Партитурная разметка рассказа л н толстого котенок

Конспект урока, проведенного во 2 классе, 19 18 ноября 2021 г. программа школа россии л.н. толстой котнок давыдова евгения а.александровна,

Конспект урока, проведенного во 2 классе, 19 (18) ноября 2021 г.
Программа «Школа России»

Л.Н. Толстой «Котёнок»

Давыдова Евгения А.Александровна,
учитель ГБОУ школа № 275 

Цель:
 познакомить учащихся с рассказом Л. Н. Толстого «Котенок»; учить составлять план для подробного пересказа произведения.
Задачи:
развивающая: развивать навык правильного, осознанного, выразительного, беглого чтения, способствовать развитию умения грамотно выражать свои мысли и чувства. Развивать произвольное внимание, речь, обогащать словарный запас детей;
— воспитательная: воспитывать честность, добрые отношения к животным. 
Оборудование: Литературное чтение 2 класс,  учебник для образовательных учреждений  в 2х частях, ч. 1, Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. – М.: Просвещение 2020, портрет Толстого, иллюстрация к рассказу, компьютер, экран для показа слайдов, запись музыкальной физкультминутки. 
Формы, методы, приемы, технологии: фронтальная работа, работа с учебником, коллективная работа,  самостоятельная работа, словарная работа,  взаимопроверка, самооценка,  здоровьесберегающая технология. 
Планируемые результаты: 
Предметные:
Познакомить учащихся с поучительным рассказом Л. Н. Толстого «Котенок»; учить составлять план, пересказывать близко к тексту, учить анализировать текст.
Метапредметные:
Использовать речь для регуляции своего действия.
Ставить цель и формулировать проблемы.
Слушать собеседника.
Личностные:
Уважительное отношение к иному мнению.
Содержание урока.

  1.  

Проверка домашнего задания. 
— В каком разделе мы с вами сейчас работаем? (В разделе «Русские писатели»).
-С какими замечательными русскими писателями мы познакомились? ( С А. С. Пушкиным, И. А. Крыловым, Л. Н. Толстым).
-Какое произведение мы читали на прошлом уроке? («Правда всего дороже»)
-Кто автор данного произведения? 
-К какому жанру относится это произведение? (Это рассказ).
-Как вы определили? (Рассказ — это небольшое литературное произведение, которое рассказывает о событии, которое произошло с героем).
— Давайте рассказ прочитаем по ролям. (Мальчик, отец, автор).
— За что отец поблагодарил мальчика? 
II. Знакомство с новым материалом.
1.Беседа.
— На сегодняшнем уроке мы продолжаем знакомиться с творчеством Л. Н. Толстого. 
-Отгадайте загадку и догадайтесь, кто будет главным героем рассказа Л. Н. Толстого
Ученик загадывает загадку классу:
Что за зверь со мной играет,
Не мычит, не ржёт, не лает.
Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки?
(Котёнок)
-И так, слушайте…… (Чтение рассказа учителем.) 
-Понравилось ли вам произведение?
-Какой эпизод вы слушали с особым волнением? За кого переживали? 
Так как вы думаете, какая у нас с вами цель урока?
(Научиться читать выразительно, отвечать на вопросы к тексту, пересказывать текст).
-А чтобы пересказать текст и ничего не упустить, что надо сделать (Составить план).
Тогда цель нашего урока
 Учиться делить текст на части и составлять план, рассказывать по плану. 
-Как вы думаете, к какому жанру относится данное произведение? (Рассказ, быль).
— Открываем учебники. Прежде чем мы начнем читать рассказ, посмотрите, какое слово выделено розовым цветом? О чем нам это говорит? (Надо узнать значение этого слова).
— В каком словаре мы найдем значение данного слова? (В толковом).
-Перед вами толковые словари. Найдите значение слова амбар.
— Как быстро найти это слово? (Смотрим на первую букву и ищем….)
— Кто выйдет к доске и покажет, как найти слово в словаре (у доски 2 учащихся, работают со словарем и проговаривают свои действия.).
— А как вы объясните… 
2. Словарная работа
— Какие еще слова встретились в тексте,  значение которых вы не знаете?
(если дети не назовут, то самой у них спросить:
— А как вы понимаете?) 
Амбар — строение для хранения зерна, муки;
Солома – стебли пшеницы, ржи;
Щавель —травянистое дикорастущее растение с кислым вкусом (обратить внимание на ударение в данном слове, можно проверить по орфоэпическому словарю);
Подле– около.
Что было духу – очень быстро. 
Физминутка
Кошка встала, потянулась,
Лапки  вверх, назад прогнулась!
Коготками интенсивно шевелит,
Ничего у киски не болит!
Ножки от сидения у норки затекли,
Ты подвигай ими, разомни!
Ножку- влево, ножку- вправо,
А теперь — вперед, назад-
На охоте будешь в форме
И добыче всегда рад! 
3. Чтение рассказа детьми.
— Перед вами лежат конверты. Откройте их. Что вы увидели? (Картинки).
-Сейчас вы прочитаете текст самостоятельно, а затем, работая в парах,   разложите картинки в той последовательности, в которой происходят события в рассказе. 
Чтение рассказа детьми. Работа с картинками. Проверка .
-Проверим, как вы справились с заданием.
Проверка, кратко по содержанию. 
Далее работа над содержанием текста. 
— Что вы можете сказать о Васе? Какой он? Опишите его.
– Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала?
– Почему ребята взяли котёнка с собой?
– Чему учит этот рассказ? 
4. Чтение рассказа детьми и деление на части.
-А сейчас вы читаете и делите текст на 6 частей, используя иллюстрации. Границы части отмечают карандашом. 
Чтение детьми первой части.
Составление плана
— Прочитайте отрывок, подходящий к первой иллюстрации. 
— Определите главную мысль в первой части? 
Устно ее озаглавить.
— Найдите отрывок, как дети обнаружили котят. Как будем читать? (радостно).
— Озаглавьте вторую часть. 
— В третьем абзаце найдите описание котёнка.
— Как будем читать? (ласково, с любовью). 
— Какой заголовок подойдёт для третьей части?
— Озаглавьте часть. 
— Прочитайте отрывок о том, что произошло с ребятами на прогулке. Как будете читать. (Тревожно).
-Озаглавьте. 
Следующая часть о том, как испугался котенок. Выразительность чтение.
— Озаглавьте. 
— Прочитайте последнюю часть.
Определите главную мысль.
Придумайте заголовок. 
— Теперь посмотрите в учебнике 4 задание.
Давайте восстановим план в том порядке, как происходят события. 
ПЛАН.

  1. Катя и Вася.
  2. Кошка пропала.
  3. Котята в амбаре.
  4. Собаки.
  5. Котенок испугался.
  6. Котенок спасен.  

5.  Пересказ.
-Можем ли мы пересказать рассказ по данному плану.
Пересказ детей по плану, по частям. 
Фронтальный опрос  
– Давайте проследим, как менялось настроение, состояние детей, выясним, что переживали дети.
– Какое настроение было у детей, когда пропала кошка? Подтвердите словами из текста (грустное, т. К.  кошка пропала, искали, не могли найти).
– А когда они нашли ее? Подтвердите (радостное, котята чудесные!)
– Как дети отнеслись к котенку, которого оставили себе?
– Каким было состояние детей, когда они увидели беззащитного котенка и двух собак около него? Прочитайте отрывок.
– Как вы думаете, что пережил Вася?
– А кто виноват, что котенок попал в беду?
– А как поступили бы вы?
– Чему учит рассказ? 
IV. Итог урока и д/з
— Какая цель стояла перед нами сегодня?
(Учиться делить текст на части, составлять план, рассказывать по плану). 
— Достигли мы цели урока?
(Мы познакомились с новым рассказом, учились читать его выразительно, учились составлять план и пересказывать по плану.)
— А теперь посмотрите, у вас в конвертах лежат чистые карточки,  на этих карточках вы отметите: после урока я могу рассказать рассказ Л. Н. Толстого своему младшему брату.
Если вы сможете это сделать, то поставьте +,
Если пересказ вызывает затруднение, то !
— Покажите  карточки.
-Значит сегодня на уроке все хорошо поработали 
В ходе урока оценивается деятельность учащихся (чтение текста, пересказ) с привлечением  учащихся к оценочной деятельности (Какие ошибки допустил? Что можно посоветовать?), тем у кого получилось без ошибок, можно поставить 5. 
Д.З. пересказ рассказа «Котенок» Л. Н. Толстого от лица Васи.
— Как мы начнем наш рассказ. (У нас сестрой Катей была кошка…….)
На этом наш урок окончен.
 

Автор: Буттубаева Екатерина Сергеевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№14 имени А.И. Покрышкина
Населённый пункт: Краснодарский край, ст. Кавказская
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Рассказ Л.Н. Толстого «Котенок»
Дата публикации: 30.10.2021
Раздел: начальное образование

Ф.И.О. учителя Буттубаева Е.С., учитель начальных классов

Класс: 2

Урок № 24

УМК: под редакцией Л.Ф. Климановой, Горецкого. Литературное чтение. 2 класс. «Школа России». М.: Просвещение, 2019

Тема: Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Котёнок».

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого «Котенок»,

Тип урока: урок комплексного применения УУД при выполнении компетентностно ориентированных заданий

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Совершенствовать навык чтения целыми словами; Правильно формулировать ответы на вопросы по тексту; Научить

осознанно и выразительно читать произведения; Характеризовать героев и их поступки.

Метапредметные результаты:

Научить учащихся понимать цели и задачи учебной деятельности;

Формулировать тему урока;

Находить ответы на проблемные вопросы;

Использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

Стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру; Развивать воображение, речь, память.

Личностные результаты:

Воспитывать художественно-эстетический вкус, эстетические потребности ценности и чувства на основе опыта слушания

произведений художественной литературы; Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную

отзывчивость;

Прививать умение сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками;

Соблюдать правила поведения на уроке и в классе.

Методы: словесные, практические, объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения.

Формы: групповая, фронтальная.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс 1 часть Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г. Школа России.

Ход урока

№ Название этапа

Формы

работы

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

Орг. момент

-Начинается урок.

Доброе утро! Птицы

запели. Умные дети за

парты все сели.

Мы за наукой сегодня

пойдём.

Радость и чувства с собою

возьмём!

— Тайны и новые

открытия ждут нас на

уроке чтения.

-Давайте проверим, всё ли у вас

готово к уроку.

Эмоциональный настрой на

работу.

Проверяют готовность к уроку.

Личностные:

выработка учебной

мотивации,

установление

учащимися связи

между целью учебной

деятельности и ее

мотивом

Регулятивные:

учиться работать по

предложенному плану

Коммуникативные:

умение отвечать за себя

и других участников

1.

Подготовка к

первичному

восприятию

произведения

путем создания

проблемной

ситуации.

Цель:

мотивировать

к знакомству с

новым

произведением.

Подготовка

речевого

аппарата

Речевая

разминка

-Чтобы дальше у нас с вами всё

получалось, мы проведем речевую

разминку.

1.

Ра – ра – ра иди дорогою

добра.

Ро – ро – ро плати

добром за добро.

Ри — ри – ри думай, а

потом говори.

-А теперь произнесем четко и

медленно, быстрее и быстро:

Кошка на окошке кашу кушала

-Произнесите тихо

-Произнесите громко

-Отлично!

Ученики произносят четко и с

интонацией.

Ученики произносят четко и с

интонацией.

Введение в тему

Загадка,

беседа

-Сегодня у нас на уроке будет

необычный гость, хотите узнать кто

это?

-Тогда отгадайте загадку:

-Этот зверь со мной играет.

Не мычит он и не лает,

Нападает на клубки,

-Да.

Отгадывают.

Котенок.

Личностные:

готовность к учебной

деятельности.

Регулятивные:

определение темы

урока, постановка

целей изучения темы,

Прячет в лапки коготки?

-Верно! Это котенок, у кого-нибудь из

вас живет дома котенок, кот или

кошка?

-Как вы ухаживаете за своими

домашними животными?

-А как вы думаете, как должны

относится к животным вообще?

-Все ли должны заботиться о своих

домашних животных?

-Да.

-Играем, гуляем, кормим, и т.д.

-Бережно, с любовью и

нежностью

-Конечно.

Дети отвечают на вопросы

планирование учебной

деятельности для

реализации заявленных

целей

Коммуникативные:

выражение своих

мыслей, вхождение в

учебное

сотрудничество с

учителем и

сверстниками.

Познавательные:

чтение и слушание с

целью извлечения

нужной информации;

выводы.

Постановка

учебной задачи

Аналитическа

я беседа

-А вот есть такая фраза: «Мы в ответе

за тех, кого приручили», как вы ее

понимаете?

-Вы согласны с этим высказыванием?

-Ребята, а нужно ли защищать

животное, которому грозит опасность,

но рискуя собой?

-Нужно заботиться о своих

домашних животных, не давать их

в обиду, защищать их т.д.

-Да.

Мнения разошлись.

Регулятивные:

выделение и осознание

учащимся того, что уже

усвоено, осознание

качества и уровня

усвоения.

Коммуникативные:

уметь слушать и

слышать, понимание

речи других,

оформление

внутренней речи во

внешнюю,

формулирование

собственного мнения и

позиции, их

аргументация.

Познавательные:

формулирование

определений языковых

понятий.

Знакомство с

автором

Рассказ

учителя о

писателе.

-Разобраться в этой ситуации нам

поможет очень известный автор – Л.Н.

Толстой

-Ребята, вы знаете кто такой Лев

Николаевич Толстой?

-Давайте я вам немного расскажу об

этом авторе, чтобы напомнить вам о

нем.

Л.Н. Толстой- один из наиболее

известных русских писателей, любил

детей, писал много детской литературы.

Почти во всех произведениях писателя

есть моменты, которые заставляют нас

задуматься над собственным

поведением и поступками.

-Да, это детский писатель.

Внимательно слушают рассказ об

авторе.

1.2

Первичное

восприятие

произведения

Цель:

обеспечить

первичное

целостное

восприятие

текста, которое

не предполагает

глубокого

осмысливания

произведения со

всех его сторон

Беседа

Словарная

работа

Чтение текста

-Ответ на наш вопрос мы можем найти

как раз в рассказе Л.Н. Толстого.

-А кто напомнит нам, что за вопрос?

-Сейчас я вам прочитаю рассказ, а вы

внимательно послушайте.

-Ребята, вам могут встретиться

незнакомые слова, значение которых

вам будет непонятно.

-Давайте выясним их значение.

Амбар – строение для хранения зерна,

муки, припасов, а также товаров.

-Ребята, все запомнили? Всем понятно?

-А как вы понимаете следующие

словосочетания:

Что было духу.

Подле.

-Молодцы ребята, теперь можем

переходить к тексту, внимательно

слушайте.

Учитель выразительно читает текст.

-Нужно ли защищать животное,

рискуя собой

-Да.

-Со всех сил, быстро.

-Близко, рядом.

Слушают чтение учителя.

1.3

Проверка

беседа

-Понравилось ли вам произведение?

-Да

первичного

восприятия.

Цель: выявить

что дети

освоили в

тексте

самостоятельно,

определить

направления

дальнейшего

анализа текста

Ребята, а что вам запомнилось больше

всего?

-Ребята, а были моменты, когда вы

волновались?

-А были ли моменты, когда вы

радовались?

-Хорошо, молодцы, ребята!

-Как Вася спас котёнка

-Да, когда собака чуть не напала

на маленького котёнка.

-Да, когда Вася спас котёнка.

Физминутка

Пауза

спортивная

Мы

хорошо

с

вами

поработали:

познакомились с

рассказом «Котёнок»

прежде,

чем

перейти

к

самостоятельному чтению,

немного

отдохнем

и

наберемся сил.

-Внимательно смотрите и повторяйте

движения за мной.

-Кошка

встала, потянулась,

Лапки вытянула вверх и прогнулась!

Коготками интенсивно шевелит,

Ничего у кошки не болит!

Ножки от сидения у норки затекли,

Ты подвигай ими, разомни!

Ножку- влево, ножку- вправо,

А теперь – вперед, назад-

На охоте будешь в форме

И добыче всегда рад!

-Молодцы, ребята, присаживайтесь за

парты и приступаем к самостоятельному

чтению.

Выполняют упражнения.

2.

Анализ

произведения

Цель:

скорректировать

субъективные

представления

школьников о

беседа

Ребята, как вы думаете, как автор

назвал рассказ?

-Вы правильно догадались, рассказ

называется «Котенок»

-Ребята, кто из героев вам больше

понравился?

-А почему?

Ребята и котенок, котенок

Вася

-Потому что Вася храбрый, он

не побоялся и спас котенка

Личностные: оценивание

усваиваемого содержания.

Регулятивные: коррекция

— внесение необходимых

дополнений и корректив в

план и способ действия в

случае расхождения

3.

произведении,

приблизить к

пониманию

авторской идеи.

Вторичный

синтез Цель:

целостное

восприятие.

-Найдите этот момент в тексте и

прочтите

-А почему Катя не побежала спасать

котенка?

-Правильно

-Прочтите этот момент

— Ребята, найдите в тексте кто же

отогнал собак?

-Ребята, а мы можем сказать, что Вася в

ответе за свое домашнее животное?

-Почему?

-Верно, ребята!

-Ребята, я вам предлагаю еще раз

прочитать текс, но уже по цепочке.

-Но мы будем не просто читать текст, но

и делить его на части

-Ребята, закройте глазки и представьте

себе котенка

-Опишите его, какие части тела у него

есть?

-Правильно, ребята!

-И наш текст тоже состоит из частей

-Начинается он со вступления, но,

ребята, не во всех текстах есть

вступление, давайте попробуем найти

его в нашем тексте

-Начинаем читать по цепочки и

отмечаем

-Ребята, что говориться во вступлении?

-Как мы можем озаглавить эту часть?

-Хорошо, ребята, читаем дальше, это

основная часть произведения, как

туловище у котенка

-Что говориться в основной части?

-Как мы можем озаглавить эту часть?

-Читаем дальше, ребята

-Последняя часть, как хвостик у

Читают

Потому что она испугалась

собак

-Кошка пропала.

Читают

Читают

-Да

-Потому что он рисковал,

закрыл котенка собой спас его

от собак, не побоялся

-Голова, туловище,

хвост, лапки

Читают

-Что кошка пропала и

ребята нигде не могли

ее найти

-Пропала кошка

-Что у кошки родились

котята, одного они

оставили себе …..

-Котята

-Говорится о том как на

котенка напали, о том

как Вася спас ег

-Спасение

-На 3

Повторяют план

эталона, реального

результата; оценка —

выделение и осознание

учащимся того, что уже

усвоено и что еще нужно

усвоить, осознание качества

и уровня усвоения.

Коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества со

сверстниками,

инициативное

сотрудничество в поиске и

сборе информации;

управление поведением

партнера; умение выражать

свои мысли.

Познавательные: умение

структурировать знания,

контроль и оценка процесса

и результатов

деятельности; анализ,

синтез, выбор оснований

для сравнения

котенка-заключение

-Что говорится в этой части?

-Какое название мы можем дать этой

части?

-Ребята, на сколько смысловых

частей мы разделили текст?

-Верно!

-О чём главном говорится в

начале были?

-Что случилось потом?

-В следующей части мы очень сильно

волновались, переживали?

-Чем закончилось произведение?

-Хорошо, ребята!

-А сейчас давайте вспомним наш

рассказ. Но сделаем мы это с вами в

необычной форме, мы будем делать

«Живую картину»

-Давайте попробуем разыграть эпизод в

момент опасности.

-Для этого мне понадобится 6 человек.

Есть желающие?

-Отлично.

-Итак, ребята, кто будет в роли Васи?

-Кто в роли Кати?

-Кто сыграет роль котенка?

-Кто сыграет роль охотника?

-Кто сыграет роль собак?

-Ваша задача изобразить этот эпизод с

такими эмоциями, которые были у ребят

на момент опасности, по вашему

мнению.

-Представьте, что это происходит с

вами.

-Сначала наша постановка будет

неподвижной, далее я начну говорить о

начале действия и вы начнете

показывать различные действия и

показывать эмоции.

-Будьте внимательны.

План:

1.Пропала кошка.

2.Котята.

3.Спасение.

-Да.

Распределяют роли.

Учащиеся принимают

соответствующие положения.

Ученик в роли охотника бежит

в сторону ребят.

Ученик в роли котенка садится

на корточки и смотри

испуганно на собак.

Ученик в роли Кати испуганно

убегает.

Ученик в роли Васи бежит к

котенку.

Ученики в роли Васи и собак

выполняют соответствующие

действия.

Ученик в роли охотника

отгоняет собак.

-Итак, начинаем:

Вдруг они услыхали, что кто-то громко

кричит: «Назад, назад!» — и увидали,

что скачет охотник, а впереди его две

собаки увидали котёнка и хотят

схватить его.

А котёнок глупый, вместо того чтобы

бежать, присел к земле, сгорбил спину и

смотрит на собак.

Катя испугалась собак, закричала и

побежала прочь от них.

А Вася что было духу пустился к

котёнку и в одно время с собаками

подбежал к нему.

Собаки хотели схватить котёнка, но

Вася упал животом на котёнка и закрыл

его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак.

-Молодцы, Ребята!

-Получилось ли у нас изобразить то, что

мы рассмотрели и прочитали?

— Все ли действия и эмоции были

верны?

-Вам понравилась такая работа?

-Спасибо вам за проделанную работу,

мы справились с нашей задачей.

Проходите на свои места.

-Да.

-Да.

-Да

Подведение

итогов

Рефлексия

-Ну, а сейчас время подводить итоги

-Как же называется наше произведение?

-А кто автора произведения?

-Вам понравился рассказ?

-И так, ребята, мы смогли найти ответ

на наш вопрос в данном произведении?

-Почему

же

все-таки

надо

спасать

наших животных, не давать их в обиду?

-Как

вы

считаете,

Вася

правильно

поступил?

-Поступили бы вы так же?

-Котёнок.

-Л.Н. Толстой

-Да

-Да.

-Потому что они слабее, кроме

нас их некому защитить

-Да.

-Да.

Берут сердечки.

Личностные: умение давать

верную эмоциональную

оценку своей деятельности

на уроке.

Познавательные: оценка

процесса и результатов

деятельности.

Коммуникативные: умение

выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая

саморегуляция; оценка —

выделение и осознание

-А сейчас прикоснитесь каждый к

своему сердцу.

-Кто почувствовал на сегодняшнем

уроке сердцем ответственность, за тех,

кого приручили.

Возьмите — красное

сердце, кто сомневается –белое.

— Поделитесь своим чувством. —

Прикрепите сердечки

на доску

в эти «чуткие руки»

Пусть любви, заботы, добра будет

больше на Земле

.

Прикрепляют на доску

учащимися того, что уже

усвоено и что еще подлежит

усвоению, прогнозирование.

Умение осуществлять

самоконтроль

(Регулятивные УУД)

Домашнее

задание.

-Ну а нам осталось записать домашнее

задание.

-Я предлагаю вам подготовить пересказ

по плану, который мы с вами составили.

-Всем понятно? Все записали?

-Молодцы, ребята, спасибо за

проделанную работу!

-До свидания!

-Да.

-До свидания.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспект по развитию речи в старшей группе.

Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок»

Тема: Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

-формировать у детей навык построения связного монологического высказывания;

-учить пересказывать художественный текст

Коррекционно-развивающие:

-расширять знания детей о домашних животных;

развивать самостоятельную связную речь;

-закреплять навык употребления имен существительных в именительном падеже.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным, которые находятся рядом.

Оборудование: текст рассказа Л. Толстого «Котенок»,предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей, игрушка кошки

Предварительная работа: беседа о домашних животных: чем питаются, какую пользу приносят людям, почему называются домашними. Г. Гагарин-Михайловский «Тема и Жучка», В. Сутеев «Кто сказал «мяу»?», А. Шибаев «Кто кем становится»,К. Чуковский «Путаница» с последующим обсуждением. Рисование домашнего питомца.

Ход занятия

Организационный момент

В группе слышится мяуканье. Воспитатель подходит к двери, берет игрушку кошки.

-Посмотрите, ребята, кто к нам пришел. Она что-то хочет мне сказать. (воспитатель подносит к уху кошку)

-Кошка говорит, что ее зовут Мурка,и еще говорит,на скотном дворе переполох Животные потеряли своих детенышей. Она тоже пошла искать своего детеныша и заблудилась. Давайте поможем Мурке отыскать своего котенка и другим животным своих детенышей?

Игра «Назови детеныша»

На доске вывешены картинки животных. На столе лежат картинки детенышей. Воспитатель задает вопрос:

-Как называется детеныш овцы?

Дети: ягненок.

Один ребенок выходит к доске, находит изображение ягненка и вывешивает на доску рядом с овцой.

-У лошади-жеребенок

-У коровы-теленок

-У козы-козленок

-У кролика-крольчонок

-У свиньи- поросенок

— У собаки- щенок

-У кошки-котенок

Вот и нашли детеныша кошки!

Воспитатель садит кошку на стол. Обращается к ней: — Посиди с нами и послушай одну очень интересную историю.

Объявление темы

-Сегодня мы узнаем, какая история произошла с котенком, о котором написал Лев Николаевич Толстой.

Чтение рассказа Л. Толстого «Котенок» с последующим обсуждением.

Воспитатель объясняет детям значение слов амбар, щавель.

Амбар- помещение, склад для хранения зерновых культур

Щавель- растение с крупными листьями,имеет кислый вкус. Из щавеля готовят щи, очень вкусную начинку для пирогов, листья заготавливают на зиму, делают пюре, салаты.

Котёнок

Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.

Один раз они играли подле амбара и услыхали — над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала:

— Нашёл? Нашёл?

Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:

— Нашёл! Наша кошка… и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.

Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!» — и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.

Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.

Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.

После прочтения воспитатель задает вопросы:

-О ком этот рассказ?

-Что случилось весной?

-Что услышали дети, когда играли возле амбара?

-Что сделал Вася?

-Что он там увидел?

-Куда побежала Катя? Что она принесла?

-Что сделали дети, когда котята подросли?

-Как выглядел котенок, которого выбрали дети?

-Как обращались дети с котенком?

-куда однажды дети вышли погулять с котенком?

-Почему они оставили котенка одного?

-Кого увидели дети?

-Какая опасность грозила котенку?

-Как поступила Катя?А Вася?

-Почему дети решили больше не брать котенка в поле?

Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Воспитатель повторно читает рассказ дети внимательно слушают.

Пересказ рассказа детьми

Физминутка

А теперь, ребята, мы немного разомнемся

Вот какой коташка – идут кошачьим шагом

Круглая мордашка -гладят лицо

А на каждой лапке-

Коготки-царапки -изображают когти

Все ему игрушки-

Кубик и катушка -прыжки на месте

Котик словно мячик,

По квартире скачет -прыгают друг за другом по кругу.

Продолжение пересказов детей (2-3 человека)

Итог занятия

Какие вы молодцы, ребята! Скажите, пожалуйста, как назывался рассказ, который мы сегодня пересказывали? Кто его написал? Какого котенка выбрали себе дети? Как они к нему относились? Кто из героев рассказа вам понравился больше? Почему?

Давайте попрощаемся с кошкой и отпустим ее к своему котенку!

Рефлексия.

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 42-50.

УКМ «Школа России»

Раздел «О братьях наших меньших»

1. Дополни выставку книгами, которые соответствуют теме.

На выставке уже есть книги В. Берестова «Кошкин щенок», С. Михалкова «Мы везём с собой кота», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» и В. Сутеева «Кто сказал Мяу».

Дополним выставку книгами:

  1. Т. Александрова «Медвежонок Бурик»
  2. Г. Балл «Желтячок»
  3. Б. Заходер «Русачок»
  4. В. Сутеев «Мешок яблок»
  5. М. Горький «Воробьишко»
  6. Б. Житков «Мангуста»
  7. М. Пришвин «Изобретатель»

2. Придумай историю про приключения маленького птенчика или зверька. Начни рассказывать так: Однажды мама-курица, гуляя по берегу маленького неглубокого прудика, увидела в прибрежных камышах жёлтого беззащитного утёнка. Он потерялся и был очень напуган…

Мама-курица пожалела утёнка и отвела его к себе во двор. Разные птицы обступили утёнка и стали думать, как найти его родителей. Но в это время от пруда поднялась мама-утка.

Она увидела сыночка и обрадовалась. Она поблагодарила курицу за заботу и сказала, что если встретить её цыплят в воде, обязательно отведёт их к маме.

3. Возьми в библиотеке книгу Андерсена «Гадкий утёнок». Прочитай её. Похожа ли эта сказочная история на ту, которую ты придумал сам? Данные сравнения занеси в таблицу.

Жанр: сказка о животных /-/ сказка о животных.

Герои: гадкий утёнок, лебеди, обитатели двора /-/ утёнок, курица, утка, обитатели двора.

События: гадкого утёнка обижали, он убежал, вырос и стал лебедем /-/ курица нашла утёнка, спасла его, вернула маме-утке.

Чем произведение заканчивается: гадкий утёнок становится лебедем и находит своих /-/ мама-укта забирает пропавшего утёнка.

4. Рассмотри обложку книги. Какую информацию она содержит?

На обложке мы читаем название книги: «Ребята и утята», а также имя автора: Михаил Пришвин.

5. Докажи, что произведение Пришвина «Ребята и утята» является рассказом. Используй слова и словосочетания.

Это произведение является рассказом, потому что: написано прозой, в нём отсутствуют рифма и ритм, в основе лежит реальное событие, у его героев разные характеры и они совершают разные поступки.

6. Прочитай разные варианты плана к рассказу Пришвина. Какой из них тебе больше всего понравился? Объясни свою позицию. Составь свой план.

Мне больше всего понравился второй вариант плана. Он сделан в форме заголовков к четырём частям рассказа. Но по этим заголовкам непросто представить, о чём идёт речь в каждой части.

Первый вариант плана более содержательный, но не такой красивый. По его пунктам можно понять о содержании частей.

Третий вариант слишком затянут, в его пунктах много лишних слов.

План к рассказу Пришвина «Ребята и утята» для 2 класса

  1. Дорога к озеру.
  2. Встреча с мальчишками.
  3. Укор взрослого.
  4. Счастливого пути, утята!

Е. Чарушин «Страшный рассказ»

1. Объясни, почему рассказ так называется.

Рассказ называется страшным, потому что его герои сильно испугались.

2. Составь план рассказа, используя подчёркнутые слова в тексте.

  1. Мальчики одни.
  2. Легли спать.
  3. За дверью кто-то топает ногами.
  4. Пришли папа с мамой.

3. Дополни данные слова другими. Составь связанные друг с другом словосочетания. На их основе придумай предложения. Запиши рассказ.

Дополним словами: остались одни, какие храбрые, услышали как, испугались, закрылись одеялом, по углам, свернулся шариком, да это ёжик, остался жить.

Рассказ про мальчиков, которые боялись ёжика для 2 класса.

Однажды мальчики остались дома одни. Они легли спать и говорили друг другу, какие они храбрые.

Вдруг они услышали, как за дверью кто-то топает ногами. Мальчики испугались и закрылись с головой одеялом.

Потом пришли папа с мамой и стали смотреть по углам. Кто-то пробежал в угол и свернулся шариком. Да это ёжик!

Ёжик остался жить в доме и часто топал ногами. Но теперь его никто не боялся.

Б. Житков «Храбрый утёнок»

1. Подчеркни слова, близкие по смыслу к слову храбрый.

Подчёркиваем: самоотверженный, готовый прийти на помощь, смелый.

2. Какой был утёнок? Опиши его. Найди подтверждения в тексте.

Утёнок был маленьким, но очень смелым. Он не испугался стрекозу и схватил её клювом.

3. Представь, что на месте цыплёнка оказался мальчик Алёша. Какое событие тогда бы легло в основу рассказа?

В основу рассказа могли бы лечь оба события. По теме подходит ситуация, когда взрослый мальчик отбирает у малышей конфеты. Также подходит ситуация, когда на детскую площадку прибегает злая собака.

Другой вариант рассказа про мальчика Алёшу можно прочитать, перейдя по ссылке.

4. Придумай начало своего рассказа. Начни со слов, которые есть в произведении.

Каждое утро ребята собирались во дворе и играли в песочнице.

5. Рассмотри рисунки. Расскажи, что на них изображено, составь план.

На первом рисунке большой мальчик отбирает у малыша конфету. Но приходит Алёша и даёт хулигану сдачу.

На втором рисунке малыши пугаются большой собаки. Но появляется Алёша и прогоняет её.

План рассказа про Алёшу по рисункам

  1. Появление хулигана или собаки.
  2. Испуг малышей.
  3. Появление Алёши.
  4. Изгнание хулигана или собаки.

6. Подведи итог, сделай вывод.

С тех пор хулиган больше не приставал к малышам. 

Или: С тех пор собака больше не прибегала к песочнице.

А мальчик Алёша стал героем двора.

Пишем статью в школьную стенгазету.

1. Обсудите с другом. Что такое школьная стенгазета? Чему она бывает посвящена?

Школьная стенгазета — это рукописное литературное издание в виде плаката. который вешают на стену. Она заполняется школьниками, которые пишут статьи, рассказы, рисуют иллюстрации и делают фотографии.

Стенгазета может быть посвящена важному событию, празднику или какой-то теме.

2. Какие источники информации вы будете использовать для статьи «Как помочь животным в зимнее время».

Для такой статьи я воспользуюсь информацией в интернете о том, как живут звери и птицы в зимнее время года.

3. Определите последовательность изложения фактов, составьте план вашей статьи, выберите слова, которые можно использовать. Запишите рассказ.

План статьи в стенгазету для 2 класса

  1. Зима — суровое время года.
  2. Долг каждого человека.
  3. Как помочь лосям.
  4. Как помочь птицам.
  5. Вывод-заключение.

Пример написанной по этому плану статьи на тему «Как помочь животным в зимнее время» можно прочить, перейдя по ссылке.

Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Соотнеси авторов произведений и названия.

«Страшный рассказ» — Е. Чарушин

«Кошкин щенок» — В. Берестов

«Ребята и утята» — М. Пришвин

«Храбрый утёнок» — Б. Житков

«Музыкант», «Сова» — В. Бианки

Алгоритм действий: открыть содержание, найти нужный раздел, найти название произведения, посмотреть его автора.

2. Какое произведение тебе больше всего понравилось в этом разделе? Запиши его название.

Стихотворение: В. Берестов «Кошкин щенок»

Рассказ: В. Бианки «Музыкант»

3. Какими качествами должен обладать человек, чтобы заботиться о братьях наших меньших?

Он должен обладать: добротой, ответственностью, жалостью, лаской, пониманием и трудолюбием.

То есть, всеми перечисленными качествами.

1

  • Пароль на английском языке как пишется правильно
  • Паронит или поранит как правильно пишется
  • Пародонтолог как правильно пишется
  • Пародия на сказку у лукоморья дуб зеленый
  • Паровозик из ромашково текст сказки