Параллельность в пространстве сочинение

Первым экзаменом, который будут сдавать 11-классники в 2022 году, станет итоговое сочинение по литературе. уже известны направления, которые будут предложены

Первым экзаменом, который будут сдавать 11-классники в 2022 году, станет итоговое сочинение по литературе. Уже известны направления, которые будут предложены выпускникам, поэтому мы предлагаем более детально разобрать каждое из них и возможные темы сочинений, а также узнать, какие советы по подготовке к первому экзамену дают ученикам опытные педагоги и репетиторы.

Итоговое сочинение 2022

Итоговое сочинение – допуск школьников к ЕГЭ в 11 классе. Проводится в первую среду декабря и оценивается по системе «зачет/незачет». Важно успешно сдать экзамен, чтобы получить право участия в ЕГЭ. Написание сочинения не составит труда, если заблаговременно начать подготовку и знать содержание нескольких литературных произведений.

Важно! Местом проведения итогового сочинения является школа, в которой учащийся получает образование. На выполнение работы отводят 3 часа 55 минут.

ФИПИ утвердил такие даты итогового сочинения в 2021-2022 учебном году:

  • 1 декабря 2021 года – основной поток;
  • 2 февраля 2021 года – первый резерв;
  • 4 мая 2022 года – второй резерв.

Итоговое сочинение по литературе 2022: темы, направления ФИПИ

Требования лояльнее, нежели критерии ЕГЭ, установленные ФИПИ. При «незачете» сочинение можно переписать еще 2 раза в учебном году. Пересдача будет доступна в таких случаях:

  1. Ученик не посетил экзамен по уважительной причине, подтвердив отсутствие официальным документом (не подойдут причины «проспал», «опоздал на маршрутку», а также любимые школьниками «семейные обстоятельства»).
  2. Ученик не смог завершить работу по состоянию здоровья (резко ухудшилось самочувствие на сочинении).
  3. Учащийся получил «незачет».

Обратите внимание! К пересдачам не будут допущены ученики, не явившиеся на экзамен без уважительной причины, а также лица, отстраненные от выполнения работы за списывание и нарушение дисциплины в аудитории.

Темы и направления итогового сочинения в 2021-2022 учебном году

Направления и темы 2022 года

Важно! Темы итогового сочинения 2021-2022 года никто не может знать заранее. Их оглашают уже после начала экзамена. Но в начале года выпускникам сообщают, какими будут основные направления, по которым можно будет писать итоговое сочинение в 2022 году.

Материал данной статьи опирается на официальное письмо Рособрнадзора №04-416 от 26.10.2021 о направлении методических документов, рекомендуемых при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году.

В письме говорится о том, что в 2022 году итоговое сочинение 11-классники будут писать по таким четырем актуальным темам.

  1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  3. Преступление и наказание — вечная тема.
  4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Вот краткие пояснения к каждой теме, представленные на официальном сайте ФИПИ.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Возможные темы итогового сочинения по литературе в 2022 году к направлению «Человек путешествующий»:

  • Каким путём человек идёт к самому себе?
  • Любовь как путь самопознания.
  • Что может исказить жизненный путь человека?
  • Какие цели важно ставить на жизненном пути?
  • Как обрести счастье?
  • Возможен ли жизненный путь без ошибок?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  • Путешествие — способ познания себя и мира.
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Каковы цель и смысл жизни человека?
  • Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор?
  • Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
  • Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
  • Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
  • Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  • Как характер, образ жизни человека влияют на его путешествия?
  • Могут ли мечты быть помощью во время путешествия?
  • Что значит «идти по жизни своим путём»?
  • Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.
  • Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный путь?
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Что значит: идти ногу со временем?
  • Что человек ищет в путешествиях?
  • Почему люди хотят путешествовать?
  • Как путешествия развивают личность?
  • Чему человек может научиться в путешествии?
  • Как Вы понимаете слова Д. Лондона: «Ценным достоинством нашей жизни является возможность поменять направление своего движения и не катиться, как камень»?
  • Как Вы понимаете слова: «Дорогу осилит идущий»?
  • Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно — идти»?
  • Как выбрать свой жизненный путь?
  • Как не сбиться с жизненного курса?

Рекомендованная литература

Большие произведения Короткие произведения
Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

«Путешествие из Петербурга в Москву»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Джеймс Джойс «Эвелин»

Ч. Айтллатов «И дольше века длится день»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»

Н.С. Лесков «Очарованный странник»

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Р. Брэдбери «И грянул гром»

Г. Уэллс «Машина-времени»

Д. Лондон «Любовь к жизни»

О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»

В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Э. Форстера «По ту сторону изгороди»

А. Платонова «Неизвестный цветок»

К.Г. Паустовского «Телеграмма»

О. Генри «Мишурный блеск»

А. Платонова «Юшка»

Ф. Брауна «Приказ есть приказ»

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

В направлении «Цивилизации и технологии…» в 2022 году могут быть предложены такие темы сочинений по литературе:

  • Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
  • Как развитие технологий повлияло на общество?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? Технический прогресс — зло или благо?
  • Чем опасен технический прогресс?
  • Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
  • Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
  • Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
  • Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
  • Можно ли обойтись без науки в современном мире?
  • Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как ученый должен относиться к научным открытиям?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Каким должен быть технический прогресс?
  • К чему могут привести научные открытия?
  • Какие научные открытия опасны?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
  • Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие опасности таит в себе технический прогресс?
  • Что значит «разумное использование технологий?
  • Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
  • Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
  • Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
  • Что значит быть современным?
  • Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

Рекомендованная литература

Большие произведения Короткие произведения
М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита».

Чернышевский «Что делать?»

Шолохов «Поднятая целина»

Р. Брэдбери «Вельд»

В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»

Ж. Верн «Вверх дном»

Ж.Верн «Двадцать тысяч лье под водой»

Г.Уэллс «Война миров», «Человек-невидимка»

Ч. Айтматов «Плаха»

А. Платонов «Котлован»

А.И. Куприн «Олеся»

И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «И грянул гром» и другие

Г. Уэллс «Человек-невидимка», «Машина-времени»

М. Замятин «Мы»

Р. Брэдбери «И грянул гром»

В. Шукшина «Микроскоп»

М. Гелприна «Свеча горела»

Р. Брэдбери «Все лето в один день»

Р. Брэдбери «И все-таки наш»

У. Эко «Оно»

Р. Шекли «Лавка миров»

Преступление и наказание — вечная тема

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

Для тех, кто в 2022 году для себя выбрал направление «Преступление и наказание…» актуальными будут такие темы итогового сочинения:

  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • Что можно считать преступлением?
  • Война: преступление или подвиг.
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • В чем опасность преступлений?
  • Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?
  • Почему важны оправдательные приговоры?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Совместимы ли гений и преступление?
  • Почему люди совершают преступления?
  • Какие преступления нельзя простить?
  • Можно ли оправдать преступление?
  • Достоин ли преступник сочувствия?
  • Может ли преступник раскаяться в содеянном?
  • Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
  • Как бороться с преступностью?
  • Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
  • Что такое совесть?
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • Нужно ли быть милосердным к преступникам?
  • Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
  • Что помогает человеку искоренять зло в себе?
  • Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
  • Каковы могут быть причины преступлений?
  • Почему за преступлением следует наказание?
  • Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
  • Свобода и ответственность в жизни человека.
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Можно ли простить человека, совершившего преступление?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Какую роль играет совесть в жизни человека?
  • Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
  • Можно ли искупить свою вину?
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?

Рекомендованная литература

Большие произведения Короткие произведения
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Н. Гоголь «Мертвые души», «Тарас Бульба», «Шинель», «Мёртвые души»

«Война и мир»

«Дубровский»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

«Песня про купца Калашникова»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Эдгар По «Сердце-обличитель»

А. Островский «Гроза»

Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

И. Тургенев «Муму»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

М. Горький « Макар Чудра», «Старуха Изергиль»

А.Н. Островский «Гроза»

А.С. Пушкин «Выстрел», «Метель», «Капитанская дочка»

Л. Андреев. «Иуда Искариот»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Л. Андреева «Предстояла кража»

О. Генри «Родственные души»

А.П. Чехова «Злоумышленник»

Р. Матесона «Кнопка, кнопка»

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

Творческое направление 2022 года может быть представлено одной из таких тем:

  • Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
  • Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?
  • Как Вы понимаете слова: «В музыке есть нечто волшебное; она заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам» (И.В. Гёте)?
  • Какую книгу Вы считаете величайшим достижением культуры?
  • Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
  • Какое произведение литературы, по Вашему мнению, будут помнить в XXII веке и почему?
  • Нужно ли читать книги в XXI веке?
  • Какие книги вдохновляют современную молодежь?
  • Может ли книга помочь разобраться в себе?
  • Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
  • Как искусство влияет на личность?
  • Какой вид искусства Вам ближе и почему?
  • Как музыка влияет на людей?
  • Зачем человек слушает музыку?
  • Какой фильм Вы можете назвать шедевром?
  • «Где не хватает слов, говорит музыка» (Ганс Христиан Андерсен). В каких произведениях можно найти подтверждение этой мысли?
  • Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
  • Кумиры моего поколения: какие они?
  • Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
  • Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
  • В какой книге изображён портрет современного поколения?
  • Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
  • Какие произведения искусства делают вас счастливым?
  • Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
  • Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
  • Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
  • Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?

Рекомендованная литература

Большие произведения Короткие произведения
Н.В. Гоголь «Портрет»

Л.Н. Толстой «Анна Каренина»

А.И. Куприн «Тапер», «Гранатовый браслет»

Островский «Лес»

А.М. Горький «На дне»

М.Е.Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»

А.П. Чехов «Чайка», «Ионыч»

Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» (письма «Большое в малом», «Самое большое», «Самая большая ценность жизни»)

Л. Андреев. «Иуда Искариот»

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Юлия Кузнецова «Помощница ангела»

И.А. Гончаров «Обломов»

Лермонтов «Герой нашего времени»

М. Шолохов «Судьба человека»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

А. Грин «Алые паруса»

М. Горький «Старуха Изергиль»

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

А.Н. Куприн «Гранатовый браслет»

А. Н. Толстой «Русский характер»

А. С. Грин «Зелёная лампа»

Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

М. Гелприна «Свеча Горела»

Н. Тэффи «Мой первый Толстой»

О. Генри «Последний лист»

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

В данном направлении возможны такие темы:

  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Нужны ли перемены современному обществу?
  • Что такое общественная справедливость?
  • Бывает ли общественное мнение ошибочным?
  • Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
  • Кто счастлив на Руси?
  • Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
  • Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
  • Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
  • Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
  • Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
  • Что значит «любить Родину»?
  • В чем польза и опасность патриотизма?
  • Как нужно относиться к своей Родине?
  • Как сделать Россию лучше?
  • Возможно ли решить проблему социального неравенства в России?
  • Как связаны человек и государство?
  • Как связаны общество и государство?
  • Какие перемены опасны в обществе и государстве?
  • Каким образом можно улучшить общество?
  • Как можно улучшить государство?
  • Как помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
  • Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?
  • Может ли государство быть справедливым ко всем?
  • Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас…»?
  • Какими качествами должен обладать счастливый человек?
  • Что такое репутация человека в обществе?
  • Что значит «быть в ладу с самим собой»?
  • Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
  • Может ли один человек изменить общество?
  • Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
  • Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
  • Что делает человека подлинно счастливым?
  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?
  • Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?

Список литературы для данного направления итогового сочинения 2021-2022 года будет включать такие произведения:

Большие произведения Короткие произведения
Л.Н. Толстой «Война и мир»

М. Шолохов «Тихий Дон»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

В. Маяковский «Прозаседавшиеся»

Н. Гоголь «Мертвые души», «Ревизор», «Шинель»

И. Гончаров «Обломов»

А. Чехов «Человек в футляре»

М. Салтыков-Щедрин «История одного города»

А. Островский «Гроза»

А. Грибоедов «Горе от ума»

Д. Фонвизин «Недоросль»

А.С. Пушкин «Медный всадник»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Н.С. Лесков «Очарованный странник»

Н.С. Лесков «Левша»

М. Булгаков «Собачье сердце»

М. Горький «На дне»

М. Горький «Старуха Изергиль»

Л.Н. Толстого «Три вопроса»

М.Е. Салтыкова-Щедрина «Добротели и пороки»

А. Платонова «Юшка»

А.П. Чехова «В аптеке»

А.П. Чехова «Размазня»

А.П. Чехова «Темнота»

В. Шукшина «Обида»

Критерии оценивания

Для качественного написания работы мало знать направления, по которым будет предложено итоговое сочинение 2021-2022 учебного года. При оценивании эксперты будут использовать вполне конкретные критерии, ориентируясь на которые можно максимально хорошо подготовится к первому испытанию (что будет особенно актуально для тех 11-классников, которые планируют получить за сочинение по литературе дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ).

К работе предъявляются два основных требования:

  • Требование №1. «Объём итогового сочинения»
  • Требование №2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

  1. «Соответствие теме»;
  2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
  3. «Композиция и логика рассуждения»;
  4. «Качество письменной речи»;
  5. «Грамотность».

Важно! Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.

Больше советов от педагогов смотрите в видео уроке:

Читайте также:

  • Паронимы ЕГЭ 2022 года: список и значение
  • Критерии сочинения ЕГЭ по русскому языку в 2022 году
  • ЕГЭ по литературе в 2022 году

Тесты по геометрии 10 класс. Тема: «Параллельные прямые в пространстве»

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Выберите вариант ответа, в котором представлена правильная теория?

— Через две параллельные прямые возможно провести лишь две плоскости.

+ Через две параллельные прямые проходит лишь одна плоскость.

— Через множество параллельных прямых невозможно провести одну плоскость.

— Через две параллельные между собой прямые проходят три плоскости.

2. Каким знаком отмечают параллельность?

+ ║

— //

— /

— =

3. Какие прямые именуются параллельными в пространстве?

— находящиеся в одной плоскости и обладающие двумя точками пересечения.

— принадлежащие одной плоскости и обладающие одной точкой пересечения.

+ принадлежащие одной плоскости и не имеющие общих точек пересечения.

— принадлежащие двум плоскостям и представляющие собой перпендикулярные прямые.

4. В каком варианте ответа представлено правильное утверждение?

— Когда точка G принадлежит данной прямой, через нее можно провести две прямые, параллельные данной прямой.

— Когда точка N не принадлежит данной прямой, через нее проходят две прямые, перпендикулярные данной прямой.

+ Когда точка Q не лежит на данной прямой, через нее проходит единственная прямая, параллельная данной прямой.

— Когда точка H не находится на данной прямой, через нее нельзя провести прямую, параллельную данной прямой.

5. Выберите вариант ответа, в котором представлены две параллельные прямые:

вопрос теста Параллельные прямые в пространстве. 10 класс. Задание 1

6. Что такое параллельный пучок прямых?

— Это множество скрещивающихся прямых в пространстве.

+ Это множество прямых в пространстве, параллельных данной прямой.

— Это любые десять прямых в пространстве.

— Это множество прямых в пространстве, перпендикулярных данной прямой.

7. Выберите ошибочное суждение:

+ Даны три прямые. Первая прямая K параллельна второй прямой M, вторая прямая M – третьей прямой N. Из данного следует, что первая и третья прямые K и N именуются не параллельными, а перпендикулярными.

— Если взять любые две прямые пучка параллельных прямых, то они окажутся параллельными между собой.

— Параллельному пучку прямых характерно свойство транзитивности.

— Когда прямая K является параллельной прямой M, прямая M – прямой N, тогда прямые K и N также являются параллельными.

8. Каким образом маркируется параллельность двух прямых K и M?

+ K ∥ M

— K – M

— K / M

— M / K

9. Даны три прямые P, S, T. Если первая прямая P является параллельной второй прямой S, а третья прямая T – параллельной первой прямой P, то:

+ вторая и третья прямые S и T являются параллельными.

— прямая S является перпендикулярной прямой T.

— прямым S и T характерна лишь одна точка пересечения.

— через прямые S и T будут проходить две плоскости.

тест 10. В каком варианте ответа указано правильное суждение о параллельности прямых в пространстве:

— Если взять любые три прямые, пересекающиеся между собой и в то же время находящиеся в одной плоскости, то они будут именоваться параллельными в пространстве.

— При условии, что две прямые лежат в двух разных плоскостях и не обладают общими точками пересечения, их именуют параллельными в пространстве.

+ Три прямые будут представлять собой параллельные прямые, если они будут перпендикулярны одной и той же плоскости.

— Три прямые являются параллельными, если они не перпендикулярны одной и той же плоскости.

11. Как именуются не обладающие общей точкой пересечения прямые, через которых нельзя провести плоскость?

— перпендикулярные

— не пересекающиеся

— не параллельные

+ скрещивающиеся

12. Если пять отрезков находятся на пяти параллельных прямых, то они представляют собой:

— скрещивающиеся отрезки

+ параллельные отрезки

— перпендикулярные отрезки

— прямые отрезки

13. Сколько параллельных прямых возможно провести через любую точку пространства, которая находится вне данной прямой?

— три

— две

+ одну

— ноль

14. В каком варианте представлена безошибочная теория?

+ Если данная плоскость пересекает одну из трех параллельных прямых, то она пересекается и с остальными двумя прямыми.

— Когда два из трех параллельных прямых пересекают данную плоскость, то третья прямая пересекает перпендикулярную ей плоскость.

— Две параллельные прямые всегда пересекаются с двумя разными плоскостями.

— Две параллельные прямые никогда не пересекаются с плоскостью.

15. Прямых называют скрещивающимися, если они:

+ не принадлежат одной плоскости.

— находятся в одной плоскости.

— не имеет точек пересечения.

— никогда не пересекаются.

16. Выберите вариант ответа, в котором указано правильное суждение о параллельности прямых в пространстве:

+ Если три отрезка параллельны между собой, то прямые, на которых они находятся, также являются параллельными.

— Когда два отрезка параллельны между собой, то прямые, на которых они лежат, не являются параллельными.

— Если два отрезка пересекаются между собой, то прямые, на которых они лежат, являются параллельными.

— Если два отрезка перпендикулярны, то прямые, на которых они лежат, являются параллельными.

17. В каком варианте правильно указана параллельность прямых d и c?

— d – c

— d / c

+ c ∥d

— c / d

18. Прямая и плоскость именуются параллельными, когда они:

— обладают одну общую точку.

— имеют точку пересечения.

— характеризуются двумя общими точками.

+ не обладают общих точек.

19. Если плоскость и прямая характеризуются только одной общей точкой, то это значит, что они:

— параллельны

— скрещиваются

— не пересекаются

+ пересекаются

тест-20. Дан параллелепипед ABCDA1B1C1D1. Какие прямые здесь являются параллельными?

— AD и A1B1

— AD и C1D1

+ AB и CD

— B1C1 и C1D1

21. Даны две параллельные прямые в простанстве. Одна из них является параллельной к третьей прямой. Выберите вариант ответа, в котором представлено ошибочное суждение:

+ Первая, вторая прямые перпендикулярны к третьей.

— Первая прямая параллельна второй.

— Вторая и третья прямые являются параллельными.

— Три прямые не имеют точек пересечения.

22. Дан параллелепипед ABCDA1B1C1D1. Являются ли параллельными прямые АВ и CD?

— зависят от объема параллелепипеда

— зависят от площади параллелепипеда

+ нет

— да

23. Две прямые пересекаются. Из данного следует, что:

— они обладают двумя общими точками.

— они принадлежат одной плоскости.

+ они обладают одной общей точкой.

— они не имеют общих точек.

24. Дан куб ABCDA1B1C1D1. Прямые СС1 и DD1:

+ параллельны

— перпендикулярны

— имеют одну точку пересечения

— скрещивающиеся

25. У двух прямых отсутствует общих точек, из этого следует, что они являются:

— скрещивающимися

— перпендикулярными

— пересекающимися

+ параллельными

26. Выберите верное утверждение:

— Трем параллельным прямым в пространстве присущи три точки пересечения.

+ Десять параллельных прямых в пространстве никогда не будут пересекаться.

— Когда одна прямая параллельна четырем другим параллельным прямым, то это значит, что они пересекаются в четырех точках.

— Две параллельные прямые в пространстве характеризуются перпендикулярностью.

27. Дан куб ABCDA1B1C1D1. Указанные в каком варианте прямые не являются параллельными?

+ A1D1 и C1C

— AD и BC

— AB и CD

— A1B1 и C1D1

28. В каком варианте представлен правильный вариант теории?

— Две прямые именуются перпендикулярными, когда они являются параллельными третьей прямой.

— Две прямые именуются прямыми, когда они являются параллельными третьей прямой.

-Две прямые именуются скрещивающимися, когда они являются параллельными третьей прямой.

+ Когда две прямые являются параллельными третьей прямой, их именуют параллельными.

29. Посмотрите на рисунок и выберите вариант ответа, в котором указано ошибочное суждение.

вопрос теста Параллельные прямые в пространстве. 10 класс. Задание 2

— Прямые b и c никогда не будут иметь общих точек пересечения.

— Прямая b принадлежит плоскости α.

+ прямые a и cпредставляют собой не параллельные прямые.

— прямые a, bи cхарактеризуются параллельностью.

тест_30. Дан параллелепипед ABCDA1B1C1D1. Указанные в каком варианте прямые не являются параллельными?

— AB и CD

— BC и A1C1

+ A1D1 и C1D1

— A1B1 и AB

Лекции (краткое изложение пройденного материала и конспект Whiteboard zoom):

  1. Лекция № 1 (08.09.2021) Матрицы. Операции над матрицами. Определители матриц 2х2 и 3х3. Свойства определителя. Разложение определителя по строке (столбцу). Матричная форма записи системы линейных уравнений. Формулы Крамера.
  2. Лекция № 2 (15.09.2021) Повторение — матричная форма записи системы линейных уравнений, формулы Крамера. Метод Гаусса решения систем линейных уравнений. Вычисление определителя матрицы с помощью элементарных преобразований над строками (столбцами). Конспект.
  3. Лекция № 3 (22.09.2021) Декартова прямоугольная система координат. Прямая на плоскости и ее уравнение (различные формы записи) Взаимное расположение двух прямых. Угол между двумя прямыми. Параллельность и перпендикулярность двух прямых на плоскости. Расстояние от точки до прямой на плоскости. Конспект.
  4. Лекция № 4 (29.09.2021) Векторы на плоскости и в пространстве. Проекции и их свойства. Скалярное произведение векторов и его выражение через их координаты. Плоскость в пространстве. Вектор нормали к плоскости. Уравнение плоскости. Проекция точки на плоскость. Расстояние от точки до плоскости. Векторное произведение векторов и его выражение через их координаты. Смешанное произведение трех векторов и его свойства. Выражение смешанного произведения через координаты векторов. Конспект.
  5. Лекция № 5 (06.10.2021) Кривые второго порядка. Вывод уравнений параболы, эллипса, гиперболы. Конспект.
  6. Лекция № 6 (13.10.2021) Множества и функции. Числовая последовательность. Определение ограниченной последовательности. Бесконечно малая последовательность. Свойства бесконечно малых последовательностей. Конспект.
  7. Лекция № 7 (20.10.2021) Предел последовательности и его свойства. Конспект.
  8. Лекция № 8 (27.10.2021) Точная верхняя грань. Принцип полноты Вейерштрасса. Теорема Вейерштрасса. Число e. Конспект.
  9. Лекция № 9 (03.11.2021) Предел функции на бесконечности и в точке. Свойства предела. Первый замечательный предел. Конспект.
  10. Лекция № 10 (10.11.2021) Непрерывные функции и их свойства. Классификация точек разрыва. Свойства функций, непрерывных на отрезке (с примерами, без доказательства). Конспект.
  11. Лекция № 11 (17.11.2021) Производная функции в точке. Дифференцируемость функции в точке. Связь с непрерывностью. Производная суммы, произведения и частного. Конспект.
  12. Лекция № 12 (24.11.2921) Производная сложной функции. Производная обратной функции. Дифференциал и его свойства. Локальный экстремум. Теорема Ферма. Конспект.
  13. Лекция № 13 (01.12.2021) Теорема Ролля. Теорема Коши. Правило Лопиталя. Терема Лагранжа. Достаточное условие монотонности функции на промежутке. Первое достаточное условие экстремума. Конспект.
  14. Лекция № 14 (08.12.2021) Формула Тейлора. второе достаточное условие локального экстремума. Выпуклость функции. Достаточное условие выпуклости. Конспект
  15. Лекция № 15 (15.12.2021) Выпуклость функции и точки перегиба. Примеры. Первообразная. Конспект.
  16. Лекция № 16 (22.12.2021) Первообразная и неопределенный интеграл. Таблица первообразных. Свойства дифференциала и приемы интегрирования. Интегрирование разложением. Конспект.

После лекции № 5 предполагается провести Коллоквиум № 1 — по элементам линейной алгебры и аналитической геометрии. Коллоквиум проводят преподаватели семинаров.

Программа коллоквиума № 1.

После лекции № 10 предполагается провести Коллоквиум № 2 — по теории пределов и непрерывности.

Программа коллоквиума № 2.

Во втором семестре предусмотрен Коллоквиум № 3 — по дифференциальному исчислению функции одной переменной.

Программа Коллоквиума № 3.

В конце второго семестра проходит экзамен.

Программа экзамена.

По разделу «Введение в анализ» имеется книга доцента А.К.Рыбникова

По теме «Пределы» имеется методическое пособие доцента Ю.Н.Сударева


Семинары 

  1. Семинар 11.09.2021 Матрицы. Определители. Конспект.
  2. Семинар 18.09.2021 Решение систем линейных уравнений с помощью формул Крамера и методом Гаусса. Конспект
  3. Семинар 25.09.2021 Система координат на плоскости. Векторы. Прямая на плоскости.  Взаимное расположение прямых на плоскости. Векторы в пространстве. Скалярное произведение векторов. Конспект.
  4. Семинар 02.10.2021 Векторное произведение векторов. Уравнение плоскости. Проекция точки на плоскость. Расстояние от точки до плоскости. Смешанное произведение векторов. Конспект.
  5. Семинар 09.10.2021 Кривые второго порядка — эллипс, гипербола, парабола. Решение задач. Конспект.
  6. Семинар 16.10.2021 Последовательности. Предел последовательности. Конспект.
  7. Семинар 23.10.2021 Решение задач на пределы. Конспект.
  8. Семинар 30.10.2021 Решение задач на пределы функций. Конспект.
  9. Семинар 06.11.2021 Решение задач. Конспект.
  10. Семинар 13.11.2021 Завершение темы «Пределы». Конспект.
  11. Семинар 20.11.2021 Производные. Конспект.
  12. Семинар 27.11.2021 Производные. Экстремумы. Наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке. Конспект.
  13. Семинар 04.12.2021 Правило Лопиталя. Вторая производная и выпуклость функций. Схема исследования функции и построения эскиза ее графика. Конспект.
  14. Семинар 11.12.2021 Решение задач на исследование функции. Конспект.

placeholder

Инфоурок

Геометрия
ПрезентацииПрезентация по геометрии 10 класс на тему «Параллельные прямые в пространстве»

Параллельность прямых в пространстве

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Параллельность прямых в пространстве

    Описание слайда:

    Параллельность прямых в пространстве

  • 2 слайд

    ВСПОМНИМ ПЛАНИМЕТРИЮКаково может быть взаимное расположение двух прямых на п

    Описание слайда:

    ВСПОМНИМ ПЛАНИМЕТРИЮ
    Каково может быть взаимное расположение двух прямых на плоскости?
    а││в аꓵв

    а=в
    Какие прямые в планиметрии называются параллельными?

  • 3 слайд

    ВСПОМНИМ ПЛАНИМЕТРИЮАксиома параллельных прямых - ?Через точку, не лежащую н

    Описание слайда:

    ВСПОМНИМ ПЛАНИМЕТРИЮ
    Аксиома параллельных прямых — ?
    Через точку, не лежащую на данной прямой,
    проходит прямая, параллельная данной и притом только одна
    а
    в
    М

  • 4 слайд

    ВСПОМНИМ ПЛАНИМЕТРИЮСледствия аксиомы параллельных прямых - ?Если прямая пер

    Описание слайда:

    ВСПОМНИМ ПЛАНИМЕТРИЮ
    Следствия аксиомы параллельных прямых — ?
    Если прямая пересекает одну из параллельных прямых, то она пересекает и другую.
    Если две прямые параллельны третьей прямой, то они параллельны.

  • 5 слайд

    ВЕРНЕМСЯ В ПРОСТРАНСТВО.Каково может быть взаимное расположение прямых в прос

    Описание слайда:

    ВЕРНЕМСЯ В ПРОСТРАНСТВО.
    Каково может быть взаимное расположение прямых в пространстве?
    А
    B
    C
    D
    А1
    B1
    C1
    D1
    AB и CD
    B1C и C1C
    AD1 и A1D
    BC и AA1
    B1C и A1D
    II
    ?

    ?

    ?
    ?
    ?

  • 6 слайд

    6ПланиметрияСтереометрияДве прямые на плоскости называются параллельными, есл

    Описание слайда:

    6
    Планиметрия
    Стереометрия
    Две прямые на плоскости называются параллельными, если они не пересекаются.
    Две прямые в пространстве называются параллельными, если они лежат в одной плоскости и не пересекаются.
    aIIb
    aIIb

  • 7 слайд

    ВЕРНЕМСЯ В ПРОСТРАНСТВОКакие прямые в пространстве называются параллельными?А

    Описание слайда:

    ВЕРНЕМСЯ В ПРОСТРАНСТВО
    Какие прямые в пространстве называются параллельными?
    А
    B
    C
    D
    А1
    B1
    C1
    D1
    B1C и A1D
    Параллельными
    называются прямые,
    лежащие в одной
    плоскости и не
    имеющие точек
    пересечения.

  • 8 слайд

    Теорема №3 (о параллельных прямых).Через любую точку пространства, не лежащую

    Описание слайда:

    Теорема №3 (о параллельных прямых).
    Через любую точку пространства, не лежащую на данной прямой, проходит прямая, параллельная данной, и притом только одна.
    К
    a
    b

  • 9 слайд

    …они лежат на параллельных прямыхОтрезки в пространстве называются параллельн

    Описание слайда:

    …они лежат на параллельных прямых
    Отрезки в пространстве называются параллельными, если …
    Лучи в пространстве называются параллельными, если …
    Параллельные отрезки,
    параллельные лучи
    в пространстве.

  • 10 слайд

    10Два отрезка называются параллельными, если они лежат на параллельных прямых

    Описание слайда:

    10
    Два отрезка называются параллельными, если они лежат на параллельных прямых.
    a
    b
    Определение
    А
    В
    С
    D
    АВ II СD
    m
    n
    F
    L
    FL II n
    Отрезок FL параллелен
    прямой n
    Отрезки АВ и СD параллельны

  • 11 слайд

    АBCDА1B1C1D1AD и A1D1 AD и B1C1 AB1 и B1C1 AB1 и DC1 B1C1 и DC1 BB1 и DCАВСDA

    Описание слайда:

    А
    B
    C
    D
    А1
    B1
    C1
    D1
    AD и A1D1
    AD и B1C1
    AB1 и B1C1
    AB1 и DC1
    B1C1 и DC1
    BB1 и DC
    АВСDA1B1C1D1-куб. Установите взаимное расположение прямых.

  • 12 слайд

    Задача №17.Дано: М – середина BD ABDCNMРQN – середина CDQ – середина АСP – се

    Описание слайда:

    Задача №17.
    Дано: М – середина BD
    A
    B
    D
    C
    N
    M
    Р
    Q
    N – середина CD
    Q – середина АС
    P – середина АВ
    АD = 12 см; ВС = 14 см
    Найти: PMNQP .
    Ответ: 26 см.

  • 13 слайд

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕП. 4 СТР 9 изучить (определение, теорема№3). №16, 17. Решить

    Описание слайда:

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
    П. 4 СТР 9 изучить (определение, теорема№3).
    №16, 17.
    Решить СР №1 10 а 1 уровень 1 вариант
    10 б 2 уровень 1 вариант

  • 14 слайд

    10-Г-У№16 СР №1

    Описание слайда:

    10-Г-У№16 СР №1

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Параллельность в пространстве сочинение

  • Сейчас обучается 934 человека из 79 регионов

Параллельность в пространстве сочинение

  • Сейчас обучается 320 человек из 69 регионов

Параллельность в пространстве сочинение

  • Сейчас обучается 676 человек из 74 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия (базовый и углубленный уровни)», Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др.

Тема:
1.1. Параллельные прямые в пространстве

Похожие материалы

  • Презентация урока геометрии в 9 классе на тему «Уравнения окружности и прямой»

  • Тест по геометрии «Признаки равенства треугольников»

  • Рабочая программа по геометрии- 8 класс, Атанасян

  • Рабочая программа по геометрии- 9 класс, Атанасян

  • Рабочая программа по геометрии для 9 класса по учебнику Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С

  • Рабочая программа по геометрии для 7-8 классов по учебнику Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С

  • Кроссворд по теме: «Начальные геометрические сведения»

  • Урок по геометрии 8 класс «Четырехугольники»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5435675 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Изучение вероятностно-стохастической линии в школьном курсе математики в условиях перехода к новым образовательным стандартам»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экономика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс повышения квалификации «Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по математике в условиях реализации ФГОС ООО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Черчение: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Учебная деятельность по предметной области «Черчение»: основы предмета и реализация обучения в условиях ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

ПАРАЛЛЕЛЬНОСТЬ ПРЯМОЙ И ПЛОСКОСТИ.
РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПАРАЛЛЕЛЬНОСТИ.

Цель: Закрепить понятие параллельности прямой и плоскости; признаки и свойства параллельности прямой и плоскости. Отработать навыки составления «логических цепочек», продолжить развитие умение грамотно оформлять задачи на доказательство. Познакомить с одним из методов доказательств («введение вспомогательного элемента» или дополнительных построение). Развивать пространственное воображение.

План: 1) Устная работа ( с элементами проверки домашнего задания № 25)

  1. Блиц-опрос.

  2. Решение задачи методом «введения вспомогательного элемента

  3. Творческая работа («генеалогическое дерево» (иерархическая структура) теоремы о параллельных прямых в пространстве)

  4. Подведение итогов.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:

      1. ПАРАЛЛЕЛЬНОСТЬ ПРЯМОЙ И ПЛОСКОСТИ.

2

Дано: ­

1

­ ?

Доказательство:

1)

2)

3)

Плакат – творческая работа («генеалогическое дерево»)

Дополнительный вопросы: по № 1

  1. Сформулировать утверждение, обратное данному

[ Если прямая параллельна плоскости, то в плоскости существует прямая, параллельная данной прямой]

  1. Сколько? ( Множество)

  2. Доказать: [Теоремы о параллельных в пространстве]

Сформулировать:

[Через любую точку пространства всегда можно провести прямую, параллельную данной. Одну и только одну]

2 Блиц- опрос:

  1. a

    ?

    ?

    || α ; b || α a || b ? (нет)

  1. a

    ?

    || b ; b || α a || α ? (Да) ( свойство параллельных прямых)

  2. α || a ; β ||a αβ (Нет)

  3. a ∩ α; Сколько можно провести прямых , пересекающих а и параллельных плоскости α? (множество)

  4. а ∩ α; Сколько можно провести прямых пересекающих α и параллельных прямой а? (множество)

  5. Сколько прямых, параллельных данной прямой, можно провести через точку, не лежащей на данной прямой? (одну)

  6. Сколько прямых || данной плоскости можно провести через данную точку, не принадлежащей плоскости? (множество)

  7. Сколько плоскостей, || данной прямой можно провести через данную точку, не лежащую на этой прямой? (множество)

  8. Верно ли? «Прямая, параллельная плоскости, параллельна любой прямой, лежащей в этой плоскости?» (нет)

  9. Всегда ли можно построить плоскость, проходящую через данную прямую и параллельную другой данной прямой? (нет)

Над последним вопросом поработать с классом

а) Если прямые пересекаются, то такую плоскость построить нельзя

б ) Если a || b , то любая плоскость, содержащая a и не содержит b, будет ей || .

в) Если a b . Чтобы построить α || b, надо через любую точку прямой а провести прямую с || b . a ∩ с задают плоскость

1 Работа у доски:

№1 Закончить по смыслу логическую цепочку. Сформулировать (устно) полученное утверждение и доказать его

a  α ; a || b ; b  α  a || α

Доказательство:

1) Пусть a α  a ∩ α , так как a  α (по условию)

2) a ∩ α , a || b  b ∩ α

3) b ∩ α , но b  α — противоречье  a || α

Метод доказательства: (от противного)

№2 Из множества условий a  β a || α α ∩ β = b ; b || a собрать все возможные логические цепочки известных нам утверждений и сделать чертеж.

1) a  β , a || α , α ∩ β = b  b || a

(прямая, лежащая в плоскости и параллельная другой плоскости, пересекающей данную, — параллельна линии пересечения плоскостей.

2) a  β , a || b , α ∩ β = b  a || α

Если прямая , лежит в плоскости и пересекающей другой плоскости, параллельна линии пересечения, то она параллельна и другой плоскости.

Дополнительный вопрос: Верно ли будет утверждение

a || α , a || b , α ∩ β = b  a  β (нет)

контраргумент из № 3 (д/з № 25)

№ 3 По данному чертежу составить задачу:

Дано: b || a ; α ∩ β = b ; a  α ; a  β

Доказать: a || α ; a || β

Доказательство:

1) α ∩ β = b  b  α ; b  β ;

2) b || a ; b  α  a || α (признак || прямой и плоскости)

3) b || a ; b  β  a || β признак || прямой и плоскости)

Дополнительный вопрос: Сформулируй утверждение обратное данному.

Метод доказательства: прямой, составлением логической цепочки.

Домашнее задание № 33 п 7 (до теоремы)

Итог: 1) систематизировали имеющиеся знания

2) Расставили акценты на важном.

Логические структуры
в развитии пространственного мышления
при изучении начал стереометрии.

(выступление на городском МО математиков)

К данной теме меня привели 2 момента

  1. Сплошной текст в учебнике при доказательстве теорем

  2. Отсутствие собственного пространственного воображения

О том, что для упрощения чтения текстов необходимо вводить символьную запись. Уже говорилось и все ее (символику) нещадно эксплуатируют, заменяя слово символом для упрощения записей. Но хотелось бы, чтобы эти символы не только упрощали записи, но и помогали видеть то, что стоит за этим текстом. Поэтому с самого начала изучения аксиом стереометрии, я предлагаю играть в различные логические игры. Чтобы видеть пространство, надо учить логически мыслить.

Игра № 1 Установить соответствие: рисунок, аналитическая запись, текст.

Аа !α : А α; а α

  1. Из множества рисунков и картинок выбрать все соответствия

  2. К рисунку подобрать 2 и 3

  3. К записи подобрать рисунок и формулировку

  4. К формулам подобрать рисунок и аналитическая запись

Игра № 2 Закончить предложение (в одну строчку)

A, B, C  одной прямой 

а ∩ α=А 

Игра № 3 Подбери начало предложения

!α : а α; b α

Игра № 4 aα = A, B α . Построить плоскость β, проходящую через a и В
α : A  α; B  α β: a  β ; В  β.

[Для того, чтобы построить, необходимо выяснить взаимное расположение α и β

Если отработать в логической цепочке

  1. В

    А  Р

     α ; В  β  α ∩ β = Р ; В  β

  2. А ∩ α = А  А  а ; А  α

  3. А  а ; а  β  А  β

]

Игра № 5 Придумать самим цепочку в одну строчку. Как можно больше задать условий

α Аn  α ; Вn  α

а Аn  а ; Вn  α А ; В  а ; А  α ; В  α  а ∩ α

Игра № 6 Выводы из аксиом

Например: А ; В  а ; А ; В  α  а  α

Вывод: А  а ; А  α  а  α или а ∩ α

1) А ; В ; С ; D  одной прямой  1) А ; В ; С ; D  α или

2) А ; В ; С  α1 D  α или

3) А ; В ; D  α2 С  α2

Добавим в условие : А ; В ; С  α ; D  α ! α ; А ; В ; С  α

Игра № 7 Найди ошибку

  1. а  α ; b  β

a  β ; b  α

 a и b не лежат в одной плоскости

  1. a || α ; b || α  a || b [ или а ∩ b или а скрещив с b ]

  2. α || a ; β || a  α || β

  3. α || a ; β || a  α β

Игра № 8 Свойства и признаки.

 a || α

a || α 

Игра № 9 a || α b || а α ∩ β= b a β

Собрать всевозможные цепочки из заданных условий.

Ответ: 1) а  β; а || α ; β ∩ α =b  b || a

2) а  β; а || b ; α ∩ β =b  a || α

3) a || α ; a || b ; α ∩ β =b  а  β (неверно) Нарисуйте контраргумент

Контраргумент

Игра № 10 По данному чертежу составить задачу

Метод доказательства:

  1. Прямой с помощью логической цепочки

  2. От обратого

  3. Дополнительные построения

Дано: a || b ; α ∩ β = b ; a  α ; a  β

Доказать: a || α ; a || β

Доказательство:

1) α ∩ β = b  b  α ; b  β

2) b  α ; a || b  a || α ( признак || прямой и плоскости)

3) b  β ; a || b  a || β

Игра № 10 Алгоритм ( в определении)

П о общей точке a ; b

И меют общую () Не имеют общую ()

И меют одну общую () Имеют более одной общей ()

a ∩ b a = b a || b a b

a b ; a  b ; a b  a b

П о принадлежности плоскости a ; b

Л ежит в единой плоскости Не лежит в единой плоскости

a || b a = b a ∩ b a b

  • Параграф как пишется знак
  • Папина чашка рассказ для детей
  • Папина собака все части рассказы
  • Папа римский как пишется с большой буквы или с маленькой
  • Папе было сорок лет славику десять сочинение