Паустовский рассказ кот ворюга слушать

Предмет: литературное чтение.тема: к. паустовский. кот-ворюга. тип урока: объяснение нового материала. 1. продолжить работу над формированием навыка сознательного, правильного, беглого

Предмет: Литературное чтение.

Тема: К. Паустовский. Кот-ворюга.

Тип урока: Объяснение нового материала.

1. Продолжить работу над формированием навыка сознательного, правильного, беглого и

выразительного чтения, развитию речи. Познакомить детей с повадками, с поведением,

особенностями характера кошки, выросшей на воле; Разбудить интерес, симпатию к этим

удивительно разным по своему характеру животным.

2. Способствовать развитию критического мышления, умению анализировать, сравнивать,

высказывать своё мнение, делать выводы.

3. Содействовать воспитанию бережного отношения к обитателям родной природы;

воспитывать чувства ответственности за всё живое на земле.

Ресурсы: мультимедийн$ый проектор, флипчарт, видео физминутка, раздаточный материал (кубик, оценочные листы, листы А3, маркеры, стикеры, рисунки).

Ход урока.

Этапы урока

Программный материал

Идеи модулей курса

Тренинг

«Кувшин счастья»

$Ребята, поднимите руки верх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас вылейте его на себя.

Соберитесь с мыслями, настройтесь на хороший и плодотворный урок.

Атмосфера сотрудничества, мотивация.

Организационный момент

Сообщение темы, целей урока.

— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Константина Георгиевича Паустовского и познакомимся с произведением «Кот — ворюга» (на доске имя, отчество, фамилия автора полностью и название произведения).

Вы, группы юных исследователе$й, на протяжении всего урока будете исследовать произведение Кот-ворюга.

У вас на столах оценочные листы, не забывайте формативно оценивать свою работу и в конце урока поставите сумма$тивную оценку.

ИКТ

Оценивание

Выставка

Обратите внимание на выставку книг Константина Паустовского.

С какими рассказами вы уже знакомы?

В нашей библиотеке есть большая коллекция книг Константина Паустовского, вы можете познакомиться с ними.

ИКТ

$

Повторение

Давайте вспомним биографию К. Паустовского

«Кубик». Вопросы на тему Биография К. Паустовского.

1. Где родился Константин Георгиевич Паустовский и с кем провёл своё детство?

— К. Паустовский родился в Москве. Годы детства провёл с бабушкой и дедушкой на Украине.

2. Почему судьба Константина Георгиевича Паустовского не была легкой и спокойной?

— Был военным корреспондентом газеты 9-ой армии “Защитник Родины”. Был награжден медалью “За отвагу”.

3. Какую светлую память о себе $оставил Константин Георгиевич Паустовский?

— Такую светлую память о себе он оставил своими произведениями. В Москве и Одессе есть музеи Паустовского.

4. Почему он так часто менял профессии?

$ 5. Какой была любимая тема писателя, и кто становился главными героями в них?

— Любимая тема писателя – тема природы. И часто главными героями в них становятся животные.

6. Какими были герои произведений К. Паустовского?

— Все герои произведений были – добрые, чуткие, отзывчивые люди, которые понимают и сердцем чувствуют природу. Его рассказы полны мягкого юмора, лиризма, теплоты.

Критическое мышление

Стратегия «Кубик»

ИКТ

Словарная работа

— Перед тем, как познакомимся с произведение, проведём словарную работу (наглядно на доске — учитель открывает слово, а дети читают его правильно и находят значение в учебнике).

В тексте нам встретятся слова. Давайте научимся их правильно произносить и понимать.

Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.

$Тесовая (крыша) – сделанная из тонких деревянных досок хвойных пород.

Босяцкие (выходки) – поступки невоспитанного человека.

Кукан – веревка, на которую надевают пойманную рыбу.

Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

Плотица – небольшая пресноводная рыба плотва.

Лаз – узкое отверстие, через к$оторое можно пролезть.

Шиворот – за ворот, за воротник.

Подпалины — рыжеватое или  белёсое пятно на шерсти животного.

Бухало – производить сильный и глухой звук.

Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой– нибудь болезн$и (Потеря сознания, судороги).

Правильные ответы и изображения, появляются на экране после вариантов ответа учащихся.

ИКТ

Объяснение нового материала

Знакомство с рассказом Кот-ворюга.

— Обратим внимание на название. Почему автор назвал так свое произведение?

— О ком пойдет речь?

— Как вы думаете, по названию он будет отличаться от

$ других котов?

— Почему он назвал кота – ворюга?

— Главный герой рассказа Паустовского — кот.

Подберите к слову “ворюга” синонимы. (Вор, воришка, жулик и т.д.)

— Почему автор остановился на слове “ворюга”? (Хотел показать негативное отношение окружающих).

Дерево предсказаний

— Составьте кластер, каким вы представляете себе кота-ворюгу.

— Сейчас вы послушаете произведение, после скажите, к какому литературному жанру оно относится и почему вы так решили.

Чтение рассказа с остановками.

$Чтение первой части. 
– Как характеризует кота автор?
– Какая сцена вызвала у вас улыбку?
– Почему он воровал? — Как вы думаете, поймают ли кота?

$Чтение второй части. (До слов «Что же нам с ним делать?»)
– Оправдались ли ваши прогнозы?
– Каким предстал перед вами кот, когда его вытащили из-под дома?

Остановка во второй части.
 Как вы думаете, что сделают с котом?

Чтение второй части до конца.
– Оправдались ли ваши предположения?

Почему герои отказались наказывать кота, а просто решили дать ему поесть? (Вид кота вызвал чувства жалости, сострадания.) – Как вы думаете, есть ли надежда на то, что кот исправится?$

Чтение третьей части.

Давайте вернёмся к нашему кластеру,$ оцените группу, которая, по вашему мнению, была близка к версии автора?

(благородный, довольный, уверенный, весёлый, важный, ласковый, мирный, кот- хозяин, кот – защитник).

Какой момент является завязкой?

(Кот украл со стола кусок ливерной колбасы.  Если бы Ворюга не украл эту колбасу, может быть его и не поймали. Но так как он её украл, то начали развиваться дальнейшие действия.) 

— Давайте определим кульминационный момент в рассказе. (Поимка$ кота)

— В чём заключается развязка в этом произведении?

(Кот начал совершать благородные поступки. Кота переименовали из Ворюги в Милиционера, чтобы показать необратимость происшедших перемен.)

— К какому литературному жанру относится это произведение?

— Почему? (рассказ).

— Кто увидел и рассказал эту историю?

(в ходе ответов дети приходят к выводу, что рассказчик и автор — одно лицо)

$

Критическое мышление Стратегия «Дерево предсказаний»

ИКТ

Критическое мышление Стратегия «Кластер»

$

Оценивание кластера

$

Работа по содержанию

Работаем по исследованию текста.

Проведем работу по исследованию текста и дадим характеристику кота по данному описанию. (на столах у групп карточка: внешний вид, действия и поступки, авторская оценка).

1 –я группа (жёлтых исследователей) внешний вид:

рыжий кот, разорвано ухо, отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно – рыжий с белыми подпалинами на животе.

Характеристика: (вывод)

$ Видно, что этот кот задира и забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, у него нет дома. У нас он вызывает чувство жалости. Ведь это человек довёл его до такого состояния.

2 – я группа (зелёные исследователей) действия и поступки:

Обворовывал, ловко прятался, воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб; разрыл жестяную банку с червями, уронил колбасу, решился на «отчаянный поступок», украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, противно выл, отчаянно упирался, вцепился зубами в рыбешку, вцепился мертвой хваткой.

Характеристика по описанию: (вывод)

Если бы не знали, что это о коте, мы бы по действиям (глаголы) сказали, что это делает хулиган- мальчишка,(олицетворение) т.е. на лицо явное очеловечивание. Нам кот понравился, он смел, решителен, самостоятелен. Иного выхода у него нет, ведь ему же надо как – то жить.

3 – я группа (розовые исследов$ателей) авторская оценка:

Кот, потерявший всякую совесть, кот бродяга и бандит, «ворюга», грабёж средь бела дня, бандитские проделки, босяцкие выходки, кот – беспризорник.

Характеристика по описанию: (вывод)

Кот нагл, беспощаден, не останавливается ни перед чем. Мы осуждаем его, но в то же время ощущаем гордость за то, что он как – то ищет выход из своего «голодного положения».

4 – я группа (оранжевые исследователей) описание дома:

$Найдите описание пейзажа. Какую роль играет он в тексте? Почему К. Паустовский начал описывать дом? Какая связь между котом и домом?

Дом был маленький. Стоял в заброшенном, глухом саду. К которому было тяжело добраться.

Что объединяет с котом-ворюгой: (вывод)

Дом такой же одинокий, никому не нужный, никто за ним не ухаживает, стоит сам по себе.

Исследование текста в группах

Саморегуляция

ИКТ

$ Картинная галерея

— Рассмотрите нашу «Картинную галерею» на доске. Здесь изображен кот в разные моменты. Посмотрите, в такой ли последовательности происходили события?

Надо навести порядок.

Дети указывают на нарушение порядка расположения картинок.

Далее следует индивидуальная$ работа. К доске вызывается ученик, который должен разместить иллюстрации в нужной последовательности. Дети зачитывают сюжеты из текста, относящиеся к данным иллюстрациям. Коллективная проверка правильности выполнения индивидуального задания.

ИКТ

Критическое мышление «Перепутанные логические цепи»

1 и 2 группа.

Какие чувства испытывал кот, до того момента когда его поймали?

Отношение к коту тех людей, с которыми встретился?

$

$

— Почему он был таким?

— Кто его мог довести до такого состояния?

3 и 4 группа.

Какие чувства испытывал кот, после того момента когда его поймали?

Отношение к коту тех людей, с которыми встретился?

Благородный поступок, дрожа от негодования, хозяин и сторож, терся головой о ноги

— Почему он стал таким?

— Кто ему помог, стать таким?

$

$

Критическое мышление

«Ромашка»

Ромашка

Простые вопросы. Какие изменения произошли в поведении кота и как его назвали ребята? Милиционер.

Уточняющие вопросы. Почему именно милиционером назвали кота? (Кот был: благородный, довольный, уверенный, весёлый, важный, ласковый, мирный, кот- хозяин, кот – защитник).

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Почему именно за котом шла охота?

Творческие вопросы. Что было бы, если бы кота не поймали? Продолжал воровать?

Оценочные вопросы. Хорошо ли, что мальчика отказались наказать кота? А что могло бы произойти, если его наказали? Изменился бы кот?

Практические вопросы. Как бы ты поступил на месте кота?

Критическое мышление $Стратегия «Ромашка»

ИКТ

«Синквейн»

Составление «Синквейна»

$1. В первой строчке тема называется одним словом$

(обычно существительным).

2. Вторая строчка — это описание темы в $двух словах

(двумя прилагательными).

3. Третья строка — это описание действия в рамках этой темы $тремя словами.

4. Четвертая строка — предложение из четырех слов$, раскрывающее суть темы или отношение к ней.

5. Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

— Напишите синквейн.

1 и 2 группа$: Кот – в начале рассказа (до переломного момента).
3 и 4 группа: Кот – в конце рассказа (после переломного момента).

Критическое мышление Стратегия «Синквейн»

ИКТ

Перекрестная дискуссия

Толстые и тонкие вопросы.

Учащиеся по одному читают  отрывок. Затем те, кто слушал рассказ, задают вопросы по данному отрывку. Опираясь на текст, прочитавшие отвечают на вопросы.

Критическое мышление Стратегия «Толстые и тонкие вопросы»

ИКТ

$

Рефлексия. (Осознание)

Каждый ученик пишет фразу на стикерах:

«Сегодня на уроке …»

Было интересно…                

было трудно…

я понял, что…                    

я почувствовал…

мне захотелось…                 

я научился…

урок дал мне для жизни…  

я смог…

Критическое мышление

ИКТ

$

Итог урока

«Корзина мыслей»

— Какая проблема поставлена в рассказе?

В рассказе пос$тавлена проблема — борьбы добра и зла.

— Зло можно остановить только добром.

— Добро не только останавливает зло, но и порождает ответное добро (кот стал совершать благородные поступки, тем самым благодарить хозяев). В рассказе показана  действенная сила добра. 

Продолжить фразы:

-Быть добрым- это значит…

-Быть добрым легко…..

-Быть добрым тяжело….

Критическое мышление «Корзина мыслей»

ИКТ

Оценки

$Выставление оценок в оценочных листах.

Оценивание

Домашнее задание

-Написать письмо 1 группа – коту-ворюге,

2 группа – ребятам из рассказа, 3 группа – автору,

4 группа – всем людям.

$

-Какой совет вы бы хотели им дать?

Критическое мышление «Свободное письмо»

ИКТ

Комментарии преподавателя

Летние путешествия и приключения.

К. Паустовский “Кот – ворюга”

Введение

Мы сегодня познакомимся с рассказом замечательного русского писателя Константина Георгиевича Паустовского «Кот – ворюга».
Константин Георгиевич Паустовский родился 19 мая 1892 года в Москве. Костя Паустовский написал свой первый рассказ в возрасте 19 лет. За свою большую писательскую жизнь он побывал во многих уголках своей Родины. «Почти каждая моя книга — это поездка. Или, вернее, каждая поездка – это книга», — говорил Паустовский.
Паустовский написал много рассказов для детей и несколько сказок. Они учат любить родную природу, быть наблюдательным, видеть в обычном необычное и уметь фантазировать, быть добрым, честным, способным признать и самому исправить свою вину. Книги Паустовского переведены на многие иностранные языки. За свои книги писатель был награжден тремя орденами и медалью.
http://mypresentation.ru/documents/45f1002ddb10461099748e5983ebc55a/img3.jpg

Чтение первой части

Что мы узнали о коте из 1 части? Найдите в тексте его описание. ( Кот , у которого разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза.)
О каких поступках узнали? ( Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.)
Какой вывод из всего сказанного мы можем сделать? ( Он описан как хулиган, боец).
Правильно, результат этого отражён в строках описания внешнего вида кота. Видны результаты борьбы. Видимо кот не раз получал за свои проказы, воровство. Какие чувства вызывает кот?( Мне жалко кота. А мне не жалко, он воровал)
Как автор называет кота?( бродяга и бандит, ворюга) Чье мнение выражает автор?( Своё) Что означает слово вор?( это , тот кто крадёт)
А ворюга? ( так говорят презрительно о том, кто совершает кражи).
Что использует автор, для описания поступков?
(Для описания поступков использованы глаголы действия. )
Паустовский оживляет кота (использует приём олицетворение), он наделяет его качествами человека, сравнивая его с мальчишкой-хулиганом, забиякой. Если бы мы прочитали только описания поступков, действий, не зная, что это совершал кот, мы бы решили, что всё это делает мальчик-хулиган.
Что сделал кот напоследок? (Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу. Мы начали трясти березу. Кот уронил колбасу, она упала на голову Рувиму. Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл. Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с березы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом.)
http://900igr.net/datai/literatura/Skazochnik-Andersen/0004-004-Uznaj-proizvedenie.png
Как называет автор его последний поступок? ( отчаянный)
Почему он так называет?( спасения не было)
Как вы думаете, почему кот так ведет себя? Какой образ кота создаёт автор?(образ наглого бродяги, он ведёт себя так, чтобы выжить)
Правильно, Паустовский создаёт образ нахального кота, который готов на всё, даже на самый отчаянный поступок. Кот бездомный, у него нет хозяев, он никому не принадлежит и никому не нужен. Поэтому он и ведёт бродячий, воровской образ жизни, другого пути у него быть не может. Так он ведёт себя, чтобы выжить. Это и есть мотив его поступков – желание выжить, будучи никому ненужным.
Найдите в тексте слова, значение которых вам непонятно и подчеркните их.
Кукан с окунями – бечевка, на которую надевают под жабру и в рот пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду, чтобы не умерла.
Погреб – устроенная и покрытая яма для хранения съестных припасов.
Прорва – у Паустовского – название реки

Чтение второй части

Вспомните, что такое пейзаж в художественном произведении?
( Пейзаж-описание природы)
Что в рассказе Паустовского является пейзажем?
Найдите и прочитайте пейзажную зарисовку. (Дом был маленький. Он стоял в глухом, заброшенном саду. Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших с веток на его тесовую крышу. Дом был завален удочками, дробью, яблоками и сухими листьями. Мы в нем только ночевали. Все дни, от рассвета до темноты, мы проводили на берегах бесчисленных протоков и озер. Там мы ловили рыбу и разводили костры в прибрежных зарослях. Чтобы пройти к берегу озер, приходилось вытаптывать узкие тропинки в душистых высоких травах. Их венчики качались над головами и осыпали плечи желтой цветочной пылью. Возвращались мы вечером, исцарапанные шиповником, усталые, сожженные солнцем, …)
(В рассказе Паустовского к пейзажной зарисовке относится лишь описание старого заброшенного дома.)
Как вы думаете, почему именно заброшенный дом? Есть связь между домом и котом?
(дом заброшенный и кот беспризорник)
Что означает слово заброшенный?( Одинокий)
Между описанием дома- и главного героя –кота -есть связь.
Писатель проводит параллель: заброшенный дом- никому не нужный кот. Именно под этим старым домом ищет спасения ворюга.
Какой литературный приём использует Паустовский, описывая поведение кота? («выл, как подземный дух»)
Олицетворение – один из художественных приёмов: свойства живого переносятся на неодушевлённые предметы т.е на неживое.
Каким был этот вой, какие чувства он вызывал, почему?.( Этот вой страшный зловещный, тем самым кот даёт понять, что никто с ним не справится.)_
Найдите в тексте слова, значение которых вам непонятно и подчеркните их.
Тес – это доски, сделанные из бревен следующим образом: бревна не распиливают пилой, а превращают в доски топором, снимая все лишнее, – обтесывают.
Тесовая крыша – крыша из тёса
Лаз – это отверстие, ход, ведущий куда-то.

Чтение третьей части

– Что произошло с котом? (попался)
– Кому поручили вытащить кота?( Лёньке)
– Почему Лёньку позвали? ( Лёнька славился бесстрашием и ловкостью)
– Есть сходство между Ленькой и котом? (Да, кот тоже славился бесстрашием и ловкостью)
Противопоставляются друг другу два равных соперника – кот и Лёнька.
Кто оказался сильнее? ( Лёнька оказывается сильнее в борьбе)
Почему кот попался? (Кот попался только из-за своего голода, жадности)
– Как Ленька вытаскивал кота? Найдите в тексте и прочитайте. (Ленька взял шелковую леску, привязал к ней за хвост пойманную днем плотицу и закинул ее через лаз в подполье. Вой прекратился. Мы услышали хруст и хищное щелканье – кот вцепился зубами в рыбью голову. Он вцепился мертвой хваткой. Ленька потащил за леску, Кот отчаянно упирался, но Ленька был сильнее, и, кроме того, кот не хотел выпускать вкусную рыбу. Через минуту голова кота с зажатой в зубах плотицей показалась в отверстии лаза. Ленька схватил кота за шиворот и поднял над землей. Мы впервые его рассмотрели как следует.)
Что помогло Леньке поймать кота? (Смекалка)
После того, как кота вытащили, что удалось как следует сделать героям? ( Рассмотреть кота)
http://fb2.booksgid.com/content/22/konstantin-paustovskiy-kot-voryuga/img/i_004.png
Как выглядел кот? Прочитайте (Это оказался тощий, несмотря на воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.)
Зачем автор использует описание кота? ( чтобы мы тоже хорошенько рассмотрели его).
Вспомните, какой он был в 1 части?
Этот прием называется – контраст.,т.е противопоставление.
Какие слова и выражения использует Паустовский, описывая поведение кота, когда его поймали и схватили за шиворот? (Зажмурил глаза, прижал уши; хвост, на всякий случай, подобрал под себя)
-А зачем? Изменилось ли ваше отношение к коту? (сочувствие)
Правильно, чтобы мы сопереживали ему, показать, что и героям станет его жалко. До сих пор людьми владели чувства, они не видели кота, судили о нём по его проделкам. Он был для них воплощением зла. Но когда они его поймали, то увидели, что кот жалок, тощий, голодный, задумались о том, почему кот всё время ворует.
Вот и наступает самый напряжённый момент – вздуют кота или пожалеют.
– Что предложил сделать Лёнька? Почему он решил, что коту не поможет наказание? (У него характер такой с детства.)
– А что ждал кот? ( Наказания)
– Как он повёл себя после того, как его накормили? (Кот сразу переменился: он долго фыркал, тёрся головой о пол (это было веселье кота), растянулся у печки и мирно захрапел.)
Так, чего же не хватало коту? ( Внимания, заботы)

Чтение четвертой части.

Что значит прижился? (остался жить)
Какие изменения произошли с котом?( перестал воровать)
Какой поступок совершил кот?(благородный и неожиданный)
Что стало причиной событий, в которых кот повел себя благородно? (Куры влезли на стол и стали склёвывать кашу)
http://www.playing-field.ru/img/2015/052218/4935812
Каковы же были действия кота? Прочтите. (Кот, дрожа от негодования, прокрался к курам и с коротким победным криком прыгнул на стол. Куры взлетели с отчаянным воплем. Они перевернули кувшин с молоком и бросились, теряя перья, удирать из сада.)
Как автор описал действия кур? ( взлетели с отчаянным воплем, бросились, теряя перья)
http://img-fotki.yandex.ru/get/5306/98598246.20/0_62501_f3462f66_XL.jpg
Прочтите, как автор описывает Петуха? (Впереди мчался, икая, голенастый петух-дурак, прозванный “Горлачом”. Кот несся за ним на трех лапах, а четвертой, передней лапой бил петуха по спине. От петуха летели пыль и пух. Внутри его от каждого удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу. После этого петух несколько минут лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал. Его облили холодной водой, и он отошел.)
(длинноногий дурак, кричит попусту, мчался впереди кур… Петух – трус).
Что помогает понять, что петух – трус? (Во-первых мчался впереди всех , во-вторых не просто бежал, а мчался)
Какие качества кота проявились в этом поступке? (смелость, храбрость )
.Каким предстает кот после демонстрации «благородного поступка». (он – сторож, хозяин).
Автор показывает только внутренние перемены кота, внешние перемены здесь не имеют важного значения. Его действия направились на благородные дела.
Зачем кота переименовали в милиционера? (Кот не только сам перестал воровать, но и не стал позволять этого делать другим, он почувствовал себя нужным) .
Подходит ли ему эта кличка? (Да)
Что по этому поводу говорит Рувим? (Хотя Рувим и утверждал, что это не совсем удобно, но мы были уверены, что милиционеры не будут на нас за это в обиде.)

Обобщение

Что поняли люди? (Нужно по-доброму относиться ко всем окружающим, и тогда они ответят тем же .)
Так что же произошло? Почему так неузнаваемо изменился кот? В чём секрет столь чудесного перевоплощения Ворюги и Бандита в благородного кота?( Кот почувствовал доброту по отношению к себе, он ощутил себя нужным, переменился в ласкового кота)
-Читая рассказ, у нас постоянно менялось настроение и отношение к коту.
-Сначала вы негодовали, были возмущены поведением кота.
Потом появилось желание наказать как – то кота за его поступки.
Но потом – сочувствие, жалость.
– Написав этот рассказ, Паустовский доносит до нас ,читателей ,важную вещь:
– Добро людей, от которых кот ждал лишь привычных побоев и жестокости, изменили его: ужас сменился настороженностью, а затем – доверчивостью. Кот перестал воровать, он ходил, как хозяин и сторож. И люди тоже поняли, что добро всегда добром возвращается.
Ответили мы с вами на вопрос, который возник в начале урока?
Так, какой же кот? ( В начале мы кота представляли бандитом, вором, но оказывается кот очень добрый и милый. Он вел себя так от безысходности, чтобы выжить. Кот был никому не нужен. Но когда его накормили приютили, он ответил добротой.)
Главная идея этого произведения- добро всегда добром возвращается.

Итоги

Освоили главную идею произведения ( добро всегда добром возвращается.)
Дали оценку поступкам кота.
Объяснили, что такое олицетворение, контраст (описание внешности кота в начале рассказа и в конце), кукан с окунями, погреб, Прорва, тесовая крыша, лаз.
ИСТОЧНИК
http://www.youtube.com/watch?v=CkECGIhY_EU
http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/01/31/3_kl._kot-_voryuga.doc
http://pwpt.ru/download/ident/6eeb2da716a8ce589f482b91607c7f55/
http://citaty.su/kratkaya-biografiya-paustovskogo
http://festival.1september.ru/articles/596182/pril.docx
http://novyurok.ru/downloadfile.php?file=http://ppt4web.ru/uploads/ppt/1402/052a3c647a98c94f41942b4edab2f08d.ppt

Константин Георгиевич Паустовский известен всем любителям литературы. Он был не только известным писателем, но и военным корреспондентом, педагогом и сценаристом. Его творчество известно не только в России, но и за рубежом.

Паустовский не состоял в рядах коммунистической партии, хотя жил в период, когда все вокруг восхваляли товарища Сталина. Он не пресмыкался перед партийной верхушкой, не восхвалял Иосифа Виссарионовича в своих произведениях. Никогда не писал доносов и не участвовал в травле своих братьев по перу.

Больше того, им было подписано письмо, составленное Александром Солженицыным, о  цензуре в России. Недаром его произведения актуальны как при его жизни, так и после смерти писателя. По ним учатся дети в школе, взрослые буквально зачитываются его произведениями.

Детство

Паустовский родился в Москве 31 мая 1892 года. Его отец, отставной офицер, работал на железной дороге статистом. Дед был выходцем из казачьей семьи. Дед, будучи участником русско-турецкой войны, привез из Турции жену. Звали ее Фатьма.

Его прабабушка по материнской линии полячка, исповедовала католицизм. В теле писателя присутствовала польская, турецкая и  украинская кровь. Но Паустовский считал себя истинно русским. Все его творчество буквально пропитано русским духом. У него есть два старших брата: Вадим и Борис, сестра Галя.

До шестилетнего возраста Костя жил в Москве. Затем семья перебралась в Киев. В десятилетнем возрасте Паустовский начал обучение в Первой классической гимназии. Так случилось, что отец оставил семью. Косте пришлось  самому зарабатывать себе на учебу. Он начал заниматься репетиторством.

Вскоре семья узнала, что отец  тяжело  заболел. Константин, не раздумывая, отправился в Белую Церковь, где в это время проживал его отец в дедовской усадьбе.

Любимым предметом мальчика во время обучения в гимназии было чтение. Он не только любил читать книги, но сам начал сочинять небольшие рассказы. Первым его произведением был рассказ «На воде». В «Повести о жизни» Паустовский достоверно рассказал о смерти своего отца.

В 1912 году Константин Георгиевич поступает в Киевский университет на физико-математический факультет. Но вскоре понимает, что совсем не это его интересует. По окончании первого курса он перевелся на историко-филологический факультет. Но там он проучился всего два года. Его уход был связан с переездом в Москву. Еще до этого в Москву переехала его семья. Ему удалось перевестись в  Московский университет, здесь он стал изучать юриспруденцию, но учеба не складывалась.

Началась первая мировая война. Юноше пришлось зарабатывать на жизнь самому. Он работал вожатым трамвая, во время войны пришлось работать санитаром в санитарном поезде. Здесь он впоследствии встретит свою первую жену Катерину.  На фронте он не был, так как был близорук, и в армию его не призывали.

Во время Февральской революции писатель проживал в Москве и работал корреспондентом.

А оба его брата погибли. Как он узнал после, это случилось в один день, хотя воевали они далеко друг от друга.

С детства Паустовский был заядлым путешественником. Эта привычка пришла к нему от отца. Георгий Паустовский, отец мальчика, работал на железной дороге. Он был постоянно в пути. Косте передался этот дух странствий, он жаждал переезда, не мог подолу находиться на одном месте.

Литературная деятельность

Первым редакционным изданием, которое начало печатать Паустовского, стал журнал «Огни». В 1916 году, поселившись в Таганроге, Паустовский начинает трудиться над созданием книги «Романтики». Только в 20-е годы он окончил этот труд. Издана книга была в 1935 году.

Переехав в Москву в 1923 году , Константин Георгиевич становится редактором  телеграфного агентства России. Он становится участником митингов, которых в Москве было предостаточно. В третьей части «Повести о жизни» писатель ведет рассказ о революционерах и политиках. Героем его творения стал Керенский, о котором он повествует, как о нездоровом человеке.

Началось время путешествий писателя. Он объехал много мест, откуда вынес неизгладимые впечатления. Его всегда вдохновляла природа. Но особенно его поразила своей природной красотой Владимирская область. Здесь он написал много своих знаменитых  произведений, таких, как, «Кот-ворюга», «Растрепанный воробей».

В пятидесятые годы двадцатого столетия Паустовский получает мировую известность. А после смерти Сталина у него появилась возможность совершать поездки за границу. Он посетил много стран. В их числе были Турция, Польша, Швеция, Италия, Болгария. Принимал участие в номинации на получение Нобелевской премии, но она ему не досталась. Обладателем стал Шолохов.

Его творчество заинтересовало Марлен Дитрих, которая оценила его творчество, прочитав рассказ «Телеграмма». Ее приезд в Москву ознаменовался встречей с писателем. Она оставила ему на память свое фото с автографом.

Личная жизнь писателя

Первой женой Константина Паустовского стала Екатерина Загорская, с которой он познакомился в 1915 году. Катерина была дочерью сельского священника. Отца она совсем не знала. Он умер до ее появления на свет. В семь лет она осталась сиротой, схоронив мать. Она была чрезвычайно красива. Жизнь сироты нелегка, но она сумела выстоять и обрести твердый характер. Их знакомство состоялось в санитарном поезде. Они оба работали там санитарами. В 2016 году влюбленные обвенчались. Церемония прошла скромно. Она состоялась в маленькой церкви под Рязанью. 2025 год ознаменовался рождением сына Вадима.

Двадцать лет просуществовал этот счастливый брак. Сын, будучи взрослым, по-своему оценил разрыв отношений в семье. Он считал, что отец привык чувствовать в центре внимания себя и свое творчество. Накопившаяся усталость и охлаждение между супругами привели к разрыву семейных уз.

Паустовский встретил на своем пути Валерию Навашину, дочь известного польского художника. Их знакомство состоялось в Тифлисе, где семья Паустовских поправляла здоровье после перенесенной лихорадки. Валерия была в разводе, отдых с бывшим мужем они проводили вместе. Катя поняла, что Валерия стала для нее соперницей.

На время Константин Георгиевич и Валерия расстались. Но потом встреча произошла вновь. У первой жены Паустовского осталась большая обида на мужа. Но развод она все-таки дала. Долгое время вторая жена была для него музой. Но брак то же распался.

Третьей и последней любовью писателя станет актриса Татьяна Арбузова. Вместе они проживут 18 лет. За эти годы она успела побыть и музой для Паустовского, и сиделкой. В этом браке родился Алексей, второй сын писателя.

Смерть писателя

Долгие годы Константин Георгиевич мучился астмой. Кроме этого,  у него было больное сердце. Несмотря на это, он не переставал быть защитником писателей, которые попали под опалу. Все это негативно сказалось на его здоровье. После очередного инфаркта, 14 июля 1968 года, писатель умер.

В 1958 году увидело свет первое собрание его сочинений. Тираж 300000 экземпляров. Писатель имеет много наград. Среди них Орден Ленина и медаль  «За отвагу» и многие другие.
Одесса была первым городом, где в 2010 году открыт его памятник. Именно в Одессе в свое время он попал в круг знаменитых литераторов. Его вклад в литературу невозможно переоценить.

В разгаре учебный год, уроки литературы в школе идут полным ходом. И, конечно, вашего ребенка не минует изучение «великих певцов природы» Тютчева и Фета, Пришвина и Паустовского. И Тургенева, куда же без него.

Проблема в том, что «певцов природы» люди часто путают. Даже взрослые, что уж тут говорить о детях. Ладно, иногда их даже учителя литературы путают (и если кто-то заметил, говорят, что это была оговорка). Мы решили раз и навсегда определиться с тем, кто есть кто, и научить этому же вас.

Во-первых, учителя знают, что школьники плохо отличают Фета от Тютчева и любят вставлять в контрольные и литературные викторины задания типа: «Вот вам стихотворение, определите его автора. Варианты ответов: А. Фет, Ф. Тютчев, С. Есенин, Б. Клюев».

Даже если не брать в расчет контрольные, ребенок может назвать не ту фамилию при обычном устном ответе. Уж преподаватели-то разбираются в том, кто есть кто, и такие ошибки их задевают и раздражают. Есть среди учителей литературы и поклонники творчества какого-то из этих писателей, и тогда перепутать его с кем-то еще — смерти подобно.

Во-вторых, все писатели и поэты, избравшие природу темой своего творчества, сливаются в головах людей в одну серую, безликую массу. Школьная программа по литературе так составлена, что дети с третьего по седьмой класс как бы ходят по кругу: они сначала изучают самые простые произведения классиков, затем, на следующий год — произведения тех же классиков, но посложнее, и опять, и снова. А произведения о природе, это маст-хэв школьной программы.

Их много, очень много, они со временем спрессовываются в памяти в нерушимый монолит. Вспомните себя, вы когда-нибудь вообще отличали Пришвина от Паустовского, Мамина-Сибиряка от Бианки и Тютчева от Фета? Скорее всего, поначалу отличали, но потом рассказы о природе и животных наслаивались друг на друга, пока не перепутались совершенно.

Но эти произведения на самом деле очень разные! Отличаются художественные методы писателей, их любимые приемы, общее настроение произведений, смыслы, которые авторы закладывали в описание природы.


Кто-то прописывает природу, как фон и отражение настроения главных героев. Кто-то по натуре художник и хочет рисовать пейзажи словами. Кто-то любит зверюшек: ути-пути, смотрите, какие миленькие!


Конечно, писатели уже не обидятся за то, что их путают, но школьникам иметь дело с огромной безликой массой «певцов природы» скучно. Они не понимают, зачем им читать очередной рассказ про зверей, учить очередные стихи про зиму, если они в прошлом году делали все ровно то же самое! Если научиться различать писателей, уроки обретут больший смысл — по крайней мере, ребенок будет знать, что он не застрял в дне сурка.

В-третьих, всегда приятно блеснуть своей эрудицией: детям — перед одноклассниками, вам — перед знакомыми. Можно тесты всякие в интернете попроходить, в радио-викторине поучаствовать, просто с коллегами по работе поболтать на тему недооцененности Паустовского как писателя, — сколько вариантов культурно провести досуг!

Но почему произведения о природе так похожи друг на друга?

Ответ прост и сложен одновременно: они кажутся схожими, потому что пейзаж — вещь достаточно статичная. Как только в пейзаже появляются движение и говорящие люди, авторство определить становится гораздо легче. Сколько синонимов можно найти для слова «дуб»? А для слова «река»? Даже количество возможных замен усложняет для непрофессионалов установление авторства.

Эти двое даже день рождения отмечали одновременно — пятого декабря, правда Фет был значительно младше Тютчева (на 17 лет). Более того, Федор Тютчев и Афанасий Фет дружили, постоянно выражали свое восхищение друг другом и, кажется, не считали, что работают на одном поле и должны конкурировать.


Фет от Тютчева «фанател», Тютчев скромничал, но ему было приятно. Они общались, писали друг на друга рецензии, попивали вместе кофе и, конечно, в определенной степени влияли друг на друга.


Оба — поэты-романтики, оба любили описывать пейзаж, оба не чурались и любовной лирики (хотя вот она-то у них достаточно сильно отличается). Даже современные им критики нападали на них за одно и то же: оба были «поэтами чистого искусства», гражданская лирика и какой-либо политический активизм были им одинаково чужды. Но современники при этом их не путали и прекрасно отличали одного от другого! Как говорится в рекламе: в чем же секрет?

Есть несколько признаков, которые надежно помогают не путать стихи Тютчева и Фета. Кое-что мы нашли в специализированной литературе, кое-что — лично обнаружили при чтении.

Пафос: Тютчев пафоснее, Фет попроще

Например, Тютчев (если не брать самые ранние стихи) стилистически более «пафосен». У его стихотворений прихотливые размер и рифма, он любит использовать торжественную устаревшую лексику («поднесь», «ея»).

Фет проще, его произведения менее загружены устаревшими словами, торжественными оборотами и восклицаниями. А еще у Фета есть народные ритмы! Вот, смотрите: «Ветер злой, ветр крутой в поле/Заливается./А сугроб на степной воле/Завивается/При луне на версте мороз —/Огонечками./Про живых ветер весть пронес/С позвоночками.


Вы не встретите у Тютчева ничего подобного, это просто не его стиль.


Но тут важно подчеркнуть, что и Тютчев иногда писал нечто легкое, пейзажное и созерцательное, и на Фета иногда находило желание употребить слово «оне».

Природа: у Тютчева — одушевленная могучая сила, у Фета — прекрасный пейзаж

Тютчев любил олицетворять природу, приписывал ей человеческие и божественные черты. Если перед вам «ветреная Геба, кормя Зевесова орла, громокипящий кубок с неба, смеясь, на землю пролила» или «ночь хмурая, как зверь стоокий, глядит из каждого куста», или даже «зима недаром злится, прошла ее пора», — это точно Тютчев.

И Фет очень сильно в этом плане отличался от своего старшего товарища, потому что он-то описывал природу в виде картины. Кроме классических «очеловечивающих» сравнений (куда же поэту деться от «плачущих» туч и описания шторма как «гнева бога моря»?) ничто не выдает отношения Фета к природе как к некой одушевленной силе.

Фет такой: смотрите, плющ и пичужки! Глядите: штормовое море, чайки и скалы! Вот ручей, вот плотина, вот ивы, вот птицы и сверчки поют — представляете, наши дети или внуки будут смотреть на все это!


Фет в целом хочет показать красивое, Тютчев призывает над красивым поразмыслить.


Но в отдельных стихотворениях что-то идет не так: то Тютчев пишет красивую пейзажную зарисовку без дополнительной смысловой нагрузки, то Фет возьмет, и по полной очеловечит какой-нибудь дуб.

Осень: Тютчев любовался, Фет тосковал

Если перед вами стихотворение про осень, проникнутое тоской об уходящем лете, — это Фет, он осень не любил. Если стихотворение про осень, с лейтмотивом «как все печально, но красиво» — это Тютчев, ему она в целом нравилась, наводила на него приятную грусть и созерцательное настроение.

Синтаксический параллелизм: использовали оба, но Фет — активнее

Фет любил синтаксический параллелизм, он был прямо гуру в применении этого приема. Синтаксический параллелизм — это когда смежные фраз, строки или строфы в художественном тексте строятся по одной и той же схеме. Например, первая строка: определение, подлежащее, сказуемое. Вторая строка: определение, подлежащее, сказуемое. Часто для достижения большего эффекта поэты используют однотипные сказуемые или анафору (начинают строку одинаково).

Тютчев тоже пользовался этим приемом (да все поэты пользуются иногда для создания большего эффекта!), но не так часто и не так откровенно.

Об этом вам наверняка рассказывали в школе, но многие недооценивают этот признак. А между тем, параллельные структуры в стихотворениях Фета заметны и невооруженным глазом: Сад весь в цвету,/Вечер в огне,/Так освежительно-радостно мне! /Вот я стою,/Вот я иду,/Словно таинственной речи я жду.

Литературные эксперименты: Фет — да, Тютчев — нет

Кстати, стихотворение «Шепот, робкое дыханье» написано без единого глагола и все целиком представляет собой одно предложение. На такие эксперименты Тютчев не шел, он был более консервативен.

Розы — цветы Фета

А еще, если это вам поможет, Фет любил розы. Он о них довольно часто писал, этот цветок встречается у него как в виде главного героя стихотворения, так и в виде метафоры. Тютчев к розам относился спокойнее: ну цветы и цветы, символ любви, подходят для описания девичьего румянца, идем дальше.

Эти двое тоже были современниками, тепло относились друг к другу и регулярно выдавали собрату по перу порцию комплиментов. Пришвин в дневниках писал, что не будь он Пришвиным, хотел бы писать как Паустовский.

Паустовский писал: «Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они полны свежести и света. Они то шелестят, как листья, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как хрупкий первый ледок, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно движению звезд над лесным краем».


Наверное, это священная традиция у писателей, которых путают, — хорошо друг к другу относиться.


Пришвин и Паустовский были два больших таланта, но таланта очень разных. Хотя у них немного схожие биографии: оба были военными корреспондентами, журналистами, преподавателями на разных этапах жизни; оба много путешествовали, оба писали о природе и людях.

А сейчас будет большое, просто здоровенное НО!

Паустовского четыре раза выдвигали на Нобелевскую премию по литературе, в первый и последний раз у него были весомые шансы ее получить (в первый раз его обошел Шолохов с «Тихим доном», последний раз он выбыл из соревнования потому что умер). И вы, наверное, догадываетесь, что такое внимание к писателю проявляли не за его сказки!

Что мы помним о Паустовском из нашего детства? Что он писал про природу и зверей для детей: в книжных магазинах можно до сих пор найти сборники его детских произведений. А кроме его сказок (действительно волшебных и трогательных), школьники из него ничего и не читают, потому что для пятиклассников его «взрослые» произведения и вправду не подходят. А в старших классах на Константина Паустовского уже не остается «часов».

Он, между прочим, автор приключенческого детектива («Блистающие облака»), документально-производственного романа («Кара-Бугаз»), истории об одиночестве, любви к звездам и неминуемом приближении войны («Созвездие гончих псов»). Но мы все помним «Кота-ворюгу», «Теплый хлеб» и «Корзину с еловыми шишками».

А Пришвин был краеведом, фотографом, прекрасным литератором-пейзажистом и первым в СССР писателем, который отличался явной экологической направленностью творчества. Кто не помнит «Кладовую солнца» и одну из лучших собак в литературе — гончую Травку?

И хотя имена этих двух писателей стоят рядом в хрестоматии по литературе, на самом деле они писали даже свои вещи о природе очень по-разному.

Природа: у Паустовского — одушевленная и магическая, у Пришвина — реалистичная и поучительная

Паустовский в своих сказках природу очеловечивал, добавлял в нее произвольное количество волшебства. У него много действия, герои его детских произведений — люди, нашедшие гармонию с природой (или напротив — наказанные за то, что вступили с ней в противостояние). Обиженный мальчиком конь насылает на село лютую стужу. Звери и трава спасают пастушка от злого медведя. Животные друг с другом говорят. Кот-ворюга перевоспитывается, один раз наевшись.

Пришвин описывает природу с большим вкусом, как будто делает фото или пишет пейзаж маслом. У него волшебства практически нет: звери — это звери, птицы —это птицы, волк — это волк, он злодей, конечно, но оттого, что хочет есть. Есть в его произведениях и герои-люди. Они исследуют природу, задают о ней вопросы, спасают ее или сами от нее спасаются с переменным успехом.

Хобби: Паустовский — рыбак, Пришвин — охотник

Пришвин был охотником, Паустовский — рыбаком. Если в произведении о природе встречаются удочки, рыба, рыбалка, приманка для рыбы — это Паустовский (серьезно, у него даже есть чудесный рассказ, называющийся «Великое племя рыболовов»!). Если описаны зайчики, лисички, ежики, медвежата и охота — это Пришвин.

Человек может повелевать природой? Паустовский: да, но только достойный. Пришвин: нет, не может

Паустовский часто описывал изменение природы человеком: «Кара-Бугаз», «Колхида», «Белые облака». В некоторых произведениях — это благотворные, в некоторых — негативные изменения. Пришвин предпочитал, чтобы человек в природу не вмешивался, его эта идея не вдохновляла.

Паустовский — трогательный, Пришвин — поучительный

Сейчас мы вступаем на скользкую почву вкусовщины, но, если вы после чтения рассказа для детей о природе растроганно прослезились — это Паустовский. А если узнали что-то новое и необычное — Пришвин. Ладно, «Кладовая солнца» тоже трогательная вещь, но более мелкие произведения под этот признак точно подходят.

Паустовский рассказ кот ворюга слушатьПаустовский рассказ кот ворюга слушатьПаустовский рассказ кот ворюга слушатьПаустовский рассказ кот ворюга слушатьПаустовский рассказ кот ворюга слушатьПаустовский рассказ кот ворюга слушать
Ну что, стало легче отличить одного писателя от другого? Если стало, мы рады. Если пока не получается, возможно, надо просто прочитать другие произведения. Начитанность помогает в деле определения авторства куда лучше, чем формальные признаки.

В школьной программе по литературе, помимо явно чрезмерного количества произведений о природе (из-за этого они все в головах и путаются), есть немало других странностей. Например, не очень подходящие для изучения детьми произведения. Или, наоборот, нехватка некоторых тем, которые стоило бы обсудить с детьми, используя литературные примеры.

Предмет  чтение и развитие речи

Класс
5

Автор учебника З. Ф. Малышева

Тема урока: К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».

Дидактическая цель: создать условия для ознакомления с
содержанием рассказа К.Г.Паустовского «Кот-ворюга».

Тип урока: Урок изучающего чтения.

Задачи
урока:

Образовательные: Познакомить с понятиями «юмористический
рассказ», «юмор», с сюжетом рассказа – последовательным развитием основных
событий,
учить работать с текстом произведения,
самостоятельно читать, анализировать, как события, происходящие с героем,
влияют на его характер и дальнейшую жизнь.

Развивающие:

— содействовать
формированию и развитию умения выражать свои мысли и чувства,  способствовать
развитию речи, памяти, мышления.

Воспитательные: воспитывать доброту, отзывчивость, умение
сопереживать, прививать любовь ко всему живому.

Формируемые
БУД:

Личностные:
уметь
выражать
готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения.

регулятивные 

умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

познавательные

воспроизводить  по памяти информацию .Читать в  соответствии с нормами
.Передавать свои впечатления от произведения.

коммуникативные

описать главного героя  рассказа, точно передать его внешний вид, характер,
поступки .

Методы обучения:

— словесные
(беседа, фронтальный опрос);

— наглядные
(презентация);

-поисковые
(частично-поисковые);

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

фронтальная,
парная

Средства
обучения ;учебник
, презентация, задания для работы в парах, карточки,
аудиозаписи

Ход урока

 Здравствуйте, Ребята, посмотрите друг на друга
улыбнитесь. А теперь посмотрите на меня и улыбнитесь мне.  Проверьте
готовность к уроку.

Проверка готовности к уроку (ТРУД (на доске записано слово) – тетрадь,
ручка, учебник, дневник).

Проверили? Молодцы! Присаживайте.

Какой сейчас урок?

Для чего вам нужен
урок чтения?(читать и знакомиться с разными рассказами , произведениями и т.д.)

Сегодня мы с вами познакомимся,
и будем работать с новым рассказом?

Название произведения я говорить вам не буду, вы попробуйте
догадаться сами. Оно состоит из двух слов (на доске два закрытых слова). Первое
слово вы узнаете, разгадав загадку: (СЛАЙД)

Острые ушки, на лапках подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка,
Днём спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит.(кот)

— Как вы догадались, что это
кот? 

— Первое слова в заголовке — кот.

— Второе слово вы узнаете, если
внимательно послушаете начало произведения и назовете кличку кота (чтение  1 и
2 абзацев учителем).

Мы пришли в отчаяние. Мы не знали,
как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко
прятался
, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю
удалось, наконец, установить, что у кота разорвано ухо и отрублен
кусок грязного хвоста
. Это был кот, потерявший всякую совесть, кот- бродяга
и бандит
. Звали его за глаза Ворюгой.

— Назовите кличку кота (ворюга).
— Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом «Кот — ворюга».

Можно
ли узнать по заглавию, кто герой рассказа?(Да, можно Герой рассказа кот)


Может ли кот быть вором? Почему?
— Хотите ли вы узнать, о каком коте идет речь в рассказе?

Поставьте
цель урока (знакомство с рассказом «кот ворюга», узнать о каком коте идет речь
в рассказе «Кот -ворюга»)

Ребята
у вас на столах у каждого лежит карточка с вопросами. Возьмите карточку
прочитайте вопросы и  отметьте знаком (+/-)только в столбце «ДО» знаете ли вы
ответы на эти вопросы .

до

Вопросы

После

Кто написал рассказ «Кот Ворюга»?

В каких преступлениях автор обвиняет своего героя?

Каким автор изображает своего героя?

Благодаря каким качествам кот изменился

Ребята,
познакомились с вопросами?  знаете ли вы ответы на эти вопросы (нет)

Это будут задачи
нашего сегодняшнего урока.

-Кто
написал рассказ «Кот Ворюга»?


вам сейчас расскажу об одном интересном русском писателем, а вы внимательно
меня послушайте и найдете ответ на вопрос  кто автор рассказа «Кот ворюга»

Паустовский Константин Георгиевич, 
русский писатель. Родился 19 мая 1892 в Москве. Родился Паустовский в Москве в
семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная,
как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли
на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в
деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6-го класса гимназии он уже
репетиторствовал. После окончания гимназии учился в университете, сначала в
Киевском, потом в Московском. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много
профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все
знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у
Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта
реализовывалась в писательстве.

К писательству привела Паустовского еще его одна черта
–любовь к чтению. Как детский писатель Паустовский начал выступать с 1930 года.
печатался во многих периодических изданиях для детей. Хотя он не считал
творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и
сказок.

Паустовский много путешествовал, бывал в разных странах

Паустовский
написал множество рассказов для детей: «Растрепанный воробей»,  «Заячьи лапы»,
«Кот ворюга», «Стальное колечко».

Что
вы запомнили и можете рассказать о К.Г.Паустовском?

Так,
кто ребята написал рассказ «кот ворюга»?

Как
вы думаете,
в каких преступлениях автор обвиняет своего героя?

Ребята
на этот вопрос мы с вами должны ответить после того как познакомимся с
рассказом кот Ворюга.

Где
мы можем посмотреть свои предположения?

Конечно,
мы должны прочитать рассказ. Я вам вынесла рассказ на листочки и разделила его
вам на 5 частей.

Сейчас мы с вами поработаем со второй частью рассказа.

Задание 1

Найдите
в тексте описание действий и поступков главного героя.

Что
нужно найти в тексте?(действия и поступки главного героя)

Я
включаю аудиозапись ваша задача слушать , следить, найти и подчеркнуть действия
и поступки главного героя)

Он воровал все: рыбу, мясо,
сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с
червями
. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь
наш запас червей. Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Мы ходили около
них и ругались, но рыбная ловля все равно была сорвана.

Почти месяц мы потратили на то,
чтобы выследить рыжего кота. Деревенские мальчишки помогали нам в этом. Однажды
они примчались и, запыхавшись, рассказали, что на рассвете кот пронесся,
приседая, через огороды и протащил в зубах кукан с окунями. Мы
бросились в погреб и обнаружили пропажу кукана; на нем было десять жирных
окуней, пойманных на Прорве. Это было уже не воровство, а грабеж средь бела
дня. Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки.

Кот попался этим же вечером. Он украл
со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу. Мы начали
трясти березу. Кот уронил колбасу, она упала на голову Рувиму. Кот
смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл. Но спасения не было,
и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с березы,
упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом.

Но, наконец, кот попался. Он залез
под дом в единственный узкий лаз. Выхода оттуда не было.

Мы заложили лаз старой рыболовной
сетью и начали ждать. Но кот не выходил. Он противно выл, как подземный дух,
выл непрерывно и без всякого утомления. Прошел час, два, три… Пора было
ложиться спать, но кот выл и ругался под домом, и это действовало нам на нервы.

Ребята, что вы находили? (действия
и поступки главного героя). Назовите

1)   
Обворовывал,
ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с
окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно
упирался.

Как долго воровал
кот?  
(пока не попался)

-Почему попался
кот Ворюга?

-Как это
произошло?

 -Как вёл себя
кот?     

-Куда он залез?

-Сколько времени
прошло?

Задание 2

Ребята, подумайте
и предположите, как могут дальше развиваться события?

Давайте сейчас нам
Надя прочитает третью часть рассказа, следим все внимательно. (
чтение отрывка вслух по учебнику)

Тогда был вызван Ленька, сын
деревенского сапожника. Ленька славился бесстрашием и ловкостью. Ему поручили
вытащить из-под дома кота. Ленька взял шелковую леску, привязал к ней за хвост
пойманную днем плотицу и закинул ее через лаз в подполье. Вой прекратился. Мы
услышали хруст и хищное щелканье — кот вцепился зубами в рыбью голову. Он
вцепился мертвой хваткой. Ленька потащил за леску, Кот отчаянно упирался, но
Ленька был сильнее, и, кроме того, кот не хотел выпускать вкусную рыбу. Через
минуту голова кота с зажатой в зубах плотицей показалась в отверстии лаза.
Ленька схватил кота за шиворот и поднял над землей. Мы впервые его рассмотрели,
как следует.

Кот зажмурил глаза и прижал уши.
Хвост он на всякий случай подобрал под себя. Это оказался тощий, несмотря на
постоянное воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на
животе.

-Почему вызвали
Лёньку?           

-Как Ленька
вытащил кота?

Каким мы увидели 
кота в этом отрывке?
  (жалкий, испуганный) 

Физминутка 
«Воображаемый котенок»

Ребята,
повернитесь к соседу по плечу.

Представьте, что у
него в руках воображаемый котенок, которого вы нашли на улице. Он нуждается в
ласке и внимании. Давайте приласкаем  котенка и скажем ему ласковые, добрые
слова.

Задание 3.

Ребята,
предположите, как дети решили поступить с котом?

А теперь я вам
предлагаю поработать самостоятельно с отрывком из рассказа, что бы узнать были
ли ваши предположения верны. Я вам даю две минуты на чтение 4 части рассказа
самостоятельно.

Рассмотрев кота, Рувим задумчиво
спросил:

— Что же нам с ним делать?

— Выдрать! — сказал я.

— Не поможет, — сказал Ленька. — У
него с детства характер такой. Попробуйте его накормить как следует.

Кот ждал, зажмурив глаза. Мы последовали этому совету,
втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, заливное
из окуней, творожники и сметану. Кот ел больше часа. Он вышел из чулана
пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звезды
зелеными нахальными глазами. После умывания он долго фыркал и терся головой о
пол. Это, очевидно, должно было обозначать веселье. Мы боялись, что он протрет
себе шерсть на затылке. Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост,
пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел.

как дети решили
поступить с котом?

Правильным ли было
решение Леньки?

Какие качества
проявил Ленька в данной ситуации? 
(доброту и милосердие)

Задание 4.

Как вы думаете ,повлияли
ли эти качества на поведение кота?

Давайте послушаете
рассказ и ответе на вопрос каким стал кот? (аудиозапись отрывка)

С этого дня он у нас прижился и
перестал воровать. На следующее утро он даже совершил благородный и неожиданный
поступок. Куры влезли на стол в саду и, толкая друг друга и переругиваясь,
начали склевывать из тарелок гречневую кашу. Кот, дрожа от негодования,
прокрался к курам и с коротким победным криком прыгнул на стол. Куры взлетели с
отчаянным воплем. Они перевернули кувшин с молоком и бросились, теряя перья,
удирать из сада.

Впереди мчался, икая, голенастый
петух-дурак, прозванный «Горлачом». Кот несся за ним на трех лапах, а
четвертой, передней лапой бил петуха по спине. От петуха летели пыль и пух.
Внутри его от каждого удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому
мячу. После этого петух несколько минут лежал в припадке, закатив глаза, и тихо
стонал. Его облили холодной водой, и он отошел. С тех пор куры опасались
воровать. Увидев кота, они с писком и толкотней прятались под домом.

Кот ходил по дому и саду, как
хозяин и сторож. Он терся головой о наши ноги. Он требовал благодарности,
оставляя на наших брюках клочья рыжей шерсти.

И так , Каким стал
кот?  (
сторож, хозяин)

Как подействовала
доброта на кота?  
(Произошло чудесное превращение из
кота-ворюги в преданного, благородного кота)

Задание 5.

Читая, слушая
отрывки, мы увидели, что наш кот разный.

Сейчас вам
предстоит вспомнить, все, что узнали о коте. А в этом нам поможет игра

Я попрошу вас
встать выйти из-за парт. ваша . Я зачитываю вопрос с тремя вариантами ответов.
Вы должны встать в тот угол  кой вариант будет верный.  я спрашиваю на выбор .

1.     Кто поймал
кота?

А. рыбак

Б. Ленька

В. Рувим

2. Что решили
сделать с котом, когда он был пойман?

А. накормить

Б. наказать

В. прогнать

3. Как изменился  кот после сытного ужина? (перестал воровать)

А. убегал из дома

Б. продолжал воровать

Перестал воровать

4.Поведение кота
изменилось.  Что повлияло на это?
(доброта и милосердие
людей)

А.
доброта и милосердие

Б.
вкусный ужин

В. Свобода в
поведение

Обобщение

Тема
сегодняшнего урока?

Цель
сегодняшнего урока?

Какой
вывод вы сделали для себя, прочитав этот рассказ (животных надо любить, ухаживать
за ними, кормить и не обижать их. А ведь сначала ребята были очень злы на кота
за его проделки, даже хотели «вздуть «его за бандитские проделки. Но за место
этого они взяли и накормили его «как следует» и произошло чудо, кот изменился, стал
совсем другим. Нередко, чего нельзя добиться путем зла, наказания, жестокости, легко
достигается при помощи доброты.

Можем
ли мы сказать, что ребята совершили волшебство (да)

Ребята
возьмите карточки с вопросами которые вы отмечали в начале урока. Прочитайте
вопросы, и  отмети в столбце после знаком (+/-)нашли ли вы ответы на эти
вопросы сегодня во время урока.

до

Вопросы

После

Кто написал рассказ «Кот Ворюга»?

В каких преступлениях автор обвиняет своего героя?

Каким автор изображает своего героя?

Благодаря каким качествам кот изменился

Что у вас получилось? (да, узнали) значит мы справились с нашими
задачами во время урока.

Откройте
дневник и запишите домашнее задание (стр. 176-179 чтение текста и подготовка
пересказа)
.

Оценивание

Я благодарю вас за
работу.  Вы меня порадовали, потому что были активны, хорошо читали, отвечали,
справились со всеми заданиями, поэтому  всем я ставлю  отлично.

-словарно-лексическая
работа.

— В тексте нам встретятся незнакомые слова. Давайте научимся
их правильно читать, сначала я, а потом вы – хором.

Отчаяние Кукан Плотвица Лаз. Шиворот Подпалины.

Отчаяние – состояние крайней
безнадёжности, ощущение безвыходности.

Кукан – бечевка, на
которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду.

Заросли – частый
кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

Плотица – небольшая
пресноводная рыба

Лаз – узкое
отверстие, через которое можно пролезть.

Шиворот – за ворот, за
воротник.

Подпалины — рыжеватое или
белёсое пятно на шерсти животного.

Бухало – производить
сильный и глухой звук.

Припадок – внезапное и
обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания,
судороги).

  • Патриот рассказ 5 класс
  • Паустовский рассказы о природе слушать
  • Пассажирский перрон как правильно пишется
  • Пастушок с дудочкой сказка читать
  • Пассажиры дремлют как пишется