Паустовский барсучий нос озаглавить части рассказа 3 класс

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 3 класс, 1 часть, климанова, виноградская, страница 101-102. укм перспектива1. что больше всего вас

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 101-102. 

УКМ «Перспектива»

1. Что больше всего вас удивило в рассказе? Перечитайте самый интересный эпизод.

Меня удивило, как барсук лечил обожжённый нос в трухлявом пне. При этом он плакал, как человек. Это и был самый интересный эпизод рассказа.

2. Какие чувства к барсуку у вас появились? Сочувствовали ли вы ему, переживали за него, хотели помочь?

Мне было жаль неосторожного барсука, который сильно обжёг нос. Я бы хотела помочь ему, но это невозможно. Я порадовалась, что нос у барсука зажил, а сам зверь научился осторожно относиться к человеку.

3. Найдите и перечитайте описание барсука? Почему он попал в беду? Как он лечился?

Барсук был маленьким и любопытным, с круглыми глазами и шершавым языком. У него был большой нос, который он сунул в горячую картошку и обжёг.

Барсук пострадал из-за любопытства и неосторожности.

Он лечил свой нос, засовывая его в большой трухлявый пень.

4. Подтвердите строками из рассказа, что мальчик был очень наблюдательным, всё замечал и умел рассказать об увиденном.

Мальчику было 9 лет и он многое замечал. Он видел, как переправлялись муравьи, он первым услышал шуршание барсука, он увидел, как барсук лечит нос и показал взрослым.

5. Подумайте, писатель просто сообщает о тех событиях, которые произошли, или рисует, художественно описывает, создает картины увиденного и пережитого.

Писатель художественно описывает события, рисует живые картины пережитого. Он использует средства художественной выразительности, передает своё отношение, наделяет героев характерами.

6. Обсудите с другом, как автор относится к своему герою.

Я думаю, что писатель относится к барсуку с жалостью и любовью. Он заставляет читателя сопереживать животному, рассказывая о том, как барсук плакал. Иначе он не стал бы это описывать.

7. Попробуйте пересказать рассказ Паустовского «Барсучий нос» другу по телефону.

Пример пересказа рассказа «Барсучий нос» другу по телефону для 3 класса

Привет, Андрей!

Я сейчас прочитала классный рассказ, он называется «Барсучий нос».

Его герои, взрослые люди, отдыхали и рыбачили на природе. Они соорудили шалаш, а вечерами жарили картошку на сковороде.

С ними был мальчик, очень внимательный и наблюдательный. Он заметил, что в кустах шевелится какой-то зверь и рассказал взрослым. Те стали наблюдать за кустами и увидели мордочку барсука.

А барсука привлёк запах картошки. Он выскочил из кустов, бросился к сковороде и сунул нос в картошку. И обжёгся! Он закричал и бросился прочь.

На следующее утро мальчик увидел, как барсук лечит нос, и показал это взрослым. Барсук расковырял трухлявый пень и засунул в него нос. Труха была мокрой и холодила нос. А рядом крутился второй барсук, переживая за товарища.

И барсуку было так больно, что он плакал, как человек.

Через год автор, Константин Паустовский, снова увидел барсука. Его нос зажил, но остался шрам. Барсук сердито чихнул на человека и убежал.

8. Определите основную мысль произведения.

Главная мысль рассказа в том, что нужно быть осторожным с незнакомыми предметами и не совать свой нос куда не просят.

9. Вы заметили, что текст разделён на три части? Подберите к ним заглавия.

Дадим названия частям рассказа: «Осень на озере», «Барсук и картошка», «Лечение носа».

10. Передайте кратко содержание понравившейся части.

Краткое содержание части «Лечение носа» для 3 класса

Утром мальчик рассказал автору, что видел, как барсук лечит нос. Автор не поверил ему и не хотел вставать. Но мальчик был настойчив. Он за руку потянул автора и увёл его в чащу.

Там автор увидел большой пень. Возле пня стоял барсук. Он расковырял пень и засунул нос во влажную труху. Рядом с барсуком вился второй зверь. Он волновался и толкал барсука в живот.

А барсук сел и заплакал. Он облизывал нос и смотрел на людей, словно прося помочь ему. Но люди ничем не могли помочь барсуку.

Через год автор вновь встретил этого барсука. На месте ожога образовался шрам. Барсук сердито чихнул на автора и убежал.

11. Подумайте, можно ли было как-то иначе разделить текст. Обоснуйте своё мнение.

Мне кажется, иначе разделить текст было нельзя. Первая часть знакомит нас с местом действия, героями и временем года. Вторая часть рассказывает о несчастном случае с барсуком. А третья говорит о лечении носа и о том, что было дальше.

12. Составьте и запишите план всего произведения.

План рассказа Паустовского «Барсук» для 3 класса

  1. Осень на озере.
  2. Наблюдательный мальчик.
  3. Как барсук обжёг ночь.
  4. Мальчик зовёт автора.
  5. Лечение носа.
  6. Конец истории.

13. Сравните текст художественного произведения «Барсучий нос» и текста из энциклопедии «Барсук». В чём особенность каждого из них?

Особенности художественного рассказа:

  1. Описан реальный случай с конкретным животным.
  2. Использованы средства художественной выразительности.
  3. Описаны чувства и эмоции героев.

Особенности текста энциклопедии:

  1. Сообщаются общие факты о барсуках.
  2. Нет героев.
  3. Не используются средства художественной выразительности.

14. Всё ли вам понятно в научно-популярном тексте? Какие вопросы можно задать к тексту для того чтобы уточнить и конкретизировать информацию?

Дополнительные вопросы к тексту «Барсуки» для 3 класса

  1. В каких местах живут барсуки?
  2. Живут они в одиночку или стаей?
  3. Чем конкретно питаются барсуки?
  4. Это животное хищное, травоядное или всеядное?
  5. Какого размера барсук?
  6. Сколько он живёт?
  7. Какого цвета его шерсть?

15. Приходилось ли вам наблюдать за поведением животных в лесу? Расскажите.

Рассказ о наблюдении за белочкой в лесу для 3 класса

Однажды зимой я шла по тропинке парка. На многих деревьях висели кормушки, у которых собирались разные птицы, в основном воробьи и синицы.

Но вдруг на одной кормушке я увидела белочку. Она ловко прошмыгнула мимо птичек, схватила несколько семечек и убежала вверх по дереву.

Там она съела семечки и вновь вернулась в кормушку. Птицы не обращали внимания на белку, еды хватало на всех.

А белка ещё много раз бегала вверх-вниз по стволу, набирала семечек и обедала. Зимой и птицам, и зверям очень нужна любая помощь от человека.

AVvXsEjaowKHfBrpGbk679y9M1Ebz cGOhnM1lQBSBujGhNe6eHxltxwa0IeYo7RujwsGBHt O3j

Цели:

  1. Обеспечение целостного восприятия и понимания текста.
  2. Развивать умение выделять главную мысль, развивать умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга, обобщать, сравнивать, делать выводы. Развивать познавательный и читательский интерес.
  3. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: проектор, ноутбук, карточки, презентация.

Ход урока

Слайд 1

1. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня мы проанализируем рассказ «Барсучий нос» К.Г. Паустовского и составим план этого рассказа.

Слайд 2

2. Подготовка к восприятию.

1) Знакомство с биографией писателя

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Детство провёл на Украине у деда и бабки.

Учился в киевской гимназии, поступил в Киевский университет, но закончить его не успел в связи с переездом в Москву.

Работал репетитором, санитаром, кондуктором трамвая, рабочим на заводе.

Много путешествовал по стране. Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями. (слайды 3-6)

Во второй половине 30 годов появляются рассказы и сказки, написанные для детей: «Резиновая лодка», «Золотой линь», «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», «Растрёпанный воробей», «Стальное колечко», «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос» и другие. (слайд 7)

Всю свою любовь писатель посвятил трём темам: людям, искусству и природе.

Сегодня мы познакомимся с лесным жителем из рассказа Паустовского «Барсучий нос»

2) Сообщение о барсуке

Слайд 8

– По каким приметам мы можем узнать барсука?

– Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. По спине у барсука идут белые продольные полосы. Живёт в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озёр. Питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых.

3. Проверка д/з

Слайд 9

Прежде, чем работать над текстом, объясним значение следующих слов:

дёготь, чёлн, вереск, пуд (это было д/з)

4. Работа над чтением трудных слов:

Слайд 10

  • Раз — брыз — ги — ва — я – разбрызгивая
  • Не — го — до — ва — ни — е – негодование
  • Вспо — ло — ши — лись – всполошились

5. Чтение и анализ рассказа

1 часть – читает ученик

Слайд 11

– Какие литературные приёмы использует писатель в этом отрывке?

– О каких приметах осенней природы рассказывает писатель?

– С чем сравнивает воду в озере?

– Какую рыбу ловили рыбаки?

– О чём вы узнали из этой части?

– Как мы её озаглавим? (Осенняя рыбалка на озере)

2 часть – чтение «по цепочке»

Слайд 12

– Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре?

– Выборочное чтение:

– Зачитайте, как отдыхавшие у костра люди, обнаружили присутствие какого- то зверя?

– Найдите ответ в учебнике. Почему он прибежал к костру?

– Зачитайте, какими словами автор характеризует мальчика?

– Поясните слова: мальчик «лучше нас, взрослых …всё замечал и рассказывал»? Нарисуйте словесную картину к этой части

– О чём говорится во 2 части?

– Как мы её озаглавим? (Ужин у костра)

Физкультминутка Слайд 13

3 часть – читает учитель

– Вставить пропущенные глаголы (задание по вариантам)

– Кто первым услышал фырканье зверя?

Краткий пересказ по опорным словам. Слайд 14

Опорные слова: фырканье зверя, мокрый чёрный нос, маленький барсук, картошка.

1 вариант: зачитать отрывок о том, как было больно барсуку.

Барсук …..и с отчаянным воплем …..обратно в траву. Он ……. и …. на весь лес, ……кусты и ……от негодования и боли.

2 вариант: зачитать, как повели себя обитатели леса и реки

Без времени … испуганные лягушки, ….птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ….пудовая щука.

О чём узнали из 3 части?

Как мы её озаглавим? (Зверёк решил поужинать у людей) Слайд 15

4 часть – самостоятельное чтение

Слайд 16

– Найти отрывок к иллюстрации в учебнике

– Придумайте вопросы к этой части.

– Мальчик первым увидел, что барсук лечит свой нос. Как это характеризует мальчика?

– Из каких строк видно, что барсуку было очень больно?

– Поднимите руку, кто из вас получал ожог?

– При ожоге нужно больное место подставить под струю холодной воды. Наш барсук тоже нашёл прохладное место.

– Что мы можем сказать о барсуке?

– О чём говорится в этой части?

– Как мы её озаглавим? (Барсук лечит свой нос)

5 часть – читает учитель

Слайд 17

– Почему автор узнал барсука?

–Как мы озаглавим эту часть? (Встреча через год)

План Слайд 18

6. Итог урока

– Если бы автор не пошёл за мальчиком и ограничился бы только тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай?

– Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик?

Наблюдательные люди никогда не будут разорять птичьи гнёзда, ломать ветки деревьев, обижать зверей, разрушать муравейники.

– Какова главная мысль рассказа?

Итак, красота природы завораживает и остаётся в душе человека. Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту.

7. Релаксация

Слайд 19

  • Меня удивило….
  • Мне стало жалко..
  • Мне не понравилось…
  • Меня восхитило…
  • Меня поразило…

8. Домашнее задание:

Слайд 20

пересказ от лица барсука

                                                                       
                                     ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: К.
Паустовский «Барсучий нос».

Деятельностная цель: формирование
способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная
цель:
  Знакомство с новым произведением.

Задачи:1.Обеспечение целостного восприятия и
понимания текста.

              2.Развитие умения выделять главную мысль, 
высказывать своё мнение, обобщать, сравнивать, делать выводы.

              3.Формировать
читательскую культуру младших школьников, их литературную компетентность. 

              4.Прививать любовь
к чтению и книге.

              5. Воспитывать
любовь к природе.

Личностные действия:
(самопределение, смыслообразование- установление связи между целью УД и нё
мотивом,  нравственно-этическая ориентация – оценивание усваиваемого
содержания, обеспечивающий личностный моральный выбор.)

Регулятивные действия: (целеполагание,
планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия:
(самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и
выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение высказывания
в устной и письменной форме)

Коммуникативные действия:
(планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение
конфликтов,  управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и
полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации)

Оборудование:
проектор, ноутбук, карточки, презентация.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.Организационный

момент (1-2 минуты)

Начинаем урок, начинаем
учиться.

— Что значит учиться?

— Как это — учить себя?

— Построим урок согласно
этим правилам.

Настраиваются на активную
работу на уроке.

Учиться – это значит учить
себя.

Повторяют по схеме:                                        

— Нужно понять, что я  не
знаю.

Поставить цель: хочу узнать

Начну искать способ, как
это сделать.

Составлю план работы и

буду действовать по плану.

Запоминаю. Повторяю.

Подвожу итог своей работы

 Регулятивные
:

формирование способности

к организации своей
деятельности.

II.    Постановка

учебной задачи  (4-5
минут)

И так первый шаг:

  -Что мы не знаем?

(1 слайд):            

«…Моя писательская жизнь
началась с желания всё знать, всё видеть и путешествовать…»

— Хотите узнать, кто из
писателей сказал такие слова?

— О чём мог писать этот
человек?

(2 слайд):

— Слова эти принадлежат 
русскому писателю Константину Георгиевичу  Паустовскому.  Подарил он нам
своим читателям   рассказ  «Барсучий нос».

Откройте учебники на
стр.98, рассмотрите иллюстрацию.

— Как вы думаете, почему
рассказ так называется?

— По заглавию можно
догадаться о содержании рассказа?

(3 слайд):

Посмотрите на иллюстрацию
на доске.

—  Где происходят действия?
Кто герои? Что можно предположить?

— У  кого возникло желание
узнать, кто эти люди и почему рассказ назван «Барсучий нос»?

(4 слайд):

Теперь сформулируйте цели
нашего урока, опираясь на ключевые слова:  в чём особенность…,  … интересны…,
…понравилось… учит

Читает 1 ученик.

— о путешествиях, о
природе, о животных.

— Действие происходит в
лесу около реки или озера.

              (Люди, может быть, рыбаки, охотники,
путешественники).

рыбаки, 

Регулятивные: целеполагание;

коммуникативные: постановка вопросов;

познавательные: самостоятельное формулирование цели. 

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

 познавательные:
моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы,

коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе
информации.

III.  Построение проекта выхода из затруднения. Анализ произведения.

 (7-8 минут)

(5 слайд):

— Кто такой барсук?

(6 слайд)

Прежде,
чем работать над текстом, объясним значение следующих слов:

дёготь, чёлн, вереск, пуд

Работа над чтением трудных
слов в учебнике:

Раз — брыз — ги — ва — я –
разбрызгивая

Чтение и анализ текста.

1 часть – читает ученик

— От чьего  имени ведётся рассказ?

– О каких приметах осенней природы рассказывает
писатель?

Почему рыбакам приходилось выезжать на середину
озера?

– С чем сравнивает воду в озере?

– Какую рыбу ловили рыбаки?   (слайд)

 — Как вели себя щуки?      

Поработайте  дружно с соседом по плечу:

— Найдите в тексте место, где писатель использует
приём сравнения. Что с чем он сравнивает?

– О чём вы узнали из этой части?

– Как мы её озаглавим?

(7 слайд)

(Осенняя рыбалка на озере). Вывешиваю таблицу  на
доску

2 часть – чтение «по цепочке»

– Почему охотники всё время поддерживали огонь в
костре?

Почему зверь   прибежал к костру?                 

–  Какими словами автор характеризует мальчика?
Прочитайте.

– Поясните слова: мальчик
«лучше нас, взрослых …всё замечал и рассказывал»?

– О чём говорится во 2
части?

– Как мы её озаглавим?

( 8 слайд)

(Ужин у костра) Вывешиваю таблицу 

на доску

3 часть.

– Кто первым услышал
фырканье зверя?

— Как стали вести себя рыбаки?

— Как  вёл себя барсук в присутствии людей?  Боялся
он их? Чувствовал он себя хозяином леса или нет?

(слайд) посмотрите, как это было?

— Как озаглавим эту часть?

(9 слайд)  (Зверёк решил поужинать у
людей).

4 часть – самостоятельное чтение

– Мальчик первым увидел, что барсук лечит свой нос.
Как это характеризует мальчика?

– Из каких строк видно, что барсуку было очень
больно?

– Поднимите руку, кто из вас получал ожог?

– При ожоге нужно больное место подставить под струю
холодной воды. Наш барсук тоже нашёл прохладное место.

– Что мы можем сказать о барсуке?

– О чём говорится в этой части?

– Как мы её озаглавим?

(10 слайд) (Барсук лечит свой нос)

5 часть – читает учитель

– Почему автор узнал барсука?

–Как мы озаглавим эту часть?

Слайд 11 (Встреча через год)

Барсук – хищный зверь,
размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. По спине у
барсука идут белые продольные полосы. 

— Повествование ведётся от
имени автора.

Озеро покрыто листьями.
Часто был туман.

На берегу невозможно было
ловить рыбу, мешали листья.         

Вода казалась чёрной, как
дёготь.

Рыбаки ловили плотву,
ершей, щук, окуней.

Ляскали зубами.

Охотники поддерживали огонь в костре, чтобы отгонять волков.

Зверь хотел кушать.

Мальчик первым услышал фырканье зверя.

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений,
доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе
информации.

Коммуникативные: .

планирование своих действий

 VI. Первичное закрепление

Мы прочитали рассказ. А
сейчас давайте выполним следующий шаг: повторим и запомним.

— Что вы можете сказать о
писателе? Какой характер у этого человека? Как он относится к своим героям?

— Можно ли назвать мальчика
и Константина Георгиевича друзьями?

А сейчас я хочу услышать
ваше отношение к прочитанному?

Вам помогут такие слова:
слайд12

— меня удивило…

-мне стало жалко…

— мне не понравилось…

– Если бы автор не пошёл за
мальчиком и ограничился бы только тем, что выслушал его, поверил бы он в этот
невероятный случай?

– Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным,
как мальчик?

Наблюдательные люди никогда не будут разорять птичьи
гнёзда, ломать ветки деревьев, обижать зверей, разрушать муравейники.

Добрый,
чуткий, любит природу, внимательный.

Регулятивные:.

(контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

V.   Включение нового знания в систему знаний и
повторение. (7-8 минут)

– Какова главная мысль
рассказа? Для чего подарил он нам свой рассказ?

Чему учит рассказ? Какой
вывод мы сделаем?

( слайд вывод 13)

(слайд14 книги)

Посмотрите на доску. Здесь
размещены книги, которые написал Константин Георгиевич  Паустовский.
 Он завещал нам учиться у героев книг любить нашу
землю – её поля и леса, её города и заводы, её небо, её реки, её язык и
искусство. В рассказе «Барсучий нос», кто нас учит любить нашу землю, Родину?

Основная мысль рассказа
Паустовского «Барсучий нос»

— Воспитание любви к
природе! Красота природы завораживает и остаётся в душе человека. Необходимо
учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту

Личностные:

самоконтроль, устанавливать
связь между целью деятельности и её результатом

VI. Рефлексия     
деятельности.      (Итог урока 2-3 минуты)

Наш урок подходит к концу.
Очень хочется узнать, понравилось ли вам работать на уроке? Своё мнение я
попрошу вас выразить с помощью «рыбок», которые лежат у вас на парте. Если
вам было интересно, и вы открыли для себя что-то новое, то поднимите «большую
рыбку»; если вам было скучно, неинтересно на уроке, и вы ничего нового не
узнали, то поднимите «маленькую рыбку».

Ребята, всем спасибо, мне
очень понравилось, как вы работали  на уроке. А завершить наш урок я хочу
словами

К.Г.Паустовского: «Чем
больше знаешь, тем интереснее жить».

(раздаю закладки с этими
словами) .

Поэтому, ребята, больше
читайте, открывайте и познавайте окружающий мир, это очень занимательно и
увлекательно!  

Регулятивные:

совместно с учителем и
одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке

Коммуникативные:

строить монологическое
высказывание.

VII.Домашнее задание 

1.Подготовить рассказ от
имени барсука к следующему уроку литературы.

2.Первый ряд – это  группа
биологов, готовят сообщение о барсуке, чем  питается, где живёт, какую пользу
приносит. Узнать, водятся ли барсуки в природе нашей республики.

3.Второй ряд – это
фармацевты, приготовят сообщение о дёгте, из чего готовят, как используют для
лечения.

4.Третий ряд – художники –
мультипликаторы приготовят рисунки к рассказу.

Страница 31 из 52

Ответы к странице 104. Барсучий нос. К. Паустовский

Вопросы и задания

1. Что больше всего вас удивило в рассказе? Перечитайте самый интересный эпизод.

 Меня удивило, что барсук не испугался людей и подошел очень близко к ним.

2. Какие чувства к барсуку у вас появились? Сочувствовали ли вы ему, переживали за него, хотели помочь?

 Сначала было смешно наблюдать за барсуком, но потом стало жаль его, захотелось помочь ему.

3. Найдите описание барсука. Почему он попал в беду? Как он лечился? Расскажите.

«Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась полосатая шкурка. Из зарослей вылез маленький барсук.»

Барсук раньше не видел костра и не знал, что еда может быть очень горячей. Она вкусно пахла и барсук сунул нос в горячую сковороду.
Барсук лечился, расковыряв пень и засунув в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожжённый нос.

4. Подтвердите строками из рассказа, что мальчик был очень наблюдательным, всё замечал и умел рассказать об увиденном.

«Мальчик первый услышал фырканье зверя…»
«Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит свой обожжённый нос.»

5. Подумайте, писатель просто сообщает о тех событиях, которые произошли, или рисует словами, художественно описывает, создаёт картины увиденного и пережитого.

Автор рисует словами, художественно описывает, создаёт картины увиденного и пережитого так, что у читателя возникают разные эмоции на разных этапах рассказа — от умиления над зверьком идо жалости к нему и грусти от невозможности чем-нибудь помочь.

6. Обсудите с другом, как автор относится к своему герою.

 Автор сначала описывает, как смешно барсук подбирается к костру, но после того, как он обжегся, автору очень жаль зверька.

7. Попробуйте пересказать другу рассказ К. Паустовского «Барсучий нос». В этом вам поможет «Творческая тетрадь».

          Рыбаки стояли лагерем у озера и по вечерам жгли костер, на котором готовили пищу. Вместе с рыбаками был девятилетний мальчик, который считался большим выдумщиком – он постоянно придумывал небылицы о лесных обитателях и рыбаки с недоверием относились к его рассказам.
         Однажды рыбаки жарили на костре картошку, и на запах еды вышел барсук. Сначала он сопел в траве, и рыбаки думали, что это волк. Но потом барсук показался людям и направился к костру. Его манил запах жареной картошки.
          Один из рыбаков хотел отогнать не в меру любопытного барсука от костра, чтобы тот не обжегся, но он не успел этого сделать. Барсук сунул нос в сковородку и обжег нос. Он стремглав бросился прочь, вопя от боли.
         На следующее утро мальчик рассказал этому рыбаку, что видел, как барсук лечит свой нос. Рыбак, помня о выдумках мальчика, не особо поверил ему. Но мальчик настаивал, и рыбак пошел с ним в лес.
         Мальчик привел рыбака к трухлявому пню. У пня стоял пострадавший барсук, который засунул свой обожженный нос в мокрую труху. Потом барсук сел возле пня и стал облизывать обожженный нос. Из глаз у него текли слезы. Он смотрел на людей, и как бы просил у них помощи, но люди ничем не могли ему помочь.
          На следующий год рыбак был на том же озере и встретил барсука со шрамом на носу. Он приветливо помахал ему, как старому знакомому, но барсук спрятался от рыбака в кустах.

8. Определите основную мысль произведения.

 Автор хотел показать природу вокруг нас, показать, что животные нуждаются в нашей защите, что нужно быть наблюдательным и внимательным.

9. Вы заметили, что текст разделён на три части? Подберите к ним заглавия.

1. Появление барсука.
2. Барсук обжегся.
3. Барсук лечит свой нос

10. Передайте кратко содержание понравившейся части.

 Пересказываем любую часть.

11. Подумайте, можно ли было бы как-то иначе разделить текст. Обоснуйте своё мнение.

 Можно было бы выделить в отдельные главы рассказ о том, каким выдумщиком был мальчик (начало второй части), и как лирический герой встретил барсука через год (конец рассказа).

12. Составьте и запишите план всего произведения. В этом вам помогут заглавия к каждой части рассказа.

План
1. Появление барсука.
2. Мальчик-выдумщик
3. Барсук обжегся.
4. Барсук лечит свой нос
5. Встреча с барсуком через год

13. Сравните текст художественного произведения К. Паустовского «Барсучий нос» с текстом «Барсук» из энциклопедии. В чём особенность каждого из них? Запишите ответ в тетрадь.

В тексте из энциклопедии изложены факты о внешнем виде, образе жизни и питании барсука.
В произведении Паустовского описан интересный случай из жизни с участием барсука, с использованием художественных средств выразительности, повествование эмоционально окрашено, чувствуется отношение автора к происходящему.

  • Краткие содержания
  • /
  • Паустовский
  • /
  • Барсучий нос

Год написания: 1936 Жанр: рассказ

Главные герои: Ваня — мальчик, барсук

Рыбаки остановились на стоянке в лесу возле Безымянного озера. Однажды ночью на запах жарившейся на огне картошки к рыбачьей стоянке приходит барсук. Он аккуратно подбирается к еде, рыбаки не успевают отогнать его, и барсук суёт свой нос в раскалённую сковородку. С криками и визгами, разбудившими весь лес, барсук с обожжённым носом убегает прочь.

На следующий день мальчик, ездивший вместе с рыбаками, ведёт рассказчика в лес, где они видят, как барсук лечит свой нос, сунув его в трухлявый пень. Через год после этого рассказчик встречает барсука со шрамом на носу на озере. Барсук, фыркнув, уходит. Больше этого барсука никто из рыбаков не встречал.

Рассказа учит нас любви и трепетному отношению к природе и её обитателям.

«Барсучий нос» – краткое содержание

Рыбаки устроили рыбалку на озере. Вода была покрыта опавшими листьями, поэтому для ловли рыбы приходилось заплывать на середину водоёма. На удочки попадались щуки, ерши, плотва.

Неподалёку кружились и выли волки. Рыбаки отпугивали их кострами. Хищники не приближались.

Однажды возле костра раздался шорох. Видимо аромат жарящейся картошки привлёк какого-то зверька. Первым возню в кустах заметил мальчик, который ночевал в лесу вместе с рыбаками.

Это был большой выдумщик. Он постоянно рассказывал различные истории про разговаривающих рыб и другие небылицы. Взрослых это развлекало, и они притворялись, что верят его фантазиям.

Мальчик сообщил рыбакам, что возле костра кто-то есть. Все затихли в ожидании. Через какое-то время на поляну из кустов выбрался барсук. Взглянув в сторону людей, он брезгливо сморщил нос и направился к сковородке с едой.

Один из рыбаков хотел помешать ему, но не успел. Барсук обжёгся. Тут же запахло палёным, а зверёк с визгом и воплями умчался.

Наутро мальчик рассказал взрослым, что видел, как животное лечило обожжённый нос. Маленькому выдумщику никто не поверил. Тогда он позвал рыбака за собой и привёл его к барсуку. Тот стоял у подгнившего соснового пня и совал в труху больной нос.

Затем зверёк сел и заплакал. Он то облизывал свой обожжённый нос, то смотрел на людей, словно молил о помощи. Но помочь ему было нечем.

Ровно через год рыбак на этом же месте снова видел барсука. У зверька на носу был заметный шрам. Барсук только фыркнул в сторону человека и скрылся от греха подальше.

Сюжет

Юный рыбак Ваня удил рыбу в компании мужиков на озере. Люди разожгла костёр, чтобы приготовить пищу и согреться. На огне рыбаки решили приготовить картошку с салом. На вкусный запах из леса вышел барсук, он засунул нос в сковородку и сильно обжёгся. Он жалобно взвизгнул и бросился убегать.

Затем мальчик увидел, как пострадавший зверь лечился, уткнувшись носом во влажную труху гнилого пня. Барсук плакал, словно прося помощи, но люди ничем не могли облегчить его страдания.

  • Краткое содержание повести Гоголя «Нос»

Год спустя кто-то из рыбаков встретил барсука. У него на память о людях остался шрам на носу. Зверёк поспешил уйти, как только заметил человека.

Пословицы к рассказу

Произведение К. Г. Паустовского «Барсучий нос» изучается в 3 классе. Дети читают сказку, учатся сопереживать животным, которым тоже знакомы чувство страха и боли.

В своих отзывах они, как правило, на стороне барсука, который пострадал от рук людей, хотя и случайно. Однако зверёк оказался в такой ситуации из-за собственного любопытства.

Наиболее точно иллюстрируют сюжет такие пословицы, как:

  • «Спех людям на смех».
  • «Всё можно, если осторожно».
  • «Любопытному на базаре нос прищемили».
  • «Тому виднее, у кого нос длиннее».
  • «Гляди глазами, да не тронь руками».
  • «Не тычь носа в чужое просо».
  • Вывод (моё мнение)

    От поступков и дел человека очень часто зависит здоровье и жизнь братьев его меньших: птиц и животных.

    Добавить в избранное

    Год написания: 1936 Жанр: рассказ

    Главные герои: Ваня — мальчик, барсук

    Рыбаки остановились на стоянке в лесу возле Безымянного озера. Однажды ночью на запах жарившейся на огне картошки к рыбачьей стоянке приходит барсук. Он аккуратно подбирается к еде, рыбаки не успевают отогнать его, и барсук суёт свой нос в раскалённую сковородку. С криками и визгами, разбудившими весь лес, барсук с обожжённым носом убегает прочь.

    На следующий день мальчик, ездивший вместе с рыбаками, ведёт рассказчика в лес, где они видят, как барсук лечит свой нос, сунув его в трухлявый пень. Через год после этого рассказчик встречает барсука со шрамом на носу на озере. Барсук, фыркнув, уходит. Больше этого барсука никто из рыбаков не встречал.

    Рассказа учит нас любви и трепетному отношению к природе и её обитателям.

    Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

    В романе «Дворянское гнездо» Тургенев описывает нравы и обычаи, интересы и увлечения русских дворян. Создается внешняя видимость, что это произведение о любви. Но на фоне любовной линии здесь прослеживается другая, гораздо более сильная линия – социальная

    Однажды застал дождь Муравья на полянке. Смотрит Муравей, а неподалеку стоит маленький Гриб, он под его шляпкой и спрятался. Вот стоит, а дождь не унимается. Идет к нему еле живая и вся мокрая Бабочка и просится под Грибок

    Жизнь невозможна без дружбы. Дружба – это взаимное расположение друг к другу. Барбос – это собака, и тем более самая обычная собака, которая не имеет никакой родословной, и породы, просто одним словом, Барбос – это дворняжка

    Рассказ начинается с утверждения, что всех людей мы делим на «чужих и своих». Каким образом? Просто про «своих» мы знаем, сколько им лет и сколько у них денег. Эти важнейшие для людей вещи и понятия всегда стараются скрыть

    Источник

    Интересные темы

    • Анализ поэмы Цыганы
      Находясь в изгнании в городе Кишинев, А.С. Пушкин написал произведение «Цыганы». Поэт провел некоторое время в цыганском таборе. Он был поражен их жизнью, что и послужило вдохновением для соз
    • Паустовский — Растрепанный воробей
      Маша не поворачивалась. Она боялась, что её заставят идти спать. Настенные часы тикали. Её мама выступала в театре, но дочь с собой не приводила. На крыше большого (по размеру) театра на краю
    • 11 подвиг Геракла Золотые яблоки Гесперид
      Мифический персонаж Греции, Геракл, получил от царя Эврисфея очень тяжелое задание. Ему нужно было направиться в изрядно оберегаемый сад к лучезарным нимфам Гесперидам, и воротиться с выкраде
    • Лесков — Зверь
      Маленьким мальчиком автор гостил в поместье своего дяди. Дядя славился крутым нравом. Его любимым развлечением была охота на медведей. В доме дяди царили

    Школьное чтиво

    Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

    Содержание сайта

    28.09.2018

    “Барсучий нос”

    Паустовский К., рассказ “Барсучий нос”

    Жанр: рассказы о животных

    Главные герои рассказа “Барсучий нос” и их характеристика

    1. Рыбак-рассказчик. Знаток природы, наблюдатель.
    2. Мальчик. Выдумщик и фантазер, внимательный и наблюдательный.
    3. Барсук. Неосторожный, любопытный, надменный.

    План пересказа рассказа “Барсучий нос”

    1. Рыбалка на озере
    2. Красивая осень
    3. Костер
    4. Фантазии мальчика
    5. Жареная картошка
    6. Любопытный барсук
    7. Обожженный нос
    8. Бегство
    9. Трухлявый пень
    10. Слезы боли
    11. Новая встреча с барсуком.

    Кратчайшее содержание рассказа “Барсучий нос” для читательского дневника в 6 предложений

    1. Рыбаки ловили рыбу на озере и жгли костер, чтобы отпугнуть волков.
    2. С ними был мальчик, который любил рассказывать невероятные истории про зверей.
    3. Он первым заметил любопытного барсука, которому хотелось жареной картошки.
    4. Барсук сунул нос в сковороду и с визгом убежал.
    5. Мальчик показал, как барсук лечит нос в трухлявом пне, и плачет от боли.
    6. На следующее лето автор встретил барсука со шрамом на носу.

    Главная мысль рассказа “Барсучий нос”

    Никогда нельзя забывать об осторожности, как бы любопытно не было.

    Чему учит рассказ “Барсучий нос”

    Рассказ учит не быть слишком любопытным, учит не совать свой нос куда не надо, учит быть внимательным и осторожным. Учит любить природу, любить животных, бережно к ним относиться. Учит сочувствовать всему живому.

    Отзыв на рассказ “Барсучий нос”

    Мне очень понравился этот рассказ, хотя мне до слез было жаль несчастного барсука. Он был таким милым, так очаровательно плевался и чихал, ругался на людей, которые пришли к нему домой и шумели. Но барсука подвело любопытство и торопливость. Поэтому он сильно обжегся. К счастью он скоро поправился.

    Пословицы к рассказу “Барсучий нос”

    Любопытной Варваре на базаре нос оторвали. Поспешишь – людей насмешишь. Где спех, там и смех. Скорость нужна, а поспешность вредна. Стреляного воробья на мякине не проведешь.

    Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Барсучий нос”:

    Рыбаки ловили рыбу на лесном озере. Стояла осень и озеро покрывали опавшие листья. Приходилось плыть на середину озера на челне и там забрасывать удочки. Рыбаки ловили окуньков, плотву, щуку. Целый день они жгли костер, чтобы отпугивать волков. Волки выли на другом берегу озера, но к костру не подходили. Однажды в кустах вокруг костра послышались сопение и шелест. Там бродил какой-то зверь, видимо привлеченный запахом жарящейся картошки. С рыбаками был мальчик девяти лет, который хорошо переносил ночевки и холод, но очень любил придумывать разные истории. Он рассказывал про переправу муравьев, про разговоры рыб, и взрослые рыбаки делали вид, что верят ему, потому что им нравились эти рассказы. Мальчик первый услышал подозрительный шорох и рассказал остальным. Все притихли. Через полчаса из кустов показался черный блестящий нос, а потом на поляну вышел барсук. Он посмотрел на рыбаков и брезгливо сморщился. Потом потрусил прямо к сковородке. Один рыбак хотел предупредить барсука, но опоздал, и зверь уже сунул нос в сковородку. Сразу запахло паленой шерстью, а барсук взвизгнул и бросился обратно. Он плевался и ругался от боли и негодования. Утром мальчик рассказал рыбакам, что видел как барсук лечит свой нос, но рыбаки не поверили ему. А потом мальчик повел рыбака в лес, чтобы показать барсука. Рыбак увидел гнилой сосновый пень у которого стоял барсук. Барсук расковырял пень и сунул обожженный нос в труху. Рядом с ним бегал маленький барсук и беспокойно толкал большого барсука носом в живот. Потом барсук сел и заплакал. Он смотрел на рыбаков и облизывал свой несчастный нос. Он словно просил помощи, но рыбаки ничем не могли ему помочь. Через год рыбак снова встретил барсука на берегу озера. У него был шрам на носу и он сердито чихнул в сторону рыбака, а потом спрятался.

    Рисунки и иллюстрации к рассказу “Барсучий нос”

    Разработка урока по литературному чтению в 4 классе по теме: К.Г.Паустовский “Барсучий нос”

    Тип урокм : открытие новых знанй!

    Цели:

    • Обеспечение целостного восприятия и понимания текста.
    • Развивать умение выделять главную мысль, развивать умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга, обобщать, сравнивать, делать выводы.
    • Развивать познавательный и читательский интерес.
    • Воспитывать любовь к природе.

    Оборудование: проектор, ноутбук, карточки, презентация.

    Содержимое разработки

    Урок литературного чтения в 3-м классе

    Тема. К.Г.
    Паустовский. «Барсучий нос»
    Обеспечение целостного восприятия и понимания текста.

    Развивать умение выделять главную мысль, развивать умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга, обобщать, сравнивать, делать выводы.

    Развивать познавательный и читательский интерес.

    Воспитывать любовь к природе.

    Оборудование

    : проектор, ноутбук, карточки, презентация.

    I. Организационный момент.

    -Посмотрите внимательно на слайд и скажите, о ком сегодня мы будем говорить на уроке? (О барсуках)

    -Как называется раздел, которую мы начали на прошлом уроке?

    -Как по-другому можно назвать этот раздел? «Братья наши меньшие»

    -Почему мы их так называем? (Потому что они тоже являются частью природы)

    III. Сообщение темы и целей урока.

    – Сегодня мы проанализируем рассказ «Барсучий нос» К.Г. Паустовского и составим план этого рассказа. Но пере этим давайте вспомним, кто такие барсуки?

    1. Барсук – это.. (Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. По спине у барсука идут белые продольные полосы. Живёт в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озёр)

    2. Чем питается барсук? (Питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых. До холодов барсук должен успеть накопить жирок. Иногда он к зиме увеличивает свой вес почти в два раза! Эти запасы жира ему просто необходимы. Ведь он всю зиму спит в своей глубокой норе.)

    – Барсук – аккуратный и чистоплотный зверь. Он регулярно выносит из норы подстилку – сухие листья, траву, мох. И все это заботливо проветривает и просушивает на солнышке. В чистой, сухой и теплой норе рождаются барсучата – слепые и беспомощные. Мама греет их, кормит молоком. И выносит “позагорать” на солнышко.

    IV. Сообщение темы и целей урока.

    – А сейчас мы продолжим знакомство с произведением замечательного писателя К.Г.Паустовского, который завещал нам учиться у героев книг любить нашу землю – её поля и леса, её города и заводы, её небо, её реки, её язык и искусство. (На экране портрет писателя)

    – Какие произведения К. Паустовского вы читали? (выставка книг)

    V. Словарная работа.

    – Перед тем как приступить к чтению постарайтесь объяснить значение следующих слов значения следующих слов: вереск, деготь, чёлн, , пуд.

    VI. Изучение нового материала.

    Просмотр диафильма 1-ой части.
    Осенняя рыбалка на озере.
    -Автор использует приём сравнения и олицетворения.

    – Что с чем сравнивает Паустовский? (Воду, казавшуюся чёрной с дёгтем; глаза ершей с маленькими лунами; зубы щуки с иглами).

    – Приведите пример олицетворения. (Звёзды шевелились и дрожали)

    – Как понимаете, выражение «шевелились и дрожали низкие звёзды”. (Наверное шевелились ветки деревьев, сквозь которые были видны звёзды или так казалось от движения воздуха).

    – Когда происходят события?

    – Какую рыбу ловили рыбаки?

    – О чем эта часть? Как её озаглавим? (Осенняя рыбалка на озере)

    – Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре?

    – Кто, кроме взрослых был у костра?

    – Почему автор много внимания уделяет мальчику?

    – Зачитайте

    , какими словами автор характеризует мальчика?

    – Поясните слова: мальчик «лучше нас, взрослых …всё замечал и рассказывал»?

    – Подумайте, о чем эта часть и как мы её озаглавим? (Ужин у костра)

    Просмотр диафильма 2-ой части.

    Кто первый обнаружил присутствие маленького зверька?

    – Почему барсук прибежал к костру?

    – Зачитайте,

    как вел себя барсук в присутствии людей. (От слов “Через полчаса. ” до слов “сделал шаг к картошке”)

    – Как вы думаете, почему барсук попал в такую ситуацию?

    Работа в парах по карточкам

    . (Карточки раздать через одну парту)

    – С опорой на текст вставить пропущенные слова.

    – Зачитать отрывок о том, как было больно барсуку?

    1 вариант: Барсук …..и с отчаянным воплем …..обратно в траву. Он ……. и …. на весь лес, ……кусты и ……от негодования и боли.

    Зачитать, как повели себя обитатели леса и реки

    2 вариант: Без времени … испуганные лягушки, ….птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ….пудовая щука.

    – О чём говорится во 2 части Как мы её озаглавим? (3.Барсук у костра

    )

    Просмотр 3-й части.

    – Мальчик первым увидел, что барсук лечит свой нос. Как это характеризует мальчика?

    – Из каких строк видно, что барсуку было очень больно? – Зачитайте.

    – Какие чувства к зверьку у вас появились?

    – О чём говорится в этой части?

    – Как мы её озаглавим? (Барсук лечит свой нос

    )

    Просмотр 4-й части.

    – Почему автор узнал барсука?

    –Как мы озаглавим эту часть? (Встреча через год

    )

    VII. Работа с иллюстрацией в учебнике.

    – Найти отрывок к иллюстрации в учебнике

    – Придумайте вопросы к этой части.

    – От чьего имени идет повествование? (От имени автора. Говорят “от первого лица”)

    – Если бы автор не пошёл за мальчиком и ограничился бы только тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай?

    – Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик?

    – Наблюдательные люди никогда не будут разорять птичьи гнёзда, ломать ветки деревьев, обижать зверей, разрушать муравейники.

    – Какова главная мысль рассказа?

    Итак, красота природы завораживает и остаётся в душе человека. Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту.

    X
    .Рефлексия. Написать на доске

  • Патрэбен чалавеку чалавек сочинение
  • Паустовский акварельные краски сочинение
  • Патриотические рассказы для детей
  • Паттайя как пишется правильно
  • Патриотическое воспитание сказки былины пословицы