Пара галош как пишется с мягким знаком или нет

Содержание происхождение слов переносное значение галоши в литературе происхождение слов чтобы понять, откуда в русском языке появились два похожих слова

Содержание

  1. Происхождение слов
  2. Переносное значение
  3. Галоши в литературе

Происхождение слов

Чтобы понять, отку­да в рус­ском язы­ке появи­лись два похо­жих сло­ва для обо­зна­че­ния этой рези­но­вой обу­ви, обра­тим­ся к про­ис­хож­де­нию этих лексем.

«Галоша» — слово французское (galoche). Во французский язык оно, вероятнее всего, пришло из латыни. Слово «калоша» — из немецкого, где возникло через латынь от греческого слова kalopo­di­on (деревянный башмак).

Первые рези­но­вые мок­ро­сту­пы ста­ли про­да­вать в Бостоне 12 фев­ра­ля 1831 года. И появи­лась очень удоб­ная, а глав­ное вос­тре­бо­ван­ная в дождь и грязь обувь, кото­рую назва­ли галошами.

Поселился он в какой-то совер­шен­но осо­бой ком­на­те у немец­кой антре­пе­нёр­ки, уре­зал свои русые куд­ри и полы сине­го каф­та­на, а чуй­ку с зеле­ным отли­вом пере­име­но­вал в плащ, купил гало­ши и зон­тик да нанял лихача-извозчика, чтоб возил его по горо­ду и за город, нака­зал накреп­ко вели­чать при­стой­но — бари­ном и суда­рем, и таким обра­зом стал весь­ма фран­то­ва­тым чело­ве­ком (Я. П. Бутков. Невский про­спект, или Путешествия Нестора Залетаева).

Заметим, что в рус­ской речи про­скаль­зы­ва­ет и дру­гое, очень похо­жее сло­во — «кало­ши». В свя­зи с ним сра­зу вспо­ми­на­ет­ся искон­но рус­ский фра­зео­ло­гизм «сесть в кало­шу», смысл кото­ро­го ино­стран­цу слож­но понять: как мож­но поме­стить­ся в таком малень­ком предмете?

Переносное значение

Слова «галоша» и «калоша» имеют также переносное значение. Выражения «посадить кого-либо в галошу (калошу)», «сесть в галошу (калошу)» означают «поставить в смешное или неловкое положение», «потерпеть неудачу», «испытать провал».

Сел в калошу

Конечно же, это выра­же­ние упо­треб­ля­ет­ся в пере­нос­ном смыс­ле и име­ет в совре­мен­ном язы­ке зна­че­ние, не име­ю­щее ниче­го обще­го с этим пред­ме­том обу­ви: «про­мах­нуть­ся», «оши­бить­ся», «опо­зо­рить­ся», «попасть впро­сак».

Чтобы понять, отку­да оно пове­лось, обра­тим­ся к народ­ным игри­щам, когда сила­чи шли вру­ко­паш­ную стен­ка на стен­ку. Бывало, что кто-нибудь из участ­ни­ков осту­пит­ся или упа­дет от мет­ко­го уда­ра про­тив­ни­ка, надо же! пря­мо в лужу, кото­рая назы­ва­лась на народ­ном язы­ке (диа­лек­те, как гово­рят линг­ви­сты) «калу­жа». А от калу­жи до кало­ши, что назы­ва­ет­ся, рукой подать!

Видимо, это переносное значение стало основанием для названия награды «Серебряная калоша», которую радиостанция «Серебряный дождь» ежегодно с 1996 года вручает «за самые сомнительные достижения в шоу-бизнесе».

Так, как же пра­виль­но гово­рить, какое сло­во, «гало­ши» или «кало­ши», пред­по­чти­тель­нее упо­тре­бить в сво­ей речи, что­бы не обра­тить на себя вни­ма­ние окру­жа­ю­щих неудач­но подо­бран­ным словом?

В сло­ва­рях рус­ско­го язы­ка при­во­дят­ся оба сло­ва как сино­ни­мы. Но все же извест­ный линг­вист Т. Ф. Ефремова в «Новом сло­ва­ре рус­ско­го язы­ка»  (М. Рус.яз. 2000) ука­зы­ва­ет сло­во «кало­ши» с поме­той «устар.», то есть оно устарело.

Галоши в литературе

Понаблюдаем, какое сло­во пред­по­чи­та­ют выби­рать писа­те­ли в лите­ра­тур­ных произведениях.

А ведь какая чудес­ная была гало­ша — чёр­ная, бле­стя­щая, на крас­ной под­клад­ке! (Астрид Лингрен. Мадикен).

Я про­вор­но наки­ну­ла дож­де­вик и наде­ла гало­ши, после чего мы вер­ну­лись к кухон­ной две­ри и вновь выгля­ну­ли под ливень (Джон Харвуд. Мой зага­доч­ный двойник).

Из сеней дверь вела на кух­ню, где была рус­ская печь, а око­ло две­ри было место, где сни­ма­ли и ста­ви­ли гало­ши мы и наши гости (В. П. Мальцев. Война гла­за­ми участ­ни­ка Парада Победы. От Крыма до Восточной Пруссии).

Кажется, кар­ти­на про­яс­ня­ет­ся. И наш выбор вполне будет обос­но­ван­ным, если мы еще обра­тим­ся к про­ис­хож­де­нию ана­ли­зи­ру­е­мо­го сло­ва. Оно заим­ство­ва­но из фран­цуз­ско­го язы­ка, в кото­ром начи­на­ет­ся с тако­го же звон­ко­го соглас­но­го — galosh­es.

Вот какое опре­де­ле­ние это­му назва­нию обу­ви дает Википедия:

Кало́ши или гало́ши (ина­че — мок­ро­сту­пы) (фр. galoches и нем. Galoschen) — непро­мо­ка­е­мые (обыч­но рези­но­вые) наклад­ки, наде­ва­е­мые на обувь, неко­то­рые виды исполь­зу­ют­ся как само­сто­я­тель­ная обувь (садо­вые, утеп­лён­ные, диэлек­три­че­ские и т. д.).

А теперь  посмот­рим, как ори­ги­наль­но исполь­зу­ют это пар­ный пред­мет обу­ви герои ска­зоч­ной пове­сти Н. Н. Носова «Незнайка на Луне».

Но если при­бить к полу гало­ши, то ботин­ки могут остать­ся на ногах.

Пришел на кух­ню, сунул ноги в гало­ши и рабо­тай: сцеп­ле­ние будет достаточным.

У нас в доме шест­на­дцать коро­ты­шек, у каж­до­го пара галош, все­го зна­чит, трид­цать две гало­ши. Если при­бить вдоль ком­нат и кори­до­ров все эти гало­ши, каж­дую на рас­сто­я­нии шага, то мож­но будет с удоб­ством ходить по ком­на­там: сунул ногу в одну гало­шу — сде­лал шаг, сунул ногу в дру­гую — ещё шаг… Исключительно гени­аль­ная мысль!


Источник: litfest.ru

В письменной речи пишется или то, или другое слово так, как в заголовке. Просто «калоши» и «галоши» это в общем-то разные вещи (предметы употребления). Причём и тех, и других по несколько видов. В этой статье поясняется, когда правильно будет писать то или другое слово.

Самое верное написание

Абсолютно правильным будет написание «галоши»/«галоша», так как в русский язык эти слова пришли то ли с французского («galoche(s)»), то ли из немецкого («Galoschen»). Происхождение оригиналов неясно, но ни одна из гипотез не предполагает исходных слов, начинающихся на «c-» или «k-».

В фонетике (науке о произношении слов, выражений и звучании языка в целом) есть понятие ритма: слово, чтобы его можно было хорошо расслышать и понять, должно поизноситься ритмично, как бы слегка напевно. В «галоши» после двух твёрдых согласных идёт «очень шипящая» «ш», что нарушает ритмичность произношения. Подстановка вместо отрывистой или тягучей твёрдой «г» краткой мягкой «к» вновь возвращает слову ритмику. Поэтому в течение последних 100 или 70 лет «галоши» в быту трансформировались в «калоши». Помните первые мультики «Весёлой карусели»? «Старая лошадь купила калоши, Пару хороших и пару поплоше». Не последняя тому из причин – широчайшее распространение галош во времена, когда зимой большинство народу носило валенки.

Памятью о времени, когда калош ещё не было, а были только галоши, остался, во-первых бензин «Галоша». Во-вторых, обобщающее наименование видов специальной обуви, см. ниже. Объясняется второе не только и не столько формализмом авторов технической литературы: в металлургии есть термин «колош» («coloche»), обозначающий ковшовый черпак, подающий шихту в плавильную печь (доменную или вагранку) через специальный подвижной затвор – колошниковый аппарат. В повседневном обиходе никаких «колошей» нет, но в специальных изданиях смысловые неоднозначности недопустимы.

В целом же совершенно верным будет писать «галоши», а произносить, как вам удобнее: или так же, или «калоши». Выговариваем же мы «мароженое», хотя пишем «мороженое», так как «мароза» вообще не существует.

Значение слов

Тем не менее, в современном русском языке словами «калоши» и «галоши» соответственно на письме принято обозначать:

  1. «Калоши» – съёмные растяжимые непромокаемые чехлы для повседневной и выходной обуви: «А вот к этим туфлям даются в комплекте фасонные калоши (см. ниже)».
  2. «Галоши» – специальная обувь, надеваемая поверх или взамен обычной: «Диэлектрические галоши допускается использовать вместо диэлекторических бот во время электротехнических работ без снятия напряжения до 1000 В в помещениях без повышенной опасности, при условии, что в качестве дополнительных мер электробезопасности применяются диэлектрические перчатки и коврик».

Калоши

Видов калош, как нетрудно догадаться, в ходу меньше, чем галош. Более всего употребительны следующие:

Разновидности калош

  • Калоши общего назначения (поз. 1 на рис.) – резиновые чехлы-мокроступы, защищающие низ обуви от грязи и сырости.
  • Фасонные калоши, женские (поз. 2), мужские (поз. 3) и детские. Рассчитаны на полную защиту обуви определённого фасона и размера. Нередко продаются в комплекте с дорогой обувью или опционально к ней. В таком случае фасонные калоши подогнаны к конкретной паре обуви. Резиновые фасонные калоши постепенно заменяются силиконовыми: эти легче надеваются, снимаются и никогда не портят самую изысканную обувь.
  • Калоши противоскольжения, или гололёдные (поз. 4) фактически не сплошной чехол, а сбруя с застёжками для обуви.

Примечание: «калоша» пишется только начиная с «к» во фразеологизме «старая калоша», синониме «карга» в отношении старых женщин и аналогичном «старый хрыч» для вредных стариков. «Старая перечница» может употребляться применительно к персонам обоего пола.

Галоши

Галош специального назначения известно множество, напр. медико-санитарные «следки» – бахилы без голенищ. Из прочих в обиходе наиболее известны:

Разновидности галош

  • Рабочие галоши (поз. 1 на рис.) в продаже часто называются садовыми или огородными: после работы на земле их можно стряхнуть с ног прямо в ведро с водой и вымыть целиком. Изготавливаются в основном из гибкого ПВХ или цветной резины.
  • Галоши-сабо (поз. 2) используются двояко: во-первых, жильцами частных домовладений для кратковременного выхода на двор, не снимая комнатной обуви. Во-вторых, охотниками и рыболовами взамен парких сапог в жаркое время года, чтобы пройти по топкому месту. Делаются галоши-сабо из резины, ПВХ, силикона.
  • Диэлектрические галоши (поз. 3) и боты (поз. 4) – жизненно важная принадлежность электротехнических работ. Применение галош вместо бот ограничено (см. выше): отворот на диэлектрических ботах действует, как юбка высоковольтного изолятора, предотвращая поверхностный пробой на тело работника. Однако большинство бытовых помещений (кроме кухонь с плиточным полом и санузлов) удовлетворяет условиям применения диэлектрических галош взамен тяжёлых и дорогих бот. Изготавливаются те и другие из специальной резины (без наполнителя из сажи), сертифицируются и регулярно, раз в 1-2 года, проходят испытания на электрическую прочность.
  • Для спортсменов-подводников и просто любителей подводного плавания (дайвинга) также жизненно важны галоши для ласт, поз. 5: в них ступни не затекают и после получаса-часа под водой. Если выходить нужно на каменистый или скалистый, влажный, скользкий, обросший водорослями берег (под водой у таких интереснее всего), то подворот ступни чреват сильным ушибом, обмороком, а плюхнувшись в воду без сознания, запросто и утонуть.
  • Подводные охотники галошам для ласт предпочитают галоши-полуласты, поз. 6. В данном случае скорость плавания не так важна: рыба всё равно плавает быстрее. Но нередко нужно бывает становиться на дно или заякориваться ногами за камни. А там может затаиться морской дракончик, рыба-звездочёт, мурена, улитка-конус или какая-то ещё опасная тварь. Если над головой четыре-пять метров воды, то выплыть наверх проблематично и после укола обыкновенной скорпены, яд шипов которой много слабее. А глотнув свежего воздуха, нужно ведь ещё добраться до берега или лодки… Поэтому галоши-полуласты делают из высокопрочной резины очень толстыми и дополнительно армированными. Подошву качественного полуласта не пробивает своими колючками и такое исчадие ада, как бородавчатка (камень-рыба).

Грамматика

Слова «галоша» и «калоша» – неодушевлённые имена существительные женского рода 1-го склонения, нарицательные. Состоят из корня «галош-»/«калош-» и окончаний «-а»/«-и», поскольку употребляются преимущественно во множественном числе («галоши»/«калоши»). Постановка ударения и разделение переносами га-ло́-ша(и), ка-ло́-ша(и). Падежные формы даём для «галоша», так как спряжение обоих слов одинаково:

  • Именительный: гало́ша (ед. ч.); гало́ши (мн. ч.).
  • Родительный: гало́ши (ед. ч.); гало́ш (мн. ч.).
  • Дательный: гало́ше (ед. ч.); гало́шам (мн. ч.).
  • Винительный: гало́шу (ед. ч.); гало́ши (мн. ч.).
  • Творительный: гало́шей; гало́шею (ед. ч.); гало́шами (мн. ч.)..
  • Предложный: гало́ше (ед. ч.); гало́шах (мн. ч.).

Если же вы ярый приверженец калош и терпеть не можете галош, то просто замените первую букву.

***

© ПишемПравильно.ру

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Правописание этих слов надо знать:

Проверить еще слово:

Тема: Ь знак после шипящих на конце слов  

( 7 класс, по любому учебнику)

Цель:
формирование обобщенного орфографического навыка на основе обобщения
теоретических сведений о постановке Ь на конце после шипящих.

Задачи
урока

Этап
урока (содержание)

Задача

1

Воспроизведение
теоретических сведений по правилам правописания Ь после шипящих в разных
частях речи

Организация
повторения сходных правил

2

Систематизация
материала и создание обобщенного графа (таблицы)

Организация
обобщения теоретического материала с помощью таблицы. Создание алгоритма
применения обобщенного правила

3

Система
обобщающих тренировочных упражнений

Выполнение
системы обобщающих упражнений

4

Контроль
сформированности обобщенного орфографического навыка

Выполнение
контрольных заданий

Ход урока

1.)
Приветствие. Сообщение темы урока и постановка цели.

Сегодня
мы вспомним все правила написания Ь  в разных частях речи, приведем их в
систему и научимся применять.

2.)
Воспроизведение теоретических сведений по правилам написания Ь знаках в разных
частях речи.

3.)
систематизация материала и создание обобщающего графа. (беседа, заполнение
таблицы классом)

Слова
для размышления: ноч(?), матч(?), замуж(?), много задач(?), горяч(?),
отвлеч(?), пишеш(?), съеш(?), лиш(?), виш(?), наотмаш(?), вещ(?), назнач(?).

Учащиеся
пытаются раскрыть скобки, после этого проверяем.

Вопросы:
к какой части речи принадлежат данные слова? Что
общего между ними? Как вы можете объяснить наличие или отсутствие мягкого
знака?

Как
можно сгруппировать правило написания Ь в разных частях речи?

Запишите
данные слова в нужный столбец и строку, сформулируйте правило.

Таблица,
которую нужно заполнить:

Часть
речи

Пишется
Ь

Не
пишется Ь

Существительное

Прилагательное

Глагол

Наречие

Частицы

Заполнение обобщающей таблицы
происходит с помощью слайдовой презентации,  строки заполняются после ответов
учащихся. После составления таблицы учащиеся проговаривают на ее основе
обобщенное правило написания Ъ после шипящих в разных частях речи.

Написание
Ь знака после шипящих в разных частях речи

Часть
речи       

Пишется
Ь

Не
пишется Ь

Существительное

В
существительных ж.р. ( 3-го скл.): ночь, мышь, рожь, вещь.

1.
в сущ-х м.р. (2-го скл): паж, плащ, палач.

2.
в сущ-х мн. ч. Р.п.: задач, рощ, туч

Прилагательное

1. 
в краткой форме (каков? какова? каковы? каково?): горячий-горяч: тощий-тощ.

Глагол

1.
в неопределенной форме: беречь, отвлечься, стеречь.

2.
во 2-м лице ед. ч.: пишешь, моешься, бережешься.

3.
в повел. накл.: намажь, съешь(те), назначь.

Наречие

Пишется
всегда: настежь, навзничь, наотмашь, сплошь

Исключения:
уж, замуж, невтерпеж

Частицы

Лишь,
ишь, вишь, бишь

4.)
Обучение способу применения обобщенного правила

Составление
обобщенного алгоритма (коллективно, с последующим появлением элемента на
слайде, учащиеся записывают в тетради).

Ь
знака после шипящих в разных частях речи

image001image002image003image004image0051)
определите часть речи

image006image007image008image009image010Существительное    
Прилагательное     Глагол     Наречие              Частицы                    

image011Сущ-ое               
В кр. форме           1)в
inf;
                 является ли

image012ж.р.
3-го скл.                                      2)во 2-м л. ед.ч.      искл?    
         Ь пиш-ся

image013                                       
                    3) в повел. накл.      (уж,                  (лишь,

Пишем
Ь               Ь не пишется                                        замуж,     
          ишь,

image014image015(мышь, 
               (горяч, пахуч)           Пишем Ь           невтерпеж)          вишь,

молодежь)             
                                (стеречь,                                         бишь)

                                  
                              читаешь,          Да           Нет            

                                  
                              назначьте)      Ь не           Ь пишется

                                                                                    
пишется     (вскачь, сплошь)

5.)
Система обобщающих тренировочных упражнений.

Упражнение
1.
Цель: учимся применять обобщенное правило написания Ь
знака после шипящих на конце слов, используя алгоритм (работа у доски, затем
комментированное письмо).

Задание:
спишите раскройте скобки объясните постановку Ь знака. (образец размышления:
настеж(?)- наречие, не исключение, следовательно — настежь)

Грач(?),
настеж(?), назнач(?),дрож(?), бежиш(?), наотмаш(?), пряч(?)ся, проч(?),
палач(?), тиш(?), брош(?), превозмоч(?), уж(?), молодеж(?), невтерпеж(?),
удивляеш(?)ся, немощ(?), сплош(?), тощ(?), задач(?), день хорош(?), вскач(?),
чувствуеш(?), много тысяч(?), пустош(?), виш(?), береш(?), стереч(?), лиш(?),
замуж(?), горяч(?), сплош(?),

Упражнение
2
. Цель: отрабатываем умение подбора слов с нужной
орфограммой (самостоятельная работа, устное объяснение)

Задание:
подберите к данным словам однокоренные слова  с нужной орфограммой, изменив
формы или подобрав однокоренное слова (образец: тихий-тишь), объясните
постановку Ь знака.

Тихий,
сберегать, верить, смазать, скачки, плакать, помогать, любоваться,

молодежный, печка, мазать, дрожать, тишина, назначить, горячее, задача,

съесть,
сплошной.

Составьте
предложение со словами плач и плачь.

Есть
ли отличие в произношении этих слов? Какие это части речи? Объясните различие в
их написании.

Упражнение
3
. Цель: закрепляем навык нахождения слов с нужной
орфограммой, объясняем правописание, распределяем слова в зависимости от
правила и приводим свои примеры к правилу ( работа в парах, затем проверка
классом)

Задание: прочитайте.
Выпишите слова, оканчивающиеся на Ь знак после шипящих на конце слова,
распределите их по столбикам в зависимости о части речи. Дополните таблицу
своими примерами ( по 5 в каждый столбик).

Существительные

Глаголы

Наречия

Прилагательные

Частицы

Вот ты несеш(?)ся на лыжах, скользиш(?) по льду на коньках(?),
взмываеш(?) в выс(?) в прыжке с трамплина, падаеш(?) навзнич(?), но
поднимаеш(?)ся снова и снова, бежиш(?) вскач(?) по дорожке.

Вокруг
тебя пустош(?), по телу пробегает дрож(?). А вокруг скучный пейзаж(?). Ты
бросаеш(?) наотмаш(?) камен(?) в унылый пруд.  Бежиш(?) проч(?) от этой
невеселой картины. Лиш(?) бы быстрей уйти отсюда. Увидет(?) красоту природы в
конце октября — роскош(?).

Придя
домой, будь добр съеш(?) все. А обед горяч(?)!

Упражнение
4.
Цель: проверка сформированности
обобщенного орфографического навыка ( диктант)

Хорош..
зимний день, когда снег трескуч…, скрипуч… и блестящ.., словно дорогая
брош.., уж… и мороз жгуч., а всем иш… невтерпеж. развлеч…ся. Откроеш..
дверь настеж.., покинеш.. коттетдж.. и почувствуеш…, как воздух свеж…
Приобретеш… пару лыж.. и отправиш…ся на место стрельбищ..Может поучиш…ся
и станеш… биатлонистом. Спряч… свое плохое настроение, как ненужную вещ..,и
лиш… тогда ты заметиш… блеск тысяч… крыш.., услышиш… как звенит тишина
рощ.. , увидиш…, что небо похоже на синюю гуаш…

6.)
Подведение итогов урока и выставление оценок.


с какими частями речи Ь знак пишется по одному и тому же правилу?


какие сложности возникли у вас при выполнении заданий?


что показалось легким?

7.)
Домашнее задание.

Напишите
небольшое сочинении на тему «Мое хобби», используя как можно больше
слов на изученную орфограмму ( в сочинении должно быть не меньше 15 таких
слов).

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приёмы

Содержание педагогического

взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые

предметные

результаты

деятельность

учителя

деятельность

учащихся

I. Мобилизующий этап

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка
учащихся к усвоению изучаемого материала. Метод мотивации познавательной
деятельности. Фронтальная работа.

Слайд 1

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Начинается урок. 
Он пойдёт ребятам впрок. 
Будем грамотно писать, 
На вопросы отвечать.

— Ребята, улыбнитесь друг другу и учителю. В хорошем настроении
начнем урок.

Проверяют свою готовность к уроку.

Личностные:

имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Участвовать
в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую
тему, соблюдать основные правила речевого поведения).

II. Актуализация знаний

Подготовка к изучению нового материала. Беседа. Прием создания ситуации успеха. Метод
организации мыслительных операций для построения нового знания. Фронтальная
работа.

—  Откройте, пожалуйста,
тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.

Прописываем на минутке
чистописания сочетание букв «рь».

— Подчеркните  карандашом  три  сочетания букв,
которые у вас получилось написать красивее всех.

— Прочитайте слова: октябрь, ноябрь, январь.

— Какие это слова?

— Запишите данные слова в словарик.

— Какой на конце согласный звук? Почему?

— Дети, я предлагаю вам
прочитать пословицу и объяснить ее смысл.

Слайд 2

Языком не торопис_, а делом не ленис_.

Какая буква пропущена?

— Какую функцию выполняет мягкий знак в этих словах?

— Ребята, догадались, о чем мы будем говорить на сегодняшнем
уроке?

— Замечательно. Вот  мы  вместе  и  будем,  не
ленясь трудиться  на  уроке.

Слайд 3

Итак, тема нашего урока «Мягкий знак – показатель мягкости
согласных звуков в середине и в конце слов».

— А какая цель урока? Для чего мы изучаем эту тему?

Выполняют задания учителя.

Говорят, о том, что ь – показатель мягкости согласных звуков в
середине и в конце слова

Дети формулируют тему и цели урока.

Научиться находить слова с мягким знаком и правильно их писать.

Познавательные:

общеучебные – извлечение необходимой
информации из представленных слов;

логические – анализируют слова,
соотносят задания с темой и целями урока.

Строить
предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос,
для выражения своего собственного мнения).

 III. Изучение нового материала.

Организация мыслительных операций для построения нового знания,
обеспечить сотрудничество в поиске нового знания.

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах. Прием создания ситуации успеха. Прием
установления классификации.

Слайд 4

1 задание:


Прочитайте предложения.

В
вагоне перевозят уголь. Мяч закатился в угол.


Назовите пару слов, которые отличаются одним звуком на конце.


Запишите эту пару.


Чем схожи и различны эти слова? —
Слайд 5


Давайте сделаем фонетический разбор этих слов.

Параллельно
организована работа двух учащихся у доски: ученик 1 – выполняет фонетический
разбор слова «угол», ученик 2 – слова «уголь».

Проверка
выполненного на доске фонетического разбора совместно с учащимися.

— Что указывает на мягкость согласного в слове «уголь»?

Отвечают на вопросы учителя, наблюдают за произношением звуков.

Угол
– уголь.

Делают фонетический разбор слов в тетради.

Мягкий знак на конце слова.

Личностные:

проявляют интерес к новому материалу.

Познавательные:

анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их
существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности).

Коммуникативные: принимают другое мнение и
позицию, допускают позицию.

Регулятивные: высказывать свои
предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с
учителем находить варианты решения учебной задачи; оценивать совместно с
учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить
соответствующие коррективы.

Применять орфографические правила и правила постановки
знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого
курса).

Осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу
слов с помощью заданного в учебнике алгоритма.

IV. Физкульт-

минутка

Технология здоровьесбережения.

Игровая технология.

— Я буду зачитывать слова. Если в этом слове
будем  писать мягкий знак – хлопаете в ладоши, а если нет – отрицаете головой
(медведь, щавель, девочка, пальто, рисовать, ночник, хищник, огоньки,
снегирь, помощник, тетрадь, мальчик).

Слайд 6

— Ребята, посмотрите внимательно на слайд.
Прочитайте слова.

— Так ли пишутся прочитанные слова? Исправьте
ошибки в словах.

— Во всех ли представленных словах встречается
орфограмма «Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука»? Почему?

Слайд 7

— Ребята, давайте проверим с помощью слайда,
правильно ли мы выполнили задание.

Выполняют упражнения.

Внимательно читают слова на слайде.

Исправляют ошибки.

Не во всех, так как есть слова с орфограммой «Сочетание -чк -чн
-щн пишется без мягкого знака».

Коммуникативные:

слушать
собеседника и понимать речь других

Начальные
умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших
монологических высказываний.

V. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Организация мыслительных операций для построения нового знания, сотрудничество
в поиске нового знания. Работа с учебником. Фронтальная работа, работа в
парах.
Прием создания ситуации успеха.

— Давайте наш вывод сравним с правилом в учебнике.

— Откройте учебник на с.124 и 125.

— Прочитайте правила.

— Ребята, а давайте из двух правил попробуем составить одно.

— Расскажите новое правило друг другу.

— Давайте посмотрим какое правило получилось у меня.

Слайд 8

— Ребята, вы согласны с ним?

Работают с учебником.

Читают правила.

Рассказывают правило соседу по парте.

Читают правило на слайде.

Высказывают свое мнение.

Личностные:

активно включаются в творческую деятельность и взаимодействуют
со сверстниками.

Познавательные:

работать
с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица,
схема), под руководством учителя и самостоятельно.

Коммуникативные: работать в
парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное
отношение к партнёру.

Овладение
первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского
языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из раздела
«Фонетика».

VI. Работа по теме урока

Фронтальная, индивидуальная. Организация упражнений для усвоения
новых знаний.
Прием создания ситуации успеха.

Приложение 1

Посмотрите, у
меня на доске, на карточках написаны слова.

— Прочитайте их.

Скользят, на коньках, по льду, мальчики.

— Попробуйте составить из этих слов предложение.

— Ребята, какие предложения у вас получились?

— А вот мое предложение. Мальчики скользили по льду
на коньках.

— Давайте запишем данное предложение.

— Ребята, вспомните правила написания предложения.

— Какие слова в данном предложении встретились по
теме урока?

Читают слова.

Составляют предложения.

Дети озвучивают получившиеся предложения.

Записывают предложение в тетрадь.

Слова в предложении связаны между собой по смыслу. Предложение
пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставится знак препинания
(точка).

Мальчики, скользили, льду, коньках.

Познавательные:

осуществлять
синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя).

Коммуникативные:

формулировать
собственное мнение и аргументировать его.

Начальные
умения находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые
единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член
предложения, предложение.

VII. Контроль усвоения знаний

Закрепление нового знания (фронтальная). Прием создания ситуации успеха. Работа с учебником.

— Откройте учебник на странице
125, найдите упражнение 204.

— Прочитайте задание.

— Что нам необходимо сделать?

— Запишите в тетради получившиеся
пары слов.

— Ребята, давайте проверим, какие
пары слов у вас получились.

Работа с учебником.

Читают задание к упражнению.

Изменить каждое слово так, чтобы оно обозначало один предмет.

Работа в тетради.

Читают пары слов.

Личностные: развитие навыков
сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения
совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности.

Регулятивные: выполнять
действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в
источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в
памятках).

Формирование личностного смысла учения.

VIII. Физкультурная

минутка для глаз

Технологии здоровьесбережения.

Слайд 9

Музыкальная физкультминутка. Следим глазами (не
двигая головой) за перемещающейся на слайде снежинкой.

Выполняют упражнения.

IХ. Рефлексия

Организация оценивания обучающихся собственной деятельности на
уроке (индивидуальная).
Беседа с учениками о
достижении цели урока. П
рием устранения
эмоциональной напряженности. Метод рефлексии.

Приложение 2

— Посмотрите, перед вами шесть слов (пальто,
медведь, тетрадь, кольцо, письмо, якорь).

— Прочитаем эти слова.

— Подумайте, по какому принципу можно
распределить эти слова на две группы? 

— Ребята, распределите эти слова на две группы.

— Какие столбики у вас получились?

Параллельно организована работа у доски: ученик 1
– выделяет слова с мягким знаком в середине слова, ученик 2 – с мягким знаком
в конце слова.

— Устно придумайте ещё по одному слову в каждый
столбик и назовите их.

— Ребята, что мы сегодня нового узнали на уроке?
Чем научились?

— Оцените свою работу. Если вам на уроке все
понравилось и материал был понятен поднимите правую руку, а если возникли
какие-то затруднения или урок показался неинтересным, поднимите левую руку.

— Мне тоже очень понравился наш урок. Вы очень
старались, и я считаю, что у вас все получилось.

— Оценивание детей (выставление оценок за урок).

Слайд 10

Читают слова.

Первая группа – слова с мягким знаком в конце
слова, вторая – в середине.

Называют как распределили слова по столбикам.

Называют слова.

Мягкий знак не обозначает звука, служит показателем мягкости
согласного звука в середине и в конце слова.

Определяют уровень своей работы на уроке, свое эмоциональное
состояние.

Регулятивные: анализируют и объективно
оценивают результаты своего труда;
высказывать свои предположения
относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем
находить варианты решения учебной задачи.

Коммуникативные:

принимать
участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не
перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и
др.).

Анализировать,
сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков

Х. Домашнее задание

Упражнение 205, на странице 125.

Записывают домашнее задание на следующий урок в дневник

Как правильно пишется слово «впредь»

/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: гуманистический — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «впредь&raquo

Предложения со словом «впредь&raquo

  • Наученный этим приключением, мой хозяин решил впредь быть осмотрительнее и объявил, что больше никогда не выйдет на рыбную ловлю без компаса и без запаса провизии.

Цитаты из русской классики со словом «впредь»

  • И того ради приказали:Попечительный о размножении Невтонов комитет упразднить, а на место оного восстановить цензурное ведомство в прежних пределах, предписав таковому наблюсти, дабы впредь Невтонам проявлять себя неповадно было».

Значение слова «впредь&raquo

ВПРЕДЬ , нареч. На будущее время, в будущем. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «впредь&raquo

  • К нам, древней славы неусыпным
    стражам,
    Взывает наше прошлое, веля,
    Чтоб на заржавленном железе вражьем
    И впредь стояла русская земля!

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «впредь&raquo

ВПРЕДЬ , нареч. На будущее время, в будущем.

Предложения со словом «впредь&raquo

Наученный этим приключением, мой хозяин решил впредь быть осмотрительнее и объявил, что больше никогда не выйдет на рыбную ловлю без компаса и без запаса провизии.

– Я искренне благодарна вам, сэр. Впредь постараюсь быть осторожнее.

– Позволю себе заметить, что вы, господин лейтенант, обращаетесь к старшему по чину, и покорнейше прошу впредь не забываться.

Правописание «впредь»: почему слитно и через «д», грамматика, примеры употребления

Из слов, взятых в кавычки в заголовке правильное только первое: «впредь». Это наречие, означающее «в дальнейшем, начиная с этого момента», «впоследствии», «напредки»: «Впредь обязуюсь быть внимательнее и подобных ошибок не допускать»; попросту – всё, больше не буду, не повторится. Возможны, разумеется и положительные, утверждающие примеры в том же значении, о чём в конце.

Правописание

«Впредь» правильно пишется слитно, так как «в-» в этом слове приставка. Приставки пишутся со словами или вместе, или через дефис (чёрточку), но для «в-» последнее возможно только в сочетании с вводными словами, происходящими от числительных: «в-третьих»», «в-четвёртых», «в-пятых», и т.д.

Писать раздельно: «в предь» совершенно ошибочно: отдельно от слов пишутся предлоги, частицы и союзы, но тогда потребовалось бы растолковать, что это за «предь» такая, где, как говорится живёт, чем дышит, с чем её едят. А поскольку никаких таких «предей» ни в языке, ни вообще в природе нет, то указанное выше раздельное написание абсолютно неправильно.

Также глубоко ошибочное «впреть» допускает, тем не менее, смысловое истолкование, поскольку в русском языке есть глагол «преть», означающий гнить, разлагаться под действием тепла и влаги. В таком контексте «впреть» можно понять как впариться во что-то невыносимо жаркое, сырое, гнилостное и сопреть там. Скажем, портянки впрели в ноги до того, что сматывались вместе с распаренной кожей. Бр-р! Подобные мерзостные «извивы слова» нашли бы место в «черной» декадентской литературе в духе З. Гиппиус и В. Хлебникова. Но естественное назначение человеческой речи всё-таки высказывание мыслей, а не морочить друг другу голову. Поэтому писать «впреть» ни в коем случае не надо: это грубейшая не только орфографическая, но и смысловая (семантическая) ошибка.

Примечание: вероятный источник ошибок в данном случае, похоже, всё тот же разнесчастный Викисловарь – в нём, вопреки малейшим проблескам здравого смысла, сказано, что слово «впредь» состоит из одного корня. Ну, а в корнях слов бывают замены согласных и прочие хитрые штучки, в которых и опытные лингвисты путаются. Между тем «пред-» очень широко распространёно в русском языке в качестве приставки («предлог», «предыдущий», «предназначать», и мн. др.), и мягкого знака в конце него вполне достаточно, чтобы не путать корень «предь» с приставкой «пред». Правда, приписать «предь» какое-нибудь общее прототипическое значение просто так не выйдет (см. выше); но ведь общие законы лингвистики никак не запрещают приставке преобразоваться в корень и, с другой приставкой, стать новым словом. Тогда прототипическим значением «предь» остаётся то же, что и у «пред» – расположенный непосредственно перед данным или проецирующийся отсель на будущее, и корень «предь» получает право на существование.

Грамматика

«Впредь» – обстоятельственное наречие времени. Неизменяемое слово. Состоит из приставки «в-» и корня «-предь». Из строки в строку переносится только целиком.

Значение

Наречие «впредь» в русском языке имеет единственное значение: «в дальнейшем, начиная с этого момента», «отныне и далее». Употребляется чаще всего в таких смыслах:

  1. Запретительном: «Впредь не лови рыбу в том пруду, там же вокруг поля, по которым применяют пестициды»; «Чтобы мне впредь никогда не играл с бродячими собаками!»
  2. Предупредительном: «И впредь запомните: на обочине с пунктирной разметкой допустима кратковременная остановка, но не длительная стоянка!»; «В этот раз дело для вас обошлось лёгкой травмой, но впредь болгаркой без защитного кожуха не работайте».
  3. Для указания на определённую стабильность в будущем: «Господа, у меня радостное для всех нас известие: наш вуз успешно прошёл аттестацию, благодаря чему со следующего учебного года и впредь получает статус государственного».

Синонимы во всех значениях «впоследствии», «напредки» (просторечный). Синонимические выражения «в будущем», «в дальнейшем», «на будущее», «на дальнейшее», «на потом» (разговорное). Частичные синонимы «затем», «наперёд», «потом», «отныне».

Как правильно пишется впредь или впреть? Какое проверочное слово?

Как нужно правильно писать впреть или впредь? Каким словом можно проверить?

Правильным вариантом написания данного слова будет — ВПРЕДЬ. Это можно понять просто по этимологии этого слова, которое является не чем иным, как усеченным вариантом слова ВПЕРЕДИ, просто происходит отсечение гласной и добавления мягкого знака для смягчения слова.

Правильно писать нужно «впредь», а не «впреть», поскольку это не глагол, а наречие. Например, яблоко может сопреть в ящике, но не «впреть» в него. Поэтому возможные ассоциации с глаголами на «-еть» ложны.

Слово «впредь» этимологически связано с «перед», «вперёд». Поэтому проверочными словами можно условно считать такие формы как «передом», «впереди», «передок». В школе могут принять только «впереди», наверное. В зависимости от уровня этимологических познаний у учителя.

Здравствуйте. Проверить можно словом ВПЕРЕДИ (т.е. в будущем). Правильно будет писать ВПРЕДЬ ( означает ВПЕРЁД, НА БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ, В БУДУЩЕМ, В ДАЛЬНЕЙШЕМ, ВПОСЛЕДСТВИИ). Например: «Впредь будь осторожен.» Означает, в будущем, т.е. от настоящего времени до какого-то момента в будущем будь осторожнее.

Наречие ВПРЕДЬ — это слово собственно-русское, наши предки его знали и употребляли с незапамятных времен:

оно отмечается в памятниках письменности с далекого XVI века.

Образовалось же это наречие от формы винительного падежа с предлогом в слова «прЕдь» (передняя часть), заимствованного из старославянского языка, как и наречие «впереди». Предлог слился с падежной формой, стал приставкой.

Так и получилось новое слово впредь со значением «на время, которое будет впереди; на будущее время».

Например. Не стоит такой подруге впредь доверять свои секреты.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что проверить согласную д в заданном слове можно с помощью родственного этимологически (по происхождению) слова впереди, где согласный д произносится чётко, так как за ним следует гласный и.

Единственно верным вариантом написания является форма «впредь». Несмотря на то, что данное слово является словарным, чтобы запомнить, что перед мягким знаком необходима буква «д», а не «т» рекомендую обращаться к начальной форме данного слова, а именно «вперёд», где последняя согласная отчётливо слышится.

ВПРЕДЬ — это наречие, потому что отвечает на вопрос «как». Синонимом является словосочетание «в следующий раз».

Правильным будет написание через согласную «д», можно подобрать проверочное слово «вперед» или «впереди».

Примеры предложений со словом «впредь»:

Впредь не смей об этом думать.

Впредь не ходи в этот дом.

Слово впредь является наречием, его можно проверить словом впереди. Оно подскажет, что перед мягким знаком нужно писать согласную д, а не т. Впреть является ошибочным написанием, поэтому пишите только впредь.

Слово ВПРЕДЬ достаточно древнее, и является наречием, производным от, так же, устаревшего существительного «перед» Этим же словом оно и проверяет букву Д. Из современных слов, имеющих тот же корень, можно проверить словом «вперед»

Во-первых, стоит отметить, что данное в вопросе слово является наречием, потому как мы можем задать такой свойственный наречиям вопрос «как?». Писать слово нужно вот так: ВПРЕДЬ — начальной формой слова считается такое существительное как «перед», являющееся устаревшим. Именно по этому слову делаем вывод о том, что писать надо «д».

Слово «впредь» правильно будет писать вот так:

  • е — гласные буквы;
  • е — ударная буква;
  • в,п,р,д — согласные буквы;
  • в,р,д — звонкие согласные буквы;
  • п — глухие согласные буквы;
  • ь — беззвучная буква.
  • количество букв в слове — шесть;
  • количество слогов в слове — один.

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА «ВПРЕДЬ»

1) Транскрипция слова «впредь»: [фпр❜эт❜].

БУКВА/
[ЗВУК]
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА
в [ф] согл., твёрд. (парн.) , глух. (парн.). Звонкий парный перед глухим оглушается (см. ниже § 85). Таким образом, звонкий парный [в] перед глухим [п] заменяется на глухой [ф]. Парный по твёрдости/мягкости звук перед твердым всегда твёрдый.
п [п] согл., твёрд. (парн.) , глух. (парн.). Перед сонорными глухие не озвончаются (см. Мусатов В.Н., стр. 73). В современном русском литературном языке предпочтение отдаётся твёрдому произнесению звука [п] перед мягким [р❜].
р [р❜] согл., мягк. (парн.), звон. (непарн.), сонорный. Звук [р] — непарный звонкий, поэтому он произносится так же, как и пишется. Ниже см. § 66, абз. 2, 3.
е [э] гласн., ударный ; ниже см. § 27.
д [т❜] согл., мягк. (парн.), глух. (парн.). В конце слова звонкая парная оглушается (ниже см. § 80). Ниже см. § 66, абз. 1, 3 (примеры).
ь [ ] нет звука

6 букв, 5 звуков

ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1

§ 27. Буква е (в тех случаях, когда над ней невозможна постановка двух точек) обозначает ударяемый гласный [э] после согласных. Согласные (кроме [ш], [ж], [ц]) перед [э] в исконно русских словах, а также в значительной части заимствованных слов произносятся мягко, например: пел, б е́ лый, в е́ ра, мел, с е́ рый, з е́ ркало, д е́ ло, т е́ сно, кедр, г е́ тры, нерв, т е́ рмин, муз е́ й, инсп е́ ктор, м е́ дик — в них произносятся сочетания: [п ❜ э], [б ❜ э́ ], [в ❜ э́ ], [м ❜ э], [с ❜ э́ ], [з ❜ э́ ], [д ❜ э́ ], [т ❜ э́ ], [к ❜ э], [г ❜ э́ ], [н ❜ э], [т ❜ э́ ], [з ❜ э́ ], [п ❜ э́ ], [м ❜ э́ ] 2 .

Согласные [ш], [ж] и [ц] перед гласным [э] (пишется буква е) произносятся твердо, как и в других положениях. Ср. шест, жест, ц е́ нный (произносится [шэ], [жэ], [ц э́ ]).

§ 66. Следующие согласные бывают как твердыми, так и мягкими: [л] и [б], [ф] и [в], [т] и [д], [с] и [з], [м], [р], [л], [н]. Для каждого из этих согласных в русской графике имеется соответствующая буква. Мягкость этих согласных на конце слова обозначается буквой ь. Ср. топ и топь (произносится [топ ❜ ]), экон о́ м и экон о́ мь (произносится [экан о́ м ❜ ]), уд а́ р и уд а́ рь (произносится [уд а́ р ❜ ]), был и быль (произносится [был ❜ ]). Так же обозначается мягкость этих согласных перед согласными: уголк а́ и угольк а́ (произносится [угал ❜ к а́ ]), б а́ нку и б а́ ньку (произносится [б а́ н ❜ ку]), р е́ дко и р е́ дька (произносится [р е́ т ❜ къ]).

Мягкость этих согласных перед гласными обозначается буквами следующих за ними гласных: буква я (в отличие от а) обозначает гласный [а] после мягкого согласного; ср. мал и мял (произносится [м ❜ ал]); буква ё (в отличие от о) обозначает гласный [о] после мягкого согласного; ср. мол и мёл (произносится [м ❜ ол]); буква ю (в отличие от у) обозначает гласный [у] после мягкого согласного; ср. тук и тюк (произносится [т ❜ ук]). Приблизительно так же распределяется употребление букв и и ы: буква и употребляется после мягких согласных и в начале слова, а буква ы после твердых согласных, которые имеют мягкую пару; ср. игр а́ , изб а́ , чист, шит, пил и пыл, мил и мыл, вил и выл, нить и ныть, нос и́ и нос ы́ .

Примеры на различение твердых и мягких согласных: топ и топь (произносится [топ ❜ ]), б о́ дро и бёдра (произносится [б ❜ о́ дръ]), граф а́ и граф я́ (произносится [граф ❜ а́ ]), вал и вял (произносится [в ❜ ал]), плот и плоть (произносится [плот ❜ ]), стыд а́ и стыд я́ (произносится [стыд ❜ а́ ]), ос и ось (произносится [ос ❜ ]); гроз а́ и гроз я́ (произносится [граз ❜ а́ ]), вол и вёл (произносится [в ❜ ол]), гроб и грёб (произносится [гр ❜ оп]), стал и сталь (произносится [стал ❜ ]), нос и нёс (произносится [н ❜ ос]), лук и люк (произносится [л ❜ ук]), г о́ рка и г о́ рько (произносится [г о́ р ❜ къ]).

§ 80. На месте звонких согласных на конце слова произносятся соответствующие глухие. Таким образом, на месте букв б, в, г, д, ж, з произносятся согласные [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], например:

на месте б: [хлеп], [дуп], [гроп], [клуп], [груп], [г о́ луп ❜ ], [вглуп ❜ ], [драп ❜ ];

на месте в; [нраф], [зал и́ ф], [ул о́ ф], [праф], [слоф], [кар о́ ф], [узн а́ ф], [стал о́ ф], [плад о́ ф]; [кроф ❜ ], [л ❜ уб о́ ф ❜ ], [броф ❜ ], [аст а́ ф ❜ ], [пригат о́ ф ❜ ];

на месте г: [с ❜ нек], [пир о́ к], [сап о́ к], [вдрук], [крук], [плук], [шак], [пам о́ к], [прадр о́ к], [л ❜ ок], [слок]; [нок], [дук] (род. п. мн. ч. от нога, дуга);

на месте д: [нар о́ т], [сат], [склат], [хот], [сут], [брет], [л ❜ от]; [бар о́ т], [вот], [бет] (род. п. мн. ч. от борода, вода, беда); [мет ❜ ] (медь), [л е́ б ь т ❜ ] (лебедь), [л о́ шът ❜ ] (л о́ шадь), [с ❜ ат ❜ ] (сядь);

на месте ж: [нош], [муш], [чиш], [стриш], [гараш]; [луш], [стуш] (род. п. мн. ч. от лужа, стужа); [рош] (рожь), [лош] (ложь), [дрош] (дрожь), [нар е́ ш] (нар е́ жь), [нам а́ ш] (нам а́ жь);

на месте з: [грус], [нав о́ с], [мар о́ с], [глас], [влес] (влез), [внис]; [кос], [рос], [лос] (род. п. мн. ч. от коза, р о́ за, лоз а́ ); [лес ❜ ] (лезь), [гр ❜ ас ❜ ] (грязь), [врос ❜ ] (врозь).

§ 85. На месте звонких согласных перед глухими произносятся соответствующие глухие. Таким образом, на месте букв б, в, г, д, ж, з произносятся согласные [п], [ф], [к], [т], [ш], [с]. Например: на месте б: [тр у́ пки] (тр у́ бки), [ск о́ бки] (ск о́ бки), [р о́ пкъ] (р о́ бко), [дупк и́ ] (дубк и́ ), [хл е́ пцъ] (хл е́ бца), [аз ❜ а́ пшый] (оз я́ бший);

на месте в: [тр а́ фк ❜ ] (тр а́ вка), [л а́ фка] (л а́ вка), [кан а́ фкъ] (кан а́ вка), [л о́ фкъ] (ловко), [лафц а́ ] (ловц а́ ), [з а́ фтръ] (з а́ втра), [фс ❜ о] (всё), [фсх о́ ды] (всх о́ ды), [фхот] (вход), [фтар о́ й] (втор о́ й), [фскип и́ т] (вскип и́ т), [ф-шк о́ лу] (в шк о́ лу);

на месте г: [астр и́ кшыс ❜ ] (остр и́ гшись), [прадр о́ кший] (продр о́ гший);

на месте д: [л о́ тк ❜ ] (л о́ дка), [р е́ ткъ] (р е́ дко), [скл а́ тки] (скл а́ дки), [сл а́ ткъ] (сл а́ дко), [гр ❜ а́ тки] (гр я́ дки), [п о́ тпис ❜ ] (п о́ дпись);

на месте ж: [кн и́ шки], [л о́ шки], [бум а́ шки], [р о́ шки-дъ-н о́ шки] (р о́ жки да н о́ жки), [стар о́ шкъ] (стор о́ жка), [падр у́ шкъ] (подр у́ жка);

на месте з: [н и́ скъ] (н и́ зко), [ у́ ск ❜ ] ( у́ зко), [р е́ скъ] (р е́ зко), [ск о́ л ❜ скъ] (ск о́ льзко), [лес ❜ ст ❜ ] (лезть).

1 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1988. — 704 с..

  • Папуа новая гвинея как пишется
  • Папулечка или папуличка как правильно пишется слово
  • Папка передвижка воспитание сказкой
  • Папирус как пишется на английском
  • Папсуев роман сказки старой руси отзывы