Сивый мерин
Сивый мерин — рассказ Константина Паустовского, который будет интересен всей семье. В нем показана удивительная встреча рассказчика и его товарищей по рыбалке с сивым мерином. Какая судьба была предначертана старому коню из колхоза, и как ее изменил обычный человек, вы узнаете после прочтения небольшого рассказа вместе с ребятами. Кроме любви к природе, он научит их справедливости, уважению к труду человека и животного. Рассказ заставит задуматься и о благодарности по отношению к человеку труда.
Резиновая лодка
Резиновая лодка — рассказ Константина Паустовского, с которым стоит познакомиться не только детям. В нем показано, как компания рыбаков приютила у себя деревенского пса Мурзика. Он имел дурные наклонности. Пес рычал на все вокруг и грыз рыбацкие вещи. Последнее он делал в полнейшем молчании. Однако за преданность и верную службу рыбаки прощали Мурзику порчу своего имущества. Что однажды произошло со всей компанией из-за привычки пса грызть все подряд, узнайте вместе с ребятами из небольшого рассказа. Он научит их тому, что не все шалости простительны, и нужно уметь отвечать за свои поступки.
Рассказ Подарок
Подарок — рассказ Константина Паустовского, в котором разъясняются законы природы с разных точек зрения. В нем внук лесничего становится свидетелем частых разговоров взрослых мужчин о том, что лето в их краях слишком коротко. Мальчик проникается этой мыслью. Чтобы порадовать взрослых друзей, однажды Ваня приносит выкопанную с корнями березку. Ее листья еще не успели пожелтеть, и в доме деревце приживается хорошо. Как поведет себя дерево накануне зимы, прочтите вместе с ребятами из произведения. Оно учит с уважением относиться к изменениям в природе, не вмешиваясь в них.
Мещерская сторона
Мещерская сторона — рассказ Константина Паустовского, который многие знают еще со школьной скамьи. В нем повествователь знакомит читателя с краем, где он бывал не раз и полюбил его всей душой. Мещерский край лежит недалеко от столицы, между Владимиром и Рязанью, однако здесь рассказчика поначалу поразила тишина и скромность природы. Чем еще удивительна Мещерская сторона, узнайте вместе с ребятами из произведения Паустовского. Оно открывает для читателя красоту родной природы, ее щедрость и загадку.
Прощание с летом
В рассказе «Прощание с летом» Константин Паустовский тонко намекает читателю о том, что «у природы нет плохой погоды». Главным героем является сам автор. Он красочно описывает изменения в природе, возникающие в определенные времена года. Несмотря на непредсказуемость погодных условий, необходимо воспринимать их как должное — с терпением, благодарностью и восхищением. Природа остается всегда прекрасной.
Похождения жука-носорога
Похождения жука-носорога — произведение Константина Паустовского, которое стоит включить в семейную библиотеку. В нем показана жизнь маленького мальчика Степы и его отца, Петра Терентьева. Папу мальчика отправляют на войну. На память сын дарит ему жука в коробочке, просит заботиться о питомце. Сможет ли отец выполнить наказ Степы и вернуться после войны домой вместе с жуком-носорогом, узнайте из рассказа. Он показывает, как в тяжелые времена каждому нужна поддержка и забота близких людей.
Жильцы старого дома
Жильцы старого дома — рассказ Константина Паустовского, в котором для себя что-то отыщут читатели всех возрастов. В нем представлена жизнь кота Степана, таксы Фунтика и других обитателей дома. Хозяева старого жилища любят посещать чердак, где отыскивают настоящие сокровища. Что за клад романтично настроенные люди обнаружили на чердаке, узнайте вместе с ребятами из небольшого рассказа. Он учит наблюдательности, вниманию к мелочам и умению радоваться каждому событию.
Заячьи лапы
Заячьи лапы — рассказ Константина Паустовского, который не оставит равнодушным ни одного читателя. Он начинается с того, что мальчик приносит к фельдшеру обгоревшего зайца, а тот прогоняет его. На что готов мальчик и его дедушка, чтобы вылечить зайчишку, и почему он им так дорог? Прочтите подробности этого в небольшом рассказе. Он учит собранности в экстремальной ситуации, благодарности и умению честно признавать свою вину даже перед самым слабым существом.
Теплый хлеб
Теплый хлеб — рассказ Константина Паустовского, который не зря входит в список обязательного чтения в младшей школе. Повествование начинается с того, что в деревне появляется раненый кавалерийский конь. Его выходил местный мельник, и подкармливала вся деревня. Однажды конь постучался в окно к мальчику Фильке, и тот сердито бросил ему хлеба в сугроб. Что произошло после того, как конь ушел с Филькиного двора, прочтите в рассказе вместе с детьми. Он учит сочувствию, милосердию и доброму отношению не только к людям, но и животным.
Заботливый цветок
Заботливый цветок — произведение Константина Паустовского, которое будет интересно любителям природы. В нем рассказчик описывает посещение небольшого городка. Здесь он стал свидетелем сбора шишек, пообщался с местными мальчишками и узнал, что есть удивительное растение. Им оказался обычный кипрей. Там, где растет этот цветок, нет снега. О чем еще узнал повествователь в этом путешествии, прочтите в рассказе вместе с детьми. Произведение покажет им, как важно беречь природу, внимательно наблюдать за ней и делать собственные выводы.
Старый повар
«Старый повар» — произведение Паустовского, которое поучительно и детям, и взрослым. В нем показано печальное событие из жизни простой семьи. Умирает глава семейства и просит дочь пригласить в комнату первого встречного вместо священнослужителя, чтобы открыть постороннему свою душу. Какой грех угнетает старого повара? За что беспокоит совесть? Прочтите в коротком рассказе. Он говорит о том, что работать нужно честно, не брать чужого и самоотверженно любить близких людей.
Стальное колечко
Стальное колечко — рассказ Константина Паустовского, который заслуживает внимания всей семьи. В нем повествуется о том, как вместе живут дед Кузьма с внучкой Варюшей. Однажды дедушка отправляет девочку за махоркой. Сделав покупку, Варя идет посмотреть на поезда. Здесь она встречает двух солдат, которых угощает махоркой. Один из них дарит девочке стальное колечко. Какой волшебной силой обладает это неприметное украшение, узнайте вместе с детьми из произведения. Оно учит доброте, любви к своей Родине и вере в чудеса.
Собрание чудес
Собрание чудес — рассказ Константина Паустовского, который показывает, что объединяет всех людей. В нем рассказчик признается, что в детстве у него была сокровенная мечта. Такие грезы бывают у каждого ребенка. У повествователя она была простой. Он желал увидеть и побывать на Боровском озере. Сумел ли рассказчик воплотить свою мечту в быль, и когда это у него получилось, узнайте вместе с ребятами из сказки. Она говорит о любви к Родине, природе и стремлении познакомиться с миром вокруг себя.
Растрепанный воробей
«Растрепанный воробей» — произведение Константина Паустовского, которое трогает сердца читателей всех возрастов. В нем показана жизнь маленькой девочки Маши, ее матери и няни. Папа девочки служит на Камчатке. Мама Маши — балерина. Она готовится к роли Золушки и обещала взять дочку с няней на премьеру. Как в их жизни появится воробей, и как проявит себя, прочтите в рассказе. Он учит беззаветной дружбе, благодарности, умению любить и преданно ждать близкого человека.
Квакша
«Квакша» — интересный рассказ Константина Паустовского, который не оставит равнодушным ни детей, ни взрослых. В нем рассказывается о древесной лягушке, обитающей в саду возле дома. В этом доме жила маленькая Таня, ее дядя Глеб и отец-агроном. Лягушка днем ютилась в погребе, так как стояла нестерпимая жара. Однажды от голода квакша съела у рыболова Глеба дождевых червей, и за этот проступок чуть не лишилась жизни. Об этих и других приключениях лягушки узнайте вместе с детьми из произведения. После прочтения рассказа «Квакшы» юные читатели задумаются о милосердии, преданности и поймут, как могут уже сегодня заботиться о животных.
Кот-ворюга
Кот-ворюга — рассказ Константина Паустовского, который увлечет своим сюжетом детей всех возрастов. В нем рассказчик говорит о том, как он и его помощники долго не могли поймать рыжего кота. Этот зверь наносил непоправимый урон каждый день герою истории, опустошая его чулан. Поймают ли рыжего плута люди, как поступят с ним, что изменится в поведении кота после этого, узнайте вместе с ребятами из рассказа. Он учит принимать нестандартные решения, проявлять милосердие и показывает, как один поступок может в корне изменить жизнь многих людей вокруг.
Барсучий нос
Барсучий нос — рассказ Константина Паустовского, который любят уже долгие годы не только дети. В нем говорится о стоянке на берегу нескольких рыбаков, среди которых был и сам повествователь. По ночам рыболовы разводили на берегу костры, чтобы согреться и отпугивать животных, но однажды их огонь, наоборот, привлек к себе внимание одного зверя. Что это было за животное, и почему не испугалось огня, прочтите вместе с детьми из рассказа. Он учит осмотрительности, наблюдательности и показывает, к чему может привести чрезмерное любопытство.
Корзина с еловыми шишками
Корзина с еловыми шишками — рассказ Константина Паустовского, который оценят дети старшего возраста. В нем показана встреча талантливого композитора и маленькой девочки. Сочинитель пообещал сделать ей подарок, но только через много лет. Сдержит ли он обещание, найдет ли подношение адресата, оценит ли его девушка? Узнайте обо всех подробностях этой интересной истории вместе с детьми. Она учит терпению, умению быть терпеливым, трудолюбивым и выполнять данное обещание.
Дремучий медведь
Дремучий медведь — рассказ Константина Паустовского, который стоит прочесть с ребятами. В нем описана жизнь простого деревенского пастушка Пети и его встреча с медведем. Сможет ли мальчик одолеть сильного медведя, когда он захочет задрать и съесть теленка? Кто поможет юному пастушку в этом, узнайте из произведения Паустовского. Оно научит юных читателей дружелюбию, наблюдательности, бережному отношению к природе, искренней благодарности за любую помощь.
Корзина с еловыми шишками
Константин Георгиевич Паустовский Корзина с еловыми шишками Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев Но особенно хороши горные леса около моря В них слышен шум прибоя С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно р
Телеграмма
Телеграмма Октябрь был на редкость холодный, ненастный Тесовые крыши почернели Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора Над лугами тащились изза реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи Из них назойливо сыпа
Дремучий медведь
Паустовский Константин Дремучий медведь Константин Георгиевич Паустовский Сын бабки Анисьи, по прозвищу Петябольшой, погиб на войне, и остался с бабкой жить ее внучек, сын Петибольшого Петямаленький Мать Петималенького, Даша, умерла, когда ему было два года, и Петямаленький ее совсем позабыл, какая
Великий сказочник (в сокращении)
Константин Георгиевич Паустовский Великий сказочник (В сокращении) … Андерсен всю свою жизнь умел радоваться, хотя детство его не давало для этого никаких оснований Родился он в 1805 году, во время Наполеоновских войн, в старом датском городе Оденсе, в семье сапожника Если хорошенько подумать, на чт
Теплый хлеб
Паустовский Константин Константин Георгиевич Паустовский Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня Командир оставил раненого коня в деревне, а отряд ушёл дальше, пыля и позванивая удилами, ушёл, закатился за рощи, за холмы,
Мещёрская сторона
Паустовский Константин Мещёрская сторона Константин Георгиевич Паустовский Повесть ОБЫКНОВЕННАЯ ЗЕМЛЯ В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха Но все же край этот обладает большой притягательной силой Он очень скромен так же, как картины Лев
Похождения жука-носорога
Паустовский Константин Константин Георгиевич Паустовский (Солдатская сказка) Когда Петр Терентьев уходил из деревни на войну, маленький сын его Степа не знал, что подарить отцу на прощание, и подарил наконец старого жуканосорога Поймал он его на огороде и посадил в коробок от спичек Носорог сердился
Барсучий нос
Константин Георгиевич Паустовский Озеро возле берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев Их было так много, что мы не могли ловить рыбу Лески ложились на листья и не тонули… У нас на стоянке горел костёр Мы жгли его весь день и ночь напролёт, чтобы отгонять волков, – они тихо выли по дальним бере
Кот-ворюга
Паустовский Константин Георгиевич КОТ ВОРЮГА Рисунки И. Година Котворюга > Мы пришли в отчаяние. [1] Мы не знали, как поймать этого рыжего кота Он обворовывал нас каждую ночь Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. [2] Только через неделю удалось наконец установить, что у кот
Жильцы старого дома
Паустовский Константин Жильцы старого дома Константин Паустовский Неприятности начались в конце лета, когда в старом деревенском доме появилась кривоногая такса Фунтик Фунтика привезли из Москвы Однажды черный кот Степан сидел, как всегда, на крыльце и, не торопясь, умывался Он лизал растопыренную п
Вода из реки Лимпопо
Константин Георгиевич Паустовский Вода из реки Лимпопо На столе в классе стояли залитые сургучом бутылки с желтоватой водой На каждой бутылке была наклейка На наклейках кривым старческим почерком было написано: « Вода из Нила», « Вода из реки Лимпопо» [1] , « Вода из Средиземного моря» [2] Бутылок б
Кружевница Настя
Паустовский Константин Константин Паустовский Ночью в горах Ала Тау глухо гремела гроза Испуганный громом, большой зеленый кузнечик прыгнул в окно госпиталя и сел на кружевную занавеску Раненый лейтенант Руднев поднялся на койке и долго смотрел на кузнечика и на занавеску На ней вспыхивал от синих п
Кишата
Константин Георгиевич Паустовский (Из повести « Далёкие годы») 1 Осенью 1902 года я должен был поступить в приготовительный класс Первой киевской гимназии В ней учился мой средний брат, Вадим После его рассказов я начал бояться гимназии, иногда даже плакал и просил маму оставить меня дома – Неужели
Исаак Левитан
У художника Саврасова тряслись худые руки Он не мог выпить стакан чая, не расплескав его по грязной суровой скатерти От седой неряшливой бороды художника пахло хлебом и водкой Мартовский туман лежал над Москвой сизым самоварным чадом Смеркалось В жестяных водосточных трубах оттаивал слежавшийся лед
Растрепанный воробей
Паустовский Константин Растрепанный воробей Константин Георгиевич Паустовский На старых стенных часах железный кузнец ростом с игрушечного солдатика поднял молот Часы щелкнули, и кузнец ударил с оттяжкой молотом по маленькой медной наковальне Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжн
Золотая роза
Многое в этой работе выражено отрывисто и, быть может, недостаточно ясно. Многое будет признано спорным. Книга эта не является ни теоретическим исследованием, ни тем более руководством Это просто заметки о моем пониман
Дата: 24.10.2017
Предмет: литературное чтение
УМК: «Начальная школа XX века»
Класс: 3 «Б»
Тема урока: «Сказки Пушкина» К. Паустовский.
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения: беседа, выполнение упражнений
Цель: познакомить учащихся с произведением К. Паустовского, из которого учащиеся извлекут информацию о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Умение анализировать текст, выделяя главную мысль. Формировать ценностное отношение к великому русскому поэту
Задачи:
Обучающая (образовательная): познакомить со статьей К. Паустовского «Сказки Пушкина». Показать связь сказок Пушкина с фольклором.
Развивающая: развивать навыки анализа поэтического произведения, навыки работы с критической статьей, мыслительную деятельность учащихся
Воспитательная (воспитывающая): воспитывать любовь к поэтическому слову, произведениям АС.Пушкина
Планируемые результаты:
1. Личностные: формировать ценностное отношение к жизни и творчеству А.С. Пушкина.
2. Метапредметные (УУД):
Регулятивные – использовать речь для регуляции своего действия; умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем; умение анализировать себя и свои знания.
Познавательные – формировать умение на основе анализа делать выводы.
Коммуникативные — формировать умение формулировать последовательность своих действий, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, делать выводы перед классом; умение слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме.
3. Предметные умения: ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании); использовать простейшие приемы анализа текста; использование различных форм интерпретации содержания текста.
Оборудование: технологическая карта урока, презентация, учебник, тетрадь на печатной основе , карточка с понятием
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Орг. момент | 1` | Добрый день, ребята! Садитесь. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, зовут меня Валерия Дмитриевна | Приветствуют учителя | Коммуникативные: слушать и понимать речь других |
II.Речевая разминка | 2` | Прежде чем мы начнем наш урок, давайте проведем речевую разминку. Была тишина, тишина, тишина (почти без голоса, одной артикуляцией). В Голосом разговорной речи друг (шепотом) Г рохотом грома сменилась она И вот уже дождик Тихонько – ты слышишь? З громко акрапал, закрапал, закрапал по крыше Наверно, сейчас барабанить он станет. Уже барабанит! Уже барабанит! (очень громко) | Повторяют за учителем | Регулятивные: проделывают последовательность действий Коммуникативные: умение выражать свои мысли Личностные: формирование учебной мотивации |
III. Повторение изученного | 5 | -Домашним заданием вам было прочитать сказку «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». -Поднимите руки, кто прочитал. -Молодцы. Вам понравилась эта сказка? -Скажите, кто написал эту чудесную сказку? -Сейчас давайте вспомним основные моменты сказки, отгадав небольшой кроссворд.
Работа с презентацией. -Чему нас учит эта сказка? | Отвечают на вопросы Изумруд Черномор Буян Волна Аршин Белка Грамота Коршун Гвидон Шмель Любовь побеждает (царевна -лебедь и Гвидон) ; | Познавательные: ученик может структурировать найденную информацию в нужной форме; умение вести поиск и выделять необходимую информацию Коммуникативные: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы. Коммуникативные:умение осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми Познавательные: формирование умения анализировать |
IV. Первичное чтение. | 7 | Мы с вами уже знакомы с произведениями А.С.Пушкина и его биографией. Сегодня же мы с вами узнаем еще о жизни поэта и закрепим наши знания. Ведь мы должны знать нашего великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина! — А что вы уже знаете из биографии Великого поэта? В каком городе родился? Какому роду принадлежал? Кто занимался воспитанием Пушкина? Кто учил писать Сашу по-русски? Куда отдали Пушкина учиться в 12 лет? — Многие писатели, критики писали о жизни и творчестве А.С.Пушкина. И вот такой Русский советский писатель, классик русской литературы…как Константин Паустовский не оставил без внимании творчество Пушкина. Сейчас я прочту вам произведение Константина Георгиевича «Сказки Пушкина», а вы внимательно слушайте. Чтение и слушание произведения. | Отвечают на вопросы Москва Дворянский род Няня Арина Радионовна Бабушка Мария Алексеевна Царскосельский лицей внимательно слушают | Личностные: развитие у ребенка рефлексии (умения оценивать) |
v. Проверка первичного восприятия. | 10 | -Понравилось ли вам это произведение? -Что особенно понравилось? -Когда вам было смешно, а когда – грустно? -О ком говорится в данном произведении? -Что А.С. Пушкин сделал первым из русских поэтов? (Заговорил простым, народным языком). -Как К. Паустовский пишет о языке Пушкина? Найдите эти строки в тексте и зачитайте. -Кто был самым преданным и самым близким человеком великому русскому поэту? ( Няня Арина Родионовна). -Как Александр Сергеевич назвал свою няню? («Подруга дней моих суровых»). -Чему научился поэт у своей няни? (Чистому народному языку.Впервые от няни услышал чудесные русские сказки). -В какое село был сослан поэт? (В село Михайловское). -Что для себя нашел в деревне А.С. Пушкин? (Вплотную столкнулся с жизнью деревни, узнал ее, полюбил е песни, басни, сказки). Ребята, как вы думаете за что был сослан Пушкин по приказу царя? -Какие образы народной фантазии перенес в свои сказки поэт? (Показ слайдов) Что делал автор вместе с народом?(жестко высмеивал…) -Что, кроме сказок, оставил нам, читателям, великий поэт? (Стихотворения, поэмы, рассказы и повести). А сейчас поработаем в тетради на печатной основе, найдем 57 страницу, задание 2 (Проталинки) Вам нужно написать каким был язык А.С.Пушкина, вставив пропущенные слова. В этом вам поможет очерк из учебника. А сейчас переверните страницу и найдите задание № 3 . Прочитай пожалуйста задание. Все поняли задание? Вы можете использовать при ответе строки из очерка Приступаем к работе. | Работают с учебником, отвечают на вопросы | |
VI.Первичное чтение Анализ текста | 15 | Ребята, а теперь мы вновь обратимся к творчеству Пушкина послушайте отрывок из его романа «Евгений Онегин», с которым вы познакомитесь в старших классах. Прежде чем начать чтение, давайте познакомимся с некоторыми словами, данными ниже и прочтем значение слов. Прочитай пожалуйста … Пока я буду читать, каждый из вас представит что-то свое, а потом поделится с нами. -Что вы представили? -О чем этот отрывок? (О зиме) -Как автор называет зиму? (Волшебницей, матушка зима). -Что говорится о зиме? Найдите эти строки в отрывке и зачитайте. -Рад ли автор появлению зимы? -Как вы это поняли? Прочитайте эти строки. -Сейчас вполголоса прочтите стихотворение. —Теперь нам кто-нибудь прочитает выразительно, красиво данное стихотворение. Ребята, мы видим здесь рублику «Обрати внимание». Давайте прочтем информацию данную в ней. Откроем тетрадь на печатной основе и найдем страницу 60 и выполним 1 задание. Ваша задача подчеркнуть в данных строках олицетворения. Далее поработаем с заданием № 3 и дадим понятие олицетворению и приведем несколько своих примеров и запишем их. | ||
VII. Обобщающая беседа . Рефлексия | 1 | Ребята, о чем мы сегодня мы с вами говорили? Что больше всего понравилось? Оцените себя, пожалуйста. | ||
VIII.д/з | 1 | Домашним заданием вам будет подготовить выразительное чтение произведения Сказки Пушкина , а отрывок из романа выучить выполнить в ТПО | Дети внимательно слушают, записывают д/з в дневники. |
Тема: Вводный урок по творчеству А.С. Пушкина.
К. Паустовский «Сказки Пушкина».
I. Постановка учебной задачи.
1. -Сегодня мы вновь отправимся в путешествие по стране Литературии. Я начну читать строки из произведений, а вы попробуйте их продолжить:
-
Ветер по морю гуляет… (И кораблик подгоняет)
-
Белка песенки поет… (Да орешки все грызет)
-
Свет мой, зеркальце, скажи… (Да всю правду доложи)
-
На пороге сидит моя старуха…(А перед ней, разбитое корыто)
-
И растет ребенок там… (Не по дням, а по часам)
2. — Кто автор этих строк? (А.С.Пушкин)
А может кто-нибудь назовет произведения, откуда взяты эти строки? («Сказка о царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
3. – Скажите, ребята, так о ком мы сегодня будем вести речь? (Об А.С.Пушкине)
— Сегодня у нас новая встреча с А.С. Пушкиным.
«Пушкин – это всегда открытие и всегда тайна». (С.С. Гейченко – директор пушкинского заповедника в Михайловском.)
— Как вы понимаете это высказывание?
— Сделать свои маленькие открытия и узнать тайны – задача нашего урока. В конце урока мы вернемся к эпиграфу поделимся своими открытиями.
II. Анализирующие наблюдения.
Отправляемся в картинную галерею (учебник с. 73).
(На слайде 2 портрета А.С. Пушкин и портрет няни – Арины Родионовны).
— Что вы можете сказать о портретах, показанных на слайде?
а) 1 портрет – А.С. Пушкин. Что вы можете сказать о нем по портрету? (Красивые волосы, бакенбарды, интересная внешность.)
Глаза – живые, наблюдательные, жизнерадостные. Глаза вдохновенного поэта. Все создает настроение красоты, гармонии.
— Еще не умея читать, еще не вникая в смысл, но уже с восторгом, то радостным, то грустным – кто не слушал из нас:
Ель стоит перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
Белка там живет ручная,
Да затейница такая…
— Вспомните свои любимые строчки Пушкина. (Учащиеся читают стихи Пушкина.)
б) – А почему мы видим еще один портрет? Чей он?
— Можем ли мы сказать, что это наши современники?
Современники — люди, живущие в одно и то же время.
— Этот портрет крестьянки, самого близкого друга поэта, няни Пушкина, Арины Родионовны. С детских лет, Пушкин слушал разные сказки, которых она знала очень много.
(Слайд Пушкин и няня)
— Представьте себе: чуть дребезжало веретено, или постукивание спицы в светёлки старого барского дома, плавно текла речь няни: «В некотором царстве, в некотором государстве…»
— Сказки А.С. Пушкин любил слушать даже, когда стал взрослым. Из них он брал сюжеты для своих стихотворений – сказок С детства учился у няни чистому, народному языку.
О сказках Арины Родионовны вспоминает один из друзей Пушкина, посетивший поэта в усадьбе его отца. В селе Михайловском, Псковской губернии в 1826 году, где Пушкин отбывал 27-летнюю ссылку по надзором, посланный за вольнолюбивые стихи. (с 1824 по 1826)
«Ты занимала нас – добра и весела-
Про стародавних бар пленительным рассказом:
Мы удивлялись тебе – и смех не прерывая
Твоих бесхитростных суждений и похвал;
Свободно говорил язык словоохотный,
И легкие часы летали беззаботно»
(Николай Языков)
III. Физминутка.
В каком веке жил Пушкин? (Звучит мелодия 19 века. Дети выполняют движения).
Работа с научно- познавательным текстом.
— Что вы знаете о Пушкине?
1. А теперь обратимся к статье о Пушкине К.Паустовского.
— Чтобы лучше понять текст, вы будете выполнять следующие задания. При чтении текста на полях простым карандашом вы ставите «+», если вы знаете эти сведения; «-» соответствует тому, что не знаю; «?» — не очень понял, хотелось бы получить дополнительные сведения.
Верста – русская мера длины, равная 500 саженям = 1,0668 км
Светелка — небольшая светлая комната в верхней части дома.
Поэма — поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический.
Кряж — отрезок нижней, комлевой части ствола, предназначенный для выработки специальных видов лесопродукции: облицовочного шпона, тары, лыж, спичек, шпал, в основном из лиственных пород дерева, реже из хвойных.
2. Самостоятельная работа с текстом.
-
Работа в паре.
— Обсудите (друг с другом), какие положения соответствуют вашим представлениям. (Ответ нескольких детей).
-
Работа в группах.
— Обсудите содержание научно-познавательной статьи.
— Что было новым? О чем вы бы хотели получить больше информации?
— Как понимаете высказывание Гейченко – «Пушкин — это всегда открытие и всегда тайна»?
Д/з стр. 74-77; стр. 76 №1,2.
IV. Рефлексия
-
– Наше путешествие в страну Литературию на сегодня заканчивается. Закройте глаза и представьте себя в гостях у Пушкина: может быть в кабинете поэта, может быть сидя у камина, может быть на балу… (Звучит музыка 19 века)
-
Вот мы и вернулись в наш родной город, любимый класс.
— Получилось ли у вас «открыть» для себя хотя бы одну тайну Пушкина, то есть узнать что-то новое о поэте, о его времени?
— С каким настроением вы уйдете сегодня с урока?
V. Итоги
Проходят годы. Но время не властно над памятью поэта. В Москве, на Пушкинской площади, стоит бронзовый памятник великому поэту. Этот памятник создан архитектором Опекушиным на средства, собранный народом. Имя Пушкина всегда с нами. У каждого возраста свой Пушкин
Peskarlib.ru > Русские авторы > Константин ПАУСТОВСКИЙ
Многочисленные рассказы Паустовского о природе раскрывают эту тему в литературе максимально четко и ярко. Константин Паустовский в своих рассказах, посвященных природе, применяет все многообразие русского языка, чтобы в ярких красках передать читателю ее благородство и красоту. Природа в рассказах автора, представлена во все времена года, а также с использованием патриотических чувств к родной стране и людям, которые в ней проживают. Читать далее…
Константин ПАУСТОВСКИЙ
Теплый хлеб
Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня.
Константин ПАУСТОВСКИЙ
Заячьи лапы
К ветеринару в наше село пришел с Урженского озера Ваня Малявин и принес завернутого в рваную ватную куртку маленького теплого зайца.
Константин ПАУСТОВСКИЙ
Стальное колечко
Дед Кузьма жил со своей внучкой Варюшей в деревушке Моховое, у самого леса.
Константин ПАУСТОВСКИЙ
Дремучий медведь
Сын бабки Анисьи, по прозвищу Петя-большой, погиб на войне, и остался с бабкой жить ее внучек, сын Пети-большого — Петя-маленький.
Константин ПАУСТОВСКИЙ
Кот-ворюга
Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел.
Константин ПАУСТОВСКИЙ
Мещорская сторона
В Мещорском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.
Константин ПАУСТОВСКИЙ
Растрепанный воробей
На старых стенных часах железный кузнец ростом с игрушечного солдатика поднял молот.
Константин ПАУСТОВСКИЙ
Барсучий нос
Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.
Константин ПАУСТОВСКИЙ
Прощание с летом
Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и невольно казалось, что лето окончилось навсегда и земля уходит все дальше и дальше в глухие туманы, в неуютную темень и стужу.
Константин ПАУСТОВСКИЙ
Бабушкин сад
С тех пор как отец Маши Никита ушел на войну, в старом саду около бабушкиного дома дорожки и грядки позарастали крепкими лопухами и укропом, а крапива встала такой густой стеной и так жглась, что Маша боялась к ней подойти.
Константин ПАУСТОВСКИЙ
Бакенщик
Весь день мне пришлось идти по заросшим луговым дорогам. Только к вечеру я вышел к реке, к сторожке бакенщика Семена.
Константин ПАУСТОВСКИЙ
Снег
Старик Потапов умер через месяц после того, как Татьяна Петровна поселилась у него в доме. Татьяна Петровна осталась одна с дочерью Варей и старухой нянькой.
Константин ПАУСТОВСКИЙ
Собрание чудес
У каждого, даже самого серьезного человека, не говоря, конечно, о мальчишках, есть своя тайная и немного смешная мечта. Была такая мечта и у меня, — обязательно попасть на Боровое озеро.
Константин ПАУСТОВСКИЙ
Заботливый цветок
Есть такое растение – высокое, с красными цветами. Цветы эти собраны в большие стоячие кисти. Называется оно кипрей.
Константин ПАУСТОВСКИЙ
Акварельные краски
Когда при Берге произносили слово “родина”, он усмехался. Он не понимал, что это значит. Родина, земля отцов, страна, где он родился, – в конечном счете не все ли равно, где человек поя-вился на свет. Один его товарищ даже родился в океане на грузовом пароходе между Америкой и Европой.
Константин ПАУСТОВСКИЙ
Резиновая лодка
Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку.
Константин ПАУСТОВСКИЙ
Подарок
Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось. Зима у нас длинная, затяжная, лето гораздо короче зимы, а осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы.
Константин ПАУСТОВСКИЙ
Дружище Тобик
У писателя Александра Степановича Грина был в тихом Старом Крыму невзрачный пёсик-дворняга Тобик. Пёсика этого вся улица, где жил Грин, несправедливо считала дураком.
Творчество писателя примечательно большим числом непривычных моментов, оно полностью вбирает в себя значительный опыт, который Паустовский накапливал всю свою жизнь. Это заметно, начиная с его биографии и заканчивая самыми последними работами, где можно выделить яркие эмоции и чувства автора при написании своих неповторимых работ. Константин Георгиевич писал произведения, где присутствовало описание природы, взаимоотношений и любви к окружающему миру. Творчество автора неразрывно связано с природой, животными и взаимоотношениями людей.
Из биографии писателя видно, что самые первые его работы были опубликованы в разнообразных журналах. Одним из первых романов считается «Романтики», это работа над которой Паустовский трудился более семи долгих лет. По мнению самого автора, в его работах всегда присутствует определенная доля романтического настроения. Рассказы Паустовского для детей очень поучительны и популярны сегодня, их всегда можно прочитать онлайн, что очень удобно и практично. Сказки и стихи Паустовского можно найти в списках разных сайтов.
Рассматривая многочисленные факты из биографии писателя, можно понять, что указанные темы его сильно вдохновляли и интересовали. Для детей писатель написал много рассказов и сказок, которые нравятся детям разной возрастной группы, потому как содержат в себя актуальные и познавательные темы. Автор много времени уделял романам, поэтому к их написанию относился очень серьезно и ответственно. Как правило, на романы у него затрачивалось больше всего времени. В разных странах мира уважают и ценят работы этого известного и популярного автора. Текст различных произведений Паустовского, можно найти в сети.