Паршивка нинка крикнул он как в детстве сочинение

Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: этот тип разбил наше зеркало. и вместо живого, веслого, доброго появилось холодное, гладкое,

Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: «Этот тип разбил наше зеркало. И вместо живого, весёлого, доброго появилось холодное, гладкое, злое».

Смысл фрагмента я понимаю так. Нинку из седьмой квартиры мальчишки считали красивой не из-за внешности, а только потому, что она была хорошим человеком. Но однажды приехал новый мальчик, который испортил всю игру, назвав девочку некрасивой. Не только игра, но и жизнь детей во дворе изменилась: новичок словно «разбил. зеркало», в которое они до этого смотрели и видели мир прекрасным

и радостным. Приведу примеры из текста Ю. Яковлева.

Вспомним, как мальчишки, стараясь, «любуются» девочкой, которая под влиянием их слов «расцветала»: слова друзей были для нее «как зеркало, в котором Нинка видела себя красавицей» предложение 15. .

Каким же хрупким оказалось это зеркало! Только одна фраза новичка мальчишки неприязненно назовут его «типом». в адрес девочки, которую он назовет некрасивой предложение 29. , разобьет тот безмятежный мир, в котором жили ребята этого двора.

Таким образом, одним только словом можно, оказывается, разрушить не только добрую игру, которую любили дети,

но, думаю, и дружбу.

Текст

1. В детстве мы играли часто на придворовой площадке в красавицу. Неизвестно,

кто придумал эту игру, но она всем пришлась по вкусу.

3. Мы почему-то любили, когда водила Нинка из седьмой квартиры, и она заранее

знала, что ей придется быть красавицей. 4. Нинка, выходя на круг, опускала глаза и разглаживала руками платье, слегка прикасаясь к складкам, воротничку.

5. Теперь мы вспоминаем, что Нинка из седьмой квартиры была на редкость некрасивой: у нее был широкий приплюснутый нос и большие грубые губы, вокруг которых хлебными крошками разбегались веснушки. 6. Лоб — тоже в хлебных крошках, бесцветные глаза, прямые жидкие волосы. 7. Но мы этого не замечали: мы пребывали в том справедливом

неведении, когда красивым считался хороший человек, а некрасивым — дрянной.

8. Нинка из седьмой квартиры была славной, стоящей девчонкой — мы, не задумываясь, выбирали красавицей её.

9. Когда она выходила на середину круга, мы по правилам игры начинали «любоваться»: каждый из нас пускал в ход слова, вычитанные в книгах.

— 10. У нее лебединая шея, — говорил один.

— 11. У нее коралловые губы… – подхватывал другой.

— 12. У нее соболиные брови.

— 13. У нее глаза как море.

14. Нинка расцветала, её бледное лицо покрывалось теплым румянцем. 15. Наши

слова были как зеркало, в котором Нинка видела себя красавицей.

— 16. У нее атласная кожа.

— 17. У нее золотые кудри.

— 18. У нее жемчужные зубы.

19. Нам самим начинало казаться, что у нее все лебяжье, коралловое, жемчужное и

прекраснее нашей Нинки нет.

20. Когда запас нашего красноречия иссякал, Нинка принималась что-нибудь рассказывать.

7

— 21. Вчера я купалась в теплом море, — говорила Нинка, съёживаясь от холодного

осеннего ветра. — 22. Поздно вечером в темноте море светилось, и я светилась. 23. Я была

русалкой, качавшейся на волнах.

24. Как-то в наш дом переехали новые жильцы, и во дворе появился новенький.

25. Мы его подозвали и предложили сыграть с нами в красавицу. 26. Он не знал, как это играть в красавицу, и согласился; мы переглянулись и выбрали красавицей… его. 27. Едва заговорили про лебяжью шею и коралловые губы, как он густо покраснел и выбежал из круга.

28. А Нинка приблизилась к новенькому и сказала, что когда играют в красавицу, всегда выбирают её.

— 29. Разве ты красивая? — удивился новенький.

30. Мы не стали с ним спорить – мы посмеялись над ним, а у Нинки вытянулось лицо,

веснушки-хлебные крошки у рта и на лбу стали еще заметнее.

— 31. Очень глупо, что тебя выбирают, — сказал новенький.

32. С его появлением с Нинкой стало твориться что-то странное. 33. Она, например,

ходила за ним по улице, он заходил в булочную — она стояла напротив, не отрывая глаз от

стеклянных дверей, а утром поджидала его у подъезда и шла за ним до школы.

34. То, что Нинка из седьмой квартиры ходит за ним, как тень, новенький не сразу

сообразил, но, когда обнаружил это, он очень рассердился.

— 35. Не смей ходить за мной! — крикнул он Нинке.

36. Она ничего не ответила, побледнела и пошла прочь, а он безжалостно крикнул ей

вслед:

— 37. Ты бы лучше посмотрела на себя в зеркало!..

38. Нас не интересовало, как выглядят наши носы, рты, подбородки, куда торчат волосы, где вскочил прыщ. 39. И Нинка знала только то зеркало, которым были для нее мы,

когда играли в красавицу, и она всерьёз верила нам.

40. Этот тип разбил наше зеркало. 41. И вместо живого, веселого, доброго появилось

холодное, гладкое, злое. 42. Нинка в первый раз в жизни словно пристально взглянула в него

и вскрикнула: «Я некрасивая!» — зеркало убило красавицу. 43. Каждый раз, когда она подходила к зеркалу, что-то умирало в ней: пропали лебяжья шея, коралловые губы, глаза синие,

как море.

44. Но мы тогда не понимали этого, мы просто не узнавали свою подружку: она стала

чужой и непонятной, не стремилась к нам, молча проходила мимо.

45. В тот вечер был сильный дождь, дул сверлящий ветер, и говорили, что на окраинах города начиналось наводнение. 46. Но мы крепились, жались в подъезде, не хотели расходиться по домам. 47. А Нинка из седьмой квартиры стояла под окном новенького и не

чувствовала холодных струй. 48. Мы звали её, но она не шла.

49. Потом мы увидели, как к Нинке подошла её мать и долго уговаривала Нинку уйти. 50. Наконец ей удалось увести девчонку из-под дождя в подъезд. 51. Там горела тусклая

лампочка. 52. Нинкина мать повернула лицо к свету, и мы услышали, как она сказала:

— 53. Посмотри на меня, дочка, и скажи: я, по-твоему, красивая?

54. Нинка удивленно посмотрела на мать и, конечно, ничего не увидела. 55. Разве

мать может быть красивой или некрасивой?

— 56. Я некрасивая, — с жёсткостью сказала Нинкина мать. — 57. И ничего страшного, потому что счастье приходит не только к красивым.

58. Нинка прижалась к матери, заплакала; они вышли на дождь и пошли по улице.

59. Мы, не сговариваясь, двинулись за ними: нам казалось, что мы можем понадобиться

Нинке.

60. Вдруг Нинка остановилась, сильно сжала мамину руку выше локтя и взглянула ей

в лицо. 61. Она смотрела на мать так, как будто произошла ошибка и рядом с ней оказалась

чужая, незнакомая женщина, словно она увидела мать в холодном, безжалостном зеркале.

62. Нинка как бы почувствовала наше присутствие и неожиданно совершенно другим,

спокойным голосом сказала:

8

— 63. Мама, давай с тобой сыграем в красавицу.

— 64. Глупости!

— 65. Нет, нет, давай сыграем, я тебя научу, ты стой и слушай, что я буду говорить.

66. Она сильней сжала мамину руку, приблизилась к ней, тихо, одними губами стала

произносить знакомые слова из нашей игры, которые мы до приезда новенького дарили ей:

— 67. Мама, у тебя лебяжья шея и большие глаза, синие, как море. 68. У тебя длинные золотистые волосы и коралловые губы…

69. Сквозь гудящий ветер, сквозь пронизывающий холод поздней осенней мглы живой, теплой струйкой текли слова, заглушающие горе:

— 70. У тебя атласная кожа… соболиные брови… жемчужные зубы…

71. И они зашагали дальше, крепко прижавшись, иногда приостанавливаясь, чтобы

улыбнуться друг другу. 72. И уже ни о чем не говорили, и были спокойны. 73. Им помогла

игра, придуманная нами.

По Ю. Яковлеву.

Юрий Яковлевич Яковлев 1922 — 1995. — советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества.

Шибалково семя анализ.
Сочинение-рассуждение 15.2 на ОГЭ 2015 года По тесту 1 сборника тестов С. Ю. Ивановой

>ОГЭ Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста
ОГЭ Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста

>Текст для работы
Текст для работы

>(1)Мы любили свой двор. (2)В нем никогда не было скучно. (3)Были у нас игры
(1)Мы любили свой двор. (2)В нем никогда не было скучно. (3)Были у нас игры и собственного изобретения. (4)Например, игра в красавицу. (5)Неизвестно, кто придумал эту игру, но она всем пришлась по вкусу. (6)И, когда наша компания собиралась под старым тополем, кто-нибудь обязательно предлагал: (7)- Сыграем в красавицу? (8)Мы почему-то любили, когда водила Нинка из седьмой квартиры. (9)Она опускала глаза и разглаживала руками платье: заранее знала, что ей придется выходить на круг и быть красавицей. (10)Теперь мы вспоминаем, что Нинка была на редкость некрасивой: у нее был широкий приплюснутый нос, бесцветные глаза, прямые жидкие волосы и большие грубые губы, вокруг которых и на лбу рассыпались веснушки. (11)Но мы этого не замечали и пребывали в том справедливом неведении, когда красивым считался хороший человек, а некрасивым — дрянной. (12)Нинка была стоящей девчонкой — мы выбирали красавицей ее. (13)Когда она выходила на середину круга, по правилам игры, мы начинали «любоваться» — каждый из нас пускал в ход вычитанные в книгах слова. (14)- У нее лебединая шея, — заученно говорил один. (15)Другой подхватывал: (16)- У нее коралловые губы и жемчужные зубы…. (17)- У нее золотые кудри и атласная кожа… (18)- У нее глаза синие, как море, и соболиные брови… (19)Нинка расцветала: наши слова превращались в зеркало, в котором она видела себя красавицей. (20)Нам самим начинало казаться, что красивее нашей Нинки нет. (.

>(21)Как-то в наш дом переехали новые жильцы и во дворе появился новенький.
(21)Как-то в наш дом переехали новые жильцы и во дворе появился новенький. (22)Мы предложили ему сыграть с нами в красавицу. (23)Нинка приблизилась к новенькому и сказала: (24)- Когда играют в красавицу, всегда выбирают меня. (25)Почему тебя? — удивился новенький.(26) — Разве ты красивая? (27) У Нинки вытянулось лицо, веснушки у рта и на лбу стали еще заметнее. (28)- А меня выбирают. (29)- Очень глупо, — сказал новенький. (30)С появлением новенького с Нинкой вообще стало твориться что-то странное. (31)Он заходил в булочную — она стояла напротив и не отрывала глаз от стеклянных дверей. (32)Она и утром поджидала его у подъезда и шла за ним до школы. (33)Новенький не сразу сообразил, что Нинка ходит за ним как тень, а когда обнаружил это, очень рассердился. (34)- Не смей ходить! — крикнул он Нинке. — (35)Ты бы лучше посмотрела на себя в зеркало! (36)Нинка знала только то зеркало, которым были для нее мы, когда играли в красавицу. (37)Она верила нам, а этот тип разбил наше зеркало, и вместо живого, веселого, доброго появилось холодное, гладкое, злое. (38)Нинка в первый раз в жизни пристально взглянула в него – и зеркало убило красавицу. (39)Но мы тогда не понимали этого и ломали себе голову: что это с ней?(40) Мы не узнавали свою подружку: она стала чужой и непонятной.

>(41)В тот вечер был сильный дождь, дул сверлящий ветер, а Нинка из седьмой квартиры
(41)В тот вечер был сильный дождь, дул сверлящий ветер, а Нинка из седьмой квартиры стояла под окном новенького. (42)Мы кричали ей из подворотни: (43)- Иди к нам, Нинка! (44)Она не шла. (45)Потом мы увидели, как к Нинке подошла ее мать и уговаривала её уйти. (46)Наконец ей удалось увести девчонку из-под дождя в подъезд, где горела тусклая лампочка. (47)Нинкина мать повернула лицо к свету, и мы услышали, как она сказала: (48)- Посмотри на меня. (49)Я, по-твоему, красивая? (50)Нинка удивленно посмотрела на мать: разве мать может быть красивой или некрасивой? (51)- Я некрасивая, — жестко сказала Нинкина мать. (52)- И ничего страшного. 53)Счастье приходит не только к красивым. (54)Нинка прижалась к матери и заплакала. (55)Девочка как бы увидела маму в безжалостном зеркале такой, какая она есть, какой видели ее мы, чужие ребята. (56)Потом Нинка совершенно спокойным голосом сказала: (57)- Мама, давай с тобой сыграем в красавицу. (58)- Глупости! (59)- Нет, давай сыграем. (60)Я тебя научу. (61)Ты стой и слушай, что я буду говорить. (62)Она сильней сжала мамину руку, приблизилась к ней и тихо стала произносить слова из нашей игры, которые мы до приезда новых жильцов дарили ей: (63)- Мама, у тебя лебяжья шея и большие глаза, синие, как море. (64)У тебя длинные золотистые волосы и коралловые губы… (65)Сквозь пронизывающий холод живой, теплой струйкой текли слова, заглушающие горе: (66)- У тебя атласная кожа… соболиные брови… жемчужные зубы… (67)И они зашагали спокойно и уверенно дальше, крепко прижавшись друг к другу…. (По Ю.Яковлеву )

>Задание Напишите сочинение-рассуждение.
Задание Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете, почему Нинка заставила маму играть в красавицу? Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

>Композиция художественного произведения как инструмент анализа
Композиция художественного произведения как инструмент анализа

>Задание 15.2
Задание 15.2

>Анализ 1 части текста Детское понимание красоты: «(11)…Красивым считался хороший человек, а некрасивым -
Анализ 1 части текста Детское понимание красоты: «(11)…Красивым считался хороший человек, а некрасивым — дрянной. (12)Нинка была стоящей девчонкой…» Внешность Нинки: (10)…Нинка была на редкость некрасивой: у нее был широкий приплюснутый нос, бесцветные глаза, прямые жидкие волосы и большие грубые губы, вокруг которых и на лбу рассыпались веснушки. Вычитанные в книгах слова – зеркало, в котором Нинка видела себя: «лебединая шея», «коралловые губы и жемчужные зубы», «золотые кудри и атласная кожа», «глаза синие, как море, и соболиные брови»

>(19)Нинка расцветала: наши слова превращались в зеркало, в котором она видела себя красавицей.
(19)Нинка расцветала: наши слова превращались в зеркало, в котором она видела себя красавицей. (20)Нам самим начинало казаться, что красивее нашей Нинки нет. (37)Она верила нам.. Слова – зеркало (Роль слов?) Мир доброты, справедливого, правильного восприятия людей, понимания истинной красоты. — Почему эта игра «всем пришлась по вкусу»?

>Анализ 2 части текста - Что разрушило мир добра? Опять слова: 26)
Анализ 2 части текста — Что разрушило мир добра? Опять слова: 26) — Разве ты красивая? (35)Ты бы лучше посмотрела на себя в зеркало! Нинка знала «живое, весёлое, доброе» зеркало. Впервые взглянула в «холодное, гладкое, злое» Зеркало убило красавицу

>Каков смысл выражения «Зеркало убило красавицу?» Уничтожены вера в справедливость доброта
Каков смысл выражения «Зеркало убило красавицу?» Уничтожены вера в справедливость доброта радость и осознание своей неповторимости Исчез в Нинке «хороший человек» Нинка «стала чужой, непонятной»

>- Что испытала девочка, узнав злую правду «безжалостного зеркала»? Сильную душевную боль и горе
— Что испытала девочка, узнав злую правду «безжалостного зеркала»? Сильную душевную боль и горе от жестокости слов- «убийц»; от осознания своей некрасивости; от неразделённости первого чувства; от утраченного доброго мира; от разбитой веры в искренность слов; от внезапной пустоты и одиночества. Анализ 3-ей части текста Почему Нинка предложила матери сыграть в красавицу?

>Убило ли зеркало красавицу в Нинке? (50)Нинка удивленно посмотрела на мать: разве мать может
Убило ли зеркало красавицу в Нинке? (50)Нинка удивленно посмотрела на мать: разве мать может быть красивой или некрасивой?» (54)Нинка прижалась к матери и заплакала. (55)Девочка как бы увидела маму в безжалостном зеркале такой, какая она есть, какой видели ее мы, чужие ребята. (56)Потом Нинка совершенно спокойным голосом сказала: (57)- Мама, давай с тобой сыграем в красавицу. (65)Сквозь пронизывающий холод живой, теплой струйкой текли слова, заглушающие горе: (66)- У тебя атласная кожа… соболиные брови… жемчужные зубы… (67)И они зашагали спокойно и уверенно дальше, крепко прижавшись друг к другу….

>Формулируем ответ на вопрос задания 15.2 «Справедливое неведение» дворовой
Формулируем ответ на вопрос задания 15.2 «Справедливое неведение» дворовой компании дарило некрасивой Нинке счастье и радость. Очевидно, душевная боль и горе от злой правды новенького были настолько сильны, что Нинка не могла допустить, чтобы её мама испытала подобное. Нинка имела возможность сравнить своё прежнее состояние, когда она ощущала себя настоящей красавицей, с тем, что пережила позже. Она захотела подарить маме тот мир доброты и счастья, в котором когда-то жила сама. Истинная красота Нинки, которую видела, чувствовала дворовая компания, проявилась в её таком взрослом поступке – желании уберечь маму от душевной боли. Девочка поняла, что любимые люди всегда прекрасны.

>Некрасивая девочка Среди других играющих детей Она напоминает лягушонка. Заправлена в трусы
Некрасивая девочка Среди других играющих детей Она напоминает лягушонка. Заправлена в трусы худая рубашонка, Колечки рыжеватые кудрей Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы, Черты лица остры и некрасивы. Двум мальчуганам, сверстникам ее, Отцы купили по велосипеду. Сегодня мальчики, не торопясь к обеду, Гоняют по двору, забывши про нее, Она ж за ними бегает по следу. Чужая радость так же, как своя, Томит ее и вон из сердца рвется, И девочка ликует и смеется, Охваченная счастьем бытия. Ни тени зависти, ни умысла худого Еще не знает это существо. Ей все на свете так безмерно ново, Так живо все, что для иных мертво! И не хочу я думать, наблюдая, Что будет день, когда она, рыдая, Увидит с ужасом, что посреди подруг Она всего лишь бедная дурнушка! Мне верить хочется, что сердце не игрушка, Сломать его едва ли можно вдруг! Мне верить хочется, что чистый этот пламень, Который в глубине ее горит, Всю боль свою один переболит И перетопит самый тяжкий камень! И пусть черты ее нехороши И нечем ей прельстить воображенье,- Младенческая грация души Уже сквозит в любом ее движеньи. А если это так, то что есть красота И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н.А.Заболоцкий

>Пишем сочинение
Пишем сочинение

>Тезис Почему это так? Потому что (так как)…
Тезис Почему это так? Потому что (так как)… Аргумент 1 Аргумент2 Что следует из вышесказанного? В ы в о д

>Вступление: формулируем тезис. Я уверен, что
Вступление: формулируем тезис. Я уверен, что Нинка совершенно неслучайно предложила матери игру в красавицу. 2) Приведём аргументы, используя вводные слова. Во-первых, она помнила своё прежнее состояние, когда ощущала себя красивой, и ей хотелось, чтобы мама испытала те же чувства (предложение 19). Во-вторых, горе от злой правды новенького было настолько сильно (предложения 38,40), что девочка не могла допустить, чтобы её мама пережила подобное. 3) Вывод Таким образом, предложив матери игру в красавицу, Нинка искренне рассказала ей о своей любви, вдруг осознав, что любимые люди всегда прекрасны.

>Задание 15.3 Как Вы понимаете
Задание 15.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое доброта?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

>Вариант 1 Доброта — это
Вариант 1 Доброта — это такое человеческое качество, которое позволяет не делать зла и не мыслить плохо, быть открытым людям, сопереживать им. Добрый человек не оскорбит других, его сердце полно любви к тому, что его окружает. Например, в рассказе Ю. Яковлева компания рассказчика по-настоящему добрая: дети «видят» Нинку сердцем, и для них она была хорошей, а потому и красивой (предл. 11). Им даже начинало казаться, что красивее девочки никого нет. Добрым я считаю и поступок самой Нинки, когда она предложила маме сыграть в красавицу (предл. 62–66). Девочке хотелось утешить её, переубедить, дать понять, что любимый человек не может быть некрасивым. Доброта — одна из основ теплых человеческих отношений.

>Вариант 2 Я
Вариант 2 Я могу дать следующее определение понятия «доброта»: это положительное качество человека, проявляющееся в мирном настрое, тёплом отношении к окружающим, умении при необходимости поддержать и помочь. Это качество сближает всех людей, служит объединяющим началом. Пример доброты мы находим и в рассказе Ю. Яковлева. Друзья считали Нинку настоящей красавицей только потому, что она была хорошей (предл. 12). В их глазах, как в «добром» зеркале, она расцветала. А вот новенький, появившийся в их дворе, не был добрым: он не постеснялся сказать Нинке, что она некрасивая. Мальчик действительно так считал, а её душевные качества были ему не важны. Добрым я могу назвать и своего племянника, которому 10 лет. Он щедро делится игрушками и книгами с друзьями, от него не услышишь злого слова. Я думаю, он бы с удовольствием присоединился к игре в «красавицу» и тоже бы восхищался Нинкой. Все-таки доброта — удивительное чувство. Оно не только преображает самого человека, но и делает светлее жизнь окружающих его людей.

>Вариант 3 Добрым человеком я
Вариант 3 Добрым человеком я могу называть того, чьи действия и слова не оскорбляют человека, а помогают ему стать лучше, сильнее. В истоках доброты — желание поддержать, защитить. О том, что Нинка, героиня рассказа Ю. Яковлева, добрая, читатель узнает из её диалога с мамой. Чтобы утешить родного человека, разбить «безжалостное» зеркало реальности, девочка предлагает матери сыграть в красавицу (предл. 55–61). В жизни тоже много примеров доброго отношения людей друг к другу. Всех добровольцев, участвующих в помощи людям, пострадавшим, например, от природных катастроф, как это было на Дальнем Востоке во время наводнения, я считаю по-настоящему добрыми. Без доброты вся наша жизнь была бы «холодным, гладким, злым» зеркалом.

>Материал для аргументации. Афоризмы Доброта для души то
Материал для аргументации. Афоризмы Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. Чтобы поверить в добро, нужно начать его делать. Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки. Л.Н.Толстой.

>Материал для аргументации. Притча
Материал для аргументации. Притча Поспорили Ум и Доброта, кто из них больше нужен людям. Пришли они в один дом, где два брата жили и славились своей дружбой и трудолюбием. Ум выбрал старшего брата, а Доброта — младшего. Однажды старший брат подумал и говорит: — Пора нам, брат, каждому своим умом жить и свой дом иметь. Вздохнул младший брат, но согласился. Прошло время. Старший брат разбогател, но жил одиноко. Слишком много ум его замечал в людях недостатков, и не было у него ни друзей, ни жены. А добрый брат был беден, зато приятели и друзья навещали его каждый день. Всем он помогал, и люди порою забирали у него последнее, не стесняясь. Поняли Ум и Доброта, что не лучше стала жизнь у братьев, а хуже. Пришли они к мудрецу и спрашивают, почему так получилось. — Ум без доброты — что голова без сердца. А доброта без ума — что сердце без головы, — объяснил мудрец. Вернулись Ум и Доброта к братьям и уговорили их снова вместе жить и друг другу помогать. С тех пор все уважают братьев и говорят о них: «Чем люди умнее и добрее, тем счастливее они живут».

>Вдохновения в работе! Егораева Г.Т., ведущий
Вдохновения в работе! Егораева Г.Т., ведущий методист издательства «Экзамен», Москва

Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: «Этот тип разбил наше зеркало. И вместо живого, весёлого, доброго появилось холодное, гладкое, злое».

Смысл фрагмента я разумею так. Нину из 7 квартиры мальчики считали прекрасной не в следствии наружности, а лишь потому, что Нинка была неплохим человеком. Но единожды появился новейший паренек, который попортил всю забаву, он наименовал девчушку некрасивой. Не только забава, но и жизнь деток во дворике поменялась: начинающий как будто » разбил … зеркало «, в которое они до этого глядели и видели мир красивым и веселым. Приведу образцы из строчек Ю. Яковлева.
Вспомним, как мальчики  » любуются » девчонкой, которая под воздействием их слов » расцветала «: слова товарищей были для нее » как зеркало, в котором Нина видела себя красивой «( предписание 15).

Но это зеркало оказалось очень хрупким! Только одна выдумка новенького мальчика (враждебно назовут его » типом «)в адрес девочки, которую он назовет некрасивой( предписание 29), разобьет тот спокойный мир, в котором жили ребята этого дворика.

Таким образом, одним лишь словом разрешено, как оказалось, повредить не только благую забаву, которую обожали детки, но, размышляю, и дружбу.

Текст Ю. Яковлева:

(1)В детстве мы играли часто  на придворовой площадке  в красавицу.  (2)Неизвестно, кто придумал эту игру, но она всем пришлась по вкусу.
(3)Мы  почему-то  любили,  когда  водила  Нинка  из  седьмой  квартиры,  и  она  заранее знала, что ей придется быть красавицей.  (4)Нинка,  выходя на круг,  опускала глаза и разглаживала руками платье, слегка прикасаясь к складкам, воротничку.
(5)Теперь мы вспоминаем, что Нинка из седьмой квартиры была на редкость некрасивой: у нее был широкий приплюснутый нос и большие грубые губы, вокруг которых хлебными крошками  разбегались  веснушки.  (6)Лоб —  тоже в хлебных крошках, бесцветные глаза, прямые жидкие волосы. (7)Но мы этого не замечали: мы  пребывали в том справедливом
неведении, когда красивым считался хороший человек, а некрасивым — дрянной.
(8)Нинка из седьмой квартиры была  славной,  стоящей девчонкой —  мы, не задумываясь, выбирали красавицей её.
(9)Когда она выходила на середину круга, мы по правилам игры начинали «любоваться»: каждый из нас пускал в ход слова, вычитанные в книгах.
— (10)У нее лебединая шея, — говорил один.
— (11)У нее коралловые губы… – подхватывал другой.
— (12)У нее соболиные брови …
— (13)У нее глаза как море…
(14)Нинка  расцветала,  её  бледное  лицо  покрывалось  теплым  румянцем.  (15)Наши слова были как зеркало, в котором Нинка видела себя красавицей.
— (16)У нее атласная кожа.
— (17)У нее золотые кудри.
— (18)У нее жемчужные зубы…
(19)Нам  самим начинало  казаться,  что  у  нее  все  лебяжье,  коралловое, жемчужное  и прекраснее нашей Нинки нет.
(20)Когда запас нашего красноречия иссякал, Нинка принималась что-нибудь рассказывать.
—  (21)Вчера я купалась в теплом море,  —  говорила Нинка, съёживаясь от холодного осеннего ветра.  —  (22)Поздно вечером в  темноте море светилось,  и я светилась. (23)Я была русалкой, качавшейся на волнах…
(24)Как-то  в  наш  дом  переехали  новые  жильцы,  и  во  дворе  появился  новенький.
(25)Мы его подозвали и предложили сыграть с нами в красавицу. (26)Он не знал, как это играть в  красавицу, и согласился; мы переглянулись и выбрали красавицей… его.  (27)Едва заговорили про лебяжью шею и коралловые губы, как он густо покраснел и выбежал из круга.
(28)А Нинка приблизилась к новенькому и сказала, что когда играют в красавицу, всегда выбирают её.
— (29)Разве ты красивая? — удивился новенький.
(30)Мы не стали с ним спорить – мы посмеялись над ним, а у Нинки вытянулось лицо, веснушки-хлебные крошки у рта и на лбу стали еще заметнее.
— (31)Очень глупо, что тебя выбирают, — сказал новенький.
(32)С  его  появлением  с  Нинкой  стало твориться что-то странное.  (33)Она, например, ходила за ним по улице, он заходил в булочную  —  она стояла напротив,  не отрывая глаз от стеклянных дверей, а утром поджидала его у подъезда и шла за ним до школы.
(34)То,  что  Нинка  из  седьмой  квартиры  ходит  за  ним,  как  тень,  новенький  не  сразу сообразил, но, когда обнаружил это, он очень рассердился.
— (35)Не смей ходить за мной! — крикнул он Нинке.
(36)Она ничего не ответила, побледнела и пошла прочь, а он  безжалостно  крикнул ей вслед:
— (37)Ты бы лучше посмотрела на себя в зеркало!..
(38)Нас не интересовало,  как выглядят наши  носы, рты, подбородки, куда торчат волосы, где вскочил прыщ.  (39)И Нинка знала только то зеркало, которым были для нее  мы, когда играли в красавицу, и она всерьёз верила нам.
(40)Этот тип разбил наше зеркало.  (41)И вместо живого, веселого, доброго  появилось холодное, гладкое, злое. (42)Нинка в первый раз в жизни словно пристально взглянула в него
и вскрикнула: «Я некрасивая!»  —  зеркало убило красавицу.  (43)Каждый раз, когда она подходила к зеркалу, что-то умирало в ней: пропали лебяжья шея, коралловые губы, глаза синие, как море.
(44)Но мы тогда не понимали этого, мы просто не узнавали свою подружку: она стала чужой и непонятной, не стремилась к нам, молча проходила мимо…
(45)В тот вечер был сильный дождь, дул сверлящий ветер, и говорили, что на окраинах города начиналось наводнение.  (46)Но мы крепились, жались в  подъезде, не хотели расходиться  по  домам.  (47)А  Нинка  из  седьмой  квартиры  стояла  под  окном  новенького  и  не
чувствовала холодных струй. (48)Мы звали её, но она не шла.
(49)Потом мы увидели, как к Нинке подошла её  мать и  долго уговаривала Нинку уйти. (50)Наконец ей удалось увести девчонку из-под дождя в подъезд. (51)Там горела тусклая
лампочка. (52)Нинкина мать повернула лицо к свету, и мы услышали, как она сказала:
— (53)Посмотри на меня, дочка, и скажи: я, по-твоему, красивая?
(54)Нинка  удивленно  посмотрела  на  мать  и,  конечно,  ничего  не  увидела.  (55)Разве
мать может быть красивой или некрасивой?
—  (56)Я некрасивая,  —  с жёсткостью  сказала Нинкина мать.  —  (57)И ничего страшного, потому что счастье приходит не только к красивым.
(58)Нинка  прижалась  к  матери,  заплакала;  они  вышли  на  дождь  и  пошли  по  улице.
(59)Мы,  не  сговариваясь,  двинулись  за  ними:  нам  казалось,  что  мы  можем  понадобиться Нинке.
(60)Вдруг Нинка остановилась, сильно  сжала мамину руку выше локтя и взглянула ей в лицо. (61)Она смотрела на мать так, как будто произошла ошибка и рядом с ней оказалась чужая, незнакомая женщина, словно она увидела мать в холодном, безжалостном зеркале.
(62)Нинка как бы почувствовала наше присутствие и неожиданно совершенно другим,
спокойным голосом сказала:
— (63)Мама, давай с тобой сыграем в красавицу.
— (64)Глупости!
— (65)Нет, нет, давай сыграем, я тебя научу, ты стой и слушай, что я буду говорить.
(66)Она сильней сжала мамину руку, приблизилась к ней, тихо, одними губами стала
произносить знакомые слова из нашей игры, которые мы до приезда  новенького дарили ей:
— (67)Мама, у тебя лебяжья шея и большие глаза, синие, как море… (68)У тебя длинные золотистые волосы и коралловые губы…
(69)Сквозь гудящий ветер, сквозь пронизывающий холод поздней осенней мглы живой, теплой струйкой текли слова, заглушающие горе:
— (70)У тебя атласная кожа… соболиные брови… жемчужные зубы…
(71)И  они  зашагали  дальше,  крепко  прижавшись,  иногда  приостанавливаясь,  чтобы
улыбнуться друг другу.  (72)И уже ни о чем не говорили, и  были спокойны.  (73)Им помогла игра, придуманная нами.

(По Ю. Яковлеву*)

kojuhova 1

 СОЧИНЕНИЕ 1

Представленный для
сочинения текст Ольги Кожуховой о детстве. Вернее, о ее детских воспоминаниях. Кожухова
начинает так: «Почему-то из детства мне всегда вспоминается только хорошее».
Прочитав текст, можно понять, что хорошие воспоминания Кожуховой в этом тексте
можно разделить на две части: первая – Отец-агроном, его неназойливое
воспитание, хуторок-оазис в степи; и вторая, бОльшая часть текста, — история
знакомства и дружбы с конем Мальчиком и история страсти к лошадям.

Коня, на которого посадил
шестилетнюю дочку, отец выбрал не случайно: «Конь был умный, послушный,
влюбленный в людей, славный», — отмечает Кожухова. Не привыкший, видимо, к
падению наездников, «он остановился, и, лоснящийся, эластичный, с удивлением и
упреком повернулся ко мне и тихонько заржал», — рассказывает Кожухова о своем
знакомстве. С этой минуты девочка стала ухаживать за лошадьми, отец и конюх,
конечно, поощряли это увлечение.

Вспоминая только хорошее,
Кожухова описывает неповторимое ощущение счастья от самостоятельных поездок в
школу или библиотеку и в поле; от зимнего утра и запаха «теплых животных,
навоза, гниющей соломы», от прекрасного утра, когда «Роман Васильевич берет в
руки щетку и начинает чистить лошадей»; от хорошенького жеребенка, вызывающего
«какое-то совершенно особое чувство нежности, ласки».

Счастье детства, конечно,
связано не только со страстью к лошадям. Кожухова помнит двор и конюшню «до
последней соломинки, до последнего бревнышка», мясистые губы и застенчивый
взгляд Мальчика, ворчание конюха, потому что в детстве человек открывает мир,
его радость, сладость и горечь: вероятно, только в детстве мир огромный и в то
же время родной, близкий; не враждебный, а наполненный любовью и радостью.

И в центре этого мира,
наполненного любовью и радостью, — любимый конь Мальчик. «Я не знаю, что думает
Мальчик, глядя вдаль, на дымы, поднимающиеся столбами из труб занесенных снегом
домов, на леса, индевеющие на горизонте, на степь, чуть курящуюся серебряными
хвостами поземки, но мне радостно видеть его стройную шею, красивую голову,
этот крепкий, темнеющий по позвоночнику круп, словно в этом животном сама
радость жизни, словно я нашла себе друга, хорошего друга», — в этом предложении
Ольга Кожухова объясняет, как конь Мальчик стал лучшим другом, стал
олицетворением радости жизни, счастья детства.

Мне понятно, почему
Кожухова вспоминает о детстве только хорошее: по-видимому, только в детстве
возможна такая полнота и радость бытия. Не случайно в последнем предложении
своего воспоминания Кожухова пишет, что, став взрослой, она понимает дружбу
«значительно глубже и шире, чем если бы понимала ее, не оставив в степи ни
Пегуши, ни Галки, ни Мальчика».

381 слово

СОЧИНЕНИЕ 2

%25D0%25A2%25D0%25B0%25D0%25B3%25D0%25B0%25D1%2580

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

Почему-то из детства мне всегда вспоминается только хорошее.

Хуторок наш, в три дома, стоял, окруженный оврагами, на
бугре, на сухом, возвышенном месте, среди длинных, как ленты, протянувшихся по
степи, разросшихся лесопосадок.

Мой отец — агроном, его дело — бороться с оврагами, с
суховеями, изучать жизнь не тронутой человеком, нераспаханной степи и глубинные
ее связи с лесом, с ветром, с водой по оврагам, с длинной цепью прудов, сеять
хлеб под защитою лесополос.

Мы живем здесь, как в некой особой стране. Вокруг нас на
многие километры сплошь безлесные деревеньки да степи, иссыхающие на горячем
ветру уже к концу мая, все здесь серого, желтого цвета, а мы — в зелени и в
цветах, в гущине трав по пояс, в птичьем гаме, в черемухе и соловьях.

В те годы, как я теперь понимаю, отец меня многому научил,
если, в сущности, не всему. Только делал он это неназойливо, осторожно,
почему-то всегда оставаясь в тени, будто занятый чем-то другим.

Мне, наверное, не было и шести лет, когда он посадил меня верхом
на коня и заставил проехаться по двору. Конь был умный, послушный, влюбленный в
людей, славный Мальчик.

Я проехала, еле держась за поводья и сползая на холку коню,
но не вскрикнув, не завизжав: выражать чувство страха в нашем доме не принято.
Я ударила Мальчика пятками по бокам, и он поскакал. Не успев удержаться, я
скатилась в траву через голову Мальчика. В ту же самую секунду он остановился,
и, лоснящийся, эластичный, с удивлением и упреком повернулся ко мне и тихонько
заржал.

— Ну, ну! Ничего, ничего… — сказал мне отец. И спокойно пошел
по делам, по хозяйству, хорошо понимая, что самое важное уже сделано, навсегда.
Что теперь я всю жизнь буду помнить эту счастливую минуту, что я стану бродить
за Мальчиком неотступно, помогать нашему конюху чистить его, кормить и поить, и
водить на купание на пруд и в ночное. Он, отец, и еще и еще ненавязчиво поощрит
эту страсть: то даст подержать под уздцы, когда сам будет садиться в седло, то
я буду править вожжами, когда мы с отцом поедем на станцию в нашем стареньком
тарантасе, то он разрешит всем нам троим, мне и старшим двум сестрам, поехать
без взрослых, одним, на первый участок в библиотеку или в поле за сеном — и это
всегда для меня будет праздник.

Зимним утром конюшня еще в темноте. Двойные широкие двери —
на светлом ее силуэте — зияют глубоким провалом, оттуда уже вылетает парок,
запах теплых животных, навоза, гниющей соломы. Там, внутри, убитый ногами
земляной пол, на стене, на крюке фонарь «летучая мышь», он чуть теплится в этом
мраке, в клубящемся зимнем воздухе. За невидимой стенкой дощатого стойла — наш
конюх Роман Васильевич: невысокого роста, с круглой стриженой головой, с низким
лбом, перерезанным глубокими бороздами морщин. Он, посвистывает, выгребая
лопатой навоз, подстилая солому.

— А, здорово, здорово! — откликается он на мое приветствие. —
Как дела?

— Ничего… А твои?

— И мои ничего.

— Ну вот и прекрасно!

Утро полностью наше. Нам никто не мешает. Я стою у
бревенчатой, крашенной известью стены и с волнением наблюдаю каждый день одно и
то же прекрасное зрелище — прекрасное, по крайней мере, для меня, — как Роман
Васильевич берет в руки щетку и начинает чистить лошадей: сперва Мальчика,
затем Чалого, затем Пегушу, затем Орлика, затем Серого, затем Галку и
хорошенького ее жеребенка, стригунка, вызывающего у меня, да и у всех живущих
на хуторе, какое-то совершенно особое чувство нежности, ласки.

— Но, но… Не кусайся! Ишь чего захотел! — ворчливо
отталкивает Роман от себя жеребенка, играющего и хватающего его за чуб и за
шапку зубами.

Этот двор мне знаком до последней соломинки, до последнего
бревнышка. Говорят, что когда-то здесь жил Докучаев. Низкий, маленький домик,
крытый соломой, в одну комнату, с русской печью, с холодными сенями и чуланом,
поставленный на окраине леса, он давно обветшал. Но его не ломают. Рядом с
домом колодец с журавлем и вот эта конюшня, куда я хожу по утрам к лошадям.
Летом здесь очень тихо, безветренно и уютно. Вокруг лес — стоит не шелохнется;
в тихих, слепеньких окнах отраженно, как в омуте, зреют синие сумерки.

Сейчас лес и сырая солома на крыше, на срезе, каждый листик и
каждая веточка на морозном стекле — все бело, все искрится от снега, розовеет в
свете первых лучей декабрьского солнца. Мои ноги замерзли, я уже застоялась,
как конь, и Роман поспешает: он выводит на улицу Мальчика и гонит его к
стеклянной от намерзшего льда водопойной колоде; тот бежит, индевея, в белом
ворсе вокруг тонких ноздрей и на челке; повод брошен, мотается у него под
ногами, тонкой змейкой прочерчивает по свежему порошистому снегу извилистый
след. Вода ледяная, но парит в настывшем за ночь мерзлом воздухе.

Мальчик весело, бойко, с разбегу утыкается мордой в колоду,
жадно пьет, морща нос и лиловые, словно сделанные из резины, мясистые губы,
звонко хлюпает, даже всхрапывает потихоньку. И вдруг зорко косится огромным, в
прямых нежных ресницах застенчивым глазом на Романа, на мою неуклюжую в шубе и
шапке фигурку.

— Но-о, пужайся! Уж больно пужливый… — охлаждает его
грубовато Роман и при этом любовно похлопывает Мальчика рукавицей по крупу. —
Ну-ка, ну-ка, подвинься! — И он поворачивает копя поудобней, чтобы рядом с ним
стала Пегуша, а за ней следом Галка с жеребчиком. — Ишь какой эгоист!..
Растопырился!

И подсвистывает: пей, мол, пей, напивайся на весь день
работы.

Я не знаю, что думает Мальчик, глядя вдаль, на дымы,
поднимающиеся столбами из труб занесенных снегом домов, на леса, индевеющие на
горизонте, на степь, чуть курящуюся серебряными хвостами поземки, но мне
радостно видеть его стройную шею, красивую голову, этот крепкий, темнеющий по
позвоночнику круп, словно в этом животном сама радость жизни, словно я нашла
себе друга, хорошего друга, которого мне не заменит никто, даже самые лучшие,
умные люди. Да и так рассудить: всему есть на земле свое время и место, и я
теперь дружбу с людьми, может быть, понимаю значительно глубже и шире, чем если
бы понимала ее, не оставив в степи ни Пегуши, ни Галки, ни Мальчика.

О.К. Кожухова

Приложение 1

Человек должен быть интеллигентным.

Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

Интеллигентность не только в знаниях, а в способности к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, даже в привычке вести себя скромно за столом, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой).

Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.

Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это отношение к миру и к людям.

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать — тренировать душевные силы, как тренируют и физические силы. (По Д. Лихачеву)

Приложение 2

                 Марья Петровна узнала о несчастье три дня назад. В списке раненых и убитых стояло:

«Скончался от ран…Голиков, Василий Иванович, прапорщик».

                 Это был младший сын Марьи Петровны.

                 Все эти три дня она бегала по Москве, чтоб разузнать что-нибудь о сыне, — где умер, можно ли получить тело для похорон.

                 Нигде ничего не удавалось узнать. И уж больше нечего было предпринимать. Но ей было трудно оставаться в сыроватой своей комнате. И она ходила по улицам в своей лисьей шубейке, останавливалась на перекрестках, неподвижно смотрела сухими глазами  — и шла дальше.

Слез не было. Душа сжалась в мерзлый, колючий комок, нельзя было глубоко вздохнуть, и некуда было деваться со своею тоскою и ужасом.

                 Ужас был в душе: лютая, беспощадная сила встала и навалилась на землю. Бьют, крошат, уродуют. И за что? Кто их трогал? За что вдруг набросились на Россию? Что сделали! Что сделали!

                  Она ходила по улицам, тоскующая и смертельно одинокая, и все больше смерзалась душа в колючий, спирающий дыхание комок. О, только бы одной , одной бы только милости: чтобы очутиться около бесценного тела и чтоб целовать милую курчавую голову с крутыми завитками у висков, припасть губами к кровавым ранам – и плакать, плакать, насмерть изойти слезами.

                (…) Вокзал… Здесь, два месяца назад, Марья Петровна провожала сына на войну.

                 Незаметно для себя она очутилась на вокзале и вышла на пустынные перроны под железными навесами. На отдаленной платформе под светом электрических фонарей темнели толпы солдат, пробегали санитары с красными крестами на рукавных повязках.

               Она побрела туда. Вдоль платформы тянулся длинный зеленый поезд, подносили из глубины вокзала носилки с людьми и ставили возле поезда. Большими группами стояли солдаты, опираясь на костыли, с руками на перевязях, с повязанными головами. Марья Петровна, жалостливо пригорюнилась, уставилась на солдатиков – и вдруг отшатнулась. Невиданная форма, говорят меж собой – ничего не поймешь, кругом – солдаты со штыками.

               Марья Петровна спросила человека в железнодорожной фуражке с малиновыми кантиками:

         Это кто же такие будут?

         Кто! Пленные!

         Пленные!..- Она высоко подняла брови.-

         Австрияки?

         Австрияки есть. А вон они – немцы!

         Куда же их везут?…

         В Орел перевозят…

           Марья Петровна смотрела, широко раскрыв глаза. Так вот они какие!

           Русский прапорщик в очках небрежным голосом, — видно, от скуки,- разговаривал по-немецки с бородатым германцем. Странно было: такой обыкновенный, рыжий немец, так добродушно улыбается; подумаешь, и вправду добрый человек. А что, злодеи, делают! С ним рядом стоял другой немец, молодой, высокий и красивый, с русыми усиками. Вот этот – сразу видно было, что зверь: гордый! Смотрел мимо, ни на кого не глядя, и презрительно сдвигал тонкие брови.

           Прибежал фельдфебель, приказал пленным выстроиться попарно, крикнул: «Марш!». Они двинулись нестройною, колыхающеюся вереницей. Ковыляли, опираясь на костыли, поддерживая друг друга под руки. Двинулся и красивый немец с русыми усиками. Господи! Он был без ноги! Вместо левой ноги болталась пустая штанина. И немец прыгал на одной ноге, обеими мускулистыми руками опираясь о длинную палку.

          Пленных двинули вперед и стали вводить в вагоны, сзади надвинулись другие пленные. Теперь это были австрийцы, в мышино — серых шинелях  и  грязных, давно не чищенных штиблетах. Огромный австриец с молодым, детским лицом стоял на костылях, бережно держал на весу раненую ногу в повязке; рядом стоял другой австрияк, смешно маленький, с лицом пухлым и круглым. Они вполголоса разговаривали по-польски; по тону, каким они говорили, чувствовалось, что они большие друзья; это чувствовалось и по тому, как маленький заботливо поправлял шинель на плечах большого и застегнул ему под подбородком верхнюю пуговицу. Такое у большого было милое, детское лицо, и так беспомощно висела меж костылей огромная нога в повязке… Что-то дрогнуло и горько задрожало у Марьи Петровны: господи, сколько народу искалечено – молодого, здорового!

        У ног Марьи Петровны лежал раненный в грудь венгерский гусар в узких красных рейтузах. Какое неприятное лицо! Тонкие, влажные губы под извилистыми, тонкими усиками; нехорошие черные глаза, как мелкие маслины. Венгерский гусар лежал на носилках, оправлял на седее рваную шинелишку и стучал от холода зубами; его извилистые губы под тонкими черными усами стали лиловыми. И опять Марью Петровну поразило выражение глаз: он неподвижно смотрел в потолок железного навеса, весь ушедши в свою муку, и даже не думал просить жалости и помощи: как будто все это так и должно было быть. И он лежал среди людей, как в пустыне, дрожал, постукивая зубами, и его согнутые коленки в грязных рейтузах ходили ходуном. На виске, под околышем фуражки, чернели крутые завитки волос.

          Марья Петровна вдруг стала задыхаться. Дрожащими руками она поспешно расстегнула свою лисью шубку, скинула ее и накрыла лежавшего венгерца. Горячие волны ударили ей из груди в горло. Она припала губами к курчавой голове венгерца, целовала ее и плакала, — о сыне своем плакала, об иззябшем венгерце, обо всех этих искалеченных людях. И больше не было в душе злобы. Было ощущение одного общего, огромного несчастья, которое на всех обрушилось и всех уравняло.

                                            ( По повести В. Вересаева «Марья Петровна»)

Приложение 3

ПАМЯТКА

Как писать сочинение – рассуждение по прочитанному тексту?

  1.  Проблема

         обратите особое внимание на первый и последний абзац;

         желательно, чтобы проблема была сформулирована в форме вопроса;

         начав говорить об одной проблеме, старайся не сбиться на комментарий другой;

         на всех этапах работы постоянно возвращайтесь к поставленному вами вопросу.

            Если текст художественного стиля, то

         проблема сформулирована не так явно, поэтому проблемный вопрос надо ставить ко всему тексту;

         целесообразно обратить внимание на художественные детали(особенности портрета, интерьера, речи, пейзажные зарисовки), при помощи их автор акцентирует внимание на проблеме;

         ответьте на вопрос «О чем размышляет автор?», «Какой выбор делают герои?». Это поможет вам сформулировать проблему.

         формулируя проблему, отталкивайтесь от позиции автора, утверждения, основной мысли текста. Задайте вопрос так, чтобы этот тезис стал ответом на него. Это и будет проблема.

  1. Комментарий

       В комментарии вы можете указать:

— насколько актуально то, о чём пишет автор предложенного текста;

— кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой;

— разные точки зрения на проблему, показать с кем спорит или соглашается автор,

— что заставило автора обратиться к поставленной проблеме( прочитанная статья, просмотренный фильм, поездка, встреча или другие жизненные наблюдения),

  какие примеры приводит автор, размышляя над поставленной проблемой,

  на какие авторитетные мнения он ссылается;

  опишите переживания, чувства, которые испытывает автор текста,

— обращайте внимание на диалоги, цитаты, на которые он опирается.

        Самое главное, чтобы не было пересказа, а цитирование было уместным.

        Вы рассказываете не о прочитанном, а о том, как автор работал над проблемой.

  1. Позиция автора

                Позиция автора исходного текста может быть выявлена в следующих особенностях предложенного текста:

— в отдельных предложениях текста, через ряд аргументов, с помощью которых автор выражает своё мнение,

— в атмосфере вокруг героя, в том, каким путём добивается её создания автор,

— в какие ситуации ставит автор своих героев (испытание любовью, враждебной средой, временем, отношением к чему-либо и др.), как они проявляют себя в них,

— форма повествования (от первого лица, от лица автора или рассказчика),

— выбор материала, на котором автор строит свой текст (прошлое, настоящее, будущее, реальность (действительность), фантастика либо что-то иное),

— в какой манере ведётся повествование или рассуждение автора (ирония, негодование, протест, сожаление, осуждение, неравнодушие, убеждённость или что-то другое),

— средства выразительности речи, использованные автором в тексте, могут также передавать его позицию, отношение к поднятой проблеме. Особое внимание обращайте на риторические вопросы и восклицания, оценочную лексику, лексические повторы, порядок слов, вводные слова и модальные частицы: в них и передаётся позиция автора.

Кроме того, позиция автора исходного текста может быть выявлена и из материала, находящегося за пределами предложенного текста, особенно если перед вами отрывок из художественного произведения известного автора. В таком случае следует вспомнить историю создания произведения: что подтолкнуло автора к работе, каков был его замысел, каковы были социальные, политические или нравственные воззрения автора в годы работы над произведением, в какое время  оно создавалось.

  1. Свое отношение к проблеме

                Не достаточно согласиться с позицией автора. Необходимо еще раз ответить на вопрос,

                сформулировав еще раз свою позицию иными фразами. От точности формулировки

               будет зависеть аргументация. Вам необходимо выработать собственное отношение к

                предмету речи, продумать аргументы для обоснования своей точки зрения

  1. Аргументы

        Аргументов должно быть ДВА. Одно доказательство можно взять из произведений

        художественной литературы, другой – интересные факты общественной жизни, истории,

        политики, искусства, биографии известных людей, из газетных статей, кинофильмов или

        собственного жизненного опыта.

  1. Заключение

         вернитесь к началу и еще раз прочитайте вопрос;

         запишите вывод, который должен соответствовать данной проблеме ( еще раз ответьте на вопрос)

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ

         приложение 4

Клише для формулирования проблемы:

Проблема состоит …

сводится к…, заключается в…,

речь идёт о…,

автор ставит (поднимает, затрагивает) вопрос, касается проблемы

Клише для формулирования авторской позиции:

Автор считает…, излагает мнение, придерживается мнения…

Отстаивает, доказывает, справедливость…, выражает своё отношение к…, Приводит примеры, использует средства выразительности, иллюстрирует свою позицию…

Клише для комментария:

Автор текста обращает внимание на…, подчёркивает.., рассуждает о…

Показывает…, приводит пример, цитату.

Понятно отношение автора к проблеме…

Выражение согласия или несогласия с позицией автора:

Соглашусь с автором,

Разделяю позицию автора,    Придерживаюсь подобного (иного) мнения,  Нельзя не согласиться с автором

Формулировка собственной позиции:

Считаю, думаю что…, убеждён, уверен, что…

Моё мнение…    

Мне кажется…

На мой взгляд…

По-моему, …

Аргументация собственного мнения:

Исходя из…   

В соответствии…

В связи с тем, что…    Ввиду …

Учитывая, что…   

По причине…

В силу того, что…

Другой пример (факт, случай)…

Далее следует… 

Следующий аргумент –

Заключение:

Итак, … Таким образом, приходим к выводу… Можно сделать вывод… Подведём итог…Попробуем обобщить сказанное…(то, что было сказано…)

                               

 

 

                                                           ТЕКСТ № 1

        Молча мы взбирались по дорожке вверх, к той площадке, с которой открывался распахнутый вид на Иерусалим.  И опять, не договариваясь, остановились – так притягивали  и не отпускали взгляд эти огни на темных далеких холмах.

          Вдохните глубже воздух, — проговорил старик, не шевелясь. – Чувствуете – запах шалфея?

Эти блекло-сиреневые цветочки на кустах – шалфей иудейский. А там вон, по склону вниз, растут кусты мирта вперемежку с ладанником белым. Библейский ладан извлекали из этого растения. Вздохните, вздохните глубже, ощутите эту горячую, пахучую тьму…

        Вообразите, ведь точно так здесь пахло ночью, когда монахи Кумрана вкладывали свои свитки в огромные кувшины и оставляли в пещерах, тут, в двух шагах от нас. На что они надеялись? Что когда-нибудь мы прочтем их молитвы, почувствуем их гнев, их благодать? – Он вздохнул и проговорил с непередаваемой любовью в голосе: — Прекрасно!

          Что прекрасно? – раздраженно спросила я.

          И этот воздух, и эти холмы…Любуйтесь жизнью.

Я мрачно отмахнулась. Он молчал.

Ветер распахивал и запахивал серебро олив на склоне холма. Во тьме чернели пухлые

впадины их дупел. Алмазная крошка огней обсыпала холмы Иерусалима.

       — Умейте любоваться жизнью, — повторил он. – Если б вы знали, как нежно пахнет мыло, сваренное из человеческого жира… Такой тонкий и в то же время сильный запах, — продолжал он, — что вот, если б я открыл здесь коробочку- изящную такую керамическую коробочку, — то вы бы за десять шагов почувствовали этот нежный запах…

        Я держал коробочку с таким мылом в руках, когда мы освободили Равенсбрюк… И с тех пор не терплю никакого парфюмерного запаха. Для меня это – запах смерти. Понимаете? Ни жена моя, ни дочь никогда, бедные, из-за меня не пользуются духами…

        Так что, дружочек, умейте любоваться жизнью, как бы по-идиотски она ни выглядела, каким бы потом и пошлостью от нее ни разило…

                                                                                            ( По Д. Рубиной)

                                                                                                                                                           приложение № 5                                                      

 

                                                               ТЕКСТ № 2

                Имеет ли наша жизнь смысл, а если да, то какой именно?

                Или жизнь – это просто никчемный процесс естественного рождения, созревания, увядания и смерти органического существа? Должен ли вообще человек искать смысл в собственной жизни?

                 Эти, как обычно говорится, «проклятые» вопросы, или, вернее, этот единственный вопрос о «смысле жизни», волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на долгое время забыть о нем, погрузиться с головой в будничные заботы, но жизнь так устроена, что навсегда отмахнуться от него не может даже самый упрямый или духовно спящий человек.

                Железный факт приближения старения и исчезновения есть для каждого из нас постоянное напоминание не решенного, смолоду отложенного в сторону вопроса о смысле жизни.

                Но, несмотря ни на что, огромное большинство людей считают нужным отмахиваться от этого вопроса, прятаться от него. Они называют такую позицию «принципиальным отказом» от попытки разрешить «неразрешимые вопросы». Так людям легче жить. Они стремятся «устраиваться в жизни», добывать жизненные блага, утверждаться и укрепляться в жизненной борьбе. Стремление к процветанию, к житейскому благополучию кажется им осмысленным, очень важным делом, а поиск ответа на «отвлеченные» вопросы – бессмысленной тратой времени. И вот жизнь занята многоцветными земными интересами и даже имеет удачу в их осуществлении. Но мне хочется спросить: достаточно ли этого будет человеку, будет ли он счастлив этим? Может быть, с течением времени нашей жизни этот вопрос разрешится для каждого из нас сам собой и не стоит прилагать бесполезных усилий для его рассмотрения?

                Мне все-таки кажется, что поиск ответа на этот вопрос гораздо более важен для человека, чем поиск куска хлеба для утоления голода. Чем дольше мы будем откладывать его, тем глубже будет та пропасть, в которой окажется наша душа.

                                                                                               ( По С.Л. Франку)

                                                           ТЕКСТ № 3

           На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. Я первый раз в жизни здесь услышал музыку – скрипку. На ней играл Вася-поляк. О чем же рассказывала мне музыка? О чем-то очень большом. На что же это жаловалась она, на кого гневалась? Тревожно и горько мне. Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

             Вася, не переставая играть, говорил: «Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он еще не сирота. Все проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. Эту музыку написал мой земляк Огинский. Написал на границе, прощаясь с родиной. Он посылал ей последний привет. Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родине, которую никто не может отнять, жива до сих пор».

           «Спасибо вам, дяденька»,- прошептал я. «За что, мальчик?» — «За то, что я не сирота». Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. В эти минуты не было для меня зла. Мир был добр и одинок тек же, как я. Во мне звучала музыка о неистребимой любви е родине! Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, отливающей металлом,- это бала моя родина.

          … Прошло много лет. И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. Кругом пахло гарью, пылью. И вдруг в доме, расположенном через улицу от меня, раздались звуки органа. Эта музыка разбередила воспоминания. Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. Но теперь та же музыка, которую я слушал в детве, преломилась во мне и закаменела, особенно та ее часть, от которой я плакал когда-то. Музыка так же, как и в ту далекую ночь, хватала за горло, но не выжимала слез, не прорастала жалостью. Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человека, всю жизнь тосковавший о ней.

                                                                                             (По В.Астафьеву)

                                                        ТЕКСТ № 4

— Паршивка Нинка! – крикнул он, как в детстве.- Что ты с нами делаешь! Посмотри, во что отец превратился. Наталью Сергеевну не узнать, так осунулась.

— Ты сам ее не любишь, Максимка!

— Разве она виновата в том, что мамы нет, что отец был один, да и нее жизнь не устроена? Неужели все это так трудно понять и неужели за это надо ненавидеть человека?

— Я не ненавижу ее. Но любить-то я не обязан, правда?

— Это потому, что ты еще маленькая и не можешь понять, что такое для мужчины – одинокие ночи. Пять лет одиноких ночей… А нужен близкий человек, женщина, с которой можно пошептаться на подушке, голова к голове, и понервничать, что на работе неприятности.

      Маме было совсем не легко…- медленно проговорил он, почему-то с трудом выговаривая каждое слово. – Ведь она, знаешь, Нинок, в последние годы разлюбила отца. Так получилось.

— Как это?!

— А то не понимаешь… Эти грузинские гордецы… Только чтобы никто не подумал, то в семье неладно. И потом дети… И, наверное, чувство вины перед отцом, хотя и не была виновата перед ним. И эта ее категоричность, помнишь: «Главное – называть белое белым, а черное – черным». Она бы назвала себя предателем, если бы ушла.

— Отец не знал, — задумчиво сказала я. – Отец бы умер от горя. – Вдруг я представила, как неизвестный мужчина узнает о маминой смерти. Этот момент. Какие у него были руки в этот момент? Что он делал? Отцу было легче. Он бежал по полю  и кричал.

         А что делал этот человек для того, чтобы скрыть от людей свою боль?

— Скверно, что я тебе все рассказал, — продолжал он. – Но я должен был это сделать. Каждую ночь я думал: « Завтра расскажу. Завтра обязательно расскажу». Я это сделал – для чего? Понимаешь, у тебя возраст сейчас… обвиняющий. Я это по себе знаю, у меня самого так было. Да только после маминой смерти как рукой сняло. Так вот, зачем я все это рассказал? Чтобы ты милосердна была. Не только к отцу – вообще к людям. Потому что без этого, я думаю, настоящей жизни не получится. Чтобы сердце у тебя поумнело.

                                                                                     ( По Д. Рубиной)

ТЕКСТ № 4

— Паршивка Нинка! – крикнул он, как в детстве.- Что ты с нами делаешь! Посмотри, во что отец превратился. Наталью Сергеевну не узнать, так осунулась.

— Ты сам ее не любишь, Максимка!

— Разве она виновата в том, что мамы нет, что отец был один, да и нее жизнь не устроена? Неужели все это так трудно понять и неужели за это надо ненавидеть человека?

— Я не ненавижу ее. Но любить-то я не обязан, правда?

— Это потому, что ты еще маленькая и не можешь понять, что такое для мужчины – одинокие ночи. Пять лет одиноких ночей… А нужен близкий человек, женщина, с которой можно пошептаться на подушке, голова к голове, и понервничать, что на работе неприятности.

      Маме было совсем не легко…- медленно проговорил он, почему-то с трудом выговаривая каждое слово. – Ведь она, знаешь, Нинок, в последние годы разлюбила отца. Так получилось.

— Как это?!

— А то не понимаешь… Эти грузинские гордецы… Только чтобы никто не подумал, то в семье неладно. И потом дети… И, наверное, чувство вины перед отцом, хотя и не была виновата перед ним. И эта ее категоричность, помнишь: «Главное – называть белое белым, а черное – черным». Она бы назвала себя предателем, если бы ушла.

— Отец не знал, — задумчиво сказала я. – Отец бы умер от горя. – Вдруг я представила, как неизвестный мужчина узнает о маминой смерти. Этот момент. Какие у него были руки в этот момент? Что он делал? Отцу было легче. Он бежал по полю  и кричал.

         А что делал этот человек для того, чтобы скрыть от людей свою боль?

— Скверно, что я тебе все рассказал, — продолжал он. – Но я должен был это сделать. Каждую ночь я думал: « Завтра расскажу. Завтра обязательно расскажу». Я это сделал – для чего? Понимаешь, у тебя возраст сейчас… обвиняющий. Я это по себе знаю, у меня самого так было. Да только после маминой смерти как рукой сняло. Так вот, зачем я все это рассказал? Чтобы ты милосердна была. Не только к отцу – вообще к людям. Потому что без этого, я думаю, настоящей жизни не получится. Чтобы сердце у тебя поумнело.

                                                                                     ( По Д. Рубиной)

ТЕКСТ № 4

— Паршивка Нинка! – крикнул он, как в детстве.- Что ты с нами делаешь! Посмотри, во что отец превратился. Наталью Сергеевну не узнать, так осунулась.

— Ты сам ее не любишь, Максимка!

— Разве она виновата в том, что мамы нет, что отец был один, да и нее жизнь не устроена? Неужели все это так трудно понять и неужели за это надо ненавидеть человека?

— Я не ненавижу ее. Но любить-то я не обязан, правда?

— Это потому, что ты еще маленькая и не можешь понять, что такое для мужчины – одинокие ночи. Пять лет одиноких ночей… А нужен близкий человек, женщина, с которой можно пошептаться на подушке, голова к голове, и понервничать, что на работе неприятности.

      Маме было совсем не легко…- медленно проговорил он, почему-то с трудом выговаривая каждое слово. – Ведь она, знаешь, Нинок, в последние годы разлюбила отца. Так получилось.

— Как это?!

— А то не понимаешь… Эти грузинские гордецы… Только чтобы никто не подумал, то в семье неладно. И потом дети… И, наверное, чувство вины перед отцом, хотя и не была виновата перед ним. И эта ее категоричность, помнишь: «Главное – называть белое белым, а черное – черным». Она бы назвала себя предателем, если бы ушла.

— Отец не знал, — задумчиво сказала я. – Отец бы умер от горя. – Вдруг я представила, как неизвестный мужчина узнает о маминой смерти. Этот момент. Какие у него были руки в этот момент? Что он делал? Отцу было легче. Он бежал по полю  и кричал.

         А что делал этот человек для того, чтобы скрыть от людей свою боль?

— Скверно, что я тебе все рассказал, — продолжал он. – Но я должен был это сделать. Каждую ночь я думал: « Завтра расскажу. Завтра обязательно расскажу». Я это сделал – для чего? Понимаешь, у тебя возраст сейчас… обвиняющий. Я это по себе знаю, у меня самого так было. Да только после маминой смерти как рукой сняло. Так вот, зачем я все это рассказал? Чтобы ты милосердна была. Не только к отцу – вообще к людям. Потому что без этого, я думаю, настоящей жизни не получится. Чтобы сердце у тебя поумнело.

                                                                                     ( По Д. Рубиной)

  • Парчовый наряд как пишется
  • Пару тройку дней как пишется
  • Парусный спорт как пишется
  • Парфюм по английски как пишется
  • Партнеры или портнеры как правильно пишется