Пасхальные рассказы русских писателей

Иван савин 18991927 пасхальный жених. рассказ н-да, времечко, можно сказать. бродишь по этому несчастному крыму, как бездомный пес. праздника

Иван Савин (1899–1927)

Пасхальный жених. Рассказ

— Н-да, времечко, можно сказать. Бродишь по этому несчастному Крыму, как бездомный пес. Праздника даже негде встретить.

— Это верно, милые наступили времена. Как говорилось в наших краях: жисть ты мотузяна и колы ж ты перервышься!..

С сердцем швырнув изгрызенную папиросу в песок, смешанный с перламутровой массой мельчайших морских раковин, Рогов снова — в который раз? — обвел скучающими глазами тощий сквер, сбегавший к пристани однообразно-желтой дорогой. Давно уже апрельские ночи медленно плыли над городом и тесной цепью гор; огромная скала — как вожак исполинского стада, идущего на водопой, — купала в спокойных волнах черную свою голову. С моря веяло крепким, древним запахом рыболовных сетей и соли, с гор — горьким ароматом цветущего миндаля и прохладным, странно волновавшим Рогова светом апрельских звезд.

Разрывая полумглу, между чахлыми кипарисами изредка проходили люди. У некоторых из них в напряженно сжатых руках горели свечи, защищенные от ветра бумагой. Смеясь и подпрыгивая, прокатился по аллее белый шарик — маленькая девочка в пуховом пальто. Задевая за землю большим цветным фонарем, она кричала назад:

— Мама, сколей! Мама, уже в целькви колокольчик звонит!..

Рядом с Роговым, на широкой каменной скамье, сидел товарищ по полку Павловский, долговязый, рыжий вольноопределяющийся из семинаристов. На краю соседней скамьи темнела женская фигура. Контуры ног в светлых чулках рельефно выделялись на сером пузырчатом камне. Уже с четверть часа незнакомка неподвижно и молчаливо смотрела в море.

— В церковь пойти, что ли, — сказал Павловский, сморкаясь в красный, выданный англичанами платок (смеялись в полку над этими платками долго и зло).

— Грустно мне, брат, до чертиков. Хоть бы какой ковер-самолет появился, унес бы на земли орловские — к папаше на разговены.

— Жди! — желчно рассмеялся Рогов и, помолчав немного, стал мечтать в свою очередь: — Был бы я в Киевщине — и горя мало. Там у нас обычай есть хороший: каждая семья в пасхальную ночь приглашает к себе бездомного. Можно было просто постучаться в первую дверь. Так-то, мол, и так-то — приютите. И что ты думаешь? Приютили бы, обязательно бы приютили. А здесь к кому постучишься? К татарью, что ли. А русский, беженский люд сам больше по чужим дворам бродит…

Семинарист встал, потягиваясь:

— Ясно, как бублик. Ну-с, я побреду.

— Тоже — по чужим?

— А ну их! Загляну в церковь, а оттуда — в наши бараки, на боковую.

Павловский ушел, грузно передвигая ноги в тяжелых сапогах. Когда умолк мерный шорох шагов, с соседней скамьи звонким, чуть лукавым голосом спросили:

— Вы киевлянин?

Неожиданность вопроса смутила Рогова.

— Собственно говоря, я не из самого города, я из губернии…

— Это все равно, я тоже киевлянка. Хотите постучаться в нашу дверь? Мы древние обычаи помним.

— Спасибо большое, но…

На скамье засмеялись.

— Никаких «но». Вы мне, землячке, бросили вызов, и я отвечаю. Дисциплина прежде всего, а потому — шагом марш! Прошу не забывать, вольноопределяющийся, что я — дочь генерала и, следовательно, нечто вроде вашего прямого начальства.

— Слушаюсь, ваше превосходительство. Однако как на мое вторжение посмотрит генерал?

— Генерал сейчас еще на Кубани, а пойдем мы с вами к моей тетке, у которой я живу. Тетка же посмотрит только моими глазами.

— А разрешите узнать: какого они цвета? — сказал Рогов, удивленный несколько своей храбростью (очень уж остро пылали апрельские звезды).

— Темно-карие, как у шевченковской Катерины. Удовлетворительно?

Лихо, как ему показалось, вольноопределяющийся щелкнул шпорами.

— Весьма. Но еще один вопрос… — Он подошел, уже менее лихо, к соседней скамье. — Еще вопрос: как вы отрекомендуете вашим родным столь неожиданного гостя? Одного обычая тут, пожалуй, будет мало?

Вставая, незнакомка попала в полосу света. Под белой шляпой приветливо улыбнулось хорошенькое розовое лицо.

— Очень просто: как своего жениха. Я давно шутя уверяла тетку, что у меня есть жених. Уж ради одной оригинальности таких разговен — вы, конечно, согласитесь. Домишко наш близко, два шага.

Девушка неторопливо пошла по скрипящим раковинам. Рогов следовал за ней, все еще не придя в себя в достаточной мере.

— Как все-таки это странно… — говорил впереди звонко-лукавый голос. — В церкви было душно, я вышла подышать морем. И вдруг — земляк, да еще бездомный. Да еще, оказывается, — мой жених, ха-ха… Вольноопределяющийся, шагайте быстрей. Заутреня скоро кончится. Хоть вы и наш будущий родственник, но все же неловко заставлять себя ждать.

Пройдя сквер, площадь с каким-то грузным памятником, пройдя огромную, темную теперь, витрину с маленькими флажками на карте перекопского фронта, неожиданная невеста Рогова вошла в подъезд небольшого, с плоской крышей дома. Дикий виноград покрывал его зеленой муфтой. Окна были освещены («Тетка уже дома…» — подумал неожиданный жених).

В передней, заставленной чемоданами, корзинами и мешками с мукой, вошедших встретила маленькая, круглая женщина с черной бородавкой на левой щеке. От нее вкусно несло куличами и гиацинтами.

Девушка громко поцеловала бородавку.

— Тетичка, вот и я. Помнишь, я говорила тебе о своем женихе. Вы все не верили с дядей. Так вот вам, полюбуйтесь — мой суженый. Ему негде разговеться. Не выгонишь?

Круглая женщина ответила почти басом:

— Уж ты без глупостей не можешь. Милости просим, конечно. Чем богаты, тем и рады. Вешалка вот здесь, за зеркалом. Вы какого полка?

— Ахтырского гусарского.

Бородавка комично запрыгала.

— Вот оно что-о-о! Недаром Наталка («Значит, мою невесту зовут Натальей…» — подумал Рогов) все о гусарах болтала. Драгуны, говорит, пакость, уланы, говорит, тоже, а гусары…

— Ей-богу же, тетичка, я этого не говорила, — сказала, краснея, Наталка, входя в столовую.

Взглядом знатока Рогов бегло осмотрел пасхальный стол и остался им доволен. Несмотря на беженские дни, тетя с бородавкой и пышных куличей напекла, и молочного поросенка артистически подрумянила, и пасху сырную изюмом изукрасила. Недавним детством, родными краями повеяло от малороссийской колбасы, польских баб.

Из-за куличей показалась лысая, румяная, как поросенок, голова с падающими вниз казацкими усами. Усы зашевелились, проскрипел надтреснутый, добродушный говорок:

— А я, признаться, проголодался, тайком от супружницы колбаску вилкой ковырнул. Садитесь, молодой человек. Впрочем, Наталка, представь же меня будущему племяннику… — Он поднялся со стула и поклонился: — Прошу любить и жаловать: Никита Федорович Гончаренко, бывший помещик и слуга отечеству, а ныне — недорезанный буржуй.

Смущенно щуря темные, похожие на сливы глаза, девушка засуетилась:

— Ах да! Вот, мой дядя, дядя Ника, а это — жених мой… — На минуту Наталка замолкла, но, притворно кашлянув в маленький кулачок, добавила решительно: — Мой жених, Евгений Николаевич…

Звали Рогова Павлом Петровичем. Он растерянно стал теребить пуговицу френча.

К счастью, жест этот остался незамеченным: дядя Ника расставлял приборы, снимал с подоконника бутылки, мурлыкая вполголоса:

— Да, согрешил я, милые мои, оскоромился преждевременно.

Когда в столовую вошла хозяйка, бывший помещик заявил торжественно:

— Теперь поздравим друг друга с великим праздником. Христос Воскресе, милые.

Он троекратно поцеловал жену, племянницу, кольнул щеку Рогова казацкими усами.

Наталка звучно приложилась к теткиной бородавке, поцеловала дядю и подошла к вольноопределяющемуся, тяжело и взволнованно дыша. У Рогова даже уши залил густой, детский румянец. Для чего-то переставляя стулья, девушка наконец сказала:

— Я с Женей уже христосовалась в церкви, дядя.

Седые усы опять запрыгали:

— Что-с? Это непорядок, Наталка, и даже грех. Как старый сердцеед, чую, что неоднократно и многократно вы уже целовались, так сказать, под луной. Простите, молодой человек, но вы не были бы гусаром, ежели бы не воспользовались сим правом жениха. Скажите: целовались под луной?

— Да… — глотая слова, сказал Рогов. — Неоднократно.

— И после этого ты, Наталка, не хочешь похристосоваться? Ну?

Розовая рука легла на зеленое сукно френча.

— Христос Воскресе, милый…

Этот «милый» и теплота влажных, полуоткрытых губ легким вином наполнили сердце Рогова. Он не сразу опустил руку, с дрожью упавшую на плечо девушки. Дядя захохотал:

— Вы, молодой человек, далеко пойдете… Ну-с, приступим.

Разговины прошли ласково и весело. Кто-то («Аможет быть, это любовь?» — думал безусый гусар…) сбросил тяжесть междуусобных лет с этих плеч, молодых и старых. Дядя Ника, отдав должное красному вину («…молодой человек, обратите внимание: старорежимное, удельное…»), красочно вспоминал пасхальные ночи, обряды и обычаи родной Киевщины. Текли по черной бородавке обильные слезы. Все темнее, прекрасней и ближе мерцали крупные сливы Наталкиных глаз.

Уже лилось в окна сиреневое молоко рассвета, когда Рогов уходил из белого домика в виноградной муфте. Наталка вышла с ним в переднюю. Дрогнула ее протянутая рука. Кружилась у гусара голова — не то от вина, не то…

— Прощайте… — сказала девушка, все еще не отпуская руки. — Прощайте, пасхальный жених. Странно, целовались мы, а я даже имени вашего не знаю…

Рогов уронил фуражку, поднял ее, сказал, не узнавая своего голоса:

— Разве это надо? Разве важно? Наташа, только в мае мы уйдем на фронт. И я хотел… хотел спросить, просить вас, чтобы — не «прощайте», а — «до завтра»… Наташа, скажите, можно мне считать…

— Как все-таки странно все это… — В сливах рассыпались звезды.

— Да, странно… Наташа, можно считать все, что было, — настоящим? Невесту не только пасхальной? Чтобы все это повторилось, там — под луной?..

Через пять минут шел по пустынной улице вольноопределяющийся Рогов, чувствуя не отлетевшую еще теплоту влажных губ, уронивших так просто и нежданно это звездное слово — «люблю». Все смеялось в это раннее феодосийское утро: и сердце гусара, и близкий гул моря, и трехцветные флажки на карте в огромной витрине. И казалось Рогову, что флажки эти не угрожающе жмутся к Перекопу, а широким веером хлынули вперед, заливая родную Киевщину, Москву, всю Россию…

1920-е

Признание в любви – яркое, эмоциональное, романтическое и очень значимое событие, память о котором мы, как правило, с радостью несем через всю жизнь. Но люди продолжают спорить, о том, кто должен делать первый шаг – мужчина или женщина. А кто-то будет всю жизнь упрекать себя в том, что так и не решился открыться другому… Мы публикуем отрывок из книги протоиерея Андрея Лоргуса и психолога Ольги Красниковой «Мужчина и женщина: от я до мы».

День, час, место — все обстоятельства признания любящих друг друга людей (не обязательно молодых) хранятся в сердце как что-то важное и ценное, независимо от антуража, окружающего это событие. Ведь это один из знаменательных моментов в судьбе, а возможно, и первый шаг к супружеской жизни. Это точка, когда появляется то, что потом станет близостью. Психологически это очень важный порог, за которым начинается иная жизнь любящих друг друга мужчины и женщины.

К этому порогу ведет непростой путь. Еще раз хочется напомнить о значении подготовительного этапа сближения мужчины и женщины, необходимого, чтобы в какой-то момент у них хватило желания, силы и духу открыть друг другу чувства. Ведь бывает, что для кого-то этот шаг оказывается психологически чрезвычайно трудным и даже невыполнимым — некоторые люди на него так никогда и не решаются.

Это можно понять: в момент признания человек так себя открывает, что остается практически беззащитным перед другим — перед ожиданием ответа, перед возможной иронией, отказом, беззащитным перед ответственностью, которую он берет в этот миг на себя.

Признаваясь в любви, мы рискуем своим будущим: «если мои чувства взаимны, то меня ожидает счастье и надежда на совместную жизнь, а если нет — отчаяние неразделенной любви, со всеми связанными с ней страданиями, метаниями, переживаниями безысходности, потери смысла своего существования — пусть даже только на какое-то время, но от этого не легче».

Психологи Ольга Красникова и протоиерей Андрей Лоргус

Поэтому, встретив ситуацию, когда влюбленный герой не решается открыть свои чувства, важно проявить уважение и деликатность, чтобы не осудить, не посмеяться и не упрекнуть.

Мы понимаем, что психологически это очень непростой момент, на который человеку, не чувствующему в себе достаточно сил, сложно, а порой совершенно невозможно решиться. Конечно, в идеале, мужчина должен первым признаться в своих чувствах, ведь это свидетельствует о его готовности взять на себя ответственность за будущие отношения.

Ждать женщине признания от мужчины или самой «идти на абордаж», решать ей самой — гарантий нет ни в том, ни в другом случае.

В стародавние времена другие варианты и не рассматривались, именно поэтому исключения из этого правила вдохновляли поэтов — вспомним пушкинское письмо Татьяны Лариной с ее объяснением в любви к Евгению Онегину.

Сегодня женские признания уже никого не удивляют. Плохо это или хорошо — нельзя ответить однозначно. Иногда у девушки есть сомнения в ответных чувствах, и ей кажется, что лучше сразу самой признаться и все выяснить, чтобы быстрее «отстрадать» в случае неразделенной любви, а не питать бесконечную надежду.

Но в каких чувствах она признается? Скорее всего, это влюбленность, когда промедление смерти подобно. Настоящая любовь умеет ждать и не боится страданий. Сколько случаев, когда девушка торопится «ковать железо, пока горячо», а через некоторое время понимает, что «погорячилась» — ошиблась.

4e28c516f0dc5cc7bc29f59f2ff3e5d8

Бывает, что женщина уверена в своих чувствах и ее признание меняет мужчину, и он не только отвечает взаимностью, но и берет инициативу развития отношений в свои руки. Но есть случаи, когда нетерпеливость женщины лишает мужчину возможности первому проявить инициативу, не дает ему самому принять решение, что впоследствии может повредить отношениям.

Грустно на психологической консультации слышать от разочарованных в своей семейной жизни мужчин фразы: «не успел оглянуться, а меня уже женили»; «я еще не разобрался в своих чувствах, а она уже все за меня решила», а от женщин: «я видела, что он сомневается, но на меня давили родители, поэтому я взяла все в свои руки»; «я и в своих-то чувствах не была до конца уверена, просто очень хотела замуж».

Ждать женщине признания от мужчины или самой «идти на абордаж», решать ей самой — гарантий нет ни в том, ни в другом случае.

Признание в любви не ведет напрямую к браку. Во-первых, любящие друг друга люди могут не хотеть узаконить свои отношения, не думают о супружестве. Во-вторых, у них может быть много причин, мешающих вступлению в брак: материальные затруднения, семейные проблемы и другие обстоятельства.

Между признанием в любви и предложением руки и сердца может пройти много времени. Но для каждой из личностей, несомненно, открытие своего сердца, объяснение в любви все равно остается чрезвычайным и памятным событием.

Фото на заставке: Pablo Heimplatz / Unsplash

Список  детской литературы  к 
Великому посту  и  Светлому  Христову  Воскресению  «Весна  сливается с постом.
Приходит  праздник  Воскресения»

Весна сливается с постом.

Приходит праздник Воскресенья.

На этом свете и на том,

Звучат святые песнопенья.

Восходит праздник до небес,

Дарованный в страданьях крестных.

Христос воистину воскрес –

И христиане с Ним воскреснут.

                                        Татьяна 
Шорохова  «Светлый  праздник»

1.     Брэйер
С.  «Мамина  пасочка».  Сборник  добрых  историй.  —  Издательство  «Никея»,
2016. – 40 с. —  (Серия «Детство с Богом»)

Детский  писатель 
Станислав  Брейер —  автор  этой  замечательной книжки для младшего школьного
возраста. В ней собраны небольшие, поучительные, добрые сказки, чтение которых 
создаст радостное пасхальное настроение: « В праздничном небе»,  «Мамина
пасочка»,  «Пасхальные песни»,  «Подарок  бабушке»,  «Язык любви», «Как курочки
улыбнулись»,  «Скворец на Пасху»,  «Небесная пексня» и др. Рекомендовано
редакторами православного  журнала  «Фома».

2.     В
светлый праздник. Пасхальные  рассказы Е. Н.Опочинина / Е.Н. Опочинин. – М.:
Храм во имя Преображения Господня, 1999. – 24с.

В это издание вошли 2
пасхальных рассказа для детей: «Блаженный и воевода»,  «Царские писанки». Автор
рассказов писатель Евгений Опочинин. Главная тема рассказа «Царские писанки» —
чудесное преображение судьбы бедного и талантливого мальчика. Идея же этого
рассказа – вера и труд обязательно вознаграждаются. Надо только уметь терпеливо
ждать своего звёздного часа.

В рассказе «Блаженный и
воевода» очень характерный  классический сюжет Пасхального произведения. Злодей
раскаивается, а тот, кто был обижен – прощает и не мстит. Добро торжествует,
все противоречия сняты, навсегда покрыты любовью.

3.     Детям
о Пасхе Христовой / Сост. Куцаева Н.Г.- 7.-е изд. – Издательство Белорусская
Православная Церковь, 2018.- 63 с.

В  сборник вошли
литературные произведения для детей младшего и среднего школьного возраста о
самом главном и радостном христианском празднике – Светлом Христовом Воскресении,
Святой  Пасхе: «Божья  верба» (Александра Ишимова), «Вербочки» (Александр
Блок), «Вербная суббота» (Константин Победоносцев), «Воскресение Христово»
(Елена Горчакова), «Воскресение Христово» (София Куломзина из книги «Закон
Божий для самых маленьких»), «Канун Пасхи» (Неизвестный автор), «Рубашка»
(Мария Львова), «Земля и солнце» (Лидия Чарская»), «Моё милое детство» (Клавдия
Лукашевич) и другие.

4.     Детям
о Христе / Широпаева И., послушник Иоанн. – Издательство «Благо», 2003. —  88
с.: цв.ил. — По книге протоиерея А. Маляревского «Первая книжка по Закону
Божию для детей

Очень доступный материал.
Можно, вполне, использовать для проведения мероприятий для учащихся о жизни 
Спасителя.

5.     За
что распяли Любовь. Сборник пасхальных рассказов.- М.: Издательство прихода Храма
Святого Духа Сошествия на Лазаревском кладбище, 2016. – 16 с.

Составитель сборника
священник  А.Рождественский. В брошюру вошли: невероятно пронзительный рассказ
«За что распяли Любовь», давший название этой книге; «О, Пасха! Избавление
скорби!», «Неудачное плавание», «Вставай, Ваня! Хватит лежать!», «Болезни стали
бегать от меня», «Книга, хочется верить, не оставит равнодушными юных
читателей. Предназначено детям младшего и среднего школьного возраста.

6.     Земная
жизнь Пресвятой Богородицы в пересказе для детей: [ книга для чтения  взрослыми
детям ] / автор-составитель Дарья Болотина, Ольга Голосова.  – М.:
«Лепта-Книга»; Тула: «Имидж Принт», 2011. – 72 с. : цв.ил. – («Азы православия
для детей»)

Книга составлена на
основе Священного  Предания о жизни Пресвятой Богородицы Девы Марии. Доступным
для детей языком излагаются основные  вехи земной жизни Царицы  Небесной,
описываются Её главные внутренние качества предопределившие выбор Господа
воплотиться  от  Неё и  позволившие  Ей стать Честнейшей Херувим и Славнейшей
без сравнения Серафим,  — преданность в Волю Божию, безграничная любовь к Богу,
доверие  Ему, смирение, словом, те качества, которым необходимо подражать
каждому христианину.

7.     Каликинская
Е. Пасхальная  радость прабабушки Поли. – Издательство «Лепта», 2012. – 96 с.

Варюшу 
отправляют  на  лето в  деревню  к  прабабушке.  В  доме  с  большим  садом так
много  необычного: как будто обыкновенно, но на самом деле «всё – по-другому».
Почему  прабабушка  Поля  всё делает не как другие люди, окружающие Варю, и
любит то, чего другие не любят: рано вставать, а не поспать сладко на утренней
зорьке; побольше  работать, вместо того, чтобы посидеть в тенёчке с книгой и
многое-многое другое? А ещё она, похоже, знает то, что не знают другие. Может
она волшебница? Вскоре, Варя обнаруживает  прабабушкину тайну: за старой
калиткой,  запертой на большой ключ, скрывается ещё один сад, где не бывает
зимы, а яблоки, принесённые оттуда,  обладают чудесной силой. Удастся ли девочке
проникнуть туда и найти ответы на все вопросы? Об этом наши юные читатели
узнают, прочитав эту книгу, которая, возможно, заинтересует юных читателей.
Издание адресовано детям младшего и среднего школьного возраста, и
рекомендована к публикации Издательством  Русской  Православной Церкви.

8.     Котлова
Л. Радужный свет. – Издательство сестричества во имя святителя Игнатия 
Ставропольского, 2008. – 104 с.

Эта книга  продолжает
традиции замечательных русских  писателей Ивана  Сергеевича  Шмелёва и Василия
Акимовича Никифорова-Волгина. В течении реки времени, в смене дней церковного
года – Масленица,  Великий  Пост, Пасха – проходит жизнь главной героини,
девочки Любаши, внучки священника, с простыми радостями и горестями и, конечно,
с Богом. Рекомендована детям среднего и старшего школьного возраста.

9.     Кондурушкин
С. Звонарь  Федя. Пасхальный  рассказ. – Издательство: Приход Храма  Святого 
Духа  Сошествия  на  Лазаревском  кладбище, 2015. – 20 с.

Пасха: в Её святую ночь с
первым  ударом колокола и словами «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют
на Небесех», — кажется, просыпается после  зимнего сна и сама природа. Но,
главное, на Пасху непременно происходят чудеса. Нужны ли для них какие-то
специальные слова? Нет, только верующее и доброе сердце. Книга  предназначена
для детей младшего школьного возраста. Повествование начинается с четвёртой
недели Великого поста и быстрыми детскими шажочками приводит к встрече Пасхи.
Очень ободряющий  рассказ, дающий силы на 2-ую половину постного пути.
Десятилетний мальчик Федя живёт в чужой семье, дружит с хозяйкой дома и мечтает
ударить в пасхальный колокол, чтобы разбудить всех: людей, птиц, и, конечно,
весну. Сбудется ли мечта маленького мальчика? Об этом наши юные читатели
узнают, прочитав эту книгу.

10. Лагерлёф
С. Красношейка. Пасхальное сказание. – Издательство Сестричества во имя
святителя Игнатия Ставропольского, 2020. – 12 стр.

Удивительное  сказание
известное  шведской писательницы об исполнении заветной мечты маленькой птички
и её глубокой жалости и сочувствии к ужасным страданиям на Кресте распятого
Спасителя мира не оставит равнодушным, ни взрослых, ни детей. До глубины души
трогательный рассказ, по которому даже ставят инсценировки.

11.   Никифоров-Волгин
В. Завтра Пасха Господня. – М.: Издательство прихода Храма Святого  Духа 
Сошествия на Лазаревском кладбище, 2018. – 40 с. – (Серия «Пасхальные рассказы 
русских  писателей»)

В книгу  вошли  рассказы 
замечательного православного  писателя  Василия Акимовича  Никифорова-Волгина
для детей: «Исповедь», «Причащение»,  «Двенадцать Евангелий»,  «Плащаница»,
«Канун  Пасхи», «Великая суббота», «Светлая заутреня». Предназначена для детей 
младшего и среднего школьного возраста. Допущено издательским советом Русской
Православной Церкви.

12  Пасхальный подарок
для детей / Сост. Бабенко Е., главный редактор игумен Киприан (Ященко). –
Издательство «Покров», 2013. – 32 с.- (Серия «Добрая книга России»)

В эту маленькую книжечку
вошли: Тропарь праздника, Пасхальный рассказ Игоря Савицкого «Братья», Песенки,
Стихи, Поделки, Загадки, Игры.

13 Под напев молитв
Пасхальных / Сост. Каткова В. – Издательство Сетсричества во имя свт. Игнатия
Ставропольского, 2012. – 16с.

В эту маленькую книжечку
вошли произведения А. Блока, А.Пушкина, А. Майкова, К.Феофанова, С.Есенина,
Л.Чарской, А.Плещеева, Е.Горчаковой. Предназначено для детей младшего школьного
возраста.

14  Светлый гость:
пасхальные  рассказы / Сост. В. Каткова.  – М.: Приход храма Святого Духа
Сошествия на Лазаревском кладбище, 2016. – 56 с.

В настоящий сборник вошли
произведения, посвящённые празднику  Пасхи для детей младшего и среднего
школьного возраста. Очень хорошо иллюстрирована. Иллюстрации цветные, красиво
оформлена обложка. Вошли рассказы: «Великая суббота», «Приютили», «Пасхальная
ночь», «Чудо-гость», «Радость в Великий праздник», «Господи, помилуй маму, папу
и разбойника», «Спасение в Пасхальную ночь», «Бог помиловал» и др. Допущено к
распространению издательским советом Русской  Православной Церкви.

         15. Тростникова Е. Воскресение
Христово». – Издательство «Никея»,                      2016. – 40 с. – (Серия
«Детство с Богом»)

Эта книга о Великом
празднике Пасхи, предназначенная для детей от двух лет. Рассказ о Воскресении
Христовом  построен близко к  Евангельскому  повествованию и простым понятным
языком рассказывает  маленькому читателю максимум того, что он в состоянии
воспринять. Книга повествует также о традициях празднования Пасхи. Вот одна из
маленьких главок книги: «Воскресение Христово»: «Бог создал весь мир и всех
людей. Все люди на свете – Его дети, и Бог любит каждого своего ребёнка. Много
раз Бог давал людям правила вечной жизни, но люди не слушались Бога. Тогда Он
Сам стал Человеком, родился (зимой мы празднуем Его Рождество), и вырос, и жил
с людьми, и учил их быть добрыми, чтобы все друг друга любили. И ещё Он
совершал чудеса – больных делал здоровыми, слепых, которые ничего-ничего не
видят, зрячими, накормил много-много людей несколькими маленькими хлебцами и
двумя рыбками, сильную бурю на море остановил, и ходил по воде… Всё это делал
Он, чтобы люди поверили Ему и слушались Его». Книга рекомендована редакторами
православного журнала «Фома».

16.  «Христос  Воскрес! И
смерть побеждена!». Пасхальные рассказы и стихи / Сост. Шепелькова О. –
Сестричество во имя свт. Игнатия Ставропольского, Приход Храма Св. Духа
Сошествия на Лазаревском кладбище, 2020. – 16 с.

17. Чехов А.П. На
страстной неделе. Православная литература для души. – Сестричество во имя свт.
Игнатия Ставропольского, Приход Храма Святого Духа Сошествия на Лазаревском
кладбище, 2020. – 16 с.

Рассказ написан от лица
восьмилетнего мальчика Феди. Федя отправляется на исповедь, по дороге
размышляет о грехе, добродетели, о Страшном Суде, о своих личных грехах и
недостатках. Исповедуясь, Федя очищает душу, он счастлив и мир кажется ему
совершенно другим, даже хочется пригласить давнего врага – соседского забияку
Митьку поиграть вместе в бабки…. Книга предназначена для детей младшего
школьного возраста.

18. Чудесная верба.
Сборник стихов и прозы для детей.  – Издательство «Смирение», 2014. – 96 с.

Сборник составлен по
материалам журналов «Светлячок», «Хорошая компания», «Задушевное слово», и др.
выходящих под редакцией замечательного детского писателя Александра
Фёдорова-Давыдова. В книгу вошли также произведения поэтов и писателей 19-20
вв: Александры Ишимовой, Евгения Елича, Манефы Чокой, Марии Пожаровой и лр.
Стихи и рассказы. Героями прозаических и поэтических произведений стали птицы,
звери и даже насекомые – плутоватые, озорные, простодушные на своём печальном
или смешном опыте доказывающие неопровержимость нравственных законов,
утверждающих божественную силу добра и правды. Вот отзыв одной из читательниц
об этом сборнике: «В целом сборник очень весенний. «вербный…»присутствуют
интереснейшие с мягкой моралью рассказы о детях, сказки и зарисовки о весеннем 
пробуждении природы, насекомых. На страницах 65-66 замечательный способ сделать
зелёную лужайку для пасхального стола, заросшее травой яйцо и бутылку!
Прекрасное исполнение и содержание. Великолепная полиграфия, плотные белый
офсет, старинные открытки не тёмные, шрифт комфортный. Книгу приятно читать и
не стыдно подарить» (Белоус Марина).

Отзыв о книге Макеевой
Евгении: «Читала этот сборник. Он мне очень понравился. Одноименную сербскую
сказку «Чудесная верба», которая и дала название сборнику читала на местном
радио накануне праздника Вербное воскресение в православной программе в рубрике
«Детская страничка». Мой коллега, главный редактор радиовещания мне его
посоветовал.  Об этой книге у него были хорошие отзывы».

19. Шмелёв И. Поздняя
Пасха.- Сестричество во имя Святителя Игнатия Ставропольского, Приход Храма
святого Духа Сошествия на Лазаревском кладбище, 2019. – 16 с.

Иван Шмелёв приложил к
своим пасхальным воспоминаниям ещё и талант писателя, подарив нам возможность
вновь увидеть детским взором Воскресение Христово.

                         
«Хорошая книга – точно беседа с умным человеком. Читатель получает от неё
знания и обобщение действительности, способность понимать жизнь» (А.К. Толстой)

«Вот и солнце! Тучи тают.

Всё омылося дождём.

С неба Ангелы слетают,

Светом храмы наполняют.

Скоро Пасха! Пасху ждём!

И от вербушек пушистых

В серебре весенний лес.

Хоры Херувимов чистых

Весть несут:

«Христос Воскрес!»

                           
    Монахиня Мария (Мернова)

С НАСТУПАЮЩИМ  СВЕТЛЫМ 
ХРИСТОВЫМ  ВОСКРЕСЕНИЕМ, ДОРОГИЕ  КОЛЛЕГИ!

Успение 2021: история и традиции, Ореховый Спас, что можно и нельзя делать 28 августа

Важнейший христианский праздник — Успение Пресвятой Богородицы — Русская православная церковь в 2021 году отмечает в субботу, 28 августа. (Западные церкви вспоминают Успение Девы Марии 15 августа).

Празднику предшествует последний летний многодневный Успенский пост, который считается очень строгим. В само Успение, если оно приходится не на среду и не на пятницу, поста нет — разрешена любая пища, а также вино.

В 2021 году Успение отмечается в субботу: 28 августа верующим разрешены мясное, молочное, яйца, рыба, вино и так далее (что отнюдь не подразумевает обжорство и злоупотребление алкоголем).

На следующий день после Успения — в воскресенье, 29 августа — празднуется Третий (Ореховый) Спас — праздник в честь Иисуса Христа и святыни Спас Нерукотворный. В этот день также нет поста, разрешена любая пища.

Всего в августе празднуются три Спаса — Медовый (14 августа), Яблочный (19 августа) и Ореховый (29 августа).

Успение Богородицы: история праздника

Праздник посвящен воспоминанию об окончании земной жизни Богоматери Девы Марии. В православии праздник носит название Успение Пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и является двунадесятым, то есть одним из 12 важнейших, помимо Пасхи.

Согласно евангельским источникам, после того как Иисус отправился к своему небесному отцу, Дева Мария много лет прожила в Иерусалиме. Она часто приходила на Голгофу, молилась у Гроба Господня, где ей — уже очень немолодой — однажды архангел Гавриил принес весть, что вскоре она увидится со своим сыном на небесах.

Перед окончанием земной жизни Богоматерь пожелала увидеть всех апостолов — учеников Христа, проповедовавших его учение в разных землях. Хотя те были далеко, желание Богородицы было исполнено. Ангелы доставили апостолов к смертному ложу Девы Марии, и она успела проститься с учениками Христа, которые стали ей как сыновья.

После этого земная жизнь Марии завершилась, а вокруг ее ложа распространилось сияние. Кончина Богоматери называется успение. Иисус забрал душу Богородицы на небо, а тело было погребено в Гефсимании, в семейном склепе, где были похоронены ее родители — праведные Иоаким и Анна, а также ее земной супруг Иосиф Обручник. Вход в гробницу был завален камнями. Это место глубоко почитаемо, на Успение там ежегодно проводится обряд погребения Богоматери.

Успение 2021: история и традиции, Ореховый Спас, что можно и нельзя делать 28 августа

Апокриф о Фоме

Есть апокрифическое сказание, что апостол Фома (тот самый, которого зовут неверным или неверующим за то, что он ничего не принимал на веру без доказательств) не успел попрощаться с Богородицей до ее успения — так же, как опоздал на первое появление воскресшего Христа.

Когда Фома появился в Иерусалиме, Богоматерь уже была похоронена. Есть две версии последующих событий. По одной из них — Дева Мария с небес бросила апостолу Фоме свой пояс в утешение. По другой легенде, как и в случае с Христом, — чтобы Фома мог попрощаться с усопшей, апостолы отвалили камень, закрывающий вход в гробницу, но Богоматери там не было. Остался только ее пояс, а сама Дева Мария пребывала в небесных чертогах.

Считается, что святыня, которую называют пояс Богородицы, позже была обретена, ее частицы хранятся во многих храмах, в том числе в одном из монастырей Афона. Святыню привозили в Россию, где к ней выстаивались огромные очереди жаждущих исцелиться.

Народные традиции на Успение

Успение — один из любимейших на Руси народно-христианских праздников. Это и праздник урожая, и чествование матушки-земли, с которой после прихода христианства стали отождествлять Богородицу, всеобщую заступницу, особенно добросердечную по отношению к женщинам. В народе считалось, что на Успение прощаются все бабьи грехи за год.

На Руси на Успение существовала древняя традиция дожинок — в поле до праздника оставляли несжатый сноп, который был посвящен Богородице. На Успение его срезали и торжественно несли в село, сопровождая этот процесс специальными обрядами. Хлеб, испеченный из муки от дожиночного зерна, считался ритуальным и целебным, его ели всем селом, отламывая по кусочку. Часть каравая из дожинок оставляли в укромном месте как оберег, чтобы защитил урожай, отвел от людей голод и болезни.

Всего в честь Богородицы отмечают три праздника, которые носят названия Пречистая.

Первая Пречистая — Успение (28 августа); Вторая Пречистая — Рождество Богородицы (21 сентября); Третья Пречистая — Введение Богородицы во Храм (4 декабря).

Успение 2021: история и традиции, Ореховый Спас, что можно и нельзя делать 28 августа

Приметы и запреты

На Успение запрещалось работать, особенно строгий запрет был на женскую работу, считалось, что мирское мешает вознесению Богородицы на небо. Чтобы не беспокоить почившую Богоматерь, женщинам запрещалось убираться в доме, стирать, готовить пищу, особенно строгие запреты касались рукоделия — игла или спица могли «уколоть» Пречистую, и тогда жди беды.

По традиции на Успение освящали в храмах зерно нового урожая, а также свежий хлеб, испеченный из муки свежего помола. Впрочем, крестьянский быт вносил изменения в древние традиции и суеверия. Например, на Успение на Руси традиционно начинали солить огурцы и сеять озимые.

До сих пор в некоторых местностях жива старая русская традиция на Успение щедро одаривать нищих. На Руси бедняков, а также заключенных в тюрьмах в этот день щедро одаривали свежим хлебом и деньгами, скупердяев строго осуждали и даже наказывали за жадность.

Согласно древнему суеверию, незамужним девушкам на Успение нельзя заплетать косы и стричься, иначе век куковать в одиночестве.

Также есть старинный запрет ходить на Успение по земле босиком. Считается, что пролитые по Богородице слезы делают землю в этот день такой горькой, что от этой горечи можно заболеть и даже умереть.

На Успение, помимо общих праздничных ограничений, был строжайший запрет на сквернословие. Считалось, что невоздержанных на язык Богоматерь может наказать заиканием, немотой или потерей памяти.

Время с Успения до 11 сентября на Руси считается молодым бабьим летом. По погоде на Успение судили о зрелом бабьем лете — если в праздник по-летнему тепло, с 11 сентября жди дождей. И наоборот: дождик на Успение обещает теплой бабье лето.

Ореховый спас

На следующий день после Успения — в воскресенье, 29 августа, — отмечается Ореховый (Третий) Спас. Праздник посвящен Иисусу Христу и святыне Спас Нерукотворный. На Руси это был завершающий лето праздник урожая, посвященный хлебу и народным ремеслам. Именно потому Третий Спас называют также Хлебным, Полотняным, Холщовым и т. д.

Подробнее о Третьем Спасе читайте в материале ФАН.

Успение 2021: история и традиции, Ореховый Спас, что можно и нельзя делать 28 августа

Книга Исаевой Е.Л. рассказывает обо всех наиболее значимых праздниках, традициях, правилах и обрядах, знать о которых должен каждый православный христианин. Ежедневно Православная Церковь отмечает или Священный праздник, или чтит память какого-либо святого, или прославляет одну из чудотворных икон. Как приняло встречать тот или иной праздник, как должно вести себя, и какую пищу разрешено вкушать. В чем суть таких знаменательных дат, как Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, Крещение Господне, Сретение, Благовещение, Светлое Христово Воскресение, Пасха, Вознесение, День Святой Троицы, Преображение и Успение. Для широкого круга читателей

ВВЕДЕНИЕ 4
ПАСХА — ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО 8
ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРЕХОДЯЩИЕ ПРАЗДНИКИ 12
ДВУНАДЕСЯТЫЕ НЕПРЕХОДЯЩИЕ ПРАЗДНИКИ 20
ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ 35
СРЕДНИЕ, МАЛЫЕ ХРАМОВЫЕ ПРАЗДНИКИ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 56

Успение 2021: история и традиции, Ореховый Спас, что можно и нельзя делать 28 августа

Близится один из самых значимых праздников Русской церкви — Успение Пресвятой Богородицы. Великое событие православные празднуют 28 августа. Как и все церковные торжества, Успение имеет свои традиции и запреты. Что можно делать в этот день, а какие дела лучше перенести на другое время — в материале НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ.

История и смысл праздника

В народе Успение приобрело неофициальное название «богородичная Пасха». Перед Успением Пресвятой Богородицы совершается чин погребения, финалом которого является обход христиан с Плащаницей (большая икона Богородицы) вокруг церкви.

Успение 2021: история и традиции, Ореховый Спас, что можно и нельзя делать 28 августа

Этимология слова «успение» достаточно прозрачна — со старославянского оно переводится как «сон» или «мирная кончина». Отсюда и следует вероучение: Богородица не умерла, а лишь уснула, чтобы открыть глаза вечной жизни. Когда произошло Вознесение Иисуса Христа, Богоматерь постоянно ходила в Голгофу, где распяли ее сына. Во время одного из таких посещений перед взором Богоматери возник архангел Гавриил, который позвал ее в небесное царство. В подтверждение слов посланник вручил ей ветвь райского дерева, которую наказал нести в день успения.

Согласно преданию, во время смерти Богородицы «заблистал несказанный свет» — это сам Иисус вернулся за душой Матери. Верующих в траурной процессии было так много, что священники приказали охране разогнать христиан, а мертвое тело сжечь. Сделать этого страже не удалось: на землю опустилось облако, загородившее траурную процессию. При этом некоторые злопыхатели потеряли зрение. После прибытия в Иерусалим неверующего апостола Фомы гроб пришлось открыть — он хотел попрощаться с Богоматерью. Однако сделать этого не удалось — тело было уже не в гробнице, а в раю.

Значение Успения заключается в том, чтобы дать понять — после смерти есть жизнь. Только существуют люди уже не в человеческом обличии — их души находятся в вечном мире. Это считается наградой за земную жизнь по христианским заветам.

Традиции

Успение 2021: история и традиции, Ореховый Спас, что можно и нельзя делать 28 августа

Вечером 27 августа православные отправляются в храмы, чтобы поучаствовать во всенощном бдении. Накануне Успения Пресвятой Богородицы в церквях верующие исполняют богослужебные песни и кондак, читают стихиру по Евангелию. Это также прекрасное время для того, чтобы наладить отношения с родными, помочь нуждающимся и совершать другие добрые дела.

Успенский пост подходит к своему завершению. Так как в этом году праздник приходится на субботу, верующим разрешено дать волю своим кулинарным пристрастиям. После многодневных ограничений в пище православные могут позволить себе рыбные и мясные блюда, также снимается запрет и на молочные продукты.

Тяжелую работу лучше перенести на другой день, при этом повседневные дела в праздник Успения Богородицы церковью не запрещены. Православные в праздничный день приходят в храмы, чтобы поставить свечи, причаститься и исповедоваться. Священники облачены в голубые одежды — цвет является символом чистоты и непорочности.

После службы принято приглашать на праздничный обед близких людей. Рукоделие и заготовка солений — тоже подходящие для этого торжественного дня дела.

Запреты

Успение 2021: история и традиции, Ореховый Спас, что можно и нельзя делать 28 августа

Ограничений для православных в торжественный день установлено немало. Во время Успения Пресвятой Богородицы категорически нельзя общаться на повышенных тонах, сквернословить и обижаться друг на друга. На праздничном столе, уставленном яствами, не должно быть спиртного.

Кроме того, в праздничный день не принято заниматься работами на земле, поэтому особо трудолюбивым дачникам придется отдохнуть в эти выходные. Подстригать волосы и ногти тоже нежелательно. В этот день не ходят в старой одежде и неудобной обуви.

Согласно церковному уставу, в праздник Успения не положено устраивать церемонии венчания. Если же влюбленные уже воцерковлены, то они вполне могут в этот день пожениться и устроить светскую свадьбу.

На следующий день после Успения наступит Ореховый Спас. В этот день в народе было принято выпекать хлеб, начинать сбор лесных орехов, продавать холсты и полотна. Данный спас по счету идет третьим и следует за Яблочным. Спас на горе, как еще именуется праздник, верующие отметили постными пирогами и красным вином. Об этом писали НЕВСКИЕ НОВОСТИ.

Успение 2021: история и традиции, Ореховый Спас, что можно и нельзя делать 28 августа

В субботу, 28 августа, отмечается Успение Пресвятой Богородицы. Этот большой христианский праздник посвящен воспоминанию о земной кончине Божьей Матери. В народе он также известен под названием Первая Пречистая.

В этот день завершается строгий Успенский пост; верующие отправляются в церковь на всенощное бдение и обращаются с молитвами к Деве Марии. О том, как отмечается праздник и что нельзя делать, рассказывает OBOZREVATEL.

Успение 2021: история и традиции, Ореховый Спас, что можно и нельзя делать 28 августа

Судьба Богородицы после вознесения ее Сына Иисуса Христа не описывается ни в одном из четырех Евангелий. О ее земной кончине рассказывается в нескольких неканонических текстах.

По преданию, во время молитвы Божьей Матери явился архангел Гавриил и сообщил, что вскоре она предстанет перед Господом. В подтверждение своего явления он подарил ей пальмовую ветвь.

В день успения апостолы, которые проповедовали в разных странах, чудесным образом оказались в Иерусалиме, чтобы попрощаться с Богородицей. А сам Спаситель, сопровождаемый душами святых, ангелов и архангелов, сошел на землю и забрал тело и душу Своей Матери на небеса.

Значение и смысл праздника Успения Богородицы

«Успение» в переводе со старославянского языка означает «мирная смерть». Этот праздник посвящен не только печали из-за завершения земного пути Божьей Матери, но и радости, поскольку таким образом она воссоединилась со своим Сыном Господом Иисусом Христом.

Традиции на Успение Пресвятой Богородицы

В Успение Пресвятой Богородицы следует посетить богослужение, которое в этот праздник начинается всенощным бдением. В церкви нужно поставить свечку и помолиться о здравии самых близких, особенно – детей.

В течение двух недель до праздника верующие соблюдают строгий Успенский пост, цель которого – духовное и физическое очищение. На само Успение Богородицы можно накрывать богатый стол, а среди блюд по традиции должен присутствовать освященный хлеб из муки нового урожая.

В старину праздник называли Осенины, или Госпожин день. К 28 августа обычно завершались работы в поле, поэтому на Успение наши предки освящали в храмах колоски и семена из собранного урожая.

Успение 2021: история и традиции, Ореховый Спас, что можно и нельзя делать 28 августа

На Успение, как и в другой большой церковный праздник, не следует заниматься домашними делами: делать уборку, шить, стирать.

Нельзя устраивать шумные гуляния, а также ссориться, злословить, желать зла кому-либо. Кроме того, не стоит использовать острые предметы, особенно вставлять их в землю, – даже хлеб принято ломать руками.

Существуют также суеверия, согласно которым на Успение Пресвятой Богородицы нельзя варить еду, ходить босиком по росе (к плохому здоровью и болезням), надевать старую, грязную или неудобную обувь, разводить огонь (к неприятностям), стричься незамужней девушке и разговаривать, пока она не умоется росой или родниковой водой (чтобы не испортить судьбу).

Успение 2021: история и традиции, Ореховый Спас, что можно и нельзя делать 28 августа

Какое Успение Богородицы, такая и осень.

Взошла радуга – к теплой осени.

Много паутины – к морозной и малоснежной зиме.

Туман – будет много грибов.

Ранее OBOZREVATEL публиковал календарь выходных и праздников на 2021 год в Украине. Общее число рабочих дней в году – 250.

Успение 2021: история и традиции, Ореховый Спас, что можно и нельзя делать 28 августа

Успение Пресвятой Богородицы празднуется всегда 28 августа. Праздник называется Успением («засыпанием»), потому, что Божия Матерь умерла тихо, как бы уснула, а через три дня была воскрешена Господом и вознесена на небо. Как говорят священники, у Успения есть один день предпраздства и 9 дней попразднства. Кроме того, с этим торжеством связано множество запретов, поверий и традиций.

  • Традиции, которые верующие соблюдают на Успение
  • Что нельзя делать в праздник Успения Богородицы, дабы не навлечь на себя беду

Традиции, которые верующие соблюдают на Успение

На Успение, или Успение Пресвятой Богородицы верующие идут в церковь и освящают семена и колоски пшеницы нового урожая. Также ставят свечи и молятся за здоровье родных. Успенский пост закончился, поэтому 28 августа верующие традиционно накрывали пышный стол с разнообразными блюдами. Обязательным было присутствие хлеба, выпеченного из муки нового урожая.

Успение 2021: история и традиции, Ореховый Спас, что можно и нельзя делать 28 августа

Православный праздник Успения совпадал по времени с жатвой. В эту пору года русские крестьяне были заняты уборкой урожая.

Именно поэтому в народном сознании на церковные традиции Успения наложились земледельческие обычаи. В старину земледельцы, чтобы отметить завершение полевых работ, организовывали большой пир. Из каждого дома выносили напитки и угощения, благословленные в храме. Вечером садились за общий стол. До этого спешили собрать урожай и помогали в этом тем, кто не успевал по разным причинам уложиться в сроки. Согласно традиции в этот день хозяйки солили на зиму капусту, помидоры, огурцы и другие овощи нового урожая.

На праздник Успения Пресвятой Богородицы крестьяне начинали собирать лесные и грецкие орехи.

Что нельзя делать в праздник Успения Богородицы, дабы не навлечь на себя беду

Успение 2021: история и традиции, Ореховый Спас, что можно и нельзя делать 28 августа

  • На праздник Успения Богородицы запрещено ссориться, особенно с близкими людьми и друзьями.
  • Сегодня нельзя брать в руки острые предметы. Даже хлеб нужно ломать руками, а не резать ножом.
  • Строго-настрого запрещается в этот церковный праздник заниматься домашней работой — убирать, стирать, работать на огороде. Под особым запретом в этот день рукоделие и шитье.
  • Не стоит разводить огонь, чтобы не привлечь в дом беду.
  • Нельзя отказывать другим в помощи, необходимо постараться выполнить просьбу.
  • Раньше люди считали, что на праздник Успения нельзя ходить босиком по траве, покрытой росой. Они верили, что роса — это слезы Пресвятой Богородицы и, если пройтись по ней, то можно навлечь болезнь и несчастье.
  • С давних пор считается, что в праздник 28 августа нельзя надевать старую или неудобную обувь, потому что в дальнейшем человека ожидают трудности и проблемы.

На Успение Богородицы незамужним девушкам нельзя ни с кем разговаривать. Утром они должны были умыться холодной водой и трижды промолвить: «Пресвятая Богородица, ты всех венчаешь, семьи соединяешь, помоги и мне жениха найти. Во имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь.».

Рождественские рассказы зарубежных писателей

В сознании западных христиан Рождество остается главным праздником. Не удивительно, что тема Рождества Христова получила богатейшее развитие в европейском искусстве и литературе. Именно поэтому мы решили издать рождественские рассказы зарубежных писателей отдельной книгой. В сборник вошли произве.

Главные блюда зимы. Рождественские истории и рецепты

Рождество – это бурлящий коктейль христианства, фольклора, язычества, традиций и коммерции. Каждый из нас, как представитель толерантного, мыслящего и лишенного предрассудков общества, может относиться к Рождеству так, как считает нужным. Другими словами, можно не вдаваться в теории и просто полу.

Православная Пасха. Светлое Христово Воскресение

Праздник праздников, торжество торжеств – так называют это великое событие православные христиане. В миг Светлого Христова Воскресения мир рождается заново, искупленный и освященный нашим Спасителем. Все было бы тщетным без этого события, и сама вера была бы бессмысленной. Но Христос воскрес, и с.

Пасхальные рассказы русских писателей

Христианство – основа русской культуры, и поэтому тема Пасхи, главного христианского праздника, не могла не отразиться в творчестве русских писателей. Даже в эпоху социалистического реализма жанр пасхального рассказа продолжал жить в самиздате и в литературе русского зарубежья. В этой книге собра.

Пасхальные рассказы (сборник)

Пасха – главный православный праздник не только в религиозном, но и в культурном смысле. Духовная природа этого светлого торжества, тема воскрешения души и нравственного обновления не могла не найти отражения в русской литературе. Многие выдающиеся писатели обращались к теме пасхальных праздников.

Рождественский стол. Самые вкусные угощения

В этом альбоме собраны рецепты рождественских угощений. Для удобства представлены готовые меню праздничного обеда, чтобы можно было выбрать понравившийся вариант или скомбинировать блюда из разных меню по своему вкусу. Для всех рецептов указаны время приготовления и уровень сложности, а также кал.

«Пасхальные колокола» и другие рассказы

Эта книга рассказывает о том, какой была век назад русская Пасха – главный праздник христианского богослужебного года. …Крестный ход с громкими пениями, пасхальная заутреня, обряд христосования, Благодатный огонь, куличи, творожные Пасхи и яйца, хороводы и игры – все это под церковный перезвон, к.

Великий пост. Произведения русских писателей

Великий пост – особое время. Время подготовки к самому значительному празднику Святому Христову Воскресению. Это радостное и вместе с тем таинственное время. Этой тайной пронизаны произведения Чехова, Лескова, Достоевского и других писателей, чьи произведения собраны в этой книге. Русскими класси.

Рождественские традиции. Рассказы, очерки, воспоминания

Традиции празднования Рождества складывались и хранились веками. Дети славили Христа со звездою, молодежь устраивала колядки, помогали бедным, чтобы никто не остался без праздника и рождественских подарков. Традиции передаются от поколения к поколению, у нас же распалась связь времен. С духовным .

Христос рождается! Рождественская книга для души и сердца

В этой книге мы приглашаем читателя поразмышлять над значением величайшего события в истории человечества – Рождества Христова, ощутить рождественскую радость. В первой части собраны цитаты из Ветхого Завета, повествующие об ожидании Спасителя. Во второй – слова о Рождестве Христовом Отцов Церкви.

В данном разделе представлен топ лучших книг и аудиокниг по теме «Христианские праздники». Полный список из 47 популярных книг и аудиокниг по теме, рейтинг и отзывы читателей. Читайте книги или слушайте на сайте онлайн, скачайте приложение для iOS или Android, чтобы не расставаться с любимыми книгами даже без интернета.

» d=»M24.769 20.3a4.949 4.949 0 012.356-4.151 5.066 5.066 0 00-3.99-2.158c-1.68-.176-3.308 1.005-4.164 1.005-.872 0-2.19-.988-3.608-.958a5.315 5.315 0 00-4.473 2.728c-1.934 3.348-.491 8.269 1.361 10.976.927 1.325 2.01 2.805 3.428 2.753 1.387-.058 1.905-.885 3.58-.885 1.658 0 2.144.885 3.59.852 1.489-.025 2.426-1.332 3.32-2.67a10.962 10.962 0 001.52-3.092 4.782 4.782 0 01-2.92-4.4zM22.037 12.21a4.872 4.872 0 001.115-3.49 4.957 4.957 0 00-3.208 1.66A4.636 4.636 0 0018.8 13.74a4.1 4.1 0 003.237-1.53z»>

Успение 2021: история и традиции, Ореховый Спас, что можно и нельзя делать 28 августа

Москва, 28.08.2021, 10:27:55, редакция FTimes.ru, автор Татьяна Орлонская.

Календарь 2021 года показывает, что август подходит к своему завершению — сегодня пятница, 27-е число. Православные христиане в эти сутки отмечают Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы. Есть и другие торжества о которых стоит знать верянам исповедующим христианство.

  • Православные памятные даты 27 августа
  • Народный праздник Михей Тиховей
  • Приметы этого дня

Православные памятные даты 27 августа

Успение 2021: история и традиции, Ореховый Спас, что можно и нельзя делать 28 августа

Продолжается Успенский пост. Установлены следующие памятные даты:

  • Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы;
  • День памяти пророка Михея (из 12-ти пророков);
  • Перенесение мощей преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского;
  • День памяти преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского;
  • День памяти священномученика Маркелла, епископа Апамейского;
  • Память Собора Кемеровских святых;
  • День памяти священномученика Василия (Богоявленского), архиепископа Черниговского, и с ним преподобномученика Матфея (Померанцева), архимандрита, и мученика Алексия Зверева;
  • День памяти священномученика Владимира Цедринского, пресвитера;
  • День памяти священномучеников Владимира Смирнова и Николая Толгского, пресвитеров, преподобномученика Елевферия (Печенникова), схиархимандрита, преподобномучениц Евы (Павловой), игумении, Евдокии (Перевозниковой), монахини, и мученика Феодора Захарова;
  • День памяти преподобноисповедальника Александра (Уродова), архимандрита;
  • Нарвской; «Беседная» – икон Божией Матери.

Народный праздник Михей Тиховей

Православные сегодня вспоминают Михея Морасфитянина, одного из 12 малых пророков. А в народном календаре зовется это торжество: «Михей», «Михеев день», «Узорник», «День каменщиков», «Камнеклад», «Камнерез». День известен своими ветрами, по силе которых судили о предстоящей погоде.

Успение 2021: история и традиции, Ореховый Спас, что можно и нельзя делать 28 августа

В народе этот день празднуется как День каменщика. Строители храмов и каменных дел мастера всегда пользовались огромным уважением на Киевской Руси.

После Михея у православных христиан завершается Успенский пост и начинается осенний мясоед. Так, в этот период принято заранее играть сговоренные свадьбы. Так что Михеев день — последняя возможность посвататься к девушке, которая нравится. Также крестьяне старались на Михея закончить все работы в поле. Помогали и тем, у кого не было мужчины в доме – вдовам и сиротам.

Приметы этого дня

Успение 2021: история и традиции, Ореховый Спас, что можно и нельзя делать 28 августа

В народе дату 27 августа прозвали Михей-тиховей, потому что в этот день было принято наблюдать за ветром и предсказывать погоду на ближайшее время:

  • если на Михея дует спокойный ветер, то осень будет теплой;
  • если же буря, то в сентябре жди ненастья.

Приметы на 27 августа

  • Тихий ветер в саду – сухая осень в лесу.
  • Если журавли полетели в теплые страны, то к середине октября мороз ударит. Если нет, то зима позже наступит.
  • Если дует сильный ветер, то сентябрь дождливым будет.
  • Если день безветренный, то в сентябре практически не будет осадков.
  • Сильный ветер после долгого затишья – к дождю.
  • Утренняя заря алого цвета – к сильному ветру.
  • Северный ветер – к хорошему урожаю ржи.
  • Если этот день выпадает на новолуние, то через неделю погода может кардинально измениться.

Краткое содержание:

Успение 2021: история и традиции, Ореховый Спас, что можно и нельзя делать 28 августа

Пятнадцатый день августа в народном календаре носит название Степанов. В эту дату наши предки следили за домашним скотом, особенно за лошадьми. Считалось, что те, у кого в хозяйстве есть лошади, могут привлечь в этот день в дом большую удачу. А если накормить и помыть коня 15 августа, стоит ждать богатства и процветания.

Христианская церковь 15 августа празднует несколько событий.

Первое из них — перенесение мощей архидиакона Стефана. Он был первым христианским мучеником. Еврейские законоучители вступали с ним в споры, но никто не мог противостоять его мудрости. Поэтому они оклеветали Стефана перед судом, якобы он богохульствовал. Мученик в свою защиту ответил, что он знает истину, а евреи — нет. Приводил примеры в своей пламенной речи. За что его вывели на улицу и побили камнями. Его мощи были обретены в 415 году в Иерусалиме, а в 428 перенесены в Константинополь.

Сегодня церковный праздник — 15 августа день памяти священномученика Стефана, папы Римского

Стефан жил в III веке и был современником Киприана Карфагенского. В то время стоял спор между Римской и Африканской церковью за кающихся еретиков. Было принято решение крестить их повторно, а Римская церковь принимала людей через возложение рук и покаяние.

Святой Стефан боролся с Новатом, который вообще не хотел принимать еретиков. Стефан крестил трибуна Немезия, исцелив его дочь. Тем не менее, за веру их двоих усекли мечом. После нескольких подобных эпизодов и самого Стефана казнили.

Сегодня церковный праздник 15 августа — день памяти блаженного Василия, Христа ради юродивого

Родился в 1464 году в семье бедных благочестивых христиан. Василий учился сапожному мастерству, много молился, соблюдал пост и вскоре получил дар прозорливости. С тех пор пошел по пути юродства, наложил на себя вериги. Терпел Василий множество лишений, говорил, что всё это Христа ради. Торговки, смеявшиеся над ним за наготу и зимой, и летом, ослепли.

Жил Василий на площадях с нищими, ходил в церковь, давал предсказания. Василия любил сам Иоанн Грозный. Согласно поверью, на обеде у царя Василий три раза выплескивал чарку водки, которую ему предложили. Иоанн Грозный гневался, но Василий сказал: «Я потушил пожар в Новгороде». И в то время действительно, город пылал, а люди видели, как какой-то нагой человек из ведра тушил огонь.

Перед смертью Василий тяжело заболел, Иоанн Грозный с царицей Анастасией посещали его. Умет блаженный в 88 лет, его мощи до сих пор почитаются в Покровском соборе.

Успение 2021: история и традиции, Ореховый Спас, что можно и нельзя делать 28 августа

Традиции и запреты 15 августа

Традиционно на Степана крестьяне завершали сенокосную пору. В честь этого они устраивали праздник. Собранное сено обязательно нужно успеть убрать на сеновал до 15 августа. Иначе заготовленная трава начнёт гнить.

Девушки в этот день выходили в поля и собирали так называемый «Степанов венок». Искали клевер, пижму, полынь и другие полезные летние травы. Венок приносили домой и вешали в «красный угол» под иконами. Считалось, что он приносит в дом мир, согласие, исцеляет и уберегает от злых духов. Кстати, сила магического венка сохраняется до следующего лета, поэтому его ни в коем случае нельзя снимать.

На Степанов день нельзя обижать лошадей. К благородным животным, которые считались покровителями этой даты, подобает сегодня относиться с большим уважением. Лошадь необходимо, накормить, напоить и искупать. Тогда в вашу жизнь придёт большое счастье.

В поле сегодня работать запрещено. Все садово-огородные дела отложите на другой день. Считалось, что небеса могут разгневаться на тех, кто ослушается этого запрета. И тогда хорошего урожая не стоит ждать три года.

Юным девушкам полагается 15 августа встать пораньше и умыться «серебряной» водой. Считалось, что сохраняет на долгие годы красоту и жизненные силы вода из медного ведра с лежащей на дне серебряной монетой.

Приметы 15 августа по церковному календарю

  • какая с утра погода стоит — такой она и будет 6 недель;
  • пауки аккуратно плетут паутину — к дождю;
  • кошка скребет когтями — близится ненастье;
  • лягушки громко квакают — к дождю;
  • услышать свист бурундука — к погожему и безветренному дню.

Что нельзя сегодня делать 15 августа по церковному календарю

  • обижать животных;
  • совершать крупные и важные дела;
  • проводить обследования или начинать лечение;
  • ругаться и унывать.

Что можно делать 15 августа

В этот день наши предки косили отаву — траву, что остается после покоса. Собирали яблоки и сливы, поздний урожай вишни. Чтобы урожай не испортился, сено прятали от непогоды.

Именины 15 августа

Именины у Василия, Никодима, Степана, Ивана, Тараса и Романа.

Кто родился 15 августа

Кто отмечает день рождения пятнадцатого августа? Знаменитости, известные люди, звезды, которые родились 15 августа.

Микаэл Таривердиев

Микаэл Леонович Таривердиев. Родился 15 августа 1931 года в Тифлисе (ныне Тбилиси) — умер 25 июля 1996 года в Сочи. Советский и российский композитор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1979). Народный артист РСФСР (1986). Лауреат Государственной премии СССР (1977). Автор музыки к фильмам «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».

Дмитрий Борисов

Дмитрий Дмитриевич Борисов. Родился 15 августа 1985 года в Черновцах (УССР). Российский журналист, телеведущий, продюсер.

Владимировна Шурочкина (урожденная — Анна Владимировна Шурочкина). Более известна как Нюша. Родилась 15 августа 1990 года в Москве. Российская певица, композитор, актриса, телеведущая.

Алиса Владимировна Мон (настоящее имя — Светлана Владимировна Безух). Родилась 15 августа 1964 года в Слюдянке Иркутской области. Советская и российская эстрадная певица.

Юлиан (певец)

Юлиан (полное имя — Юлиан Викторович Васин). Родился 15 августа 1973 года в Коломне. Российский эстрадный певец. Заслуженный артист РФ (1999).

Екатерина Васильева (актриса)

Екатерина Сергеевна Васильева. Родился 15 августа 1945 года в Москве. Советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР (1987).

Православный календарь на август месяц 2021 года

Праздники и памятные даты в августе месяце

Успение 2021: история и традиции, Ореховый Спас, что можно и нельзя делать 28 августа

28 августа в православном календаре значится Днем Успения Пресвятой Богородицы. О народных поверьях расскажет Gazeta.spb.ru.

В этот день верующие люди радовались переходу Девы Марии из жизни земной в жизнь вечную.

Наши предки считали, что 28 августа не следует носить неудобную обувь. Потому как мозоль может привести к бедам.

Кроме этого, раньше, в этот праздник, верующие забывали про работу. Это могло накликать неурожай.

Девушкам же строго-настрого запрещалось стричь или заплетать волосы. Иначе можно было остаться старой девой.

Помимо прочего, в День Успения Пресвятой Богородицы лучше не пользоваться острыми предметами. Хлеб, к примеру, можно поломать и руками. Следование этой примете могло принести сытость и богатство в дом.

  • Патологоанатомическое отделение как пишется правильно
  • Пасха рассказ для детей начальной школы
  • Пасхальная ночь все уходили из дома сочинение
  • Пасха в моей семье рассказ
  • Пастушьего рожка как пишется