В Википедии есть статьи о других людях с фамилиями Еремеев и Пантелеев.
Л. Пантеле́ев (имя при рождении — Алексе́й Ива́нович Ереме́ев, 9 [22] августа 1908, Санкт-Петербург — 9 июля 1987, Ленинград) — советский писатель, получивший известность благодаря автобиографической дилогии «Республика Шкид» (1927) и «Лёнька Пантелеев» (1939), а также рассказам и сказкам для детей.
Псевдоним[править | править код]
Будучи в детском доме, Алексей отличался таким крутым нравом, что получил прозвище «Лёнька Пантелеев», по имени известного петроградского налётчика тех лет. Его он и оставил в качестве литературного псевдонима.
Буква «Л» в этом псевдониме не расшифровывается. Встречаются расшифровки «Леонид Пантелеев» и «Леонид Иванович Пантелеев». На надгробии надпись «Алексей Иванович Пантелеев-Еремеев».
Биография[править | править код]
В автобиографической повести «Ленька Пантелеев» ранние годы (до поступления в Школу-коммуну имени Достоевского) изложены следующим образом. Будущий писатель родился в Санкт-Петербурге в семье казачьего офицера, хорунжего, Ивана Адриановича Еремеева, выходца из старообрядцев, героя Русско-японской войны, впоследствии унаследовавшего семейное дело — торговлю лесом и дровами. Мать, Александра Васильевна, происходила из купеческой семьи. В семье было трое детей — Алексей, Василий (1910—1944) и Ляля.
Во время Первой мировой войны, несмотря на то, что отец происходил из религиозной семьи и расторжение брака было незаконно, родители расстались. Отец уехал на лесозаготовки во Владимир и умер там в 1916 году; мать осталась одна с тремя детьми, зарабатывая на жизнь уроками музыки. В 1916 году Алексей поступает во 2-е Петроградское реальное училище. В октябре 1917 тяжело заболел и пролежал всю Октябрьскую революцию.
В 1918 году, спасаясь от голода в Петрограде, семья решает уехать в Ярославскую губернию, в село Чельцово. Там, на фоне разворачивающейся Гражданской войны, заболел дифтеритом и вместе с матерью уехал в Ярославль, к врачу. В Ярославле в это время началось Ярославское восстание. Гостиницу «Европа», в которой они остановились, непрерывно обстреливали, несколько раз Алёша сталкивался с белогвардейцами, семье пришлось бежать из Ярославля обратно в Чельцово. После подавления восстания вернулись в Ярославль, где выяснилось, что Лёша полностью здоров. Осенью мать нашла работу в маленьком городке Мензелинске в Татарстане, куда семья и переехала.
В начале 1919 года мать уехала в Петроград. Вся семья переболела тифом и дизентерией, Лёша попадает в больницу. После выздоровления, вернувшись домой, обнаруживает, что вся семья слегла, а брат Вася отправился учиться и работать на сельскохозяйственную ферму. Проблемы по добыванию денег легли на Лёшу. Вначале он неудачно торговал на базаре, затем его тоже отправили на ферму к брату, где, по его словам, били и научили воровать. Через два месяца Лёша сбежал оттуда обратно к тётке, но не смог там остаться и отправился в детский дом. Там он пробыл недолго, с приятелями они ограбили склад, и его задержали при сбыте краденого, после чего перевели в другой детский дом, откуда он сбежал в первый же день. Приняв решение пробираться в Петроград, попытался доехать до Рыбинска на пароходе, но рядом с Казанью всех пассажиров высадили, и ему пришлось идти в Казань пешком. Там устроился помощником сапожника и, проработав всё лето, осенью вновь собрался в путь.
В дороге вновь начав воровать, был пойман и отправлен в Мензелинск, в детскую колонию имени III Интернационала. В колонии было голодно и грязно, поэтому в начале зимы сбежал оттуда, пытался воровать, затем устроился в финотдел курьером, но практически сразу же по собственной неосторожности попал в больницу. Когда выписался оттуда, оказалось, что ему некуда идти. Его подобрала городская организация комсомола. Ему предоставили жильё, положили зарплату и паёк, отправили учиться в профессиональную школу. Там стал писать стихи и пьесы.
В феврале 1920 года в Мензелинске началось кулацкое восстание, в результате которого было много жертв с обеих сторон. Весной 1920 года Алексей снова решает пробираться в Петроград, но не добрался туда: попал под полозья саней, один сапог порвался, и дальше не было сил идти. Заболел плевритом, но его выходили крестьяне Кувшинниковы, у которых он прожил лето 1920 года.
Осенью сел на первый попавшийся поезд, шедший в Уфу, затем, постоянно меняя поезда, доехал до Белгорода. Там его заметили агенты ЧК и сняли с поезда. В ЧК ему выдали справку, что он является беспризорным и едет в Петроград, дали на дорогу хлеба и денег. В поезде его обокрали, а контроль высадил на ближайшей станции. Год скитался по Украине, пытался работать, порой воровал, торговал папиросами, а летом 1921 года, вновь решив ехать в Петроград, сел на первый поезд до Курска и оттуда уже вернулся в Петроград. Ему удалось отыскать свою семью; все оказались живы и здоровы. Лёша стал искать работу и устроился к частнику развозить лимонад. Там ему не платили, он бросил эту работу и поступил в бывшую гимназию Гердер, теперь Единую Трудовую Школу № 149, однако в школе ему было трудно учиться из-за взаимоотношений внутри класса.
Продолжил писать стихи. Мать устроилась на хорошую работу и давала ему каждый месяц определенную сумму денег. Почти все деньги он тратил на книги. Вскоре был исключён из школы. Из-за проблем с деньгами стал выкручивать электрические лампочки и продавать на базаре, но был пойман и отправлен в Школу социально-индивидуального воспитания имени Достоевского (ШКИД), созданную В. Н. Сорока-Росинским.
Старо-Петергофский проспект, д. 19
В первом издании «Республики ШКИД» (1927 год) о ранних годах и о семье будущего писателя рассказано в главе «Ленька Пантелеев» иначе. Там сообщается, что писатель происходил из разоренной революцией дворянской семьи. Отец будущего писателя был расстрелян в 1919 году «на снежных пустырях Архангельска»[2]. После окончания гражданской войны «разоренная революцией дворянская семья» будущего писателя с гувернанткой (всего 7 человек) жила в одной комнате площадью 6 квадратных сажен у тетки, «богатой прежде и сохранившей свое богатство за бурные годы»[3]. Будущий писатель был отправлен на комиссию по делам несовершеннолетних после того как был пойман на получении по поддельным (якобы оплаченным) магазинным выпискам-чекам продуктов в магазине Пепо[4]. Подростка-правонарушителя на комиссии по делам несовершеннолетних выбрал для ШКИД сам Сорока-Росинский[5].
В Школе познакомился с Григорием Белых и заслужил прозвище Лёнька Пантелеев за уголовное прошлое — по имени известного петроградского налётчика тех лет. Его он и оставил в качестве литературного псевдонима.
В 1923 году они вместе с Г. Белых «заболевают» кинематографом, оба уходят из школы, отправляются в Харьков, где поступают на курсы киноактёров, но потом оставляют и это занятие ради романтики странствий. Некоторое время занимались самым настоящим бродяжничеством. В конце 1925 года возвращаются в Ленинград и пишут книгу «Республика ШКИД», которая выходит в свет в 1927 году[6].
В начале 1927 года под свежим впечатлением от прочитанного Максим Горький много раз писал о «Республике ШКИД» в своих статьях и письмах А. Макаренко, К. А. Федину, М. М. Пришвину, С. Н. Сергееву-Ценскому и другим. До 1936 года «Республика Шкид» только на русском языке переиздавалась десять раз, была переведена за границей и на многие языки народов СССР.
Пантелеев знакомится с другими ленинградскими литераторами: С. Я. Маршаком, Е. Л. Шварцем, В. П. Лебедевым, Н. М. Олейниковым. Юмористические рассказы и фельетоны Г. Белых и Л. Пантелеева печатают журналы «Бегемот», «Смена», «Кинонеделя». В 1933 году пишет повесть «Пакет», посвящённую Гражданской войне. В начале 1936 г. принял активное участие во Всесоюзном совещании по детской литературе[7]. Пантелеев стремился понять психологию и мотивацию поведения ребенка, много внимания уделял исследованию внутреннего мира своих юных и взрослых героев[8].
В 1935 Григорий Белых был репрессирован и в 1938 г. погибает в тюрьме. На Л. Пантелеева тоже возводились различные обвинения. Ему удалось избежать ареста, в частности, благодаря поддержке К. И. Чуковского и С. Я. Маршака, которые были экспертами по его творчеству.
С началом Великой Отечественной войны остаётся в осаждённом городе и почти постоянно пишет свои заметки о блокадной жизни в Ленинграде. В марте 1942 года находится на грани жизни и смерти от дистрофии, четыре месяца живёт без карточек на продукты, так как его лишают прописки[6]. В июле 1942 года А. А. Фадеев вывез тяжелобольного Л. Пантелеева на самолёте в Москву.
Снова писатель приезжает в родной город по командировке ЦК ВЛКСМ в январе 1944 года в канун снятия блокады и разгрома немцев под Ленинградом. На войне погибает его брат Василий.
После войны много пишет, дружит с Е. Л. Шварцем, К. И. Чуковским. Вскоре женится на писательнице Элико Семёновне Кашия (1914—1983), в 1956 у них рождается дочь Маша (умерла в 1990 году). В 1966 году публикует книгу «Наша Маша», своеобразный родительский дневник.
Скончался 9 июля 1987 года в Ленинграде. Похоронен на Большеохтинском кладбище.
Через три года дочь писателя была похоронена рядом с отцом[9].
Отзывы[править | править код]
В своих более поздних произведениях для детей Пантелеев проявляет себя хорошим психологом, избегает политической дидактики, равно как и упрощения, «как у детей»; он пишет плотно, увлекательно и человечески трогательно[10].
Бенедикт Сарнов вспоминал: «Я дебютировал в литературе книжкой о таком замечательном человеке и прекрасном писателе Алексее Ивановиче Пантелееве, мы были с ним знакомы, потом даже подружились, хотя он был гораздо старше меня. Он был очень честным не только в личном, но и в литературном плане, очень честный и щепетильный литератор. Он всегда старался писать скрупулёзную такую правду, проверенную, выверенную»[11].
Адреса в Ленинграде (Петербурге)[править | править код]
С 1955 года — Жилой дом Литфонда — Писательский дом, Малая Посадская ул., д. 8 (мемориальная доска).
Библиография[править | править код]
Собрания сочинений[править | править код]
- Собрание сочинений в 4-х томах. Л., Детская литература, 1983—1985
- Собрание сочинений в 4-х томах. Л., Детская литература, 1970—1972, 300 000 экз.
Повести[править | править код]
- «Республика Шкид» (1927, совместно с Григорием Белых)
- «Лёнька Пантелеев» (1939; новый вариант в 1952)
- «Наша Маша» о своей дочери (1966)
- «Верую!» — автобиографическая повесть (впервые опубликована в 1991 году, согласно завещанию писателя, через три года после его кончины
- Я верую! Главы из автобиографической книги Предисловие В. Глоцера
Рассказы и сказки[править | править код]
- Последние халдеи (1931—1939)
- Банщица
- Господин академик
- Графолог
- Мадонна Канавская (Мисс Кис-Кис)
- Маруся Фёдоровна
- Налётчик
- Травоядный дьякон
- География с изюмом
- Магнолии (1927)
- Американская каша (1932)
- Зелёные береты (1962)
- Пакет (1931)
- Рассказы о Кирове
- Рассказ артиллериста (1941)
- Рассказ путиловца (1946)
- Первый подвиг (1946)
- Приказ по дивизии (1948)
- Гвардии рядовой (1943)
- В тундре (1943—1976)
- Карлушкин фокус (1928)
- Портрет (1928)
- Часы (1928)
- Дом у Египетского моста
- Лопатка (1973)
- Собственная дача (1973)
- Сто почтовых марок (1974)
- Маленький офицер (1978)
- Рассказы о Белочке и Тамарочке
- На море (1940)
- Испанские шапочки (1940)
- В лесу (1940)
- Большая стирка (1947)
- Задача с яблоками (1939)
- Фенька (1967)
- Карусели (1967)
- Как поросёнок говорить научился (1963)
- Раскидай (1939)
- Свинка (1939)
- Весёлый трамвай (1939)
- Трус (1941)
- Две лягушки (1938)
- Буква «ты» (1945)
- Честное слово (1941)
- Долорес (1942, опубликован в 1948)
- Главный инженер (1944)
- Индиан Чубатый (1952)
- Камилл и учитель (1940)
- Маринка (1943)
- Новенькая (1943)
- Ночка (1939)
- Платочек (1952)
- На ялике (1943)
- Маленькие рассказы
- Настенька (1960)
- Брат алкоголика (1960)
- Плоды просвещения (1960)
- Всепоглощающая любовь (1960)
- Спички (1962)
- Кожаные перчатки (1962)
- Живые памятники (1964)
- В осаждённом городе (1965)
- Январь 1944 (1966)
- У Щучьего озера (1963)
- Рейс No 14-31-19 (1978)
- Земмель (1977)
- Экспериментальный театр (1978)
- Инженер (1984)
Литературные портреты[править | править код]
- Рыжее пятно (1953)
- Братишка наш Будённый… (1973)
- Маршак и Людоед (1975)
- Квитко
- Тырса (1966)
- Шварц (1965)
- Письмо в Соловьёвку
- Ни на один оборот
- Гостиница «Лондонская»
- История одного автографа
Одноактные пьесы[править | править код]
- Анечка (1942)
- Ночные гости (1944)
Статьи[править | править код]
- Искусство быть читателем (1970)
- Как воздух (1973)
- Как я работаю (1978)
- 23 сентября 1924 года (Из воспоминаний старого ленинградца) (1956)
- Только в Шкиду! (1973)
- Где вы, герои «Республики ШКИД»? (1967)
- О милосердии (1973)
- Хуже трусости (1968)
- История моих сюжетов (1977)
- Как я стал детским писателем (1979)
- О названии улиц (1959)
- Ещё раз о том же (1962)
- Рисуют дети блокады (1970)
- Без компаса (1960)
- Моральная тема (1961)
- Игра с огнём (1972)
- Ответ г-же Падма Дэви Шарма (1969)
Экранизации[править | править код]
- 1965 — Пакет (режиссёр Владимир Назаров)
- 1966 — Республика ШКИД (фильм)
- 1968 — Золотые часы (режиссёр Марк Толмачёв)
- 1978 — Честное слово (мультфильм)
Телепередачи[править | править код]
- 1984 — Весёлый трамвай (выпуск детской телепередачи «Будильник», в котором инсценировались некоторые произведения Л. Пантелеева: стихотворение «Весёлый трамвай», сказка «Две лягушки», рассказы «Честное слово», «Буква „Ты“» и «Большая стирка» (один из «Рассказов о Белочке и Тамарочке»). В телеспектакле приняли участие Татьяна Веденеева, Людмила Ильина, Михаил Глузский и Геннадий Бортников.[12]
См. также[править | править код]
- Лёнька Пантелеев
Примечания[править | править код]
- ↑ Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека, Австрийская национальная библиотека Record #119045338 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
- ↑ Белых Г., Пантелеев Л. Республика ШКИД. — Ленинград: Государственное издательство, 1927. — С. 143.
- ↑ Белых Г., Пантелеев Л. Республика ШКИД. — Ленинград: Государственное издательство, 1927. — С. 150.
- ↑ Белых Г., Пантелеев Л. Республика ШКИД. — Ленинград: Государственное издательство, 1927. — С. 151—152.
- ↑ Белых Г., Пантелеев Л. Республика ШКИД. — Ленинград: Государственное издательство, 1927. — С. 153.
- ↑ 1 2 Портретная галерея Дмитрия Быкова в журнале «Дилетант». www.limonow.de. Дата обращения: 3 марта 2021.
- ↑ Выступление Л. Пантелеева на совещании было опубликовано в журнале «Детская литература» № 2, 1936 г.
- ↑ Русские детские писатели XX века. Биобиблиографический словарь. — С. 327.
- ↑ Фотография захоронения Л. Пантелеева и его дочери на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга
- ↑ Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.. — С. 303.
- ↑ Сталин сегодня Радио Свобода
- ↑ Будильник 1984 Веселый трамвай YouTube
Литература[править | править код]
- Сарнов Б. Л. Пантелеев: Критико-биографический очерк. — М., 1959.
- Путилова Е. О. Пантелеев Л. // Краткая литературная энциклопедия. Т. 5: Мурари — Припев. — М.: Сов. энцикл., 1968. — С. 577—578.
- Путилова Е. О. …Началось в республике Шкид: Очерк жизни и творчества Л. Пантелеева. — Л.: Дет. лит., 1986.
- Путилова Е. О. Пантелеев Л. // Русская литература ХХ века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь: в 3 томах. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005.
- Скоробогач Т. Л. Пантелеев Л. // Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. — М.: Флинта; Наука, 1997. — С. 326—328. — ISBN 5-02-011304-2.
- Браун Н. Н. Сохранить бессмертную душу. Сыктывкар. Вера-Эском. 2008. № 10. http://www.ruswera.mrezha.ru/564/5.htm
Ссылки[править | править код]
- Статья в энциклопедии «Кругосвет»
- (недоступная ссылка с 23-06-2015 [2388 дней])Алексей Пантелеев Библиотека Классической Литературы
- Алексей Пантелеев в библиотеке Максима Мошкова
- Леонид Пантелеев в Публичной библиотеке
- Трудовое Знамя
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ».
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие
Сентябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Тема: Сказка «Волк и семеро козлят»
Цель: познакомить детей с малыми формами фольклора.
Тема: Сказка «Гуси-Лебеди»
Цель: познакомить детей с малыми формами фольклора; драматизация.
Тема: Сказка «Лиса и журавль»
Цель: познакомить детей с алыми формами фольклора; развивать речь, память.
Тема: Сказка « Маша и медведь».
Цель: познакомить детей с малыми формами фольклора; развивать речь, память.
Октябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1.Тема: Русская народная сказка «Зимовье» (в обработке Соколова-Микитова И.)
Цель: закрепить особенности времени года зима; определить связь между зимними условиями и особенностями поведения зверей; развивать мышление, речь, память
2. Тема: Русская народная сказка « Петушок и бобовое зёрнышко».
Цель: углубить интерес детей к литературе, к жанру сказки; развивать способность к целостному восприятию текста, выделяя содержание. Особенности главных героев.
1. Тема: К. Ушинский «Лекарство», «Васька»
Цели: расширить читательский опыт за счёт слушания литературных произведений; развивать умение пересказывать рассказы; воспитать желание работать в коллективе.
2. Тема: В. Берестов «Кошкин щенок»
Цель: углублять интерес детей к литературе; воспитать желание к постоянному общению с книгой в совместной деятельности со взрослым и сверстниками; поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанном произведении в художественной деятельности
-
Тема: «У солнышка в гостях» словацкая народная сказка
Цель: углублять читательский опыт за счёт слушания произведений; воспитать уважение к культуре других народов.
2. Тема: С Маршак «Вот какой рассеянный»
Цели: расширить читательский опыт за счёт слушания произведений; развивать речь, память.
.
1. Тема: Л. Пантелеев «Рассказы о Белочке и Тамарочке»
Цель: учить самостоятельно пересказывать рассказы с помощью взрослого; развивать память
2. Тема: Стихи русских поэтов об осени
Цель: углублять интерес детей к литературе; развивать желание учить стихи; прививать любовь к поэзии.
Ноябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
-
Тема: Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка»
Цель: учить детей понимать образное содержание сказки, идею, видеть взаимосвязь между содержанием и названием сказки; развивать память, внимательность
2. Тема: Русская народная сказка «Теремок»
Цель: учить пересказывать по ролям; выразительно
-
Тема: Ознакомление с малыми формами фольклора
Цели: познакомить детей с малыми формами фольклора; воспитать интерес к народному творчеству.
-
Тема: Как у нашего кота
Цели: расширять читательский опыт (опыт слушания) за счёт разных жанров фольклора (прибаутки, заклички, загадки); развивать умения художественно-речевой деятельности на основе литературных произведений (пересказ, заучивание); воспитать любовь к народному творчеству.
-
Тема: Сказка русская народная «Лисичка со скалочкой» (в обработке М. Булатова)
Цель: развивать связную речь, память, воображение; упражнять в счёте предметов; воспитывать доброжелательность, инициативность в общении.
-
Тема: Немецкая сказка «Заяц и ёж»
Цель: познакомить детей со сказками других народов; развивать внимание, желание слушать.
-
Тема: Сказка русская народная «У страха глаза велики»
Цель: развивать речь, память, внимание; умение участвовать в коллективном разговоре; воспитать интерес к народному творчеству.
-
Тема: Украинская сказка народная « Рукавичка»
Цель: учить пересказывать по ролям; воспитать любовь к народному творчеству
Декабрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1. Тема: Русская народная сказка «Как лиса волка обманула»
Цель: формировать умения отмечать негативные действия героя, рассуждать о них вместе с воспитателем и сверстниками; развивать умения участвовать в коллективном разговоре; воспитывать честность, дружелюбие, стремление к положительным нормам поведения
2. Тема: Узбекская народная сказка «Хвастливый заяц»
Цель: углублять интерес детей к литературе; расширять читательский опыт за счёт слушания; развивать умения художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов.
1. Тема: Я. Аким «Ёлка наряжается»
Цели: развивать способности к целостному восприятию текста; обеспечивать развитие умений художественно-творческой деятельности на основе литературных произведений; развивать речь.
2. Тема: Разучивание потешек, пословиц и поговорок о зиме.
Цели: обеспечивать развитие умений художественно-творческой деятельности на основе текстов; воспитывать интерес к малым формам фольклора.
1. Тема: Чтение стихов о зиме русских поэтов. Разучивание наизусть.
Цель: воспитать интерес к классике; закрепить знания о зиме; развивать речь, внимание, память.
2. Тема: Разучивание загадок о зиме, новом годе.
Цель: воспитать интерес к малым формам фольклора, желание слушать и отгадывать загадки; развивать память, речь, внимание, сосредоточенность.
-
Тема: А. Барто «Снегирь»
Цель: углублять интерес к литературе; воспитывать желание к постоянному общению с книгой; расширять читательский опыт за счёт слушания.
2. Тема: К. Аксаков «Мой Марихен так уж мал…»
Цель: способствовать восприятию и пониманию текста детьми; развивать речь.
Январь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1. Тема: Разучивание рождественских стихов.
Цель: углублять интерес детей к литературе; воспитать интерес к фольклорным формам.
2. Тема: Снегурушка и лиса. (русская народная сказка)
Цель: учить слушать сказки; расширять читательский опыт за счёт слушания разных жанров; воспитать любовь и уважение к народному творчеству
1. Тема: И.Никитин «На дворах и домах снег лежит полотном…»
Цель: познакомить детей с творчеством русских поэтов; воспитывать желание к постоянному общению с книгой.
2. Тема: Б.Житков «Кружечка под ёлочкой»
Цель: углублять интерес детей к литературе; воспитать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности.
Февраль
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1. Тема: Мордовская народная сказка в обработке С. Фетисова «Как собака друга искала»
Цель: развивать связную речь, память, внимание; повторить и расширить понятие домашние животные; воспитать доброжелательность.
2. Тема: Русская народная сказка « У страха глаза велики»
Цель: развивать навыки и умения участвовать в коллективном разговоре, связную речь.
1. Тема: Французская народная сказка «Горшочек каши»
Цели: углублять интерес детей к литературе; воспитывать желание к постоянному общению с книгой; развивать связную речь, память.
2. Тема: В. Одоевский «Мороз Иванович»
Цели: закрепить и повторить зимние признаки, праздники зимы, обычаи; развивать речь, желание работать в коллективе.
-
Тема: Малые формы фольклора (Барашеньки; Дедушка Ежок)
Цель: познакомить с малыми формами фольклора; способствовать общему развитию ребёнка, опираясь на культурные ценности нашего народа.
2. Тема: С. Чёрный « Про девочку, которая нашла своего мишку»
Цель: формировать способность рассуждать; развивать навык слушания, приобщения к культуре ведения беседы
1. Тема: В. Жуковский «Мальчик- с- пальчик»
Цель: формировать способность рассуждать; развивать способность удерживать в памяти сюжет, вспоминать фрагменты.
2. Тема: Чтение стихов об Армии.
Цель: развивать навык слушания.
Март
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1. Тема: Чтение стихотворения Л. Квитко «Бабушкины руки»
Цель: развивать связную речь, память, внимание; воспитать доброжелательность, желание помогать своим родным.
2. Тема: Чтение сказки «В гостях у солнышка»
Цель: развивать навыки и умения участвовать в коллективном разговоре, связную речь.
1. Тема: Чтение сказки «Пых»
Цели: углублять интерес детей к литературе; воспитывать желание к постоянному общению с книгой; развивать связную речь, память.
2. Тема: Чтение сказки Шарля Перро «Красная Шапочка»
Цели: закрепить знания детей о членах семьи; учить составлять рассказ по картине, придерживаясь содержания сказки; развивать речь.
-
Тема: Малые формы фольклора: «Наша то хозяюшка…», «пошла Маша..»
Цель: познакомить с малыми формами фольклора; способствовать общему развитию ребёнка, опираясь на культурные ценности нашего народа.
2. Тема: Чтение стихотворений о весне русских поэтов.
Цель: формировать умение слушать; развивать речь.
1. Тема: И. Мезнин «Чёрное и серое», «Простое слово»
Цель: формировать способность рассуждать; развивать способность удерживать в памяти сюжет, вспоминать фрагменты.
2. Тема: Н. Носов «Метро», «Ступеньки»
Цель: развивать навык слушания; учить устанавливать причинные связи, понимать взаимосвязь завязки.
Апрель
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1. Тема: К.И. Чуковский «Айболит»
Цель: развивать связную речь, память, внимание; воспитать доброжелательность, желание помогать своим родным.
2. Тема: К.И. Чуковский «Федорино горе»
Цель: развивать навыки и умения участвовать в коллективном разговоре, связную речь.
1. Тема: Малые формы фольклора «Солнышко –колоколнышко»
Цели: углублять интерес детей к литературе; воспитывать желание к постоянному общению с книгой; развивать связную речь, память.
2. Тема: В. Сутеев «Цыплёнок и утёнок»
Цели: учить составлять рассказ по картине, придерживаясь содержания сказки; развивать речь.
-
Тема: Е. Чарушин « Из сборника про Тюпу»
Цель: способствовать общему развитию ребёнка.
2. Тема: Чтение стихотворений о весне русских поэтов.
Цель: формировать умение слушать; развивать речь.
1. Тема: К. Ушинский « Спор зверей»
Цель: формировать способность рассуждать; развивать способность удерживать в памяти сюжет, вспоминать фрагменты.
2. Тема: М. Зощенко «Глупая история»
Цель: развивать навык слушания; учить устанавливать причинные связи, понимать взаимосвязь завязки и финала произведения
Май
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Тема: Сказка «Зайцы и ёж»
Цель: познакомить детей с малыми формами фольклора других народов.
Тема: «У солнышко в гостях»
Цель: познакомить детей с малыми формами фольклора; драматизация.
Тема: Тютчев Ф. « В небе тают облака»
Цель: познакомить детей с литературными произведениями русских писателей; развивать речь, память.
Тема: К. Ушинский «Лекарство».
Цель: развивать речь, память