Паустовский барсучий нос чему учит рассказ

Константина георгиевича паустовского принято считать великолепным мастером описания природы. в его произведениях пейзаж не просто фон, на котором разворачивается событие,

Константина Георгиевича Паустовского принято считать великолепным мастером описания природы. В его произведениях пейзаж не просто фон, на котором разворачивается событие, он, скорее, служит материалом для раскрытия характера персонажей. Через описание природы Паустовский показывает психологическое состояние своих героев.

Немаловажной темой в творчестве писателя была тема единения с миром. Паустовский был уверен, что человек не может чувствовать себя счастливым, ограничиваясь только пространством своего внутреннего мира. Ему необходимы такие внешние ценности, как любовь к отечеству, доброжелательность и сочувствие людей, красота окружающей природы.

Краткая биография К.Г. Паустовского

Дом, где родился писатель

Основная цель литературного творчества по Паустовскому – донести до человека понимание того, что он прекрасен, раскрыть самые светлые стороны его характера, то есть, сделать его нравственнее и добрее.

Происхождение и ранние годы

31 мая 1892 года в Москве появился на свет Константин Паустовский. Предками отца, Георгия Максимовича, были запорожские казаки, сам он, на момент рождения сына служил на железной дороге. Дед Константина по матери, Марии Григорьевне, трудился на одном из сахарных заводов.

Несмотря на приземленную профессию, отец будущего писателя отличался романтическим складом характера. Мать, напротив, была нрава необычайно сурового, что проявлялось в строгом подходе к воспитанию детей.

Краткая биография К.Г. Паустовского

Молодые годы

По воспоминаниям самого писателя, все члены его многочисленной семьи имели свои интересы: одни любили читать, другие были заядлыми театралами, третьи музицировали и брали уроки пения. Детство осталось в памяти Паустовского, как самое светлое и счастливое время. В то время его радовало все – и голубое небо, и аромат луговых трав и солнце, освещающее землю, которая нуждается в любви и заботе.

Отец Константина не любил задерживаться на одном месте, поэтому семья часто переезжала из одного города в другой. После Вильно и Пскова было принято решение осесть в Киеве.

Образование

В 1904 году Константин стал учеником классической гимназии Киева. Когда мальчик перешел в шестой класс, его родители развелись. Чтобы оплачивать образование, он занялся репетиторством. Еще в стенах гимназии появился его первый рассказ «На воде». Кончине отца он посвятил рассказ «Повесть о жизни».

Краткая биография К.Г. Паустовского

С сыном Вадимом

В 1912 году юноша поступил в Киевский университет, на историко-филологический факультет. Здесь к нему пришло осознание того, что он хочет посвятить свою жизнь литературному творчеству.

Проучившись два курса, Константин оставил Киев и перевелся в Московский университет, чтобы быть рядом со своей семьей. Нормальной учебе помешала начавшаяся Первая мировая война.

Косте пришлось работать сначала вожатым трамвая, а чуть позже – санитаром военно-полевого отряда.

На фронт он не попал из-за близорукости. Трагическое известие настигло его в 1915 году, когда он узнал о гибели своих братьев. Молодые люди воевали на разных фронтах, но погибли в один и тот же день.

Творчество

Перед окончанием гимназии Паустовский начал писать стихи, которые ему самому совершенно не нравились. Поняв, что это не его стезя, он переключился на написание рассказов, первый из которых напечатали в киевском журнале «Огни» в 1911 году. Подписан он был псевдонимом К. Балагин. Это был единственный раз, когда писатель употребил не свое имя.

Краткая биография К.Г. Паустовского

Паустовский и М. Дитрих

В 1916 году Паустовский переехал в Таганрог и принялся за работу над романом «Романтики». Через несколько лет произведение было завершено, но вышло в свет только в 1935 году.

В 1923 году Константин вернулся в Москву. Работая на должности редактора Российского телеграфного агентства, ему приходилось присутствовать на всевозможных митингах, которые в то время повсеместно вспыхивали в столице. Этот период вошел в его роман «Повесть о жизни».

Константин Георгиевич совершил множество поездок по стране. Он посетил Среднюю Азию, Сибирь, Балтику, побывал на Донбассе.

Больше всего ему по душе пришлась Владимирская область, в природе которой он сумел рассмотреть особое очарование.

Ярко-синие озера, заброшенные дороги, дикие леса – все это явилось вдохновением для написания серии рассказов: «Растрепанный воробей», «Кот-ворюга», «Сивый мерин», сказки «Теплый хлеб» и других.

Краткая биография К.Г. Паустовского

С молодой женой и сыном

В середине 20 века имя Паустовского было известно уже далеко за пределами СССР. Его книги переводились на многие иностранные языки. Его поклонницей была великая немецкая и американская актриса Марлен Дитрих. Ее так потрясло произведение «Телеграмма», что, встретившись с Паустовским в Москве, она встала перед ним на колени на сцене Дома литераторов.

Смерть Сталина дала Паустовскому возможность путешествовать по Европе. Вскоре он был номинирован на Нобелевскую премию, но, по неизвестным причинам ее отдали Михаилу Шолохову.

Главные произведения

Среди основных произведений автора можно отметить «Романтики», роман, написанный в 1935 году, и ставший классикой русской литературы. Своеобразие его в том, что события, которые описывает Паустовский, как бы проецируются на судьбу самого писателя, которая была отражена в его многочисленных дневниках, а также в воспоминаниях сына Вадима.

Краткая биография К.Г. Паустовского

Дом-музей в Москве

В то же время, роман нельзя назвать полностью автобиографическим, он, скорее, является лирическим дневником писателя и входит в число его лучших творений. Читая это произведение, можно четко определить, что написано оно в собственной манере состоявшегося мастера слова, прекрасно владеющего русским литературным языком.

В 1939 году Паустовский написал повесть «Мещерская сторона». Автор описывает удивительной красоты место, богатое озерами, реками и лесами – Мещерскую сторону, расположенную примерно в двухстах километрах от Москвы. Писатель призывает не отправляться в другие страны в поисках чего-то нового, а оглянуться и найти его рядом, там, где ты живешь.

Краткая биография К.Г. Паустовского

Памятник в Тарусе

Рассказ «Телеграмма» Паустовский написал в 1946 году. Это  пронзительнейшее произведение автора, посвященное вечной теме отцов и детей.

Главная героиня рассказа – Катерина Петровна, вынуждена в одиночестве коротать свои дни в старом родительском доме. Дочь Настя строит свою карьеру в Ленинграде и за повседневными делами практически не вспоминает о матери.

Та же, в свою очередь, радуясь успехам дочери, предпочитает не докучать ей своим одиночеством.

Краткая биография К.Г. Паустовского

Памятник в Одессе

В какой-то момент женщина понимает, что может не пережить очередную зиму и посылает Насте телеграмму. Девушка не сразу читает ее и приезжает, когда уже слишком поздно. Сценой раскаяния дочери автор призывает сохранять связь со старшим поколением и не отрываться от своих корней.

Последние годы

Последние годы писатель жил в Средней полосе России, в небольшом городке Тарусе. Уважение к нему местных жителей проявилось в присвоении ему звания почетного гражданина города.

К сожалению, Паустовский много лет страдал от хронического недуга – астмы, к тому же, он перенес несколько инфарктов, последний из которых и явился причиной его смерти 14 июля 1968 года. По его завещанию, тело было перевезено из Москвы и предано земле на кладбище в Тарусе.

Его могила представляет собой большой холм в окружении деревьев, с видом на реку Таруску.

Хронологическая таблица (по датам)

Год (годы) Событие
1892 Год рождения Константина Паустовского
1898 Переезд в Киев
1904 Поступление в Киевскую гимназию
1912 Окончание гимназии. Поступление в Киевский университет
1914 Перевод в Московский университет
1915 Работа вожатым трамвая и санитаром
1916 Увольнение из армии. Продолжение учебы
1917 Работа журналистом в Москве
1918 Работа в газете «Киевская мысль» (г. Киев)
1923 Возвращение в Москву
1924 Работа редактором РОСТА
1925 Выход сборника «Морские наброски»
1930 Первое посещение Мещеры
1932 Путешествие по Карелии
1933-1940 Выход рассказов «Мещерская сторона», «Вторая родина»
1941-1942 Работа на Южном фронте корреспондентом ТАСС
1943 Возвращение в Москву
1947 Окончание романа «Дым отечества»
1948 Работа над «Повестью о лесах»
1949-1954 Написание последних Мещерских рассказов
1955-1965 Работа в Тарусе над «Повестью о жизни»
1962 Награждение Орденом Трудового Красного Знамени
1966 Выход документального фильма о Паустовском
1968 Не стало писателя Константина Георгиевича Паустовского

Интересные факты

  • любимым предметом писателя была география;
  • оба родных брата Паустовского погибли в один день;
  • в начале ВОВ был отправлен в Казахстан для написания пьесы для Московского театра;
  • после фронта писатель работал в рыболовецкой артели;
  • трижды был номинирован на Нобелевскую премию по литературе;
  • Паустовский был противником реабилитации Сталина;
  • по произведениям писателя было снято множество художественных фильмов, мультфильмов, и сериалов.

Память о писателе

  • Именем Паустовского в 1978 году названа малая планета.
  • В 2010 году в Одессе был открыт памятник писателю.
  • Улицы в Москве, Петрозаводске, Одессе, Киеве, Днепропетровске, Тарусе, Таганроге, Ростове-на-Дону и в Крыму носят имя Паустовского.

В Москве функционирует музей-центр К.Г. Паустовского.

Также музей Паустовского есть в городе Старый Крым, в селе Пилипча (Украина) и в Одессе.

Дом-музей К.Г. Паустовского открыт в Тарусе.

Ссылки

http://paustovskiy-lit.ru/paustovskiy/mesta/tarusa/dom-muzej.htm Дом-музей в Тарусе

http://kgpaustovsky.ru/ Сайт, посвященный К.Г. Паустовскому

https://um.mos.ru/museums/muzey-k-g-paustovskogo/ Музей К.Г. Паустовского в Москве

Константин Паустовский – биография и факты

Константин Паустовский – русский советский писатель, работавший в стиле романтизма. Он был мастером написания пейзажной и лирической прозы.

  • За годы своей биографии Паустовский дважды номинировался на Нобелевскую премию по литературе, а его книги неоднократно переводились на многие языки мира.
  • Итак, перед вами краткая биография Константина Паустовского (интересные факты о нем читайте здесь).
  • Краткая биография К.Г. Паустовского

Биография Паустовского

Константин Георгиевич Паустовский родился 19 мая 1892 г. в Москве.

Его отец, Георгий Максимович, работал железнодорожным статистом и происходил из рода запорожских казаков. Мать, Мария Григорьевна, была домохозяйкой и занималась воспитанием детей.

Кроме Константина, в семье Паустовских родилось еще два мальчика и одна девочка.

Интересен факт, что дед будущего писателя по отцовской линии когда-то служил российскому императору. Именно он познакомил внука с украинским фольклором и казацкой культурой.

Детство и юность

С юных лет Паустовскому нравилась литература, в результате чего он постоянно проводил свободное время с книгами. Семья часто переезжала, поэтому детство будущего писателя проходило то в Москве, то в Брянске, то в Киеве.

В 1904 г. юноша поступил в Первую киевскую классическую гимназию. На тот момент он серьезно заинтересовался географией.

Краткая биография К.Г. ПаустовскогоПаустовский в молодости

Учась в гимназии, Константин Паустовский написал первый в своей биографии рассказ – «На воде». После этого он успешно сдал экзамены в брянскую гимназию, однако проучился в ней недолго.

В 1908 г. родители Паустовского решили развестись, что очень расстроило подростка и заставило задуматься о будущем.

Спустя год он возвратился в Киев и был восстановлен в Александровской гимназии.

В данный период биографии Паустовский начал зарабатывать на жизнь репетиторством, благодаря чему смог вести самостоятельный образ жизни. Ему нравилось учиться и получать новые знания.

Окончив гимназию, Константин поступил в университет на историко-филологический факультет. В это время он твердо решил связать свою жизнь с писательской деятельностью.

В 1914 г. накануне Первой мировой войны Паустовский отправляется в Москву, где жили его родственники. Там он устраивается на работу кондуктором.

Вскоре его призвали в армию, однако Паустовский был признан непригодным для службы, по причине сильной близорукости. Интересен факт, что оба брата писателя погибли на фронте.

Творчество Паустовского

Первые произведения в биографии Константина Паустовского были опубликованы в издании «Огни». Незадолго до начала войны, он побывал в Таганроге, в котором родился Антон Чехов.

Находясь в этом городе, Паустовский начал писать книгу «Романтики», над которой он будет трудиться на протяжении 20 лет.

Вернувшись в Москву, Паустовский устроился работать корреспондентом. В связи с этим ему приходилось неоднократно бывать на разных демонстрациях, которые часто проходили в России в послереволюционный период.

В это время из-под его пера вышло автобиографическое произведение «Повесть о жизни», состоящее из 6 частей.

В этой книге Константин Георгиевич великолепно описал события того времени. Кроме того, он подробно изложил биографии ведущих политических деятелей и революционеров того времени.

После этого писатель объездил много российских и украинских городов, а также побывал в странах Средней Азии. Вскоре Паустовский понял, что испытывает особый интерес и трепет к природе.

Произведения Паустовского

  1. Вдохновленный красотой пейзажей, Паустовский пишет рассказы «Барсучий нос», «Снег» и «Сивый мерин».
  2. После этого он публикует ряд сказок и поучительных историй, некоторые из которых входят в школьную программу.
  3. Краткая биография К.Г. Паустовского
  4. Советским школьникам хорошо запомнились такие короткие и глубокие произведения Паустовского, как «Растрепанный воробей», «Жильцы старого дома», «Теплый хлеб» и др.
  5. Позже по его рассказам и сказкам будут сняты десятки мультипликационных и художественных фильмов.

В период биографии 1950-1960 гг. Константин Паустовский находился на пике своей популярности.

Его талант был по достоинству оценен критиками, а книги стали переводить на разные языки. Параллельно с этим он занимался преподавательской деятельностью.

Краткая биография К.Г. Паустовского

После смерти Иосифа Сталина Паустовский побывал во многих европейских странах. В 1965 г. его номинировали на Нобелевскую премию по литературе (см. интересные факты о литературе).

И хотя ему не досталось эта престижная награда, ее получил другой советский писатель – Михаил Шолохов (см. интересные факты о Шолохове).

  • Интересно, что почитательницей творчества Паустовского была известная голливудская актриса Марлен Дитрих, высоко ценившая талант русского писателя.
  • Краткая биография К.Г. Паустовского
  • Когда в конце 50-х Дитрих приехала в Россию, ей удалось встретиться с Константином Паустовским и пообщаться с ним лично.
  • Уезжая обратно в США, она подарила ему несколько фотографий, на которых они были запечатлены вместе.

Личная жизнь

Когда Паустовскому исполнилось 23 года, он познакомился с будущей женой Екатериной Загорской. Они поженились в 1915 г., а через 10 лет у них родился мальчик Вадим. Вместе супруги прожили 20 лет, но со временем они начали терять интерес друг к другу.

Вскоре у Константина Георгиевича появилась любовница Валерия Навашина. Когда о ней узнала Екатерина, она сразу же подала на развод.

В результате второй женой Паустовского стала Навашина, которой он посвятил множество произведений. Однако этот брак не просуществовал долго.

В 1948 г. он познакомился с Татьяной Арбузовой, которая была замужем за известным драматургом Алексеем Арбузовым.

Краткая биография К.Г. ПаустовскогоКонстантин Паустовский с женой Татьяной Арбузовой и сыном

Ради Паустовского Татьяна бросила мужа и стала жить с ним. В 1950 г. у них родился сын Алексей. Константин писал о своей жене Татьяне так:

Нежность, единственный мой человек, клянусь жизнью, что такой любви (без хвастовства) не было ещё на свете. Не было и не будет, вся остальная любовь – чепуха и бред. Пусть спокойно и счастливо бьётся твое сердце, моё сердце! Мы все будем счастливы, все! Я знаю и верю…

Смерть

На протяжении многих лет биографии Константина Паустовского мучила астма. Болезнь особенно обострилась в последние годы жизни.

  1. Несмотря на это он активно защищал опальных писателей и никогда не принимал участие в травле «инакомыслящих».
  2. Краткая биография К.Г. Паустовского
  3. Был даже случай, когда Паустовский публично отказался пожать руку критику, выступавшему против затравленного Бориса Пастернака.

Константин Георгиевич Паустовский умер 14 июля 1968 г. в возрасте 76 лет.

Интересен факт, что через несколько лет после его кончины, в честь писателя была названа малая планета под номером 5269.

Если вам понравилась краткая биография Паустовского – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии известных людей и интересные факты из их жизни – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Паустовский: биография и творчество писателя

Константин Георгиевич Паустовский: YouTube/Краткая биография

Потомок Петра Сагайдачного, любимый автор Марлен Дитрих, путешественник и писатель, которому не дали Нобелевскую премию — все это Паустовский. Биография прозаика полна самых невероятных событий. Паустовский жил в эпоху восхваления вождей, но ни слова не сказал о них в своих произведениях. Все потому, что героем его произведений была жизнь обычного человека.

Константин Паустовский: биография, факты из жизни

Биография Паустовского началась в 1892 году. Будущий российский писатель родился в семье, в родословной которой числились запорожские казаки и турки с поляками:

  • Бабушка по матери — ревностная католичка родом из Польши. Из-за религиозных убеждений часто ругалась с зятем.
  • Дед по отцу нашел невесту во время русско-турецкой войны. Так в семейном древе появилась восточная ветвь.
  • Среди предков отца был бесстрашный предводитель запорожских казаков Петр Сагайдачный.

Константин Паустовский хорошо знал все эти семейные истории, но говорил о них чаще с иронией и не вникал в вопросы национальной принадлежности.

Детство и юность

С детства он много и с удовольствием читал. Так, навсегда врезалось в память романтическое повествование об Ассоли. Гимназистом Паустовский начал пробовать силы в сочинительстве. Тогда он создал рассказ «На воде» — первое сочинение.

Краткая биография Паустовского этого периода такова:

  • Семья жила в Москве, затем переехала в Киев, а потом — в Брянск.
  • В 1908 году родители Константина расстались, он остался с матерью.
  • Через некоторое время пришла весть о том, что отец заболел. Он уже не работал на железной дороге и жил в Белой Церкви. Константин сразу же выехал к нему. Потерю отца позже описал в «Повести о жизни».

Студенческие годы и выбор профессии

После этих событий юноша жил в Киеве. Он стал студентом филологического факультета. Здесь ему встретился профессор философии, похожий на Эмиля Золя. Слушая эксцентричные лекции, Константин пришел к выводу: он во что бы то ни стало займется писательством.

Поддержки родных на выбранном пути Паустовский не встретил. Особенно был против его увлечения литературой старший брат, который усматривал в такой деятельности только развлечение. Однако чтение и писательство все равно стали приоритетом для Паустовского.

Пора безмятежной жизни закончилась в 1914 году:

  • После начала военных действий Константину пришлось бросить учебу.
  • Он переехал в Москву к матери и сестре.
  • Некоторое время был студентом столичного университета, но вскоре стал работать кондуктором в трамвае.
  • На фронт бывшего студента не взяли по причине плохого зрения, а вот его братья погибли на войне.

В дальнейшие годы жизнь и творчество Паустовского тесно переплелись. Путешествия и писательство занимали все его время.

Личная жизнь

Краткая биография К.Г. ПаустовскогоПисатель Паустовский: YouTube/Краткая Биография

Что касается личной жизни, то Константин Георгиевич Паустовский был трижды женат:

  • Первую супругу, Екатерину Загорскую, он встретил в 1915 году. В следующем году летом пара обвенчалась под Рязанью. Здесь же в 1925-м родился сын супругов Вадим. Этот брак просуществовал два десятилетия, в течение которых жизнь семьи полностью подчинялась творчеству писателя. Это были непростые годы, но Паустовский сумел добиться признания, а вот сохранить брак не удалось.
  • В 1930-е Константин Георгиевич встретил Валерию Навашину, которая была дочерью художника из Польши и стала для писателя музой. Он посвящал ей свои произведения, но и это счастье закончилось.
  • Решающим событием стало знакомство с Татьяной Арбузовой в 1948 году. У Татьяны был муж — популярный драматург Алексей Арбузов. Это не остановило влюбленного писателя. Спустя два года он стал мужем Татьяны, которая подарила ему сына Алексея.

Долгие годы писателя мучила астма. На закате его жизни заболевание сильно обострилось, но он сохранял активность. Всегда защищал писателей, которых преследовала власть, никогда не атаковал тех, кто не придерживался общего мнения.

Известен случай, когда прозаик отказался подать руку знаменитому критику, написавшему разгромную статью о романе «Доктор Живаго».

Писателя не стало в 1968 году из-за инфаркта. В честь его назвали планету, которую открыли в конце 1970-х.

Константин Паустовский: книги, творчество писателя

Творчество Паустовского впервые открылось читателям журнала «Огни». В нем были опубликованы первые рассказы писателя.

Перед революцией прозаик отправился в Таганрог, где приступил к работе над произведением «Романтики». Книгу он завершил в начале 1920-х, а вот издали ее только в 1935 году. Судьба писателя складывалась так:

Творческое становление и расцвет

Писатель вернулся в Москву:

  • Здесь он нашел себе место корреспондента.
  • По роду службы присутствовал на митингах, которые после революции проходили часто и повсеместно.
  • Писатель поделился воспоминаниями о той поре в «Повести о жизни»: подробно описал политиков и революционеров, в том числе и Александра Керенского.

Из Москвы писатель вскоре отправился в путешествие. Он объездил необъятные просторы страны: посетил Донбасс, Сибирь, Балтику, Среднюю Азию. Автор не только путешествовал, но и пробовал себя в разных профессиях. Каждый из этих периодов давал материал для нового произведения.

Краткая биография К.Г. ПаустовскогоКонстантин Георгиевич Паустовский: YouTube/Краткая Биография

Прозаику пришлась по душе природа Владимирской области с ее глухими лесами, голубыми озерами, заброшенными дорогами. Эти места талантливо описаны в таких произведениях:

  • «Кот-ворюга»;
  • «Сивый мерин»;
  • «Барсучий нос»;
  • «Снег».

Паустовский, произведения которого позже вошли в обязательную для прочтения программу для школьников, создал также ряд сказок с добрыми и поучительными сюжетами: «Растрепанный воробей», «Заячьи лапы», «Теплый хлеб», «Жильцы старого дома».

Одно из знаковых произведений — «Корзина с еловыми шишками», в которой рассказана история норвежского музыканта Грига и дочери лесника.

По доброму незамысловатому рассказу в 1989 году создали мультфильм. Всего экранизировали 13 произведений, которые написал Паустовский. Стихи он также писал, но предпочтение все же отдавал прозе.

Признание

В 1950-х годах даже за пределами СССР был знаменитым Константин Георгиевич Паустовский. Книги автора переводили на многие европейские языки. Сам писатель в это время заинтересовался педагогической деятельностью. Он стал преподавателем Литературного института, был наставником для будущих классиков советской литературы.

В период хрущевской оттепели писатель начал путешествовать по миру. Он посетил Турцию и Польшу, побывал в Болгарии, Италии, Швеции. Кроме того, его выдвинули на Нобелевскую премию, но ситуация сложилась так:

  • Обладателем награды стал Шолохов — автор «Тихого Дона».
  • Причину отказа раскрыли через 50 лет. Оказалось, что независимый рецензент сказал о творчестве Паустовского так: «Его заслуги не перевесили недостатки».

Интересно, что творчеством Паустовского увлеклась Марлен Дитрих. В мемуарах «Рассуждения» она написала о нем целую главу. Поэтическая проза Константина Георгиевича увлекла немецкую актрису после знакомства с произведением «Телеграмма». Дитрих настолько впечатлилась этим коротким рассказом, что запомнила имя автора.

Когда знаменитость приехала с визитом в Москву, то отыскала писателя и встретилась с ним. Прозаик получил в подарок от известной актрисы несколько фотографий.

Краткая биография К.Г. ПаустовскогоМарлен Дитрих и Паустовский: YouTube/Партизан

Неординарный человек, смелый и талантливый — таким был Паустовский. Биография этого человека удивляет и поражает воображение. Он успел сделать очень многое и создал бессмертные произведения, которые и сегодня вызывают восторг читателей.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1901641-paustovskii-biografiya-i-tvorcestvo-pisatelya/

Краткая биография Паустовского

Краткая биография К.Г. Паустовского

Константин Георгиевич Паустовский

Константин Георгиевич Паустовский – русский писатель и сценарист, которого четыре раза номинировали на Нобелевскую премию. Это автор повестей и рассказов, вошедших в школьную программу по литературе. Константин Паустовский родился 31 мая 1892 года в Москве. Его отец работал в отделении железнодорожной статистики. В семье воспитывалось четверо детей.

В 1898 году Паустовские уехали в Киев. Константин обучался в Первой киевской классической гимназии. Ему нравилась география. Когда родители развелись, мальчик жил в Брянске и учился в местной гимназии.

В 1909 году юноша вернулся в Киев и продолжил обучение в Александровской гимназии. В это время Константин написал первые рассказы. Их опубликовали в журналах.

После окончания гимназии Паустовский стал студентом Императорского университета св. Владимира.

Вначале Первой мировой войны Константин перевелся в Московский университет. В скором времени он прервал учебу и нашел работу кондуктором и вожатым в трамвае. Он был санитаром в военно-санитарном поезде. Также Паустовский работал на металлургическом заводе, на котельном заводе, в рыбачьей артели. Во время Февральской революции Константин Георгиевич работал в газете репортером.

Когда началась гражданская война, Паустовский вернулся на Украину. Его призвали в армию гетмана Скоропадского. Когда власть сменилась, Константин служил в Красной армии в караульном полку.

Два года Паустовский проживал в Одессе. Он работал в издании «Моряк» и «Станок». В 1923 году писатель вернулся в Москву. Он был редактором РОСТА. В 1930-х годах Константин Георгиевич был журналистом газеты «Правда». Он путешествовал по стране и рассказывал об этом в своих произведениях. К ним относятся очерки «Зона голубого огня», «Разговор о рыбе».

В 1931 году Паустовский уехал в Березники на строительство химкомбината. Здесь он работал над повестью «Кара-Бугаз». О строительстве комбината автор рассказал в книге «Великан на Каме». Вскоре Паустовский оставил службу и решил стать профессиональным писателем.

Во время Великой Отечественной войны Константин Георгиевич был военным корреспондентом. Когда писатель возвратился в Москву, его оставили в аппарате ТАСС. Вскоре Паустовского освободили от службы. Ему нужно было работать над пьесой «Пока не остановится сердце» и над романом «Дым отечества».

В 1950-х годах писатель жил в Тарусе. За время деятельности он создал много произведений. Это «Судьба Шарля Лонсевиля», «Черное море», «Орест Кипренский», «Золотая роза», «Романтики». Главным произведением Паустовского является «Повесть о жизни», состоящая из шести книг. Это автобиографическое произведение, которое создавалось на протяжении 18 лет.

Константин Паустовский женился три раза. Первая супруга – Екатерина Загорская. В браке родился сын Вадим. Вторая супруга – сестра польского художника Валерия Валишевская-Навашина. Третья супруга – актриса театра Татьяна Евтеева-Арбузова. В семье родился сын Алексей.

На протяжении долгого времени у Паустовского была астма. Он перенес несколько инфарктов. Писатель умер 14 июля 1968 года в Москве. Константин Георгиевич составил завещание, согласно которому его похоронили на кладбище Тарусы над берегом реки.

Краткая биография Паустовского самое главное

Константин Паустовский является классиком  в литературе двадцатого века. Все произведения с удовольствием читают взрослые, и дети они олицетворяют человеческое и писательское благородство.

Родился Паустовский в Москве в интеллигентной семье, театралов любящих играть на рояле и петь. Умер в семьдесят шесть лет. Учился в Киеве в классической гимназии.

Его родители развелись и ему, пришлось подрабатывать преподавателем.

После окончания гимназии, он поступил в Киевский университет на юридический факультет, но мечтал стать писателем. Для себя он решил, для писательской деятельности нужно “уйти в жизнь” и приобрести жизненный опыт. В Москве, он работает вагоновожатый, за тем устраивается санитаром на тыловой поезд, сменяет  много разных профессий, был даже рыбаком на Азовском море.

В свободное, от работы время писал рассказы.  Во время революции трудился в Москве в газете репортером и описывал события. Во время Отечественной войны  он военный корреспондент. После войны Паустовский занимается литературной деятельности и пишет: романы, повести, а также рассказы и сказки для детей. Книга “Рассказы и сказки о животных и природе”. В неё вошли известные рассказы:

  • Похождения жука-носорога;
  • Квакша;
  • Стальное колечко;
  • Барсучий нос и другие произведения.

Читать биографию Паустовского для 3 класса

Константин Георгиевич Паустовский родился на свет 31 мая 1892 года в Москве.  Вырос в семье Георгия Максимовича Паустовского и Марии Григорьевны Паустовской, имел двух братьев и сестру. В 1904 году поступил в Киевскую гимназию. Любимым предметом в гимназии была география и литература.

В 1912 году, много раз поменяв места жительства и школы, юноша начинает обучение на историко-филологическом факультете Киевского университета, оканчивает 2 курса. После начала первой мировой войны переводится в Московский университет, но вскоре оставляет его и начинает работать.

Сменив множество профессий, устраивается санитаром на фронт, участвует в отступлении русской армии. После гибели братьев возвращается в Москву к матери и сестре, но долго там не задерживается.

Молодой человек путешествует по всему югу России, два года живёт в Одессе, работая в газете “Маяк”, а затем покидает Одессу, уезжает на Кавказ, также посещая северную Персию.

В 1923 году возвращается в столицу. Пару лет работает редактором в телеграфном агентстве и начинает печататься. 1930-ые годы также проводит в путешествиях по стране, выпуская множество очерков, повестей.

Во времена Великой Отечественной войны становится военным журналистом, служит на Южном фронте.

В августе 1941 года завершает службу ради работы над пьесой для Московского художественного театра, переезжает в Алма-Ату, где садится за написание пьесы “Пока не остановится сердце” и романа “Дым отечества”.

В 1950-ые годы живет в Москве и в Тарусе, становится одним из составителей сборников “Литературная Москва” и “Тарусские страницы”. После получения всемирного признания путешествует по Европе, проживает на острове Капри. В 1966 году подписывает письмо деятелей науки и культуры о недопустимости реабилитации Сталина. Умирает 14 июля 1968 в Москве после затяжной болезни астмой.

Школьники очень любят интересные произведения этого автора.

Для детей 3 класс, 4 класс, 5 класс.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

  • Рене Декарт
    Рене Декарт являлся известным ученым-математиком европейской Эпохи Просвещения. Он привнес значительные вклады в последующее развитие естественнонаучных и технических областей знаний.
  • Константин Бальмонт
    4 июня 1867 года в Шуйском уезде, что во Владимирской области в дворянской семье появился на свет Константин Бальмонт. Мать поэта оказала на будущего поэта большое влияние.
  • Зинаида Гиппиус
    В 1869 году 20 ноября в семье обрусевшего немца и дворянина Николая Гиппиус родилась дочь Зинаида. Родиной будущей мадонны декаданса стал небольшой городок Белёв, расположенный в Тульской губернии.
  • Драгунский Виктор
    Виктор Драгунский – один из знаменитых детских писателей. Наибольшую известность приобрёл благодаря «Денискиным рассказам». Истории Драгунского, в основном, направлены на детскую аудиторию
  • Иван Данилович Калита
    Иван Данилович Калита. С этим именем связывают период становления града Московского как духовного и экономического центра Руси.

Константин Паустовский

Константин Георгиевич Паустовский — русский советский прозаик и драматург. Он родился в Москве в семье железнодорожного статистика Георгия Максимовича Паустовского.

Семья имела украинско-польско-турецкие корни. Дед писателя был казаком с украинским происхождением, мама была турчанкой, бабушка писателя по матери — полькой.

У Константина было двое старших братьев — Борис и Вадим, сестра Галина.

В 1898 году семья вернулась из Москвы в Киев, где в 1904 году Константин Паустовский поступил в Первую киевскую классическую гимназию. Любимым предметом во время обучения в гимназии была география. После распада семьи (осень 1908 года) он несколько месяцев жил у дяди, Николая Григорьевича Высочанского, в Брянске и учился в брянской гимназии.

Осенью 1909 года он возвратился в Киев и, восстановившись в Александровской гимназии (при содействии её преподавателей), начал самостоятельную жизнь, зарабатывая репетиторством.

Через некоторое время будущий писатель поселился у своей бабушки, Викентии Ивановны Высочанской, переехавшей в Киев из Черкасс. Здесь, в маленьком флигеле на Лукьяновке, гимназист Паустовский написал свои первые рассказы, которые были опубликованы в киевских журналах.

Окончив гимназию в 1912 году, он поступил в Императорский университет св. Владимира в Киеве на историко-филологический факультет, где проучился два года. В общей сложности более двадцати лет Константин Паустовский, «москвич по рождению и киевлянин по душе», прожил на Украине.

Именно здесь состоялся как журналист и писатель, о чём не раз признавался в автобиографической прозе.

С началом Первой мировой войны К. Паустовский переехал в Москву и перевёлся в Московский университет на юридический факультет, но вскоре был вынужден прервать учёбу и устроиться на работу. Работал вагоновожатым трамвая, потом санитаром на одном из поездов. Поезд развозил раненых по тыловым городам.

Впоследствии Константин Георгиевич много ездил по югу России, жил два года в Одессе, работая в газете «Моряк». В этот период Паустовский подружился с И. Ильфом, И. Бабелем (о котором позже оставил подробные воспоминания), Э.

Багрицким, Л. Славиным. Из Одессы Паустовский уехал на Кавказ. Жил в Сухуми, Батуми, Тбилиси, Ереване, Баку, побывал в северной Персии. В 1923 году Паустовский вернулся в Москву.

Несколько лет работал редактором РОСТА и начал печататься.

В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты «Правда», журналов «30 дней», «Наши достижения» и других, много путешествовал по стране. Впечатления от этих поездок воплотились в художественных произведениях и очерках. В 1930 году в журнале «30 дней» впервые были опубликованы очерки: «Разговор о рыбе» (№ 6), «Погоня за растениями» (№ 7), «Зона голубого огня» (№ 12).

С 1930 года и до начала 1950-х годов Паустовский проводит много времени в селе Солотча под Рязанью в мещёрских лесах. В начале 1931 года по заданию РОСТА он едет в Березники на строительство Березниковского химкомбината, где продолжает начатую в Москве работу над повестью «Кара-Бугаз».

Очерки о Березниковском строительстве вышли небольшой книгой «Великан на Каме». Повесть «Кара-Бугаз» была дописана в Ливнах летом 1931 года, и стала для К. Паустовского ключевой — после выхода повести он оставил службу и перешёл на творческую работу, став профессиональным писателем.

В 1932 году Константин Паустовский побывал в Петрозаводске, работая над историей Онежского завода (тема была подсказана А.М. Горьким).

Результатом поездки стали повести «Судьба Шарля Лонсевиля» и «Озёрный фронт» и большой очерк «Онежский завод». Впечатления от поездки по северу страны легли также в основу очерков «Страна за Онегой» и «Мурманск».

По материалам поездки по Волге и Каспию был написан очерк «Подводные ветры», напечатанный впервые в журнале «Красная новь» № 4 за 1932 год. В 1937 году в газете «Правда» вышел очерк «Новые тропики», написанный по впечатлениям нескольких поездок в Мингрелию.

Совершив поездку по северо-западу страны, посетив Новгород, Старую Руссу, Псков, Михайловское, Паустовский пишет очерк «Михайловские рощи», опубликованный в журнале «Красная новь» (№ 7, 1938 г.).

В это время писатель открыл для себя под самой Москвой неведомую и заповедную землю — Мещёру. В десятках своих восхитительных рассказов он воспел эту рязанскую сторону. О любимой им Мещёре Паустовский писал: «Мещёре я обязан многими своими рассказами, «Летними днями» и маленькой повестью «Мещёрская сторона».

С началом Великой Отечественной войны Паустовский, ставший военным корреспондентом, служил на Южном фронте.

В середине августа Константин Паустовский вернулся в Москву и был оставлен для работы в аппарате ТАСС. Вскоре по требованию Комитета по делам искусств был освобождён от службы для работы над новой пьесой для МХАТа и эвакуировался с семьёй в Алма-Ату, где работал над пьесой «Пока не остановится сердце», романом «Дым отечества», написал ряд рассказов.

Постановку пьесы готовил московский Камерный театр под руководством А. Я. Таирова, эвакуированный в Барнаул. В процессе работы с коллективом театра Паустовский некоторое время (зима 1942 и ранняя весна 1943 гг.) провёл в Барнауле и Белокурихе. Этот период своей жизни он назвал «Барнаульские месяцы».

Премьера спектакля по пьесе «Пока не остановится сердце», посвящённой борьбе с фашизмом, состоялась в Барнауле 4 апреля 1943 года.

В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Стал одним из составителей важнейших коллективных сборников демократического направления времён оттепели «Литературная Москва» (1956) и «Тарусские страницы» (1961). Более десяти лет вёл семинар прозы в Литературном институте им.

Горького, был заведующим кафедрой литературного мастерства. Среди учащихся на семинаре Паустовского были: Инна Гофф, Владимир Тендряков, Григорий Бакланов, Юрий Бондарев, Юрий Трифонов, Борис Балтер, Иван Пантелеев.

В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание. Получив возможность путешествовать по Европе, он побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и др. странах.

Отправившись в 1956 году в круиз вокруг Европы, он посетил Стамбул, Афины, Неаполь, Рим, Париж, Роттердам, Стокгольм. По приглашению болгарских писателей К. Паустовский посетил Болгарию в 1959 году. В 1965 году некоторое время жил на о. Капри.

В том же 1965 году был одним из вероятных кандидатов на Нобелевскую премию в области литературы, которая в итоге была присуждена Михаилу Шолохову.

В книге «Лексикон русской литературы ХХ века», написанной известным немецким славистом Вольфгангом Казаком, по этому поводу сказано: «Внутреннее решение о присуждении ему Нобелевской премии не воплотилось в жизнь по политическим причинам».

Долгое время Константин Паустовский болел астмой, перенёс несколько инфарктов.

Тринадцать последних лет своей жизни Константин Георгиевич Паустовский провёл в Тарусе, маленьком городке Средней России, где он пользовался уважением и любовью жителей, стал первым «почетным гражданином» города.

Здесь им были написаны повести «Время больших ожиданий», «Бросок на юг», главы из «Золотой розы», множество новелл и статей: «Наедине с осенью», «Уснувший мальчик», «Лавровый венок», «Избушка в лесу», «Городок на реке».

Писатель скончался 14 июля 1968 года в Москве, прожив долгую творческую жизнь. Согласно завещанию, Константина Георгиевича Паустовского похоронили на городском кладбище Тарусы.

В 2010 году в Одессе был открыт первый памятник писателю. Скульптура представляет собой бюст писателя в образе египетского сфинкса.

Фантастическое в творчестве автора: Это рассказ «Доблесть», в котором действует установка под названием «экран тишины» , заглушающая любые звуки. К профильным для сайта произведениям также относятся сказки «Артельные мужички», «Тёплый хлеб» и рассказ «Старая рукопись» .

Пожалуйста помогите сжатое изложение до 120 — 150 слов.

Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев.

Их было так много, что мы не могли ловить рыбу.

Лески ложились на листья и не тонули.

Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали кувшинки и голубая вода казалась черной, как деготь.

Там мы ловили разноцветных окуней.

Они бились и сверкали в траве, как сказочные японские петухи.

Мы вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны.

Щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами.

Стояла осень в солнце и туманах.

Сквозь облетевшие леса были видны далекие облака и синий густой воздух.

По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звезды.

У нас на стоянке горел костер.

Мы жгли его весь день и ночь напролет, чтобы отгонять волков, — они тихо выли по дальним берегам озера.

Их беспокоили дым костра и веселые человеческие крики.

Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой — то зверь.

Его не было видно.

Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей.

Картошка жарилась на сковороде, от нее шел острый вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах.

С нами был маленький мальчик.

Ему было всего девять лет, но он хорошо переносил ночевки в лесу и холод осенних рассветов.

Гораздо лучше нас, взрослых, он все замечал и рассказывал.

Он был выдумщик, но мы, взрослые, очень любили его выдумки.

Мы никак не могли, да и не хотели доказывать ему, что он говорит неправду.

Каждый день он придумывал что — нибудь новое : то он слышал, как шептались рыбы, то видел, как муравьи устроили себе паром через ручей из сосновой коры и паутины.

Мы делали вид, что верили ему.

Все, что окружало нас, казалось необыкновенным : и поздняя луна, блиставшая над черными озерами, и высокие облака, похожие на горы розового снега, и даже привычный морской шум высоких сосен.

Мальчик первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали.

Мы притихли.

Мы старались даже не дышать, хотя рука невольно тянулась к двустволке, — кто знает, что это мог быть за зверь!

Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок.

Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности.

Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазами.

Наконец показалась полосатая шкурка.

Из зарослей вылез маленький барсук.

Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня.

Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке.

Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало.

Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжется, но я опоздал — барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос.

Запахло паленой кожей.

Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву.

Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли.

На озере и в лесу началось смятение.

Без времени заорали испуганные лягушки, всполошились птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ударила пудовая щука.

Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит свой обожженный нос.

Я не поверил.

Я сел у костра и спросонок слушал утренние голоса птиц.

Вдали посвистывали белохвостые кулики, крякали утки, курлыкали журавли на сухих болотах — мшарах, плескались рыбы, тихо ворковали горлинки.

Мне не хотелось двигаться.

Мальчик тянул меня за руку.

Он обиделся.

Он хотел доказать мне, что он не соврал.

Он звал меня пойти посмотреть, как лечится барсук.

Я нехотя согласился.

Мы осторожно пробрались в чащу, и среди зарослей вереска я увидел гнилой сосновый пень.

От него тянуло грибами и йодом.

Около пня, спиной к нам, стоял барсук.

Он расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожженный нос.

Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос, а вокруг бегал и фыркал другой маленький барсучок.

Он волновался и толкал нашего барсука носом в живот.

Наш барсук рычал на него и лягался задними пушистыми лапами.

Потом он сел и заплакал.

Он смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос.

Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь.

Через год я встретил на берегах этого же озера барсука со шрамом на носу.

Он сидел у воды и старался поймать лапой гремящих, как жесть, стрекоз.

Я помахал ему рукой, но он сердито чихнул в мою сторону и спрятался в зарослях брусники.

С тех пор я его больше не видел.

На этой странице находится вопрос Пожалуйста помогите сжатое изложение до 120 — 150 слов?. Здесь же – ответы на него,
и похожие вопросы в категории Литература, которые можно найти с помощью
простой в использовании поисковой системы. Уровень сложности вопроса
соответствует уровню подготовки учащихся 5 — 9 классов. В комментариях,
оставленных ниже, ознакомьтесь с вариантами ответов посетителей страницы. С
ними можно обсудить тему вопроса в режиме on-line. Если ни один из
предложенных ответов не устраивает, сформулируйте новый вопрос в поисковой
строке, расположенной вверху, и нажмите кнопку.

В русской литературе есть много произведений, рассказывающих о красоте и неповторимости родины и ее природы. Одним из таких проведений является повесть Константина Паустовского «Мещерская сторона», краткое содержание которой будет рассмотрено ниже.


Главные герои повести

Текст повести построен в виде нескольких отдельных разделов. Главным ее героем является сам писатель, выступающий в роли рассказчика. 

Константин Паустовский

Константин Паустовский (1892 — 1968)

Далее, в ходе повествования, автор знакомит читателя с дедом Степаном, Маней, писателем Аркадием Гайдаром, стариком, ловившим рыбу, и семейством Зотовых.


«Мещерская сторона» К. Паустовский — краткое содержание

Автор от первого лица рассказывает о своих приключениях во время путешествия по родным краям, вооружившись воспоминаниями детства и старой картой, на которой не все места обозначены точно. Из-за этого герою приходится петлять и вносить в карту поправки, попутно проводя для читателя экскурсию и знакомя его с дивной природой и живущими там людьми.

Мещёрская осень

Мещерская сторона — это озерный край, расположенный в паре сотен километров от Москвы, между Владимиром и Рязанью, утопающий в полноводных реках и зелени лесов. Сначала автор говорит о том, что эта земля самая обыкновенная, сравнивая при этом местные пейзажи с картинами Левитана. 

С развитием истории читателю приоткрывается то, насколько богат и разнообразен растительный и животный мир этого края.

Жители Мещеры — суеверные люди, в чьей жизни большое значение имеют поверья. В приметах Мещерского края часто заключались точные знания и поэзия, опираясь на них люди возделывали поля, ловили рыбу и предсказывали погоду.

Значительное место в жизни Мещерской стороны занимали торфяные болота — мшары, о которых среди местных жителей ходила дурная слава. Одно такое озеро, представляющее собой жуткое зрелище и нагоняющее страх на местных баб, вместе со своими друзьями и решил исследовать главный герой. Собрав экспедицию, отряд отправляется на разведку. 

Рыбалка на Поганом болоте

Ночью один из компаньонов теряется, и, по возвращении, подтверждает слова молвы о Поганом болоте. Несмотря на плохую репутацию, озеро оказывается богатым источником рыбы. Вернувшихся с богатым уловом путешественников местные жители встречают как героев.

Автор во всей красе описывает лесные пейзажи, на чьих просторах скрывались древние русичи при нападениях монголов-татар. Мещерские леса являются своего рода заповедной зоной, частью лесного массива, чудом уцелевшей после войны. Писатель со всей серьезностью рассуждает о ее разрушительных для природы последствиях. 

Богатством красот и величественностью отличаются и живописные луга Мещеры, где над головой нависают шатры черных ив, а реки и озера полны рыбы и чистейшей воды.

Автор ведет рассказ не только о самой Мещере, но и об окрестных селах. Одним из них была деревня Солотча — вотчина талантливейших и трудолюбивых людей, где в старом доме можно найти редчайшие книги по искусству и медные гравированные доски, а обычная местная жительница, продающая сметану, может оказаться родной теткой самого Есенина.

Ночь

Далее герой описывает свой небольшой домик, в котором даже не спит, проводя ночи под открытым небом, любуясь яркими звездами и колыханием пламени свечи. По мнению рассказчика в этом и состоит настоящая романтика и ничего более умиротворяющего ему не приходилось видеть. 

Автор восхищается тем, насколько богата природа реками, лесами и озерами, хранящими в себе древние загадки, тайны и ответы на все вопросы. 

Последний раздел посвящен рассказу автора о причине любви к Мещерскому краю — его тихому спокойствию и красоте. Герой уверен в том, что в случае войны будет защищать свою родину всеми силами. 


Анализ произведения «Мещерская сторона»

Автор произведения «Мещерская сторона» затрагивает тему любви к родине, природе и родной земле. Через удивительные образы окружающего мира писатель отображает всю его многогранность и красоту. Паустовский умеет видеть живописность и волшебство в самых обычных вещах и явлениях и пытается передать свое виденье читателю.

Заповедная Мещера

Как и в других своих произведениях, в «Мещерской стороне» Паустовский проводит параллель между землей и людьми, живущими на ней. Автор написал рассказ, который приоткрывает перед читателем дверь в историю своего народа, описывает его жизнь, проблемы и тревоги.

Повесть помогает по-новому взглянуть на привычную жизнь, отринуть мирские заботы и обратиться к первозданной природе в поисках внутренней гармонии и согласия с собой и окружающим миром. 

Произведение показывает нам новые стороны поверий и предрассудков, учит тому, что даже проклятые и опасные места по-своему прекрасны, а люди, живущие в отрыве от цивилизации, честны, добры и всегда готовы прийти на выручку.

Мещерская сторона

Со слов автора читатель также может узнать о редких видах растений, о произрастании и сборе кипрея, о мире животных и древних сельских обычаях. Природа в повести писателя — это не только движущая сила жизни, но и сила любви, против которой беспомощен человек. 

Сочинения и очерки Паустовского наполнены умиротворением, поиском смысла жизни и гармонии между человеком и мирозданием.

Через всю повесть проходит единая мысль: самое большое сокровище человека — его родина, только на ее земле человек может почувствовать себя полноценным и великим. 

Даже городской житель, никогда не спавший в стогу сена под открытым небом и не ходивший босиком по травяному ковру леса, поверит писателю на слово и откроет для себя этот мир завораживающей природы, который совсем рядом, стоит лишь протянуть руку.


Заключение

Обилие особенных речевых приемов автора, описывающих колорит природы делает произведение уникальным образцом русской литературы, выдержки и цитаты из которого можно целиком использовать для читательского дневника. Анализ и сжатое изложение произведения поможет учащемуся любого класса лучше понять смысл и художественные особенности текста.

История написания

Рассказ «Теплый хлеб»был написан Г.К. Паустовским в 1954 году. Он больше обращен к детской аудитории. Хотя война была окончена почти 10 лет назад, но военная тематика ярко просматривается в произведении. Впервые, данная литературная сказка была опубликована в журнале «Мурзилка» и очень понравилась юным читателям. Через 20 лет был создан мультипликационный фильм с аналогичным названием.

Жанр произведения

Сложно с уверенностью отнести это произведение к какому-то определенному литературному жанру. С одной стороны – это рассказ, ведь Паустовский частично описывает реальные события, с другой стороны – это сказка, речь идёт о фантастических событиях, которые не могли произойти в реальности, ну а с третьей стороны «Теплый хлеб» — это притча. Так можно назвать произведение за наполненность глубоким смыслом.

Значение названия

Константин Георгиевич назвал свой рассказ «Теплый хлеб». Конечно, здесь используется непрямое значение слова. Добрый человек несёт в себе тепло, радость, счастье, любовь, заботу. Таким образом, хлеб является как бы символом, это сердце человека, которое не должно быть холодным и черствым. Испечённый свежий хлеб символизировал перемены в сердце Фильки. Его желание помириться с конем.

Композиция

Композиция произведения является линейной. Сюжет раскрывается последовательно.

  • Введением становится история о том, как в деревне появился раненый конь и познакомился с главным героем мальчиком Филькой.
  • Завязка сюжета заключается во встрече животного и мальчика, их конфликте. По поручению деда Панкрата, Фильке придется выполнять задачи, которые приводят к кульминации сказки и ее развязке.
  • Вторая встреча Фильки и старого коня является кульминацией. Это самый эмоциональный момент повествования. Конь прощает ребенка, а груз вины, который тяготил Фильку уходит. Сердце его оттаивает.
  • По сути, этот же момент является и развязкой произведения.

Суть

Суть произведения заключается в том, что злые поступки нужно исправлять. А лучше не причинять никому зла.

Действие происходит во время войны. В литературном произведении говорится о деревушке и о ее жителях. Раненный конь был оставлен солдатиком, котрый проходил мимо деревни. За животным ухаживал мельник по имени Панкрат. Конь возил грузы на мельницу, тем самым оказывал помощь своему хозяину. Все жители деревни жалели раненое животное и каждый старался коня подкормить, угостить лакомством. Однажды мальчик Филька ел хлеб с солью, его аромат привлек голодного коня. Вместо того чтобы поделиться с животным, он выбросил хлеб и ударил коня по морде. Его жестокость навлекла беду на деревню. Наступили лютые морозы, река замёрзла, мельница перестала работать, а это повлекло голод жителей. Бабушка рассказала Фильке, что людская злоба тому виной. Такое уже случалось, когда в деревне обидели старого солдата. Филька понял, что это он виноват в случившемся. Мальчик попросил друзей о помощи, они развели костры и река оттаяла. А сорока, которая подслушала разговор Фильки и деда Панкрата, попросила южные ветры обогреть деревню. Мельница заработала, жители испекли свежий хлеб. Мальчишка, чтобы получить прощение коня, принес ему самый вкусный и ароматный хлеб. Конь его принял. А сорока летала по деревне и всем хвасталась, что она помирила Фильку и коня.

Характеристики главных героев

  • Филька – мальчик со злым, жестоким, жадным характером. Он постоянно чем-то недоволен, часто ссорится с бабушкой. В ссоре с конем он показал худшие из своих черт: равнодушие, упрямство, агрессивность. Но осознав свою ошибку, он старается не исправить. В нем проявляется добросердечность и настойчивость в достижении целей.
  • Дед Панкрат – старый мельник, хозяин коня. Панкрат мудрый, когда Филька пришел к нему за советом, дед дал возможность мальчику самому понять его ошибку и найти решение для ее исправления.
  • Конь – наивное и доверчивое животное. С открытым сердцем он готов принимать людскую помощь и заботу. Несмотря на предательство предыдущего хозяина, в нем нет злости.
  • Бабушка – олицетворяет собой память народа о прошлом.

Тема

Как и во всех рассказах Паустовского, природа здесь предстоит одним из героев. Ведь именно сила природы заставляет Фильку увидеть свою ошибку и исправить ее. Основной является тема нравственности, всепрощения, человеческие отношения и развития личности, обуздания своей гордыни.

Проблемы

Произведение Паустовского затрагивает множество важных проблем. Проблему взаимопомощи в трудное время. В то же время проблема равнодушия и жестокости раскрывается через образ Фильки. Проблема прощения, мальчик не испугался тяжелой работы, чтобы искупить свою вину перед всеми жителями деревни и конем.

Чему учит

Сказка учит читателей тому, что человек всегда должен находить в себе силы для совершения добрых и хороших дел. Не оставаться равнодушным, если кто-то попал в тяжёлую ситуацию. А если совершил ошибку, нужно ее суметь признать и как можно скорее исправить.

Художественные образы

Паустовский является мастером описания природы. Он использует красочные эпитеты, благодаря которым создается ощущение, что видишь это «багровое, в тяжёлом дыму» солнце своими глазами. Животным в произведении присущи человеческие черты. Конь плачет, обижается, а сорока разносит по деревне сплетни. Но главным является образ хлеба. Он символизирует человеческое сердце, душу наполненную теплом, добротой и заботой.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Г.К. Паустовский «Теплый хлеб» анализ произведения

Поделиться

Рассказ К. Г. Паустовского Телеграмма

История создания

Константин Георгиевич Паустовский написал рассказ «Телеграмма» в 1946 году, когда он уже обрёл широкую известность в родной стране и за рубежом. Зачатки этого рассказа присутствуют в его более ранних работах 1937 года — цикле «Летние дни» и повести «Мещёрская сторона», где говорится о непростой судьбе дочери знаменитого художника. Впоследствии это упоминание трансформировалось в самостоятельный полноценный рассказ.

Краткое содержание для читательского дневника

В книге очерков и рассказов «Золотая роза», опубликованной в 1955 году, в главе «Зарубки на сердце» писатель рассказывает историю создания «Телеграммы» и говорит о реальных прототипах главных героев. Было время, когда он жил под Рязанью, в старом доме в усадьбе когда-то известного гравера Пожалостина. Дом привлекал его тишиной, уютом, гравюрами на стенах.

Дочь гравера, хозяйка дома Катерина Ивановна, была одинокой подслеповатой старушкой. Когда-то она жила в Париже, была знакома с Тургеневым, присутствовала на похоронах Гюго, и от этого нынешняя жизнь в деревне казалась ей ещё более тоскливой. Её молодая дочь Настя жила в Ленинграде и высылала ей только денежные переводы. Иногда к старушке забегала соседская девчонка Нюрка, чтобы помогать по дому.

Катерина Ивановна давала почитать писателю пожелтевшие отцовские письма, а также жаловалась ему на одинокую старость. Вскоре она тяжело заболела. Именно Паустовский выслал Насте в Ленинград телеграмму с этим печальным известием. Но девушка приехала в деревню лишь спустя три дня после похорон. Произошедшее так сильно повлияло на писателя, что он решил создать рассказ на основе этих событий.

Сюжет произведения тронул и знаменитую певицу и актрису Марлен Дитрих. Известно, что, прибыв на гастроли в Москву в 1964 году, в аэропорту она сразу же задала журналистам вопрос о Паустовском. Несмотря на то что Константин Георгиевич был тяжело болен, он, желая побывать на концерте певицы, в сопровождении врача прибыл в Дом литераторов, где проходило её выступление.

Жанр произведения Телеграмма

После концерта, узнав, что писатель в зале, Дитрих попросила его подняться на сцену и, когда он подошёл к ней, она встала перед ним на колени и прижала его руки к своему лицу, залитому слезами. Эта картина потрясла всех присутствующих. Позже Марлен призналась, что именно рассказ «Телеграмма» так сильно поразил её, что она считала своим долгом поблагодарить его автора и поцеловать его руки.

Краткое содержание

Анализ произведения Телеграмма

Пожилая женщина Катерина Петровна одиноко жила в старом доме в небольшой деревне Заборье. Октябрь выдался холодный, тесовые крыши почернели, везде было мрачно и неуютно. Старушке было всё тяжелее вставать по утрам.

Её отец был известным художником, который в своё время вернулся из Петербурга сюда, в своё родное село, построил здесь дом и стал жить в покое, ухаживая за садом, когда уже не мог писать картины из-за испортившегося зрения и дрожащих рук. Поэтому теперь дом считался «мемориальным», находился под охраной областного музея, повсюду на стенах висели потускневшие картины. Но в деревне Катерине Петровне не с кем было поговорить об искусстве, об отце, о своей молодости, когда она жила с отцом в Париже и даже видела похороны Виктора Гюго.

К ней заходила только соседская девчонка Манюшка, которая помогала по дому, приносила воду из колодца, ставила самовар, а старушка дарила ей всякие безделушки. Также заходил сторож при пожарном сарае Тихон, помнивший ещё самого художника и сохранивший к нему уважение.

Дочь Катерины Петровны, Настя, жила в Ленинграде. Последний раз она приезжала три года назад. Старушка не жаловалась и не докучала ей письмами, понимая, что у молодых свои заботы и своя жизнь, но всё же думала о ней каждый день, тосковала, сидя на краешке продавленного дивана. Раз в два-три месяца от Насти приходили переводы на двести рублей, которые приносил весёлый почтальон Василий. Переводы сопровождались одним и тем же текстом о том, что у неё очень много дел.

Между тем старушке становилось совсем плохо: она чувствовала, что не переживёт эту зиму. Поэтому она в отчаянии отправила дочери письмо, прося приехать.

План для пересказа и история создания произведения Телеграмма

Настя работала секретарём в Союзе художников, занималась выставками и конкурсами. Получив письмо матери, она спрятала его в сумку, решив прочитать после работы. Ей предстояло посмотреть, как живёт молодой скульптор Тимофеев, чтобы сообщить об этом руководству Союза. Мастерская скульптора не отапливалась, он жаловался на то, что его ущемляют. Девушка решила, что нужно помочь ему, устроив выставку его работ. В его мастерской она полюбовалась на созданную им скульптуру Гоголя, и сверлящие гоголевские глаза, казалось, обвиняли её в том, что она не прочла материнское письмо.

Дома Настя всё-таки прочла его, но решила, что ехать в деревню некогда: сейчас и так слишком много проблем. После этого она две недели возилась с обустройством выставки Тимофеева. Тот имел непростой характер. Но всё же показ его работ удался на славу. Во время собрания художников и критиков Насте принесли телеграмму: «Катя помирает. Тихон». Сначала она ничего не поняла, потом снова заметила на себе осуждающий взгляд скульптуры Гоголя. Уйдя с выставки и перечитывая телеграмму, она вдруг осознала, что никого роднее мамы у неё нет, никто больше не любил её так, как эта дряхлая старушка в скучном Заборье.

Плача, Настя хотела купить билеты на поезд, но их уже не было. К счастью, пожилая кассирша, узнав, что девушка хочет поехать к маме, помогла ей. Всю дорогу Насте казалось, что поезд едва тащится. Она боялась опоздать.

Характеристика главных героев

Тем временем Катерина Петровна, заболев, не вставала уже десять дней. Манюшка присматривала за ней: иногда казалось, что старушка уже не дышит. На телеграфе Тихон взял телеграмму, сам написал её от лица Насти и, придя к пожилой женщине, прочитал её ей, желая приободрить её и сказав, что её дочь уже едет. Катерина Петровна поняла его наивный обман, но всё равно была благодарна ему за доброту и сочувствие.

Вскоре она умерла, не дождавшись приезда дочери. Её хоронили на следующий день. На похоронах присутствовали чужие люди, но все они глубоко проникались состраданием к её судьбе. Молоденькая учительница, недавно приехавшая сюда работать и увидевшая похороны, поцеловала её высохшую руку, вспомнив о собственной матери, тоже оставшейся в одиночестве в областном городе.

Настя прибыла в Заборье на второй день после похорон. В доме старушки она плакала всю ночь, а под утро ей пришлось уезжать, крадучись, чтобы никто не заметил её и ни о чём не спрашивал. Она думала, что никто, кроме матери, больше не сможет избавить её от груза непоправимой вины и тяжести.

План для пересказа

Рассказ как бы условно поделён автором на три части: в первой из них можно увидеть жизнь старушки в деревне, во второй — жизнь её дочери в городе, в третьей же части происходят кульминация и осознание ошибок. Однако для удобства можно составить план для пересказа и таким образом:

  • Одинокая жизнь Катерины Петровны в Заборье.
  • Занятость Насти в Ленинграде.
  • Письмо матери.
  • Выставка.
  • Две телеграммы.
  • Слишком поздно: раскаяние Насти.

Главные герои

В произведении Паустовского «Телеграмма» и главные герои, и второстепенные в равной степени играют важную роль для сюжета, а поступки каждого из них заставляют о многом задуматься. Их характеристика:

Проблематика в произведении Телеграмма

Идея и смысл в произведении Телеграмма

  1. Катерина Петровна — сгорбленная, маленькая, сухонькая и слабая пожилая женщина, теряющая зрение и говорящая ослабевшим голосом. Дочь известного художника, которая провела молодость в Париже, а её жизнь, благодаря отцу, явно была связана с искусством. Она добра и щедра к окружающим — например, дарит Манюшке небольшие подарки, интеллигентна и понятлива. Её любовь к дочери огромна: она готова простить ей всё и не собирается ей навязываться, понимая, что «у молодых своя жизнь». Проблемы со здоровьем и одиночество заставляют её всё больше задумываться о будущем.
  2. Анастасия Семёновна — красивая молодая девушка, имеет русые волосы и большие холодные глаза, за что коллеги называли её Сольвейг. Работает секретарём в Союзе художников. Её нельзя назвать бездушной и чёрствой, она просто слишком предана своей профессии, в работе решительна и активна, и действительно очень занята, крутясь с бесконечными выставками и конкурсами.
  3. Тихон — сторож при пожарном сарае, тощий, рыжий. Был ещё мальчишкой, когда художник строил здесь усадьбу, но с тех пор сохранил уважение к нему, его дочери и его картинам, говоря про них: «Работа натуральная!». Искренний человек, с сочувствием и добротой относится к одинокой старушке, помогает ей по хозяйству, рубит дрова, спрашивает её о дочери. Телеграмма, которую он читает якобы от Насти, — символ рассказа, а его поступок можно назвать благородным порывом души.
  4. Манюшка — дочь соседа, колхозного сапожника, которая прибегает к старушке каждый день, чтобы помочь ей. Легкомысленная, но неравнодушная, добрая, работящая и сочувствующая.
  5. Тимофеев — талантливый, но ворчливый молодой скульптор, маленький, решительный и злой. Работает в тяжёлых условиях в холодной мастерской и считает, что он не оценён по достоинству, ему не дают развернуться. Имеет уязвлённую гордость, но рад, что Настя помогает устроить его выставку.
  6. Молодая учительница — застенчивая, сероглазая, совсем ещё девочка, приехавшая в Заборье и оставившая родную мать в областном городе. Она проникается видом похорон Катерины Петровны и выносит для себя важный урок.

Можно выделить ещё одного «персонажа», на протяжении рассказа выступающего в роли совести Насти. Это скульптура Гоголя, талантливо созданная Тимофеевым. Как известно, именно Гоголь обладал удивительной способностью словно бы видеть человека насквозь. Его взгляд насмешливый, а на виске бьётся тонкая склеротическая жилка. Он будто осуждает Настю. Именно через его взгляд автор передаёт собственное отношение к поступкам героини.

Анализ и смысл

Жанр «Телеграммы» Паустовского — рассказ, поскольку это текст небольшого объёма, имеется одна сюжетная линия и несколько героев, связанных развитием сюжета. Направление — реализм: автор показывает одну из сторон человеческой жизни такой, какая она есть. Повествование линейное: события идут одно за другим. Проблематика произведения:

  • тема одиночества;
  • всеобъемлющая материнская любовь;
  • вечная тема взаимоотношений «отцов и детей»;
  • тема «блудного сына».

Анализ произведения Паустовского Телеграмма

Таким образом, проведя анализ «Телеграммы» Паустовского для читательского дневника, можно понять смысл произведения — важно помнить о своих близких, заботиться о них, говорить им тёплые слова, проводить с ними больше времени. К сожалению, за бесконечной суетой жизни, в погоне за карьерой, успехом, заработком многие люди забывают об этом. В результате они опаздывают сказать родным важные слова, обнять их, выразить свою любовь, как это случилось и с Настей.

Девушка наивно полагала, что, если она регулярно присылала матери деньги, то выполняла свой долг. Если получала от матери ответные письма, значит, та жива и всё хорошо. Настя была отзывчивой, но к чужим людям: она с жаром бросилась помогать скульптору Тимофееву, видя, в каких условиях он живёт, в каком холоде он работает. При этом она не думала о том, что её мать тоже живёт в холоде и забвении, что ей всё хуже с каждым днём. Она считала, что приехать к ней всегда успеется, но никак не могла собраться и бросить все дела. Это стало её роковой ошибкой.

Название «Телеграмма» тоже говорит о многом. Во-первых, оно отражает присутствие в тексте произведения двух телеграмм. Одну из них получила Настя, и она открыла ей глаза на то, что родители — это те, кто любит своих детей с самого рождения и на протяжении всей жизни, всегда их ждут. Она стала для девушки главным аргументом к отъезду. Вторую прочитал старушке Тихон от лица Насти, хотя истинной весточки от неё так и не было, что заставило сторожа пуститься на небольшой обман ради высокой цели.

Во-вторых, название говорит о том, что рассказ является телеграммой всем читателям: не забывайте своих близких.

  • Паустовский дремучий медведь сколько страниц в рассказе
  • Паустовский главная мысль рассказа барсучий нос
  • Паустовский дремучий медведь картинки к рассказу
  • Паустовский дремучий медведь краткий рассказ
  • Паустовский барсучий нос озаглавить части рассказа 3 класс