Паустовский стальное колечко главная мысль рассказа

Константин паустовский стальное колечко: краткое содержание лесная деревня моховое. здесь живут дед кузьма и его синеглазая внучка варюша. лютой

Константин Паустовский — Стальное колечко:
Краткое содержание

Лесная деревня Моховое. Здесь живут дед Кузьма и его синеглазая внучка Варюша. Лютой зимой у деда кончилась махорка. Не стало курева – забил деда кашель. Купила Варя махорки в селе Переборы, и загляделась на проходящие мимо поезда. С одного из них соскочил веселый боец-сапер с бородой. Хотел у Вари («анютины глазки с косичками» назвал он ее) купить махорки. Она отсыпала даром. Боец отдарился чудесным стальным колечком. На среднем пальце оно даст здоровье родным. На безымянном – «большущую радость». На указательном – весь белый свет покажет. Поблагодарила девочка – и домой. И в пути на мизинчик примерила. Любопытно ей, что будет тогда? А колечко скользнуло – и в снег. Нет его нигде.

Со слезами вернулась Варюша домой. Не видать ей чудес. Даже строптивый воробей Сидор, живший у них в избе, не помог отыскать. Между тем, деду все хуже. Варя ругает себя. И весной идет к месту потери, отмеченному веткой. Нашлось колечко! Надела Варя его на средний пальчик. Глядит: дед Кузьма на весеннем солнышке греется. Полегчало! «Спасибо колечку!» Перед сном надела колечко на безымянный палец. Вышла утром в лес. Красота какая! Подснежники, песни птичек, и сама весна невидимо ходит. Вот и радость! Тут бы заодно и весь свет повидать. Но к чему торопиться? Как дед говорит: «Наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на свете!»

Читательский дневник по сказке «Стальное колечко» Паустовского

Сюжет

Зимой в Моховом у деда Кузьмы без махорки открылся кашель. Внучка Варюша купила ему табачка в Переборах. И даром поделилась куревом с бойцом с поезда. Тот в ответ подарил ей стальное колечко. Чудесное: на среднем пальчике дает здоровье, на безымянном – радость, на указательном – весь белый свет покажет. Обронила его Варюша. Нашла только весной. И дед поправился, и радость в сердце от чудес весны. А мир глядеть она пока не стала: родной край лучше всех на свете!

Отзыв

Рассказ написан в 1946 года. Война позади, народ глядит в будущее с надеждой. Образ доброго, веселого бойца, безымянного защитника Родины. Чудеса случаются с теми, кто в них верит, с теми, кто умеет их замечать и творить своими руками. У девочки отзывчивое сердце. Она жалеет деда, идет ради него в другое село, угощает махоркой солдата, благодарит за добро, заботится о старом воробье, любит родной край и природу. Пословицы к сказке: доброе дело без награды не остается, за морем теплее, а у нас светлее, всякому мила своя сторона. Сказка учит быть щедрым, добрым, благодарным, любить родину, жить с пользой для людей.

Паустовский К.Г. “Стальное колечко” Читательский дневник, краткое содержание

Варюша. Маленькая девочка с голубыми глазами и косичками. Добрая, заботливая, верит в чудо.

Дед Кузьма. Старый и совсем больной, много курит.

Воробей Сидор. Задира и драчун.

Боец. Добрый колдун.

О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

На станции девочка Варя угощает бойцов махоркой, а один из бойцов дарит ей волшебное колечко. Но Варя теряет колечко и находит его только весной. Тогда и происходят разные чудеса.

Сюжет — краткое содержание

Варюша отправляется за махоркой для больного деда, но на станции делится махоркой с бойцами.

Боец дарит Варе стальное колечко, говоря, что оно волшебное, и объясняет, как пользоваться кольцом.

Варя роняет колечко в снег и ставит на этом месте веточку, понимая, что найти его сейчас невозможно.

Весной Варя находит кольцо, и дед Кузьма сразу чувствует себя лучше.

Варя отправляется в лес, и мимо нее проходит весна, случается большая радость.

Варя не хочет надевать кольцо на указательный палец, потому что дома лучше всего.

Понравившийся эпизод

Мне понравилась сцена разговора Вари с бойцами. Девочка наотрез отказалась продавать махорку, но зато дала ее просто так, показав свою доброту и отзывчивость. А боец очень ласково называл девочку и подарил ей волшебное кольцо. Был ли он действительно колдуном не известно.

План произведения для пересказа

Варя идет в Переборы

Варя на станции

Главная мысль

Настоящее счастье — жить на родной земле, видеть красоту природы и знать, что твои родные здоровы.

Чему учит эта книга

Сказка учит доброте и восторженному взгляду на мир. Учит видеть красоту природы, учит любить свою Родину. Учит не отчаиваться и верить в чудо. Учит тому, что, помогая другим, человек помогает сам себе.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Это очень красивая и добрая сказка о маленькой и немного наивной девочке, которая хотела здоровья своему деду, радость для себя и умела оценить красоту родной земли. Мне очень понравилась девочка Варя, и я рада, что у нее в жизни все хорошо.

Новые слова и выражения

Махорка — вид грубого табака.

Шинель — верхняя солдатская одежда.

Темя — макушка головы.

Пословицы к произведению

Всякому мила своя сторона.

Если есть на свете рай — это твой родимый край.

Надежда умирает последней.

Верой жив человек.

Мир не без добрых людей.

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Краткое содержание Стальное колечко Паустовский

Варя с дедом Кузьмой проживала в деревне, которая находится возле лесной полосы.

В зимние дни этого года поднимался сильный ветер и шёл постоянно снег. Этой зимой оттепели не было. В ночной тиши стоял вой волков, завидующих тому, что люди лежат у тёплой печи.

В конце зимних дней у дедушки закончился табак. Деда бил сильный кашель, здоровье становилось всё хуже.

Ради деда внучка пошла в соседнее село. Она закупила табак, спрятав его в ситцевый мешок.

А на станции было два солдата. Один из них предупредил быть осторожней, так как скорый поезд мчался. Ей стало страшно, и она вцепилась за столб до тех пор, пока он не промчался мимо. Военный попросил продать немного табаку, но девочка сказала, что дед не разрешает этого делать. И предложила отсыпать, сколько солдат хочет. Сапёр взял горсть и заглянул в её глаза с синевой, улыбаясь, проговорил, что ж тебе подарить?

Он вытащил перстень, изготовленный из стали и надел ей на палец. Он волшебный, гляди, как играет на солнце.

Хозяйке, которая носит на пальце посередине, поможет со здоровьем, а безымянный – талисман огромной радости.
Разглядывая кольцо, она решила проверить, что будет, если одеть его на мизинец и уронила в толщу снега. Долго пыталась она найти. От этого пальцы её стали синими. Она сильно замёрзла, от этого кисти её рук не шевелились.

Девочка стала плакать. И укорять себя, так как нужно аккуратней с кольцом, как теперь вылечить деда. Воткнув палку в снег, отправилась домой. На другой день она взяла воробья, но ничего не получилось. Деду становилось хуже. Он сильнее кашлял. Всё чаще внучка в углу плакала, скрывая от деда свои переживания.

Наступила весна, подтаял снег, и девочка побежала на место. И увидев палку, разыскала перстень и одела на палец. А когда пришла домой, то дед был здоров. Сидел на срубленном дереве и курил. А девочка, улыбаясь, показала перстень. Она с ним весь день проходила. Затем, ей захотелось увидеть радость. Она одела перстень на другой палец и побежав в лес, радовалась весенним денькам.

Нет края лучше, чем земля, где ты родился. Надо любить своих близких. Помогать старикам. Не забывать о добром отношении к окружающим. За добро получишь счастье.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Паустовский. Все произведения

Стальное колечко. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Васека был не такой, как все. Молодой высокий парень с утиным носом и невозможным характером, он резко отличался от остальных молодых людей. Деньги его не интересовали, работой не увлекался – не видел ни в какой деятельности «души»

Бауакас — царь Алжира. Он слышал от людей, что в стране есть один судья, который справедливо разрешает все споры и сразу распознает преступника. Царь решил проверить, правда ли это. Бауакас переоделся купцом и отправился

Волшебная сказка Морозко о непростых взаимоотношениях в семье, о том, что доброта всегда побеждает. У одной женщины жили две девочки. Одна была родной дочерью, а другая приемной, дочкой мужа.

Вся пьеса протекает в Лондоне в течении одних суток в 90-х годах 19 века в квартире у лорда Горинга и доме Чилтернов. Званый ужин в доме Чилтернов, все внимание знати переходит к новому лицу – миссис Чивли

Стивен Кинг — знаменитый писатель, который работает, используя стили — мистику, ужасы, драму в своих рассказах и повестях. Также два раза выступал в роли сценариста.

План – конспект урока литературного чтения по произведению К.Г.Паустовского «Стальное колечко» в 3 классе.

Цели урока:

— формировать у обучающихся активную читательскую позицию, формировать собственное суждение и высказывание по теме.

— формировать умение общаться через работу, умение слушать и оценивать ответы одноклассников

— создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения;

— учить оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки.

Дидактическая цель: обучение младших школьников деловому общению.

Формирование УУД:

Предметные: формировать умение работать с дополнительной литературой.

Личностные УУД: эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание к им.

Метапредметные:

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений.

Коммуникативное УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание.

Регулятивные УДД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.

Педагогические технологии: проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, дискуссия.

Методы обучения:

  • создание проблемной ситуации;

  • поисковый;

  • наглядно-иллюстративный;

  • словесный.

Средства обучения:

  • учебник

  • мультимедиа проектор

  • наглядные пособия

Формы организации учебной деятельности:

  1. Фронтальная.

  2. Индивидуальная.

  3. Групповая.

Ход урока.

  1. Организационный момент. ( Эмоциональный настрой на работу).

Ребята, сегодня у нас необычный урок, присутствуют гости. Давайте — улыбнемся друг другу и нашим гостям , как солнышко нам улыбается. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам.

  1. Актуализация знаний. Формулировка темы и цели урока.

1 слайд:

“Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги”.
К. Г. Паустовский

_ Прочитайте слова.

— Кто их автор?

2 слайд:

-Посмотрите, к какому произведению подобраны иллюстрации?

— С каким произведением мы будем работать , сформулируйте тему урока…

3 слайд ( тема)

— Знакомы ли мы с жизнью и творчеством К.Г. Паустовского?

— Дома самостоятельно вы знакомились с произведением. К какому жанру вы отнесёте произведение К. Г. Паустовского “Стальное колечко”? (самые разные ответы детей)

— В чём нам предстоит разобраться на уроке? (определить жанр)

— Отталкиваясь от темы урока, используя опорные слова сформулируйте цели урока.

4 слайд (цель)

-Начнём работу над 1 частью цели урока: познакомимся с краткой биографией К.Г.Паустовского.

-Теперь переходим ко 2 части цели и будем разбираться: произведение К. Г.Паустовского сказка или рассказ?

— Прежде, давайте разберёмся, а в чём же отличие этих жанров?

— Даша получила задание , найти определение в толковом словаре.

  • Рассказ – небольшое прозаическое произведение повествовательного характера о каком-либо эпизоде из жизни героя.

  • Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, в котором добро обязательно побеждает зло.

— Сегодня на уроке нам предстоит выяснить жанр этого произведения, а также мы совершим мысленно, путешествие в деревушку, где жила главная героиня Варюша с дедом.

3. Совместное исследование и решение проблемы.

— Дома вы были в роли читателей.

— Поднимите руку, кто считает, что дома был внимательным читателем? Сейчас мы это проверим.

1. Где жила Варюшка с дедом?

2. Как звали деда?

3. Куда Варюшка пошла за махоркой?

4. Кто такой Сидор?

5. С кем Варюшка встретилась в Переборах?

6. Какой подарок она получила?

7. Каким временем года начинается произведение и каким заканчивается?

8. Знаете ли вы, какие события происходили в стране в это время?

— Для того чтобы ответить на наш главный вопрос — это рассказ или сказка, давайте вспомним отличительные особенности начала сказки и рассказа.

— Как называется начало в рассказе? (вступление)

— Как называется начало в сказке? (зачин)

— Прослушивание аудиофрагмента сказки «Стальное колечко»

 — Послушаем начало «Стального колечка» и ответим на вопрос: какое произведение – сказка или рассказ – обычно так начинается?

( эпизод повествовательного характера, первое предложение похоже на зачин сказки)

-Далее работу с текстом мы проведём по группам. Каждая команда выберите капитана, представьте…( объяснение работы)

1 группа

Задание.

Найдите в учебнике сцену встречи Варюши с бойцами со слов « На платформе сидели два бойца…». Прочитайте эту часть текста по ролям.

Вопросы для всех:

— Что вы можете сказать о поступке Варющи в этом эпизоде?

— Как бойцы называют её? Как в литературе называется этот приём?

— Ребята, в данном эпизоде, для Вари предмет – колечко – простое или волшебное?

— Посмотрите на правую ладонь.

— Повторите, название пальцев на руке?

— Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?

— Называем палец и соответствующее чудо.

  • Средний — здоровье

  • безымянный — большущая радость

  • указательный — увидишь весь мир

— Введение этого эпизода- появление колечка- элемент сказки или рассказа?

— Про какой пальчик боец не сказал девочке? Как вы думаете почему?

2 группа

Задание.

Перескажите эпизод , как случилось, что Варюша потеряла столь дорогой подарок?

Ответьте на вопрос: Чему она больше всего огорчилась, когда потеряла колечко?

— Посмотрите на слайд и скажите, кто изображён на картинке?

— Что вы о нём узнали?

— Может ли Сидор быть таким? Посмотрите на слайд.

— Как вы думаете, это сказочный персонаж или нет?

— О чём Сидор известил, прыгая по оконцу и стуча клювом в стекло?

3 группа.

Задание.

Подготовьте выразительное чтение отрывка, в котором описывается приход весны.

Ответьте на вопросы:

— С кем автор сравнивает Весну?

-Как называется этот художественный приём?

— Введение автором образа весны, приёма олицетворения ближе к какому жанру?

4 группа

Задание.

Составьте рассказ по опорным словам на тему: « Как Варюше удалось найти стальное колечко,»

  • нашла

  • начала отгребать

  • блеснул

  • вскрикнула

  • присела

  • не заржавело

  • схватила

  • надела

  • побежала

(просмотр фрагмента фильма)

Что она увидела, когда прибежала домой?

— Ребята, значит, колечко волшебное? Как думала Варя?

— А что сказал дед?

-Как вы думаете, почему выздоровел дед Кузьма?

— Для себя Варюшка, что выбрала: большую радость или повидать свет?

— От чего она испытала большую радость?

— А почему она не захотела повидать белый свет?

-Как об этом говорит дед Кузьма.

-Ребята, а это заключение, как в рассказе или концовка, как в сказке?

— Как вы думаете произведение Паустовского-это рассказ или сказка?

5. Обобщение.

Вывод: Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но раз указывает на жанр, а Паустовский определил это произведение как сказка, то, значит, хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.

— Попробуйте понять, что хотел передать своим читателям автор через это произведение? (хотел сказать о вере, добре, заботе человека к ближнему, о любви к окружающему миру — к природе).

Давайте закончим сегодняшний разговор словами:

Жизнь прекрасна. Не проживи её зря. Постарайся оставить след на земле. Учись видеть прекрасное в самом обыкновенном.

5. Рефлексия. Оценивание.

Что получилось на уроке? Какие испытывали трудности? Что понравилось?

( работа с колечками)

6. Домашнее задание.

1.К любому эпизоду сказки нарисуйте иллюстрацию и озвучьте её.

  • Паустовский рассказы старое предание
  • Паустовский сказки пушкина 3 класс конспект и презентация школа 21 века
  • Паустовский сказки и рассказы читать
  • Паустовский сказки пушкина 3 класс конспект урока
  • Паустовский рождение рассказа краткое содержание