Пасха в моей семье рассказ

Районный пасхальный конкурс-фестиваль пасхальный благовест мини-сочинение на тему: пасха глазами моей семьи автор работы: васильев сергей, 8 класс, 14лет мбоу

Районный
Пасхальный конкурс-фестиваль «Пасхальный благовест»

Мини-сочинение

на
тему:

 «Пасха
глазами моей семьи»

Автор
работы:

Васильев
Сергей, 8 класс, 14лет

МБОУ
«Знаменская средняя школа»

руководитель:
Васильева Елена Анатольевна

На Руси праздники
всегда любили, потому что народ умел трудиться, умел и веселиться. Мы привыкли
к тому, что праздники — это дни отдыха и веселья. Но  лишь в том их смысл? Ведь
они связаны с чем-то особенным, важным?Не случайно с давних пор праздником
считался не только «не работный день», но и прежде всего день памятный,
посвящённый определённому событию.

Казалось бы, уже всё открыто, всё
исследовано, прочитано, но столько удивительного и интересного можно узнать
подчас о том или ином празднике.

Я  хочу рассказывать о Пасхе, о
том, как празднуют этот Великий праздник в моей семье. Но сначала немного из
истории праздника.

Праздник Светлого Христова
Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый
большой православный праздник. История Пасхи своими корнями уходит в глубокую
древность. Примерно 5 тысяч лет назад иудейские племена отмечали её весной, как
праздник отёла скота. Затем Пасху связывали с началом жатвы, позднее с уходом
евреев из Египта (освобождение от рабства). 

Слово «пасха» образовалось от
древнееврейского слова «песах», означает «прохождение, избавление».

Христиане же вложили в этот день
иной смысл и отмечают его в связи с воскресением Христа. Праздник Пасхи — один
из основных в народном календаре. Первый Вселенский Собор в христианской церкви
в 325 году установил, что Пасха должна отмечаться в первое воскресенье после
весеннего равноденствия и полнолуния, поэтому празднование Пасхи в разные годы
приходится на период с 4 апреля по 8 мая. С учётом этого составляют пасхалии –
таблицы празднования Пасхи на много лет вперёд.

В 2019 году праздник
Пасхи выпадает на 28 апреля.

Православная Церковь считает Пасху
главным христианским праздником. Этот праздник символизирует победу добра над
злом, переход от смерти к жизни, от Земли к небу.Светлое Христово Воскресение —
день радостный, светлый, «царь дней», «праздник праздников», Торжество торжеств».
Все события, связанные с ним, — огромное чудо.

Вот просыпается земля

И одеваются поля,

Весна идёт, полна чудес.

Христос воскрес!

Христов воскрес!

А.Майков

Пасха на Руси – один из самых
светлых и долгожданных праздников. Для верующих Пасха – это окончание Великого
поста, а для всех вместе — радость встречи с родными и друзьями за особым,
праздничным столом. К этому дню христиане готовятся весь год, ждут его и стар,
и млад.

«На Пасху наряжаются в праздничную
одежду и обед готовят тоже праздничный. После семи недель говения (поста)
дозволяется наконец вкушать все, что душа пожелает, веселиться и развлекаться»

У любого праздника — своя красота, свои
обычаи, обряды. Немало их и в Пасху. Многие традиции утеряны, например, 
хождение волочебников.  Слово «волочебник» означает «поющие под окнами». В
деревнях на Пасху совершался обход дворов, напоминающий святочное колядование.
Волочебники славили хозяев, поздравляли их с Пасхой, пели песни, и ждали
подарков. Им выносили яйца, сало, молоко, пироги,
конфеты, печенье,
фрукты.

Ну-те,
братцы — товарищи!

Собирайтесь
до кучечки!

Пройдемте
в то село,

Поздравим
их с праздником,

Со
Христовым днем,

С
красным яйцом!

Нам
подарок поднесешь-

Свое
счастье сбережешь!

Не
жалей, не береги,

По
яичку одели!

Но традиция празднования Пасхи
жива, потому что основана на самых светлых, чистых порывах души.  Для
пасхального стола пекут куличи, готовят творожную пасху, красят яйца. К
празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Церковь готовит верующих к самому
главному празднику семинедельным постом — временем покаяния и духовного
очищения

Празднование Пасхи начинается с
участия в пасхальном богослужении. Оно совершенно особенное, отличающееся от
обычных церковных служб, очень «лёгкое» и радостное.

В Светлое Христово Воскресение,
первый день Пасхи, верующие радостно приветствуют друг друга словами: «Христос
Воскресе!» — и ответным: «Воистину Воскресе!»

На Пасху всем желающим, особенно
детям, разрешается звонить в колокола. Я тоже звонил в колокола. Это было очень
волнительно, немножко страшно и боязно, что не получится. Но все страхи ушли
сразу же после первого боя. Нахлынула радость и веселье.  Колокольный    звон
ещё называется «трезвоном»

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздается голос по лесам.

С нетерпением жду Светлого Христова
Воскресения. Каждый год мы всей семьей  отмечаем этот долгожданный праздник.

Готовиться к Пасхе мы
начинаем заранее. Делаем ревизию в шкафах и собираем пакеты вещей, которые
передаём нуждающимся.  Кроме этого, чисто, чтобы не осталось ни одного «неумытого»
уголка,  прибираемся в доме.
Моем окна
после зимы, вытираем пыль на шкафах, моем полы.

Особенно
нравится  в Чистый Четверг помогать родителям наводить порядок в доме. 

В этот
день мамам затевает грандиозную стирку. Стирается всё, что висело или будет
висеть в доме: занавески, шторы, накидки с икон и так далее. Я развешиваю всё
это на вешалках, на улице. Играет музыка. На улице светит солнышко, на деревьях
поют, щёлкают неугомонные скворцы. Настроение отличное! А ведь ещё не праздник!

Папа в
это время лезет  на крышу, чтобы вычистить   трубы. Потом вою золу, что мама
выгребет из печек, я понесу на огород и там  рассею по грядкам. Считается, что
это защитит будущий урожай от вредителей. 

Вместе
с мамой обязательно в этот день белим печки.  Они сразу выглядят по-другому,
по-праздничному. Такие беленькие, красивые, загляденье одно!

Вечером
этого же дня обязательно  идём в баню. Растопить и смотреть за баней — это моя
обязанность.  Мне это даже нравится.

А ещё мы в «Чистый
Четверг» собираем «четверговую
соль».  Эта традиция существует у нас
очень давно, я был ещё  маленьким, но это помню. В отдельный пакетик каждый из
нас сыпет горсть соли. Эту соль мама убирает. Она считается  «оберегом» для
дома, семьи, животных.

После уборки начинаются приготовления к
праздничному столу. Моя мама всегда печёт праздничные куличи. Обычно они
получаются очень нежными, вкусными и воздушными. Я всегда помогаю ей в этом. В
мои обязанности входит подготовка бумаги для выпечки. Нарезаю её. Готовлю изюм,
орехи и глазурь для смазывания. А ещё я посыпаю готовые куличи кулинарными
украшениями и сахарной пудрой. Мама делает также творожную пасху.  Но здесь я
ей не помощник: терпеть не могу творог!

К Святой Пасхе испокон веков и до наших дней люди
всегда красили яички. Моя семья строго придерживается этой традиции. 

С малых лет у меня Пасха ассоциируется с крашеными
красными яичками.  Раньше я думал, что мама и папа красят яйца кисточкой, макая
её в красную краску.  Красят ночью. Утром я вставал, а на столе уже стояло 
блюдо с крашеными яйцами.  Маленький был, глупый! Теперь я знаю, чем и как
красят яйца!

Но почему именно в красный цвет окрашивают яички?

По Преданию, когда Мария Магдалина поднесла в подарок
императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император, усомнившись,
сказал, что яйцо из белого не становится красным, так и мертвые не воскресают.
Яйцо в тот же миг стало красным.

         
Хотя яйца красят в разные цвета, традиционным является красный, как цвет жизни
и победы.

Я спросил у своей  мамы: какой
самый доступный и известный способ красить  яйца? Это,  конечно же, — луковая
шелуха.

Подготовка и окрашивание — это
целый ритуал!Сначала   мама перебирает лук, получается много шелухи. Кладём её
в большой, вместительный чугунок.

В этом чугунке всегда красила  яйца ещё
моя бабуля, а теперь моя семья!

Затопляю печку и ставлю его на
плиту. Когда вода начинает кипеть, аккуратненько, чтобы не разбить яички и не
обжечь руки, большой ложкой опускает мама яйца туда. Мы красим много яиц.
Получаются они тёмно-красными, почти бордовыми. Очень-очень красивые!

Яйца можно окрасить от желтого до
красно – коричневого.

Потом мы натираем маслом часть яиц, чтобы
блестели.
В
магазинах появились яркие пасхальные наклейки. Мы тоже их покупаем и клеим на
варёные яйца. Получается очень  оригинально!

Сейчас на Пасху яйца красят разными
красками.
Я видел яйца, покрашенные в разные цвета: фиолетовый, жёлтый,
синий, зелёный, но самое красивое яйцо — это яйцо, крашеное в красный цвет

Разноцветные пасхальные яйца называются
по-разному:

·      
Крашенки – от слова «красить»;

·      
Драпанки — яйца, узор на скорлупу которых наносят острым
предметом;

·      
Крапанки – от украинского слова «крапать», то есть «покрывать
каплями»;

·      
Писанки – искусно расписанные пасхальные яйца.

Наши яйца называются
крашенки.

Позднее появились яйца
из фарфора, серебра с украшениями из эмали, бисера, полудрагоценных и
драгоценных камней.

При росписи широко использовали знаки –
символы, например:

·        
точка — начало начал, семена будущей жизни;

·        
круг — солнце, символ жизни;

·        
ёлочка — символ здоровья;

·        
барашек — символ благополучия;

·        
конь — символ солнца;

·        
олень — символ нарождающейся жизни.

Вся подготовка к празднику должна быть закончена до
Светлого Воскресенья. Дом празднично убран.  На полу лежат чистые, красивые
дорожки.  На  окнах накрахмаленные занавески.
 Оригинальных композиций из цветов,  окрашенных декоративных
яиц, традиционное пасхальное деревце  — помогают создать особую атмосферу в
Светлое Воскресенье. Дом дышит чистотой и уютом!

Но вот наступает Пасхальное
воскресенье.

Утром мы умываемся  водой, приготовленной  с Чистого
Четверга. В нее мама кладёт  серебряную  ложку. По поверью, это помогает стать
здоровыми, красивыми и богатыми.

В центре стола, на красивой
салфетке,  стоит большое блюдо. На нём стоит кулич, а вокруг – крашенки. Так и
светятся своими красными бочками!

Завтрак начинаем словами «Христос
воскресе!», отвечаем «Воистину воскресе!» Начинается самое интересное – мы
«бьёмся» яйцами,  ударяя тупым или острым концом
крашеного крутого яйца яйцо соперника. Выигрывал тот, чье яйцо не треснуло.
.
Когда победитель в конце концов определяется, с большим аппетитом едим
«разбитые» яйца и всю вкуснятину, которую наготовила мама (в этот день мама
старается, чтобы на столе было много вкусной еды).

К нам всегда
приходят в гости родственники и друзья. Это прекрасное время, когда все родные
и близкие люди собираются за одним столом.  В  доме царит дух общей идиллии и
умиротворения.

Мне очень нравится Пасха, это
мой любимый праздник. В этот день в нашей семье царит особая атмосфера
гармонии, искренности и гостеприимства. Приходит понимание, что добро
обязательно победит зло, ведь вера в Бога способна творить чудеса.

Христос воскресе!
Воистину Воскресе! Давайте всегда будем жить с Богом в сердце!

У нас уже не получается соблюдать
все православные традиции. Мы не качаемся на качелях, потому что их никто не
строит в деревне. От своих сверстников я редко слышу радостное приветствие
«Христос Воскресе». Не ходят по домам волочебники. Но мне кажется, что 
возможно, это не главное. Гораздо важнее, что после праздника у тебя на душе
остается только светлое и радостное чувство!

С нетерпением жду Светлого
Христова Воскресения. Оно мне особенно дорого. Мы будем продолжать православные
обычаи и традиции. Пасху будем отмечать и дома, и в школе: поставим веточки
вербы, своими руками сделаем поделки, нарисуем открытки. И пусть на душе у всех
будет весеннее тепло, радость и счастье.

Вот и Пасха к нам пришла —
Праздник милый для меня!
Сколько радости принёс,
и печали он унёс.
Вот уж птицы прилетели,
прямо к Пасхе подоспели.
Хорошо!

Весна пришла —
Светлый праздник принесла —
Воскресение Христово!
Все поют и славят Бога.

Инфоурок

Литература
Другие методич. материалыПравославный праздник Пасха в моей семье

Православный праздник «ПАСХА» в моей семье

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Православный праздник «ПАСХА» в моей семье

    Описание слайда:

    Православный праздник «ПАСХА» в моей семье

  • 2 слайд

    Пасха – главный христианский праздник, день чудесного воскрешения Иису

    Описание слайда:

    Пасха – главный христианский праздник, день чудесного воскрешения Иисуса Христа. Вселенский собор христианской церкви в 325 году установил, что Пасха должна отмечаться в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. Это «кочующий» праздник, выпадающий в разные дни в период с 22 марта по 25 апреля по старому стилю, с 7 апреля по 8 мая по новому стилю. Главным событием празднества было торжественное богослужение в храме. Пасхальная служба начиналась в ночь с субботы на воскресенье. После заутрени начиналась праздничная литургия, в конце которой освещался артос – специальный хлеб с изображением креста и тернового венца.

  • 3 слайд

    В народной традиции Пасха отмечалась как праздник обновления и возр

    Описание слайда:

    В народной традиции Пасха отмечалась как праздник обновления и возрождения жизни. Это было обусловлено не только христианской идеей Воскресения Христа и связанной с ней перспективой вечной жизни, но и широким бытованием в народной среде языческих представлений о весеннем пробуждении природы после зимнего сна-смерти, о гибели старого и начале нового времени. Согласно широко распространенным представлениям, каждый человек должен был встретить Пасху обновленным духовно и физически, подготовленным к ней в ходе длительного Великого поста.

  • 4 слайд

    Пасха ассоциировалась у русских с чудесным исполнением желаемого. Сч

    Описание слайда:

    Пасха ассоциировалась у русских с чудесным исполнением желаемого. Считалось, что в этот день можно обеспечить себе преуспевание в делах на целый год. Если, например, человек первым придет после пасхального богослужения домой, то для него весь год будет удачным. Верили, что удача будет обеспечена и вору, если он украдет во время заутрени какой-либо предмет у молящихся людей и при этом не попадется на краже.

  • 5 слайд

    Страстная Седмица – самая строгая неделя Великого поста. Церковь предписывает

    Описание слайда:

    Страстная Седмица – самая строгая неделя Великого поста. Церковь предписывает строгий пост, исключающий мясную, молочную, яичную и рыбную пищу.

    Великий Понедельник. С него начиналась подготовка к Пасхе. Традиционно в этот день женщины убирали в домах, а мужчины заготавливали корм для скота на всю Светлую неделю (после Пасхи), чтобы не беспокоиться в праздник.
    Великий Вторник. Во вторник на Страстной неделе поили скот на рассвете сеченым молоком (семена льна и конопли толкут в ступе и, разводя водой, приготавливают из них молоко) от болезней.
    Великая Среда. В последний раз в Великую среду совершается Литургия Преждеосвященных даров. В Великую среду прекращаются и великие поклоны. Вечером в среду традиционно бывает общая исповедь. Во время Великой среды в деревнях собирали снег по оврагам, натаявшую от него воду солили и этой водой обливали скот. Считалось, что такой обряд предохраняет двор от всяких болезней на целый год.
    Великий Четверг (Четверток) Великий четверг в народных традициях называют Чистым: в этот день каждый человек стремится очиститься духовно и телесно. Также в Чистый четверг широко распространен народный обычай очищения водой, купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца. Также был обычай освящать соль и в ночь под четверг ставить на стол с хлебом. В Великий четверг принято красить яйца. В этот день уже готовились к пасхальному столу: в старину забивали скот, собирали яйца и т.д. Кроме того, в этот день принято убирать и стирать.
    Великая Пятница (Пяток, Страстная пятница) На утрене Великой пятницы верующие во время богослужения держат в руках зажженные свечи, символизирующие величие Спасителя во время его страданий. В этот день женщины приступали к подготовке пасхального стола: пекли куличи и готовили пасхи. В страстную пятницу был обычай раздавать продукты бедным.
    Великая суббота. Для верующих день Великой субботы — это время приготовления к встрече величайшего праздника Светлого Христова Воскресения. Обычно в этот день после утреннего богослужения в храмах начинается освящение пасхальных куличей, пасхи и яиц для разговения в день Пасхи. В Великую субботу верующие старались к вечеру закончить все свои хлопоты и прийти на службу, чтобы встретить великий праздник Пасхи.

  • 6 слайд

    На Пасху было принято надевать новую или чистую праздничную одежду.

    Описание слайда:

    На Пасху было принято надевать новую или чистую праздничную одежду. В первый день всегда надевали ту одежду, в которой ходили в церковь к заутрене. Перед уходом в церковь в домах накрывали праздничные пасхальные столы, сервировали самой красивой посудой, какая была в доме. Кушанья, которые бывали на Пасху, не повторялись в другие дни. Ели их только раз в год. Начинали готовиться к Пасхе за неделю, еще в пост. Закалывали свинью, делали колбасы, ветчину. Пекли куличи, делали творожную пасху. Комнаты и стол украшали живыми и бумажными цветами. Кушанья раскладывали на блюдах, украшенных кружевами из бумаги и свежей зеленью.

  • 7 слайд

    Первым блюдом во время пасхальной трапезы было яйцо, которое разреза

    Описание слайда:

    Первым блюдом во время пасхальной трапезы было яйцо, которое разрезалось на кусочки по количеству людей, сидевших за столом. После этого каждый получал по куску кулича и ложке творожной пасхи. Затем на стол ставили остальную праздничную еду, приготовленную хозяйкой, и начиналось радостное застолье.

  • 8 слайд

    Невозможно представить Пасху без крашеных яиц. Полагалось красить их

    Описание слайда:

    Невозможно представить Пасху без крашеных яиц. Полагалось красить их в Чистый четверг на страстной неделе, а куличи печь в субботу. Раньше красили яйца в красный цвет, который должен был напомнить о крови Христа, пролитой на Голгофе (на горе, где он был распят).

  • 9 слайд

    В православной Руси существовал обычай хранить яйца целый год до сле

    Описание слайда:

    В православной Руси существовал обычай хранить яйца целый год до следующей Пасхи. И со временем яйца стали делать из дерева и расписывать их орнаментами, узорами. Позже появились яйца из фарфора, серебра с драгоценными камнями.

  • 10 слайд

     Великая Пасха в моей семье

    Описание слайда:

    Великая Пасха в моей семье

  • 11 слайд

    Мама готовит пасхальные блюда долго и тщательно

    Описание слайда:

    Мама готовит пасхальные блюда долго и тщательно

  • 12 слайд

    Мамина пасхальная выпечка

    Описание слайда:

    Мамина пасхальная выпечка

  • 13 слайд

    Бутерброды готовим всей семьей

    Описание слайда:

    Бутерброды готовим всей семьей

  • 14 слайд

    Салаты на Пасху у мамы получаются особенно вкусными

    Описание слайда:

    Салаты на Пасху у мамы получаются особенно вкусными

  • 15 слайд

    В ожидании гостей

    Описание слайда:

    В ожидании гостей

  • 16 слайд

    БОУ «Екатерининская СОШ»

    Описание слайда:

    БОУ «Екатерининская СОШ»
    Тевризского муниципального района Омской области
    Презентацию составил ученик 8 класса Климченко Михаил
    Руководитель Кутузова Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Проект по русской литературе «Образ птицы в русской литературе»

  • Стихотворения в прозе И.С. Тургенева

  • Написание контрольного классного сочинения по рассказу И.С. Тургенева «Муму»

  • Презентация по литературе: итоговая проверочная работа/тест по теме «Устное народное творчество» (5 класс)

  • ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА ГОРЕ ОТ УМА В ЛИТЕРАТУРЕ 19 ВЕКА

  • «Маленький принц»Экзюпери (притча – сказка) Феномен «Маленького принца»

  • Презентация по литературе: сочинение по рассказу И.С. Тургенева “Муму”: Что я думаю о Герасиме (5 класс)

  • Урок литературы на тему «Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5435598 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»

  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»

В рамках 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства вышел сборник рассказов «Время обнимать и уклоняться от объятий» — о человеческом одиночестве, межвидовом сочувствии, магической изнанке городского пространства и обыденности чудес. Публикуем рассказ Денис Осокина «Простучал копытом гладким».

Простучал копытом гладким

Silosorkka sorkutteli

1

расскажу тебе. есть в карело-финском фольклоре и шире в мировоззрении тамошних людей знаменитый сюжет о том, как парень по имени лемминкяйнен пытается поймать лося хийси. а хийси — это черт, и лося этого он создал. лемминкяйнена в рунах зовут ‘удальцом, цветущим жизнью’ — из калевальских героев он самый молодой, самый безрассудный, самый задиристый, часто хвастливый, женолюб и растлитель. но при этом мужественный и свой. и вот он похваляется, что сможет поймать даже лося, созданного самим хийси. и —

слышат это люди хийси,
ютас эти речи слышит;
создает тут лося хийси,
ютас делает оленя:
голову из пня гнилого
и рога из веток ивы;
вместо ног — тростник прибрежный,
из болотных трав — колени,
из жердей — спина у лося,
из сухой соломы — жилы,
а глаза — цветок болотный,
из цветов озерных — уши,
из коры сосновой — кожа,
из бревна гнилого — мясо.
наставлял тут хийси лося,
говорил слова такие:
‘ты беги, мой лось прекрасный,
благородный лось, стремися
на места, где много лосей,
на поля сынов лапландских.
пусть побегает изрядно,
попотеет лемминкяйнен!’

так написано в ‘калевале’ в переводе умницы бельского. поощрительную пушкинскую премию человек за свои старания получил в тысяча восемьсот восемьдесят восьмом году. а ютас — это тоже одно из имен нечистого.

2

и вот — лось побежал. и лемминкяйнен побежал за ним. этот бег, эта погоня — прямо из духовного достояния тех северян — и карелов, и финнов, и саамов. вариаций в рунах и легендах — много-премного. по лесам, по дебрям, по берегам, через все деревни и какие‑то города, через свою страну, через чужие страны, по земле и по небу, мимо жилища самой смерти, которая разинула рот, чтобы смельчака или дурака проглотить, но пока что не проглотила… на лыжах и с арканом гонялся за лосем хитроумный лемминкяйнен, что родом с мыса кауко. а потом заглянул в дальний лапландский уголок, где еще не был — и увидел, как там смеются женщины, плачут дети, горюют старики, лают собаки, большой котел опрокинут, огонь залит, похлебка пролита, мясо запачкано в золе. — что у вас тут случилось? — пробежал здесь лось от хийси, простучал копытом гладким… — отвечают. silosorkka sorkutteli в оригинале переводится — гладкое копыто протанцевало. и лемминкяйнен понесся еще быстрее, нагнал лося, запрыгнул на его спину, приготовил веревку, кленовый кол, вязку из березы и продолжил хвальбу. объявил, что лося он вот и поймал. и что теперь полежит на его спине вместе с растущей курочкой — юной девицей. после этого лось взбесился окончательно, сбросил лемминкяйнена, все его приготовления разломал и убежал — не найти.

грустно смотрит лемминкяйнен,
опустил главу печально,
видит сломанные вещи,
говорит слова такие:
‘пусть никто в теченье жизни,
пусть никто из всех на свете
не стремится в лес упрямо,
за негодным хийси лосем,
как стремился я, несчастный:
я совсем испортил лыжи,
поломал в лесу я палку
и согнул в лесу свой дротик!’

конец тринадцатой руны. дротик согнул — это, возможно, его собственный дротик, который у лемминкяйнена в штанах. — добавлю уж от себя. ну да всякое мужское оружие — это оно и есть — от наконечников стрел до таранов.

*

а ведь говорил ему люликки, лучший лапландский кузнец, который нехотя сделал для погони лыжи и палки:

зря идешь ты, лемминкяйнен,
зря идешь за хийси лосем,
ведь при всем своем старанье
ты лишь пень гнилой получишь.

3

а теперь мы поговорим о нас, наташа. мы поговорим о нас — хоть я и не знаю, что теперь говорить, когда все уж сказано, когда все уже понятно. вместе нам быть невыносимо тяжело — и невыносимое желание всегда быть вместе сдает свои позиции. а хочешь, я тебя просто покормлю ужином или обедом — и ничего ни читать, ни рассказывать не буду? — и ты просто ляжешь спать, ты устала с дороги, устала вообще от всего. хочешь — со мной, хочешь — во второй комнате, где двухэтажная пустая кровать для гостей и детей. давай лучше так и поступим. ты спи — а я пойду пройдусь или прокачусь на мопеде. город здесь крошечный, сделаю за его полевыми и асфальтированными границами несколько кругов. потом вернусь и тоже лягу. а есть мы будем морских окуней. а ‘калевалу’ тебе я хотел прочитать больше всего на свете. но я уже не могу — я теперь только расплачусь сильно. тебе синюю или зеленую тарелку? они славные, хоть и одноразовые. это потому что третий месяц в доме нет воды. ну ты знаешь. ты уехала вскоре после того, как воду отключили. а теперь приехала ненадолго.

4

и вот я еду. и слышу стук. даже через шум двигателя. остановился. небольшое поле — и за ним лес. за спиной недалеко — город. заглушил мопед и верчу головой в сторону стука. простучал копытом гладким… — выборматываю вслух пароль. и лось появляется. большой-большой, взрослый-взрослый. он украшен нашими новогодними гирляндами, которые непонятно от чего горят. а еще он украшен тряпичными утками и цветами люпинами, хотя в конце июля они давно отцвели. и липовым цветом украшен, хотя и он недавно везде осыпался. лось пахнет невыносимо нежно, пахнет прощанием. из глаз у лося бегут слезы размером с перепелиные яйца, которые мы год назад красили на пасху зеленой, розовой и голубой краской. я сижу на мопеде — а лось стоит почти что ко мне вплотную. дыхание у него не смрадное, как я уже сказал, — и оно смешивается с запахом из бензобака мопеда. а еще вокруг нас по самое небо пахнет скошенной и высыхающей травой — ведь самое время сенокоса. и вечереющей землей. и рекой с рыбами и выхухолями, что протекает неподалеку. там еще разные птицы есть. и тритоны.

5

— ты ведь не лось хийси, друг, а просто лось. я тоже не лемминкяйнен. гоняться за тобой не собираюсь.

— конечно я не лось хийси, а просто так. но ты на меня похож — и я пришел. обними меня, пожалуйста. а про лося хийси ты мне почитай, что помнишь на память.

6

я ставлю мопед на подножку. и обнимаю лося, целую его в нос и в глаза. я помню даже на финском.

nousi melkoinen meteli
lapin lasten tanterilla:
lapin koirat haukkumahan,
lapin lapset itkemähän,
lapin naiset nauramahan,
muu väki murajamahan!..

— красиво? тебе понравилось?

— очень! только я на финском не понимаю. я родился в костромской области, на речке пеза, недалеко от поселка николо-полома.

— а! ну тогда с радостью переведу.

и поднялся шум ужасный
на полях сынов лапландских:
стали лаять их собаки,
дети стали громко плакать,
жены принялись смеяться,
зароптали все лапландцы!..

7

а потом мы с лосем вместе гоняли. не гонялись! я ехал по дорогам, а он бежал рядом по траве, по обочинам, даже по асфальту. я написал наташе, что далеко отъехал и вернусь как вернусь. она ответила: хорошо, я сплю. звезд было очень много. уже близок август. а потом, когда уже стало светлеть — у меня закончился бензин. взять его тут совершенно неоткуда, лось тоже помотал головой, слезы его просохли, мои тоже. и мне пришлось катить мопед до города до дома почти что до двенадцати дня. лось шел рядом. мы то и дело обнимались. у города он попрощался со мной и медленно, поворачиваясь то и дело, ушел в лес. когда я подошел к дому — наташиной машины рядом с ним не было уже. и я об этом заранее знал. знал и что свои ключи от дома наташа оставила в почтовом ящике.

8

дома я задернул занавески от нестерпимо яркого солнца, зажег кадильную свечку, попил воды, умылся и лег спать.

я надеялся, что лось навестит меня во сне. он навестил. он сказал мне, что я очень хороший. и наташа. и все мы. ты тоже очень хороший. — ответил я.

запретный город
июль
2021


Рассказ печатается в авторской редакции, орфография и пунктуация сохранены.

Подробности по теме

Невозможность близости: что посмотреть на Уральской индустриальной биеннале

Невозможность близости: что посмотреть на Уральской индустриальной биеннале

Здравствуйте, друзья! Приветствую вас на блоге «ШколаЛа».

Сегодня попробуем соорудить проект Моя семья. Данный проект задают детишкам в 1 классе по окружающему миру. Уж не знаю, есть ли подобная работа в программе «Планета знаний», но вот в «Школе России» она точно есть. А если есть, значит нужно сделать.

Ну что? Приступим?

Для начала заглянем в учебник, чтобы разобраться с тем, что от нас требуется.

Из учебника

Андрей Анатольевич Плешаков, автор пособия по окружающему миру для первоклашек, предлагает детям подготовить проект на тему «Моя семья». Но, согласитесь, «моя семья» — понятие широкое, способное включить в себя очень многое. Например, генеалогическое древо до пятого колена, историю семьи, семейный герб и даже девиз. Интересно, что конкретно требуется от нас?

Чтобы понять, внимательно читаем задание в учебнике. Нас интересует раздел «Как, откуда и куда?», а конкретно, страница 58.

Пасха в моей семье рассказ

Друзья, поверьте на слово бывалой маме школьников, к теме семьи в школе вам вместе с детьми придется вернуться еще не раз. В более старших классах будем и семейное древо «выращивать», и герб семейный придумывать, и по-английски о своей семье рассказывать. Но в данном конкретном случае, в данной конкретной проектной работе, нас интересует семейный альбом.

То есть, основное внимание обращаем на семейные фото и составление более менее складного рассказа по ним.

Могу сказать, задание отличное! Очень полезное для первоклашек.

В чем же его польза?

  1. У детей есть шанс узнать больше о своей семье.
  2. Выучить наконец-то не только имена, но и отчества близких людей, если кто еще не успел.
  3. Научиться рассказывать, научиться составлять рассказ по фотографиям.
  4. Научиться преодолевать страх и стеснение во время защиты проекта перед классом.
  5. Научиться ставить цели, планировать свои действия и подводить итоги.

Надеюсь, все прониклись и убедились, что проект важный и нужный. Теперь давайте разберемся с его оформлением.

Варианты оформления проекта

Я вижу четыре основных варианта:

  • оформление проекта в рабочей тетради;
  • оформление в виде небольшого альбома с фотографиями;
  • оформление в виде презентации;
  • творческая работа, например, лэпбук или планшет.

Теперь о каждом варианте подробнее.

Рабочая тетрадь

Давайте в нее заглянем. Нас интересует страница № 36.

Пасха в моей семье рассказ

Как следует из задания, нам необходимо взять несколько семейных фотографий, приклеить их прямо в тетрадку и сделать к ним подходящие подписи. Место в тетради ограничено, на все отводится всего 2 странички. Так что, к выбору фоток нужно подойти особенно тщательно.

Желательно выбрать такие фотографии, на которых изображены все члены вашей семьи, например, во время празднования Нового года или Дня рождения. Отлично подойдут фотографии из путешествий, походов, совместных прогулок или занятий спортом. К таким фотографиям очень просто делать подписи.

Например, если на фото вы вместе на фоне новогодней елочки, то подписать можно так…

Пасха в моей семье рассказ

Данное четверостишье отражает и ваш единый праздничный семейный дух и ваше гостеприимство, как семейную черту.

Подписи в стихах красивы, но не обязательны. Если на фото вы в путешествии, стоите всей семьей где-нибудь под пальмами, то можно написать что-то типа: «Лето, солнце, пальмы, МЫ!» или просто «Мы любим путешествовать всей семьей».

Если с совместными фотографиями не густо, то можно взять карточки, на которых изображены близкие люди по отдельности. Например, фото бабушки, где она в саду,  фото папы, где он на работе, фото мамы, где она готовит, фото старшего брата с соревнований по футболу. И к каждой фотографии опять же сделать свою подпись.

Например, фотографию любимой бабушки можно подписать так…

Пасха в моей семье рассказ

Вот пример оформления работы непосредственно в рабочей тетради. Нашла его в интернете. Надеюсь, автор не будет против, если я его вам покажу.

Пасха в моей семье рассказ

То есть, в рабочую тетрадь по окружающему миру можно вклеить реальные «живые» фотографии. Если не жалко, конечно. Ну а если жалко? Что тогда делать? А тогда можно воспользоваться хорошо вам знакомой программой Microsoft Word. Наверняка у вас есть семейные фото в электронном виде. Так вот, Word может помочь подогнать ваши электронные семейные карточки под необходимый размер, сделать их небольшими, чтобы они хорошо вместились на странички рабочей тетради.

Словами объяснять, как это сделать, долго. Поэтому я записала для вас видео, в котором все подробно объяснила.

Если же вы не хотите быть ограничены всего двумя страницами рабочей тетради и желаете представить в проекте больше фотографий, то можете оформить его в виде самодельного семейного фотоальбома.

Небольшой альбом с фотографиями

Просто возьмите небольшой альбом для рисования, оформите красиво обложку, напишите на ней, что это не просто альбом, а проект «Моя семья», укажите имя автора проекта. Ну а на страницах разместите фотографии и опять же сделайте подписи к ним.

Пасха в моей семье рассказ

Только знайте меру. Помните, урок не резиновый, детей в классе далеко не 5 человек. Так что рассчитывайте так, чтобы минут в пять во время защиты уложиться. Краткость — она сами знаете, чья сестра)

Презентация

Если под рукой есть компьютер, если умеете работать в программе Power Point, если учитель не против и если в классе имеется электронная доска, то можно подготовить проект и в электронном виде.

В презентации должно быть все тоже самое, что и в предыдущем «альбомном» варианте. Название проекта и имя ученика на титульном слайде. А потом фотография и подпись к ней, фотография и снова подпись и т.д.

Пасха в моей семье рассказ

Да, презентация — вариант довольно удобный, экономичный по времени и материалам, но лично мы выбираем его только в крайних случаях. Только если учитель требует.

Я считаю, что презентация хороша в средней и старшей школе. А ученикам началки гораздо полезнее повырезать, поприклеивать, пораскрашивать, по линеечке почертить нежели мышкой водить и по кнопочкам тыкать.

Тем более, я сомневаюсь, что большинство первоклашек уже владеют техникой работы на компьютере в той степени, которая позволит сделать проект хотя бы на половину самостоятельно.

Поэтому мы чаще всего выбираем для наших проектных работ четвертый из вышеперечисленных вариантов, а именно — лэпбук или его уменьшенный вариант — планшет.

Лэпбук

Ну вот любим мы лэпбуки!

Лэпбук — это такая интерактивная информационная папка, в которой все открывается-закрывается, разворачивается-заворачивается, крутится-вертится, складывается и т.п. Делают такую папку на определенную тему.

Не смотря на свои скромные размеры, лэпбук способен вобрать в себя массу информации, благодаря эргономичному размещению различных блоков.

Кроме того:

  • Лэпбуки интересно придумывать и интересно делать вместе с детьми.
  • Они очень информативны.
  • Помогают качественно запоминать информацию.
  • Выглядят красиво и остаются с вами надолго.

Лэпбук привлекает внимание одноклассников ребенка, его проще презентовать, так как всем интересно: «А что в этой книжечке? А что в этом конвертике?» В результате, дети внимательно слушают ребенка, не шумят, не мешают. Учителям нравится.

Вполне возможно, что ваша работа попадет и на какой-нибудь тематический школьный конкурс, а может и городской. А вернувшись обратно, принесет с собой парочку грамот, которые займут достойное место в школьном портфолио.

Пасха в моей семье рассказ

В общем, сплошные плюсы)

Чуть ниже найдете образец оформления проекта «Моя семья» в виде такой интерактивной папки. Дам вам посмотреть как лэпбук выглядит, расскажу как сделать.

А  от чего еще зависит выбор варианта оформления проекта?

  1. Во-первых, от учителя. Он может дать конкретное задание, к примеру, сделать проект именно в рабочей тетради или именно в виде презентации.
  2. Во-вторых, от вашего желания. Учитель может оставить выбор за вами. Хотите, просто в тетради сделайте, а хотите, проявите свои творческие способности и сделайте нечто необычное.

У нас, как вы понимате, так и произошло.

Если с вариантом оформления определились, то можно приступать к первым шагам любого проекта: к постановке целей и разработке плана работы.

Ставим цели и планируем работу

Не пропускайте этот шаг. Сделайте его вместе с ребенком. Научите его этому. В старших классах сами себе спасибо скажете, проверено на личном опыте.

Пасха в моей семье рассказ

Итак, какими же могут быть цели?

Мы поставили себе такие:

  1. Подобрать красивые пословицы, поговорки и стихотворения про семью, которые помогут нам красиво начать презентацию своей проектной работы перед классом и учителем. (Эдакое лирическое вступление сделать).
  2. Узнать о праздничных датах, посвященных семье. (Имеются в виду не праздники конкретной семьи, а общемировые или общенациональные праздники. Думаю, эта информация очень красиво впишется в работу по теме «Моя семья»).
  3. Рассказать о своей семье, о важных событиях, которые в ней происходят, представить членов семьи и подкрепить свой рассказ фотографиями.

Это наши цели, хорошо понятные ребенку возраста 6-8 лет.

И чтобы этих целей достигнуть, нужно сделать определенные шаги, которые и будут планом нашей работы.

У нас план получился такой:

  1. Найти и выписать пословицы и поговорки о семье.
  2. Найти и выписать интересное стихотворение о семье.
  3. Узнать, когда отмечаются праздники, посвященные семье.
  4. Узнать о значении своей фамилии.
  5. Узнать о том, чем гордится наша семья.
  6. Собрать информацию про каждого члена семьи.
  7. Составить список семейных традиций.
  8. Составить список семейных праздников.
  9. Подобрать семейные фотографии.
  10. Оформить работу в виде лэпбука.

Получилось 10 простых и интересных пунктов. Давайте подробно пройдемся по каждому из них.

Пословиц и поговорок о семье много. Мы выбрали семь, так как у нас «Моя 7Я».

Пасха в моей семье рассказ

Стихотворений про семью тоже немало. Мы искали в интернете, ориентировались на то, чтобы стихотворение было именно детское. Нашли вот такой вот шедевр от В. Дробиза.

Пасха в моей семье рассказ

Его в лэпбук и поместим.

Праздники, посвященные семье, тоже нашли довольно быстро. 8 июля — День семьи, любви и верности. И 15 мая — это Всемирный день семей.

Пасха в моей семье рассказ

С праздниками разобрались, переходим к пункту «Значение фамилии».

Спасибо великому и могучему интернету, в нем на специальных сайтах можно найти толкование практически всех фамилий. Например, наша фамилия — Климкович. Мы выяснили, что это фамилия белорусская, происходит от мужского имени Климентий.

Непонятки с данным пунктом могут возникнуть в семьях, где присутствуют несколько фамилий. Например, папа Петров, но мама, выходя за него замуж, решила остаться Ивановой. Или фамилия ребенка Орлов, а у папы с мамой Соколовы, так как папа ребенку не родной и мальчик носит фамилию своего биологического отца. Всякое бывает.

В любом случае, советую вам рассматривать фамилию, которую носит именно ребенок. И ему так будет интереснее и лишних вопросов от одноклассников избежать удастся.

Далее говорим с ребенком о том, чем семья гордится. Поводов для гордости может быть много. Например, прадедушка воевал и получил награды.

Пасха в моей семье рассказ

Или старший брат поступил в престижный московкий ВУЗ.

Или всей семьей выиграли городской конкурс.

Или вместе построили замечательный дом на дачном участке.

Поводов много, обсудить их с ребенком нужно обязательно. Но для проекта желательно выбрать один, самый значимый.

Например, мы всей семьей умудрились выиграть городской конкурс «Крепка семья — крепка держава», об этом в проекте и сообщим.

Следующий пункт нашего плана — сбор информации о членах семьи. Не пугайтесь, речь не идет о подробном досье со всеми подноготными тайнами. Речь идет о том, чтобы узнать фамилии, имена и отчества близких людей, даты их рождения и род деятельности.

Поверьте, это только кажется, что ребенок знает все это априори. Поспрашивайте его, можете быть неприятно удивлены пробелами в знаниях по данной теме.

Так что у вас есть замечательная возможность данные пробелы ликвидировать. Опять же, не забывайте про меру. Не нужно в данной работе брать в расчет двоюродных тетушек и троюродных братьев, даже если ребенок с ними очень плотно общается. Лучше указать самых близких родственников: папу, маму, бабушек, дедушек, братьев и сестер.

Составляем список семейных традиций. Советую на этот пункт обратить особое внимание. Слишком часто за все школьные годы чудесные этот вопросик всплывает. То сочинение на тему традиции моей семьи напиши, то рисунок нарисуй, даже в 9 классе одна из тем итогового собеседования по русскому языку, которое является официальным допуском к ОГЭ — это семейные традиции.

Пасха в моей семье рассказ

Так что лучше здесь, «на берегу», эти самые традиции с ребенком обсудить. Поверьте, пригодится и не раз. Если вы считаете, что в вашей семье никаких особых традиций нет, то стоит немедленно их придумать и внедрить в жизнь) Но, скорее всего, вы ошибаетесь, в каждой семье есть традиции. Просто нужно подумать, просто нужно вспомнить.

Одно из толкований слова традиция.

Пасха в моей семье рассказ

Семья может не настолько обширная, но довольно стабильная группа людей. Вот и подумайте, что такого особенного вы делаете всей семьей на постоянной основе? Что повторяется из раза в раз? Прием пищи, ночной сон и умывание не считаются)

Давайте расскажу о традициях, которые действуют в нашей семье, чтобы вам было проще разглядеть свои.

Каждый вечер перед сном мы… играем всей семьей в игру под названием «Угадай, что я загадал». Правила такие, кто-то загадывает какой-нибудь предмет, а остальные, задавая наводящие вопросы, должны угадать, что же он загадал. Многие семьи делают также? Не думаю. А вот мы делаем. И это наша ежевечерняя семейная традиция.

А еще каждый год 31 декабря в 22:00 в нашей квартире начинается новогодний концерт. Мы не смотрим телевизор, мы смотрим друг на друга. Каждый готовит какой-то концертный номер (стихи, песенки, танцы, фокусы) и представляет его благодарным зрителям. Это наша новогодняя традиция.

Пасха в моей семье рассказ

А еще каждую осень мы дружно ездим к бабушке в деревню и дружно выкапываем картошку, а потом эту картошку печем в костре и устраиваем пир. Это наша картофельная традиция.

Думаю, к разряду семейных традиций можно отнести и такие события как:

  • поездки к морю;
  • туристические походы;
  • совместные походы в кино или театры;
  • цветы для девочек на 8 марта и носки для мальчиков на 23 февраля;
  • ежевоскресные прогулки по городу;
  • вкусные блины на Масленицу и крашеные яйца на Пасху;
  • бессмертный полк на 9 мая и поход на цветочный рынок перед 1 сентября.

Подумайте, вспомните, обсудите и упомяните ваши традиции в своем проекте.

Ну а теперь о праздниках. Предлагаю сделать семейный праздничный календарь, в котором нужно указать все важные праздничные даты. Именно те, на которые в вашей семье обращается особое внимание. Вот какой календарь получился у нас.

Пасха в моей семье рассказ

Осталось только подобрать семейные фотографии, которые проиллюстрируют наш рассказ. Слишком много фотографий брать не нужно. Достаточно будет штук 5-6. Подбирая фотки, ориентируйтесь на информацию, которая будет озвучена в вашей работе.

К примеру, если вы рассказываете о гордости вашей семьи — о прадедушке, который был на войне, возьмите его фотографию. Если говорите о праздниках, то покажите фотографию с одного из них, как вы вместе за праздничным столом, например. Если речь идет о ваших новогодних традициях, то возьмите фотку с нового года. И так далее.

И последний пункт нашего плана — сделать лэпбук.

Мы уже его смастерили. Хотите посмотреть, что получилось?

Лэпбук

Вот так он выгляди в закрытом виде.

Пасха в моей семье рассказ

На левой лицевой створке папки мы написали название проекта, имя автора. Поместили сюда поддерживающую тему проекта картинку-раскраску «Семья», хотя можно было здесь поместить и нашу семейную фоточку.

Пасха в моей семье рассказ

А чуть ниже расположили конверт «Цели и план работы».

Пасха в моей семье рассказ

А в конвертике листочки, на которых цели и план расписаны.

Пасха в моей семье рассказ

На правой лицевой створке лэпбука расположены:

Раскрывашка «Пословицы и поговорки».

Пасха в моей семье рассказ

Открываем дверцы, а там…

Пасха в моей семье рассказ

Блокнотик «Семья в стихах».

Пасха в моей семье рассказ

Открываем и читаем стихотворение, которое мы представили вам чуть раньше в статье.

Пасха в моей семье рассказ

И конвертик «Я благодарю».

Пасха в моей семье рассказ

В нем благодарности тем, кто помогал ребенку делать проект. Мы ж люди вежливые все-таки.

Пасха в моей семье рассказ

Раскроем лэпбук и посмотрим, что внутри.

Пасха в моей семье рассказ

На внутренней стороне левой створки сверху книжка-малышка «Моя фамилия».

Пасха в моей семье рассказ

Можно ее открыть и прочитать о значении фамилии ребенка.

Пасха в моей семье рассказ

Снизу еще одна книжка «Я горжусь».

Пасха в моей семье рассказ

Открыв ее, можно прочитать о главной семейной гордости.

Пасха в моей семье рассказ

Между двумя книжками мы разместили информацию о всеобщих праздничных датах, посвященных семье.

Пасха в моей семье рассказ

Перемещаемся на правую створку.

Сверху кармашек «Мои родные».

Пасха в моей семье рассказ

А в нем карточки членов семьи. На карточке указаны: ФИО, дата рождения и род занятий.

Пасха в моей семье рассказ

Под кармашком находится раскрывашка «Семейные традиции».

Пасха в моей семье рассказ

Раскрывается она вот так.

Пасха в моей семье рассказ

На каждой грани расписана одна традиция. Есть место рассказать о восьми семейных традициях. Здорово, правда?

Спускаемся еще ниже и видим блокнотик «Праздничный календарь семьи».

Пасха в моей семье рассказ

Его толщина зависит от количества праздников в вашей семье.

Пасха в моей семье рассказ

Ну а основная часть лэпбука — это средняя внутренняя часть. Здесь как раз и находится то, что и было задано составителем учебника по окружающему миру Плешаковым. Здесь у нас раздел «Семейные фотоистории», состоящий из шести фотографий.

Пасха в моей семье рассказ

Вот и весь проект! Делать его было интересно, местами весело и очень познавательно. Правда, нашему лэпбуку уже исполнилось несколько лет)

А далее представляем вам совсем свежую работу на тему «Моя семья». В этот раз с ученицей 1 класса Леной Назаровой сделали планшет.

Планшет

Основное отличие планшета от лэпбука в том, что он в два раза меньше. Следовательно, может вместить в два раза меньше блоков. Но и их будет достаточно, чтобы красиво рассказать о своей семье.

В нашем планшете представлены следующие блоки:

  1. кармашек «Мои родные»;
  2. блокнотик «Праздничный календарь семьи»;
  3. распашонка «Значение фамилии»;
  4. окошко «Всеобщие праздники семьи»;
  5. конвертик «Семейные традиции»;
  6. раздел «Семейные фотоистории».

Итого — 6 блоков. Для сравнения, в лэпбуке их было 12.

Давайте покажем вам, как мы их разместили на листе картона формата А4.

Это передняя сторона планшета.

Пасха в моей семье рассказ

В верхнем левом углу титульный блок, где указано название проекта, класс, имя и фамилия его автора.

Пасха в моей семье рассказ

Чуть ниже кармашек «Мои родные».

Пасха в моей семье рассказ

А в нем вот такие карточки.

Пасха в моей семье рассказ

Еще ниже блокнотик «Праздничный календарь семьи».

Пасха в моей семье рассказ

Блокнотик открывается, на его страницах можно увидеть, какие праздники в семье пользуются особенным почетом.

Пасха в моей семье рассказ

Перемещаемся в правый верхний угол и видим распашонку «Значение фамилии».

Пасха в моей семье рассказ

Почему «распашонку»? Потому что этот блок умеет распахивать дверцы.

Пасха в моей семье рассказ

Под распашонкой окошко, в котором указаны всеобщие праздники семьи.

Пасха в моей семье рассказ

Снизу есть еще и конвертик «Семейные традиции».

Пасха в моей семье рассказ

В нем карточки с кратким описанием традиций семьи.

Пасха в моей семье рассказ

А если планшет перевернуть, то мы попадем в раздел «Семейные фотоистории».

Пасха в моей семье рассказ

Надеемся, наши идеи вам пригодятся. И ваш проект на тему «Моя семья» будет ничуть не хуже.

Ну а если хотите сделать проекты в виде такого же как у нас лэпбука или планшета, то готовы предоставить вам шаблоны для их изготовления.

Здесь подробнее про шаблон для изготовления лэпбука.

А здесь подробнее про шаблон для изготовления планшета.

Друзья, обратите внимание, на блоге есть и другие полезные статьи о подготовке проектов:

  • Проект по математике «Форма, цвет, размер. Узоры и орнаменты»
  • Проект по математике «Числа вокруг нас»
  • Проект по математике «Моя любимая цифра пять»

На сегодня все!

До новых интересных встреч.

Кстати, не так давно на блоге вышла «в эфир» статья про семейный герб. 

Творческая команда блога «ШколаЛа».

  • Пастушьего рожка как пишется
  • Пасха как пишется с большой буквы или с маленькой
  • Пастух и овечка сказка
  • Пастуш и жалейки как пишется
  • Пастух или постух как правильно пишется