Герб Папского престола
Па́пство — богословский и религиозно-политический институт католицизма, устанавливающий Па́пу Ри́мского главой всей Католической Церкви. В Римско-католической Церкви Папа также является верховным правителем Святейшего Престола, вспомогательной суверенной территорией которого является Ватикан, где находится его постоянная резиденция.
Папа
Папа римский (римский понтифик (лат. Pontifex Romanus), или верховный суверенный понтифик (Pontifex Maximus)) — в международном праве — суверенная персона исключительного свойства (persona sui generis), поскольку одновременно владеет тремя нераздельными функциями власти:
- Монарх и Суверен Святого Престола,
- как преемник Святого Петра (первого римского епископа) — глава Римско-католической Церкви и её верховный иерарх,
- суверен города-государства Ватикан. Полный суверенитет Папы Римского, как монарха Святого Престола, сохраняется за ним вне зависимости от наличия территориальных владений.
Суверенитет Ватикана (территории, на которой расположен Святой Престол), подтвержденный Латеранскими соглашениями в 1929 году, проистекает от суверенитета папы (Святого престола).
Термин «Папа» (pappas) по-гречески означает «отец». В первые века христианства это название применялось ко всем епископам, а первоначально — ко всем священникам, пользовавшимся правом благословения. Имеются свидетельства того, что в VI веке некоторые епископы ещё назывались «Папами». Но начиная с VII века по настоящее время титул «Папа» давался уже исключительно римскому и александрийскому епископам.
Согласно католическому учению, Папа является преемником Святого Петра как первого римского епископа, и в силу этого обладает верховенством в Церкви.
В настоящее время (с апреля 2005) Папой Римским является Бенедикт XVI.
Написание термина
По современным правилам русского языка, термин «Папа Римский» везде пишется со строчных букв, кроме официальных документов, в которых должна быть официально указана эта должность. Православный же церковный справочник по грамматике рекомендует писать «Папа Римский» с заглавных букв, и такое написание встречается нередко.
Выборы Римского Папы
Папа Римский избирается пожизненно на собрании кардиналов (конклаве) после смерти своего предшественника (или отречения — что бывает крайне редко). Теоретически, Папой может быть избран любой неженатый мужчина-католик, хотя на практике последние несколько веков папами становились исключительно кардиналы.
Имя папы
Сразу после избрания на конклаве новый Папа выбирает себе имя и соответствующий номер, под которыми он будет править. После 1555 года все римские папы меняли имя при вступлении на престол, хотя папа формально делать это не обязан.
Смерть Папы
После того, как камерленго официально удостоверит смерть Папы, начинается период Sede vacante — вакантного престола, продолжающийся до выборов нового понтифика.
Отречение
Кодекс канонического права предусматривает право Папы отречься от Престола, причём не требуется утверждения этого отречения кем-либо: единственным условием действительности отречения является свободно выраженная воля папы. На текущий момент, последним Папой, воспользовавшимся этим правом, был Григорий XII в 1415 году. Существует предположение, что в начале 2000-х годов Иоанн Павел II обдумывал возможность отречения в связи с плохим состоянием здоровья. Официально эта точка зрения не подтверждена.
Официальный титул папы римского
Епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской Церкви, Великий понтифик, [Патриарх Запада], Примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих.
На латыни:
- Episcopus Romanus
- Vicarius Christi
- Successor principis apostolorum
- Caput universalis ecclesiae
- Pontifex Maximus
- [Patriarcha Occidentis]
- Primatus Italiae
- Archiepiscopus ac metropolitanus provinciae ecclesiasticae Romanae
- Princeps sui iuris civitatis Vaticanae
- Servus Servorum Dei
Власть папы в Церкви
Власть папы в Церкви — высшая и юридически полная власть над всей католической церковью, независимая от какой бы то ни было человеческой власти и распространяющаяся не только на вопросы веры и нравственности, но и на всё управление церковью.
Папа осуществляет верховную законодательную власть в церкви: папа (и Вселенский собор) имеет право издавать законы, обязательные для всей церкви или для её части, толковать их, изменять или отменять их действие.
Законы, издававшиеся соборами и папами по вопросам церковной дисциплины, назывались канонами. Их объединяли в специальные канонические сборники — кодексы канонического права. Уже Халкидонский собор (451) выпустил такой сборник.
Средневековое каноническое право было кодифицировано в неоднократно переиздававшемся «Corpus Juris Canonici» («Свод юридических канонов»). Наиболее часто используемым его вариантом было, пожалуй, лейпцигское издание 1876—1884.
Свод законов, вступивший в силу 19 мая 1918, составила папская кодификационная комиссия, созданная в 1904 папой Пием Х под руководством кардинала Гаспарри и выпустившая его под названием «Codex Juris Canonici» («Кодекс канонического права»). 27 мая 1917 папа Бенедикт XV освятил его и опубликовал. Сборник источников Кодекса канонического права был издан между двумя мировыми войнами под названием «Источники Кодекса канонического права» («Codicis Juris Canonici Fontes», Рим-Ватикан, 1923—1929, тт. 1-7 — ред. П. Гаспарри, тт. 8-9 — ред. Шереди). В связи со значительным обновлением католической теологии II Ватиканский собор (1962—1965) указал на необходимость пересмотра «Codex Juris Canonici».
Подписанный Иоанном Павлом II в 1983 году новый кодекс сохраняет основное содержание прежнего при значительном сокращении количества статей (с 2412 до 1752) и причин для отлучения от церкви (с 37 до 7).
Папе принадлежит верховная каноническая, апостольская власть в церкви. В вопросах веры и морали папа следит за чистотой вероучения, то есть отвергает псевдоучения, руководит распространением веры (миссионерской деятельностью), созывает Вселенские соборы католической церкви, ведёт их заседания (лично или посредством уполномоченных им лиц), утверждает их решения, переносит или распускает соборы.
Предмет вероучения — откровения Божьи, хранительницей которых является вся церковь. Церковь сообщает эти откровения (догматы веры) либо на Вселенском соборе либо путём провозглашения его папой ех cathedra (с кафедры, амвона). Догматы соборов (а после I Ватиканского собора, с 1870, и оглашаемые папой ex cathedra, — См. статью Догмат о безошибочности папы) по вопросам веры и морали объявляются как действительные для всей церкви и непогрешимые (infallibitas), то есть они не могут быть ошибочными.
Папа наделён высшей судебной властью в церкви. Любое судебное дело может быть подано ему как первой инстанции. Единственно ему подсудны кардиналы, нунции и епископы, обвиняемые в уголовных преступлениях. Папа разрешает дела в 3-й инстанции по апелляциям в церковных процессах. Запрещается обращаться к светскому суду с обжалованием приговора, вынесенного папой.
Папе принадлежит высшая исполнительная власть в церкви: он учреждает, изменяет и ликвидирует епископства; назначает, утверждает в должности, переводит и смещает епископов; заполняет вакансии, распоряжается на высшем уровне церковным имуществом, осуществляет право посвящения в блаженные и святые.
Папа — гарант всеобщности (универсальности) и единства католической церкви. Поскольку папа — залог единства церкви, то и папская власть — суверенна. Через папу действуют в полную силу и части церкви. Единовластие папы необходимо для соблюдения законности и для поддержания порядка внутри церкви. Римская церковь единовластна и не терпит ни демократии, ни аристократии. Без папы нет даже Вселенского собора. В случае смерти папы во время собора, его заседания приостанавливаются до выборов нового папы.
Светская власть папы
Папа — глава государства Ватикан.
До 1870 года папы были светскими владыками значительных территорий в современной Италии — так называемой папской области.
В 756 году франкский король Пипин Короткий, получивший корону из рук Стефана II, передал тому отвоёванную им у лангобардов территорию Равеннского экзархата, до 752 года бывшего под властью Ромейских императоров.
Власть Папы над экзархатом обосновывалась подложным документом — Константиновым даром. Документ, якобы составленный Константином на имя епископа Сильвестра I, вошёл в IX веке в канонический сборник, известный как «Лжеисидоровы декреталии».
Вершину светского могущества папской власти ознаменовал документ, известный как Диктат папы (Dictatus рарае), изданный в 1075 году.
Литература
- Енё Гергей. История папства
- Самуил Лозинский. История папства.
См. также
- Список пап, разбитый по периодам, с комментариями
- Список итальянских пап
- Список германских пап
- Список французских пап
- Вселенские соборы, Вселенские соборы католической церкви
- Антипапа
- Выборы римского папы
Ссылки
- Медиафайлы по теме Папство с Викисклада.
- Официальный сайт Святого престола (the Holy See)
- Личные гербы пап римских
- Список Пап и антипап
Wikimedia Foundation.
2010.
ПА́ПА РИ́МСКИЙ, папа (лат. papa, от греч. πάππας – отец), епископ г. Рим, видимый глава (предстоятель) Римско-католической церкви, верховный правитель (суверен) гос-ва Ватикан. Титул «папа» в раннехристианскую эпоху применялся по отношению ко всем епископам и выражал особое почтение (по отношению к рим. епископу впервые встречается в нач. 3 в. у Тертуллиана). Позднее он закрепился лишь за епископами Рима и Александрии. Совр. офиц. титулатура П. Р.: епископ Римский, викарий Иисуса Христа, преемник князя апостолов, Верховный понтифик вселенской Церкви, примас Италии, архиепископ и митрополит Рим. области, суверен гос-ва Ватикан, раб рабов Божиих.
Рим с самого зарождения христианской Церкви играл большую роль в её жизни. Никакая другая зап. Церковь, кроме римской, не имела апостольского происхождения, в то время как на Востоке было много апостольских кафедр (напр., основанных ап. Павлом в Малой Азии, Греции). Рим. церковь активно участвовала в жизни др. кафедр посредством адресованных им посланий по разл. вопросам (напр., по поводу споров о дне празднования Пасхи, сер. 2 в., по вопросу перекрещивания еретиков, сер. 3 в.) и пользовалась у них авторитетом. В эпоху Вселенских соборов (4–8 вв.) позиции Рим. кафедры ещё более укрепились, так как П. Р. выступали противниками еретич. учений: арианства (которое приняли мн. варварские племена ещё до нашествия на Рим. империю), монофизитства, монофелитства, иконоборчества, не останавливаясь даже перед врем. разрывами с вост. церквами. Это стяжало рим. престолу славу оплота православия. После IV Вселенского собора (451) во вселенской Церкви сложилась система 5 патриархатов – крупнейших и наиболее авторитетных кафедр (Римская, Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская), к предстоятелям которых с 6 в. стал регулярно применяться титул патриарха (из офиц. титулатуры П. Р. титул патриарха Запада исключён в 2006, однако сохранён в лат. подписи «P. P.» – «Папа и Патриарх»).
Вместе с тем в Рим. церкви постепенно развивалось учение о примате П. Р. как верховного главы всей христианской Церкви, носителя высшей юрисдикции и авторитета в вопросах веры и христианской морали. С этим учением связано формирование особой вероучит. системы католицизма. Опирающееся на толкование отд. мест Священного Писания (Мф. 16:16–19, Лк. 22:32, Ин. 21:15–17, 2 Кор. 11:28 и др.) учение о папском примате основано на представлении о первенстве в Церкви ап. Петра, который в зап. традиции считается первым епископом Рима; папы, как преемники ап. Петра по Рим. кафедре, наследуют от него это первенство. Рим. собор 378 определил принцип неподсудности пап светской власти и распространил судебную власть епископа Римского на всех епископов Запада, Рим. собор 382 впервые заявил о примате епископа Римского по отношению к апостольским кафедрам Востока. В 5 в. ярким выразителем учения о папском примате был папа Лев I Великий. Рим. собор 494 впервые назвал П. Р. «наместником Христа» (vicarius Christi). На Востоке учение о примате П. Р. не принималось в полном объёме, но и не оспаривалось до определённого времени.
Постепенно П. Р. стали претендовать на высший сюзеренитет в Европе на основании поддельного документа в форме имп. конституции – «Константинова дара» (8–9 вв.). Особый импульс политич. притязания пап получили после «Пипинова дара» (сер. 8 в.), которым франкский майордом Пипин Короткий давал П. Р. власть светских правителей на отвоёванных у лангобардов землях – будущей Папской области.
Ослабление Византии по причине внутр. смут и противоречий, арабских (7–8 вв.) и тюркских (11 в.) завоеваний способствовало активному стремлению П. Р. распространить свою власть на Востоке, что привело к соперничеству с вост. патриархатами (напр., борьба папы Николая I и патриарха Константинопольского Фотия из-за церковной юрисдикции над Болгарией и приоритета в миссионерской деятельности среди славян-язычников) и в итоге – к разделению церквей. В период борьбы с императорами Священной Рим. империи (11–13 вв.) П. Р. претендовали на высшую светскую власть во всех христианских землях, что было выражено в ходе григорианской реформы и в деятельности папы Григория VII. Крестовые походы, взятие крестоносцами Константинополя (1204), введение инквизиции (два последних события при папе Иннокентии III) ознаменовали пик усиления светской и духовной власти П. Р. В 13–15 вв., особенно во время противостояния соборному движению, Авиньонского пленения пап, Великой схизмы, усилия П. Р. были направлены на удержание достигнутого влияния.
Важными вехами в истории папства являются Реформация и противопоставленная ей Римско-католич. церковью Контрреформация, одним из ключевых событий которой стал Тридентский собор (1545–63), особо выделивший папские прерогативы, в частности то, что авторитет П. Р. выше авторитета любого собора. Учение о папском примате в качестве догмата католицизма было провозглашено Ватиканским I собором (1869–70) в догматич. конституции «Pastor Aeternus». Этой же конституцией провозглашён догмат о безошибочности П. Р. в важнейших офиц. суждениях (ex cathedra) по вопросам веры и нравственности (в остальных случаях высказывания П. Р. не носят общеобязательного характера; догмат не подразумевает личную безгрешность папы).
В результате многовековой эволюции католич. учение о П. Р. приняло следующий вид. Иисус Христос поставил ап. Петра князем (лат. princeps) апостолов; Пётр – основание христианской Церкви, видимый её глава и начало единства. Он единственный воспринял власть (potestas) прямо от Христа, а не через посредство Церкви. Он наместник Христа, принявший всю полноту власти, а не одно лишь первенство чести; апостолы приняли власть не без Петра и не против Петра, они были ему подчинены и даже ап. Павел не был ему равен. Ап. Пётр был первым епископом Рима, поэтому П. Р. – полновластный преемник ап. Петра. Отсюда именование папской кафедры как «апостольского престола», «престола св. Петра» и т. п. Петрово преемство не основано на вселенских соборных постановлениях. Единство Церкви в том, что «стадо Христово» в силу общения с П. Р. имеет единого пастыря и исповедует его веру. Признание такого первенства П. Р. необходимо для спасения; не повинующийся папе – схизматик. П. Р. имеет непосредственную епископскую юрисдикцию над всей Церковью. Это – верховная власть в вопросах вероучения и морали, дисциплины и управления. Постановления П. Р. не нуждаются в дополнит. согласии Церкви, чтобы быть непреложными, т. к. они выражают самую сущность церковной веры и являются голосом Церкви. П. Р. имеет верховную законодат., адм. и судебную власть. Будучи верховной судебной инстанцией, П. Р. принимает апелляции от всех верных; его решение не подлежит пересмотру в к.-л. др. инстанции. Сам П. Р. не подлежит ничьему суду, имеет власть над соборами. Он верховный учитель Церкви, сам по себе определяющий общеобязательные вероучит. истины и полномочно интерпретирующий соборные постановления, но может действовать и как частный учитель, напр. поддерживающий одно из допустимых мнений к.-л. богословской школы (богословские ф-ты, монашеские ордена у католиков имеют право на частные доктрины по дискуссионным вопросам).
Трактуемая таким образом власть П. Р. оспаривалась православными, протестантами и даже членами самой Римско-католич. церкви (соборное движение, галликанство) в разл. аспектах (Священное Писание, Священное Предание, каноника, церковная история). Ватиканский II собор (1962–65) Римско-католич. церкви, сохранив непререкаемым учение о первенстве П. Р. во вселенской Церкви, наряду с этим, придал особое значение принципам епископской коллегиальности, в рамках которой рим. понтифик осуществляет своё первоверховное служение. Согласно принятой собором догматич. конституции «Lumen Gentium», коллегия епископов обладает унаследованной от апостолов полнотой власти в Церкви и безошибочностью в изложении учения о вере и нравах, однако обязат. условием осуществления этих прерогатив является согласие и единство с П. Р. В нач. 21 в. большинство богословов всех христианских конфессий признают католич. учение о П. Р. гл. препятствием на пути восстановления единства Римско-католич. церкви с др. церквами.
Светская власть П. Р., ныне действующая в гос-ве Ватикан (правопреемнике Папской области), важна как гарантия его независимости от любой человеческой власти. В междунар. праве в силу одноврем. владения П. Р. нераздельными функциями власти – как видимого главы Римско-католич. церкви и как суверена гос-ва Ватикан – он является суверенной персоной исключит. свойства (persona sui generis). Полный суверенитет П. Р. сохраняется за ним вне зависимости от наличия территориальных владений.
В избрании нового П. Р. после смерти (или отречения) предыдущего понтифика, согласно правилу, утвердившемуся со времён григорианской реформы 11 в., могут принимать участие только кардиналы, собравшиеся на конклаве. С кон. 14 в. П. Р. неизменно избирается из числа кардиналов. Согласно Кодексу канонического права, он может отречься от служения по собств. воле без соизволения с чьей-либо стороны.
ПАПА РИМСКИЙ. Папа, епископ города Рим, видимый глава Римско-католической церкви, верховный правитель государства Ватикан.
Титул «папа» в раннехристианскую эпоху применялся по отношению ко всем епископам и выражал особое почтение (по отношению к римскому епископу впервые встречается в начале III века у Тертуллиана). Позднее он закрепился лишь за епископами Рима и Александрии. Современная официальная титулатура Папа Римский: епископ Римский, викарий Иисуса Христа, преемник князя апостолов, Верховный понтифик вселенской Церкви, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской области, суверен государства Ватикан, раб рабов Божиих.
Рим с самого зарождения христианской Церкви играл большую роль в её жизни. Никакая другая западная Церковь, кроме римской, не имела апостольского происхождения, в то время как на Востоке было много апостольских кафедр (например, основанных апостолом Павлом в Малой Азии, Греции). Римская церковь активно участвовала в жизни других кафедр посредством адресованных им посланий по различным вопросам (например, по поводу споров о дне празднования Пасхи, середина II века, по вопросу перекрещивания еретиков, середина III века) и пользовалась у них авторитетом. В эпоху Вселенских соборов (IV-VIII веков) позиции Римской кафедры ещё более укрепились, так как Папы Римские выступали противниками еретических учений: арианства (которое приняли многие варварские племена ещё до нашествия на Римскую империю), монофизитства, монофелитства, иконоборчества, не останавливаясь даже перед временными разрывами с восточными церквами. Это стяжало римскому престолу славу оплота православия. После IV Вселенского собора (451) во вселенской Церкви сложилась система 5 патриархатов — крупнейших и наиболее авторитетных кафедр (Римская, Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская), к предстоятелям которых с VI века стал регулярно применяться титул патриарха (из официальной титулатуры Папы Римского титул патриарха Запада исключён в 2006 году, однако сохранён в латинской подписи «P. P.» — «Папа и Патриарх»).
Вместе с тем в Римской церкви постепенно развивалось учение о примате Папы Римского как верховного главы всей христианской Церкви, носителя высшей юрисдикции и авторитета в вопросах веры и христианской морали. С этим учением связано формирование особой вероучительной системы католицизма. Опирающееся на толкование отдельных мест Священного Писания (Мф. 16:16-19, Лк. 22:32, Ин. 21:15-17, 2 Кор. 11:28 и другие) учение о папском примате основано на представлении о первенстве в Церкви апостола Петра, который в западной традиции считается первым епископом Рима; папы, как преемники апостола Петра по Римской кафедре, наследуют от него это первенство. Римский собор 378 года определил принцип неподсудности пап светской власти и распространил судебную власть епископа Римского на всех епископов Запада, Римский собор 382 года впервые заявил о примате епископа Римского по отношению к апостольским кафедрам Востока. В V веке ярким выразителем учения о папском примате был папа Лев I Великий. Римский собор 494 года впервые назвал Папу Римского «наместником Христа» (vicarius Christi). На Востоке учение о примате Папы Римского не принималось в полном объёме, но и не оспаривалось до определённого времени.
Постепенно Папы Римские стали претендовать на высший сюзеренитет в Европе на основании поддельного документа в форме императорской конституции — «Константинова дара» (VIII-IX века). Особый импульс политические притязания пап получили после «Пипинова дара» (середина VIII века), которым франкский майордом Пипин Короткий давал Папе Римскому власть светских правителей на отвоёванных у лангобардов землях — будущей Папской области.
Ослабление Византии по причине внутренних смут и противоречий, арабских (VII-VIII веков) и тюркских (XI века) завоеваний способствовало активному стремлению Папы Римского распространить свою власть на Востоке, что привело к соперничеству с восточными патриархатами (например, борьба папы Николая I и патриарха Константинопольского Фотия из-за церковной юрисдикции над Болгарией и приоритета в миссионерской деятельности среди славян-язычников) и в итоге — к разделению церквей.
В период борьбы с императорами Священной Римской империи (XI-XIII веков) Папы Римские претендовали на высшую светскую власть во всех христианских землях, что было выражено в ходе григорианской реформы и в деятельности папы Григория VII. Крестовые походы, взятие крестоносцами Константинополя (1204), введение инквизиции (два последних события при папе Иннокентии III) ознаменовали пик усиления светской и духовной власти Папы Римского. В XIII-XV веках, особенно во время противостояния соборному движению, Авиньонского пленения пап, Великой схизмы, усилия Папы Римского были направлены на удержание достигнутого влияния.
Важными вехами в истории папства являются Реформация и противопоставленная ей Римско-католической церковью Контрреформация, одним из ключевых событий которой стал Тридентский собор (1545-1563), особо выделивший папские прерогативы, в частности то, что авторитет Папы Римского выше авторитета любого собора. Учение о папском примате в качестве догмата католицизма было провозглашено Ватиканским I собором (1869-1870) в догматической конституции «Pastor Aeternus». Этой же конституцией провозглашён догмат о безошибочности Папы Римского в важнейших официальных суждениях (ex cathedra) по вопросам веры и нравственности (в остальных случаях высказывания Папы Римского не носят общеобязательного характера; догмат не подразумевает личную безгрешность папы).
В результате многовековой эволюции католическое учение о Папе Римском приняло следующий вид. Иисус Христос поставил апостола Петра князем (латинский princeps) апостолов; Пётр — основание христианской Церкви, видимый её глава и начало единства. Он единственный воспринял власть (potestas) прямо от Христа, а не через посредство Церкви. Он наместник Христа, принявший всю полноту власти, а не одно лишь первенство чести; апостолы приняли власть не без Петра и не против Петра, они были ему подчинены и даже апостол Павел не был ему равен. Апостол Пётр был первым епископом Рима, поэтому Папа Римский — полновластный преемник апостола Петра. Отсюда именование папской кафедры как «апостольского престола», «престола святого Петра» и тому подобное. Петрово преемство не основано на вселенских соборных постановлениях. Единство Церкви в том, что «стадо Христово» в силу общения с Папой Римским имеет единого пастыря и исповедует его веру. Признание такого первенства Папы Римского необходимо для спасения; не повинующийся папе — схизматик. Папа Римский имеет непосредственную епископскую юрисдикцию над всей Церковью. Это — верховная власть в вопросах вероучения и морали, дисциплины и управления. Постановления Папы Римского не нуждаются в дополнительном согласии Церкви, чтобы быть непреложными, так как они выражают самую сущность церковной веры и являются голосом Церкви.
Папа Римский имеет верховную законодательную, административную и судебную власть. Будучи верховной судебной инстанцией, Папа Римский принимает апелляции от всех верных; его решение не подлежит пересмотру в какой-либо другой инстанции. Сам Папа Римский не подлежит ничьему суду, имеет власть над соборами. Он верховный учитель Церкви, сам по себе определяющий общеобязательные вероучительные истины и полномочно интерпретирующий соборные постановления, но может действовать и как частный учитель, например поддерживающий одно из допустимых мнений какой-либо богословской школы (богословские факультеты, монашеские ордена у католиков имеют право на частные доктрины по дискуссионным вопросам).
Трактуемая таким образом власть Папы Римского оспаривалась православными, протестантами и даже членами самой Римско-католической церкви (соборное движение, галликанство) в различных аспектах (Священное Писание, Священное Предание, каноника, церковная история). Ватиканский II собор (1962-1965) Римско-католической церкви, сохранив непререкаемым учение о первенстве Папы Римского во вселенской Церкви, наряду с этим, придал особое значение принципам епископской коллегиальности, в рамках которой римский понтифик осуществляет своё первоверховное служение. Согласно принятой собором догматической конституции «Lumen Gentium», коллегия епископов обладает унаследованной от апостолов полнотой власти в Церкви и безошибочностью в изложении учения о вере и нравах, однако обязательным условием осуществления этих прерогатив является согласие и единство с Папой Римским.
В начале XXI века большинство богословов всех христианских конфессий признают католическое учение о Папе Римском главным препятствием на пути восстановления единства Римско-католической церкви с другими церквами.
Светская власть Папы Римского, ныне действующая в государстве Ватикан (правопреемнике Папской области), важна как гарантия его независимости от любой человеческой власти. В международном праве в силу одновременного владения Папой Римским нераздельными функциями власти — как видимого главы Римско-католической церкви и как суверена государства Ватикан — он является суверенной персоной исключительного свойства (persona sui generis). Полный суверенитет Папы Римского сохраняется за ним вне зависимости от наличия территориальных владений.
В избрании нового Папы Римского после смерти (или отречения) предыдущего понтифика, согласно правилу, утвердившемуся со времён григорианской реформы XI века, могут принимать участие только кардиналы, собравшиеся на конклаве. С конца XIV века Папа Римский неизменно избирается из числа кардиналов. Согласно Кодексу канонического права, он может отречься от служения по собственной воле без соизволения с чьей-либо стороны.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)