Паспорт литературного героя 3 класс сказка о царе салтане

Терпенье и труд вс перетрут.часть 1.в тот день димка увидел маленького старичка с зелной бородой, который толкал огромную телегу. он

Терпенье и труд всё перетрут.

Часть 1.

В тот день Димка увидел маленького старичка с зелёной бородой, который толкал огромную телегу. Он помог старичку докатить тележку до леса и старик дал мальчику галошу с правой ноги. Он сказал, что если надеть галошу на левую ногу и сказать волшебные слова, то через три дня станешь невидимкой.

Вечером Димка испытал галошу, пожелав чтобы весь его класс стал невидимым.

В воскресенье он и Пашка поехали на рыбалку. Димка поймал сапог и банку кильки, а Пашка огромного тайменя. Но рыбу освободил старик с бородой. Отец Пашки не поверил сыну.

Через три дня друзья Димки стали исчезать. Это очень перепугало учителя литературы. А вожатый Сеня вышел из школы не зная, что его голова невидима, ведь он заглянул в заколдованный класс. Его тут же повезли в милицию.

В школе был переполох. Невидимки бегали по коридору, а остальные испуганно жались к стенам.

Учитель литературы Анатолий Петрович лишился усов, а Сеня был без головы. Но именно он сказал, что в школе видимо проводится тайный эксперимент.

Пашка и Димка тоже экспериментировали, они брали пирожки и лакомились мороженым.

Невидимый Димка встал на ворота своей команды и даже забил мяч сопернику. Потом он с Пашкой сходил в кино, но друзьям пришлось смотреть фильм стоя, ведь свободных мест не было.

Анатолий Петрович был вынужден рассказать родителям, что их дети стали невидимками и предъявить в доказательство безголового Сеню.

А мамы Димы и Паши получили письма, в которых их дети писали, что уезжают в Москву.

Друзья сели в поезд и отправились в столицу. В пути Димка понял, что не знает, как стать видимым.

Часть 2.

В Москве найти мальчиков-невидимок поручили лейтенанту Лёне Фомину.

А в это время маленькая Маруся выбежала на дорогу и чуть не попала под автобус. Её подхватило и пронесло по воздуху, а детский голос сказал бабушке девочки, что детей нельзя отпускать на дорогу. Эта история произвела переполох в Москве. Все говорили о пришельцах и Боге. И только отец Маруси, полковник милиции, загадочно улыбался.

Продавщица пирожков не могла понять, куда исчезает её товар. Она схватила за вилку и почувствовала пирожок, которого не было видно. Пирожок разломился и стал видимым. Покупатели смеялись и говорили, что продавщице нужно работать в цирке.

Фомин докладывал полковнику о случаях проявления невидимок — наказании хулигана и вмешательстве в спектакль. А полковник рассказал о пропавших пирожках и сказал, что это кража. И вскоре на тумбе появилось объявление о суде над продавщицей пирожков.

Полковник Логинов читал сообщения, которые приходили со всей страны. Невидимки проникали в самолёты, тушили пожары, задерживали шпионов. А штаб невидимок объявил о борьбе с хулиганами.

Дима и Пашка решили прийти в суд. Там молодой человек в пальто доказывал существование невидимок. Он выпил какою-то жидкость и исчез. Мальчики сказали, что они невидимки. Фомин обрадовался и спросил, почему они не приходят в милицию за наградой за спасение Маруси. Мальчики ответили, что не расплатились за пирожки.

Они ночевали в вагонах, и там их нашёл старый слесарь Тимофей Митрофанович. Он знал о невидимках и предложил мальчикам пожить у него на даче. И старик сказал, что тоже встречался с зелёнобородым волшебником.

Первая легенда о старике озорнике

Жил когда-то парень Кузька, озорник, каких мало. Девок гонял и пугал, двери в домах заколачивал. Сажали его в яму, не помогло. Надоело людям, сунули они Кузьку в мешок и утопили в озере.

Лежит Кузька на дне, а чей-то голос меняться предлагает. То что у Кузьки есть, на то, что у него нет. Согласился Кузька и так три раза. Развязался мешок и увидел юноша три тени.

Одна превратилась в старуху и молодость кузькину забрала, свою старость отдала. Вторая тень превратилась в тайменя, забрала человеческий облик, отдала рыбий, третья превратилась в крохотного старичка и потребовала Кузькин рост высокий.

Рассказ Тимофея прервало появление Фомина. Он отправил детей ночевать к старику, а сам доложил об успехе полковнику. Вскоре в милицию пришли невидимки. Дежурный заметил их по мокрым следам и отвёл в детскую комнату.

Часть 3. Самый главный волшебник

На самом деле дежурный отвел мальчишек домой к полковнику и уложил спать. Проснувшись мальчики читали письма от родителей и друзей. Они узнали, что вожатый Сеня тоже в Москве и ищет способ избавить детей от невидимости.

Мальчики жили у полковника Логинова, подружились с Марусей, а бабушка Варвара рассказала им продолжение истории старика озорника.

Вторая легенда о старике озорнике

Повел старик-карлик Кузьку в свой подводный дворец. Плакал Кузька, страшно ему было, но старик обещал его тоже волшебником сделать.

Вот только хотел старик забрать рост Кузьмы, чтобы посвататься к Васюте, девушке, которую любил сам Кузьма.

Закричал тут Кузьма, поняв, что последнего лишается, но старик грохнул о стол перстнем волшебным и вылетел Кузьма из дворца. Огромной рыбой взмыл над водой и вновь в воду упал.

Фомин отвёз мальчишек в таинственный институт. Машины в нём ездили сами, пассажирские тележки летали по воздуху, а электромагнитный лифт разлагал людей на атомы и потом снова их собирал.

Там дети познакомились с профессором Верхомудровым, который осмотрел их и предложил отдохнуть с дороги. Мальчики поели котлет, сделанных из воздуха, и их отвели в лабораторию невидимости.

Там человек, который становился невидимым в зале суда, профессор Каламбуров, дал им выпить какую-то жидкость. Мальчики стали видимыми, но зелёными. Сделать их нормального цвета у профессора не получилось.

Вечером Верхомудров привёл своего отца. Им оказался Тимофей Митрофанович. Он рассказал ребятам продолжение истории.

Третья легенда о старике озорнике

Долго плыл таймень Кузьма по озеру, вдруг нашёл на камушке кольцо красное. Схватил его и оказался во дворце старика-волшебника.

Тот его увидел, снова стал требовать ростом поменяться, обещая волшебником сделать. Попросился Кузьма на Васюту посмотреть, отвел его старик к дому девушки. А та плачет, Кузьму вспоминает.

Бросил ей тайком Кузьма камень красный, на котором нацарапал, чтобы ждала она его.

Вернулись они во дворец, отдал Кузьма свой рост, а волшебник дал ему одиннадцать книг и велел их прочитать. Только двенадцатую велел не трогать.

Одиннадцать месяцев читал Кузьма книги. Все прочёл, за двенадцатую принялся. И узнал он о планах волшебника жениться на Васюте. И узнал, как лишить его силы — надо чёрный перстень с пальца волшебника снять.

А волшебник ходил к Васюте под личиной Кузьмы. Дело к свадьбе шло. Только увидела Васюта в окне рыбу, которая плакала, и решила жениха проверить. Стала спрашивать про кольцо красное, а волшебник не знает ничего. Позеленели его глаза и поняла Васюта, что обманывают её. Прогнала волшебника.

Кузьма сказал, что хочет уплыть от волшебника, и устроили они прощальный пир. Волшебник напился и уснул. А Кузьма снял его перстень и разбил о стол.

И поселились в озере два тайменя. Один добрый, озорной — Кузьма, второй злой — волшебник.

Услышав эту историю, заведующий лаборатории сказок и чудес стал искать нужную сказку. Он нашёл золотую рыбку и появилось корыто. Нашли рыбу-кит, нашли щуку, но тайменя Кузьки не было.

Было решено искать его локатором в озёрах Сибири. Локатор нашёл Кузьму и тот сказал, что стать видимым может только Димка. А ещё намекнул про кулак. 

Ребята поняли, что невидимки должны собраться вместе. Они вылетели в родной Прибайкальск.

Когда все невидимки собрались вместе, Димка прочёл заклинание и дети стали видимыми.

Прошло время. Мальчики и папа Пашки отдыхали на Байкале. В деревушке они встретили двух женщин, старую и помоложе. Ту, что помоложе звали Васюта.

Рыбаки принесли огромного зелёного тайменя и хотели сварить уху. Пашка пожалел рыбу, думая, что это может быть Кузьма.

И случилось чудо. Таймень превратился в парня. Кузьма обнял свою Васюту и сказал, что его пожалели три человека и колдовство разрушено.

Этими людьми были Димка, который помог старичку, Маруся, которая пожалела Кузьму из сказки, и Пашка, который пожалел рыбу.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Волшебная галоша»

1

План работы библиотеки на 2021-2022 год должен составляться с учётом потребностей и запросов современных читателей, а также тенденций литературного мира. Ниже рассматриваются основные направления функционирования учреждений и важные нюансы.

Сущность и значение планирования

Планирование работы – одна из ведущих управленческих функций руководителя библиотеки. План – основа всей деятельности библиотеки, направленная на определение перспективных и текущих целей и задач и их выполнение.

План мероприятий в библиотеке на 2022 год - как составить, пример

Основной целью планирования является определение оптимального соотношения времени, труда, затрат и качества выполнения задач библиотеки, а также максимальная мобилизация для этого всех необходимых ресурсов. План работы любой библиотеки определяет:

  1. цели, задачи и основные направления деятельности;
  2. тематику, содержание, формы, методы, техники и технологии работы библиотеки в целом или данного направления;
  3. объемы работы, выражающиеся в системе плановых (статистических) показателей;
  4. ресурсы библиотеки: финансовые, материально-технические, кадровые и временные.

От того, насколько профессионально грамотно и качественно составлен план работы, во многом будет зависеть эффективность и продуктивность всей дальнейшей деятельности библиотеки. Хорошо составленный план приводит к значительным изменениям как для его разработчика в процессе планирования, так и для библиотеки в процессе его реализации. Планирование – это технология решения возникшей проблемы через составление плана действий, направленного на развитие.

«Планирование обеспечивает решение трех комплексных задач:

  1. Установление реальных возможностей библиотеки при ответе на вопрос “Где мы находимся в настоящее время?”. Здесь определяются сильные и слабые стороны библиотеки, ее ресурсное обеспечение, наличие портфеля новых разработок.
  2. Установление реальных целей, отвечая на вопрос “Куда мы хотим двигаться?”. Оцениваются внутренние и внешние факторы, влияющие на деятельность библиотеки, определяются цели и ограничения в их осуществлении.
  3. Установление способов достижения цели или ответ на вопрос “Как мы собираемся сделать это?”. В общих чертах и конкретно определяются основные задачи, ресурсы, оцениваются затраты; намечается, что сделать библиотекарю для выполнения поставленных целей»1.

Главные задачи библиотек

Каждая школьная библиотека должна выполнять несколько задач:

  • Формирование библиотечных фондов с учётом профиля общеобразовательного учреждения, потребностей учащихся.
  • Обеспечение поддержки непрерывных образовательных процессов, повышения квалификации педагогического состава, самостоятельной работы учеников.
  • Выявление и удовлетворение потребностей и запросов учащихся и педагогов.
  • Развитие у школьников информационной и читательской культуры посредством организации тематических мероприятий.
  • Повышение и поддержание качества обслуживания и оказания услуг читателям.
  • Повышение интереса к литературе.
  • Соблюдение правил безопасности, обеспечение соответствия работы библиотеки санитарно-эпидемиологическим, противопожарным и гигиеническим требованиям.
  • Координация работы учреждения.
  • Разработка новых форматов взаимодействия работников библиотеки с читателями, усовершенствование существующих форм работы с посетителями.
  • Поддержание постоянного оборота литературы в общеобразовательном учреждении, обеспечение своевременной выдачи и сдачи книг.

Современная библиотека, работающая в учебном заведении, должна выполнять одновременно все эти функции.

План мероприятий в библиотеке на 2021-2022 год

Основные направления работы

В школьных библиотеках предусматривается несколько приоритетных направлений деятельности:

  1. Постоянная активная работа с учащимися, направленная на пробуждение и поддержание интереса к чтению и литературе.
  2. Организация различных литературных обзоров с целью предоставления доступной информации о тех или иных изданиях, произведениях.
  3. Различные акции и мероприятия, которые обычно приурочиваются к памятным датам, важным событиям литературного мира. Они могут быть общешкольными, классными или проводимыми для нескольких классов (для начальной, средней и старшей школы, для отдельных параллелей).
  4. Работа с литературными фондами.
  5. Проведение уроков культуры чтения.
  6. Поддержание взаимодействия с педагогами и родителями учащихся для постоянного обмена знаниями, получения новой полезной информации, предоставления консультаций.

Реализация масштабных проектов и программ

Функционирование библиотек должно включать реализацию различных проектов. Прежде всего, это целевые федеральные программы, включенные в планы российским правительством и уполномоченными министерствами (просвещения, образования и науки). В 2021-2022 учебном году реализуются проекты «Культура», «Охрана окружающей среды», «Информационное общество».

Также существуют разные национальные проекты, посвященные науке, культуре, городской среде и жилью, образованию, демографии, экологии. Можно выбирать и иные отрасли, такие как здоровый образ жизни, правила личной гигиены, жизнь в современном обществе, жизнь в период пандемии коронавируса. Должны освещаться самые актуальные проблемы.

Как составить план мероприятий в библиотеке на 2022 год

В библиотеках можно проводить и мероприятия в рамках международных десятилетий эгиды ООН. Это «Сближение культур», «Восстановление экосистем», «Десятилетие действий по проблемам питания». Также нелишним будет включить в план программу, действующую в РФ, – «Десятилетие детства» (она реализуется до 2027-го года и включает поддержку детской и юношеской читательской культуры).

Организация мероприятий

Школьные городские или сельские библиотеки должны регулярно организовывать мероприятия для учеников. Причём важно подбирать тематики, которые интересны и соответствуют современным тенденциям литературы и читательской культуры.

Темы и направления мероприятий могут быть следующими:

  • Памятные даты.
  • Неделя или месяц читательской культуры, художественной, научной, фантастической или публицистической литературы, определённого автора, детской или юношеской книги. Можно выбрать любой период и посвятить его отдельному литературному направлению.
  • Обзор литературных новинок или конкретных произведений.
  • Обсуждения книг, сюжетов произведений, творчества авторов.
  • Музыкальные вечера с прослушиванием песен на слова известных поэтов (в современных и классических интерпретациях).
  • Конкурс чтецов, юных поэтов или писателей.
  • Викторина с вопросами и заданиями по конкретному произведению, жизни и творчеству литератора, отдельной области литературы.
  • Мастер-классы.
  • Изобретения и открытия.
  • Выдающиеся люди мира.
  • Сохранение экосистемы, улучшение экологии, рациональное обращение с отходами, экономия энергетических и природных ресурсов, жизнь в современной экосистеме.
  • Путешествия.
  • Мечты.
  • Достопримечательности родного города, края, местности.
  • Природные сокровища.
  • Книжные хиты.
  • Современные произведения.
  • Экранизации и театральные постановки произведений.
  • Истории взлётов и падений.
  • Поиски любимого автора.
  • Страна литературы.
  • Семейные библиотечные выходные.
  • Живая классика.

Мероприятия проводятся в различных форматах, среди которых: презентации, тематические уроки, конкурсы, дискуссии, лекции, видеоролики, короткометражные или полнометражные фильмы или мультфильмы, диалоги, посещения музеев и прочих заведений, дискуссии, театрализованные представления и спектакли, интеллектуальные игры, выставки, экскурсионные маршруты, просветительно-образовательные акции, мультимедийные проекты, фестивали.

Памятные даты и юбилеи 2021-2022 года

В 2021-2022 учебном году будет немало памятных дат. Прежде всего, это юбилеи известных литературных деятелей:

  • 200-летний юбилей Достоевского (11-е ноября);
  • 195-летие Салтыкова-Щедрина (27-е января);
  • 200-летие Некрасова (10-е декабря);
  • 115-летие Агнии Барто (4-е февраля);
  • 190-летие Н.С. Лескова (16-е февраля);
  • 135-летие Н.С. Гумилёва (3-е апреля);
  • 130-летие М.А. Булгакова (15-е мая);
  • 235-летие Ф.Н. Глинки (19-е июня);
  • 220-летие В.И. Даля (10-е ноября);
  • 130-летие Мандельштама (15-е января).

Писатели-юбиляры 2022 года

Произведения-юбиляры 2021-2022 года

В 2021-2022-ом учебном году будут и произведения-юбиляры:

  • «Обыкновенное чудо»;
  • «Белый Бим, Чёрное ухо»;
  • «Мастер и Маргарита»;
  • «Божественная комедия»;
  • «Гамлет, принц датский»;
  • «Недоросль», «Щелкунчик»;
  • «Горе от ума»;
  • «Собор Парижской Богоматери»;
  • «Ревизор»;
  • «Капитанская дочка»;
  • «Граф Монте-Кристо»;
  • «Сказка о царе Салтане»;
  • «Вечера на хуторе близ Диканьки»;
  • «Конёк-Горбунок»;
  • «Преступление и наказание»;
  • «Алиса в Зазеркалье»;
  • «История Пиноккио»;
  • «Чайка»;
  • «Собака Баскервилей»;
  • «Алые паруса»;
  • «Винни Пух»;
  • «Гранатовый браслет»;
  • «Приключения Буратино»;
  • «Над пропастью во ржи»;
  • «Крокодил Гена и его друзья».

Книги-юбиляры 2022 года

Пример плана работы на 2021-2022 год

Примерный план работы школьной библиотеки на 2021-2022 учебный год рассмотрен в таблице:

Направление работ Сроки
Работа с библиотечным фондом, его комплектование и пополнение с учётом профиля общеобразовательного учреждения, образовательных программ и потребностей учащихся. Сюда входят составление заказов на новые книги совместно с педагогами и руководством, отправление заявок в издательства, книжные магазины или муниципальные библиотеки, отслеживание выполнения запросов, составление перечней и списков литературы, расстановка книг на стеллажах по категориям и названиям. Постоянно в течение всего учебного года
Изучение фонда, анализ состава и структуры, оценка соответствия учебным планам. В течение года на постоянной основе
Учёт и оформление новых книг, распределение по категориям, структуризация литературы. Постоянно в течение года
Оформление подписок на периодические литературные издания. В периоды заказов или продлений подписок (определяются издательствами или посредниками)
Подготовка книг на списание. На протяжении учебного года
Раздача учебной литературы. В сентябре и в течение года по необходимости
Отслеживание своевременного возврата взятых учащимися книг. Регулярно, ежемесячно
Выявление в библиотечном фонде запрещённой литературы. Сентябрь и январь
Обзоры новой литературы, информирование учителей, учащихся и родителей о поступлениях. По мере поступления новых книг в библиотеку
Составление справочной информации по запросам читателей. На протяжении учебного года
Организация просмотров и выставок, посвящённых новой и актуальной литературе. В течение года, по мере поступления в фонд литературы
Проверки помещений на соответствие противопожарным, гигиеническим и санитарно-эпидемиологическим требованиям. Еженедельно или дважды в неделю
Выполнение санитарной обработки помещений с использованием антисептиков, специальных устройств. Регулярно. В период пандемии коронавируса рекомендуемая частота – раз в два-три часа при постоянных посещениях.
Проведение влажной уборки. Ежедневно или дважды в день
Помощь ученикам и педагогам в подборе нужной литературы. Постоянно по мере запросов
Ведение отчётности по обеспечению учащихся и педагогов литературой. С октября по июнь
Ремонт литературы, поддержание должного состояния книг. По мере необходимости
Работа с резервными библиотечными фондами: пополнение запасными экземплярами, передача излишков в другие школы. Август, а также в течение года несколько раз
Проведение тематических мероприятий. Регулярно на протяжении года
Взаимодействие с читателями: регистрация, переучёт, работа с должниками, обслуживание по абонементам, беседы, выдача и приём книг. Постоянно
Работа с учителями: информирование об активности учеников, консультации. В течение года
Повышение квалификации кадров. На протяжении года по мере необходимости

План работы любой библиотеки должен составляться перед началом учебного года. Обычно он формируется в течение лета, а в конце августа окончательно согласуется с руководством общеобразовательного учреждения и утверждается. Такой план должен находиться в учреждении у библиотекаря.

Читайте также:

  • Новые правила сдачи ЕГЭ в 2022 году
  • ЕГЭ по физике в 2022 году
  • ЕГЭ по химии в 2022 году

Проверила: Палченкова В. В.

                                                                                                                                                                            Дата: 18.02.16                                

Тема урока: «А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Характеристика героев произведения»

Цели урока: обучение составлению сравнительной характеристики героев с опорой на текст, произведения; развитие навыка выразительного чтения стихотворного текста; воспитание интереса к чтению, любви к книге, способности сопереживать.

Тип урока: урок комплексного использования знаний.

Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Перспектива. «Просвещение» 2013; Презентация в формате PowerPoint 97-2003.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

Учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг. Момент.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.

1 мин.

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

— Сейчас тихо как мышки сядут девочки, и ещё тише мальчики. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. Сядьте ровненько и красиво.

Настраиваться на предстоящую работу.

Садиться на места.

Регулятивные организовывать рабочее место. Познавательные — воспринимать речь учителя.

Постановка учебной задачи и ее решение 

Практический:  

работа с учебником.

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

8 мин.

Актуализация опорных знаний:

Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем наши волшебные сказки.

Весь мир состоит из противоречий, постоянное и изменчивое сплелось в нём в единое целое. Но существуют в нашем мире великие ценности, рождённые величайшими гениями и выросшие из народных корней.

— О каком из русских гениев мы с вами будем сегодня говорить?

— Открою вам секрет: я очень люблю читать сказки Александра Сергеевича Пушкина. А вы?

— Какую сказку великого русского поэта вы изучали на предыдущих уроках? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди») 

— Тогда прочтите понравившиеся вам отрывки из сказки о царе Салтане и расскажите, почему вам понравился тот или иной отрывок. (Оценивание чтения, 2-3 человека)

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Строить речевые высказывания.

Читать отрывки из сказки.

Объяснять свою точку зрения.

Регулятивные —

постановка учебной задачи.

Познавательные — воспринимать речь учителя; высказывать предположения;

строить речевые высказывания в устной форме.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Практический: работа с учебником; работа со схемой.

Иллюстративный: работа с иллюстрацией на слайде.

15 мин.

— Многие художники иллюстрировали сказки А.С.Пушкина. Одна из

самых известных картин к этому произведению является «Царевна Лебедь». Её вы можете увидеть на слайде.

— Образ Царевны Лебеди создан редкостными по красоте, истинно сказочными красками. Сказочность картины заключена в лебедином оперении царевны. Она изображена в момент волшебного превращения белоснежной птицы в девушку.

— Врубель долго искал образ девичьей красоты  юной царевны, образ прекрасный и загадочный.  Как вы думаете, что олицетворяет образ Лебеди  в сказке? (добро)

— Найдите в сказке предложения, из которых мы можем понять, что царевна Лебедь олицетворяет добро.

— А кто олицетворяет зло в этом произведении? ( коршун)

— Найдите в сказке предложения, из которых мы можем понять, что Коршун олицетворяет зло.

— Как вы думаете, какой образ в этой сказке олицетворяет хитрость, коварство и зависть? (ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха)

— Найдите в сказке строчки, которые это доказывают.

— Ребята, назовите главных действующих лиц сказки. (Царь Салтан, царица — мать, Гвидон, царевна Лебедь, ткачиха, повариха)

— А сейчас обсудите в парах, какие человеческие качества они проявляют.

— Теперь я раздам вам листочки, на которых нарисованы таблицы. В этих таблицах вам нужно дописать к каждому герою, одно человеческое качество.

— Зачитайте и объясните свои ответы. (3-4 человека)   

Слушать учителя.

Рассматривать иллюстрацию на слайде.

Воспринимать речь учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Участвовать в беседе.

Искать ответы в учебнике.

Строить речевое высказывание.

Выполнять задание учителя. Объяснять свои ответы.

Коммуникативные — четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные — высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

строить речевое высказывание в устной форме.

Физ. Минутка Практический: выполнение двигательных упражнений.

1 мин.

— Ребята, наверное, вы устали.  Давайте выполним физминутку.

На лужайке, по ромашкам

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу-жу-жу

Я с ромашками дружу

Тихо на ветру качаюсь,

Низко, низко наклоняюсь.

Выполнять двигательные упражнения.

Личностные- установка на здоровый образ жизни.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Практический: работа с учебником.

15 мин.

— Ребята, а как бы вы описали характер царя Салтана? (Простой, доверчивый, добрый, милосердный, вспыльчивый, любящий, гостеприимный)

— Докажите, почему вы охарактеризовали его именно так?

— А каков молодой князь Гвидон? (Справедливый, осторожный, любящий, сильный, гостеприимный, вспыльчивый)

— Докажите, приведя факты из сказки.

— Что объединяет Салтана и Гвидона? (Доброта, гостеприимство, любовь)

— А каковы главные отличительные черты характера отца и сына? (Царь -доверчивый, царевич — осторожный)

— Кто из героев сказки вам особенно понравился? Почему?

— А автору?

— В чём отражается симпатия автора к Гвидону? (Автор прославляет Гвидона начиная с названия произведения)

— Ребята, в начале урока вы мне зачитывали понравившиеся отрывки из сказки.

— Сказка просторная, в ней есть место и лирике, и юмору, и драматизму. Сейчас я прошу вас подумать и сказать, в каком месте сказки вы особенно переживали за ее героев.

— Найдите и ещё раз про себя прочитайте эти отрывки.

— Вот и подошёл к концу наш урок. Мы не только вспомнили и проанализировали

 сказку А.С. Пушкина, но открыли для себя что-то новое.

— А закончить наш урок я хочу стихами поэта Алифиренко.

Люблю я Пушкина творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

С мальства его читаем сказки,

В них жар души, природы краски.

Добро цветёт в них, злоба чахнет.

В них русский дух, в них Русью пахнет!

За Пушкина Руси спасибо

От имени всего народа!

Ведь мы стихи его читаем

Как он писал — без перевода.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Доказывать свою точку зрения.

Приводить факты из сказки.

Находить отличительные черты героев сказки.

Слушать учителя.

Строить речевые высказывания.

Участвовать в беседе.

Перечитывать отрывки сказки.

Слушать учителя.

Слушать стихотворение.

Воспринимать речь учителя.

Коммуникативные — четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные — высказывать предположения;

строить речевое высказывание в устной форме.

Итог урока.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение.

3 мин.

— И теперь давайте подведём итоги урока и ответим на вопросы.

— Чему нас учит сказка А.С.Пушкина?

— Какие нравственные уроки дает А.С. Пушкин?

— Убедил ли нас А.С.Пушкин, что главное в жизни — семья, любовь?

— Давайте вспомним цели урока.

— Можно ли сказать, что мы добились целей?

— Что вы узнали нового?

Отвечать на вопросы учителя.

Анализировать проделанную работу.

Делать выводы.

Регулятивные —выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Домашнее задание

1 мин.

— Запишите домашнее задание.

Продолжить чтение сказки.

Записывать Д/З

Рефлексия

Словесный: самоанализ.

1 мин.

— Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. Оцените свою работу по принципу «трёх карандашей»

Оценивать свои достижения.

Регулятивные — анализировать проделанную  работу.

На чтение 9 мин. Опубликовано

Творчество А. С. Пушкина входит в общеобразовательную школьную программу. В 3 классе ученикам для ознакомления предлагается «Сказка о царе Салтане». Характеристика главных героев и их описание помогут детям лучше понять смысл произведения и проанализировать действия персонажей. Такой разбор необходим для анализа темы, а также для осознания главной мысли, которую автор вложил в эту волшебную историю.

Описание сюжета

Молодая царица рожает сына, пока её муж находится в военном походе. Царю сразу же отправляют счастливое известие с гонцом. Но недруги молодой матери в лице её сестёр и сватьи бабы Бабарихи перехватывают сообщение и меняют его на поддельное письмо. В нём сообщалось, что у царицы родился не ребёнок, а какое-то непонятное существо, которое не только человеком, но и зверем трудно назвать.

Не доверять сообщению оснований у царя не было. Однако он велел ничего не предпринимать до его возвращения. Но и это донесение было также перехвачено и заменено на другое. В нём говорилось, что царь приказывает избавиться от жены и наследника, посадив их в бочку и выбросив в океан.

Пока бочка плавала в океане, маленький мальчик волшебным образом вырос и стал красивым юношей. Он просит волну смилостивиться над ними и выбросить бочку на сушу. Волна доставляет юношу с матерью на остров.

Чтобы добыть еды, молодой человек делает лук и отправляется на охоту. Там он видит, как коршун пытается убить лебедя. Юноша пожалел несчастную птицу и спас её, убив злого коршуна.

Лебедь оказался заколдованной царевной

Лебедь оказался заколдованной царевной, которая отблагодарила своего спасителя, построив при помощи волшебства красивый город на острове, где молодой человек стал правителем, назвавшись князем Гвидоном.

Постепенно купцы, которые плавали в дальние страны за товаром, узнали о чудном граде и стали часто заплывать в гости. От них юноша узнал о том, как поживает его царь-батюшка. Но этого ему было мало, он захотел увидеть отца собственными глазами. Тогда благодарная птица решила ему помочь. Она стала превращать князя в разных насекомых.

Летая незамеченным насекомым в палатах царя Салтана, молодой человек узнаёт из разговоров, что в мире существуют чудеса:

  • белка, которая грызёт орехи и выплёвывает золотые скорлупки, при этом она ещё и умеет петь;
  • морская дружина, которая во главе с дядькой Черномором состоит из 33 богатырей;
  • царевна со звездой во лбу, краше которой нет на свете.

Во дворце появилась чудо-белка

Возвращаясь на свой остров, он грустил, что никогда не увидит таких чудес, поэтому лебедь решила ему их подарить. Во дворце появилась чудо-белка, морские богатыри оказались братьями верной лебеди, а красавицей-царевной была она сама. Гвидон как узнал об этом, сразу женился на ней.

Через некоторое время царь Салтан, узнав, что все чудеса собраны на странном острове Буяне, решил сам его посетить. Он тут же признал в матери юного князя свою жену, а в юноше — сына. Царь выяснил, что произошло на самом деле, но чтобы не омрачать радость воссоединения семьи, простил всех виновников.

Персонажи сказки

Всех персонажей произведения условно можно разделить на главных и второстепенных. Действующих лиц в истории довольно много, но главные герои «Сказки о царе Салтане» выделяются очень чётко:

Царь Салтан — добрый правитель

  1. Царь Салтан — добрый правитель, обманутый своими подданными.
  2. Князь Гвидон — сын Салтана, красивый и добрый юноша, правитель на острове.
  3. Царевна-лебедь — девушка невиданной красоты, жена Гвидона, волшебница.
  4. Ткачиха — сестра царицы, завистница и враг.
  5. Повариха — вторая сестра царицы, недоброжелательница.
  6. Сватья баба Бабариха — вредная старуха, помощница сестёр в плохих делах.

Именно вокруг этих героев крутится весь сюжет сказки. Без них история стала бы непонятна, да и попросту неинтересна. Однако это не все персонажи. Есть ещё и второстепенные герои, которые в произведении прописаны не менее интересно, но на развитие сюжета влияют только косвенно:

  1. Царица — мать Гвидона, жена Салтана.
  2. Купцы — путешественники по морю, которые занимаются куплей и продажей различных товаров.
  3. Морская дружина — 33 молодых морских воина во главе с дядькой Черномором, братья царевны.
  4. Поющая белка, грызущая орехи с золотой скорлупой, — одно из чудес света.
  5. Волна — в сказке описана как одушевлённый персонаж, она послушно выкинула бочку с узниками на берег.
  6. Коршун — злой чародей, которого убивает Гвидон.
  7. Гонец — несознательный слуга, не умеющий в точности выполнять поручения.

Хоть эти персонажи второстепенные, именно они придают атмосферу волшебства произведению. Без них невозможно представить общую картинку сказки и понять смысл сюжета.

Характеристика главных героев

Главные герои — это персонажи, вокруг которых завязан весь сюжет истории. Их образы могут быть положительными, отрицательными или даже нейтральными. Всё зависит от их поведения и действий.

Царь Салтан

Автор не даёт чёткого описания внешности царя. Можно предположить, что это был взрослый мужчина, не лишённый привлекательности, иначе о браке с ним не мечтали бы юные девушки. Если описать персонажа языком, понятным для детей, то характеристика царя Салтана (3 класс) будет выглядеть следующим образом:

Царь Салтан слушал рассказы корабельщиков

  • добрый — простил сестёр царицы, когда узнал, что они натворили;
  • мудрый — не стал сразу принимать решение о судьбе царицы и новорождённого сына, а велел подождать его возвращения;
  • любопытный — ему интересно было слушать рассказы корабельщиков о разных мировых новостях, а также подслушивать, о чём беседуют девицы за рукоделием;
  • смелый — он сам ходил в военные походы, а не отсиживался во дворце.

Если судить по поступкам, то царя можно охарактеризовать как положительного персонажа. Единственным минусом можно считать его малодушие.

Он не разобрался, почему царский приказ не был исполнен, не стал выяснять, где его жена и ребёнок. Не смог он найти и виновных.

Князь Гвидон

Гвидон — один из явных положительных героев. Его образ прописан довольно подробно. В характере персонажа прослеживаются следующие черты:

  • доброта;
  • сочувствие;
  • всепрощение.

Князь Гвидон

Даже для учеников характеристика Гвидона (3 класс) проста и понятна. Несмотря на все невзгоды, юноша не озлобился и не возненавидел своего отца. Он не держал зла на тётушек за их подлые поступки и наглый нрав.

Можно, конечно, обвинить юного князя в меркантильности, так как все чудеса мира он хотел видеть у себя на острове Буяне. Но если вдуматься, то эти чудеса юноше были не очень и нужны, он просто хотел с их помощью заманить отца к себе в гости. А это говорит о любви молодого человека к родителям, что характеризует его только с положительной стороны.

Сватья баба Бабариха и сёстры

Давать характеристику каждому из этих персонажей по отдельности не совсем правильно. Они всегда действовали сообща. Именно поэтому образы этих женщин сливаются в один общий портрет.

Ткачиха и повариха — сёстры царицы. Они тоже хотели выйти замуж за царя. Одна желала наткать ему полотна после брака, другая — вкусно накормить. Изначально характер у девушек был вполне обычным, но зависть и ненависть к сестре превратили его в отвратительный и наглый.

Сватья баба Бабариха и сёстры

Они не побоялись даже гнева царя, строя козни молодой царице. Однако надо отдать им должное: ума они были, видимо, недалёкого. Им вряд ли пришёл бы в голову такой хитроумный план, как замена письма к царю и обратно. На это их надоумила сватья баба Бабариха.

Доподлинно неизвестно, кем была эта женщина. Исходя из смысла текста, можно сделать вывод, что она мать всех сестёр. На такое предположение наталкивают строки из сказки, когда Гвидон жалеет и прощает своих обидчиц:

А царевич хоть и злится,

Но жалеет он очей

Старой бабушки своей.

Да и само понятие сватья — это мать одного из супругов. Учитывая, что Бабариха действовала вместе с сёстрами царицы, то, скорее всего, это их родственница, а не царя Салтана.

Все три персонажа представлены яркими отрицательными героями. Их действия направлены только во вред другим и в угоду себе. Автор высмеял их в истории, наградив одну из них кривым глазом, а другую — распухшим носом после укусов Гвидона, обернувшегося насекомым.

Царевна-лебедь

Главная героиня появляется во второй части истории и сразу притягивает к себе внимание читателя. Она была царевной неописуемой красоты, умеющей превращаться в лебедя и обладающей кротким нравом и скромностью.

Царевна благодарна молодому человеку за своё спасение от злого чародея, поэтому помогает ему во всех его желаниях. Девушка даже выходит замуж за юного князя. Очень ярко автор описывает внешность царевны:

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Царевна-лебедь — это не только положительный, но и самый яркий персонаж этой волшебной истории.

Краткий анализ

Безусловно, характеристика князя Гвидона (3 класс) очень важна для понимания смысла сюжета. Но также немаловажно уметь делать краткий анализ всего произведения. Если не вдаваться в его углублённые литературные характеристики, то разбор (своеобразный паспорт) будет выглядеть следующим образом:

Ученики читают «Сказка о царе Салтане»

  1. Название — «Сказка о царе Салтане».
  2. Год написания — 1831.
  3. Автор — Александр Сергеевич Пушкин.
  4. Жанр — стихотворная сказка.
  5. Тема — доброта и взаимовыручка.
  6. Смысл — добро всегда побеждает зло.

Сказка учит читателя думать своей головой и всегда проверять информацию. Она несёт детям простые, но проверенные истины:

  1. Делать добро.
  2. Помогать людям, попавшим в беду.
  3. Прощать врагов.
  4. Любить и почитать родителей.
  5. Всегда оставаться верным своему слову.

Нет ничего удивительного, что именно это произведение А. С. Пушкина проходят в начальной школе. К этому возрасту дети уже умеют отличать добро от зла, хорошее от плохого. Да и сама сказка написана простым и понятным языком, который без труда воспринимается третьеклассниками. А это один из самых важных аргументов для понимания смысла произведения и формирования отношения к нему.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Главные герои Сказки о царе Салтане

Александр Сергеевич Пушкин был автором многих сказок, и «Сказка о царе Салтане…» тоже его произведение. В этой сказке герои преодолевают все напасти и в конце концов получают заслуженную награду.

Главные герои

Царь Салтан правитель страны, доверчивый и слабохарактерный человек. Когда он получил недобрую лживую весть, он приказал его дождаться. Но завистники молодой царицы меняют письмо. Они хотят извести царицу и её ребенка. Они злые и хитрые. Но автор изобразил их не страшными, а смешными. Тем более, когда они были укушены перевоплощенным князем Гвидоном в комара, муху и шмеля.

Князь Гвидон, сын царя, представлен настоящим русским богатырем. Он вступается за слабых. Спасает царевну Лебедь от злого коршуна. Волшебница-лебедь отблагодарила его выполнением всех его желаний. Князь правит на острове слава о котором разнеслась по всему свету.

Он мудрый правитель своего острова, гостеприимный хозяин, тепло встречающий купцов. За свою мудрость получает волшебную белку, морскую стражу и жену – красавицу и волшебницу.

Царевна-Лебедь, спасенная Гвидоном от злого колдуна, стала его верной помощницей, а потом и женой. За своё спасения она дарит ему красивый город на острове. Где он стал правителем. Помогает Гвидону побывать у отца в образе комара, мухи, шмеля Она умная, добрая. Она как Василиса премудрая в русских сказках умная, красивая, а еще и волшебница.

Царица она появляется на первых строках сказки. Она добрая, честная, любящая жена и мать. Даже после оговора нашла в себе силы простить своих сестер.

Ткачиха, первая сестра Царицы и поварихи. Она злая, завистливая, обидчива и мстительна. Из – за обиды на сестру и оговорила её.

Повариха, ещё одна сестра Царицы. Она завистлива, злопамятна, коварна и эгоистична. Не чем не лучше ткачихи, своей сестры.

Сватья баба Бабриха мать всех трех девиц. Она тоже жестока и мстительна. Она вместе с двумя старшими дочерьми оговаривает Царицу и младенца, избавились от них. Но после этого страшного поступка, они, не стали счастливыми, наоборот их наказали.

Второстепенные герои

Гонец, который ездил к царю отвозил ему письмо от царицы и привозил обратно. Его споили и поменяли послание, из – за которого страдает царица и её сын.

Волна, в сказке представлена, как одушевленная, Гвидон её просит о помощи, и она выполнила его просьбу, вынесла на берег, подарив им жизнь.

Коршун, который нападал на лебедь, стремясь её убить. Но когда Гвидон его убил стрелой выпущенной из лука, оказался злым чародеем.

Белочка является одним из чудес подаренных князю царевной – лебедь. Она жила в домике под елочкой, грызла золотые орехи и пела песенки.

Тридцать три богатыря и дядька Черномор были родными братьями царевны Лебеди. И по её просьбе стали охранять остров, потому что они жили в море.

Корабельщики – это купцы, которые плавали на кораблях между странами и торговали разными товарами. Которые и принесли весть о новом граде на острове Буяне.

Сказка заканчивается хорошо для всех героев: царь Салтан вновь обретает жену и сына и на радости прощает злых сестёр и Бабариху.

2 вариант

В данном замечательном произведении персонажам предстоит пройти сквозь долгие и непростые приключения для того, чтобы встретиться со своими близкими людьми. Расставание героев происходит из-за того, что в определенный момент они становятся преданными завистливыми и коварными людьми, которые жаждут их гибели. Благодаря тому, что произведение является сказочным, оно знакомо многим детям, и стоит добавить, что поучительный смысл, который в нем содержится, помогает извлечь основные уроки жизни, касающиеся отношения к людям. Персонажи в данной работе показаны очень яркими и интересными, они вобрали множество собирательных образов, которые относятся к положительным и отрицательным. Также, можно сказать, что в произведении можно наблюдать сильное сравнение данных героев.

Образ Царя Салтана

Услышав одну из бесед девушек, которые занимались пряжей, и рассказывали друг другу о своих мечтах, Царь решает выбрать себе ту девушку, которая мечтала о наследном сыне для него. Остальных девушек он делает придворными – одной дает должность ткачихи, а второй – поварихи. Случается так, что ему приходится участвовать в военных сражениях, и он не дожидается того момента, когда на свет появляется его дитя. Его окружение предает его, и Царь печалится и переживает за судьбу своего ребенка и супруги. Иногда, читатели наблюдают образы купцов, которые повидали «целый свет», и они повествуют правителю о Гвидоне, что уважительно относится к Салтану. Женский «совет» говорит Царю о том, чтобы он не ехал на остров к Гвидону. Однако, как-то раз, он решает их не послушать, и принимает решение отправиться в данное путешествие.

Царица

Она показана в произведении как женщина, которая родила сына для Царя, однако из-за большой зависти ее подруг, до правителя доходит ложная информация о рождении ребенка. Изменницы добиваются того, что ее, вместе с малышом, запирают в бочку и отправляют в плавание по морю.

Образ Гвидона

В детстве он рос очень интенсивно и быстро, при этом он совершает подвиг, спасая лебедя от лап коршуна. Взамен на такую доброту, волшебный лебедь исполняет все желания юного человека. Он становится правителем на данном острове, и его слава разлетается повсюду. Он мечтает встретить своего родного отца, по которому сильно тоскует и скучает. После того, как в кульминационной части произведения, Гвидон встречает своего отца, семья вновь воссоединяется.

Волшебный лебедь (Царица)

Образ Царевны показан в качестве лебедя, так как она была заточена в его облике. Она исполняет желания Гвидона, так как он ее однажды спас, например, она делает его комаром или шмелем для того, чтобы он смог полететь, и собственными глазами увидеть родного отца и его переговоры с купцами.

Также читают:

Картинка к сочинению Главные герои Сказки о царе Салтане

Главные герои Сказки о царе Салтане

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Мясоедова Страдная пора. Косцы 5 и 6 класс

    Картина Григория Григорьевича Мясоедова «Косцы» рассказывает нам о жизни простого русского народа в 19 веке. Здесь изображена страдная летняя пора, когда на поле уже созрел урожай зерна

  • Сочинение Комната каморка Герасима в рассказе Муму (описание жилища)

    Главным героем Тургенева «Му-му» является Герасим. Он всю свою жизнь прожил в одиночестве. Он работал дворником. Для житья ему была выделена очень маленькая каморка, в которой даже одному будет неудобно.

  • Анализ произведения Матерь человеческая Закруткина

    Произведение основывается на событиях реальной действительности в период военного и послевоенного времени и имеет прототипа главной героини.

  • Сочинение Кувшинка (деловое описание)

    Кувшинки обитатели водоемов со стоячей водой, однако иногда их можно увидеть и в небольших реках со слабым течением. Корневище растения длинное, сильно разветвлённое. Им кувшинка крепится к илистому дну

  • Цитатная характеристика Чичикова (Мертвые души)

    Главного персонажа произведения можно назвать весьма актуальным и ярким сразу для нескольких эпох. Благодаря тому, что автор наделил его весьма яркими и запоминающимися особенностями

  • Паспорт выдан отделом внутренних дел как пишется
  • Паспорт героя из сказки конек горбунок ивана
  • Пасовать как пишется правильно
  • Парят облака как пишется
  • Пары из сказок и мультиков