Паустовский рассказ артельные мужички

Паустовский константин георгиевич константин паустовский имя при рождении константин паустовский дата рождения 1931.05.1892 место рождения г. москва, российская империя дата
Паустовский Константин Георгиевич

Константин Паустовский

Константин Паустовский

Имя при рождении Константин Паустовский
Дата рождения 19(31).05.1892
Место рождения г. Москва, Российская империя
Дата смерти 14.07.1968
Место смерти г. Москва, РСФСР
Период творчества 1912—1968 гг.
Язык произведений русский
Автограф

Paustovskij (5).jpg

Константин Георгиевич Паустовский — писатель, сценарист и педагог, журналист, военный корреспондент.

Константин Паустовский / Биография

Константин Паустовский родился 19 (31) мая 1892 года в самом центре Москвы, в Гранатном переулке. Отец – Г. М. Паустовский, происходил из рода запорожских казаков, имел также турецкие корни, поместный дворянин. Мать – М. Г. Паустовская, урожденная Высочанская, происходила из польско-чешского рода. В семье были еще двое старших братьев, Борис и Вадим, и сестра Галина. Отца, железнодорожного статиста, «неисправимого мечтателя», часто переводили по службе. Семья много переезжала, в 1898 году Паустовские осели в Киеве. Сам Паустовский часто говорил, что он «москвич по рождению и киевлянин по душе», а в автобиографии («Коротко о себе», 1966) с восхищением вспоминал «ослепительную и нежную весну Украины».

В семье любили искусство: играли на рояле, часто посещали театр, много пели, устраивали чтения классиков. В 1904 году Константин Паустовский поступил в Первую Киевскую классическую гимназию. В одно время с ним учились М. А. Булгаков и А. Н. Вертинский. Среди преподавателей, по воспоминаниям писателя, выделялись преподаватели-гуманитарии, знавшие и любившие русскую словесность, а географию преподавал путешественник Н. Т. Чиркунов. Любовь к географическим картам, книгам о далеких странах и тяга к путешествиям были заложены именно тогда. В гимназии действовал литературно-музыкально-драматический кружок «Лимудрак» и выходил рукописный журнал с тем же названием. Гимназист Паустовский увлекся стихотворством – как признавался впоследствии сам, его поэтические опыты были подражанием К. Д. Бальмонту, «нарядные и, конечно, плохие». И. А. Бунин, к которому начинающий поэт отослал свои стихи, услышал в них «чужой голос» и посоветовал писать прозу.

Родительская семья распалась в 1908 году, и шестнадцатилетний Константин на время переезжает к дяде в Брянск, в 1909–1910 годах учится в Брянской частной гимназии. Осенью 1910 года, по возвращении в Киев, восстанавливается в Первой гимназии и начинает самостоятельную жизнь – зарабатывает первые деньги уроками. Уже в последнем классе Паустовский написал свой первый рассказ «На воде», который был напечатан в киевском альманахе «Огни». Это был единственный случай использования псевдонима (К. Балагин). Вместе с другими гимназистами Константин Паустовский стал свидетелем убийства П. А. Столыпина 1 (14) сентября 1911 года в Киевском городском театре на спектакле «Сказка о царе Салтане» (это событие описано в автобиографической «Повести о жизни»).

С 1911-го по 1913-й год Константин Паустовский учится на историко-филологическом факультете Киевского университета, потом переезжает в Москву, к матери, братьям и сестре, и поступает в Московский университет, на юридический факультет. С началом Первой Мировой войны Паустовский-студент подрабатывает кондуктором и вожатым на московском трамвае, затем служит санитаром на тыловом и полевом санитарных поездах. «Тогда у меня уже созрело решение оставить на время писание туманных своих рассказов и «уйти в жизнь», чтобы «все знать, все почувствовать и все понять». Без этого жизненного опыта пути к писательству были наглухо закрыты, – это я понимал хорошо» («Коротко о себе»).

В 1915 году с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией по Польше и Белоруссии. Вскоре Паустовский узнал, что в один и тот же день были убиты на войне оба его брата. Чтобы заработать и обеспечить мать и слепую сестру, он начинает работать на металлургическом заводе в Екатеринославе, позже на Котельном заводе в Таганроге. В 1916 году работает в рыбачьей артели на Азовском море. В Таганроге приступает к написанию своего первого романа «Романтики» (закончен в 1923 году, первое издание – 1935 г.).

  • Константин Паустовский
  • Паустовский рассказ артельные мужички

    Ценный груз / Константин Паустовский

  • Паустовский рассказ артельные мужички

    Рассказы / Константин Паустовский

  • Паустовский рассказ артельные мужички

    Летние дни / К. Паустовский

  • Паустовский рассказ артельные мужички

    Исаак Левитан / К. Паустовский

  • Паустовский рассказ артельные мужички

    Рассказы / Константин Паустовский

  • Паустовский рассказ артельные мужички

    Судьба Шарля Лонсевиля / Константин Паустовский

Во время становления большевистской власти в 1917 году возвращается в Москву и работает газетным репортером, затем снова начинает скитальческую жизнь. Бывал в Киеве, потом переехал в Одессу, где работал в газете «Моряк». Там он попал в среду молодых литераторов – И. Э. Бабель, В.П. Катаев, И. А. Ильф и Евг. П. Катаев. В 1923 году возвратился в Москву, в течении некоторого времени работал редактором РОСТА, занимался в основном публицистикой. Сотрудничал с газетой железнодорожников «Гудок», очень известной благодаря «четвертой полосе» — там публиковались, по оценке Паустовского, «самые веселые и едкие люди в тогдашней Москве» (И. А. Ильф, Евг. Петров (псевдоним, настоящая имя и фамилия Евгений Катаев), Ю. К. Олеша, М. А. Булгаков). На основе читательских писем в газету (редакция находилась в московском Дворце Труда) писатели создавали сатирические рассказы и фельетоны.

Как вспоминает падчерица Паустовского Галина Арбузова, отчим «до конца жизни не любил богатых и встретил Февральскую революцию с невероятным восторгом», но события Октября и Гражданской войны воспринял как «глухое, чугунное время». Однажды, много десятилетий спустя, в домашнем разговоре сказал: «Самая большая вина большевиков в том, что они уничтожили русский народ» (Г. Арбузова, «Мой отчим предпочитал бакенщиков…»).

1930-е гг. были особенно плодотворными для Паустовского. Писатель работает корреспондентом, много ездит по стране, причем почти каждое путешествие дает ему материал для новой книги. Так, после поездки в Карелию появляется «Судьба Шарля Лонсевиля» (1932–1933) – повесть о том, как пленный французский инженер остался жить и работать в России, проникся уважением к простому народу и жестоко поплатился за сострадание к восставшим рабочим. Для написания повести «Кара-Бугаз» (1932) автор специально отправляется в странствия по берегам Каспийского моря, а поездка в Мингрелию стала толчком к созданию повести «Колхида» (1934). Паустовский работает в жанре художественной биографии: «Исаак Левитан» (1937), «Орест Кипренский» (1937), «Тарас Шевченко» (1939).

В 30-х годах произведения Паустовского появляются и в детских издательствах. В 1933 году в «Молодой гвардии» вышло детское издание «Кара-Бугаза» с иллюстрациями В. А. Милашевского, перо которого (по словам художника) «резвится по бумаге», «острит, улыбается, иронизирует». В 1934 году Госдетлитиздат публикует повесть «Озерный фронт» о событиях Гражданской войны, иллюстрирует эту книгу Т. А. Маврина.

  • Озёрный фронт / Константин Паустовский; худ. Татьяна Маврина
  • Паустовский рассказ артельные мужички

    Озёрный фронт / Константин Паустовский; рис. Т. Мавриной

  • Паустовский рассказ артельные мужички

    Озёрный фронт / Константин Паустовский; худ. Татьяна Маврина

  • Паустовский рассказ артельные мужички

    Озёрный фронт / Константин Паустовский; худ. Татьяна Маврина

  • Паустовский рассказ артельные мужички

    Озёрный фронт / Константин Паустовский; худ. Татьяна Маврина

В 30-е годы Паустовский делает заметный вклад в признание А. С. Грина классиком литературы для детей и подростков. Побывав в 1934 году в домике писателя в Старом Крыму и познакомившись с его вдовой, Паустовский был поражен тем, как «замкнутый и избитый невзгодами человек» сохранил «великий дар мощного и чистого воображения, веру в человека и застенчивую улыбку». Несколько лет автор борется за возвращение имени Грина из неизвестности – посвящает писателю главу «Сказочник» в повести «Черное море» (1935), участвует в создании дома-музея, работает над изданием сборников рассказов и повестей Грина (вышли в «Детгизе» и «Советском писателе» в 1940 году), пишет биографию «Александр Грин» (1940). 25 августа 1937 г. в «Литературной газете» появилось «Письмо писателю Паустовскому» Юрия Олеши («Мне приятно, что у нас общая любовь к Грину…).

Критики и издатели нередко относились к произведениям Паустовского настороженно. Например, попытка прозаика получить аванс под книгу о заливе Кара-Бугаз вызвала негодование директора «одного из издательств»: «замысел воспеть в романе слабительную соль» был воспринят как «безобразие» и назван «прямым издевательством и глумлением над народом и Советской властью» («Повесть о жизни»). «Примерным» советским писателем Паустовский действительно не был. Не противопоставляя себя властям, прозаик и не писал им славословий – старался, как вспоминает его падчерица Г. Арбузова, «держаться подальше от общественной жизни». Девизом писателя была строчка из стихотворения Р. Киплинга: «Останься прост, беседуя с царями, / Останься честен, говоря с толпой». В публицистике автор отстаивал не утилитарное, а эстетическое значение литературы. В 1936 году (статья «О детской литературе») прозаик, упомянув «умное и энергичное руководство в лице ЦК ВЛКСМ», впрямую выскажется против «упорного навязывания тем», напишет, что «каждый <…> советский писатель, берясь за любую тему, тем самым выполняет социальный заказ».

Зимой 1923 года в Батуми Константин Паустовский познакомился с Р. И. Фраерманом, их дружба продолжалась на протяжении многих лет. В начале 30-х годов Паустовский вместе с друзьями Рувимом Фраерманом, Аркадием Гайдаром, редактором Детского издательства Иваном Халтуриным и менее известными, но талантливыми писателями Михаилом Лоскутовым и Александром Роскиным образуют литературный кружок. Собрания в квартире Фраермана именовались «Конотопами» (по названию маленького украинского городка) и постоянно пополнялись новыми друзьями и знакомыми Фраермана. Именно члены кружка первыми услышали фрагменты из «Голубой чашки» Гайдара и повести Фраермана «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви», узнали замысел «Кара-Бугаза» Паустовского. Известно, что Гайдар написал юмористические стихотворения про участников и даже гимн общества, однако от стихотворений сохранились лишь фрагменты. В очерке «Рувим Фраерман» Паустовский вспоминает: «То были годы шумных споров, напряженной работы, нашей писательской молодости и, пожалуй, наибольших писательских дерзаний. Сюжеты, темы, выдумки и наблюдения бродили в нас, как молодое вино».

С начала 1930-х Паустовского все больше начинает притягивать «срединная Россия». Кроме того, автор все больше устает от жизни журналиста, нуждается в уединении и покое (в итоге в 1931 году уходит со службы). На протяжении более двух десятилетий (1930-е – начало 50-х) Паустовский приезжает в Мещёрский край (Рязанская область) и подолгу там живёт, останавливаясь в селе Солотча. Почти нетронутая людьми природа, общение с местными рыболовами и лесниками дают богатый материал для писательства. За «мещёрский период» создаются такие известные произведения писателя, как рассказы «Акварельные краски» и «Телеграмма», повесть «Мещёрская сторона» (1939). В Солотчу приезжали друзья, участники «Конотопа», бывал здесь и Андрей Платонов.

В конце 30-х гг. Паустовский, никогда не считавший себя писателем «для детей», публикует первый сборник рассказов для юного читателя – «Летние дни» (1937). В этот сборник вошли произведения о встречах с животными: «Последний черт», «Кот-ворюга», «Барсучий нос». Сборник при жизни писателя неоднократно переиздавался, впоследствии часть рассказов вошла в школьную программу. Поэт Борис Чичибабин так объяснял успех малой прозы автора у детей: «Из всех русских писателей он, безусловно, самый чистый, и в этом смысле он действительно писатель «для детей» – для совсем юных, чистых, не омраченных, не искаженных душ» (Б. А. Чичибабин. «Уроки чтения. Из писем поэта», 2013).

  • Константин Паустовский
  • Паустовский рассказ артельные мужички

    Константин Паустовский в Крымском заповеднике. 1966

  • Паустовский рассказ артельные мужички

    Константин Паустовский с читателями

  • Паустовский рассказ артельные мужички

    Константин Паустовский

С началом Великой Отечественной войны К. Г. Паустовский работал военным корреспондентом на Южном фронте (1941–1942), постоянно находится на передовых. В 1942–1943 годах жил в эвакуации в Алма-Ате и на Алтае, в 1943 году вернулся в Москву. Появляются его рассказы о переживании военных событий простыми людьми – «Рассказ бойца Петренко» (1942), «Струна», «Бакенщик», «Робкое сердце» (1943), «Молитва мадам Бовэ» (1944–1945). 2 мая 1945 года по радио читают статью Паустовского «Утро Победы»: «Утро победы восходит над землей. Солнце победы освещает неизмеримые развалины недавно еще цветущих стран, но освещает и первый скромный подорожник, расцветший на этих развалинах».

В 1945 году писатель начинает создавать художественную автобиографию («Повесть о жизни»). Выход ее первой части («Далекие годы», 1946) едва не стоил автору литературной карьеры – в светлых воспоминаниях о детстве некоторые читатели увидели восхваление дореволюционной России. Как вспоминала Г. Арбузова, «последовал ряд разгромных статей» и писателя «негласно запретили» почти на четыре года. В этот непростой период автору помогло преподавание в Литературном институте, которым он занимался на протяжении двух десятков лет. Среди его учеников – Ю. В. Трифонов, Ю. В. Бондарев, Г. Я. Бакланов, Б. И. Балтер, И.А. Гофф, И. Дик, В. Ф. Тендряков, Ю. П. Казаков, Г.П. Корнилова, С.К. Никитин, В.Я. Шорор. Почти все они, так или иначе, вошли в чтение подростков, писали о детстве или создали произведения для юных читателей.

Глава русских писателей-эмигрантов, Нобелевский лауреат И.А. Бунин, скупой на комплименты писателям, признал в Паустовском равного: «Дорогой собрат, я прочитал Ваш рассказ «Корчма на Брагинке» и хочу сказать о той редкой радости, которую испытал я: он принадлежит к наилучшим рассказам русской литературы. Привет, всего доброго. Ив. Бунин. 15.09.47″. Творчество Паустовского воссоединяло советский и эмигрантский потоки русской литературы.

В конце 40-х – начале 50-х годов писатель вновь пишет рассказы для детей, обращается к жанру сказки. В 1945 году выходят «Похождения жука-носорога» и «Теплый хлеб», в 1946 – «Стальное колечко», в 1948 – «Растрепанный воробей» и «Дремучий медведь», в 1949 – «Артельные мужички», в 1951 – «Квакша». По сказке «Стальное колечко», которая в 1946 году вызвала критику за мотивы волшебства, автор пишет в 1947 году сценарий под названием «Перстенек». Паустовский вытачивает свою жанровую форму – рассказа, сквозь который проступает сказка, возвращает старинную сказку и волшебный вымысел в детскую литературу послевоенного периода.

В 1955 году Паустовский покупает деревянный дом в Тарусе. Городок на Оке понравился писателю своими живописными окрестностями, в XIX веке привлекавшими художников. «Тарусский» период, продолжавшийся до смерти Паустовского, стал временем подведения итогов, осмысления пережитого. Помимо рассказов и очерков («Городок на реке», «Наедине с осенью», «Избушка в лесу»), здесь созданы автобиографические произведения. Именно тогда были написаны повесть «Золотая роза» и большая часть «Повести о жизни» («Начало неведомого века», «Время больших ожиданий», «Бросок на юг», «Книга скитаний»). Многое было сделано писателем для Тарусы. В 1956 году Константин Георгиевич публикует в газете «Правда» очерк «Письмо из Тарусы», где выражает свое возмущение халатностью и равнодушием местных чиновников, допускающих варварское разрушение природы и архитектуры. «Необходимо полное внимание к малым городам. Надо превратить их из бедных родственников в полноценных граждан и дать простор развитию всех их возможностей», – пишет автор. В маленький город благодаря прозаику начинают приезжать литераторы и художники, выходит составленный им «оттепельный» альманах «Тарусские страницы» (1961), в котором печатаются Н. А. Заболоцкий, Б. Ш. Окуджава, Б. И. Балтер, Н. М. Коржавин, В. Н. Корнилов, В. В. Голявкин, Д. С. Самойлов, Ф. А. Вигдорова и др.), а также большая подборка стихов М. И. Цветаевой. Сам же Паустовский в альманах отдал главы из книги о тайнах писательского творчества «Золотая роза».

  • Московский литературный музей-центр К.Г. Паустовского. Москва, ул. Кузьминская, 8
  • Паустовский рассказ артельные мужички

    Московский литературный музей-центр К.Г. Паустовского. Москва, ул. Кузьминская, 8

  • Паустовский рассказ артельные мужички

    Памятная доска. К. Паустовский

  • Паустовский рассказ артельные мужички

    Музей-центр К.Г. Паустовского

  • Паустовский рассказ артельные мужички

    Музей-центр К.Г. Паустовского

  • Паустовский рассказ артельные мужички

    Задняя сторона дома. Музей-центр К.Г. Паустовского

В середине 50-х – 60-е годы к Константину Паустовскому приходит мировая известность. Его книги издаются на десятках иностранных языков, выходят большими тиражами в Европе и США. Писатель одним из первых в СССР получил возможность отправиться в европейский круиз теплохода «Победа» в 1956 году. В 1964 году перед автором «Телеграммы» встает на колени приехавшая в Москву на гастроли Марлен Дитрих. Несколько раз (в 1965, 1967, 1968) имя писателя было в списке претендентов на Нобелевскую премию по литературе. В 1957–1958 годах выходит прижизненное собрание сочинений Паустовского в шести томах, его произведения включают в школьные хрестоматии. К.И. Чуковский, В.Б. Шкловский, М. Шагинян, Э. Казакевич.

Сам автор, перенесший несколько инфарктов на фоне астмы, относился к славе скептически. Писатель А. В. Ионов в своих воспоминаниях («Три часа с писателем») приводит слова Паустовского, удивленного назойливым вниманием посетителей: «Идут как на какое-то поклонение. Что я, Толстой, что ли? Зачем это нужно?!» При этом, писатель использовал свой авторитет для оказания помощи. Так, осенью 1965 года подписал, вместе с С.С. Смирновым и П.Л. Капицей, письмо-ходатайство в пользу А.И. Солженицына.

14 июля 1968 года Константин Георгиевич Паустовский умирает в Москве. Согласно последней воле писателя, его похоронили на кладбище на окраине Тарусы.

В местах, где Константин Паустовский жил и работал, впоследствии были созданы литературные музеи. Первый из них – Московский литературный музей-центр К. Г. Паустовского – был основан в 1975 году на общественных началах, а в 1993 г. получил статус государственного. В 2014 году в состав музейного комплекса вошел мемориальный дом писателя в Тарусе. С 1998 года музей Паустовского работает в Одессе, в 2005 г. – в Старом Крыму, в доме, где в 1949 году писатель и его будущая жена снимали комнаты. В Киеве, с которым связаны детство и юность К. Г. Паустовского, свой музей открылся в 2013 году. Экспозиция была создана трудами учащихся и педагогов школы № 135, а также почитателями творчества писателя из разных стран мира.

Константин Паустовский на видео.

« Писательство – не ремесло и не занятие. Писательство – призвание.

Константин Паустовский

»

Константин Паустовский / Книги

  • Собрание сочинений : в 9 т. / Константин Паустовский ; [вступ. ст. Г. Трефиловой ; примеч. Л. Левицкого ; худож. Е. Гольдин]. — Москва : Художественная литература, 1981–.
  • Собрание сочинений : в 7 т. / Константин Паустовский. — Москва : Терра – Кн. клуб : Литература, 2002–.
  • Собрание сочинений : в 6 т. / вступительная статья К. Г. Паустовского ; примечания Н. П. Смирнова. — Москва : Гослитиздат, 1956–1957.
  • Избранные произведения : в 2 т. – Москва : Гослитиздат, 1956.
  • Бабушкин сад : рассказы о жизни детей в тылу в годы Великой Отечественной войны : [сборник рассказов : для младшего школьного возраста] / Константин Паустовский ; рис. Владимира Гальдяева. — Москва : НИГМА, 2015. — 50 с. : ил.
  • Библиотека мировой литературы для детей. Т. 21 : Избранные произведения / Александр Грин, Константин Паустовский ; [сост., предисл. и коммент. В. И. Этова] — Москва : Детская литература, 1994.
  • Паустовский К. Г. Воспоминания о Крыме : избранное / К. Г. Паустовский. — Симферополь : Антиква, 2011.
  • Паустовский К. Г. Время больших ожиданий : рассказы, дневники, письма / Константин Паустовский. — Одесса : Пласке, 2012. — (Всемирный клуб одесситов).
  • Паустовский К. Г. Жильцы старого дома : рассказы / рисунки К. Кузнецова. — Москва: Детгиз, 1958. — 64 с. — (Школьная библиотека для нерусских школ. Для семилетней школы).
  • Паустовский К. Г. Златовласка : чешская народная сказка : [пересказ]. — Москва : Детская литература, 1964.
  • Паустовский К. Г. Золотая роза : заметки о писательском труде. — Москва : Сов. Писатель, 1956. — 229 с.
  • Паустовский К. Г. Летние дни : рассказы : [для младшего школьного возраста.] / рис. В. Курчевского. — Москва : Детгиз, 1955. — 32 с. — (Книга за книгой).
  • Паустовский К. Г. Начало неведомого века : повесть. – Москва : Советский писатель, 1958. — 221 с.
  • Паустовский К. Г. Новые рассказы / К. Паустовский. — Москва : Правда, 1955. — 48 с. (Б-ка «Огонек» ; № 43).
  • Паустовский К. Г. Повести и рассказы / послесл. К. Зелинского. – Москва : Московский рабочий, 1953. — 324 с. — (Библиотека для юношества).
  • Паустовский К. Г. Повесть о жизни / Константин Паустовский. — Москва : Советский писатель, 1955. — 498 с.
  • Паустовский К. Г. Произведения о Грузии / К. Г. Паустовский ; вступ. ст. [с. 3–30] и примеч. И. Е. Адеишвили. — Батуми : Сабчота Аджара, 1984.
  • Паустовский К. Г. Родные просторы / ред. и вступит. статья д-ра геогр. наук Ю. Г. Саушкина. — Москва : Географгиз, 1954. — 552 с.
  • Паустовский К. Г. Рождение моря : повесть : [для среднего и старшего возраста] / рисунки В. Богаткина. — Москва–Ленинград : Детгиз, 1953. – 255 с.
  • Паустовский К. Г. Северянка : повесть в одном действии / Константин Паустовский. — Москва : Искусство, 1950. — 20 с. — (Одноактные пьесы).
  • Паустовский К. Г. Северянка : пьеса в 1 д. / режиссерские примечания Б. А. Львова-Анохина. — Москва : Госкультпросветиздат, 1955. — 24 с. – (Б-чка «Художественная самодеятельность» ; № 32).
  • Паустовский К. Г. Талые воды : повесть в 1-м действии / Константин Паустовский. — Москва : тип. изд-ва «Московская правда», 1950. — 16 с. — (Одноактные пьесы).
  • Поэтическая антология Константина Паустовского. — Москва : Московский литературный музей-центр К. Г. Паустовского, 2012.

Константин Паустовский / Книги в Национальной электронной детской библиотеке

  • Ценный груз / Константин Паустовский ; обложка Е. Эндриксон. — Текст : электронный. — Москва : ОГИЗ : Молодая гвардия, 1931.
  • Судьба Шарля Лонсевиля / Константин Паустовский ; рисунки и переплет Т. А. Мавриной. — Текст : электронный. — Москва : Молодая гвардия, 1933. — 116 с.
  • Озёрный фронт / Константин Паустовский; рис. Т. Мавриной. — Текст : электронный. — Москва : Детиздат, 1934. — 80 с.
  • Колхида / Константин Паустовский. — Текст : электронный. — Москва : Государственное издательство детской литературы, 1934. — 150 с.
  • Рассказы / Константин Паустовский. — Текст : электронный. — Москва: Детская литература, 1935. — 72 с.
  • Кара-Бугаз / Константин Паустовский ; рисунки художника В. Щеглова. — Текст : электронный. — 5-е изд. – Москва : Детская литература, 1936. — 160 с.
  • Колхида / Константин Паустовский ; [иллюстрации художника П. П. Соколова-Скаля. — Текст : электронный. — 3-е изд. — Москва : Детская литература, 1936. – 144 с.
  • Судьба Шарля Лонсевиля / Константин Паустовский ; рисунки А. Короткина. — Текст : электронный. — 3-е изд. — Москва : Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1937. — 112 с.
  • Черное море / К. Паустовский ; рис. В.Щеглова. — Текст : электронный. — Москва : Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1937.
  • Исаак Левитан / К. Паустовский. — Текст : электронный. — Москва : Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1938. – 62 с.
  • Северные рассказы / Константин Паустовский. — Текст : электронный. — Москва : Детиздат, 1939. — 112 с.
  • Рассказы / Константин Паустовский. — Текст : электронный. — Москва : Детиздат, 1940. – 160 с.
  • Степная гроза / Константин Паустовский; рисунки Б. Дехтерева. — Текст : электронный. — Москва : Детгиз, 1945. – 75 с.
  • Летние дни / К. Паустовский. — Текст : электронный. — Москва: Детиздат, 1945. — 47 с.
  • Далекие годы / Константин Паустовский ; рисунки Б.А. Дехтерева. – Москва : ДЕТГИЗ, 1946. – 332 с.
  • Летние дни / К. Паустовский. — Текст : электронный. — Москва : Детгиз, 1948.

О жизни и творчестве

  • Ивич А. Природа. Дети. — Москва : Детская литература, 1975.
  • Левицкий Л. А. Константин Паустовский — Москва,1977.
  • Кременцов А. И. К. Г. Паустовский: жизнь и творчество. — Москва, 1982.
  • Воспоминания о Константине Паустовском : сборник. — Москва, 1983.
  • Осипов, А. Е. К. Г. Паустовский, Р. И. Фраерман, А. П. Платонов в Солотче // Мещера в жизни и писательской судьбе К. Г. Паустовского. — Рязань, 1992.
  • Летохо Е. В. Концепция личности в малой прозе К. Паустовского 1940–60-х гг. // Преподаватель XXI век. — 2009 — № 2–2. — С. 346–353. — (дата обращения: 17.04.2020).
  • Летохо Е. В. Художественный мир малой прозы К. Г. Паустовского 1940–1960-х годов : автореферат дис. … кандидата филологических наук : 10.01.01 / Летохо Елена Васильевна ; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. — 2010. — 19 с. — (дата обращения: 17.04.2020).
  • Обаяние щедрого таланта : к 120-летию со дня рождения К. Г. Паустовского : библиогр. указатель лит. / сост. Е. В. Ломовцева ; ред. Т. А. Соловьева. — Электросталь, 2012. — 94 с. — (ЦГБ им. К. Г. Паустовского). — Электросталь, 2014.
  • Павел Крючков. Добрый доктор Пауст // Новый мир. — 2017. — № 9 (сентябрь). — (дата обращения: 17.04.2020)

Константин Паустовский / Диафильмы

  • Последний черт / К. Паустовский ; рисунки Г. Епишина. — Текст, изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1961. – (46 кд.). — Режим доступа: Защищено авторским правом.
  • Заячьи лапы / К. Паустовский ; сценарий Э. Никульцевой ; художник Г. Епишина. — Текст, изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1960. — (42 кд.). — Режим доступа: Защищено авторским правом.
  • Записки Ивана Малявина / К. Паустовский ; худож. В. Степанов. — Текст, изображение : электронные. – Москва : Диафильм, 1965. — (48 кд.). — Режим доступа: Защищено авторским правом.
  • Летние дни / художник Р. Столяров. — Текст, изображение : электронные. — Москва : Диафильм, б.г. — Режим доступа: Защищено авторским правом.
  • Растрепанный воробей / Паустовский К. ; художник Р. В. Былинская. — Текст, изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1967. — (50 кд.). — Режим доступа: Защищено авторским правом.
  • Правая рука / К. Паустовский ; [сцен. К. Тихомировой] ; худож. В. Туренко. — Текст, изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1967. — (39 кд.). — [Диафильм сделан по заказу Министерства просвещения РСФСР]. — Режим доступа: Защищено авторским правом.
  • Тёплый хлеб / Паустовский К. ; худож. Мешков Е. — Текст, изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1971. (46 кд.). — Режим доступа: Защищено авторским правом.
  • Дремучий медведь / художник Р. В. Былинская ; сцен. Л. Забицкого. — Москва: Диафильм, 1978. — 44 кд. — Режим доступа: Защищено авторским правом.
  • Барсучий нос / Паустовский К. ; худож. Кузнецов Л. — Москва : Диафильм, 1982. — 31 кд. — Режим доступа: Защищено авторским правом.
  • Тёплый хлеб : [диафильм озвученный]. В 2 частях / художник Г. Уманский. — Укркинохроника, Министерство культуры УССР, 1990.
  • Стальное колечко : [диафильм озвученный] / художник В. Мануйлович ; исполнитель Н. Минаева. — Б/г, Б/д.
  • Мещерская сторона : [диафильм] / фотограф В. Молчанов. — Москва : Диафильм, 1972.
  • Квакша : [диафильм] / автор: Паустовский К. ; художники: Э. Антохин, Ю. Бондаренко. — Украинская студия хроникально-документальных фильмов,1975.

Экранизации

  • Северная повесть. Автор сценария и реж. Е. Н. Андриканис. Мосфильм, 1960.
  • Начало неведомого века. Киноальманах: три киноновеллы по мотивам рассказов Ю. К. Олеши «Ангел» (реж. А. Смирнов), А. П. Платонова «Родина электричества» (реж. Л. Шепитько), К. Г. Паустовского «Мотря» (реж. Г.С. Габай). Мосфильм, Экспериментальная творческая киностудия имени А. Довженко, Ленфильм, 1967–1969.
  • Обещание счастья. Автор сценария и режиссер Л. Цуцульковский. Лентелефильм, 1965.
  • Растрепанный воробей. Автор сценария и постановщик А. Грачева. Творческое объединение художественной мультипликации Киевнаучфильма, 1967.
  • Теплый хлеб. Автор сценария В. Северьянова, реж. И. Гурвич. Творческое объединение художественной мультипликации Киевнаучфильма, 1973.
  • Жильцы старого дома. [Мульфильм]. Автор сценария и реж. А. Караев. Свердловская киностудия, 1987.

Музеи, памятники, общественные организации

  • Общественная организация «Мир Паустовского» : сайт. — (дата обращения: 17.04.2020). — Текст : электронный.
  • Московский литературный музей-центр К. Г. Паустовского. Москва, ул. Кузьминская, 8.
  • Мемориальный дом-музей К. Г. Паустовского. Таруса, ул. Пролетарская, 2.
  • Филиал Одесского государственного литературного музея «Мемориальный музей К. Г. Паустовского». Одесса, ул. Черноморская, 6. Украина. // Одесский государственный литературный музей : сайт. — (дата обращения: 17.04.2020). — Текст : электронный.
  • Дом-музей К. Г. Паустовского (Старый Крым), отдел литературно-художественного музея : Крымское республиканское учреждение «Коктебельский эколого-историко-культурный заповедник. Старый Крым, ул. Карла Либкнехта, д. 31. — (дата обращения: 17.04.2020). — Текст : электронный.
  • Киевский музей К. Г. Паустовского. улица Карла Либкнехта, д. 31. — (дата обращения: 17.04.2020). — Текст : электронный.
  • Памятник, скульптор О. Черноиванов. Одесса, Сад скульптур Одесского литературного музея.
  • Памятник, скульптор В. Церковников. Таруса, ул. Декабристов, 8.
  • Памятник-стелла, Украина, Одесская область, Овидиопольский район, село Санжейка, Приморская улица.

См. также

  • Бажов Павел Петрович

Рассказ про отставного отставного офицера царской армии. Действие происходило в 1924 году, офицер после революции лишился пенсии и боялся преследований. Он стал совсем нищим, но случайная встреча изменила его жизнь.

Старик в потертой шинели - Паустовский К.

Есть тысячи деревень у нас в России, затерянных среди полей и перелесков. Тысячи деревень, таких же незаметных, как серое небо, как белоголовые крестьянские дети. Эти дети, встретившись с незнакомым человеком, всегда стоят потупившись, но если уж подымут глаза, то в них блеснет такая доверчивость, что от нее защемит на сердце.

Редко-редко среди бесчисленных Сосновок, Никольских и Горелых Двориков попадается деревня вроде Мыса Доброй Надежды в Тамбовской области или Колыбельки где-то под Острогожском.

Всегда кажется, что деревни с такими удивительными названиями непременно связаны с интересными историями и что от этого и произошли их имена.

Я тоже так думал, пока мало знал деревенскую Россию. Но потом, с годами, когда мне пришлось лучше узнать страну, я убедился, что почти нет такой деревни – даже самой захудалой, – где бы не было своих замечательных истории и людей.

Возьмем, к примеру, окрестности городка Ефремова в нынешней Тульской области – того самого Ефремова, что, по словам Чехова, был самым захолустным из всех уездных городов в России. Какие же глухие деревни должны были окружать этот городок!

На первый взгляд это было действительно так. Но только на первый взгляд.

Старик в потертой шинели - Паустовский К.

В 1924 году и прожил все лето под Ефремовом, в деревушке Богово. Шел седьмой год революции, но внешних перемен пока что было еще не так много.

Все те же лысоватые овсяные поля сухо шелестели за околицами, и по мим гулял волнами ветер. Все те же грудные дети в линялых грязных чепчиках лежали в зыбках, облепленные мухами. В базарные дни гремели по большаку телеги, и бабы в онучах тряслись на них и пели визгливыми и притворно веселыми голосами разухабистые песни. И сонно шумела у сгнившей плотины небольшая река Красивая Меча (местные жители называли ее Красивая Мечь).

Пожив в Богове, я узнал, что невдалеке от Ефремова сохранилась усадьба отца Лермонтова, где в рассохшемся доме висит на стене пыльный походный сюртук поэта. Говорили, что Лермонтов останавливался у отца, когда проезжал на Кавказ, в ссылку. Узнал, что на берегах Красивой Мечи охотился Иван Сергеевич Тургенев, а в Ефремове бывали Чехов и Бунин.

Но все это относилось к прошлому. Я же хотел найти черты настоящего, найти людей, связанных с новым временем.

Но как нарочно в Богове не было даже ни одного участника гражданской войны – никого, кто был бы свидетелем недавних событий. И тоже, как будто нарочно, в деревне жил какой-то отставной полковник, судя по рассказам, человек одинокий и молчаливый. Почему он поселился в Богове, никто мне не мог объяснить.

– Живет и живет, – говорили крестьяне. – Зла пока что не делает. Снял избу, сам себе варит картоху да от зари до зари сидит с удочкой на речке. Что с него взять – человек престарелый.

– Чего же он здесь живет?

– А шут его знает! Спрашивать его про это вроде как неудобно. Приехал в летошнем году и остался на жительство. Сторона у нас тихая. Ему, бывшему офицеру, тут, конечно, беспокойства поменьше. Сами знаете, офицер теперь вроде как ящурный. Каждый норовит его стороной обойти.

Встретился я с этим отставным полковником на Красивой Мече около мельничной плотины.

Был хмурый холодноватый день, какие иногда выдаются среди лета. Рыхлые облака ползли над землей, и из них нехотя падали капли дожди. Потом дождь стих.

Я пришел на мельничный омут ловить рыбу. На бревне около плотины сидел худой старик с длинной седой бородой, в старой офицерской шинели и серой кепке. Вместо золоченых форменных пуговиц к шинели были пришиты обыкновенные черные пуговицы, как на бабьих салопах.

Старик в потертой шинели - Паустовский К.

Старик курил короткую трубку, сделанную из колена газовой трубы. Она была, должно быть, очень тяжелая. Когда старик выбивал ее о бревно, то звук был такой, будто он вколачивает гвозди.

Ловил старик на одну удочку и первое время не обращал на меня внимания.

Я же ловил на три удочки, и потому у меня рыба все время срывалась. Пока я менял червя на одной удочке, на другой, как назло, обязательно клевало. Я хватился за нее, но было уже поздно, и я вытаскивал из воды только обрывок черня. Старик же время от времени неторопливо вываживал больших, свинцового цвета подустов и толстых плотиц.

Он неодобрительно покашливал, поглядывая на мою возню с удочками. Она его, видимо, раздражала. Наконец он не выдержал и сказал:

– Ловить следует, молодой человек, на одну удочку. Для душевного равновесия. А так вы только нервы себе испортите.

Я послушался его, смотал две удочки и начал ловить на одну. Тотчас же я вытащил крупного окуня. Старик усмехнулся.

– Видите! – сказал он, – По трем мишеням сразу из трех винтовок не стреляют, а преимущественно мажут. Вот вы и мажете так безбожно, что обидно смотреть.

С реки мы возвращались в Богово в поздние сумерки. Старик шел медленно, смотрел себе под ноги и ни разу не поднял головы. Поэтому до деревушки мы добрались уже в сырой и неуютной темноте.

Всю дорогу старик рассказывал мне, как варить горох для насадки на подуста, и у меня не было удобного случая, чтобы спросить его, кто же он такой и почему поселился а Богове. Здесь, как я знал, у него не было ни одной близкой души.

Багровые тучи на западе медленно гасли. Заунывно кричала выпь. Снова холодные дождевые капли начали тяжело щелкать по лопухам. И эта угрюмость вечера каким-то образом передалась моим мыслям об одинокой старости, о человеке в потертой шинели, что брел рядом со мной.

Только один рая за время нашего разговора старик упомянул о себе и сказал, что до первой мировой войны он был комендантом крепости Осовец в Польше. Вот там-то на реке Бобре он ловил и не таких подустов!

Шло лето. Старик упорно молчал о своем прошлом, и спрашивать его об этом было действительно неудобно. Один раз я попытался обиняками узнать у него, не нужно ли ему чем-нибудь помочь, но старик только усмехнулся на мои слова и ничего не ответил.

Старик в потертой шинели - Паустовский К.

Вся история с этим стариком становилась что ни день, то загадочнее. Особенно когда я узнал, что каждый месяц он получает какую-то повестку из Ефремова, ходит в город и возвращается оттуда усталый, но довольный. И каждый раз приносит подарки деревенским детям и своей соседке Насте – многодетной, но не старой еще женщине, брошенной мужем. Детям – липкие леденцы, а Насте то пачку чая, то катушку ниток.

Я никогда не встречал существа более кроткого, чем Настя. Каждое ее слово и движение выдавали беспомощность и доброту. Ока всегда виновато улыбалась, торопливо поправляла под платком волосы, и руки у нее дрожали. Смотрела она растерянно, а в избу к ней я просто стеснялся войти – Настя тотчас бросалась вытирать подолом лавку и стол, выгоняла в сени наседку с цыплятами, краснела до слез и все порывалась поставить погнутый позеленевший самовар.

Наконец пришла осень, и я собрался через несколько дней уезжать а Москву.

Иные места покидаешь и все же думаешь, что когда-нибудь сюда вернешься. Это легче, чем оставлять места, хорошо зная, что ты уезжаешь навсегда. При этом непременно возникает горькое чувство, будто ты оставляешь здесь частицу сердца.

Как бы ни было уныло и неприветливо покинутое место, как бы ты ни тяготился пребыванием в нем, всегда остается в душе сожаление, а может быть, и любовь.

Так, должно быть, мать любит своего хилого ребенка, играющего гнилой щепкой. Любит его до елея, до стона – беспомощного, обреченного на одиночество среди здоровых и смешливых детей.

О ребенке я подумал, очевидно, потому, что такой вот больной и тихий мальчик был у Насти. Звали его Петя.

Ему уже минуло шесть лет, но он почти не умел говорить. Весь день он сидел на дороге, пересыпал пыль из ладони в ладонь и молчал.

Однажды я подошел к нему, присел на корточки и заговорил с ним. Он со страхом взглянул на меня, сморщился и беззвучно затрясся – заплакал, уткнувшись лицом в рукав.

– Ты чего? – спросил я растерянно и дотронулся до его острого плеча, вздрагивающего под застиранной рубашонкой.

Я ничего не понимал. Я видел только огромное, бессловесное и темное горе этого маленького, захлебывающегося от слез существа.

– Ты чего? – повторил я, и внезапно меня, как лезвие ножа, полоснула мысль: «А может быть, он понимает, что с ним?»

Из избы выбежала Настя, схватила мальчика на руки и, как всегда виновато улыбаясь, сказала:

– Он у меня больненький, дурачок, глупенький мой. Мы не гневайтесь. Как его приласкаешь, он завсегда заплачет.

Неожиданно глаза у Насти потемнели, и она сказала злым голосом:

– Я бы их всех своими руками удавила, мужиков этих окаянных, иродов! Только и жизни, что жрать водку цельными ведрами да материться. Наплодят таких вот детей, а у тебя потом сердце изойдет кровью. Мой он мальчик, живой! И некому за него заступиться.

Как только и решил уезжать, мне тотчас захотелось остаться. Все вдруг открылось в новом обличии – и люди, и пажити, и вся эта темная осенняя земля.

Шли дожди, густые пасмурные дни были похожи на рассветы, в избе стало сыро и холодно. И только вороха палых листьев освещали землю своим желтым холодноватым огнем.

Старик в потертой шинели - Паустовский К.

Перед отъездом я в последний раз пошел со стариком – звали его Петром Степановичем – на рыбную ловлю. Дожди к тому времени прошли, но над землей по целым дням лежал туман. Он не рассеивался даже к полудню.

Я спросил старика, не нужно ли ему чего-нибудь в Москве.

– Нет, благодарствую, – ответил он. – Я-то Москву больше и не увижу. Здесь дотяну свои дни. Некуда мне ехать, да и незачем. Я старый байбак – у меня ни жены, ни детей. А об друзьях и говорить нечего. Иные умерли, а остальные давно разбрелись-рассыпались кто куда. Да, признаться, в старой армии у меня и друзей-то не было. Раз-два – и обчелся.

– Почему? – спросил я.

– Я – солдатский сын. Отец мой был вахмистром. Родом я, как говорили в старое время, из мужичья, из простонародья. Черная кость. Ежели бы не это, то разве меня уволили бы в отставку из старой армии в чине полковника. Коменданту такой крепости, как Осовец, быть генералом. А меня, сказать по правде, только терпели за добросовестность да за познания в артиллерийском деле. Артиллерист я неплохой.

– Что же вы не женились?

– Теперь-то оно, конечно, обидно, – ответил старик и остановился передохнуть. Худой, высокий, чуть сгорбленный, он чем-то напоминал мне горестный образ Дон-Кихота. Глаза у старика слезились. Он вытащил красный клетчатый платок и вытер слезы.

– Теперь-то я жалею об этом, – сказал он, отдышавшись. – И не столько потому, что жены не было – бог с ней, с женой, насмотрелся я на этих офицерских жен, – сколько потому, что не было у меня ни дочери, ни сына. А раз заботиться не о ком, то и существование, выходит, пустое. Холодное существование. Вот и возишься тут с чужими детьми, с этакими пузырями.

Я, наконец, решился спросить:

– Как вы попали в Богово?

– Это, милый мой, длиннейшая история с географией. Расскажешь – все равно не поверите. Некий просто фантастический случай на старости лет. Собственно говоря, попал я сюда просто. Слышал про Красивую Мечу, про прелесть этих мест и решил здесь доживать свой век. Но решению этому предшествовало некое удивительное событие. Я ему и сам до сих пор удивляюсь.

– Какое событие?

– Нервные вы люди! – сказал укоризненно старик. – Я люблю обстоятельный разговор. А у вас все тыр-пыр – и нет ничего! Нету никакого душевного равновесия.

– Хорошо, Петр Степанович, – сказал я виновато. – Я не буду больше перебивать.

– Вот и прелестно! Произошла революция, а я в то время жил уже в отставке в Калягине. Ну, понятно, лишился пенсии, погоны спорол, пуговицы с гербами спорол, а пальтишка гражданского не достал. Не осилил. И понимаю, что надо мне из Калязина подаваться в те места, где меня никто не знает. А в Калягине я как на юру. Понимаю, что надо мне затеряться среди людей. А уж где может быть многолюднее, чем в Москве. Пробрался в Москву, снял угол у старухи вдовы в Петровском парке. Денег у меня осталось от пенсии – всего ничего. Но тянусь, выкраиваю кое-как на пропитание. Старуха, хозяйка моя, женщина была рыхлая и довольно добрая, должно быть от болезни – порок сердца был у нее. И дочка с ней жила, комсомолка. Та меня как будто не замечала. Уж не пойму – действительно не замечала или делала вид. Да я, правду сказать, всегда был покладистый, а особенно – в то время, ежели принять во внимание тогдашнее мое пиковое положение. Лозунг был у таких, как я, один-единственный: сиди тихо и носа без особой надобности из норы не высовывай. Натерла царская армия шею народу своим хомутом. Это и всегда понимал. А в жизни за все приходится расплачиваться.

Да, жил я скудно, скудней не придумаешь, покуда, наконец, не иссякли мои последние рубли. Умирать никому неохота, да и перед хозяйкой совестно. Не спал я две ночи, все думал, да и додумался только до того, чтобы идти милостыню просить, побираться, стать окончательным нищим.

Старик остановился и посмотрел на меня как будто с недоумением.

– Представьте себе, – стать форменным нищим! Это не жизнь, а могильное тление. Сам себе не рад и на себя смотришь с брезгливостью. И все думалось мне тогда – скорей бы бог смерть послал какую угодно, хоть самую подлую, чем жить и таком унижении. Иные привыкают, а я не мог. Для нищенства тоже нужны сноровка, опыт, актерство. Ничего этого я не имел.

Старик в потертой шинели - Паустовский К.

Я нищенствовал в Петровском парке, дальше не ходил, побаивался. Просил поближе к дому. Стою на углу, глаз не подымаю, совестно прохожим в лицо глядеть. Стою, опираюсь на палку и бормочу что-то такое, что мерзко даже вспомнить сейчас: «Подайте бездомному старику на кусок хлеба». Подавали, прямо скажу, плохо. Шинель моя офицерская всех отпугивала. А бывало, и обижали так, что голова холодела от гнева. Но что поделаешь – сдерживался.

Вечером приду в свой угол, считаю мелочь, медяки – и ничего не вижу, все туманом застилается. Поверите ли, неоднократно думал о том, чтобы наложить на себя руки. И если бы не один случай, так наложил бы. Не очень бы это дело затягивал.

Мы подошли со стариком к мельничному омуту и сели на сырое бревно – обычное место Петра Степановича.

– Что-то холодно, – пожаловался он и поднял ворот шинели. С изнанки ворот был синевато-серого свежего цвета, а с лица – выгоревший и пожелтевший.

Действительно похолодало, хотя и не было ветра. На облаках появился, как всегда в таких случаях, сизый, почти зимний налет.

– Да, – сказал старик, закуривая трубку, – однажды летом вернулся я домой раньше, чем обыкновенно, с такой получкой, что и не поверите. Какой-то мальчишка подал мне пятак. И все! За весь день. В орлянку он, должно быть, этим пятаком играл – до того он был весь избитый и покалеченный. Его даже в трамвае бы не взяли, не то что на Инвалидном рынке.

Ноги у меня в то время уже начали опухать. Решил, – ночью окончу эту тягомотину, нет больше возможности за жизнь бороться. Да и зачем? Кому я нужен, отставной козы барабанщик? И как-то странно подумалось, что все-таки надо бы попрощаться с родной землей, ясным небом, с солнышком (оно уже клонилось к закату), с птицами и деревьями.

Вышел я на улицу и сел у ворот на лавочку. В ту пору улицы в Петровском парке были вроде как деревенские, позарастали травой и шумели над ними по ветру старые московские липы.

Сижу без всяких мыслей в голове. А наискосок, против нашего домишка, было общежитие летных учеников. Народ насмешливый, буйный. Никому не давали проходу, особенно мне. Как завидят меня, повысунутся из окон и ну давай кричать: «Старый хрыч! Скобелев! Музейная редкость!» А я прохожу, будто глухой.

Старик в потертой шинели - Паустовский К.

Сижу я так-то на лавочке и вижу – идет по нашей стороне господин невысокого роста в черном костюме, в кепке. Идет неторопливо, руки засунул за спину под пиджак и о чем-то, видимо, размышляет. Остановится, посмотрит на липы, будто ищет в них чего-то, и идет дальше. Поравнялся он со мной, остановился и говорит этак быстро и вроде шутливо:

– Вы разрешите мне с нами посидеть?

– Пожалуйста. – говорю. – Сидеть здесь никому не возбраняется. Только вы подальше от меня садитесь.

Он прищурился, перестал улыбаться и посмотрел на меня очень внимательно.

– Это почему же? – спрашивает.

Я молчу, а он повторяет:

– Это почему же?

– Вы что же, сами не видите, – отвечаю я несколько зло, – что я нищий.

Он опять взглянул на меня и говорит как бы про себя:

– Да, вижу. Худо вам живется.

– Уж чего хуже. Только и тяну, что из человеческой жалости. Побираюсь среди людей.

– Вы бывший офицер?

– Офицер. – отвечаю. – Собака! Клейменый человек – вот и все!

Он вдруг улыбнулся, да с таком добротой, что я даже несколько опешил.

– Постойте. – говорит. – Вы не волнуйтесь. Офицеры тоже разные бывали.

– Вот то-то что разные, а ответ у всех выходит один. Я сам когда-то был комендантом Осовца, всех этих рукосуев, что норовили мордовать солдат, держал в страхе. Преследовал, сколько мог. Русский солдат – святой человек. Это вы запомните. Руками русского солдата вся наша история свершилась, да кстати и эта ваша революция.

Тут он откинулся несколько назад и залился таким смехом, что я почувствовал, как заулыбался ему в ответ. Начал он меня расспрашивать про старую армию, про Осовец и про недавнюю войну. Я ему все обстоятельно объяснил. Сказал, между прочим, что мы, военные, давно знали из секретных приказов, что готовится война. Этими моими словами он почему-то особенно заинтересовался и все говорил: «Так-так! Ну-ну! Что же дальше?», а потом в упор меня спросил:

– А что вы думаете о большевиках? Получится у них что-нибудь?

– Как же, – говорю, – не получится! Что это вы, господин дорогой! Разве сами не видите! Хорошо-то это все хорошо, только следить надо, чтобы нравственного облика народ не терял.

Он снова посмотрел на меня даже как-то пытливо и говорит:

– Совершенно с вами согласен. А так жить, как вы, нельзя. Никак нельзя! Я напишу вам записку в одно место, сходите с этой запиской туда, и вам наверняка помогут.

Вынул блокнот, чего-то быстро там написал и подал мне. Я взял, сложил, засунул в карман. Что мне было в той записке! Кто это будет помогать офицеру? Но, конечно, я его поблагодарил за душевность, и он ушел. А я его вслед спрашиваю:

– Вы что же, гуляете по этим местам?

– Да, – говорит, – я был болен, и врачи приказали мне ежедневно гулять.

Ушел. У меня после этой встречи отлегло от сердца. «Вот, думаю, есть еще благородные и отзывчивые люди на свете. Не погнушался этот господин знакомством со мной, поговорил с нищим, с бывшим офицером».

Сижу так, размышляю. Вижу, бегут ко мне летные ученики. Непонятно почему, но все какие-то взъерошенные, даже бледные. Подбегают, спрашивают: «Вы знаете, с кем вы говорили?» Откуда я знаю – с кем. Но у меня на тех летных учеников такое зло было, так накипело на сердце за «старого хрыча» и «Скобелева», что я весь трясусь. «Знаю, говорю. Убирайтесь отсюда ко всем чертям. Вам бы только над старым человеком насмешничать».

Они сразу осунулись, ушли. А вечером прислали с каким-то мальчишкой пачку чая и сахара не меньше фунта. «С чего бы это? – думаю. – Значит, прогнал я их, и заговорила в них совесть».

Молодежь я очень люблю. Если бы не было молодежи, то нам и жить было бы незачем. Скука была бы адовая. Так что эти летные ученики – не в счет.

Да, а я опять начал нищенствовать! Что поделаешь! Об этой записке позабыл. Засунул ее в старую книгу Данилевского «Сожженная Москва» – единственное мое достояние – и, представьте, позабыл. А среди зимы меня так зажало, что чувствую – упаду где-нибудь на улице в снег и окочурюсь. Тогда только и вспомнил о записке. Отыскал ее, а она вся помятая, будто жеваная.

На записке адрес написан, какое-то ведомство, – я не разобрал. А мне в то ведомство идти неудобно из-за такого непрезентабельного вида записки. Да и далеко куда-то идти, в центр, в город. Там я за свою нищенскую жизнь ни разу и не был. Все-таки пошел, решился. Хозяйка меня просто заставила идти. «Вы. Метр Степанович, говорит, ребенок, а не отставной полковник. Перед всем пасуете. Удивительно, как это вас назначили комендантом крепости. Вам бы гуманные науки преподавать, а не стрелять из пушек».

Иду и глаз не подымаю. С нищенских времен появилась у меня эта привычка – людям в глаза не смотреть. Так было легче. Не могу от этой привычки до сих пор избавиться. Да вы, должно быть, сами заметили. Старческие привычки очень назойливые, упорные.

Но, в общем, пришел. Ведомство большое, но тихое. Всюду ковровые дорожки лежат. Привратник или швейцар – не знаю, как их теперь называют, говорит мне довольно решительно: «Шинельку надо скинуть, гражданин». А как я ее скину. У меня под ней почти ничего нету. «Уважь, – говорю швейцару, – старика. Не срами. Я вот по этой записке». Показываю ему записку. Он посмотрел, весь заметался, пододвигает мне стул и говорит: «Посидите, папаша. Я мигом о вас доложу». Ушел и возвращается тотчас же. А за ним выходит ко мне средних лет гражданин в очках, лицо строгое, но улыбается ласково. Берет меня под руку и ведет за собой. Я иду, а с моих опорок снег оттаявший сваливается целыми комьями. Набрался я сраму за всю свою жизнь.

Человек этот привел меня в кабинет, усадил в кожаное кресло, спросил, есть ли у меня какие-нибудь документы. Я все, что было, ему отдал. Пропадать так пропадать! Он вышел, а время идет. Прошло полчаса, сижу я один и уже не рад, что ввязался в эту историю. Думал было даже уйти, да никак нельзя без документов. Но тут вернулся этот человек – видимо, немалый начальник – и протягивает мне пенсионную книжку и ордера на питание и одежду и еще на что-то – не то на дрова, не то на лечение в клинике. Заставляет меня расписаться и дает мне пачку денег. «Это, говорит, в счет первой пенсии. Небось наголодались».

Я глазам своим не верю. Он успокаивает меня: «Что вы волнуетесь, Петр Степанович. Мы, говорит, труд высоко ценим, особенно такого знатока дела и честного человека, как вы. Вы получили по заслугам». – «Да откуда вы знаете про мои заслуги?» Он смеется. «Из вашего формуляра, говорит. Из вашего послужного списка». Господи! Это из офицерского-то формуляра! Ну и дела!

Попрощались мы с ним, как приятели. Я вышел, плетусь к себе в Петровский парк, головы не подымаю, – и слезы в глазах стоят, и привычку не могу преодолеть.

Дошел до Тверской улицы. Стемнело уже, и зажглись над тротуарами фонари. И витрины магазинов освещены. «Дай, думаю, зайду, куплю хоть и колбасы какой-нибудь подешевле, хозяйку угощу».

Старик в потертой шинели - Паустовский К.

За всю дорогу поднял впервые глаза, и тут меня будто молнией ударило. Портрет в витрине выставлен.

Гляжу – он! Тот самый невысокий господин, что дал мне записку! И под портретом подпись печатная: «В. И. Ленин (Ульянов)». И в соседней витрине – тоже он! Господи твоя воля!

Так я ничего не купил, заторопился домой. Внутри у меня все дрожало, и поверите – всю свою последнюю кровь готов я был отдать за того человека. Освободил он меня из моей душевной тюрьмы. В великом я долгу перед ним и об одном-единственном сейчас жалею, что нечем мне отблагодарить. Вот уже ни сил, ни здоровья, ни времени впереди.

Старик в потертой шинели - Паустовский К.

Пришел домой, можно сказать прибежал, и к дочке хозяйской, к комсомолке, бросился: «Достаньте мне портрет Ленина. Проверить мне надо одно обстоятельство». Она пошла к себе в комнатушку и принесла газету. Называлась она «Беднота». И в газете – его портрет. Да вот он, я его вам покажу.

Старик непослушными пальцами расстегнул шинель и вытащил старый, обвязанный тесемкой бумажник. Он развязал тесемку и вынул из бумажника сильно потертый портрет Ленина, вырезанный из газеты.

– С тех пор всю жизнь его с собой у сердца ношу, – сказал он глухим прерывающимся голосом. – Вот это был человек!

Голова у старика затряслась. Слезы потекли по его желтым сморщенным щекам, но он не вытирал их.

Мы долго сидели молча.

Туман густел, стекал с желтеющих ив большими каплями. Где-то далеко за самым краем земли покрикивал паровоз. Из Богова доносило слабый запах дыма и ржаного хлеба. На дороге за Красивой Мечей простучала телега и девичий голос запел:

Меж высоких хлебов затерялося

Небогатое наше село…

– Вот видите, какая она, наша Россия, – сказал, помолчав, старик. – Я, голубчик, что-то устал. Года! Пойдемте!

Через десять лет случилось мне проезжать по железнодорожной ветке из Тулы в Елец мимо Ефремова.

Снова была осень. Жесткий вагон гремел, как жестяной. Мутно светили электрические лампочки. Всхрапывали усталые пассажиры. Против меня лежал на верхней полке бритый старик в высоких охотничьих сапогах. Разговорились. Оказалось, что старик едет в Ефремов. Он все приглядывался ко мне, потом сказал:

– Вроде знакомая личность. А где я вас встречал – не припоминаю. Не иначе, как в Богове.

Оказалось, что это был кузнец из Богова. Меня он помнил, но я его никак не мог узнать. Кузнец рассказал мне, что отставной полковник умер лет шесть назад.

– Беззлобный был человек, – сказал кузнец. – Пенсию получал от нашего правительства. За какие такие дела – об этом никому не известно. Сам он про это молчал. Жил скудно, деньги вроде копил. Вот и пошел по деревне слух, что скупость его одолела. Оно и верно – к старости человек большей частью скупеет. А на поверку вышло иное. Вышло так, что старик наш как почуял, что смерть близится, почитай все деньги отдал на нашу школу. Чтобы, говорит, духовного облика народ не терял. И Насте – помните ее – оставил достаточно денег. Очень он страдал об мальчишке ее, об Пете. А Петя в запрошлый год умер. Не жилец был на этом свете! Не жилец! Я так полагаю, что это к лучшему.

В Ефремове кузнец сошел. Я вышел на платформу отдышаться от вагонной духоты. Поезд спал. От него тянуло маслянистым теплом.

Там, в ночи, где, по моим расчетам, находилось Богово и должна была лежать беспросветная тьма, светилось слабое голубоватое зарево.

Я долго гадал, что это за свет сейчас в Богове, но так и не догадался. А спросить было некого.

Все рассказанное выше – подлинная истории. Повествование отставного полковника записано по памяти. Единственное, чего не сохранила моя память, это фамилию старика. Кажется, его звали Гавриловым, но утверждать это я не берусь.

(Илл. Юдкина Б.)

image_pdfimage_print

  • Паустовский о шедеврах сочинение
  • Паустовский первый снег текст рассказа
  • Паустовский моя россия читать текст рассказ
  • Паустовский моя родина рассказ
  • Паустовский кот ворюга о чем рассказ