ДОБРО И ЗЛО
МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Русские пословицы о добре и зле.
Во зле жить — по миру ходить.
Все любят добро, да не всяк любит оно.
Всякий хлопочет — себе добра хочет.
Где гнев, там и милость.
Глядит, как змея из-за пазухи. Ястребом смотрит.
Делаешь добро — делай до конца.
Добро не лихо: бродит по миру тихо.
Добро не умрет, а зло пропадет.
Доброе слово доходит до сердца.
Доброму Бог помогает.
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Добрым путем Бог правит.
Злоба лишает человека силы.
Злой не верит, что есть добрые люди.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Кто доброе творит, того зло не вредит.
Пословицы и поговорки народов мира
о добре и зле
Всякий, посеявший семена зла, открывает ворота своей гибели.
Таджикская
Для доброго дела нет нужды гадать по Корану.
Таджикская
Добро, сделанное в тайне, вознаграждается явно.
Японская
Доброта сердца лучше щедрости.
Монгольская
Желающий добра подобен делающему добро.
Арабская
Зло — суета сует, и неспроста от знанья происходит доброта!
Персидская
Из рук у доброго возьмешь ты горький плод, как сладость.
Персидская
Век злого человека невелик: злой человек и смолоду старик.
Балканская
Гнев и зло – родные братья.
Китайская
Горький лук и свою кожуру прожжет.
Азербайджанская
Делай добро и ничего не бойся.
Португальская
Делая добро, не попрекай: часть его вернется к тебе.
Грузинская
Добро высекай на камне, а зло записывай на снегу.
Норвежская
Добром добро оплатишь – молодец, на зло добром ответишь – ты мудрец.
Киргизская
Злой раньше времени старится. Татарская
Афоризмы
Сеешь зло — так жди кровавой жатвы.
Расин Жан.
Кто доброе сеет — добро его плод,
Кто злое посеет — злодейство пожнет.
Саади
Есть только один способ положить конец злу — делать добро злым людям.
Л. Н. Толстой
Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?» Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро — добром».
Конфуций
Не рождается зло от добра и обратно…
Различать их нам взгляд человеческий дан!
Омар Хайям
Зло исцеляют противоположным.
Вольтер
Тот, кто делает добро другим, сам от этого вкушает радость. Маргарита Наваррская
Лишь добро одно бессмертно,
Зло подолгу не живет!
Шота Руставели
Кто стремится к добру, должен быть готов терпеть зло.
Иоанн Дамаскин
Добро по указу — не добро.
И. Тургенев
Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро.
Чехов А. П.
Зло порождает зло.
М. Ю. Лермонтов
Добро всегда побеждает зло. Материалы к уроку. 4 класс. Основы светской этики.
По мотивам русских народных и литературных сказок.
В русских сказках добро всегда побеждает зло. Об этом же говорится и в поговорках: «Добро не умрет, а зло пропадет», «Кто доброе творит, того зло не вредит», «Злой человек не проживет в добре век» и в высказываниях выдающихся людей: «Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет» (Шота Руставели).
Попробуем раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере прочитанных нами сказок.
Что же это такое – Добро и Зло? Значение этих слов находим в толковом словаре. Работа в группах. (Дети зачитывают ответы)
“Добро – это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.
Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье” (Школьный философский словарь)
“Добро – в духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека.
Зло – худое, лихое. Злой человек – причиняющий зло другим: вредный, пагубный” (Словарь живого русского языка Владимира Даля).
Добро и зло – противоположные понятия.
Тема добра и зла в сказке А. С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”.
Положительные герои олицетворяют добро, а отрицательные олицетворяют зло.
Наиболее яркая характеристика Добра и Зла заметна в образах царицы и царевны.
Обратимся к устному словесному рисованию героинь.
Царица решила погубить царевну. Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она. Царица ненавидит царевну и завидует ей.
Добрый человек такими чувствами не обладает. Ненависть и зависть характеризуют злых людей.
А царевна даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить.
И царица, и царевна – внешне красивые. Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.
Олицетворяют добро богатыри, королевич Елисей. В этих эпизодах видна яркая характеристика образов.
В сказке у добра много и помощников, а зло – одиноко.
В “Сказке о мертвой царевне” мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту.
Что же происходит со злой царицей-мачехой?
Учащиеся зачитывают строки:
“Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла. ”
Пять раз в сказке царица названа злой. И она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней.
Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.
Заканчивается победой добра и сказка Аксакова “Аленький цветочек”.
Завистливые и злые сёстры не смогли сломить верную и добрую героиню. Она вернулась к чудищу, а нашла принца.
В сказке М. Ю. Лермонтова “Ашик – Кериб” положительных героев также больше, чем отрицательных.
Куршуд – бек сделал зло и матери, и невесте Ашика.
Он обманул старую мать, сказав ей, что Ашик погиб.
Куршуд – бек хотел жениться на невесте, но у него ничего не получилось.
В народных сказках всех героев можно распределить на положительных и отрицательных. Положительные герои народных сказок олицетворяют добро, например: Добро – Иван-царевич, Царевна-лягушка, Иван – крестьянский сын. Зло – Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудище поганое.
Но добрых героев и их помощников всегда больше, и они побеждают.
В сказочной пьесе С. Маршака «Двенадцать месяцев» продолжается непримиримая борьба между добром и злом. Милая, ласковая девочка-падчерица несет в себе добро. Она тяжело работает, выполняя прихоти мачехи и ее дочери. Кажется, что их радуют издевательство над бедной девочкой. А когда женщины узнали о приказе молодой королевы принести из зимнего леса подснежников, жадность затмила их разум. Они теряют остатки человечности. Но, как говорится, мир не без добрых людей. Такими для девочки оказались братья-месяцы, которые не только спасли ей жизнь, но и помогли выполнить бессмысленное задание. Зато она пообещала сохранить тайну и никогда не рассказывать о волшебной поляне.
Человеческая глупость и зло не имеют границ. Вот, наверное, потому королева со всей свитой отправляется в лес, чтобы собственными глазами увидеть чудо. Сирота отказывается раскрыть тайну, поскольку дала обещание братьям месяцам. Разгневанная неповиновением королева, приказывает девочку утопить, а подаренное кольцо бросает в прорубь. Но, к счастью, это сказка, потому зло не может остаться не наказанным. Старший брат месяцев, за жадность и жестокость превратил мачеху и ее дочь в собак. Но оставил им шанс стать лучше. Только от них зависит, смогут ли они стать снова людьми или вечно останутся собаками.
Итак, в пьесе добро победило, потому что на его защиту выступили мудрость, отзывчивость, справедливость братьев-месяцев. А победит добро в нашей жизни, зависит только от нас. Не делайте людям зла, помните, оно всегда возвращается.
Добро и зло в сказке Г.-Х. Андерсена «Снежная Королева».
Ганс-Христиан Андерсен – знаменитый датский сказочник, написавший множество замечательных произведений. Одной из любимых для многих детей является сказка «Снежная Королева». Ее любят за то, что главная героиня – простая девочка Герда, а не сказочная принцесса; за то, что в сказке злые силы выступают в образе красивой, но холодной Снежной Королевы и злого и коварного тролля.
Добро и зло – вот те две силы, которые противостоят друг другу в любой сказке. «Снежная Королева» – не исключение. Вот только герои, выступающие на той и другой стороне, совсем не такие, как в других произведениях этого жанра. Силы добра олицетворяет, прежде всего, Герда, смелая девочка, выступившая против самой Снежной Королевы, могущественной и непобедимой. Никакая сила не могла противостоять холодному взгляду, а уж тем более, поцелую волшебницы. Но доброта и отвага Герды привлекает на ее сторону и людей, и животных.
Отправившись на поиски названного брата Кая, Герда и не предполагала, с какими трудностями ей придется столкнуться, сколько опасностей поджидает ее на пути. Но она верит в то, что сможет преодолеть любые препятствия, лишь бы только вернуть домой любимого брата, спасти его из рук жестокой королевы, несущей смерть всему живому. И потому все стараются помочь Герде. Лишь старушка, умеющая колдовать, пытается помешать девочке. Но ею движет желание оставить Герду у себя, ведь у старушки не было детей.
Принц и принцесса, узнав историю Герды и Кая, так растрогались, что помиловали Ворона и его невесту. А Герде дали золотую карету, теплые вещи и проводили ее до границ королевства. Дочь злой разбойницы настолько была поражена смелостью маленькой девочки, которая преодолела столько препятствий, но не остановилась на полпути, что отпустила Герду. Кроме того, она вернула ей вещи и отпустила с ней свою любимую игрушку – северного оленя.
Маленькая разбойница первоначально принадлежала силам зла. Но Герда своей самоотверженностью поразила ее. Разбойница поняла, что кроме зла в мире существует еще любовь, верность, самопожертвование. И это не оставило ее равнодушной. Она уже не слушала свою мать. Маленькая разбойница узнала другую сторону жизни.
Но самым большим злом был тролль, создавший волшебное зеркало, искажающее все прекрасное в мире. И, конечно, Снежная Королева, от взгляда которой умирало все живое. Но и эти силы не способны убить любовь. Герда проникла в чертоги Снежной Королевы. Ее горячие слезы растопили кусочки ледяного зеркала в сердце Кая. Перед великой любовью сила холодной волшебницы иссякла. Она не могла победить этого чувства, потому что добро всегда несет в себе всепобеждающую любовь.
Подведение итогов занятия (урока)
Каждый народ создал много замечательных и интересных сказок. В них отображена жизнь народа, его мечты и ожидания лучшей судьбы, и борьба с угнетателями. Еще из седой давности народ придумывал и устно передал потомкам замечательные фантастические мечты о добре, зле, правде и всечеловеческом счастье. Темой, которая объединяет все народные сказки в отдельный жанр, является утверждение человека как личности, его борьба против сил, которые мешают его счастью, борьба добра со злом. Выразителями, носителями этой основной темы являются сказочные персонажи, которые по народным представлениям делятся на добрых и злых. Злотворцы – это те, которые делают людям зло, лишают их духовных и материальных благ, удручают или покушаются на их жизнь. Образы злотворцев бывают аллегорическими (в сказках о животных), реалистическими (в бытовых сказках) и фантастическими (в сказках волшебных).
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Раменская средняя общеобразовательная школа № 4
Проект на тему: «Добро и зло»
Выполнила Шлыкова Ульяна,
ученица 4 а класса.
Учитель Мещерякова Н.Н.
Цель проекта: формирование нравственных ценностей, представлений о добре и зле, побуждение к нравственному самосовершенствованию, к активным поступкам во имя добра.
План.
1. Понятия: добро и зло.
2. Высказывания великих людей.
3. Добро и зло в русских народных сказках.
4. Добро в поступках.
5. Правила доброты.
6. Пословицы и поговорки.
7. Творите добрые дела.
Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся
Все земные труды…
Может, вырастил деревце?
Иль очистил пруды?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.
(Л. Татьяничева)
Добро и зло являются основными этическими понятиями. Именно знанием о добре и зле руководствуются люди, совершая хорошие и дурные поступки. С точки зрения добра и зла человек оценивает как свои поступки, так и поступки других людей. Благодаря тому, что люди выработали понимание добра и зла, они могут поддерживать добрые отношения друг с другом, запрещать и предотвращать ссоры, насилие, жестокость.
Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.
Зло – это противоположность добра. Это то, что мораль стремится устранить и исправить. Каждый день человек может сталкиваться со злом, которое стало обыденным, вошедшим в привычку – грубость, эгоизм, равнодушие к страданию, чужой боли, хитрость. К сожалению, зло очень распространено и многолико, а нередко и коварно. Оно не заявляет о себе: «Я – зло! Я – аморальность!», напротив, зло умеет прикрываться маской добра.
Люди всегда задумывались над проблемами добра и зла: философы, политики, писатели, поэты, музыканты, живописцы. Некогда Сократ полагал: «Люди поступают дурно только потому, что не знают, что считать добром, а что – злом».
Проблема добра и зла волновала человечество всегда и лучшее доказательство этого высказывание великих мыслителей.
«Злой человек вредит самому себе прежде, чем вредит другому». В. Гюго
« Чтобы поверить в добро, надо начать делать его». Л.Н.Толстой
«Там, где нет различия между счастьем и несчастьем, между радостью и горем, там нет различия и между добром и злом. Добро – это утверждение; зло – отрицание стремления к счастью». Л.Фейербах.
«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла». В. О. Ключевский
«Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям все положительное, хорошее, полезное». Л.Толстой
«Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое.
Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид». В. Розов
«Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели». А. Грин
С понятиями добра и зла мы чаще всего сталкиваемся в сказках.
Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности. Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его. В сказках всегда добро побеждает зло. Через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. Когда мы читаем сказки, смотрим, слушаем, то мы всегда переживаем за наших героев, радуемся за них, когда у них все получается, все исполняется. В сказках все получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости.
А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
М. Лисянский
Добро – это светлое и приятное чувство, которое дарит улыбку и радость. Добро может быть маленьким и большим. Даже самое маленькое, но хорошее дело принесет кому-нибудь радость. Я думаю, что этим хорошим качеством должен обладать каждый человек. Для кого-то добро – это помочь другу с уроками, для кого то – спасти кого-нибудь. Для меня добро – это всем помогать, кормить птиц, ухаживать за животными. Даже если вы помогли старушке перейти дорогу – это тоже большое добро. Если ты сделаешь кому-нибудь добро, то оно, рано или поздно, обратно к тебе возвратится. Рядом с нами живут люди, которые нуждаются в заботе, отзывчивости. Очень важно уметь замечать, кому и где нужна помощь, помогать людям.
Высшей наградой будет само осознание сделанного добра. В этом проявляется бескорыстное доброе отношение к другому человеку, без каких-либо расчетов на личную выгоду.
Правила доброты.
Помогать слабым, больным, маленьким, попавшим в беду.
Прощать ошибки других.
Не жадничать.
Не завидовать.
Жалеть других.
Помогай другу в беде.
Умей с другом разделить радость.
Не смейся над недостатками друга.
Останови друга, если он делает что-то плохое.
Умей принять помощь, совет.
Не обманывай друга.
Относись к другу как к себе.
Умей признавать свои ошибки.
Пословицы и поговорки.
Злой плачет от зависти, а добрый – от радости.
Добро – не лихо, ходит тихо.
Добра желаешь – добро и делай.
Доброе смолчится, худое молвиться.
Доброму и сухарь в пользу, а злому и мясное не впрок.
Добро творишь – себя возвышаешь, зло творишь – себя унижаешь.
Лучше всех знает, что такое добро тот, кто испытал зло.
Спеши делать добро.
Добрые дела красят человека.
Без добрых дел нет доброго имени.
Жизнь дана на добрые дела.
Злой не верит, что есть добрые люди.
Добро век не забудется.
Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит
От добра – добра не ищут.
Доброе сердце лучше богатства.
Доброе слово – половина счастья.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Доброе слово и кошке приятно.
Добро, сделанное втайне, оплатится явно.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Не ищи красоты – ищи доброты.
Как хорошо, что большинство людей в мире преисполнены добра. Да, многие из нас совершают плохие поступки, делают ошибки, не всегда ведут себя правильно, но добрые дела мы делаем с наибольшим удовольствием. Этому способствуют моральные и этические нормы, действующие как в обществе, так и в сознании каждого человека. Совершать злые поступки – значит, проявлять слабость, потому что намного сложнее в ответ на насмешку или подлость улыбнуться или даже в трудную минуту помочь своему обидчику. Поэтому в мире добро всегда побеждает зло.
Нужно стараться никому не делать плохого, не причинять зла, которое может вернуться назад, а совершать хорошие поступки и учить этому других. И тогда добро окончательно победит зло!
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 135-136.
УКМ «Школа России»
Раздел «Чудесный мир классики». Проверим себя и оценим свои достижения.
1. Какие стихотворения Пушкина о природе ты читал раньше? С какими познакомился в этом разделе? О каких временах года пишет поэт? Как ему удаётся передать красоту природу в разное время года?
Я читала многие стихотворения Пушкина о природе.
Во втором классе мы изучали стихотворения «Вот север, тучи нагоняя» и «Зима, крестьянин торжествуя».
В третьем классе мы проходили стихотворения «Зимний вечер» и «Зимнее утро».
В этом году прочли стихотворения «Унылая пора» и «Туча».
Поэт пишет об осени, лете и зиме. Он одушевляет природу и поэтому она оживает в его описаниях. Пушкин использует очень красивые эпитеты и сравнения, которые позволяют ему показать всю красоту природы.
2. Знаешь ли ты какие-нибудь восточные сказки? Перескажи одну из них. Постарайся употребить в своём рассказе такие слова, которые помогут слушателям представить страну, город, одежду и занятия героев.
Пересказ восточной сказки «Али-баба и сорок разбойников» для 4 класса
В одном персидском городе жил бедняк Али-Баба и его богатый брат Касим. Касим торговал на базаре цветными халатами и был женат на дочери судьи.
Али-Баба возил в город дрова с гор и едва сводил концы с концами. Он был женат на доброй девушке.
Однажды Али-Баба стал свидетелем того, как банда разбойников скрылась в пещере. Он услышал волшебные слова, которые открывали пещеру: «Симсим, откройся».
Когда разбойники уехали, Али-Баба вошёл в пещеру и набрал много сокровищ.
О богатстве брата узнал Касим, и тоже отправился в пещеру. Но от жадности он забыл волшебные слова, его застали разбойники и убили.
Разбойники решили найти Али-Бабу. Они отправились в город. Но служанка Али-Бабы заметила, что их дом помечают крестиком, и поставила такие же кресты на всех домах.
А когда разбойники попытались проникнуть в дом в кувшинах, служанка залила их кипящим маслом, а атамана зарезала кинжалом.
Али-Баба был счастлив и щедро наградил находчивую служанку.
3. Какие сказки Пушкина ты читал? Разгадай кроссворд. Объясни как ты понимаешь слово отгадку. Какую … сказку ты прочитал в этом разделе?
Я читала все сказки Пушкина: «О попе и работнике его Балде», «О золотом петушке», «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане».
Пример заполнения кроссворда можно посмотреть внизу страницы.
По вертикали получается слово Прозаическая. Это значит написанная прозой, не стихами.
В этом раздели мы прочитали стихотворную сказку «О мёртвой царевне» и прозаическую сказку «Ашик-Кериб».
4. Вспомни, что такое басня? В чём заключаются её особенности?
Это литературное произведение, которое носит поучительный характер. Героями басен являются животные, наделённые характерами людей. Автор использует иносказание.
5. В чём необычность басен Толстого? Есть ли в них иносказательность? Какова мораль басен Толстого? Выражена ли она в его произведениях? Откуда мы можем узнать, что хотел сказать нам автор?
В баснях Толстого героями выступают люди, а не животные. Писатель не использует иносказание, но его басни очень поучительны.
Мораль басен Толстого содержится в основной мысли басни. Она обязательно выражена в произведениях, но иногда не явно.
Например, в басне «Правда всего дороже» мораль вынесена в заголовок. А в басне «Как мужик убрал камень» она неявная. Но её можно выразить пословицей: «Сметка всего дороже».
Найдя главную мысль басни, мы понимаем, что хотел сказать писатель. Например, в басне «Старый дед и внучек» ребёнок вырезает для родителей лохань. Родителям становится стыдно, а мы понимаем, что старых нужно уважать.
6. Что сближает рассказы Толстого «Детство» и Чехова «Мальчики»? Чем они различаются? Обсудите с другом.
Эти рассказы сближаются тем, что их герои мальчики, которые очень любят своих родителей, особенно маму. Об этом говорит Николенька, о маме беспокоится Володя.
Различаются эти рассказы поступками мальчиков. Николенька очень домашний и тихий ребёнок. Для него счастье в том, чтобы быть рядом с мамой.
Володя сбегает в Америку и делает маме больно. Но он осознаёт свою ошибку.
7. Какие произведения Толстого о детях ты читал раньше? Что общего между детьми-героями этих произведений? Почему автору важно рассказать о них и их жизни? Чему он хочет научить своих читателей? Какое произведение тебе особенно запомнилось? Составь план рассказа и перескажи его.
Я читала много рассказов Толстого о детях.
Это «Филипок», «Старый дед и внучек», «Котёнок», «Акула», «Прыжок» и некоторые другие.
Герои этих рассказов — обычные дети, часто живущие в деревне. Все они совершают какие-то поступки, заставляющие читателя переживать за них. Иногда это очень добрые и правильные поступки, как решение Филипка идти в школу. Иногда — глупые, как попытка мальчика поймать на мачте обезьяну.
Но автор специально рассказывает об этих поступках, чтобы на примере своих героев научить читателя тому, как правильно поступать, а как поступать не надо. Для него важно, чтобы читатели выросли хорошими и честными людьми.
Мне особенно понравился рассказ «Акула», пример пересказа которого можно найти по ссылке.
Здесь даны основные сведения о сказке М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главного героя и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой сказки.
Краткие сведения о произведении
Сказку «Ашик-Кериб» Михаил Юрьевич Лермонтов написан в 1837 году. На Кавказе он услышал восточную легенду и сделал её литературный вариант.
В ней рассказывается о бедняке из Тифлиза (так автор называет город Тифлис), который благодаря своему пению и игре на саазе (турецкой балалайке) разбогател и женился на любимой девушке.
Главный герой сказки
- Ашик-Кериб — музыкант-бедняк, прекрасно умеющий петь, влюблённый в красивую богатую турчанку Магуль-Мегери. Он смелый и гордый юноша. Ашик в переводе — «певец», а Кериб — «нищий».
Другие персонажи
- Магуль-Мегери — прекрасная дочь богатого турка, верная своему любимому. Она умна и изобретательна, придумала, как напомнить Ашику, что пора вернуться домой.
- Куршуд-бек — знатный человек, коварный, лживый. Хочет жениться на Магуль-Мегери.
- Аяк-Ага — отец Магуль-Мегери, богатый турок.
- Хадерилиаз (Святой Георгий) — великодушный всадник на белом коне, помог Ашик-Керибу добраться домой в срок.
- Брат Куршуд-бека — неумный, яростный человек.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Бедняк Ашик-Кериб, живший в Тифлисе, играл на саазе (турецкой балалайке) и этим зарабатывал на жизнь. Он полюбил дочь богатого турка, которую звали Магуль-Мегери. Юноша решил, что будет странствовать 7 лет, наживёт богатство и тогда женится на любимой. Девушка согласилась его ждать.
В пути бедняка догнал Куршуд-бек, который давно сватался к Магуль-Мегери. Хитростью завладел он его одеждой, привёз её матери Ашика и сказал, что сын её утонул. Мать сказала об этом Магуль-Мегери, но девушка не поверила Куршуд-беку.
Ашик-Кериб, странствуя, пришёл в Халаф. Там он стал придворным музыкантом паши и разбогател.
Когда близился срок возвращения Ашика в Тифлис, Магуль-Мегери передала уезжавшему купцу золотое блюдо, чтобы он выставлял его в лавках, где будет торговать. В Халафе блюдо увидел Ашик и вспомнил, что до окончания срока осталось 3 дня.
Когда он дошёл до Арзинган-горы, до Тифлиса оставалось идти 2 месяца. Но юноше помог Хадерилиаз (Святой Георгий). Ашик-Кериб вмиг очутился в Тифлисе. А перед этим Хадерилиаз дал ему комок земли из-под копыта коня, чтобы он помазал им глаза женщине, ослепшей 7лет назад. После этого все должны были поверить, что он за короткий срок добрался из Халафа в Тифлис.
Мать и сестра не узнали Ашика. Он попросил у них свой сааз и пошёл к Магуль-Мегери. В этот вечер была её свадьба с Куршуд-беком.
Когда юноша стал петь, невеста узнала его голос и бросилась к нему. Ашик исцелил свою мать от слепоты, женился на Магуль-Мегери, а своей сестре дал богатое приданое и выдал замуж за Куршуд-бека.
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
В городе Тифлисе жила красавица Магуль-Мегери. Она была дочерью богатого турка. Там же жил и Ашик-Кериб. Он ходил по свадьбам и увеселял людей, играя на саазе (турецкой балалайке).
Однажды на свадьбе увидел Ашик Магуль-Мегери, и они полюбили друг друга.
Юноша грустил, потому что думал, что они никогда не поженятся — ведь отец её богат, а он беден.
Девушка уверяла, что отец даст ей много денег, но Ашик-Кериб боялся, что потом Магуль-Мегери будет упрекать его в том, что он богатством обязан ей.
Ашик хотел 7 лет странствовать, чтобы накопить богатство, и спросил девушку, будет ли она ждать его. Магуль-Мегери согласилась, но предупредила, что если в назначенный день он не вернётся, придётся ей стать женой Куршуд-бека, который давно сватается за неё.
Простился юноша с матерью и маленькой сестрой и пошёл странствовать. Его догнал на коне Куршуд-бек и сказал, что будет ему товарищем в странствиях.
Когда нужно было переплыть реку, Ашик снял верхнюю одежду и поплыл. Куршуд-бек схватил её, ускакал в Тифлис и отдал одежду матери Ашика, сказав, что сын её утонул. Мать заплакала, потом пошла к Магуль-Мегери и рассказала о горе. Но девушка поняла, что Куршуд-бек солгал.
Ашик пришёл в одну из деревень, там добрые люди дали ему одежду и еду. Стал он ходить по деревням, играть на саазе и петь песни.
Дошёл юноша до Халафа. Там жил паша, который очень любил песни. Его слуги приказали Ашику идти с ними к великому паше. Ашик сказал, что он вольный человек и ему паша не господин. Тогда его схватили и доставили к паше. Тот сказал, чтобы юноша пел. Пение паше очень понравилось, и он оставил Ашика у себя и осыпал его золотом и серебром.
Скоро должен был закончиться седьмой год, как он ушёл из дома. Магуль-Мегери попросила одного купца, который отправлялся из Тифлиса с караваном, взять у неё золотое блюдо. Попросила она, чтобы в тех городах, где будет торговать, выставлял он это блюдо в лавке. И ещё сказала, что тот, кто признает блюдо своим, получит его да ещё золото, по весу равное этому блюду. Так и делал купец, но никто не признавался хозяином блюду. Только в Халафе Ашик-Кериб признал его за своё. Купец узнал юношу и сказал скорее ступать в Тифлис, так как, если не прибудет туда в назначенный день, Магуль-Мегери выйдет замуж за другого.
Оставалось только 3 дня, и Ашик поскакал на коне в Тифлис. Измученный конь упал замертво на Арзинган-горе, которая находилась между Арзиньяном и Арзерумом. До Тифлиса оставалось 2 месяца езды, а до срока — только 2 дня.
Хотел юноша с горя броситься в пропасть, но всадник на белом коне велел ему спуститься с утёса и следовать за ним. Но Ашик сказал, что он не догонит его коня. Тогда всадник велел юноше сесть на коня сзади и спросил, куда ему нужно ехать.
Ашик сказал, что желал хотя бы успеть сегодня в Арзерум. Всадник велел ему закрыть глаза, а когда юноша их открыл, то увидел, что очутился в Арзеруме. Сказал он тогда, что хотел сказать, что ему нужно в Карс, закрыл и открыл глаза и увидел себя в Карсе. Тогда сказал Ашик, что на самом-то деле ему надо в Тифлис. Через минуту был он в родном городе. Поблагодарил он всадника и попросил у него какое-нибудь доказательство, которое свидетельствовало бы, что он за 1 день прибыл из Арзиньяна в Тифлис.
Всадник велел ему взять из-под копыта коня комок земли. Если не будут верить, что он в 1 день достиг Тифлиса, пусть приведут к нему женщину, ослепшую 7 лет назад. Нужно намазать этой землёй ей глаза — и она прозреет. Послушался этих слов всадник Ашик и взял комок земли. А когда поднял он голову, всадник исчез вместе с конём. Понял юноша, что это был Хадерилиаз (Святой Георгий).
Вечером постучался Ашик в свой дом. Сестра его впустила, но не узнала в нём брата, а мать уже 7 лет была слепой. Ашик попросил взять висящую на стене сааз и стал петь о своей судьбе. Мать спросила, как его зовут, он ответил, что имя его — Рашид (храбрый).
Попросил Ашик у матери разрешения взять сааз, чтобы играть на ней на свадьбе. Пообещал он награду за игру и пение принести в её дом. Получив разрешение, он пошёл на свадьбу.
Магуль-Мегери выходила замуж за Куршуд-бека, но не хотела она этого и поклялась убить себя.
Когда жених спросил Ашика, как его зовут, тот ответил: «Шинды Гёрурсез (скоро узнаете)». Стал петь Ашик о том, как он из Халафа за день попал в Тифлис. Магуль-Мегери узнала голос любимого и бросилась к нему. Брат Куршуд-бека хотел их заколоть кинжалом, но жених остановил его и спросил Ашика, как же он смог быстро преодолеть такое большое расстояние. Ашик сказал, что в доказательство этого он возвратит зрение женщине, которая ослепла 7 лет назад.
Его сестра привела мать на свадебный пир. Ашик развёл водой комок земли из-под копыта коня Хадрилиаза, и намазал матери глаза. Мать прозрела, и все поверили словам Ашик-Кериба, а Куршуд-бек уступил ему Магуль-Мегери.
Ашик-Кериб, чтобы утешить Куршуд-бека, предложил ему жениться на своей сестре, обещал дать им серебро и золото и пожелал им счастья.
Заключение к краткому пересказу
В сказке М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб» раскрыты темы:
- любовь;
- верность, преданность.
Основная мысль (идея) сказки «Ашик-Кериб»: настоящая любовь может преодолеть все трудности, преграды и расстояния.
Сказка «Ашик-Кериб» учит, что нужно выполнять обещания, данные любимому человеку, быть верным своему слову.
Краткое содержание сказки может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.
С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 5, 6, 7, 8 и 9 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру по литературе 5, 6, 7, 8, 9 класс за 2021 год
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
«Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери, как бы они звучали на современном языке, ь читается как «е».
5 класс
1 — Стоящю же ему при краи моря и стрежаше обою пути, и пребысть всю нощь въ бдънии. Житие Александра Невского
Ответ: Он стоял на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провёл всю ночь без сна.
2 — И нача слыти имя его по всъмь странамъ… Житие Александра Невского
Ответ: И прославилось его имя во всех странах…
3 — Инии же, не въдуще, ркоша, яко Кий есть перевозникъ бысть… Повесть временных лет
Ответ: Некоторые же, не зная, говорили, что Кий был перевозчиком…
4 — В льто 6544. Мъстиславъ изыиде на ловы и разболься и умре. Повесть временных лет
Ответ: В 6544 году Мстислав отправился на охоту, разболелся и умер.
6 и 7 классы (всё тоже самое, как и в 5 классе и добавилось ещё одно)
5 — Тако же и князь Александръ — побъжая, а не побъдимъ. Житие Александра Невского
Ответ: Князь Александр был непобедим.
8 и 9 классы (всё тоже самое, как и в 5 и 6 классах и добавилось ещё одно)
6 — И ръша ему мужи смысленъи: «Не кушайся противу имъ, яко мало имаши вой». Повесть временных лет
Ответ: И сказали ему разумные мужи: «Не пытайся идти против них, потому что у тебя мало воинов».
Средства выразительности
Антитеза — противопоставление.
Гипербола — художественное преувеличение.
Градация — постепенное нагнетание или ослабление смысловой и эмоциональной значимости слов.
Ирония — иносказание, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.
Литота — художественное преуменьшение.
Метафора — употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении, аналогии.
Олицетворение — приписывание человеческих свойств неодушевлённому предмету, явлению или понятию.
Сравнение — уподобление одного предмета или явления другому по какому-то общему для них признаку.
Эпитет — красочное определение.
Какие средства художественной выразительности и фигуры речи использованы в отрывках? Выбери один вариант в каждом посте.
5 и 6 классы
1 — Бурсаки вдруг преобразились: на них явились… шаровары шириною в Чёрное море, с тысячью складок и со сборами… H.В. Гоголь, «Тарас Бульба»
Ответ: гипербола
2 — Она и в пятьдесят лет была замечательная красавица. Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Л.Н. Толстой, «После бала»
Ответ: эпитет
3 — Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфористическая полоска и потухла. А.П. Чехов, «Степь»
Ответ: сравнение
4 — Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?… Играют волны — ветер свищет, И мачта гнётся и скрыпит… М.Ю. Лермонтов, «Парус»
Ответ: антитеза
7 класс (из предыдущих взяли Л.Н. Толстой, «После бала», остальные новые)
5 — Приводили обыкновенно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. Таковы были благородные увеселения русского барина! A.С. Пушкин, «Дубровский»
Ответ: ирония
6 — Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить… Н.В. Гоголь, «Невский проспект»
Ответ: литота
7 — Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. A. П. Чехов, «Толстый и тонкий»
Ответ: сравнение
8 — Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. C. Есенин, «Отговорила роща золотая…»
Ответ: метафора
8 класс (из предыдущих взяли А.П. Чехов, «Степь» и М.Ю. Лермонтов, «Парус», A.С. Пушкин, «Дубровский» добавили два новых)
9 — Произошла такая бестолковщина: донос сел верхом на доносе, и пошли открываться такие дела, которых и солнце не видало, и даже такие, которых и не было. H.В. Гоголь, «Мертвые души»
Ответ: гипербола
10 — Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. C. Есенин, «Отговорила роща залотая…»
Ответ: метафора
9 класс (из предыдущих взяли A.С. Пушкин, «Дубровский», H.В. Гоголь, «Мертвые души», А.П. Чехов, «Степь», Л.Н. Толстой, «После бала», C. Есенин, «Отговорила роща залотая…»)
Вечеринка писателей
Писатели играют в игру. Каждый называет собственное произведение, название которого начинается на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
5, 6, 7, 8 и 9 классы
A. С. Пушкин — Медный всадник
A. П. Чехов — Каштанка
Л. Н. Толстой — Анна Каренина
М. Ю. Лермонтов — Ашик-Кериб
И. С. Тургенев — Бежин луг
A. И. Куприн — Гранатовый браслет
K. И. Чуковский — Телефон
H. В. Гоголь — Нос
И. А. Крылов — Свинья под дубом
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Роман — большое произведение со сложным сюжетом.
Мемуары — произведение в форме личных воспоминаний человека о событиях прошлого.
Новелла — небольшое повествовательное произведение в прозе.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
5, 6 и 7 классы
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Сказка, Новелла
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Колдунья (ведьма): «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Сказка, Поэма, Стихотворение
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
8 и 9 классы (как в 5, 6 классах, только вместо богатыря другой персонаж)
Юноша: «Я герой прозаического произведения, которое написано в форме личных воспоминаний человека о событиях прошлого». — Мемуары
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
5 класс
Всё детство я коллекционировала наклейки и хранила их в толстой тетради .
Ответ: Толстой «Детство»
Мой друг из Англии, Майкл Грин, нарисовал корабль и теперь раскрашивал паруса. Я принёс ему алые и голубые краски.
Ответ: Грин «Алые паруса»
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
6 класс (из предыдущего остались Толстой «Детство» и Грин «Алые паруса», добавились два новых)
Я застегнул шинель и вышел к озеру: у берега плавала птица, обыкновенный гоголь.
Ответ: Гоголь «Шинель»
Папа смотрит футбол, болеет за чехов. Я читаю, в террариуме спит наш хамелеон. Моя сестра его очень боится.
Ответ: Чехов «Хамелеон»
7 класс (из предыдущего остался Гоголь «Шинель», остальные новые)
Дочка Андрея не поехала в Пушкин. Она осталась дома и разбирала старый комод. Там были альбомы, книги, капитанская фуражка отца.
Ответ: Пушкин «Капитанская дочка»
Мы проехали только пару маленьких лесков и большое озеро. Мне стало скучно, и я начала рисовать. «Ты левша?» — спросила Лена.
Ответ: Лесков «Левша»
Олег оставил скрипку в футляре и пошёл в гостиную. Пятеро человек уже смотрели матч. Болели за чехов.
Ответ: Чехов «Человек в футляре»
После бала я отправилась домой искать ту записку. Она нашлась в толстой тетради.
Ответ: Толстой «После бала»
8 класс (из предыдущего остался Гоголь «Шинель», Пушкин «Капитанская дочка», Лесков «Левша», Чехов «Человек в футляре», остальные новые)
Кажется, детство закончилось: я полюбила горький шоколад.
Ответ: Горький «Детство»
9 класс (Тоже самое, как и в 8 классе, но ещё одно добавили)
После бала я отправилась домой искать ту записку. Она нашлась в толстой тетради.
Ответ: Толстой «После бала»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
5 и 6 классы
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н.Н. Носов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X.К. Андерсен
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В.В. Бианки
Убери автора, который стоял у истоков советской рекламы. — B. В. Маяковский
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
7, 8 и 9 классы (всё тоже самое, как в предыдущих, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который был близким другом И. Бунина. — A. П. Чехов
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
5 класс
1 — A.С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
3 — П.П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
4 — М.Ю. Лермонтов «Бородино» Ветеран русской армии рассказывает о Бородинском сражении с наполеоновским войском.
Ответ: Да, потому что в стихотворении идёт речь о реальной исторической битве.
5 — «Слово о полку Игореве» Древнерусский князь Игорь Святославич с войском идёт против половцев, проигрывает битву, попадает в плен, но вскоре освобождается и возвращается домой.
Ответ: Да, потому что князь Игорь действительно существовал и сражался с половцами.
6 и 7 классы (с 5 класса остаются 2, 4, 5, остальные новые)
6 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём- разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
7 — В.Г. Распутин «Уроки французского» Школьник из бедной семьи играл на деньги, чтобы купить еды. Учительница решила помочь ему: она начала играть с ним и специально проигрывать. За это её уволили из школы.
Ответ: Нет, потому что в книге описаны не исторически значимые события.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
5, 6, 7, 8 и 9 классы
слон — вагон
слива — ива
капель — газель
сигнал — канал
журнал — пенал
торты — коты
Собери героя
5 и 6 классы
Выбери характеристики Пирогова, персонажа рассказа A.И. Куприна «Чудесный доктор».
Лицо — Умное, спокойное лицо с седыми бакенбардами
Род занятий — Врач
Характер — Милосердный, внимательный, неравнодушный к чужой беде
7, 8 и 9 классы
Выбери характеристики Калиныча, персонажа рассказа И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч».
Лицо — Добродушное кроткое лицо, голубые глаза, борода
Род занятий — Крестьянин
Характер — Открытый, весёлый, беззаботный, кроткий
Блогеры
Определи, о каких произведениях говорится в постах. Нажми на пост, чтобы прочесть его.
5 класс
@push_kin
«Сказка о царе Салтане» Написал новую сказку! О том, на что способны пойти две сестры из зависти к третьей. Угадайте, как назвал!
@ne_krasov
«Дед Мазай и зайцы» Написал новое стихотворение! Об охотнике, который пожалел животных. Угадайте, как назвал!
6 класс (остался @ne_krasov с 5 класса)
@lermont_off
«Бородино» Новое стихотворение! Посвящено одной очень эпичной битве. Много военной лексики, но вам понравится. Угадайте, как назвал!
7 класс
@push_kin
«Руслан и Людмила» Я тут книгу написал! Волшебная история о похищении девушки с её собственной свадьбы и о том, как жених её искал. Угадайте, как назвал!
@gogol
«Чуб» Кому мистики? Я новую книгу написал! Есть в ней один персонаж… Богатый и упрямый казак. Хочет, чтобы всё было, как он сказал. Угадайте, как я его назвал!
8 класс
@mayakoff_sky
«Хорошее отношение к лошадям» Написал стихотворение. Пронзительное. Пара неологизмов, звукопись. Оно о том, как человеческое участие и поддержка дают силы двигаться вперёд. Многим часто нет дела до беды другого существа. Угадайте, как назвал!
@iturgenev
«Ася» Новая книга готова! Пишу о девушке через призму чувств, которые она испытывает. О невзаимности и о том, что решения порой бывают запоздалыми. Угадайте, как назвал!
9 класс
@push_kin
«Борис Годунов» Написал новую книгу! Это историческая драма о борьбе за русский престол, об угрызениях совести того, кто незаконно его получил. Одно из важных действующих лиц — народ. Угадайте, как я назвал драму!
@gogol
«Чуб» Кому мистики? Я новую книгу написал! Есть в ней один персонаж… Богатый и упрямый казак. Хочет, чтобы всё было, как он сказал. Угадайте, как я его назвал!
1
…в сущности, Лермонтов первый, кто продемонстрировал возможности сгущения прозаической фразы, предельно ёмкого её наполнения: не потому ли Чехов, доведший искусство лаконизма до высшей, максимально выразительной точки, так высоко ставил «Тамань»?
Гроздья слов организуют сок смысла.
…Максим Максимыч, фактически не замеченный бывшим другом, вызывает жалость; а какие чувства вызывает более глобальный Печорин?
Скорее негативные: да и мотивы его тотальной разочарованности отдают скорее пресыщенностью, чем глубиной натуры…
Однако, сгущение фразы до высокой ёмкости, впервые продемонстрированное Лермонтовым, получило вектор дальнейшего развития: и Толстой, и Чехов, даже, думается, в определённом смысле и Платонов – этот беспрецедентный стилист 20 века – черпали отсюда: из лермонтовских бездн…
…поэзия необыкновенного звука, мелодии столь же возвышенной, сколь и питающей душу, творилась Лермонтовым, не способным довольствоваться только видимой реальностью.
Духовные очи позволяли ему видеть голубое сиянье, в котором спит земля – задолго до возможностей космического полёта, предоставившего возможность получить фотографии.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
Необыкновенный звук множится на ощущение неба, как дома – неба, сообщающего человеку ту близость, которая должна отменять всякую безнадёжность.
Колорит поэзии Лермонтова мрачен: но это не игры в раннюю усталость, или следствие избыточного житейского опыта – тут создаётся ощущение всеприсутствия поэта: во многих эпохах, в разных временах…
…точно был свидетелем цивилизации титанов, опалённых божественным огнём, громоздящих гигантские скалы; точно такая прапамять окрашивала множество его произведений…
Но вдруг звучало – «В минуту жизни трудную» — так задушевно, пронзительно, что становилась очевидна надмирная природа поэзии.
Молитвы Лермонтова не уступают – когда не превосходят -церковное: словесное совершенство множится на ощущение великой субстанции жизни, разлитой повсеместно.
Вчитываясь в Лермонтова, непроизвольно ощущаешь мистические струи, омывающие реальность, начинаешь верить, что наш, видимый мир – только следствие неизвестных миров, равно не постижимых причин.
Космос не может стареть: даже если учесть все изменения, произошедшие в языке; и космос Лермонтова раскрывается вновь и вновь – всякий раз по-новому, любому поколению иначе, и невозможно представить, как будет прочитан поэт ещё через 100 лет… 200…
2
Ах, какой пир!
Тут не горой даже, а глыбами гор, суммами их – как суммами витых и простых, точно никогда не звучавших, переливающихся самоцветами словес поёт лермонтовская поэма.
Торжественный стих, плавный и музыкальный, и словесная живопись, достигающая зримости, отражается в зеркалах вечности, чья великолепная полировка отражает только лучшее.
Печаль любимого опричника заботит великого и страшного царя, словно в палатах становится более тускло, и райские их росписи теряют в своём цвете.
Царю забота о лихом опричнике привычна, как – в силу смены настроений – и кара: кого угодно, за что угодно.
Но Кирибеевич получает дорогие предметы, чтобы смог посвататься к своей зазнобушке.
Посвататься, однако нельзя, что не останавливает опричника от назойливых ухаживаний; и обвинения, получаемый Алёной Дмитриевной от мужа, несправедливы, как гнев его – не обоснован.
Рассказ жены всё расставляет по местам, и кулачный бой, воспоследующий дальше, словно вынут из времени того…
Сила поэмы вовлекает в иное время, так, будто огромного промежутка не было, будто мы – в сущности, не представляющие психологию тогдашних людей – становимся участниками, свидетелями, персонажами времён, сделавшихся историей.
Слово ярко, слово таково, что будто им расписаны палаты царские, им же организовано всё действо истории, которой не противостоять.
Жалко победителя?
Он с гордостью уходит в смерть, на казнь, показав пример слабым.
Жалко убитого опричника, не совладавшего со страстью?
Ничуть…
Деспотизм царя естественен, хотя свободолюбцу Лермонтову он, очевидно претит.
И гудит поэма – теми колоколами, что гудели над Москвой, и переливается яхонтами и жемчугами словесного величия, не тускнеющими, вечными.
3
Скалы и ущелья «Мцыри», словесные впадины, вдруг возносящие вверх, и парение, раскрытое над бездной…
«Мцыри» выкроен из материала бунта, как «Демон», но демон опаснее – каверзы его безвестны, как и психология, а «Мцыри» работает с психологией молодого человека, рвущегося к масштабам новой неведомости и светозарному полюсу высоты.
Сам Лермонтов, очевидно обладая развитым внутренним зрением, прозревал области, которые не могли не поражать чистотою сияний, и опускался в такие, от которых цепенела душа.
Всё построено на полюсах: контрасты, определяющие данность, слишком велики, чтобы можно было ими пренебречь.
Формальная церковь, как и официальная церковная догматика, коснеющая всё больше и больше, едва ли могла устроить Лермонтова, в творчестве и жизни которого звучат ноты духовного титана: он ощущал иное устройство мира, слишком отличное от того, что предлагалось церковью.
Соответственно и молодого, истового бунтаря, ставшего героем поэмы, не мог устроить монашеский постриг: слишком формальная сторона дела.
К тому же память о родном Кавказе едкой кислотой жжёт его душу: там иной воздух, там понятие свобода не пустой звук.
Попытка побега, как известно, не удаётся, и герой умирает от тоски.
Исповедь, вылитая в стихи, пульсирующие космосом, рвущиеся жаждой высоты и свободы, и составляют поэму.
Исповедь, звучащая и звучащая, бередящая сердца и души читателей разных поколений; исповедь, исполненная лучащимся стихом, близким к понятию совершенство.
4
Лира Лермонтова, поражающая глубиной звучания; лира, дававшая песни мистической мелодики…
Внутреннее зрение поэта, разрывающее пласты пространства:
В небесах торжественно и чудно
Спит земля в сиянье голубом…
Увидено задолго до исследований, ставших возможными в иное время, увидено так точно, будто ангелы, услышав подобные мелодии, поднимали поэта к вершинам, открывая ему реальность подлинного знания…
В сущности, Демон ли Демон?
Ничего сатанинского, лютого нет в построенном образе, и через мелодию дивных песен предстаёт он скорее несчастным, действительно – ангелом, утратившим роль…
Или поменявшим её на новую…
Какая удаль звенит в купце Калашникове!
Как бьётся и чеканится стих, точно клинком булатным высеченный на поверхности вечности! О! Она приоткрывается при чтении Лермонтова, она даёт многообразие своих форм и оттенков, перестаёт быть непонятной, серой, равнодушной…
Откуда ещё могут идти «В минуту жизни трудную…», «Выхожу один я на дорогу», «Парус», «Бородино»?
Отточенность каждой строки такая, что будто входят в пазы друг другу: не разъять никак и никогда.
Молитвы Лермонтова звучат, не уступая церковным, а может быть, превосходя их – нежностью, точностью послания.
Бунтарский элемент всегда был сильной составляющей души поэта; но и уравновешивался он таким ощущением гармонии, что всякий бунт казался бессмысленным, пустым…
Можно ли стихами врачевать души?
Изменять время?
Казалось бы, читавший Лермонтова должен в корне меняться своим душевным составом, осветляясь, стремясь только к гармонии – во всём, всегда…
К сожаленью, иллюзия остаётся иллюзией: поэзия никого не меняет и никому ничего не доказывает.
Что не отменяет её саму – в величайших своих проявлениях, по крайней мере.
5
Прекрасная звукопись прозы Лермонтова!
Льющиеся, но и чеканные фразы, не уступающие поэтическим строкам; медленное погружение в чудо сказки, разворачивающейся в пространстве, имеющем чёткие приметы и, вместе, уже лишённым их – ибо лёгкое бремя вечности и всеобщности открывает новые перспективы…
«Ашик-Кериб». Старинная турецкая легенда, услышанная поэтом на Кавказе, где она известна всем; Кавказ, раскрывающий свои природные и фольклорные богатства ссыльному Лермонтову: решительное и роковое «На смерть поэта» не могло пройти даром.
…Богатый, живущий в Тифлисе турецкий купец, обладающий массой золота – но подлинное богатство его: прекрасная дочь Магуль-Мегери.
Бедный странник, влюбляющийся в неё, – слишком бедный, чтобы рассчитывать на что-то взаимное…
Игра на сазе и прославление знаменитых воинов Туркестана – вот занятие бедняка.
…Он говорит с возлюбленной, которая уверена, что отец даст им столько золота, что хватит на двоих; но странник горд – он не хочет попрёков в былой бедности; он обещает семь лет ходить по свету, собирая своё богатство…
Хитрый всадник нагоняет его, желая странствовать вместе с ним: однако планы его вовсе не такие – когда Ашик-Кериб бросается в реку, чтобы переплыть её, Куршуд-бек забирает его одежды, чтобы показать их матери девушки и убедить её в смерти Ашик-Кериба.
…Нечто от легенды об Иосифе Прекрасном звучит в этом фрагменте: не так ли убеждали братья отца в смерти Иосифа, показывая одежды, измазанные кровью животного?
Нечто грозное и провидческое спрятано во многих негативных действиях людских.
Будет счастливым финал повествования, ибо пряно цветущая восточная сказка не должна завершаться чернотой неудачи; будет счастливым – но придётся подождать, пока поющий паше певец, получающий бесконечное золото, вспомнит свою Магуль-Мегери, вспомнит, чтобы соединиться с ней наконец.
…Не сам ли Георгий Победоносец на белом коне переправляет певца в родные места?
Солнце золотится, и в крутых очерках гор есть нечто непримиримое.
Золото застит солнце любви.
Золото топит печи всего негативного в душах.
Много символов в сказке – яркой, как жар-птица.
Лермонтов берёт основу – и наполняет её своим содержанием, чётко разграничивая положительных и отрицательных героев; дарители и помощники, чудеса и приключения мешаются в пёстром калейдоскопе; волшебные звуки музыкальной речи – и цветовое пиршество текста…
Сказка, опубликованная после смерти поэта, начала широкое шествие по миру, играя оттенками, вызывая печаль и радость, слёзы и умиление; сказка, воспевающая то, что должно быть, а то, что есть обратное – так это дело сиюминутности, а вовсе не вечности.
6
Демон печален – а воспоминания его счастливо мерцают и блистают…
Ошибся первенец творенья в бунте своём?
Сожалеет об оном?
Не есть ли подобный персонаж, избранный в качестве главного, ошибка поэта?
Стихи, чья плавная музыкальность давно стала чуть ли не эталоном поэзии, опровергают предположение об ошибке классика…
…Демона вообще склонны романтизировать люди, разве что Данте один показал правду: слишком страшную, чтобы была привлекательной.
Но Демон Лермонтова – как будто и не Демон: одинокий поэт, или космический вариант Печорина…
Демон, сам попавший в таинственные сети Кавказа; ковры, роскошно расстеленные, пир, удары в бубен, пение…
Вино, туго льющееся в чаши.
И вновь одиночество изгнанника – одиночество поэта, только Демон обладает большими возможностями.
Суровый колорит поэмы, точно прорезаемый сильными красными вспышками: в том числе страсти.
И взор его с такой любовью,
Так грустно на нее смотрел…
Ведь Демон не может любить никого, кроме себя: на том и держится гордыня!
А тут…
И вот последний портрет персонажа, словно опровергающий его демоническую суть:
То не был ангел-небожитель,
Ее божественный хранитель:
Венец из радужных лучей
Не украшал его кудрей.
То не был ада дух ужасный,
Порочный мученик – о нет!
Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь – ни мрак, ни свет!..
Нет у человека достоверных сведений о небесных и адских насельниках; нет, несмотря на целый ряд книг, и никаких достоверных, проверяемых свидетельств о существование подобных метафизических областей; но кажется, духовные очи Лермонтова разрывали пределы материальной видимости, и то, что представало запредельному взору поэту, смущало его самого…
Впрочем, отлившиеся в поэму видения настолько обогатили поэзию, что иные соображения представляются праздными…
7
Арбенин, сходящий с ума, бросает Богу: «Я говорил Тебе, что ты жесток!» – что, ни в коей мере не воспринимая Арбенина как алтер эго поэта, – заставляет всё же задуматься о системе взаимоотношения Лермонтова с высшими инстанциями…
Произведениям его – лучшим из них – присущи мрачный колорит, сгущение сил, и дерзновенная попытка вырваться за пределы реальности: казалось, в памяти Лермонтова бликовали, когда не бушевали воспоминания, которые не могут быть связаны с земной жизнью.
Недоказуемо? – Разумеется…
Но и Демон, нарисованный им, привлекателен, и Арбенин не удосуживается задуматься о напластовании собственных поступков, приводящих к трагедии…
Дальше непроизвольно вытягивается цепочка размышлений, требующая окончательных ответов, которые невозможно получить: грех, сиречь нравственное нарушение, есть не материальный закон, которого человек не может создать, но полностью подчинён ему; чтобы стало возможным убийство, должна проявиться идея убийства, и эта идея должна быть введена чуть ли на генетическом уровне в человеческое устройство – в противном случае люди не возмогут убивать.
Чьё же это творчество?
И почему человек – столь маленький, мало живущий, мало знающий человек – вынужден расплачиваться за чьё-то неведомое творчество?
Отсюда – богоборчество: ибо как же всеведающая любовь могла творить первоангела, прекрасно зная о грядущем его отпадении и последствиях оного…
Лютование страстей «Маскарада» – пьесы столь же совершенной поэтически, сколь и психологически изощрённой – заставляет ещё и задуматься о свободе воли…
Арбенин поступает только так, как он может поступать, являясь и продуктом определённой среды и заложником собственных пристрастий.
Воля, напруженная внутренними мускулами, не смогла бы утишить страсть к игре, пока не подошёл некоторый рубеж… но и за ним оказалось, что человек не может не играть…
(Попутно возникает вопрос о свободе выбора, якобы существующей в мире, но… человек не может выбрать языковой среды, где он появится, своих родителей, собственный характер – он заложен; из массы занятий человеку придётся выбирать между двумя-тремя, к которым проявится склонность, и так далее…)
Не есть ли «Маскарад», почти завершающийся столь богоборческим восклицанием, мучительная, развёрнутая сценами и картинами попытка докопаться до окончательных ответов на головоломные вопросы?
И не есть ли богоборчество (прерываемое порой эзотерически-световыми перлами, такими как «В минуту жизни трудную…», или «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…») нечто стержневое в гениальности классика?
8
Живопись Лермонтова профессиональна, и предлагает ту высоту, в бесконечность которой устремляется его поэзия…
Точно прозрачный янтарь тонкой плёнкой покрывает картины, горы на которых излучают величественное спокойствие, одинокую задумчивость, умную силу.
Горы, горы…
Сила камня: таинственного в могучем своём нагромождение: кто возьмётся утверждать, что у столь значительных природных образований нет душ?
Кто сможет доказать, что души эти проще человеческих?
Лермонтов словно стремился изобразить души гор: поразительные, замкнувшиеся в своём величие, волшебные.
Разные ракурсы, но схожие оттенки: точный оттиск авторского почерка, неповторимой манеры.
Горцы едут, аулы возникают.
Кавказ Лермонтова своеобычен: показанный через фильтры его гениальности в слове, он дополнительно раскрылся и в живописи поэта: так ярко и колоритно добавляющей ноты гармонии к величественному образу великого человека.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите «Ctrl+Enter».
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
войдите или
зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Тема добра и зла стара как мир. Издавна эти два кардинально противоположных понятия ведут борьбу за право восторжествовать друг над другом. С незапамятных времён добро и зло заставляют людей спорить о том как отделить черное от белого. В жизни все относительно.
Понятия добрый и злой собирательные. Иногда, казалось бы добрый, благой поступок приводит к негативным последствиям. Также как и в недобром деле некоторые находят для себя плюсы.
Добро и зло всегда неразделимы, одно не исключает другого. Например, если для одного человека какая то новость приносит радость и несёт в себе добро, у другого эта новость может вызвать огорчение и негативные эмоции, соответственно нести в себе зло. Иногда со злом люди отождествляют некоторые предметы и явления: «деньги-зло, алкоголь-зло, война-зло». Но если посмотреть на эти вещи с другой стороны? Чем больше денег, тем более независим и обеспечен человек- он сыт и счастлив, он готов нести в мир добро. Алкоголь в малых дозах, как это ни парадоксально тоже может нести в себе добро – фронтовые сто граммов служили на войне добрую службу, поднимая боевой дух солдат и выступая в качестве обезболивающего при тяжёлых ранениях.
И даже сама война, вроде бы совершенно негативное явление, тоже несёт в себе частичку пусть не добра, но определенной пользы: завоевание новых земель, сплочённость и братство союзников, воспитание воли к победе.
По традиции в сказках и фильмах добро всегда побеждает зло, однако в жизни далеко не всегда торжествует справедливость. Но собираясь сделать кому то подлость, нужно всегда помнить про всемирный «закон бумеранга» – «зло, излученное тобой, к тебе вернётся непременно». Давайте начнем с себя, будем друг другу добрее и милосерднее и может быть тогда в нашем жестоком современном мире добра станет чуточку больше, чем зла.