Паустовский рассказ растрепанный воробей читать

1.самоопределение к деятельности, мотивация самоопределение к учебной деятельности. 2.актуализация знаний. здравствуйте, ребята! какое сегодня прекрасное утро! я рада вас всех

1.Самоопределение
к деятельности, мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2.Актуализация
знаний.

Здравствуйте,
ребята! Какое сегодня прекрасное
утро! Я рада вас всех видеть! У меня сегодня отличное настроение. Я дарю его
вам! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне.

Речевая
разминка
.

Ребята,
подумайте, к каким птицам относятся эти качества?

«Маленькая
птичка с серо – черным оперением, живущая обычно рядом с жилыми строениями,
пугливая, шустрая, проворная, драчливая».

«Всеядная
птица, серая с черным или черным или черная, крикливая, хитрая, вороватая».

Ребята,
эти птицы стали героями произведения, которое мы сегодня будем изучать.

Приветствуют
учителя.

Воробей.

Ворона.

Личностные

положительное отношение к уроку;

самоорганизация;

следование
в поведении моральным и этическим требованиям.

3.Целеполагание.

4.Изучение
нового материала

5.Практикум
по самостоятельному применению и использованию полученных знаний (включение
нового знания в систему знаний).

Откройте,
пожалуйста, учебник на стр.147

Как
называется это произведение?

Назовите
автора произведения.

Кто
догадался, какая тема урока?

Какую
цель мы поставим перед собой?

Хорошо,
теперь я хочу вас познакомить с биографией писателя этого произведения.

Константин
Григорьевич Паустовский родился в Москве 1892 году, в семье железнодорожного
служащего. Семья была большая. Все свое детство он провел на Украине у
бабушки и дедушки. Учился в Киевской гимназии, после поступил в Киевский
университет, однако закончит его не смог, т.к. переехал в Москву.

Всю свою
жизнь Паустовский путешествовал. Впечатления от этих поездок и встреч с
самыми разнообразными людьми легли в основу многих его произведений.

Творчество
писателя отличается жанровым многообразием: он создавал повести, рассказы,
сказки и пьесы. Любимый жанр Паустовского – короткий рассказ. Во всех его
произведениях любовь к родной земле, людям, живущим на ней.

Ребята,
а сейчас мы будем читать это произведение. Пока я читаю, вы подумайте, почему
этот рассказ получил название «Растрепанный воробей»?

Итак,
как вы считаете, почему этот рассказ так называется?

Молодцы!

Кто
герои этого рассказа?

Что мы
узнали о девочке и её семье?

Почему
мама Маши последние дни волновалась?

С какой
вещью разговаривала мама, а раньше этого никогда не делала?

Какие
слова она произнесла шепотом?

К кому она
в этот момент обращалась?

Что она
имела в виду, что он дождался? Найдите ответ в тексте.

Молодцы!

Ребята,
какая была ворона? Как она себя вела?

Где жила
ворона?

Молодцы!

Физминутка.

А теперь
читаем дальше по предложению, со слов «Однажды…» стр.149

После я
буду задавать вопросы:

— кого
ворона застала в ларьке?

— как
его звали?

— что он
там делал?

— как
ворона его оттуда выгнала?

Молодцы!

А теперь
читаем дальше про себя на стр. 150

— кто
подобрал воробья?

— как он
его назвал?

Как вы
понимаете  это слово?

Беспризорник
– не имеющий семьи, живущий на улице.

Кого он
встретил утром в парке?

Что он
предложил Маше?

Взяла
Маша воробья?

Так Маша
кормила Пашку, а тот все думал, как ее отблагодарить.

А что
было дальше, мы сейчас с вами и узнаем. Выборочное чтение.стр.152

Что
произошло? Какую вещь на этот раз утащила ворона?

Как
думаете, о чем задумался воробей?

Вечером
мама, Маша и Петровна поехали в театр, а тем временем воробьиное племя
атаковали ларек, где сидела ворона. Воробьиный пух летал по всему ларьку.

В это
время в театре открылся занавес и начался спектакль «Золушка».

Ребята,
как думаете, почему у золушки были на глазах слезы, когда закончился
спектакль?

И тут,
внезапно, появляется воробей. Давайте прочитаем, как он вспорхнул над сценой
стр.155.

Как вы
считаете, мама была счастлива в этот момент?

Молодцы!

Чтение
по ролям
.

Что вы
можете сказать о Маше, какая она была? И почему?

Растрепанный
воробей.

К.Г.Паустовский.

К.Г.Паустовский
«Растрепанный воробей».

Познакомится
с произведением «Растрепанный воробей».

Ответы
детей.

Девочка
Маша, нянюшка Петровна, мама, ворона, воробей, милиционер.

Со
стеклянным букетом.

«…вот ты
и дождался»

К отцу
Маши.

Читают
стр.148(2 абз.)

Седая,
хитрая, вороватая.

В
заколоченном на зиму ларьке.

Дети
читают по цепочке.


растрепанного воробья

— Пашка

— искал
еду


стукнула и выбросила


милиционер


беспризорник (на доску)

Ответы
детей.

Машу и
Петровну.

Взять на
воспитание воробья.

Да.

Стеклянный
букет.

Если он
возвратит стеклянный букет, то тем самым сможет отблагодарить Машу за ее
заботу к нему.

Она
хотела бы, чтобы стеклянный букет был у нее на груди.

Ответы
детей.

Познавательные

Формулирование
цели

Регулятивные

Целеполагание

Познавательные

Регулятивные

Учиться
удерживать цель.

Коммуникативные

Умение
выбирать информацию из текста

Регулятивные,
коммуникативные

Коммуникативные

Умение
обосновывать и доказывать свою точку зрения

23 рассказа

Телеграмма

рассказ телеграмма паустовского Катерина Петровна, героиня рассказа Телеграмма, одиноко жила в глухом селе Заборье под Рязанью. Ее единственная дочь Настя работала в Ленинграде и даже не писала писем. Правда, время от времени присылала матери деньги. К женщине часто забегала соседская девочка, заходил сторож Тихон, но все ее мысли были о дочке. Однажды Катерина Петровна…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 17 мин.)

Корзина с еловыми шишками

Корзина с еловыми шишками Рассказ Корзина с еловыми шишками посвящен композитору Эдварду Григу. Однажды в осеннем лесу Григ встретил восьмилетнюю дочь лесника, собиравшую еловые шишки. Эдварду захотелось что-нибудь подарить девочке, но, увы, его карманы оказались пусты. Тогда он пообещал Дагни, что через десять лет обязательно сделает ей подарок. Прошли годы, Дагни…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 12 мин.)

Барсучий нос

Барсучий нос Рассказ Барсучий нос повествует о забавном и в то же время грустном происшествии на берегу лесного озера, куда мальчик Ваня оправился с рыбаками. Поздно вечером все сидели у костра и жарили картошку. Вдруг в кустах раздалось странное фырканье. Не успели люди опомниться, как оттуда выскочил барсук, подбежал к шипящей, брызгающей маслом сковороде…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 4 мин.)

Квакша

Квакша В своем рассказе Квакша Паустовский хотел показать, что человек и природа – единое целое, а потому нужно быть добрым к любому живому существу. В то лето стояла такая жара, что даже накопать в огороде червей для рыбалки было проблемой – все они спрятались поглубже. Пожилой рыбак Глеб с трудом добыл несколько штук в дальнем овраге, а потом поставил…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 11 мин.)

Заячьи лапы

Заячьи лапы В рассказе Заячьи лапы идет речь о ценности доброты, благородства и взаимовыручки. Однажды старый охотник Ларион чуть было не пристрелил зайчишку – промахнулся. Дед успел заметить, что левое ухо у зайца разорвано. Вскоре после этого случая Лариона настиг в лесу пожар. Огонь стремительно наступал, шансов выбраться из леса живым не было. И вдруг…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 7 мин.)

Кот-ворюга

Кот-ворюга Рассказ Кот-ворюга учит проявлять милосердие к животным – тогда они станут нашими лучшими друзьями и помощниками. Деревенский кот постоянно воровал у рыбаков улов и все, что плохо лежало. За это рыжий хулиган был прозван Ворюгой. Однажды терпение рыбаков лопнуло. Поутру кот стащил окуней, а вечером утянул кусок колбасы и забрался с ним на…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 5 мин.)

Дремучий медведь

dremuchij-medved-01 Петя, герой рассказа Дремучий медведь, круглый сирота: отец погиб на войне, а мать умерла. Жил он с бабушкой Анисьей, а летом работал колхозным пастухом. Петя, в отличие от других пацанов, никогда не обижал животных, не ломал веток, не разорял гнезд. И природа отплатила ему добром. Однажды старый злой медведь решил напасть на телят. Пете грозила…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 11 мин.)

Теплый хлеб

Тёплый хлеб В рассказе Теплый хлеб противопоставляются доброта и черствость, забота о других и эгоизм, любовь и равнодушие. В одной деревне жил кавалерийский конь, которого ранило осколком во время войны. Мельник Панкрат вылечил животное, но прокормить его в одиночку не мог. Конь заходил во дворы к селянам, и каждый чем-нибудь кормил его. И только мальчик…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 12 мин.)

Струна

Коротенький, но очень трогательный рассказ Струна переносит нас в тяжелые годы войны. Горе и страдания не смогли лишить людей способности воспринимать прекрасное. В 1941 году на осажденном фашистами острове плечом к плечу с бойцами сражалось несколько артистов. По вечерам, несмотря на обстрелы, они давали концерты. Скрипка музыканта Егорова была…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 5 мин.)

Стальное колечко

Стальное колечко Стальное колечко – рассказ о том, как нужно любить своих близких, сострадать им. Доброму человеку даруется счастье. Варя с дедом жили в глухой деревне на опушке леса. Однажды морозной зимой у дедушки, который сильно болел, закончился табак. Варя отправилась в ближайшее село. На станции девочка познакомилась с военным, который попросил продать…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 8 мин.)

Жильцы старого дома

Жильцы старого дома Герои рассказа Жильцы старого дома – животные и неодушевленные предметы: кот, такса, петух, курица, лягушка, стенные ходики, веер, музыкальная шкатулка. У каждого из них свои заботы, не менее важные, чем у людей. Кот Степан конкурирует с таксой Фунтиком. У Фунтика, в свою очередь, имеются враги: агрессивный петух Горлач и драчливая черная курица…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 9 мин.)

Похождения жука-носорога

Похождения жука-носорога Похождения жука-носорога – трогательное произведение о военном лихолетье. Автор показывает, что даже в самых тяжелых условиях всегда есть место для человеческой доброты, душевного тепла, любви ко всем живым существам. Когда Петр Терентьев уезжал на фронт, маленький сын Степа подарил ему своеобразный талисман – живого жука-носорога в спичечном…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 7 мин.)

Резиновая лодка

Резиновая лодка Герой рассказа Резиновая лодка купил себе новый «транспорт» для рыбалки. Жителям деревни резиновое судно было в диковинку, но постепенно все привыкли к нему и перестали шарахаться. И только щенок Мурзик, обожавшей грызть все подряд, никак не мог успокоиться. Пес беспрестанно хватал острыми зубами то борт лодки, то резиновую пробку, и однажды…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 6 мин.)

Растрепанный воробей

Растрепанный воробей Основная идея рассказа Растрепанный воробей – всепобеждающая сила добра. Благодаря добру случаются настоящие чудеса. В форточку квартиры, где жила девочка Маша, часто залетала ворона и воровала еду. Однажды голодный воробышек Пашка попытался полакомиться запасами воронами, но получил удар острым клювом. Маша взяла Пашку к себе, отогрела и…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 11 мин.)

Подарок

Подарок В своем рассказе Подарок писатель старается показать, что жизнь прекрасна благодаря постоянным переменам. Каждое время года имеет свою прелесть, и это нужно ценить. Как-то осенью сын лесничего Ваня подарил рассказчику выкопанную в лесу молоденькую березку. Деревце посадили в большой ящик с землей и оставили в комнате. Когда начался листопад и все…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 5 мин.)

Последний черт

Последний черт Забавный рассказ Последний черт повествует о том, что в жизни порой случаются «чудеса», которые на самом деле объясняются очень просто. Дед Митрий пугал жителей деревни байками о том, что якобы встретился у лесного озера с чертом. И хотя ему не очень-то верили, но ходить по ягоды женщины теперь опасались. Автор рассказа и его друг решили…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 8 мин.)

Акварельные краски

акварельные краски паустовский В рассказе Акварельные краски Паустовский хочет показать, как много значат для человека понятия «родина», «родная земля». Художник Берг вырос в городке на берегу Днепра, но никогда не испытывал особой привязанности к родным местам. Однажды он поехал в гости к своему другу, художнику Ярцеву, проводившему лето в деревне под Муромом. Берг целыми…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 9 мин.)

Сивый мерин

Сивый мерин Рассказ Сивый мерин затрагивает душу читателя особой атмосферой доброты и щемящей грусти. Однажды ночью Рувим с Костей отправились на рыбалку. По дороге они заметили, что за ними увязался знакомый мерин, который вместе с другими лошадьми пасся возле стогов. Подойдя к реке, мерин вошел в воду, и приятели рассердились, что он распугает рыбу. А…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 6 мин.)

Заботливый цветок

Заботливый цветок Заботливый цветок – увлекательная история о простеньком лесном растении. В природе нет ничего лишнего или неважного: каждая былинка имеет свое предназначение. Однажды рассказчик отправился в лесничество, где должен был состояться сбор шишек, запасенных белочками. Там он встретил лесничего и Анну Петровну, организатора похода за шишками. Разговор…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 6 мин.)

Артельные мужички

Артельные мужички Артельные мужички – сказка о девочке Варе и четырех крошечных, ростом с еловую шишку, человечках, освободивших из плена саму Осень. Однажды Варя познакомилась с артелью сказочных мужичков и поинтересовалась, могут ли они сплести поясок из паутины с золотым волосом. Этот волос обронила в лесу Осень, принявшая облик обычной девушки. В краю, где…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 20 мин.)

Золотой линь

Золотой линь Основная мысль рассказа Золотой линь – терпение и труд все перетрут. Как-то раз автор рассказа и его друг Рувим отправились на озеро удить рыбу, но день не задался. Над их маленькими уловами и раньше смеялись в деревне, а сегодня день вовсе не задался – все время что-нибудь мешало. Когда друзья наконец закинули удочки, явился старый дед и…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 7 мин.)

Австралиец со станции Пилево

Паустовский В рассказе Австралиец со станции Пилево идет речь о событиях начала ХХ в. Семья Вани жила очень бедно. Когда умер отец, мать отправила сына в Сибирь в надежде, что ему дадут там землю. Иван добрался до самого Владивостока и устроился на пароход. Однажды пароход бросил якорь в австралийском порту. Ваня решил остаться и поработать на плантации…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 23 мин.)

Снег

рассказ Снег Героиня рассказа Снег в годы войны эвакуировалась из Москвы в маленький городок. Поселились они с дочкой у старика Потапова, но через месяц его не стало. Сын старика, офицер флота, давно не был в родном городе, и вот наконец вырвался на сутки. Николай узнал, что отец умер, а в доме живет актриса. Он очень боялся, что теперь там все чужое. А…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 11 мин.)

В составе золотого фонда советской литературы есть множество интересных даже для современных детей произведений, в частности, рассказы, которые написал Константин Георгиевич Паустовский. Автор раскрывает юным читателям самых разнообразные аспекты жизни, знакомит с миром животных, объясняет взаимоотношения в семье, заставляет задуматься о морально-этических проблемах и т.д.

Какие рассказы Паустовского читать для детей?

Каждое произведение Константина Георгиевича по-своему интересное и поучительное, поэтому решать, что почитать ребенку вслух либо посоветовать для самостоятельно изучения нужно, исходя из возраста, обстоятельств и характера сына или дочки. Без сомнений, понравятся деткам повествования о природе, приключениях, домашних животных и лесных зверях, их взаимоотношениях с человеком. В списке самых популярных стоит отметить такие рассказы: «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», «Жильцы старого дома», «Прощание с летом», «Подарок», «Собрание чудес», «Старый повар», «Стальное колечко».

Лучшие сказки бесплатно

Пока кто-то партиями скупает детскую литературу с прилавков или тратит драгоценное время на походы в обычные библиотеки, многие выбирают альтернативный способ погружения в мир сказок Паустовского – онлайн чтение. На нашем сайте можно найти произведения писателя разных годов, рассчитанные на детей младшего и среднего школьного возраста – останется только определиться с названием и открыть текст для чтения. Важные преимущества нашего портала:

  • никакой оплаты за доступ – рассказы о природе, животных, семье и т.д. можно читать вслух или про себя без ограничений;
  • отсутствие необходимости подписываться на электронную рассылку или регистрироваться;
  • наличие содержания и удобного поиска по названиям, что позволяет достаточно быстро сориентироваться в творчестве русского автора;
  • иллюстрации к повестям и рассказам, с помощью которых ребенок сможет более явно представить описываемые в них события и героев;

беспроблемное открытие текстов с компьютера, телефона, планшета и любого другого устройства, подключенного к Интернету.

Популярные рассказы К. Г. Паустовского

  1. Телеграмма
  2. Корзина с еловыми шишками
  3. Барсучий нос
  4. Квакша
  5. Заячьи лапы

На чтение 12 мин. Опубликовано

Сказка «Растрепанный воробей» Паустовского была написана в 1948 году. Добрая, волшебная история о маленькой девочке, ее маме и отзывчивом воробышке, который помог восстановить справедливость.

Для лучшей подготовки к уроку литературы в 3 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Растрепанный воробей» на нашем сайте. Пересказ книги будет полезен для читательского дневника и литературного чтения в младших классах.

Главные герои

Маша любопытная девочка с добрым, отзывчивым сердцем.

Пашка маленький воробей, спасенный Машей, очень смелый и находчивый.

Другие персонажи

Ворона старая, опытная разбойница, очень умная и хитрая.

Петровна няня Маши, старая женщина, добрая и заботливая.

Мама Маши балерина, красивая, романтичная женщина.

Отец Маши моряк, военный, добрый и любящий мужчина.

Краткое содержание

Маша смотрела в окно, а рядом на диване дремала нянюшка Петровна. Мать уже ушла на работу – «она танцевала в театре, но никогда не брала с собой туда Машу». Девочка лишь издали видела театр – большой, красивый, с внушительными колоннами и чугунными лошадьми на крыше.

В последнее время мама очень волновалась – она «готовилась впервые танцевать Золушку», и даже пообещала взять на премьеру Машу и Петровну. За пару дней до спектакля она достала из шкатулки красивую брошь – крошечный букет цветов, сделанный из тонкого стекла. Это был подарок любимого мужа – «он был моряком и привез этот букетик из какой-то далекой страны». После войны его отправили на службу на Камчатку, и приехать домой он мог не раньше весны.

Мама очень дорожила этой брошью. На прощанье папа попросил приколоть ее к платью во время исполнения партии Золушки. Мама положила стеклянный букетик на свой стол, и сказала, «чтобы Маша не смела дотрагиваться до него даже мизинцем, потому что он очень хрупкий».

На дереве сидела седая ворона – она «ждала, когда Петровна откроет форточку, чтобы проветрить на ночь комнату, и уведет Машу умываться». Когда путь в комнату был свободен, ворона влетала через форточку, и хватала первое, что попадалось ей на глаза. Чаще всего это был сахар, печенье или колбаса. Жила она в старом ларьке, в котором летом продавали мороженое. Именно там она прятала свои сокровища, и зорко следила за тем, чтобы они не достались воробьям.

Однажды ворона застала в своем убежище «маленького растрепанного воробья по имени Пашка». Она больно ударила его клювом по голове, и столкнула на землю. Маша подобрала несчастную птичку, и вылечила его. В знак благодарности Пашка приносил своей спасительнице разные предметы, которые хранились в тайнике седой вороны.

В этот раз добычей старой плутовки стала чудесная мамина брошь. Мама, узнав о пропаже, «так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша». Следующим вечером вся троица отправилась в театр. Пашка же не терял времени даром – он собрал своих товарищей, «воробьи всей стаей напали на вороний ларек, где был спрятан стеклянный букет».

Тем временем Маша была полностью поглощена представлением – она увидела маму в образе Золушки и «уже не могла оторваться от сцены». В самый разгар выступления неожиданно появился маленький растрепанный воробей – «было сразу видно, что он выскочил из жестокой драки». Дирижер остановил оркестр, а воробей подлетел к Золушке и «на лету бросил ей на ладони маленький хрустальный букет». Со слезами на глазах Машина мама приколола брошь к платью, и продолжила выступать. Позже она объяснила дочери, что это были слезы радости – от маленькой радости люди смеются, «а от большой – плачут».

Заключение

Рассказ Паустовского учит тому, что добрые поступки будут всегда вознаграждены. Доброта и милосердие способны творить настоящие чудеса, что и доказал маленький воробышек Пашка.

После ознакомления с кратким пересказом «Растрепанный воробей» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по сказке

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Растрепанный воробей»?

(новая вкладка)

Читать краткое содержание Растрепанный воробей Паустовского

История, которая случилась на самом деле, очень напоминает сказку. Жила семья: мама, папа, девочка и их няня. Время было непростое, послевоенное. Отец Маши ушел на фронт, когда началась война. Он служил на корабле, моряком. Даже, получил ранение, но вернулся живым. Теперь работал далеко. Мама Маши танцевала в театре. Она – балерина. Девочка оставалась дома с няней. Она любила смотреть в окно и наблюдать, что там происходит. Эта занимательная история произошла зимой. Недалеко от дома, где жила девочка стоял киоск. Там продавали мороженое в летнюю пору, а в зимнюю – он пустовал. Ларек приглянулся вороне и стал ее жилищем. Птица оказалась очень хитрой и проворной. Она повадилась влезать в форточку, когда она была открытой, и забирать кусочки пищи. Квартира оказалась Маши и ее родителей. Ворона уже натаскала много разных вещиц в киоск.

Однажды маленький воробей проник в ее обитель и поплатился. Она ударила клювом Пашке в голову и столкнула вниз. Милиционер нашел птичку, положил в рукавицу и отдал Маше. Девочка была рада новому питомцу, и приютила воробушка. Он окреп, обогрелся и мог прилетать к девочке, когда хотел. Теперь форточка всегда была для него открыта. Пашка хотел отблагодарить девочку за свое спасение, и приносил ей в клюве забавные сувениры. Когда отец Маши находился дома, он подарил своей жене великолепную брошь в форме букета. Он считал, что она будет напоминать супруге о нем. Зимним вечером мама должна выступать в театре в главной партии и танцевать Золушку. Она достала брошь, показала Маше и попросила не трогать. Девочке стало любопытно, как вороне удается воровать вещи через окно. Она затаилась, когда птица проникла внутрь, стала смотреть за ней. Ворона не растерялась, и утащила ту самую брошь.

Когда мама танцевала на сцене, вдруг влетел воробушек, и в клюве у него блеснула брошь. Он выронил ее прямо в руки героини. Таким образом, маленький воробей отблагодарил девочку за доброту.

Оцените произведение:

  • 4.23

Сюжет

Жадная ворона стащила со стола в одной квартире брошь – чудесный хрустальный букетик. Хозяйки квартиры были этим очень расстроены, поскольку это был подарок от папы, находившегося в командировке очень далеко от дома. Храбрый воробей, спасенный Машей в суровую зиму от холода и голода, объединившись с друзьями — воробьями, отбил подарок у сильной и злой птицы и вернул его девочке, чтобы она помогла маме выполнить просьбу ее мужа. Дело в том, что Машина мама была балериной и исполняла заглавную партию в балете «Золушка». И в последнем акте спектакля она смогла выполнить просьбу любимого мужа: приколоть сияющее украшение к своему платью в знак их вечной любви.

Главная мысль рассказа Растрепанный воробей

Одна из основных мыслей рассказа – о всеобъемлющей силе добра, творить которое может не только человек, но и маленький воробей, о том, что сделанное добро всегда возвращается. Кроме того, автор затрагивает такую тему, как любовь и верность: будучи подлинными, эти чувства сохраняются, даже когда люди друг от друга далеко. Сказочная форма произведения помогает выразить еще одну важную идею: в жизни всегда есть место чуду.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Главные герои и их характеристика

Главные герои – это те, кто влияют на развитие истории. Без их участия все было бы по-другому.

Читайте также:  Герои поэмы Медный всадник Пушкина (характеристика)

Поэтому к ним относятся следующие персонажи:

  • девочка Маша;
  • ее мама;
  • воробей Пашка;
  • хитрая ворона;
  • милиционер.

У Маши богатое воображение и доброе сердце. Она взяла «на воспитание» Пашку, ухаживала за ним (пригладила ему щеткой перышки), кормила его.

Мама работала балериной в огромном театре в Москве. Она очень любила свою дочку и мужа-моряка.

Седая ворона жила в заколоченном ларьке. Это скупая, сварливая, хитрая хищница. Забиралась в дом через форточку и воровала что-нибудь.

Маленький воробей Пашка любопытный: он залетел в ларек, где жила ворона. Очень благодарный и отзывчивый: ему понравилась Маша, и он приносил ей гусениц, засохшую пастилу, решил помочь вернуть папин подарок.

Сообразительность воробья показана в эпизоде, когда он проследил, где работает мама Маши. Пашка смелый, потому что не побоялся снова пробраться в убежище злой птицы-воровки.

Милиционер добрый и веселый. Он пожалел лежащего на снегу воробьишку, которого сильно клюнула ворона. У него есть чувство юмора, например о драке воробьиной стаи с вороной он сказал: «Вот это рукопашный бой по уставу!».

Милиционер и Маша спасают птицу

Воробью очень повезло, что в это время неподалеку дежурил милиционер. Он пожалел Пашку, засунул его в теплую варежку и положил в карман. Там отогревался растрепанный воробей. Краткое содержание переходит к следующему эпизоду.

В это время на прогулку вышли Петровна с Машей. Милиционер предложил девочке взять воробья, та с удовольствием согласилась. Она принесла его домой прямо в варежке, гладила щеткой перья, кормила крошками, заботилась о птице. Пашка беспрепятственно летал по комнате. Так он прожил в доме у девочки сутки. Даже увидел, как ворона влетела в форточку и украла рыбью голову.

Пашкина благодарность

О чем же дальше рассказывает К.Г. Паустовский? Растрепанный воробей решил отблагодарить заботливую девочку, но не знал, как это сделать. Однажды он принес ей гусеницу, которую нашел на дереве, но Петровна выбросила насекомое. Тогда Пашка решил восстановить справедливость, и стал таскать из жилища вороны всякие предметы в Машин дом. Но помимо ее вещей там были и чужие. Ведь ворона воровала у многих людей. Вот какой сюжет придумал К.Г. Паустовский.

Растрепанный воробей приносил отнятые у вороны предметы в дом. Для этого он залетал в форточку и бросал их прямо на пол, а затем улетал по своим делам.

Ворона крадет букетик

Однажды Маше захотелось посмотреть, каким образом к ним прилетает ворона. Девочка открыла форточку и стала наблюдать. Она увидела, как в комнату влетела птица, села на мамин стол, затем схватила стеклянный букет, после чего вылетела в окно. Когда мама пришла из театра, то так расстроилась из-за потери, что долго плакала. Вместе с ней прослезилась и дочь. Петровна стала успокаивать их, сказав, что стеклянный букетик может еще найтись.

Утром воробей влетел в форточку и услышал, что произошло накануне. Мама ушла в театр на репетицию, а Пашка последовал за ней. Это нужно было для того, чтобы узнать, где она работает. Пока еще не заканчивается сказка «Растрепанный воробей». Финал ее обещает быть позитивным.

После возвращения домой с репетиции мама надела на Машу белый праздничный фартучек, Петровна принарядилась, накинув атласную шаль, и все поехали в театр.

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Растрёпанный воробей 21.01.14 открытый урок для родителей Константин Паустовский «Растрёпанный воробей» Рубцова Марина Владимировна 4 класс Школа россии

Слайд 2

Проверка домашнего задания: Стр. 8 Чтение по решётке

Слайд 3

Скороговорка Проворонила ворона воронёнка .

Слайд 4

Фотоглаз х орошо с толица л юбить и грать п роцесс а втобус серебро

Слайд 5

Выберите синоним из рядя слов: Выручить — прийти в гости, прийти к заключению, прийти к выводу, прийти на помощь. Понравиться — расположить на местности, расположить к себе, р асположиться у реки, расположиться как дома. Знать — иметь представление, иметь способности, иметь достоинства, и меть недостатки,. Верить — принимать в секцию, принимать гостей, принимать товар, принимать за истину.

Слайд 6

КонстантинГеоргиевичПаустовскийрусский п исательродилсявМосквев1892годувсемье ж елезнодорожникавсемьебылочетверо д етейтроебратьевиоднасестрас1898года жилнаУкраиневегопроизведенияхсоздан я ркийобразприродыродногокрая .

Слайд 7

Вопросы: 1.Где родился К. Паустовский? 2.В какой семье он родился? 3. Сколько детей было в семье? 4.Где он жил с 1898 года? 5. Образ чего создал Паустовский в своих произведениях ?

Слайд 8

К. Паустовский умер в Москве в 1968 году .

Слайд 9

Стр.12 аудиослежение

Слайд 10

наковальня Это инструмент для кузнечной обработки металлов .

Слайд 11

Вопросы: 1.Железный кузнец в часах опустил молот? 2.Кузнец ударил по наковальне 8 раз ? 3.С поднятой рукой кузнец простоял целых два часа ? 4.Маша стояла у окна ? 5.Мама ушла в театр ? 6.Театр был огромный с деревянными колоннами? 7.На крыше театра были чугунные лошади ?

Слайд 12

Большой театр в Москве

Слайд 13

Разминка ( папка с таблицами) Упражнения: по 30сек. – 3раза – стр.12 стр.12 – 1абзац — наизусть за 1 мин. стр.13 — чтение в паре стр.14 — чтение «вверх ногами» — до середины страницы тоже самое — обычное чтение стр. 14 – от середины страницы чтение с листком сверху — «огонь» 3. Успеть за 1 минуту – стр 15 – 120 слов. Работаем с текстом:

Слайд 14

Вопросы: 1.Ворона ждала ,когда Петровна откроет форточку? 2.Она торопилась, забывала вытереть лапы о ковёр и Оставляла на столе грязные следы? 3.Чаще всего ворона таскала сахар, печенье и колбасу ? 4.Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке ? 5.Ворона была скупая и сварливая?

Слайд 15

Двухстороннее чтение : по слову «Прыжок» п ерепрыгиваем на другую страницу

Слайд 16

Рассмотрите внимательно — опишите картинку письменно .

Слайд 18

Рассмотрите ещё раз — дополните .

Слайд 19

Домашнее задание: Стр . 12 – 15 читаем по решётке .

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Сюжет — краткое содержание

Девочка Маша живет вместе с мамой и няней, их папа находится очень далеко, на Дальнем Востоке, а ворона постоянно ворует из дома разные вещи.

Однажды милиционер подбирает побитого вороной воробья Пашку и отдает его Маше, а девочка согревает Пашку и кормит его.

Ворона ворует стеклянную брошь, и мама сильно расстраивается, ведь она обещала надеть ее на премьеру, но Пашка решает помочь.

Пашка собирает всех окрестных воробьев, и они нападают на ларек, где обитала ворона.

Мама танцует Золушку и зрители в восторге, но на глазах мамы слезы.

Вдруг прилетает воробей и бросает маме стеклянную брошь. Мама плачет уже от счастья.

Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь

Урок 74. Краткий пересказ.
К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей»

Тип
урока:

решение учебной задачи

Педагогические
задачи:

создать условия для обучения составлению
характеристики героев, нахождению в тексте олицетворений, сравнений (художественные
средства изобразительности), соответствующих фрагментов текста для
подтверждения ответов, краткому пересказу событий произведения на материале
того или иного фрагмента; способствовать развитию ассоциативного мышления,
внимания, памяти; содействовать воспитанию чувства любви к природе,
окружающему миру

Планируемые результаты

Предметные:

научатся делить текст на
части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный
под руководством учителя план; понимать, позицию какого героя произведения
поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте

Метапредметные:

познавательные: проявляют
индивидуальные творческие способности

в
процессе чтения по ролям и инсценировании;

регулятивные: формулируют учебную
задачу урока, принимают ее, сохраняя на протяжении всего урока, периодически
сверяя свои учебные действия с поставленной задачей; оценивают свои
достижения и результаты сверстников по выработанным критериям и выбранным
формам оценивания;

коммуникативные: строят связное
высказывание из 7–8 предложений
по теме; диалог в паре или группе, задают вопросы

Личностные:

осознают
эстетическую ценность произведения, проявляющуюся

в
оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения

Образовательные ресурсы: толковый словарь, аудиозапись
музыкального фрагмента балета С. Прокофьева «Золушка», тест

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые
действия)

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

I.
Организация начала урока

Проверяет
готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует
обучающихся. Фиксирует отсутствующих.


Проверим готовность к уроку.

Сообщают
о готовности
к уроку (наличие учебника, рабочей тетради, пи-

Слушают в
со-ответствии с целевой уста-

Продолжение табл.

1

2

3

4

Мы сказки знаем назубок,

Ведь с детства их читаем.

Но что-то новое, дружок,

Сегодня мы узнаем!

шущих
принадлежностей). Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя,
воспринимать материал

урока»)

новкой,
принимают и сохраняют организационные задачи

I.
Организация начала урока

Проверяет
готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует
обучающихся. Фиксирует отсутствующих.


Проверим готовность к уроку.

Мы сказки знаем назубок,

Ведь с детства их читаем.

Но что-то новое, дружок,

Сегодня мы узнаем!

Сообщают
о готовности
к уроку (наличие учебника, рабочей тетради, пишущих принадлежностей).
Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать
материал

урока»)

Слушают в
со-ответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные
задачи

II.
Актуализация опорных знаний.

1.
Проверка домашнего задания.

Проверяет
домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– С каким
произведением мы познакомились на предыдущем уроке? (С произведением К. Г.
Паустовского «Растрепанный воробей».)

– К
какому жанру относится данное произведение – сказка это или рассказ?
Обратимся за помощью к толковому словарю. Найдем толкование слов «сказка» и
«рассказ» в словаре С. И. Ожегова.

Отвечают
на вопросы учителя. Рассказывают

о
выполненной работе дома. Работают со словарем.

Рассказмалая форма эпической
прозы, повествовательное произведение небольшого размера.

Сказка – повествовательное,
обычно народно- поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях,
преимущественно с участием волшебных, фантастических сил

Выдвигают
гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного
опыта. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и
сохраняют учебную цель и задачу.

Продолжение табл.

1

2

3

4

2.
Речевая разминка


Существует ли такой воробей, который может вернуть хрустальную веточку, или
он бывает только в сказках? (Воробей Пашка – сказочный персонаж, что
позволяет нам утверждать, что это произведение – сказка.)

– Кто
главные герои сказки?

Организует
речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов
и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.


Прочитайте скороговорку про себя:

Ах вы, сени, сени,
сени,

Вышел в сени сонный
Сеня.

И в сенях споткнулся
Сеня,

И кувырк через
ступени.

Отвечают
на вопрос.

Выполняют
речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке

Дополняют,
уточняют высказанные мнения по существу полученного задания. Владеют навыками
работы со справочной литературой, четкого и быстрого произнесения слов.
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы

– Какое
слово придает скороговорке веселое настроение?

– Как вы
понимаете слово «кувырк»?


Прочитайте скороговорку шепотом, немного громче, громко и внятно, быстро.

– Представьте,
что Сене встретился невежа, он над ним насмехается. Как можно прочитать
скороговорку от лица этого человека?

– А
теперь Сене встретился вежливый человек. Он подал ему руку, помог встать.

Как
вежливый сочувствующий человек прочитает эту скороговорку?

III.
Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает
вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.


Послушайте музыкальное произведение – отрывок из балета Сергея Прокофьева
«Золушка». Как вы думаете, какому моменту сказки он соответствует. (Золушка
убегает с бала и теряет туфельку.)

– Как вы
догадались? (Мы услышали бой часов.)

– Если вы
когда-нибудь попадете на этот балет, в момент звучания этого отрывка вы
обязательно вспомните другое произведение – сказку К. Г. Паустовского
«Растрепанный воробей». О чем это произведение? (Автор рассказывает о том,
как Маша спасла воробья, а потом воробей помог девочке.)


Прочитайте тему урока.

Обсуждают
тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию
произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста,
выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и

Формулируют
учебные цели урока, ответы на поставленные учителем вопросы. Анализируют,
находят общее и различия, делают выводы. Осознанно 

Продолжение табл.

1

2

3

4


Определите цели урока, используя опорные слова:

• 
Мы познакомимся с…

• 
Мы узнаем…

• 
Мы вспомним…

• 
Мы будем уметь…

• 
Мы сможем поразмышлять…

– Сегодня
продолжим исследовать произведение К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей»

составляют
план чтения

и
произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Владеют навыками
конструктивного взаимодей-

ствия

IV.
Проверочная работа по содержанию произведения

Предлагает
выполнить тест по произведению К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей» (см.
ресурсный материал)

Выполняют
тестовые задания по вариантам.

Осуществляют
самопроверку

Планируют
действия в соответствии с учебной задачей

V.
Работа над содержанием текста:
характеристика образа воробья

Организует
повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Проводит
дискуссию, выслушивает мнения обучающихся, подводит итог.

– В
рассказе главный герой не человек, это животное, воробей, по его имени назван
рассказ. Какими были по характеру герои сказки воробей Пашка и ворона? Какими
вы их представляете?

– Какой
он, воробей Пашка? Какие еще средства для создания персонажа использует
автор? Обратите внимание на сравнение, которое автор использует для своего
героя: «…как маленький пушистый снаряд».

– Какие
качества Пашки он хотел подчеркнуть этими словами? (Отвагу, независимость,
стремительность, особенно привлекательные и удивительные в маленьком пушистом
тельце.)

Высказывают
свои мнения.

Заполняют
таблицу (см. ресурсный материал).

Вывод:
Паустовский

наделяет
воробья человеческим характером, его герой верный, мужественный, находчивый и
одновременно смешной. О его характере мы узнаем в основном из его поступков.

Осуществляют
анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в
устной форме, формулируют и обо-

сновывают
свое мнение по обсуждаемой проблеме. Согласовывают усилия

по
решению

1

2

3

4

– Чем еще
необычен рассказ Паустовского? (В нем живут необычные предметы: старые
стенные часы, стеклянный букетик, музыкальные инструменты, которые похожи на
«живые добрые существа».)


Прочитайте отрывок рассказа с описанием часов, а затем описание музыкальных
инструментов. Все явления окружающего мира – дом, сад за окнами, каменный лев

у ворот,
снег, зима – также одушевлены. Какое настроение создают эти ожившие предметы?
(Сказочное, волшебное, приподнятое.)

– У К. Г.
Паустовского рассказ получился веселый или печальный? (Веселый,
счастливый, смешной.)

– Почему
же его персонажи так часто плачут? Вспомните, от чего обычно плачут люди? (Люди
плачут от горя, от обиды, от боли и т.д.)

– Найдите
эпизоды, где персонажи рассказа плачут, перечитайте их и подумайте,

от каких
чувств и переживаний они плачут. Работу выполняйте в парах.


Прочитайте итоговые слова мамы «От маленькой радости смеются, а от большой
плачут». Как вы понимаете эти слова? (Без любви не могут жить ни животные,

В
результате работы
в парах находят следу-

ющие
фрагменты текста:

1. «А
мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе
с ней заплакала и Маша».

2. «А
один старый капельдинер даже вытирал глаза. Да и как ему было не прослезиться,
если так хорошо танцевала дочь его умершего товарища».

3. «…
люди улыбнулись про себя и только недоумевали, почему у счастливой Золушки на
глазах слезы».

Вывод:
в произведении очень много сказано о не-

зучебной
задачи. Договариваются и приходят к обще-му мнению при работе

в паре.
Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия аданному эталону.
Учитывают мнение соседа по парте. Осуществляют контроль по результату.

Формулируют
ответы на поставленные учителем вопросы.

Владеют
навыками выразительного чтения, способами конструктивного взаимодействия со
взрослым

и
сверстника

1

2

3

4

ни
люди, именно она превращает обычный мир в разноцветную сказку.)

обыкновенных
человеческих чувствах: любви, верности и печали, счастье и боли

ми в
ситуациях общения

VI.
Пересказ текста

Проводит
подготовительную работу к выборочному пересказу текста по плану.


Прочитайте текст, обращая внимание на то, о чем рассказывается вначале, как
развиваются события дальше, чем текст заканчивается.


Мысленно разделите текст на смысловые части (микротемы).


Определите главное в каждой части. Отметьте опорные слова или выражения.

1.
Трудная жизнь воробьиного племени.

2.
Воспоминания старого воробья Чичкина.

3.
Спасение Пашки милиционером.

4. Жизнь
Пашки в Машиной комнате и его воробьиная благодарность.

5.
Нападение на вороний ларек.

6.
«Рукопашный бой» воробьев.

7. Пашка
на театральной сцене.


Перечитайте по частям. Выразите своими словами, что является главным в каждой
части.


Расскажите товарищам в классе.

– Оцените
качество своего пересказа. Найдите ошибки и неточности

Выполняют
задания.

Составляют
план пересказа о жизни воробья Пашки.

Выполняют
задания

Владеют
навыками осо-

знанного
чтения. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Формулируют
свое мнение и позицию. Строят монологические высказывания, понятные для
собеседника

VII.
Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

• 
Подготовить творческий пересказ от лица воробья.

• 
Подобрать пословицы к данному произведению.

• 
Записать диалог с другом на тему «Какими мыслями автор хотел поделиться с
читателями»

Внимательно
слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают,
принимают, сохраняют учебные
задачи

VIII.
Итог урока. Рефлексия

Оценивает
результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения.
Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою
работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

Отвечают
на вопросы.

Владеют
навыками самоконтроля учебной деятельности.

1

2

3

4

– Что
особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что
нового узнали на уроке?

– С каким
произведением мы работали на уроке? Кто его автор?

– Чему
нас учит автор посредством рассказа? (Учит быть послушным, добрым,
внимательным, благодарным, заботливым, радоваться за другого.)


Вспомните начало рассказа и его конец. Что получается? (Начало и конец
рассказа похожи.)

– В чем
заключается идея произведения?


Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем
заставляет задуматься?


Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените итоги своей работы на уроке,
используя данные критерии оценивания:

• 
Чуть-чуть неясно…

•  Еще
придется потрудиться…

•  Урок
полезен и понятен…

•  Да,
трудно все-таки учиться…

Заполняют
таблицу (см. ресурсный материал).

Вывод:
если в семье все друг друга любят,

то
никакие проблемы

не
страшны.

Определяют
свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Формулируют
ответы на поставленные учителем вопросы. Строят речевое высказывание,
понятное для собеседника

Ресурсный
материал к уроку

ТЕСТ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ К.
Г. ПАУСТОВСКОГО «РАСТРЕПАННЫЙ ВОРОБЕЙ»

Выбери
и подчеркни верный ответ.

Вариант
1

1.
Укажи значение слова «торба».

   
а) Большой мешок из очень прочной ткани;

   
б) специальная повозка, на которой перевозили вещи, зерно;

   
в) мешок с овсом, который подвешивали к морде лошади.

2.
Какой характер был у вороны?

   
а) Смелый и решительный;

   
б) трусливый и злой;

   
в) скупой и сварливый.

3.
Укажите значение слова «капельдинер».

   
а) Работник театрального буфета;

   
б) артист, играющий небольшие роли;

   
в) работник театра, проверяющий билеты и следящий за порядком.

4.
Кто отбивал удары на старых часах?

   
а) Железный солдатик;

   
б) железный кузнец;

   
в) железный звонарь.

5.
Который был час?

   
а) Восемь;

   
б) девять;

   
в) десять.

6.
Почему Маша стояла у окна и не оглядывалась?

   
а) Ей было страшно;

   
б) это была такая игра;

   
в) боялась разбудить нянюшку.

7.
Где была Машина мама?

   
а) На концерте;

   
б) в театре;

   
в) в командировке.

8.
Что было на крыше театра?

   
а) Чугунные лошади;

   
б) огромные колонны;

   
в) чугунные орлы и лебеди.

9.
В каком театре работала Машина мама?

     
а) Московский Художественный театр;

     
б) Малый театр;

     
в) Большой театр.

10.
К чему готовилась мама?

     
а) Танцевать Золушку;

     
б) танцевать Снегурочку;

     
в) играть Дюймовочку.

11.
Кем был Машин отец?

     
а) Военным летчиком;

 
    б) пограничником;

     
в) военным моряком.

12.
Где теперь был Машин отец?

     
а) На Камчатке;

     
б) на Крайнем Севере;

     
в) в Антарктиде.

13.
Что он привез маме из далекой страны?

     
а) Янтарные бусы;

     
б) стеклянный букет;

     
в) серебряное колечко с бирюзой.

14.
Чего ждала ворона?

     
а) Когда Петровна откроет форточку;

     
б) когда все уйдут из дома;

     
в) когда мама откроет тумбочку.

Вариант
2

1.
Укажите значение слова «сварливый».

   
а) Ограниченный, недалекий;

   
б) жадный, прижимистый;

   
в) ворчливый, склонный к ссорам.

2.
Где жила ворона?

   
а) В сарае, где раньше хранили овес;

   
б) в дупле дерева;

   
в) в заколоченном на зиму ларьке для продажи мороженого.

3.
Что делала ворона со своими богатствами?

   
а) Прятала в дупле;

   
б) закапывала в солому;

   
в) забивала клювом в щели своего жилища.

4.
Почему раньше воробьям легче было зимовать в городе?

   
а) Было много лошадиного овса;

   
б) было много кормушек;

   
в) было больше хлеба.

5.
Почему ворона ударила воробья Пашку?

   
а) Он хотел помешать вороне украсть мамин подарок;

   
б) она хотела отнять у него кусок сала;

   
в) она застала его в ларьке.

6.
Кто спас воробья Пашку?

   
а) Мама;

   
б) милиционер;

   
в) Маша.

7.
Как Пашка попал к Маше?

   
а) Она его спасла;

   
б) ей его отдала мама;

   
в) ей отдал милиционер.

8.
Как воробей пытался отблагодарить Машу?

   
а) Приносил ей вещи из тайника вороны;

   
б) чирикал для нее песенки;

   
в) приносил ей зерна овса.

9.
Как ворона унесла мамино украшение?

     
а) Она разбила стекло форточки клювом;

     
б) Маша открыла форточку, чтобы посмотреть, как ворона протискивается в
комнату
;

     
в) няня забыла закрыть окно.

10.
Что было, когда мама узнала о пропаже?

     
а) Мама долго плакала;

     
б) мама наказала Машу;

     
в) мама быстро утешилась.

11.
Что решил делать Пашка?

     
а) Украсть мамино украшение у вороны;

     
б) отбить мамино украшение у вороны;

     
в) принести маме новое украшение.

12.
Куда мама, няня и Маша отправились вечером?

     
а) На концерт;

     
б) в парк;

     
в) в театр.

13.
Что предприняли воробьи?

     
а) Выманили ворону из ларька и дрались с ней на улице;

     
б) проникли в ларек и напали на ворону;

     
в) выманили ворону из ларька и украли украшение.

14.
Что сделал милиционер?

     
а) Помог воробьям;

     
б) помог вороне;

     
в) открыл ларек, чтобы прекратить драку.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВОРОБЬЯ И ВОРОНЫ

Воробей Пашка

Ворона

решительный

любознательная

веселый

хитрая

отзывчивый

отчаянная

смелый

коварная

отчаянный

упрямая

настоящий
друг

вороватая

жалостливый

сластена

добрый

беспощадная

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЧАЛА
И КОНЦА РАССКАЗА
К. Г. ПАУСТОВСКОГО «РАСТРЕПАННЫЙ ВОРОБЕЙ»

Начало

Конец

Ворона
за окном

Воробей
за окном

Разговор
мамы с Машей о папе

Разговор
мамы с Машей о папе, о счастье

Маша
у окна думает о маме с папой

Мама
у окна думает о Маше и о папе

История про то, как заяц во время сильного лесного пожара спас жизнь деду. У самого зайца сильно обгорели лапы и живот, и дед решил его вылечить, но местный ветеринар не хотел за это браться.

Заячьи лапы - Паустовский К.

К ветеринару в наше село пришел с Урженского озера Ваня Малявин и принес завернутого в рваную ватную куртку маленького теплого зайца. Заяц плакал и часто моргал красными от слез глазами…

— Ты что, одурел? — крикнул ветеринар. — Скоро будешь ко мне мышей таскать, оголец!

— А вы не лайтесь, это заяц особенный, — хриплым шепотом сказал Ваня. — Его дед прислал, велел лечить.

Заячьи лапы - Паустовский К.

— От чего лечить-то?

— Лапы у него пожженные.

Ветеринар повернул Ваню лицом к двери, толкнул в спину и прикрикнул вслед:

— Валяй, валяй! Не умею я их лечить. Зажарь его с луком — деду будет закуска.

Ваня ничего не ответил. Он вышел в сени, заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену. По стене потекли слезы. Заяц тихо дрожал под засаленной курткой.

— Ты чего, малый? — спросила Ваню жалостливая бабка Анисья; она привела к ветеринару свою единственную козу. — Чего вы, сердешные, вдвоем слезы льете? Ай случилось что?

— Пожженный он, дедушкин заяц, — сказал тихо Ваня. — На лесном пожаре лапы себе пожег, бегать не может. Вот-вот, гляди, умреть.

Заячьи лапы - Паустовский К.

— Не умреть, малый, — прошамкала Анисья. — Скажи дедушке своему, ежели большая у него охота зайца выходить, пущай несет его в город к Карлу Петровичу.

Ваня вытер слезы и пошел лесами домой, на Урженское озеро. Он не шел, а бежал босиком по горячей песчаной дороге. Недавний лесной пожар прошел стороной на север около самого озера. Пахло гарью и сухой гвоздикой. Она большими островами росла на полянах.

Заяц стонал.

Ваня нашел по дороге пушистые, покрытые серебряными мягкими волосами листья, вырвал их, положил под сосенку и развернул зайца. Заяц посмотрел на листья, уткнулся в них головой и затих.

— Ты чего, серый? — тихо спросил Ваня. — Ты бы поел.

Заяц молчал.

— Ты бы поел, — повторил Ваня, и голос его задрожал. — Может, пить хочешь?

Заяц повел рваным ухом и закрыл глаза.

Ваня взял его на руки и побежал напрямик через лес — надо было поскорее дать зайцу напиться из озера.

Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывали вереницы белых облаков. В полдень облака стремительно рвались вверх, к зениту, и на глазах уносились и исчезали где-то за границами неба. Жаркий ураган дул уже две недели без передышки. Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень.

Наутро дед надел чистые онучи и новые лапти, взял посох и кусок хлеба и побрел в город. Ваня нес зайца сзади. Заяц совсем притих, только изредка вздрагивал всем телом и судорожно вздыхал.

Суховей вздул над городом облако пыли, мягкой, как мука. В ней летал куриный пух, сухие листья и солома. Издали казалось, что над городом дымит тихий пожар.

На базарной площади было очень пусто, знойно; извозчичьи лошади дремали около водоразборной будки, и на головах у них были надеты соломенные шляпы. Дед перекрестился.

— Не то лошадь, не то невеста — шут их разберет! — сказал он и сплюнул.

Долго спрашивали прохожих про Карла Петровича, но никто толком ничего не ответил. Зашли в аптеку. Толстый старый человек в пенсне и в коротком белом халате сердито пожал плечами и сказал:

Заячьи лапы - Паустовский К.

— Это мне нравится! Довольно странный вопрос! Карл Петрович Корш — специалист по детским болезням — уже три года как перестал принимать пациентов. Зачем он вам?

Дед, заикаясь от уважения к аптекарю и от робости, рассказал про зайца.

— Это мне нравится! -сказал аптекарь. — Интересные пациенты завелись в нашем городе. Это мне замечательно нравится!

Он нервно снял пенсне, протер, снова нацепил на нос и уставился на деда. Дед молчал и топтался на месте. Аптекарь тоже молчал. Молчание становилось тягостным.

Заячьи лапы - Паустовский К.

— Почтовая улица, три! — вдруг в сердцах крикнул аптекарь и захлопнул какую-то растрепанную толстую книгу. — Три!

Заячьи лапы - Паустовский К.

Дед с Ваней добрели до Почтовой улицы как раз вовремя — из-за Оки заходила высокая гроза. Ленивый гром потягивался за горизонтом, как заспанный силач распрямлял плечи и нехотя потряхивал землю. Серая рябь пошла по реке. Бесшумные молнии исподтишка, но стремительно и сильно били в луга; далеко за Полянами уже горел стог сена, зажженный ими. Крупные капли дождя падали на пыльную дорогу, и вскоре она стала похожа на лунную поверхность: каждая капля оставляла в пыли маленький кратер.

Заячьи лапы - Паустовский К.

Карл Петрович играл на рояле нечто печальное и мелодичное, когда в окне появилась растрепанная борода деда.

Через минуту Карл Петрович уже сердился.

— Я не ветеринар, — сказал он и захлопнул крышку рояля. Тотчас же в лугах проворчал гром. — Я всю жизнь лечил детей, а не зайцев.

— Что ребенок, что заяц — все одно, — упрямо пробормотал дед. — Все одно! Полечи, яви милость! Ветеринару нашему такие дела неподсудны. Он у нас коновал. Этот заяц, можно сказать, спаситель мой: я ему жизнью обязан, благодарность оказывать должен, а ты говоришь — бросить!

Еще через минуту Карл Петрович — старик с седыми взъерошенными бровями, — волнуясь, слушал спотыкающийся рассказ деда.

Карл Петрович в конце концов согласился лечить зайца. На следующее утро дед ушел на озеро, а Ваню оставил у Карла Петровича ходить за зайцем.

Через день вся Почтовая улица, заросшая гусиной травой, уже знала, что Карл Петрович лечит зайца, обгоревшего на страшном лесном пожаре и спасшего какого-то старика. Через два дня об этом уже знал весь маленький город, а на третий день к Карлу Петровичу пришел длинный юноша в фетровой шляпе, назвался сотрудником московской газеты и попросил дать беседу о зайце.

Зайца вылечили. Ваня завернул его в ватное тряпье и понес домой. Вскоре историю о зайце забыли, и только какой-то московский профессор долго добивался от деда, чтобы тот ему продал зайца. Присылал даже письма с марками на ответ. Но дед не сдавался. Под его диктовку Ваня написал профессору письмо:

Заяц не продажный, живая душа, пусть живет на воле. При сем остаюсь Ларион Малявин.

… Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. Шумел сухой тростник. Утки зябли в зарослях и жалобно крякали всю ночь.

Заячьи лапы - Паустовский К.

Деду не спалось. Он сидел у печки и чинил рваную рыболовную сеть. Потом поставил самовар — от него окна в избе сразу запотели и звезды из огненных точек превратились в мутные шары. Во дворе лаял Мурзик. Он прыгал в темноту, ляскал зубами и отскакивал — воевал с непроглядной октябрьской ночью. Заяц спал в сенях и изредка во сне громко стучал задней лапой по гнилой половице.

Мы пили чай ночью, дожидаясь далекого и нерешительного рассвета, и за чаем дед рассказал мне наконец историю о зайце.

В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого, связанного проволокой ружья, но промахнулся. Заяц удрал.

Заячьи лапы - Паустовский К.

Дед пошел дальше. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. Стало трудно дышать.

Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед был прав: во время урагана огонь шел со скоростью тридцати километров в час.

Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.

Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает.

Заячьи лапы - Паустовский К.

Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»

Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед — оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понес домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя.

— Да, — сказал дед, поглядывая на самовар так сердито, будто самовар был всему виной, — да, а перед тем зайцем, выходит, я сильно провинился, милый человек.

— Чем же ты провинился?

— А ты выдь, погляди на зайца, на спасителя моего, тогда узнаешь. Бери фонарь!

Я взял со стола фонарь и вышел в сенцы. Заяц спал. Я нагнулся над ним с фонарем и заметил, что левое ухо у зайца рваное. Тогда я понял все.

(Илл. Устинова Н.)

image_pdfimage_print

  • Паустовский рассказы для детей 2 класс для читательского дневника
  • Паустовский рассказ про природу
  • Паустовский рассказы 5 класс список
  • Паустовский рассказы детские рассказы
  • Паустовский рассказы для 3 класса