Паустовский рассказ про ваню и зайца

Есть что добавить?присылай нам свои работы, получай litrы и обменивай их на майки, тетради и ручки от litra.ru! / полные

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

home / Полные произведения / Паустовский К.Г. / Заячьи лапы

    К ветеринару в наше село пришел с Урженского озера Ваня Малявин и

    принес завернутого в рваную ватную куртку маленького теплого зайца. Заяц плакал и часто моргал красными от слез глазами…

     — Ты что, одурел? — крикнул ветеринар. — Скоро будешь ко мне мышей таскать, оголец!

     — А вы не лайтесь, это заяц особенный, — хриплым шепотом сказал Ваня. — Его дед прислал, велел лечить.

     — От чего лечить-то?

     — Лапы у него пожженные.

     Ветеринар повернул Ваню лицом к двери, толкнул в спину и прикрикнул вслед:

     — Валяй, валяй! Не умею я их лечить. Зажарь его с луком — деду будет закуска.

     Ваня ничего не ответил. Он вышел в сени, заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену. По стене потекли слезы. Заяц тихо дрожал под засаленной курткой.

     — Ты чего, малый? — спросила Ваню жалостливая бабка Анисья; она привела к ветеринару свою единственную козу.- Чего вы, сердешные, вдвоем слезы льете? Ай случилось что?

     — Пожженный он, дедушкин заяц, — сказал тихо Ваня. — На лесном пожаре лапы себе пожег, бегать не может. Вот-вот, гляди, умреть.

     — Не умреть, малый, — прошамкала Анисья. — Скажи дедушке своему, ежели большая у него охота зайца выходить, пущай несет его в город к Карлу Петровичу.

     Ваня вытер слезы и пошел лесами домой, на Урженское озеро. Он не шел, а бежал босиком по горячей песчаной дороге. Недавний лесной пожар прошел стороной на север около самого озера. Пахло гарью и сухой гвоздикой. Она большими островами росла на полянах.

     Заяц стонал.

     Ваня нашел по дороге пушистые, покрытые серебряными мягкими волосами листья, вырвал их, положил под сосенку и развернул зайца. Заяц посмотрел на листья, уткнулся в них головой и затих.

     — Ты чего, серый? — тихо спросил Ваня. — Ты бы поел.

     Заяц молчал.

     — Ты бы поел, — повторил Ваня, и голос его задрожал. — Может, пить хочешь?

     Заяц повел рваным ухом и закрыл глаза.

     Ваня взял его на руки и побежал напрямик через лес — надо было поскорее дать зайцу напиться из озера.

     Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывали вереницы белых облаков. В полдень облака стремительно рвались вверх, к зениту, и на глазах уносились и исчезали где-то за границами неба. Жаркий ураган дул уже две недели без передышки. Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень.

     Наутро дед надел чистые онучи[i] и новые лапти, взял посох и кусок хлеба и побрел в город. Ваня нес зайца сзади. Заяц совсем притих, только изредка вздрагивал всем телом и судорожно вздыхал.

     Суховей вздул над городом облако пыли, мягкой, как мука. В ней летал куриный пух, сухие листья и солома. Издали казалось, что над городом дымит тихий пожар.

     На базарной площади было очень пусто, знойно; извозчичьи лошади дремали около водоразборной будки, и на головах у них были надеты соломенные шляпы. Дед перекрестился.

     — Не то лошадь, не то невеста — шут их разберет! — сказал он и сплюнул.

     Долго спрашивали прохожих про Карла Петровича, но никто толком ничего не ответил. Зашли в аптеку. Толстый старый человек в пенсне и в коротком белом халате сердито пожал плечами и сказал:

     — Это мне нравится! Довольно странный вопрос! Карл Петрович Корш — специалист по детским болезням — уже три года как перестал принимать пациентов. Зачем он вам?

     Дед, заикаясь от уважения к аптекарю и от робости, рассказал про зайца.

     — Это мне нравится! -сказал аптекарь. — Интересные пациенты завелись в нашем городе. Это мне замечательно нравится!

     Он нервно снял пенсне, протер, снова нацепил на нос и уставился на деда. Дед молчал и топтался на месте. Аптекарь тоже молчал. Молчание становилось тягостным.

     — Почтовая улица, три! — вдруг в сердцах крикнул аптекарь и захлопнул какую-то растрепанную толстую книгу. — Три!

     Дед с Ваней добрели до Почтовой улицы как раз вовремя — из-за Оки заходила высокая гроза. Ленивый гром потягивался за горизонтом, как заспанный силач распрямлял плечи и нехотя потряхивал землю. Серая рябь пошла по реке. Бесшумные молнии исподтишка, но стремительно и сильно били в луга; далеко за Полянами уже горел стог сена, зажженный ими. Крупные капли дождя падали на пыльную дорогу, и вскоре она стала похожа на лунную поверхность: каждая капля оставляла в пыли маленький кратер.

     Карл Петрович играл на рояле нечто печальное и мелодичное, когда в окне появилась растрепанная борода деда.

     Через минуту Карл Петрович уже сердился.

     — Я не ветеринар, — сказал он и захлопнул крышку рояля. Тотчас же в лугах проворчал гром. — Я всю жизнь лечил детей, а не зайцев.

     — Что ребенок, что заяц — все одно, — упрямо пробормотал дед. — Все одно! Полечи, яви милость! Ветеринару нашему такие дела неподсудны. Он у нас коновал. Этот заяц, можно сказать, спаситель мой: я ему жизнью обязан, благодарность оказывать должен, а ты говоришь — бросить!

     Еще через минуту Карл Петрович — старик с седыми взъерошенными бровями, — волнуясь, слушал спотыкающийся рассказ деда.

     Карл Петрович в конце концов согласился лечить зайца. На следующее утро дед ушел на озеро, а Ваню оставил у Карла Петровича ходить за зайцем.

     Через день вся Почтовая улица, заросшая гусиной травой, уже знала, что Карл Петрович лечит зайца, обгоревшего на страшном лесном пожаре и спасшего какого-то старика. Через два дня об этом уже знал весь маленький город, а на третий день к Карлу Петровичу пришел длинный юноша в фетровой шляпе, назвался сотрудником московской газеты и попросил дать беседу о зайце.

     Зайца вылечили. Ваня завернул его в ватное тряпье и понес домой. Вскоре историю о зайце забыли, и только какой-то московский профессор долго добивался от деда, чтобы тот ему продал зайца. Присылал даже письма с марками на ответ. Но дед не сдавался. Под его диктовку Ваня написал профессору письмо:

     Заяц не продажный, живая душа, пусть живет на воле. При сем остаюсь Ларион Малявин.

     …Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. Шумел сухой тростник. Утки зябли в зарослях и жалобно крякали всю ночь.

     Деду не спалось. Он сидел у печки и чинил рваную рыболовную сеть. Потом поставил самовар — от него окна в избе сразу запотели и звезды из огненных точек превратились в мутные шары. Во дворе лаял Мурзик. Он прыгал в темноту, ляскал зубами и отскакивал — воевал с непроглядной октябрьской ночью. Заяц спал в сенях и изредка во сне громко стучал задней лапой по гнилой половице.

     Мы пили чай ночью, дожидаясь далекого и нерешительного рассвета, и за чаем дед рассказал мне наконец историю о зайце.

     В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого, связанного проволокой ружья, но промахнулся. Заяц удрал.

     Дед пошел дальше. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. Стало трудно дышать.

     Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед был прав: во время урагана огонь шел со скоростью тридцати километров в час.

     Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.

     Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

     Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает.

     Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»

     Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед — оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понес домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя.

     — Да, — сказал дед, поглядывая на самовар так сердито, будто самовар был всему виной, — да, а перед тем зайцем, выходит, я сильно провинился, милый человек.

     — Чем же ты провинился?

     — А ты выдь, погляди на зайца, на спасителя моего, тогда узнаешь. Бери фонарь!

     Я взял со стола фонарь и вышел в сенцы. Заяц спал. Я нагнулся над ним с фонарем и заметил, что левое ухо у зайца рваное. Тогда я понял все.

     [i] Онучи — обмотки для ноги под сапог или лапоть, портянка

Добавил: fantasia

/ Полные произведения / Паустовский К.Г. / Заячьи лапы

Смотрите также по
произведению «Заячьи лапы»:

  • Краткое содержание

Время чтения: 10 мин.

К ветеринару в наше село пришел с Урженского озера Ваня Малявин и принес завернутого в рваную ватную куртку маленького теплого зайца. Заяц плакал и часто моргал красными от слез глазами…

– Ты что, одурел? – крикнул ветеринар. – Скоро будешь ко мне мышей таскать, оголец!

– А вы не лайтесь, это заяц особенный, – хриплым шепотом сказал Ваня. Его дед прислал, велел лечить.

– От чего лечить-то?

– Лапы у него пожженные.

Ветеринар повернул Ваню лицом к двери, толкнул в спину и прикрикнул вслед:

– Валяй, валяй! Не умею я их лечить. Зажарь его с луком – деду будет закуска.

Ваня ничего не ответил. Он вышел в сени, заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену. По стене потекли слезы. Заяц тихо дрожал под засаленной курткой.

– Ты чего, малый? – спросила Ваню жалостливая бабка Анисья; она привела к ветеринару свою единственную козу. – Чего вы, сердешные, вдвоем слезы льете? Ай случилось что?

– Пожженный он, дедушкин заяц, – сказал тихо Ваня. – На лесном пожаре лапы себе пожег, бегать не может. Вот-вот, гляди, умреть.

– Не умреть, малый, – прошамкала Анисья. – Скажи дедушке своему, ежели большая у него охота зайца выходить, пущай несет его в город к Карлу Петровичу.

Ваня вытер слезы и пошел лесами домой, на Урженское озеро. Он не шел, а бежал босиком по горячей песчаной дороге. Недавний лесной пожар прошел стороной на север около самого озера. Пахло гарью и сухой гвоздикой. Она большими островами росла на полянах.

Заяц стонал.

Ваня нашел по дороге пушистые, покрытые серебряными мягкими волосами листья, вырвал их, положил под сосенку и развернул зайца. Заяц посмотрел на листья, уткнулся в них головой и затих.

– Ты чего, серый? – тихо спросил Ваня. – Ты бы поел.

Заяц молчал.

– Ты бы поел, – повторил Ваня, и голос его задрожал. – Может, пить хочешь?

Заяц повел рваным ухом и закрыл глаза.

Ваня взял его на руки и побежал напрямик через лес – надо было поскорее дать зайцу напиться из озера.

Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывали вереницы белых облаков. В полдень облака стремительно рвались вверх, к зениту, и на глазах уносились и исчезали где-то за границами неба. Жаркий ураган дул уже две недели без передышки. Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень.

Наутро дед надел чистые онучи и новые лапти, взял посох и кусок хлеба и побрел в город. Ваня нес зайца сзади. Заяц совсем притих, только изредка вздрагивал всем телом и судорожно вздыхал.

Суховей вздул над городом облако пыли, мягкой, как мука. В ней летал куриный пух, сухие листья и солома. Издали казалось, что над городом дымит тихий пожар.

На базарной площади было очень пусто, знойно; извозчичьи лошади дремали около водоразборной будки, и на головах у них были надеты соломенные шляпы. Дед перекрестился.

– Не то лошадь, не то невеста – шут их разберет! – сказал он и сплюнул.

Долго спрашивали прохожих про Карла Петровича, но никто толком ничего не ответил. Зашли в аптеку. Толстый старый человек в пенсне и в коротком белом халате сердито пожал плечами и сказал:

– Это мне нравится! Довольно странный вопрос! Карл Петрович Корш специалист по детским болезням – уже три года как перестал принимать пациентов. Зачем он вам?

Дед, заикаясь от уважения к аптекарю и от робости, рассказал про зайца.

– Это мне нравится! – сказал аптекарь. – Интересные пациенты завелись в нашем городе. Это мне замечательно нравится!

Он нервно снял пенсне, протер, снова нацепил на нос и уставился на деда. Дед молчал и топтался на месте. Аптекарь тоже молчал. Молчание становилось тягостным.

– Почтовая улица, три! – вдруг в сердцах крикнул аптекарь и захлопнул какую-то растрепанную толстую книгу. – Три!

Дед с Ваней добрели до Почтовой улицы как раз вовремя – из-за Оки заходила высокая гроза. Ленивый гром потягивался за горизонтом, как заспанный силач распрямлял плечи и нехотя потряхивал землю. Серая рябь пошла по реке. Бесшумные молнии исподтишка, но стремительно и сильно били в луга; далеко за Полянами уже горел стог сена, зажженный ими. Крупные капли дождя падали на пыльную дорогу, и вскоре она стала похожа на лунную поверхность: каждая капля оставляла в пыли маленький кратер.

Карл Петрович играл на рояле нечто печальное и мелодичное, когда в окне появилась растрепанная борода деда.

Через минуту Карл Петрович уже сердился.

– Я не ветеринар, – сказал он и захлопнул крышку рояля. Тотчас же в лугах проворчал гром. – Я всю жизнь лечил детей, а не зайцев.

– Что ребенок, что заяц – все одно, – упрямо пробормотал дед. – Все одно! Полечи, яви милость! Ветеринару нашему такие дела неподсудны. Он у нас коновал. Этот заяц, можно сказать, спаситель мой: я ему жизнью обязан, благодарность оказывать должен, а ты говоришь – бросить!

Еще через минуту Карл Петрович – старик с седыми взъерошенными бровями, – волнуясь, слушал спотыкающийся рассказ деда.

Карл Петрович в конце концов согласился лечить зайца. На следующее утро дед ушел на озеро, а Ваню оставил у Карла Петровича ходить за зайцем.

Через день вся Почтовая улица, заросшая гусиной травой, уже знала, что Карл Петрович лечит зайца, обгоревшего на страшном лесном пожаре и спасшего какого-то старика. Через два дня об этом уже знал весь маленький город, а на третий день к Карлу Петровичу пришел длинный юноша в фетровой шляпе, назвался сотрудником московской газеты и попросил дать беседу о зайце.

Зайца вылечили. Ваня завернул его в ватное тряпье и понес домой. Вскоре историю о зайце забыли, и только какой-то московский профессор долго добивался от деда, чтобы тот ему продал зайца. Присылал даже письма с марками на ответ. Но дед не сдавался. Под его диктовку Ваня написал профессору письмо:

Заяц не продажный, живая душа, пусть живет на воле. При сем остаюсь Ларион Малявин.

…Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. Шумел сухой тростник. Утки зябли в зарослях и жалобно крякали всю ночь.

Деду не спалось. Он сидел у печки и чинил рваную рыболовную сеть. Потом поставил самовар – от него окна в избе сразу запотели и звезды из огненных точек превратились в мутные шары. Во дворе лаял Мурзик. Он прыгал в темноту, ляскал зубами и отскакивал – воевал с непроглядной октябрьской ночью. Заяц спал в сенях и изредка во сне громко стучал задней лапой по гнилой половице.

Мы пили чай ночью, дожидаясь далекого и нерешительного рассвета, и за чаем дед рассказал мне наконец историю о зайце.

В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого, связанного проволокой ружья, но промахнулся. Заяц удрал.

Дед пошел дальше. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. Стало трудно дышать.

Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед был прав: во время урагана огонь шел со скоростью тридцати километров в час.

Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.

Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает.

Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»

Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед – оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понес домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя.

– Да, – сказал дед, поглядывая на самовар так сердито, будто самовар был всему виной, – да, а перед тем зайцем, выходит, я сильно провинился, милый человек.

– Чем же ты провинился?

– А ты выдь, погляди на зайца, на спасителя моего, тогда узнаешь. Бери фонарь!

Я взял со стола фонарь и вышел в сенцы. Заяц спал. Я нагнулся над ним с фонарем и заметил, что левое ухо у зайца рваное. Тогда я понял все.

Паустовский К.Г. “Заячьи лапы” Читательский дневник, краткое содержание

Ваня Малявин. Добрый и отзывчивый мальчик, очень любит животных.

Ларион Малявин. Его дед, старый охотник. Суровый, спокойный и справедливый человек.

Заяц, рваное ухо. Спаситель деда.

Карл Иванович. Детский врач, добрый и отзывчивый человек.

О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

При пожаре заяц вывел за собой из огня деда Лариона, но сам сильно обгорел. Дед и его внук постарались вылечить зайца и взяли его в свою семью.

Сюжет — краткое содержание

Ваня приносит зайца с обгоревшими лапами деревенскому ветеринару, но тот только смеется, а бабка Анисья советует везти зайца в город.

Дед Ларион и Ваня привозят зайца в город и находят врача Карла Ивановича, который сперва не хотел лечить зайца.

Но когда врач узнал историю зайца, то взялся за его лечение, а профессор из столицы хотел купить зайца.

Дед Ларион никому не стал продавать зайца, потому что он — живая душа.

Дед Ларион рассказал автору, что, когда начался лесной пожар, он бросился за зайцем, зная, что животные лучше чувствуют воду.

Дед спасся, но заяц сжег свои лапы, а после того, как его вылечили, остался жить с Ларионом.

Понравившийся эпизод

Мне понравилось, как Ваня нес зайца от ветеринара. Он сильно боялся, что заяц умрет, ведь тот даже не мог есть, а потому умолял его потерпеть и носил ему воду.

План произведения для пересказа

Ваня и заяц у ветеринара

Совет бабки Анисьи

Ваня несет зайца домой

Ваня и дед в городе

Отказ продавать зайца

Подлинная история зайца

Главная мысль

Нельзя продавать и предавать друзей, тех кто тебе помог, тех кто тебя спас.

Чему учит эта книга

Этот рассказ учит любить природу и всех живых существ. Учит помогать тем, кто попал в беду. Учит милосердию и состраданию, учит добру, отзывчивости. Учит не жалеть сил, чтобы помочь своему другу.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Это очень трогательный рассказ, главным героем которого является самый обычный заяц. Но самое главное в этом рассказе то, какое сочувствие и жалость люди проявили к судьбе зайца, как пережевали, что тот может умереть, как настойчиво пытались его спасти. Это прекрасно, когда кто-то так заботиться о животных.

Новые слова и выражения

Шут их разберет — никто не поймет.

Пословицы к произведению

Жизнь дана на добрые дела.

Долг платежом красен.

Сам погибай, а товарища выручай.

Друг познается в беде.

Помогающий другим, найдет и себе помощь.

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Константин Паустовский — Заячьи лапы:
Краткое содержание

Ваня Малявин с дедушкой Ларионом жили на Урженском озере. Однажды в жаркий август мальчик пришел в село. Он принес с собой плачущего «дедушкина зайца» с рваным левым ухом. У зверька были «пожженные лапы». Ветеринар лечить не стал, сказал зайца съесть. Теперь умирающий заяц плакал вместе с Ваней. Бабка Анисья с больной козой дала мальчику совет искать в городе Карла Петровича. Тот поможет.

Утром дед с внуком понесли зайца в город. Аптекарь сказал им, что Карл Петрович Корш – детский доктор. И он уже 3 года не принимает пациентов. Тем более зайцев. Но адрес все-таки назвал: «Почтовая улица, три». Пришли к дому перед грозой. Старый Корш сидел за роялем и рассердился, что ему принесли зайца. Дед бубнил: «Что ребенок, что заяц – все одно». А этот заяц – «спаситель». Дед обязан ему жизнью. Тогда Корш взял себе зверька в пациенты, а Ваню – в помощники. Весь город узнал эту новость. У Корша брали интервью для газеты – о зайце и старике. Между тем, заяц выздоровел. Стали они жить на озере втроем. Писал деду профессор из Москвы (и туда новость дошла!), просил зайца себе за плату. Но дед ответил: «Заяц не продажный, живая душа».

Осенью рассказчик ночевал на озере и узнал историю деда. В тот день дед охотился с ружьишком. Стрелял в какого-то зайчонка, но тот убежал. А тут пахнуло гарью, и ветер погнал на деда стену огня. Убежать никак (скорость пожара – 30 км в час!). Да и куда? Значит, смерть. И тут дед наскочил на того самого зайца. Он обжег задние лапы и брюшко на пожаре, поэтому бежал медленно. Для Лариона это был шанс на спасение: звери лучше знают, где нет огня. И «заяц вывел деда из огня». Но сам упал без сил. Дед вылечил его. Заяц и теперь живет с ним. Но есть у деда вина перед спасителем. Рассказчик разглядывает спящего зайца. И понимает, что в день пожара выстрелом «порвал» ему ухо как раз сам дед.

Читательский дневник по рассказу «Заячьи лапы» Паустовского

Сюжет

Дед Ларион Малявин на охоте попал в лесной пожар. Спас его заяц. Дед бежал за ним от огня. Дед с внуком Ваней лечит обожженные лапы своего спасителя у детского врача Карла Петровича Корша. А потом они живут на озере втроем. Деду стыдно за одно: перед пожаром именно этому зайцу он «порвал» выстрелом ухо.

Отзыв

Рассказ – урок доброты и благодарности. Тема взаимовыручки между человеком и животным. Человек «царь природы», но иногда его спасает зайчик. К рассказу подходят пословицы: «сам погибай, а товарища выручай» (дед не сдается, находит врача для зайца), «долг платежом красен» (нужно платить за добро добром), «мир не без добрых людей» (ветеринар прогнал, а доктор Корш помог). Не все в этом мире покупается и продается (дед не продал друга). Рассказ учит жалеть все живое, признавать свою вину, помнить добро, быть благодарным, не терять надежду, помогать друг другу.

Краткий пересказ рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы»

Добрый рассказ о живой природе, который понравится и взрослым, и детям. Литература побуждает переживать и помогать друг другу, прививает любовь к животным. Иногда даже маленький зверек способен спасти жизнь. Кто бы мог подумать, что обычный заяц смог вывести из пожара в лесу человека. Среди героев есть маленький мальчик, который своими поступками показывает, как поступать в сложной ситуации. Он заботиться о зверьке, помогает ему залечить полученную травму. Особенно понравиться произведение маленьким детям, яркая история останется в памяти надолго.

Сюжет охоты Паустовский описывает особенно подробно и красочно, писатель лично знаком с этим делом. Охота на животных всегда вызывала у него интерес. С одной стороны, это история охотника, поплатившегося за свои деяния, с другой — трогающая восприятие душещипательная ситуация. Маленький мальчик Ваня заботится о зайце, как о своем собственном питомце, к концу рассказа животное становиться даже членом семьи. Мальчик упоминает в произведении, что заяц особенный, и всей душей хочет ему помочь. Главная суть произведения — «Добро которое мы делаем другим, вернется бумерангом к нам самим.»

Основные персонажи рассказа

Произведение «Заячьи лапы» — классическая русская сказка, побуждающая ценить великодушие на примере главных герое, главный из которых, конечно, заяц.

  • дед Ларион — охотник, взрослый мужчина, переживший стрессовую ситуацию. По итогу полюбил зайца, спасшего ему жизнь;
  • внук — Ваня, мальчик, который больше всех переживал за зайца, после пожара;
  • отзывчивый врач, которого так долго искали — Карл Петрович;
  • бабка Анисья — старая, мудрая, неравнодушная женщина;
  • ветеринар — единственный отрицательный персонаж в сказке из-за своего равнодушного поведения.

Книга учит разбираться с проблемами и не опускать руки в трудных обстоятельствах. Нужно быть добрым и благородным, добро посылаемое другому, вернется со временем вдвойне. Краткое содержание не передаст всех красок выражений Паустовского, как книга, прочтенная от корки до корки. Книга позволит больше понять автора, его посыл к читателям.

Пересказ в кратких тезисах

«Заячьи лапы» Паустовского, если кратко — это содержательная, добрая сказка, побуждающая к хорошим поступкам и поведению. На примере правильного поступка, читатель видит всю глубину человеческой души, как важна взаимопомощь. Все должны помогать друг другу — мы живем рядом, все мы далекие соседи. А животное точно также может испытывать боль, и облегчить ее — долг каждого человека. Содержание «Заячьи лапы» от первой и до последней страницы наполнено любовью к ближнему: лесной житель спас деда, а люди помогли животному.

Краткое содержание

Паустовский начинает «Заячьи лапы», красочно рассказывая, как дед отправился пострелять, хорошенько поохотится, но так ни в кого и не попал. Пуля прошла мимо зайца. Тем временем начал пылать лес. Заяц — умное животное, всегда интуитивно чувствует опасность и в каком направлении нужно двигаться, чтобы выбраться. Зная эту информацию, дед Ларион решает следовать за животным. Он идет по его следам и успешно выбирается из огненной западни. Благодарный серому за свое спасение, Ларион признается себе, что охотился на милого зверька зря. Дед чувствует свою вину и пытается все исправить. Главные герои лечат лапы лесного жителя.

Животное в процессе спасения из пожара обожгло лапы. Появляется славный мальчик Ваня, видя, как заяц страдает, решает отвезти его к ветеринару. Последний сначала отказывается смотреть животное, а потом и вовсе показывает на дверь маленькому защитнику.

Ваня отправляется на поиски другого доктора, Карла Петровича, по подсказке бабки Анисьи. Петрович всегда был детским врачом и лечил детей, но это не помешало оказать помощь напористому мальчугану. Карл вылечил животное, и теперь у него будет все хорошо.

Заканчивается рассказ занесением зайца в члены семьи. Несомненно, краткое содержание К. Г. Паустовского «Заячьи лапы» трогает сердце, но лучше прочитать книгу полностью. Поучительное повествование начинается с первых страниц. Текст читается быстро и легко. Завлекает читателя эмоциями и переживаниями за главных героев, он учит сопереживанию. Вдвойне полезно прочитать пересказ рассказа Заячьи лапы юным любителям литературы.

Тема урока:  «Доброта и
сострадание в рассказе К. Г. Паустовского «Заячьи лапы»

— формировать умение объективно
оценивать свою работу.

— развивать умение делать
обобщения, выводы.

— уметь принимать и сохранять
учебную задачу, планировать необходимые действия и операции;

— уметь контролировать свою речь
при выражении собственной точки зрения по заданной тематике.

— вступать в учебный диалог с
учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдать правила
речевого поведения.

— анализировать художественное
произведение, знать литературоведческие понятия.

Дидактические средства: карточки, книги К. Г. Паустовского, учебник
В. Я. Коровиной, видеофильм «К. Г. Паустовский «Теплый хлеб» (фрагмент),
презентация «Урок литературы по рассказу К. Г. Паустовского «Заячьи лапы»

Этап урока/время

Виды работы,

формы, методы,

приемы

Содержание

педагогического 
взаимодействия

Формируемые

УУД

Планируемые

результаты

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

(3
минуты)

Цель:
обеспечить позитивную учебную мотивацию

Работа с эпиграфом урока

Коллективное обсуждение

Добрый
день, ребята!

Вы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать! Слайд
1

К
сегодняшнему уроку я подобрала эпиграф:

«В
жизни ценнее всего доброта».

Эти
слова принадлежат советскому и российскому
филологу, культурологу, искусствоведу, доктору филологических наук,
профессору Дмитрию Лихачеву. С его умными мыслями мы еще познакомимся на
уроках литературы в 7 классе.  Слайд 2

Ребята, скажите,
как эти слова связаны с произведением, которое вы должны были прочитать дома?

Правильно. Рассказ «Заячьи лапы» — это повествование не
только о том, как заяц спас деда, но и рассказ о доброте, милосердии,
сострадании. Слайд 3

Поэтому тему урока я обозначила так: «Доброта и сострадание
в рассказе К. Паустовского «Заячьи лапы».

Приветствуют учителя.

Демонстрируют готовность к уроку.

Слушают учителя.

Делают предположения

Личностные УУД:

проявлять интерес к новому содержанию

Предметные УУД:

выделять нравственную проблематику
прочитанного текста

Регулятивные УУД:

оценивать готовность к уроку

Коммуникативные УУД:

обмениваться мнениями;

планировать учебное сотрудничество.

Познавательные УУД:

организовывать свое рабочее место; быть способным к
построению короткого речевого высказывания в устной форме; настраивать себя
на продуктивную работу

Ученик научится:

планировать работу;
анализировать прочитанное

Ученик получит возможность
научиться:

понимать роль
литературы в развитии моральных качеств личности

Постановка учебной задачи, целей урока

(2
минуты)

Цель:
 подвести
учащихся к  формулированию учебных задач

Прием «Домысливание»

Исходя из темы урока, сформулируйте, пожалуйста,  цели
урока. Слайд 4.

В этом вам помогут слова-помощники:

Изучим…
Узнаем

Проверим…

Спасибо.

Итак, мы сегодня
работаем с рассказом К. Г. Паустовского «Заячьи лапы».

Формулируют цели урока.

В
результате обсуждения принимают цели и задачи учебной деятельности.

Личностные УУД:

формировать мотивацию к работе на уроке

Регулятивные УУД:

определять цель деятельности на уроке

Коммуникативные УУД:

высказывать свое предположение;  оформлять свои
мысли в устной форме

Познавательные УУД:

выдвигать предположения

Ученик научится:

планировать пути
достижения цели

Ученик получит
возможность научиться:

самостоятельно
ставить учебные задачи

Актуализация знаний

(6
минут)

Цель:
подготовить учащихся  к изучению новой темы

Беседа

Просмотр фрагмента фильма «К. Г.Паустовский «Теплый хлеб»
(остановить фильм на 03. 35 мин)

Самостоятельная работа

Прием «Лови ошибку!»

Ребята,
а с чего мы начинаем изучение любого художественного произведения?

Правильно.
С изучения биографии писателя, потому что очень часто биография и творчество
писателя тесно связаны, потому что иногда, не зная биографии писателя, трудно
бывает понять его произведения. Слайд 5

Дома
вы должны были самостоятельно изучить биографию К. Г. Паустовского. Сейчас мы
посмотрим фильм о Паустовском. Смотрите внимательно: потом вы получите
задания по биографии и  творчеству писателя.

Давайте
проверим, как вы запомнили материал.  Вы получите карточки с текстом о К. Г.
Паустовском (Приложение 1). В тексте допущены фактические ошибки. Ваша
задача – увидеть и исправить ошибки.

Карточки
я соберу и поставлю оценки

Отвечают на вопрос учителя.

Смотрят фрагмент фильма о К. Паустовском.

Работают с карточками

Личностные УУД:

любовь и уважение к литературе,
творчеству писателя

Предметные УУД:

понимать смысл прочитанного текста; ориентироваться в
информационном образовательном пространстве

Регулятивные УУД:

планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей

Коммуникативные
УУД:

редактировать
письменное речевое высказывание

Познавательные
УУД:

извлекать информацию,
представленную в разных формах (текст, фильм);

структурировать знания

Ученик научится:

находить в материалах
учебника важную информацию

Ученик получит
возможность научиться:

оценивать 
уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопросы «что я
не знаю и не умею?»)

Творческая практическая деятельность

(27
минут)

Цель:
побудить учащихся к открытию нового знания через анализ эпизодов рассказа;
обеспечить применение знаний и способов действий в учебной ситуации

Самостоятельная работа

Работа в парах

Сообщение учащейся

Работа с фильмом

Составление рассказа о героях

В фильме было
сказано, что Паустовский в своих произведениях писал о доброте, уважении,
любви к природе (обращает внимание на выставку книг К. Паустовского). Давайте
будем разбираться, так ли это. Обратимся к рассказу «Заячьи лапы».

Для начала
вспомним сюжет произведения. Я вам раздам карточки, где перечислены основные
события рассказа (Приложение 2). Ваша задача – восстановить их
последовательность и проставить цифры справа.  Работаем в парах. Кто быстрее?

Давайте
проверим.

Вы видите, что
автор рассказывает нам историю не в хронологической последовательности, т. е
события показаны не по порядку. Мы долго читаем о том, что Ваня и дед хотели
вылечить зайца, но не знаем, что это за заяц и почему они это хотели сделать.
И только в самом конце рассказа мы узнаем о начале этой истории.
Как
вы думаете, почему  таким образом построил писатель произведение?

По названию рассказа понятно, что в центре событий – заяц.
Это животное вы все, наверняка, хорошо представляете. Давайте послушаем Катю.
Она подготовила нам сообщение об этом лесном жителе, герое нашего урока Слайд 6

К рассказу Кати можно добавить,  что это животное занимает большое
место в фольклоре многих народов.

В русском фольклоре, например, есть сказки, пословицы,
считалки, меткие выражения о зайце. Вы, наверняка, сами сможете их назвать. Слайды 7-9

Заяц в русских народных сказках представляет
положительного героя, но изображается двояко. В одних повествованиях — это
жертва, слабый и беспомощный герой, который всего боится. В других он
выступает как ловкий хитрец, который, несмотря на страх, способен к храбрым
поступкам.

Вот такой у нас
интересный герой урока. А сейчас давайте вспомним других героев рассказа и
поговорим, как они отнеслись к зайцу. Слайд 10

Ведь именно по
отношению к зайцу мы можем судить о героях: добрый или злой, милосердный или
жестокий. Поработаем в группах. Вам нужно охарактеризовать героев, при необходимости
можете использовать предложенные слова на карточке (Приложение 3)

Итак, подведем промежуточный
итог: все ли герои прошли проверку на доброту и сострадание? Нет. Но добрых,
отзывчивых, чутких людей в рассказе больше. Благодаря им, был спасен заяц.

Но нужно
сказать, что в рассказе есть еще одно действующее лицо – это природа. Природа
в рассказе показывает настроения, чувства действующих лиц, выражает отношение
к поступкам людей. Приведите, пожалуйста, примеры.

Давайте вспомним,
какое же  природное бедствие  послужило началом истории. Слайд 11

Лесной пожар – это неконтролируемое распространение огня по
лесному массиву. Лесные пожары уничтожают деревья и кустарники, заготовленную
в лесу древесину. В результате пожаров снижаются полезные свойства леса,
почвы, уничтожается фауна, сооружения, а в отдельных случаях и населенные
пункты. Кроме того, лесной пожар представляет серьезную опасность для людей и
животных.

Кто скажет, отчего
происходят лесные пожары? Слайд 12

Правильно. Основными причинами возникновения лесных пожаров
является деятельность человека, грозовые разряды, самовозгорания торфа в
условиях жаркой погоды.

Как нужно вести себя во время лесного пожара? Слайд 13

Давайте найдем и
прочитаем описание пожара в рассказе Паустовского.

Какую картину вы представили?

Какие чувства вызывает прочитанный отрывок?

С помощью каких средств автор передал это страшное
бедствие?

Какой вывод нужно сделать?

Урок
подходит к концу. Давайте подведем итоги. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

О
чем этот рассказ?

О
чем же  главном хотел сказать писатель?

С
какой целью рассказал нам историю о зайце?

Все верно. Молодцы!

Работают в парах с карточками

Слушают учителя.

Выдвигают предположения.

Слушают сообщение одноклассницы о зайцах.

Называют произведения искусства, где упоминается заяц.

Вспоминают и называют правила поведения в лесу.

Работают с текстом (находят нужный фрагмент, анализируют, делают
выводы).

Слушают учителя.

Называют героев рассказа «Заячьи лапы»

Работают в группах:

1группа — характеристика Вани и деда Лариона

2 группа — характеристика бабки Анисьи и аптекаря

3 группа — характеристика Карла Петровича и ветеринара

Отвечают на вопрос

Размышляют.
Делают выводы по уроку.

Участвуют
в коллективном обсуждении  итогов урока

(достигли
ли поставленных целей).

Личностные УУД:

стремиться к совершенствованию
собственной речи;
устойчивый познавательный интерес к чтению;
совершенствовать  духовно-нравственные  качества  личности;
 формировать
необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде

Предметные УУД:

уметь выразительно читать отрывки; характеризовать героев,
давать их сравнительные характеристики;
владеть литературоведческими терминами
(сюжет, олицетворение, сравнение, обилие глаголов
),  понимать авторскую
позицию и выражать  своё отношение к ней;
анализировать и
истолковывать  художественное произведение

Регулятивные УУД:

оценивать результаты своей деятельности

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной
форме; обмениваться мнениями слушать и понимать других

Познавательные УУД:

извлекать фактуальную информацию из
текста; ориентироваться в своей системе знаний;
излагать содержание прочитанного
текста выборочно

Ученик научится:

оценивать поступки
героев; задавать вопросы;
 воспринимать художественный текст как произведение
искусства

Ученик получит
возможность научиться:

анализировать
и характеризовать героев; брать на себя инициативу в организации совместного
действия; обобщать информацию;

Проектирование домашнего задания

(2
минуты)

Цель:
обеспечить понимание учащимися цели домашнего задания; создать условия для
выбора учениками домашнего задания

Запись домашнего задания в дневник

Пришло
время получить домашнее задание.

Ребята,
я предлагаю выполнить одно из трех предложенных заданий: Слайд 14

1. Написать рассказ о случае с
животным, свидетелем которого ты был.

2.
Написать письмо людям от имени животного, домашнего или лесного.

3.
Написать сочинение «Доброта – это…».

Я
думаю, что у вас все получится.

Записывают домашнее задание.

Задают вопросы на уточнение

Личностные УУД:

проявлять желание узнать больше

Предметные УУД:

составлять собственный  письменный текст
по предложенной теме

Регулятивные УУД:

планировать пути достижения цели

Коммуникативные УУД:

задавать вопросы по организации своей
деятельности; высказывать свои чувства, мысли по предложенной теме в
письменной форме;

Познавательные УУД:

понимать задание, определять степень трудности
задания для себя; уметь делать выбор;
собирать материал и обрабатывать информацию

Ученик научится:

строить сообщение в
письменной форме; систематизировать материал

Ученик получит
возможность научиться:

выделять
альтернативные способы достижения цели

Рефлексия учебной деятельности и
оценивание

(5
минут)

Цель:
 соотнести
поставленные задачи урока и результаты

Прием
«Незаконченное предложение»

Самооценивание
и взаимооценивание

Рефлексивный прием
«Плюс. Минус. Интересно»
(Если
мало времени, рефлексия проводится устно. Таблица выводится на слайде).

Я
думаю, мы неплохо справились с задачами, поставленными в начале урока. А
сейчас попробуйте объективно оценить свою работу на уроке: Слайд 15

1.
На уроке я работал …

2.
Своей работой я…

3.
Материал урока мне был…

А сейчас, ребята,
оцените, пожалуйста, работу своих одноклассников.
Выберите 1 фразу для соседа по парте:

Ты молодец.

Я доволен твоей
работой на уроке.

Ты мог бы поработать
лучше.

Еще я хотела бы
узнать ваше мнение об уроке. Заполните, пожалуйста, таблицу «Плюс. Минус.
Интересно» (Приложение 4)

В конце урока мое вам пожелание: Слайд 16

Дари добро, что так необходимо.
Ему любой безмерно будет рад…
Не забывай, что наша жизнь взаимна
И всё к тебе вернётся во сто крат!

Спасибо
всем за работу!

Слайд 17

До
свидания!

Оценивают
свою работу по предложенной схеме

Оценивают
работу одноклассников

Прощаются
с учителем

Личностные УУД:

проявлять способность к оценке своей
деятельности и деятельности одноклассников; осознавать свои трудности и
стремиться к их преодолению

Регулятивные УУД:

оценивать результаты своей деятельности

Коммуникативные УУД:

обмениваться мнениями; строить небольшие монологические
высказывания, обосновывать свою точку зрения

Познавательные УУД:

систематизировать, обобщать изученное; делать выводы

Ученик научится:

осуществлять итоговый
контроль свой деятельности и деятельности одноклассников

Ученик получит
возможность научиться:

К. Г.
Паустовский родился в
1974 году в Одессе в семье железнодорожного служащего. Детство и юность
будущего писателя прошли в
Татарии. В Киеве он учился в гимназии, затем – в университете,
потом перевёлся в московский университет, но бросил учёбу и пошёл работать.

В литературу он
пришёл через журналистику: работал в разных газетах.

Для детей Кирилл Георгиевич
начал писать в 1930 году. Многие его рассказы и сказки стали классическим
детским чтением: «Заячьи лапы», «Кот-ворюга», «Тёплый хлеб», «Растрёпанный
воробей»,
«Муму» и
многие другие. Часто его героями становятся дети и животные, в их
взаимоотношениях раскрываются главные законы жизни: доброта, сочувствие,
уважение и любовь, верность в дружбе.

Злой, грубый, невоспитанный, нервный,
равнодушный, жестокий, робкий, строгий, любопытный, жалостливый, душевный,
терпеливый, образованный, интеллигентный, сердитый, раздражённый, добрый,
беспокойный, выносливый, шустрый, заботливый, упорный, отзывчивый.

В графу «П» —
«плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,
которые вызвали положительные эмоции

В графу «М» —
«минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным,
вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению
ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной .

В графу «И» —
«интересно»-  вписываются все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что
бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Тема этого произведения — спасение деда Лариона из лесного пожара маленьким зайцем. Этим рассказом автор поднимает несколько проблем, а именно: тесная взаимосвязь человека и природы, доброта одних людей и равнодушие других. Главной идеей, на мой взгляд, является то, что человек должен ощущать ответственность за те поступки, которые совершает по отношению к природе, должен быть добрым и отзывчивым не только к людям, но и к животным. Данное произведение имеет драматический пафос, т.к. мы видим успешную борьбу человека, как со стихией природы, так и с человеческим равнодушием.

Если рассматривать сюжет данного рассказа, тов сюжете произведения лежит история о деде Ларионе Малявине, который пошел охотиться жарким августовским днем в лес и был застигнут врасплох лесным пожаром, который чуть не унес его жизнь, но благодаря зайцу, который вывел его из огня, он был спасен. Конфликт в произведении скрытый: мы видим внутренние переживание в душе деда Лариона – с одной стороны он рад и благодарен зайцу за его спасение, но с другой он чувствует огромное сожаление и вину за простреленное ухо животного. В композиции рассказа выделяются все структурные элементы. В экспозиции повествуется, как Ваня Малявин принес маленького зайца с прожженными лапами к местному ветеринару, но тот отказался его лечить и выгнал их вон. Развитие действий: по рекомендации бабки Анисьи, Ваня и дед Ларион отправились в город на поиски Карла Петровича, но после того как они его нашли, тот наотрез отказывается лечить зайца, ссылаясь на то, что он специалист по детским болезням, который не практикует уже больше 3 лет. В конце концов, поддавшись, уговорам деда Лариона, и выслушав его историю про зайца, он соглашается. В итоге лесного жителя благополучно вылечили. В кульминации Ларион Малявин рассказывает историю о том лесном пожаре и героическом поступке зайца. Развязка же помогает нам понять о том, какую вину испытывает дед Ларион перед зайцем.

Анализ внутренней формы произведения: Повествование безличное, ведется от лица повествователя. Основным приемом создания образа персонажа является характеристика героев через их действия и поступки в системе сюжета. Автор не очень подробно описывает внешние черты героев, можно сказать, что они достаточно скудны. Ларион Малявин – это дед с растрепанной бородой в онучах, ходит с посохом. Представляется нам, как добрый и отзывчивый человек, с высоким чувством долга и ответственности. («Что ребенок, что заяц – все одно, — упрямо пробормотал дед. – Все одно! Полечи, яви милость! Этот заяц, можно сказать спаситель мой: я ему жизнью обязан, благодарность оказывать должен, а ты говоришь – бросить!»). Если рассмотреть характер поступков Вани Малявина, внука деда Лариона, то можно увидеть, что он добрый, отзывчивый и заботливый мальчик, который также чувствует ответственность и благодарность перед зайцем. («Ты чего, серый? — тихо спросил Ваня. — Ты бы поел. Заяц молчал.- Ты бы поел, — повторил Ваня, и голос его задрожал. — Может, пить хочешь? Заяц повел рваным ухом и закрыл глаза. Ваня взял его на руки и побежал напрямик через лес — надо было поскорее дать зайцу напиться из озера»). Зайца нам автор описывает, как маленькое животное с красными от слез глазами, с прожженными лапами и животом, и рваным левым ухом.

Также на протяжении всего рассказа мы видим второстепенных персонажей, которые или помогают, или остаются равнодушными к просьбе о помощи, например, ветеринар, который отказывается лечить зайца и прогоняет Ваню; бабка Анисья, которая дает совет, отправится в город на поиске Карла Петровича. Также не стоит забывать аптекаря, который помогает найти дом с Карлом Петровичем. И самого Карла Петровича, который оказался отзывчивым человеком и помог вылечить раненого зайца. Образы персонажей эпические, т.к. автор последовательно описывает героев и их поступки.

Пейзаж в этом произведении имеет особое место, на протяжении всего рассказа мы можем его условно разделить на два типа: это горячая неслыханная жара с жарким ураганом, которая создает иллюзию пожара над городом. И второй тип пейзажа – это осень: холодные созвездия, шум сухого тростника и непроглядные октябрьские ночи, в которых приятно выпить чай, дождаться далекого и нерешительного рассвета и обсудить прошедшие события. Пейзаж помогает нам лучше прочувствовать атмосферу рассказа и окунуться в его события вместе с героями.

Также мы видим, что автор нарушил хронологический порядок рассказа, чтобы читатель смог представить себя на месте рассказчика, который сам до последнего момента не понимает причины такой необычной заботы деда о больном зайце.

Константин Паустовский хотел нам сказать о том, что даже на зло природа может ответить нам добром ( До пожара дед Ларион хотел застрелить именно этого зайца с рваным ухом, который потом вывел его из огня.), что не во всех жизненных ситуациях мы можем положиться только на себя или на людей (Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»Заяц вывел деда из огня.) Человек, должен относиться бережно к природе и к ее лесным жителям. Человек должен нести ответственность за те поступки, которые совершает по отношению к природе.

Мне кажется, что данный рассказ мало кого оставит равнодушным. В нем вы видим прекрасный пример того, что доброта, отзывчивость, сочувствие — это чувства, которые человек может испытывать не только к людям, но и к животным. Дед Ларион это прекрасный пример человека старой закалки, для которого чувство долга и ответственности, это не пустой звук. Он не делает различий между человеком и животным, для него даже маленький заяц, это живое существо, которому нужно помочь. Он не жалеет, ни сил, ни времени на то, чтобы отдать долг за спасенную жизнь лесному жителю. Это прекрасный пример того, что человек должен жить в сфере добра и эта сфера создастся им самим, она создаётся из его добрых дел и поступков. И в заключение можно сказать что, на мой взгляд, подобный рассказ будет всегда актуален, ведь тема, ответственности человека перед природой не изживет себя никогда.

  • Паустовский рассказ подарок слушать
  • Паустовский повести и рассказы читать
  • Паустовский полное собрание сочинений
  • Паустовский подарок читать полный рассказ
  • Патша белэн карт сочинение