Парные согласные в слове сказка

Некоторые согласные звуки в русском языке образуют пары по звонкостиглухости:бп, вф, гк, дт, зс, жш.таких пар шесть и их необходимо

Некоторые согласные звуки в русском языке образуют пары по звонкости–глухости:

[б]—[п], [в]—[ф], [г]—[к], [д]—[т], [з]—[с], [ж]—[ш].

Таких пар шесть и их необходимо запомнить. Парные согласные по звонкости–глухости в корне слова одна из самых важных и часто встречающихся орфограмм на уроках русского языка в начальной школе. При написании слов с парными согласными достаточно легко сделать ошибку, если произношение согласного не совпадает с его обозначением на письме.

Например, при проговаривании слов звонкие согласные оглушаются в конце слова и перед глухими согласными: сугроб [сугроп], указка [укаска]. Поэтому при написании слова эти согласные нужно проверять.

Для запоминания ребенку очень поможет умение пользоваться лентой букв и звуков.

6 согласных звонких звуков в верхнем ряду имеют свою пару глухих звуков, располагающихся под ними в нижнем ряду.

лента букв и звуков для начальной



Правило «Парные согласные в корне слова»



шарады для детей

Чтобы проверить парный согласный в конце или середине слова, надо изменить слово так, чтобы после парного согласного звука стоял гласный или звонкий [н].

Например: плод — плоды, травка — трава.



парные согласные в корне слова правило

шарады для детейКак проверить парные согласные в корне?

При подборе проверочных слов можно использовать разные способы.

Изменить форму слова:

  • изменить число существительного: дуб (ед. ч.) — дубы (мн. ч.), лев (ед. ч.) — львы (мн. ч.)
  • изменить падеж существительного: снег (И. п.) — (нет) снега (Р. п.), юбки (И. п.) — (нет) юбок (Р. п.)
  • заменить полную форму прилагательного на краткую, а краткую — на полную: лёгкий (какой?) — лёгок (каков?), свеж (каков?) — свежий (какой?)

Подобрать родственное слово:

  • назвать ласково: сапожки — сапожок,  — кружечка, когти — коготок.
  • взять слово другой части речи: морковь (сущ.) — морковный (прил.), ходьба (сущ.) — ходит (гл.).

Если проверочное слово подобрать невозможно, то написание согласного надо посмотреть в словаре или запомнить.

Например: автобус, вокзал, завтра.

Согласные в корнях слов, правописание которых нельзя проверить, называются непроверяемыми.



Карточки с заданиями «Парные согласные в корне слова»



Карточка 1

  1. Изменить слова так, чтобы они обозначали один предмет.

Морозы, голуби, паруса, народы, автобусы, тетради, утюги, лошади, сапоги, шкафы, рукава, карандаши, брови, стрижи, берега, флаги, хлеба, ястребы.

2) Подчеркни согласные, которые требуют проверки.

Морковь, город, завод, колхоз, медведь, обед, огород, тетрадь, вторник, четверг, красив, хорош, пригож, вежлив, здоров, готов, сапог, рассказ.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Б на конце слова, во второй — с буквой П.

Гри.., су.., хле.., скри.., кло.., ду.., Архи.., зу.., гер…

2 класс: тексты для списывания



Карточка 2

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Жира… и мор… спорят. Кто из них краси…? Жирафу хоро…. Он высок и ловок. Моржу не страшен моро…. Он моряк. Но мор… неуклю…. Вот ле…. Пусть он скажет! Голос у льва гру…. Я краси…!

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Ры..ка, ла..ка, ло..ка, блу..ка, гря..ка, похо..ка, лоша..ка, кро..ка, повя..ка, ука..ка, пала..ка, лепё..ка, сторо..ка.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой В на конце слова, во второй — с буквой Ф.

Ле.., шка.., жира.., обу..ь, Кие.., клю.., шар.., телегра.., клю.., рука…

2 класс: тексты для списывания



Карточка 3

  1. Выпиши из текста слова с парным согласным в конце или середине слова.

Наступили морозные дни. Снег замёл все дорожки. Пень похож на большой сугроб. Вася взял лыжи и побежал в сад. Он повесил кормушку на большой дуб. Прилетели птички. Жадно клюют они зёрна и крошки. Помоги и ты пернатым друзьям!

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Жи..кая ка..ка, ре..кий ветер, ре..кий лес, ле..кая похо..ка, сла..кие пиро..ки, ги..кий пру.., мя..кий хле…

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой З на конце слова, во второй — с буквой С.

Моро.., арбу.., интере.., но.., ма..ь, подно.., гру.., свя..ь, голо.., зале….

2 класс: тексты для списывания



Карточка 4

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Хорош пру.. около нашего села. К пруду ведёт у..кая доро..ка. На берегу бесе..ка. Вокруг пруда растут берё..ки и ду..ки. Вода в пруду прозрачная, гла..кая. Мы часто катаемся на ло..ке. В тихой воде мелькают ры..ки.

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Сколь..кий лё.., у..кий пояс, лё..кие сапо..ки, гла..кий лё.., ро..кие ребяти..ки, бли..кий дру.., кре..кие оре..ки.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Г на конце слова, во второй — с буквой К.

Бере.., кула.., моря.., ночле.., червя.., кру.., творо.., синя.., тан.., утю.., дру..

2 класс: тексты для списывания



Карточка 5

  1. Раздели текст на части. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Лег…кий моро… мя…кий сне… замел тро…ки и доро…ки наш са… побелел дере…ца нарядились в белые шу…ки я вышел погулять и зале… в наш овра… сне… в овраге покрыл хру…кий нас… на дне оврага кре…кий ле… это замер… ручеек.

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

У..кая доро..ка, ро..кий человек, мя..кая ко..та, сколь..кий лё.., лё..кая похо..ка, ни..кий голо.. .

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Ж на конце слова, во второй — с буквой Ш.

Каранда.., пейза.., глу..ь, ё.., ланды.., бро..ь, мор.., гара.., камы.., ду.., у.., сторо.. .

2 класс: тексты для списывания



Карточка 6

  1. Раздели текст на части. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Подули студёные ветры ударил моро.. он сковал пру.. крепким льдом зя..ко м..л..дым осинкам мёрзнут берё..ки хдут они зимней ..дежды вот и выпал сне.. ша..ками лёг он на ве..ки ..еревьев укрыты сне..ком озимые хлеба не страшны им холо.. и вьюга спят они под пушистой перинкой

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Варе..ки, ро..кий, лё..кий, ястре.., оши..ка, лоша..ка, тра..ка, у..кий, сторо..ка, шу..ка, морко..ка, яго..ка.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Д на конце слова, во второй — с буквой Т.

Заво.., бра.., кро.., огоро.., дроз.., сала.., неф..ь, тру.., го.., трос..ь, радос..ь.

2 класс: тексты для списывания



Карточка 7

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

В центре маленького горо..ка есть большой пру_. Третий год живёт там лебе..ь. Рядом плавают у..ки разных поро.. . Много бе.._ утятам от соро.._. Когда горо.._ спит, сороки утя.._ воруют. Но нашёлся сторо.. . Им оказался журавль. Сердитым криком он отгоняет воро..ку. Ро..кие малыши полюбили журавля. Теперь он для них самый бли..кий дру.. .

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Идёт снег. Тихо падают на землю снежинки. Они похожи на звёздочки. В мороз снег сухой. Нельзя лепить снежки. В тёплую погоду снег сырой и липкий. Легко делать из него снежный ком. Можно строить крепость. Хорош будет и снеговик!

2 класс: тексты для списывания



Карточка 8

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Стоял ясный зимний денёк. Лё..кий сне.. тихо падал на землю. Высыпали на улицу ребяти..ки. Сне.. был ли..кий. Мальчики стали крепос..ь строить и в сне..ки играть. Девочки снегурочку лепили. Вместо гла.. льдинки. Вместо носа морко..ка. Рот и бро..ки угольком нарисовали. На голо..ку надели шапку. Красивая снегурка вышла.

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Ребятишки бегут на лыжах по лесной дорожке. На каждом шагу тут загадки. Под деревьями пустые шишки, скорлупки. Кто тут грыз орешки? Это работа белки. Робкий зверёк в белой шубке сидит у куста, прижал ушки. Это заяц. Какая птица уселась на макушку ёлки? Сорока!

2 класс: тексты для списывания



Карточка 9

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Мы живём в селе Моро..ки. В субботу все ребята вышли делать каток. Падал мя..кий сне… Чудесная стояла пого..ка. Ребята быстро расчистили площа..ку. Они залили её водой. За ночь лё.. окре… Утром дети уже катались на гла..ком льду. Легко бежали коньки по сколь..кой доро..ке. Хорош каток!

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Воздух был пропитан запахом трав и цветов. Мы шли по узкой тропке. Вдали мы заметили большие кусты. Это был шиповник. Цветы его пахучие и красивые. Шиповник — родной брат садовых роз. Мы остановились у большого куста. Каждая ветка встретила нас острыми шипами. Мы не стали губить эту красоту. Цвети и радуй всех!

2 класс: тексты для списывания



Карточка 10

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Репорта…

Журналист Янош делал репорта… . Он забрался в глу…ь . Как хоро… пейза…! Вокруг ро…ь. Вот ланды… . Вот е… . Ползет у… . Бежит мы…ь . Летит чи…. Какая ти…ь! Ли…ь шумит камы….

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Метель заметает дорожки. Ребятишки делали снежки. Стоит избушка на курьих ножках. Сбросили ромашки белые рубашки. В саду на дорожке прыгали молодые воробушки. Вот и верба нарядилась в белые сережки. Далеко на озере квакают лягушки. К Новому году дети делали елочные игрушки. Петя Семушкин сделал шесть флажков.

2 класс: тексты для списывания



Карточка 11

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Метил в луко..ко, а попал в око..ко. Не бывать сосновой ши..ке на рябине. Не нашел гусь зерны..ка, глотает и каме..ки. Утка в ю..ке, селезень в сере..ках, курочка в сапо..ках. Дорога ло..ка к обеду. Не спрашивай у ко..ки лепе..ки. В наряде хоро.., а без него на пень похо… Ко..ке игру..ки, а мы..ке — сле..ки. С миру по ни..ке — голому руба..ка.

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Дождевая вода была в кадке. Гроза зимой — редкое явление. По озеру скользила парусная лодка. Третья часть учеников класса делала закладки для книг. Овчарка Альма спит в будке. Варенье было слишком сладкое. Бабка за дедку, дедка за репку — вытянули репку. У хорошего ученика всегда чистые тетрадки. На грядках цветут огурцы и помидоры. В степи дожди выпадают редко.



Диктанты по теме «Парные согласные в конце и середине слова»


Наш луг

Красив наш луг летом. Здесь много трав и цветов. Зелёный наряд земли радует глаз. На лугу пасут коров и коз. (20 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.2 класс: тексты для списывания


Зима

Ночью ударил мороз. На реке лёд. Идёт первый снег. Около дома уже сугроб. У ребят радость. Они достали коньки. (20 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Родной край

У деревни лес. Около леса река и луг. Правый берег реки крут. На лугу стоит большой стог сена. Нам дорог родной
край. (23 слова)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 4-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Зимний наряд

Красив зимний наряд леса. На лапах елей лежит снег. На тонких ветках берёз снежный пух. Вот поляна. Весь в снегу стоит дуб. Хорошо поработал в лесу мороз! (27 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Во 2-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Весна пришла

Вот и весна пришла. На небе засияло яркое солнышко. Стало тепло на дворе. Не нужно было надевать пальто. Молодые липки покрылись маленькими листочками. Они были мягкие и нежные. Очень весело смотреть на них! (35 слов) (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Во 2-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Подводная охота

Однажды утром над морем висела лёгкая пелена дождя. Молодая тюлениха ушла на глубину. Её одолевал голод. Вдоль дна плыла группа маленьких рыб. Тюлениха кинулась вниз. Между скалами была узкая щель. Там тюлениха и поймала рыб. (37 слов) (По Ф. Стюарту)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Рыбки

В деревне я выкопал маленький пруд и пустил туда золотых рыбок. В тот год был сильный мороз. Пруд покрылся снегом. Наступила весна. Снег растаял. Но лёд ещё долго стоял. Когда он растаял, в пруду весело плавали рыбки. (38 слов) (По С. Образцову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 3-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Бурундук

Авторы часто рассказывают о бурундуке в сибирских сказках. Охотники зовут его Кузьмой. Шерсть у зверька желтоватая. Брюшко белое. На спине — чёрные и жёлтые полосы. Бурундук — хороший хозяин. Осенью он собирает очень много орехов, ягод, семян деревьев. (36 слов) (По И Литинецкому)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Репка

Павлик взял лопатку и стал копать грядку. Ребята стали помогать ему. В обед грядка была готова. Павлик дал каждому по семечку. Ребята зарыли их в мягкую землю. Потом огород полили. Будет к осени вкусная репка. (37 слов) (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 4-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


На катке

Над нашим катком ярко горела лампочка. Вокруг стояли деревья с белыми веточками. Падал лёгкий снег. Он
мягко ложился на лёд. А по катку кружилась маленькая фигура. Это был Мишка. Я тоже взял коньки и вышел во двор. (41 слово) (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Тетерев

Тетерев сел на широкий сук между двумя деревьями. Он словно расцвёл в лучах солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя грудка стала зелёной. И особенно красив стал радужный хвост. Тетерев вытянул свою длинную шею и завёл длинную песню. (42 слова) (По М. Пришвину)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Выпиши из текста 3 слова с безударной гласной в корне слова. Напиши проверочные слова.
  3. В 1-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Дом

Дядя Фёдор нашёл пустой дом. Крыша красная. И сад с огородом есть. Всё в доме было. И печка, и кровати, и занавески на окнах. А на кухне были чугунные сковородки. На огороде росли картофель и капуста. А ещё будка была для собаки. (43 слова) (По Э. Успенскому)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Подчеркни в тексте словарные слова.
  3. В 1-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Каток

Ударил первый мороз. Мы с Мишкой и Костей решили сделать каток. Мы выбрали площадку и врыли в землю
столб для фонаря. А проводку нам помог сделать дядя Серёжа из девятой квартиры. Потом мы залили каток водой. К утру лёд застыл. Мы катались на коньках и играли в хоккей. (48 слов). (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.
  3. Выполни звуко-буквенный разбор слова лёд.2 класс: тексты для списывания

Раскраски на тему «Парные согласные»

парные согласные в корне слова 2 класс

парные согласные в корне слова 2 класс

Еще полезные статьи для 2 класса:

Тексты для проверки техники чтения во 2 классе

Диктанты с грамматическими заданиями для 2 класса

Тексты для списывания 2 класс

Изложения 2 класс

Карточки с заданиями для 2 класса

С уважением, Ольга Наумова

Заходите в КНИЖНУЮ ЛАВКУ!

Как учиться лучше в школе

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Урок русского языка, 3 класс

Тема: Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Цель: формирование умения применять на практике правила правописания парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Задачи:

— обобщить знания учащихся о способах деятельности при проверке парных согласных в корне слова;

-сформировать алгоритм деятельности при проверке парных согласных в корне слова;

-закрепить умение проверять слова с парными согласными в корне слова;

-развивать у учащихся память, внимание, логическое мышление, устную речь;

-развивать умение формулировать выводы, аргументировать свои высказывания.

Вид урока: урок – исследование.

Методы работы на уроке – коллективная работа, беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа.

Формы проведения: урок.

Средства обучения – индивидуальные карточки, учебная доска, презентация урока

Формы контроля – индивидуальный опрос, самостоятельная работа, фронтальный опрос.

Ход урока:

  1. Организационный этап

Слайд — Доброе утро! А оно обязательно станет для вас хорошим и добрым, если мыподарим свои тёплые улыбки друг другу и нашим гостям.

Хором А чтобы урок прошёл каждому впрок

Активно в работу включайся дружок.

-Что необходимо для успешной работы на уроке? (Быть внимательными,

старательными, активными). Для сегодняшнего урока я подобрала такую цитату персидского поэта Саади:

Слайд «Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев»

— Как вы её понимаете?

— Сегодня на уроке русского языка мы должны с вами хорошо потрудиться,повторить то, что знаем и провести исследование –если вы посмотрите в словарь (прочитаем в толковом словаре значение слова «исследовать»)

2. Проверка домашнего задания

С какой темой мы познакомились на прошлом уроке?

— Как проверить парный согласный в корне слова?

— Объясните выбор буквы в словах? Назовите орфограммы?

3. Чистописание

— Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Слайд

На доске: б п в ф г к у д т ж ш з с

— Что записано на доске? (Буквы)

— Какая буква лишняя и почему? (у – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)

— Какие это согласные? (звонкие – глухие, парные)

-Запишите парами –звонкие на 1 строке, глухие – на 2 строке

-Сколько мы знаем пар звонких и глухих согласных звуков? Вспомним тему прошлого урока.

Хором В алфавите пары есть

Их у нас всего лишь 6.

Верхний ряд всегда звенит.

Нижний — тихо говорит.

-Запишем соединения с гласными буквами: ба,во,гу,ды,жи,зе

Слайд – На слайде записаны парные согласные. Проверьте правильность образованных пар. Есть ошибки?

  1. Постановка темы и целей урока

— Кто может сформулировать тему нашего урока?Чему будем учиться на уроке?

СлайдУчиться находить слова с парным звонким и глухим согласным в корне слова. Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно подбирать проверочные слова.

5. Актуализация знаний.

а) Словарный диктант

Отгадайте загадки, картинки на слайдах вам помогут. Запишите отгадки -словарные слова в тетрадь.

Слайд1. Не деревня, ни село,

И людей полным-полно,

Много народа,

В делах и заботах!Город

Слайд 2. Сел за стол на табурет,

Жду, когда дадут…ОБЕД

Слайд3. Каждый, каждый с ним знаком, —

Вот берется теста ком,

Запекают в нем творог,

Получается …Пирог

Слайд 4. Невидимкой осторожно

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне. Мороз

Слайд5.Сладок он, друзья, на вкус, А зовут его… Арбуз

Проверим, правильно ли записала Аня слова.

— Почему из всех словарных слов мы записали именно эти? (В конце каждого слова есть парный звук, который можно проверить).

-Какое словарное слово вы могли бы добавить к данным словам?(Загадка)

-Что общего и в чем различие этих слов?

— Какой частью речи являются эти слова? (Именами существительными)

— Какая орфограмма встречается в этих словах? (Парный согласный в корне слова)

-Как мы можем проверить парный согласный звук на конце слов?(Изменить форму слова или подобрать родственное слово, в котором после парного согласного стоит гласная)

Хором Парные согласные –

Самые опасные!

Звук очень ясно слышится,

А буква другая пишется.

В корне ты их проверяй-

Рядом гласный подставляй!

6. Обобщение и систематизация знаний.

  1. Дополните предложение. Подставьте вместо многоточия картинку. Назовите орфограмму в слове, объясните ее написание. В тетрадь запишите предложения полностью. (На доске по одному, подчеркиваем главные члены предложения)

Слайд Выпал белый и пушистый …

Зимой мы ныряли в …

… — это ледяной шарик.

7.Физкультминутка

Хором Поработали мы дружно,

Отдохнуть сейчас нам нужно.

Физкультминутка посвящена также парными согласными. Запомните слова с парными согласными, требующими проверки написания.

Хором Мелкие шажки – раз, два, три

лёгкие прыжки – раз, два, три.

Повороты резко – раз, два, три.

И наклоны низко – раз, два, три.

Три хлопка в ладошки – раз, два, три.

Покрутись немножко – раз, два, три.

Вот и вся зарядка – раз, два, три.

Мягкая посадка – раз, два, три.

– Назовите слова с парным согласным, которые встретились в физкультминутке. Подберите проверочные слова.

  1. Продолжим наше исследование.

— Прочитайте текст. Придумайте ему заголовок. Запишем и объясним пропущенные орфограммы. По составу разобрать выделенные слова. Найдите родственные слова?

Ночью был ле..кий моро… .Реки оделись л…дяным ковром. Ребята надевают ша..ку, варе..ки и бегут играть в сне..ки. Малыши вылепили сн..говика. Вместо носа морко..ка. В пушистый сне.. спрятались елоч…ки.

Слайд Вывод исследований:

— Как проверить безударный гласный в корне слова?

— Как проверить парный согласный в корне слова?

8. Применение учебного материала в учебной ситуации.

Самостоятельная работа с учебником. Стр.27, упр.47

— Заканчиваем работу (сколько успели). Проверяем правильность выполнения задания.

8. Итог урока.

У парных согласных есть свои секреты. Результатом нашего исследования стали эти секреты.Какие это секреты?(В корнеслова парные согласные плохо слышатся, меняются местами. Чтобы не ошибиться в их написании, нужно парные согласные в корне слова проверять. Для этого ….)

Слайд — Оцените свою работу на уроке.

— Что вызвало затруднение?

Эмоциональная рефлексия:

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг,

Парный сразу проверяй – слово смело изменяй:

“Зуб” на “зубы”, “лёд” на “льды” – 

Будешь грамотным и ты.

Где растёт морковь? (на грядках).

Буквы пишут где? (в тетрадках).

Чистим что мы? (чистим зубки).

Одеваем в холод? (шубки).

Любим все снежки, салазки,

И читаем часто? (сказки).

Звук согласный проверяй – 

Рядом гласный подставляй!

Грядка. Нет чего? (нет грядок).

А тетрадка? (нет тетрадок).

Изменяем: зубки? (зубы).

Проверяем: шубки? (шубы).

Ждём снежинок и салазок

И побольше чудных… (сказок)

10.Домашнее задание

Стр.28, упр.48. П. – с.23

7

Диагностическая работа по русскому языку

1 полугодие 3 класс 1 вариант

Ф.И._____________________________________________________

  1. Выберите слово, в котором верно выделен ударный звук.

а) докУмент б) магАзин в) тОрты

  1. Какую группу слов нельзя перенести?

а) пальто, яхта б) Россия, страна в) яма, крот

  1. В каком слове, звуков больше, чем букв. 
    а) ягода б) семья в) салют

  2. В какой группе слов буквы пропущены в таком порядке: и-а

а) п..ла, п..льто б) в..сна, м..роз в) б..рёза, м..ря

  1. В какую группу слов надо поставить букву е?

а) уч..ник, гр..бы б) ч..тать, мальч..к в) д..ревня, з..рно

  1. В какую группу слов надо поставить букву Ж?

а) пля…, кру..ка б) камы…, ко…ка в) малы…, у…

  1. В каком слове нужно вставить букву Т:

а) Леопар(т, д), б) кро(т, д), в) сла(д,т)кий

  1. Укажите слово, в котором НЕ нужен Ь.

а) пер(?)я б) печ(?)ка в) кон(?)ки

  1. В какой группе оба слова пишутся слитно? 
    а) (на) переходе, (по) дороге б) (на)ряд, (по)двиг

  2. Укажи группу слов, в которых пропущена буква: 
    а) вкус…ный, опас…ность б) шос…е, прекрас…ный

в) извес…ный, лес…ница 

  1. В данной группе слов проверочным является слово : 
    а) боль б) болеть в) больной

  2. Выберите группу однокоренных слов.

а) вода, водитель б) сидит, седеть в) тропа, тропинка

  1. Найдите слово, которое может быть и существительным, и глаголом.

а) печка б) печь в) печёное

  1. В конце какого предложения нужно поставить вопросительный знак? 
    а) Как красиво кругом  б) Как ты проведёшь каникулы 
    в) Кто любит читать, тот много знает 

  2. К данным словам подбери и запиши близкие по смыслу слова.

Слова для справок: товарищ, прекрасный, печальный, отважный.

грустный – ________________________ друг – ______________________  красивый – _______________________ храбрый – __________________

  1. Закончи пословицы, используя антонимы. 
     По одёжке встречают, по уму ___________________________________________
    Старый друг, лучше ____________________ двух.

  2. Запиши слова буквами:

[ш к о л’ н а й’ а]- ___________________ [с н’ и ж ы н к’ и] — __________________

  1. Заполни таблицу, распределив слова по орфограммам.

Травка, местный, морской, сказка, устный, колосок, солнце, ходить, книжка.

«Проверяемые безударные гласные в корне слова»

«Проверяемые парные согласные в корне слова»

«Непроизносимые согласные в корне слова»

  1. Прочитай предложение. Обведи номер ответа, в котором указана грамматическая основа этого предложения.

На старой берёзе грачи построили гнездо.

а) построили гнездо; а) построили на берёзе; а) грачи построили.

20. Подбери слово к схеме.

а)газетка б) отрезок в) отель г) отзвук

21. * Учитель задал написать, сколько звуков обозначают гласные е,ё,ю,я. Кто из учеников справился с заданием?

Диагностическая работа по русскому языку

1 полугодие 3 класс 2 вариант

Ф.И._______________________________________________

  1. Выберите слово, в котором верно выделен ударный звук.

а) щавЕль б) магАзин в) тортЫ

  1. Какую из групп слов нельзя перенести?

а) коньки, ёлка б) Россия, город в) круг, урок

  1. В каком слове, звуков больше, чем букв. 
    а) вьюга б) яхта в) полёт

  2. В какой группе слов буквы пропущены в таком порядке: е-о

а) з..ма, м..роз б) в..сна, пл..ток в) цв..тёт, ст..лы

  1. В какую группу слов надо вставить букву е?

а) уч..ник, гр..бы б) ч..тать, мальч..к в) д..ревня, з..рно

  1. В какую группу слов надо вставить букву Ш?

а) пля.., стару..ка б) камы.., ло..ка в) малы.., хоро…

  1. В каком слове нужно вставить букву В:

а) шар(в, ф) б) кана(в,ф)ка в) жира(ф, в)

  1. Укажите слово, в котором НЕ нужен Ь.

а) реч(?)ка б) плат(?)е в) огон(?)ки

  1. В какой группе оба слова пишутся слитно? 
    а) (по) городу, (на) переходе б) (по)года, (на)ряд

  2. Укажи группу слов, в которых пропущена буква: 
    а) вкус…ный, чудес…ный б) хок…ей, прекрас…ный

в) извес…ный, лес…ница

  1. В данной группе слов проверочным является слово: 
    а) кормить б) корм в) кормушка

  2. Выберите группу однокоренных слов.

а) вода, водитель б) сидит, седеть в) тропа, тропинка

  1. Найдите слово, которое может быть и существительным, и прилагательным.

а) болеть б) боль в) больной

  1. В конце какого предложения нужно поставить восклицательный знак? 
    а) Как красиво кругом  б) Как ты проведёшь каникулы 
    в) Кто любит читать, тот много знает 

  2. К словам подбери и запиши близкие по смыслу слова.

Прекрасный, труд, отважный, радостный.

весёлый – ________________________ работа – ________________

красивый – _______________________ храбрый – ______________

  1. Закончи пословицы, используя антонимы. 
     Готовь сани летом, а телегу ___________________________________________ 
    Лучшая вещь новая, лучший друг — ______________________________________ 

  2. Запиши слова буквами:

[с н’ и ж ы н к’ и] — _______________ [п р а л’ и т а й’ у т] — _______________

  1. Заполни таблицу, распределив слова по орфограммам.

Травка, местный, морской, сказка, звёздный, холодок, солнце, солить, книжка.

«Проверяемые безударные гласные в корне слова»

«Проверяемые парные согласные в корне слова»

«Непроизносимые согласные в корне слова»

  1. Прочитай предложение. Обведи номер ответа, в котором указана грамматическая основа этого предложения.

На высокой сосне белка сушила грибы.

а) сушила грибы; а) белка сушила; а) сушила на сосне.

20. Подбери слово к схеме.

а)газетка б) отрезок в) отель г) отзвук

21.* Учитель задал написать, сколько звуков обозначают гласные е,ё,ю,я. Кто из учеников справился с заданием?

Урок письма и развития речи

Ширшова Наталья Витальевна

ГБС(К)ОУ школа-интернат с. Малый Толкай

Учитель начальных классов

3 кл$асс

Парные звонкие и глухие согласные в конце слов, урок №3

Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида, авторы А.К.Аксенова, Э.В.Якубовская.

Цель урока: закрепить умение различать парные звонкие и глухие согласные в конце слов.

Задачи:

Продолжить формирование умения решать орфографические задачи, пользоваться правилом, необходимым для правильного написания слов.$

Воспитывать умение работать в команде, нравственные качества.

Тип урока –комбинированный

Оборудование: компьютерная презентация, сигнальные карточки.

Ход урока:

Коррекционная работа

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.

Все на месте? Всё в поряд$ке-

Книжки, ручки и тетрадки?

Начинается урок.

Урок необычный, к нам пришли гост$и.

Мне бы хотелось, чтобы этот урок помог вам подняться ещё на одну ступеньку школьной грамотности.

Сегодня мы совершим путешествие.

Расставьте буквы в порядке очередности и узнаете, где побываем.

К А К З С А

2 6 5 4 1 3

В сказке нас ждут разные препятствия, чтобы справиться с ними, нам нужно работать дружно, быть очень внимательными. Справимся ?

Итак, отправляемся в сказку.

Жил-был Иван-Царевич. И была у него невеста, Елена Прекрасная. Однажды они гуляли в роще и вдруг подул сильный ветер, налетел вихрь и унёс Елену Прекрасную.

Опечалился Иван, упал на землю, заплакал горючими слезами, а березка над ним шелести$т: «Не плачь, добрый молодец, найдешь ты Елену Прекрасную у Кощея Бессмертного в невиданном царстве, в невиданном государстве. А путь туда лежит через страну парных согласных.

Сможем ли мы помочь Ивану?

Развитие слухового восприятия

Развитие зрительного и слухового восприятия

$2. Актуализация опорных знаний

Через какую страну лежит дорога к Кощею?

-Кто догадался, о чем пойдет разговор на уроке?

$-Какие парные согласные знаете?(ответы детей, затем- показ слайда)

-Назовите только звонкие согласные. Как они произносятся?

-Назовите только глухие согласные. Как они произносятся?

— Как слышатся парные согласные в конце слов? Вспомним правило.

(Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг.

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй.)

Молодцы, ребята, мне кажется, что мы сможем помочь Ивану.

Развитие долговременной памяти, умения отвечать на вопросы полным ответом.

$

3. Пальчиковая гимнастика «Утро»

Утро настало, солнышко в$стало.

Эй, братец Федя, разбуди соседей.

Вставай, большак, вставай, указка.

Вставай, середка, вставай, сиротка.

И крошка Митрошка.

Привет, ладошка!

Развитие мелко$й моторики, произносительных навыков

3. Минутка красивого письма.

Запись числа, названия дня недели.

А теперь вспомним, как пишутся парные согласные. (Дети по очереди называют буквы в тетрадях, пишут их, далее – самопроверка, подчеркивают самые красивые буквы

Развитие каллиграфических навыков

$

4. Упражнение на звуковой анализ слов

Вот и отправились мы с Иваном в дальний путь.

Долго ли, коротко ли шли, на пути встретилась река, а моста нет, только веревка с одного берега на другой натянута.

Скажите, как можно перейти реку, если нет моста?

(ответы детей, предположения)

На веревке задание: собрать слова из первых звуков предметов, изображенных на слайдах.

(Слова записывают в тетрадях, повторяют правило- в слове «завод» в конце слова слышим т , пишем д, проверяем – «заводы»).

(Снежана из скрепок собирает цепочку.)

$5.Зрительный диктант

Вот и перешел Иван-Царевич реку, без вас бы он не справился.

Ни минуты не теряет Иван, хочет быстрее найти Елену. Идет он дальше и дальше. Пришел к лесу.

Посмотрите, кого увидел Иван, кто изображен на слайде? Где она находится? Кого видите рядом? Какое время года?

Да, лесная тропинка привела его к избушке на$ курьих ножках. Смотрит Иван, а у избушки сидит Баба Яга.Увидела она его и говорит: «Знаю, знаю, зачем ты пришел. Могу я тебе помочь, только выполни сначала моё задание. Выполнишь – получишь волшебный клубочек.

Нужно вставить пропущенные буквы в слова, а потом записать предложение по памяти.

Мой дру… хорош…й рыба… .

( 1 группа –работает самостоятельно,2 группа- списывает с карточек,3 группа- задание «Коррект$ировщик»)

«Не думала, что ты справишься с заданием. Теперь я могу дать тебе клубочек и он приведет тебя прямо к Кощею»,-говорит Баба Яга.

Взял Царевич клубочек и двинулся дальше. Шел он шел и пришел к царству Кощея.

Но перед тем, как попасть туда, Иван решил отдохнуть и набраться сил.

Развитие фонематического восприятия

Развитие долговременной и кратковременной памяти.

$

6. Физминутка

Игра «Летает- не летает»

$(Самолет, трактор, Баба Яга, облака, собака, конфета, стрекоза, коза, вертолет)

Развитие общей моторики, слухового внимания

7.Упражнение на звуковой анализ слов «Звонкий-глухой»

Отдохнул Царевич, хотел войти в царство, а не пускают, требуют выполнить ещё задание.

Если справится Иван, то пустят его в царство.

Кощей приготовил слова, в которых нужно определить первый звук- звонкий он или глухой.

(Работа с сигнальными карточками)

Коса,гора,башня, поле, дом ,трава ,жаба, шапка, золото ,собака.

Развитие фонематического восприятия

$

8.Работа по учебнику.

Молодцы, ребята ,помогли Ивану.

И вот он оказался в царстве Кощея.

Увидел Кощей Царевича и говорит: «За невестой пришел, добрый молодец? Я отдам тебе её, но сначала ты должен выполнить задание на с.109 учебника, упр.12.

Опечалился Иван, призадумался.

Перед тем, как помо$чь ему, поиграем в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь- «низко», скажу я слово «далеко», а ты ответишь – «низко».

$(Слова: белый ,горячий ,злой, длинный)

(Работа с учебником)

Упр.12, с.109, 1 группа выполняет задание полностью, 2 группа пишет только слова первого столбика, вставляя согласные на конце слов; 3группа- задание на штриховку, раскраску.

Развитие умения работать с учебником

Расширение словарного запаса

9.Рефлексия

И отдал Кощей Елену Прекрасную, сдержал обещание.

Ребята, Иван Царевич благодарен вам за помощь в спасении невесты.

$А Елена хочет узнать, какой путь вы прошли, спасая её.

(Текст на слайде:

Сегодня мы совершили путешествие в царство … . Наш путь проходил через страну… . Мы спасали…

.На пути нам встретились … и … . Труднее всего было … . Больше всего понравилось… С нашей помощью… нашел свою невесту.)

10. Оценивание учащихся.

Урока время истекло.

$Я вам , ребята, благодарна,

За то, что встретили гостей тепло

И поработали ударно.

  • Парк сохранен как пишется
  • Парк сказок томилино фото
  • Парк сказок совхоз имени ленина официальный сайт
  • Парк сказок ялта официальный сайт
  • Парк сказок томилино адрес