Панъяпонский как пишется правильно

1. вспоминай формулы по каждой теме 2. решай новые задачи каждый день 3. вдумчиво разбирай решения укажите варианты ответов, в


1. Вспоминай формулы по каждой теме


2. Решай новые задачи каждый день


3. Вдумчиво разбирай решения

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) двух..ярусный, батал..он, д..як

2) суб..ективный, пред..юбилейный, меж..ярусный

3) зав..южить, с..ехал, фельд..егерь

4) р..яный, сер..ёзный, порт..ера

5) пан..японский, шампин..он, двух..ядерный

1) Двухъярусный. Первая часть слова — числительное, приставки нет, но всё равно пишем Ъ между согласной Х и гласной Я. Следует запомнить написание.

Батальон. В корне слова между согласной Л и гласной О пишем Ь, т.к. в некоторых заимствованных словах разделительный Ь пишется перед О.

Дьяк. В корне слова между согласной Д и гласной Я пишем Ь.

2) Субъективный. Заимствованное слово. Следует запомнить написание.

Предъюбилейный. После приставки, оканчивающейся на согласную, и перед гласной Ю пишем Ъ.

Межъярусный. После приставки, оканчивающейся на согласную, и перед гласной Я пишем Ъ.

Во всех словах на месте пропуска Ъ. Выписываем цифру 2.

3) Завьюжить. В корне слова между согласной В и гласной Ю пишем Ь.

Съехал. После приставки, оканчивающейся на согласную, и перед гласной Е пишем Ъ.

Фельдъегерь. Заимствованное слово. Следует запомнить написание.

4) Рьяный. В корне слова между согласной Р и гласной Я пишем Ь.

Серьёзный. В корне слова между согласной Р и гласной Ё пишем Ь.

Портьера. В корне слова между согласной Т и гласной Е пишем Ь.

Во всех словах на месте пропуска Ь. Выписываем цифру 4.

5) Панъяпонский. Заимствованное слово. Следует запомнить написание.

Шампиньон. В корне слова между согласной Н и гласной О пишем Ь, т.к. в некоторых заимствованных словах разделительный Ь пишется перед О.

Двухъядерный. Первая часть слова — числительное, приставки нет, но всё равно пишем Ъ между согласной Х и гласной Я. Следует запомнить написание.

Ответ: 24

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

под..езд, обез..яна

в..юнок, с..ёмка

бул..он, крест..янин

в..юга, суб..ект

медал..он, под..ехать

Подъезд. После приставки, оканчивающейся на согласную, и перед гласной Е пишем Ъ.

Обезьяна. В корне слова между согласной З и гласной Я пишем Ь.

Вьюнок. В корне слова между согласной В и гласной Ю пишем Ь.

Съёмка. После приставки, оканчивающейся на согласную, и перед гласной Ё пишем Ъ.

Бульон. В корне слова между согласной Л и гласной О пишем Ь, т.к. в некоторых заимствованных словах разделительный Ь пишется перед О.

Крестьянин. В корне слова между согласной Т и гласной Я пишем Ь

Вьюга. В корне слова между согласной В и гласной Ю пишем Ь

Субъект.Заимствованное слово. Следует запомнить написание.

Медальон. В корне слова между согласной Л и гласной О пишем Ь, т.к. в некоторых заимствованных словах разделительный Ь пишется перед О

Подъехать. После приставки, оканчивающейся на согласную, и перед гласной Е пишем Ъ.

Ответ: БУЛЬОНКРЕСТЬЯНИН

КРЕСТЬЯНИНБУЛЬОН

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

двух..ярусный, об..ект

под..ячий, кон..юнктивит

ад..ютант, сер..езный

порт..ера, ад..юнкт

олад..и, пан..европейский

Двухъярусный. Первая часть слова — числительное, приставки нет, но всё равно пишем Ъ между согласной Х и гласной Я. Следует запомнить написание.

Объект. Заимствованное слово. Следует запомнить написание.

Подьячий. В корне слова между согласной Д и гласной Я пишем Ь.

Конъюнктивит. Заимствованное слово. Следует запомнить написание.

Адъютант. Заимствованное слово. Следует запомнить написание.

Серьёзный. В корне слова между согласной Р и гласной Ё пишем Ь.

Портьера. В корне слова между согласной Т и гласной Е пишем Ь.

Адъюнкт. Заимствованное слово. Следует запомнить написание.

Оладьи. В корне слова между согласной Д и гласной И пишем Ь.

Панъевропейский. Заимствованное слово. Следует запомнить написание.

Ответ: ДВУХЯРУСНЫЙОБЪЕКТ

ОБЪЕКТДВУХЯРУСНЫЙ

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

певун..я, солов..иный

трех..язычный, почтал..он

пан..японский,шампин..он

двух..якорный, вол..ер

под..язычный, бур..ян

Певунья. В корне слова между согласной Н и гласной Я пишем Ь.

Соловьиный. В корне слова между согласной В и гласной И пишем Ь.

Трехъязычный. Первая часть слова — числительное, приставки нет, но всё равно пишем Ъ между согласной Х и гласной Я. Следует запомнить написание.

Почтальон. В корне слова между согласной Л и гласной О пишем Ь, т.к. в некоторых заимствованных словах разделительный Ь пишется перед О.

Панъяпонский. Заимствованное слово. Следует запомнить написание.

Шампиньон. В корне слова между согласной Н и гласной О пишем Ь, т.к. в некоторых заимствованных словах разделительный Ь пишется перед О.

Двухъякорный. Первая часть слова — числительное, приставки нет, но всё равно пишем Ъ между согласной Х и гласной Я. Следует запомнить написание.

Вольер. В корне слова между согласной Л и гласной Е пишем Ь.

Подъязычный. После приставки, оканчивающейся на согласную, и перед гласной Я пишем Ъ.

Бурьян. В корне слова между согласной Р и гласной Я пишем Ь.

Ответ: ПЕВУНЬЯСОЛОВЬИНЫЙ

СОЛОВЬИНЫЙПЕВУНЬЯ

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

с..ёжиться, бил..ярд

саф..ян, под..есаул

гил..отина, бар..ер

раз..яриться, пас..янс

фур..еризм, раз..единять

Съёжиться. После приставки, оканчивающейся на согласную, и перед гласной Ё пишем Ъ.

Бильярд. В корне слова между согласной Л и гласной Я пишем Ь.

Сафьян. В корне слова между согласной Ф и гласной Я пишем Ь.

Подъесаул. После приставки, оканчивающейся на согласную, и перед гласной Е пишем Ъ.

Гильотина. В корне слова между согласной Л и гласной О пишем Ь, т.к. в некоторых заимствованных словах разделительный Ь пишется перед О.

Барьер. В корне слова между согласной Р и гласной Е пишем Ь.

Разъяриться. После приставки, оканчивающейся на согласную, и перед гласной Я пишем Ъ.

Пасьянс. В корне слова между согласной С и гласной Я пишем Ь.

Фурьеризм. В корне слова между согласной Р и гласной Е пишем Ь.

Разъединять. После приставки, оканчивающейся на согласную, и перед гласной Е пишем Ъ.

Ответ: ГИЛЬОТИНАБАРЬЕР

БАРЬЕРГИЛЬОТИНА

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

вал..яжный, конс..ерж

ф..ючерс, раз..яснять

ул..и, с..есть

вз.ерошить, пол..ём

раз..ём, певун..я

Вальяжный. В корне слова между согласной Л и гласной Я пишем Ь.

Консьерж. В корне слова между согласной С и гласной Е пишем Ь.

Фьючерс. В корне слова между согласной Ф и гласной Ю пишем Ь.

Разъяснять. После приставки, оканчивающейся на согласную, и перед гласной Я пишем Ъ.

Ульи. В корне слова между согласной Л и гласной И пишем Ь.

Съесть. После приставки, оканчивающейся на согласную, и перед гласной Е пишем Ъ.

Взъерошить. После приставки, оканчивающейся на согласную, и перед гласной Е пишем Ъ.

Польём. В корне слова между согласной Л и гласной Ё пишем Ь.

Разъём. После приставки, оканчивающейся на согласную, и перед гласной Ё пишем Ъ.

Певунья. В корне слова между согласной Н и гласной Я пишем Ь.

Ответ: ВАЛЬЯЖНЫЙКОНСЬЕРЖ

КОНСЬЕРЖВАЛЬЯЖНЫЙ

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

тим..ян, без..языкий

пас..янс, валер..янка

квартирос..ёмщик, папил..отки

бур..ян, в..едливый

руч..истый, с..едобный

Тимьян. В корне слова между согласной М и гласной Я пишем Ь.

Безъязыкий. После приставки, оканчивающейся на согласную, и перед гласной Я пишем Ъ.

Пасьянс. В корне слова между согласной С и гласной Я пишем Ь.

Валерьянка. В корне слова между согласной Р и гласной Я пишем Ь.

Квартиросъёмщик. После приставки, оканчивающейся на согласную, и перед гласной Ё пишем Ъ.

Папильотки. В корне слова между согласной Л и гласной О пишем Ь, т.к. в некоторых заимствованных словах разделительный Ь пишется перед О.

Бурьян. В корне слова между согласной Р и гласной Я пишем Ь.

Въедливый. После приставки, оканчивающейся на согласную, и перед гласной Е пишем Ъ.

Ручьистый. В корне слова между согласной Ч и гласной И пишем Ь.

Съедобный. После приставки, оканчивающейся на согласную, и перед гласной Ю пишем Ъ.

Ответ: ПАСЬЯНСВАЛЕРЬЯНКА

ВАЛЕРЬЯНКАПАСЬЯНС

Подготовка учащихся старших классов к аттестационному тестированию по русскому языку чаще всего начинается с повторения основных правил, в том числе и по теме «Правописание ь и ъ знака после приставок». Как видно из опыта предыдущих лет, с необходимостью вспомнить этот материал перед сдачей ЕГЭ сталкиваются многие выпускники. Зная и умея применять на практике правила употребления мягкого и твердого знака после приставок, учащиеся смогут успешно выполнить предложенные задания. Это, в свою очередь, является залогом получения достойных баллов после сдачи экзаменационного тестирования.

Информация, которая поможет в подготовке

Чтобы задания, в которых проверяется знания норм правописания ь и ъ знаков после приставок, не вызывали затруднений, рекомендуем вспомнить базовый материал.

Важно знать!

Написание разделительного ъ перед гласными буквами е, ё, ю, я осуществляется в следующих случаях:

  1. После русских приставок, которые оканчиваются на согласную. К ним относятся от-, об-, под-, с-, в-, пред-, без-, раз-, из-, вз-, сверх-, меж-. Например, подъехать.
  2. После иноязычных приставок, которые оканчиваются на согласную. К таковым относятся ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, суб-, супер-, транс- и частица пан-. Например, адъютант.
  3. В составе сложных слов, первой частью которых является числительное. Например, двухъярусный.

Написание разделительного ь после согласных перед гласными буквами е, и, ё, ю, я осуществляется во всех остальных случаях, но не после приставок.

Готовьтесь к итоговому тестированию по русскому языку вместе с сайтом «Школково»!

Чтобы точно знать, когда пишется твердый знак после приставки, и не допускать досадных ошибок в процессе сдачи ЕГЭ, выбирайте наш онлайн-портал. Здесь вы найдете весь материал, который поможет полноценно подготовиться к тестированию.

Мы убеждены, что метод перехода от простого к сложному позволит учащимся старших классов выявить разделы, нуждающиеся в повторном изучении. Вначале школьникам предлагается повторить основные правила (нормы правописания приставок в русском языке, суффиксов и проч.). Педагоги «Школково» подготовили обширную теоретическую базу. Материал изложен в максимально понятной форме, поэтому легко воспринимается.

Затем учащиеся могут ознакомиться с конкретными примерами на тему «Правописание ъ после приставок» и попрактиковаться в выполнении упражнений. Большой, постоянно обновляемый перечень заданий представлен в соответствующем разделе сайта «Школково».

Приступайте к занятиям уже сегодня! Посмотрите предложенные задания по теме «Правописание ъ после приставок», выберите наиболее простое и попробуйте его выполнить. Никаких сложностей при этом не возникло? Тогда можете смело выбирать более серьезные задания. А если уже на этом этапе вы столкнулись с трудностями, то рекомендуем вам ежедневно уделять время подготовке к итоговому тестированию.

Занятия на нашем сайте проходят в онлайн-режиме. Это означает, что готовиться к единому госэкзамену на сайте «Школково» могут не только учащиеся из Москвы, но и выпускники, проживающиеся в других российских городах.

Панъяпонский как пишется правильно

Бесплатный доступ у курсам ЕГЭ «Школково». Новогодний подарок?

Бесплатный доступ у курсам ЕГЭ «Школково». Новогодний подарок?

С.ЕВГРАФОВА

НАДО ЗНАТЬ, ГДЕ
УПАДЕШЬ

Позади школьные
экзамены, кое-кто уже успешно преодолел
вступительные. Однако есть категория
страдальцев, получивших при поступлении в
институт в первом потоке двойки и тройки и
собирающихся попытать счастья во втором. Чтобы
вторая попытка не стала чистой лотереей и
напрасной тратой времени и сил, к ней нужно
подготовиться, причем не совсем так, как
готовились к первой: нужен интенсивный тренинг.
Именно этим страдальцам и их учителям мы
адресуем этот материал.

Если ваш подопечный
собирается писать сочинение или изложение, а вы
хотите «нагнать» ему грамотность, работать стоит
исключительно с классиками. Как известно,
школьники делают ошибки вовсе не потому, что не
знают правил, а из-за того, что не умеют отличать
опасное от безопасного. Это качество особенно
вредит не во время диктантов и тестов (там все
равно нет возможности редактировать текст), а при
написании сочинений и изложений – то есть
собственных текстов. Вот почему начинать надо с
теста, который поможет ученику осознать
потенциальные опасности.

В качестве такого
теста можно выбрать небольшое упражнение на
вставление пропущенных букв и знаков, в котором
каждый пропуск и каждый пробел должен стать
поводом задуматься над тем, что здесь может быть
не так и почему.

Упражнение

1. Перепишите,
вставляя, где необходимо, пропущенные буквы и
знаки и раскрывая скобки.
2. Объясните каждую обозначенную в тексте
орфограмму (знаки пропуска и скобки).
3. Составьте схему первого предложения.
4. Прокомментируйте
необходимость/возможность/невозможность
постановки знака в каждом пробеле.

Что Ноздрев лгун
от_явлен_ый это было извес_но всем и вовсе (не)
было в диков_нку слышать от него решительную
бе_смысл_цу но смертный право трудно даже понять
как устро_н этот смертный как (бы) н_ пошла была
новость но лишь (бы) она была новость он (не)
пр_мен_о сообщит ее другому смертному хотя (бы)
имен_о для того только что (бы) сказать
«Посмотрите какую ложь р_спустили!» а другой
смертный с удовольствием пр_клон_т ухо хотя после
скажет сам «Да это совершен_о пошлая ложь не
сто_щая (н_) какого внимания!» и (в) след (за) тем сей
(же) час отправ_т_ся искать трет_его смертного что
(бы) ра_сказавши ему после вместе с ним
воскликнуть с благородным (н_) годованием «Какая
пошлая ложь!». И это (не) пр_мен_о обойдет весь
город и все смертные сколько их (н_) есть
наговорят_ся (не) пр_мен_о (до) сыт_ и потом пр_знают
что это (н_) сто_т внимания и (н_) достойно что (бы) о
нем говорить.

(Н.Гоголь. Мертвые
души, гл. 8)

Выполняя первое
задание, ученик покажет, в каких разделах
орфографии и пунктуации у него очевидные
пробелы. Выполняя второе, он вынужден будет
вспомнить большое число правил орфографии, в том
числе тех, которые не вызвали у него затруднения;
при этом выявятся не только пробелы в
теоретических знаниях, но и случаи
нескоординированности знаний и навыков. При
составлении схемы ученик покажет, насколько
хорошо он видит структуру предложения, а при
выполнении последнего задания обнаружится,
хорошо ли ученик разбирается в пунктуации.

Посмотрим, как можно
работать с этим текстом.
Первым бросается в глаза очень тонкий
орфографический случай. Во встретившихся мне
изданиях написано преклонить ухо, хотя по
смыслу явно нужно было бы написать приклонить
ухо
(как приклонить голову к чьему-то плечу:
ведь собеседник приближается, наклоняется к нам).
Сочетания же преклонить главу (голову) и преклонить
колени
безусловно являются идиомами, в них (как
и в словах преклонение, преклоняться)
есть значение покорности, готовности
подчиняться, но не значение приближения. Этот
случай может стать поводом повторить приставки пре-
и при- – вечный камень преткновения.
Приведем материал для тренировочных диктантов:

А. Когда она
выезжала из дома на бал, она чувствовала себя
прекрасной принцессой и, казалось, видела себя
идущей через зал с гордо поднятой головой и
поглядывающей на восхищенных поклонников слегка
презрительным взглядом. А теперь она совершенно
потерялась в неприятной, почти банной толчее. Ей
начало казаться, будто она нехороша собой, дурно
одета, никому не нужна. Она испытывала
непреодолимое желание зажмуриться и приткнуться
где-нибудь в уголке и, пожалуй, давно бы это
сделала, если бы не дурацкий шлейф, ставший для
нее камнем преткновения. Вдруг кто-то взял ее за
локоть: «Позвольте преподнести вам эти
прелестные розы, которые, к сожалению, лишь в
самой малой степени отражают мое восхищение
вами!». И мир вокруг нее снова преобразился…
Б. Непритязательные вкусы директора были в
институте притчей во языцех. Беспримерная
неприхотливость этого ученого мужа у одних
вызывала пренебрежительную насмешку, у других –
уважение, третьи жалостливо причитали над ним.

Затем можно перейти к
пословному анализу текста.
Что Ноздрев лгун отъявленный, это было
известно всем, и вовсе не было в диковинку
слышать от него решительную бессмыслицу; …

В данном фрагменте
предложения первой частью является стоящее в
препозиции к главному придаточное, второй – само
главное предложение, третьей – самостоятельное
предложение, связанное с предыдущим главным
сочинительной связью. В конце фрагмента
предпочтительно поставить точку с запятой, так
как структурно он не связан со следующим за ним
фрагментом, а по смыслу связан с ним не очень
тесно.
Составим небольшой пунктуационный диктант:

Что может случиться
завтра, мы и предположить не можем, и незачем
ломать над этим голову.
К кому предъявлять претензии, неизвестно, и
совсем не обязательно с этим спешить.
Как отвечать на подобный вопрос, никто не знает, и
здесь можно действовать по наитию.
Неясно, на что рассчитывают подобные люди, и идти
у них на поводу ни к чему.
Непонятно, куда ведет эта дорога, и нам лучше не
рисковать.

Перейдем к
орфографии. В слове отъявленный две
орфограммы: разделительный твердый знак после
приставки и н/нн в причастиях и
отглагольных прилагательных.
Если ученик сделал ошибку в первом случае, ему
можно предложить ряд тренировочных диктантов:

А. Предъявить,
изъявить, съязвить, сверхъестественный,
отъехать, подъезд, съежиться, объегорить;
объявление, мадьярский, сэкономить, вьюн,
соловьиный, адъютант, дьяк, третье сословие,
трансъевропейский, объем, субъективный,
компаньонка.
Б. Любой писатель субъективен, но его
субъективность позволяет нам создать более
объемный, рельефный образ объективного мира.
Даже солнечный свет льется на землю, преломляясь
через призму субъективного восприятия, чтобы
воскреснуть вновь в тургеневском рассвете или
лермонтовском закате. И сверхъестественная
психологическая достоверность толстовской
прозы обусловлена тем, что каждое движение души
героя писатель проверяет на самом себе,
перевоплощаясь из надменного генеральского
адъютанта в легкомысленную
компаньонку-француженку.
В.
Безапелляционный, безъядерный, (мы) вобьем,
въехать, вьюга, въяве, двухэтажный, двухъярусный,
изъян, инъекция, инязовский, контръярус,
конъюнктура, медвежье, межатомный, межъядерный,
межюрколлегия, обезьяна, объем, отъявленный,
панъяпонский, подъем, подъюлить, подутюжить,
постъядерный, разоткровенничаться, разъем,
разъяренный, сагитировать, сверхэкономичный,
сверхъюркий, суметь, субатомный, субъект,
суперэлегантный, суперъяхта, съезд, съемка,
трансакция, трансъяпонский, трехъязычный.

Если ученик не помнит
соответствующего правила, то диктант (В) можно
использовать в качестве материала, достаточного
для того, чтобы самостоятельно вывести нужное
правило. Анализируя примеры, ученик должен
вспомнить о русских и иноязычных приставках, а
также о сложносокращенных словах, не
подчиняющихся общему правилу.
Данное правило стоит повторить вместе с правилом
о правописании и/ы после приставок, и
следующий диктант должен помочь ученику
вспомнить соответствующее правило:

безыдейный,
безыскусный, взыграть, взимать, Госкомимущество,
изысканный, межинститутский, панисламизм,
пединститут, подыграть, подынтегральный,
постинфарктный, предынфарктный, розыск,
сверхинтересный, суперинтендант,
трансиорданский.

Что касается
правописания н/нн в причастиях и
отглагольных прилагательных, то – даже если
ученик правильно написал слово отъявленный
– его стоит повторить.
Приведем алгоритм проверки написания н/нн
в полных причастиях и отглагольных
прилагательных.

АЛГОРИТМ

1. Есть ли в слове
приставка
(в том числе вычленяемая по аналогии
в словах с опрощенной основой, но не не)?
ДА — пишется нн
Исключения: названый (брат, сестра и т.п.), посаженый
(отец, мать), смышленый; см. также 4.
Примеры: объявленный, скошенный, сорванный,
отваренный, недожаренный, пережеванный.

НЕТ — см. 2

2. Есть ли при слове
зависимые слова?

ДА — пишется нн
Примеры: кошенный до дождя, жаренный в
масле, кованный умелыми руками, меченный клеймом.

НЕТ — см. 3

3. Есть ли в слове
суффикс -ова-/-ева-?

ДА — пишется нн
Примеры: организованный, тренированный,
рискованный, линованный, корчеванный
.
НЕТ — см. 4

4. Образовано ли это
слово от глагола несовершенного вида?

ДА — пишется н
Исключения: виденный, невиданный,
неслыханный, священный, желанный, деланный,
ставленный, чеканный, считанный, пеклеванный,
данный, нечаянный, негаданный, нежданный (ср.
также неожиданный с приставкой о-), недреманное
око.

Примеры: рваные брюки, кошеная трава,
жареная картошка, резаные овощи, мороженые
фрукты.

Внимание! Написание с одним н сохраняется
как при присоединении приставки не- (например,
некошеный луг, нелатаная куртка, незваный гость),
так и при вхождении в состав сложного слова
(например, свежемороженые продукты, домотканый
половик, малоезженая дорога).

В целях единообразия одно н рекомендуется писать
также в приставочных формах в составе сочетаний
типа читаная-перечитаная книга,
штопаный-перештопаный носок,
ношеный-переношеный костюм.

НЕТ (то есть слово образовано от глагола
совершенного вида или от двувидового глагола) —
пишется нн
Исключения: раненый/раненный,
контуженый/контуженный (см. пп. 1, 2); конченый
человек, прощеное воскресенье.

Примеры: купленный костюм, брошенный муж,
казненный преступник, обещанный подарок.

Закрепим умение
пользоваться алгоритмом на небольших диктантах.

А. Вчера, в
прощеное воскресенье, после разговора с женой он
чувствовал себя великодушным, всепрощающим, а
сегодня снова разболелось раненное обидой
сердце. Брошенный муж! Как это унизительно! Он,
прославленный режиссер, нежданно-негаданно
оказался в положении,
осмеянном всеми юмористами и оплаканном
авторами всех мелодрам. Ему казалось, что его
унижает все: и свежемороженые овощи, которые не
получались у него ни тушеными, ни жареными, и
купленный в дорогом бутике костюм, который он
подбирал в тон к вечернему платью жены, и
непрошеное сочувствие друзей.
Б. Меня предупредили, что новоявленный гений
живет в заброшенной деревне где-то в Тверской
губернии. Я раздобыл адрес, оделся в поношенное
пальто, чтобы не раздражать его своим столичным
лоском, взял напрокат машину и отправился в путь
по малоезженым дорогам.
Вокруг расстилались некошеные луга, кое-где
попадались полуразрушенные деревушки. Наконец я
добрался до нужного поворота. Вот срезанный
ударом молнии дуб неслыханной толщины, а под ним
– колодец, рубленный из толстенных поленьев.
Метрах в ста отсюда изба, в которую мне предстоит
явиться незваным, непрошеным, но, может быть,
«день и ночь так долго жданным» гостем. Что меня
ждет – встреча с новым Шукшиным или Солженицыным
или всего лишь водка в граненом стакане и
жаренные в сметане караси с вареной картошкой и
выпеченным в своей печи хлебом?

Полезно вспомнить и
правописание кратких причастий и
прилагательных. Общее правило звучит так: в
причастиях пишется одно н, а в
прилагательных – столько же, сколько и в полных.
Остается только вспомнить, как отличить
причастия от прилагательных.
Здесь нужно применять трансформации: для
причастия – глагольная (из картошка сварена
можно сделать картошку сварили), для
прилагательного – адъективная (из она умна и
воспитанна
получаем она умная и воспитанная).
Однако следует знать, что противопоставление
кратких причастий и кратких прилагательных
вызывает трудности там, где они составляют
смысловую оппозицию, например:

Выступления
ансамбля, как всегда, организованы профкомом.
Выступления ансамбля, как всегда, организованны
и слаженны.
Его манеры весьма изысканны.
Средства для экспедиции должны быть изысканы во
что бы то ни стало

Такое явление
наблюдается, когда отглагольное прилагательное
приобрело значение, существенно отличающееся от
значения причастия: ср. изысканный (прич.) –
“найденный”, изысканный (прил.) – “тонкий,
изящный”, взволнованный (прич.) – “покрытый
волнами” или “нервничающий”, взволнованный
(прил.) – “беспокойный”.
Слово взволнованный особенно интересно,
поскольку глагол взволновать в прямом смысле
(“покрыть волнами”) и в переносном (“заставить
нервничать”) может образовывать причастия:

Море взволновано
сильным ветром.
Мы были взволнованы его сообщением.

Прилагательное очень
близко по значению к причастию от глагола в
переносном значении.

Девушки были
взволнованны, но очаровательны.
Лица моих друзей были взволнованны.

Обратим внимание:
когда речь идет о человеке (а не о его лице),
различить смысл прилагательного и причастия
практически невозможно. Поэтому оба написания
возможны (ср. девушки взволнованы /
взволнованны
).
С такой же степенью подробности нужно
прорабатывать каждое слово, каждую
синтаксическую структуру. Но это (за недостатком
места) я предлагаю вам проделать самостоятельно.

Инфоурок

Русский язык
ПрезентацииПрезентация по русскому языку «Подготовка к заданию 10 ЕГЭ-2022»

Задание 10Подготовка к ЕГЭ-2022

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Задание 10Подготовка к ЕГЭ-2022

    Описание слайда:

    Задание 10
    Подготовка к ЕГЭ-2022

  • 2 слайд

    Формулировка задания и особенности2

    Описание слайда:

    Формулировка задания и особенности
    2

  • 3 слайд

    10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена

    Описание слайда:

    10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
    3

  • 4 слайд

    ОСОБЕННОСТИ:1) Задание 10 проверяет знание нескольких орфограмм. 2) Для о

    Описание слайда:

    ОСОБЕННОСТИ:

    1) Задание 10 проверяет знание нескольких орфограмм.

    2) Для орфографического анализа даны пять рядов слов. Количество верных ответов  – от 2 до 4. Выполнение задания оценивается 1 баллом.
    4

  • 5 слайд

    Алгоритм действий5

    Описание слайда:

    Алгоритм действий
    5

  • 6 слайд

    ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ДАННОГО ТИПА НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ

    Описание слайда:

    ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ДАННОГО ТИПА НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА:
    правописание неизменяемых приставок;
    правописание А и О в приставках РАЗ-/РАС- и РОЗ-/РОС-;
    правописание изменяемых приставок, оканчивающихся на -З и –С;
    правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-;
    правописание И, Ы после приставок;
    правописание разделительных Ъ и Ь знаков.
    6

  • 7 слайд

    Алгоритм1) Внимательно прочитать2) Выделить приставки3) Вспомнить правила

    Описание слайда:

    Алгоритм

    1) Внимательно прочитать
    2) Выделить приставки
    3) Вспомнить правила и применить их (лучше работать по принципу «от простых правил к сложным»): 
    — Приставки, оканчивающиеся на –з, -с;
    — Ы, И, Ъ на стыке морфем;
    — Неизменяемые приставки;
    — ПРЕ, ПРИ

    Таким образом, то, что вы можете проверить при помощи правил, лучше делать в первую очередь. А приставки ПРЕ- и ПРИ- лучше всего оставить на «десерт».

    7

  • 8 слайд

    Правописание неизменяемый приставок8Большинство приставок русского происхожде

    Описание слайда:

    Правописание неизменяемый приставок
    8
    Большинство приставок русского происхождения:
    С-, ОТ-, О-, ОБ-, ПОД-, НАД-, ПРЕД-, БЛИЗ-, ПО-, ДО-, НЕДО-, В-, ВЫ-, ПРО-, ЗА-, НА- и др.
    независимо от ударения или первой буквы корня, сохраняет устойчивое написание.

    ! Различайте близкие по звучанию приставки ПРО- и ПРА-:
    Приставка ПРО- многозначна и встречается в составе многих слов, например: провести, пробормотать, проигрыш.
    Приставка ПРА- встречается в словах, имеющих значение «первоначальный, исконный, древний»: прАбабушка, прАязык, прАродина, прАотцы (но: ПРОобраз, ПРОтотип, ПРОвидец, ПРОректор, ПРОроссийский).
    Иноязычные приставки также:
    СУПЕР-, КОНТР-, ГИПЕР-, ПОСТ-, ДЕЗ-, СУБ-, ТРАНС-, ПАН-, АНТИ-, ДЕ- и др.
    также сохраняют написание.

  • 9 слайд

    Правописание приставок на -З и -С91) Приставки ВЗ-, ИЗ-, РАЗ-, РОЗ-, БЕЗ-, В

    Описание слайда:

    Правописание приставок на
    -З и -С
    9
    1) Приставки ВЗ-, ИЗ-, РАЗ-, РОЗ-, БЕЗ-, ВОЗ-, НИЗ-, ОБЕЗ-, ЧРЕЗ- пишутся с буквой З перед гласными и звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р), например:
    безвкусный, вздохнуть, низвергнуть.
    2) Перед глухими согласными (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ) эти приставки пишутся с буквой С, например:
    бесценный, чересчур, расхищение.

    ! В словах ЗДЕСЬ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, НИ ЗГИ, ИСЧЕЗАТЬ букваы З и С являются частью корня, а не приставкой. В словах ИС-ПОД-ТИШКА и ИС-ПОД-ЛОБЬЯ приставка ИС стоит перед другой приставкой. Эти слова надо запомнить.

    3) Не путайте приставку НИС- НИЗ и НЕ+С: НИЗвергнуть – НИСходящий, неСделанный.
    4) Иноязычные приставки ДИС- и ЭКС- пишутся с буквой С перед любыми согласными, а с буквой З – перед гласными.
    5) В приставках РАЗ-(РАС-) – РОЗ-(РОС-) без ударения пишется А, под ударением – О.

  • 10 слайд

    Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-10Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- зависи

    Описание слайда:

    Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
    10
    Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- зависит от значения.
    Приставка ПРИ- придаёт словам следующие значения:
    а) приближения, например: приплыл;
    б) присоединения, например: прикрепил;
    в) совершения действия не в полном объёме, например: привстать;
    г) пространственной близости, смежности, например: пришкольный;
    д)* доведение действия до конца, например: приручить, придумать;
    е) совершение действия в чьих-либо интересах, например: притаить, припрятать.

    2) Приставка ПРЕ- придаёт словам:
    а) значение высокой степени качества или действия (возможно заменить приставку словом «очень»), например: прекрасный – очень красивый;
    б) значение, близкое к значению приставки ПЕРЕ- (ЧЕРЕЗ, ПО-ИНОМУ), например: преграда, то есть перегородка, преображать (делать иным, по-иному)

  • 11 слайд

    11

  • 12 слайд

    Правописание Ы-И после приставок121) После русских приставок, оканчивающихся

    Описание слайда:

    Правописание Ы-И после приставок
    12
    1) После русских приставок, оканчивающихся на согласную, вместо И пишется Ы в соответствии с произношением.
    Исключение – слово взимать, в котором пишется И согласно произношению.
    2) И пишется:
    а) после русских приставок МЕЖ- и СВЕРХ, например: межинститутский, сверхизобретательный;
    б) после иноязычных приставок: СУПЕР-, КОНТР-, ГИПЕР-, ПОСТ-, ДЕЗ-, СУБ-, ТРАНС-, ПАН-, например: суперинтендант, контригра, постимпрессионизм, дезинформация, субинспектор, трансиорданский, панисламизм;
    в) в сложносокращённых словах, например: спортигра, пединститут, Госкомимущество.

  • 13 слайд

    Правописание Ъ и Ь разделительных знаков13Разделительный Ъ пишется: а) перед

    Описание слайда:

    Правописание Ъ и Ь разделительных знаков
    13
    Разделительный Ъ пишется:
    а) перед буквами Е, Ё, Ю, Я после приставки, оканчивающейся на согласную, например: безаварийный, собезьянничать, сузить, сэкономить;
    б) разделительный Ъ пишется в сложных словах, первую часть которых образуют числительные двух-, трёх-, четырёх-, например: двухъярусный, трехъязычный.
    в) Разделительный Ъ пишется в иноязычных словах, в которых имеется приставка или частица, оканчивающаяся на согласную (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, пост-, суб-, супер-, транс-, пан-), например: адъютант, инъекция, субъект, объект, дизъюнкция, конъюнктура, контръярус, постъядерный, суперъяхта, трансъевропейский, панъяпонский и др.
    Примечание. Данное правило не распространяется на сложносокращённые слова, например: детясли, Мосюрцентр, оргединица, а также на сложные слова, пишущиеся через дефис, например: пол-юрты, пол-ядра, тред-юнионы.

    Разделительный Ь пишется:
    а) перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И, например: барьер, льётся, вьюнок, рьяный, муравьи.
    б) Разделительный Ь пишется в некоторых иноязычных словах перед буквой О, например: бульон, почтальон, шампиньон.

  • 14 слайд

    14

  • 15 слайд

    ПРАКТИКА

    Описание слайда:

    ПРАКТИКА

  • 16 слайд

    Панъяпонский как пишется правильно

  • 17 слайд

    Панъяпонский как пишется правильно

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Панъяпонский как пишется правильно

  • Сейчас обучается 937 человек из 79 регионов

Панъяпонский как пишется правильно

  • Сейчас обучается 330 человек из 66 регионов

Панъяпонский как пишется правильно

  • Сейчас обучается 1008 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Развитие внутренней мотивации на уроках русского языка и литературы

  • Инновационные формы и методы работы, используемые на уроках русского языка и литературы.

  • Тесты для 8 класса

  • Планирование по русскому языку для 7 класса

  • Презентация по русскому языку на тему «Средства выразительности»

  • Планирование План воспитательной работы.

  • Проверочная работа по русскому языку»Причастный оборот» 7 класс

  • Презентация по русскому языку на тему «Что такое родственные слова?» (2класс)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5437275 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

Тема: Употребление ъ (ер) и ь (ерь). Правописание мягкого знака после шипящих в конце слова.

Цели: сформировать твердое представление о правописании мягкого и твердого знаков, формировать способность дифференцировать условия употребления Ъ и Ь знаков; видеть отличие употребления Ъ и Ь знаков в словах; уметь применять знания теоретического материала в письменной речи; воспитывать стремление к грамотной речи; гордость за свой язык и его неповторимость.

Оборудование: Таблица «Мягкий знак после шипящих в конце слова», текст «Употребление буквиц Еръ (Ъ) и Ерь (Ь)», текст песни группы «Алиса» (Альбом «Сингл», 2010 г.) «Твердый знак».

Вид занятия: интегрированное.

Образовательные технологии: интерактивные, развивающие, игровые.

Методы проведения занятия: словесный, наглядно-иллюстративный, исследовательский, репродуктивный, эвристическая беседа, создание проблемных ситуаций, релаксационная пауза, словарная работа, создание облака ассоциаций, работа с опорными схемами.

«5» ставится, если студент выполнил все задания верно.

«4» ставится, если студент выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

«2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

«1» ставится, если студент не выполнил ни одного задания.

Очень часто мы допускаем ошибки в словах с Ь и Ъ знаками. Что общего, в чем различие,  чем интересны эти буквы? 

Буквы Ь и Ъ называются мягкими и твердыми знаками, однако это название условно. Не следует думать, что Ь знак всегда указывает на мягкость согласных, а Ъ знак – на твердость. Их функции часто совпадают: оба знака могут быть разделительными, и тогда многие согласные, стоящие перед твердым знаком, как и перед мягким, произносятся мягко (сравните: адъюнкт – лошадью).

В иных случаях употребление Ь знака не указывает на мягкость согласных, например: мышь, говоришь, отрежь (ш, ж в русском языке всегда твердые).

Однако есть и такие написания, в которых Ь знак указывает на смягчение согласного звука (любовь, судьба). Все это вызывает орфографические трудности при употреблении Ь и Ъ.

Используя метод мозгового штурма, составить опорную таблицу «Употребление Ь и Ъ знаков»

Буквы ъ (ер) и ь (ерь) в современном русском языке не обозначают звуков, хотя в древнейшую пору они являлись очень краткими звуками [о] и [е]. Сейчас буквы ъ и ь – это формальные разграничители согласных звуков, одним из которых является [j],

ср.: съезд [сjэст], съёмка [сjомка], бьют [б’jyт], бурьян [бyp’jaн] и т.п.

1) после приставок, оканчивающихся на согласную: безъязыкий, взъерошить, изъявить, межъярусный, объединение, подъезд, съемный и др. В однокоренных словах изъять, объять, необъятный, объятие, отъять, неотъемлемый и др. пишется Ъ, так как исторически здесь корень -я-(соответствующий корням -им-, -ем-, ср.: вз-я-ть — вз-им-ать, отъ-я-ть — от-ым-ать — разг.), а приставки оканчиваются на согласную. Этот же корень находим в словах объ-ём, подъ-ём, разъ-ём-ный и др.).

Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова типа детясли, иняз (институт иностранных языков), оргединица, а также на сложные слова, пишущиеся через дефис, типа пол-юрты, пол-ядра, тред-юнионы,

двухъярусный, трехъязычный, четырехъярдовый (ср.: двухатомный, трехактный, четырехугольный);

4) после морфем, близких к приставкам: контр- (в значении «против»), пан-, транс-: адъюнктура, адъютант, дизъюнктивный, инъекция, конъюнктура, конъюнктивный, контръярус, панъевропейский, трансъяпонский.

Перед другими гласными Ъ не пишется: контражур, контратака, контрудар, панатлантический, трансурановый и др.

Примечание. Внутри слова (не после приставки) пишется Ъ только в некоторых словах: фельдъегерь, объект, субъект. В слове интерьер пишется Ь, так как здесь нет приставки.

Буква ь употребляется не только как разделительный, но и как знак обозначения мягкости согласного, а также как средство различения морфологических признаков.

1) внутри слова (не после приставки) перед буквами е, ё, ю, я: вальяжный, вьюга, бурьян, интервью, лисья и др.;

2) в некоторых заимствованных словах перед о: батальон, бульон, гильотина, компаньон, павильон, почтальон, синьор, шампиньон; в собственных именах: Кола Брюньон.

Слово фортепьяно  и производное от него фортепьянный имеют орфографические варианты: фортепиано, фортепианный.

1) на конце слов: верфь, восемь, зыбь, зреть, кровь; на конце первой части сложных слов: медьсодержащий, мелькомбинат, сольтеряющий.

различаются также существительные гнус (мошкара) и гнусь (прост. «нечто мерзкое, гнусное»);

2) в середине слова между двумя мягкими согласными, если при изменении слова или в родственных словах второй согласный становится твердым, а первый сохраняет свою мягкость: возьми (возьму), восьми (восьмой), о просьбе (просьба),

3) в середине слова между двумя согласными, если первый является мягким, а второй твердым: косьба, молотьба, горько и др.; также после мягкого л [л’] независимо от того, твердый или мягкий согласный за ним следует: альт, бальзам, вскользь, львица, льняной, льстец, польза.

3. Как средство различения морфологических признаков Ь употребляется у существительных женского рода (в отличие от существительных мужского рода), ср.: ночь, печь, мощь,

в наречиях и частицах, оканчивающихся на шипящий (кроме наречий уж, невтерпеж, замуж): вскачь, невмочь, сплошь, лишь и др.

1) между двумя мягкими согласными л: аллея, аллюр, апелляция, иллюминатор, иллюзия, ралли и др.;

2) в сочетаниях нн, нч, рч, рщ, чк, чн, щн: мошенничать, конченный, корчма, наборщик, сочный, мощный и под.;

3) между двумя мягкими согласными в абсолютном конце слова (за исключением написания Ь после л: параллельный): гвоздь, месть, порознь, смерть, смерч, власть и т.п. Здесь мягкость согласного, предшествующего конечному согласному, не исконная, а приобретенная от рядом стоящего мягкого согласного (ср.: [гвос’т’], [см’эр’т’]).

Проверка самостоятельной работы.

                                                 Ь на конце слов после шипящих

женского рода 3 склон. в им.п

тишь, дочь

1. мужского рода 2 склон. в им.п :нож, меч 

2. женского рода 1 скл. во множ.ч:решение задач 

2

Прилагательное

           ____________

кратких прилагательных: могуч, певуч

3

Наречие

настежь, навзничь

Искл.: уж, замуж, невтерпёж

4

Глагол

1. в н.ф.гл.: беречь, жечь

2. в повелит.наклон. глагола: спрячь, замажь

3. 2 лица ед. числа: решаешь, поёшь

5

Частица

вишь, бишь, лишь, ишь

  1. Работа на карточках

Упражнение 1.

Спишите, вставляя, где необходимо, Ь или Ъ.

Ад…ютант, ад…ектив, без…ядерный, бревен…чатый, бур…ян, гил…отина, гон…щик, интерв…ю, из…ян, клян…чить, компан…он, кур…ер, восем…сот, милл…он, необ…ятный, об…егорить, об…ятый, об…ективный, об…ескураженный, об…ездчик, от…явленный, пред…являть, пред…усмотреть, пред…осенний, п…едестал, пред…юбилейный, пан…европейский, помещич…ий, раз…удалый, руж…ем, рыбач…его, раз…уверить, раз…яренный, сверх…ядовитый, с…экономить, сверх…естественный, с…емный, трех…язычный, двух…этажный, трех…осный.

  1. Закрепление изученного материала.

  1. Работа в группах. Проблемное задание.

Объясните написание слов и составьте с ними словосочетания. В случае затруднений справляйтесь в словарях.

1 группа

Адъюнкт – адекватный,

безатомный – безъядерный,

двухэлементный – двухъякорный,

инъекция – инструкция,

контригра – контръярус.

2 группа

Межинститутский – межъязыковой,

обучить – объявить,

панамериканский – панъяпонский,

разобщить – разъединить,

развязать – разъярить.

  1. Индивидуальный опрос. Выступление перед аудиторией.

Раскрывая скобки, образуйте слова с приставками. Употребите, где необходимо, ъ и ь. Объясните аудитории написание и значение слов.

(опрос 5 студентов):

Без- (аварийный, емкостный, апелляционный);

об- (яснительный, явиться, учить, ехать, есть);

от- (экзаменовать, явленный, учиться, ездить, бить);

раз- (единенный, езженный, сад, общить);

сверх- (мерный, емкий, естественный, штатный, урочный).

  1. Комментированный диктант.

Продиктуйте, объясняя написания слов.

(студенты диктуют по цепочке):

1. Вз…яренный, на заседание врываюсь лавиной (Маяковский).

2. П…ер помнил, что при княжне всегда были компан…онки (Л. Толстой).

3. Мне страшна главным образом обыден…щина (Чехов).

4. Долины ноч… еще об…емлет (Пушкин).

5. Она стоит у бюста, опершись на п…едестал, и следит за ним (Гончаров).

6. И в…явь я вижу пред собою дней прошлых гордые следы (Пушкин).

7. Каштанка с…ела много, но не наелась, а только оп…янела от еды (Чехов).

8. В начале под…ема Герберт заметил свежие следы, принадлежавшие каким-то крупным животным, возможно опасным хищникам (Жюль Верн).

9. Жизнь устроена так д…явольски искус…но, что, не умея ненавидеть, невозможно искренно любить (М. Горький).

10. Багратион закричал ему с горы, чтобы он не ездил дальше руч…я, но Ростов сделал вид, как будто не слыхал его слов (Л. Толстой).

11. С…емка прошла творчески малопродуктивно (Черкасов).

12. И гул под…емлется кругом (Лермонтов).

13. Он поправился на седле и тронул лошадь, чтобы еще раз об…ехать своих гусар (Л. Толстой).

14. Николай не мог, как ему вязалось, перенести долее этого положения и пошел объясняться с матерью (Л. Толстой).

15. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив пред…ыдущего (И. Павлов).

16. Был сен…тябрь, ветреный и мокрый, когда Артамонов под…езжал к Дремову (М. Горький).

17. Долговязый суб…ект вздохнул и пожал плечами (Чехов).

  1. Комплексный анализ текста.

  1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы после текста.

Употребление буквиц Еръ (Ъ) и Ерь (Ь)

Каждый ребенок перед поступлением в школу вынужден учить буквы русского алфавита: А, Б, В, Г, Д и т. д. И практически для каждого процесс изучения родного языка уже в самом начале превращается в пытку. Ребенок видит перед собой мяч и легко запоминает слово «мяч». «Машинка», «кукла», «книга»… Каждое слово ассоциируется с предметом в его руках и легко запоминается. А что же такое А, Б, В, Г, Д? Ответ на этот вопрос детскому сознанию найти непросто. Да и не каждый взрослый сможет объяснить семантику родного алфавита. Почему русский алфавит носит именно такие названия букв? Какова история родной азбуки, что собой представляла буквенная система в разные исторические эпохи? Куда исчезли некоторые буквы, например, Ъ и Ь? Вопросов очень много, а ответов еще больше.

Буквицы Еръ и Ерь в древнерусском письме обозначали короткие гласные звуки, и передавали образ сотворения в различных фазах:

Еръ означает, что это надо создавать (процесс создания).

Ерь означает, что это уже создано (законченный вариант творения).

Передаваемый этими буквами смысл легко усвоить на конкретных примерах: слово «сон» на древнерусском языке имело написание СЪНЪ (кстати, наличие чередования в современном язык о//ноль звука как раз и объясняется написанием этого слова через редуцированный гласный), в корне слова для передачи звука использовался Ъ (ер), значение слова передает нам смысл создания определенных условий для реализации явления, а в слове ПЬНЬ (современное «пень») буква Ь передает значение того, что уже совершено с предметом. На самом деле так и есть: дерево превратилось в пень после того, как распил дерева уже произвели.

И если изначально они хоть кратко, но звучали, то после того, как христиане произвели подмены (Еръ – краткая «О»; Ерь – краткая «Е»), они стали звучать только под ударением.

Вот примеры употребления данных буквиц:

ПОСТЪ (полное очищение собственных телес) – т.е. сотворяем очищение тела, система находится в процессе творения, поэтому стоит буквица Еръ.

ЛЬСЪ (лес) – в данном слове употребляется две формы, т.е. лес уже есть (Ь), но при этом он продолжает расти, значит находится в процессе творения (Ъ).

ЛЬНЬ (лень) – здесь нет никакого сотворения, всё прекратилось.

ПЬНЬ (пень) – уже ничего не растёт. Множественная форма «пьньки» или «пьни», т.е. ударение переносится на последнюю букву. Но не надо путать со словом «пни» — подзатыльник этажом ниже (шутка).

МЪХЪ (мох) – множественная форма «мъхи», ударение переносится, а употребительное указание «мъхъмъ» (мохом или мхом) всё поросло.

РЪТЪ (рот) – когда детей спрашивают: «Чем дышать надо?», они отвечают «рътъмъ» (ротом), т.е. дети лучше знают родную речь… но потом их начинают «учить». Советские грамотеи придумали правило исчезающих букв, поэтому дети начинают путаться, буква есть, но она исчезла. Куда она исчезла? А им в ответ: «так положено», и приучают говорить неправильно.

МЬСТЬ (месть) – и другая форма «мьстьилъ» (мстил), т.е. сместилось ударение.

ЛЬСТЬ (лесть) – льстьилъ (льстил).

КЪНИГА (конига или книга) – основа слова «КЪН» (кон) – это высший устой; «И» — союзная форма; «ГА» — путь. Т.е. кънига – это устой, описывающий жизненные пути, или читаем справа — «двигаться в соответствии с устоем». КЪН – это устой, то что принято нашими Родичами. А всё что за устоем, что не вписывается – это «закон».

КЪНЯЗЬ (конязь) – хранитель устоя, дословно «светлый на Земле хранитель устоя», т.е. тот, кого избрали для сохранения Кона. Правильно читается «конезь», четвёртая буквица Енъ (е-носовое).

КЪНУНГЪ (конунг) – тот, кому доверено перенести Кон в другое место. Т.е. выбирали человека, которому доверяли, и он переносил устой, объяснял людям, что надо его соблюдать. Поэтому, когда в Скандинавию ушли наши Рода, там появились конунги. Сейчас переводчики говорят, что Конунг, это тоже Князь; но это не так, конунг ПЕРЕНОСИТ, а князь ХРАНИТ.

Видите, какие богатейшие и глубинные образы.

Кроме того, впервой русской азбуке, созданной просветителями, братьями Кириллом и Мефодием, буква Ъ была 29 буквой, обозначающей сверхкраткий гласный звук, и использовалась, чтобы правильно разбивать строку на слова (до перехода к применению пробелов). Например: къБогомъизъбраномуцарю.

Утрата «Ь» и «Ъ» повлияла и на правописание приставок на «зэ» и «эс», появилось новое правило: перед глухим пишем глухой, перед звонким звонкий. Например, слово «бессилие». На конце приставки пишем букву «эс», т.к. корень начинается с глухого согласного [с]. Это современное правило. А ранее все было проще, приставки «бес» вообще не существовало, всегда на этом месте писалась буква «зэ» БЕЗЪСИЛИЕ, так как после приставки стоял редуцированный звук. Запоминать правила никакие не требовалось. Когда убрали из языка «ненужные» буквы, появилось новое правило.

Дизайнеры, стилизуя текст под начало века, стараются взять шрифты «а-ля рюс» и после каждой конечной согласной в слове поставить твердый знак. В основном такое творчество является примером очень плохого вкуса и безграмотности. Правила старой орфографии были чуть сложнее и не ограничивались расстановкой твердых знаков на конце слов.

Вопросы к тексту

  1. Определите стиль и тип текста.

  2. Обозначьте тему и основную мысль текста.

  3. Составить план текста.

  4. Подготовить 3 вопроса к одногруппнику по тексту.

  1. Составления облака ассоциаций

Процесс творения сотворение создание искусство мир БОГ результат действие.

  1. Ролевые игры на основе текста

«Я – критик» (взять интервью у автора текста),

«Я – писатель» (объяснить идею создания данного текста),

«Я – экскурсовод» (провести экскурсию по древнерусскому алфавиту).

  1. Подведение итогов. Релаксационная пауза.

  1. Прослушивание песни «Твердый знак» в исполнении группы «Алиса»

(Альбом «Сингл», 2010 г.)

  1. Работа с текстом песни

Там, где спесь кичится норовом,
Где богема чаще с говором,
время – как песок,
Каменеет для раскаянья,
Тает в ломаном кривлянии
с пятки на носок.

В подковерной казуистике
Гниль шельмует правду мистикой,
тина – что вода.
Там в дебатах между тризнами,
Подтираясь эвфемизмами,
кроют в три ряда.

Как мне
страх и сомнения
Взять в кулак.

В бой слов
вызвать к радению
Твердый знак.

Где блукают в круг да около,
Называя жабу соколом –
веры на пятак.
Где согласных на «и краткое»,
Превращают острым в гладкое,
ставлю «твердый знак».

Между сутью и прочтением
Траектория горения,
вам ли трактовать?
Кто догонит, с тем останется,
Кто возьмет, с того и станется –
твердых не подмять!

  1. Задания к тексту

  1. Объяснить значения словосочетаний «спесь кичится норовом», «богема чаще с говором», «время – как песок», «каменеет для раскаянья», «в подковерной казуистике», «гниль шельмует правду мистикой».

  2. Какое значение автор текста придает твердому знаку?

  3. Как художественная речь способствует выражению замысла автора?

  4. Объясните жанровое и видовое своеобразие произведения.

  5. Какова эстетическая позиция автора?

  1. Задания для самостоятельной работы.

Выполнить тестовые задания:

Вариант 1

1. В каком ряду во всех словах пишется Ь?

1) реч..ка, обез..яна, лиш..

2) спряч.., л..стить, нян..чить

3) неб..ющийся, настеж.., под..ячий

4) без..ядерный, призадумаеш..ся, нож..

2. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) запрёш..ся в комнате, промокший плащ..

2) исполнить туш.., ветер свеж..

3) отвлеч..ся от дела, пять дач..

4) несёш..ся с горы, озимая рож..

3. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) отреж.. пирога, нет телепередач..

2) очень тощ.., уже брееш..ся

3) дорогая брош.., береч..ся от огня

4) упасть навзнич.., компот из груш..

4. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) сорвать ландыш.., явная фальш..

2) атлет могуч.., помоч.. друзьям

3) надееш..ся на лучшее, ждать невтерпёж..

4) просыпаеш..ся ночью, увлеч..ся спортом

5. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) разберёш..ся во всём, с узких плеч..

2) боевой клич.., пробить бреш..

3) суп горяч.., покориш..ся судьбе

4) разреж.. полностью, купить щёлоч..

6. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) ты веселиш..ся от души, лес дремуч..

2) зажеч..ся от ветра, попасть в пустош..

3) прилетел грач.., плохо отражаеш..ся

4) прилеч.. отдохнуть, сыграть туш..

7. В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска пишется Ь?

1) Утро начинает..ся с маминой улыбки.

2) Нам нужно чаще встречат..ся с друзьями.

3) После напряжённого рабочего дня хорошо спит..ся.

4) Одной рукой узла не завяжеш..

Вариант 2

1. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) выбьеш..ся в люди, надеть плащ..

2) любиш.. науку, береч..ся от напастей

3) день хорош.., неукротимая мощ..

4) большой тираж.., отреж..те хлеб

2. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) спелый овощ.., пришлось напряч..ся

2) мягкий калач.., намаж..те маслом хлеб

3) леч.. спать, полная чуш..

4) соревнуеш..ся с ними, играют туш..

3. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) упрочиваеш.. позиции, вкусный калач..

2) съеш..те пирожок, гореч.. во рту

3) создать роскош.., выйти замуж..

4) охраняемый багаж.., длинная реч..

4. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) искусный трубач.., попасть в глуш..

2) быстро состариш..ся, ударить наотмаш..

3) настич.. неприятеля, костюм хорош

4) сжеч.. мусор, решить пять задач..

5. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) отправ..те, взять на абордаж.., спрячеш..ся

2) надсеч.., горюч.., милых барышен..

3) проч.., разбираеш..ся, девят..сот

4) звер..ский, впряч.., реч..

6. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) занавес..те, стакан вишен.., пустош..

2) вол..номыслие, ухаживаеш.., из старинных чаш..

3) вафел..ница, пренебреч.., какая-то блаж..

4) уйдёш.., из тёмных чащ.., бел..чонок

7. В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска пишется Ь?

1) Чудным звоном заливает..ся колокольчик.

2) Ссорит..ся по пустякам могут только неумные люди.

3) Нам не удаст..ся сегодня попасть на спектакль.

4) За ветром не угониш..ся.

  1. Домашнее задание.

1. Подготовить сообщение, отвечая на вопросы:

История буквиц ЕР и ЕРЬ.

Когда пишется Ь после шипящих на конце слов?

В каких случаях используется Ъ?

2. Составьте сочинение-миниатюру, используя максимум данных слов:

Глушь, ландыш, лишь, пахуч, идёшь, любуешься, ишь, навзничь, могуч, беречь.

Рекомендованная литература

Основная:

  1. Глазунова О.И. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / О.И. Глазунова. – 2-е изд., стер. – Москва: КноРус, 2015. – 243 с.

  2. Руденко А.М. Культура речи и деловое общение в схемах и таблицах [Текст]: учебное пособие / А.М. Руденко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 334с.

  3. Черняк В.Д. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для бакалавров / [Черняк В.Д. и др.]; под общ.ред. В.Д. Черняк; Российский гос. педагогический ун-т им. А.И. Герцена. – Москва: Юрайт, 2014. – 505с.

Дополнительная:

  1. Валгина Н.С. Правила русской орфографии и пунктуации: полный академический справочник Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. – М: АСТ, 2009. – 432 с.

  2. Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы [Текст]: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 6-е изд. – Москва: Просвещение, 2014. – 287с.

  3. Правила русской орфографии и пунктуации: Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2011.

  4. Розенталь Д.Э. Универсальный справочник по русскому языку [Текст]: орфография, пунктуация, практическая стилистика / Д.Э. Розенталь. – Москва: Мир и Образование, 2015. – 702с.

  • Панталоны с начесом на мужчинах рассказы
  • Павлопосадский платок цветочная сказка
  • Пазлы по русским народным сказкам для детей
  • Павел варлаков ревизские сказки
  • Пальчиковые игры по мотивам народных сказок