Парная рифма в сказках пушкина

Автор на чтение 21 мин. просмотров 158 опубликовано 02.03.2021 описывая природу, поэты как правило, не скупятся на средства художественной выразительности,

На чтение 21 мин. Просмотров 158 Опубликовано

Metel.jpg

Описывая природу, поэты как правило, не скупятся на средства художественной выразительности, особенно в таких произведениях преобладают тропы. Стихотворение «Зимний вечер» А. Пушкина в этом отношении не представляет собой исключения из правил. Средства художественной выразительности – это слова или словосочетания, придающие произведению живость, яркость описаний, повышают восприятие образов и предметов. Рассмотрим, какие средства художественной выразительности использовал Пушкин в произведении «Зимний вечер».

Эпитеты

Эпитеты это в своей сути определения предметов, явлений, описываемых в литературном произведении. В стихотворении использованы следующие эпитеты:

  • снежные (вихри).
  • ветхая (лачужка).
  • темна (тоже о лачужке). Так Пушкин называет свой флигель, в котором он жил и работал в Михайловском.
  • обветшалой (кровле). Это определение говорит о том, что кровлю давно не ремонтировали, она успела обветшать.
  • добрая (подружка). Так в стихотворении Пушкин называет свою няню.

Сравнения и олицетворения

В описании бури поэт применил рядом сравнения и олицетворения:

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя..

Как зверь и как дитя – это сравнения, относящиеся к буре. Буря кроет мглою (темнотой), вихри крутит – это все олицетворения. Правда, слово «крутит» использовано в форме причастия. Здесь также присутствуют другие олицетворения: завоет и заплачет. Далее продолжаются олицетворения: зашумит соломой, застучит в окошко словно путник. Здесь мы снова видим сравнение: на этот раз, бури с путником.

 Метафоры

Бедной (юности). Здесь слово «бедной» имеет несколько значений: и несчастливой из-за вынужденного заточенья, и материально поэт был стеснен.

Печальна (лачужка). Конечно дом не может быть печальным. Таковой ее делают люди. Этой метафорой поэт выразил настроение свое и няни.

Синтаксические средства выразительности.

Здесь поэт применил рондо – метод кольцевого повторения. Правда, в отличие от классического музыкального рондо строфы повторяются два раза.

В начале стихотворения поэт использовал повторы. Союз «то» встречается в 1-й строфе 4 раза в начале строки. Во второй строфе дважды повторяется союз «или», и дважды – союз «и». В третьей строфе. Повторяется слово выпьем, и дважды повторяется фраза «спой мне песню». Все эти повторы приближают стихотворение к народным песням. Неслучайно сокурсник поэта Михаил Яковлев положил на музыку это произведение.

Обращения «моя старушка», «подружка» относится к эмоционально оценочной лексике. Эти слова подчеркивают, как тепло Пушкин относился к своей няне. И в то же время – это обращения к няне. Хотя лирическое стихотворение и написано не в жанре послания.

Стихотворение было написано в 1825 году, когда Пушкин жил в Михайловском в ссылке. Состояние подневольности действовало угнетающе. После отъезда родителей с ним оставалась только няня, да редкие поездки к соседям скрашивали его одиночество. Однако, в этом стихотворении нет чувства обреченности. Но есть надежда, что рано или поздно закончится и буря, и это вынужденное заточение.

</ul>

«Зимний вечер» А. С. Пушкина поражает уютной атмосферой, царящей в деревенской избе. Изучают стихотворение в 5-6 классе. Предлагаем узнать о нем, ознакомившись с кратким анализом «Зимний вечер» по плану.

analiz-stihotvoreniya-zimniy-vecher-pushkina-48517.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зимний вечер.

История создания – произведение написано в 1825 г., когда поэт перебывал в ссылке в имении Михайловском, впервые увидело мир в журнале «Северные цветы» за 1830 г.

Тема стихотворения – зимняя вьюга и теплое общение с близким сердцу человеком.

Композиция – По смыслу стихотворение делится на две части: описание вьюги и обращение к доброй старушке. Формально стихотворение состоит из четырех октав.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – написано четырехстопным хореем, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «подружка бедной юности моей», «сердцу будет веселей».

Эпитеты«кровля обветшалая», «путник запоздалый»,«ветхая лачужка и печальна, и темна», «добрая подружка».

Сравнения «то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя» «как путник запоздалый к нам в окошко застучит».

История создания

История создания «Зимнего вечера» связана с ссылкой поэта в Михайловское. В 1824 г. Александр Сергеевич возвратился на Родину из южной ссылки, однако ему не позволили быстро вернуться к светской жизни, отправив в родовое имение. Надзор за поэтом лег на плечи его отца, поэтому Александр Сергеевич «убегал из дому» и подолгу гостил в имениях соседей. В родном доме он чувствовал себя неуютно, ведь Сергей Львович пытался отправить сына в тюрьму.

Осенью 1825 г. семья поэта переехала в Москву, а Александр Сергеевич в этом году зимовал в Михайловском, практически не выезжая. Вместе с молодым человеком осталась няня Арина Родионовна. Зимой 1825 г. появилась рукопись анализируемого стихотворения, в котором отчетливо проявились автобиографические мотивы.

Тема

Во второй строфе появляется образ старушки, но сначала автор описывает ветхую избу. Она «печальна и темна», что можно сказать и о настроении лирического героя. Старушка сидит молча у окна. Герой спрашивает, не уснула ли она, заслушавшись звуками своего веретена.

Чтобы развеять печаль, мужчина предлагает старушке выпить и вспомнить юность. Он просит женщину спеть ему. Видимо, песни напоминают герою о беззаботном детстве, а поэтому приносят его сердцу умиротворение.

В последнем восьмистишии снова описывается снежная буря, а лирический герой предложение героя выпить. При помощи повтора стихов подчеркивается невеселое настроение мужчины.

В произведении реализуется идея о том, что никакая буря не страшна, когда рядом близкий человек. Автор утверждает, что приятный разговор и беззаботные воспоминания способны развеселить сердце.

«Зимний вечер» – одно из самых популярных произведений в русской литературе, некоторые строки стали афоризмами.

Композиция

Композиция анализируемого произведения по смыслу делится на две части: описание вьюги и обращение к доброй старушке. Формально стихотворение состоит из четырех октав. Особенность формальной и смысловой организации – повторение первых четырех строк первого и третьего восьмистишия.

Жанр

Жанр произведения – элегия, так как лирический герой с грустит, вспоминая о бедной юности, печальное настроение передается и посредством пейзажей. Стихотворный размер – четырехстопный хорей. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Стихотворение А. С. Пушкина богато на средства выразительности. Они помогают отобразить зимнюю непогоду, создать образы лирического героя и старушки, передать внутреннее состояние героев.

В тексте есть метафоры: «подружка бедной юности моей», «сердцу будет веселей». Они поражают простотой и выразительной передачей настроения, царящего в «лачужке». Детали подчеркиваются при помощи эпитетов: ««кровля обветшалая», «путник запоздалый»,«ветхая лачужка и печальна, и темна», «добрая подружка». Сравнения используются для того, чтобы наполнить описание бури звуками: «то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя» «как путник запоздалый к нам в окошко застучит». В произведении есть антитеза: тишина в доме противопоставляется завываниям бури.

В некоторых строфах важную роль играет интонация. В обращении к старушке несколько раз используются риторические вопросы.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 8

    В каком году было написано стихотворение «Зимний вечер» А. С. Пушкина?</h3>

    • <label>1812 г.</label>
    • <label>1816 г.</label>
    • <label>1824 г.</label>
    • <label>1825 г.</label>

(новая вкладка)

1. История создания

В 1825 году Александр Сергеевич Пушкин опять был отправлен императором в ссылку. На этот раз в Михайловское – родовое поместье по линии матери.

Здесь поэт сначала скучал, а затем привык и начал писать, создав много талантливых произведений.

В ссылке вместе с ним находилась няня Арина Родионовна. Многие исследователи считают, что именно тогда Александр Сергеевич, вдохновившись ее сказками, задумал написать авторские волшебные произведения для детей.

Стихотворение «Зимний вечер» родилось тут же, в Михайловском, и посвящено оно как раз любимой няне поэта.

Не исключено, что именно в один из таких вечеров, когда за окном выла вьюга, и шел снег, великому русскому писателю пришла идея написать невероятно теплое, пропитанное любовью и тихим домашним уютом, творение.

2. Литературное направление

Стихотворение сочетает в себе признаки романтизма и реализма.

3. Род

Произведение относится к пейзажной лирике.

4. Жанр

Жанр объединяет в себе послание (обращается к няне) и элегию (передается общее настроение грусти, некое ностальгическое состояние).

5. Проблематика

Стихотворение затрагивает проблему вынужденного одиночества, отчуждения от внешнего мира, замкнутости.

Подавленное, грустное состояние лирического героя передается посредством описания пейзажа – прием, характерный, в первую очередь, для романтических произведений и уже потом для реализма (психологический параллелизм).

6. Тематика

В стихотворении поэт затрагивает тему зимнего состояния природы, переплетая ее с настроением героев, с темой общения двух родных друг другу людей, темой поддержки и взаимопонимания.

7. Идея

Автор написал «Зимний вечер», чтобы показать, насколько для него важно нахождение рядом няни. Это своеобразная благодарность старушке за то, что она осталась рядом, поддержала в трудную минуту.

С другой стороны, Пушкин изливает собственные переживания, открывает душу человека, находящегося в заточении, вдали от общественной жизни.

8. Пафос

Эмоциональный фон произведения многогранен. Читатель ощущает грусть, печаль, тоску. Но потом становится чуть легче от теплого, родственного общения.

Вообще, стихотворение, несмотря на свои ностальгические нотки, очень уютное, доброе и красивое.

9. Система образов

«Зимний вечер» наполнен разными образами. Перед глазами читателя предстает образ злой вьюги, уподобляющейся то воющему зверю, то плачущему ребенку.

А вот мы видим старушку, приумолкшую у окна. В ярких, четких словах поэт изображает домик, в котором они находятся вместе с няней.

Стихотворение – галерея образов, мелькающих перед мысленным взором читателя.

10. Центральные персонажи

Вьюга становится значимым персонажем произведения. Именно с ее описания автор начинает «Зимний вечер».

Старушка-няня, к которой обращается лирический герой произведения, тоже является центральным действующим лицом. Она особенно дорога ему: в каждом слове чувствуется теплота, трепетное, нежное отношение воспитанника к человеку, практически заменившему ему мать.

11. Лирический герой

Лирический герой произведения обладает характерными чертами личности самого Пушкина. Это он обращается к сидящей у окна няне.

Читатель получает эмоции именно от автора произведения. Кажется, будто сам попадаешь в тот уютный вечер, когда за окном воет вьюга, а в небольшой комнатке тепло, хоть и печально, и темно.

В стихотворении автор проецирует собственный образ, который и становится лирическим героем.

12. Сюжет

Сюжет «Зимнего вечера» незамысловат: за окном воет вьюга, подражая разным голосам и звукам. Валит снег. Типичная картина неспокойного зимнего вечера.

Посреди разбушевавшейся стихии стоит маленький домик, в которой находятся лирический герой стихотворения и его няня – старушка. Она тихонько сидит у окошка.

Герой смотрит на дорогого человека и начинает вести незамысловатую беседу, спрашивая, что она делает. Он просит няню спеть песню, поговорить с ним.

13. Композиция

Композиция, можно сказать, кольцевая. Произведение начинается тем же, чем потом и заканчивается.

Эта особенность ярко выражается в повторяющихся стихах:

Именно ими начинается и первая, и последняя строфы произведения.

Выраженных композиционных точек (завязки, развязки и пр.) тут нет. Автор просто размышляет под завывания вьюги, подчеркивая свое невеселое, тоскливое настроение.

14. Художественное своеобразие произведения

В создании произведения автор использовал интересный прием: психологический параллелизм.

Описывая бурю за окном, он так подчеркнул собственное угнетенное состояние. Все вокруг печально, как и в душе у лирического героя. Однако разговор со старушкой няней немного развеивает тоску, отвлекает от тяжелых мыслей.

В этом кроется основной посыл стихотворения: какие бы бури не бушевали вокруг, важно, чтобы рядом находился близкий, понимающий человек, которому можно открыть сердце.

15. Размер, рифма и строфика

Текст состоит из четырех восьмистиший, причем первое и четвертое начинаются одними и теми же строчками, что только усиливает чувство тоски и печали, ведь настроение лирического героя не улучшается, хотя и становится немного легче.

Произведение написано четырехстопным хореем – размером, больше подходящим народным частушкам, чем элегиям. Почему Пушкин выбрал именно такую форму, неясно. Возможно, хорей подбадривал поэта, настраивал на оптимистичный лад.

Рифмовка перекрестного типа АБАБ.

16. Средства художественной выразительности

Помимо интереснейшего приема психологического параллелизма, великий поэт использовал разнообразные средства художественной выразительности.

Здесь очень много сравнений и олицетворений: «как зверь завоет», «заплачет как дитя», «как путник запоздалый к нам в окошко постучит», «буря мглою небо кроет», «ветхая лачужка… печальна»).

Встречаются эпитеты («добрая подружка», «вихри снежные», «ветхая лачужка»), метафоры («подружка бедной юности моей», «жужжанье своего веретена»).

Кроме того, много раз используется прием единоначатия (анафора):

Присутствие анафор завораживает, полностью погружает в атмосферу происходящего, заставляет чувствовать эмоции, состояние автора.

Кроме уже перечисленных средств выразительности, поэт использует риторические вопросы, обращаясь к няне. Он не ждет ответов на них, просто ведет одностороннюю беседу.

17. Значение произведения

Произведение значимо для понимания внутреннего состояния Александра Сергеевича во время ссылки, для раскрытия мотивов его творчества соответствующего периода.

Кроме того, в нем явно ощущается, как поэт любил и уважал свою няню, как дороги ему были родные люди.

18. Актуальность

Любовь к близким, спасающая в тяжелых жизненных ситуациях, всегда будет актуальной и животрепещущей темой.

19. Моё отношение

Мне нравится стихотворение «Зимний вечер», потому что оно, хоть и грустное, но очень нежное, теплое и красивое.

20. Чему учит

Произведение учит пониманию, бережному отношению к своим родным людям или друзьям, готовым поддержать даже в сложнейший жизненный период и разделить горькую долю.

Опубликовано 19.09.2016 — 14:38 —

Литературный анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Зимний вечер» может быть использован на уроках по литературному чтению в начальной школе.

Скачать:

Вложение Размер
izobrazitelno-vyrazitelnye_sredstva.docx 18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительно-выразительные средства

Пример – непонятные выражения для ребенка — объяснить

I. Тропы (слова и выражения в переносном значении)

1. Эпитеты (образное определение)

Ветхая (лачужка), добрая (подружка), снежные (вихри), обветшалая (кровля)

2. Метафора (слово, оборот в переносном значении)

Буря небо мглою кроет – небо темнеет, вдруг соломой зашумит солома шумит из-за порывов ветра

3.Олицетворение (неживому предмету придают качества, способности, черты живого предмета)

Буря завоет, заплачет, зашумит  — шум от порывов ветра

4. Сравнение

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя – звуки похожи то на плач ребенка, то на вой зверей

II. Синтаксические фигуры речи

1. Анафора (повторы слов в начале стихотворных строк)

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой…

2. Риторические вопросы, восклицания, обращения (не требующий ответа)

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

3. Антитеза (оборот, в котором резко противопоставлены противоположные понятия)

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…(противопоставление плача ребенка и воя зверя)

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит. (противопоставление шума соломы и звуков издаваемых при постукивании в окно)

4. Инверсия (расположение слов, нарушающее обычный порядок)

Буря мглою небо кроет…

………………синица

Тихо за морем жила…

………………девица

За водой поутру шла…

III. Звукопись (повторение звуков)

1. Ассонанс (повторение гласных)

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

2. Аллитерация (повторение согласных)

Буря мглою небо кроет

Вихри снежные, крутя

То, какзверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

(раскатистый звук «Р», приглушенный глухой «Т» в сочетании со звонким «Д», глухие «К», «Х», взаимодействуя со звонкими «В», «З», передают завывание бури, а значит и внутреннее состояние человека, чувствующего себя тревожно, печально, одиноко)

IV. Лексика

1. Высокая книжная лексика

Приумолкла, дремлешь, утомлена

2. Устаревшая лексика

Кровля, лачужка, дитя, веретено.

3. Просторечная лексика

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературного чтения в 3-м классе по теме: Обучение умению анализа стихотворения на примере стихотворения К.Д. Бальмонта «Осень».

Познакомить детей с творчеством К. Д. Бальмонта….

Урок литературного чтения по теме: «Работа над анализом стихотворения И. Сурикова «Зима» 3 класс УМК «Школа России»

План-конспект урока литературного  чтения  по теме: «Работа над анализом стихотворения И. Сурикова «Зима»  3 класс УМК  «Школа России»…

Литературное чтение План анализа стихотворения и литературного героя

План характеристики литературного героя 2-4 класс и план анализа стихотворения 3и4 класс…

Конспект урока по литературному чтению на тему: Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» 3 класс, Программа «Перспектива», авт. Климанова Л.Ф.

Урок посвящен более глубокому изучению творчества великого поэта. Цели урока: 1) способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения, расширить и углубить знания учащихся о творчестве…

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе (ПНШ) «Анализ стихотворений Ю.Мориц»Хвостики», «Букет».Поход в «Музейный дом»

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе по УМК «Перспективная начальная школа» 4 четверть.План урока составлен в соответствиис требованиями ФГОС….

Алгоритм анализа стихотворения на примере стихотворения И. Сурикова «Зима»

Данный алгоритм позволяет познакомить учащихся 3-4 классов с некоторыми литертуроведческими понятиями (строфа, рифме. парная рифма, кольцевая рифма, перекрёстная рифма, эпитеты, сравнения) без «з…

Конспект урока по литературному чтению (4 класс). Тема: Анализ стихотворения И.С. Никитина «Русь». УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: создание условий для анализа пройденного материала по стихотворению «Русь» Ивана Саввича Никитина и его биографией; воспитание бережного, чуткого отношения к род…

  • Мне нравится

  Содержание:

История написания

Исследователи приводят краткие тезисы о времени, когда было написано произведение «Зимний вечер». 1824 год был сложнейшим периодом в жизни Александра Сергеевича Пушкина. Поэт возвратился домой после нескольких лет южной ссылки, куда он был отправлен за свои вольнолюбивые политические стихи. Но в Петербурге и в Москве ему жить было не позволено.

Власти отправили Пушкина в родовое имение Михайловское, где проживала семья поэта. Там в это время находились его родители, сестра и брат Лев. То, что поэт находился в качестве поднадзорного, испортило его отношения с отцом. Власти предложили Сергею Львовичу наблюдать за перепиской сына и его кругом общения. Отец читал письма поэта и контролировал каждый его шаг. Из-за этого постоянно происходили ссоры. Отношения с отцом обострились еще больше, когда Александр Сергеевич узнал, что тот пытался отправить его в тюрьму.

Из-за тяжелой обстановки в семье поэт вынужден был подолгу гостить в соседних имениях у своих знакомых. Но каждый отъезд ему приходилось согласовывать с губернским начальством. К зиме семья Пушкиных уехала в Петербург, и поэту стало комфортнее. Но вскоре разъехались и его друзья, и поэт остался в имении один, с няней Ариной Родионовной. Там он жил безвыездно всю зиму 1825 года. Тогда он написал стихотворение «Зимний вечер», посвященное буре и общению со старушкой няней. Впервые оно было опубликовано в 1830 году в альманахе «Северные цветы», который издавал лицейский друг Пушкина Антон Дельвиг.

Краткая характеристика

Стихотворение изучают в 6 классе средней школы. Его можно проанализировать по следующему плану :

  • Тема стихотворения «Зимний вечер» — бушующая за окном вьюга и разговор с близким человеком.
  • Композиция — произведение состоит из 2 частей. В первой поэт описывает непогоду, а во второй обращается к Арине Родионовне.
  • Стихотворение делится на четыре октавы, по жанру оно представляет собой элегию.
  • Размер. Стихотворение написано восьмистишиями, 4-стопным хореем с использованием перекрестной рифмы.

При анализе произведения обычно применяют разбор по строфам. Он проводится следующим образом:

  • В первой строфе описывается непогода за окном, вьюга и метель. Главный герой — это буря, но она еще не раз появляется в тексте.
  • Во второй и третьей описывается уютный старый домик, в котором живет няня Арина Родионовна. В нем царят мир и покой, обитатели защищены от бури и зимнего холода. Автор обращается к своей няне, хочет приободрить и отвлечься от грустных мыслей. Чтобы поднять настроение и развеселиться, он предлагает ей выпить и спеть ему песню.
  • Четвертая строфа в точности повторяет описание бури из первой строфы и обращение к няне из третьей.

Авторские приемы

Предпосылкой создания произведения послужили тяжелые обстоятельства, в которых оказался поэт. В стихотворении явно прослеживается автобиографический мотив. Идея зимней бури — это враждебное окружение Пушкина. Его жизнь, подобно ветхой лачужке с обветшалой кровлей, сотрясается под ударами непогоды. Подобный образ часто используется в романтических произведениях поэта. Он использует прием антитезы, противопоставляя хрупкий внутренний мир лирического героя, изображенный в виде тихого домашнего очага, бушующим внешним злым силам, олицетворением которых является буря.

Тавтологию в первой и четвертой строфе автор применяет для того, чтобы выделить главную тему стихотворения — борьбу с невзгодами и враждебными обстоятельствами. Для описания поэт использует множество разнообразных эпитетов. Он не просто говорит, что за окном была вьюга, для ее характеристики он применяет сравнения, слуховые и зрительные образы. В завываниях бури автор слышит различные звуки:

  • звериный вой, наводящий страх;
  • жалобный детский плач;
  • стук в окошко путника, вызывающий чувство одиночества;
  • шорох соломы на крыше, похожий на шаги живого существа.

Движения вьюги передаются с помощью различных глаголов. У Пушкина буря кроет небо, плачет, воет, шуршит, крутит вихри, стучит в окно. В этом произведении автор применяет такое художественное средство, как звукоподражание: завывания вьюги передаются с помощью звуков «з», «р», «ш» (буря, зверь, вихри). Во многих словах встречается ударение на звуки «а», «о» и «у», что также передает вой метели. Звуки, с которыми потрескивают в очаге поленья, шуршит от ветра солома, передаются согласными «з», «с», «ч», «ш». Подобные приемы придают произведению выразительность.

Образ няни

Няня Арина Родионовна была крепостной крестьянкой, воспитавшей Александра Сергеевича Пушкина. Она горячо любила своего воспитанника и разделила с ним ссылку. Пушкин пишет о ней как о единственном близком человеке, скрасившем его одиночество.

Долгими зимними вечерами поэт слушал сказки, которые няня рассказывала ему в детстве. Старинные сказания имели большое значение для Пушкина, в них он находил вдохновение для своего творчества. Благодаря Арине Родионовне читатель смог узнать истории о царе Салтане, Золотой рыбке, Мертвой царевне и многие другие.

Свою няню Пушкин описывает с особой теплотой. Он обращается к ней со словами, проникнутыми любовью: «моя старушка», «добрая подружка». Ему хочется немного приободрить пожилую женщину, отвлечь ее и себя от грустных мыслей. Поэт спрашивает, почему же она приумолкла, может быть, устала или задремала. Как в детстве, он хочет найти у своего единственного оставшегося рядом друга защиту от жизненных бурь и просит спеть песню «про синицу».

Пушкину нравится слушать народные песни и сказания, следить за кружащимся веретеном в руках у няни. Чтобы рассеять тяжелое впечатление от воя метели за окном, поэт предлагает старушке выпить. Он верит, что настроение от этого улучшится и «сердцу станет веселей».

В стихотворении ничего не говорится о свете. Для описания жилища автор использует слова: «лачужка», «бедная», «печальна», «темна». Но, благодаря образному языку Пушкина, перед внутренним взором читателя предстает иллюстрация: старушка прядет при одинокой свече возле горящего очага, а рядом с нею поэт.

Вывод из стихотворения

В произведении «Зимний вечер» через образ бушующей за окном стихии автор передает свою боль и душевные терзания. В первой строфе ощущается безысходность, овладевшая поэтом. Но затем Пушкин обращается к сидящей у окна няне, своей доброй подружке. Ее присутствие вносит умиротворение в его мятущуюся душу, разгоняет в ней тьму и уныние. Рядом с ней буря за окном уже не кажется страшной. Мысли о невзгодах уходят, появляется надежда на лучшее будущее. В произведении прослеживается основная идея о том, что невзгоды не страшны, когда рядом близкий человек.

Благодаря особой тональности и выразительности, стихотворение «Зимний вечер» много раз привлекало внимание известных композиторов. К нему написали музыку Алябьев, Даргомыжский, Свиридов и другие. Но наиболее популярным остается романс Яковлева, лицейского друга Пушкина.

Михайловское в творчестве поэта

Хотя одинокая жизнь в Михайловском стала испытанием для Пушкина, сельская обстановка подействовала на него благоприятно. Характер поэта стал сдержаннее и терпеливее, он начал серьезнее относиться к своему творчеству и уделять ему намного больше времени.

Пушкин оценил уединенную жизнь. В 1826 году, когда император Николай 1 взошел на престол, поэт добровольно приехал в Михайловское, где находился целый месяц, наслаждаясь покоем и осенней природой.

В течение жизни Пушкин неоднократно возвращался в это ветхое родовое поместье, где всегда был долгожданным гостем. Он знал, что в Михайловском может рассчитывать на теплую встречу и поддержку близкого человека — няни Арины Родионовны.

Еще тесты

Читайте также

Стихи с наступающим годом Быка — большая подборка стихотворенийCтихи для 2 лет про Новый Год — сборник простых стихотворенийПрикольные стихи на Новый Год — большая подборка новогодних стиховCтихи на новый год смешные — подборка весёлых стихотворений

Используемые источники:

  • https://poetpushkin.ru/stihi/pejzazhnaya-lirika/zimnij-vecher-pushkin-metafory-epitety-sravneniya-olitsetvoreniya.html
  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/zimniy-vecher.html
  • http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-pushkina-zimnij-vecher-po-planu/
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2016/09/19/literaturnyy-analiz-stihotvoreniya-a-s-pushkina-zimniy-vecher
  • https://nauka.club/literatura/stikhi/pushkin-zimniy-vecher.html

Тема: Стихотворение А. С. Пушкина “Зимняя дорога”.

Цели:

1.   Отрабатывать навык выразительного чтения
стихотворения.

2.   Развивать умения анализировать стихотворение:
определять вид

      рифмы, отыскивать различные средства
художественной

      выразительности, использованные автором.

3.   Развивать воображение на основе словесного
рисования картин.

4.   Воспитывать любовь к творчеству русских поэтов, к
родной

      природе.

Ход урока:

     
I.     
Организационный 
момент.

      —   Ребята, кого можно назвать «… незаходящим солнцем
русской поэзии»? 

      —    Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и
не любил замечательные произведения  А.С.Пушкина. Ещё при жизни его называли
«солнцем русской поэзии». Прошло более 160 лет со дня смерти поэта, а наша
любовь к нему всё так же крепка, стихи его становятся нам всё ближе, дороже и
нужнее.        

Наш урок посвящен творчеству  великого русского  поэта А.С.Пушкину. Вы
покажете  знание его биографии,  стихотворений, проявите свои творческие
способности и доброжелательное отношение друг к другу.  И  сегодня на уроке 
мы  продолжим  знакомство с  произведениями этого

     замечательного
поэта.

  
II.     
Проверка
домашнего задания.

— Дома вы повторяли
стихи А.С.Пушкина, изученные ранее. Знание этих стихотворений пригодится вам
чуть позже.

— А сейчас проверим,
что вы знаете  из биографии А.С.Пушкина.

1)   Где  родился поэт?   (Москва)

2)   Когда он родился?      (6 июня 1799 г.)

3)   Каким был Пушкин в раннем детстве?   (Увалень, ленивенький,  

                                                                           
толстенький)

4)   Как ласково называла его няня?    (Мой свет, красно солнышко,
милый

                                                             
    ангел)

5)      
Как звали няню Пушкина?

6)      
Фамилия Арины
Родионовны?   (Яковлева)

7)      
Имя прадеда Пушкина?   (Абрам 
Ганнибал)

8)       
С каким царём  встретился
Пушкин в детстве?   (С Павлом 1)

9)      
В каком учебном заведении
он учился?   (В Царскосельском лицее)

10)  
Что говорила няня,
укладывая  Пушкина спать?   (Спи глазок, спи

                                                                             
другой, о  хорошем думай…)

11)  
В какое село по приказу
царя был сослан поэт?   ( Михайловское)

12)  
За что он был сослан?

13)  
Как звали жену  великого
поэта?  (Наталья Гончарова)

14)  
Сколько детей было у
Пушкина? (4)

15)  
Лучший друг поэта?  (
Иван Пущин — друг по Царскосельскому лицею)

16)  
Назовите жанры
произведений, написанные Пушкиным   (Стихи, поэмы, романы, рассказы,
повести, сказки)

17)  
Как погиб поэт? Сколько
ему было лет?   ( 37 лет. Смертельно ранил на дуэли француз Дантес, жестоко
оскорбивший поэта и его жену,  10 февраля 1837 года)

III.     
Работа в
группах.

—   Мы будем говорить
не только о Пушкине. А вот какую тему стихотворений Пушкина мы возьмём сегодня
на уроке вы определите сами.

— У  вас на столах
лежат разные тексты, прочитайте, определите вид жанра. Какой вид рифмы
присутствует?

1 группа:

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины?     (Зима)

2 группа:

Он вошёл – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.
                                              (Мороз)

3 группа:

Шёл, шёл без дорог,
Где шёл – там и лёг.
До весны пролежал,
А весной побежал.
                                              (Снег)

—   К какому жанру
относятся тексты?

—   Какая рифма
присутствует?

—   Какой теме
посвящены все эти загадки?

—   Значит какова
тема стихотворений Пушкина на этом уроке?

— Продолжая разговор
о зиме, я предлагаю вам прочитать на доске фразу справа налево.

(Доска, оформлена
падающим снежинками).

теаничан  умиз  а
,теачнок  дог  ьрбакеД

(Декабрь год
кончает, а зиму начинает).

– Как называется эта
фраза? К какому жанру относится? Какая рифма  

   присутствует?

– Как понимаете эту
пословицу?

IV.     
Подготовка
к восприятию нового материала.

1.    
Вступительная
беседа.

Все мы любим лето, с
нетерпением ждём его прихода, но и зиму народ любит не меньше, с её зимними
забавами, трескучими морозами, ведь недаром зиме русские поэты посвятили очень
много стихов.

    2. Работа в
группах.

У вас на столах лежат
отрывки из замечательных стихов великого русского поэта и писателя.

Ваша задача: прочитать отрывки, попытаться узнать, из
каких стихотворений эти отрывки.

1 группа:

Опрятней модного паркета,
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ,
Коньками звучно режет лёд….
(“Опрятней модного паркета”

     Из романа «Евгений Онегин»)

2 группа:

…пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов…
(“Вот север тучи нагоняя…”

   Из романа «Евгений Онегин»)

3 группа:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела…
(“Зимнее утро”)

—   Из каких
стихотворений эти отрывки?

— А сейчас я вас
попрошу ещё раз очень внимательно проанализировать эти отрывки и определить,
какую рифму использовал поэт при написании этих стихов, и какие средства
художественной выразительности
использовал автор? (повторить, какие
виды рифм и средства художественной выразительности знают).

(1 гр. – парная
рифма, использовал образные сравнения, олицетворения).

(2 гр. –
перекрёстная, олицетворения, эпитеты).

(3 гр. – парная,
олицетворения, эпитеты, образные сравнения).

—   Какая общая тема
во всех этих стихах? (тема зимы).

—   Я предлагаю вам
выполнить следующее задание.

—   Я читаю начало 
стихотворения, ваша задача узнать его и продолжить. Готовы? Тогда в путь!

Буря мглою небо
кроет,

Вихри снежные крутя;

То как зверь она завоет,

То заплачет, как
дитя.   («Зимний вечер»)

Подруга  дней моих
суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов
сосновых

Давно, давно ты ждёшь
меня.   («Няне»)

Под голубыми небесами

Великолепными
коврами,

Блестя на солнце,
снег лежит;

Прозрачный лес один
чернеет,

И ель сквози иней
зеленеет,

И речка подо льдом
блестит   («Зимнее утро»)

—   Следующее
задание. По окончанию строчек угадать стихотворение.

1 группа:

———————зелёный;

———————
том;

———————учёный

———————
кругом.   ( поэма «Руслан и Людмила»)

2 группа:

———————ноги,

———————рек!

———————
тревоги?..

———————снег…  
(«Осень» отрывки)

3 группа:

———————торжествуя,

———————путь;

———————почуя,

———————как-нибудь… 
( Из романа «Евгений Онегин»)

   
V.     
Физкультминутка.

VI. Работа
по теме урока.

1.    
Вступительная
беседа:

Сегодня мы с вами
прочитаем и исследуем ещё одно стихотворение

А. С. Пушкина “Зимняя
дорога”
,
которое Пушкин посвятил тоже зиме.

2.    
Чтение и анализ
стихотворения “Зимняя дорога”
(дети открывают

                                                                                         
учебник на стр. 59).

Дети читают
стихотворение про себя, предварительно учитель задал вопрос:

—   Какие картины вы
себе представите, прочитав это стихотворение?

—   Какие чувства вы
испытываете при виде такой картины? (чувства грусти,

                                                                        
                                         печали).

—   Почему?

—   Все ли слова вам
были понятны?

3.    Словарная
работа:

Борзая (устар.) – быстрый, резвый;

Ямщик – кучер (человек);

Вёрста – в старину вдоль проезжих дорог ставили для
измерения расстояния

               столбы
– вёрсты, — окрашенные белыми и чёрными полосами.

Разгулье – весёлое времяпрепровождение;

Удалое – безудержная, лихая смелость;

Одне – (устар.)  одни;

Чёрная хата –
крестьянский бедный дом ( дети по группам отыскивают в толковом словаре
значения тех слов, которые не смогут объяснить).

– Подчеркните
рифмующиеся слова в 1 четверостишии.

3.    
Анализ
стихотворения.

—   Прежде чем мы
прочитаем это стихотворение, давайте определим, в каком темпе надо его читать –
ваши предположения?

Давайте  вернёмся к
стихотворению   А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный…

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась…

Опрятней модного паркета,

Блистает речка, льдом одета..

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя…

—   На какой слог
падает ударение? (на первый).

—   А какая рифма
присутствует? (парная).

—   Проанализируйте
первое четверостишие  стихотворения «Зимняя дорога».      

     К какой рифме
здесь обратился поэт? (к перекрёстной).

—   На какой слог в
этом стихотворении чаще падает ударение? (на второй,  

                                                                                                            
третий).

—   Какая рифма более
энергичная, а какая более спокойная? (перекрёстная

                                                                                                 
более спокойная).

—   Почему поэт
использовал в данном случае эту рифму? (чтобы показать,

                                                  
                     как скучна долгая зимняя дорога)

—   В каком темпе
будем читать это стихотворение? (в медленном, нараспев).

Учитель читает
стихотворение, а дети подчёркивают слова , на которые падает логическое
ударение, и отмечают логическую паузу.

VI.     
Закрепление.

—   Кто попытается
прочитать это стихотворение, соблюдая всё то, о чём мы сейчас с вами говорили? (учитель
спрашивает 2-3 человека).

—   Какие средства
художественной выразительности использовал автор?   

                                   
           (дети работают в группах).

VII.     
Творческая
минутка.

– Попытайтесь
сочинить двустишие или четверостишие о зиме, используя любую рифму.

VIII.     
Итог
урока.

—   Что хотел
выразить поэт, написав это стихотворение? (любовь к родной

                          
                                                     природе, к простым людям).

—   Что на уроке
понравилось? Что нового для себя узнали?

IX.     
Домашнее
задание.

Выучить стихотворение
наизусть.

Конспект урока литературы в 6 классе на тему:

«Двусложные размеры стиха».

Цель: Сформировать понятия о стихотворных размерах, рифмах.

Задачи:

1) Образовательная: познакомить учащихся с художественным миром лирического произведения, дать начальное представление о метрах и размерах стиха, выявить условные значения слов «рифма», «размер», отработать навык определения способа рифмовки, определения размера стиха.

2) Воспитательная: воспитывать интерес к миру поэзии.

3) Развивающая: развитие умения слышать ритм и представлять поэтические образы.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Форма работы: коллективная.

Оборудование: Презентация, интерактивная панель,

Ход урока

1.Орг. момент.

2. Мотивационно-целевой этап

-Что такое поэзия?

-Как образовано  слово «стихотворение»? (В слове два корня – -стих- и -твор-.)

-Назовите родственные слова к данному слову. ( Стихи, творчество, творить, творение стихов.)

Творение стихов…Как красиво звучит. У художника для творчества есть кисти и краски, у композитора – ноты и музыкальные инструменты.

-А чем пользуется поэт? (Словом.)

Поэт действительно берёт слово, помещает его в необычную стихотворную среду, и рождается образ, стихотворение. Для создания ярких образов, воздействия на воображение читателей, слушателей автор пользуется специальными литературными тропами.

-Какие из них вы уже знаете? (Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения…)

3.Психологическая подготовка к усвоению нового материала.

На слайде появляется эпиграф.

Высокой страсти не имея

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить.

А.С.Пушкин СЛАЙД 1

Учитель выразительно читает эпиграф к уроку.

Учитель: Ребят а,а кто как понял эти строки? Может кто-то знает, откуда они?

Ученик: Это строки из произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Учитель: А кто знает, что такое ямб, хорей?

Ученики затрудняются ответить.

Учитель: Это стихотворные размеры стиха. Именно с ними мы сегодня с вами и познакомимся на нашем уроке. Давайте запишем тему урока: «Двусложные размеры стиха».

4.Объяснение нового материала.

Учитель: Стихи отличаются от прозы прежде всего тем, что они звучат ритмично. Это значит, что каждая новая строка звучит похоже на предыдущую. СЛАЙД 2

Обратите внимание на слайд. Учитель читает: СЛАЙД 3

Четырёхстопный ямб мне надоел; -1

Им пишет всякий. Мальчикам в забаву -2

Пора б его оставить. Я хотел — 3

Давным – давно приняться за октаву. — 4

А в самом деле: я бы совладел — 5

С тройным созвучием. Пущусь на славу! — 6

Ведь рифмы запросто со мной живут; — 7

Две придут сами, третью приведут.  – 8

Учитель: Обратите внимание на непривычное ударение в слове прИдут. Как вы думаете, для чего Александр Сергеевич его использует?

Ученик: Может быть для того, чтобы срифмовать слова «рифмы» и «придут».

Учитель: Столь непривычным ударением в слове прИдут автор создает определенный ритм стихотворения, который создает особую «мелодию» строк.

Учитель: Кто может сказать, что общего у 1,3 и 5 строк? Что объединяет 2,4,6 строки? Чем они схожи?

Ученик: Окончанием.

Учитель: А что еще можно сказать? О чем нам говорят окончания этих строк?

Ученик: Они рифмуются.

Учитель: Действительно. А кто скажет, что такое рифма в стихотворении?

Ученик: Это сочетание строк в стихотворении..

Учитель: Давайте запишем определение рифмы в тетради. Текст появляется на слайде. СЛАЙД 4

Рифма (от греч. rhythmos — соразмерность, согласованность) — совпадающее, созвучное окончание двух или нескольких стихотворных строк, подчёркивающее ритм стиха.

Учитель: Существует несколько видов рифм. Обратите внимание на отрывок из стихотворения А.С. Пушкина. Скажите, какие строки здесь рифмуются?

Текст появляется на слайде. Учитель читает отрывок.  СЛАЙД 5

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны  хлещут;

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт.

(А.С. Пушкин)

Ученик: Здесь рифмуются первые две строки, и последние две строки.

Учитель: Да. Такая рифма называется параллельной или парной. Давайте запишем определение парной (параллельной рифмы).

Текст появляется на слайде.

Параллельная(парная) рифма –это рифмовка смежных строк стиха: первого со вторым, третьего с четвертым

Учитель: А теперь посмотрите на этот отрывок (на слайде появляется текст). Кто скажет, какие строки рифмуются? СЛАЙД 6

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

( Ф. И. Тютчев)

Ученик: В первом отрывке рифмуются 1 и 3,2 и 4 строки.

Учитель: Действительно. И такая рифма называется перекрестной. Давайте это запишем. Текст на слайде.

Перекрестная рифма  — рифмовка первой строки с третьей, второй — с четвертой.

Учитель: Обратите внимание на это четверостишье (текст на слайде)

Учитель читает. СЛАЙД 7

Уж подсыхает хмель на тыне.

За хуторами, на бахчах,

В нежарких солнечных лучах

Краснеют бронзовые дыни

(А. Бунин)

Учитель: Какие строки здесь рифмуются?

Ученик: 1 и 4, 2 и 3 .

Учитель: Такую рифму называют кольцевой. Запишите это в свои тетради.

Текст на слайде.

Кольцевая рифма  — первая строка рифмуется с четвертой, а вторая — с третьей.

Учитель: Ребята, мы с вами выяснили, что такое «рифма» и виды рифмы. А сейчас поможем детскому писателю Даниилу Хармсу закончить стихотворение «Очень-очень вкусный пирог». Вместо многоточий попробуйте вставить те слова, которые были задуманы Даниилом Хармсом, автором стихотворения «Очень- очень вкусный пирог». СЛАЙД 8

Текст появляется на слайде.

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе…(позвал)

Купил муку, купил творог,

Испёк рассыпчатый …(пирог)

Пирог, ножи и вилки тут –

Но что – то гости …( не идут)

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек …(откусил)

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту…(съел)

Когда же гости подошли,

То даже крошки …( не нашли)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Из-за парт мы выйдем дружно, Но шуметь совсем не нужно. Встали прямо, ноги вместе Поворот кругом на месте. Хлопнем пару раз в ладошки.             И потопаем немножко. А теперь представим детки, Будто руки наши ветки, Покачаем ими дружно, Словно ветер дует южный. Ветер стих. Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись, тихо сели. И на доску посмотрели.

Учитель: Кто прочитает, что получилось?

Один из учеников читает стихотворение.

Учитель: Что такое рифма мы выяснили и закрепили, и даже сами уже попробовали срифмовать строчки.  

Учитель: В стихотворении должно быть что-то ещё, кроме рифмы. Стихи от прозы отличает не только рифма, а что-то более важное — ритм.

СЛАЙД 9

 Стихотворный ритм — это чередование ударных и безударных слогов в строке. (текст на слайде). Давайте это запишем.

Учитель: Как же отследить ритм в стихотворении?

Ответы учеников.

Учитель: Стихи можно «отстучать», то есть задать ритм.

На дво- рах и до- мах

Снег ле- жит по- лот- ном

И от солн- ца блес- тит

Раз- но- цвет- ным ог- нем. (И.С. Никитин)

Учитель: Ребята, а сейчас давайте простучим другой стихотворный отрывок.

Учитель читает, дети хлопают в ладоши на ударные слоги.

Снег валится на поля,

Вся белёшенька земля.

Девять месяцев проходит,

С поля глаз она не сводит.

А. С. Пушкин

Учитель: Отличаются эти стихотворные строки по ритму?

Ученик: Да.

Учитель: Ритм — важная составляющая стихотворной речи. От него зависит музыкальность, характер, темп, настроение стихотворения. В поэтическом произведении важно не только содержание, но и форма – то есть ритм, звучание, музыка стихотворения, которая, собственно, само стихотворение и образует.

Стопа – отрезок строки с ударным и безударным слогами.

  • Перед нами пятистопная строка.
  • Стопа бывает двусложная, с ударным и безударным слогами, или трёхсложная, с одним ударным и двумя безударными слогами.

Для того, чтобы вам проще было определять размер, давайте запишем первые две строки и расставим ударение над словами.

(На слайд выводятся первые две строки с поставленным ударением).

МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!
ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный…

Учитель: Запишите, пожалуйста, их в тетрадь, проверьте, везде ли вы поставили ударение. А сейчас мы с вами на доске будем графически обозначать слоги. Там, где слог безударный, ставим чёрточку, там, где ударный – над чертой ставим ударение.

(Один ученик выходит к доске и записывает графически слоги)

Давайте вместе разберём первую строку. Слово «мороз». Первый слог будет являться…
Ученик: Безударным, т.к. на него не падает ударение.

Учитель: Второй будет…

Ученик: Ударным.

Учитель: Союз мы также включаем в слоги, он будет безударным. Ставим черточку без ударения. В слове «солнце» ударение падает на первый слог, значит, мы ставим черточку, а над ней ударение. Второй слог «це» будет безударным, значит, ударение не ставим. Переходим ко второй строке: «ещё» — первый слог ударный, второй безударный. «Ты» — безударный слог. Прокомментируйте всю строку до конца.

Ученик: «Дремлешь» — первый слог ударный, второй безударный, «друг» — ударный слог, «прелестный» — первый слог безударный, второй – ударный, третий – безударный.

Учитель: Хорошо, давайте теперь посмотрим на нашу графическую запись. В первой и второй строке ударения падают на одни и те же слоги и на какие?

Ученик: Да, они падают на второй, четвёртый, шестой и восьмой слог.

Учитель: Перед тем, как начать разбирать это стихотворение, мы с вами сказали о том, что будем вести речь о двусложных размерах стихов. Давайте теперь запишем определение, что такое двусложный размер.

(На слайд выводится определение)
Если в каждой строке одинаково повторяются группы из двух слогов (первый безударный, второй ударный, или наоборот), то такие стихи называют двусложными.

Учитель: Как мы уже убедились, в стихотворении «Зимнее утро» ударные и безударные слоги чередуются. Также мы определили то, что ударение падает только на чётные слоги. Двусложный размер стиха, в котором ударение падает на чётные слоги, называется ямбом. Давайте запишем это определение.

(Определение выводится на слайд)

Учитель: Теперь возьмём другие строки:
ВЕтер, вЕтер, ты могУч,

ТЫ гонЯешь стАи тУч…

Учитель: Расставим ударения и составим схему расположения ударных слогов в строках. Как здесь повторяются ударения?

Ученик: Здесь повторяются группы из двух слогов, только в этих группах первый слог ударный, а второй безударный.
Учитель: Двусложный размер стиха, в котором ударение падает на нечётные слоги, называется хореем. Давайте запишем это в тетради.

(Определение выводится на слайд)

5. Подведение итогов

Учитель: Итак, сегодня мы с вами говорили о двусложных размерах стиха и выяснили, что таких размеров всего два – ямб и хорей. Давайте проговорим определения, что такое хорей и ямб.
Ученики воспроизводят то, что записали в тетради.

Учитель: Это самые распространённые размеры в русской поэзии, ими написаны множество стихов русских поэтов.

Ответьте на вопросы:

1. В чём отличие стихотворной и прозаической речи?

2.С какими двусложными стихотворными размерами вы сегодня познакомились?

3. Какие узнали способы рифмовки, виды рифм?

4. Какова роль тропов в стихотворении?

 Вы можете спросить, зачем вам нужно изучать стихотворные размеры, ведь поэтами вы становиться не собираетесь. Как знать, а вдруг кто – то из вас в дальнейшем станет поэтом и прославит и школу, и вашу Родину, кто – то выберет другой путь в жизни. Главное, что знания всегда необходимы и никому ещё не помешали.

6. Прием рефлексии «Яблоня желаний».

На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки трех цветов – красные, зелёные и желтые. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё наотлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение, желтые – смешанные чувства, не во всем разобрался.

7. Домашнее задание

Учитель: В качестве домашнего задания попробуйте определить размер стихотворения

  1. Швед, русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет…

  1. Мой дядя самых честных правил,
    Когда не в шутку занемог…

Конспект
удобен для проведения урока литературы, здесь присутствует цель и три задачи,
соблюдены этапы урока, организационный момент, изучение нового, понятие о
рифме, физкультминутка, самостоятельная работа, игры, конкурсы, итог урока,
домашняя работа на индивидуальных карточках.

Конспект
урока литературы
в 5 классе на тему: Рифма. Способы
рифмовки

Цель:  познакомить
с понятиями: речь стихотворная, речь прозаическая, ритм, рифма; учить подбирать
рифмы к словам.

Задачи: познакомить
с понятиями: речь стихотворная, речь прозаическая, ритм, рифма; учить подбирать
рифмы к словам; прививать любовь к поэзии.

формировать умения
выделять главное в сообщении учителя и учащихся, навыков выразительного чтения
и пересказа, работы с учебником и иллюстрациями.

Ход
урока

 І. Организационный этап 

          Учитель:
—  Учебник на столе у вас?

                            
 А ручки и тетрадки?

                              Тогда
урок начнём сейчас,

                              Раз
всё у вас в порядке.

                              Будьте
внимательны,
 
                              Послушны,
наблюдательны.

                              Чтобы
литературные тайны познавать,

                              Нужно
всё серьёзно изучать.

    — отчёт 
дежурного;

    — проверка 
готовности  класса  к  уроку:

                Я 
рада  новой  встрече  с  вами,

               
Приятно  ваше  общество, друзья!

               
Ответы  ваши  вы  готовьте  сами,

               
Их  с  интересом  буду  слушать  я.

                Мы 
сегодня  снова  будем  читать,

               
Выводы  делать  и  рассуждать.

                А 
чтобы  урок  пошёл  каждому  впрок

               
Активно  включайся  в  работу, дружок!

Вот книжки на
столе,

А вот тетрадки

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у
ребят

Урок очень важный

А почему он важный

Скажет каждый!

Добрый день, мои
друзья,

Встрече с вами
рада я.

Сели ровно, все
достали,

Вспоминаем все,
что знали,

Оставляем все
заботы

И включаемся в
работу.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Так что время не
теряем

И работать
начинаем.

Руки – на месте?

Ноги – на месте?

Локти – у края.

Спина – прямая.

Хорошо  проверь,
дружок,

Ты готов начать
урок?

Все ль на месте,
все в порядке,

Ручка, книжка и
тетрадки?

Все ли правильно
сидят?

Все ль внимательно
глядят?

Каждый хочет
получать

Только лишь
отметку … («пять»)

Ребята, какое у
вас сегодня настроение? 

Я очень рада, что
у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только
улучшаться.

     —
Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Сегодня у нас непростой урок, урок,
который потребует от вас внимания, усидчивости, терпения и, конечно, умения
работать.

   —  Я  думаю,
что  включиться  в  работу  урока  нам  поможет игра «Запомни  и  назови?».

       Рассмотри 
картинку  и  постарайся  её  запомнить. ( Учитель  закрывает  картинку.).
Затем  предлагает  учащимся  ответить  на  вопросы.

       — Сколько 
чашек  стояло  на  столе ?

       — Была  ли 
среди  фруктов  груша ?

       — Что 
лежало  под  столом ?

       — Что 
было  нарисовано  на  картине ?

       — Какого 
цвета  была  ваза  для  фруктов ?


— Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
А еще скажу я вам:
Улыбнитесь всем гостям.
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.

— Что
необычного заметили в сегодняшнем приветствии?

— Я не
случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. урок сегодня тоже
необычный. И называется он необычно.


II. Изучение нового материала.

(Читают
название хором с экрана интерактивной доски).

Экран: «В
поэтической мастерской».

— Как
вы понимаете его название?

— Как
вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

(На
экране высвечивается и комментируется тема и цель урока).

Речь
прозаическая и стихотворная. Ритм.

— Наша
речь организована двумя способами: стихами и прозой, т. е. бывает стихотворной
и прозаической.

– Чем
же, на ваш взгляд, отличается речь прозаическая от стихотворной?


Сравните два предложения. Какое из них построено в стихотворной форме, а какое
в прозаической?

Экран:


Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.


Белый снег, пушистый

в воздухе кружится
 И на землю тихо
 Падает, ложится.


Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А
стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной
лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма. Сегодня нам и предстоит
разобраться, что же такое ритм и рифма.

Послушайте
удары метронома. Как они звучат? (Через одинаковые промежутки времени). Это и
есть проявление ритмичности.

В
жизни и природе нас окружают разнообразные проявления ритма.

Где
их можно наблюдать? В чем их секрет? Постараемся ответить на эти вопросы,
прочитав статью в учебнике на стр.94.

(Самостоятельное
чтение статьи учебника).


Что же такое ритм? Где его можно наблюдать? Ритм можно воспроизвести.
Послушайте и повторите ритм, который я вам задам (Отстукивается ритм).


Особую роль играет явление ритма в построении музыкальных произведений. Ритм
задает характер, темп.

Послушайте
и попытайтесь запомнить ритм музыкального произведения.

(Звучит
«Марш Черномора» из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»).


К какому жанру относится это произведение? (Марш)


Воспроизведите ритм марш хлопками.


А есть ли ритм в стихотворной речи? Как он проявляется?

Экран:

Стихотворный
ритм- это чередование ударных и безударных слогов в строке.

(Заучивание
определения в парах).

Наблюдение
за рисунком стихотворного ритма.

Экран.

На дво-рах и до-мах

(Б-Б-У-Б-Б-У)

Снег ле-жит по-лот-ном

(Б-Б-У-Б-Б-У)

И от солн-ца блес-тит

(Б-Б-У-Б-Б-У)

Раз-но-цвет-ным ог-нем.

(Б-Б-У-Б-Б-У)


Оказываетя, стихотворная речь подобна музыке. У каждого стихотворения – своя
неповторимая мелодия. Ее тоже можно слушать.

Послушайте
ритм этих строк стихотворения И.С. Никитина. (Простучать ритм).

(Практическая
работа на индивидуальных карточках по определению ритмического рисунка
стихотворных строк)

Самопроверка.

Экран.

Снег
валится на поля, У-Б-У-Б-Б-Б-У

Вся
белешенька земля. У-Б-У-Б-Б-Б-У

Вывод: ритм — важная составляющая стихотворной речи.

От
него зависит музыкальность, характер, темп стихотворения.

III.
Понятие о рифме.

— Что
же такое рифма?


Возможно, вам поможет в этом разобраться Незнайка из известного произведения
Н.Носова «Незнайка и его друзья».

(Инсценировка
из отрывка р. Носова «Незнайка и его друзья»).

Экран.

Рифма-
это созвучие окончаний стихотворных строк.

(Заучивание
определения по «самарскому варианту»: заучивание, самопроверка, работа в парах,
воспроизведение заученного сильным учеником, средним и слабым).)

— Как
понимаете фразу: «созвучие окончаний»?


Умение подобрать интересную, точную, нетрадиционную рифму свидетельствует о мастерстве
автора.


Каких замечательных поэтов вы знаете?


Сейчас мы с вами попытаемся проникнуть в суть и волшебство стихосложения, будем
наслаждаться мастерством поэтов, которых на творчество вдохновила красота
русской зимы.

(Обращение
к репродукциям картин с видами зимних пейзажей).

Физкультурная минутка


А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.

Раз — мы встали
Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три
хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть
опять

Рисуй
глазами треугольник

Рисуй глазами
треугольник.

Теперь его
переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

ты по периметру
веди.

Рисуй восьмерку
вертикально.

Ты головою не
крути,

А лишь глазами
осторожно

Ты вдоль по линиям
води.

И на бочок ее
клади.

Теперь следи
горизонтально,

И в центре ты
остановись.

Зажмурься крепко,
не ленись.

Часики Не
поворачивая головы, вращать глазами в разные стороны, по кругу.

Облако

Нарисуйте глазами
облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли.

   
                 Проведем, друзья,
сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали,

Смотрим мы по диагоналям.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

А теперь слова напишем.

Чьи же буквы будут выше?

«Папа», «мама», «дом», «трава» —

За окном у нас видна.

За окно ты посмотри.

Что ты видишь там вдали?

А теперь на кончик носа.

Повтори так восемь раз —

Лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили.

(Дети закрывают глаза ладонями, держат их
так до тех пор, пока не почувствуют глазами тепло от рук.)

Раз, два, три, четыре, пять —

Можно глазки открывать!

Мы привыкли к тому, что в стихотворении, в
песне очень часто одинаково звучат окончания последних слов в определённых
строках, расположенных рядом или через строчку.

Рифма —
это созвучие окончаний стихотворных строк. По- гречески слово «рифмос»
означает «стройность», «соразмерность».

Найдите рифмующиеся строки в прологе к
«Руслану и Людмиле». Обратите внимание, что рифмующиеся строки располагаются в
стихотворении по-разному. Это зависит от системы рифмовки. Наиболее часто поэты
применяют перекрёстную, парную, опоясывающую рифмовку.

Перекрёстная
рифма

Рифмуются первая и третья, вторая и
четвёртая строки:

У
лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом

Парная
рифма

Рифмуются две строки подряд:

Там
ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой

Опоясывающая
рифма

Рифмуются первая и четвёртая строки:

И
там я был, и мёд я пил,
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Знакомство
с видами рифмы.


Прочтите. Найдите рифмы в строках стихотворений любимых и известных поэтов.

Экран.

а)
Заколдован невидимкой.
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
(С. Есенин)

б)
Снега покрыли гладкие равнины,
Едва заметен санок первый след,
Румянец нежный льет закатный свет,
Окрася розою холмов вершины.
(М. Кузмин)

в)
Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл,- и вот сама
Идет волшебница зима.

Пришла,
рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;

Брега
с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
(А.С.Пушкин)


Одинаково ли рифмуются строки в разных стихотворениях?

(Индивидуальная
работа с раздаточным материалом по определению видов рифмы).

Экран

https://urok.1sept.ru/articles/570314/img1.gif


Как вы думаете, почему так названы рифмы?

(Показать
рисунок рифмы на индивидуальных карточках).


Итак, что такое стихотворная рифма?


Какие виды рифмы вы узнали?

Самостоятельная
работа.


Определи вид рифмы:

1
вариант.

2 вариант.

Еду. Тихо. Слышны звоны

Снег падает, слегка кружится,

Под копытом на снегу.

На землю медленно ложится.

Только серые вороны

Вот солнце в облаках мигает,

Расшумелись на снегу.

И иней на снегу сверкает.

(Проверка).

Игра
«Подскажи словечко».

(Цель:
Учимся подбирать рифмы к словам).

От буквы
А до буквы Я

Книжка начинается

Шеренга слов стоит.

С надписи «Январь».

Вся эта дружная семья

Значит, называется

Зовется (АЛФАВИТ).

Книжка (КАЛЕНДАРЬ).

Знает даже лодырь и бездельник:

Бывает дом для человека,

Первый день недели (ПОНЕДЕЛЬНИК).

А дом для книг – (БИБЛИОТЕКА).

Когда
порою одиноко,
Вдруг в тишину ворвется звон,
И голос друга издалека
Тебе подарит (ТЕЛЕФОН).

Игра
«Придумай рифму».

На
доске на карточках записаны имена детей класса:

Наталья,
Ксюша, Александр, и др. Дети подбирают к ним рифмы, пытаются сочинить
двустишья).

В
конце урока учитель дарит детям карточки с сюрпризом: на обратной стороне –
стихи с рифмовками на их имена. (
Приложение 2)

IV.
Подведение итогов урока.

— Вы ответьте, на уроке
Не было ли скуки?
Кому было интересно,
Поднимите руки.

V.
Домашнее задание.


Очень рада! Значит можно

Всем в
поэтов поиграть.

И
домашнее заданье

Вам в
стихах хочу я дать.

————————-
океану

—————————
матрос

—————————
обезьяну

—————————
привез

—————————-
тоскуя

————————-
— напролет

————
——————такую

————
—————-поет

——————————юге

————
—————-кустах

—————————-
подруги

————-
—————хвостах

—————————
бананы

—————————
моей

—————————
обезьяны

————
—————людей.

— По
желанию можно сочинить любое другое стихотворение и на следующем уроке удивить
своих одноклассников.


Задала я вам заданье.

Что ж,
ребята, до свиданья!

Прозвенит
сейчас звонок,

И
закончится урок.

Спасибо
вам, мои друзья!

Всем
очень благодарна я.

  • Парк сохранен как пишется
  • Парк сказок томилино фото
  • Парк сказок совхоз имени ленина официальный сайт
  • Парк сказок ялта официальный сайт
  • Парк сказок томилино адрес