Паустовский рассказы о родине

Короткие рассказы для детей о лете, природе и животных летом. моя россия автор: паустовский константин георгиевич с этого лета я

Короткие
рассказы для детей о лете, природе и животных летом.

«Моя
Россия»

Автор:
Паустовский Константин Георгиевич

С
этого лета я навсегда и всем сердцем привязался к Средней России. Я не знаю
страны, обладающей такой огромной лирической силой и такой трогательно
живописной — со всей своей грустью, спокойствием и простором, — как средняя
полоса России. Величину этой любви трудно измерить. Каждый знает это по себе.
Любишь каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку
воды из летнего колодца, каждое деревце над озером, трепещущее в безветрии
листьями, каждый крик петуха, каждое облако, плывущее по бледному и высокому
небу. И если мне иногда хочется жить до ста двадцати лет, как предсказывал дед
Нечипор, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все
очарование и всю исцеляющую силу нашей среднеуральской природы.

«На
поле летом»

Автор:
Ушинский Константин Дмитриевич

Весело
на поле, привольно на широком! До синей полосы далекого леса точно бегут по
холмам разноцветные нивы. Волнуется золотистая рожь; вдыхает она крепительный
воздух. Синеет молодой овес; белеет цветущая гречиха с красными стебельками, с
бело-розовыми, медовыми цветочками. Подальше от дороги запрятался кудрявый
горох, а за ним бледно-зеленая полоска льна с голубоватыми глазками. На другой
стороне дороги чернеют поля под струящимся паром.

Жаворонок
трепещется над рожью, а острокрылый орел зорко смотрит с вышины: видит он и
крикливую перепелку в густой ржи, видит он и полевую мышку, как она спешит в
свою нору с зернышком, упавшим из спелого колоса. Повсюду трещат сотни
невидимых кузнечиков.

«Утренние
лучи»

Автор:
Ушинский Константин Дмитриевич

Выплыло
на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи — будить
землю.

Первый
луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из
гнездышка, поднялся высоко, высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как
хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»

Второй
луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому
лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.

Третий
луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: ку-ка-ре-ку! Куры
слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.
Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка из восковой кельи, села на
окошечко, расправила крылья и — зум-зум-зум! — полетела собирать медок с
душистых цветов.

Пятый
луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза,
а он повернулся на другой бок и опять заснул.

«Летний
вечер»

Автор:
Толстой Алексей Николаевич

В
далекой и бледной глубине неба только что проступали звездочки; на западе еще
алело — там и небосклон казался ясней и чище; полукруг луны блестел золотом
сквозь черную сетку плакучей березы. Другие деревья либо стояли угрюмыми
великанами, с тысячью просветов, наподобие глаз, либо сливались в сплошные
мрачные громады. Ни один листок не шевелился; верхние ветки сиреней и акаций
как будто прислушивались к чему-то и вытягивались в теплом воздухе. Дом темнел
вблизи; пятнами красноватого света рисовались на нем освещенные длинные тени.
Кроток и тих был вечер; но сдержанный, страстный вздох чудился в этой тишине.

«Лес
шумит»

Короленко
Владимир Галактионович

Лес
шумит….

В
этом лесу всегда стоял шум — ровный, протяжный, как отголосок дальнего звона,
спокойный и смутный, как тихая песня без слов, как неясное воспоминание о
прошедшем. В нем всегда стоял шум, потому что это был старый, дремучий бор,
которого не касались еще пила и топор лесного барышника. Высокие столетние
сосны с красными могучими стволами стояли хмурою ратью, плотно сомкнувшись
вверху зелеными вершинами. Внизу было тихо, пахло смолой; сквозь полог сосновых
игл, которыми была усыпана почва, пробивались яркие папоротники, пышно
раскинувшиеся причудливою бахромой и стоявшие неподвижно, не шелохнув листом. В
сырых уголках тянулись высокими стеблями зеленые травы; белая кашка склонялась
отяжелевшими головками, как будто в тихой истоме. А вверху, без конца и перерыва,
тянул лесной шум, точно смутные вздохи старого бора.

«Какая
бывает роса на траве»

Автор:
Толстой Лев Николаевич

Когда
в солнечное утро, летом, идешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все
алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами—и желтым, и
красным, и синим.

Когда
подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы
собрались в треугольных листьях травы и блестят на солнце. Листок этой травы
внутри мохнат и пушист, как бархат.

И
капли катаются по листку и не мочат его.

Когда
неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый,
и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку,
потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого
напитка кажется.

«Летние
грозы»

Автор:
Паустовский Константин Георгиевич

Летние
грозы проходят над землей и падают за горизонт. Молнии то с размаху бьют в
землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах.

Радуга
сверкает над сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет,
встряхивает землю.

«Цветы»

Автор:
Паустовский Константин Георгиевич

У
самой воды большими куртинами выглядывали из зарослей мяты невинные
голубоглазые незабудки. А дальше, за свисающими петлями ежевики, цвела по откосу
дикая рябина с тугими желтыми соцветиями. Высокий красный клевер перемешивался
с мышиным горошком и подмаренником, а над всем этим тесно столпившимся
содружеством цветов подымался исполинский чертополох. Он крепко стоял по пояс в
траве и был похож на рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и
наколенниках.

Нагретый
воздух над цветами «млел», качался, и почти из каждой чашечки высовывалось
полосатое брюшко шмеля, пчелы или осы. Как белые и лимонные листья, всегда
вкось, летали бабочки.

А
еще дальше высокой стеной вздымался боярышник и шиповник. Ветки их так
переплелись, что казалось,будто огненные цветы шиповника и белые, пахнущие
миндалем цветы боярышника каким-то чудом распустились на одном и том же кусте.

Шиповник
стоял, повернувшись большими цветами к солнцу, нарядный, совершенно
праздничный, покрытый множеством острых бутонов. Цветение его совпадало с
самыми короткими ночами — нашими русскими, немного северными ночами, когда
соловьи гремят в росе всю ночь напролет, зеленоватая заря не уходит с горизонта
и в самую глухую пору ночи так светло, что на небе хорошо видны горные вершины
облаков.

«Началось
лето»

Автор:
Абрамов Федор Александрович

Вдали
глухо бухнуло — темные тяжелые тучи ползли на деревню. Они ползли медленно,
грозно клубясь и властно разрастаясь до самого горизонта.

В
деревне стало темно и немо. Даже скотина притихла в ожидании. И вдруг
оглушительный грохот сотряс землю.

По
всей деревне захлопали двери, ворота. Люди выбегали на улицу, ставили ушаты под
потоки и под проливным дождем радостно перекликались друг с другом. По лужам,
как жеребята, носились босоногие ребятишки, началось короткое северное лето.

Знакомимся с первой выставкой художественных работ сына Константина Паустовского.

В выставочных залах Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате открылась выставка «Алексей Паустовский — художник-нонконформист. Живопись и графика. 1960–1970-е годы», посвященная творчеству младшего сына писателя Константина Паустовского. Это первая большая выставка Алексея Константиновича, прожившего короткую, но очень насыщенную жизнь. Он умер в 26 лет, оставив более 100 работ.

На выставке представлены работы из фондов московского Музея К.Г. Паустовского. Директор музея Анжелика Дормидонтова выбрала девять экспонатов и рассказала о них.

Внимание: для посещения выставки необходим QR-код. Не забывайте о средствах индивидуальной защиты и социальной дистанции в музее.

Константин Паустовский с сыном Алешей (1956–1957)

Алексей Паустовский родился в 1950 году в поселке Солотча Рязанской области в семье писателя Константина Паустовского. Он всегда знал, что свяжет свою жизнь с творчеством: еще в детстве начал сочинять рассказы, лепить фигурки животных, рисовать. Паустовский-старший, которому на момент его появления было 58 лет, очень любил сына и проводил с ним все свободное время. В фондах Музея К.Г. Паустовского хранится много их совместных фотографий, некоторые представлены на выставке. Среди них и эта фотография, сделанная в 1956 или 1957 году: на ней писатель куда-то ведет за руку маленького Алешу.

Специально для сына Константин Георгиевич создал самодельную книжку с рисунками и шутливыми стихами. Пожалуй, это была единственная детская книжка, которую любил Алеша: он не признавал детскую литературу, в 11 лет уже читал Оноре де Бальзака. Сохранились воспоминания искусствоведа Марии Плавинской об одном разговоре Алексея с матерью. Татьяна Алексеевна Паустовская: «Тебе бы как [известному советскому литературоведу, мастеру художественного рассказа. — Прим. mos.ru] Ираклию Андронникову рассказывать». Сын отвечал: «Пусть Ираклий рассказывает, а я лучше художником буду, Алексеем Паустовским».

Фото М. Денисова. Mos.ru

«Несение креста»

Первые попытки писать картины Алексей делал еще в 12–13 лет. Он был во многом вдохновлен творчеством художника-фовиста Анри Матисса, с которым его познакомила подруга семьи Лидия Делекторская. Она жила в Париже, была натурщицей и секретарем Матисса. С Константином Паустовским Лидия Николаевна познакомилась в 1956 году во время его поездки во Францию. Она состояла в многолетней переписке с писателем, переводила его произведения на французский язык, гостила у него в СССР, часто дарила Паустовскому альбомы и открытки с репродукциями работ французского живописца.

После окончания художественной школы в 1968 году Алексей Паустовский поступил в Московский полиграфический институт. Подготовку проходил у художника Владимира Телепнева. Одна из самых ранних его работ — «Несение креста» — входит в библейскую серию, очень важную для художника. Точный год ее создания неизвестен. Вопросы веры волновали Алексея еще с подросткового возраста.

Фото М. Денисова. Mos.ru

«Древнерусские города» (1967)

Во второй половине 1960-х Паустовский работал реставратором. Ему нравилось уезжать на неделю или две в старинные русские города, чтобы насладиться их архитектурой. Он бывал в Вологодской области, Георгиевске, Пскове, Звенигороде. В этих небольших путешествиях художник много общался со священнослужителями, набрасывал их портреты, а также делал зарисовки церквей. В результате в 1967 году появилась серия «Древнерусские города».

«На пороге райского сада» (1972)

Работа в жанре автопортрета для молодого художника — способ постижения себя и своего творческого метода, стиля в изобразительном искусстве. Алексей Паустовский написал множество автопортретов. Один из них называется «На пороге райского сада»: рыжеволосый юноша, поднявшись на ступень, замер, полуобернувшись, в дверях. Очевидно, художник изобразил свой дом в Тарусе. Тем не менее пейзаж, который открывается зрителю в дверном проеме, не соответствует реальному. Перед нами — символическая композиция: художник находится на границе внутреннего мира и внешнего, настоящего и будущего, жизни земной и жизни вечной.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Портрет Альберта Гогуадзе (1972)

Портретные изображения друзей занимают особое место в творчестве Алексея Паустовского. В 1972 году он написал портрет своего друга, грузинского и российского художника-нонконформиста Альберта Гогуадзе. Паустовский поэкспериментировал с композицией: герой сидит у окна троллейбуса, однако ракурс выстроен таким образом, что кажется, будто он находится не в современной Москве, а под сводами средневековой архитектуры. Дома на картине изображены в мрачных и холодных тонах. Пейзаж за окном безжизненный и статичный. Композиция картины подчеркивает мироощущение художника, живущего в воображаемом мире, мало связанном с реальностью и не подчиняющемся линейному течению времени.

Фото М. Денисова. Mos.ru

«Дни творения» (1960–1970-е)

В середине 1970-х художник снова обращается к библейской теме. Ее вершиной в творчестве Паустовского можно считать серию из семи работ «Дни творения». Эти картины были написаны не по порядку, в разные годы — в общей сложности художник потратил на них несколько лет. «Дни творения» — это попытка попробовать себя в абстрактной живописи. Каждое полотно серии — законченный образ, результат очень личной и эмоциональной импровизации на важнейшую для художника тему. По мнению Марии Плавинской, серия является психологическим пейзажем души художника во всей полноте и гармонии.

«Голубая чайхана» (1972)

В 1971 году Паустовский заинтересовался восточной культурой. Его вдохновили рассказы друга и художника Дмитрия Плавинского, недавно вернувшегося из путешествия по Средней Азии. Паустовский последовал его примеру. Он посетил Узбекскую, Таджикскую и Киргизскую ССР (сейчас — Узбекистан, Таджикистан и Киргизия). Вернувшись в Москву, художник написал 12 работ в смешанной технике, объединенных среднеазиатской темой. «Голубая чайхана», выдержанная в нежных теплых оттенках, относится к этой серии. В отличие от других работ на этой картине много жизни: природа и люди находятся в гармоничном единении.

Фото М. Денисова. Mos.ru

«Арбатский дворик» (1975)

Пустой городской двор. На улице — ни души. В окнах дома не просматривается ни одного человеческого силуэта. Нет ни деревьев, ни цветов: кругом только каменные строения. Одна-единственная лампочка привносит немного жизни и света в этот почти мистический городской пейзаж.

Паустовский изобразил двор дома, в котором жил. Но это не просто городской пейзаж в привычном понимании. С одной стороны, двор почти лишен конкретных примет времени и места. Однако, как отмечают многие современники художника, в «Арбатском дворике» точно передано ощущение атмосферы середины 1970-х.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Автопортрет на палитре (1970-е)

В Мемориальном доме-музее Константина Паустовского в Тарусе хранится один из самых интересных автопортретов Алексея. На рабочей палитре художника среди засохших густых мазков краски словно проявляется образ автора со звездным небом над ним.

Предполагается, что в один момент тема отражения сути человека в портрете стала настолько сильно его волновать, что он увидел собственные черты в красках на палитре. Позднее художник доработал портрет, а также дорисовал месяц и звезды.

01 128(1)

02 127

На минувшей неделе Верховная Рада Украины упростила процесс получения гражданства для иностранцев, которые воевали в составе Вооруженных сил Украины на Донбассе против российских сепаратистов. Этот вопрос обещал решить еще предыдущий президент Украины Петр Порошенко: он был в курсе того, что возвращаться на родину многим таким иностранцам (например, россиянам и белорусам) может быть опасно. Однако процесс неоднократно тормозился.

С какими трудностями сталкиваются военные из других стран, которые воевали в Украине? Телеканал «Настоящее Время» поговорил об этом с двумя россиянами и одним гражданином Израиля, которые воевали на Донбассе за правительственные силы.

Никита Макеев откровенно говорит, что его боевого опыта хватит на целую книгу воспоминаний.

«Освобождение Марьинки, потом Иловайск, потом Грабово, а еще – Широкино, операции на реке Кальмиус, оборона Мариуполя», – перечисляет он. В Украину Макеев приехал в 2014 году, когда началась война на Донбассе. Он говорит, что это была его принципиальная гражданская позиция: он был против аннексии Крыма и присутствия российских войск на Донбассе.

Никита говорит, что изначально думал, что приехал «в гости», но оказалось, что остаться в Украине ему придется надолго.

«Мы считали, что Украина должна сама решать, как ей жить. Мы не хотели, чтобы вот это говно, которое происходит в нашей стране, начало тогда через край литься в вашу страну, – говорит он. – Мы думали, что нанесем имиджевый удар по Российской Федерации, поломаем маленькую победоносную войну Путину. И мы наивно думали, что вернемся и перейдем границу легально».

Никита воевал в добровольческом подразделении «Азов». Изначально он был создан добровольцами, но затем вошел в структуру Министерства внутренних дел Украины. Пока Макеев воевал, в России на него открыли уголовное дело по статье о наемничестве. Теперь Никита не может вернуться домой: для него это означает сесть в тюрьму. А в Украине он до сих пор не может получить гражданство, а вместе с ним и защиту.

Алексей Левкин – еще один россиянин, который воевал за «Азов». На него на родине тоже заведено уголовное дело, он объявлен в розыск по линии Интерпола.

«Статья 282.1 – это политическая статья о создании экстремистского сообщества, – объясняет он. – Под этим в России подразумевается вообще любая оппозиционная деятельность. Например, то, что вы создали чат в телеграме на трех человек».

Левкин – один из основателей неонацистской организации WotanJugend, которая в своем телеграм-канале прославляет Адольфа Гитлера и современных убийц, таких как Андерс Брейвик (в 2011 году устроил взрыв в Осло и бойню в молодёжном лагере на острове Утойя, убив 77 и ранив 151 человека) и Дилан Руф (в 2015 году застрелил шесть женщин и трех мужчин, собравшихся на курс по изучению Библии в церкви города Чарльстон). Помимо этого, Левкин – вокалист группы М8Л8ТХ, исполняющей национал-социалистический блэк-метал. Расследовательская группа Bellingcat называет Левкина «ключевой фигурой в лоббистских усилиях «Азова» по предоставлению украинского гражданства иностранным ультраправым соратникам».

Сколько иностранцев, таких как Никита и Алексей, воевали и воюют в украинской армии – точно не известно. Цифры разнятся: от сотни до нескольких сотен человек. Но вопрос получения ими гражданства – политический. Это – маркер того, как государство относится к иностранцам, которые защищают независимость государства.

Легализировать иностранных военных в Украине пытаются уже несколько лет. В ноябре 2015 года Петр Порошенко подписал закон, который позволяет иностранцам и лицам без гражданства служить в украинской армии. Но получать паспорт они все равно не могли. Как объясняет депутат Верховной Рады Яна Зинкевич, законы Украины для получения гражданства требовали, чтобы добровольцы получали подтверждение своих документов в дипломатических учреждениях своих стран (что для воевавших на стороне Киева россиян было невозможно), либо требовали от этих людей документы, которые выдавались только в России. Также им предлагали отказываться от первоначального гражданства и получить об этом документ, что также предполагало поездку в Россию, а следовательно – вероятный арест.

Кроме того, из гражданства РФ просто невозможно выйти, если в России на тебя открыто уголовное производство, отмечают Никита и Алексей: именно в такой ситуации оказались они сами.

Лишь в 2019 году парламент Украины проголосовал за инициативу, которая упрощает получение гражданства тем иностранцам, у которых из документов было просто удостоверение участника боевых действий. У Никиты, как у многих военных и ветеранов, был именно такой документ.

Макееву повезло: пройдя пять проверок от МВД и СБУ, он в 2019 году получил из рук уже нового президента, Владимира Зеленского, желанный украинский паспорт. Но документ этот временный: он был выдан лишь на срок в два года.

«Мы у себя, внутри российских добровольцев, называли его «собачий паспорт», – говорит Макеев. – Потому что когда с этим паспортом приходишь в банк и говоришь: «Я гражданин, откройте мне карточку», они его в руки берут и начинают звонить, спрашивать: «А что это?»

Лишь в середине декабря украинский парламент проголосовал за то, что Украина теперь будет признавать отказ от предыдущего гражданства по заявлению человека – даже если страна, которая выдала паспорт, никакого решения по запросу об отказе не выдала.

«Теперь достаточно будет просто написать декларацию о том, что я отказываюсь от гражданства той страны, которое я сейчас имею», – объясняет Егор Чернев, депутат Верховной Рады Украины.

Но, правда, получить гражданство в Украине можно будет лишь с подачи министра – либо главы МВД, либо главы Минобороны, либо министра по делам ветеранов. А если российские или белорусские правоохранители подадут запрос в розыск этого человека по линии Интерпола, нужно будет доказывать, что человека преследуют по политическим мотивам. Однако эксперты говорят, что хотя все перечисленное и затянет процесс выдачи гражданства Украины, но сделает его возможным, по крайней мере законодательно.

Григорий Пивоваров – еще один человек, который с 2016 года служит в ВСУ. Он – гражданин Израиля и хотел бы получить гражданство Украины, прошел все проверки спецслужб. Но, по его словам, уже несколько лет получить паспорт ему не удается. Коллег по несчастью он тоже призывает не обольщаться:

«Постоянно они что-то придумывают, – рассказывает он. – Я не могу сказать, что в голове у нашей миграционной службы, но так получилось, что Украина стала для меня домом, отступать уже некуда».

Никита Макеев пока не загадывает, сможет ли получить полноценный украинский паспорт на практике, но надеется на это. Временный паспорт у него уже полгода как закончился, но в скором времени он все-таки надеется стать украинцем официально.

«Трудно сказать, пока в руках не будет паспорта, – рассуждает он. – Но если будет – я сделаю себе загранку, может, выеду куда-нибудь, перезагрузку сделаю».

Update: в текст добавлены сведения относительно одного из героев, Алексея Левкина.

27 ноября 2021 года Алтайскому театру драмы исполняется сто лет. «Афиша» решила символично отобразить историю и жизнь театра в ста самых разнообразных фактах. Сегодня вторая часть (первую можно почитать здесь) — факты, посвященные военному периоду.

1. В первый же год войны Алтайскому театру драмы пришлось переехать в Бийск, чтобы уступить свою сцену другим театрам. Сначала в 1941 году в город приехал Днепропетровский русский драматический театр (позже он переехал в клуб Меланжевого комбината).

2. 17 апреля 1942 года в Барнаул в эвакуацию прибыл Московский государственный Камерный театр под руководством Александра Яковлевича Таирова. Именно он, безусловно, оставил неизгладимый след в театральной жизни Барнаула.

Чем знаменит театр Таирова

Московский Камерный театр — один из самых легендарных в истории русского театрального искусства. В 1914 году его основал режиссер Александр Яковлевич Таиров.

Начиная с первого своего спектакля Камерный театр проявлял необыкновенную репертуарную смелость. Каждая новая постановка была экспериментом, расширяющим возможности сценического искусства. Спектакль-опыт оказывался у Таирова также и спектаклем, обладающим для зрителя необходимой законченностью, зрительски ценным.

«Всю свою жизнь он утверждает значение крупных форм: мистерии-трагедии и арлекинады-комедии; он стремится увидеть за рамками спектакля некие вечные законы, заставить зрителя вникнуть в существенные явления жизни», — писал о Таирове театровед Павел Марков.

Александр Таиров (второй слева) и Алиса Коонен (первая справа)

Александр Таиров (второй слева) и Алиса Коонен (первая справа)

teatrpushkin.ru

Главной музой Таирова и примой театра была актриса Алиса Георгиевна Коонен, обладавшая уникальной актерской индивидуальностью. Она создала ряд образов большой трагической силы, страстной эмоциональности, трогательной лиричности и обаятельности.

20 августа 1946 года вышло постановление ЦК ВКП (б), запрещающее зарубежную драматургию. Такой репертуар был противоестественен таировскому методу. И в 1949 году Камерный театр закрыли. 25 сентября 1950 года Александр Таиров умер.

21 октября 1950 года в здании бывшего Камерного театра открыли Московский театр им. Пушкина, который работает и сейчас.

Труппа театра Таирова в Барнауле

Труппа театра Таирова в Барнауле

teatrpushkin.ru

3. Вот как описывается приезд москвичей в Барнаул:

«17 апреля 1942 г. на перроне барнаульского вокзала собралась кучка людей. Это были представители края, коллектив Днепропетровского театра в полном составе и даже духовой оркестр. Поезд подкатил к перрону, и на подножке одного из вагонов появился А. Я. Таиров. Среднего роста, широкоплечий, смуглолицый, густые брови вразлет. Грянул оркестр. Гостей приветствовали представители города, потом А. Я. Таиров произнес маленькую речь. Все старались разглядеть в группе актеров Камерного театра А. Г. Коонен. Она стояла в сторонке, зябко кутаясь в воротник пальто, легенда и слава театральной Москвы, великая русская актриса XX столетия».

4. С колес — на сцену. В день приезда труппы Московского Камерного театра в Барнаул в газете «Алтайская правда» появляется объявление об открытии спектаклей в конце апреля, но открывается театр чуть позже: 2 мая 1942 года премьерным спектаклем по пьесе Мдивани «Батальон идет на Запад».

5. Алиса Коонен впервые выступила в Барнауле 5 мая 1942 года. Барнаульской публике представили одну из самых прославленных постановок — «Адриенна Лекуврер» по пьесе французского драматурга Эжена Скриба. Это история любви и смерти знаменитой придворной актрисы короля Людовика XV.

Алиса Коонен в спектакле "Оптимистическая трагедия"

Алиса Коонен в спектакле «Оптимистическая трагедия»

teatrpushkin.ru

Из воспоминаний Алисы Коонен о Барнауле:

«На отдаленных улицах под ногами скрипели дощатые тротуары, в городском саду красовалась традиционная деревянная раковина для оркестра, по тихим улочкам летними вечерами прогуливались в обнимку девушки с длинными косами, поверяя друг другу свои девичьи секреты.

Достопримечательностью города был большой парк… При входе в парк посетителей встречал медвежонок, привязанный цепью к большому столбу.

Сразу же по приезде, оставив вещи в гостинице, мы побежали в театр. После балхашского клуба (до Барнаула театр Таирова ютился в крохотном помещении в кахазском Балхаше — Прим.ред.) — прекрасная сцена, просторный зрительный зал казались нам неслыханной роскошью».

6. Удивительно, но «Адриенна Лекуврер» была показана на барнаульской сцене в юбилейный 700 раз! Всего же за 30 лет этот спектакль Камерный театр сыграл больше 800 раз.

7. Эти фотографии спектакля «Адриенна Лекуврер» были сделаны в Москве. Барнаульцы увидели постановку не во всей красе — московским артистам не разрешили брать в эвакуацию громоздкие декорации, костюмы, а актрисам — драгоценности.

Сцены из спектакля «Адриенна Лекуврер» Московского Камерного театра

Сцены из спектакля «Адриенна Лекуврер» Московского Камерного театра

teatrpushkin.ru

Сцены из спектакля «Адриенна Лекуврер» Московского Камерного театра

Сцены из спектакля «Адриенна Лекуврер» Московского Камерного театра

teatrpushkin.ru

Сцены из спектакля «Адриенна Лекуврер» Московского Камерного театра

Сцены из спектакля «Адриенна Лекуврер» Московского Камерного театра

teatrpushkin.ru

8. 21 мая «Алтайская правда» анонсирует спектакль по пьесе молодых драматургов А. Филимонова и В. Дистлера «Золото» (премьера состоялась в Москве в январе 1941 года).

Герои пьесы — отец и сын Потанины — таежники-старатели, прирожденные золотоискатели, люди крутого нрава, суровых и могучих характеров. Вместе им тесно в старательской артели, и они расходятся после первой же ссоры: сын уходит на государственный рудник, где становится отличным забойщиком.

В постановке Таирова критики отметили «свежесть и непосредственность видения советской жизни, меткость и правдивость обрисовки характеров наших людей». Оказывается, что «золото» — это не металл, который добывают герои спектакля, а это люди, их добрые чувства и побуждения — именно они «являются золотым фондом нашей страны».

9. Еще один интересный спектакль «Сильнее смерти» в исполнении артистов Камерного театра барнаульцы увидели 11 июня 1942 года. Коонен сыграла доктора Марину Страхову, которая на самой себе испытывает действие противочумного лекарства.

Спектакль "Оптимистическая трагедия" по пьесе Вишневского

Спектакль «Оптимистическая трагедия» по пьесе Вишневского

teatrpushkin.ru

10. 22 июня 1942 года, к годовщине начала Великой Отечественной войны, Таиров выпускает премьерный спектакль «Небо Москвы» по пьесе Мдивани. Тема спектакля оказалась настолько актуальной, что, как писал рецензент, «исчезает грань между пьесой и жизнью».

11. В июле в репертуар включается спектакль «Очная ставка» по пьесе братьев Тур и Л. Шейнина о советских разведчиках, в августе — водевиль «Замужняя невеста» А. Грибоедова, В. Шаховского и Н. Хмельницкого.

12. Завершил свой первый театральный сезон Камерный театр в Барнауле не в конце мая, как это делают все театры сейчас, а 20 августа 1942 года.

Театр Таирова дает фронтовой концерт

Театр Таирова дает фронтовой концерт

teatrpushkin.ru

13. Помимо спектаклей, таировцы показали два концерта. В их программу вошли маленькие одноактовые пьесы-скетчи — «Пряжечка», «Одна минутка», «Из-за ребенка» и другие отрывки пьес, не идущих в Барнауле: «Гроза» Островского и «Аристократы» Погодина; а еще танцевальные номера, дуэты и арии из оперетт, фельетон «Шепот в Берлине» и ряд новых песен. Сборы от концерта театр направлял в фонд обороны.

14. Московскому театру было тяжело играть свои спектакли — в планах было много духоподъемных, патриотических постановок, но мужчин-артистов было мало. Таиров неоднократно просил Комитет по культуре пополнить труппу.

Наконец, в начале сентября 1942 года было принято решение об открытии в Барнауле школы-студии Камерного театра для подготовки новых кадров.

Народный дом, где играл театр Таирова

Народный дом, где играл театр Таирова

teatrpushkin.ru

15. 5 октября 1942 года в студию были зачислены 30 человек. На вступительные экзамены допускались юноши и девушки от 16 до 30 лет, окончившие «семилетку».

16. В студии Московского Камерного театра учился молодой Борис Вахрушев — в будущем выдающийся актер Алтайского и Рубцовского драматических театров, режиссер Алтайской студии телевидения, где он выпускал тележурналы «Творчество», «Колючий экран» и другие.

17. Таиров понимал, что довоенный репертуар устарел и не отвечает запросам времени. Поэтому режиссер стал рассылать письма драматургам, поэтам, писателям. Из Барнаула писал он Борису Пастернаку, Ольге Берггольц, даже американскому драматургу Юджину О’Нилу с просьбой прислать пьесы для его театра.

Летом 1942 года по приглашению Таирова в Алтайский край приехал писатель Константин Паустовский. Он должен был написать новую пьесу специально для Коонен.

Работу над материалом он начал в Белокурихе, затем продолжил в Барнауле. Но из-за излишнего вмешательства Коонен Паустовский пьесу так и не закончил и осенью уехал. Актриса сама дописала финал и дала пьесе название «Пока не остановится сердце». К репетициям пьесы приступили в 1943 году.

Спектакль "Пока не остановится сердце"

Спектакль «Пока не остановится сердце»

teatrpushkin.ru

18. Вот что писал Паустовский о Барнауле: «Теперь о Барнауле. Это славный город, славный прежде всего тем, что он русский город, очень похожий на наши северные города. Но жить здесь можно только при театре — иначе трудно. Никакого заработка, а цены в три-четыре раза больше, чем в Алма-Ате. Одно здесь привлекательно — это народ и русский родной пейзаж (но суровее нашего и холоднее)».

19. Премьера спектакля «Пока не остановится сердце» прошла на сцене Народного дома 4 апреля 1943 года.

20. А вот как отписывали спектакль Паустовского, показанного барнаульцам.

«Образы войны, показанные в спектакле Таирова, были созданы резко отлично от всех его других военных спектаклей. Режиссер стремился к символическому обобщению своих идей, и герои его спектакля предстали перед зрителями в жизненных по содержанию, но необычных по сценическому воплощению ситуациях.

Центральная фигура пьесы — советская актриса Анна Мартынова. Ее муж при приближении к городу фашистов, не успев проститься с семьей, уходит в партизанский отряд. В первый же день немецкой оккупации германский солдат убивает больного ребенка Анны. Горе женщины-матери беспредельно. Но жажда священной мести пересиливает отчаяние. И актриса Мартынова „играет свою последнюю роль“ в жизни. В смертельном поединке с немецким комендантом города майором Риммелем побеждает Анна, ее сила любви к Родине, сила великой ненависти к врагу…

Спектакль "Пока не остановится сердце"

Спектакль „Пока не остановится сердце“

teatrpushkin.ru

Звучит музыка. Обезумевшая от горя мать с мертвым младенцем на руках бродит по улицам города, попадает на площадь, где расположился отряд немецких солдат. Солдаты окружают ее. Образ-символ: женщина в белом, с черным платком на голове, на руках — ребенок. Немецкие солдаты, грубо одетые, в сапогах, как будто подбитых железом. Они окружают ее, смеются, что-то поют, держа друг друга за руки: хоровод движется вокруг женщины. Страшный хоровод, в котором смешиваются реальность и бред. Женщина, в глазах которой смертная мука и страх, пытается прорвать хоровод, но руки солдат сильнее ее усилий. Напрасно она старается вырваться…»

21. Еще один удивительный факт: музыку к постановке «Пока не остановится сердце» написал молодой Георгий Свиридов — композитор, будущий классик, которого мы знаем по романсу «Метель» по Пушкину и композиции «Время, вперед!».

В Барнаул из Новосибирска его пригласил все тот же Таиров. Свиридов также должен был написать музыку к свежей пьесе Вишневского «Раскинулось море широко» (премьера этой постановки прошла 23 февраля 1943 года, спектакль затем играли и в Москве, всего постановку показали больше тысячи раз).

Вот что писала о его приезде Коонен:

«Приезд Свиридова в Барнаул внес в театр веселый, бодрый дух. В гостинице не было свободных мест, и его поселили в моей театральной уборной. В небольшом закутке он чувствовал себя превосходно, бешено работал и очень быстро написал к спектаклю очаровательную музыку».

22. А вот как описывали настроение и стиль музыки Свиридова в спектакле «Пока не остановится сердце»:

«Бал у немецких офицеров в ресторане. Обыденная ситуация. Но звучат не бытовые танго и фокстроты. Свиридов пишет лязгающую, „металлическую“ музыку, музыку движения машин. Таиров изображает танец немцев механическим: фигуры танцующих оккупантов кажутся одинаковыми, мертвенными, они пугают и отталкивают — это уродливые карикатуры на людей. Это нелюди».

Композитор Свиридов и писатель Паустовский

Композитор Свиридов и писатель Паустовский

philharmonia-barnaul.com

23. Всего в Барнауле Свиридов написал 15 музыкальных композиций. С композитором удалось поработать и барнаульским музыкантам — Георгий Васильевич самостоятельно проводил репетиции, дирижировал оркестром. А музыкальное оформление спектакля «Раскинулось море широко» в театральном творчестве мастера считается одной из лучших.

24. 6 и 7 ноября 1942 года Камерный театр показал постановку «Фронт» по пьесе Корнейчука. Пьеса была написана по приказу Сталина.

По сюжету командующий фронтом генерал Горлов, утративший чувство нового, ослепленный своими былыми заслугами времен гражданской войны, стал прямым виновником бессмысленных жертв на фронте. В противоположность Горлову молодой генерал Огнев, командующий одной из армий того же фронта, показан в пьесе как деятельный талантливый командир, активно отстаивающий необходимость новых методов и способов ведения войны, борющийся с рутиной и консерватизмом.

Пафос пьесы состоял в суровом обличении тех военачальников, которые не понимали особого характера Великой Отечественной войны и не хотели учиться воевать по-новому.

Режиссер Александр Таиров

Режиссер Александр Таиров

philharmonia-barnaul.com

25. В декабре репертуар театра пополнился классической комедией Ж.-Б. Мольера «Скупой» в постановке режиссера Сухоцкой и артиста Ганшина, который сыграл главную роль.

26. В новогодние праздники — 31 декабря 1942 года и 16 января 1943 года — Московский Камерный театр давал большие новогодние концерты, весь сбор от которых поступал в фонд обороны страны.

27. Последней премьерой Московского Камерного театра на барнаульской сцене стал спектакль «Дуэнья» («Обманутый обманщик») Шеридана в постановке Сухоцкой — он был показан 25 июля 1943 года.

28. В сентябре 1943 года Камерному театру разрешили вернуться в Москву. 22 и 23 сентября были сыграны два последних спектакля «Пока не остановится сердце».

29. За время работы в Барнауле театр дал 273 спектакля, которые посмотрели более 176 тыс. зрителей.

Памятная доска на здании бывшего Народного дома

Памятная доска на здании бывшего Народного дома

teatrpushkin.ru

30. Таировцы дали в Барнауле двадцать благотворительных спектаклей и концертов, собрав в общей сложности 256 тыс. руб — эти деньги пошли в фонд обороны.

«Мы старались познакомить барнаульского зрителя с классической комедией, с пьесами советских драматургов, с русской классикой. В этих спектаклях трудящиеся Барнаула полюбили актеров нашего театра. Наша связь и творческая дружба не могут оборваться и прекратиться из-за каких-то трех с половиной тысяч километров!», — такими словами попрощался Таиров с барнаульскими зрителями.

Источники: материал исследователя И. Свободной, сайт Алтайского театра драмы, сайт kino-teatr.ru, сайт театра им. Пушкина, сайт краевой филармонии и другие открытые источники.

  • Пасьба или пастьба как правильно пишется слово
  • Парчовое платье как пишется как
  • Пастбищ как пишется правильно
  • Парк захарово поляна сказок
  • Папай моряк на английском как пишется