Парубки это из сказки гоголя ночь перед рождеством

Добро и зло в повести н.в. гоголяночь перед рождеством сенько наталья александровна пояснительная записка: данный урок является заключительным в цикле

Добро и зло в повести Н.В. Гоголя
Ночь перед Рождеством

Сенько Наталья Александровна

Пояснительная записка:
Данный урок является заключительным в цикле уроков, посвященных изучению творчества Н.В. Гоголя в 5 классе. Обучающиеся самостоятельно читают текст художественного произведения (урок внеклассного чтения), готовят  выразительное чтение отдельных эпизодов. Использование мультимедийного сопровождения (фрагменты из мультфильма) помогает разнообразить урок литературы, делает его ярким и запоминающимся. 
Цель мероприятия: расширить знания учащихся о Н.В.Гоголе, познакомить с историей создания произведения писателя «Ночь перед Рождеством», вспомнить традиции  и обычаи празднования Рождества в нашей стране.
Задачи мероприятия:
1) Обучающие:
— обобщить и совершенствовать знания, полученные при изучении повести Н.В. Гоголя: знание сюжета произведения, речевая характеристика литературного героя, определение реалистических и фантастических элементов повести;
— выделить  общечеловеческие ценности в повести;
— вспомнить следующие термины: юмор, повесть, фантастика;
— расширить представления о народных традициях как источнике формирования нравственных ценностей: стремление к добру и красоте, неприятие и отрицание зла.
 
2) Развивающие:
— способствовать развитию навыков выразительного чтения и выборочного пересказа, развивать навыки сопоставительного анализа текста;
 
3) Воспитательные
— воспитывать у обучающихся интерес к народным традициям, национальной культуре;
— формировать гражданско-патриотические чувства и нравственно-эстетические идеалы.
 
Ожидаемые результаты учащихся:
1. Личностные:
формирование представлений о творчестве как ценности гуманизма; победа добра над злом в фантастическом мире, созданном в воображении художника слова;
— развитие чуткости к слову, понимание таких нравственных понятий как любовь, верность, самопожертвование.
 
2. Метапредметные:
— развитие умений и навыков наблюдения, сопоставления, сравнения, анализа художественного произведения;
 
— формирование и развитие  устной  речи обучающихся, их читательской наблюдательности, образного мышления и творческого воображения;
 
3. Предметные:
-умение охарактеризовать героев, пересказывать прозаические отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
— понимание роли изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов
 
Средства проведения мероприятия:
презентация, интерактивная доска.

Ход урока:
 
Учитель. Сегодня на уроке мы будем говорить об актуальной в наше время теме: понимание  добра и зла в жизни человека, но прежде чем перейти к теме урока, давайте вспомним об истории празднования Рождества в нашей стране.
— Ребята, а кто из вас знает, как и почему встречали Рождество?

Справка:
Рождество Христово – один из главных христианских праздников. Православные христиане нашей страны отмечают его 7 января (по юлианскому календарю). Рождество издавна праздновалось на Руси. Но предваряет собою праздник Рождества Христова Рождественский пост, который длится  сорок дней. Пост – время молитвы, духовного и телесного очищения, подготовка к торжеству. Последний день Рождественского поста, канун Рождества, называется сочельником. В этот день верующие едят сочиво – размоченные в воде зерна пшеницы с медом – или просто хлеб с водой.  А сам праздник Рождество связан с рождением Иисуса Христа, сына Божьего. Обычно под Рождество начинались сильные морозы, но это не мешало народу, особенно молодежи, веселиться. Праздничная процессия шла с бумажной звездой и вертепом – ярко раскрашенным ящиком в два яруса. В нем с помощью деревянных фигурок разыгрывали сценки, относящиеся к Рождеству Христову. Взрослые поздравляли друг друга с праздником, а дети обходили дома и под окнами пели колядки – обрядовые песни, в которых желали семье и хозяевам дома благополучия, получая за это различное угощение.

 

— Ночь перед Рождеством считается особенной, так как это канун величайшего христианского праздника – Рождения Иисуса Христа, но вместе с тем в эту ночь злые силы ведут себя наиболее активно, стараются всеми силами выместить зло на добрых людях.
— Ребята, обратите внимание на название повести, как вы его понимаете?  
(В ночь перед Рождеством нечистая сила норовит ввергнуть в грех православных людей).
Как изображает эту разгулявшуюся нечистую силу Гоголь?
(Вспомнить эпизоды о ведьме на метле и как черт крадет луну, сделать вывод о том, зачем они это делают).
– А как входит в повесть Рождество? (Прочитать фрагменты описания  картины ночи, дополнительно посмотреть фрагменты из мультфильма 1951 года выпуска «Ночь перед Рождеством», вспомнить колядки, акцентировать внимание на том, что исполнители колядок (колядующие) рядились в чучела козы, коня, медведя и т.п., символизирующих плодородие и изобилие).
Ученики получают карточки с  колядками, зачитывают их вслух, объясняя текст:

Карточка 1.
Коляда, коляда,
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Отворяйте, хозяева, сундучки,
Вынимайте пятачки!
По копеечке давайте Колядовщикам!
Карточка 2:
Коляда, мол яда,
Уродилась коляда!
Кто подаст пирога –
Тому двор живота,
Еще мелкой скотинки –
Числа бы вам не знать!
А кто не даст ни копейки –
Завалим лазейки,
Кто не даст лепешки –
Завалим окошки,
Кто не даст пирога –
Сведем корову за рога,
Кто не даст хлеба –
Уведем деда,
Кто не даст ветчины –
Тем расколем чугуны!

 

— Ребята, как вы думаете, почему чёрт крадёт месяц?
(Потому что в темноте легче делать зло, подбивать людей на грех).
Кто такой Вакула, что его все черти знают?
(пересказ эпизода о том, как чёрта изгоняли из ада, акцент на том, что кузнец — живописец, богобоязливый человек, написавший для церкви образы святых и картинуизгнания чёрта из ада. При написании этой картины чёрт пытался смутить Вакулу, но никакие искушения не смогли  смутить душу живописца,  его вера в Бога оказалась слишком крепка, а душа — чиста).
– Что же делает  эту светлую душу местом сражения добра и зла?
(Акцент на любви к Оксане, неумении контролировать свои чувства и переживания, обратить внимание на эпизод «Кузнец смотрит на Оксану…», слово о матери кузнеца, почему она не хотела счастья своему сыну?).
– Как обычно проводил Вакула рождественскую ночь? И до чего довела его безответная любовь?
Прочитать по ролям фрагмент от слов:  «Э, Одарка! – сказала весёлая красавица…» до слов «Но в самое время, когда кузнец готовился быть решительным…»
– Вакула обращается к  парубкам с просьбой, какой?
(Чтение эпизода «Прощайте , братцы!» Мешок с чёртом в руках Вакулы).
Зло  в образе нечистой силы толкает его на самоубийство.
Вывод: Глубоко верующий человек Вакула знает о грехе самоубийства, знает, что губит этим свою вечную душу, и просит отслужить панихиду. Акцент на том, что такое грех, почему он пагубен для православного христианина.
– Почему Вакула решился искать помощи у Пацюка?
(Пацюк — ещё один «злой» образ. В повести зло смешно и нелепо, но оно стремится погубить не тело, а душу).
Чтение диалога Пацюка и Вакулы: «Ты, говорят, не во гневе будет сказано, приходишься немного сродни «чёрту»…
Диалог Пацюка и Вакулы : «Когда нужно чёрта, то ступай к чёрту.»
–В чем сила Вакулы? Почему он побеждает черта, который уже было ликовал?
Чтение по ролям: от автора — черт- Вакула.
От слов: « Однако ж черт, сидевший в мешке и заранее уже радовавшийся…» до слов: « В Петербург, прямо к царице…», от слов: « Прошли три залы…» до слов « А краски! Боже мой, какие краски…»
Во дворце Вакула видит картину, изображавшую Пречистую Деву с Божественным Младенцем на руках. Кузнец испытывает восторг и умиление, в этот момент происходит обновление его души.
— Ребята, кто из героев представляет добро, а кто зло? (заполнение таблицы)

Зло Добро
Ведьма Парубки (На Украине: юноша, парень), поющие колядки
Черт Вакула — кузнец
Пацюк Вечный образ Матери с Младенцем
  Оксана

 Чтение заключительных строк повести от слов «Проезжал через Диканьку…» и до конца.
Вывод: как (апофеоз) торжество повести — ожившая в конце картина, которой любовался Вакула — его Оксана с ребенком на руках. Этим вечным образом Матери с Младенцем на руках праздник Рождества предстает в повести Гоголя как торжество Добра, Любви, Единения.
-Какие выводы можно сделать, прочитав повесть Н.В. Гоголя, какие нравственные уроки можно из нее извлечь?
 
Выводы в тетрадях:

  • Чтобы распознать зло, надо самому быть душевно чутким и чистым.
  • Бороться со злом нужно при помощи добра, любви и справедливости.
  • через постижение красоты человек приближается к добру.

 
По окончании работы с текстом учащимся предлагается кроссворд (взаимная проверка усвоения материала):

 
 
Домашнее задание: Подготовить пересказ повести, нарисовать иллюстрации к понравившемуся эпизоду из произведения.  
 
 
 

Конспект урока  литературы по ФГОС

Тема: Добро в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Цель: знакомство  с повестью
Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Форма: урок
Тип: изучение  нового материала

Вид:
интегрированный, так как сочетаются методы и приемы: беседа, лекция, опрос,
анализ ситуации, индивидуальная и групповая работа, визуализация, проблемная
ситуация.

Дидактический материал: учебник
литературы. 5 класс под редакцией Г.С.Меркина, компьютер, экран, медиапроектор,
компьютерные программы: MP3 Player, Microsoft
Power Point.

Технология: развивающего
обучения, индивидуализации.

Задачи:

Образовательная —расширить
знания учащихся о  Н.В.Гоголе, познакомить с историей создания произведения,
начать знакомство с повестью.

Развивающая —
развитие коммуникативных способностей: умения работать в группе и
индивидуально, участвовать в беседе и дискуссии по заданной теме.

Воспитательная –
воспитание веры в лучшие идеалы человечества: библейские заповеди, любовь,
самоотверженность, силу духа, душевную чистоту.

Планируемые результаты:

Предметные – изучить и проанализировать повесть Н.В.Гоголя
«Ночь перед рождеством»

Личностные — способствовать развитию  критического мышления и
коммуникативных навыков

Метапредметные — наметить связь литературы с такими
предметами как: русский язык, история, география, культурология.  

Методы обучения, применяемые на уроке (по ФГОС): визуализация; присутствие проблемной ситуации; метапредметные
связи; групповая и индивидуальная работа; создание  продукта на уроке-
кластер;развитие коммуникативных навыков с помощью беседы, дискуссии, элементы
лекции; рефлексия.

Ход урока

1.Мотивирование
на учебную деятельность.

Демонстрируется
фрагмент мультфильма (момент колядок)

 Мы только что просмотрели фрагмент мультфильма,
снятого по очень известному произведению. Вы узнали его?

Автор этого
произведения — Николай Васильевич Гоголь. «Ночь пред
  Рождеством» — одна из повестей, которая входит в сборник «Вечера на
хуторе близ Диканьки»  Он вводит нас, читателей, в радостную и таинственную
атмосферу праздника. В описаниях мы видим любовь к родной природе и народу, к
которому он принадлежит и среди которого он вырос.

На фоне такого прекрасного пейзажа
разворачиваются картины народной жизни. Ребята, а как  встречали Рождество?

Рождество издавна праздновалось на Руси.. Ели
кутью – зёрна злаков, замоченные в воде, с медом. Обычно под Рождество
начинались сильные морозы, но это не мешало народу, особенно молодежи,
веселиться. Праздничная процессия шла с бумажной звездой и вертепом – ярко
раскрашенным ящиком в два яруса. Колядование начинали дети, парни и девушки.
Они пели под окнами изб колядки и получали за это различное угощение.

Ночь перед
Рождеством особенная: ночь накануне величайшего христианского праздника –
Рождения Иисуса Христа, но вместе с тем в эту ночь злые силы – черт, ведьма –
ведут себя наиболее активно, смело, стараются выместить зло на добрых людях.

2.Актуализация
знаний, постановка проблемы


Обратите внимание на доску. (На доске записаны
пословицы):

 Добро на худо не меняют.
Добро творить — себя веселить.
 Добро и во сне хорошо.
 Делать добро спеши.

Внимательно прочтите эти пословицы и попробуйте
предположить, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

А как вы понимаете слова добро, доброе, доброта?
Какие ассоциации у вас возникают в связи с этими понятиями?

Словарь С.И.Ожегова даёт такое толкование этого
слова: «Добро – это нечто положительное, хорошее, полезное».

И так, ребята, какова же тема сегодняшнего
нашего урока? Сегодня на уроке мы постараемся найти доброе в героях повести.
Запишите тему урока в тетрадях: «Доброе в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед
Рождеством».

3.Решение
проблемы и коррекция

 Чтобы
разобраться в сегодняшней теме нам предстоит поработать в группах:

1 группа:
образ  Вакулы. Дайте ему краткую характеристику  пятью прилагательными

2 группа:
образ  Оксаны. Дайте ей краткую характеристику  пятью прилагательными

3 группа: образ
Черта. Дайте ему краткую характеристику  пятью прилагательными

Мы
постарались определить качества  всех героев. Давайте составим кластер.
Качества, которые висят на доске нужно распределить в три столбика: качества,
присущие Вакуле, Оксане, Чёрту:

Вакула

Оксана

Черт

Доброта

Гордость

Хитрость

Любовь

Красота

Зависть

Труд

Эгоизм

Месть

Верность

Скажите, кто
из героев больше всего соответствует положительному образу, кто несёт добро? А
что же мы можем сказать об Оксане? Как вы думаете, все попытки нечистой силы
разрушить мир красоты и любви завершились полным крахом или торжеством

   4.
Систематизация знаний и самостоятельная работа с использованием полученных
знаний

          Демонстрируется
фрагмент мультфильма (Конец)

Что оказывается в финале сильнее?  А что
происходит с Оксаной?

Вывод: Таким образом, мы убедились в том, что на фоне морозной
рождественской ночи под сводом высокого звездного неба торжествует добро.

У каждого из вас на парте лежит мини-тест,
состоящий из 5 вопросов. У каждого будет свой вариант. Приступаем к его
решению.

                                           
           2 вариант

1. Вакула отправился в Петербург для того,
чтобы:

а) никогда больше не видеть Оксану;

б) достать царские черевички;

в) посмотреть столицу.

2. В предложении: « Девушки между тем,
дружно взявшись за руки, полетели, как 
вихорь, с санками по
скрипучему снегу» — выделенные слова являются:

а) аллегорией;

б) гиперболой;

в) сравнением.

3. В основе произведения лежит:

а) реальная жизнь;

б) фантастическая:

в) сочетание реальности и фантастики.

4. Оксана влюбилась в кузнеца Вакулу,
когда:

а) он привез ей черевички;

б) получила известие о его смерти;

в) отец расхвалил добродетели кузнеца.

5. В предложении: «Снег загорелся
широким 
серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звёздами» —
выделенные слова являются:

а) логическими определениями;

б) постоянными эпитетами;

в) эпитетами.

5. Оценивание

А теперь
давайте взаимопроверим мини-тест и узнаем результаты , поменяйтесь с соседом
вариантами и проверим тест. Ключи к тесту на доске.

Давайте
вернёмся к пословицам, которые мы прочли в начале нашего урока. Какую бы из
этих пословиц вы взяли себе в качестве жизненного девиза? Почему?

— Добра на худо не меняют.
— Добро творить — себя веселить.
— Добро и во сне хорошо.
— Делать добро спеши.

6. Объяснение
домашнего задания

Отлично. Ребята, запишите домашнее задание: написать мини-сочинение «Чему  меня учит повесть Н.В.
Гоголя «Ночь перед Рождеством»

7.Рефлексия

Что
необычного и нового вы сегодня узнали на уроке? Ребята, а на кого из героев
повести вам хотелось бы быть похожим? С кого можно брать пример?

Закончить наш
урок мне хотелось бы такими словами:

Добро – это свет, который не дает нашим душам
заблудиться во мраке ночи.

Добро – это сила, которая помогает нам вынести
любые испытания.

Так пусть ваши души будут наполнены добром,
И пусть оно будет верным и надежным спутником в
вашей жизни.

Цель урока: формирование категорий «добра» и «зла» на примере повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Задачи:

  • Воспитывать нравственно-эстетические представления (доброты, нравственной чистоты, умения ценить прекрасное)
  • Развивать монологическую речь учащихся, умственную деятельность, аналитические способности.
  • Совершенствовать навыки характеристики литературного героя.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Планируемые результаты:

  • Познавательные УУД:

    • поиск и выделение необходимой информации в тексте, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения;
    • содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация;
    • помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
  • Личностные УУД:

    • самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию;
    • нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
    • развитие моральной готовности противостоять злу.
  • Регулятивные УУД:
    • целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
  • Коммуникативные УУД:

    • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение работать в группе.

Метапредметные связи: живопись, мультипликация.

Презентация

Ход урока

Организационный момент

Введение в урок

(показ фрагмента мультфильма — самое начало) 1:12-1:50

Слово учителя. Вводная беседа по тексту. 3 мин.

— Вы узнали мультфильм?

Мы сегодня с вами продолжим путешествие по сказочным и удивительным страницам повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

— А в какое время происходят главные события в повести?

Что же такое Рождество? Что это за праздник? Это всегда радость, веселье и чудеса. А в этой повести чудеса происходят в самое загадочное время суток. Ночь перед Рождеством не совсем обычная, она особенная.

— Хотите узнать почему? Послушаем сообщение Кати о празднике.

(Сообщение о Рождестве)

— А какой момент повести вы сейчас увидели в мультфильме?

Как входит в повесть Рождество! Какая чудная картина ночи! Месяц поднялся посветить добрым людям, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа!

(Девочки поют колядки)

Пришла коляда,

Накануне Рождества,

Дайте коровку,

Масляну головку.

А дай бог тому,

Хто в эвтом домй,

Ему рожь густа,

Рожь ужиниста:

Наделил бы вас господь

И житьём, и бытьём,

И богатством!

Сею, вею, посеваю,

С новым годом поздравляю!

На Новый год, на ново счастье

Уродись пшеничка,

Горох, чечевичка!

На поле — копнами,

На столе — пирогами!

С Новым годом,

С новым счастьем,

Хозяин, хозяюшка!

— Что сейчас девочки спели? А что такое колядки? Для чего нужны были колядки? (Колядки — календарно-обрядовые песни, исполняемые во время Рождества, при ритуальных обходах по домам)

Мотивация учащихся к учебной деятельности. 2 мин.

Люди-то радуются и колядуют в рождественскую ночь. Но вместе с этим нечистые силы — чёрт, ведьма — пытаются сделать как можно больше зла людям, хотят, чтобы Рождество не наступило.

Обратитесь к слайду, на котором вашему вниманию представлены русские пословицы. Прочитайте их, найдите ключевые слова и попробуйте предположить, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.

  • «Добрым путем Бог правит»
  • «За недобрым пойдешь — на беду набредешь»
  • «Тому тяжело, кто помнит зло»
  • «Чем сердиться, так лучше помириться»
  • «Делать добро спеши»

(Учащиеся после знакомства с пословицами должны прийти к выводу, что на уроке речь пойдет о добре и зле).

Учитель: Ребята, а что для вас есть добро и зло? Какие ассоциации у вас возникают в связи с этими понятиями? (высказывания учащихся)

Учитель: А давайте заглянем в толковый словарь и посмотрим, как определяются там понятия «добра» и «зла».

(выводятся на слайд толкования слов из словаря С.Ожегова:

Добро — это нечто положительное, хорошее, полезное.

Зло — это нечто дурное, вредное.)

— Ребята, совпали ваши представления о добре и зле с тем, что предлагает словарь? А у нас с вами есть основания говорить о добре и зле в ходе анализа повести? Добро и зло проявляются каким-то образом в ней? (учащиеся должны ответить утвердительно)

Целеполагание. 2 мин.

— Так давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока («Добро и зло в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» — записать её в тетрадь)

— А теперь давайте подумаем вместе, над чем мы сегодня будем работать, каковы цели нашей работы? (в ходе обсуждения ребята должны выйти на следующие цели:

  • проследить, как проявляют себя добро и зло на страницах повести;
  • кто из героев является олицетворением добра, а кто — зла;
  • что побеждает в финале — добро или зло?
  • чему нас учит это произведение?) Прикрепить на доску цели

Оценивание

Актуализация темы. 25 мин.

Как часто мы сталкиваемся с добром и злом не только в художественных произведениях, но и в реальной жизни; часто являемся участниками в столкновении добра и зла; подчас вынуждены сами выбирать, на какой стороне нам находиться: на светлой или темной? Сегодня на уроке мы и должны будем это с вами выяснить.

Давайте вспомним героев повести. В этом нам помогут ребята, которые подготовили для вас мини-сценки, взятые из повести. Ваша задача — отгадать героев произведения.

Эпизод 1.

— Чудная девка! — прошептал вошедший тихо герой (кузнец), — и хвастовства у нее мало! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и еще хвалит себя вслух! «Да, парубки, вам ли чета я? вы поглядите на меня, — продолжала хорошенькая кокетка, — как я плавно выступаю; у меня сорочка шита красным шелком. А какие ленты на голове! Вам век не увидать богаче галуна! Все это накупил мне отец мой для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете!»

Эпизод 2.

Мороз подрал по коже героя (кузнеца); испугавшись и побледнев, не знал он, что делать; уже хотел перекреститься… Но второй герой (черт), ему на правое ухо, сказал: — Это я — твой друг, все сделаю для товарища и друга! Денег дам сколько хочешь, — пискнул он ему в левое ухо. — Оксана будет сегодня же наша, — шепнул он снова на правое ухо.

Эпизод 3.

— Пропадать приходится мне, грешному! ничто не помогает на свете! Что будет, то будет, приходится просить помощи у самого черта. Что ж? — произнес герой (кузнец), видя неизменное молчание, — как мне быть? — Когда нужно черта, то и ступай к черту! — отвечал другой герой (Пацюк), не подымая на него глаз и продолжая убирать галушки.

Эпизод 4.

Здравствуй!- сказал, входя в хату, Чуб.- Ты, может быть, не ожидала меня, а? правда, не ожидала? может быть, я помешал?.. — продолжал Чуб, показав на лице своём весёлую и значительную мину, — Может быть, вы тут забавлялись с кем-нибудь?.. может быть, ты кого-нибудь спрятала уже, а? — И, восхищённый таким своим замечанием, Чуб засмеялся,- Ну, дай теперь выпить водки. Я думаю, у меня горло замёрзло от проклятого морозу. Послал же Бог такую ночь перед Рождеством!

Оценивание.

Итак, каких героев вы узнали? Давайте теперь соотнесём их с понятиями добра и зла. (Дети выходят к доске и крепят лица героев на добро или зло) 1-2 мин.

Добро

Зло

Вакула

Чёрт

Чуб?

Солоха

Пацюк?

Оксана ?

Оценивание.

Теперь разберёмся, почему вы сделали такой выбор. Вам предстоит поработать в группах. У каждой группы своё задание. 5-7 мин.

1 группа. Почему Чёрт мстил кузнецу? Что сделал Вакула ради любви к Оксане? Вступает ли Вакула в заговор с нечистой силой, для того, чтобы добиться любви Оксаны? Какие моменты повести говорят о том, что Вакула чуть было не согрешил и в чём? Почему Вакула оказывается сильнее черта? Определите положительные и отрицательные качества героя. Зачитайте описание Вакулы.

2 группа. Какое впечатление произвела на вас Оксана?

Какое условие поставила Оксана перед Вакулой? Изменилось ли отношение Оксаны к Вакуле в конце повести? Почему? Определите положительные и отрицательные качества Оксаны. Зачитайте описание Оксаны.

3 группа. При каких обстоятельствах мы знакомимся с Солохой? Какие её поступки вызывают у вас неприятие? Определите положительные и отрицательные качества героини. Зачитайте описание Солохи.

4 группа. Каким вы представляете себе Чёрта? Боитесь ли вы его? Почему? Найдите и зачитайте описание Чёрта. Определите положительные и отрицательные качества героя.

5 группа. Расположите иллюстрации по ходу действия повести. Создайте иллюстрированный альбом «Ночи перед Рождеством»

(Время на подготовку)

Физминутка. 1 мин.

Давайте проверим, насколько внимательно вы читали текст повести, а заодно немного отдохнём и разомнёмся. Если согласны с утверждением — хлопаем в ладоши, не согласны — приседаем.

  • Солоха вышла замуж за Чуба и прибрала к рукам всё его добро (нет);
  • месяц, украденный Чертом с неба, был запрятан им в сумку-ладунку (да);
  • Пацюк тоже был связан с нечистой силой (да);
  • Вакула добирался до Петербурга (за черевичками) на лошадях (нет);
  • Оксана поначалу смеется над Вакулой, над его чувствами (да);
  • Чёрт смог обмануть Вакулу (нет).

Ответы ребят по группам. 10 мин.

Чёрт

— Почему же вы соотнесли его с понятием зла?

Отрицательные качества героя — мстительность, хитрость, глупость ( на листе и на доску)

Оценивание группы по алгоритму.

Солоха

— Почему вы соотнесли Солоху с понятием зла? (хочет поссорить сына с Чубом, чтобы самой выйти замуж и прибрать к рукам его имущество; она собирает в рукав звёзды, чтобы навредить православным христианам). Отрицательные качества — жадность, способность на обман, корыстная, хитрость (на лист и доску).

Оценивание группы по алгоритму.

Вакула

Качества героя — трудолюбие, доброта, верность, умение любить и ценить прекрасное, готовность к самопожертвованию (на лист и на доску). Вера сильна. Чистая и светлая душа пересилила злую и нечистую силу.

Оценивание группы по алгоритму.

Оксана

Что же с образом Оксаны? Каково её место в мире добра и зла?

Качества — самовлюблённость, избалованность, насмешливость, гордость, зависть, высокомерие, капризность (на лист и на доску). В финале повести Оксана меняется. Понимает, что не то золото, что блестит, а чистая душа Вакулы. И помогает ей изгнать из души чёрта именно искренняя любовь Вакулы, его верность, внутренняя красота.

Оценивание группы по алгоритму.

— А что мы можем сказать про Пацюка и Чуба? Почему мы поместили их посередине, между добром и злом?

(Чуб находится под властью колдовских чар Солохи, но под конец повести прозревает. Не хочет в Вакуле видеть жениха дочери, потому что тот небогат. Пацюк водится с нечистой силой, но в то же время подсказывает вакуле, где можно найти Чёрта, и лечит людей, является знахарем).

  • Чуб — богатый, важный, ленивый, недалёкий, трусливый, упрямый
  • Пацюк — знахарь, обжора, ленивец

— Запишем все ключевые слова в тетрадь

Иллюстрации

Крепят на доску получившийся иллюстрированный альбом.

Оценивание группы по алгоритму.

Выводы. 2 мин.

Давайте подведём итог работы всех групп. Как вы думаете, все попытки нечистой силы разрушить мир красоты и любви завершились полным крахом или торжеством?

— Что оказалось в финале сильнее?

Мы убедились в том, что на фоне морозной рождественской ночи под сводом высокого звёздного неба торжествует ДОБРО. Чёрт же, вместо того, чтобы заполучить душу Вакулы, сам становится его слугой и с позором прогоняется с хутора и из души своенравной Оксаны. Солоха тоже остаётся ни с чем, т.к. Чуб прозрел и увидел её коварную сущность. Одним словом, ДОБРО победило ЗЛО.

Итоги урока. 1-2 мин.

— Всех ли целей мы достигли?

— О чём ещё не сказали? Чему учит это произведение?

Домашнее задание. 1 мин.

Ответить письменно на вопрос «Что для вас есть добро и зло?»

Рефлексия. 5-6 мин.

Вернёмся к пословицам, которые прочли вначале урока. Какую из этих пословиц вы взяли бы себе в качестве жизненного девиза? Почему?

А теперь в завершении нашего путешествия оцените свою деятельность на уроке. Подумайте, какие общие оценки вы бы себе поставили.

Закончить урок мне хотелось бы такими словами:

Добро — это свет, который не даёт нашим душам заблудиться во мраке ночи.

Добро — это сила, которая помогает нам вынести любые испытания.

Так пусть ваши души будут наполнены добром.

И пусть оно будет верным и надёжным спутником в вашей жизни!

Наверное, нет человека, который не читал бы повесть Гоголя «Ночь перед рождеством», пронизанную глубоким поучительным смыслом. Это одно из самых известных творений писателя, ставшее первым святочным произведением в русской литературе. Чтобы понять, в чем заключается в повести Ночь перед Рождеством смысл повествования, нужно детально проанализировать описываемые автором события.

Краткое содержание повести «Ночь перед рождеством»

Место действия – украинское село на Полтавщине. Персонажи повести довольно своеобразны. Рядом с обычными людьми писатель показывает сказочных героев – черта и ведьму.

Действующие лица

Чтобы проще было составить мнение о том, каков в повести Ночь перед Рождеством смысл сюжета, нужно внимательнее ознакомиться с характеристикой ключевых персонажей.

Главные герои:

  1. Вакула – деревенский кузнец, честный и порядочный молодой человек, влюблен в первую красавицу на селе – Оксану. Увлекается рисованием картин на религиозную тему.
  2. Солоха – мать Вакулы, вдова, «по совместительству» ведьма, коварная, хитрая, но довольно привлекательная женщина, что позволяет ей пользоваться популярностью у мужчин.
  3. Чуб – богатый казак, рано овдовевший и один воспитывающий дочь.
  4. Оксана – деревенская красавица с капризным характером, дочь Чуба.
  5. Черт – хитрый, коварный представитель нечистой силы, любит делать мелкие пакости, мечтает овладеть душой глубоко верующего Вакулы.

Кража века

События начинаются накануне Рождества, в предпраздничную ночь. Молодежь еще не приступила к колядкам, а бесы – ведьма и черт, наоборот, активизировались.

Черт, желая отомстить Вакуле, решил выкрасть луну. Это вынудило бы Чуба остаться дома, помешав кузнецу прийти к своей любимой Оксане.

Однако Чуб в это время находился в доме у дьяка, и, пришедший к Оксане Вакула, застает возлюбленную одну. Но девушка лишь надсмехается над кузнецом.

Подошедший к дому Чуб, заслышав мужской голос, подумал, что перепутал хаты и отправляется к Солохе, у которой в это время гостит черт. Пока бес пытался проникнуть через трубу к ведьме, он выронил месяц и тот взмыл ввысь, осветив округу.

Интересно! Повесть «Ночь перед рождеством» экранизировали несколько раз. Первый фильм вышел в 1913 году и был немым. Режиссером второй экранизации, вышедшей в 1961 году, стал Александр Роу. А в 2001 году по гоголевской «Ночи» был поставлен мюзикл с Филиппом Кирокоровым в роли Черта.

Корыстная возлюбленная

Оксана идет гулять с девушками, а влюбленному Вакуле при всех обещает, что станет его женой, если он ей принесет царские башмачки.

В это время к Солохе друг за другом приходят посетители: сельский голова, Чуб, дьяк. Ведьма каждого предыдущего гостя прячет в мешках. Вернувшийся домой Вакула, решив, что в мешках мусор, выносит их на улицу.

Огорченный равнодушием и насмешками возлюбленной, кузнец собирается утопиться. Но тут он из одного мешка выпрыгивает черт и садится Вакуле на спину. Кузнецу удается вывернуться. Пригрозив черту крестом, Вакула сам седлает беса.

Став хозяином положения, кузнец велит черту перенести его в Петербург. Герой вместе с делегацией запорожских казаков попадает на прием царице, держа черта в кармане.

Оказавшись перед царицей, кузнец обращается к ней с просьбой подарить ему пару ее башмачков. Растроганная императрица выполняет его просьбу.

В это время по селу разносятся слухи о самоубийстве Вакулы. Расстроенная Оксана не может уснуть, и к утру начинает понимать, что любит кузнеца.

Вернувшийся в деревню Вакула идет просить руки любимой, преподнеся в дар царские башмачки. Но девушка уже готова выйти за него замуж без всяких условий.

После свадьбы Вакула разукрасил всю хату рисунками, а на стенах храма изобразил черта в таком гадком виде, что все плевались, проходя мимо.

Объяснение сюжета

На первый взгляд, в произведении Гоголя Ночь перед рождеством смысл повествования кроется в показе любовных перипетий главного героя. Но при внимательном прочтении произведения видно, что любовная линия тесно переплетается с темой борьбы темных и светлых сил, добра и зла. И только настоящая любовь способна превозмочь любые невзгоды и справиться со злом.

Вакула, несмотря на отказ возлюбленной, не отрекся от своей любви, решив бороться за нее. И делает кузнец это с помощью нечистой силы, подчинив ее себе. А ночь перед рождеством – идеальное время для этого. Ведь в сочельник активизируются всякие представители потусторонних сил. С этим народным поверьем связан и смысл названия Ночи перед рождеством.

Несмотря на сказочный, фантастический сюжет повести, в ней заложен и политический подтекст. Но, чтобы понять идейный смысл рассказа «Ночь перед рождеством», нужно знать взгляды Гоголя на российскую действительность того времени.

Писателя все больше волновали прогрессивные веяния, идущие на смену патриархальному укладу. Автор высмеивал жадных, раболепствующих, стремящихся к наживе людей. Гоголь считал, что стремление к наживе несовместимо с духовным развитием.

На заметку! Противопоставляя Вакулу глупому Чубу, ленивому Пацюку, пьянице дьяку, Гоголь показывает, что только благодаря хорошим делам и праведному образу жизни можно добиться счастья. Именно в таких людях, как отважный, благородный кузнец, писатель видит будущее России.

Ночь перед рождеством: смысл концовки

История, описанная Гоголем, оканчивается счастливо. Кузнецу удалось добиться любви капризной красавицы.

В конце рассказа из разговора архиерея с Оксаной становится известно о прохождении Вакулы через таинство церковного покаяния. Это сообщение, сделанное как бы мимоходом, раскрывает смысл финала рассказа «Ночь перед рождеством». Вера кузнеца была настолько сильна, что даже сотрудничество с нечистой силой не отвернуло его от Бога и он остался верен своим убеждениям.

Именно вера в Бога, по мнению Гоголя, дает силы всему славянскому народу. Счастливый финал, являющийся подтверждением торжества добра над злом, заставляет читателя поверить в чудеса.

Повесть Гоголя «Ночь перед рождеством», наполненная глубочайшим смыслом, стала одним из культовых произведений русской литературы. Яркие образы главных героев, переплетение реальности и сказки не оставляет равнодушным ни одно поколение читателей.

  • Паролон или поролон как правильно пишется слово
  • Партийно комсомольский как пишется
  • Парочка другая как пишется
  • Пароход на котором происходит действие рассказа и а бунина господин из сан франциско называется
  • Партитурная разметка рассказа л н толстого котенок