Патриотизм в рассказе тарас бульба

После прочтения повести н. гоголя тарас бульба у меня в душе и разуме остался большой остаток странных чувств и переживаний.
  • После прочтения повести Н. Гоголя “Тарас Бульба” у меня в душе и разуме остался большой остаток странных чувств и переживаний. После того, как я дочитал последние слова из книги, я закрыл ее, но сидел еще некоторое время и осмысливал прочитанное. В этой повести можно увидеть много интересного, главные человеческие чувства и просто просмотреть небольшой кусочек истории.
    Здесь можно увидеть патриотизм, о который в наши времена совершенно забыли. Многие казаки, осознавая то, что падут в нелегком бою, шли на смерть, пытаясь победить ляхов ради нашего с вами бедующего. Товарищество, дружная выручка, это именно те чувства, которые раньше доминировали над другими и благодаря им, мы славились такими могучими воинами, которые были готовы на все, ради свободы.
    Так же, как и сейчас, существуют люди, которые ради выгоды готовы на все, предать друзей, товарищей, родню, Родину. В этой повести таким героем выступает Андрей, младший сын Тараса Бульбы. Он предает отца, товарищей и переходит на сторону ляхов ради любимой девушки, и начинает воевать против них, против своих братьев. Но в этой ситуации это выбор сердца, а не разума, и он расплатился за свой поступок, его убил собственный отец, который не мог простить ему то, что он повелся за бабой и предал всех.
    Каждый казак любил, славил и был готовым на все, ради своей Родины. Я лично не могу сказать, что в данный момент можно увидеть такой же патриотизм как раньше. Многие проливали кровь ради нашего будущего, ради нашей независимости от кого-то, а получив это, мы не ценим то, что многие пали, сколько страдания они получили ради нас с вами.
    Это сочинение очень помогает осознать сущность человека, показать каким он должен быть на самом деле, и ради чего он должен жить. Многие уезжают в разные страны после того, как выучатся, потому что там лучше живется. Я считаю, нужно делать нашей стране хорошо, развивать ее, улучшать ее. Сейчас не те времена, чтобы воевать, сейчас нужны молодые специалисты, которые будут продвигать страну на новый уровень, повышая ее авторитет среди других.
    Я надеюсь, что наша Родина еще хранит тот казачий дух, волю к победе и сотрудничеству благодаря которому мы будем впереди и добиваться новых высот.

  • Повесть Тарас Бульба Гоголя показывает нам борьбу украинского народа за свою независимость, борьбу против польского гнета. Здесь изображается жизнь казаков, показана Запорожская Сечь с ее бытом и традициями, подробно описывается жизнь казачьего атамана Тараса Бульбы, который и является главным бесстрашным героем одноименного произведения. В повести автор затрагивает тему предательства, тему любви к своей Родине, показывает моральные и социальные устои времен казачества. Это замечательное произведение, в котором Гоголь показал истинное лицо настоящего казака. Какими же предстают перед нами казаки? Давайте подробно остановимся на образе Тараса Бульбы, созданном Гоголем и напишем сочинение по повести.

    Образ Тараса Бульбы

    Тарас Бульба — бесстрашный атаман, мужественный предводитель казаков, о котором автор произведения пишет так; Он был создан для бранной тревоги и отличался прямотой своего нрава. Читая произведение, мы понимаем, это действительно мужественный человек, имеющий большую силу духа, преданность к друзьям и беспощадность к врагам.
    Тарас — это человек, который мечтает лишь об одном, о независимости своего народа и своей страны.
    Тарас Бульба скорее народный герой, замечательный, мудрый вожак, который всего себя отдает во имя служения Родине. Его жизнь — это постоянные военные походы, в которых он показывает всю ненависть к врагам, защищая слабых крестьян, наказывая богатых поляков.
    Казачий атаман Тарас не желает жить в роскоши и презирает тех казаков, что стали перенимать польские обычаи. Для него самый лучший кров — это чистое поле. У атамана было два сына, от которых он также желал полной отдачи Родине. Сыновья воспитывались так, чтобы и они посвятили себя Отчизне, поэтому сразу, как те заканчивают учиться, забирает их с собою в Сечь. Там они себя показали бравыми молодцами, хорошими казаками, храбро сражались в боях, пока младший сын не перешел на сторону поляков. Такого предательства Тарас Бульба не мог простить. Измена Родины не может быть оправдана, даже таким светлым чувством, как любовь. Тарас собственноручно казнит сына.
    Старшего сына также ждала смерть, но от руки врага. Поляки поймали Остапа и казнили его на площади, однако этим сыном Тарас гордился. Мало того, он пробирается на площадь, чтобы в последние минуты жизни сына поддержать его, сказать, что он рядом и что Остап не один.

  • На летних каникулах я смотрела фильм по повести Н.В.Гоголя, известного русского ,писателя,»Тарас Бульба». После просмотра фильма, который оказал на меня неизгладимое впечатление, мне захотелось прочитать эту книгу. Она оказалась настолько интересной, что я не пожалела о своём решении.
    В этой повести рассказывается о жизни двух братьев, Остапе и Андрии, которые были смелыми, решительными, отважными, но каждый из них принял разную смерть: Остап за Родену, Андрий –за любовь.
    Самое сильное впечатление на меня произвёл Тарас Бульба, который в выборе между честью и сыном выбрал первое, убив. Я считаю, что этот персонаж является отрицательным, потому что он, пожертвовал сыном ради Родины своей. Поэтому я не хотела бы оказаться на его месте, так как сделать подобный выбор может только по-настоящему сильный человек. Его силу мы можем также наблюдать в эпизоде, который произвёл на меня сильное впечатление,- казнь Тараса Бульба.
    Во время чтение книги книге я неоднократно делала паузы, чтобы обдумать прочитанное, перечитывала понравившиеся моменты. Случалось, что слёзы выступали на глазах.
    Когда я читала повесть «Тарас Бульба,» некоторые слова были мне непонятными , и я за помощью обращалась к толковому словарю.
    После прочтения я не разу не пожалела о потраченном на чтения этой книги времени. Я бы посоветовала обязательно прочесть её моим сверстникам.

  • После прочтения повести Н. Гоголя «Тарас Бульба» у меня в душе и разуме остался большой остаток странных чувств и переживаний. После того, как я дочитал последние слова из книги, я закрыл ее, но сидел еще некоторое время и осмысливал прочитанное. В этой повести можно увидеть много интересного, главные человеческие чувства и просто просмотреть небольшой кусочек истории.
    Здесь можно увидеть патриотизм, о который в наши времена совершенно забыли. Многие казаки, осознавая то, что падут в нелегком бою, шли на смерть, пытаясь победить ляхов ради нашего с вами бедующего. Товарищество, дружная выручка, это именно те чувства, которые раньше доминировали над другими и благодаря им, мы славились такими могучими воинами, которые были готовы на все, ради свободы.
    Так же, как и сейчас, существуют люди, которые ради выгоды готовы на все, предать друзей, товарищей, родню, Родину. В этой повести таким героем выступает Андрей, младший сын Тараса Бульбы. Он предает отца, товарищей и переходит на сторону ляхов ради любимой девушки, и начинает воевать против них, против своих братьев. Но в этой ситуации это выбор сердца, а не разума, и он расплатился за свой поступок, его убил собственный отец, который не мог простить ему то, что он повелся за бабой и предал всех.
    Каждый казак любил, славил и был готовым на все, ради своей Родины. Я лично не могу сказать, что в данный момент можно увидеть такой же патриотизм как раньше. Многие проливали кровь ради нашего будущего, ради нашей независимости от кого-то, а получив это, мы не ценим то, что многие пали, сколько страдания они получили ради нас с вами.
    Это сочинение очень помогает осознать сущность человека, показать каким он должен быть на самом деле, и ради чего он должен жить. Многие уезжают в разные страны после того, как выучатся, потому что там лучше живется. Я считаю, нужно делать нашей стране хорошо, развивать ее, улучшать ее. Сейчас не те времена, чтобы воевать, сейчас нужны молодые специалисты, которые будут продвигать страну на новый уровень, повышая ее авторитет среди других.
    Я надеюсь, что наша Родина еще хранит тот казачий дух, волю к победе и сотрудничеству благодаря которому мы будем впереди и добиваться новых высот.

  • После прочтения повести Н. Гоголя «Тарас Бульба» у меня в душе и разуме остался большой остаток странных чувств и переживаний. После того, как я дочитал последние слова из книги, я закрыл ее, но сидел еще некоторое время и осмысливал прочитанное. В этой повести можно увидеть много интересного, главные человеческие чувства и просто просмотреть небольшой кусочек истории.
    Здесь можно увидеть патриотизм, о который в наши времена совершенно забыли. Многие казаки, осознавая то, что падут в нелегком бою, шли на смерть, пытаясь победить ляхов ради нашего с вами бедующего. Товарищество, дружная выручка, это именно те чувства, которые раньше доминировали над другими и благодаря им, мы славились такими могучими воинами, которые были готовы на все, ради свободы.
    Так же, как и сейчас, существуют люди, которые ради выгоды готовы на все, предать друзей, товарищей, родню, Родину. В этой повести таким героем выступает Андрей, младший сын Тараса Бульбы. Он предает отца, товарищей и переходит на сторону ляхов ради любимой девушки, и начинает воевать против них, против своих братьев. Но в этой ситуации это выбор сердца, а не разума, и он расплатился за свой поступок, его убил собственный отец, который не мог простить ему то, что он повелся за бабой и предал всех.
    Каждый казак любил, славил и был готовым на все, ради своей Родины. Я лично не могу сказать, что в данный момент можно увидеть такой же патриотизм как раньше. Многие проливали кровь ради нашего будущего, ради нашей независимости от кого-то, а получив это, мы не ценим то, что многие пали, сколько страдания они получили ради нас с вами.
    Это сочинение очень помогает осознать сущность человека, показать каким он должен быть на самом деле, и ради чего он должен жить. Многие уезжают в разные страны после того, как выучатся, потому что там лучше живется. Я считаю, нужно делать нашей стране хорошо, развивать ее, улучшать ее. Сейчас не те времена, чтобы воевать, сейчас нужны молодые специалисты, которые будут продвигать страну на новый уровень, повышая ее авторитет среди других.
    Я надеюсь, что наша Родина еще хранит тот казачий дух, волю к победе и сотрудничеству благодаря которому мы будем впереди и добиваться новых высот.

  • Тема урока: «Тема предательства и патриотизма в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

    Цели: помочь учащимся постичь нравственные проблемы в повести «Тарас Бульба»; воспитывать нравственные качества личности, любовь к Родине; формировать умение выражать собственную позицию; развивать навыки анализа художественного текста.

    Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного.

    Форма урока: урок-конференция.

    Методы: слово учителя, устные сообщения, беседа по вопросам, просмотр киноэпизодов, работа с текстом.

    Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, иллюстрации к повести «Тарас Бульба», вопросные листы; мультимедийный проектор, эпизоды из киноэпопеи «Тарас Бульба» (Россия 2009 год), текст повести.

    Подготовка к уроку.

    1. Продумать ответы на вопросы (по вопросному листу).

    2. Выписать цитаты, ключевые слова или фразы, характеризующие Остапа и Андрия, их отношение к отцу и матери, товарищам, воинскому долгу, Родине, поведение в бою и в момент их гибели.

    Эпиграф (записан на доске):

    «Самое лучшее предназначение есть защищать своё отечество».

    Г.Р.Державин.

    Ход урока :I Организационный момент.

    II Вступительное слово учителя.

    Сегодня наш заключительный урок по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» посвящён теме предательства и патриотизма.

    — Какой смысл вы вкладываете в понятие патриотизм?

    Патриотизм (от греческого patris –«родина») – это любовь к родине, преданность отечеству.

    (Обращает внимание учащихся на эпиграф урока).

    III. Выступление подготовленных к уроку учащихся с короткими сообщениями.

    Первый учащийся: Николай Васильевич Гоголь родился на Украине (в Малороссии) и очень хорошо знал местные национальные обычаи и нравы. Он с воодушевлением собирал народные песни и предания, изучал историческое прошлое славянских народов.

    В XVI веке украинские казаки построили за днепровскими порогами военное укрепление — Сечь – для защиты рубежей страны от польских, турецких и татарских (Крыма) набегов. Вокруг главного укрепления возникли и другие, а рядом с ними хутора, на которых жили и трудились семьи казаков.

    Второй учащийся: Запорожская Сечь представляла собой своеобразную республику, жившую по своим собственным законам. Запорожцы были одновременно и крестьянами, и воинами. Они добровольно возложили на себя задачу охраны южных и западных границ России от угрозы вражеского нападения. Множество запорожцев отдали свои жизни, защищая Родину и православную веру.

    Третий учащийся: Н.В.Гоголя очень интересовала история Запорожской Сечи. В повести «Тарас Бульба» он постарался воссоздать одну из страниц славного прошлого её жителей. Он создаёт вымышленный образ Тараса Бульбы, в котором соединяет черты многих реальных запорожцев. Писатель рассказывает о судьбе Тараса и двух его сыновей, Остапа и Андрия. Все они к концу повествования погибают, но погибают по-разному.

    IV. Беседа по повести «Тарас Бульба». (Перед каждым учащимся на парте лежит вопросный лист к повести, полученный заранее на предыдущем уроке литературы).

    Вопросы:

    1. Какими художественными средствами Н.В.Гоголь создаёт образы исторического прошлого?

    2.Как в этом произведении показаны цели и идеалы Запорожской Сечи?

    3. Как автор использует в повести приём противопоставления, контраста?

    4. Как мотивируется предательство Андрия?

    5. Какие черты характера Андрия проявляются во время его перехода на сторону ляхов?

    Просмотр первого эпизода из киноэпопеи «Тарас Бульба»- Тарас Бульба казнит своего младшего сына Андрия.

    6. Прав ли был Тарас Бульба, покаравший своего сына и можно ли оправдать Андрия?

    7. Колебался ли Тарас, запрещая Остапу предать тело Андрия земле? Почему?

    Просмотр второго эпизода – Казнь Остапа.

    8. Как изменился Тарас внешне и внутренне, когда понял, что его Остап находится в плену у поляков? На что решился отец?

    9. Как можно охарактеризовать смерть Остапа? Каково идейное значение его смерти в произведении?

    10. Что почувствовал Бульба, когда увидел на площади казнь своего сына Остапа?

    Просмотр третьего эпизода — Гибель Тараса Бульбы.

    11. Случайно ли Н.В.Гоголь делает причиной гибели Тараса обыкновенную люльку (курительную трубку)? Как в этом эпизоде проявляется характер героя?

    12. Как старый казак помогает своим товарищам даже в свой смертный час?

    13. Почему Тарас Бульба гибнет именно в огне, на высоком берегу?

    Есть ли в повести символические эпизоды?

    V. Работа с текстом. (Проверка домашнего задания).

    Учитель. Готовясь к уроку, вы поработали с текстом повести и выписали цитаты, в которых раскрываются отношения двух братьев Остапа и Андрия с другими героями, вырисовываются их характеры. Посмотрим, что у вас получилось.

    Остап

    Андрий

    «Да он славно бьётся!»- говорил Бульба. «Добрый будет казак!»

    «Остап считался всегда одним из лучших товарищей».

    «…никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей. Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать». «Он был прямодушен с равными. Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время».

    «Остап, отложивши всякое попечение, скидал с себя свитку и ложился на пол, вовсе не думая просить о помиловании».

    «Он душевно был тронут слезами бедной матери, и это одно только его смущало и заставляло задумчиво отпустить голову».

    «Впереди всех шел Остап». «Ему первому приходилось выпить эту тяжелую чашу».

    «Он <…> произнёс громко: «Дай же, боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, как мучится христианин! Чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!».

    «Остап выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стону не было слышно <…>- ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его».

    « Но когда подвели его к последним смертным мукам, <…>повёл он очами вокруг себя: боже, всё неведомые, всё чужие лица! Хоть бы кто-нибудь из близких присутствовал при его смерти! Он не хотел бы слышать рыданий и сокрушения слабой матери, <…> хотел бы он теперь увидеть твёрдого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине…»

    «Тарас стоял в толпе, потупив голову и в то же время гордо приподняв очи, и одобрительно только говорил: «Добре, сынку, добре!»

    «Э, да ты мазунчик, как я вижу!» — говорил Бульба.

    « Имел чувства несколько живее и более развитые».

    «Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помощью изобретательного ума своего умел увёртываться от наказания»

    «…кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна другим чувствам».

    Женщина чаще стала представляться горячим мечтам его».

    «А что мне отец, товарищи и отчизна! <…>Так если ж так, так вот что: нет у меня никого! Никого, никого!». (Обращаясь к панночке) «Отчизна моя – ты! <…> И всё, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!»

    «…скажи отцу, скажи брату, скажи казакам, скажи запорожцам, скажи всем, что отец — теперь не отец мне, брат – не брат, товарищ – не товарищ, и что я с ними буду биться со всеми. Со всеми буду биться!

    «Оглянулся Андрий: перед ним Тарас!

    Затрясся всем телом и вдруг стал бледен»… «… бешеный порыв в один миг пропал, как бы не бывал вовсе, … стоял, утупивши в землю очи».

    « Покорно, как ребенок слез он с коня и остановился ни жив ни мёртв перед Тарасом».

    « Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова».

    « Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!»

    Учитель.А теперь обобщим ваши наблюдения и сделаем вывод.

    После ответов учащихся учитель подводит итоги: Остап, как и его отец Тарас Бульба, настоящий патриот. Беззаветная любовь героев к родной земле и самоотверженность в борьбе с её врагами вызывают восхищение и уважение у любого человека, прочитавшего эту повесть. Не случайно В.Г.Белинский назвал это произведение «поэмой о любви к родине».

    VI. Оценивание работы учащихся.

    VII. Домашнее задание: подготовиться к контрольному литературному диктанту по повести «Тарас Бульба».

    Учитель русского языка и литературы школы № 21 г.Ангрен

    Нурманова Замира Аблакуловна, телефон +998909571197

    № урока

    Тема

    Кол-во часов

    Дата

    Примечание

    1

    Изображение человека как
    важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

    1

    2

    Предания. «Воцарение
    Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник»

    1

    3

    Эпос народов мира. Былины
    «Вольга и Микула Селянинович»

    1

    4-5

    «Садко»

    2

    6

    Карело-финский
    эпос «Калевала», «Песнь о Роланде»

    1

    7-8

    «Поучение
    Владимира Мономаха» (отрывок). «Повесть временных лет». «Повесть о Петре и
    Февронии Муромских»

    2

    9

    М.В. Ломоносов. Ода «К
    статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее
    Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок)

    1

    10

    Г.Р. Державин.
    Стихотворения «Река времен в своем стремленьи..», «На птичку», «Признание»

    1

    11

    А.С.Пушкин «Медный
    всадник»(отрывок)

    1

    12

    А. С. Пушкин «Песнь о
    вещем Олеге»

    1

    13-14

    А.С. Пушкин. Драма «Борис
    Годунов»

    2

    15-16

    Цикл «Повести Белкина».
    Проект

    2

    17-18

    М.Ю. Лермонтов «Песня про
    царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
    Поэма об историческом прошлом Руси. Смысл столкновения Калашникова с
    Киребеевичем

    2

    19

    М.Ю. Лермонтов.
    Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива..», «Ангел», «Молитва»

    1

    20-21

    Н.В. Гоголь. Повесть
    «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства

    2

    22-23

    Героизм и
    самоотверженность Тараса и товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение
    родной земли в повестях Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

    2

    24-25

    Противопоставление Остапа
    Андрию в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

    2

    26

    Патриотический пафос
    повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя

    1

    27

    Контрольная работа

    1

    28

    Изображение быта
    крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным в рассказе И.С.
    Тургенева «Бирюк»

    1

    29

    И.С. Тургенев.
    Стихотворение в прозе «Русский язык». Родной язык как духовная опора
    человека. «Близнецы», «Два богача»

    1

    30-31

    Н.А. Некрасов. Поэма
    «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы

    2

    32

    Стихотворение
    «Размышления у парадного подъезда». Боль Н.А. Некрасова за судьбу народа

    1

    33-34

    А.К. Толстой. «Василий
    Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады

    2

    35-36

    «Повесть о том, как один
    мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества в сказке М.Е.
    Салтыкова-Щедрина

    2

    37

    Л.Н. Толстой. Главы из
    повести «Детство». «
    Maman», «Классы» . Анализ
    собственных поступков героя в повести

    1

    38-39

    «Наталья Савишна»,
    «Детство». Проявление чувств героя в повести Л.Н. Толстого

    2

    40

    «Хамелеон». Живая картина
    нравов в рассказе А.П. Чехова

    1

    41

    Многогранность
    комического в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник»

    1

    42

    «Край ты мой, родимый
    край…». Стихотворения о родной природе

    1

    43

    Воспитание детей в семье
    рассказе И.А. Бунина «Цифры»

    1

    44-47

    Автобиографический
    характер повести М. Горького «Детство»

    4

    48-49

    Романтические рассказы
    М.Горького «Старуха Изергиль» (легенда о Данко),

    2

    50

    Чувство сострадания к
    братьям нашим меньшим, бессердечие героев в рассказе Л.Н. Андреева « Кусака»

    1

    51

    В.В. Маяковский. Мысли
    автора о роли поэзии в жизни человека и общества в стихотворении «Необычайное
    приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

    1

    52

    Два взгляда на мир в
    стихотворениях В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

    1

    53-54

    Главный герой рассказа
    А.П. Платонова «Юшка». Проект

    2

    55

    Стихотворения «Июль»,
    «Никого не будет в доме». Картины природы, преображенные поэтическим зрением
    Б.Л. Пастернака

    1

    56

    Героизм,
    патриотизм грозных лет войны в стихотворениях А.А. Ахматовой, К.М. Симонова,
    А.А. Суркова, А.Т. Твардовского, Н.С. Тихонова

    1

    57

    Ф.А. Абрамов. «О чем
    плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе

    1

    58

    Сила
    внутренней духовной красоты человека в рассказе Е.И. Носова «Кукла»

    1

    59-60

    Взаимоотношение детей,
    взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро»

    2

    61

    Д.С. Лихачев. Духовное
    напутствие молодежи в главах книги «Земля родная»

    1

    62

    Смешное и грустное в
    рассказах М. Зощенко. Рассказ «Беда»

    1

    63

    «Тихая моя родина…»
    (обзор)

    1

    64

    Песни на стихи русских
    поэтов 20 века

    1

    65

    Из литературы народов
    России. Контрольная работа

    1

    66

    Представления народа о
    справедливости и честности «Честная бедность» Роберта Бернса

    1

    67

    Ощущение
    трагического разлада героя с жизнью в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой!»
    Дж. Г. Байрона

    1

    68

    Японские трехстишия
    (хокку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом
    единстве на фоне круговорота времен года

    1

    69

    Сила любви и преданности
    О. Генри «Дары волхвов»

    1

    70

    Фантастические рассказы
    Р. Бредбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на
    Земле. «Каникулы»

    1

    КЛАСС: 7 «Б» ПРЕДМЕТ: ЛИТЕРАТУРА Дадоматов Ш.Т.

    УРОК №: ___ ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: 24 ноября 2021 год

    ТЕМА УРОКА: НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ

    (1809-1852)

    «ТАРАС БУЛЬБА»

    ЦЕЛИ УРОКА:

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: Познакомить детей с творчеством Н.В.Гоголя;- обзорное представление о повести «Тарас Бульба»;- работать над правильностью чтения; совершенствовать умение читать, работать с текстом; развивать умение определять настроение героев, анализировать поступки действующих лиц, давать им характеристики, выражать свою точку зрения (позицию читателя); воспитывать дух патриотизма;

    ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: Воспитывать дух патриотизма. Воспитать любовь к родной речи; Пробудить стремление к саморазвитию; Воспитать учащихся к познанию окружающего мира, путём определения: « Хорошего от плохого!» Воспитать учащихся к любви Родине, патриотизму, к уважению старших и милосердию;

    РАЗВИВАЮЩАЯ: развивать умение определять настроение героев, анализировать поступки действующих лиц, давать им характеристики, выражать свою точку зрения (позицию читателя);

    ТИП УРОКА: Изучение и ознакомление с новым материалом;

    Информационный;

    Закрепляющий;

    МЕТОД: Словесный;

    ОБОРУДОВАНИЕ: Классная доска;

    Учебник «Литература»;

    Материалы учителя;

    Буклеты;

    Плакаты;

    Телевизор;

    Рисунки нарисованные детьми;

    ХОД УРОКА:

    I-ОРГМОМЕНТ:

    • Вступительное слово учителя;

    • Проверка посещаемости учащихся;

    • Проверка готовности учащихся к уроку;

    • Заполнение классного журнала

    II-ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:

    1.Прочитать биографию Н.В.Гоголя;

    2.Прочитать о литературном жанре — сатира;;

    III-НОВАЯ ТЕМА: НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ

    (1809-1852)

    «ТАРАС БУЛЬБА»

    Дети! Сегодня у нас урок посвящается творчеству великого русского писателя-сатирика Николая Васильевича Гоголя. Мы узнаем вместе о его творческих наследиях. О его литературных героях. Поговорим о характерах и о поступках героев произведений писателя. И конечно же поговорим о его замечательном повести «Тарас Бульба».

    Прежде хочу обратить Ваше внимание на эпиграф написанный мной на доске:

    Тарас Бульба…любил свою Родину Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что чувствовал то и другое в каждой капли крови своей…

    Я попрошу Вас сделать записи в тетрадях, запишите дату, тему нашего урока и эпиграф. В процессе работы мы ещё вернёмся к эпиграфу.

    (дети сделают записи)

    (Учитель раздаёт буклеты ученикам)

    А сейчас, Вы мне расскажете биографию писателя, всё, что Вам известно о Николае Васильевиче Гоголе!

    Опрос домашнего задания.

    Дети отвечают на вопросы учителя

    Работа с буклетами

    А теперь прошу Вашего внимания. Хочу Вам прочитать стихотворение написанное в годы Великой Отечественной войны, в 1942 году, русским поэтом Константином Симоновым «Тарас Бульба»:

    К концу уже близок геройский рассказ.

    Багровое солнце висит над степями.

    В дыму задыхается старый Тарас,

    Прикрученный к дубу тройными цепями.

    Хрипит волосатая грудь на костре.

    До грузных плечей добралось ему пламя.

    Он смотрит туда, где на синем Днепре.

    Гуляет по ветру казацкое знамя.

    Сквозь пламя и дым куренным он велит

    Рубиться весь век с басурманскими псами,

    И ветер степной над огнём шевелит

    Готовыми вспыхнуть седыми усами.

    Мы вспомним Тараса и песню споем,

    Как пули свистели в клубящемся прахе,

    Как трое танкистов сгорели живьём,

    Не сдавшись в неволю, на Киевском шляхе.

    Я знаю — Отчизна им силу дала,

    Им службу Тарасова кровь сослужила.

    Я знаю — она в это время текла

    В их черных, от пламени вздувшихся жилах.

    Мы шапки над павшими снимем не раз.

    С отцами бывало и с нами бывает…

    …Горит над стремниною старый Тарас,

    И пламя седые усы обвивает.

    Работа с картинами Дадоматов Ш.Т.

    Учитель разделяет детей на 3 группы. Каждой группе раздаёт картины по теме. Группы должны подготовиться по картинам и рассказать об изображаемом герое, дать характеристику, дать детальное описание и т.д.

    После прослушивания всех 3х групп учитель оценивает их.

    IV-ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ: См. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

    Учебник «Литература» стр-97-100; 100-127;

    V-ИТОГ УРОКА:

    • Учитель подводит итог к уроку;

    • Объявляет оценки;

    • Проводит беседу в целях выявления уровня усвоения материала на уроке;

    VI-ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

    • 1 Взять из школьной библиотеки книжку и прочитать выразительно повесть «Тарас Бульба»;

    • 2.Подготовить ответы на вопросы;

    О добрено:_____________

    (Замдир.по УВР.Шептунова И.А.)

    РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

    В 7 «Б» КЛАССЕ

    НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ

    «ТАРАС БУЛЬБА»

    ПОДГОТОВИЛ УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ШКОЛЫ № 14

    ДАДОМАТОВ ШАВКАТ ТУХТАСУНОВИЧ

    ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Дадоматов Ш.Т.

    Сценарий урока:

    (приложение к разработке урока литературы в 7 «Б» классе)

    1.Приветствие.

    2.Представление темы: Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба» (Эпиграф)

    3.Показ видео «Биография Н.В.Гоголя. «Тарас Бульба» 6:34 (видео)

    4. Чтение учителем стихотворения К. М. Симонова «Тарас Бульба» 2:00

    5.Речь Тараса Бульбы о товариществе. 3:12 (видео)

    6. Отрывок. Возвращение детей. 3:47 (видео)

    7. Отрывок. Смерть Андрея. 5:29 (видео)

    8. Отрывок. Казнь Остапа. 4:04 (видео)

    9. Отрывок. Смерть Тараса Бульбы. 5:29 (видео)

    10. Работа по картине. Игра — конкурс.

    11. Вопросы и задания. БУКЛЕТЫ.

    12. Заключение. Домашнее задание. Объявление оценок

    Составил:

    Учитель русского языка и литературы школы № 14, Дадоматов Ш.Т.

    Патриотизм в рассказе тарас бульба
    Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

    В ходе опроса 2017 года 17 процентов учеников 10–11 классов открыто заявили, что вместо чтения книг школьной программы знакомятся с их кратким изложением или смотрят экранизации. Еще 65% подростков признались, что делают так время от времени. Педсовет опросил 200 выпускников школ из разных регионов страны на предмет того, какие книги они так и не осилили в школе и почему. 

    Почему бы и не прочитать?

    По мнению учителя литературы с 18-летним стажем Марии Константиновой, причин для нежелания читать определенную литературу очень много. Одна из главных — у современного ребенка с его нагрузкой просто нет на это времени и сил. После трудного школьного дня хочется отдохнуть и даже «повалять дурака», а не снова заниматься интеллектуальным трудом. Поэтому книги программы дочитывают, если они захватывают внимание или нравятся. 

    Произведения, которые дети осилить не могут, как показал опрос, обладают похожими чертами и условно делятся на три категории.

    1. Далёкие от современности

    Примеры:

    • «Слово о полку Игореве» (как в прозе, в переводе Д. С. Лихачева, так и в поэтическом переводе Н. А. Заболоцкого);
    • Н. Кун «Мифы Древней Греции».

    «Слово…» не смогли дочитать 70 опрошенных, а сборник Куна не осилили 64 выпускника. 

    Литература Древней Руси построена на рассказе об исторических событиях, в которых школьнику трудно ориентироваться. Сложный язык, множество персонажей, частые отсылки к религиозным представлениям о человеке затрудняют понимание повествования. 

    В отношении мифов ситуация неоднозначная. Есть дети, которые читают их «запоем», но большинству подвиги Геракла представляются чем-то исключительно надуманным и странным. Образы, использованные в мифах, усложнены представлением о мироздании, нравами, которые бытовали в Древней Греции. Чтобы уяснить сюжет, нужно выстроить в голове совершенно новую систему координат.

    Мария Константинова

    «Проблематика таких книг устарела, и современные дети не могут понять философских вопросов, которые в них поднимаются. Религиозная направленность, обращение к Богу или богам часто воспринимается подростками, воспитанными в светских традициях, „в штыки“. Кроме того, они не желают продираться через незнакомую им терминологию. Часть слов невозможно понять без толкового словаря, поэтому внимание рассеивается и книгу откладывают». 

    Олеся, выпускница московской школы: 

    «Я честно пыталась в свое время читать книги Древней Руси. Но это было невозможно! Там повсюду отступления на несколько страниц, все эти „ой ты гой еси, добрый молодец“… С ума можно сойти. Пока дочитал до следующего сюжетного поворота, предыдущий уже забыл. А потом постоянно клонит в сон, потому что больше половины слов вообще не несут в себе никакой смысловой нагрузки».

    Андрей, выпускник школы в Санкт-Петербурге: 

    «Мифы я любил. Это как „Марвел“ смотреть — чудовища, герои. Но когда что-то из Древней Руси попадалось — это, конечно, „жесть“, дочитать совершенно нереально. Кому-нибудь вообще это удавалось?..»

    2. Бессюжетные

    Примеры:

    • М. М. Пришвин «Кладовая солнца»;
    • А. И. Солженицын «Матренин двор».

    Пришвина не дочитали рекордные 124 человека, а 120 не одолели Солженицына. 

    Повесть «Кладовая солнца» рассказывает историю двоих детей, заблудившихся в лесу во время похода за клюквой, и почти полностью состоит из пейзажей. Сюжет, правда, имеется: главный герой чуть не утонул в болоте и спасся, благодаря собаке. Но продираться к нему приходится через дотошные описания «естествоиспытателя». 

    В рассказе «Матренин двор» описывается быт праведной женщины Матрены в глухой деревне. Она всю жизнь жила для других, честно работала, терпела невзгоды и помогала людям, не получая при этом никакой отдачи. Это очень «взрослая» тема, а проходят ее в девятом классе. Подросток еще не может оценить талант писателя и проникнуться идеей, поэтому теряет интерес к чтению и иногда возвращается к истории лишь годы спустя. 

    Мария Константинова

    «Действия многих классических произведений развиваются слишком медленно для современных ребят. Можно сколько угодно пенять на «клиповое мышление», но детям по-настоящему тяжело удерживать внимание. Описания подростки часто пропускают, а если книга целиком из них состоит и лишена четкого сюжета, они начинают путаться между сценами и быстро теряют нить повествования. 

    Эмоциональные истории, такие как «Матренин двор», воспринимаются ребятами как бессюжетный поток негатива, вызывают отторжение и совершенно идут вразрез с юношеским максимализмом, борьбой за счастье и прочими модными установками». 

    Егор, выпускник оренбургской школы: 

    «После Солженицына нужны антидепрессанты, реально. Вообще непонятно, почему эта женщина представляется положительной героиней. Она какая-то бесхребетная: все терпит, все принимает, ничего не пытается изменить, зачем такая жизнь — непонятно. Тоска берет. Я не дочитал. Она там погибла в конце, да?»

    Анна, выпускница пермской школы: 

    «Кладовая солнца» вроде красивая. Но читать про лес и болото столько страниц — ну в смысле?! Когда ты подросток, пойти погулять и посмотреть по сторонам кажется идеей получше».

    3. Нравоучительные

    Примеры:

    • Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»;
    • Н. А. Островский «Гроза».

    56 человек не читали «Тараса Бульбу» в школе, а пьесу Островского не знают 52 выпускника. 

    Школьники часто не обладают глубокими знаниями истории и не могут соотнести произведение с эпохой, в которую оно было написано, поэтому не вникают в замысел книги, и сюжет кажется им совершенно «диким». Так, история казацкого восстания 17-го века, в ходе которого Тарас Бульба убивает своего сына за любовь к девушке из Польши и предательство Отчизны не служит примером патриотизма, а кажется болезненным проявлением, сродни патологии.

    Хуже всего подросткам даются философские размышления, требующие проникновения в душу героя, его психологию. Главная героиня пьесы Островского, Катерина, которая не может ужиться с мужем и свекровью и, влюбившись в другого мужчину, совершает самоубийство в финале, кажется подросткам «королевой драмы», придумавшей проблему на пустом месте. Ведь в современном мире можно просто развестись. 

    Мария Константинова

    «Подростки в большинстве случаев не ассоциируют себя с героями литературных произведений, поэтому нравоучительные истории с плохим концом, скорее, вызовут у них смех и недоумение. Для понимания они требует серьезной проработки педагогом: рассказа об укладе, нравах того времени, выяснения мотивов поступков героев и так далее. Поэтому просто самостоятельно прочитать книгу недостаточно». 

    Марина, выпускница ярославской школы: 

    «Пьесу читать тяжело. Там все строится на репликах, надо держать в голове, кто что сказал. Поэтому в школе я просто спектакль посмотрела, там все понятно».

    Илья, выпускник казанской школы: 

    «Я „Тараса Бульбу“ три раза начинал читать, но ни разу не осилил. Там какой-то „зашквар“. Для меня в этой книге все сложно: язык, сражения, психология, сюжет. Вообще тяжело поверить, что это Гоголь написал — другие его книги как-то нормально „зашли“». 

    Нужно ли читать книги, которые не нравятся?

    Иногда ученики все же заставляют себя дочитать книги, которые их не увлекают: они боятся экзаменов или контрольных работ, пытаются угодить родителям или просто привыкли делать все, что задают на дом. 

    Если в семье есть культура чтения и восприятия литературы, ученик осилит всю школьную программу. Но Мария Константинова считает, что дети не должны читать книги, которые им не нравятся, потому что это не принесет положительных результатов.

    «Чаще всего причина неприятия книги заключается в том, что она попадает к подростку не в том возрасте. Преподаватели русского языка отрабатывают придаточные предложения с детьми в седьмом классе на отрывках из «Войны и мира», а к десятому классу ученики не хотят вновь брать ее в руки, потому что смутно помнят, что там «что-то скучное».

    Задача учителя литературы в том, чтобы привить любовь к чтению, а не наоборот. Поэтому в отношении книг можно уповать только на правильную мотивацию, разговор о контексте в начале изучения, возможность для ребят обсудить сюжет, выразить свое мнение и не быть за него пристыженным. А контрольные работы, сочинения вряд ли заставят ученика осилить целую книгу. Максимум — ее краткое изложение».


    Материалы по теме:

    • Список литературы: прочесть нельзя выкинуть
    • Нескучная классика: как увлечь подростков литературой

    • Почему школьникам сложно учить стихи?


  • Патриотизм в рассказе судьба человека
  • Пасьянс правильно как пишется
  • Патимат на арабском как пишется
  • Патология или паталогия как правильно пишется
  • Пасьянс как пишется и почему