Паустовский сказки пушкина эрудит

Общая часть предмет литературное чтение класс 4 тема урока к.паустовский сказки пушкина дидактическая цель углубить знания о биографии а.с.пушкина, узнать,

ОБЩАЯ
ЧАСТЬ

Предмет

Литературное
чтение

Класс

4

Тема
урока

К.Паустовский
«Сказки Пушкина»

Дидактическая
цель

Углубить
знания о биографии А.С.Пушкина, узнать, что думал о его творчестве Константин
Паустовский.

Планируемые
образовательные результаты

Личностные
умения

Метапредметные
умения

Предметные
умения

Л1. Формирование
системы нравственных ценностей.

Л2. Уважать
себя, других людей, терпимо относиться к привычкам и традициям других людей.

Л3. Понимать
эмоции других людей.

Л4. Уметь выражать
свое отношение к произведению, выражать эмоции.

М Коммуникативные

МК1. Уметь
отвечать на вопросы на основе художественного текста.

МК2. Осмыслять
правила взаимодействия в группе.

МК3. Строить
речевые высказывания в устной форме.

МК4. Уметь устно
формулировать собственное мнение, осуществлять рефлексию.

М Регулятивные

МР1. Формулировать
учебную задачу урока исходя из анализа материала учебника.

МР2. Планировать
вместе с учителем деятельность по изучению темы урока.

МР3. Оценивать
свою работу на уроке.

МР4.
Самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью
выполнения заданий.

М Познавательные

МП1. Отбирать
опорные (ключевые) слова для создания плана произведения.

МП2. Уметь
ориентироваться в учебной художественной книге.

МП3. Уметь
слушать собеседника.

МП4.
Доброжелательно и внимательно относиться  к собеседнику.

МП5. Участвовать
в диалоге и понимать других.

МП6. Отстаивать
свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

П1. Знать
биографию А.С.Пушкина.

П2. Знать
средства художественной выразительности: олицетворение, метафора, эпитет.

П3. Знать сказки
А.С.Пушкина.

П4. Знать роль
Арины Родионовны в жизни А.С.Пушкина.

П5. Знать кто
такой Константин Паустовский.

Решаемые учебные проблемы (учебная
задача)

1. В чём смысл творчества А.С.Пушкина по
статье К.Паустовского «Сказки Пушкина»?

Образовательные технологии, используемые
на уроке

(в т.ч. рефлексивные технологии)

Диалоговая технология, групповая технология,
технология проблемного обучения, здоровье-сберегающая технология, рефлексивная
технология.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

ПК/ноутбук, мультимедийный проектор, колонки.

Образовательные ресурсы:

Для  учителя

1. Литература

2. Интернет-ресурсы

Для ученика

Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, М.В.
Бойкина Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций. Часть 2

Климанова,Л.Ф., Горецкий,В.Г.,
Виноградская,Л.А., Бойкина,М.В. Учебно методический комплекс «Перспектива»
Литературное чтение 4 класс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://schoolguide.ru/index.php/progs/perspectiva.html

Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, М.В.
Бойкина Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций. Часть 2

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ
СТРУКТУРА УРОКА

Деятельность
учителя

Деятельность
ученика

Планируемые
результаты

I. Организационный момент

(1
мин)

     Здравствуйте,
меня зовут Яна Тиграновна, и сегодня я проведу у вас урок литературного
чтения.  Перед началом урока проверим готовность к уроку: на ваших столах
должны лежать учебник, тетрадь, раздаточный материал и письменные
принадлежности.

     Дети
проверяют свою готовность к уроку.

МР4

МП6

II.
Актуализация знаний.

1.
Целеполагание

     Анаграмма на доске («Великие русские писатели») – поставьте буквы
в правильном порядке.

     Сегодня
мы познакомимся с новым разделом «Великие русские писатели».

— Как вы
думаете, кого можно назвать великим русскими писателями?

     Верно, но
великим писателем можно назвать не только того, кто написал много
произведений. Но когда его творчество даёт человеку радость, вдохновение,
счастья.

— Каких
писателей и поэтов вы знаете?

     Сейчас
перед вами появятся отрывки стихотворения, одного великого русского поэта, а
вы скажите, кто это.

1.Мороз
и солнце;

день
чудесный!

Еще
ты дремлешь,

друг
прелестный.

2.Буря
мглою небо кроет,

Вихри
снежные крутя;

То,
как зверь, она завоет,

То
заплачет, как дитя.

3.Ты
под окном своей светлицы

Горюешь,
будто на часах,

И
медлят поминутно спицы

В
твоих наморщенных руках.

     В каждом
стихотворении есть средство художественной выразительности: метафора,
олицетворение и эпитет.

     Каждая
парта получила файлик с раздаточным материалом. Достаньте карточку,  в
которой вы должны  соотнести средство художественной выразительности со
строчками из стихотворения, где оно прослеживается. Обратите внимание на
доску, на ней написаны определения средств художественной выразительности. На
это задание вам 2 минуты. Выполняем.

     Проверим.

Посмотрите на
выставку книг, что вы можете о ней сказать? Что общего у всех этих книг?

— Как Вы
думаете, о творчестве какого великого поэта мы с вами будем говорить сегодня
на уроке. Кто готов озвучить тему урока?

— Какую цель
поставим перед собой?

     Да,
сегодня, прочитав статью Константина Паустовского, мы поговорим о том, почему
сказки Александра Сергеевича такие необычные.

     Того, кто
написал много произведений.

     А.С.Пушкин,
Л.Н.Толстой, М.Ю. Лермонтов, Н.А.Некрасов и т.д.

    
А.С.Пушкин.

     
А.С.Пушкин.

    
А.С.Пушкин.

     Дети выполняют задание – соотносят название средства выразительности
со строчкой из стихотворений.

     Выставка
посвящена сказкам А.С.Пушкину.

    
Творчество А.С.Пушкина.

     Познакомится
с творчеством А.С.Пушкина, с самим Пушкином, со сказками А.С.Пушкина.

Л2

Л4

МК1

МК3

МР2

МП3

МП4

МП5

МП6

П1

Л1

Л2

Л4

МК3

МП3

МП4

МП5

МП6

П2

П3

III. Основной этап

1.
 Подготовка к первичному восприятию литературного произведения

     На
странице 73 прочитаем первое предложение.

     Александр
Сергеевич Пушкин

(6 июня
1799-1837 гг.) это великий русский писатель, который подарил множество
произведений.

— Какие
произведения вам запомнились?

— Какие
сказки  А.С.Пушкина, вы знаете?

— А что для
вас сказка?

Слушая сказки,
дети приобретают бесценный источник мудрости и вдохновения для ребенка.

     Обратите
своё внимание на иллюстрации на странице 73.

— Кто
изображен на первой иллюстрации?

     Арина
Родионовна всю жизнь поддерживала интерес Пушкина к сказкам, а он их собирал
и записывал. Так, по рассказам няни, Пушкиным были написаны 7 сказок, их
сюжет и образ легли в основу его произведений.

     Обратите
внимания на картину Николая Ге «Александр Сергеевич Пушкин в селе
Михайловском». Оригинал картины находится во Всероссийском музее А.С.Пушкина
в Санкт-Петербурге.

— Кто такой
Константин Паустовский?

— А какие
произведения он написал?

     Что вы
знаете о жизни А.С.Пушкина, о его няне Арине Родионовне?

     Известный
писатель, сочинил множество восхитительных стихов, повестей, сказок. Няня
Арина Родионовна, рассказывала свои сказки А.С.Пушкину.

     «Зимнее
утро», «Зимний вечер» », «У лукоморья дуб зелёный» и т.д.

     «Сказка о
царе Салтане…», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбки, «Сказка
о мёртвой царевне и о семи богатырях» и т.д.

     Арина
Родионовна, няня А.С.Пушкина.

     Константин
Паустовский -русский советский писатель.

     «Тёплый
хлеб», «Прощание с летом» и т.д.

МК3

МК4

МП2

МП3

МП4

МП5

МП6

МК2

МР1

МП1

МП2

МП3

МП4

МП5

МП6

П4

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(1 мин)

2. 
Первичное восприятие литературного произведения, анализ

     Учитель
читает вместе с учениками (стр.74 – учитель, стр.75-76 – учащиеся).

— Кто написал
статью о сказках А.С.Пушкина?

— Почему
статья так названа?

— В чём автор
видит неоценимую роль А.С.Пушкина?

3.
Вторичное восприятие литературного произведения, анализ

— Как автор
пишет о няне Пушкина?

— Чему
научился поэт у своей няни?

— Как вы
понимаете слова К.Паустовского выделенные в рамочке в конце статьи?

     Константин
Паустовский.

     Потому
что К.Паустовский считал А.С.Пушкина великим писателем, он восхищался его
произведениями особенно сказками.

     В том,
что произведения А.С.Пушкина уникальны, в них прослеживается любовь в Родине,
они содержат в себе мораль.

    
Константин Паустовский пишет о Ненецкого с уважение, благодарит за ее вклад в
А.С.Пушкина.

     Он
научился писать сказки, вносить в них своё волшебство.

     Нельзя не
любить сказки А.С.Пушкина. Они учат нас добру, щедрости, справедливости, а
самое главное любви к своей Родине, стране.

Л2

Л4

МК2

МП2

МП3

П4

П5

V.
Заключительная часть

1.
Подведение итогов

— Назовите
тему сегодняшнего урока.

— Какова была
цель нашего урока?

— Достигли ли
мы ее?

— Чью  статью
мы сегодня прочитали?

— О ком она
была?

2.
Домашнее задание

3.
Рефлексия «Синквейн»

     Достаньте из файлика листочки для рефлексии (демонстрирую).

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему урока.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль урока.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы урока.

4 строка – фраза, объясняющая смысл урока.

5 строка – одно существительное (ассоциация с первым словом).

Статья.

Великий,
русский.

Восхищается,
вдохновляется, описывает.

Творчество
Александра Сергеевича Пушкина нельзя не любить.

Поэт.

Л2,
Л4,

МК3,
МК4,

МР3,
МП2,

МП3,
МП4,

МП5,
МП6,

П2,
П3,

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе « Эрудит»

Цель: формирование общеучебных компетенций по предмету за курс 7 -8 классов.

Задачи:

  • повторить основные теоретические сведения за курс основной средней школы по русскому языку и литературе;

  • развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла:

  • расширить кругозор учащихся.

Оборудование:

  • карточки с заданиями,

  • музыкальное сопровождение,

  • слайды,

  • ручки и листочки.

Ход мероприятия

Вступление

Учитель: Сколько хороших слов сказано о русском языке. Константин Георгиевич Паустовский сказал: “С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия”.

Язык, на котором мы говорим красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в России. Язык – это история народа. Поэтому изучение и сбережение русского языка является насущной необходимостью

Два ученика разыгрывают сценку «Поговорили…».

Встретил я как-то одного приятеля. Давно с ним не виделся!

– Как живешь?
– Нормально.
– А с учебой как?
– Нормально.
– Ты, говорят, болел… Теперь-то все в порядке?
– Нормально.
– Хорошо, значит?
– Ну я же говорю – нормально.
– Странно ты говоришь…
– Почему? Нормально.
– Ты считаешь – нормально? 
– Нормально.

– Да-а, странно… А ведь когда-то был вполне нормальный человек!

Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком!

Учитель (или ведущий):

— Здравствуйте, ребята и гости нашей игры. Мы собрались сегодня в этом зале, чтобы провести игру «Эрудит» по русскому языку и литературе. Вам, участникам игры, предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что вы изучали по этим предметам, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем.

Вот правила игры:

«Эрудит» состоит из 2 туров, в каждом из них по 4 задания. В первом туре после каждого задания выбывают по 1 человеку, тот, кто меньше всех набрал баллов. За этим будет следить компетентное жюри…

Во втором туре «слабых” будете удалять вы сами. В конце останется только один, он и будет «Эрудитом 2014 года”.

Итак, начинаем.

I тур.

1 задание. Оно называется «Разминка”. Каждому участнику будет задано по 2 вопроса (1 по русскому языку, 1 по литературе). Выбывают два человека, которые не справятся с заданием.

Вопросы:

  1. Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы: каков предмет? что он такое? (сказуемое)

  2. Кто автор произведений: Дубровский, «Капитанская дочка”, «Руслан и Людмила”? (А.С. Пушкин)

  3. Расскажите правило по карточке «ЧК, ЧН” (В сочетании ЧК, ЧН мягкий знак не пишется)

  4. Кто написал стихотворение «Колокольчики мои, цветики степные”: Лев Толстой или Алексей Толстой? (Алексей Толстой)

  5. Что такое диалог? (Разговор двух или нескольких лиц)

  6. Назовите автора стихотворения « Бородино». (Михаил Юрьевич Лермонтов)

  7. Расскажите правило по карточке « Безударные гласные в корне слова» (« Ударение над гласной может сделать букву ясной»)

  8. Кто написал «Муму”? (Иван Сергеевич Тургенев))

9. «Часть слова без окончания». Что это? (Основа слова)

10. Что обычно начинается со слов: «В тридевятом царстве…В тридесятом государстве…»: сказка или былина? (сказка)

11. Игорь Романович, Барсик. Это имена существительные собственные или нарицательные? (Собственные имена существительные)

12. Назовите автора трагедии « Моцарт и Сальери» ( А. С. Пушкин)

13. Что такое обращение? (слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью)

14. Назовите имя и отчество Гоголя. (Николай Васильевич)

15. Солнышко встаёт. Это словосочетание или предложение? (предложение)

16. Кто написал строчки: «Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза”? (Иван Андреевич Крылов)

17. Что такое антонимы? (слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением)

18. Из какого произведения эта фраза: » Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие…”? ( «Ревизор” Н.В. Гоголя)

19. Как называется раздел языкознания, изучающий слова как части речи?

( Морфология)

20. Чьи это годы жизни: 1799 – 1837? (Александра Сергеевича Пушкина)

21. К какой части речи относятся слова: скучающий, ответивший? (причастие)

  1. Как называется отношение автора к изображаемым событиям, людям, мысль о них: тема или идея произведения? (идея)

  2. Один, десятый, шестьсот. Какая это часть речи? (Числительное)

  3. Назовите автора рассказа «Судьба человека”. (М. А. Шолохов)

  4. Что такое монолог? (один говорит, другой слушает)

  5. Кто автор строк: « Мороз и солнце; день чудесный!» (А. С. Пушкин)

  6. Расскажите правило по карточке: -КОС-, -КАС-. (если после корня есть суффикс –а-, то в корне пишется А; если суффикса нет, то пишется О)

  7. Кого звали Ариной Родионовной? ( Няню А. С. Пушкина)

  8. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей. (Дополнение)

  9. Кто подарил А. С. Пушкину портрет с надписью « Победившему ученику от побеждённого учителя?» ( В. А. Жуковский»)

Слово предоставляется жюри. Выбывают сразу два игрока, которые совсем не справились с заданием.

2 задание. Каждому участнику будут выданы карточки со словами. Нужно расставить ударения и показать выполненное задание жюри.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

vnieklassnoie mieropriiatiie po russkomu iazyku i litieraturie erudit 1

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Пока жюри просматривает задание, решает, кто вновь покинет нас, мы разомнёмся. Назовите одним словом

— Храбрый человек       — храбрец. — Болтливый человек    — болтун. — Ленивый человек       —  лентяй. — Мудрый человек        —  мудрец. — Богатый человек        —  богач. — Весёлый человек        — весельчак.

— антонимы к словам: друг, хорошо, счастье, небо, труд, мало, разговорчивый, книга, доброе утро (спокойной ночи), мышь, идти, свет, молодость, чумазый, шикарный, человек, жизнь.

Слушаем результаты жюри.

3 задание. Перед вами на доске написаны два столбика. Все слова тем или иным образом связаны, например: в одном столбике может быть дано название произведения, в другом — его автор; или название поделено на части. Задача участников: «связать” слова и на листочках в столбик записать верные ответы.

Алеко

vnieklassnoie mieropriiatiie po russkomu iazyku i litieraturie erudit 2

Мир»

Остап

Капитанская

«Полтава»

Шекспир

Александр Николаевич

Мария

дочка

воевода

«Война и

Белкина»

Пеппи

Онегин

Ромео

А. С. Пушкин

Мороз

Длинный чулок

Уильям

Аввакум

« Повести

Джульетта

Евгений

Земфира

Мазепа

Тарас Бульба

протопоп

Радищев

Сдать листочки в жюри. Пока оно разбирается в ваших записях, мы вместе поотгадываем .

«Вопросы – шутки”

— Без чего дома не построишь? (без угла)

— За чем чай пьют? (за столом)

— За чем во рту язык? (за зубами)

— За что ученика выгнали из класса? (за дверь)

— По чему в лес ходят? (по земле)

— По чему утка плавает? (по воде)

— Слово предоставляется жюри. Кто покинет нас на этот раз и уже не станет «Эрудитом ”.

4 задание. «Пословицы и поговорки”.

 На заданную тему нужно вспомнить пословицы, поговорки. Кто больше?

Темы: а) вражда, ссора, драка.

(Худой мир лучше доброй ссоры; милые бранятся — только тешатся; старики бранятся – бесятся; лежачего не бьют; живут как кошка с собакой; грызутся как собаки за кость).

б) труд, орудия труда.

(Без дела жить – только небо коптить; взялся за гуж – не говори, что не дюж; волка ноги кормят; глаза боятся, а руки делают; делу – время, потехе – час; дело мастера боится; чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть).

в) деньги, достаток.

(Деньги всему голова; деньги – гости: то нет, то горсти; деньги – не грибы, и зимой растут; не имей сто рублей, а имей сто друзей).

II тур.

— Остались сильные и, я надеюсь, разумные люди. Теперь жюри будет отдыхать, а вы сами будете освобождать тех, кто не справится (но уже по одному после каждого задания).

1 задание.

За 1 минуту нужно назвать как можно больше значений оборотов. Если не знаете, говорите: «Дальше». 
1.в час по чайной ложке (мало) 1.кривить душой (лгать) 
2.себе на уме (хитрить) 2.кожа да кости( худой) 
3.раз, два и обчелся (мало) 3. вставлять палки в колеса (мешать) 
4.заячья душа (трус) 4.в двух словах ( коротко) 
5.куры не клюют (много) 5.зарубить на носу (запомнить) 
6.ушки на макушке (внимательно) 6.язык проглотить (молчать) 
7.повесить голову (печалиться) 7. клевать носом (дремать) 
8.рукой подать (близко) 8.гонять лодыря (бездельничать) 
9.во все лопатки (быстро) 9.мастер на все руки (умелец) 
10. витать в облаках (мечтать) 10. водить за нос (обманывать) 
11. играть первую скрипку(быть главным) 11. идти в ногу (действовать согласованно) 
12. стреляный воробей(опытный чел.) 12. бросать слова на ветер( говорить зря) 
13. делать из мухи слона(преувеличивать) 13. говорить сквозь зубы (неохотно) 
14. избушка на курьих ножках(старое что-то) 14. одна нога здесь, другая там (быстро) 
15. спустя рукава (плохо) 15. засучив рукава (хорошо) 
16. сломя голову (быстро) 16. во весь дух (быстро).

 К словам, которые я буду называть, вам нужно подобрать как можно больше слов – рифм. Все помнят, что такое рифма? Например, к слову «морковь” — кровь, любовь; «мне” — на дне, пне, окне и т.п. Рифмы записывайте на листочках, вот слова:

Крышка, дедушка, знак, цветок, народ.

Предполагаемые рифмы: Мышка, малышка, мишка, мартышка. Хлебушка, воробышка, подушка, мормышка. Пятак, злак, чудак, дурак. Горшок, висок, прыжок, носок. Пароход, доход, урод, завод.

— Теперь я снова читаю слова, вы поочереди называете рифмы. Выбывает тот, кто, по-вашему, совсем не справился с заданием. (Потом даю несколько секунд, чтобы написали на листочках имя того, кто должен выбыть).

2 задание. «Откуда и кто автор?” Я буду зачитывать отрывок из какого-нибудь произведения, ваша задача – вспомнить, кто написал и что за произведение. Если не отгадывает один, право ответа переходит к следующему. Победит тот, кто больше всех отгадает; уйдёт тот, кто совсем не выполнит задания.

  • «Вылезши из печки и оправившись, Солоха, как добрая хозяйка, начала убирать и ставить всё к своему месту; но мешков не тронула: это Вакула принёс, пусть сам и вынесет! Чёрт, между тем, когда ещё влетал в трубу, как-то нечаянно оборотившись, увидел Чуба об руку с кумом… Вылетел он из печки, перебежал им дорогу и начал разрывать кучи замёрзшего снега. Поднялась метель”. («Ночь перед Рождеством” Н.В. Гоголь)

  • «И здесь у Марии родился Сын. Она спеленала Его и положила в ясли, решётчатый ящик с сеном. И никто из людей не знал о пришествии Христа, только ослик и бычок смотрели на младенца и согревали Его своим дыханием”. (Библия. «Рождение Христа”)

  • «Вдруг оба генерала…начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздались визг и оханье; один…откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их”. («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” М.Е. Салтыков-Щедрин)

  • «Я раз слушал его: ну, покамест говорил об…вавилонянах – ещё ничего, а как добрались до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар…! Сбежал с кафедры и … хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? От этого убыток казне”. («Ревизор” Н.В. Гоголь)

  • «Сын мой Пётр! Письмо твоё, в котором ты просишь нас о родительском благословении и согласии на брак с Марьей Ивановной дочерью Мироновой, мы получили…, но моего согласия дать я тебе не намерен… Собираюсь добраться до тебя да за проказы проучить путём”. Я всё понял и вознегодовал на Савельича”. («Капитанская дочка” А.С. Пушкин)

  • К тому же бедная вдова почти беспрестанно проливала слёзы о смерти мужа своего – ибо крестьянки любить умеют! – день ото дня становилась слабее и совсем не могла работать. Дочь же, не щадя своей красоты, трудилась день и ночь: ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве. ( Н. М. Карамзин « Бедная Лиза»

  • Пусть начнётся же песнь эта

По былинам нашего времени,

А не по замышлению Бояна.

Боян же вещий,

Если хотел кому песню воспеть,

То растекался мыслию по древу,

Серым волком по земле, сизым орлом под облаками. ( « Слово о полку Игореве»)

  • Подобно птичке беззаботной,

И он, изгнанник перелётный,

Гнезда надёжного не знал

И не к чему не привыкал. ( А. С. Пушкин « Цыганы»)

— Задание закончилось. Теперь выбираем того, кто не смог вспомнить ни одного произведения.

3 задание «Кто больше». 
За установленное время (2 минуты) записать фразеологизмы, в состав которых входят числительные. 
(в один голос, одного поля ягода, меж двух огней, ни два ни полтора, как дважды два, на все четыре стороны, знать как свои пять пальцев, заблудиться в трех соснах, семь пятниц на неделе…)

4 задание «Звёздный час”.

Из слова ОТРОЧЕСТВО, переставляя буквы, получить имена существительные, нарицательные, единственного числа (вор, тесто, ров, рот сорт, рост, сор, отчество..).

Жюри готово, и мы с нетерпением ждём, с кем же сейчас пришло время расстаться

На этом наша игра заканчивается. Под музыку награждаются ученики:

1 « Эрудит – 2014» — лентой с надписью, грамотой.

2. грамотой «За волю к победе”

3. грамотой.

4. утешительные призы за участие.

САМОАНАЛИЗ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

При проведении внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе «Эрудит» поставлена следующая цель:

формирование общеучебных компетенций по предмету за курс 7 -8 классов.

Задачи:

1.повторить основные теоретические сведения за курс основной средней школы по русскому языку и литературе;

2.развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла:

3.расширить кругозор учащихся.

На уроке использовались в качестве оборудования карточки с заданиями,

музыкальное сопровождение, слайды, ручки и листочки.

В мероприятии были задействованы как сильные учащиеся так и учащиеся с средним уровнем знаний по их желанию.

При подготовке внеклассного мероприятия учащиеся были настроены на доброжелательный лад, активность, эрудированность.

Планировалось повысить интерес учащихся к предмету, их заинтересованность в личном интеллектуальном развитии и развитии командного духа. С этой же целью были приглашены в качестве болельщиков учащиеся 5-6 классов, а также для последующего их привлечения к подобным мероприятиям. Во время выполнения заданий участниками игры, для болельщиков были предусмотрены отдельные задания.

Игра была построена посредством чередования заданий по русскому языку и литературе, что не допустило утомляемости учащихся. Активности учащихся стимулировалась присутствием фото и видеосъёмки. В качестве приглашённых присутствовали учителя представители администрации школы, а также родители.

Считаю, что поставленные цели были достигнуты и мероприятие было проведено на соответствующем уровне.

Большой Изюм орта мектебi

Большеизюмовская средняя школа

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе « Эрудит»

Провела Горькаева Е. М.

2013-2014 учебный год

Придаточные предложения очень разнообразны. Они отличаются друг от
друга по четырем основным признакам:

  1. грамматическое значение;
  2. вопрос, на который отвечает придаточное предложение;
  3. к чему оно относится;
  4. средство связи (чем присоединяется).

По этим признакам выделяют четыре основных вида придаточных
предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные,
присоединительные.

Придаточные определительные

Обозначают признак предмета, названного в главном предложении;
отвечают на вопрос какой?;
относятся к одному слову в главном
предложении — к имени существительному (иногда к словосочетанию
«существительное + указательное слово»);
присоединяются союзными
словами: кто, что, чей, какой, который,
где, куда, откуда, когда.
При этом в
главном предложении часто встречаются указательные слова: тот
(та, то, те), такой, всякий, каждый,
любой и др. 

Например:
Лес, в который мы вступили,
был чрезвычайно стар
(И. Тургенев);
Вновь я посетил тот уголок
земли, где я провел изгнанником два года незаметных
(А.
Пушкин).

Придаточные изъяснительные

Дополняют и конкретизируют значение главного предложения; отвечают на
вопросы косвенных падежей;
относятся к одному слову в главном
предложении
— глаголу со значением речи, мысли или чувства (сказал,
спросил, подумал, вспомнил, удивился и
др.),
— к существительным (сообщение, просьба, вопрос и др.), к
прилагательным (рад, счастлив, горд и др.),
— к
наречиям (известно, ясно, видно и др.),
— к
словосочетаниям (спросил о том, вопрос о том, рад
тому
и др.);

присоединяются союзами что, чтобы, будто,
как и др.,
а также союзными словами что, чтобы, почему,
когда, где, куда, что за, зачем
и др.
При этом в главном предложении часто встречается указательное
слово то в разных падежных формах.

Например:
Я верю в то, что
человек есть творец своего счастья
(А. Чехов).
Читатель,
расскажу ль тебе, куда красавица
[Людмила] девалась?
(А. Пушкин);
За спором не заметили, как село солнце красное

(Н. Некрасов).

Придаточные обстоятельственные

Придаточные обстоятельственные имеют
собственную классификацию.

Различают следующие виды придаточных
обстоятельственных: образа действия и степени, места, времени,
условия, причины, цели, сравнения, уступки,
следствия.

Придаточные образа действия и степени

Обозначают образ, степень или меру действия (признака), названного в
главном предложении;
отвечают на вопросы как? каким образом? в
какой степени? насколько?
и др.;
относятся к словосочетаниям в
главном предложении: глагол + так;
полное прилагательное + такой;
полное прилагательное + существительное + такой;
присоединяются
союзами что, чтобы, будто и др.
и союзными
словами: как, сколько, насколько и др.
В
главном предложении могут быть указательные слова: так, столько,
настолько, в такой степени, такой и др.

Например:
Я люблю Россию так, что словами всего и
не скажешь
(С. Островой).
Воздух прозрачен до того, что
виден клюв у галки…
(А. Чехов).

Придаточные места

Обозначают место действия, названного в главном предложении;
отвечают
на вопросы где? куда? откуда?;
относятся либо ко всему главному
предложению, либо к его сказуемому;
присоединяются союзными словами где,
куда, откуда.
В главном предложении им часто
соответствуют указательные слова: там, туда, отовсюду,
повсюду, везде и др.

Например:
Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум

(А. Пушкин).
Там, где кончалась чаща, белели березы.

Придаточные времени

Обозначают время действия, названного в главном предложении;
отвечают
на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и др.;

относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому.
В
главном предложении часто присутствуют указательные слова: тогда,
теперь, всегда, однажды, иногда и др.

Например:
Пока он пел
, кот Васька все жаркое съел
(И.
Крылов).
Иногда, когда бредешь по некошеной залежи, почти
из-под самых ног вырывается многочисленный выводок перепелок или серых
куропаток
(С. Огнев).

Придаточные условия

Обозначают условие, при котором может осуществиться действие, названное
в главном предложении;
отвечают на вопросы при каком условии? в
каком случае?
;
относятся либо ко всему главному предложению, либо к
его сказуемому;
присоединяются условными союзами если, раз,
коли, коль, когда (в значении «если»), как
(в значении «если») и др.

Например:
Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись
(А.
Пушкин);
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет

(И. Крылов).

Примечание

Условное значение имеют
также придаточные, в которых сказуемое выражено глаголом в форме
повелительного наклонения, употребленной в значении условного:
Не
будь на то господней воли, не отдали б Москвы
(М. Лермонтов) (ср.: Если
бы не было на то господней воли, не отдали б Москвы
).

Придаточные причины

Обозначают причину того, о чем говорится в главном предложении;

отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине?;

относятся либо ко всему главному предложению, либо только к сказуемому;

присоединяются причинными союзами: так как, потому что,
оттого что и др.

Например:
Мне грустно, потому что весело тебе
(М. Лермонтов);
Осетин-извозчик
неутомимо погонял лошадей, так как желал до ночи взобраться на
Каурскую гору
(М. Лермонтов).

Придаточные цели

Обозначают цель действия названного в главном предложении;
отвечают на
вопросы зачем? для чего? ради какой цели? для чего? и др.;

относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому;

присоединяются целевыми союзами чтобы (чтоб), затем
чтобы, для того чтобы и др.

Например:
Чтобы музыкантом стать, так надобно уменье
(И. Крылов).

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать
(А. Пушкин).

Придаточные сравнения

Поясняют содержание главного предложения путем сравнения; 
отвечают на
вопрос подобно чему?;
относятся либо ко всему главному
предложению, либо к его сказуемому;
присоединяются сравнительными
союзами как, будто, как будто, точно, чем
(тем) и др.

Например:
Минуты две было тихо, точно обоз уснул
(А. Чехов).
И
колючей веткой ель в окно стучится, как стучит порою путник запоздалый

(А. Плещеев).

Следует различать придаточные сравнения и сравнительные обороты.

Сравните:
Как дерево роняет тихо листья
, так я роняю
грустные слова
(С. Есенин) (сложноподчиненное предложение с
придаточным сравнения);
Едва  заметно, будто капли
серебряной воды
, блестели первые звезды
(К. Паустовский)
(сравнительный оборот).

В сравнительном придаточном, в отличие от сравнительного оборота, есть
грамматическая основа.
От придаточных сравнения также следует отличать вводные предложения.

Например:
Яков, как уже было сказано, чуждался товарищей

(И. Тургенев).
В выделенном предложении есть грамматическая основа, но
нет значения сравнения.

Придаточные уступки

Обозначают обстоятельство, вопреки которому совершается действие,
названное в главном предложении;
отвечают на вопросы несмотря на
что? вопреки чему?
;
относятся ко всему главному предложению или к
его сказуемому;
присоединяются уступительными союзами: хотя (хоть),
несмотря на, пусть, пуская, даром что; несмотря
на то, что
и др.,
союзными сочетаниями: что ни, кто ни,
сколько ни, когда ни, как ни и др.

Например:
Жарко, хотя солнце уже опустилось к западу
(М.
Горький).
Хоть и холодно, да не голодно
(Пословица). Куда
ни кинь, всюду клин
(Пословица).

Следует различать сложноподчиненное предложение с придаточным уступки и
простое предложение с обособленным обстоятельством уступки.

Сравните:
Несмотря
на то, что вечер удался
, удовлетворения я не испытывал

(сложноподчиненное предложение с придаточным уступки).
Несмотря
на удавшийся вечер
, удовлетворения я не испытывал
(простое
предложение с обстоятельством уступки).

Придаточные следствия

Обозначают следствие (вывод, результат), вытекающее из содержания
главного предложения;
отвечают на вопросы что из этого следует?;

относятся ко всему главному предложению;
присоединяются союзами
следствия так что, поэтому.

Например:
Ветер воет во всю мочь, так что я у себя не мог спать

(И. Гончаров).
Весь следующий день Герасим не показывался, поэтому
вместо него за водой должен был съездить кучер Потап
(И. Тургенев).

Следует различать придаточное следствия и придаточное образа действия и
степени.
Сравните: Дорогу размыло дождем, так что по горам
образовались широкие рытвины
(И. Гончаров) (придаточное
следствия);
Дорогу размыло дождем так, что по горам
образовались широкие рытвины
(придаточное образа действия и
степени).

Придаточные присоединительные

Содержат добавочное сообщение; вопрос к ним не ставится;
относятся ко
всему главному предложению;
присоединяются союзными словами: что,
отчего, почему, зачем и др.

Например:
На лугах блестят горошинки росы, что бывает только ранним
утром
(А. Чехов).
Ему надо было устроить кое-что в городе,
зачем он и выехал спешно
(А. Пушкин).
Вместо сахара подавался
сотовый мед в глиняной миске, отчего чай всегда был жидкий, но вкусный

(К. Паустовский).

Синтаксис Е. И. Литневская Русский язык: краткий теоретический курс.

Зарубежные и российские деятели пера, которые отпразднуют свои юбилеи в 2022 году. Списки юбиляров представлены в виде общей таблицы, а также список по месяцам для библиотек с разбивкой на русских и зарубежных авторов с кратким описанием их литературной деятельности. Используйте тот вариант, который для Вас более удобен.

Общий список в виде таблицы

Кстати! Эта таблица может отсортировать юбиляров, например по возрастанию или убыванию их возраста. А ещё в верхней её части есть поиск — может пригодиться ?

Юбилей, сколько лет Месяц и число рождения Писатели и поэты-юбиляры Годы жизни
145 Январь, 1 Иван Алексеевич Новиков 1877–1959
130 Январь, 3 Дж. Р. Р. Толкиен 1892–1973
400 Январь, 15 Жан Батист Мольер 1622–1673
140 Январь, 18 Алан Александр Милн 1882–1956
290 Январь, 24 Пьер де Бомарше 1732–1799
140 Январь, 25 Вирджиния Вульф 1882–1941
190 Январь, 27 Льюис Кэрролл 1832–1898
125 Январь, 28 Валентин Петрович Катаев 1897–1986
210 Февраль, 7 Чарльз Диккенс 1812–1870
75 Февраль, 14 Борис Геннадьевич Штерн 1947–1998
130 Февраль, 24 Константин Федин 1892–1977
105 Февраль, 25 Энтони Бёрджес 1917–1993
220 Февраль, 26 Виктор Гюго 1802–1885
100 Март, 7 Дмитрий Гаврилович Сергеев 1922–2000
85 Март, 13 Владимир Семёнович Маканин 1937–2017
120 Март, 18 Лидия Яковлевна Гинзбург 1902–1990
95 Март, 27 Сесиль Скаар Бедкер 1927–2020
140 Март, 31 Корней Иванович Чуковский 1982–1969
100 Апрель, 1 Сергей Петрович Алексеев 1922–2008
90 Апрель, 3 Михаил Филиппович Шатров 1932–2010
210 Апрель, 6 Александр Иванович Герцен 1812–1870
205 Апрель, 10 Константин Сергеевич Аксаков 1817–1860
85 Апрель, 10 Бэлла Ахмадулина 1937–2010
120 Апрель, 19 Вениамин Александрович Каверин 1902–1989
130 Апрель, 19 Георгий Викторович Адамович 1892–1972
120 Май, 7 ВладИслав СтанИслав Реймонт 1867–1925
90 Май, 10 Галина Николаевна Щербакова 1932–2010
135 Май, 16 Игорь Северянин 1887–1941
150 Май, 21 Надежда Александровна Тэффи (Лохвицкая) 1872–1952
110 Май, 24 Михаил Афанасьевич Стельмах 1912–1983
145 Май, 28 Максимилиан Александрович Волошин 1877–1932
235 Май, 29 Константин Николаевич Батюшков 1787–1855
110 Май, 30 Лев Иванович Ошанин 1912–1996
130 Май, 31 Константин Паустовский 1892–1968
155 Июнь, 15 Константин Дмитриевич Бальмонт 1867–1942
210 Июнь, 18 Иван Александрович Гончаров 1812–1891
90 Июнь, 20 Роберт Рождественский 1932–1994
115 Июнь, 22 Андрей Сергеевич Некрасов 1907–1987
115 Июнь, 25 Арсений Александрович Тарковский 1907–1989
145 Июль, 2 Герман Гессе 1877–1962
145 Июль, 6 Алексей Михайлович Ремизов 1877–1957
85 Июль, 11 Леонид Львович Яхнин 1937–2018
230 Июль, 23 Пётр Андреевич Вяземский 1792–1878
220 Июль, 24 Александр Дюма (отец) 1802–1870
115 Июль, 29 Борис Петрович Корнилов 1907–1938
105 Август, 4 Янка Брыль 1917–2006
95 Август, 8 Юрий Павлович Казаков 1927–1982
125 Август, 11 Энид Мэри Блайтон 1897–1968
155 Август, 14 Джон Голсуорси 1867–1933
85 Август, 19 Александр Валентинович Вампилов 1937–1972
90 Август, 20 Василий Павлович Аксёнов 1932–2009
160 Август, 21 Эмилио Сальгари 1862–1911
75 Август, 24 Пауло Коэльо Родился в 1947 году
85 Август, 31 Марк Сергеевич Харитонов Родился в 1937 году
95 Сентябрь, 3 Алесь Михайлович Адамович 1927–1994
205 Сентябрь, 5 Алексей Константинович Толстой 1817–1875
150 Сентябрь, 10 Владимир Арсеньев 1872–1930
75 Сентябрь, 21 Стивен Кинг Родился в 1947 году
90 Сентябрь, 26 Владимир Войнович 1932–2018
130 Октябрь, 8 Марина Цветаева 1892–1941
95 Октябрь, 11 Владимир Успенский 1927–2000
125 Октябрь, 15 Илья Ильф 1897–1937
135 Октябрь, 22 Джон Сайлас Рид 1887–1920
90 Октябрь, 23 Василий Иванович Белов 1932– 2012
225 Ноябрь, 3 Александр Александрович Бестужев 1797–1837
135 Ноябрь, 3 Самуил Яковлевич Маршак 1887–1964
170 Ноябрь, 6 Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович 1852–1912
95 Ноябрь, 7 Дмитрий Михайлович Балашов 1927–2000
135 Ноябрь, 10 Арнольд Цвейг 1887–1968
100 Ноябрь, 11 Курт Воннегут 1922–2007
115 Ноябрь, 12 Астрид Линдгрен 1907–2002
85 Ноябрь, 20 Виктория Токарева Родилась в 1937 году.
305 Ноябрь, 25 Александр Петрович Сумароков 1717–1777
355 Ноябрь, 30 Джонатан Свифт 1667–1745
220 Декабрь, 8 Александр Иванович Одоевский 1802–1839
255 Декабрь, 13 Иоганн Генрих Гейне 1797-1856
120 Декабрь, 16 Рафаэль Альберти 1902–1999
105 Декабрь, 21 Генрих Теодор Бёлль 1917–1985
85 Декабрь, 22 Эдуард Николаевич Успенский 1937–2018

Писатели и поэты юбиляры 2022 коллаж

Российские (советские) юбиляры 2022 по месяцам

Информация о днях рождения отечественных авторов с разбивкой по месяцам для библиотек и кратко о том, какие произведения они написали и чем ещё прославились. В 2022 году свои юбилеи отметят следующие русские и советские авторы:

Январь

1 янв. — 145 лет. Иван Алексеевич Новиков (1877–1959)
Сборники рассказов и стихов «Искания», «Вишни», «Небо молчало», «Под родным небом», «Народная память» и др.

28 янв. — 125 лет. Валентин Петрович Катаев (1897–1986)
Поэт, драматург, сценарист, писатель. «Шёл солдат с фронта», «Белеет парус одинокий», «Сухой лиман» и др.

Февраль

14 фев. — 75 лет. Борис Геннадьевич Штерн (1947–1998)
Писатель. Автор фантастических произведений: «Чья планета?», «Кто там?», «Записки динозавра», «Эфиоп» и др.

24 фев. — 130 лет. Константин Федин (1892–1977)
Некоторые произведения юбиляра: «Абхазские рассказы», «Города и годы», «Мужики», «Братья» и др.

Март

7 марта — 100-летний юбилей со дня рождения Константина Федина (1892–1977)
«Абхазские рассказы», «Города и годы», «Мужики», «Братья» и др.

13 марта — 85 лет. Владимир Семёнович Маканин (1937–2017)
Советский и российский писатель.
Произведения: «Предтеча», «Погоня», «Однодневная война», «Дашенька» и др.

18 марта — 120 лет. Лидия Яковлевна Гинзбург (1902–1990)
Писательница была лично знакома с Ахматовой, Маяковским, Мандельштамом и другими литературными гигантами своего времени и оставила о них бесценные биографические записи. Является автором «Записок блокадного человека», «Человека за письменным столом» и др. произведений.

31 марта — 140 лет. Корней Иванович Чуковский (1982–1969)
Настоящее имя: Николай Васильевич Корнейчуков
Автор детских сказок и стихов, которые в представлении не нуждаются: «Мойдодыр», Крокодил», «Бармалей», «Тараканище» и др.

Апрель

1 апр. — 100 лет. Сергей Петрович Алексеев (1922–2008)
Советский и русский писатель
Книги «Богатырские фамилии», «Идёт война народная», «Сто рассказов из русской истории» и др.

 3 апр. — 90 лет. Михаил Филиппович Шатров (1932–2010)
«Именем революции», «Так победим!», «Брестский мир»

6 апр. — 210 лет. Александр Иванович Герцен (1812–1870)
Что нам известно о Герцене кроме того, что его разбудили декабристы:
Издавал революционный еженедельник «Колокол». Писал социальные и философские статьи. Автор книг: «Кто виноват?», «Прерванные разговоры», «Москва и Петербург», «Сорока-воровка» и др.

10 апр. — 205 лет. Константин Сергеевич Аксаков (1817–1860)
Русский поэт и идеолог славянофильства. Произведения: «Освобождение Москвы в 1612 году», «Почтовая карета» и др.

10 апр. — 85 лет. Бэлла Ахмадулина (1937–2010)
Одна из известнейших российских поэтесс 2 половины 20-го столетия. Поэтические сборники «Метель», «Струна», «Озноб», «Уроки музыки» и др. Песни на стихи Ахмадулиной звучат в таких фильмах, как «Жестокий романс», «Ирония судьбы….» и др.

19 апр. — 120 лет. Вениамин Александрович Каверин (1902–1989)
Автор романов «Девять десятых судьбы», «Косой дождь», «Перед зеркалом» и др.
Рассказов «Большая игра», «Бочка», «Пятый странник» и др.
Сказок «Сын стекольщика», «Сильвант», «Снегурочка» и др.

19 апр. — 130 лет. Георгий Викторович Адамович (1892–1972)
Русский поэт-акмеист, автор множества сборников стихов, биографических произведений, литературный критик.

Май

10 мая — 90 лет. Галина Николаевна Щербакова (1932–2010)
(настоящая фамилия — Руденко) русская писательница
Автор книг: «Митина любовь», «Отчаянная осень», «Косточка авокадо», «Радости жизни» и др.
По произведениям Щербаковой сняты несколько художественных фильмов.

16 мая — 135 лет. Игорь Северянин (1887–1941)
Настоящее имя: Игорь Васильевич Лотарёв.
Российский поэт «Серебряного века». Автор многих сборников стихотворений.

21 мая — 150 лет. Надежда Александровна Тэффи (Лохвицкая) (1872–1952)
Автор произведений: «Неживой зверь», «Зигзаг», «Земная радуга», «Митенька» и др.

24 мая — 110 лет. Михаил Афанасьевич Стельмах (1912–1983)
Писатель, автор таких романов, как «Большая родня», «Хлеб и соль», «Правда и кривда», повестей для детей: «Гуси-лебеди летят», «Щедрый вечер».

28 мая — 145 лет. Максимилиан Александрович Волошин (1877–1932)
Российский и советский поэт, выпущено собрание сочинений автора в 13 томах.

29 мая — 235 лет. Константин Николаевич Батюшков (1787–1855)
Пушкин считал Батюшкова своим литературным учителем. Батюшков внёс большой вклад в основы обработки русской поэтической речи. Некоторые стихи поэта: «Переход через Рейн», «Тень друга», «На развалинах замка в Швеции».

30 мая — 110 лет. Лев Иванович Ошанин (1912–1996)
Поэт-песенник советской эпохи. Известны такие песни на стихи автора, как «Дороги», «Солнечный круг», «Течёт река Волга» и др.

31 мая — 130 лет. Константин Паустовский (1892–1968)
Известные произведения писателя: «Северная повесть», «Созвездие гончих псов», «Романтики» и др. Многие из них были экранизированы в виде фильмов и мультфильмов. Например, «Телеграмма», «Стальное колечко», «Тёплый хлеб».

Июнь

15 июня — 155 лет. Константин Дмитриевич Бальмонт (1867–1942)
Русский поэт-символист.
«Перстень», «Соучастие душ», «Светлый час», «Песни мстителя» и др.

18 июня — 210 лет. Иван Александрович Гончаров (1812–1891)
«Обломов», «Обыкновенная история», «Обрыв» и др.

20 июня — 90 лет. Роберт Рождественский (1932–1994)
Полное имя: Рождественский Роберт Иванович
Является автором сотен стихов, на которые исполняли песни такие исполнители, как Магомаев, Пьеха, Пугачёва и др.

22 июня — 115 лет. Андрей Сергеевич Некрасов (1907–1987)
«Приключения капитана Врунгеля», «Судьба корабля», «Электрическое солнце» и др.

25 июня — 115 лет. Арсений Александрович Тарковский (1907–1989)
Сборники стихов «Зимний день», «Волшебные горы», «Быть самим собой» и др.

Июль

6 июля — 145 лет. Алексей Михайлович Ремизов (1877–1957)
Романы «Пруд», «Часы», Повести «Пятая язва», Крестовые сёстры» и другие произведения — рассказы, пьесы, сказки.

11 июля — 85 лет. Леонид Львович Яхнин (1937–2018
Написал книги «Фарфоровый колокол», «Серебряные колесики», «Поющее дерево», «Площадь картонных часов». Перевёл такие сказки, как «Щелкунчик», «Халиф Аист», «Карлик нос», «Храбрый портняжка» и многие другие.

23 июля — 230 лет. Пётр Андреевич Вяземский (1792–1878)
Русский поэт 18-19 веков. Более чем личное творчество поэта интересен факт его дружбы с Пушкиным, который очень ценил Вяземского, вставлял его эпиграфы в свои произведения, посвятил несколько стихов и сделал Вяземского одним из персонажей «Евгения Онегина».

29 июля — 115 лет. Борис Петрович Корнилов (1907–1938)
Поэт советской эпохи. «Песня о встречном», «Африка», «Как от мёда у медведя зубы начали болеть» и др.

Август

4 авг. — 105 лет. Янка Брыль (1917–2006)
Советский писатель, родился в Одессе, умер в Минске
Произведения: «Зелёная школа», «Сиротский хлеб», «Начало зрелости», «Витраж» и др.

8 авг. — 95 лет. Юрий Павлович Казаков (1927–1982)
Произведения писателя: «Тихое утро», «Ночлег», «Запах хлеба», «Оленьи рога» и др.

19 авг. — 85 лет. Александр Валентинович Вампилов (1937–1972)
Прозаик и драматург советской эпохи. Автор пьес «Старший сын», «Утиная охота», «Прощание в июне», «Дом окнами в поле» и др.

20 авг. — 90 лет. Василий Павлович Аксёнов (1932–2009)
Некоторые романы и повести писателя: «Пора, мой друг, пора», «Апельсины из Марокко», «Ожог», «Остров Крым» и др.

31 августа — 85 летний юбилей отмечает  Марк Сергеевич Харитонов. Родился в 1937 году. Известен как переводчик трудов Томаса Манна, Стефана Цвейга, Кафки, Германа Гёссе. Известная повесть юбиляра: «День в феврале».

Сентябрь

3 сен. — 95 лет. Алесь Михайлович Адамович (1927–1994)
Родился в Советской Белоруссии, умер в Москве. Писатель, сценарист, литературовед. Произведения: Партизаны, Последний отпуск, Блокадная книга и др. Являлся соавтором сценария к культовому фильму о войне «Иди и смотри».

5 сен. — 205 лет со дня рождения Алексея Константиновича Толстого (1817–1875)
Представитель великого литературного рода Толстых. Поэт, сатирик, писатель.
«Царь Фёдор Иоаннович», «Князь Серебряный», «Грешница» и др.

10 сен. — 150 лет. Владимир Арсеньев (1872–1930)
Полное имя: Владимир Клавдиевич Арсеньев. Русский путешественник и писатель. Автор произведений «По Уссурийскому краю», «Дерсу Узала», «Сквозь тайгу», «Охота на соболя» и др.

26 сен. — 90 лет. Владимир Войнович (1932–2018)
Войнович Владимир Николаевич
Русский писатель-прозаик. Повести «Два товарища», «Мы здесь живём», «Владычица» и др.

Октябрь

8 окт. — 130 лет. Марина Цветаева (1892–1941)
Цветаева Марина Ивановна. Русская поэтесса «Серебряного века», не нуждающаяся в представлении.

11 окт. — 95 лет. Владимир Успенский (1927–2000)
Успенский, Владимир Дмитриевич, российский и советский писатель. «Школа будущего», «Тайный советник вождя», «Утро большой реки» и др.

15 окт. — 125 лет. Илья Ильф (1897–1937)
«Двенадцать стульев», «Золотой телёнок», «Одноэтажная Америка» ну и ещё полторы сотни рассказов, фельетонов, сценариев в соавторстве с Евгением Петровым.

23 окт. — 90 лет. Василий Иванович Белов (1932– 2012)
Писатель-прозаик. Некоторые произведения юбиляра: «Плотницкие рассказы», «Привычное дело», «Год великого перелома» и др.

Ноябрь

3 нояб. — 255 лет. Александр Александрович Бестужев (1797–1837)
Русский писатель-байронист. Произведения «Поездка в Ревель», «Испытание», «Наезды», «Фрегат Надежда», «Лейтенант Белозор», «Страшное гадание» и др.

3 нояб. — 135 лет. Самуил Яковлевич Маршак (1887–1964)
Детский писатель. «Кошкин дом», «Теремок», «Двенадцать месяцев» и др.

6 нояб. — 170 лет. Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович (1852–1912)
Настоящая фамилия просто «Мамин». Произведения: «От Урала до Москвы», «В водовороте страстей», «Гуттаперчевый мальчик», «Приваловские миллионы» и др.

7 нояб. — 95 лет. Дмитрий Михайлович Балашов (1927–2000)
Автор исторических романов «Младший сын», «Великий стол», «Отречение», «Воля и власть» и др.

20 нояб. — 85 лет. Виктория Токарева. Юбилярка родилась в 1937 году. Полное имя: Токарева Виктория Самуиловна. Писательница и сценарист. Наиболее известные фильмы, к которым В. Токарева написала сценарии: «Мимино», «Джентльмены удачи», «Шла собака по роялю», «Шляпа»

22 нояб. — 60 лет. Виктор Пелевин — родился в Москве в 1962. «Чапаев и Пустота», «Generation «Пи», «Омон Ра»,»Тайные виды на гору Фудзи» и др.

25 нояб. — 300 лет. Александр Петрович Сумароков (1717–1777)
Русский поэт 18 века. Произведения: «Хорев», «Димитрий Самозванец», «Опекун», «Лихоимец» и др.

Декабрь

8 дек. — 220 лет. Александр Иванович Одоевский (1802–1839)
Наиболее известен как поэт. «Василько», «Зосима», «Старица-пророчица», «Моя Пери» и др.

22 дек. — 85 лет. Эдуард Николаевич Успенский (1937–2018)
Для современников в представлении не нуждается. Является литературным «отцом» Чебурашки и Гены, персонажей из Простоквашино, Братьев-Колобков и др.

Зарубежные юбиляры 2022 по месяцам

Информация о датах рождения зарубежных авторов, которые отмечают свои юбилеи в 2022 году и кратко об их произведениях. Разбивка по месяцам для библиотек:

Январь

3 янв. — 130 лет. Дж. Р. Р. Толкиен (1892–1973)
Толкиен (или Толкин) Джон Рональд Руэл. Литературный отец любимых всеми хоббитов и компании. Помимо этого, написал ещё около 3 десятков произведений в жанре фэнтези. Среди них: «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь», «Лист кисти Ниггля», «Дорога вдаль и вдаль идёт», «Сильмариллион» и др.

15 янв. — 400 лет. Жан Батист Мольер (1622–1673)
Мольер — литературный псевдоним. Настоящая фамилия — Поклен. Французский писатель-комедиограф («Тартюф», «Дон-Жуан», «Мизантроп» и др.)

18 янв. — 140 лет. Алан Александр Милн (1882–1956)
Английский писатель и поэт. Нам наиболее близок как создатель Винни-Пуха и его друзей.

24 янв. — 290 лет. Пьер де Бомарше (1732–1799)
Пьер-Огюстен Карон де Бомарше. Французский драматург и автор пьес: «Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро» и др.

25 янв. — 140 лет. Вирджиния Вульф (1882–1941)
Вирджиния Вульф (или Вулф) — английская писательница. «Комната Джейкоба», «Миссис Дэллоуэй», «На маяк», «Орландо», «Волны» и др.

27 янв. — 190 лет. Льюис Кэрролл (1832–1898)
Наст.имя: Чарльз Лютвидж Доджсон. «Алиса в Стране чудес», «Алиса в Зазеркалье», «Охота на Снарка»

Февраль

2 фев. — 140 лет. Джеймс Джойс (1882 — 1941) Полное имя- Джеймс Огастин Алоишес Джойс. «Улисс», «Поминки по Филлигану» и др.

7 фев. — 210 лет. Чарльз Диккенс (1812–1870)
Полное имя: Чарльз Джон Хаффем Диккенс. «Большие надежды», «Тайна Эдвина Друда», «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Оливер Твист» и др.

25 фев. — 105 лет. Энтони Бёрджес (1917–1993)
Английский литературовед и писатель. «Мёд для медведей», «Заводной апельсин», «Трепет намерения», «Враг под покрывалом», «Человек из Назарета» и др.

26 фев. — 220 лет. Виктор Гюго (1802–1885)
Полное имя: Виктор Мари Гюго. «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные», «Мария Тюдор» и др.

Март

6 марта — 95 лет. Габриэль Гарсиа Маркес (1927-2014)
Знаменитый прозаик из Колумбии. «Сто лет одиночества», «Полковнику никто не пишет», «Любовь во время холеры» и др.

27 марта — 95 лет. Сесиль Скаар Бедкер (1927–2020)
Детская писательница из Дании. «Силас и вороной», «Снег», «Дверь», «Глухой»,»Тинке, маленькая волчица»

Май

7 мая — 120 лет. ВладИслав СтанИслав Реймонт (1867–1925)
Писатель из Польши, является лауреатом Нобелевской премии по литературе в 1924 году. Произведения: «Земля обетованная», «Мужики», «Вампир» и др.

Июль

2 июля — 145 лет. Герман Гессе (1877–1962)
Германский писатель, лауреат Нобелевской премии в 1946 году. «Степной волк», «Гертруда», «Игра в бисер», «Сиддхартха» и др.

24 июля — 220 лет. Александр Дюма (отец) (1802–1870)
Циклы произведений о мушкетёрах, о Франции наполеоновской эпохи, о дворах королевы Марии-Антуанетты и династии Валуа.

Август

4 авг. — 230 лет.  П.Б. Шелли (1792-1822), английский поэт

11 авг. -125 лет. Энид Мэри Блайтон (1897–1968)
Английская писательница, писала книги для детей и подростков. На русский язык переведены «Великолепная пятёрка» и «Пять юных сыщиков и верный пёс».

14 авг. — 155 лет. Джон Голсуорси (1867–1933)
Британский прозаик. «Сага о Форсайтах» — пожалуй, самый известный роман из нескольких десятков произведений автора.

21 авг. — 160 лет. Эмилио Сальгари (1862–1911)
Итальянский писатель-романист. Сочинял исторические романы и книги в приключенческом стиле. «Карфаген в огне», «Последние флибустьеры» и др.

24 авг. — 75 лет отметит юбиляр Пауло Коэльо. Родился в 1947 году. Бразильский прозаик. «Алхимик», «Паломничество», «Валькирия», «На берегу Рио-Пьедра села я и заплакала» и др.

Сентябрь

21 сен. — 75 лет Стивену Кингу. Юбиляр родился в 1947 году. Американский писатель и сценарист, автор более 60 романов, большая часть из которых экранизированы.

Октябрь

22 окт. — 135 лет. Джон Сайлас Рид. (1887–1920)
Журналист, публицист и писатель из США. Известные произведения: «Десять дней, которые потрясли мир», «Восставшая Мексика».

Ноябрь

10 няб. — 135 лет. Арнольд Цвейг (1887–1968)
«Спор об унтере Грише», «Время созрело», «Возведение на престол» и др.

11 нояб. — 100 летний юбилей. Курт Воннегут (1922–2007)
Писатель и общественный деятель из США. «Механическое пианино», «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей», «Завтрак для чемпионов» и др.

12 нояб. — 115 лет. Астрид Линдгрен (1907–2002)
Детская писательница из Швеции. «Малыш и Карлсон», «Пэппи Длинный Чулок», «Калле Блумквист» и др.

30 нояб. — 355 лет. Джонатан Свифт (1667 — 1745) Писатель родился в Ирландии. Наиболее известная книга: «Путешествия Гулливера».

Декабрь

16 дек. — 120 лет. Рафаэль Альберти (1902 — 1999). Поэт и драматург из Испании. Известны такие стихотворения юбиляра, как «Между гвоздикой и шпагой», «Прилив», «Весна народов», «Стихи с посвящением» и др.

21 дек. — 105 лет. Генрих Теодор Бёлль (1917–1985)
Немецкий писатель, автор около сорока сочинений — романов, повестей, рассказов, пьес. «Солдатское наследство», «Ангел молчал», «Завет» и др.

Пожалуйста, поделитесь в соцсетях:

Литературное чтение.

Тема: К. Г. Паустовский «Сказки Пушкина»

Цель: Создание условий для ознакомления учащихся с биографией К. Г. Паустовского.

Задачи:

—       познакомить с биографией писателя, формировать литературный вкус;

—       развивать речь, память, внимание, воображение;

—       обогащать словарный запас детей.

Тип урока: Урок закрепления знаний, развития умения

Оборудование: УМК «Начальная школа 21 века», «Литературное чтение» 3 класс 1 часть авторы – составители Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова, проектор, презентация, интерактивная доска, раздаточный материал.

Формируемые УУД:

Познавательный УУД:

1.Развиваем умения ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

2.Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3.Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

4. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Коммуникативные УУД:

1.Развиваем умения доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

2.Развиваем умении доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций;

3.Развиваем умении доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций.

Регулятивные УУД:

1.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса.

Личностные УУД:

1.Развиваем умения высказывать свое отношение к героям, выражать эмоции.

Ход урока

— Здравствуйте, ребята, меня зовут,

Ирина Владимировна и сегодня я проведу урок литературного чтения.

— Кто знает, чей портрет на слайде могут сесть (портрет Пушкина)

Проверяют готовность к уроку

Создание доброжелательной психологической атмосферы в классе. Мотивация на работу.

  1. Актуализация

-Ребята, а что такое сказка? (Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях)

-Какие сказки бывают? (народные и авторские)

-А в чем различия народных от авторских, как вы думаете? (Народные – это те, у которых нет конкретного автора сказка передавалась, в народе из уст в уста и никто не скажет, кем же она была первоначально написана. Авторская – это сказка, у которой есть конкретный автор)

*Ребята сейчас я вам раздам карточки, в которых есть задание на соотнесение, это на оценку, так что постарайтесь, а остальные работают вместе со мной. У вас времени 5 минут (карточки по сказкам)

-Ребята, те, кто не выполняют работу по карточкам, ответьте мне на такой вопрос, чему учат сказки?

Работают по вопросам учителя, формулируют речевые высказывания

Познавательный УУД:

1.Развиваем умения ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Коммуникативные УУД:

1.Развиваем умения доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  1. Объявление темы. Постановка задач

-Ребята, какие сказки Пушкина вы уже знаете?

-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (о сказках Пушкина)

-Но мы не просто будем говорить о сказках А.С.Пушкина, мы с вами проанализируем очерк Константина Георгиевича Паустовского «Сказки Пушкина», и узнаем, почему именно про А.С.Пушкина он решил написать.

-Сегодня мы познакомимся с биографией К. Г. Паустовского и вспомним сказки А. С. Пушкина

Отвечают на вопросы, прогнозируют тему урока

  1. Закрепление знаний, развитие умений

-Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране, он написал много замечательных стихотворений, сказок и повестей. Их читают во всём мире. Многие писатели уважали его и положительно отзывались о нём. Одним из таких писателей был К. Г. Паустовский.

-Что вы знаете об этом писателе?

К. Г. Паустовский

Дата рождения: 31 мая 1892 года
Дата смерти: 14 июля 1968 года
Место рождения: город Москва

Константин Георгиевич Паустовский, советский писатель, Паустовский К.Г. — знаменитый автор детских рассказов, родился в Москве 31 мая 1892 года. Все свое детство будущий писатель провел на Украине. Киевский мещанин Георгий Максимович, его отец, перевез свою семью на Украину в 1898. В семье было четверо детей, Константин после ухода отца из семьи был вынужден бросить учебу в школе (он был в 6 классе), чтобы помогать матери. 

Образование:
Паустовский получил свое образование в классической гимназии, откуда он поступил в Киевский университет, чтобы продолжить обучение на историко-филологическом факультете.

Когда началась Февральская революция, Паустовский вернулся в Москву, сотрудничал с газетами в качестве репортера. Здесь же встретил Октябрьскую революцию. В послереволюционные годы он совершил большое количество поездок по стране. Когда началась Великая Отечественная война, Константину Георгиевичу также довелось побывать во многих местах. На Южном фронте он работал военным корреспондентом, не оставляя занятий литературой.

В середине 50-х гг. Константин Георгиевич становится писателем с мировым именем, признание его таланта выходит за границы родной страны. Писатель получает возможность отправиться в путешествие по всему континенту, и он с удовольствием ею пользуется. В этом же году он был номинантом на получение Нобелевской премии по литературе, но в итоге ее был удостоен М. Шолохов. Паустовский — кавалер орденов «Ленин» и Трудового Красного знамени, был награжден большим количеством медалей.

Скончался Константин Георгиевич Паустовский 14 июля 1968 г., похоронили его в Тарусе.

Работа по учебнику.

-Открываем учебник на странице 114(1 абзац)

-Каким был язык в произведениях А. С. Пушкина, по мнению Паустовского?

-Открываем ТПО на стр. 57

Задание №2

-Внимательно рассмотрите задание и выполните его самостоятельно, используя учебник.

Задание №3

-Прочитайте самостоятельно последний абзац на стр. 115 и выполните задание 3 в ТПО.

Воспринимают информацию, размышляют, работают в ТПО и по учебнику, отстаивают собственное мнение

Познавательные УУД:

1.Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

2.Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

3. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг

Коммуникативные УУД:

1.Развиваем умении доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций;

  1. Обобщение знаний

Сегодня мы начнём знакомиться со «Сказкой о мёртвой царевне и о семи богатырях» (фрагмент мультфильма)

-Почему мачеха не любила царевну?

-Откройте ТПО на стр. 56

Задание №1

-Отметьте галочкой правильный ответ.

Фрагмент мультфильма

-Какие помощники были у королевича Елисея?

-Как он к ним обращался?

-Выполните задание 3.

-Открываем печатную тетрадь на странице 57.

Задание №1.

-Сегодня мы уже вспоминали, что такое сказка и какие они бывают. Давайте ещё раз повторим и запишем в тетрадь.

Задание№4

-Теперь самостоятельно выполните задание №4.

Просматривают фрагменты мультфильма, работают в ТПО, делают выводы

Регулятивные УУД:

1.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса.

Личностные УУД:

1.Развиваем умения высказывать свое отношение к героям, выражать эмоции;

Коммуникативные УУД:

1.Развиваем умении доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций;

  1. Итог урока. Рефлексия

-Наш урок заканчивается, но сказки Пушкина всегда будут живы. Помните о них. Ведь сказки учат добру.

-Что вы сегодня изучали?

-Ребята, оцените на какой ступеньке знаний вы сейчас находитесь?

1.Пока испытываю трудности

2.Хорошо, но могу лучше

3.Хочу знать больше

Домашнее задание.

Прочитать сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях, в ТПО с.59 №5.

Ребята, спасибо вам большое за урок, мне было очень приятно с вами работать.

Подводят итоги урока, оценивают свою деятельность, осмысливают домашнее задание

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОЬЛАСТИ

ГАПОУ СО «ВОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ им.Ф.И. ПАНФЕРОВА»

ПМ 01. Преподавание по программам начального общего образования

Конспект урока

По литературному чтению в 3б классе

«Лицей» города Вольск

Студентки группы 3Н3

Лукьяненко Ириной Владимировной

Дата проведения 21.10.2016г

Методист: Кучер С.И. ____

Учитель: Валышева В.О____

Вольск, 2016 учебный год

  • Паустовский сочинение по произведению телеграмма паустовский
  • Паустовский стальное колечко сколько страниц в рассказе
  • Паустовский стальное колечко главная мысль рассказа
  • Паустовский рассказы старое предание
  • Паустовский сказки пушкина 3 класс конспект и презентация школа 21 века