Патриотизм знак вопроса сочинение

Урок 11 класс публицистический стиль. патриотизм: знак вопроса. тема урока патриотизм: знак вопроса. форма проведения урока: дискуссия цели урока: -

УРОК

11 класс

«Публицистический стиль.

ПАТРИОТИЗМ: знак вопроса».

Тема урока «Патриотизм: знак вопроса».

Форма проведения урока: дискуссия

Цели урока:

— Развитие устной речи учащихся;

— Закрепление на практике правил устного выступления; ^

Воспитание чувства патриотизма;

— Отбор материала для написания сочинения — рассуждения на основе

клише;

Оборудование: листы для заметок, анкеты учащихся, презентация «Патриотическое воспитание в России».

1. Вступительное слово учителя.

Уважаемые старшеклассники! Сегодня мы проводим дискуссию «Патриотизм: знак вопроса. Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.

Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.

Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему — то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.

Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не столько в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.

2. Материал анкет.

1. Считаете ли вы себя патриотом? Почему?

— Да, я считаю себя патриотом своей страны, потому что жить в такой стране, как наша, и не считать себя патриотом нельзя.

-Это проявляется во всей моей деятельности.

-Я люблю своё Отечество, если нужно будет — стану на его защиту.

2.2. Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?

— Да, всё, что я делаю сейчас, буду делать потом — это для моей прекрасной страны, дл её процветания.

— Наша ст. Глазуновская — часть большой России, поэтому в будущем, возможно, я смогу что — то именно для неё сделать.

— Процветание Родины. Надо понять, что это не только слова, но, в первую очередь, дела.

2.3. Хотели бы вы уехать из России?

— Из России я никуда не уеду. Здесь моя историческая Родина, здесь жили мои предки, будут жить следующие поколения.

— Нет. Здесь мы растём, учимся жит, любить. Мне дорог мой дом, и из него я никуда не уеду.

2.4. Хотели бы выродиться и жить в другой стране? Почему?Возможно, если бы я родился в другой стране, то был бы, наверное, другим человеком. А вообще — то это трудно представить.

— На этот вопрос, я считаю, не может быть однозначного ответа. Ведь о жизни в других странах мы знаем очень мало, поэтому трудно сравнить.

— Я не хотел бы родиться в другой стране, потому что « Россия — это страна, где сбывается невозможное».

2.5. Престижна ли профессия российского офицера?

— На мой взгляд, профессия Российского офицера престижна. Ест такая профессия — защищать Родину. Но быть офицером и просто получать звания это разные понятия.

— В последнее время в нашей стране правительство многое делает для того, чтобы поднять престиж офицера Российской армии. Но ещё далеко в нашей армии не всё гладко. Нужно навести порядок.

— Российский офицер — это престижная профессия в наше время. Я собираюсь стать офицером служить Родине.

2.6. Вы за или против службы в армии?

— Молодые парни должны служить в рядах российской армии.

-Я—за. Молодые люди должны отдавать долг Родине.

— Я за службу в армии. Наша армия сильна. Именно она может растить патриотов своей страны. Именно здесь на деле можно доказать насколько ты готов свою Родину защищать.

2.7. Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

— Оно в школе необходимо, так как патриотизм — основа всего дальнейшего пути человека.

— Да, необходимо. Дети должны знать — кто патриот. Это человек, который предан своему народу, который любит своё Отечество, который готов в любую минуту защитить его.

— Да, нужно. Здесь много познавательного и интересного. Именно здесь мы получаем первые «уроки жизни», узнаём самые элементарные вещи: герб, флаг, гимн государства и многое другое.

2.8. Читаете ли вы периодические издания, книги не по школьной программе?

— Для учёбы я пользуюсь самыми различными источниками информации, в том числе и книгами, как по программе, так и нет.

— Я мало успеваю читать книг не по программе. В большинстве это книги на военную тематику.

— Увы, я читаю мало, но стараюсь это делать по возможности. Спорт и учёбу трудно совмещать. Меня больше привлекают спортивные издания. И чтобы хорошо учиться, надо больше читать.

2.9. Есть ли у вас человек для подражания? Кто?

— Для меня — это мои родители, потому что всего они добились сами. И я буду следовать их примеру. Постараюсь даже достичь большего, если получится.

— У меня нет человека для подражания.

я не стараюсь кому — то подражать. Но научиться многому можно у выдающихся личностей, которых увековечила история. У меня вызывают интерес личность Владимира Путина и Дмитрия Медведева, интересно следить за их действиями на политической арене. Наверное, я хотел бы им подражать. Но всё — токи свою жизнь и свой путь я хочу построить и пройти сам.

3. Дискуссия. Вопросы для обсуждения.

Эпиграф:

«МЕДЛЕННО ИСТОРИЯ ЛИСТАЕТСЯ… ВСЁ СТАРЕЕТ — РОДИНА

НЕ СТАРИТСЯ!»

Мы заметили, что слова Родина и патриотизм переплетаются. Как и каким образом? Мы должны с вами ещё раз разграничить и обобщить эти понятия. По ходу нашего разговора делайте заметки для сочинения на основе клише. ВОПРОСЫ.

С чего начинается Родина?

Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимает семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа — такие простые, тёплые человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце. Помните песню в исполнении Марка Бернеса?

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре.

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А, может, она начинается

С той песни, что пела нам мать?

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

Патриотизм, Родина.

Родина — Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином

которой состоит.

Патриотизм — любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему

народу. (Д.Н.Ушаков. Толковый словарь русского языка.)

Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство,

содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему,

гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы

Родины.

(Философский словарь.)

Гордитесь ли вы своей страной?

В последнее время стало модным ругать недавнее прошлое нашей страны, кричать о покаянии. Ругать свою историю — это всё равно что придавать анафеме своих родителей. Наверное, любить свою страну человек должен такой, какая она есть, с достижениями и поражениями. И все мы хотим, что бы она была ещё лучше. Чтобы люди были счастливы, чтобы не было насилия, зла. Надо гордиться своей Родиной, её знаменитыми учёными, писателями, художниками, артистами.

Считаете ли вы себя истинно русским человеком?

Слова «российский», «россиянин» — то же, что и « русский», применяются в

официальной речи, считаются устаревшими.

История государства Российского (сочинение Карамзина).

Российская словесность; О, громкий век военных споров, свидетель славы

россиян! (А.С.Пушкин).

Национализм — один из принципов идеологии и политики, заключающейся в

проповеди национальной обособленности и исключительности, недоверия к

другим нациям и межнациональной вражде.

Нацистская Германия преподнесла миру чудовищный пример геноцида, взяв

на вооружение расистские идеи о превосходстве особой расы арийцев,

избранного народа, который должен управлять всем миром. Фашисты

стремились полностью уничтожить людей ряда национальностей (евреев,

цыган), а другие «неполноценные» народы (славян, например) подчинить

«истинным арийцам», сделать рабами.

Сейчас появилось множество неонацистских партий и движений, которые используют идеи расизма и шовинизма для повышения своего авторитета и популярности. Новоявленные лидеры заявляют о несправедливых притеснениях с стороны «чужих» и необходимости навести порядок силой, для чего создаются боевые отряды. И чем меньше у человека внутренней культуры, тем проще убедить его в собственной исключительности и наличии врагов. Необходимо повышать национальное самосознание! Все люди под одним небом живут. (Восточная поговорка). Величие нации не измеряется её численностью, как величие человека не измеряется его ростом. (В.Гюго).

Связываете ли вы патриотический долг с воинской службой? Ещё в древних Афинах человек, не прошедший воинской службы. Не мог стать полноправным гражданином.

В Советском Союзе служба в рядах нашей армии считалась почётной обязанность каждого молодого человека. В военные училища, которые давали отличную не только военную, политическую, но и инженерную подготовку, стремились многие, профессия офицера была престижной. В настоящее время в российской армии много острых вопросов: низкая зарплата, проблемы с жильём, оборонная промышленность недостаточно финансируется, из-за этого русская армия недостаточно оснащена современной техникой, тем не менее, за границу продаются самые лучшие

образцы нашего оружия. А ведь ещё Наполеон говорил, что народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить армию чужую. • Кто такой патриот современной России?

Кто такой патриот современной России? Кто любит свою Родину не на словах, а на деле?

Тот, кто любит бриться наголо, носить униформу и ходить строем, кричать всем. Что он — патриот; или тот, кто считает службу в российской армии своим долгом; или тот, кто стремится получить хорошее образование, освоить нужную профессию, завести семью, обустроить собственный быт?

Хочется привести в пример слова выдающегося русского мыслителя 20 -го столетия Ивана Александровича Ильина: «Ныне весь мир стоит на великом распутье: и духовно, и политически, и социально. И кто хочет жить старыми, отжившими трафаретами, тот не имеет ничего сказать миру.

Возродить Россию может только новая идея: её могут воссоздать только обновлённые души. Нет больше былой России. Будет новая Россия. По — прежнему Россия, не прежняя. Её дух жив и будет жить!

Россия спасётся творчеством — обновлённой религиозной верой. Новым пониманием человека, новым политическим строительством, новыми социальными идеями».

Наша дискуссия подходит к концу, надеюсь, что она была полезна для всех нас, участников диалога. Надеюсь, что вы взяли себе на заметку всё необходимое для вашего сочинения — рассуждения. Поможет вам в этом и текст Д. С.Лихачёва.

А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро — это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр. Свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. В первом — Любовь к своей стране, во втором — ненависть ко всем другим.

Итог нашего разговора — презентация «Патриотическое воспитание в России». Возьмите на заметку также слова поэтов Серебряного века:

В двадцатом удивительном столетье,

Польстившись на избранничесива стимул,

Россия показала всей планете,

Что гений и злодейство совместимы.

4. Рефлексия.

Что вы для себя узнали нового на уроке?

Какой из обсуждаемых вопросов вам показался самым актуальным?

Какой вопрос вы бы добавили для обсуждения?

Цели:

  • содействовать развитию чувства любви к
    Отечеству, причастности к его судьбе, ответственности за его состояние и
    развитие,
  • создание и обеспечение возможности для
    активного вовлечения школьников в организованный процесс освоения знаний,
    умений и навыков, обеспечение условий для самообразования и самовоспитания
    ребят в сфере патриотического воспитания
  • сформировать навыки ведения диспута

Задачи:

  • выявить отношение школьников к проблемам
    патриотизма и помочь стать позитивными творцами, так как молодежь сегодня
    — это Россия завтра;
  • определить роль патриотизма в жизни
    современного общества; старших школьников
  • сформировать у школьников понятия и
    представления, связанные с патриотизмом.
  • формирование корректного, уважительного и
    внимательного отношения к мнению других людей.

Ход мероприятия:

Мотивация к началу диспута показ
видеофрагментов из кинофильмов: «Александр Невский», «Минин и Пожарский»,
«Война и мир»,  «Адмирал», «Офицеры».

Учитель: Почему
эти фрагменты мы собрали вместе?

Какие слова у вас связаны с Родиной?

Чему будет посвящён наш сегодняшний разговор?  

Так что же такое патриотизм?  Ребята дают
определение.

Посмотрите на  определения, которые лежат у
вас на столе, что больше подходит вашему определению?

Патриотизм — любовь к Отечеству,
преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

Патриот — любитель Отечества, ревнитель о
благе его, отчизнолюб» словарь В.И. Даля

В философском словаре можно встретить:
«Патриотизм (греч. Patris – отечество) – нравственный и политический принцип,
социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность
ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы Родины».

Какие ключевые слова здесь есть?   Родина.
Любовь.  Преданность.

Что означает для вас слово Родина?

Гордитесь ли вы своей страной?

 Есть ли пример патриотизма в России?  Кто?

Можно ли воспитать  патриотизм?

Хотели ли вы уехать из России?

Вопросы патриотизма неоднозначны мы сегодня
с вами попытаемся определить роль патриотизма в современном обществе, а
особенно среди молодёжи.

На столах у вас лежать высказывания. Прошу
прочитать  каждому самостоятельно и определить с чем вы согласны (+),  а чем
нет (-), а в чём сомневаетесь (?).

Затем обсудить в группе по такому же
принципу: (+), (-),(?).

1.Патриотизм есть, главным образом,
уверенность в том, что данная страна является лучшей в мире, потому что вы в
ней родились. Б. Шоу.

2.Патриотизм – это готовность убивать и
быть убитым по разным причинам. Бертран Рассел.

3.Следует жертвовать всем ради Родины.
Неизвестный автор.

4.»Патриотизм — естественное чувство
каждого нормального человека. Нынешняя молодёжь гордится своей страной»

Идёт обсуждение высказываний.

В заключении я попрошу вас встать либо вправо
 (патриотизм-это мода?) либо влево (патриотизм-это просыпающее самосознание
нации?) Аргументируйте.

В начале нашей беседы я задавала вам
вопросы, давайте послушаем, что ответили на них  восьмиклассник, которые на
следующий  год займут ваше место, а так же учителя.

Видеофрагменты высказываний учащихся 8
классов.

1.Патриотизм есть, главным образом,
уверенность в том, что данная страна является лучшей в мире, потому что вы в
ней родились.

2.Патриотизм – это готовность убивать и
быть убитым по разным причинам.

3.Следует жертвовать всем ради Родины.

4.»Патриотизм — естественное чувство
каждого нормального человека. Нынешняя молодёжь гордится своей страной»

1.Патриотизм есть, главным образом,
уверенность в том, что данная страна является лучшей в мире, потому что вы в
ней родились.

2.Патриотизм – это готовность убивать и
быть убитым по разным причинам.

3.Следует жертвовать всем ради Родины.

4.»Патриотизм — естественное чувство
каждого нормального человека. Нынешняя молодёжь гордится своей страной»

1.Патриотизм есть, главным образом,
уверенность в том, что данная страна является лучшей в мире, потому что вы в
ней родились.

2.Патриотизм – это готовность убивать и
быть убитым по разным причинам.

3.Следует жертвовать всем ради Родины.

4.»Патриотизм — естественное чувство
каждого нормального человека. Нынешняя молодёжь гордится своей страной»

1.Патриотизм есть, главным образом,
уверенность в том, что данная страна является лучшей в мире, потому что вы в
ней родились.

2.Патриотизм – это готовность убивать и
быть убитым по разным причинам.

3.Следует жертвовать всем ради Родины.

4.»Патриотизм — естественное чувство
каждого нормального человека. Нынешняя молодёжь гордится своей страной»

1.Патриотизм есть, главным образом,
уверенность в том, что данная страна является лучшей в мире, потому что вы в
ней родились.

2.Патриотизм – это готовность убивать и
быть убитым по разным причинам.

3.Следует жертвовать всем ради Родины.

4.»Патриотизм — естественное чувство
каждого нормального человека. Нынешняя молодёжь гордится своей страной»

Патриотизм — любовь к Отечеству, преданность
ему, стремление своими действиями служить его интересам.

Патриот — любитель Отечества, ревнитель о
благе его, отчизнолюб» словарь В.И. Даля

В философском словаре можно встретить:
«Патриотизм (греч. Patris – отечество) – нравственный и политический принцип,
социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству,
преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить
интересы Родины».

Патриотизм — любовь к Отечеству,
преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

Патриот — любитель Отечества, ревнитель о
благе его, отчизнолюб» словарь В.И. Даля

В философском словаре можно встретить:
«Патриотизм (греч. Patris – отечество) – нравственный и политический принцип,
социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству,
преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить
интересы Родины».

Патриотизм — любовь к Отечеству,
преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

Патриот — любитель Отечества, ревнитель о
благе его, отчизнолюб» словарь В.И. Даля

В философском словаре можно встретить:
«Патриотизм (греч. Patris – отечество) –

нравственный и политический принцип,
социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству,
преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить
интересы Родины».

Сочинение! Это слово одинаково пугает и детей, и их родителей. На самом деле такую форму работы мало кто любит из ребят! Описывать ситуации, в которые попадаем каждый день, размышлять над вопросами, придумывать истории — все это вызывает у школьников определенные трудности.

Что же делать, если сочинение заявлено как обязательное задание на экзамене в 9 и 11 классах? Да еще и промежуточная аттестация — итоговое собеседование и итоговое сочинение – предполагают умение учащихся строить развернутое высказывание. Без сомнения, учить!

Если следовать логике обучения, то к 9 классу ученики должны владеть навыками связной речи в письменной и устной форме: уметь составлять тексты описание, повествование, рассуждение. Начинаем данную работу с 5 класса. Уроки русского языка и литературы, а сейчас родного языка (русского) и родной литературы (русской) позволяют сформировать данный навык. Это не только часы, когда мы занимаемся развитием речи! На уроках русского языка этот навык следует формировать и при отработке орфографических и пунктуационных норм, когда ученики должны уметь объяснить орфограмму или пунктограмму, построив связное высказывание на лингвистическую тему. А если в процессе работы ученики работают со связным текстом, то следует не только проговорить «пропущенные буквы и знаки препинания», но и поработать над развитием коммуникативных умений учащихся. Обязательно предложите им следующую работу:

— придумайте заголовок к тексту;

— составьте план;

— перескажите текст (сжато или подробно);

— придумайте начало или продолжение истории (это задание можно предложить в качестве домашней работы);

— ответьте на вопрос по формуле: «Я думаю, что…, так как…»

— отредактируйте деформированный текст («разукрасьте текст»): добавьте, где это необходимо, прилагательные, или эпитеты, или сравнения, или причастные обороты и т.д.

Такая работа, несомненно, даст результаты! Если начинать с 5 класса, когда тексты для работы предлагаются небольшие, то ученики с радостью включаются в данную работу. Дети в этом возрасте раскрепощены, они не боятся ошибаться, придумывают яркие заголовки, иногда, конечно, нелепые и смешные! Быстро и достаточно подробно запоминают текст и легко его пересказывают. Такая работа станет для учеников не только интересной, но и любимой. Ее легко выполнять, они получают хорошие оценки! В 6 и 7 классах тексты усложняются, и в русском языке, и в литературе. Если не вести предварительную работу, а начинать сразу требовать результат, то такая работа вызовет негативные эмоции. Поэтому в 6 и 7 классах продолжаем работу и включаем тексты научного стиля. Например, в учебнике М.М.Разумовской Русский язык 6 класс есть тема «Употребление имен существительных в речи». Ознакомительный материал дан для учащихся в объёме половины страницы. Как можно поработать с этим материалом? Способ первый: прочитать и переходить к выполнению упражнений. Я думаю, торопиться не стоит! Предложенный текст насыщен словами с отвлеченным значением, например, наименование, употребление, выразительность и т.д.; и знакомыми ученикам терминами: имя существительное, слова — синонимы, слова – антонимы, переносное значение. Работа с таким текстом непростая для учеников. Предложите им озаглавить текст, составить план, подобрав для каждого пункта, где необходимо, пример. Запишите примеры на доске и попросите учеников пересказать текст, можно по абзацам, можно весь, это зависит от подготовленности класса. Сделайте данную форму работы постоянной — материал «Употребление имен прилагательных в речи», «Употребление глаголов в речи» и т д представлен на протяжении изучения всех частей речи. Такая работа обогатит словарный запас учащихся, станет первым шагом в подготовке к итоговому собеседованию.

Однако стоит отметить, что сочинение на ОГЭ имеет свои особенности (задания 9.1, 9.2, 9.3). Задание 9.1 ученики выбирают редко: они не всегда правильно понимают предложенную цитату, часто не знают точного определения понятия, поэтому в качестве примеров из текста иногда приводят вместо метафоры эпитет или вообще словосочетание в прямом значении. С этим заданием надо работать долго и целенаправленно, и все равно, на мой взгляд, оно не под силу всем учащимся.

Остановимся на задании 9.3, это сочинение выбирают большинство школьников на ОГЭ. Задание звучит так: «Как Вы понимаете значение слова …? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «..», взяв в качестве тезиса данное Вами определение». На мой взгляд, подготовка к этому заданию начинается с работы над монологическим ответом итогового собеседования. Я ориентирую учащихся на рассуждение, хотя, без сомнения, готовлю и к описанию фотографии, особенно слабых учащихся, и к повествовательному тексту.

Почему же рассуждение? Формула «тезис — аргумент: объяснение + пример – вывод» знакома учащимся с 5 класса. Она не позволит учащимся «сбиться с данного типа речи» в процессе рассказа, а принцип нанизывания аргументов обеспечит 10 предложений без грубых логических ошибок! Все это позволит ученику получить 3 балла за монологический ответ!

В качестве примера приведу несколько вопросов, предлагаемых ученикам на итоговом собеседовании (часть 2, задание — монологический ответ). Вопросы взяты из книги Русский язык. 9 класс. Итоговое собеседование/ Л.И. Мальцева – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2019.

— Что такое успех?

— Какую роль играет книга в жизни человека?

— Что такое патриотизм?

— Почему между отцами и детьми возникают конфликты?

По регламенту экзамена на подготовку к ответу даётся одна минута, написать текст за это время невозможно. Чтобы не сбиться в ответе, рекомендую ученику составить схему: ТЕЗИС – заявлен в вопросе, его не надо переписывать, только ключевое слово. Далее АРГУМЕНТЫ – пишем только ключевые слова, раскрывающие тезис и наталкивающие на пример. Таких фраз надо привести минимум четыре, если каждый аргумент будет состоять из двух предложений.

Например, ответим на вопрос «Почему между отцами и детьми возникают конфликты?» — данный вопрос – тезис.

Аргументы:

  1. Разные интересы. (Я хочу играть в футбол, родители – чтобы я занимался только учебой)
  2. Разные цели (я хочу быть футболистом, родители видят меня юристом)
  3. Разное отношение к моде (мама предпочитает классику, я нет)
  4. Нас интересуют разные книги, фильмы и т д
  5. Родители не понимают серьезности некоторых профессий, например, блогер и т д

Итогом рассуждения может быть мысль, что необходимо прислушиваться друг к другу и идти на компромисс, так как конфликт ведет к ссоре.

Самое трудное в данной работе — ученики не всегда способны записать ключевые слова, им привычнее работать с предложениями. Но на это нет времени! И тогда ребенок начинает паниковать, теряется в ответе и «проигрывает» задание. Поэтому учащихся следует с 5 класса приучать к составлению плана, к «коротким записям», опираясь на которые они смогли бы построить высказывание.

Ориентируя учеников на составление рассуждения на итоговом собеседовании, мы создаем для них своеобразную основу написания сочинения 9.3 на ОГЭ. Посмотрим на задание 9.3 ОГЭ: (задания взяты из книги Русский язык. 9 класс. ОГЭ 2020/ Л.И.Мальцева П.И.Нелин, Н.М.Смеречинская. – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2020.)

— Что такое добро?

— Как вы понимаете значение слова патриотизм?

— Как вы понимаете значение слова забота?

— Как вы понимаете значение слова мечта?

Как видно, сочинение 9.3 ОГЭ похоже на задание монологического ответа итогового собеседования. Для сочинения 9.3 требуется два аргумента: один — из приведенного текста, другой — на основе жизненного опыта. В итоговом собеседовании количество аргументов из жизненного опыта учеников не ограничено, значит, этот навык уже отработан! Остается подобрать второй аргумент – из текста, то есть проанализировать и объяснить нужный эпизод.

Итак, мы выяснили, что принцип построения текста (тезис – аргументы — вывод) одинаковый в испытаниях, которые проходят девятиклассники! И эта знакомая ученикам работа позволяет им поверить в свои силы, не бояться сочинения, успешно справиться с итоговой аттестацией по русскому языку в 9 классе!

СЛОВАРИК ДИСПУТАНТА

ДИСПУТ – слово пришло из
латинского языка и первоначально означало
публичную защиту научного сочинения,
написанного для получения учёной степени.
Сегодня в этом значении слово не употребляется. Этим
словом называют публичный спор на научную и
общественно важную тему.

ДИСПУТАНТ – лицо, участвующее в
диспуте, в спорах. Диспутанты, сопоставляя
противоречивые суждения, стараются прийти к
единому мнению, найти общее решение, установить
истину.

АРГУМЕНТИРОВАТЬ – доказывать,
приводить доводы, аргументы.

ДЕБАТЫ – обмен мнениями по
каким-либо вопросам; споры.

ОППОНЕНТ – лицо, возражающее
кому-либо в диспуте; противник в споре.

СПОР – всякое столкновение
мнений, разногласие в точках зрения по
какому-либо вопросу, предмету; борьба, при
которой каждая из сторон отстаивает свою
правоту.

СПОРЩИК – человек, который
спорит, любитель спора.

ЗАКОНЫ ДИСПУТА

  • Здесь нет наблюдающих. Каждый — активный
    участник разговора.
  • Перешёптывания, неуместные шутки запрещены.
    Острое, меткое слово приветствуется. 
  • ГОВОРИ, ЧТО ДУМАЕШЬ, ДУМАЙ, ЧТО ГОВОРИШЬ!
  • Идея стоит спора. Спорь—да не вздорь!
  • Тактичность, откровенность, искренность,
    доверие, взаимная вежливость,
    принципиальность—вот лучшие качества участника
    диспута. 
  • Спорь с человеком умнее тебя: он тебя
    победит … Но из самого твоего поражения ты
    можешь извлечь пользу для себя.
  • Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни
    оставалась победа-ты, по крайней мере,
    испытываешь удовольствие от борьбы.  
  • Спорь даже с глупцом! Удовлетворения ты не
    получишь, зато проверишь себя, чётче определишь
    свою позицию.

img1 Тема
патриотизма – ныне жгучая и больная тема для
нашей страны, для русских людей. Как пробудить в
ребёнке чувство любви к Родине? Именно
“пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и
надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя
заставить любить Отечество . Любовь надо
воспитывать. Именно это явилось целью диспута
“Патриотизм: знак вопроса”.

ПОДГОТОВКА К ДИСПУТУ: 

  • составить вопросы для обсуждения;
  • провести анкетирование;
  • подобрать цитаты по теме;
  • оформить зал;
  • музыкальное сопровождение
  • выступление по вопросам;
  • составить законы диспута, словарик
    диспутанта;
  • написать сочинение “С чего начинается
    Родина”.

ЦИТАТЫ:

“ Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь
счастье видеть славу России, и последнюю каплю
крови пожертвую её благосостоянию”.

Пётр Багратион

“Патриотизм: убеждение, что твоя страна
лучше других потому, что именно ты в ней
родился”.

Бернард Шоу

“Не спрашивая, что твоя Родина может
сделать для тебя, — спроси, что ты можешь сделать
для своей Родины”

Джон Кеннеди

“Для граждан России особенно важны
моральные устои. Именно они составляют стержень
патриотизма, без этого России пришлось бы забыть
и о национальном суверенитете”.

Владимир Путин

НАШИ РАЗМЫШЛЕНИЯ:

    Сегодня мы назвали наш диспут
“Патриотизм: знак вопроса”. Вопрос не в том,
нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна
рассыплется в прах, если её граждан не объединяет
привязанность к земле, на которой они живут,
желание сделать жизнь на этой земле лучше.
    Мы привыкли гордиться ратными
подвигами нашего народа, но победы в войнах не
всегда делают страну богатой и счастливой.
    Мы справедливо гордимся нашей
культурой, но почему-то она не защитила нас от
пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства
и грубости, пошлости и безнравственности.
    Возможно, основания для нашего
патриотизма лежат не только в истории, сколько в
сегодняшнем уважении к себе как к свободным,
творческим и полным созидательной энергии людям.

ПАТРИОТИЗМ. РОДИНА.

“Родина – Отечество, страна, в которой
человек родился и гражданином которой он
состоит”.
“Патриотизм – любовь, преданность и
привязанность к Отечеству, своему народу”.

Д.Н. Ушаков.

Толковый словарь русского языка.

“Патриотизм – нравственный и политический
принцип, социальное чувство, содержанием
которого является любовь к отечеству,
преданность ему, гордость за его прошлое и
настоящее, стремление защищать интересы
родины”.

Философский словарь.

Гордитесь ли вы своей страной?

    В последнее время стало модным
ругать прошлое нашей страны, кричать о покаянии.
Но я люблю свою страну такой, какая она есть, с
достижениями и поражениями, я хочу, чтобы она
стала лучше, чтобы люди были счастливы, чтобы не
было зла и насилия. Тем не менее, я горжусь своей
Родиной, знаменитыми писателями, художниками,
артистами.

ВОПРОСЫ ДЛЯ АНКЕТИРОВАНИЯ
и результаты ответов:

  1. Считаете ли вы себя патриотом? (Да – 51%)
  2. Готовы ли вы посвятить свою жизнь
    процветанию Родины? (Да – 64%)
  3. Хотели ли вы уехать из России? (Нет – 38%)
  4. Гордитесь ли тем, что вы – русский, а не
    другой национальности? (Да – 51%)
  5. Вы за или против службы в армии? (За – 65%)
  6. Нужно ли патриотическое воспитание в школе?
    (Да – 70%)
  7. Помогают ли вам книги в разрешении трудных
    ситуаций? (Да – 34%)
  8. Есть ли пример для подражания? Кто? (Нет – 80%)

ОТРЫВКИ ИЗ СОЧИНЕНИЙ “С чего
начинается Родина?”

    Как прекрасна Россия – наша
Родина. Как приятно просыпаться утром от трели
соловьиной песни, вдыхать аромат свежескошенной
травы. Как приятно осенью ходить по
разноцветному ковру из листьев, устланному
казалось бы всюду. Зимой – прогуливаться по
серебристому снегу. А весной любоваться
ярко-красным закатом, вдыхать свежесть
распускающихся деревьев и зеленеющей травы.
( Засухина Александра)

    Утро. Над лугом парит в
невесомости лёгкая туманная дымка. На траве
блестят крупные капли росы. Цветы, умытые росой,
благоухают природным ароматом. Небольшая
берёзовая роща манит к себе тихим шелестом
листвы. А в укромных уголках притаились грибы.
Вот красавец мухомор занял свой наблюдательный
пост и рисуется перед вами своей красной в
горошек шляпой. А вот за рощей блестит в
рассветных лучах солнца голубая ленточка реки.
Над водой кружат стрекозы, струится пар и вода.
Хорошо, красиво, тихо! Лишь изредка нарушает
утреннюю тишину дробный стук дятла. И совсем не
хочется думать о том, что всё это может
исчезнуть…
(Панин Дмитрий)

Россия может быть нищей и убогой, но для
меня она всегда прекрасна, потому, что она –
Родина.
(Харченко Артём)

Я очень люблю свой город.
(Игнатченко Ольга)

    “Возродить Россию может только
идея: её могут воссоздать только обновлённые
души. Нет больше былой России. Будет новая Россия.
По– прежнему Россия, но не прежняя.
    Россия спасётся творчеством –
новым пониманием человека, новым политическим
строительством, новыми социальными идеями”, —
пишет выдающийся мыслитель ХХ века Иван
Александрович Ильин.
    Родина … Россия … Край, где мы
родились, где живём, это наш дом. И его надо любить
и беречь! “Россия. Какое красивое слово! И роса, и
сила, и синее что-то …” — так писал о России поэт
С.Есенин много лет тому назад.
    “Родина – это огромное, родное,
дышащее существо, подобное человеку … — писал А.
Блок. Давайте будем бережно относиться к нашей
Родине, защищать её, чтобы будущие поколения
могли с гордостью сказать: “Это моя Родина, моя
Россия!”.

  • Скачать презентацию (1.78 Мб)


  • 0 загрузок

  • 0.0 оценка


Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме «Патриотизм:знак вопроса» по русскому языку, включающую в себя 22 слайда. Скачать файл презентации 1.78 Мб. Для учеников 11 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по русскому языку

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    22

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Патриотизм:знак вопроса

    Слайд 1

    Патриотизм: знак вопроса

  • Slide2

    Слайд 2

    1. С чего начинается Родина?

    Как вы понимаете слова «родина», «патриотизм»? Считаете ли себя патриотом? Почему?
    Какие поступки надо совершить, чтобы их назвали патриотическими?
    Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?
    Хотели бы вы уехать из России?
    Нужен ли патриотизм в современном мире, когда многие считают себя гражданами планеты, а не какой-то конкретной страны?

  • Slide3

    Слайд 3

    2. Гордитесь ли вы своей страной? Или вам есть чего стыдиться?

  • Slide4

    Слайд 4

    3. Считаете ли вы себя истинно русским человеком?

    Как различаете понятия «русский» и «россиянин»?
    Как относитесь к чистоте русской речи? Что, по вашему мнению, означает это понятие?
    Гордитесь ли тем, что живете в России? Что такое национализм?

  • Slide5

    Слайд 5

    Национализм (фр. nationalisme)

    — идеология и политика, базовым принципом которых является тезис о высшей ценности нации и её первичности в государствообразующем процессе. Радикальный государственный национализм является ключевой составляющей фашизма. Многие этнические националисты разделяют идеи национального превосходства и национальной исключительности .

  • Slide6

    Слайд 6

    Раси́зм

    — совокупность воззрений, в основе которых лежат положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру.

  • Slide7

    Слайд 7

    Шовинизм

    -идеология и политика воинствующего национализма, проповедь национальной исключительности; противопоставление интересов одной нации интересам других наций, распространение национального чванства, разжигание национальной вражды и ненависти социально-политические движения.

  • Slide8

    Слайд 8

    Фашизм

    — идеологии и государственные режимы тоталитарного типа, основанные на идее национального или расового превосходства; официальная идеология гитлеровской Германии. Нацистская Германия преподнесла миру чудовищный пример геноцида, взяв на вооружение расистские идеи о превосходстве особой расы арийцев, избранного народа, который должен управлять всем миром. Фашисты стремились полностью уничтожить людей ряда национальностей (евреев, цыган), а другие “неполноценные” народы (славян), подчинить, сделать рабами.

  • Slide9

    Слайд 9

    Сейчас появилось множество неонацистских партий и движений, которые используют идеи расизма и шовинизма для повышения своего авторитета и популярности.

    Как вы относитесь к лозунгу скинхедов: “Россия – для русских!”? Почему именно молодые чаще всего становятся на их сторону?

  • Slide10

    Слайд 10

    Александр III

    «Россия должна принадлежать русским, и всякий, кто живет на этой земле, обязан уважать и ценить этот народ»
    Мать – немка, Максимилиана Августа Гессен-Дармштадская.

  • Slide11

    Слайд 11

    Пётр Ива́новичБагратио́н (1765—1812) — российский генерал от инфантерии, князь, герой Отечественной войны 1812 года, по национальности грузин.

  • Slide12

    Слайд 12

    Я имею честь быть русской,
    Я этим горжусь,
    Я буду защищать Мою Родину и языком, и пером, и мечом — пока у Меня хватит жизни…
    Екатери́на II урождённая Софи́я Авгу́ста Фредери́ка А́нгальт-Це́рбстская, немка
    .

  • Slide13

    Слайд 13

    Рокоссовский Константин Константинович

    Дважды Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза

    Поляк по отцовской линии

  • Slide14

    Слайд 14

    4. Связываете ли вы патриотический долг с воинской службой?

    Основные причины нежелания родителей отдавать своих детей в армию:
    “Армия – это напрасная трата времени”.
    “Страшно за жизнь детей” (“горячие точки”, травматизм в армии и т.д.).
    “Не уверен, что от этого будет какая-то польза для сына и страны”.
    “Все дело в нынешнем состоянии армии: когда пройдут реформы в ней, тогда и надо служить”.
    Дедовщина в армии.
    “Там один беспредел”.
    “Я готов еще раз отслужить, лишь бы он не служил”.

    Мнение родителей – сторонников прохождения службы их детьми:
    “Армия поможет сделать из него настоящего мужчину”.
    “Это долг каждого мужчины”.
    “Армия учит жизни”.
    “Ребята должны защищать Родину”.
    “Армия дисциплинирует”.
    “Армия делает человека сильным”.
    “Парню стыдно не служить!”.

  • Slide15

    Слайд 15

    Нужны ли стране профессиональные военные? Кто из вас хочет поступить в военные училища?
    Престижна ли профессия офицера? Вы за или против службы в армии?
    Должна ли служба в армии быть обязательной? Допускаете ли вы возможность альтернативной службы?

  • Slide16

    Слайд 16

    Патриот — это человек, служащий Родине, а Родина — это прежде всего народ.

    Николай Гаврилович Чернышевский
    5. Кто такой патриот современной России?

  • Slide17

    Слайд 17

    С чего и когда нужно
    начинать
    патриотическое
    воспитание?
    Нужно ли патриотическое воспитание в школе?
    Необходимо ли формирование личности самостоятельного человека?
    Нужно ли нести ответственность за себя, своих друзей, как относитесь к взаимовыручке?

  • Slide18

    Слайд 18

    Патриотизм — чувство «грубое, вредное, стыдное и дурное, а главное — безнравственное». Он с неизбежностью порождает войны, и глубоко чужд русскому народу. «Надо понимать, что до тех пор, пока мы будем восхвалять патриотизм и воспитывать его в молодых поколениях, у нас будут вооружения, губящие и физическую и духовную жизнь народов, будут и войны…Патриотизм — чувство безнравственное потому, что, вместо признания себя сыном Бога, как учит нас христианство, или хотя бы свободным человеком, руководящимся своим разумом, — всякий человек, под влиянием патриотизма, признает себя сыном своего отечества, рабом своего правительства и совершает поступки, противные своему разуму и своей совести».
    Л.Н.Толстой

  • Slide19

    Слайд 19

  • Slide20

    Слайд 20

    Присущ ли патриотизм молодому поколению?

  • Slide21

  • Slide22

    Слайд 22

    «Не браните моё поколение»

    Не браните мое поколение –
    Это ваших рядов пополнение,
    И за моду его не судите,
    С чистым сердцем к нему подойдите.
    Дело вовсе не в том, как мы пляшем,
    Дело в том, как мы сеем и пашем,
    Как в болотах бредём по колено,
    Это тоже моё поколение.
    Вы правы, мы войны не видали,
    А у вас ордена и медали,
    Но на подвиг в любое мгновенье
    Встает грудью моё поколение.
    Впереди и награды и звания.
    Мы, товарищи старшие, с вами,
    Если надо, застынем в граните –
    Поколенье моё не браните.

    (Ковалёва Е.)

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

  • Паустовский рассказ кот ворюга слушать
  • Паустовский рассказы для детей с картинками читать
  • Патриот рассказ 5 класс
  • Паустовский рассказы о природе слушать
  • Пассажирский перрон как правильно пишется