Паустовский рассказ подарок слушать

Открытый урок чтения в 6 классе 8 вид по рассказу к.г. паустовского корзина с еловыми шишками пояснительная записка учитель: ктиторова

Открытый урок чтения в 6 классе
(8 вид)

(по рассказу К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

image001

Пояснительная записка

Учитель: Ктиторова Н.Н.

Класс: 6

Тема: «…Вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен
жить человек…»

(урок чтения по рассказу К.Г. Паустовского «Корзина с
еловыми шишками»)

Тип урока: урок – исследование

Оборудование: текст произведения, иллюстрации, картинки с
изображением еловых шишек, аудиофайл с музыкой Э.Грига, портреты писателя и
композитора, шкатулка, презентация к уроку,компьютер, экран,портреты

К.Г. Паустовского и Э. Грига, костюмы героев,записи на
доске.

Цели:

*провести исследовательскую работу над произведением;

*учить выделять главное в содержании и делать выводы;

*расширять кругозор детей, обогащать словарный запас,
приобщать их к искусству, продолжать обучение работать в группах;

*формировать творческое воображение через умение
представлять картины, по музыкальному произведению;

*воспитывать
чувство прекрасного посредством связи литературы и музыки Планируемые
достижения на уроке: умение анализировать прочитанное; умение анализировать
эмоциональное состояние героев; воспитание любви к музыке.

Подготовительная работа: сообщения учащихся о
К.Г.Паустовском и Э.Григе.

Этапы урока и примерное время их реализации:

1.Беседа. Вспомним изученное.(2 минуты)

2.Сообщения о К.Г.Паустовском и Э.Григе. Рассказ учащихся.
(4 минуты)

3.Обратимся к произведению. Взаимопроверка д/з. План
рассказа.

(4 минуты)

4.Работа над 1 частью. Проверка Плана. Инсценирование  эпизода
«Встреча композитора и Дагни» (8 минут)

5.Исследовательская работа над частями рассказа. Работа по
группам.

(8 минут)

6.Физминутка.(3 минуты)

7.Итоги урока.(3 минуты)

8.Задание на дом.(2 минуты)

9.Рефлексия.(3 минуты)

10.Оценки за урок (2 минуты)

Тема: «…Вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен
жить человек…»

(урок чтения по рассказу К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми
шишками») Ход урока I. Организационный момент.

Много есть в году различных праздников:

Именины, день рождения, Новый год.

И у нас сегодня с вами праздник,

К нам пожаловали гости на урок!

  Ребята,
поприветствуйте наших гостей!

Я вас прошу не волноваться и настроиться на то, что у вас
всё обязательно получится!

Я вам постараюсь в этом помочь!

(Звучит музыка Бетховена «лунная соната»

  Закройте,
пожалуйста, глазки. Представьте, что над вами голубое безграничное небо, а под
ногами земля. Земля, которая вдыхает все ароматы полной грудью. Вдруг, чтото
легкое коснулось вашей щеки. Прикосновение такое нежное и ласковое! Что это?
Это луч. Луч солнышка. Вы щуритесь от удовольствия, потому, что не только
ощущаете прикосновение солнечного лучика, но и отчетливо слышите его озорной
смех, в котором звучит пение птиц, ручья, шепот деревьев. Вы спокойны, вам
хорошо.

Откройте свои глазки.

— Я надеюсь, что эта музыка помогла вам не
только успокоиться, но и вселила в вас уверенность, пробудила ваши способности,
которые помогут вам сегодня раскрыться на уроке.

  Ведь
музыка – это язык чувств, она помогает нам посмотреть на мир другими глазами.
Музыка делает нашу жизнь прекрасной.

  А также
интересной нашу жизнь делают люди, которые всю жизнь прожили для того, чтобы
дарить другим радость и красоту.

У тебя прекрасное настроение — начинаем урок.

II. Сообщение темы и цели урока.

— Сегодня мы поговорим с Табой о жизни
замечательных людей, а также попробуем разгадать некоторые тайны. Мы завершаем
работу с рассказом К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками». А это значит,
что цель нашего урока такова…?????

Поправки учителя:

«…Вы открыли передо мной то
прекрасное, чем должен жить человек…» Это слова Дагни Педерсон.

Сегодня, на завершающем уроке по рассказу
Паустовского «Корзина с еловыми шишками», мы попробуем разобраться в смысле
этих слов, поговорим о том, что делает человека счастливым. На уроке мы будем
проводить исследовательскую работу с текстом. Будем расширять свой кругозор,
поговорим о жизни замечательных людей. Поэтому у нас не совсем обычный урок, а
урок-исследование.

Я предлагаю вам работу по следующему плану:

1.Беседа. Вспомним изученное Какова
тема рассказа?

2.Сообщения о К.Г.Паустовском и Э.Григе.
Рассказ учащихся. (Подготовительная работа)

3.Обратимся к произведению. Взаимопроверка д/з. План
рассказа.

4.Работа над 1 частью. Проверка Плана.
Инсценирование  эпизода «Встреча композитора и Дагни»

5.Исследовательская работа по группам(3).Вопросы для групп.

6.Физминутка.

7.Работа со второй и третьей частью рассказа.

8.Работа с 4 частью рассказа. Прослушивание отрывка из
произведения Э.Грига

«Утро»

9. Исследование «Почему Дагни плакала». Вывод.

10.Что же находится в шкатулке?

11.Итоги урока.

12.Задание на дом.

13.Рефлексия.

14.Оценки за урок

III. Работа над произведением.

Целеполагание:

Кто, по вашему мнению, самый важный, нужный человек на
сегодняшнем уроке?

(ответы детей)

                    
У меня есть один сказочный предмет: вот эта волшебная шкатулка.
Каждый из вас, заглянув в нее, сможет увидеть самого важного и нужного человека
на нашем уроке.

Ну, а пока это секрет.

Я надеюсь, что в конце урока вы откроете этот секрет.

Беседа:

                    
Какой рассказ мы читали? («Корзина с еловыми шишками»)
— Кто написал этот рассказ?

(Константин Георгиевич Паустовский)

-Какова тема рассказа?

(Паустовский в рассказе “Корзина с еловыми
шишками” описывает историю создания одного из произведений Грига)

Давайте вспомним все слова, названия, встречающиеся нам в
тексте.

Учитель: Группы готовили сообщение о писателе. Расскажите.

(рассказ детей)

1. Константин Георгиевич Паустовский вырос
на Украине. Воспоминаниям о детстве и юности писатель посвятил несколько книг.

Писатель участвовал в сражениях
гражданской войны. Во времена Отечественной войны был военным корреспондентом.

2.Сбылись детские мечты: Константин
Георгиевич много путешествовал, объездил всю страну. Впечатления, полученные в
этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Паустовский писал о
человеческих чувствах, о природе, о творчестве.

Слово учителя

В самом обычном писатель
раскрывает для нас чудесное и неповторимое, его произведения вызывают любовь ко
всему прекрасному, что есть в жизни.

Паустовский учит нас быть добрыми и душевно щедрыми.

  О каком замечательном
человеке К.Г.Паустовский написал в своем рассказе?

(о композиторе Эдварде Григе)

  И я снова
предоставляю слово группам

(Рассказ детей о Григе)

* Родился Эдвард Григ в городе Бергене. С
шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери — талантливой
пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена.

Игру юного Грига однажды услышал
знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию.
Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно
окончил ее по классам композиции и фортепиано.

Композиторский талант Грига быстро получил
признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ
много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз
стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В
его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы
природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря.

*А ещё у музыканта когда-то была
маленькая дочка Александра, но она прожила совсем недолго… Больше детей в семье
не было. Через всю жизнь пронёс эту утрату Э.Григ в своём сердце. Любовь к
дочери он перенёс на чужих детей. Об этом, конечно же, хорошо знал и
К.Паустовский, он хорошо изучил жизнь Э. Грига и мастерски сумел показать нам.

Учитель

Писатель Константин Паустовский и
композитор Эдвард Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой
пробуждают в нас добрые чувства. — А теперь обратимся к произведению и
вспомним, сколько в нем частей.(4) Вы дома озаглавили части этого рассказа.

* Возьмите тетрадь своего соседа справа и проверьте
выполнение д/з

(обмен тетрадями, проверка)

Работаем над 1 частью рассказа.

-Как вы ее озаглавили? (по одному человеку от группы)

Примерный план

1.  Встреча.    1 Встреча

2.  В доме композитора.     2
Рождение музыки

3.  Дагни в гостях.   3.
В гостях у тетушки

4.  На концерте.        4
Благодарность Дагни

— Сейчас ребята из групп напомнят нам эпизод встречи
композитора и девочки.

(Инсценирование. В это время звучит музыка Э.Грига.
«Песня Сольвейг» )

Трек 1

А сейчас мы проведем
исследовательскую работу по группам. Каждой группе дано несколько вопросов
творческого характера. Каждый из членов группы может выбрать себе вопрос и дать
на него ответ. Максимальное количество времени, отведенного для подготовки 2
минуты.

1 группа: карточка с заданием

Составить рассказ «Что произошло с Дагни?»

1.  Какой стала Дагни?
Опишите её.Устное словесное рисование.

2.  Куда её отправил
отец?

3.Куда любила ходить Дагни?

4.Какие эмоции вызывало у неё посещение театра?

2 группа:

— Какой же подарок решил сделать
композитор девочке? (исследовательская работа по группам) (написать музыку)

1.Рассказать, как Дагни слушала музыку.

2.  Почему
он решил сделать ей подарок? (у нее доброе сердце; умеет думать о других)

3.  Почему он не захотел
сделать его сразу?

(такие вещи не дарят маленьким детям, т.к.
дети не всегда понимают сложную музыку)

3 группа.

1.Рассказать, как звучала музыка? Перечитайте отрывок из
рассказа.

2.Приготовьте рассказ о том, как звучала
музыка, подтвердив свой ответ словами из текста.

3.Как называют этот приём в литературе?

( Ребята работают в группах, приглушённо звучит музыка
Э.Грига)

( Мелодия росла,
подымалась, бушевала, неслась, как ветер, срывала листки, качала траву, била в
лицо…)

(Музыка уже не пела, она уже звала. Музыка была живая.)

Работа под музыку Трек 2 ( Сольвейг.
Флейта) Вопросы всему классу:

*А разве может быть музыка живой? (Ответы детей)

Учитель: Да, действительно, автор
одушевляет музыку, наделяет её человеческими качествами. Паустовского можно по
праву назвать мастером олицетворений!

* Что представляла Дагни, слушая музыку?

( Представляла встречу
с Э.Григом и жалела, что не может поблагодарить его за подарок. Она только
теперь поняла, кем был тот человек, которого она повстречала в лесу. Только
теперь она догадалась, какой подарок имел в виду Григ.) Вывод: Грига покорила
девочка – он решил написать для нее музыку.

IV.  Физкультминутка.

V.     Продолжим
работу над произведением.

Переходим ко второй части.

  Как вы
ее озаглавили? (по 1 человеку от группы) — Что украшало дом композитора?

(рояль)

  Дом был бедным,
пустым. А счастлив ли был там Григ?

(да)

  Найдите в тексте, как
он рассуждает.

1 абзац – читает ………….

В Бергене
все было по-старому.

Все, что
могло приглушить звуки, – ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из
дома. Остался только старый диван. На нем могло разместиться до десятка гостей,
и Григ не решался его выбросить.

Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище
дровосека. Его украшал только рояль. Если человек был наделен воображением, то
он мог услышать среди этих белых стен волшебные вещи – от рокота северного
океана, что катил волны из мглы и ветра, что высвистывал над ними свою дикую
сагу, до песни девочки, баюкающей тряпичную куклу.

Рояль мог петь обо всем – о порыве человеческого духа к великому и о
любви. Белые и черные клавиши, убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали,
смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг сразу смолкали.

— Сколько же времени писал композитор музыкальное
произведение для Дагни?

(больше месяца)

-Учитель: Эдвард Григ сидел зимним вечером
у себя дома. За окном падал снег, дома топилась печь, а он сочинял музыку для
Дагни. Но Григ был не один. Кто же наблюдал за ним? Кто были его первые
слушатели? Найдите в тексте. (Вывешивается список слов).

*это были синицы на дереве

*загулявшие матросы из порта

*прачка из соседнего дома

*сверчок

*снег, слетавший с нависшего неба
*Золушка в заштопанном платье.

Посмотрите внимательно на список
«слушателей» композитора, значение какого слова вам непонятно? Обратимся к
толковому словарю.

Вывод: (последний абзац)

Синицы
волновались. Как они ни вертелись, их трескотня не могла заглушить рояля.

Загулявшие
матросы рассаживались на ступеньках дома и слушали, всхлипывая. Прачка
разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой.
Сверчок вылезал из трещины в кафельной печке и поглядывал в щелку за Григом.

Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы
послушать звон, лившийся ручьями из дома. А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол.
Около ее босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь
друг с другом, в ответ на аккорды, долетавшие из комнаты Грига.

Этих
слушателей Григ ценил больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов.

Переходим к 3 части. Как вы озаглавили самую маленькую
часть рассказа?

  Прошло время и Дагни
покидает дом. А по какой причине она это делает?

(выборочное чтение)

В
восемнадцать лет Дагни окончила школу.

По этому случаю отец отправил ее в Христианию погостить к своей сестре
Магде. Пускай девочка (отец считал ее еще девочкой, хотя Дагни была уже
стройной девушкой, с тяжелыми русыми косами) посмотрит, как устроен свет, как
живут люди, и немного повеселится.

Кто знает, что ждет Дагни в будущем? Может быть, честный и любящий, но
скуповатый и скучный муж? Или работа продавщицы в деревенской лавке? Или служба
в одной из многочисленных пароходных контор в Бергене?

-Какой исследовательский вывод следует из этой части?

(Дагни уехала из дома)

  Переходим к
заключительной, четвертой части. Как мы ее озаглавили?

(на концерте)

  Давайте
вместе с Дагни отправимся на концерт и послушаем отрывок музыкального
произведения Эдварда Грига «Утро».

(прослушивание музыки)

Потом она наконец услышала, как поет ранним утром пастуший рожок и в
ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр.

Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам
деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни
почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя
успокоиться.

Да! Это был
ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря!

Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук
незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков, в свист птиц,
кувыркавшихся в воздухе, в ауканье детей, в песню о девушке – в ее окно любимый
бросил на рассвете горсть песку. Дагни слышала эту песню у себя в горах.

  Какие картины
предстали перед глазами Дагни?

(поет ранним утром рожок, сильный
порыв ветра, ее лес, ее родина, горы, море) -А какую картину нарисовало ваше
воображение?

(ответы детей)

Какой же подарок был сделан Григом Дагни?

(ответы детей)

Проведем следующую исследовательскую
работу — Почему Дагни плакала? Что это были за слезы?

(слезы благодарности)

  О чем думала Дагни,
выходя из парка? ( последний абзац)

Сумрак ночи
еще лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный
рассвет.

Дагни вышла
к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.

Дагни сжала руки и застонала от неясного еще ей самой, но охватившего все
ее существо чувства красоты этого мира.

– Слушай,
жизнь, – тихо сказала Дагни, – я люблю тебя.

И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они
медленно качались в прозрачной серой воде.

Вывод: не всегда подарок представляет из
себя нечто материальное. Не менее важен дар, обогащающий нас духовно.

Кто – то может мне сказать сейчас раскрыть
тайну и сказать, почему же рассказ называется «Корзина с еловыми шишками»?

(Корзина сыграла огромную роль для того,
чтобы Григ написал для Дагни музыку. Если бы девочка не пошла в лес, то она не
встретила Грига, а если бы не было корзины, то автор не смог бы сразу понять,
какой она добрый чуткий человек!) VI. Учитель: А теперь можно заглянуть в
шкатулку и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем уроке? (по 1
человеку от группы) Вы удивлены?

Без каждого из вас наш сегодняшний
исследовательский урок не состоялся бы. Вы согласны с тем, что каждый из вас
был важным и нужным!

VII. Итог урока.

Прошло много лет с тех пор как не стало
замечательного писателя Константина Паустовского и талантливого композитора
Эдварда Грига, а мы продолжаем читать рассказы, слушать музыку, ведь
произведения, созданные этими людьми

БЕССМЕРТНЫ

— Так чему же учит это произведение?

(надо жить, принося радость другим людям)

Человек становится по-настоящему счастлив,
лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира. К.Паустовский и Э.Григ –
великие мастера: один словом другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые
чувства. Люди всех времен будут признательны им за это.

VIII. Д/З

Дагни поняла, чем должен жить человек, а вы?

Прочитайте текст еще раз и ответьте письменно на вопрос.

IV. Рефлексия.

                    
В произведении Паустовского Дагни собирала шишки. У вас тоже есть
шишки. Они разного цвета: коричневые, желтые, зеленые.

Если вы считаете, что урок прошел для вас
интересно, вы себя проявили, хорошо работали — прикрепите коричневую шишку к
елке (самую спелую).

                    
Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не
получилось — желтую. — Если вам было сложно разобраться, есть трудности —
зеленую, ведь это значит, что вам надо немного созреть. X. Оценки за урок.

Я благодарю вас всех за работу на уроке!

В конце урока я хочу обратиться к таким словам

Не жалейте сердца, не таите

Доброты и нежности своей,

Ни своих прозрений и открытий

Не держите в тайне от людей…

Торопитесь всё отдать при жизни,

Чтоб, уйдя к небытию во власть,

Тёплым ливнем,
снегом ли пушистым Снова к милой родине припасть.

                    
Автор этих стихов Т. Кузовлева даёт совет всем людям, как
правильно пройти свой жизненный путь. Она говорит о том, что каждый человек
должен оставить свой след на земле. Именно так прожили свою жизнь писатель
Константин Георгиевич

Паустовский и знаменитый норвежский композитор Эдвард Григ

23 рассказа

Телеграмма

рассказ телеграмма паустовского Катерина Петровна, героиня рассказа Телеграмма, одиноко жила в глухом селе Заборье под Рязанью. Ее единственная дочь Настя работала в Ленинграде и даже не писала писем. Правда, время от времени присылала матери деньги. К женщине часто забегала соседская девочка, заходил сторож Тихон, но все ее мысли были о дочке. Однажды Катерина Петровна…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 17 мин.)

Корзина с еловыми шишками

Корзина с еловыми шишками Рассказ Корзина с еловыми шишками посвящен композитору Эдварду Григу. Однажды в осеннем лесу Григ встретил восьмилетнюю дочь лесника, собиравшую еловые шишки. Эдварду захотелось что-нибудь подарить девочке, но, увы, его карманы оказались пусты. Тогда он пообещал Дагни, что через десять лет обязательно сделает ей подарок. Прошли годы, Дагни…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 12 мин.)

Барсучий нос

Барсучий нос Рассказ Барсучий нос повествует о забавном и в то же время грустном происшествии на берегу лесного озера, куда мальчик Ваня оправился с рыбаками. Поздно вечером все сидели у костра и жарили картошку. Вдруг в кустах раздалось странное фырканье. Не успели люди опомниться, как оттуда выскочил барсук, подбежал к шипящей, брызгающей маслом сковороде…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 4 мин.)

Квакша

Квакша В своем рассказе Квакша Паустовский хотел показать, что человек и природа – единое целое, а потому нужно быть добрым к любому живому существу. В то лето стояла такая жара, что даже накопать в огороде червей для рыбалки было проблемой – все они спрятались поглубже. Пожилой рыбак Глеб с трудом добыл несколько штук в дальнем овраге, а потом поставил…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 11 мин.)

Заячьи лапы

Заячьи лапы В рассказе Заячьи лапы идет речь о ценности доброты, благородства и взаимовыручки. Однажды старый охотник Ларион чуть было не пристрелил зайчишку – промахнулся. Дед успел заметить, что левое ухо у зайца разорвано. Вскоре после этого случая Лариона настиг в лесу пожар. Огонь стремительно наступал, шансов выбраться из леса живым не было. И вдруг…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 7 мин.)

Кот-ворюга

Кот-ворюга Рассказ Кот-ворюга учит проявлять милосердие к животным – тогда они станут нашими лучшими друзьями и помощниками. Деревенский кот постоянно воровал у рыбаков улов и все, что плохо лежало. За это рыжий хулиган был прозван Ворюгой. Однажды терпение рыбаков лопнуло. Поутру кот стащил окуней, а вечером утянул кусок колбасы и забрался с ним на…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 5 мин.)

Дремучий медведь

dremuchij-medved-01 Петя, герой рассказа Дремучий медведь, круглый сирота: отец погиб на войне, а мать умерла. Жил он с бабушкой Анисьей, а летом работал колхозным пастухом. Петя, в отличие от других пацанов, никогда не обижал животных, не ломал веток, не разорял гнезд. И природа отплатила ему добром. Однажды старый злой медведь решил напасть на телят. Пете грозила…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 11 мин.)

Теплый хлеб

Тёплый хлеб В рассказе Теплый хлеб противопоставляются доброта и черствость, забота о других и эгоизм, любовь и равнодушие. В одной деревне жил кавалерийский конь, которого ранило осколком во время войны. Мельник Панкрат вылечил животное, но прокормить его в одиночку не мог. Конь заходил во дворы к селянам, и каждый чем-нибудь кормил его. И только мальчик…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 12 мин.)

Струна

Коротенький, но очень трогательный рассказ Струна переносит нас в тяжелые годы войны. Горе и страдания не смогли лишить людей способности воспринимать прекрасное. В 1941 году на осажденном фашистами острове плечом к плечу с бойцами сражалось несколько артистов. По вечерам, несмотря на обстрелы, они давали концерты. Скрипка музыканта Егорова была…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 5 мин.)

Стальное колечко

Стальное колечко Стальное колечко – рассказ о том, как нужно любить своих близких, сострадать им. Доброму человеку даруется счастье. Варя с дедом жили в глухой деревне на опушке леса. Однажды морозной зимой у дедушки, который сильно болел, закончился табак. Варя отправилась в ближайшее село. На станции девочка познакомилась с военным, который попросил продать…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 8 мин.)

Жильцы старого дома

Жильцы старого дома Герои рассказа Жильцы старого дома – животные и неодушевленные предметы: кот, такса, петух, курица, лягушка, стенные ходики, веер, музыкальная шкатулка. У каждого из них свои заботы, не менее важные, чем у людей. Кот Степан конкурирует с таксой Фунтиком. У Фунтика, в свою очередь, имеются враги: агрессивный петух Горлач и драчливая черная курица…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 9 мин.)

Похождения жука-носорога

Похождения жука-носорога Похождения жука-носорога – трогательное произведение о военном лихолетье. Автор показывает, что даже в самых тяжелых условиях всегда есть место для человеческой доброты, душевного тепла, любви ко всем живым существам. Когда Петр Терентьев уезжал на фронт, маленький сын Степа подарил ему своеобразный талисман – живого жука-носорога в спичечном…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 7 мин.)

Резиновая лодка

Резиновая лодка Герой рассказа Резиновая лодка купил себе новый «транспорт» для рыбалки. Жителям деревни резиновое судно было в диковинку, но постепенно все привыкли к нему и перестали шарахаться. И только щенок Мурзик, обожавшей грызть все подряд, никак не мог успокоиться. Пес беспрестанно хватал острыми зубами то борт лодки, то резиновую пробку, и однажды…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 6 мин.)

Растрепанный воробей

Растрепанный воробей Основная идея рассказа Растрепанный воробей – всепобеждающая сила добра. Благодаря добру случаются настоящие чудеса. В форточку квартиры, где жила девочка Маша, часто залетала ворона и воровала еду. Однажды голодный воробышек Пашка попытался полакомиться запасами воронами, но получил удар острым клювом. Маша взяла Пашку к себе, отогрела и…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 11 мин.)

Подарок

Подарок В своем рассказе Подарок писатель старается показать, что жизнь прекрасна благодаря постоянным переменам. Каждое время года имеет свою прелесть, и это нужно ценить. Как-то осенью сын лесничего Ваня подарил рассказчику выкопанную в лесу молоденькую березку. Деревце посадили в большой ящик с землей и оставили в комнате. Когда начался листопад и все…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 5 мин.)

Последний черт

Последний черт Забавный рассказ Последний черт повествует о том, что в жизни порой случаются «чудеса», которые на самом деле объясняются очень просто. Дед Митрий пугал жителей деревни байками о том, что якобы встретился у лесного озера с чертом. И хотя ему не очень-то верили, но ходить по ягоды женщины теперь опасались. Автор рассказа и его друг решили…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 8 мин.)

Акварельные краски

акварельные краски паустовский В рассказе Акварельные краски Паустовский хочет показать, как много значат для человека понятия «родина», «родная земля». Художник Берг вырос в городке на берегу Днепра, но никогда не испытывал особой привязанности к родным местам. Однажды он поехал в гости к своему другу, художнику Ярцеву, проводившему лето в деревне под Муромом. Берг целыми…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 9 мин.)

Сивый мерин

Сивый мерин Рассказ Сивый мерин затрагивает душу читателя особой атмосферой доброты и щемящей грусти. Однажды ночью Рувим с Костей отправились на рыбалку. По дороге они заметили, что за ними увязался знакомый мерин, который вместе с другими лошадьми пасся возле стогов. Подойдя к реке, мерин вошел в воду, и приятели рассердились, что он распугает рыбу. А…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 6 мин.)

Заботливый цветок

Заботливый цветок Заботливый цветок – увлекательная история о простеньком лесном растении. В природе нет ничего лишнего или неважного: каждая былинка имеет свое предназначение. Однажды рассказчик отправился в лесничество, где должен был состояться сбор шишек, запасенных белочками. Там он встретил лесничего и Анну Петровну, организатора похода за шишками. Разговор…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 6 мин.)

Артельные мужички

Артельные мужички Артельные мужички – сказка о девочке Варе и четырех крошечных, ростом с еловую шишку, человечках, освободивших из плена саму Осень. Однажды Варя познакомилась с артелью сказочных мужичков и поинтересовалась, могут ли они сплести поясок из паутины с золотым волосом. Этот волос обронила в лесу Осень, принявшая облик обычной девушки. В краю, где…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 20 мин.)

Золотой линь

Золотой линь Основная мысль рассказа Золотой линь – терпение и труд все перетрут. Как-то раз автор рассказа и его друг Рувим отправились на озеро удить рыбу, но день не задался. Над их маленькими уловами и раньше смеялись в деревне, а сегодня день вовсе не задался – все время что-нибудь мешало. Когда друзья наконец закинули удочки, явился старый дед и…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 7 мин.)

Австралиец со станции Пилево

Паустовский В рассказе Австралиец со станции Пилево идет речь о событиях начала ХХ в. Семья Вани жила очень бедно. Когда умер отец, мать отправила сына в Сибирь в надежде, что ему дадут там землю. Иван добрался до самого Владивостока и устроился на пароход. Однажды пароход бросил якорь в австралийском порту. Ваня решил остаться и поработать на плантации…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 23 мин.)

Снег

рассказ Снег Героиня рассказа Снег в годы войны эвакуировалась из Москвы в маленький городок. Поселились они с дочкой у старика Потапова, но через месяц его не стало. Сын старика, офицер флота, давно не был в родном городе, и вот наконец вырвался на сутки. Николай узнал, что отец умер, а в доме живет актриса. Он очень боялся, что теперь там все чужое. А…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 11 мин.)

В составе золотого фонда советской литературы есть множество интересных даже для современных детей произведений, в частности, рассказы, которые написал Константин Георгиевич Паустовский. Автор раскрывает юным читателям самых разнообразные аспекты жизни, знакомит с миром животных, объясняет взаимоотношения в семье, заставляет задуматься о морально-этических проблемах и т.д.

Какие рассказы Паустовского читать для детей?

Каждое произведение Константина Георгиевича по-своему интересное и поучительное, поэтому решать, что почитать ребенку вслух либо посоветовать для самостоятельно изучения нужно, исходя из возраста, обстоятельств и характера сына или дочки. Без сомнений, понравятся деткам повествования о природе, приключениях, домашних животных и лесных зверях, их взаимоотношениях с человеком. В списке самых популярных стоит отметить такие рассказы: «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», «Жильцы старого дома», «Прощание с летом», «Подарок», «Собрание чудес», «Старый повар», «Стальное колечко».

Лучшие сказки бесплатно

Пока кто-то партиями скупает детскую литературу с прилавков или тратит драгоценное время на походы в обычные библиотеки, многие выбирают альтернативный способ погружения в мир сказок Паустовского – онлайн чтение. На нашем сайте можно найти произведения писателя разных годов, рассчитанные на детей младшего и среднего школьного возраста – останется только определиться с названием и открыть текст для чтения. Важные преимущества нашего портала:

  • никакой оплаты за доступ – рассказы о природе, животных, семье и т.д. можно читать вслух или про себя без ограничений;
  • отсутствие необходимости подписываться на электронную рассылку или регистрироваться;
  • наличие содержания и удобного поиска по названиям, что позволяет достаточно быстро сориентироваться в творчестве русского автора;
  • иллюстрации к повестям и рассказам, с помощью которых ребенок сможет более явно представить описываемые в них события и героев;

беспроблемное открытие текстов с компьютера, телефона, планшета и любого другого устройства, подключенного к Интернету.

Популярные рассказы К. Г. Паустовского

  1. Телеграмма
  2. Корзина с еловыми шишками
  3. Барсучий нос
  4. Квакша
  5. Заячьи лапы

Тема: Понимание
эмоционального тона художественно
го произведения. К.
Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Задачи урока:

·       
воспитание доброго
отношения к людям, желание быть полезным окружающим, умение понимать
прекрасное, осознавать своё место  на уроке и в жизни.

·       
Работать
над  выразительностью чтения.

·       
Расширять
кругозор детей, обогащать словарный запас, приобщать их к искусству, продолжать
обучение работать в группах.

·       
Формировать
творческое воображение через умение представлять картины, по музыкальному
произведению.

Планируемые
достижения на уроке:

·       
умение
анализировать эмоциональное состояние героев;

·       
умение
анализировать прочитанное;

·       
воспитание
любви к музыке;

Оборудование:
презентация, аудиодиск с музыкой Э.Грига.

Ход урока

I.Организационный
момент.

Вход в урок (слушание
Э. Григ «Танец Анитры»)

II. Сообщение темы
и цели урока.

Постановка задач
урока.

— Ребята, посмотрите
на доску. Подумайте и попробуйте догадаться, о каком произведении мы будем
говорить на уроке?

На доске: портрет
Э. Грига, К. Паустовского и корзина с еловыми шишками

 — Сегодня на уроке, мы завершаем работу  над этим
произведением. Но вместе с тем, мы войдем в необыкновенный мир творчества писателя
Константина Паустовского и норвежского композитора Эдварда Грига. Музыкальные
произведения Грига будут сопровождать нас на протяжении всего урока.

IV. Работа над
произведением.

1.
Творчество К. Паустовского и Э. Грига

— Были ли вы
раньше знакомы с творчеством К. Паустовского?

– Какие
произведения К. Паустовского вы уже читали? (Барсучий нос, Заячьи лапы,
Стальное колечко, Растрёпанный воробей)

-1-ая группа
готовила сообщение о писателе К. Паустовском. Расскажите. (рассказ детей)

Константин
Георгиевич Паустовский
родился в Москве. Кроме него, в семье
было ещё трое детей: два брата и сестра. Отец писателя был железнодорожным
служащим, и семья часто переезжала с места на место. После нескольких переездов
семья Паустовских поселяется в Киеве.  Константин Паустовский учился в
Киевской  гимназии. В последнем классе гимназии, он написал свой первый
рассказ.

Константин
Георгиевич переменил много профессий: он был вожатым и кондуктором трамвая, рабочим
на  заводах, рыбаком, санитаром в армии, преподавателем русской литературы,
журналистом. В гражданскую войну Паустовский воевал в Красной Армии. Во время
Великой Отечественной войны был военным корреспондентом.

За свою
большую писательскую жизнь Константин Георгиевич побывал во многих уголках
нашей страны и в других странах. Паустовский писал не только о природе,
но и о замечательных людях. Он встречался
со многими знаменитыми людьми: поэтами, музыкантами,
художниками и написал много книг про них.

Перу
Паустовского принадлежат цикл рассказов для детей и несколько сказок. Они учат
любить родную природу, быть наблюдательным, видеть в обычном необычное и уметь
фантазировать, быть добрым, честным. Эти важные человеческие качества так
необходимы в жизни.

Книги
Паустовского переведены на многие иностранные языки.

Умер писатель в
Москве, а похоронен в г.Таруса Калужской области. На его могилу приходят
взрослые и дети, все, кто любит его произведения. От весны до глубокой осени на
его могиле лежат букеты цветов, а зимой зеленеют еловые веточки.

— Кому посвятил  рассказ 
«Корзина с еловыми шишками» К.Г.Паустовский?

( композитору
Эдварду Григу)

— Я предоставляю
слово  3 группе (рассказ детей о Григе)

Эдвард
Григ –
великий
норвежский композитор, пианист, дирижер, родился в городе Бергене. С шести лет
мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери – талантливой пианистки.
Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона.

Игру юного
Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика
учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через
четыре года успешно окончил ее.

Вскоре его
имя стало известно всему миру. Все  произведения Грига посвящены Норвегии.
Главная тема его   произведений – тема Родины. Он любил свою Родину, ее
леса, озера, реки.

Григ много
путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз
стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В
его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы
природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря.

Велико
творческое наследие Эдварда Грига. Он был автором более 120 романсов и песен.
Григ  писал их на протяжении всей жизни.

День,
когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в
скале над вечно волнующимся морем.

2. Работа
с текстом

1) Составление картинного
и словесного плана

— А теперь
обратимся к произведению и вспомним, сколько в нем частей.

— О чем говорится
в каждой части?

(1 — встреча
композитора и девочки; 2 — о том, как Григ писал музыку для Дагни; 3 — Дагни у
тетушки; 4 — на концерте)

— Предлагаю вам
составить словесный и картинный план рассказа, используя ваши рисунки.

(Работают в
группах, двое у доски. В это время звучит музыка Э.Грига
«Песня
Сольвейг»)
.

Можно составить
такой план:

1. Встреча в
осеннем лесу.

2. Композитор
пишет музыку.

3. Дагни в гостях
у тётушки.

4. Подарок для
Дагни.

2) Работа над 1
частью рассказа.

 — Как  озаглавили
1 часть? (Встреча в осеннем лесу)

 — Рассказ
«Корзина с еловыми шишками» имеет красивое начало.

— Вспомните, что
описывает автор в начале? (Норвежский горный лес)

— Часто Григ
представлял себе, что в глубине этих гор живут маленькие сказочные существа.
Так появилась композиция «В пещере горного короля» из сюиты «Пер
Гюнт». Послушайте и попробуйте представить себе этих сказочных персонажей.
(слушание Э. Григ «В пещере горного короля»)

— Посмотрите на
иллюстрацию.  Какой эпизод  изображен на ней? (встреча Грига с Дагни)

— Давайте
прочитаем по ролям этот отрывок.

— Какой же подарок
решил сделать композитор девочке? (написать музыку)

— Почему он не
захотел сделать его сразу?(такие вещи не дарят маленьким детям, т.к. дети не
всегда понимают сложную музыку)

— Как вы думаете,
почему Григ
в
рассказе с такой любовью и вниманием относится к девочке?
(у нее
доброе сердце; умеет думать о других)

— А ведь этот
случай, описанный Паустовским, можно связать с фактами из биографии
композитора.

  … Григ очень любил детей. Когда-то у него была дочь Александра.
Белокурая, зеленоглазая, очень красивая. Но прожила она совсем недолго- чуть больше
года. Больше детей в семье не было. Всю жизнь вспоминал композитор эту утрату.
И поэтому в каждой девочке он видел свою дочь.

3) Работа над 2  частью
рассказа

— Переходим ко
второй части. Как мы ее озаглавили? (Композитор пишет музыку)

— Кто такой
композитор? (человек, который пишет музыку)

— С чем сравнивали
друзья дом композитора? (с жилищем дровосека)

— А почему? (в
нем были только рояль и диван)

— Почему в доме не
было другой мебели и предметов интерьера? (мебель и предметы интерьера приглушают
звуки музыки)

— Что украшало
комнату Грига?

— Почему композитор  не решался выбросить
старый диван?

— Дом был бедным,
пустым. А счастлив ли был там Григ?(да)

— Почему он считал
себя счастливым человеком? Найдите в тексте слова, которые это подтверждают (отдал
молодежи жизнь, талант, работу; все без возврата)

— Сколько же
времени писал композитор музыкальное произведение для Дагни? (больше месяца)

— Эдвард Григ
сидел зимним вечером у себя дома. За окном падал снег, дома топилась печь, а он
сочинял музыку для Дагни. Но Григ был не один. Кто же наблюдал за ним? Кто были
его первые слушатели? Найдите в тексте и зачитайте.

— Как вы думаете, трудно описывать музыку словами? Ответьте на мой
вопрос словами текста.

         3. Физминутка.

Быстро
встаньте, улыбнитесь,

Выше,
выше потянитесь.

Ну-ка
плечи распрямите.

Поднимите,
опустите.

Влево,
вправо повернулись,

Руками
коленей коснулись.

Сели
— встали, сели — встали

И
на месте зашагали.

4. Работа
с текстом (продолжение)

4) Изобразительно – выразительные средства (олицетворения,
сравнения и эпитеты). Работа в парах.

Вы
сказали, что музыку нельзя передать словами. А писателям и поэтам это удаётся.
Какие же изобразительно – выразительные средства используют они в своих
произведениях? (олицетворения, сравнения и эпитеты)

— Вспомните эти понятия.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ— это художественный
приём,
когда неживому
предмету приписываются признаки или действия живого существа.

СРАВНЕНИЕ
–  это сопоставление изображаемого предмета, или явления, с другим предметом по
общему им признаку.

ЭПИТЕТ — это  красочные
прилагательные, которые помогают живо представить  предмет,   почувствовать отношение автора к нему.

1 группа – выписывают из текста 3-4 олицетворения (листья
дрожат, рояль мог петь, струна плакала, мелодия росла, эхо ждет, клавиши
тосковали, смеялись, гремели)
;

2 группа — выписывают из текста 3-4 сравнения (эхо
как птица пересмешник, листья как золото и медь, зелёные зрачки Дагни как
огоньки листвы, дом композитора с жилищем дровосека, Дагни как солнце, нежный
ветер, раннее утро, солнце горит как корона, косы с отблеском старого золота
);

3группа — выписывают из текста 3-4 эпитета (грибной
воздух, осенний наряд, весёлое эхо, белые ночи, хрустальные туфельки, сказочная
волшебница)

(слушание
Э. Григ «Норвежский танец»)

— Действительно,
музыку не передашь словами, но мастерство писателя позволяет нам заглянуть в
дом Э. Грига в Бергене, услышать, как рояль великого композитора может петь, а
клавиши – тосковать, смеяться, «греметь бурей и гневом».

5) Работа над 3  частью
рассказа

— Переходим к 3
части. Как мы ее озаглавили? (Дагни в гостях у тётушки)

—  А теперь
давайте перенесёмся на 10 лет вперёд.
Дагни покидает дом. А по какой
причине она это делает? (посмотреть как устроен мир, как живут люди и
немного повеселиться)

— Что изменилось в
жизни Даг
ни?
Какой она стала? (ей 18 лет, красивая стройная девушка)

— А внутренний
духовный мир Дагни изменился? (в душе осталась всё тем же добрым и чутким
ребёнком).

— Помните, а ведь
именно этими качествами Дагни понравилась Григу.

6) Работа над 4  частью
рассказа

— Переходим к
заключительной части. Как мы ее озаглавили? (Подарок для Дагни)

— Давайте вместе с
Дагни отправимся на концерт и послушаем отрывок музыкального произведения
Эдварда Грига «Утро» (прослушивание музыки)

— Сейчас
уже никто не сможет точно сказать, какое из своих произведений Э. Григ посвятил
Дагни  Педерсен. Может быть  это, а может и
другое.                                                                                                                                                                                                                                          
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

— Какую картину
нарисовало ваше воображение?

— А какие картины
предстали перед глазами Дагни? Прочитайте этот отрывок. (поет ранним утром
рожок, сильный порыв ветра, ее лес, ее родина, горы, море)

— Почему после
исполнения этой чудесной музыки «Сначала медленно, потом все разрастаясь,
загремели аплодисменты»? (классическая музыка воздействует на душу,
которая взлетает и парит в воздухе, а когда музыка стихает, сердце замирает и
нужно некоторое время, чтобы прийти в себя, ощутить себя снова на земле.)

— Если вы этого
никогда не чувствовали, значит, редко слушали настоящую музыку. Но у вас еще
все впереди: и настоящее счастье, и музыка тоже.

— Почему Дагни
плакала? Что это были за слезы? (Она плакала от счастья, это были слезы благодарности)

— О чем думала
Дагни, выходя из парка? Прочитайте.

— «Волшебник и великий музыкант». О ком же эти слова?

— Прочитайте последние 4 слова, которыми заканчивается рассказ (чем
должен жить человек…)

Какой знак
препинания стоит в конце? Как вы думаете почему? (надо поразмыслить, это
приём в литературе называется риторический вопрос, который не требует
немедленного ответа)

— Так чему же учит
это произведение? (надо жить, принося радость другим людям)

V. Итог урока.

1) Запись на доске: «Живут волшебники земные, тепло
своих сердец  даря».

— Кого мы называем земными волшебниками и почему? (Григ
подарил нам талантливо написанную музыку, Паустовский – рассказ).


Писатель К. Паустовский и композитор Э. Григ великие мастера и волшебники: один
словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства

— Прошло много лет
с тех пор, как не стало замечательного писателя Константина Паустовского и
талантливого композитора Эдварда Грига, а мы продолжаем читать рассказы,
слушать музыку, ведь произведения, созданные этими людьми бессмертны.

2) — Мне бы
хотелось, чтобы вы стали хорошими людьми. И слова М.Пришвина и В. Сухомлинского
были вашим девизом по жизни.

Все хорошее в природе — от солнца, а  все лучшее в
жизни — от человека. (М. Пришвин)

Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было
хорошо. (В.А.Сухомлинский)

VI. Домашнее задание.

— У нас в
учебнике рассказ напечатан не до конца. У вас на партах лежит концовка. Дома
прочитайте её и в рабочей тетради напишите рассуждение на философскую тему
:
«Чем должен жить человек?»

 Дагни шла по пустынным улицам. Она
не замечала, что следом за ней, стараясь не попадаться ей на глаза, шел Нильс,
посланный Магдой. Он покачивался, как пьяный, и что-то бормотал о чуде,
случившемся в их маленькой жизни.

     Сумрак ночи еще
лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет.
Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.

      Дагни сжала руки
и застонала от не ясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства
красоты этого мира.

— Слушай, жизнь, —
тихо сказала Дагни, — я люблю тебя. И она засмеялась, глядя широко открытыми
глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.

      Нильс, стоявший
поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь
он знал, что ее жизнь не пройдет даром.

VI. Рефлексия.

— В произведении
Паустовского Дагни собирала шишки. У вас тоже есть шишки. Они разного цвета:
желтые, оранжевые, красные.

Если вы считаете,
что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали —
прикрепите красную шишку (самую спелую).

— Если не все пока
удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получилось — оранжевую.

— Если вам было
сложно разобраться, есть трудности — желтую, надо немного созреть.

РАССКАЗЫ К. Г. ПАУСТОВСКОГО

(«радиопередача»)

Цели: привлечь внимание учащихся к творчеству К. Г. Паустовского; формировать навыки чтения по ролям; приобщать детей к культуре театра, развивать умение эмоционально воспринимать текст, выражать при чтении чувства действующих лиц; расширять игровой опыт детей.

Оборудование: ширма-«радио», портрет Паустовского, выставка книг.

Подготовка к занятию: учащиеся читают рассказы и сказки К. Г. Паустовского («Кот-ворюга», «Барсучий нос», «Заячьи лапы», «Последний черт», «Золотой линь» и др.).

Учащиеся делятся на группы: первая группа готовит рассказ о жизни Паустовского, вторая — «радиоспектакль» по рассказу «Кот-ворюга», третья — викторину.

Ход занятия

I.        Вступительное слово учителя.

— Ребята, сегодняшнее занятие необычное. Мы будем слушать «радиопередачу» и принимать в ней участие.

II.        Рассказ о жизни писателя.

Учитель «включает» радио (радио нарисовано на ширме).

Выступает первая группа учащихся.

1-й учащийся. Уважаемые радиослушатели! Мы начинаем передачу о жизни и творчестве известного русского писателя, книги которого переведены на многие языки мира, -о Константине Георгиевиче Паустовском (1892-1968).

2-й учащийся. Родился в семье железнодорожного служащего, семья была большая, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям  искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло в Украине — сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6 класса гимназии он уже репетиторствовал. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учебу, пошел работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста.

III. Викторина по рассказам К. Г. Паустовского.

Выступает вторая группа учащихся.

—        А сейчас, уважаемые радиослушатели, вы сможете принять
участие в викторине по рассказам К. Г. Паустовского, позвонив
нам по телефону.

Победителей нашей викторины ждут призы. Звоните.

Учащиеся подходят к телефону, «звонят».

—        А вот и первый звонок. Представьтесь, пожалуйста…
Итак, вопрос…

Вопросы викторины:

  1. О ком это: «Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас толком его не видел»? (О коте; рассказ «Кот-ворюга».)

  2. Каким образом удалось приручить кота? Как из ворюги он превратился в сторожа? (Приручили кота, покормив его. Он ел больше часа. А сторожем стал, отучив кур воровать со стола кашу. Увидев кота, они с писком и толкотней прятались под домом.)

  1. О ком это: «У костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей»? (О барсуке; рассказ «Барсучий нос».)

  1. Однажды барсук обжег нос, сунув его в сковородку, где жарилась картошка. Как он лечил свой нос? (Он расковырял старый пень, засунул нос в самую его середину, в холодную и мокрую труху.)

  2. Через какое время автор встретил барсука со шрамом на носу снова? Чем барсук занимался? (Через год; барсук сидел у воды и старался поймать лапой гремящих, как жесть, стрекоз.)

  3. Одного из персонажей К. Паустовского называют «десять процентов». Почему его так прозвали? (Рассказ «Последний черт». На деда напала свинья, не свинья — прямо лев! Он попал в больницу, где доктор ему сказал, что от него осталось «десять процентов». Так деда и прозвали — «Десять процентов».)

  4. Кого дед «Десять процентов» принял за черта в рассказе «Последний черт»? (Пеликана. Пеликан кинулся на деда и долбанул его так, что тот упал в кусты малины.)

  5. Откуда на озере взялся пеликан? (Сбежал во время перевозки зверинца.)

  6. Дед поехал в город, нашел зверинец и рассказал о пеликане. Что дед получил в награду? (40 рублей, на которые купил новые штаны.)

  1. Кто может помочь человеку выбраться из лесного пожара? (Старые лесные жители знают, что звери лучше человека чуют, откуда идет огонь. Герой рассказа «Заячьи лапы» дед Ларион побежал за зайцем, и тот вывел его из огня.)

  2. Из чего деревенские мальчишки плетут лески для рыбной ловли? (Из конского волоса; рассказ «Сивый мерин».)

  3. Кого называют лучшим сборщиком шишек? (Белок; рассказ «Заботливый цветок».)

  4. Есть ли враги у рыбаков? Если есть, то какие? (Да. Это мальчишки,  которые распугивают рыбу;  подводные коряги, за которые запутывается леска; а также ряска, комары, грозы, ненастье и наводнение. Рассказ «Золотой линь».)

  1. Можно ли увидеть жару или холод? (Да, можно. В жару над лесом можно заметить желтый дымок. Кажется, что дрожит воздух. А в холод меняется цвет неба — оно становится зеленым, как мокрая трава. Рассказ «Квакша».)

  2. Что предсказывает древесная лягушка-квакша? (Кваканьем она предсказывает дождь. Рассказ «Квакша».)

  3. Если выкопать в лесу маленькое деревце, например березку, посадить его в кадку и держать в теплой комнате, пожелтеют ли листья осенью или останутся зелеными на всю зиму? (Они осенью пожелтеют и облетят. Рассказ «Подарок».)

  1. В стародавние времена красавицы умывались первым снегом из серебряного кувшина. Для чего они это делали? (Чтобы не увядала их красота. Рассказ «Прощанье с летом».)

  1. Существует высокое растение с красными цветами, собранными в большие кисти. Оно приносит большую пользу молодым лесным посадкам. Как называется это растение, и в чем его польза? (Это кипрей или иван-чай — очень «теплый» цветок, вокруг него всегда теплый воздух, и молодые деревца, стоящие рядом с ним, не замерзают в холода. Рассказ «Заботливый цветок».)

Подводятся итоги викторины. Объявляются победители.

IV. «Радиоспектакль» по рассказу К. Г. Паустовского.

Выступает третья группа учащихся.

— И в заключение нашей передачи послушайте «радиоспектакль» по рассказу К. Г. Паустовского «Кот-ворюга».

Слушание «радиоспектакля».

V. Подведение итогов занятия.

  • Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Чем?

  • Какие рассказы К. Паустовского вы хотели бы прочитать?

  • Обратимся к выставке книг.

Учитель и учащиеся работают с выставкой книг.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/454843-vneklassnoe-chtenie-rasskazy-k-paustovskogo-z

  • Паустовский повести и рассказы читать
  • Паустовский полное собрание сочинений
  • Паустовский подарок читать полный рассказ
  • Патша белэн карт сочинение
  • Паустовский дремучий медведь читать полный рассказ бесплатно читать