Паустовский рассказ о моцарте

Цели урока: формировать предметные умения: - воспринимать на слух текст в исполнении учителя; - прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;

Цели урока: Формировать предметные умения:

     
воспринимать на слух текст в
исполнении учителя;

     
прогнозировать содержание
текста по заглавию, иллюстрации;

     
определять жанр произведения;

     
читать про себя, отвечать на
вопросы по прочитанному;

     
участвовать в ведении
учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста. Формировать У УД:

      определять цель учебной деятельности с помощью
учителя; работая по предложенному плану, сверять свои действия с целью и, при
необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Оборудование:Бунеев Р.Н., БунееваЕ.В. Литературное чтение. 3-й класс.
Стр. 146- 150. Фрагмент произведения В. Моцарта. Запись песни сверчка.
Изображения: сверчок, стрельчатые окна,

Методические рекомендации стр. 220- 221.

Ход урока:

I.                                
ОНУ.

II.                             
Проверка домашнего задания.

                    
Над каким произведением мы
работали на прошлых уроках? (рассказ «Корзина с еловыми шишками» К. Г.
Паустовского)

                   
Докажите, что это
рассказ.(небольшой по объёму, немного персонажей, мало событий)

                   
Назовите главных героев этого
рассказа. (Дагни и Эдвард Г риг)

                   
Какое чудо произошло в жизни
Дагни?

                   
Как вы поняли смысл
последнего предложения?

                   
Какое место в рассказе вам
понравилось больше всего?

                   
За что Дагниблагодарна
композитору Эдварду Г ригу?

                   
Как вы понимаете выражение
«вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек»? Чем же
прекрасным должен жить человек?

                   
Какая же волшебная сила есть
у музыки? (сила воздействия на человека, на его душу; музыка помогает человеку
понять мир, в котором он живёт, понять себя)

                    
Как вы думаете, пьеса Грига —
это подарок только для Дагни? А вы получали, когда- ни будь удивительные
подарки? А сами могли бы сделать пусть не совсем такой, но тоже — удивительный,
необычный подарок? Подумайте над этим. •

III.                   
Основная часть урока.

1)                    
Формулировка новой темы
урока.

                              
Хочется ли вам узнать, как
рождалась музыка у других композиторов? Только ли Паустовский восторгается музыкальным
талантом композитора?

                              
Сегодня мы перенесёмся в
другую эпоху, в другую страну и узнаем еще одну тайну…

                              
А поможет нам в этом сегодня
произведение Геннадия Цыферова.

     
Прочитайте заглавие текста на
стр. 146.

     
Кто из вас видел сверчка? Кто
слышал его песню?Прислушайтесь…Это сверчок, (звучит пение сверчка, на доске
изображение сверчка)

     
Где живёт этот сверчок? (за
печкой, в поле)

     
Рассмотрите иллюстрацию в
учебнике. Кого вы видите?(мальчика и сверчка)

     
Чем занимается сверчок?
(играет на скрипке)                                    .

Домовых сверчков за любовь к человеческому жилью прозвали
«запечными соловьями».

     
А кто этот мальчик?

-Мальчик этот наш современник?(Нет. У него парик. Это
XVIII век.)

      Это маленький Моцарт (фотография на доску).
Будущий
австрийскийкомпозитор и исполнитель-виртуоз, один из самых
популярных классических композиторов. Как вы понимаете слово — виртуоз?

     
Какое произведение по жанру
мы будем читать (рассказ или сказку)?

     
Докажите своё
предположение.(Сверчки не играют на скрипке.)

     
Прочитайте ещё раз заглавие.

     
Какой вопрос вы хотите задать
автору? (какую тайну скрывает сверчок)

     
Как вы сами ответите на этот
вопрос?

     
Проверим наши
предположения, прочитав данный текст.

Читает учитель (первичное чтение).

Комментирует слова:

бутафорское (ненастоящее оружие),стрельчатые окна (в форме арки,
завершающиеся

острымуглом),
маэстринонеофициальное
почётное именование выдающихся деятелей в различных областях искусства (чаще —
музыкантов: композиторов, дирижёров, исполнителей)

     
Мы предположили по иллюстрации,
что это сказка.

      Как вы сейчас думаете,
какое произведение по жанру мы будем читать
?(Это рассказ.
Рассказ о детстве Моцарта. Моцарт — не сказочный персонаж, это известный
композитор.) Читает ещё
раз последний абзац предисловия (стр. 147).

     
Данные слова автора
подтверждают, что это сказка? (подтверждают)

     
Проверим наше предположение,
будем читать дальше.

Читает текст учитель.

Организует беседу после чтения.

-Какая же сказочная тайна была у маленького Моцарта?

-Сколько лет ему было?

-О чём мечтал мальчик, слушая Сверчка?

-С какой трудностью встретился маленький Моцарт? Как к
этому отнёсся сверчок?

     
Какую тайну открыл сверчок
мальчику? Почему именно ему?

-Верите ли вы в историю рассказанную Г.Цыферовым?                       .

Исполнилась
ли мечта Моцарта и надежда Сверчка?

      Как вы думаете, почему Цыферов предполагает, что
именно сверчок научил Моцарта музыке, доверил ему тайну? (Музыка Моцарта — это
язык природы, чувств, поэтому она бессмертна, как мир вокруг)

      Закройте глаза, положите руки на парту, можно
положить голову на руки. Прослушайте
фрагмент
музыкального произведения.(В.А.Моцарт Менуэт-ля мажор)

      Знаете ли вы, ребята, что отец маленького
Моцарта, скрипач Леопольд Моцарт, написал в своих записках: «Этот менуэт
Фольфгангерль выучил 26 января 1961 года, в половине десятого вечера, в
возрасте четырех лет, за день до своего дня рождения»

     
Что вы представили, когда
слушали музыку?

     
Почему автор называет музыку
Моцарта «маленьким чудом»?

Первичное
чтение второй главки учащимися.

1)      — Родина Моцарта- Зальцбург, это маленький
австрийский городок. «На карте тогдашней Европы он выглядел крохотным» Столицей
Австрии является город Вена. Как встретят Моцарта в этом шумном большом городе?

     
Прочитайте название следующей
главки.

       Отчего вдруг затанцевал снег? Где будут
происходить события? При чем тут серебряная шпага принца? (предположения детей)

Комбинированное чтение.

2)     
-Почему так волновались
Моцарты, приехав в столицу- Вену?

3)      — Чем маленький музыкант покорил венскую публику?
(«Вольфганг играл бесподобно — то есть…(превосходно, его игру нельзя было
сравнить ни с чьей.Весь зал переживал чувства, которые всколыхнула в людях
музыка)

4)      — Венская публика — очень строгая и
требовательная к музыке — рукоплескала маленькому Моцарту. Это было одно
удивительное событие, а другое? (подарок императора — очень высокая честь и
признание)

5)      — Кто еще радовался успеху Моцарта? (вся природа:
зима, снег. А снежинки «застывали цветами» — в подарок маленькому талантливому
музыканту)

Учитель читает авторский текст до вопросов с. 150

-Так что же мы читали: сказку или быль?(Сказка
переплетается с реальностью.)

-Почему автор использует такой
приём?(Мир музыки, мир звуков-всегда тайна, загадка, всегда немного
волшебство.)

       Знаете ли вы,
ребята, чем заканчивается это произведение Геннадия Цыферова?
«Напрасно грустили о Моцарте зальцбружцы.
Напрасно ждали его ночами запечные сверчки, настраивая свои волшебные
скрипочки. Вольфганг так и не вернулся.

А вскорепочтовая карета привезла из австрийской
столицы письмо. В нём торжественно извещалось: «Вольфганг Амадей Моцарт стал
первым независимым музыкантом XVIII столетия»

(Звучит произведение Моцарта «Музыка ангелов»)

      Теперь он подчиняется одной музыке.И только ей.
Звучат мелодии Моцарта, и светлеет мир, пробуждаются сердца, рвущиеся навстречу
счастью. Лучше всяких слов это передает сама музыка Моцарта. Звучит
произведение Моцарта «Музыка ангелов»

IV Домашнее задание. Прочитать рассказ. Рассказать эту историю от лица
запечного

Сверчка.

Открытый урок литературного чтения
в 3 классе на тему :


         « Сказка о маленьком

       Моцарте»

В русской литературе есть много произведений, рассказывающих о красоте и неповторимости родины и ее природы. Одним из таких проведений является повесть Константина Паустовского «Мещерская сторона», краткое содержание которой будет рассмотрено ниже.


Главные герои повести

Текст повести построен в виде нескольких отдельных разделов. Главным ее героем является сам писатель, выступающий в роли рассказчика. 

Константин Паустовский

Константин Паустовский (1892 — 1968)

Далее, в ходе повествования, автор знакомит читателя с дедом Степаном, Маней, писателем Аркадием Гайдаром, стариком, ловившим рыбу, и семейством Зотовых.


«Мещерская сторона» К. Паустовский — краткое содержание

Автор от первого лица рассказывает о своих приключениях во время путешествия по родным краям, вооружившись воспоминаниями детства и старой картой, на которой не все места обозначены точно. Из-за этого герою приходится петлять и вносить в карту поправки, попутно проводя для читателя экскурсию и знакомя его с дивной природой и живущими там людьми.

Мещёрская осень

Мещерская сторона — это озерный край, расположенный в паре сотен километров от Москвы, между Владимиром и Рязанью, утопающий в полноводных реках и зелени лесов. Сначала автор говорит о том, что эта земля самая обыкновенная, сравнивая при этом местные пейзажи с картинами Левитана. 

С развитием истории читателю приоткрывается то, насколько богат и разнообразен растительный и животный мир этого края.

Жители Мещеры — суеверные люди, в чьей жизни большое значение имеют поверья. В приметах Мещерского края часто заключались точные знания и поэзия, опираясь на них люди возделывали поля, ловили рыбу и предсказывали погоду.

Значительное место в жизни Мещерской стороны занимали торфяные болота — мшары, о которых среди местных жителей ходила дурная слава. Одно такое озеро, представляющее собой жуткое зрелище и нагоняющее страх на местных баб, вместе со своими друзьями и решил исследовать главный герой. Собрав экспедицию, отряд отправляется на разведку. 

Рыбалка на Поганом болоте

Ночью один из компаньонов теряется, и, по возвращении, подтверждает слова молвы о Поганом болоте. Несмотря на плохую репутацию, озеро оказывается богатым источником рыбы. Вернувшихся с богатым уловом путешественников местные жители встречают как героев.

Автор во всей красе описывает лесные пейзажи, на чьих просторах скрывались древние русичи при нападениях монголов-татар. Мещерские леса являются своего рода заповедной зоной, частью лесного массива, чудом уцелевшей после войны. Писатель со всей серьезностью рассуждает о ее разрушительных для природы последствиях. 

Богатством красот и величественностью отличаются и живописные луга Мещеры, где над головой нависают шатры черных ив, а реки и озера полны рыбы и чистейшей воды.

Автор ведет рассказ не только о самой Мещере, но и об окрестных селах. Одним из них была деревня Солотча — вотчина талантливейших и трудолюбивых людей, где в старом доме можно найти редчайшие книги по искусству и медные гравированные доски, а обычная местная жительница, продающая сметану, может оказаться родной теткой самого Есенина.

Ночь

Далее герой описывает свой небольшой домик, в котором даже не спит, проводя ночи под открытым небом, любуясь яркими звездами и колыханием пламени свечи. По мнению рассказчика в этом и состоит настоящая романтика и ничего более умиротворяющего ему не приходилось видеть. 

Автор восхищается тем, насколько богата природа реками, лесами и озерами, хранящими в себе древние загадки, тайны и ответы на все вопросы. 

Последний раздел посвящен рассказу автора о причине любви к Мещерскому краю — его тихому спокойствию и красоте. Герой уверен в том, что в случае войны будет защищать свою родину всеми силами. 


Анализ произведения «Мещерская сторона»

Автор произведения «Мещерская сторона» затрагивает тему любви к родине, природе и родной земле. Через удивительные образы окружающего мира писатель отображает всю его многогранность и красоту. Паустовский умеет видеть живописность и волшебство в самых обычных вещах и явлениях и пытается передать свое виденье читателю.

Заповедная Мещера

Как и в других своих произведениях, в «Мещерской стороне» Паустовский проводит параллель между землей и людьми, живущими на ней. Автор написал рассказ, который приоткрывает перед читателем дверь в историю своего народа, описывает его жизнь, проблемы и тревоги.

Повесть помогает по-новому взглянуть на привычную жизнь, отринуть мирские заботы и обратиться к первозданной природе в поисках внутренней гармонии и согласия с собой и окружающим миром. 

Произведение показывает нам новые стороны поверий и предрассудков, учит тому, что даже проклятые и опасные места по-своему прекрасны, а люди, живущие в отрыве от цивилизации, честны, добры и всегда готовы прийти на выручку.

Мещерская сторона

Со слов автора читатель также может узнать о редких видах растений, о произрастании и сборе кипрея, о мире животных и древних сельских обычаях. Природа в повести писателя — это не только движущая сила жизни, но и сила любви, против которой беспомощен человек. 

Сочинения и очерки Паустовского наполнены умиротворением, поиском смысла жизни и гармонии между человеком и мирозданием.

Через всю повесть проходит единая мысль: самое большое сокровище человека — его родина, только на ее земле человек может почувствовать себя полноценным и великим. 

Даже городской житель, никогда не спавший в стогу сена под открытым небом и не ходивший босиком по травяному ковру леса, поверит писателю на слово и откроет для себя этот мир завораживающей природы, который совсем рядом, стоит лишь протянуть руку.


Заключение

Обилие особенных речевых приемов автора, описывающих колорит природы делает произведение уникальным образцом русской литературы, выдержки и цитаты из которого можно целиком использовать для читательского дневника. Анализ и сжатое изложение произведения поможет учащемуся любого класса лучше понять смысл и художественные особенности текста.

Описание: Описание: Описание: 1411639252_3854b6657df30ecc73ce0f2285a5a4b3

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

«ШКОЛА
№ 2 ГОРОДА ТОРЕЗА»

Номинация
«Современный урок литературного чтения по формированию читательской
грамотности»

УРОК
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ

 НА
ТЕМУ: «К.Г.ПАУСТОВСКИЙ «ПОХОЖДЕНИЯ ЖУКА-НОСОРОГА»

image002

    Подготовила:

    учитель начальных классов

    Пашко Татьяна Андреевна

            Торез

             2021

Тема:
К.Г Паустовский «Похождения жука-носорога»

Цели и задачи:  Продолжать знакомить детей
с произведениями К.Г. Паустовского;

·        
Формировать навыки
правильного беглого, осознанного, выразительного чтения; комплекс читательских
умений, способствующих полноценному восприятию идейно-художественного смысла
произведения.

·        
Продолжить работу над
созданием коммуникативных навыков детей через интерактивные приёмы обучения.

·        
Учить работать с текстом:
отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать
умения давать характеристику персонажу, обогащать словарный запас учащихся.

·        
Продолжить работу над
развитием эмоционального интеллекта ребенка

  • Формирование
    умения работать с новой информацией по теме, классифицировать 

·        
Урок дает понятие о
взаимосвязи человека с окружающей природой, воспитывает чувства сострадания и
доброты, учит бережному отношению к природе.

Формируемые УУД:

Личностные: умение соотносить поступки с принятыми нормами, ориентироваться в
межличностных отношениях.

Регулятивные: определять цель и план выполнения заданий, принимать
учебную задачу, организовывать учебную деятельность, действовать по алгоритму.

Познавательные: ориентироваться в источнике и находить нужную
информацию; анализировать и сравнивать, выдвигать гипотезы, рассуждать и
доказывать своё мнение.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных
ситуациях; уметь работать в группе; отвечать на вопросы учителя, товарищей по
классу.

Методы:
исследовательский, наглядный, словесный.

Оборудование:
текст
солдатской сказки,
карточки с заданием для самостоятельной работы, презентация

Этапы урока. Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся.

1.Организационный момент.


Поговорим?
— О чём?
— О разном и о прочем.
  О том, что хорошо и хорошо не очень.
— Чего-то знаешь ты,
— А что-то мне известно.
— Поговорим?
— Поговорим. Нам будет интересно.

2. Мотивация

-Скажите, какие произведения К.
Паустовского напоминают эти иллюстрации?

-Какая иллюстрация вызвала
затруднение?
image003

Сегодня мы познакомимся с произведением К.Г.
Паустовского, главным героем которого и будет этот жук-носорог.

— Прочитайте название произведения. Как
выдумаете, о чем пойдет речь?

(запись на доске)

— На просторах интернета я нашла один из
отзывов на это произведение. Послушайте.

«Путешествие жука-носорога» — это рассказ,
повествующий о приключениях жука. Герои рассказа вызывают восхищение своими
поступками. Заголовком этого рассказа могла бы стать пословица: на чужой
стороне Родина милей вдвойне.

— Давайте сравним наши предположения и этот
отзыв. Что общего? Чем отличаются?

— Как же так вышло, что произведение одно, а
мнений много и они различны?

— Можем ли мы с уверенностью сказать, что
автор отзыва во всём прав?

— Какая возникает проблема? В чем мы должны
разобраться?

Учащиеся рассматривают иллюстрации, отвечают
на вопросы.

Формулируют тему и задачи урока по ходу
отзыва. Что им нужно исследовать, чтобы разобраться в ситуации.

3. Исследование

1 группа.

Составьте план из опорных слов

В заданиях опорные слова. В
том ли порядке стоят?

Подарок.

Жук и бойцы.

Бой глазами жука.

Спаситель.

Победа.

Возвращение домой.

Поставьте в нужной
последовательности.

Получится план.

Подарок.

Жук и бойцы.

Бой глазами жука.

Спаситель.

Победа.

Возвращение домой.

Выполните тест-игру

Тест-игра:

        
Жук
был: 
а) молодой;    
б) старый;      
в) рыжий

        
Жука
подарили:   
а) в пакете; 
б) в коробке;  
в) в банке

        
Во
время боя вокруг жука летали:

        а) огненные жуки; б)
черные птицы; в) грязные ветры

        
От жука
польза:
а) будил по утрам; 
б) веселил бойцов;
в) память о сыне

        
Петр
жука носил:
а) в сумке от противогаза;
б) в кармане;  
в) в коробке

        
В пути
жуку встречались деревья и кустарники:

           а) берёза, бук,
бузина, ракита, тополь;      
           б) рябина, клен, ель, осина

        
Жук
спас Петра: а) укусил врага за ногу,   б) ударил этого человека в глаз.

        
Когда
раненый Петр лежал в лазарете:

          а) жука
подкармливали медсёстры;    
          б) а жука отдали на сохранение польскому мальчику;    

        
Жук с
Победу встретил:

           а) в родном лесу 
           б) с Петром дома,
           в) в Германии.

2 группа

— Какие герои понравились?
Почему? Можно ли сказать, что каждый из них совершил поступок, достойный
одобрения?

3 группа

 Читая текст солдатской сказки
и дополнительный материал о жуке-носороге, определяют на какой жанр
литературы похоже произведение?

Что в книге сказочного, а
какие события реальны?

4 группа

Работа с пословицами

        
Для Родины
своей ни сил, ни жизни не жалей.

        
Нет в мире
краше Родины нашей.

        
И у жука
рог, да с быком не бодается.

        
Родная
земля и в горсти мила.

        
На чужой
стороне Родина милей вдвойне.

        
На чужой
сторонушке рад своей воронушке.

        
Друзья познаются
в бою.

        
Победа —
не снег, сама на голову не падает.

1. Прочитай пословицы.

2. Подумайте над их смыслом.

З. Отметьте те, которые могли
бы стать заголовком сказки

4. Докажите своё мнение.

Класс делится на 4 группы. Каждая группа 
получает задание для исследования.

Вывод: Это произведение только
о жуке и его приключениях, или….

Чему учит?

Определяют героев рассказа,
анализируют их поступки.

Сказка

Быль

Жук спас солдату жизнь

Великая отечественная война

События описываются с
позиции жука-носорога

Маленький сын Стёпа подарил отцу старого
жука-носорога, которого поймал на огороде. Посаженный в коробок из-под
спичек, жук-носорог попал вместе с солдатом на фронт.

Выбирают нужные пословицы, подбирают
аргументы для доказательства своего мнения

4. Связывание информации

Каждая группа предоставляет собранные в ходе
исследования факты, исправляет ошибки в своих первоначальных предположениях и
отзыве на произведение.

5. Подведение итогов.

Итак, ребята, сегодня мы прочитали
солдатскую сказку, исследовали ее и теперь понимаем, что смысл ее не в
приключениях жука. Главная мысль солдатской сказки заключается в заботе о
ближнем, подарок сына помог отцу пережить войну, пройти через все ужасы и
лишения, с мыслью, что его ждут дома живым и невредимым. Сын подарил отцу
надежду, его подарок оберегал солдата от смертельной опасности. Автор
помогает понять всю тяжесть войны, через рассказ жука, который описывает
события страшной войны и возвращается домой.

Осознание себя как участника
исследовательского, познавательного, творческого процесса.

6. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке:

1. На уроке я работа 2. Своей работой на уроке я 3. Урок показался мне 4. За урок я 5. Моё настроение 6. Материал урока для меня был ,Активно доволен коротким не устал стало лучше понятен интересен полезен ,Недоволен пассивно длинным устал стало хуже непонятен скучен бесполезен

 

Учащиеся дополняют предложения подходящими
словами.

7. Домашнее задание

Ребята, Посмотрите на слайд и
подумайте, какое домашнее задание у вас будет?

(Придумать рассказ от имени
жука о своих похождениях на войне.)

image005

История написания

Рассказ «Теплый хлеб»был написан Г.К. Паустовским в 1954 году. Он больше обращен к детской аудитории. Хотя война была окончена почти 10 лет назад, но военная тематика ярко просматривается в произведении. Впервые, данная литературная сказка была опубликована в журнале «Мурзилка» и очень понравилась юным читателям. Через 20 лет был создан мультипликационный фильм с аналогичным названием.

Жанр произведения

Сложно с уверенностью отнести это произведение к какому-то определенному литературному жанру. С одной стороны – это рассказ, ведь Паустовский частично описывает реальные события, с другой стороны – это сказка, речь идёт о фантастических событиях, которые не могли произойти в реальности, ну а с третьей стороны «Теплый хлеб» — это притча. Так можно назвать произведение за наполненность глубоким смыслом.

Значение названия

Константин Георгиевич назвал свой рассказ «Теплый хлеб». Конечно, здесь используется непрямое значение слова. Добрый человек несёт в себе тепло, радость, счастье, любовь, заботу. Таким образом, хлеб является как бы символом, это сердце человека, которое не должно быть холодным и черствым. Испечённый свежий хлеб символизировал перемены в сердце Фильки. Его желание помириться с конем.

Композиция

Композиция произведения является линейной. Сюжет раскрывается последовательно.

  • Введением становится история о том, как в деревне появился раненый конь и познакомился с главным героем мальчиком Филькой.
  • Завязка сюжета заключается во встрече животного и мальчика, их конфликте. По поручению деда Панкрата, Фильке придется выполнять задачи, которые приводят к кульминации сказки и ее развязке.
  • Вторая встреча Фильки и старого коня является кульминацией. Это самый эмоциональный момент повествования. Конь прощает ребенка, а груз вины, который тяготил Фильку уходит. Сердце его оттаивает.
  • По сути, этот же момент является и развязкой произведения.

Суть

Суть произведения заключается в том, что злые поступки нужно исправлять. А лучше не причинять никому зла.

Действие происходит во время войны. В литературном произведении говорится о деревушке и о ее жителях. Раненный конь был оставлен солдатиком, котрый проходил мимо деревни. За животным ухаживал мельник по имени Панкрат. Конь возил грузы на мельницу, тем самым оказывал помощь своему хозяину. Все жители деревни жалели раненое животное и каждый старался коня подкормить, угостить лакомством. Однажды мальчик Филька ел хлеб с солью, его аромат привлек голодного коня. Вместо того чтобы поделиться с животным, он выбросил хлеб и ударил коня по морде. Его жестокость навлекла беду на деревню. Наступили лютые морозы, река замёрзла, мельница перестала работать, а это повлекло голод жителей. Бабушка рассказала Фильке, что людская злоба тому виной. Такое уже случалось, когда в деревне обидели старого солдата. Филька понял, что это он виноват в случившемся. Мальчик попросил друзей о помощи, они развели костры и река оттаяла. А сорока, которая подслушала разговор Фильки и деда Панкрата, попросила южные ветры обогреть деревню. Мельница заработала, жители испекли свежий хлеб. Мальчишка, чтобы получить прощение коня, принес ему самый вкусный и ароматный хлеб. Конь его принял. А сорока летала по деревне и всем хвасталась, что она помирила Фильку и коня.

Характеристики главных героев

  • Филька – мальчик со злым, жестоким, жадным характером. Он постоянно чем-то недоволен, часто ссорится с бабушкой. В ссоре с конем он показал худшие из своих черт: равнодушие, упрямство, агрессивность. Но осознав свою ошибку, он старается не исправить. В нем проявляется добросердечность и настойчивость в достижении целей.
  • Дед Панкрат – старый мельник, хозяин коня. Панкрат мудрый, когда Филька пришел к нему за советом, дед дал возможность мальчику самому понять его ошибку и найти решение для ее исправления.
  • Конь – наивное и доверчивое животное. С открытым сердцем он готов принимать людскую помощь и заботу. Несмотря на предательство предыдущего хозяина, в нем нет злости.
  • Бабушка – олицетворяет собой память народа о прошлом.

Тема

Как и во всех рассказах Паустовского, природа здесь предстоит одним из героев. Ведь именно сила природы заставляет Фильку увидеть свою ошибку и исправить ее. Основной является тема нравственности, всепрощения, человеческие отношения и развития личности, обуздания своей гордыни.

Проблемы

Произведение Паустовского затрагивает множество важных проблем. Проблему взаимопомощи в трудное время. В то же время проблема равнодушия и жестокости раскрывается через образ Фильки. Проблема прощения, мальчик не испугался тяжелой работы, чтобы искупить свою вину перед всеми жителями деревни и конем.

Чему учит

Сказка учит читателей тому, что человек всегда должен находить в себе силы для совершения добрых и хороших дел. Не оставаться равнодушным, если кто-то попал в тяжёлую ситуацию. А если совершил ошибку, нужно ее суметь признать и как можно скорее исправить.

Художественные образы

Паустовский является мастером описания природы. Он использует красочные эпитеты, благодаря которым создается ощущение, что видишь это «багровое, в тяжёлом дыму» солнце своими глазами. Животным в произведении присущи человеческие черты. Конь плачет, обижается, а сорока разносит по деревне сплетни. Но главным является образ хлеба. Он символизирует человеческое сердце, душу наполненную теплом, добротой и заботой.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

На чтение 19 мин. Просмотров 9 Опубликовано

avtor-rasskaza-telegramma.jpg

«Телеграмма» — произведение, написанное Паустовским. В Википедии можно подробнее узнать об авторе и его творчестве.

Вы можете прочитать «Телеграмму» онлайн на Брифли. Или обратиться к её краткому пересказу.

Паустовский обращается к теме «отцов и детей», что, безусловно, не оставит читателя безразличным. Проблема актуальная, острая, свойственна каждому, у кого есть или была семья. Краткое содержание «Телеграммы» Паустовского позволит проникнуться теми переживаниями, что заложил в неё автор, почерпнув основную идею.

Оглавление:

А также познакомиться с героями и понять причины их поступков. Для полноты картины при необходимости лучше, конечно, ознакомиться с текстом целиком. Он занимает всего двенадцать машинописных страниц.

Это интересно: чем архаизмы отличаются от историзмов?

Анализ произведения «Телеграмма»

Структура

Рассказ перед нами или повесть? «Телеграмма» Паустовского — короткий рассказ. Его можно условно поделить на пять частей, каждая из которых несёт определённую смысловую нагрузку в сюжете:

  1. О матери
  2. О дочери
  3. Тревожная весть
  4. Трагичная развязка
  5. Итог.

Первая часть — представление матери, Катерины Петровны. Рассказывается о том, что старушка живёт в глухой деревне одна и имеет дочь. Вторая часть — знакомство с Настей, описание её работы. В третьей происходит кульминационный момент — зарождение и отправка самой телеграммы матерью о своей болезни. Там же неравнодушный ко всему мужик Тихон высылает ответ якобы от дочери для Катерины Петровны. Но та понимает и благодарит его за душевный порыв, не получая, однако, истинного письма от Насти. В четвёртой дочь приезжает, да не застаёт мать живой. И в пятой происходит переосмысление ею своего поступка, подведение итогов.

О чём сюжет: короткое содержание

kratko-o-rasskaze-telegramma.jpg

Читайте краткое содержание и узнаете что: Катерина Петровна доживает свой век в удалённой от города деревушке. Её дом был построен ещё дедом, талантливым художником. Женщина малообщительна и практически не имеет контактов с односельчанами, но у неё есть дочь, занимающаяся важной работой и высылающая матери денег. В какой-то момент Катерина Петровна понимает, что смертельно больна и хочет повидаться с дочерью напоследок, в чём и просит её в телеграмме. Однако Настя не принимает письмо всерьёз и выезжает спустя две недели, когда узнаёт, что смерть матери не за горами. Девушка опаздывает на похороны и испытывает горечь, запоздалое раскаяние за свою медлительность.

Герои рассказа

Всех героев можно поделить на группы:

  • главные действующие: мать Катерина, дочь Настя
  • второстепенные действующие. В деревне: пожилой сторож Тихон, соседка девочка Манюшка. У Насти: скульптор Тимофеев.
  • Третьестепенные действующие лица — жители деревни на похоронах. Почтарь, учительница и т.д.
  • недействующие: отец Катерины Петровны, художник. Здесь можно выделить и скульптуру Гоголя — она говорит в сознании Насти голосом совести. Тем самым через неё читатель знакомится с авторской позиции произведения.

Главные герои в «Телеграмме»

Катерина Петровна, вероятнее всего, происходит из дворянского рода. Паустовский намекает, что она воспитывалась в интеллигентной семье, разбирающейся в искусстве. В молодости женщина бывала в обществе творческих людей, а в Париже застала похороны Виктора Гюго. Катерина Петровна образованна и духовно развита.

Но в деревне она никому не нужна, ей не с кем обмолвиться словом. У женщины шикарный гардероб дворянки, небывалая там роскошь. Тем не менее находятся небезразличные знакомые, которые навещают старушку. Среди них и сторож Тихон, и девочка, и почтальон. Катерина Петровна ждёт участия только от одного человека — своей дочери. Та присылает ей скупые отписки, ссылаясь на занятость. Мать и боится лишний раз потревожить своими телеграммами, лишь единожды не выдержав и отправив её первой. Когда находится при смерти.

Настя — неопытна и только познаёт мир вокруг себя. В ней много амбиций и иллюзий. Девушка кажется душевной и трепетной, но своей матери уделяет мало внимания. Откликается на призыв о помощи не с первого раза, да и то на чужое письмо.

Роль Тихона

Тихон — работяга, малограмотный, но искренний и отзывчив душой к чужим бедам. Он — сторож в доме умирающей женщины. В его сердце ещё живы воспоминания об отце Катерины Петровны, Тихон уважает и её саму, как образованную и вежливую даму. Он проникается её бедой и составляет ответное письмо якобы от дочери. Несмотря на то, что обман был понят женщиной, старушка поблагодарила Тихона за участие. А сам его поступок можно считать бескорыстным порывом души, светлой и доброй. Его телеграмма — символ рассказа.

Вместо заключения

Настя раскаивается, да поздно. Из деревни уезжает в слезах, ей стыдно. Паустовский не даёт конкретной оценки поведению девушки. Но через скульптуру Гоголя как бы передаёт зов совести и разума. Настя чувствует на себе, как была неправа, как опрометчиво поступила, откладывая последнюю встречу с матерью.

В результате читатель понимает, что дочь, какой бы чёрствой ни казалась, всё же пробудилась и признала свою вину, пусть и тяжёлым крестом станет для неё теперь эта ошибка. Всё-таки рассказ несёт в себе светлую мысль и даёт возможность учиться на чужих ошибках. Любить и беречь своих родителей, пока те живы, а не думать только об эгоистичных желаниях.

Читайте короткое произведение Паустовского и делайте собственные выводы.

Отзывы и комментарии

Это интересно

  • О книгопечатании на Руси — первый книгопечатник и издание первой печатной книги
  • Значение Английской буржуазной революции 17 века — последствия для всего мира
  • Леонардо да Винчи: биография, творчество, изобретения и интересные факты
  • Русский этнограф и великий путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай
  • Кто такой Джеймс Кук и каковы его основные открытия?

Содержание:

История создания

Рассказ «Телеграмма» был написан Паустовским в 1946 году, вскоре после того, как к нему пришла большая, советская и зарубежная слава. Истоки рассказа можно найти в произведениях 1937 года – цикл рассказов «Летние дни», повести «Мещёрская сторона». Здесь есть упоминание о судьбе дочери известного художника, которое впоследствии трансформируется в самостоятельный рассказ «Телеграмма». Рассказ не изучался в советской школе вплоть до конца 90-х, так как приоритет имели более крупные произведения жанра соцреализма.

Анализ рассказа

Описание рассказа

Сюжет рассказа можно изложить в нескольких предложениях. Действие происходит холодной осенью, октябрь-ноябрь. Одинокая женщина преклонного возраста живет в отдаленной глухой деревне, в «мемориальном» доме, построенном еще её отцом, выдающимся художником. Речь даже не о физической помощи, – женщина абсолютно чужая жителям деревни, с которыми у неё нет никаких точек соприкосновения. Удивительно, но у неё есть дочь, которая временами присылает матери денег да пишет ей короткие письма о том, как она занята. Настает время, когда пожилая мать понимает – ей не пережить надвигающуюся зиму, и она пишет дочери призывное письмо. Настя выезжает больше чем через две недели и то – после тревожной уже телеграммы о приближающейся смерти матери. Дочь не успевает ни к постели умирающей, ни к похоронам, а когда приезжает, испытывает самое страшное на свете раскаяние.

Композиционно рассказ поделен на три части: в первой происходит знакомство с Катериной Петровной, упоминается необычность её существования, отмечается, что это необычный человек. Во второй части рассказывается о дочери Насте, о её важной работе и характере.Третья часть связана с историей о телеграмме, вернее, о двух телеграммах. Первая известила Настю о том, что мать серьезно больна. Вторую из глубочайшего сочувствия пишет Тихон, сторож в доме Катерины Петровны. Мужчина из народа, невежественный, но чистый человек, он помнит еще отца Катерины Петровны и к обоим испытывает уважение как к умным, интеллигентным людям. Невежество Тихона не мешает ему иметь доброе, отзывчивое сердце и нерушимые нравственные принципы в нём. Тихон сочиняет для умирающей Катерины Петровны телеграмму, якобы от дочери, в которой пишет от её лица, что скоро приедет. Однако допускает в телеграмме такое нелепое построение фразы, что Катерина Петровна сразу понимает – это писала не Настя. Катерина Петровна обо всем догадывается и благодарит Тихона за ласку и добрые слова. Эта вторая телеграмма – символ чистого порыва, святой лжи во спасение и её озвучивание Тихоном – кульминационный пик рассказа.

Главные герои

Происхождение Катерины Петровны, вероятно, дворянское, ведь автор упоминает о том, что она была воспитана в семье, имеющей отношение к искусству. Катерина Петровна получила хорошее образование, она была знакома со многими людьми из мира искусства, даже упоминается, что будучи в Париже, видела похороны Виктора Гюго. Но эта информация, разговоры об искусстве никому в богом забытой деревне не будут интересны, как и старинные вещи из гардероба женщины, – страусовые перья, сморщенные перчатки, одежда в бисере.

Люди в деревне живут неравнодушные – ходит к пожилой женщине девочка-соседка, почтальон и сторож Тихон, но им просто не под силу скрасить ее одиночества, слишком разные люди. Катерина Петровна ждет писем от дочери, а сама не пишет, чтобы не докучать девушке. Не выдерживает только раз, посылая девушке трогательные строки, так как предчувствует скорую смерть.

(Кадр из к/ф “Телеграмма” 1957 год)

Жизнь второй героини, Насти, напротив, полна энергии и забот. И если бы читатель не узнал в предыдущей части рассказа, что происходит с её матерью, он бы считал Настю тонко чувствующим, сердечным и отзывчивым человеком. Ведь её душа так порывисто отзывается на искусство, на чужую беду (например, суровое существование скульптора Тимофеева). На чужую, но вот не на материнскую – ведь письмо от матери Настя даже читает не сразу, а едет к ней вообще через 2 недели.

Раскаяние приходит слишком поздно. Настя не успевает никуда, даже на похороны. Всю ночь девушка плачет в опустевшем материнском доме, а утром уезжает втайне от деревни, будто крадучись, – ей стыдно.

Заключение

Авторское осуждение не прямое. Голос осуждения и голос её совести звучат как будто из уст скульптуры Гоголя. Ей кажется, что пронзительному гоголевскому взгляду она видна насквозь, и он знает, как несправедливо она к собственной матери.

В рассказе Паустовского “Телеграмма” герои проживают жизнь далеко от родных людей, забывая о том, что человеческий век недолог. Описание старого, ветхого дома Екатерины Петровны, её унылого быта и душевного состояния – пронзительны, глубоки и сильны настолько, что хочется изменить сюжет произведения. Автор в изображении последних дней жизни пожилой женщины безжалостно реалистичен, образ её дочери не вызывает сострадания. Она живёт в параллельной “вселенной”, где высокопарно рассуждают о заботе и любви к ближнему, о смысле человеческой жизни. За этой суетой Настя забывает о родной матери…

Характеристика героев “Телеграмма”

Главные герои

Екатерина Петровна

Пожилая женщина, одинокая, доживающая жизнь в ветхом доме без детей и хозяина. Её отец был художником, она жила в Париже и видела похороны Виктора Гюго. Дочь раз в несколько месяцев присылает ей 200 рублей, а матери мерещится, что они пахнут Настиными духами. Екатерина Петровна отчаянно скучает, но не жалуется. Она любит дочь, которая навещала её около 3 лет назад. Чувствуя, что зиму ей не пережить, она пишет письмо дочери с просьбой увидеться. Настя забывает письмо в сумочке, ей некогда прочитать его. Женщина доживает свой век одиноко, даже перед смертью ей не удаётся увидеть родную дочь.

Настя

Живёт в Ленинграде, работает в Союзе Художников. Ей некогда навещать мать, она занята работой, хлопотами, чужими жизнями и интересами. Добившись выставки странного привередливого скульптора, Настя вдруг вспоминает о матери. Понимая, что опоздала, она идёт на вокзал, едва успевает на последний поезд. Плачет, вспоминая детство и мать. Она не успела встретиться с мамой, приехала на второй день после похорон. Ей стыдно и больно, побыв немного дома, она уезжает, прячась от соседей и знакомых.

Тихон

Сторож, сосед Екатерины Петровны. Он знал отца женщины, помнил и уважал его. Приходил к Екатерине Петровне занимался хозяйством, рубил дрова, говорил с ней. Искренне жалеет женщину, видя её тоску по дочери. Тихон отправляет Насте в Ленинград телеграмму, сообщая, что мать умирает. В последний день жизни Екатерины Петровны Тихон взял на почте бланк и написал на нём телеграмму от имени Насти – дочери старушки – о том, что она едет. Перед смертью, когда Тихон читает “придуманную” телеграмму, Екатерина Петровна, благодарит его за доброту…она всё понимает.

Манюшка

Соседская девочка, она приносит Екатерине Петровне воду, убирает в её доме, готовит. За её помощь старушка дарит ей разные старомодные вещи, которые ничего не значат для девушки. Она живёт в деревне, аристократический раритет её не трогает, она искренне пытается помочь женщине, облегчить её страдания. Свои последние дни Екатерина Петровна, практически потеряв зрение и не вставая, проводит в обществе Манюшки.

</tr></table>

Второстепенные персонажи

Гордый, ранимый, странноватый скульптор, который страдает от своей невостребованности, жаждет признания, похвалы. Настя “борется” за его талант, добивается выставки, за что получает словесную благодарность от мастера. Заботясь о чужом человеке, Настя почему-то забывает о собственной матери.

</tr></table>

В произведении автор поднимает проблемы нравственности: ответственности, доброты, раскаяния, вины, совести. Важную роль играют картины природы: они созвучны душевному состоянию одинокой женщины, подчёркивают события, происходящие в рассказе. Главный герой “Телеграмма” – человеческое одиночество, самое страшное, что может быть – одинокая старость. Написанный сразу после войны, рассказ Астафьева “Телеграмма” попал в список самых известных произведений соцреализма.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком году был написан рассказ «Телеграмма»?</h3>

    • <label>1943;</label>
    • <label>1944;</label>
    • <label>1945;</label>
    • <label>1946.</label>

(новая вкладка)

История созданияКонстантин Паустовский написал небольшой рассказ «Телеграмма» в 1946 году, в непростое послевоенное время. Это произведение вышло тогда, когда писатель уже обрел мировую славу. Замысел рассказа прослеживается в более ранних его рассказах. В них автор упоминает о судьбе дочери именитого художника. Позже именно ее образ станет главным в рассказе «Телеграмма». Это произведение не было включено раньше в школьную программу, потому что приоритет имели произведения большего объема в жанре социализма. Сюжет рассказаВ центре сюжета одинокая престарелая женщина по имени Катерина Петровна, которая живет в отдаленной от цивилизации деревушке. Она не может уехать, потому что дорожит «мемориальным» домом, построенным еще ее отцом – именитым художником. Становится понятным, что и сама женщина имеет утонченную душу, которую сложно понять обычным деревенским жителям. Это становится проблемой, что приводит к одиночеству Катерины. Она понимает, что у нее нет ни одной родственной души, хотя люди живут здесь и не плохие. У Катерины Петровны есть дочь Настя, которая живет далеко. Их общение сводится к редкой переписке и небольшим денежным переводам от Насти. Женщина не хочет надоедать слишком занятой своими делами дочери, поэтому пишет очень редко. Но вот наступает момент, когда она начинает предчувствовать, что вряд ли переживет зиму, и пишет письмо Насте. Однако молодая девушка не сразу находит время, чтобы даже прочитать письмо. Она приезжает в деревушку спустя несколько недель, когда было уже слишком поздно. Настя понимает свою вину и раскаивается.

Композиция рассказаУсловно рассказ можно поделить на три части: описание жизни главной героини в деревне; упоминание о дочери, ее работе; история о двух телеграммах. Первая часть повествует о непростой жизни необычной женщины, благородной по духу и происхождению. Вторая часть – рассказ о Насте, дочери Катерины. Она показана человеком деятельным и даже способным на сочувствие, но почему-то не по отношению к родной матери. Третья часть включает в себя описание двух телеграмм: одну писала Катерина Насте. Вторая была якобы ответом Насти, но на самом деле она была подделана сочувствующим судьбе Катерины Тихоном. Он пожалел женщину и решил написать ей от имени дочери. Этот эпизод можно считать кульминационным в рассказе. Галерея образовКатерина Петровна – главная героиня рассказа. Писатель намекает на ее дворянское происхождение, упоминая, что она выросла в семье, где ценили творчество. Она имела хорошее образование, в молодости вращалась в кругу знаменитых людей, но в старости вынуждена жить в глухой деревне, где нет людей, которые могли бы понять ее порывы. Настя – дочь Катерины Петровны. Она полна жизненной энергии, занята важными делами. В ее душе есть отклик на искусство и беду других людей, но о матери она редко вспоминает, возможно из-за расстояния. Тихон – обычный деревенский мужик, работающий сторожем. Однако он проявляет огромную человечность по отношению к Катерине. Именно он пишет вторую телеграмму, сочувствуя бедной героине.

Понравилось сочинение? А вот еще:

Анализ повести Паустовского «Мещерская сторона»</li>Анализ сказки Паустовского «Тёплый хлеб»</li>Анализ сказки Паустовского «Заячьи лапы»</li>

Автор: Константин Паустовский

Год издания рассказа: 1946

Рассказ Константина Паустовского «Телеграмма» принес автору не малую известность. Дело в том, что известная американская певица Марлен Дитрих именно с этого произведения начала знакомство с творчеством Паустовского. Рассказ настолько впечатлил ее, что при встрече с писателем она опустилась перед ним на колени. Сейчас рассказ «Телеграмма» Паустовского включен в школьную программу многих учебных заведений и не только в России. А само произведение переведено на многие языки мира. Во многом именно благодаря таким рассказам Константин Паустовский по сей день входит в список 100 самых читаемых писателей.

Рассказа «Телеграмма» краткое содержание

В рассказе Константина Паустовского «Телеграмма» читать можно о Катерине Петровне, которая доживает свои дни в одиночестве в старом доме. Этот дом построил ее отец – художник. Свои последние годы он доживал тоже здесь в этом теперь уже доме под охраной областного музея. Местные же называли его просто Заборье. Поговорить Катерине Петровне в селе было не с кем. Ведь обсудить жизнь Петербурга, картины или смерть Виктора Гюго, которая главная героиня видела своими глазами в Париже с ней некто не мог. Навещали ее Манюшка, которая носила воду и ставила самовар, да Тихон, который делал работу по хозяйству. Он же всякий раз уходя из дома теребил душу Катерины Петровны, спрашивая о Насте.

Настя из рассказа «Телеграмма» Паустовского была дочерью Катерины Петровны. Сейчас она жила в Ленинграде и последний раз навещала старуху три года назад. Напоминала о себе она лишь переводами раз в два-три месяца. Катерина Петровна всегда брала эти двести рублей и нюхала и ей казалось, что эти деньги еще пахнут Настиными духами.

Далее в нашем рассказа «Телеграмма» кратком содержании вы узнаете, как однажды в конце октября Катерине Петровне показалось, что кто то стучит в заколоченную уже много лет назад калитку на заднем дворе. Она долго вязала платок и шла, но спросив кто там поняла, что ей показалось. В эту же ночь она написала Насте письмо, в котором просила приехать увидеть ее последний раз, ведь зиму она уже не переживет.

Настя работала в Союзе художников секретарём. Через нее проходили выставки, конкурсы и многое другое. Работы всегда было невпроворот.  Вот и сейчас получив письмо от матери на работе, она сунула его в сумочку не читая. Читать их ей всегда было сложно в них был немой укор, но в то же время раз пишет значит жива. Сразу после работы она отправилась к молодому художнику Тимофееву. Он попросил ее не раздеваться и провел в мастерскую, где было холоднее чем на улице. Он ей жаловался на жизнь, на выскочку Першина, а затем показал скульптуру Николая Васильевича Гоголя. Настю поразила работа Тимофеева. Ведь она увидела в его виске даже тонкую склеротическую жилку, а его взгляд напомнил о письме матери. Сразу от Тимофеева Настя пошла к председателю Союза художников. Она горячилась, доказывала и все-таки добилась организации выставки для Тимофеева.

Далее в рассказе Паустовского «Телеграмма» читать можно о том, как Настя прочитала письмо от матери, когда вернулась в старую комнату на Мойке. Но ехать сейчас ей представлялось совершенно невозможно. Она положила письмо в ящик, а сама на две недели погрязла в организации выставки Тимофеева. Художник вечно жаловался и скандалили, а свои работы на выставку он отдавал как будто на уничтожение. Но Настя поняла, что за всем этим напускными капризами стоит уязвленная гордыня Тимофеева. Выставка прошла удачно. Настю похвалили, что извлекала на свет божий Тимофеева, а сам художник слегка недоверчиво слушал хвалебные речи.

Далее в кратком содержании рассказа «Телеграмма» Паустовского вы узнаете, как в разгар выставки пришла курьерша Даша. Она принесла Насте телеграмму: «Катя помирает. Тихон». И только подпись «Заборье» помогла Насте понять, что телеграмма ей. Как раз в этот момент Перший высказывал Анастасии Семеновне благодарность за выставку. А потом все долго аплодировали. И только статуя Гоголя немым взглядом сказала: «Эх ты!». Настя выбежала и помчалась на вокзал, но билетов уже не было. И только слезы на ее глазах растопили сердце кассира. Благодаря этому Настя отправилась к матери уже этим вечером.

Тем временем Катерина Петровна лишь слегка шевелила рукой под одеялом. Это помогало Манюшке определит, что она еще жива. Пришел Тихон и принес якобы телеграмму от Насте, что она уже выехала. Но Катерина Петровна лишь махнула рукой, разгадав обман. В тот же вечер она уснула и больше не проснулась. Хоронили ее на следующий день. Как раз выпал снег, как и предвещал Тихон. Шли тихо. К процессии присоединилась молодая учительница, которая как раз перевелась в это село. Она совсем не знала Катерину Петровну, но у нее тоже была одна мать в областном городе. Настя приехала через два дня после похорон. Она проплакала всю ночь, а затем крадучись, что некто не видел, уехала из Заборья.

Рассказ «Телеграмма» на сайте Топ книг

Рассказ Константина Паустовского «Телеграмма» уже не в первый раз попадает в наш рейтинг лучших книг российской классики. А во время прохождения в школьной программе интерес к нему возрастает настолько, что он попадает в топ книг. И эта тенденция скорее всего будет продолжаться и в дальнейшем.

Рассказ Константина Паустовского «Телеграмма» читать онлайн на сайте Топ книг вы можете здесь.
Рассказа Константина Паустовского «Телеграмма» скачать бесплатно на сайте Топ книг вы можете здесь.

Используемые источники:

  • https://obrazovanie.guru/literatura/paustovskij-telegramma-kratkoe-soderzhanie-rasskaza.html
  • https://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%d0%a2%d0%b5%d0%bb%d0%b5%d0%b3%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%bc%d0%b0.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/telegramma/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • https://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/analiz-rasskaza-paustovskogo-telegramma.html
  • https://top-knig.ru/telegramma/

  • Паустовский рассказ о природе 5 класс
  • Паустовский рассказ золотая роза читать полностью
  • Паустовский рассказ маленький рассказ
  • Паустовский похождения жука носорога читать полный рассказ
  • Паустовский мультфильмы по рассказам