1.
… воде, как посуху, толчками двигались паучки-водомерки, а возле самой девушки жучки-вертушки принялись вычерчивать сложные …
Полевой Борис. Золото
2.
… Тянули в воздухе свои нити паучки. Осень разукрасила деревья и кустарники. Все это расслабляло, тянуло к …
Покрышкин А.И.. Познать себя в бою
3.
… потом в паутину влетел, маленький паучок по лицу побежал… Но ни разу не хотелось обратно, наоборот … конце ее сучит лапками маленький паучок! Куда же он? Как раз в бутылку с чернилами, которую … коге, поставить на сухой лист. Паучок быстро забегал по листу, оставляя каракули. Вдруг я с удивлением … собственном доме мне не надо!» Паучок с ходу понял меня — утянулся на паутинке и где-то … щелкал, совсем запарился. Исчезли вроде паучок и паутина. Но надпись на листе осталась: «Хоть бы пальто …
Попов Валерий. В городе Ю
4.
… маленьким-маленьким — не больше полевого паучка. Путы, недавно еще сжимавшие его словно об- ручи бочку, упали. — Охо …
Поливин Н.. Солнечный зайчик
5.
… Ипритовый паук. О, совсем небольшой паучок, уверяю вас, мы с ним быстро… — Жди у вертолета. — Но …
Покровский В.. Рассказы
6.
… спешно обследовали муравьи и сухой паучок, проживающий от скупости всегда единолично. Петр Евсеевич нарвал травы среди …
Платонов Андрей. Рассказы
7.
… он очень быстро выстраивал колонки паучков-иероглифов. — Подпишитесь вот тут, — показал он кисточкой. — А я откуда …
Пикуль Валентин. Крейсера
8.
… эльф, подсаженный гномом, как тот паучок, лез на чердак, но у него не получалось — дверца люка …
Плахотин Александр. Слово Тролля
9.
… кусочки людей, или тех же паучков, или безымянных земляных комариков, — и ничто не осталось в целости …
Платонов Андрей. Чевенгур
10.
… корешки с иероглифа- ми, похожими на паучков или черные неопасные цветы, приятно разнообрази- ли глубину ее книжных полок …
Постнов Олег. Песочное время рассказы, повести, пьесы
11.
… них капельками росы. Маленький зеленый паучок бегал по ним и деловито плел сеть. Отдохнув за ночь …
Пшиманоский Януш. Четыре танкиста и собака
12.
… А глаза — наоборот… Блестящий металлический паучок среди однообразных камней — так станция выглядела сверху. Теперь она была … него и входного блока — головы «паучка» — к другим помещениям тянулись трубы-тоннели. Гудков мстительно посмотрел назад …
Пухов Михаил. Рассказы
13.
… и получаем вместо одного пойманного «паучка» несколько. Пусть вместе с ним рвется паутина. Это не надолго …
Разинкин В.. Цветная масть элита преступного мира
14.
… правом верхнем углу жил себе паучок, к которому у нее сразу возникло некоторым образом коммунальное отношение … и разлада. Презабавный это был паучок: он то медленно, точно в раздумье, спускался по невидимой ниточке … Ольга даже ставила опыты с паучком: подсовывала ему мушек, которых ловила для нее племянница Вера, сажала … нужно было до- вести до статуса паучка. Чтобы укрепиться в своей идее, Ольга попросила племянницу Веру взять …
Пьецух Вячеслав. Рассказы
15.
… Телом твари эти на таких паучков похожи — только в полтора раза больше взрослого альва. И не …
Пузий Владимир. Летописи Ниса 1-3
16.
… паутинке спускается в гибкое блюдце паучок. То ли он это поплавать захотел, то ли ему надо … оживают на снегу разные жучки-паучки, блошки, даже комарики перелетывают. Случилось, талая вода проникла в глубь …
Пришвин М.М.. Зеленый шум
17.
… и увидел под самым потолком паучка. Паутинка была прозрачная, казалось, паучок висит в воздухе. Ему было хорошо, ему никто не рассказывал …
Прашкевич Геннадий. Демон Сократа
18.
… ладонях всевозможных мошек и жучков-паучков, каждый день навещали больную Ласточку. Два Пятнышка с наслаждением склевывала …
Прокофьева С.. Пока бьют часы. Остров капитанов.
19.
… создавая полупрозрачные дрожащие стекла, трудились паучки. А пол просто рос наверх, превращаясь в укрытую толстым слоем …
Прозоров Александр. Боярская сотня
20.
… я наркотиками интересуюсь? — А чего паучка-то не вывела, Черная вдова? — хохотнул Михайлюк, обдав ее ядовитым …
Островская Марина. Черная вдова
21.
… меньше травочки лесной, Я меньше паучка, Но тот, кто встретится со мной, Узнает про жука… Динка …
Осеева Валентина. Динка 1-2
22.
… себя, громко-громко пел. А паучки цепких проворных рук карабкались по солдатской шинели, забирались по очереди …
Павлов Олег. Карагандинские девятины
23.
… отцепив меня от нее, как паучка, на ее глазах ударил со всей силой по лицу, так …
Павлов Олег. В безбожных переулках
24.
… каждую травинку, каждого жучка и паучка. Воздух стоял теплый, как свежесдоенное молоко, не колыхнется, от земли … смел паутину с засохшими тельцами паучков со скрюченными лапками, сломал сургучную пробку. — Как хорошо, — сказал я … была… и была очень большая. Паучок сидел смирно, видимо, происходил из таких засадников, что не плетут … на длинной нити. Обычный такой паучок, если на взгляд Сигизмунда или хозяина корчмы, но я-то вижу, что у этого паучка всего шесть ног! Я нарочито присматривался внимательно, чтобы не попасться … Паук… просто попал под удар. Паучок внезапно подобрался, приник брюшком к струганому дереву. Я увидел на …
Орловский Гай Юлий. Ричард Длинные руки 1-4
25.
… отец показывал мне, как шустрые паучки протягивали там и тут высветляемые солнцем нити, говорил, что это … снова маленьким комариком, одолевшим старичка-паучка? — И твоими нынешними чувствами к Юлии как к женщине… — Тут …
Орлов Владимир. Бубновый валет
26.
… не стыдно нападать на маленького «паучка«, да еще втроем… Задень попробуй меня, если так не терпится …
Орлов Алекс. Тени войны 1-14
27.
… возник прыткий, заскочивший с тыла паучок, Шеврикука хотел было сбросить его в толпу, но услышал: «Не … трещало на нем. Или верещало. Паучок сидел на столбе, ему бы замерзнуть, а он ползал, видно … искусственного происхождения. — Шеврикука, — раздалось из паучка. — Это я, Бордюр. Тот, кто называл себя Бордюром. — И что … готов был выругаться. А верещащий паучок исчез со столба. «Отродья окрепнут, Бушмелев окрепнет… Любохват пойдет с …
Орлов Владимир. Шеврикука, или Любовь к привидению
28.
… возник прыткий, заскочивший с тыла паучок, Шеврикука хотел было сбросить его в толпу, но услышал: «Не … трещало на нем. Или верещало. Паучок сидел на столбе, ему бы замерзнуть, а он ползал, видно … искусственного происхождения. — Шеврикука, — раздалось из паучка. — Это я, Бордюр. Тот, кто называл себя Бордюром. — И что … готов был выругаться. А верещащий паучок исчез со столба. «Отродья окрепнут, Бушмелев окрепнет… Любохват пойдет с …
Орлов Владимир. Останкинские истории 1-2
29.
… ее свободный конец прицеплялся маленький паучок. Дождавшись попутного ветра, грубы развязывали узел, и паутинка с разведчиком-паучком улетала. Назад возв- ращались не все, но кто возвращался — докладывал главному … наград. Но не только свои паучки-разведчики приносили Грабу нужные вести. Их невольно приносили и те …
Пакулов Г.. Сказка про девочку Лею, короля Граба и великана Добрушу
30.
… и во- обще ничто, пузырь мыльный, паучок в паутинке! — Эй, кончай бредить! — заорал дед Кулеха прямо на …
Петухов Юрий. Сатанинское зелье
МКОУ Бутырская ООШ
Отделение дошкольного образования
Детский сад «Светлячок»
Конспект занятия в
разновозрастной группе
«Ранняя осень. Паучок (нетрадиционное рисование)»
Воспитатель I КК:
Мурадова О.Н.
2021 г.
Интеграция
образовательных областей :познавательное развитие,
художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Воспитательные
задачи: воспитывать любовь к природе; чувство восхищения ее красотой.
Развивающие
задачи: развивать творческое воображение, фантазию, умение логически
мыслить, рассуждать, анализировать.
Образовательные
задачи: Учить наблюдать за изменениями в природе, описывать осень по
картинке, повторять названия осенних месяцев; соблюдать пропорции предметов при
рисовании; формировать умение создавать сюжетные композиции.
.
Методы
и приемы.
Методы:
игровые, практические, словесные, наглядные, сюрпризный момент.
Приемы:
вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово, поощряющая
оценка.
Наглядные
средства обучения.
Демонстрационный
материал: сюжетные картинки « Ранняя осень; картинка с изображением
паутинки, игрушечный паук, образцы рисунка.
Раздаточный
материал: Альбомный лист нарисованной паутиной, гуашь черная, белая,
кисточка, подставка, салфетки, по две крышки от минеральной воды.
Словарная
работа:
Обогащение
словаря: дождь-дождик; птица-птичка; цветок-цветочек, лист-листочек;
сентябрь, октябрь, ноябрь.
Активизация
словаря: паучок, паутинка.
Предварительная
работа: Изучение педагогом методической литературы, подбор музыкальных
произведений на тему: «Осень»; подготовка дидактического и раздаточного
материала; рассматривание с детьми иллюстраций об осени в городе и лесу;
наблюдение его паутинки; подробное рассматривание паука — игрушки.
Структура
занятия.
Организационный
момент, сюрпризный момент, отправление в путешествие.
Знакомство
с приметами осени.
Игры
«Найди ошибку», «Скажи ласково».
Описание
картинок.
Прослушивание
песни «Осень».
Рисование
на тему «Паучок» (нетрадиционная техника рисования).
Итог.
Высказывание детей.
Ход
непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель.
Ребята, у нас сегодня необычно занятие, мы с вами сегодня будем путешествовать!
Попробуй отгадать в какое время года мы будем путешествовать.
Дни стали
короче,
Длинней
стали ночи.
Кто
скажет, кто знает-
Когда
это бывает?
Дети.
Осенью.
— О
каком времени года стихотворение, которое я вам прочитала? — Как вы догадались,
что это стихотворение об осени? — Посмотрите в окно и скажите, какое сейчас
время года? — Сегодня мы поговорим с вами об осени.
—
Молодцы, правильно. Мы отправляемся в сказочный осенний лес. А теперь вокруг
себя повернулись, дружно за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь. Закройте
глаза и представьте, что мы с вами оказались в осеннем лесу. ( Звучит спокойная
мелодия, шум леса.)
— Мы
уже знаем, что время года сейчас – осень. Осень длится три месяца. Сейчас
сентябрь (показ иллюстрации), потом наступит октябрь (показ иллюстрации), и
последний месяц осени – ноябрь (показ иллюстрации).
Давайте
все вместе назовем осенние месяца
Молодцы!
Сентябрь – это первый осенний месяц, ранняя осень. А вы любите играть? Сейчас я
посмотрю кто из вас самый внимательный.
Игра
«Исправь ошибки». Скажите, что я вам скажу об осени
правильно, а что неправильно:
Ранней
осенью тепло? — Правильно?
Люди
загорают и купаются в сентябре? — Правильно?
Осенние
месяцы — февраль, июнь и март. — Правильно?
Осенние
месяцы — сентябрь, октябрь, ноябрь. — Правильно?
Осенью
погода ясная, солнечная и теплая. — Правильно?
Скажите,
какое из двух предложений правильное: Осенью дети надевают панамки, шорты и
сандалии.
Осенью
дети надевают плащи, куртки и сапоги. — Что было бы, если бы вы вышли на улицу
осенью в панамках, шортах, футболках и сандалиях?
Молодцы
ребята! Ранней осенью немного холодает, но еще тепло. Солнце ярко светит. Дожди
идут редко. Листья на деревьях начинают менять окраску. Купаться уже нельзя,
потому что вода уже холодная. Люди надевают плащи, куртки, сапоги. (Рассказ
сопровождается показом иллюстрации.)
Молодцы
ребята! Следующая игра называется «Скажи ласково».
Туча —
(тучка), лист — (листочек), солнце — (солнышко) и т.д.
Молодцы
ребята посмотрите, я вам картинки про осень приготовила. Кто же расскажет нам,
какая она, ранняя осень. (Дети рассказывают по иллюстрации.)
— Какая
же красивая ранняя осень получилась у вас. Композиторы тоже восхищались этим
временем года и сочинили музыку про осень. Давайте послушаем песню» Осень» и
представим ее. (Прослушивание песни)
— Вам понравилась эта песня? Смогли представить раннюю осень?
Молодцы. А еще только ранней осенью паучки плетут много- много паутинок.
Сегодня мы нарисуем паучка, но только необычным способом. А вначале разогреем
наши пальчики.
ПАУЧОК
Паучок ходил по ветке, Руки скрещены.
А за ним ходили детки. Пальцы каждой руки «бегут» по предплечью,
а затем по плечу другой руки.
Дождик с неба вдруг полил, Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее
движение (дождик).
Паучков на землю смыл. Хлопок ладонями по столу/коленям.
Солнце стало пригревать, Ладони боковыми сторонами прижаты
друг к другу, пальцы растопырены, качают руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять, Действия аналогичны первоначальным.
А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке. «Паучки»
ползают на голове.
Ребята посмотрите, у вас нарисована паутинка, но чего-то не хватает. Правильно
паучка. А паучка нарисуем крышкой от минеральной воды. Красим крышку черной
гуашью и прикладываем к паутинке, точно по центру. Затем осторожно поднимаем,
остается черный круг. Крышкой чуть поменьше рисуем голову. Когда круги
подсохнут, подрисовываем глаза белой гуашью, усики и 8 лап. Паучок готов.
(Выполнение работ детьми)
—
Сегодня все молодцы, какие интересные паучки у вас получились, как интересно вы
описывали раннюю осень.
Счет-фактура: склонение
Бухгалтеры часто ошибаются при использовании слова счет-фактура. Так, многие при склонении оставляют первую часть сложного слова неизменной. Это неправильно.
Для чего нужен счет-фактура, мы писали в статье.
Как заполнить счет-фактуру, читайте в статье.
При склонении сложносоставного слова неизменной остается лишь та его часть, которая и по отдельности не слоняется. Пример такого слова: какао-бобы. Слово «какао» в русском языке не склоняется, поэтому и при склонении сложносоставного слова, в которое оно входит, остается неизменным. А вот в сложносоставном слове «счет-фактура» первая часть — «счет» — склоняется. То есть по правилам грамматики в слове «счет-фактура» склоняются обе составные части.
Так, например, правильно писать:
- Я направила счет-фактуру (винительный падеж).
- Счет-фактура получен (именительный падеж).
- В счете-фактуре обнаружена ошибка (предложный падеж).
- Не дождалась от вас счета-фактуры (родительный падеж).
- По этому счету-фактуре могут возникнуть вопросы (дательный падеж).
- Правила работы с электронным счетом-фактурой (творительный падеж).
При использовании слова «счет-фактура» во множественном числе правила употребления данного названия сохраняются. Примеры склонения термина во множественном числе:
- Присланные счета-фактуры оформлены с ошибками (именительный падеж, множественное число).
- Этих счетов-фактур не хватает (родительный падеж, множественно число).
- По счетам-фактурам этого ИП следует разобраться (дательный падеж, множественное число).
- Выписала вам все счета-фактуры своевременно, ожидайте почтой (винительный падеж, множественное число).
- Что произойдет со счетами-фактурами в следующем году (творительный падеж, множественное число).
- О счетах-фактурах необходимо прочитать нормативку (предложный падеж, множественное число).
Слово «счет-фактура» в именительном падеже должно отвечать на вопрос «что?», в родительном — «чего?», в дательном — «чему?», в винительном — «что?», в творительном — «чем?» и в предложном — «о чем?».
Со словом «счет-фактура» в родительном падеже часто используются предлоги: до, без, от, у, из, для, с, около, вокруг, кроме, после. В дательном падеже — предлоги по и к; в винительном — на, про, в, за, через. Это сложное слово в творительном падеже часто используется с предлогами под, за, с, между, над. А в предложном — с предлогами о, в, при и на.
Какого рода счет-фактура
О некоторых нюансах заполнения счетов-фактур вы можете узнать из наших статей:
- счет-фактура на аванс;
- счет-фактура и агентский договор;
- счет-фактура при УСН.
Как склоняется счет-фактура, мы разобрались. Осталось определить, какого рода это слово: мужского или женского.
В соответствии с правилами русского языка при определении рода сложного составного слова учитывается род его ведущего компонента. Обычно ведущее слово в сложных составных словах стоит в начале конструкции.
При определении ведущего компонента в сложном слове можно воспользоваться следующим подходом. Ведущее слово — это широкое понятие данного термина, а вспомогательное слово лишь обозначает его характерное отличие. Так, в сложном слове «счет-фактура» ведущим, без сомнения, является «счет» — это слово обобщает тип первичных бухгалтерских документов. А часть сложного составного слова «фактура» (в переводе с латинского facturo — обработка) определяет особую форму именно этого документа, используемого в налоговом учете.
Делаем вывод, что сложносоставное слово «счет-фактура» мужского рода. Ведь ведущее слово «счет», которое стоит в начале сложной конструкции, мужского рода.
Соответственно, при склонении сложного слова «счет-фактура» следует учитывать, что оно мужского рода. Неправильно употреблять такие словосочетания, как «выставленная счет-фактура» или «счет-фактура получена (изменена, исправлена)».
Вдвойне неверно поступают те, кто не только считает, что слово «счет-фактура» женского рода, но еще и предпочитает первую часть сложносоставной конструкции не склонять. Довольно сильно режут слух не только юридически подкованного, но и просто грамотного человека такие фразы: «Я не получала твоей счет-фактуры, поэтому продублируй». Правильно эта фраза будет звучать так: «Я не получала твоего счета-фактуры, поэтому продублируй».
Примеры правильного употребления слова «счет-фактура» в тексте можно посмотреть в Налоговом кодексе (этому понятию посвящена статья 169), а также в ряде правительственных постановлений. Так, форма счета-фактуры утверждена постановлением № 1137 от 26.12.2011 с внесенными изменениями. Кроме того, термин «счет-фактура» нередко употребляется и в арбитражных судах при рассмотрении споров налогоплательщиков с фискальными органами.
***
Еще больше материалов по теме — в рубрике «НДС».
Организационный момент
Здравствуйте ребята, меня зовут …и сегодня я проведу вас
урок обучения грамоте. Проверьте свою готовность к уроку. Сядьте ровно и
выпрямите спину.
Актуализация знаний
— Что помогает нам общаться?
— Какая бывает речь?
— Чем отличается устная от письменной?
НАУЧИЛИСЬ:
— писать буквы строчные и заглавные;
— с этими буквами пишем слоги;
— слоги составляют слова;
— из слов состоит предложение
— повторяем правила письма предложения;
— Какую букву писали на прошлом уроке? (слайд)
— Какой секрет буквы Я мы знаем (слайд)
— Какие ещё буквы обозначают два звука?
-Кто уже догадался, какую букву будем учиться
писать?
— В каких случаях мы будем писать заглавную букву
Я?
ВЫВОД: — мы должны научится писать заглавную букву Я.
Это и будет целью нашего урока
А чтобы достичь цель, мы должны спланировать нашу деятельность
— Что мы делаем на уроке письма: —
— Что узнаём?
– Чему учимся?
— Как это
знание мы будем применять?
Открытие нового знания
Ребята, посмотрите, буква Я прислала нам приглашение. Интересно, куда
же зовет нас буква Я. Давайте узнаем
«Дорогие первоклассники.!
Вам пишет заглавная буква Я. Сегодня у меня день рождения и я вас
приглашаю отметить со мной этот праздник. Скорее отправляйтесь в Страну Букв.
С нетерпением жду.
Ваша буква Я»
-Итак, у заглавной буквы Я-день рождения! Ребята, предлагаю каждому
из вас написать букву Я. Это будет наш подарок -правильное красивое написание!
Сможем ли мы сейчас сделать этот подарок?
Тогда, давайте научимся Послушайте стихотворение о том, как
получилась буква Я
(слайд )Шла, гуляла буква Л
Прямо по дорожке.
Вдруг ( слайд) свалилась буква О
И прилипла к ножке!
Посмотрите-ка, друзья,
Получилась буква Я.
Посмотрите внимательно, на что похожа заглавная буква Я
Верно. (слайд)давайте вспомним элементы, из которых состоит строчная
буква я
Верно, молодцы.
теперь давайте подготовим руку к письму
Гимнастика для пальчиков
Паучок
(Руки скрещены. Пальцы каждой руки
«бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение –
дождик.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл.
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы
растопырены, качаем руками – солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,
(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,
(«Паучки» ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
Откройте рабочие тетради и пропишите строчную букву я 5 раз.
Кто справился, выберите самую красивую букву и подчеркните ее.
Давайте попробуем из элементов собрать заглавную букву Я (слайд)
посмотрите справа показаны элементы. Посовещайтесь в парах какие
элементы нам понадобятся.
давайте попробуем сконструировать букву. Проверим.https://yandex.ru/video/preview/?filmId=13352880887894523922&from=tabbar&parent-reqid=1635796317137522-16928315638697670417-vla1-3687-vla-l7-balancer-8080-BAL-6481&text=написание+заглавной+буквы+я&t=787&source=fragmen
(с 1:50)
Теперь, давайте потренируемся писать букву Я в воздухе.
Пишем под счет.
Напоминаю, что когда я говорю И – это обозначает движение
по направлению вверх, а
когда я говорю раз- движение по направлению вниз. (показ
написания учителем))
Раз- ииии –два- иии- три -и
Откройте прописи на странице 21 что мы видим в самом верху страницы.
(слайд)
Обведите элементы.
Молодцы. А теперь пропишите букву Я, соблюдая дистанцию.
поставьте над самой красивой буквой звездочку.
Какая у тебя самая красивая буква, получилась?
Теперь, посмотрите на слова в прописях
-Почему они написаны с большой буквы? (имена собственные)
-Кому принадлежат эти имена?
-Сколько слогов в слове Ян? (1) (Сколько в слове гласных,
столько и слогов)
— Сколько букв в слове Ян? А сколько звуков?
— Почему звуков в этом слове больше, чем букв?
— В каких случаях буква Я обозначает 2 звука?
-А теперь напишем слово Ян. С какой буквы будем писать?
Почему?
-Два звука (й, а) на письме обозначаются одной буквой Я.
-Прочитайте 2 слово: Яна.(анализируем как слово Ян)
ВЫВОД: -Когда будем писать заглавную Я? (правило)
Закрепление изученного материала
-Прочитайте, что написано на следующей строчке. (слайд)
Ян и Яна — брат и сестра.
— Докажите что это предложение. (Состоит из слов,
написано с большой буквы, в конце точка, предложение выражает законченную
мысль)
— Напишите это предложение.
Теперь, когда мы потренировались, мы можем сделать нашей букве
имениннице подарок. Напишите на отдельных листочках букву Я, постарайтесь,
напишите ее красиво.
Подведение итогов урока. Рефлексия
Давайте подведем итоги, чему вы научились?
Вы очень хорошо работали на уроке. И поэтому я предлагаю тем, кто
хорошо потрудился запустить салют. Нажмите на салютик в зуме, если вы
считаете, что ваша работа была продуктивной и вы научились писать букву Я.
А если вдруг вы не запустили салют, то потренируйтесь дома в
написании заглавной буквы Я.
Сегодня мы видим серьезные перемены в системе образования: в осмыслении его целей, содержания, методов. В сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) формируется новый социальный заказ на инклюзивное образование ребенка. В общеобразовательных школах наряду с со всеми детьми обучаются дети, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с неврозами, дисграфией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП).
Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.
В обучении детей с ОВЗ учителю важно понимать то, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития и главное — не являются ущербными по сравнению с другими. Важным моментом является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Каждый ребенок обладает в той или иной мере определённым потенциалом. Целью школьного образования является раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей, приобретение определенного набора знаний и умений. Именно такие задачи перед школой ставит государство, общество и семья. Оптимальным для достижения этих целей в начальной школе является создание естественной игровой среды, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
Думаю, что каждому учителю приходилось работать с детьми с ОВЗ. Для каждого учителя актуальной проблемой в своей педагогической деятельности является поиск эффективных методов и приёмов обучения. В моей педагогической практике также есть опыт обучения детей с ОВЗ. В своей профессиональной деятельности придерживаюсь общих принципов и правил коррекционной работы, а так же использую активные приёмы, методы для активизации учебной деятельности учащихся с ОВЗ.
Общие принципы и правила коррекционной работы
Индивидуальный подход на всех этапах обучения(при опросе, инд. дом. задания, посильная работа на уроке; обязательная оценка положительных результатов при всём классе даже небольшого вида деятельности);
Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
К подаче материала подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того, что он не может сделать, учитывать психологическое состояние на конкретный момент;
Чаще включать в урок коллективные, групповые виды деятельности, предусматривающие взаимопомощь;
Оценивать не результат и его соответствие нормам отметок, а участие в коллективной работе, поддерживать желание работать (лучший стимул-похвала);
Создание на всех этапах обучения обстановки принятия обучающегося, благоприятных отношений между обучающимися в классе, между учеником и учителем;
Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса.
Активные методы обучения – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях и на различных этапах урока.
Так, в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на занятие, способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха. С этой целью в начале урока могут использоваться различные эмоциональные приветствия, психологический настрой.
Например: Упражнение «Установка»
«Привели голову в порядок( погладили, причесали себя пальчиками ).
Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!»
Вдохнули. Выдохнули. Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо.»
Работа с книгой.
Предполагает разные виды деятельности: чтение с хоровым проговариванием фраз, слов, с объяснением значения слов, терминов с привлечением личного опыта ученика с целью вызвать ассоциации, образы.
Метод «Пометки на полях» обычно используется при ознакомлении с новым материалом на уроках окружающего мира, литературного чтения. Он позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста.
Пометки могут быть следующие:
- Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился.
- Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
- Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
«Направленное чтение». Метод позволяет направлять учащихся при чтении с помощью вопросов на уровне понимания. Читая произведение по несколько абзацев, учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы. Чтение происходит с остановками и обсуждением прочитанного.
«Узелки на память» (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Можно использовать запоминание с помощью специальных фраз, рифмовок, рифмованных правил, логических ассоциаций, сказочных сюжетов, загадок и многое другое.
Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
Например. При изучении правила по русскому языку «Правописание гласных О–Е после шипящей в корне слова»
«Вот вам совет весёлый, бодрящий:
В корне слова после шипящей
Под ударением слышится что?
Слышится О. Пишется Ё.»
Приём «Паучок понятий». Зрительный приём для запоминания термина (тельце «паучка») и его основных понятий, свойств (ножки «паучка»).
Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т.д.
Например: Игра «День-Ночь» можно использовать на уроках математики на этапе устной математической разминки. На слове «Ночь» ученики с закрытыми глазами слушают задание учителя, после слова «День» — показывают или называют ответ.
Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
Часто бывает так, что какие-то важные и очень значимые для ребенка психологические моменты остаются незамеченными учителем. Как нельзя лучше иллюстрирует такое состояние ребенка А.Барто в своем стихотворении:
«Он руку над партою тянет и тянет.
Неужто никто на него и не взглянет?
Не надо отметок в тетрадь и дневник.
Довольно того, что он в тайну проник!
Что чудо свершилось! Задача…решилась!!!
Спросите, пожалуйста, сделайте милость!»
Для того, чтобы уловить каждый важный для ребенка момент можно использовать следующие сигнальные карточки:
- «+» (У меня получается)
- «!» (Требуется помощь)
Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т.д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т.к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
Мнемотехника. Это совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации. В основе мнемонического запоминания лежит визуализация.
Мнемотехника включает следующие приёмы: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.
Мнемоквадрат — это карточка, на которой нарисован знакомый ребенку предмет, задача школьника заключается в том, чтобы назвать слова по картинкам.
Мнемодорожка — это схема, в которую заложена определённая информация. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение. Мнемодорожка состоит из нескольких картинок, объединенных общей тематикой. Ребенку нужно не просто назвать слова, но и составить из них предложение или расположить в правильной последовательности. Дидактическим материалом служат и мнемотаблицы – это схемы, в которых заложена определенная информация.
Мнемотаблицы — это графическое изображение главных смысловых звеньев сюжета, рассказа, персонажей басен, сказок или явлений природы.
На уроках часто используются готовые, известные способы запоминания (например, запоминание цветов радуги по первым буквам выражения «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»; запоминание орфографии словарных слов с помощью фразы «Костя носит костюм, а папа — пальто» и т п.)
В пример могу привести несколько приёмов заучивания правил:
1) Расскажи правило в разных вариантах и ролях. Расскажи правило так, как рассказал бы первокласснику, бабушке, любимой игрушке.
2) Рассказывание правила с разной эмоциональной нагрузкой.
3) Игра «Угадайте, какое слово проглотил диктор телевидения». В роли диктора — ученик, который рассказывает правило, пропуская в предложении одно слово. Ребята отгадывают, какое слово «проглотил» диктор.
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.
На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния. Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.
Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.