Папины сказки слушать бардин

Здравствуйте! мне очень приятно получать от вас благодарности, я очень рада, что мои обзоры полезны!саша-santima вдохновила меня на обзор книжных

Здравствуйте! Мне очень приятно получать от вас благодарности, я очень рада, что мои обзоры полезны!
Саша-Santima вдохновила меня на обзор книжных изданий сказок Пушкина.

В детстве больше всего мы любим слушать сказки, и среди всего многообразия сказок произведения А.С.Пушкина занимают особое место. Это целый сказочный мир, без знакомства с которым мы уже не мыслим свою жизнь, свое духовное развитие.

Всё, что удалось интересного найти в Лабиринте в этой теме. Внимательно смотрите, не все издания безупречны — выбирайте по своему вкусу!

Обзор №1 — книги со стихами о природе — здесь
Обзор №2 — книги с детскими стихами — здесь
Обзор №3 — большой обзор литературно-художественных изданий — здесь
Обзор №5 — Новогодний обзор — здесь

Александр Пушкин: Сказка о попе и его работнике Балде
ИД Мещерякова, 2012 г.
Художник: Милашевский Владимир Алексеевич
Этот же художник проиллюстрировал сказку про Конька-горбунка, наверное, многим знакома эта книга с его иллюстрациями.
Изображение
ИзображениеКупить в Лабиринте
ИзображениеКупить в read.ru

Александр Пушкин: Сказки
Эксмо, 2010 г.
Художник: Власова А.
В этом издании все сказки Пушкина и словарь редких слов и выражений. Иллюстрации в отзывах хвалят.
Изображение
ИзображениеКупить в Лабиринте

Александр Пушкин: Золотые сказки
Азбука, 2012 г.
С превосходными иллюстрациями А. Рейпольского!
Изображение
ИзображениеКупить в Лабиринте

Александр Пушкин: Сказка о рыбаке и рыбке
Азбука, 2012 г.
Художник: Чёлушкин Кирилл
В отзывах пишут, что не совсем «детские» иллюстрации. Моё мнение, что ребёнку нужно показывать разные иллюстрации, в том числе и такие. Дети очень восприимчивы к искусству, а талант понятен всем независимо от возраста.
Изображение
ИзображениеКупить в Лабиринте

Александр Пушкин: Сказка о рыбаке и рыбке
Азбука, 2011 г.
Художник: Чёлушкин Кирилл
Книга отличается от предыдущей форматом и количеством страниц.
Изображение
ИзображениеКупить в Лабиринте
ИзображениеКупить в read.ru временно отсутвует

Александр Пушкин: Сказки
ИД Мещерякова, 2012 г.
Иллюстрации Ивана Билибина.
Издательство Мещерякова — можно надеяться на хорошее качество печати. На сайте издательства смотрите, справа три разворота.
Изображение
ИзображениеКупить в Лабиринте
ИзображениеКупить в read.ru

Александр Пушкин: Сказки А.С. Пушкина
Яркий Город, 2012 г.
В книге представлены сказки Александра Сергеевича Пушкина в живописи Холуя.
Отзыв из Лабиринта:

Цитата:

Книга хороша собой: страницы глянцевые и прочные, а вот шрифт мелкий, а рисунки на «вкус». Сказки хорошие и добрые. Моим детям очень понравились. Да кто не знает сказки Пушкина?! Речь о другом: хоть книга и интересна, но в ней есть грамматические ошибки, и это печально!

Я ужасно не люблю ошибки в книгах, поэтому сама бы не купила это издание. Но, может, быть найдутся любители живописи Холуя, которые спокойно отнесутся к этому недостатку. :)

Цитата:

Несмотря на возрастающую конкуренцию Палеха и Мстёры, холуяне вырабатывалм собственный стиль. Как и в Палехе, они исходили из традиций древнерусской иконописи, но смелее вводили новые элементы: крупные и яркие цветовые пятна, контрасты тонов, современные сюжеты. В 1873 г. в Холуе основано иконописное училище, которым руководил живописец А. А. Харламов, выпускник петербургской Академии Художеств. Воссозданный промысел успешно существует по настоящее время

Источник

Изображение
ИзображениеКупить в Лабиринте

Александр Пушкин: Стихи и сказки
Махаон, 2011 г.
Плюс этой книги в том, что помимо сказок в неё включены стихи. О минусах читайте в отзывах в Лабиринте.
Изображение
ИзображениеКупить в Лабиринте
ИзображениеКупить в read.ru

Александр Пушкин: Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче
Амфора, 2011 г.
Художник: Билибин Иван Яковлевич
Взяла эту книгу в свой обзор из-за иллюстраций Билибина, но качество печати оставляет желать лучшего! Такие книги лучше сначала смотреть в каком-нибудь магазине, а потом покупать. Мы покупали русские сказки с Билибиным, долго смотрели на них в Библиоглобусе, потом всё-таки заказали, но читать их не хочется… Слишком тёмная печать, слишком резкие контуры. А вот на открытках, которые сохранились у меня от бабушки — совершенно другой вид!! По-моему, издание Мещерякова лучше. Оставляю книгу в обзоре, чтобы вы не перепутали.
Изображение
ИзображениеКупить в Лабиринте
ИзображениеКупить в read.ru

Александр Пушкин: Сказка о золотом петушке
Художник: Назарук Вячеслав
Восторженные отзывы об иллюстрациях (смотрите в Лабиринте).
Изображение
ИзображениеКупить в Лабиринте
ИзображениеКупить в read.ru

Добавлю издания сказок про Конька-горбунка. Тем более, что сюжет сказки подсказал Ершову сам Пушкин!

Петр Ершов: Конёк-Горбунок
Издательство: ИД Мещерякова, 2011 г.
Художник: Милашевский Владимир Алексеевич
У меня сохранилась книга из детства именно с такими иллюстрациями, любила её и в детстве читать, и сейчас читаем с удовольствием.
Изображение
ИзображениеКупить в Лабиринте
ИзображениеКупить в read.ru временно отсутствует

Петр Ершов: Конёк-горбунок
Издательство: Нигма, 2012 г.
Художник: Кочергин Николай
Очень интересное издание, на мелованной бумаге, огромного размера. С отличными иллюстрациями, редкий очень удачный репринт. Я даже где-то видела сравнение иллюстраций Кочергина и Милашевского и там показывалось, что первоисточник Кочергин, и было много нюансов в его пользу.
Изображение
ИзображениеКупить в Лабиринте
ИзображениеКупить в read.ru

Петр Ершов: Конёк-горбунок
Издательство: Эксмо, 2011 г.
Художник: Егунов Игорь
Книга из серии «Книга в подарок», большой формат, мелованная бумага. Очень хвалят иллюстрации в отзывах на Лабиринте, да и вы сами можете посмотреть развороты.
Изображение
ИзображениеКупить в Лабиринте
ИзображениеКупить в read.ru

Петр Ершов: Конёк-горбунок
Издательство: Эксмо, 2010 г.
Художник: Егунов Игорь
Те же самые иллюстрации, что и в предыдущем издании, только бумага офсет, сооттветственно и цена ниже.
Изображение
ИзображениеКупить в Лабиринте
ИзображениеКупить в read.ru

_________________
Мой инстаграм @irishde
Инстаграм Лены Даниловой @danilovaru
Кира 31.01.2004 Егор 23.01.2017

Детский сад в лесу
Детский сад на прогулке в лесу. Воспитательница:
— Дети, если кушаем ягодки, то срываем по две… Одну ешьте, а вторую — для судмедэкспертизы…

* * *

В детском саду повариха спросила малышей, какую яичницу они хотят на обед.
— Мне… с открытыми глазами! — заявил один.
— А мне — с прищуренными! — поддержала его бойкая девочка.
— А мне… а мне — совсем сонную! — нашелся третий.

* * *

В детском саду:
— А сейчас Дима расскажет вам историю «Случай в лесу», которую придумал сам.
— Ничего я не придумал. Они и правда были голые!

* * *

В детском саду:
— Дети, тетя уходит. Что нужно сказать?
— Слава Богу!!!

* * *

Воспитательница в детском саду:
— Коновалов, ты зачем сломал Конюхову его игрушечную лошадку?

* * *

Детский садик. В большой комнате, где живут дети — ужасно, штукатурка обвалилась, рамы старые, батареи не греются, да и стекла кое-где выбиты. В комнате воспитателей всё как в лучших домах, и кондиционеры, и мебель, и полные холодильники. Дети стучатся к воспитателям: «Дядя Володя, расскажите сказку, а то мы голодные и не можем заснуть».
Вышел дядя Володя и говорит: «Через пять лет, дети, наш садик войдет в пятерку самых развитых садиков в мире».
Дети умиленно засыпают…

* * *

Воспитательница детского сада полчаса натягивала рейтузы на маленькую девочку. Когда она со вздохом облегчения выпрямилась, девочка сказала:
— Это не мои рейтузики.
Внутренне рыча, воспитательница пятнадцать минут стягивала рейтузы обратно. Когда она закончила, девочка сказала:
— Это рейтузики моего брата, мама иногда надевает их на меня.

* * *

Воспитательница в детском саду спрашивает:
— Дети, назовите домашнего четвероногого друга. Кто может? Вот ты, Саша, скажи!
— Кровать!

* * *

На днях Владимир Жириновский посетил детский сад. Как он впоследствии заявил в прокуратуре — дети первыми начали драку.

* * *

Молодая мать говорит своей подруге:
— Знаешь, мне кажется, что я слишком строго воспитываю своего Сережу. Вчера мы пошли записываться в детский сад, и он сказал воспитательнице, что его зовут Сережа Перестань…

* * *

Больше всего не повезло в жизни детям, чья мама работает поваром в детском саду. И в саду кормят ужасно, и дома то же доедает.

* * *

Объявление в детском саду:
«Уважаемые родители! Не верьте, пожалуйста, всему тому, что рассказывает ваш ребёнок про детский сад! В свою очередь, мы обещаем вам не верить всему тому, что он рассказывает про вас».

* * *

Недавно в детском саду №5 прошел концерт Мэрлина Мэнсона. Он думал, что он исчадье ада, отродье сатаны… А оказалось, что он банальный бабай!

* * *

— Дети, кто разбил окно?
Молчание.
— Дети, кто разбил окно?
Молчание.
— Я в последний раз спрашиваю, кто разбил окно?
— Да ладно, Марь Ивановна, чего там. Спрашивайте уж и в четвертый раз…

* * *

Сообщение на форуме:
— На прошлой неделе впервые отвели своего в детский сад. Посоветуйте, стоит ли забирать?

* * *

Сережа поторапливает маму:
— Одевай меня скорее!
— Куда же ты торопишься?
— В садик. Там меня друзья ждут.
— И что вы делаете с друзьями?
— Деремся!

* * *

Сидят детки в детском садике и хвалятся:
— А у меня мамины глаза и бабулины уши!
— А у меня папины волосы и дедулин нос!
— А у меня мамины зубы и папина осанка!
— А у меня… Колготки старшего брата!

* * *

В детском садике перегорела проводка. Заведующая обратилась за помощью в шефствующую над ними войсковую часть. Прислали двух бойцов. Через некоторое время звонок командиру части:
— Безобразие! Пока ваши бойцы чинили проводку, я ненадолго отлучалась. Когда я вернулась, оказалось, что дети откуда-то выучили кучу матерных слов!
— Разберемся!
Вызывает командир этих парней на ковер. Оказывается, что у одного из них забинтована голова.
— Что произошло в саду, солдаты?
— Рядовой Петров залез на стремянку и начал паять провода. Я же находился внизу, поддерживая стремянку. Внезапно из-за невнимательности рядового Петрова капли расплавленного олова начали капать мне на лоб. Ну я и сказал рядовому Петрову: «Рядовой Петров, неужели ты не видишь, что капли расплавленного олова капают на лоб твоего боевого товарища?»

* * *

Маленький мальчик смотрит выступление модного эстрадного певца по телевизору и говорит задумчиво:
«А когда мы в садике так орем, нас ругают…»

* * *

Тихий час в детском саду. Лидер средней группы знакомится с новеньким:
— Слысис, тебя как зовут?
— Силеза.
— А сколько тебе лет?
— Навелное, ситыле.
— А к зенсинам тянет?
— Не-а.
— Знасит, не ситыле, а тли.

* * *

Жена мужу:
— Видишь этого человека на фотографии?
— Да.
— В шесть вечера заберёшь его из детского сада!

* * *

После новогодней елки в детском саду отец говорит сыну:
— Сынок, ты уже большой, должен понимать, что никакого Деда Мороза нет. Это был я.
— Да, я знаю. Ведь аист — это тоже ты.

* * *

Отец за сыном в детсад приходит. У него спрашивают:
— Который ваш?
— А какая разница? Все равно завтра обратно вести.

* * *

Приходит в детский садик новая воспитательница.
Детишки мелкие, года по 3, сидят, притихли, смотрят на новую тетю внимательно.
— Здравствуйте, дети. Меня зовут Жанна Геннадьевна.
Тишина. Детишки переваривают сложное имя-отчество, только слышно, как ресницы шуршат… И тут тихонько чей-то робкий голосок:
— Жадина Говядина?

  Íà÷àëî îñåíè, åù¸ çåë¸íûå ëèñòüÿ íà äåðåâüÿõ, ïåðåñòàë íàêðàïûâàòü äîæäü, ìåæäó óíûëî-ñåðûõ òó÷ çàáëåñòåëî ñîëíöå. Àëèíà Ëåîíèäîâíà ãóëÿëà ïî ïàðêó â ðîäíîì ãîðîäå.  Íàâñòðå÷ó åé ø¸ë äîâîëüíûé ìîëîäîé áðþíåò, íà åãî ïëå÷àõ ñâåñèâ ïóõëûå íîæêè â ðîçîâûõ áðþêàõ, ñèäåëà òîæå äîâîëüíàÿ ðóñîâîëîñàÿ, êóäðÿâàÿ, ñèíåãëàçàÿ äåâî÷êà.
   «À âåäü è ÿ êîãäà-òî òàê åçäèëà íà ñâî¸ì ïàïå. È äåâî÷êà ïîõîæà íà ìåíÿ â äåòñòâå, — ïîäóìàëà ãðóñòíî Àëèíà Ëåîíèäîâíà, — Äàâíî è íåäàâíî ýòî áûëî.»
   
   Åé âñïîìíèëñÿ ïàïà — Ëåîíèä Âàñèëüåâè÷ òàêèì êàêîé îí áûë, áåç èäåàëèçàöèè. ×àñòî êîãäà ðàññêàçûâàþò î ñâîåé ðîäíå, òî îêàçûâàåòñÿ ðîäíÿ íåïðåìåííî âñåñòîðîííå îäàðåííàÿ. Òóò òàêîãî íå ðàññêàæåøü. Ðîäèòåëè Ëåîíèäà Âàñèëüåâè÷à îáû÷íûå ëþäè êàêèõ íåìàëî. Ìàìà — áåç îáðàçîâàíèÿ, äîìîõîçÿéêà, ïåêëà âêóñíûå ïèðîæêè, ëþáèëà âíóêîâ îò äî÷åðè, îñòàëüíûõ — òåðïåëà èëè çëèëàñü íà íèõ.  Ïàïà ñ âûñøèì òåõíè÷åñêèì îáðàçîâàíèåì, ðàáîòàë íà çàâîäå ñòàðøèì äèñïåò÷åðîì. Îáùåíèé ó Àëèíû ñ äåäîì áûëî ìàëî è êîðîòêèå. Âïå÷àòëåíèÿ î ñåáå íå îñòàâèë. Îòíîøåíèÿ ñóïðóãîâ íå ñëîæèëèñü. Îíè ðàññòàëèñü. Òðîå èõ äåòåé â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå ïîøëè ðàáîòàòü. Ìàìà ïî-ïðåæíåìó îñòàâàëàñü äîìîõîçÿéêîé.
   
   Ñòàðøàÿ äî÷ü îêîí÷èëà óñêîðåííûé êóðñ ìàøèíîñòðîèòåëüíîãî òåõíèêóìà, íåïëîõî øèëà, âìåñòå ñ ìàìîé ðàñòèëà äâóõ ñâîèõ äåòåé. Ìàòü ñ äî÷åðüþ ëþáèëè îáñóäèòü è îñóäèòü âñåõ ñâîèõ ãîñòåé ïîñëå èõ óõîäà. Ìëàäøèé ñûí â ìîëîäîñòè áûë ÷ëåíîì ìåñòíîé ôóòáîëüíîé êîìàíäû, ÷àñòî ÷òî-òî ìàñòåðèë èç äîñîê, ïëåìÿííèêîâ íå çàìå÷àë. Ñòðàííûå âçàèìîîòíîøåíèÿ ìàòåðè ñ ìëàäøèì ñûíîì íàáëþäàëà Àëèíà. Ìàòü ðàâíîäóøíî ñìîòðåëà â îêíî êîãäà å¸ ìëàäøåãî ñûíà ïðîíîñèëè ìèìî ïüÿíûì. Äðóã ñ äðóãîì íå ðàçãîâàðèâàëè ( äà îí ìîë÷óí áûë), íå îòìå÷àëè âìåñòå ïðàçäíèêè, õîòÿ æèëè â îäíîì ÷àñòíîì äîìå. Ñðåäíèé — ïàïà Àëèíû: ëþáèë ïîãîâîðèòü, áîãîòâîðèë ñâîþ ìàìó, ïîìîãàë ìàòåðèàëüíî åé è ñåñòðå, õîòåë è ìîã ó÷èòüñÿ, òùåñëàâíûé. Âîçìîæíî òùåñëàâèå íåïëîõàÿ ÷åðòà õàðàêòåðà. Îíî ïîìîãàåò äîñòèæåíèþ öåëåé â æèçíè ïðè ëþáûõ ñïîñîáíîñòÿõ, à ó ïàïû ñïîñîáíîñòè áûëè.
 
   Î ñåáå ïàïà ìëàäøåé äî÷åðè ðàññêàçûâàë ïîíåìíîãó â ðàçíûå ãîäû. Âî âðåìÿ âîéíû ÷åòûðíàäöàòèëåòíèé ˸íÿ óñòðîèëñÿ íà çàâîä ó÷åíèêîì ýëåêòðîìîíò¸ðà. ×åðåç äâà ãîäà ïîñòóïèë ó÷èòüñÿ â ðåìåñëåííîå ó÷èëèùå. Çàêàí÷èâàëàñü âîéíà, ñòðàíà íóæäàëàñü â êâàëèôèöèðîâàííûõ ñïåöèàëèñòàõ ðàçíûõ ñïåöèàëüíîñòåé.  ðåìåñëåííîì ó÷èëèùå íàáðàëè ãðóïïó èç øåñòíàäöàòè — âîñåìíàäöàòè ïîäðîñòêîâ ñïîñîáíûõ  ê ó÷¸áå. Èõ îáó÷àëè íå òîëüêî ðàáî÷åé ïðîôåññèè, íî ãîòîâèëè ê ïðîäîëæåíèþ ó÷¸áû â äðóãèõ ó÷åáíûõ ó÷ðåæäåíèÿõ.

   Ëåîíèä Âàñèëüåâè÷ ñ áëàãîäàðíîñòüþ âñïîìèíàë èíòåëëèãåíòíîãî ïîæèëîãî ïåäàãîãà, çàíèìàâøåãîñÿ ñ íèì äîïîëíèòåëüíî ó ñåáÿ äîìà, è êîíå÷íî áåñïëàòíî. À åù¸ ïåäàãîã èç ëè÷íîé áèáëèîòåêè äàâàë ÷èòàòü êíèãè ïî ñîñòàâëåííîìó ïåäàãîãîì ñïèñêó êíèã. Ïîòîì áåñåäîâàë î ïðî÷èòàííîì. Óâàæåíèå ê ïåäàãîãàì ó Ëåîíèäà Âàñèëüåâè÷à îñòàâàëîñü äî òåõ ïîð, ïîêà îí íå âñòðåòèëñÿ ñ ïåðâûì ïåäàãîãîì âíóêà.

   Èç òîé ãðóïïû ðåìåñëåííîãî ó÷èëèùà ïðîøëè ïî êîíêóðñó â Ìîñêîâñêèå ó÷åáíûå ó÷ðåæäåíèÿ øåñòü-âîñåìü þíîøåé. ˸íÿ ïîñòóïèë ó÷èòüñÿ â » Ìîñêîâñêèé èíäóñòðèàëüíûé òåõíèêóì» Ìèíèñòåðñòâà òðóäîâûõ ðåçåðâîâ ÑÑÑÐ ïî ñïåöèàëüíîñòè ýëåêòðîîáîðóäîâàíèÿ ïðîìûøëåííûõ ïðåäïðèÿòèé. Îêîí÷èë òåõíèêóì ñ îòëè÷èåì. Åìó áûëà ïðèñâîåíà êâàëèôèêàöèÿ «òåõíèêà ïî ýëåêòðîîáîðóäîâàíèþ ïðîì. ïðåäïðèÿòèé — ìàñòåðà ïðîèçâîäñòâåííîãî îáó÷åíèÿ». 

   Â 1943 ãîäó íà áàçå ó÷èëèùà ¹8 ñîçäàí Ìîñêîâñêèé èíäóñòðèàëüíûé òåõíèêóì äëÿ ïîäãîòîâêè ìàñòåðîâ ïðîèçâîäñòâåííîãî îáó÷åíèÿ. Òåõíèêóì ìåíÿë ñâî¸ íàçâàíèå åù¸ ÷åòûðå ðàçà. Ïîñëåäíèé ðàç â 2009 ãîäó ïåðåèìåíîâàí â » Ôåäåðàëüíîå ãîñóäàðñòâåííîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå ñðåäíåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ » Ìîñêîâñêèé êîëëåäæ ïðîôåññèîíàëüíûõ òåõíîëîãèé «.

   Â òåõíèêóìå ó÷èëèñü þíîøè èç âñåõ ðåñïóáëèê ÑÑÑÐ è íå áûëî àíòàãîíèçìà ê ñîêóðñíèêàì äðóãîé íàöèîíàëüíîñòè. Äðóæèëè ñ êåì áûëî èíòåðåñíî. È ëþáîïûòíî áûëî óçíàâàòü êàê æèâóò ëþäè â äðóãèõ ðåñïóáëèêàõ.
   Ïåäàãîãè òåõíèêóìà çàíèìàëèñü ñ Ëåîíèäîì äîïîëíèòåëüíî. Îí ðàññêàçûâàë òîëüêî î íåîáû÷íûõ çàíÿòèÿõ. Ñòóäåíòà ó÷èëè êàê êóøàòü ïîëüçóÿñü ñòîëîâûìè ïðèáîðàìè — íîæîì è âèëêîé, Êàê ñåðâèðîâàòü ñòîë. Îí ïîòîì ó÷èë äî÷ü: «Ñàëàò â ñàëàòíèöó íàêëàäûâàþò ãîðêîé». Òðåíèðîâàëè åãî ïàìÿòü. Îíà áûëà óíèêàëüíàÿ. Ëåîíèä äîëæåí ïðî÷èòàòü òåêñò â ãàçåòå çà îïðåäåë¸ííîå âðåìÿ, ïîòîì ðàññêàçàòü åãî íàèçóñòü íå ïåðåñòàâëÿÿ ìåñòàìè íè îäíî ñëîâî. È ê êàêîé ïðîôåññèè åãî ãîòîâèëè? Ê ñ÷àñòüþ òàêàÿ ïàìÿòü äîñòàëàñü Àëèíå — ýòî î÷åíü ïîìîãëî â ó÷¸áå ïðè îãðàíè÷åííîì âðåìåíè.

   Â õàðàêòåðèñòèêå äàííîé Ëåîíèäó â òåõíèêóìå îí ïðî÷èòàë îäèí ñòðàííûé ïóíêò: » Îòðèöàòåëüíàÿ ÷åðòà õàðàêòåðà — äîáðîòà». Ñåé÷àñ ìîæíî ðàçíîå ïðåäïîëîæèòü ïî÷åìó òàê íàïèñàë ïåäàãîã. Äîáðîòà áûëà. Íî äîáðîòà è óï¸ðòîñòü äî æåñòîêîñòè â í¸ì áûëè ðÿäîì. Ïîìåíÿòü åãî ðåøåíèå íåâîçìîæíî áûëî íèêàêèìè äîâîäàìè è ïðîñüáàìè. Ãäå-òî Àëèíà Ëåîíèäîâíà ïðî÷èòàëà, ÷òî äðåâíåãðå÷åñêîå èìÿ Ëåîíèä îçíà÷àåò — «Ãðîçíûé ëåâ». È äåéñòâèòåëüíî õàðàêòåð ïàïû áûë âëàñòíûé, íå òåðïÿùèé âîçðàæåíèé. Íî â îòëè÷èå îò ëåíèâîãî ëüâà îí íå ìîã äîëãî óñèäåòü íà îäíîì ìåñòå äàæå â ïðåêëîííîì âîçðàñòå.  îòíîøåíèÿõ ñî ñâîåé ìàòåðüþ áûë âñåãäà äîáð, íàçûâàë å¸ — «Ñâÿòàÿ æåíùèíà». Êàê òî ïàïà íàáðàë â ñàäó ñòàêàí ñàìîé êðóïíîé ìàëèíû äëÿ îñëåïøåé ìàòåðè. Ñîáèðàëñÿ å¸ íàâåñòèòü. Îíà ïî-ïðåæíåìó æèëà â òîì æå ÷àñòíîì äîìå ñ äî÷åðüþ, âíóêàìè è òåïåðü óæå ñ ïðàâíóêàìè. Âñ¸ íîðìàëüíî. Óæàñíû áûëè ñëîâà ïàïû:» Ïóñòü ìàìà ñúåñò ìàëèíó ïðè ìíå, à òî åé íå äîñòàíåòñÿ».

   Ïîñëå îêîí÷àíèÿ òåõíèêóìà Ëåîíèä ïðèø¸ë íà ìåäèöèíñêóþ êîìèññèþ äëÿ ïîñòóïëåíèÿ â Ëåíèíãðàäñêîå âîåííîå ó÷èëèùå. Îòêðûë äâåðü â êàáèíåò âðà÷à. Çà ñòîëîì ñèäåë ñåäîâëàñûé ìóæ÷èíà, ïîõîæèé íà äâîðÿíèíà. Ïîêà ìîëîäîé ÷åëîâåê ø¸ë ïî êàáèíåòó, âðà÷ âíèìàòåëüíî ñìîòðåë åìó â ãëàçà è çàäàë ïåðâûé âîïðîñ:» À êàê âû ñåáÿ ÷óâñòâóåòå?»
— Íîðìàëüíî.
   Âðà÷ íàçíà÷èë ìåäèöèíñêîå îáñëåäîâàíèå. Ýòî ñïàñëî æèçíü ìîëîäîìó ÷åëîâåêó. Åìó áûë ïîñòàâëåí ñòðàøíûé äèàãíîç — òóáåðêóë¸ç êîñòåé ïîçâîíî÷íèêà. Îí ïîëó÷èë íàïðàâëåíèå â Ìîñêîâñêèé ãîñïèòàëü, ãäå ëå÷èëè äîðîãèìè ëåêàðñòâàìè, çàêóïàåìûìè çà ãðàíèöåé. Åñëè â îáû÷íîé ïîëèêëèíèêå îáíàðóæèëè áû âîâðåìÿ áîëåçíü, òî òàêîãî ëå÷åíèÿ Ëåîíèä íå ïîëó÷èë áû.  äâàäöàòü îäèí ãîä êðóøåíèå âñåõ ïåðñïåêòèâ â æèçíè. Ïðè÷èíîé çàáîëåâàíèÿ ïðåäïîëîæèòåëüíî ìîã áûòü ãîëîä, à âîçìîæíî åù¸ òðàâìà î êîòîðîé îí çàáûë. À âåäü çàâèñòíèêè ïîïðåêàëè åãî, ÷òî âîò, ìîë, ìû ãîëîäàåì, à òû ñûòûé — æèðóåøü. Ïàïà íèêîãäà íå áûë òîùèì è áëåäíûì. Çàâèñòíèêè áóäóò âñåãäà è ïî ëþáîìó ïîâîäó.

   Â ãîñïèòàëå åìó ñòàíîâèëîñü âñ¸ õóæå. Îí óæå íå ìîã õîäèòü, ñòîÿòü, ñèäåòü, ìîã òîëüêî ëåæàòü íà æèâîòå â êîðñåòå. Åãî ìó÷èëè íåâûíîñèìûå áîëè. Îí ñòàë îòêëàäûâàòü ïîä ïîäóøêó ïî îäíîé òàáëåòêå. Íàâåðíîå ïîòåðÿë ñîçíàíèå îò áîëè, î÷íóëñÿ, ñóíóë ðóêó ïîä ïîäóøêó.
— Âñ¸, õâàòèò.
À ïîä ïîäóøêîé ïóñòî. Áîëüøå òàáëåòîê íå êîïèë.

    Ëåîíèä ïåðåæèë ñåïñèñ. Ñïàñëè. Âèíèë â ýòîì âðà÷à, êîòîðûé äîòðàãèâàëñÿ äî ñïèíû Ëåîíèäà íå ïîìûâ ïðåäâàðèòåëüíî ðóêè. Ïîä îäíîé èç ëîïàòîê ó íåãî îñòàëîñü òðè óãëóáëåíèÿ.

   Îäíàæäû îí èñïûòàë î÷åðåäíîé óæàñ. Ïî÷åìó — òî ëåæàë â ïàëàòå îäèí. Òóäà çàø¸ë áîëüíîé ëåò çà òðèäöàòü, ñîøåäøèé ñ óìà. Îí ãëàäèë áåñïîìîùíîãî Ëåîíèäà ïî ãîëîâå, ëàñêîâî ïðîèçíîñèë åãî èìÿ. Óø¸ë.

   Èíîãäà ïî êîðèäîðó õîäèëà êðàñèâàÿ æåíùèíà ëåò ïîä ñîðîê è ïåëà ïîñòàâëåííûì ãîëîñîì îäíó è òó æå ôðàçó èç ðîìàíñà, êàæåòñÿ, «Íå óõîäè». Ñëóøàòü íåâûíîñèìî, óéòè íåâîçìîæíî, îñòàâàëîñü òîëüêî òåðïåòü.  Íåïîíÿòíî ïî÷åìó å¸ íå îñòàíàâëèâàë ìåä.ïåðñîíàë? È ïî÷åìó ïñèõè÷åñêè áîëüíûå ëþäè ëå÷èëèñü âìåñòå ñî âñåìè?

   Ëå÷åíèå ïîøëî íà ïîëüçó. Ëåîíèä ñìîã âñòàòü, çàíîâî ó÷èëñÿ õîäèòü.  ïàëàòå ãîñïèòàëÿ Ëåîíèä ïîçíàêîìèëñÿ ñ ëþäüìè ñ êàêèìè íèêîãäà íå âñòðå÷àëñÿ ðàíüøå è âðÿä ëè áû âñòðåòèëñÿ. Ýòè ëþäè ïîäíÿëè åãî èíòåëëåêò, èçìåíèëè âî ìíîãîì ìèðîâîççðåíèå. Âîò ïîäòâåðæäåíèå òîìó, ÷òî áûòèå îïðåäåëÿåò ñîçíàíèå. Ïîä èõ âëèÿíèåì è êàê ãîâîðèë ïàïà äî÷åðè,  ÷òîáû «íå ñîéòè ñ óìà» îò íåîáõîäèìîñòè íàõîäèòüñÿ òîëüêî â ïàëàòå, è èç-çà âñåãäàøíåãî åãî æåëàíèÿ èçó÷àòü ÷òî — òî íîâîå, îí ïîñòóïèë ó÷èòüñÿ íà çàî÷íîå îòäåëåíèå «Ìîñêîâñêîãî ñòàíêîèíñòðóìåíòàëüíîãî èíñòèòóòà». Ëåêöèè ïåäàãîãè ÷èòàëè â ïàëàòå è òàì æå ïðèíèìàëè ýêçàìåíû. Ýòî êàæåòñÿ íåâåðîÿòíûì, íî òàê ïàïà ðàññêàçûâàë. Ïîïóòíî îí îñâîèë ñïåöèàëüíîñòü èíâàëèäîâ — ðåìîíò ÷àñîâûõ ìåõàíèçìîâ. 

   ×åðåç ÷åòûðå ãîäà ëå÷åíèÿ â ãîñïèòàëå, íàêîíåö-òî, Ëåîíèäà âûïèñàëè ñ ãðóïïîé èíâàëèäíîñòè è â ïîñòîÿííîì íîøåíèè êîðñåòà. Èíñòèòóò ïðèøëîñü îñòàâèòü. Åçäèòü â ýëåêòðè÷êå íà ó÷¸áó â Ìîñêâó áîëüøå äâóõ ÷àñîâ òóäà è ñòîëüêî æå îáðàòíî, îí ôèçè÷åñêè íå ìîã. À ïåðåâîä â èíñòèòóò ðîäíîãî ãîðîäà ïî êàêèì-òî ïðè÷èíàì áûë íåâîçìîæåí èëè Ëåîíèä õîòåë ñêðûòü èíâàëèäíóþ ãðóïïó.
 
   Ñ÷àñòëèâûé îí âîçâðàòèëñÿ â ðîäíîé ãîðîä, â ðîäíîé äîì ê ìàìå è ñåñòðå. È òóò óçíàë î ñåáå íåîæèäàííîå. Çëîïûõàòåëè, êîòîðûå ðàíüøå çàâèäîâàëè åãî âíåøíîñòè â ãîëîäíûå ãîäû, òåïåðü ðàñïóñòèëè ñëóõè, ÷òî Ëåîíèä îòñèäåë â òþðüìå.  Íàäî áûëî ñòðîèòü ñâîþ æèçíü çàíîâî è íå îáðàùàòü âíèìàíèÿ íà ñëóõè.

   Ëåîíèä ïîñòóïèë ðàáîòàòü íà çàâîä èíñïåêòîðîì â îòäåë ãëàâíîãî ýíåðãåòèêà, ïîòîì èíñïåêòîðîì ýëåêòðîòåõíè÷åñêîé ëàáîðàòîðèè. Åñëè îí ñêðûë èíâàëèäíóþ ãðóïïó, òî ìåä.êîìèññèþ çà íåãî ïðîõîäèë, ñêîðåå âñåãî, ìëàäøèé áðàò. Âíåøíîñòü, ìàíåðà ïîâåäåíèÿ Ëåîíèäà ïðîèçâåëè âïå÷àòëåíèÿ íà æåíùèí â îòäåëå. Îíè çâàëè åãî » Êðàñàâ÷èê». Îá ýòîì Àëèíå ðàññêàçàëè ðîâåñíèöû ïàïû êîãäà îíà ïðèøëà ðàáîòàòü íà çàâîä. Ýòà íîâîñòü ïðèÿòíî óäèâèëà äî÷ü, õîòÿ ñâîåãî ïàïó — çåëåíîãëàçîãî áðþíåòà, íåáîëüøîãî ðîñòà, ñêëîííîãî ê ïîëíîòå, íå ñ÷èòàëà êðàñèâûì. ×åðåç äâà ãîäà Ëåîíèä áûë íàçíà÷åí ñòàðøèì ìàñòåðîì öåõà.

   Ëåîíèä ïîçíàêîìèëñÿ ñ ìàìîé Àëèíû. Îíè ïîæåíèëèñü. Ìàìà è å¸ èíòåëëèãåíòíûå ðîäèòåëè ïðè çíàêîìñòâå ñ ðîäí¸é æåíèõà ðàññòðîèëèñü è íå áåç îñíîâàíèé. Âåäü æåíèõ ïðîèçâîäèë âïå÷àòëåíèå ìóæ÷èíû íå èç òàêîé ñåìüè. Îáùåíèå Ëåîíèäà â ãîñïèòàëå ñ èíòåëëåêòóàëàìè  íå ïðîøëî äëÿ íåãî áåññëåäíî. Áîëüøå ðîäèòåëè ìàìû ñ ïàïèíîé ðîäí¸é íå âñòðå÷àëèñü. Ðîäèòåëè ìàìû ñòåñíÿëèñü ïåðåä çíàêîìûìè ðîäñòâà ñ ýòîé ñåìü¸é (êàê ïîòîì áóäåò ñòåñíÿòüñÿ Àëèíà Ëåîíèäîâíà). È íèêîãäà èõ íå îáñóæäàëè. Ëèøü îäíàæäû äåâÿòèëåòíÿÿ Àëèíà óñëûøàëà, êàê áàáóøêà ãîâîðèëà ñ ãîðå÷üþ ñâîåé äî÷åðè î ñòàðøåé âíó÷êå: » Òû å¸ íå èçìåíèøü, îíà èõ». Êîíå÷íî » áûòèå îïðåäåëÿåò ñîçíàíèå», íî ñîçíàíèå âûáèðàåò èç ýòîãî áûòèÿ òî, ÷òî äóøå áëèæå. Ñòàðøàÿ äî÷ü óíàñëåäîâàëà îò ïàïû òùåñëàâèå, â îñòàëüíîì — êîïèÿ ïàïèíîé ðîäíè, îíà ïàïèíà ðîäíÿ. Ê òîìó âðåìåíè áàáóøêà îò÷àÿëàñü ïîñòðîèòü ñåìüþ äî÷åðè, êàê ïîñòðîèëà ñåìüþ ñûíà.

   Â ðîäíîì ãîðîäå Ëåîíèä ïîñòóïèë ó÷èòüñÿ â ôèëèàë « Ìîñêîâñêîãî âå÷åðíåãî ìàøèíîñòðîèòåëüíîãî èíñòèòóòà» ïî ñïåöèàëüíîñòè «ëîêîìîòèâîñòðîåíèå». ×åðåç øåñòü ëåò ó÷¸áû åìó ïðèñâîåíà êâàëèôèêàöèÿ èíæåíåðà ìåõàíèêà.

   Ïàïà âñïîìèíàë êàê ìàëåíüêàÿ Àëèíà «ïîìîãàëà» åìó ó÷èòüñÿ â èíñòèòóòå. Îíà ñèäèò íà êîëåíÿõ ó ïàïû ïåðåä ïèñüìåííûì ñòîëîì. Ïàïà ÷åðòèò íà ëèñòå âàòìàíà. Çàâòðà ïîñëå ðàáîòû ÷åðò¸æ íàäî ñäàòü ïåäàãîãó â èíñòèòóòå. Îñòàâèë åãî íà ñòîëå. Àëèíà íàêàëÿêàëà íà í¸ì. Ïðèøëîñü íî÷üþ çàíîâî ÷åðòèòü. À âîò  ÷òî ïîìíèò Àëèíà Ëåîíèäîâíà. Ÿ ëþáèìûé, äîáðûé ïàïà ïî÷åìó-òî çëî êðè÷èò íà íå¸. Åé ñòðàøíî, íåïîíÿòíî, îáèäíî. Íàâåðíîå ýòî áûëî èç-çà ÷åðòåæà.  ãíåâå ïàïà íå ó÷èòûâàë ÷åëîâåê êàêîãî âîçðàñòà ïåðåä íèì. Àëèíó ñïàñëà áàáóøêà. Îíè òîãäà æèëè âìåñòå ñ ðîäèòåëÿìè ìàìû. Áàáóøêà çàâåðíóëà ðûäàþùóþ äåâî÷êó â îäåÿëî è ñî ñëîâàìè: « Íåëüçÿ òàê ñ ðåá¸íêîì», âûíåñëà å¸ íà óëèöó. Àëèíà çàñíóëà.

   Îíà ïîìíèò êàê æä¸ò ïðèõîä ïàïû èç èíñòèòóòà äîìîé.  îêíå âñ¸ òåìíî, òîëüêî ñâåò îò ôîíàðåé òåëåãðàôíûõ ñòîëáîâ è îò ôàð ïðîåçæàþùèõ ìàøèí. Ìàìà òîæå ó÷èëàñü òàì æå, íî æäàëà äî÷ü ïàïó. Îí ïðèõîäèë, ëîæèëñÿ íà äèâàí, ïðîñîâûâàë ïàëåö ìåæäó ïðóòüåâ êðîâàòè. Àëèíà õâàòàëàñü ëàäîøêîé çà ïàëåö è çàñûïàëà, íàâåðíîå, ñ÷àñòëèâàÿ.
   
   Âñïîìíèëèñü Àëèíå Ëåîíèäîâíå äðóãèå ñ÷àñòëèâûå ìãíîâåíèÿ, êîãäà îíà ñìîòðèò íà ìèð ñèäÿ íà ïëå÷àõ ïàïû. Åù¸ íåò ãîðüêèõ âîñïîìèíàíèé, íà äóøå ñïîêîéíî èç-çà ïîäñîçíàòåëüíîé óâåðåííîñòè â çàùèòå ïàïû (ïóñòü è ãðîçíîãî èíîãäà).
 
   Âîò îí çàáèðàåò å¸ èç äåòñêîãî ñàäà. Ïî äîðîãå äîìîé áûëî äâà èíòåðåñíûõ äëÿ ìàëåíüêîé äåâî÷êè ìåñòà. Ýòî îáû÷íûé ìàãàçèí ïðîäóêòîâ. Çà ñïèíîé ïðîäàâùèöû âèòðèíà ÷óòü ñ íàêëîíîì, ðàçäåëåíà íà ÿ÷åéêè.  êàæäîé ÿ÷åéêå íàñûïàíî ìíîãî-ìíîãî, êîíå÷íî, âêóñíûõ êîíôåò. Îíè îòðàæàëèñü â çåðêàëå íà ñòåíå çà âèòðèíîé. « Êàêèå êðàñèâûå êîíôåòû: «Êðàñíàÿ øàïî÷êà», «Ìèøêà íà ñåâåðå», «Â ñîñíîâîì áîðó», « À íó-êà îòíèìè»! – äóìàëà ìàëåíüêàÿ äåâî÷êà. Îíà çíàåò – ýòî î÷åíü äîðîãèå è î÷åíü-î÷åíü âêóñíûå êîíôåòû. « Êàêàÿ ñ÷àñòëèâàÿ ò¸òÿ! Îíà êàæäûé äåíü åñò ýòè êîíôåòû, ñêîëüêî çàõî÷åò!» – çàâèäîâàëà Àëèíà ïðîäàâùèöå. Îíè ñ ïàïîé çàõîäèëè â ýòîò ìàãàçèí èíîãäà. Íà ñýêîíîìëåííûå íà ñâîèõ îáåäàõ äåíüãè ïàïà ïîêóïàë íåñêîëüêî øòóê êîíôåò. Ïîòîì Àëèíà Ëåîíèäîâíà òàêæå áóäåò ïîêóïàòü ÷òî-íèáóäü âêóñíåíüêîå ñûíó.

   Âòîðîå èíòåðåñíîå ìåñòî áûëî ëåòîì. Ó âõîäà âî «Äâîðåö Êóëüòóðû». Ò¸òÿ â áåëîì õàëàòå, â ôàðòóêå, êîñûíêå, ïðîäàâàëà ìîðîæåíîå. Îíî ëåæàëî â äåðåâÿííîì êîðîáå íà êîë¸ñèêàõ. Ò¸òÿ îòêðûâàëà äâåðöó ñâåðõó êîðîáà. ظë ïàð îò áîëüøèõ êóñêîâ èñêóññòâåííîãî ëüäà, äîñòàâàëà î÷åíü âêóñíîå ìîðîæåíîå. Àëèíà ñòàðàëàñü åñòü àêêóðàòíî, íî âñ¸ ðàâíî ëèöî, ðóêè – âñ¸ èñïà÷êàíî ìîðîæåííûì. Ñ íåãî êàïàåò íà çåìëþ, à òî è íà ïëàòüå. Àëèíà ðàññòðàèâàåòñÿ èç-çà ïÿòåí íà îäåæäå, õîòÿ å¸ íå íàêàçûâàëè çà ýòî.

   Àëèíà ìëàäøåêëàññíèöà. Îíà ëåæèò â êðîâàòè. Ïàïà ñàäèòñÿ íà ïîë ïåðåä êðîâàòüþ è ðàññêàçûâàåò ñêàçêè. ×àùå âñåãî « Ñêàçêó î ïîïå è î ðàáîòíèêå åãî Áàëäå» Ïóøêèíà. Äî÷ü ïîìíèò å¸ íàèçóñòü, íî ïðîñèò ðàññêàçàòü åù¸ ðàç. Ïàïà ðàññêàçûâàåò ÿðêî, ýìîöèîíàëüíî, ÷òî-òî äîáàâëÿÿ îò ñåáÿ. À ïîòîì îí âûäóìûâàë ñâîé ñîáñòâåííûé ïåðñîíàæ, êàêîãî Àëèíà Ëåîíèäîâíà íå âñòðå÷àëà íè â îäíîé ñêàçêå. Ó÷åíèêîì ýëåêòðîìîíò¸ðà, ˸íå ïðèõîäèëîñü çàëåçàòü íà òåëåãðàôíûé ñòîëá. Âîò îí è ñòàë ãëàâíûì ïåðñîíàæåì åãî ñêàçîê. Àëèíà ïðîñèëà: « Ïàïà, ðàññêàæè ïðèêëþ÷åíèÿ Òåëåãðàôíîãî Ñòîëáà?» È îí ñî÷èíÿë íåçàòåéëèâûå ñêàçêè. Òîëüêî äâå èç íèõ çàïîìíèëà äî÷ü. È ïîìíèò êàê å¸ ðàññìåøèëè ýòè ïðèêëþ÷åíèÿ.

   Ñêàçêà ïåðâàÿ
   Èä¸ò Òåëåãðàôíûé Ñòîëá ïî óëèöå. Çà çàáîðîì ðàçãîâàðèâàþò äâå æåíùèíû. Íèêîãî íå âèäÿò, ãîâîðÿò íèêàê îñòàíîâèòüñÿ íå ìîãóò. À èç ñåòêè ó îäíîé âèäíû áóòûëêà ìîëîêà è ñâåæåèñïå÷åííûé áàòîí áåëîãî õëåáà. Çàïàõ! Òåëåãðàôíîìó ñòîëáó î÷åíü çàõîòåëîñü åñòü. Îí îñòîðîæíî äîñòàë èç ñåòêè áàòîí. Ïîòîì áóòûëêó ìîëîêà è äîâîëüíûé áûñòðî óø¸ë. À æåíùèíû íè÷åãî íå çàìåòèëè. Ãîâîðèëè – ãîâîðèëè ÷òî-òî äðóã äðóãó.

  Ñêàçêà âòîðàÿ
  Òåëåãðàôíûé Ñòîëá ïðîõîäèò ìèìî ïàðèêìàõåðñêîé. Åìó âäðóã î÷åíü çàõîòåëîñü òóäà çàéòè. Âîø¸ë. Ïàðèêìàõåð èñïóãàëñÿ. À òåëåãðàôíûé ñòîëá ïðîñèò å¸: « Ñäåëàéòå ìíå ïðè÷¸ñêó?» Èñïóãàííûé ïàðèêìàõåð ñîáðàë âîëîñû ñ ïîëà è ïðèêëåèëà íåîáû÷íîìó êëèåíòó íà ìàêóøêó. Òåëåãðàôíûé ñòîëá äîâîëüíûé âûøåë èç ïàðèêìàõåðñêîé.

   È Àëèíà çàñûïàëà ñ÷àñòëèâàÿ ïîä ïàïèíû ñêàçêè. « Íè÷åãî îñîáåííîãî»,  — ïî ìíåíèþ âçðîñëûõ ëþäåé. À äëÿ ìàëåíüêîé äåâî÷êè îáùåíèÿ ñ ïàïîé áûëè ìãíîâåíèÿìè ñ÷àñòüÿ. Ïîòîì Àëèíà áóäåò òàêæå ïåðåñêàçûâàòü è ñî÷èíÿòü ñêàçêè ñâîåìó ñûíó ïåðåä ñíîì. Èíîãäà äåäóøêà áóäåò ðàññêàçûâàòü âíóêó íîâûå ïðèêëþ÷åíèÿ Òåëåãðàôíîãî Ñòîëáà êàê åãî ìàìå â äåòñòâå.

   Â êîíöå ïÿòèäåñÿòûõ ãîäîâ Ëåîíèä Âàñèëüåâè÷ ñòàë ÷ëåíîì êîììóíèñòè÷åñêîé ïàðòèè. Àëèíà ïîìíèò, êàê îí åé ìëàäøåêëàññíèöå ãîâîðèë ñ ãîðäîñòüþ: «ß êîììóíèñò!» Îíà íå çàìåòèëà êîãäà ïàïà ïåðåñòàë òàê ãîâîðèòü.  ñåðåäèíå ñåìèäåñÿòûõ ãîäîâ îí îêîí÷èë» Óíèâåðñèòåò ìàðêñèçìà-ëåíèíèçìà», ïîëó÷èë âûñøåå ïîëèòè÷åñêîå îáðàçîâàíèå â ñèñòåìå ïàðòèéíîé ó÷åáû. Âåðèë ëè îí òîãäà â ñîöèàëèçì, â êîììóíèçì?

  Âî âðåìÿ ó÷åáû â èíñòèòóòå Ëåîíèäó Âàñèëüåâè÷ó âûäàëè ïåðâûå óäîñòîâåðåíèÿ íà ðàöèîíàëèçàòîðñêèå ïðåäëîæåíèÿ. Èçîáðåòåíèé ó íåãî ïîòîì áóäåò íåñêîëüêî äåñÿòêîâ. Ïàïà ðàññêàçûâàë Àëèíå, ÷òî ðàöèîíàëèçàòîðñêèå ïðåäëîæåíèÿ îí îáäóìûâàë íî÷üþ, à äíåì âûáèðàë âðåìÿ äîäóìàòü åãî è çàïèñàòü. Êàê îí âûäåðæèâàë òàêèå íàãðóçêè! Äí¸ì ðàáîòà, âå÷åðîì ó÷åáà â èíñòèòóòå, ñåìüÿ.

  Ïîñëå ïîëó÷åíèÿ äèïëîìà îá îêîí÷àíèè ó÷åáû â èíñòèòóòå, Ëåîíèäó Âàñèëüåâè÷ó ïðåäëîæèëè ðàáîòó â íàó÷íî-èññëåäîâàòåëüñêîì èíñòèòóòå. Íàäî ïðîäîëæàòü ó÷èòüñÿ. Íî æåíà áûëà ïðîòèâ. À çðÿ. Õîòÿ å¸ ïîíÿòü ìîæíî. Îáà ó÷èëèñü íà âå÷åðíåì îòäåëåíèè èíñòèòóòà ñ äâóìÿ ìàëåíüêèìè äåòüìè. Ó íå¸ áûëî âòîðîå âûñøåå îáðàçîâàíèå. Êîíå÷íî ïîìîãàëè ðîäèòåëè ìàìû , íî íàêîïèëàñü óñòàëîñòü. Ëåîíèä Âàñèëüåâè÷ îñòàëñÿ ðàáîòàòü íà çàâîäå ñòàðøèì ìàñòåðîì öåõà. Ïîòîì áûë íàçíà÷åí çàìåñòèòåëåì íà÷àëüíèêà öåõà. ×åðåç íåñêîëüêî ëåò – íà÷àëüíèêîì öåõà. Ðàáîòó ñâîþ ëþáèë. Ïðèõîäèë â öåõ â âûõîäíûå, â ïðàçäíèêè, â îòïóñêà è íî÷üþ åñëè íà çàâîäå áûëè àâàðèè íå âîçìóùàÿñü.

   Â ñîðîê ëåò îí ïîëó÷èë ñâèäåòåëüñòâî î çàíåñåíèè åãî â « Êíèãó ïî÷¸òà Ìîñêîâñêîãî îáëàñòíîãî ñîâåòà Âñåñîþçíîãî îáùåñòâà èçîáðåòàòåëåé è ðàöèîíàëèçàòîðîⅻ  íà÷àëå ñåìèäåñÿòûõ ãîäîâ âïèñàí â êíèãó ìóçåÿ çàâîäà.
 
   Ëåîíèäó Âàñèëüåâè÷ó ïðåäëàãàëè ïîâûøåíèÿ â äîëæíîñòè íà çàâîäå, â ãîðîäå, â Ìîñêâå ñ ïðåäîñòàâëåíèåì òð¸õêîìíàòíîé êâàðòèðû è ìîñêîâñêîé ïðîïèñêè âñåì ÷ëåíàì ñåìüè. Îí îòêàçûâàëñÿ. « Ïåðååçä â ëþáîé ãîðîä îòñþäà äëÿ íàøåé ñåìüè áûë áû áëàãîì», — óâåðåíà Àëèíà Ëåîíèäîâíà. Íî îí áîëüøå íè÷åãî íå õîòåë ìåíÿòü â ñâîåé æèçíè, à õîòåë æèòü ïîáëèæå ê ëþáèìûì – ìàìå, ñåñòðå, ãîëóáÿòíè â èõ ÷àñòíîì äîìå. Æåíà òàê è íàçûâàëà åãî – « Ãîëóáèíûé ïàïà». Çàâèñòíèêè îáúÿñíÿëè åãî óñïåõè â ðàáîòå – áëàòîì. Ïî òåëåâèäåíèþ â ïðîãðàììå « Âðåìÿ» ÷àñòî óïîìèíàëè îäíîôàìèëüöà ÷ëåíà ïîëèòáþðî ÖÊ ÊÏÑÑ.

   Â ñåðåäèíå âîñüìèäåñÿòûõ ãîäîâ Ëåîíèäà Âàñèëüåâè÷à îêëèêíóë ìóæ÷èíà íà óëèöå ðîäíîãî ãîðîäà. Ïðåäñòàâèëñÿ. Îêàçàëîñü îíè ó÷èëèñü â îäíîì òåõíèêóìå. Ìóæ÷èíà çàäàë âîïðîñ: » Ëåîíèä, â êàêîì òû çâàíèè?»
— Íè â êàêîì.
Ìóæ÷èíà íå âåðèë. Ëåîíèä Âàñèëüåâè÷ ñêàçàë ãäå è êåì ðàáîòàåò. Ìóæ÷èíà òàê è íå ïîâåðèë. Îá ýòîé âñòðå÷å ïàïà ðàññêàçûâàë äî÷åðè è ñ ðàäîñòüþ è íåìíîãî ñ ãðóñòüþ.

   Â ïåíñèîííîì âîçðàñòå îí ðàáîòàë ìàñòåðîì â òîì æå öåõå ïî÷òè äî âîñüìèäåñÿòè ëåò. Æåíèëñÿ âòîðîé ðàç. Ïàïèíà ðîäíÿ ïðèíÿëà ýòó æåíó. Îíà òàêàÿ æå, îíà ïîíÿòíàÿ, îíà « èõíÿÿ». Óòðîì åëå âñòàâàë íà ðàáîòó, áîëåëî â ðàçíûõ ìåñòàõ òåëà. Íî ÷åì áëèæå ïîäõîäèë ê ïðîõîäíûì çàâîäà, òåì ÷óâñòâîâàë ñåáÿ ëó÷øå. Àëèíà Ëåîíèäîâíà â ïðåäïåíñèîííîì âîçðàñòå ÷óâñòâîâàëà ñåáÿ àíàëîãè÷íî, íî â îáðàòíîì íàïðàâëåíèè – ÷åì äàëüøå óõîäèëà îò ïðîõîäíûõ çàâîäà, òåì ñòàíîâèëàñü áîäðåå.

   Ëåîíèäó Âàñèëüåâè÷ó ñòàëî ïëîõî ñ ñåðäöåì. Ñêîðàÿ ïîìîùü îòâåçëà â ñòàöèîíàð. Âî âðåìÿ ëå÷åíèÿ æåíà ïîòðåáîâàëà îò ìóæà îñâîáîäèòü å¸ êâàðòèðó îò åãî ëè÷íûõ âåùåé. Âíóê ïîìîã ïåðåâåçòè âåùè äåäóøêè â ñóìêå íà êîëåñàõ (ìàøèíû òîãäà íå áûëî) . Âìåñòå ñ âåùàìè ïðèâåçëè ìíîãî-ìíîãî ìîëè. Ëåîíèäà Âàñèëüåâè÷à âûõîäèëè, îôîðìèëè äîêóìåíòû íà èíâàëèäíîñòü, âûâåëè ìîëü. Îí óøåë æèòü ê æåíå. Íà åãî ñáåðêíèæêå îñòàâàëàñü ñêðîìíàÿ ñóììà äåíåã íà ïîõîðîíû. Âñêîðå âîçâðàòèëñÿ îáðàòíî ñ ëè÷íûìè âåùàìè, áåç äåíåã, íî ñ ìîëüþ. Âîçîáíîâèëàñü áîðüáà Àëèíû Ëåîíèäîâíû ñ ýòèìè íàñåêîìûìè. Çäåñü ïàïà äîæèë äî ïîñëåäíèõ ñâîèõ äíåé.
  Àëèíà Ëåîíèäîâíà ñ ñûíîì îðãàíèçîâûâàëè ïîõîðîíû. Ñëåäîì õîäèëà ïàïèíà ðîäíÿ. Ïðèõîäèëîñü èçâèíÿòüñÿ çà èõ ïîâåäåíèå â ðàçíûõ ñëóæáàõ. Åù¸ õóæå îíè âåëè ñåáÿ ïî îòíîøåíèþ ê Àëèíå Ëåîíèäîâíå è å¸ ñûíó. Ðóêîâîäèë îäíîé èç ïîõîðîííûõ ñëóæá îäíîêëàññíèê Àëèíû Ëåîíèäîâíû. Îí çàäàë åé àíàëîãè÷íûé âîïðîñ êàêîé çàäàâàëè å¸ áàáóøêå çíàêîìûå áîëüøå ïîë âåêà íàçàä: «Ýòî ó òåáÿ òàêàÿ ðîäíÿ?» Êàê æå áûëî ñòûäíî  — íå èì è ãîðüêî çà ïàïó.   
 
   Ñåé÷àñ Àëèíà Ëåîíèäîâíà øëà ïî ïàðêó ìèìî ôîíòàíà. Îí áûë âîçâåä¸í â êîíöå øåñòèäåñÿòûõ ãîäîâ. Ýòî ñàìûé áîëüøîé ôîíòàí ãîðîäà. ×àøà ôîíòàíà äèàìåòðîì òðèäöàòü øåñòü ìåòðîâ, âìåùàåò äåâÿòüñîò òîíí âîäû. Âûñîòà âåðòèêàëüíûõ ñòðóé áûëà ðàíüøå ( íå ñåé÷àñ) ïî÷òè ñ äåâÿòèýòàæíûé äîì. Òîãäà ôîíòàí êðàñèâî ïîäñâå÷èâàëñÿ ðàçíîöâåòíûìè îãíÿìè. Ýòó ïîäñâåòêó ïðîåêòèðîâàë Ëåîíèä Âàñèëüåâè÷ è äðóãóþ ýëåêòðè÷åñêóþ ÷àñòü ôîíòàíà. Ãðóñòíî. Ôîíòàí óæå íå òàê êðàñèâ áåç ïîäñâåòêè.

   «Áëàãîäàðÿ ñïîñîáíîñòÿì âûøå ñðåäíèõ ïàïà ïðèïîäíÿëñÿ íàä ñðåäîé â êîòîðîé ðîäèëñÿ è ðîñ è íå îòîø¸ë îò íå¸. Íî îí ìîé ïàïà!
Ñïàñèáî, ïàïà, çà ìãíîâåíèÿ ñ÷àñòüÿ ïðè îáùåíèè ñ òîáîé  â ìî¸ì äåòñòâå! Âñ¸. Ïîðà äîìîé», — ðåøèëà Àëèíà Ëåîíèäîâíà.
      

êàðòèíà ñûíà (êîïèÿ)
 

png;base64,iVBORw0KGgoAAAANSUhEUgAAAAEAAAABCAQAAAC1HAwCAAAAC0lEQVR42mNkYAAAAAYAAjCB0C8AAAAASUVORK5CYII=

Елизавета Арзамасова — биография, Илья Авербух, «Папины дочки», роды


© Лиза Арзамасова с сыном Львом. Фото: instagram.com/liza_arzamasova/
Елизавета Арзамасова — биография, Илья Авербух, «Папины дочки», роды

О том, что у Елизаветы Арзамасовой роман с Ильей Авербухом, в 2020 году сплетничали многие. Одни считали, что звезды друг другу не пара, он ей годится в отцы. Другие, кто ближе и лучше знает артистов, уверяли, — дело идет к свадьбе. Так оно и случилось – в конце года Илья и Лиза стали мужем и женой. А вскоре последовала и вторая радостная новость – у них будет пополнение.

Первенец появился у 26-летней Арзамасовой 14 августа. Она подарила мужу сына, которого назвали Львом. Сейчас девушка с головой окунулась в материнство. А мы вспоминаем, как актриса популярного ситкома прошла свой путь к славе, и от «папиной дочки» стала Левиной мамой.

Елизавета Арзамасова: детство, родители, начало карьеры

Елизавета Николаевна Арзамасова родилась 17 марта 1995 года в Москве. Родители будущей актрисы специально перебрались из Владивостока в столицу страны, чтобы перед единственной наследницей были открыты все пути и перспективы. Мама Юлия, по профессии переводчик английского языка, стала директором дочки и представляла ее интересы в шоу-бизнесе, что продолжает делать и по сей день.



Лиза Арзамасова с мамой. Фото: instagram.com/liza_arzamasova/


© Предоставлено: teleprogramma.pro
Лиза Арзамасова с мамой. Фото: instagram.com/liza_arzamasova/

Отец Лизы Николай погиб в мотоаварии, когда девочке было 8 лет. Актриса не комментирует эту трагедию, известно лишь, что потеря главы семьи для матери и дочери стала настоящим ударом – они остались вдвоем и были друг для друга единственной опорой. Об отце Лиза Арзамасова рассказывала в своих ранних интервью только то, что на свой первый гонорар купила ему шахматы. Сейчас звезда и ее мама отказываются поднимать эту болезненную для обеих тему.



Маленькая Лиза Арзамасова с мамой. Фото: instagram.com/liza_arzamasova/


© Предоставлено: teleprogramma.pro
Маленькая Лиза Арзамасова с мамой. Фото: instagram.com/liza_arzamasova/

Путь к звездной славе Лиза Арзамасова начала в 4 годика, после того как увидела сказку «Красная Шапочка» с Яной Поплавской в главной роли и решила – будет актрисой. Тогда мама повела ее в театральный кружок при ГИТИСе, и малышка начала постигать азы творческой профессии. Родительница тем временем начала рассылать анкету дочки по агентствам в надежде на первые съемки и контракты.



Лиза Арзамасова в детстве. Фото: instagram.com/liza_arzamasova/


© Предоставлено: teleprogramma.pro
Лиза Арзамасова в детстве. Фото: instagram.com/liza_arzamasova/

Параллельно с актерством, девочка училась хореографии и вокалу и даже пыталась покорить Голливуд – она участвовала в конкурсе талантов. Сейчас многие поклонники голоса Арзамасовой просят девушку спеть – у нее это получается весьма талантливо.



Лиза Арзамасова в детстве. Фото: instagram.com/liza_arzamasova/


© Предоставлено: teleprogramma.pro
Лиза Арзамасова в детстве. Фото: instagram.com/liza_arzamasova/

Первая роль в кино у Лизы после поступления в театральный кружок не заставила себя долго ждать. Девочка сыграла дочку милиционера в сериале «Линия защиты» в 2001 году. В следующем году проектов уже было два – полнометражные фильмы «Ковчег» и «Сабина».

В 2003 и 2004 годах Арзамасова снимается в сериале «Адвокат», играя дочку главного героя, параллельно работает еще на шести проектах – сериалах «Только ты», «Место под солнцем», «Кулагин и партнеры» и фильмах «Всадник по имени Смерть», «Рагин», «Посылка с Марса».



Лиза Арзамасова в детстве. Фото: instagram.com/liza_arzamasova/


© Предоставлено: teleprogramma.pro
Лиза Арзамасова в детстве. Фото: instagram.com/liza_arzamasova/

До прославившего Лизу Арзамасову сериала про отца-одиночку и пятерых дочек остается пара лет, в течение которых девочка без дела не сидела – она с успехом была утверждена во многие проекты за это время.



Лиза Арзамасова в детстве. Фото: instagram.com/liza_arzamasova/


© Предоставлено: teleprogramma.pro
Лиза Арзамасова в детстве. Фото: instagram.com/liza_arzamasova/

Казалось бы, с таким внушительным багажом абитуриентке Арзамасовой путь был заказан прямиком в театральный вуз. Но поступать в 2012 году Лиза решит на продюсерский факультет Гуманитарного института телевидения и радиовещания им. М.А.Литовчина, который окончит с отличием.

Елизавета Арзамасова: «Папины дочки»

В 2007 году Лиза Арзамасова проходит отбор в новую семейную комедию про отца-одиночку «Папины дочки». Девочке достается роль ботанички в очках Гали Васнецовой, которая за свои успехи в учебе и пытливый ум в сериале именуется не иначе как Галина Сергеевна.

Сериал быстро полюбился телезрителям, а пять девчонок проснулись знаменитыми — Лиза Арзамасова, Даша Мельникова, Настя Сиваева, Мирослава Карпович и Катя Старшова. За их приключениями наблюдала практически вся страна, взрослели актрисы тоже на глазах поклонников — сериал благодаря бешеному успеху был продлен на 20 сезонов, которые выходили на экраны с 2007 по 2013 годы.

Роль «папиной дочки»-вундеркинда длинным шлейфом будет тянуться за Лизой Арзамасовой. Девушке не раз пришлось объясняться с поклонниками у себя в микроблоге, что она — не Галина Сергеевна, что она давно выросла, что той девочки в очках не существует, это уже пройденный этап. Но, как бы то ни было, всенародную любовь Арзамасова обрела именно благодаря этой роли.

Елизавета Арзамасова: кино, театр, телепроекты, музыка

После успеха в сериале «Папины дочки» Арзамасова не собиралась почивать на лаврах, а продолжила усердно трудиться. В 2010 году актриса начинает сотрудничество с режиссером Сергеем Алдониным, в пьесе «Ромео и Джульетта» ей достается главная женская роль. Через три года она выходит на сцену в постановках «Блэз» и «Заговор по-английски», которые тоже поставил Алдонин.

В десятилетнем возрасте она вышла на сцену МХТ им.Чехова в роли девочки-«Иисуса» в постановке Кирилла Серебренникова «Человек-подушка». Тогда же попробовала себя в опере «Анастасия», воплотив на сцене Анастасию Романову.

Параллельно девушка пробует себя в музыке. Ее дебютная композиция «Я твое солнце» была тепло встречена публикой, и через два года актриса выпускает еще одну — «Предвкушение».

Карьера киноактрисы у звезды тоже складывается с успехом. Среди лучших экранных работ Лизы Арзамасовой называют роли Софьи Ковалевской в сериале «Достоевский» (2011 г.), принцессы в «Красной шапочке» (2012 г.), студентки в «Бесах» (2014 г.), дочки героини в «Осином гнезде», Анастасии Павловны в ситкоме «Ивановы-Ивановы» (2019 г.), Маши в «Некрасивой» (2021 г.).

Предложения принять участие в тех или иных шоу и телепроектах Арзамасова получает с завидной регулярностью. В 2010 году она отважно встает на коньки в паре с Максимом Стависким в шоу Ильи Авербуха «Лед и пламень» на Первом канале и занимает второе место.



Лиза Арзамасова на льду. Фото: instagram.com/liza_arzamasova/


© Предоставлено: teleprogramma.pro
Лиза Арзамасова на льду. Фото: instagram.com/liza_arzamasova/

Затем появляется как соведущая на шоу «Модный приговор» и «Брейн-ринг», ведет церемонию вручения премии «Хрустальный лед», I Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик», шоу #Яправа, становится членом жюри на детском КВН.

Про Лизу Арзамасову снимают передачи, приглашают в качестве гостя на ток-шоу «Истории в деталях» (2008 г), «Наедине со всеми» (2016 г), «Вечерний Ургант» (2017, 2020 гг), «Привет, Андрей!» (2019 г), «Когда все дома» (2019 г).

Елизавета Арзамасова: личная жизнь

О личной жизни Лиза Арзамасова распространяться не любит. Поэтому за нее все «рассказывают» наблюдательные и богатые на фантазию поклонники. Долгое время они считали, что девушка встречается с коллегой по цеху Филиппом Бледным.

Юноша был ее другом в «Папиных дочках» и возлюбленным по пьесе «Ромео и Джульетта» в 2010 году, в тот же период появился в ее дебютном клипе «Я твое солнце». Но сама актриса опровергала слухи и подчеркивала, что между ними – только дружба.



Елизавета Арзамасова и Родион Газманов. Фото: instagram.com/liza_arzamasova/


© Предоставлено: teleprogramma.pro
Елизавета Арзамасова и Родион Газманов. Фото: instagram.com/liza_arzamasova/

Попал в список бойфрендов Лизы Арзамасовой Родион Газманов. Об их романе заговорили после того, как она снялась в его клипе «Удаленка», в котором они сыграли возлюбленных. Но звезды настаивают – чувства друг к другу носят исключительно платонический характер.

«Я бесконечно люблю этого человека. Лиза — это человек, который влюбленность вызывает у всех, кто с ней соприкасается. Мы очень хорошие друзья. Мы многим друг с другом делимся. И очень с большой самоотдачей друг друга поддерживаем. В любые моменты и в любые времена», — высказался как-то Газманов.

Приписывали отношения звезде «Папиных дочек» и с актером Максимом Колосовым. Поговаривали даже, что девушка вышла за него замуж. Но и тут Арзамасова опровергала слухи, смеясь над воображением их авторов, – они всего лишь коллеги по сцене, сыгравшие в Доме Булгакова «Диалоги о любви».

Елизавета Арзамасова и Илья Авербух

Об отношениях между Елизаветой Арзамасовой и Ильей Авербухом поклонники узнали в 2020 году. В июне на безымянном пальце правой руки актрисы появилось помолвочное кольцо, вскоре ее заметили в компании фигуриста – девушка сопровождала его в поездке.



Свадьба Елизаветы Арзамасовой и Ильи Авербуха. Фото: instagram.com/liza_arzamasova/


© Предоставлено: teleprogramma.pro
Свадьба Елизаветы Арзамасовой и Ильи Авербуха. Фото: instagram.com/liza_arzamasova/

И публика разделилась надвое – одни поддержали влюбленных и стали сыпать вопросами о скорой свадьбе и пополнении в семье. Другие осудили пару за связь — якобы разница в возрасте между ними слишком большая – 21 год, мужчина годится ей в отцы.

«Ну чего вы так расшумелись? Ну что произошло? Мир на голову не рухнул. И я — все та же Лиза. Волей-неволей читаю комментарии. Ну куда деться? Это как гипноз… И критику, и «рекомендации», и советы о том, что мне «нужно», и возмущения, и нездоровые какие-то маньяческие монологи. Вопрос у меня серьезный: чего случилось-то в нашем королевстве?», — обратилась в своем микроблоге актриса к публике.

Познакомилась Арзамасова с Авербухом на пике своей популярности в сериале «Папины дочки», когда ей было 15 лет. Девочка стала участницей шоу «Лед и пламень», которое продюсировал фигурист. Партнером на льду у нее стал двукратный чемпион мира Максим Ставиский. Пара тогда заняла второе место.

Спустя два года Авербух пригласил Арзамасову в шоу «Винкс на льду», и девочка гастролировала с труппой. Злые языки поговаривали, что тогда у звезд и начался роман. На самом деле, отношения знаменитостей начались незадолго до разоблачения. И называет их актриса не иначе как «подарком судьбы».

«Отношений все эти десять лет не было, конечно, — рассказала Арзамасова в интервью на YouTube Вячеславу Манучарову. — Все произошло естественно, органично, легко. В этом тоже есть секрет успеха. Идиллия — совпадения двух людей в порывах, интересах к литературе музыке, живописи…».



Илья Авербух и Лиза Арзамасова. Фото: instagram.com/liza_arzamasova/


© Предоставлено: teleprogramma.pro
Илья Авербух и Лиза Арзамасова. Фото: instagram.com/liza_arzamasova/

Пара собиралась скрывать свою связь до последнего. Но в декабре 2020 года они сыграли свадьбу и не стали делать из этого тайну, и сами рассказали об этом в своем Instagram.

Не умолчали Авербух и Арзамасова и о скором пополнении в семье. Через полгода после свадьбы они лично рассказали фанатам о том, что звезда «Папиных дочек» находится в положении. А 14 августа у нее родился сын. Новоиспеченные родители назвали малыша Львом, и глава семьи из роддома увез своих родных в загородный особняк, который перестроил заново специально для новой семьи. Для фигуриста новорожденный сынок стал вторым ребенком — от брака с Ириной Лобачевой у него есть 17-летний первенец Мартин.

Елизавета Арзамасова: рост, вес, доходы

После родов Елизавета Арзамасова быстро пришла в форму. Девушка при росте 170 см весила ранее 55 килограммов. Она довольно активно занималась спортом и увлекалась мотокроссингом. Сейчас все ее внимание направлено на заботу о младенце.

О том, сколько зарабатывает Елизавета Арзамасова, она предпочитает умалчивать. Зато о доходах ее мужа Ильи Авербуха известно немало. Как и то, что девушка при таком супруге легко могла бы не работать и посвятить себя воспитанию малютки и ведению хозяйства. Но такой вариант девушка никогда не рассматривала. Например, за 2020 году Авербух как индивидуальный предприниматель заработал на госзаказах 5,5 млн рублей, а несколько его обществ с ограниченной ответственностью, которые занимаются проведением зрелищ и массовых мероприятий, принесли 15 млн рублей чистой прибыли, пишет «Комсомольская правда».

Елизавета Арзамасова сейчас

В настоящее время Елизавета Арзамасова исполняет свою главную в жизни роль – мамы малыша Льва. При этом незадолго до появления первенца актриса объясняла, что прервется на декретный отпуск ненадолго – уже в новом сезоне зрители вновь смогут увидеть ее в различных театральных и кинопремьерах.

Арзамасова продолжит играть в Театре Наций, где служит несколько лет, и театре Булгакова. Зрители вновь смогут увидеть ее в постановках «Через постель», «Ромео и Джульетта», «Ночь ее откровений». Впереди кинопремьеры «Проба», «УГРОза: Трепалов и Кошелек».

С наступлением «интересного положения» Лиза Арзамасова поспешила запечатлеть это счастливое и беззаботное время во множестве фотосессий. В ее Instagram – множество ярких и разнообразных съемок, на которых красотка примерила самые необычные образы: крестьянка, Пьеро, мечтательная дива в пышных фатиновых одеждах. Девушка обожает эксперименты и перевоплощения.

Кроме того, уже четвертый год Елизавета Арзамасова является попечителем благотворительного фонда «Старость в радость». За это время ей удалось привлечь к проблемам пожилого поколения многих знаменитостей, и оставлять эту деятельность девушка не намерена.

Смотрите также

Папины сказки слушать бардин

Папины сказки слушать бардин

Читайте также

Когда мачеха стала мамой: Арзамасова с сыновьями от Авербуха возлежала на лужайке

«Теперь все вместе»: Илья Авербух спустя неделю забрал из роддома Лизу Арзамасову с новорожденным сыном

«Немножко встрепанная переменами»: Арзамасова оправдалась за свой внешний вид на выписке из роддома

  • Папа мама и 8 детей в дании аудио сказка
  • Панталоны и рейтузы женские рассказы
  • Пансионат сказка или чудеса включены песни
  • Панъевропейский как пишется правильно и почему
  • Памятник кириллу и мефодию в москве сочинение