Константин Паустовский — Стальное колечко:
Краткое содержание
Лесная деревня Моховое. Здесь живут дед Кузьма и его синеглазая внучка Варюша. Лютой зимой у деда кончилась махорка. Не стало курева – забил деда кашель. Купила Варя махорки в селе Переборы, и загляделась на проходящие мимо поезда. С одного из них соскочил веселый боец-сапер с бородой. Хотел у Вари («анютины глазки с косичками» назвал он ее) купить махорки. Она отсыпала даром. Боец отдарился чудесным стальным колечком. На среднем пальце оно даст здоровье родным. На безымянном – «большущую радость». На указательном – весь белый свет покажет. Поблагодарила девочка – и домой. И в пути на мизинчик примерила. Любопытно ей, что будет тогда? А колечко скользнуло – и в снег. Нет его нигде.
Со слезами вернулась Варюша домой. Не видать ей чудес. Даже строптивый воробей Сидор, живший у них в избе, не помог отыскать. Между тем, деду все хуже. Варя ругает себя. И весной идет к месту потери, отмеченному веткой. Нашлось колечко! Надела Варя его на средний пальчик. Глядит: дед Кузьма на весеннем солнышке греется. Полегчало! «Спасибо колечку!» Перед сном надела колечко на безымянный палец. Вышла утром в лес. Красота какая! Подснежники, песни птичек, и сама весна невидимо ходит. Вот и радость! Тут бы заодно и весь свет повидать. Но к чему торопиться? Как дед говорит: «Наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на свете!»
Читательский дневник по сказке «Стальное колечко» Паустовского
Сюжет
Зимой в Моховом у деда Кузьмы без махорки открылся кашель. Внучка Варюша купила ему табачка в Переборах. И даром поделилась куревом с бойцом с поезда. Тот в ответ подарил ей стальное колечко. Чудесное: на среднем пальчике дает здоровье, на безымянном – радость, на указательном – весь белый свет покажет. Обронила его Варюша. Нашла только весной. И дед поправился, и радость в сердце от чудес весны. А мир глядеть она пока не стала: родной край лучше всех на свете!
Отзыв
Рассказ написан в 1946 года. Война позади, народ глядит в будущее с надеждой. Образ доброго, веселого бойца, безымянного защитника Родины. Чудеса случаются с теми, кто в них верит, с теми, кто умеет их замечать и творить своими руками. У девочки отзывчивое сердце. Она жалеет деда, идет ради него в другое село, угощает махоркой солдата, благодарит за добро, заботится о старом воробье, любит родной край и природу. Пословицы к сказке: доброе дело без награды не остается, за морем теплее, а у нас светлее, всякому мила своя сторона. Сказка учит быть щедрым, добрым, благодарным, любить родину, жить с пользой для людей.
Паустовский К.Г. “Стальное колечко” Читательский дневник, краткое содержание
Варюша. Маленькая девочка с голубыми глазами и косичками. Добрая, заботливая, верит в чудо.
Дед Кузьма. Старый и совсем больной, много курит.
Воробей Сидор. Задира и драчун.
Боец. Добрый колдун.
О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
На станции девочка Варя угощает бойцов махоркой, а один из бойцов дарит ей волшебное колечко. Но Варя теряет колечко и находит его только весной. Тогда и происходят разные чудеса.
Сюжет — краткое содержание
Варюша отправляется за махоркой для больного деда, но на станции делится махоркой с бойцами.
Боец дарит Варе стальное колечко, говоря, что оно волшебное, и объясняет, как пользоваться кольцом.
Варя роняет колечко в снег и ставит на этом месте веточку, понимая, что найти его сейчас невозможно.
Весной Варя находит кольцо, и дед Кузьма сразу чувствует себя лучше.
Варя отправляется в лес, и мимо нее проходит весна, случается большая радость.
Варя не хочет надевать кольцо на указательный палец, потому что дома лучше всего.
Понравившийся эпизод
Мне понравилась сцена разговора Вари с бойцами. Девочка наотрез отказалась продавать махорку, но зато дала ее просто так, показав свою доброту и отзывчивость. А боец очень ласково называл девочку и подарил ей волшебное кольцо. Был ли он действительно колдуном не известно.
План произведения для пересказа
Варя идет в Переборы
Варя на станции
Главная мысль
Настоящее счастье — жить на родной земле, видеть красоту природы и знать, что твои родные здоровы.
Чему учит эта книга
Сказка учит доброте и восторженному взгляду на мир. Учит видеть красоту природы, учит любить свою Родину. Учит не отчаиваться и верить в чудо. Учит тому, что, помогая другим, человек помогает сам себе.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Это очень красивая и добрая сказка о маленькой и немного наивной девочке, которая хотела здоровья своему деду, радость для себя и умела оценить красоту родной земли. Мне очень понравилась девочка Варя, и я рада, что у нее в жизни все хорошо.
Новые слова и выражения
Махорка — вид грубого табака.
Шинель — верхняя солдатская одежда.
Темя — макушка головы.
Пословицы к произведению
Всякому мила своя сторона.
Если есть на свете рай — это твой родимый край.
Надежда умирает последней.
Верой жив человек.
Мир не без добрых людей.
Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь
Краткое содержание Стальное колечко Паустовский
Варя с дедом Кузьмой проживала в деревне, которая находится возле лесной полосы.
В зимние дни этого года поднимался сильный ветер и шёл постоянно снег. Этой зимой оттепели не было. В ночной тиши стоял вой волков, завидующих тому, что люди лежат у тёплой печи.
В конце зимних дней у дедушки закончился табак. Деда бил сильный кашель, здоровье становилось всё хуже.
Ради деда внучка пошла в соседнее село. Она закупила табак, спрятав его в ситцевый мешок.
А на станции было два солдата. Один из них предупредил быть осторожней, так как скорый поезд мчался. Ей стало страшно, и она вцепилась за столб до тех пор, пока он не промчался мимо. Военный попросил продать немного табаку, но девочка сказала, что дед не разрешает этого делать. И предложила отсыпать, сколько солдат хочет. Сапёр взял горсть и заглянул в её глаза с синевой, улыбаясь, проговорил, что ж тебе подарить?
Он вытащил перстень, изготовленный из стали и надел ей на палец. Он волшебный, гляди, как играет на солнце.
Хозяйке, которая носит на пальце посередине, поможет со здоровьем, а безымянный – талисман огромной радости.
Разглядывая кольцо, она решила проверить, что будет, если одеть его на мизинец и уронила в толщу снега. Долго пыталась она найти. От этого пальцы её стали синими. Она сильно замёрзла, от этого кисти её рук не шевелились.
Девочка стала плакать. И укорять себя, так как нужно аккуратней с кольцом, как теперь вылечить деда. Воткнув палку в снег, отправилась домой. На другой день она взяла воробья, но ничего не получилось. Деду становилось хуже. Он сильнее кашлял. Всё чаще внучка в углу плакала, скрывая от деда свои переживания.
Наступила весна, подтаял снег, и девочка побежала на место. И увидев палку, разыскала перстень и одела на палец. А когда пришла домой, то дед был здоров. Сидел на срубленном дереве и курил. А девочка, улыбаясь, показала перстень. Она с ним весь день проходила. Затем, ей захотелось увидеть радость. Она одела перстень на другой палец и побежав в лес, радовалась весенним денькам.
Нет края лучше, чем земля, где ты родился. Надо любить своих близких. Помогать старикам. Не забывать о добром отношении к окружающим. За добро получишь счастье.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Паустовский. Все произведения
Стальное колечко. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Васека был не такой, как все. Молодой высокий парень с утиным носом и невозможным характером, он резко отличался от остальных молодых людей. Деньги его не интересовали, работой не увлекался – не видел ни в какой деятельности «души»
Бауакас — царь Алжира. Он слышал от людей, что в стране есть один судья, который справедливо разрешает все споры и сразу распознает преступника. Царь решил проверить, правда ли это. Бауакас переоделся купцом и отправился
Волшебная сказка Морозко о непростых взаимоотношениях в семье, о том, что доброта всегда побеждает. У одной женщины жили две девочки. Одна была родной дочерью, а другая приемной, дочкой мужа.
Вся пьеса протекает в Лондоне в течении одних суток в 90-х годах 19 века в квартире у лорда Горинга и доме Чилтернов. Званый ужин в доме Чилтернов, все внимание знати переходит к новому лицу – миссис Чивли
Стивен Кинг — знаменитый писатель, который работает, используя стили — мистику, ужасы, драму в своих рассказах и повестях. Также два раза выступал в роли сценариста.
План – конспект урока литературного чтения по произведению К.Г.Паустовского «Стальное колечко» в 3 классе.
Цели урока:
— формировать у обучающихся активную читательскую позицию, формировать собственное суждение и высказывание по теме.
— формировать умение общаться через работу, умение слушать и оценивать ответы одноклассников
— создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения;
— учить оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки.
Дидактическая цель: обучение младших школьников деловому общению.
Формирование УУД:
Предметные: формировать умение работать с дополнительной литературой.
Личностные УУД: эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание к им.
Метапредметные:
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений.
Коммуникативное УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание.
Регулятивные УДД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.
Педагогические технологии: проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, дискуссия.
Методы обучения:
-
создание проблемной ситуации;
-
поисковый;
-
наглядно-иллюстративный;
-
словесный.
Средства обучения:
-
учебник
-
мультимедиа проектор
-
наглядные пособия
Формы организации учебной деятельности:
-
Фронтальная.
-
Индивидуальная.
-
Групповая.
Ход урока.
-
Организационный момент. ( Эмоциональный настрой на работу).
Ребята, сегодня у нас необычный урок, присутствуют гости. Давайте — улыбнемся друг другу и нашим гостям , как солнышко нам улыбается. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам.
-
Актуализация знаний. Формулировка темы и цели урока.
1 слайд:
“Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги”.
К. Г. Паустовский
_ Прочитайте слова.
— Кто их автор?
2 слайд:
-Посмотрите, к какому произведению подобраны иллюстрации?
— С каким произведением мы будем работать , сформулируйте тему урока…
3 слайд ( тема)
— Знакомы ли мы с жизнью и творчеством К.Г. Паустовского?
— Дома самостоятельно вы знакомились с произведением. К какому жанру вы отнесёте произведение К. Г. Паустовского “Стальное колечко”? (самые разные ответы детей)
— В чём нам предстоит разобраться на уроке? (определить жанр)
— Отталкиваясь от темы урока, используя опорные слова сформулируйте цели урока.
4 слайд (цель)
-Начнём работу над 1 частью цели урока: познакомимся с краткой биографией К.Г.Паустовского.
-Теперь переходим ко 2 части цели и будем разбираться: произведение К. Г.Паустовского сказка или рассказ?
— Прежде, давайте разберёмся, а в чём же отличие этих жанров?
— Даша получила задание , найти определение в толковом словаре.
-
Рассказ – небольшое прозаическое произведение повествовательного характера о каком-либо эпизоде из жизни героя.
-
Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, в котором добро обязательно побеждает зло.
— Сегодня на уроке нам предстоит выяснить жанр этого произведения, а также мы совершим мысленно, путешествие в деревушку, где жила главная героиня Варюша с дедом.
3. Совместное исследование и решение проблемы.
— Дома вы были в роли читателей.
— Поднимите руку, кто считает, что дома был внимательным читателем? Сейчас мы это проверим.
1. Где жила Варюшка с дедом?
2. Как звали деда?
3. Куда Варюшка пошла за махоркой?
4. Кто такой Сидор?
5. С кем Варюшка встретилась в Переборах?
6. Какой подарок она получила?
7. Каким временем года начинается произведение и каким заканчивается?
8. Знаете ли вы, какие события происходили в стране в это время?
— Для того чтобы ответить на наш главный вопрос — это рассказ или сказка, давайте вспомним отличительные особенности начала сказки и рассказа.
— Как называется начало в рассказе? (вступление)
— Как называется начало в сказке? (зачин)
— Прослушивание аудиофрагмента сказки «Стальное колечко»
— Послушаем начало «Стального колечка» и ответим на вопрос: какое произведение – сказка или рассказ – обычно так начинается?
( эпизод повествовательного характера, первое предложение похоже на зачин сказки)
-Далее работу с текстом мы проведём по группам. Каждая команда выберите капитана, представьте…( объяснение работы)
1 группа
Задание.
Найдите в учебнике сцену встречи Варюши с бойцами со слов « На платформе сидели два бойца…». Прочитайте эту часть текста по ролям.
Вопросы для всех:
— Что вы можете сказать о поступке Варющи в этом эпизоде?
— Как бойцы называют её? Как в литературе называется этот приём?
— Ребята, в данном эпизоде, для Вари предмет – колечко – простое или волшебное?
— Посмотрите на правую ладонь.
— Повторите, название пальцев на руке?
— Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?
— Называем палец и соответствующее чудо.
-
Средний — здоровье
-
безымянный — большущая радость
-
указательный — увидишь весь мир
— Введение этого эпизода- появление колечка- элемент сказки или рассказа?
— Про какой пальчик боец не сказал девочке? Как вы думаете почему?
2 группа
Задание.
Перескажите эпизод , как случилось, что Варюша потеряла столь дорогой подарок?
Ответьте на вопрос: Чему она больше всего огорчилась, когда потеряла колечко?
— Посмотрите на слайд и скажите, кто изображён на картинке?
— Что вы о нём узнали?
— Может ли Сидор быть таким? Посмотрите на слайд.
— Как вы думаете, это сказочный персонаж или нет?
— О чём Сидор известил, прыгая по оконцу и стуча клювом в стекло?
3 группа.
Задание.
Подготовьте выразительное чтение отрывка, в котором описывается приход весны.
Ответьте на вопросы:
— С кем автор сравнивает Весну?
-Как называется этот художественный приём?
— Введение автором образа весны, приёма олицетворения ближе к какому жанру?
4 группа
Задание.
Составьте рассказ по опорным словам на тему: « Как Варюше удалось найти стальное колечко,»
-
нашла
-
начала отгребать
-
блеснул
-
вскрикнула
-
присела
-
не заржавело
-
схватила
-
надела
-
побежала
(просмотр фрагмента фильма)
—Что она увидела, когда прибежала домой?
— Ребята, значит, колечко волшебное? Как думала Варя?
— А что сказал дед?
-Как вы думаете, почему выздоровел дед Кузьма?
— Для себя Варюшка, что выбрала: большую радость или повидать свет?
— От чего она испытала большую радость?
— А почему она не захотела повидать белый свет?
-Как об этом говорит дед Кузьма.
-Ребята, а это заключение, как в рассказе или концовка, как в сказке?
— Как вы думаете произведение Паустовского-это рассказ или сказка?
5. Обобщение.
Вывод: Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но раз указывает на жанр, а Паустовский определил это произведение как сказка, то, значит, хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.
— Попробуйте понять, что хотел передать своим читателям автор через это произведение? (хотел сказать о вере, добре, заботе человека к ближнему, о любви к окружающему миру — к природе).
Давайте закончим сегодняшний разговор словами:
Жизнь прекрасна. Не проживи её зря. Постарайся оставить след на земле. Учись видеть прекрасное в самом обыкновенном.
5. Рефлексия. Оценивание.
Что получилось на уроке? Какие испытывали трудности? Что понравилось?
( работа с колечками)
6. Домашнее задание.
1.К любому эпизоду сказки нарисуйте иллюстрацию и озвучьте её.