубликовано: 26.12.2021

Главные герои

Какие в сказке главные действующие лица, можно понять, прочитав книгу полностью. Автор дает подробное описание каждому персонажу:

  1. Филька — главный герой «Теплого хлеба». Это мальчик со злым, жадным и угрюмым характером, осторожен со сверстниками и не доверяет им, поэтому в его окружении нет товарищей. Он груб и заносчив не только с ровесниками, но и с людьми пожилого возраста. Постоянно ругается с бабушкой, которая занималась его воспитанием. Он стал причиной появления метели из-за того, что ударил коня, а затем бросил ему хлеб в снег. Но после рассказа старушки о людской злости, понял свою ошибку, попросил прощения у лошади.
  2. Старый конь — животное выступает в роли мерила человеческих качеств, помогает выявлять людские пороки и положительные черты. Боевого скакуна после ранения оставили в деревне, местные жители подкармливали скотину. Только Филька отнесся к животному жестоко, он ударил его. На злобу и жадность подростка конь взмахнул хвостом, после этого началась сильнейшая метель, в результате которой замерзла река, встала мельница. Но в конце конь все-таки прощает раскаявшегося мальчугана.
  3. Панкрат — старый мельник, который взял коня себе, он прожил жизнь, поэтому мудр и опытен. С любовью и уважением относится к боевой лошади, раненной на войне. Он не спешит давать совет прибежавшему к нему Фильке, дает ему время самостоятельно понять ошибку и исправить ее. Мальчик собирает вокруг себя сверстников, и товарищи совместными усилиями раздолбили лед. Мельник поддерживает решение и приводит на помощь взрослых жителей деревни.

Это главные герои «Теплого хлеба» Паустовского. У каждого из них свой характер, свои взгляды на жизнь.

Второстепенные персонажи

Есть и герои второго плана в произведении, они также сыграли немаловажную роль. Этим персонажам можно дать следующую характеристику:

  1. Бабушка — мудрая и добрая старушка, она переживает, что внук растет злым и угрюмым мальчиком, ругает его, пытается направить на правильный путь. После того как началась буря, она рассказывает внуку историю, что метель наступает, когда появляется злой и жестокий человек, который абсолютно равнодушен к чужому горю. Его злость и вызывает пургу, которая уничтожает все живое на земле. Она объясняет мальчику, почему так важно исправить ошибку, что нужно сделать, чтобы искоренить зло.
  2. Сорока — сказочный персонаж, который олицетворяет человеческие недостатки. Птица показывает, что нельзя делать, а что, наоборот, нужно, чтобы к тебе стали относиться доверительно и уважительно.

Также в сочинение присутствуют местные жители: старики и мальчишки. Они простили Фильку, и вышли ему на помощь. Люди стали жечь костры, работать ломами, их совместный труд влияет на погоду, метель постепенно утихает.

Вода стала поступать на мельницу, и она заработала, тем самым жители поселка смогли получить свой теплый хлеб.

Основная мысль и анализ

«Теплый хлеб» Паустовский написал в жанре рассказ. При создании произведения автор хотел показать, что самыми важными человеческими качествами являются:

  • доброта;
  • милосердие;
  • неравнодушие.

Образ Фильки в начале рассказа сложно назвать положительным, но он смог взять себя в руки и измениться.

После этого люди потянулись к нему, оказали помощь. С помощью хороших поступков можно изменить любую ситуацию, добро находит отклик в людских сердцах. А вот противоположные чувства в виде равнодушия и черствости могут привести к печальным последствиям.

Если относиться к людям с заботой и любовью, корить себя впоследствии за жестокость и бесчеловечность не придется, именно этому учит сказка.

У Паустовского есть и другие поучительные повести, увлекательные романы. Для маленьких читателей можно взять книги с иллюстрациями, красивыми картинками, интересными рисунками. Они, без сомнения, понравятся детям.

Литература 5 класс Обведи букву под которой дан верный ответ.

Какой масти был конь, оставшийся в деревне?

а) пегий; б) вороной; в) каурый.

Масть лошади -это не просто окрас ее тела, это сочетание окраса корпуса, хвоста и гривы. Потому что если например цвет корпуса лошади один и тот же, но цвет гривы у лошадей различается, то это уже разная масть.

Впрочем обычно такие тонкости имеют значение для людей тесно связанных с лошадьми — заводчиков, конюхов, жокеев. Для обычного человека нет особой разницы между гнедой и рыжей мастью.

Поэтому просто обратимся к тексту рассказа Паустовского, и посмотрим, какой мастью обладает раненый конь, которого обидел Филька:

Вороная масть — масть цвета ворона, то есть конь в рассказе был совершенно черным.

Обводим букву Б: вороной.

В рассказе «Теплый хлеб» раненный немецким снарядом конь является таким же главным героем произведения, как мальчик Филька или мельник Панкрат. Это необычайно умное животное, которое все понимало и обладало великодушием, способностью прощать.

Масть коня в рассказе была самая колдовская, волшебная — вороная, черная.

Обвести следует букву Б.

Конь был вороной. Прочесть полный текст можно здесь http://e-libra.ru/read/121459-teplyj-xleb.html

Паустовский не стал называть время, когда действительно происходили описанные в рассказе «Теплый хлеб» события, но по косвенным приметам мы можем сделать вывод, что события рассказа скорее всего происходили во времена Гражданской войны,

Прежде всего в начале рассказа читаем о снаряде, который ранил коня. Он был немецкий. С немцами мы воевали и во время Великой отечественной войны и во время Гражданской войны.

Но по деревне проходили кавалеристы. Кавалерия принимала участие в боевых действиях и в Гражданскую и во Вторую мировую Войну, но тогда после отступления кавалерии в деревню должны были войти немцы.

Еще один момент. Мельник Панкрат обращается к Фильке гражданин, а это обращение было популярно после Февральской революции.

В рассказе — сказке Константина Георгиевича Паустовского » Теплый хлеб » жители деревни Бережки относились к раненному коню, которого кавалеристы оставили на попечение деревни, очень хорошо и по-доброму. Можно сказать жители деревни любили коня и жалели его. Каждый житель старался не обижать коня и покормить чем — нибудь — то ли свекольной ботвой, то ли краюшкой черного хлеба или сладкой морковкой. Все жалели раненного коня, который пострадал от врага и каждый житель деревни считал своей обязанностью покормить коня.

6UXG8EfcZ6uMIAKoL0zAIikkGb2ye9J5

После того как немецкий снаряд разорвался на краю села, через которое проходили кавалеристы, осколком снаряда был ранен конь. Раненного коня кавалеристы оставили в селе, а сами ушли дальше. Раненного коня взял к себе мельник Панкрат, который вылечил и выходил коня.

Правильным ответом на этот вопрос будет вариант А.

После того как Филька пришел к мельнику Панкрату и признался ему в том, что натворил и как коня обидел, и как мороз лютый на деревню навлек, и спросил совета, что же ему Фильке делать сейчас и как исправить эту ситуацию, как исправить свое злодейство и спастись от погибели, мельник Панкрат сказал, что нужно изобрести спасение от стужи.

Вот такой совет дал мельник Панкрат Фильке и времени для придумывания и обдумывания дал ему час с четвертью, поэтому правильным ответом на этот вопрос будет вариант В.

Для того, чтобы помириться с конем и попросить у него прощения Филька на следующий день принес коню буханку теплого свежего хлеба и солонку крупной соли.

Вариант правильного ответа на вопрос, что Филька принес коню, чтоб помириться с ним, будет вариант В.

wjLOhXM78Wd5zJuJhRmKZ9eXh3nDuD

Трагическая история, описанная Паустовским в рассказе «Теплый хлеб» началась в один теплый зимний день, когда Филька один сидел дома и ел вкусный хлеб. В это время к дому подошел раненый конь, живущий у мельника Панкрата и попросил хлеба. Филька разозлился на коня и грубо на него закричал, закинув хлеб глубоко в рыхлый снег. Именно этот крик автор называет в следующем предложении «Злорадным окриком».

Что же означает это выражение?

Прежде всего окрик — это крик, а злобным он был потому, что кричал Филька со злости. Он грубо назвал коня Дьяволом и Христорадником, то есть попрошайкой, он посоветовал коню копать мордой снег, чтобы добраться до снега и тем самым жестко обидел коня.

Характеристика главных героев сказки

Характеристика

«Тёплый хлеб» — сказка, написанная Константином Георгиевичем Паустовским. В ней на примере мальчика Федьки автор показывает юным читателям, как важно творить добро и не обижать тех, кто нуждается в нашей помощи.

Сюжет произведения следующий. В деревне Бережки командир отряда кавалеристов оставил коня, которого ранило снарядом. Заботу об этом коне, получившем имя Мальчик, взял на себя мельник Панкрат. Окрепнув, конь начал помогать старику с перевозкой грузов, и тот смог починить давно вышедшую из строя мельницу. Но мельнику не мог самостоятельно прокормить коня, и Мальчика подкармливали всей деревней. Когда конь попросил еды у Фильки, ребёнок ударил лошадь и бросил кусок хлеба в сугроб. Тогда поднялся в селе страшный ветер, ударил мороз. Бабушка рассказала мальчику, что такое бывает, когда кто-то сделает что-то дурное, и мальчик пошёл к Панкрату и рассказал, как было дело. Пока жители деревни рубили лёд, сорока, слышавшая рассказ мальчика, слетала на юг и упросила летний ветер прогнать мороз. На следующее утро Филька с ребятами пришёл покормить Мальчика свежим хлебом, тем самым попросив у него прощения. Сначала конь не доверял ему, но потом съел хлеб и положил голову на плечо Фильке.

  1. Характеристика главных героев сказки «Теплый хлеб» Паустовского
  2. Филька
  3. Панкрат
  4. Бабка Фильки
  5. Конь Мальчик
  6. Сорока

Характеристика главных героев сказки «Теплый хлеб» Паустовского

Филька

В начале повествования Филька предстаёт перед нами как мальчик грубый, невоспитанный, нелюдимый: «Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу «Ну Тебя». Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!»». Он не дружил с деревенскими ребятами, был неприветлив даже с бабушкой, с которой жил. Когда к нему подошёл конь, чтобы попросить еды, мальчик сильно разозлился: «На вас не напасёшься, на христорадников! Вон твой хлеб! Иди копай его мордой из-под снега».

Осознав, какой ужасный поступок совершил, Филька раскаивается в содеянном и идёт просить совета у Панкрата. Их разговор показывает, что мальчик решителен и сообразителен: «Возьмём мы ломы, пешни, топоры, будем рубить лёд у лотка около мельницы, покамест не дорубимся до воды и не потечёт она на колесо. Как пойдёт вода, ты пускай мельницу!». Он действительно хочет исправиться и заслужить прощение.

После того, как мороз отступил, Филька идёт к мельнику, чтобы искупить свою вину перед Мальчиком. Мы видим, что у ребёнка, несмотря на проступок, доброе сердце, и теперь он не озлоблен на мир: «Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал».

Панкрат

Панкрат — человек пожилой, строгий. Когда Филька пришёл к нему за помощью, он не стал жалеть мальчика, а потребовал от него принятия решений и доказательств того, что он действительно хочет измениться («Выходит, что из-за тебя всем пропадать. Зачем коня обидел? За что? Бессмысленный ты гражданин!», «Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненой лошадью – тоже. Будешь ты чистый человек, весёлый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит»).

Несмотря на некоторую суровость, Панкрат — добрый старик. Он ухаживает за раненым конём, честно трудится во благо других. Видя, что Филька поменял своё отношение к окружающему миру, Панкрат больше не поучает его. Даже коню он говорит не бояться Фильку: «Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись!»

Бабка Фильки

Бабушка мальчика — женщина довольно пессимистичная, пугливая. Она одна заботится о внуке и переживает за него: «Да неужто в такую стужу до мельницы добежишь? Сразу кровь остановится», — говорит она Фильке, когда он собирается к Панкрату».

Конь Мальчик

В сказках образы животных, как правило, играют значительную роль, и сказка Паустовского не стала исключением. Конь — доброе и умное животное, он прощает плохое обращение с ним Фильки: «…когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия».

Сорока

Сорока помогает жителям деревни справиться с нагрянувшими морозами. Это гордая птица, которой обидно, что никто из людей не сможет узнать о её подвиге: «Только старая сорока сидела на раките и сердито трещала: должно быть, опять хвасталась, что это ей одной удалось помирить коня с Филькой. Но никто её не слушал и не понимал, и сорока от этого сердилась всё больше и трещала, как пулемёт».

теплый хлеб краткий пересказ
Характеристика героев

Какая кличка коня в рассказе «Теплый хлеб» Паустовского Вы вспомните в этой статье.

«Теплый хлеб» какая кличка была у коня?

Кличка коня в сказке Паустовского «Теплый хлеб» Мальчик.

«Теплый хлеб» характеристика коня

Конь воевал на фронте, был ранен, и кавалеристы, проезжавшие через деревню, оставили его в Бережках. Мельник Панкрат взял коня к себе, вылечил его, но не мог прокормить, поэтому конь ходил по деревне и побирался. Каждый житель считал своим долгом покормить его, потому что он был ранен, пострадал на войне.

«В один из таких теплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Бабки дома не было, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью.

Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. “Да ну тебя! Дьявол!” — крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:

— На вас не напасешься, на христарадников! Вон твой хлеб! Иди, копай его мордой из-под снега! Иди, копай!

И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головами, потому что сами не знают, было ли это или ничего такого не было».

«Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно и протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца — так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мерзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И все выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга.

Филька вскочил наконец в избу, припер дверь, сказал: “Да ну тебя!” — и прислушался. Ревела, обезумев, метель, но сквозь ее рев Филька слышал тонкий и короткий свист,— так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьет им себя по бокам.

Метель начала стихать к вечеру, и только тогда смогла добраться к себе в избу от соседки Филькина бабка. А к ночи небо зазеленело, как лед, звезды примерзли к небесному своду, и колючий мороз прошел по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твердому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые бревна в стенах, и они трещали и лопались. Бабка, плача, сказала Фильке, что наверняка уже замерзли колодцы и теперь их ждет неминучая смерть. Воды нет, мука у всех вышла, а мельница теперь работать не сможет, потому что река застыла до самого дна».

Бабка рассказала Фильке о событиях, произошедших в Бережках сто лет назад:

«— Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз,— говорила бабка.— Заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады. Десять лет после того не цвели ни деревья, ни травы. Семена в земле пожухли и пропали. Голая стояла наша земля. Обегал ее стороной всякий зверь — боялся пустыни.

— Отчего же стрясся тот мороз? — спросил Филька.

— От злобы людской,— ответила бабка.— Шел через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай одну только черствую корку. И то не дал в руки, а швырнул на пол и говорит: “Вот тебе! Жуй!” — “Мне хлеб с полу поднять невозможно,— говорит солдат.— У меня вместо ноги деревяшка”.— “А ногу куда девал?” — спрашивает мужик. “Утерял я ногу на Балканских горах в турецкой баталии”,— отвечает солдат. “Ничего. Раз дюже голодный — подымешь,— засмеялся мужик.— Тут тебе камердинеров нету”. Солдат покряхтел, изловчился, поднял корку и видит — это не хлеб, а одна зеленая плесень. Один яд! Тогда солдат вышел на двор, свистнул — и враз сорвалась метель, пурга, буря закружила деревню, крыши посрывала, а потом ударил лютый мороз. И мужик тот помер».

Филька заинтересовался рассказом бабки. Ведь эта история очень похожа на его собственную: он пожадничал, обидел боевого коня. Мальчик волнуется, боится, что из-за своего жесткого поступка может пострадать сам и подвести жителей деревни. Но Филька получил умный совет:

«Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненой лошадью — тоже. Будешь ты чистый человек, веселый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит».

«На следующее утро Филька пришел вместе с ребятами к мельнице. Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи, не давал им ни на минуту перевести дух, и потому по земле неслись вперемежку то холодные тени, то горячие солнечные пятна.

Филька тащил буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николай держал деревянную солонку с крупной желтой солью. Панкрат вышел на порог, спросил:

— Что за явление? Мне, что ли, хлеб-соль подносите? За какие такие заслуги?

— Да нет! — закричали ребята.— Тебе будет особо. А это раненому коню. От Фильки. Помирить мы их хотим.

— Ну что ж,— сказал Панкрат. — Не только человеку извинение требуется. Сейчас я вам коня представлю в натуре.

Панкрат отворил ворота сарая, выпустил коня. Конь вышел, вытянул голову, заржал — учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал. Ребята зашептались и притихли, а Панкрат потрепал коня по шее и сказал:

— Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись!

Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слезы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия».

Филька искренне раскаивался в совершенном поступке и хотел искупить свою вину. Он старательно трудился, отбивая лед у мельницы, а потом пришел просить прощения у коня. Но без подсказки старших и помощи ребят Филька бы не обошелся. Именно они своим неравнодушием помогли герою побороть «холод сердца» и навсегда запомнить, что б лагополучие всех зависит от каждого: ошибся один — расплачиваются все.

Разделы: Литература

Цель урока:

  • Помочь учащимся осознать значимость произведения К.Г. Паустовского “Тёплый хлеб”; понять нравственные уроки сказки; показать неразрывное единство человека и природы; уяснить роль пейзажа в произведении.
  • Обучать анализу художественного произведения в единстве формы и содержания; выразительному чтению; анализу текста с точки зрения использования средств речевой выразительности.
  • Развивать художественное восприятие через работу с текстом, выразительное чтение, монологическую речь, инсценировку, иллюстрирование.
  • Воспитывать доброту, милосердие, чувства коллективизма и взаимовыручки, любовь к труду.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, иллюстрации учащихся к сказке, презентация

1. Вступительное слово учителя. Определение цели урока. (Слайд 2)

Ребята, мы с вами познакомились на прошлом уроке со сказкой К.Г. Паустовского “Теплый хлеб”. Вспомним кратко ее сюжет.

— Кто желает рассказать?

Действие в этой сказке происходит во время Гражданской войны, в обычной русской деревне. Мальчик Филька по прозвищу “Ну, тебя” обидел раненого коня. Поэтому в деревне начинаются всякие беды. В конце произведения Филька понимает свою ошибку.

— Хорошо. Давайте мы на этом уроке попробуем разобраться в поступке Фильки, попробуем оценить его с точки зрения нравственности, этичности и сделаем выводы.

Нравственность — (Слайд 3)

2. Стадия осмысления

Итак, сказка “Тёплый хлеб”. Она написана через 9 лет после победы в Великой Отечественной войне. События, описанные в ней, происходят во время Гражданской войны. Очень трудное и голодное время.

— Как вы понимаете значение слова “хлеб”? (Это житейская необходимость, потребность).

— Но рассказ называется ТЕПЛЫЙ хлеб”. Что обозначает слово ТЕПЛЫЙ? (Слайд 4)

Теплый от старославянского – жар, огонь. Таким образом, теплый хлеб несет в себе символическое значение. Хлеб – это чудо, тепло, которое рождает в живом существе особое чувство). Хлеб, сделанный с теплом души, с любовью.

— Где происходят события? (В деревне Бережки)

— Что вы можете сказать о названии деревни? (Образовано от слов “беречь”, оберегать”). Само название говорит о том, что люди, живущие в деревне должны беречь друг друга, жить мирно, приносить друг другу добро.

— Закончите предложение: Приносить людям добро – это значит .

Кластер

  • мир
  • Хор. поступки
  • свет
  • мама
  • солнце

Добро

  • радость
  • счастье
  • любовь

Он (Паустовский) не был сказочником. Он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра. В.Шкловский.

— Какое словосочетание показалось странным? Неужели творить добро трудно?

На это вопрос мы попробуем сегодня найти ответ.

Определим круг героев.

Кто главный герой, вокруг которого происходит действие? (Слайд 6)

  • сорока
  • бабка
  • мельник
  • ФИЛЬКА
  • Конь
  • ребята
  • ветер
  • старики

2. Знакомство с характеристиками героев сказки.

Давайте охарактеризуем героев: (Слайд 7)

Конь: вороной, ранен во время войны, выполнял тяжелую работу (возил глину, навоз, жерди), побирался.

Филька: молчаливый, недоверчивый, ни с кем не дружил, неласковый, “Ну, тебя”.

Панкрат: мельник, мучная пыль навек вьелась в него, скорый на работу, сердитый, быстрые глаза.

— Итак, Фильку звали “Ну, тебя”.

Как характеризует его это прозвище? Почему его так звали?

— Прозвище его характеризует как эгоистичного человека, которому важно только его чувства и желания, а на остальных ему “наплевать”.

— Дальше в сказке мы с вами узнаем, какие удивительные события произошли в Бережках.

3. Выразительное чтение отрывка (от “Зима в этот год стояла. ”).

4. Анализ эпизода. Составление схемы.

— Каким мы увидели Фильку в этом эпизоде? Почему он так поступил?

— Конь помешал ему есть хлеб.

— Проследим за последовательностью действий Фильки. (Слайд 8)

— Как поступил Филька?

— Но, ребята, в жизни и добро, и зло не уходит в никуда, все когда-то возвращается бумерангом.

Как отразился поступок Фильки, на ком?

Последствия Филькиного поступка (Слайд 9)

Слеза скатилась у коня из глаз.

В природе: засвистел ветер. Мело и хлестало, ревела, обезумев, метель, ломались скворечни, небо зазеленело, как лед, звезды примерзли к небу.

На людях: замерзли колодцы, мельница не могла работать.

— В чем же заключается вина Фильки? (Ударил коня, бросил хлеб на снег, говорил грубые слова.)

— Кто помог осознать Фильке его поступок? (бабушка)

— Какую историю она рассказала? Истории чем-то похожи?

(Пересказ – рассказ бабки о событиях столетней давности)

— Как вы думаете, какие чувства испытал мальчик, когда слушал этот рассказ?

(страх, вину, боялся, что умрет)

— Почему, по-вашему, он, несмотря на сомнения, решил пойти за советом к Панкрату? (решил сгладить свою вину, помочь деревне, боялся умереть)

— Инсценировка эпизода. Сначала вы получите задание. (Слайд 10)

1 группа – Характеристика Панкрата (серьезный, строгий, обвинил в беде, умный, понимающий, дал ему возможность исправить зло, человек особенный).

2 группа – Характеристика Фильки (растерянный, нерешительный, чувствует свою вину, напуганный, хочет исправить свой поступок).

3 группа – Оцените игру своих товарищей, смогли ли они в своем выступлении отразить характеры героев?

(Показывается инсценировка разговора Фильки и Панкрата).

Смог ли герой рассказать о своем проступке? Как его это характеризует?

— Что советует Панкрат герою ? Панкрат – всесильный). Панкрат предлагает раскаяться. Что это значит? (отречься о дурной прежней жизни, сознательно начав новую)

-Каким должен быть человек, по мнению Панкрата? (живущим по совести, чистым, веселым).

— Изменился ли Филька в конце сказки?

— Кто еще помог Фильке исправить свою вину? (жители деревни, ребята, сорока)

— Не только люди помогли Фильке осознать свою вину, но и природа со своими законами показала, какой поступок совершил мальчик.

Сравнительная характеристика эпизодов: (Слайд 11)

Описание природы до встречи Фильки с конем (со слов “Зима в этом году стояла теплая. ”),

Описание метели (от слов: “Слеза скатилась у коня из глаз. ”)

  • 1-й эпизод: теплая погода, вода не замерзла, скоро начнет работу мельница и даст людям жизнь – хлеб.
  • 2-й – ревела, обезумев, метель. Ревет, как человек. Какой прием использовал автор? Олицетворение.

— В какой момент началась метель?

Метель началась в тот момент, когда Филька обидел коня. В этом поступке – неуважение к природе. Конь и человек — часть природы. Обидев коня, Филька оскорбил окружающий мир. Природа решила заступиться за коня. Злой человек принес зло живому существу. Все сковало льдом. Слезы бабушки – это и слезы всей деревни. Даже Филькам заплакал от страха.

Природа все время меняется. А как она меняется? Какими средствами это достигается? Автор дает звуковое и цветовое восприятие пейзажа в произведении. Давайте найдем это в тексте.

Групповая работа. (Слайд 12)

1 группа – Звуки (каркали, завыл, засвистел, ломали скворечники, хлопали ставни, неслись, шурша, ревела метель, зашумела роща, со звоном разбились сосульки и т.д.).

2 группа – Цвет (черная вода, небо зазеленело, небесный свод, черные ивы, поседели от стужи, солнце всходит багряное, по седым ивам).

3 группа – Движение (таял и выпадал снег, вороны толкались, кружились льдинки, вздул снег, запорошил горло, летела мерзлая солома, мороз прошел и т.д.).

(Отрывки: 1) “Слеза скатилась. они трещали, лопались”

2) “В морозные дни. с темной водой”.

— Каким предстаёт перед ним ночной пейзаж? Какую картину он (Филька) видит? (Слайд 13)

— Как скрипит снег? /Снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков пилила под корень берёзовую рощу за рекой. /

— Каким был воздух? / Воздух замёрз, и между землёй и луной осталась одна пустота – жгучая и такая ясная. Чёрные ивы поседели от стужи. Ветки их поблескивают, как стеклянные. Воздух колет Фильке грудь.

Вывод: природа – это тоже образ. За злые поступки она “мстит” по-своему, сердится на людей и радуется вместе с ними. Она живет своей жизнью, помогает понять человеку красоту, гармонию на Земле. Природа как волшебник. И в сказке Паустовского тоже много волшебного.

— Что происходит в природе, когда Филька покаялся? (Текст: в воздухе запахло весной. — Тепло. Ласка, любовь, добро.

— Чему посвящены последние строки рассказа? (Покаянию Фильки. Примирению с конем).

Чтение эпизода “Филька мирится с конём”

Это очень трогательный момент: момент обретения друга. И никто никогда, хочется верить, не назовет Фильку “Да ну тебя”.

Мельница заработала, вместе с горячей мукой в дома вошло тепло, зажигающее людские сердца добром. И по всей деревне стоял запах теплого хлеба. Произошло чудо – зло, лихо отступило перед добром.

— Почему же сказка о Фильке и о коне называется «Тёплый хлеб»? (Хлеб примирил Фильку и коня).

— В каком значении употреблено слово «тёплый» в названии сказки? Является ли оно эпитетом? (Слово «тёплый» употреблено в значении «согревающий душу, ласковый, приветливый, отличающийся внутренней теплотой»).

— Какова же народная мудрость сказки? (Злое дело надо обязательно исправить, а лучше зла не делать никогда и никому).

Беседа о рисунках учащихся. Связные ответы на вопрос, что нарисовали и почему.

Заключительное слово учителя. (Слайд 15)

Евгений Евтушенко писал:

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

— Каких зверей нужно убить внутри себя? Через что надо переступить, чтобы стать милосердным?

Звучит песня “Дорогою добра”. Одновременно идёт показ слайдов с изображением природы.

1. Ребята, вам понравился урок?

2. Как вам работалось на уроке?

3. Комфортно ли вы себя чувствовали?

Домашнее задание: выписать из текста сказочные и реальные мотивы или эпитеты

Война, раненый конь, голод, злоба

Ответить на вопрос: Чему учит сказка “Теплый хлеб”?

Читайте также:

      

  • Как называются лошади тяжеловозы
  •   

  • Почему девушки любят кататься на лошадях
  •   

  • Во сколько лет обучают лошадей верхом
  •   

  • Как понять что лошадь устала
  •   

  • Как делают коня в тюрьме

  • Паустовский старый повар читать полный рассказ
  • Паустовский телеграмма краткое содержание для сочинения аргумент
  • Паустовский телеграмма для итогового сочинения
  • Паустовский телеграмма о чем рассказ
  • Паустовский старый повар аргумент для сочинения