Слайд 1
Подготовила ученица 10 класса Пикторова Алена Принципы русской орфографии
Слайд 2
Орфография(греч. « орфо » — правильный, «графо» — пишу)- это раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов. Ценность русской орфографии – в строгом соблюдении орфографических правил. Известный отечественный языковед Л.В. Щерба писал: «Писать безграмотно – значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо…» Орфография
Слайд 3
Принципы орфографии — это закономерности, которые лежащат в основе орфографической системы. Каждый принцип орфографии объединяет группу правил, являющихся приложением этого принципа к конкретным языковым явлениям. Принципы русской орфографии
Слайд 4
Орфография устанавливает: Единообразное написание значимых частей слова: корней, приставок, суффиксов и окончаний; Раздельное и слитное написание слов и их частей; Употребление прописных букв; Правила переноса слов. Орфография
Слайд 5
Единообразное написание значимых частей слова
Слайд 6
Сущность принципа: морфема (значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, окончание) сохраняет единое буквенное написание , хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут видоизменяться. Например: степной — степь, подписать — подпись, ход – ходить – находка – выход. Этот принцип является ведущим в русской орфографии; ему подчинено написание большей части слов. Морфологический принцип
Слайд 7
Традиционный принцип заключается в том, что признаётся правильным написание, закреплённое традицией. Это, например, написание русских и заимствованных слов с непроверяемыми гласными, непроверяемыми, непроизносимыми или удвоенными согласными в корне: собака, топор, вокзал, футбол, аллея и др. Традиционный принцип , по которому слова пишутся так, как они писались раньше, в старину. Так, написание гласных «и», «а», «у» после шипящих — это отголосок древнейшего состояния фонетической системы русского языка. По этому же принципу пишутся и словарные слова, а также заимствованные. Объяснить такие написания можно только с привлечением исторических законов развития языка в целом. Традиционный принцип
Слайд 8
Традиционными являются написания: а) жи , ши : жизнь шишка; б) мягкий знак после шипящих : мяч — рожь, плащ — помощь и т.д. в) ци : цирк — [ цырк ] (слова, в которых пишется ЦИ (цикл, цилиндр, цинга, цитата, цифра), являются заимствованными), но цыган, цыпленок, цыц, на цыпочках; г) « г » в окончаниях прилагательных и других слов: белого — [ болъвъ ], моего — [ мъйиэво ] и др.; д ) правописание так называемых «словарных» слов с безударной непроверяемой гласной в корне: сапог, баран, собака, железо и др.
Слайд 9
Фонетический принцип заключается в том, что написание должно соответствовать произношению. Данный принцип орфографии обычно проявляется при передаче на письме чередований в одной и той же морфеме, например: расписать — роспись, бездомный — бесхозный. По этому принципу в русском языке пишутся: конечные согласные в приставках на з / c : безоблачный, безрадостный, бесполезный; правописание о или а, в приставке раз- – рас-, роз- – рос- розыск – разыскать, россыпь – рассыпать; « ы » после ц: цыган, огурцы, Синицын. Действием фонетического принципа объясняется и написание гласных о — ё после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи, где выбор соответствующего гласного зависит от ударения, ср. клочок — ножичек, парчовый — кочевой, свечой — тучей и т.п. Фонетический принцип
Слайд 10
Раздельное и слитное написание слов и их частей
Слайд 11
1.Раздельное написание слов основывается на принципе: писать все слова русского языка, самостоятельные и служебные, раздельно , например: Виктор не знал, что у товарища больны отец и мать. 2.В процессе жизни языка предлоги и частицы сливаются иногда с теми словами, к которым относятся, образуя новые слова, например: сначала, вкрутую, нехороший и т. д. Правописание нередко отстаёт от процессов, протекающих в языке, например, сочетания в обтяжку и в одиночку пишутся раздельно, хотя являются наречиями. 3.Полуслитные (дефисные) написания наблюдаются в основном в сложных словах: юго-запад, бледно-желтый; в наречиях: во-первых, по-товарищески. Принципы раздельного, дефисного и слитного написания
Слайд 12
Употребление прописных букв Правила переноса слов.
Слайд 13
Употребление прописных букв связано с выделением имён собственных. Способ переноса слова зависит от деления его на слоги, а также от морфемного состава. Соответственно при переносе слов не следует разрывать слог, переносить часть, не образующую слога, причем по возможности нужно учитывать строение слова: от-крыть , на-пи-сать , дли-на .
Слайд 14
При возникновении затруднений, связанных с раздельным, слитным и полуслитным написанием наречий, а также с правописанием сложных слов, нужно обращаться к орфографическому словарю. В «Школьном грамматико-орфографическом словаре русского языка» Б. Т. Панова и А. В. Текучёва (второе издание словаря вышло в 1985 г.) указано не только написание слов, но во многих случаях их деление на морфемы, лексическое значение, особенности произношения. Подводя итог, можно говорить о том, что многообразие правил русской орфографии объясняется, с одной стороны, особенностями фонетического и грамматического строя русского языка, спецификой его развития, а с другой — взаимодействием с другими языками, как славянскими, так и неславянскими. Результатом последнего является большое количество слов нерусского происхождения, написание которых приходится запоминать.
Слайд 15
Спасибо за внимание
Задание 11. Правописание суффиксов в
словах разных частей речи. Теория. Тесты и пояснения к ним
Суффиксы существительных | |||
1. | Не имеют вариантов и | Доброта, белизна, | |
2. | ЧИК- — после д, т, з, с, ж ЩИК— -после других согласных | Резчик, переписчик каменщик | |
3. | а)-ИН (-ИНК) – -ЕНК – если образованы от б)-ИНК— — под —ЕНК— без ударения в)-ЕНК-, если | Жемчужинка – жемчужина Беженка, неженка снежИнка вишЕнка песЕнка – песНЯ, басЕнка | |
4. | -ЕЦ (муж.р.) -ИЦ (ж.р) —ЕЦ— (ср.р) – если -ИЦ— (ср.р.) –если | Красавец Красавица письмецО креслицЕ | |
5. | —ИЧК – от слов, -ЕЧК – во всех остальных | Умничка – умнИЦа Ситечко — сито | |
6. | После шипящих и Ц в | Речонка, собачонка, | |
7. | Запомнить: в словах, образованных | ночЁвка – ночевать, | |
8. | -ЕК-, если в Р.п.гласная Е -ИК-, если в Р.п. гласная не | замочЕк – замочка ключИк — ключика | |
9. | В суффиксе –ЁР | дирижЁР, стажЁР | |
Суффиксы прилагательных | |||
1. | Не имеют вариантов и | Разговорчивый, | |
2. | -К-: а)если у качественных прилаг. Б)после К, Ч, Ц -СК— — в остальных случаях | резКий – резок ткацКий, немецКий французСКий | |
3. | -ОВ— — после шипящих и Ц под -ЕВ— после шипящих и Ц без | холщОвый, парчОвый плюшЕвый | |
4. | -ЕВ— — без ударения -ИВ— — под ударением | краЕвой, соЕвый правдИвый. Исключения: | |
5. | -ЕЧН— — без ударения -ИЧН— под ударением | копеЕЧНый типИЧНый, единИЧНый | |
Суффиксы глаголов | |||
1. | —ОВА-, -ЕВА— — —ЫВА-, ИВА— — | Воевать – воюю Рассматривать-рассматриваю | |
2. | Гласная перед –Л- | обидЕл – обидЕть выздоровЕл — выздоровЕть | |
3. | Перед ударным –ВА- | повелЕвать- повЕлеть Запомнить: застрЕвать, | |
4. | В суффиксах с приставкой Е в непереходных И в переходных глаголах | обессилЕть (я обессилЕл) обезлюдЕть (деревня обескровЕть (Он обессилИть (врага) обезлюдИть (деревню) обескровИть (противника) | |
Суффиксы причастий | |||
1. | Перед –ВШ- пишется та же | подтаЯвший — подтаЯть | |
2. | -АНН-, -ЯНН-, если глагол, от -ЕНН-, если глагол в | собрАнный – собрАТЬ видЕнный – видЕТЬ, вывезЕнный | |
3. | После шипящих под | обожжЁнный, увлечЁнный копчЁный, тушЁный | |
4. | Нужно различать омонимы: развешЕнная мука ЗамешЕнное тесто | Пристрелянное ружьё | |
Суффиксы наречий | |||
1. | После шипящих и Ц под | хорошО, горячО певучЕ Исключение: ещЁ | |
2. | Если есть приставки ИЗ-, Если есть приставки В-, | ИздавнА, слевА, досухА ВлевО, насухО, засветлО | |
1.Укажите
варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же
буква.
Запишите
номера ответов.
1)
удушл..вый, коч..вать -ЛИВ- (всегда), кочУЮ
— -ЕВА-
2)кра..вой,
улаж..вать -ЕВ- (без ударения), улаживаю
— -ИВА-
3)
запуг..вать, горош..нка -запугиваю -ИВА-, горошИНа –
ИНК-
4)груш..вый,
со..вый -ЕВ- (без ударения)
5)
узорч..тый, снов.. –ЧАТ- (всегда), в наречии
есть приставка С-, суфф. -А
2.Укажите
варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же
буква.
Запишите
номера ответов.
1)
дет..кий, рез..кий -СК- (нет кратк.формы;
корень оканч. не на К,Ч,Ц); — К-
2)
разглаж..вающий, немилост..вый разглаживаю –ИВА-; исключение
3)
солом..нка, подчёрк..вать соломИНа – ИНК-; подчёркиваю
– ИВА-
4)усидч..вый,
затм..вать -ЧИВ (без вариантов); запомнить
5)успока..вающее,
отрасл..вой успокаиваю –ИВА-; без ударения
3.Укажите
варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же
буква.
Запишите
номера ответов.
1)
корч..вать, привередл..вый корчУЮ – ЕВА; -ЛИВ (всегда, без
вариантов)
2)
миндал..вый, бо..вой -ЕВ- (без ударения)
3)
насла..вать, печень..це наслаИВАЮ – ИВА; сущ. среднего
рода заканч. на –Е – ИЦ-
4)
въедл..вый, запот..вать -ЛИВ (всегда), запотЕть (без –ВА-) –
ЕВА-
5)
матрос..кий, француз..кий -СК- (нет кратк. формы; основа не на К, Ч,
Ц)
4.Укажите
варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же
буква.
Запишите
номера ответов.
1)
успока..вать, щавел..вый успокаИВАЮ – ИВА-; без
ударения
2)
преодол..вать, юрод..вый преодолЕть (без –ВА-) – ЕВА;
исключение
3)
ноч..вать, гречн..вый ночУЮ – ЕВА-; без
ударения –ЕВ-
4)
завистл..вый, пристра..вать -ЛИВ-(всегда); пристраИВАЮ –
ИВА-
5)
завис..л, кузнеч..к в инфинитиве зависЕть;
гласная не выпадает — ИК
5.Укажите
варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же
буква.
Запишите
номера ответов.
1)
снов.., засветл…
2)
жемчуж..на, выносл..вый
3)
подразум..вал, подмиг..вать,
4)
услужл..вый, увес..стый
5)
вытерп..л, совестл..вый
6.Укажите
варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же
буква.
Запишите
номера ответов.
1)
обветр..вать, метел..ца
2)
доверч..вый, рул..вой
3)
взвеш..вать, опрометч..вый
4)
рыж..ватый, дожд..вой
5)
распил..вать, продл..вать
7.Укажите
варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же
буква.
Запишите
номера ответов.
1)
пород..стый, горош..на
2)
глянц..витый, ткан..вый
3)
корн..вой, скле..вающий
4)миндал..вый,
настра..ваться
5)
уз..ий, близ..ий
8.Укажите
варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же
буква.
Запишите
номера ответов.
1)
алюмини..вый, претерп..вать
2)
обескураж..вать, фланел..вый
3)
участл..вый, ключ..вой
4)
забывч..вый, застег..вать
5)
копч..ный, туш..ный в отглагольных прилагательных под
ударением — Ё
9.Укажите
варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же
буква.
Запишите
номера ответов.
1)обессил..л
от боли, юрод..вый
2)
закле..нный, рассе..нный
3)
остр..нький, буш..вать
4)
гор..вать, ливн..вый
5)сюжет..ц,
разве..вать
10.Укажите
варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же
буква.
Запишите
номера ответов.
1)
стульч..к, горош..к
2)
затемн.., направ..
3)
оранж..вый, потч..вать.
4)
гряз..вой, накле..вать.
5)
юрод..вый, уклонч..вый
11.Укажите
варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же
буква.
Запишите
номера ответов.
1)
застра..вать, продл..вать
2)
марл..вый, уродл..вый
3)
подмиг..вать, изюм..нка
4)
сарафанч..к, настойч..вый
5)
мороз..ц, красав..ц в мужском роде -ЕЦ
12.Укажите
варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же
буква.
Запишите
номера ответов.
1)
опасл..вый, селень..це.
2)
закле..вать, повел..вать
3)
колод..ц, ландыш..вый
4)
реч..нка, горяч..
5)
застра..вать, никел..вый
13.Укажите
варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же
буква.
Запишите
номера ответов.
1)ткан..вый,
удачл..вый
2)закле..вший,
милост..вый
3)
эмал..вый, застенч..вый
4)
корот..нький, застел..нная -ЕНЬК- (всегда); застелИТЬ — ЕНН
5)сол..вой,
впад..нка
14.Укажите
варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
Запишите
номера ответов.
1)
плюш..вый, девч..нка -ЕВ- (без ударения); после шипящих и Ц под ударением
–ОНК-
2)
масл..це, пальт..цо сущ. средн рода заканчивается на Е – ИЦ;
заканчивается на О — ЕЦ
3)
сперв.., лис..нька в наречии есть приставка С- суффикс А;
-ОНЬК- (без вариантов)
4)
собач..нка, камыш..вый после шипящих и Ц под ударением –
ОНК, ОВ
5)деревня
обезлюд..ла, недоум..вать в непереходных глаг. – Е; запомнить: — Е-
15.Укажите
варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же
буква.
Запишите
номера ответов.
1)
школьн..к, гор..ц
2)
кавказ..кий, брат..кий
3)наста..вать,
коч..вать
4)
бел..нький, ореш..к
5)
врем..чко, селень..це
ОТВЕТЫ
1-
345 6- 134 11-345
2-
23 7- 125 12-134
3-
235 8- 145 13-24
4-
34 9- 34 14-45
5-
24 10- 235 15-24
Из
демонстрационной версии ЕГЭ по русскому языку ФИПИ.
Здесь
необходимо сделать важное замечание: в заданиях часто встречаются
слова, имеющие очень похожие написания, например, миндал..вый,
назойл..вый, заботл..вый. Если следовать правилу Лопатина, то попытка
образовать краткие формы удаётся для слов «назойливый (назойлив)» и
«заботливый (заботлив)», потому и написана буква И, это суффикс ЛИВ.
«Миндалевый» усечь не удалось, это прилагательное с суффиксом ЕВ, буква Л
принадлежит корню. В этом плане интересно слово «гуттаперчевый», это название
материала, их которого когда-то делались игрушки. В этом слове Ч тоже является
частью корня, а сделать краткую форму никак не получится, ведь это относительное
прилагательное с суффиксом ЕВ. Поэтому, как говорят, зрите в корень!
НАВЕРХ
11.1.2. ДРУГИЕ СУФФИКСЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
• В безударном положении после твердых
согласных используются суффиксы -ОВ-, -ОВАТ-, -ОВИТ-: делОВой,
краснОВАТый, дарОВИТый. После мягких согласных, шипящих и ц используются
суффиксы -ЕВ-, -ЕВАТ-, -ЕВИТ-: вещЕВой, БаренцЕВо море, синЕВАТый,
глянцЕВИТый.;
• суффикс -ИСТ- всегда пишется с буквой
И, так как у имён прилагательных суффикса -ест- не бывает: породИСТый,
покладИСТый;
• суффикс -ЧАТ- всегда пишется с буквой
А: бревенЧАТый, взрывЧАТый;
• суффиксы -ЕНЬК-, -ОНЬК- пишутся без
изменения во всех словах, так как у имён прилагательных суффиксов
-ИНЬК-, -АНЬК- не бывает: белЕНЬКий, махОНЬКий.
11.2 БЕЗУДАРНЫЕ СУФФИКСЫ ГЛАГОЛОВ
11.2.1. ГЛАСНЫЕ В ИНФИНИТИВЕ (НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЕ)
ПЕРЕД -ТЬ. БАЗОВОЕ, ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО.
Гласный
перед суффиксом инфинитива (неопределенной формы) -ТЬ может быть
безударным. Для определения того, какую букву следует писать на месте
этого безударного гласного, используется понятие усекаемости глагольной
основы. Это понятие не изучается в школьном курсе, поэтому слова с безударным
гласным перед ТЬ необходимо заучивать наизусть. Приведём примеры таких
слов.
Гласная перед ТЬ в инфинитиве
Следует
отметить, что в некоторых словах ЕВА/ОВА или ЫВА/ИВА входит в состав
корня, например: обурева/ть, шпатлева/ть, рас/тушева́/ть(ся). Таких слов в
КИМах быть не должно.
Обращаем
внимание на важность общей грамматической культуры речи: если вместо
«я командую, советую» говорить «командываю/командоваю, советываю/советоваю»,
то правила применить не получится, так как для них это форма является
проверочной. Говорите правильно!
НАВЕРХ
11.3 БЕЗУДАРНЫЕ СУФФИКСЫ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
1.
Суффикс —ИК- (-НИК-, -ЧИК-) при склонении существительного сохраняет
гласную: столик — столИКа, чайник — чайнИКа, пальчик — пальчИКа;
суффикс -ЕК- имеет «беглую» гласную: краешек — краешКа, листочек —
листочКа.
2.
Существительные мужского рода имеют суффикс -ЕЦ- (с «беглой»
гласной): горец — горца, красноармеец — красноармейца. Существительные
женского рода имеют суффикс -ИЦ-: владелица, красавица. Существительные
среднего рода имеют суффикс -ЕЦ-, если ударение падает на слог после
суффикса, и -ИЦ-, если ударение предшествует суффиксу: пальтЕЦо́,
письмЕЦо́; кре́слИЦе, пла́тьИЦе.
3.
Суффикс -ИЧК- имеют существительные женского рода, образованные от
слов с суффиксом -иц-: лестнИЧКа ← лестница, пуговИЧКа ← пуговица.
В
остальных случаях подобные формы существительных имеют суффикс
—ЕЧК-: пешЕЧКа, троЕЧКа; ВанЕЧКа, ЗоЕЧКа; времЕЧКо, здоровьЕЧКо.
Примечание. Формы типа Феничка (обычные в литературе
XIX в.) относятся к числу устарелых.
Запомните:
безударного суффикса -ячк- в русском языке нет.
4.
Сочетание -ИНК- имеют существительные, образованные от слов женского
рода на -ин(а): впадИНКа ← впадина, завалИНКа ← завалина.
Сочетание
-ЕНК- имеют уменьшительные существительные, образованные с помощью суффикса -к- от
слов на -ня и -на, у которых в форме родительного падежа
множественного числа мягкий знак на конце не пишется: вишЕНКа ← вишня (вишен), сосЕНКа ← сосна (сосен), а также в некоторых
словах, обозначающих лиц женского пола: нежЕНКа,
нищЕНКа, францужЕНКа. По этому же правилу пишется слово лесенка.
5.
Уменьшительно-ласкательные существительные имеют суффиксы:
-ОНЬК—, реже -ЕНЬК- — после твердых
согласных: берёзОНЬКа (берёза), лисОНЬКа (лиса), МарфЕНЬКа (Марфа);
-ЕНЬК- после мягких согласных, шипящих
и гласных: КатЕНЬКка (Катя), тучЕНЬКа, ЗоЕНЬКа.
Запомни слова-исключения: Исключения:
баиньки, заинька, паинька.
Примечание.
Суффиксов -ыньк-, -аньк-, -иньк- в современном литературном языке нет;
формы полосынька, лисанька, Марфинька, Любинька, Аннинька и т. п. встречаются
только в произведениях писателей XIX в. и в фольклоре.
6.
-ИНСТВ-, -ЕНСТВ-. Различаются суффиксы -ИНСТВ- в словах большинство́,
меньшинство́, старшинство́ (с ударением на окончании, в варианте меньши́нство —
на суффиксе) и -ЕНСТВ- в слове пе́рвенство (с ударением на
корне).
7.
-ЫШК-, -ЫШЕК, -ЕШЕК и -УШК- (-ЮШК-), -УШЕК. В суффиксах
уменьшительно-ласкательных существительных -ЫШК- (в словах сред, рода) и
-ЫШЕК (в словах муж. рода) без ударения после твердых согласных пишется
буква ы, напр.: пятнЫШКо, крылЫШКо, стёклЫШКо, гнёздЫШКо,
перЫШКо (слова среднего рода); колЫШЕК, клинЫШЕК, воробЫШЕК. В
слове краешек в суффиксе перед ш пишется буква е.
Эти
существительные следует отличать от существительных с ласкательными
суффиксами -УШК- (-ЮШК-) и -УШЕК, также безударными: травушка,
волюшка, дедушка, дядюшка, соловушка, ребятушки, Аннушка, Иванушка, полюшко,
горюшко, хлебушек, камушек. Имеются варианты с буквами ы и у в
суффиксах: воробышек и воробушек, оладышки и оладушки.
8.
-(М)ЕН-. В основах косвенных падежей и форм мн. ч. существительных на
—мя пишется суффикс -ЕН- с буквой е на месте
безударного гласного, напр.: время — времени и времена, имя —
имени и имена, семя — семени и семена.
НАВЕРХ
11.4 СУФФИКСЫ НАРЕЧИЙ
1.Наречия
с приставками В-, ЗА-, НА-, образованные от имён прилагательных, имеют
на конце букву о: ВправО← правый;, ЗАсветлО←светлый, НАкрепкО←крепкий.
Наречия
такого же происхождения с приставками ИЗ-, ДО-, С- имеют на конце
букву а: ДОсытА←сытый, ИЗредкА←редкий, СновА←новый, СначалА—
влево — в окнО, досыта — до окнА
Важное
замечание: данные наречия образованы приставочно-суффиксальным способом,
то есть одновременным добавлением
приставки и суффикса. Поэтому написание
слов типа досрочно, избирательно, сногсшибательно, достаточно регулируется
другими правилами: эти слова образованы только при помощи
суффиксов от уже существующих досрочный, избирательный, сногсшибательный
и достаточный.
НАВЕРХ
11.5 ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В СУФФИКСАХ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ
РЕЧИ
По
Спецификации эти правила НЕ ДОЛЖНЫ проверяться в ЕГЭ. Но в основном
пособии для подготовки к ЕГЭ автора И.П.Цыбулько (2016 год) такие задания
встречаются. Потому считаем необходимым указать на следующие
моменты.
После
ж, ч, ш, щ для передачи ударного гласного [о] пишется
буква О или Ё. Рассмотрим правила написания шипящих в суффиксах, не касаясь
корней и окончаний.
Буква О пишется в следующих случаях.
1.В
суффиксе наречий -О: свежО, горячО, хорошО, общО
2.
В суффиксах имен существительных:
-ОК, напр.: кружОК, крючОК,
петушОК, борщОК, прыжОК, толчОК, и в производных от таких слов: кружочек,
крючочек, прыжочек и т. п.;
-ОНОК и -ЧОНОК, напр.: медвежОНОК,
мышОНОК, галчОНОК, бочОНОК, арапЧОНОК;
-ОНК(а) и -ОНК(и), напр.: книжОНКа,
ручОНКа, рубашОНКа, распашОНКа, деньжОНКи, брючОНКи;
-ОВК(а) (в отыменных производных
словах), напр.: чижОВКа (самка чижа), мышОВКа (грызун), мелочОВКа;
-ОБ(а): чащоба, чищоба (лесная вырубка);
то же в слове трущоба, где суффикс в современном языке не выделяется, и в
созданном по его образцу ироническом образовании хрущоба.
Исключение: в слове учёба пишется ё;
-ОТК(а): трещотка;
-ОВЩИН(а): поножовщина.
3.
В суффиксе имен прилагательных -ОВ-, напр.: ежовый, парчовый,
грошовый, холщовый, а также в существительных на -ОВК, -ОВНИК, производных
от прилагательных с суффиксом -ОВ- (-ЕВ-): ножовка (ср. ножевой
и вариант ножовый), плащовка (плащевой), речовка (речевой)..
Примечание
1. Отыменные существительные на –овка типа «мелочовка, ножовка, плащовка
»следует отличать от отглагольных существительных типа ночёвка.
(см ниже).
Примечание
2. В русских фамилиях на шипящий + -ов (-ёв) пишется о или ё в соответствии
с традицией и с регистрацией в официальных документах: ср., например,
Чернышов и Чернышёв, Калачов и Калачёв, Хрущов и Хрущёв; Емельян Пугачёв.
Буква Е на месте звучащего [о]пишется в
следующих случаях.
1.
В глаголах несовершенного вида на -ЁВЫВАТЬ и отглагольных существительных
на -ЁВЫВАНИЕ, напр.: размежёвывать, выкорчёвывать, перекочёвывать,
затушёвывать; размежёвывание, выкорчёвывание, затушёвывание; в страдательных
причастиях на -ёванный, напр.: размежёванный, раскорчёванный,
затушёванный.
2.
В отглагольных существительных на -ЁВКа, напр.: ночЁВКа (от
ночевать), корчЁВКа, перекочЁВКа, размежЁВКа, ретушЁВКа (от ретушировать).
4.
В суффиксе существительных -ЁР, напр.: дирижёр, ретушёр, стажёр,
ухажёр, тренажёр, массажёр.
5.
В суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных
-ЁНН- и -ЁН-, напр.: напряжЁННый (и напряжён), прожжЁННый, пропечЁННый,
размягчЁННый, отрешЁННый, упрощЁННый; гружЁНый, жжЁНый, печЁНый, учЁНый,
тушЁНый, вощЁНый; то же в словах, производных от таких причастий и
прилагательных, напр.: напряжЁННость, отрешЁННость, упрощЁННость,
учЁНость, напряжЁННо, отрешЁННо, упрощЁННо, напряжЁНка, жжЁНка, тушЁНка,
сгущЁНка.
НАВЕРХ
Орфографические
нормы. Разделы русской орфографии и
основные принципы написания. Трудные случаи
орфографии
11
класс 21.01.2021
Цель:
обобщить знания, полученные в 5-9 классах по темам “Орфография”, закрепить
орфографические нормы, навыки правописания, повторение
орфограмм, которые вызывают затруднения в написании; умения применять
полученные знания самостоятельно; продолжать воспитывать интерес к урокам
русского языка.
Тип урока:
повторительно- обобщающий.
Ход
урока
I. Организационный момент.
Добрый день,
ребята. Я рада вас приветствовать на уроке. Уверена, что мы с вами хорошо
поработаем и покажем на что способны. Будет много интересных видов работ, с
которыми вы справитесь.
(Портрет
ученого)
Обратите внимания на портрет на
доске. Это известный ученый – лингвист Лев Владимирович Щерба. Он говорил:
«Писать безграмотно — значит посягать
на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно
недопустимо в правильно организованном обществе.
…совершенно ясно, что если все будут писать
по-разному, то мы перестанем понимать друг друга.»
-Согласны ли вы с этим утверждением?
Почему?
Радует, что вы осознаете роль грамотной
устной и письменной речи в жизни современного человека. Очевидно, что важно
знать нормы орфографии. Человека, знающего орфографию, не допускающего
ошибок при письме, называют грамотным.
-Радует, что вы осознаете роль грамотной
устной и письменной речи в жизни современного человека. Действительно, важно
знать нормы орфографии. Именно поэтому в единый государственный экзамен по
русскому языку включены задания на знание орфографических правил и умение
применять их на практике, и задание эти являются далеко не лёгкими.
Итак, давайте определим тему нашего урока:
«Орфографические нормы. Основные принципы орфографии. Трудные случаи
орфографии». Записываем в рабочих тетрадях число, классная работа и тема урока.
II. Мотивация к
учебной деятельности.
Обратите
внимание на доску. Вы видите высказывания известных людей об орфографии и
грамотности в целом. Посмотрите, пожалуйста, внимательно на эти высказывания.
Все ли там правильно записано? Все ли орфографически верно?
(Исправление
ошибок)
„Нам,
филологам, было, конечно, всегда понятно, что орфография есть вещь условная и
меняющаяся во времени; но широкие круги грамотных людей считали её покоящейся
на каких-то незыблемых основаниях.“ Лев Щерба
„Моя
орфография повергла отца в транс. Как-то я сделал четыре ошибки в слове
«революция». И отец произнес знаменательную фразу: «Ничего не поделаешь. Он
умрет под забором».» Сальвадор Дали. «Какое это счастье — быть грамотным!»
Максим Горький
III. Актуализация опорных знаний.
Беседа.
— Что изучает орфография?
— Что такое орфограмма?
— Какие типы орфограмм вы знаете?
— Для чего нам нужно знать орфограммы?
Орфоэпическая разминка.
ЗНАМЕНИЕ,СОСРЕДОТОЧЕНИЕ,
ОБЕСПЕЧЕНИЕ, МАРКЕТИНГ,УПРОЧЕНИЕ, ИКОНОПИСЬ,ТАНЦОВЩИЦА,
ДОГОВОР, ГАЗОПРОВОД, СТОЛЯР,ИСПОВЕДАНИЕ, ИЗЫСК,
КАТАЛОГ, ТУФЛЯ, ЖАЛЮЗИ,МЫТАРСТВО, БАРМЕН,РАЗНОВРЕМЕННОСТЬ.
IV. Обьяснение
нового материала
Современная
русская орфография основывается на Своде правил, опубликованном в 1956 г.
Правила русского языка отражены в грамматиках русского языка и орфографических
словарях. Для школьников выходят специальные школьные орфографические словари. Язык
меняется, поскольку меняется общество. Появляется много новых слов и выражений,
своих и заимствованных. Правила написания новых слов устанавливаются
Орфографической комиссией и фиксируются орфографическими словарями. Самый
полный современный орфографический словарь составлен под редакцией
ученого-орфографиста В.В.Лопатина (М., 2000).
Русская
орфография –
это система правил написания слов.
Она состоит из пяти основных разделов:
1) передача буквами фонемного состава слов;
2) слитные, раздельные и дефисные (полуслитные) написания слов и их частей;
3) употребления прописных и строчных букв;
4) перенос части слова с одной строки на другую;
5) графические сокращения слов.
Принципы
русской орфографии (запись принципов в тетради)
В основе
современной русской орфографии лежат несколько принципов. Основным из них является МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ
ПРИНЦИП, сущность которого в следующем:
морфема (значимая часть слова: корень, приставка, суффикс,
окончание) сохраняет единое буквенное написание, хотя при произношении
звуки, входящие в эту морфему, могут видоизменяться.
Так, корень хлеб во всех родственных словах пишется одинаково, но
произносится по-разному в зависимости от того, какое место в слове занимают
гласный или согласный звуки, ср.: [хл’иэба], [хл’ьбавос];
приставка под- в словах подпилить и подбить одна и та же, несмотря на
разное произношение, ср.: [пътп’ил’ит’] [падб’ит’]; прилагательные
насмешливый и хвастливый имеют один и тот же суффикс -лив-; безударное
окончание и ударное обозначаются одинаково: в столе — в книге, большого —
великого, синего — моего и т.п.
Руководствуясь именно этим принципом, мы проверяем истинность той или иной
морфемы путем подбора родственных слов или изменением формы слова таким
образом, чтобы Морфема оказалась в сильной позиции (под ударением, перед р, л,
м, н, j и т.д.), т.е. была бы четко обозначена.
Роль морфологического принципа в орфографии велика, если иметь в виду, что в
русском языке широко развита система внутриморфемных чередований, обусловленных
разными причинами.
Наряду с морфологическим действует и ФОНЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП, в
соответствии с которым слова или их части пишутся так, как они
произносятся.
Например,
приставки на з изменяются в зависимости от качества следующего за
приставкой согласного: перед звонким согласным слышится и пишется в приставках
буква з (без-, воз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез-, через-), а перед
глухим согласным в этих же приставках слышится и пишется буква с,
ср.: возразить — воскликнуть, избить — испить, низвергнуть —
ниспослать и т.п.
Действием фонетического принципа объясняется и написание
гласных о — ё после шипящих в суффиксах и окончаниях разных
частей речи, где выбор соответствующего гласного зависит от ударения,
ср.: клочок — ножичек, парчовый — кочевой, свечой — тучей и т.п.
Корневой гласный и после русских приставок на согласный переходит
в ы и обозначается этой буквой тоже в соответствии с фонетическим
принципом, т.е. пишется так, как слышится и произносится: предыстория,
предыюльский, розыгрыш, разыгрывать и т.п.
Действует в нашей орфографии также ИСТОРИЧЕСКИЙ, или ТРАДИЦИОННЫЙ ПРИНЦИП,
по которому слова пишутся так, как они писались раньше, в старину.
Так, написание
гласных и, а, у после шипящих — это отголосок древнейшего
состояния фонетической системы русского языка. По этому же принципу пишутся и
словарные слова, а также заимствованные. Объяснить такие написания можно только
с привлечением исторических законов развития языка в целом.
Существует в современной орфографии и ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО
НАПИСАНИЯ (смысловой принцип), согласно которому слова пишутся в
зависимости от их лексического значения, ср.: ожёг (глагол)
и ожог (существительное), компания (группа людей)
и кампания (какое-либо мероприятие), бал (танцевальный
вечер) и балл (единица оценки).
Кроме названных в правописании необходимо отметить и ПРИНЦИП СЛИТНОГО, ДЕФИСНОГО
И РАЗДЕЛЬНОГО НАПИСАНИЯ: сложные слова мы пишем слитно или через дефис, а
сочетания слов — раздельно.
Подводя итог, можно говорить о том, что многообразие правил русской орфографии
объясняется, с одной стороны, особенностями фонетического и грамматического
строя русского языка, спецификой его развития, а с другой — взаимодействием с
другими языками, как славянскими, так и неславянскими. Результатом последнего
является большое количество слов нерусского происхождения, написание которых
приходится запоминать.
1. Морфологический
принцип
Сущность морфологического принципа
в том, что общие для родственных слов значимые части (морфемы) сохраняют на
письме единое начертание, хотя в произношении различаются.
Морфологический принцип применяется
при написании корней (ход — ходок – ходовой), суффиксов (дубовый, липовый),
окончаний (на реке — на речке).
Морфологическим также является
принцип графически единообразного написания слов, относящихся к некоторым
грамматическим категориям (инфинитив, существительное 3-го склонения, глаголы в
повелительном наклонении).
Практическая работа. Задание:
объяснить орфограммы.
3. Традиционный и
дифференцирующий принципы
К дифференцирующим относятся
написания, служащие для различения на письме омофонов (поджог – сущ., поджёг –
гл., бал – балл, компания – кампания, Орел – орел). Существуют еще традиционные
написания , например написание жи – ши (в древнерусском языке [ж], [ш] были
мягкими, написание и после них было закономерным.
V. Работа с
орфограммами. Закрепление материала.
1.
Класс делится на 2 варианта. 1 вариант- выписывает из предложенных слов, слова
с пропущенной Е, 2 вариант- с пропущенной И. (слова записывают в тетради)
АККОМПАН..МЕНТ,Б..ФСТРОГАНОВ, ДЕЛ..КАТЕС,
Д..ЛЕТАНТ,ДИСКР..МИНАЦИЯ,Н..ГИЛИЗМ, ПЕРИФ..РИЯ,ПР..ТЕНДЕНТ, ПР..ВИЛЕГИЯ,
ПР..ЗИДЕНТ,ИЖД..ВЕНИЕ, ИНТ..ЛЛИГЕНЦИЯ, Г..НЕОЛОГИЯ,МАН..ПУЛЯЦИЯ,ЭКСП..Р..МЕНТ.
Правильные ответы.
аккомпанЕмент, бЕфстроганов, делИкатес, дИлетант, дискрИминация,
нИгилизм,перифЕрия,прЕтендент,прИвилегия,прЕзидент,
иждИвение,интЕллигенция,гЕниалогия,манИпуляция,экспЕрИмент.
2.
Лингвистическая задача
2.1.
В предложении
Ближайшая
деревня находилась в часе пути от нас.
—найти
словосочетание «прил. + сущ.»;
—-
из зависимого слова взять корень.
(- ближ -)
2.
2. Из «приземлиться на опушке» выделить в главном слове
приставку (при -)
2.3.
От глагола «читать» взять глагольный суффикс (-а-)
2.4.
Из причастия «тающие» взять суффикс (– ющ- )
2.5.
Добавить окончание определения. Могучий Олег головою поник (
— ий-)
2.6.
Добавить суффикс возвратности ( – ся- )
Приближающийся
3.
Диктант – кроссворд
Площадь около вокзала (привокзальная),
совсем закончить занятия (прекратить), участок при усадьбе (приусадебный),
полоса при береге (прибрежная), слегка затворить дверь (прикрыть), чуть открыть
окно (приоткрыть), очень странный случай (престранный), сделать ручным дикое
животное (приручить).
4. Распределительный диктант с графическим
выделением орфограмм (Два человека у доски )
На с На з
Сделать, расстелить, растереть разжать, излюбленный,
взлететь
Расставить, иссушенный, восславить
беззаветно, известие, воздержаться,
Исторгнуть, вспотел, низвергнуть,
взращивает, безвестный
Воспрепятствовать
VI.
Подведение итогов урока
Рефлексия.
Закончите
предложение:
Сегодня
на уроке я…
11.
Комментарий оценок
III.
Задание на дом.
1. Составить
словарный диктант на повторенные орфограммы (30 слов).
2.
подготовить
сообщение о нарушениях лексических норм в электронных и печатных СМИ.
Автор Андрей Измаилов На чтение 20 мин. Опубликовано
596. Спишите, обозначая условия выбора вставленных орфограмм.
597. Заполните таблицу «Правописание гласных в корнях и суффиксах слов» своими примерами. С какими разделами науки о языке и как связан выбор орфограмм – гласных букв в суффиксах?
Орфограммы | Примеры |
В корне | |
В суффиксе |
598. Составьте таблицу «Правописание согласных в корнях и суффиксах слов» и заполните её примерами (см. образец в упр. 597). Обозначьте в словах условия выбора правильного написания.
Орфограммы | Примеры |
В корне | |
В суффиксе |
599. Н или нн? Запишите слова в две колонки. Обозначьте условия выбора орфограммы на месте скобок.Одна “н”: труженик, гостиница, юность, ученый, львиный.Две “нн”: современник, ванная, сторонник, племянник, истинный, пленник, утренник.600. Спишите, обозначая приставки. Укажите предложение, которое соответствует схеме:
601. Вспомните виды орфограмм в окончаниях слов. Запишите по 4—5 примеров, обозначая в словах условия выбора соответствующих орфограмм.602. Запишите по 3-4 слова с о, е, ё после шипящих: а) в корнях слов; б) в суффиксах существительных и прилагательных; в) в окончаниях существительных, прилагательных и глаголов. От каких условий зависит выбор этих букв?1. Черный, желтый, крыжовник (искл.).2. Ситцевый, парчовый, девчонка, книжечка.3. Ключом, товарищем, большому, горячему, бережет.603. Сгруппируйте слова по видам орфограмм «Употребление и неупотребление буквы ь на конце слов после шипящих» в разных частях речи. Добавьте в каждую группу по 2-3 своих примера.1. ь на конце сущ.: печь, мелочь, молодежь, немощь, пустошь, рощ, товарищ.2. ь в н/ф глагола: прижечь, лечь, пренебречь, приналечь, привлечь, превозмочь.3. ь в повелительном наклонении глогола: обозначь, не тревожь, преувличь, въешь, обеспечь.4. ь во 2-м лице ед.ч. глагола: возьмешь, рассчитаешь, съешь.5. Отсутствие ь на конце кратких прилагательных: свеж, линюч, трескуч, тягуч.604. Вспомните изученные виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием не. Запишите по 2 примера на каждый вид орфограмм. Составьте с любыми записанными словами простые предложения с однородными членами.1. Не с сущ. и прилаг.: неряха; неприятный; не друг, а враг.2. Не с глаголом: недоумевать, не был, не видеть.3. Не с местоимением: нечто, несколько, не с кем.В этом городе мне не с кем повстречаться и поговорить. Неряха и невежа – плохие гости.605. Приведите примеры слитного, раздельного и дефисного написаний местоимений. Объясните орфограммы графически. В каких разрядах местоимений есть эти орфограммы?606. Прочитайте текст. Определите его основную мысль. О чём вы задумались, познакомившись с диалогом дуба и тростинки? Графически обозначьте вставленные орфограммы.607. Составьте диктант из 10-12 слов или словосочетаний. Используйте изученные виды орфограмм, которые показались вам наиболее трудными. Работая в парах, продиктуйте диктант, затем проверьте его написание.Остановиться в гостинице, никто не улыбается,серебряная посуда, коснуться руки, пробовать торты, въехать на тротуар, много березовых рощ, не тревожь маму, привлечь актеров, не друг, а враг, глупый невежа, недосыпать плохо.before–>
Как правило, большинство родителей, как молодых, так и в возрасте, забывают быстро школьную программу и иногда, чтобы помочь своим детям им приходится пристально изучать все по-новому. К таким вещам можно отнести и частые просьбы учителей в наше время об обозначении орфограммы в словах предложения. Многим детям это сделать сложно, а наша статья вполне подойдет родителям, которые просто забыли, как это сделать.
p, blockquote1,0,0,0,0–> p, blockquote2,0,1,0,0–>
Итак, предлагаем Вашему вниманию простую инструкцию по определению и обозначению орфограммы в словах. А для этого Вам нужно знать, что орфограммы — это написание слова немного по-другому и делается это для понимания правил русского языка.
p, blockquote3,0,0,0,0–>
То есть, когда у Вас возникает сомнение по поводу того или иного слова. Возьмем слово «зуб» и если писать согласно правилу «Написание глухих согласных в корне слова», то Вы все сделаете правило, хотя здесь присутствует орфограмма на конце слова, потому что слышится буква «п» на конце слова. Если изменить форму слова и применить множественное число, то мы получим слово «зубы», где орфограммы уже нет и беспокоится уже не о чем. Соответственно делаем вывод, что обозначить орфограмму нужно в букве «б», подчеркиваем ее.
p, blockquote4,1,0,0,0–> p, blockquote5,0,0,0,0–>
Есть и другие, более сложные формы орфограмм, например «Буквы З, С на конце приставок», где есть закономерность правонаписания перед гласными и звонкими согласными пишется буква З, перед глухими согласными — С. А приставки «З» и вовсе нет в русском языке.
p, blockquote6,0,0,1,0–>
Присутствуют орфограммы и в более сложном исполнении, к примеру, в слове «расположился» есть орфограмма в букве «О» и букве «Ж», их необходимо выделить, так как бывают и другие буквы в этих словах в зависимости от их написания, например, «располагаться». Есть орфограмма и в приставке, где нужно выделить буквы «С» и «П», об этом читайте немного выше.
p, blockquote7,0,0,0,0–> p, blockquote8,0,0,0,1–>
Таким образом, нам кажется, что знание и умение правильно выделять и обозначать орфограммы в словах дают возможность детям изначально научиться грамотно писать слова и предложения. Орфограммы показывают, в каких местах в слове можно допустить ошибку и в будущем стараться не делать этого. А ниже вы можете просмотреть полный список всех имеющихся в русском языке орфограмм, как для начальных классов, так и для ребят постарше:
- Безударные проверяемые гласные в корне слова;
- Непроверяемые гласные и согласные;
- Проверяемые согласные в корне в корне слова;
- Непроизносимые согласные в корне слова;
- Буквы и, у, а после шипящих;
- Разделительные ъ и ь;
- Раздельное написание предлогов с другими словами;
- Употребление ь на конце существительных после шипящих;
- Употребление ь для обозначения мягкости согласных;
- Гласные и согласные в приставках;
- Буквы з и с на конце приставок;
- Буквы о и а в корне -лаг-, -лож-;
- Буквы о и а в корне -раст-, -рос-;
- Буквы ё и о после шипящих в корне слова;
- Буквы и и ы после ц;
- Большая буква и кавычки в собственных наименованиях;
- Буквы е и и в падежных окончаниях имен существительных;
- Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных;
- Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных;
- Краткие прилагательные с основой на шипящую;
- Не с глаголами;
- Мягкий знак после шипящих в неопределенной форме глаголов и во втором лице единственного числа;
- Буквы е и и в корнях с чередованием;
- Буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения;
- Буквы о и а в корне -кос-, -кас-;
- Буквы о и а в корне -гор-, -гар-;
- Буквы ы и и после приставок;
- Гласные в приставках пре- и при-;
- Соединительные о и е в сложных словах;
- Буква е в суффиксе -ен- существительных на –мя;
- Слитное и раздельное написание не с существительными;
- Буквы щ и ч в суффиксе -щик, -чик;
- Гласные е и и в суффиксах существительных -ек, -ик;
- Буквы о и е после шипящих в суффиксах существительных;
- Дефисное и слитное написание слов с пол- и полу-;
- Слитное и раздельное написание не с прилагательными;
- Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных;
- Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных;
- Различие на письме суффиксов –к- и -ск-;
- Дефис в сложных прилагательных;
- Мягкий знак в середине числительных;
- Буква И в окончаниях количественных числительных от 11 до 19;
- Не в неопределенных местоимениях;
- Дефис в неопределенных местоимениях;
- Различие приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях;
- Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях;
- Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения;
- Гласные в суффиксах глаголов -ова-,-ева- и -ыва-,-ива-;
- Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени;
- Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;
- Слитное и раздельное написание не с причастиями;
- Две буквы н в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;
- Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;
- Гласные перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов;
- Буквы ё и е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени;
- Раздельное написание не с деепричастиями;
- Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о, -е;
- Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий;
- Одна и две буквы н в наречиях на -о, -е;
- Буквы о и е после шипящих на конце наречий;
- Буквы о и а на конце наречий;
- Дефис между частями слова в наречиях;
- Мягкий знак после шипящих на конце наречий;
- Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от наречий;
- Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от существительных с предлогами;
- Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие;
- Слитное написание союзов также, тоже, чтобы;
- Дефисное написание частицы –то со словами;
- Дефисное написание частицы –ка со словами в повелительном наклонении;
- Дефис в междометиях;
- -тся и -ться в глаголах;
after–>
ГДЗ 1 класс
ГДЗ 2 класс
ГДЗ 3 класс
ГДЗ 4 класс
ГДЗ 5 класс
ГДЗ 6 класс
ГДЗ 7 класс
- Категория: Начальная школа
Подчеркивание орфограмм – это та тема, которая тянется из 1-2 класса до самого 11-го, и если уяснить для себя принципы подчеркивания в начальных классах, то гораздо легче ребенку будет учиться в старших классах. Все правила русского языка изучаются в начальной школе, далее идет лишь наработка опыта их применения.
Орфограммы – это буквы в слабой позиции. Что это значит? Это те места в слове и предложении, где кто-то может сделать ошибку вопреки правилам или словарю. Но даже если ребенок разобрался, что такое орфограмма, всегда встает вопрос как ее подчеркнуть.
Общепринято подчеркивание орфограмм одной черточкой, а опознавательных признаков орфограмм – двумя.
Список обязательных орфограмм первого класса
- Большая буква в начале предложения.
- Имена собственные.
- Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.
- Мягкий знак – показатель мягкости.
- Разделительный мягкий знак*.
- Сочетания ЧК-ЧН.
- Проверяемые безударные гласные в корне слова.
- Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
- Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
- Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
- Имена собственные.
- Предлоги.
* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.
* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.
Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм
Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)
Образец устного разбора
Мы – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
Машей – пишем с большой буквы. Орфограмма – имя собственное пишется с большой буквы.
Идём – орфограмм нет.
Гулять – орфограмма – мягкий знак показатель мягкости.
В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
Чащу – ча пишем с А. Орфограмма – сочетания ча-ща пишутся с буквой А. Ч подчеркиваем 2 черточками, А одной
Чащу – щу пишем с У. Орфограмма – сочетания чу-щу пишутся с буквой У. Щ подчеркиваем 2 черточками, У одной.
. – В конце предложения ставится точка.
Цветут – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
Цвету́т – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВÉТ. (Обязательно ставим ударение, чтобы показать, что гласная безударная).
Ландыши – ши пишем с И. Орфограмма – сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ш подчеркиваем 2 черточками, И одной чертой.
. – В конце предложения ставится точка.
Вот – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
Бы́стро – словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.
Бежи́т – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕГ.
Бежит – жи пишем с И. Орфограмма – сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ж подчеркиваем двумя, И одной.
Колю́чий – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКÓЛ.
Ёж – орфограмма – парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖИК.
. – В конце предложения ставится точка.
Пищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
Пищáт – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово писк.
Пищат – ща пишем с А. Орфограмма – сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
Пушистые – ши пишем с И. Орфограмма – сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
Мышки – орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово мы́ши.
. – В конце предложения ставится точка.
Птички – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
Птички – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. ЧК подчеркивается двумя чертами.
Вьют – орфограмма – разделительный мягкий знак.
Гнёзда – орфограмм нет.
. – В конце предложения ставится точка.
Выделяем орфограммы
1. Заглавные буквы, знаки препинания, ь показатель мягкости нужно подчеркнуть одной чертой.
2. Подчеркиваем буквы, где можно ошибиться, в словарных словах и ставим ударение.
3. Подчеркиваем сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши. Согласную в этих буквосочетаниях – двумя чертами, гласную одной.
чашка
4. Подчеркиваем сочетания чк-чн двумя чертами.
очки
5. Подчеркиваем безударные проверяемые гласные одной чертой и ставим ударение. В проверочном слове гласную, на которую падает ударение, подчеркнем двумя чертами.
лови́л – улóв
6. Подчеркиваем проверяемые парные согласные одной чертой. В проверочном слове эту согласную подчеркиваем тоже одной чертой, а гласную за ней – двумя.*
дуб – дубы, ложка – ложек
7. Подчеркиваем непроизносимые согласные в корне слов одной чертой. В проверочном слове ту же согласную нужно подчеркнуть тоже 1 чертой, а следующую за ней букву – двумя. Если непроизносимой согласной нет – подчеркиваем подозрительное буквосочетание одной чертой, а в проверочном слове – первую букву буквосочетания одной, а вторую за ней – двумя чертами.*
местный – место, опасный – опасен
8. Разделительный мягкий знак или твердый знак нужно подчеркнуть одной чертой, а буквы, которые он разделяет – двумя.
семья
9. Удвоенную согласную подчеркиваем одной чертой.
коллаж
*некоторые учителя требуют в проверочном слове проверяемую согласную подчеркивать двумя, а гласную за ней – одной чертой.
С четвертого класса при обозначении орфограммы учитель может требовать обозначить часть слова, в которой найдена орфограмма – приставку, корень, суффикс или окончание.
Статья поможет быстро вспомнить все орфограммы по русскому языку за 3 класс после каникул и во время учебы. Сохраните страницу себе в закладки, чтобы не потерять.
Основные правила по русскому языку за 3 класс разбиты на 3 раздела:
|
Сочетания букв
- Сочетания, пройденные в 1 классе: пиши букву и; пиши букву а;пиши букву у.
- В сочетаниях НЧ, ЧН, ЧК, НЩ, ЩН, РЩ никогда не пишется Ь.
Ы—И после Ц
- Буква И пишется после Ц в корнях слов и в словах на -ЦИЯ: цирк, мотоцикл, лекция.
- Исключения: цыган, цыплёнок, цыц, цыкнуть, на цыпочках, цыпки.Считалочка: У Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц!»
- Буква Ы пишется после Ц в случаях:окончания существительных множественного числа: огурцы, лестницы;окончания прилагательных: бледнолицый;суффиксы прилагательных на —ЦЫН (лисицын хвост, сестрицына подружка, курицыно перо).
Безударные гласные в корне слова
- Чтобы проверить безударную гласную А—О или Е—И—Я в корне, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением: деревья (дерево), косить (косит), колосок (колос, колосья), дитя (дитятко).
- Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запоминать.
Примечание: При изменении формы слова меняется только окончание.
Буквы О и Ё после шипящих в корне слова
- После шипящих в корнях слов под ударением звук [о] обозначается буквой ё, если при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне звук [о] не слышится. Пример: пчёлы — пчела, жёлтый — желтеть.
- В остальных случаях пишется буква о. Пример: шорты, шорох.
Парные звонкие и глухие согласные в корне слова
Непроизносимые согласные в корне слова
- Чтобы проверить написание слова с непроизносимой согласной в корне, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором проверяемая согласная произносилась бы чётко. Примеры: звёздный — звезда, местный — место, здравствуй — здравие, солнце — солнышко, участник — участие, агентство — агент и др.
- Если в сочетаниях СН—ЗН согласных при изменении слова не слышится, то писать их не нужно: железный — железо, ужасный — ужасен.
- Слова, которые нельзя проверить: чувство, лестница.
Удвоенная согласная
- Удвоенные согласные могут образовываться в словах на стыке корня и суффикса: матросский, белорусский, русский, индусский.
- Слова с удвоенными согласными в корне слова, кторые нужно запомнить: касса, сумма, аллея.
- При переносе слов с удвоенными согласными нельзя оставлять или переносить в начало следующей строки две одинаковые согласные, которые стоят между гласными: груп-па, Ан-на.
Мягкий знак
- Ь пишется у существительных женского рода единственного числа после шипящих на конце слова: дочь, мышь.
- без Ь пишутся существительные мужского рода единственного числа после шипящих на конце слова: грач, плащ.
- во множественном числе у существительных с шипящей на конце Ь не пишется: (много) крыш (мн.ч.), (много) куч (мн.ч.).
Твердый знак
- Ъ пишется только после приставок, оканчивающихся на согласные, перед корнем, начинающимся с гласных Е, Ё, Ю, Я: подъезд, съёмка, объявление, предъюбилейный,
- Ъ пишется в сложных словах: двухъярусный, четырёхъязычный.
- При переносе слов с твёрдым знаком нельзя отрывать букву Ъ от предшествующей согласной: объ-ём, подъ-езд.
Написание предлогов со словом
- Предлоги пишутся отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. Я живу в доме. Я живу в (красивом) доме. У меня есть кошка. У (кого?) меня есть кошка.
- Предлогов у глаголов не бывает, могут быть только приставки: вбежать.
Частица НЕ с глаголами
- НЕ с глаголами пишется раздельно: не бегать, не бегал, не бегаю.
- Исключения: НЕ пишется слитно только с теми глаголами, которые не употребляются без НЕ: ненавидеть, негодовать, недолюбливать, недоумевать, невзлюбить, недомогать.
Приставки
- Гласная А пишется в неизменяемых приставках ЗА-, НА-, НАД-: закрыть, нарисовать, надписать.
- Гласная О пишется в неизменяемых приставках: СО-, ПРО-, ВО-, ДО-, О-, ОБ-, ОБО-, ПО-, ПОД-, ПОДО-, ОТ-, ОТО-: соскочить, проводить, восклицательный, добавить, обстрел, обошёл, побег, подосиновик, подобрал, отдать, отойти.
- Приставка ПРА- пишется, если речь идёт о родственниках: прадедушка, прабабка. Во всех остальных случаях пиши ПРО-: прогуляться, прорыв, промок.
- Большинство приставок (С-, В-, ВУ-, ПЕРЕ-, ДО-, ЗА-, ПО-, НА- и пр.) пишется всегда одинаково: добежать, забрать, поесть, перевезти.
- Есть только приставка С. Приставки З- не бывает.
- Согласная З пишется на конце приставки перед корнем, который начинается на звонкую согласную или гласную: ВЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, БЕЗ-, РАЗ-, НИЗ-, ЧРЕЗ-: разбег, возложить, низложить, взлёт.
- Согласная С пишется на конце приставки, если корень начинается на глухую согласную: ВС-, ВОС-, ИС-, БЕС-, РАС-, НИС-,ЧЕРЕС-: бесшумно, рассказ, чересполосица, воспеть.
- Правописание слов с корнями -СЧИТ-(-СЧЁТ-) и -ЧЁТ-. Писать: рассчитать, бессчётный, расчёт, расчётливый.
На сайте также есть примеры слов с различными приставками.
Суффиксы
- Суффиксы -ИК- -ЕК-, -ИЦ- -ЕЦ-.Чтобы узнать, гласную Е или И писать в суффиксе существительного, надо просклонять это слово. — Пишется Е (-ЕК- -ЕЦ-), если при изменении формы слова в суффиксе исчезает гласный: горошек — горошки, комочек — комочка, морозец — морозцы.— Пишется И (-ИК- -ИЦ-), если при изменении формы слова в суффиксе сохраняется гласный: носик — носика, сестрица — сестрицы, медведица — медведице.
- Гласные буквы перед суффиксом -Л- в глаголах прошедшего времени.В прошедшем времени перед суффиксом -Л- пишется та же гласная, что и в неопределённой форме: посеял (посеять), клеил (клеить).Запомнить написание слов: лаял, лелеял, реял, веял, сеял.
На сайте также есть примеры слов с различными суффиксами.
Заключение
Памятка включает в себя все орфограммы по русскому языку за 3 класс. Помогает ученикам самостоятельно работать над своими ошибками.
Орфограмма – это та часть слова, в которой можно легко допустить ошибку, а точнее – это написание слова в соответствии с правилами русского языка. Если у вас появляются сомнения в правильности написания какой-либо буквы в слове или сочетании букв, то вы столкнулись с орфограммой.
В качестве примера можно рассмотреть написание, когда вы сомневаетесь в том, глухая или звонкая согласная должна быть в конце слова. Чтобы не ошибиться при написании такого слова, нужно изменить форму или же подобрать однокоренное слово так, чтобы написание буквы стало очевидным, то есть, чтобы она оказалась в сильной позиции.
Рассмотрим для примера слово «дуб». Выделяем корень слова (в данном примере это будет всё слово) и видим, что буква «б» находится в слабой позиции и вместо неё можно случайно услышать и написать «п». Такое написание требует проверки, эта буква здесь представляет собой орфограмму. Нужно подчеркнуть орфограмму и выделить корень в слове. Для проверки орфограммы в слове «дуб» изменяем его форму и подбираем однокоренное слово: Дуб – Дубы. Теперь буква «б» находится в сильной позиции и написание полностью соответствует произношению. В слове «дубы» орфограмма отсутствует, в нём невозможно допустить ошибку.
Орфограммы могут присутствовать в любой части слова: приставке, корне, суффиксе, окончании. В слове «расположился» выделяем корень «лож» и видим, что орфограммой здесь является буква «о». Далее выделяем корень и подчёркиваем букву «о» одной чертой, также нужно подчеркнуть букву «ж» двумя чертами, написание этой чередующейся безударной гласной зависит от находящегося после неё согласного.
Однако мы рассмотрели не все части слова «расположился», в которых можно допустить ошибку. В этом слове также можно ошибиться при написании приставки. Её следует выделить, подчеркнуть букву «с» и последующий согласный «п». Букву «с» подчёркиваем одной чертой, а «п» — двумя.
В этом же слове в приставке «по» также можно допустить ошибку, поэтому не стоит оставлять без внимания и эту орфограмму. Выделяем приставку и подчёркиваем букву «о».
Так мы видим, что в одном только слове может быть сразу несколько орфограмм. Надеемся, что вы разобрались с вопросом «Что такое орфограмма?». Не ленитесь и всегда обозначайте орфограммы, это поможет вам писать грамотно.
Вместе со статьёй «Что такое орфограмма?» читают:
Что такое предложение в русском языке?