Памятник воеводе григорию козловскому в сызрани сочинение

По дороге на урал мимо сызрани не мог не проехать. во-первых, после рязани по трассе урал до волги кроме сызрани

По дороге на Урал мимо Сызрани не мог не проехать.

Во-первых, после Рязани по трассе «Урал» до Волги кроме Сызрани и Пензы ничего и нет.

Во-вторых, интересно было узнать, соответствует ли Сызрань анекдоту: «Новая российская ракета «Сызрань» — при попадании в любой город — хоть Париж, хоть Лондон или Нью-Йорк, он мгновенно превращается в Сызрань.» Ну то есть насколько в Сызрани все плохо.

В-третьих, некоторая историческая общность Сызрани и Калуги. Была когда-то такая Сызрано-Вяземская железная дорога. И управление дорогой находилось в Калуге! В принципе линия и сейчас цела, не разобрана, и по ней поезда ходят, но прямого поезда из Калуги нет. Но есть пригородные поезда из Калуги в сторону Вязьмы и Тулы, а из Тулы можно доехать аж до Самары уже обычным ПДС. Но с покупкой машины поездами не пользуемся. В Сызрань приехали на машине.
images/foto/2021penza/2021penza145.jpg

От Москвы до Сызрани 900 км, от Рязани 700, от Пензы 250. От Рязани до Пензы дорога не понравилась — много тошнотворный узких участков с фурами. После Рязани фуры никуда не деваются, дорога все та же двухполоска, но зато виды приятнее. Горки-пригорки. Причем половина пути из этих 250 по склону долины реки Канадейки проложены. Виды вполне себе как в предгорьях Урала. 
images/foto/2021penza/2021penza146.jpg

Бронетехника на шиномонтаже
images/foto/2021penza/2021penza147.jpg

Половина из этих 250 км проходит по Ульяновской области. Можно было бы где-то остановится и вбить геотеэг, но разрушенные церкви, озера и леса — это обычное дело. Проехали без остановок. Но долина красивая. Ставропольский край напомнила.
images/foto/2021penza/2021penza148.jpg

Сызрань встретила улицей среди частного сектора, затем попыткой заехать к местной ГЭС, но там был какой-то крутой поворот и на ГЭС не попали, а доехали до спального района из панелек в сторону нефтезавода — ничего интересного и поехали в сторону Кремля.
images/foto/2021penza/2021penza149.jpg

Кремля в Пензе нет, от него осталась башня и холм с надписью Сызрань. Буквы видно со спутника. Можно было бы пошутить про зов о помощи, но нет — Сызрань обычный город, провинциальный, с разбитыми местами дорогами, заброшками, но тем не менее в центре ничего так.
images/foto/2021penza/2021penza150.jpg

Кроме Кремля, в Пензе есть Вознесенский монастырь, довольно скромный, за которым ГЭС прячется, тоже скромная. Может потом когда… Время не стал тратить и возвращаться, впереди то целый Урал был и Самара к вечеру. И жара. А так можно заглянуть. 
images/foto/2021penza/2021penza151.jpg

Начнет с главного, с главного собора Сызрани. Казанский собор, Сызрань. Большой, с золотыми куполами… А больше всего ограда понравилась.
images/foto/2021penza/2021penza152.jpg

Внутри по-провинциальному уютно.
images/foto/2021penza/2021penza153.jpg

И тут у храма рынок. 
images/foto/2021penza/2021penza154.jpg

Через который вышли на главную улицу к Башне и Пандусу.
images/foto/2021penza/2021penza155.jpg

Сызранский кремль представляет из себя одну единственную Спасскую башню.
images/foto/2021penza/2021penza156.jpg

На нижнем уровне только ворота, на второй уровень водят туристов.
images/foto/2021penza/2021penza157.jpg

Памятник Козловскому. Не актеру, а воеводе.
images/foto/2021penza/2021penza158.jpg

Солдаты у вечного огня

images/foto/2021penza/2021penza160.jpg

Жертвы местных озеленителей.
images/foto/2021penza/2021penza159.jpg

Вдали виднеется Сызранский НПЗ. 
images/foto/2021penza/2021penza161.jpg

Внизу что-то странное, белое и бетонное. На карте обозначено как смотровая площадка, но больше на общественный туалет смахивает.
images/foto/2021penza/2021penza162.jpg

Мост красивый. На мосту поезда, за мостом кораблики.
images/foto/2021penza/2021penza163.jpg

Современное благоустройство добралось и до Сызрани.
images/foto/2021penza/2021penza164.jpg

Это мог бы быть московский скверик, или казанский, или даже европейский, но это Сызрань. 
images/foto/2021penza/2021penza165.jpg

Дальше конечно уже не Москва, и не Европа, но все-таки.
images/foto/2021penza/2021penza166.jpg

Главная, и единственная по сути пригодная для прогулок, улица Сызрани — Советская. Улицу ремонтируют. Улица живая.
images/foto/2021penza/2021penza167.jpg

Все лучшее на Советской улице и прилегающих участках соседних улиц
images/foto/2021penza/2021penza168.jpg

Где-то с десяток весьма достойных крупных городов памятников архитектуры имеется.
images/foto/2021penza/2021penza169.jpg

Во дворах скрывается обычная Сызрань
images/foto/2021penza/2021penza170.jpg

Если понемногу восстанавливать, будет вполне приличный центр, как в каком-нибудь белорусском городке. И туристы по дороге на Урал будут заезжать, ночевать, кушать, всячески развлекаться.
images/foto/2021penza/2021penza171.jpg

С покушать в Сызрани была проблема. В центре у Кремля столовой не нашли, по отзывам Столовая №6 неплоха была, но там подавали из первого только окрошку и свиные щи, да еще маску заставляли натягивать, и вообще тетка грубоватая была, и хоть цена низкая была, непонятную окрошку брать не стали. 

В идеале Советская могла бы стать пешеходной, но пока и так неплохо, машин мало, переходов много, и уступают.
images/foto/2021penza/2021penza172.jpg

Такие длинные целостные улицы далеко не везде в крупных городах сохранились. В Пензе нет, например.
images/foto/2021penza/2021penza173.jpg

Балконы целы, но без пола.
images/foto/2021penza/2021penza174.jpg

Неужели без балкона нравится жить/работать?
images/foto/2021penza/2021penza175.jpg

Обратно к машине прошли по улице Карла Маркса
images/foto/2021penza/2021penza176.jpg

Самая обычная Сызрань
images/foto/2021penza/2021penza177.jpg

Чайки в облаках…

images/foto/2021penza/2021penza178.jpg

Можно было проехать берегом Волги, но поехали дальше по Советской на машине. В Сызрани есть свой драмтеатр.
images/foto/2021penza/2021penza179.jpg

Сызранский Ленин с администрацией
images/foto/2021penza/2021penza180.jpg

Даже здесь, в полтура километрах от Кремля еще встречались старые дома.
images/foto/2021penza/2021penza181.jpg

Мечеть на улице Декабристов и реклама то ли чиновника, то ли депутата на ее фоне
images/foto/2021penza/2021penza182.jpg

С севера Сызрань заканчивается большой узловой железнодорожной станцией, зарослями с двухэтажными бараками рабочих поселков, а затем дорога вырвалась на волю и с с высот открылись виды на Волгу. Впереди были Жигули. Сызрань в общем-то представляет из себя одну улицу, но хорошо сохранившуюся, и больше ничего интересного. Разок заехать можно и нужно.
images/foto/2021penza/2021penza183.jpg

Comments:

4 февраля на рабочем совещании в городской Администрации был окончательно решен вопрос о месте установки памятника основателю города Сызрань воеводе Григорию Козловскому.

a34de4c5e1fc09702d7554187ca21049

Памятник будет установлен на площади у Сызранского Кремля, справа от Спасской башни. В этом символическом для Сызрани месте и зародился город 333 года тому назад.[cut=Читать далее……]

Предполагается, что памятник основателю Сызрани станет частью нового архитектурного ансамбля Сызранского Кремля.

На совещании Глава городской Администрации высказал пожелание, что бы памятник был установлен к 333-летию города, который будет праздноваться в этом году.

Напомним, что еще в 2011 году по инициативе сызранского «Меркурий-Клуба» было принято решение о строительстве памятника. За 4 года было собрано около 2 миллионов рублей, что было явно недостаточно. Оставшуюся сумму необходимую для изготовления памятника в конце декабря прошлого года перечислил ОАО «Тяжмаш».

Над созданием памятника в настоящее время работает ООО «Комбинат «Скульптура» (г. Санкт-Петербург) — крупнейшее предприятие по созданию монументальной скульптуры в России. На прошлой неделе Президент «Меркурий-клуба», глава попечительского совета «Фонда развития г. о. Сызрань» Александр Макаров посетил санкт-петербургский комбинат и посмотрел, как идут работы по отливке памятника и изготовлению постамента.

Шестиметровая композиция представляет собой колоритную фигуру государева человека XVII века, отлитую из бронзы, возвышающуюся на гранитном постаменте.

f0245ffaa7db2aff0a071110c2cccf61

Сызрань – старинный волжский город, раскинувшийся по берегам пяти рек — Волги, Кубры, Крымзы, Сызранки и Кашпира (Кашпирка).

Свое название город-крепость получил по названию реки, на которой был основан. В переводе с тюркского «сызран» – из оврага текущая, низменная.

Территория, на которой река Сызранка делает красивый изгиб, а затем сливаясь с водами Крымзы пополняет величественную Волгу, издревле привлекала многие народы для поселения и освоения. Археологические раскопки указывают на то, что уже 3,5 тысячи лет до н.э. в здешних местах проживала высокоорганизованная цивилизация.Крепость охраняла южные подступы к Самарской Луке, богатой соляными варницами и рыбой.

Сызрань отличается историко-культурной уникальностью, неповторимым природным ландшафтом, выгодным географическим положением.

Он стоит на перекрёстке транспортных артерий, а потому его невозможно объехать стороной, перемещаясь с юга на север или с запада на восток нашей страны.

Город сохранил традиционный архитектурный облик и имеет особую ауру намоленного места. Здесь находится более 140 памятников истории и культуры. Среди них – православные храмы, купеческие усадьбы, изумительные образцы деревянного зодчества.

Город имеет богатое культурное наследие и современную самодостаточную экономику. Её граждане – трудолюбивые и патриотичные люди, которые смыслом своей жизни считают созидательную деятельность на благо своей семьи, родного города и Великой России.

Город Сызрань основан в 1683 году, как сторожевая крепость. Его основателем является воевода Григорий Козловский.

Род князей Козловских ведет начало от младшей ветви великих князей Смоленских. Основатель рода – князь Василий Федорович Козловский. Отец Козловского был воеводой в Курске.

Григорий Афанасьевич Козловский — воевода Рязанский и Белозерский.

Впервые упомянут в боярских книгах под 1627 годом как патриарший стольник.

В 1645 — воевода в Белозерске, в 1647 — Рязанский воевода.

Участвовал в русско-польской войне 1654—1667, участвовал в подавлении восстания Ивана Нечая и белорусских крестьян, в русско-шведской войне 1656—1658.

В 1668 был пожалован царём Алексеем Михайловичем в окольничие, в 1682 — в бояре. Воевода города Симбирска (1683—1685).

В 1683 основал крепость Сызран, возле которой вырос город Сызрань.

В те времена, Россия продолжала прирост своих территорий, и для обеспечения безопасности торгового пути требовались города-крепости.

На высоком мысе выросла сторожевая крепость, которая строилась быстро и долгое время считалась одним из символов «государевой» власти. Крепость так и называлась — Сызрань. Город-крепость был поименован по речке Сызрани. «Сызрань» в буквальном переводе значит «Овражная, из оврага текущая».
Одну из башен именовали «Кремлем».

Казанских солдат и военных из Чебоксар вместе с женами и детьми их переселили в окрестности будущей крепости.

Вместо денег переселенцам были предложены земельные наделы, и они охотно осваивали их, образовывая тем самым солдатские слободы.

Город рос, и начал занимать достаточно большую территорию. Он раскинулся по берегам пяти рек — Волги, Кубры, Крымзы, Сызранки и Кашпира (Кашпирка).

Сызрань отмечает день города в 1-е воскресенье сентября. В 2016 году эта дата — 4 сентября.

Город Сызрань поистине является жемчужиной Самарского региона и всего Поволжья!

Князья Козловские (первая ветвь). Родословная роспись
www.genealogia.ru/users/rurik/Rospisi/Kozl.htm

Краеведческий музей Сызрани
a-malyavin.livejournal.com/55861.html

Описание:
Монумент Славы, символ Самары, находится в центре площади Славы. Памятник создан в честь рабочих авиационной промышленности Самары, совершившим свой трудовой подвиг во время войны.
На 40-метровом пьедестале — 13-метровая фигура рабочего, держащего в поднятых руках воздушный параплан. Памятник символизирует собой вклад самарцев в создание авиационной промышленности страны. Во время войны здесь выпускался самолёт — штурмовик Ил-2, «летающий танк».
Гигантский монумент возле здания областной администрации виден даже с противоположного берега Волги. Эта скульптура появилась не так уж и давно. Официально монумент был открыт 5 ноября 1971 года вместе с Площадью Славы к 54-й годовщине Октября.
Фигура рабочего с крыльями на поднятых к небу руках задумывалась, как одно из изобрaжений целого монументального комплекса. Сейчас это один из самых высoких объектов города – болeе 50 метров. Этот гигaнт был вoзведен на средства горожан – в буквальном смысле, на памятник «скинулись» все жители Самары. На всех заводах и прeдприятиях кaждый рабочий сдал по однoму рублю. Рaзрабoткой проекта занимались мастeра свoего дела: художник Бондаренко, скульптор Кирюхин и aрхитектoр Самсонов.
Ироничные самарчане вскоре после открытия метко окрестили памятник “Паниковским с гусем”. Паниковского в Самаре знают все. 50-метровый «дядя с гусем» виден из любой точки города.

13:55–14:55
Пройдем 100 метров по улице Шостаковича и обратим пристальное внимание на неприметную коричневую дверь. Это — бункер Сталина, построенный в 1942 году на глубине около сорока метров. Бункер расположен под зданием Академии наук и искусств, хотя ранее в этом месте находился Куйбышевский общественный комитет. Сейчас в бомбоубежище можно попасть с улицы, а ранее через секретную дверь в коридоре обкома. Бункер был рассекречен в 90-е годы, став местом посещением любителей подземного экстрима. Сейчас бомбоубежище функционирует как музей, который можно посетить с экскурсией. Бункер высотой с двенадцатиэтажное здание, на глубине простирается комната Сталина и конференц-зал, выше — жилые помещения. Гермодвери настолько прочные, что могут выдержать около 10 тонн. Бомбоубежище построено по плану станции метро «Аэропорт» в Москве и способно вместить до 600 человек. Было возведено благодаря постановлению о постройке бункеров в нескольких городах — Казани, Горьком, Саратове, Ярославле, Ульяновске и Сталинграде. Развернутая экспозиция о Великой Отечественной войне и тайны подземелья не оставят равнодушным ни одного посетителя.
Stalin Bunker
Walk 100 meters more along Shostakovich Street and pay attention to the inconspicuous brown door. This is Stalin bunker, built in 1942 at a depth of about forty meters. The bunker is located under the building of the Academy of Sciences and Arts, although before here was Kuibyshev Public Committee. Now you can get inside from the street, and earlier through the secret door in the corridor of Public Committee. The bunker was declassified in the 90s, becoming a favorite place for fans of underground extreme. Now the bomb shelter functions as a museum, which can be visited with a tour. A bunker with a height of twelve-story building, at the bottom is Stalin’s room and conference hall, above — residential units. Sealed doors are so strong that they can withstand about 10 tons. The bomb shelter was built according to the plan of the metro station «Airport» in Moscow and can accommodate up to 600 people. It was established due to decision to build bunkers in several cities — Kazan, Gorkiy, Saratov, Yaroslavl, Ulyanovsk and Stalingrad. An extensive exhibit about the Great Patriotic War and secrets of the dungeon will impress any visitor.

12 мая 1703 г. голландский художник и путешественник Корнелиус де Бруин спускался по Волге до Астрахани. В своих воспоминаниях он пишет: «В два часа пополудни прибыли мы к городу Самаре, лежащему на левой стороне, вдоль реки, на восток, на склоне и вершине горы, невысокой и безлесной, заканчивающейся вместе с городом на берегу, а не так, как описывают город другие, помещая его в двух верстах от берега. В конце города виднеется река Самара, от которой город берет свое имя. Говорят, что река эта впадает в Волгу в пяти или шести верстах отсюда. Этот город довольно обширен, весь деревянный, и домишки в нем плохие. Стены, снабженные башнями, тоже деревянные и со стороны суши довольно велики. Город занимает почти всю гору, а предместье тянется вдоль речного берега. Когда плывешь мимо города, видишь городские ворота, множество небольших церквей и несколько монастырей».
Рисунок из книги Корнелиуса де Бруина
Прошло 150 лет. С образованием в 1851 году Самарской губернии экономическая и культурная жизнь оживилась. Рост торговли и промышленности был связан со строительством железной дороги и развитием волжского речного транспорта, превращением Самары в крупный транспортный узел, связывающий центр страны с Сибирью и средней Азией.
Так какой же была наша Самара в пору расцвета в качестве губернского центра?
В начале 19 века в Самаре преобладали деревянные постройки, но в связи с частыми пожарами (1850г., 1854., 1856г.), которые безжалостно их уничтожали, стали строить каменные здания. По разработанному 19 ноября 1853 года новому плану города, территория его была разделена на 149 жилых квадратов, очерченных 17 улицами, параллельными Волге и 17 – перпендикулярными. В настоящее время только пять улиц города сохранили свое название. Это: Полевая, Садовая, Самарская, Больничная, Ярмарочная. Утрачены старинные названия не только улиц, но и площадей, парков. Обычно названия улицам давали по имени церкви. К середине XIX века в губернии было 145 каменных 333 деревянных церквей.
Самыми старыми храмами Самары были Спасопреображенская церковь (XVII в.) в конце Преображенской улицы, собор во имя Казанской Божьей матери (XVIII в.) в районе Хлебной площади, нынешний кафедральный храм во имя Покрова Богородицы (1861 г.), а также построенная почти одновременно с ним церковь во имя святых апостолов Петра и Павла на улице Соловьиной.
Покровский собор
В 1864-1868 гг. была построена церковь при Николаевском сиротском доме, Вознесенский собор и колокольня на улице Вознесенской, многокупольная Казанская единоверческая церковь.
Около 20 лет продолжалось строительство архитектурного ансамбля лютеранской Предтеченской кирхи (она сохранилась до настоящего времени на углу Куйбышевской и Некрасовской).
Лютеранская кирха
В 1906 году на 47 метров ввысь вознес свои шпили польский костел на улице Саратовской (ныне ул. Фрунзе). Он и сейчас является украшением города.
Костел
На ул. Садовой до наших дней сохранилось здание еврейской синагоги – самой крупной и красивой в Поволжье.
Но, конечно, наиболее значительным фактором храмового зодчества в Самаре было строительство кафедрального собора на самой просторной площади города, получившей название Соборная (пл. Куйбышева).
Какой он был, этот златоглавый собор, теперь можно судить только по сохранившимся фотографиям и описаниям. В 30-е годы многие уникальнейшие храмовые сооружения были безжалостно снесены. Эту горькую участь разделили вместе с кафедральным собором еще более 22-х церквей.
Украшением Самары по праву является каменный терем Драматического театра, построенный по проекту московского зодчего М. Н. Чичагова в 1888 году в конце Дворянской улицы. В 1967 году была произведена реконструкция здания и в наши дни архитектуру 1888 года представляет только фасадная часть.
Самарский Драматический театр им. М. Горького
Своей необычной архитектурой отличается дом на пересечении улиц Красноармейской и Фрунзе. В историю г. Самары он вошел под названием «дом Курлиной». До сих пор существует легенда, что лепное изображение изящной женской головки на фронтоне фасада над парадным входом и парящей нимфы на потолке будуара отражает образ прекрасной хозяйки – Сандры Курлиной.
Проект особняка принадлежит архитектору А. У. Зеленко. В 1892 г.он закончил в Москве институт гражданских инженеров и совершил поездку в Вену, где слушал лекции по архитектуре в Высшем политехническом институте. Здесь он стал сто­ронником нового стиля эпохи – стиля модерн. С 1897 г. по 1900 г. А.У. Зеленко работал в Самаре: сначала в строительном отделении губернской земской управы, потом в должности городского архитектора. По его проектам в нашем городе построено не­сколько зданий, но особняк Курлиных, который был построен в 1903 году, самая талант­ливая из всех его построек.
Дом Курлиной
На углу улиц Саратовской и Москательной (ул. Л.Толстого) в 1907 году был построен цирк – театр “Олимп”. В начале 30-х годов здесь работал прекрасный театр оперетты, а с предвоенного времени здание было предоставлено Куйбышевской государственной филармонии. В конце 70-х годов “ампирно-модернового” здания не стало, так как в таком виде оно существовать не могло из-за опасности разрушения. К 1987 году практически на этом месте поднялось совершенно новое здание, намного увеличившееся в объеме и сохранившее лишь некоторые архитектурные приметы и скульптурно-лепные украшения старого “Олимпа”.
Самарская государственная филармония
Известным для самарцев архитектурным памятником является Дача Константина Головкина (дача со слонами).
Светлое здание расположено у самой кромки крутого обрывистого берега и хорошо просматривается с Волги. Перед домом, на площади, обращенной к реке, стоят изваянные из камня в натуральную величину два каменных слона, обращенных друг к другу. Дача построена по проекту самого владельца, самарского художника и купца II гильдии Константина Павловича Головкина и архитектора В. Тепфера в 1908-1909 гг. Здание, выдержанное в стиле модерна, было и остается украшением местности.
Дача К. Головкина
Подлинным гимном рациональному модерну стал построенный в 1911 году Ново-Троицкий торговый комплекс. В 1908 г. Самарская городская Дума приняла решение построить недалеко от Троицкого рынка на углу людных улиц – Панской (ул. Ленинградская) и Соборной (ул. Молодогвардейская) – новый тип торгового сооружения – пассаж. Строгое, прямоугольное, симметричное двухэтажное здание с цокольным этажом (общей площадью более 8000 м2.) торцом выходит на улицу Ленинградскую, а центр здания – главный вход, с большим витражом, балконом с ажурной металлической решеткой, обращен к ул. Молодогвардейской.
Жителям Самары это здание известно как популярный универмаг – «Юность».
Как и по всей стране, в Самарской губернии на рубеже XIX и XX вв. выросло число промышленных предприятий. Возводились паровые мельницы, пивоваренные, кожевенные, кирпичные заводы, красильни и другие предприятия. Успехи экономики сказались на облике города, на художественной стороне застройки.
На это время пришелся пик расцвета зодчества Самары. В нашем городе работали такие выдающиеся архитекторы, как А. Щербачев, Э. Жибер, Д. Вернер, фон Гоген, А. Зеленко, Г. Мошков и др. Купцы и промышленники Самары могли позволить себе строить добротно и красиво, используя при этом самые передовые достижения инженерной и архитектурной мысли. Не были чудом ни железобетонные, ни металлические конструкции, ни коммуникационные системы. А существование собственных кирпичных заводов обеспечивало сильнейшую строительную базу.
Самым приметным явлением промышленной архитектуры стал пивоваренный завод, настоящий шедевр промышленного зодчества периода эклектики (художественный стиль второй половины XIX века, характерный намеренным соединением в одной композиции элементов различных стилей).
Жигулевский пивоваренный завод
Черты неоклассицизма угадывались в корпусах Трубочного завода (ПО «ЗИМ») архитектора В. Г. Шухова, а также в комплексе построек крупнейшего в Европе элеватора, возведенного в 1916 году по проекту инженера В. Г. Петрова.
Советское время оставило свой след в промышленной архитектуре нашего города. Это образцы архитектуры конструктивизма и авангарда 20–30-х гг.
Фабрика-кухня завода им. Масленникова, построенная по проекту москвички Екатерины Максимовой, задумавшей воплотить в камне символ солидарности трудящихся, была открыта на проспекте Масленникова 1 января 1932 года. Это здание является хорошим примером конструктивистского зодчества с футуристическим уклоном. Строение представляет в плане символ, выразивший идею союза рабочего класса и крестьянства – серп и молот.
Фабрика-кухня
Самара – удивительный город, объединяющий в своем облике самые разнообразные архитектурные стили. Своеобразие и уникальность нашего города определяют возведенные в разные эпохи здания, многие из которых стали памятниками архитектуры. Самара прошла славный путь от сторожевой крепости-заслона времен кочевников до города-миллионера, крупного промышленного и культурного центра современной России. Исторический путь города запечатлен, прежде всего, в его архитектуре.
Самару украшает множество памятников, монументов и мемориалов. Одним из первых памятников Самары был памятник Александру II, поставленный на средства жителей города. В 1889 году состоялось открытие этого памятника на Алексеевской площади в центре круглого, диаметром 38 метров, сквера (автор памятника – архитектор В. Шервуд). Царь был изображен в шинели, у подножия памятника четыре фигуры, олицетворявшие четыре исторических события: освобождение крестьян от крепостничества, покорение Кавказа, освобождение болгар от турецкого ига, завоевание Средней Азии. У подножия фигуры были щиты с надписями, посвященными деяниям Императора. Пьедестал был выполнен из красного финского гранита. В 1918 году скульптура царя и все бронзовые детали были уничтожены. Площадь стала называться площадью Революции.
7 ноября 1927 года на уцелевшем пьедестале была установлена фигура В. И. Ленина работы скульптора М. Манизера.
Матвей Манизер известен тем, что создал еще два хорошо знакомых жителям города памятника: памятник В. В. Куйбышеву и памятник Василию Чапаеву. Он впервые в истории советского искусства решился на создание конной многофигурной скульптуры.
Памятник В. Чапаеву был установлен в 1932 году на площади им. Чапаева к пятнадцатилетию Октябрьской революции.
Среди именных памятников наиболее известны памятники М. Горькому в Струковском саду (скульптор И. Федоров), бюст А. С. Пушкину в сквере драмтеатра (скульпторы И. Федоров и В. Фомин).
Памятник Святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, установленный у входа в храм святых Кирилла и Мефодия (скульптор В. Клыков). Памятник В. Высоцкому, символ памятио великом артисте, выполненный И. Мельниковым и установленный в 2008 году и многие другие.
Кроме именных памятников Самару украшают памятники и монументы, посвященные Великой Отечественной войне.
Монумент «Скорбящей Матери-Родине» установлен на площади Славы. Вечный огонь монумента был зажжен 5 сентября 1971 года – в год 30-летия начала Великой Отечественной войны в память о 225 тысячах уроженцах Куйбышева и Куйбышевской области, павших на полях сражений. Огонь горит в окружении пилонов, на которых высечены имена Героев Советского Союза и полных кавалеров орденов Славы (Скульптор – Бондаренко П., Кирюхин О. Архитектор – Самсонов А.).
Там же, на площади Славы стоит и Монумент Славы – один из главных символов города, созданный по проекту скульпторов П. Бондаренко, О. Кирюхина и архитектора А. Самсонова. На 40-метровом пьедестале – 13-метровая фигура рабочего, держащего в поднятых руках крылья. Памятник символизирует собой вклад самарцев в создание авиационной промышленности страны.
В 2001 году на пересечении ул. Осипенко и ул. Мичурина был установлен Мемориал самарцам, погибшим в необъявленных войнах (скульпторы – Б. Черствый, В. Обухов, архитектор – А. Темников).
Один из самых знаменитых памятников, посвященных Великой Отечественной войне, – легендарный самолет-штурмовик ИЛ-2. Это памятник трудовой и боевой славы куйбышевцев (Скульптор- И. Фёдоров, архитектор- А. Моргун).
В 1985 г. на пересечении ул. XXII партсъезда и ул. Ю. Гагарина был установлен Памятник шоферам, погибшим в годы Великой Отечественной войны – знаменитый автомобиль ЗИС-5.
Монумент ракета-носитель «Союз» музея «Самара Космическая» им. Д. И. Козлова установлен в Самаре в конце проспекта Ленина около станции метро «Российская» в честь юбилея полета Юрия Гагарина в космос и ракеты Р-7, выпускаемой в Самаре с 1958 года. Памятник олицетворяет Самару Космическую. Материалом для памятника стала ракета-носитель «Союз», изготовленная в цехах ГНПРКЦ «ЦСКБ – Прогресс».
Монумент «Энергия-Буран» рядом с Самарским государственным аэрокосмическим университетом имени академика С. П. Королева был установлен 1 октября 1997 года около административного корпуса СГАУ в честь 55-летия КуАИ-СГАУ.
Многие гости Самары запоминают ее по достаточно новому символу – Белой ладье, как будто готовой к далекому плаванью по глади реки вдоль величественных волжских берегов. Эта часть набережной с рядами голубых елей, цветущих лип, белизной скульптурных композиций, красными дорожками расположилась под спуском ул. Осипенко.
Напомним об одном интересном самарском памятнике первой отопительной батарее, который был установлен на стене Самарской ГРЭС. Место и время установки необычного памятника выбрано не случайно: Самарская ГРЭС – старейшая поволжская электростанция, а в 2010 году исполнилось 155 лет с момента изобретения обогревательного устройства. Скульптурная композиция представляет собой кошку, лежащую на подоконнике над батареей (Автор монумента самарский скульптор Н. Куклев.)
Список литературы
Александров, К.
Подземные этажи Самары / К. Александров // Самарские судьбы.-2009.-N 9.- С. 79-85
Автор рассказывает о подземных этажах города: бункере Сталина, подземных убежищах, бункерах ПРИВо, подземельях старинных зданий Самары, самарском метрополитене.
Александров, Константин
Строители светлого будущего / К. Александров // Самарские судьбы.-2010.-N 4.-С. 72-79
О памятниках советской архитектуры, зданиях, построенных в стиле конструктивизма.
Белкина, Л.
Мосты, дороги, жизнь. / Л. Белкина // Самарские судьбы.-2009.–N 1.-С. 52-59
О самарских мостах и их строителях.
Белкина, Л.
Обрадуется тот, кто ее увидит / Л. Белкина // Самарские судьбы.-2009.–N 2.- С. 46-47
Об архитектуре Самары и о самарском архитекторе Вагане Каркарьяне.
Белоногов, А.
Главная площадь / А. Белоногов // Самарские судьбы.-2007.–N 11.- С. 44-51
История центральной площади г. Самары – площади Куйбышева, одной из самых больших в Европе.
Громов, Владимир
“Горячие коробки” Сан-Галли / Владимир Громов. // Родина. – 2007.-N 1.-С. 85-89.
О российском инженере итальяно-немецкого происхождения Франце Карловиче Сан-Галли, изобретателе отопительных батарей. Рассказывается о памятнике отопительной батарее, который находится в Самаре.
Добрусин, Виталий
Матвей Манизер (1891-1966) / Виталий Добрусин // Самарские судьбы. – 2009.–N 4.- С. 32-49
О скульпторе Матвее Манизере, авторе самарских памятников Ленину, Куйбышеву и Чапаеву.
Добрусина, Нина.
Дом с волшебными окнами / Нина Добрусина // Самарские судьбы.- 2007.- N 10.- С. 56-67
Об одном из старинных зданий Самары (бывший Дворец пионеров).
Игнашев, Александр
Александр Щербачев (1858-1912). Построивший город / Александр Игнашев // Самарские судьбы.-2009.-N 3.- С. 26-33
Об архитекторе А. Щербачеве, чьи здания до сих пор украшают Самару.
Игнашов, А.
Василий Акимов (1894-1977). Скульптор советской эпохи /А. Игнашов // Самарские судьбы.-2008.-N 3.-С. 32-47
Об одном из лучших скульпторов советской эпохи, заслуженном художнике Российской Федерации, Василии Акимове, посвятившем всю свою жизнь и творчество Самаре.
Игнашов, Александр
Леонид Волков /Александр Игнашов // Самарские судьбы.-2008.-N 5.-С. 26-33
Биография архитектора Леонида Волкова, сформировавшего в середине двадцатого века архитектурный облик нашего города.
Карасев, В.
Самарский Леонардо /В. Карасев // Самарские судьбы.-2011.-N 2.- С. 60-73
О Константине Павловиче Головкине – купце, художнике, архитекторе, краеведе, археологе, благотворителе. Его знаменитая “дача со слонами” известна не только жителям Самары. К. П. Головкина смело можно назвать самарским Леонардо начала XX века.
Карасев, В.
“Художник – это глаза человечества” /В. Карасев // Самарские судьбы.-2010.-N 7.-С. 90-99
О самарском скульпторе Иване Мельникове, авторе памятника Чехову, Сергию Радонежскому, небесному покровителю Самары Алексию.
Куда строить город // Деловой квартал: Журнал для бизнеса и карьеры.-2009.-N 22.-С. 14-15
О современной архитектуре Самары.
Райгородский, Борис.
Польская симфония в камне / Борис Райгородский // Самарские судьбы.-2007.-N 9.-С. 58-67
О польских архитекторах, построивших в Самаре одни из самых красивых зданий города: здание костела, цирка «Олимп» (ныне государственная филармония).
Самарцев, Владимир.
Железнодорожный вокзал / Владимир Самарцев // Самарские судьбы.-2009.-N 3.-С. 130-139
История Самарского железнодорожного вокзала.
Самарцев, В.
Новые волжские набережные. Фотоэкскурсия / В. Самарцев // Самарские судьбы.-2010.-N 11.- С. 112-123
Об истории Самарских набережных, самых красивых на Волге, об их архитектурном ансамбле.
Самарцев, В.
Площадь имени Куйбышева / В. Самарцев // Самарские судьбы.-2010.-N 6.- С. 104-117
История площади Куйбышева в Самаре.
Самарцев, В.
Площадь имени Чапаева / В. Самарцев // Самарские судьбы.-2011.-N 1.- С. 120-131
Об одной из самых красивых площадей г. Самары – площади имени Чапаева.
Самарцев, В.
Площадь Славы: Фотоэкскурсия / В. Самарцев // Самарские судьбы.-2010.-N 3.- С. 84-95.
Об архитектурном ансамбле площади Славы в Самаре.
Самарцев, Владимир.
Пушкинский сквер / Владимир Самарцев // Самарские судьбы.-2009.–N 6.-С. 118-127
История Пушкинского сквера, расположенного рядом с Самарским драматическим театром.
Самарцев, В.
Самарская площадь / В. Самарцев // Самарские судьбы.-2009.-N 5.- С. 116-125
О полуторавековой истории одной из старейших площадей Самары.
Самарцев, В.
Старая волжская набережная / В. Самарцев // Самарские судьбы.-2010.-N 10.- С. 98- 109
История волжской набережной, ее архитектурного ансамбля.
Шемякин, М.
29 лет пустоты. Михаил Шемякин: от эмиграции Высоцкого удерживал трезвый ум / М. Шемякин // Эхо планеты. – 2009. – N 3. – С. 45.
Художник Михаил Шемякин вспоминает Владимира Высоцкого. Рассказывается о памятнике В. Высоцкого в Самаре.
Шумилина, Ю.
Дом специалистов: “Вектор нашей жизни” / Ю. Шумилина // Самарские судьбы.-2011.-N 1.- С. 92-107
В статье рассказывается об истории этого знаменитого дома и о людях, которые в нем жили.
Шумилина, Юлия.
Путешествие с архитектором. 25 лет спустя / Юлия Шумилина // Самарские судьбы.-2007.-N 5.-С. 52-63
Виртуальное путешествие по Куйбышеву с архитектором Алексеем Григорьевичем Моргуном.

– Начну с самого нового и детского, совсем недавно – несколько дней назад в честь 130-летия
писателя А. Толстого, написавшего сказку «Золотой ключик, или приключения Буратино» у дома-музея имени
Алексея Толстого на ул. Фрунзе появился бронзовый
памятник Буратино.
– на Волжском проспекте, 8 – стоит памятник отопительной
батарее, который посвящен  изобретению
первого радиатора отопления. Я до
недавнего времени думала, что это памятник кошке, которая там сидит, думаю,
детишкам будет интересно посмотреть и потрогать, а еще можно потереть кошке нос
и загадать желание, говорят, оно исполнится.
– На площади Козлова по проспекту Ленина с пересечением ул.
Ново-Садовая установлен всеми известный памятник – Ракета-носитель. Это
настоящая модель ракеты, высотой она 68 м и весит более 20 тонн, детям очень
понравится эта громадина, к тому же она является частицей истории нашего
города.
– Там же рядом у ракеты есть еще один памятник – памятник космонавту
или его еще называют Самарский космопупс. Конечно, это памятник не очень
серьезный, выполнен из пластика в современной интерпретации, но яркий и детям
очень нравится.
– На московском шоссе – рядом с торговым центром «Фрегат» стоят
бронзовые скульптуры – слон, крокодил, мартышка, две газели и телефон.  Эти скульптуры достаточно современны, в стиле
модерн, это проект Мегафона – «Мегафон» дарит легенду».  Интересно, если посмотреть под определенным
углом на газелей, их изогнутые шеи образую сердечко, символ любви.
– На пересечении Московского шоссе и проспекта Кирова, на
кольце установлен – настоящий штурмовик ИЛ-2.
Этот памятник символизирует трудовую и боевую славу горожан в годы
Великой Отечественной войны, эти самолеты изготавливались в нашем городе,
конкретно этот участвовал в бою, был сбит и упал в озеро, после войны его
нашли, отреставрировали и установили на постамент.  Поэтому он тоже является частью истории
нашего города и детям стоит знать об этом, к тому же интересно будет посмотреть
настоящий военный самолет.
– Московское шоссе, 34 напротив Аэрокосмического
университета стоит уменьшенная копия космического корабля «Буран», она
полностью соответствует до мелочей настоящему.
Символизирует вклад города в освоение космического пространства.
– В Струковском саду на входе с улицы Красноармейской в
центре фонтана установлена скульптура мальчика и девочки под зонтом, которые
держатся за руки. Интересно, что эта бронзовая скульптура была вылита еще в 19
веке. Кстати в Струковском саду есть еще что посмотреть, советую с ходить
погулять с детьми, очень красивый парк и не перегружен, как многие, летними кафе и подобным.
Тут же находится скульптура «Самарский козел» над гротом,
она переезжала то на ул. Аэродромную, то обратно в этот парк. Конечно, эта скульптура
символизирует символ Самары.
– На улице Дыбенко на территории Самарской Государственной
Академии Путей Сообщения стоит настоящий паровоз.  Он был подарен Башкирским отделением
Куйбышевской железной дороги, обязательно свожу своих сыновей посмотреть.
– Еще один паровоз стоит на стадионе «Локомотив»,
установленный в честь 65-летия Победы. Это
реальный паровоз, который ездил по железной дороге, как говорят он до сих пор в
рабочем состоянии.
– В Городском Трамвайном Депо на ул. Мичурина установлен памятник трамвая –
точная копия дореволюционного трамвая и, кстати, также в рабочем состоянии. Он
курсировал в Самаре по маршруту «Полевая – Алексеевская площадь».
– Памятник шоферам погибшим в Великую Отечественную войну,
представляет собой автомобиль ЗИС, установленный на постамент. Памятник
находится на пересечении улиц 22 Партсъезда и Гагарина.
– Памятник несовершеннолетним труженикам тыла установлен на
пересечении улиц Ново-Садовая и Осипенко. Он находится недалеко от фонтанов, я
кстати там часто была и ни когда не обращала внимание на него, теперь
обязательно посмотрю.
– Монумент Славы находится на площади славы, высота этого
памятника 53 м, интересно, что изготавливался он на деньги горожан. Это один из
символов Самары и говорит о вкладе нашего города в создании авиационной индустрии
нашей страны. Я помню в детстве, когда увидела этот памятник, он произвел на
меня большое впечатление своей высотой и мощью.
– Тут же на площади находится горельеф «Скорбящей Матери-Родине»,
горит вечный огонь. Он посвящен всем погибшим во время войны Куйбышевцам.
– Стела «Ладья», нельзя обойти ее вниманием, это можно
сказать самый главный символ города Самара. Установлена она была в честь
400-летия нашего города. Олицетворяет собой ладью, бегущую по волнам и самое
начало возникновения нашего города. Конечно, нет ни одного горожанина, кого тут не
было, но стоит на нее посмотреть с другой стороны – со стороны истории
Самары.
– Не далеко от «Ладьи» есть скульптура, посвященная волне.
Многие не знают что это,  проходя мимо,
но это именно волна в таком современном образе. Эта скульптура олицетворяет
реку Волга и волжские просторы.
Тут же стоит скульптура «Приют ветров и духов», сколько раз
была на этой набережной и никогда ее не замечала. Эта скульптура подарена
городу иностранными скульпторами.
На этой же набережной есть еще одна скульптура «Ра», посвященная божеству
– покровителю Волги, также подарена иностранными скульпторами.
Еще есть скульптура
«Белый танец», около нее принято целоваться жениху с невестой в день свадьбы, а
еще около нее фотографируются влюбленные.
И, наконец, скульптура «Работник с искусственным спутником
земли», также олицетворяет связанность нашего города – Самара с освоением
космических просторов.
– Памятник счастливой семье, находится на Красноглинском
шоссе недалеко от поселка Красная Глинка, олицетворяет конечно же счастливую
семью.
– На набережной стоит скульптура «Водная лыжница»,
олицетворяет близость Самары к реке и приверженность горожан к водным видам
спорта. Скульптура стоит на набережной чуть далее «Кинапа»
– В сквере имени Пушкина на пересечении улиц Вилоновской и Куйбышева стоит скульптура «Девушка
с ракеткой». Она посвящена 100-летию появления тенниса в Самаре, а раньше на
территории этого сквера находились теннисные корты.
– На Комсомольской площади у Железнодорожного Вокзала стоит скульптура
«Товарищ Сухов», посвященая одноименному герою из фильма «Белое солнце пустыни»,
как я уже писала в статье о дне города Самара, он был уроженцем
нашего города.
– Также на Комсомольской площади есть памятник Юрию Деточкину, установленный к 85-летию Эльдара Рязанова , известного кинорежиссера
и уроженца Самары.
– Памятник покорителям космоса, установленный на пересечении
улиц Гагарина и Победы, это все в тему космической направленности Самары.
– У Самарского зоопарка стоит скульптура «Орлан-Белохвост»,
которая и  является символом этого самого
зоопарка. Тут, конечно, если отправитесь посмотреть на нее, то конечно стоит
посетить заодно и зоопарк.
– На набережной реки Волка под Маяковским спуском стоит
скульптура «Девочка в платке», эта скульптура –  просто
собирательный женский образ.
– “Дача со слонами” на Советской Армии, 296, дача К. Головкина, на этой территории находятся две большие скульптуры слонов, которые хорошо видно с Волги. А также там есть скульптура девочки, ее видно со стороны улицы.
Множество легенд ходит об этом месте, проход сюда закрыт, но можно обойти
вокруг и осмотреть все.
– Памятник “Василию Чапаеву” у театра Драмы, писала об этом в одной из статей, что есть его копия в одном из парков Санкт-Петербурга.
– В сквере на пересечении улиц Революционная и Аэродромная стоит стела в честь летчицы Ольги Санфировой. Которая погибла в 1944 году, возвращавшись с боевого задания.
– Памятник Высоцкому у Дворца Спорта, думаю тут все понятно без слов кто такой В. Высоцкий и что он значит для нас.
Думаю, всем интересно будет узнать кусочек Самарской истории, который также отражается в скульптурах и памятниках, которые в свою очередь создают определенный вид и культуру нашего города. Может Вы знаете еще необычные скульптурные композиции в Самаре?
Желаю удачи!

часть 1. В основном, Самарская
часть 3. На родине Купающегося Красного Коня

— Это дали?
— В общем-то, дали.
— Типично волжские?
— Не без этого.

cb6346348b
Продолжаем наше путешествие по кусочку великой русской реки – Волги – от Самары до Саратова.
Хотя и это сейчас подвергается сомнению: во-первых, ряд исследователей считает, что Волга впадает в Оку, а не наоборот:
«С точки зрения науки, изучающей режим рек, правильно было бы считать, что река должна называться именем того притока, который имеет наибольшие длину и бассейн и несёт с собой наибольшее количество воды. Бассейны у Волги и Оки до Горького одинаковы, средняя годовая водоносность тоже, но Ока, как мы уже говорили, длиннее Волги на 187 км. Поэтому формально именно Волга впадает в Оку и получившаяся река должна нести название Ока. Однако исторически сложилось обратное понимание вопроса.
см. Е.В.Болдаков «Жизнь рек», изд. 1951 г.70
»
Во-вторых, есть еще точка зрения, что в настоящее время Волга из проточной реки превратилась в цепь водохранилищ, что в корне поменяло ее экологию.

Главной целью этого дня было посещение Самарской Луки – на официальном сайте национального парка информация о двух десятках локаций, рекомендованных к посещению, мы, увы, за неполный день едва ли пять осилили. Было бы больше, если бы не заезд к Куйбышевскому водохранилищу.
Дорога от Самары до Тольятти радует отсутствием выбоин, которые в эту поездку порядком вытрясли душу, а также волжскими видами:
1884bb0f2e
e143142547
Хотя в Тольятти мы хотели посмотреть всего два объекта, ухлопали на это уйму времени: город территориально очень большой.
Первый объект – это памятник основателю города Ставрополя (нынешнего Тольятти) В.Н. Татищеву. Памятник, как правило, достопримечательность никудышная, особенно творения последних лет, высыпавшие на улицы наших городов, как грибы после дождичка. Художественных достоинств в них чаще всего – ноль, разве что тереть их весело: за нос/ремень/кобуру/гаечный ключ/ботинок и т.д. – нужное подчеркнуть. Но здесь — особый случай: памятник, открытый в 1998 году, и сам по себе впечатляет, и расположен он на постаменте-стилобате 14-метровой высоты, и фон у него прекрасный – воды обширного водохранилища. Правы были авторы монумента, не нашедшие в современном Тольятти более удачного места для расположения памятника:
278aa7d2b2
ca8cdc38ec
Будучи в Тольятти, нельзя было не посмотреть на здание АвтоВАЗ – хотя бы из уважения к нашим родителям, в свое время разъезжавшим на Жигулях с чувством высочайшего достижения. Помню момент из детства, когда отец приехал на свежекупленной шестерке цвета «синяя валентина» — и мы всей семьей поехали немедленно кататься. Вот это был восторг! Мой любезный супруг тоже поностальгировал по первому водительскому опыту на отцовских Жигулях, так что надо было на родине Лады побывать.
7dc8273dfa

На территорию Самарской Луки въезжаем по мосту, объединенному с Жигулевской ГЭС…
49fbac4e60
…но через десяток километров сворачиваем с оживленной М5 на дорогу в сторону Ширяева:
440d3d73cd
Самарская Лука – это обширная территория, своеобразный полуостров, образованный излучиной Волги и Куйбышевским водохранилищем. На карте выглядит очень заманчиво:
a6706d2561
Но вот полноформатное любование волжскими видами по дороге вдоль реки не очень-то получается:
ac274cafb2
05fa93515b
Нужна возвышенность, и их на территории Самарского заповедника несколько: Молодецкий курган, Девья гора, Усинский курган, Попова гора, гора Верблюд, гора Отважная, гора Лысая, Могутовая гора – это только то, что указано на сайте национального парка. У нас на все это природное богатство времени нет, приходится ограничиваться районом наиболее известного села Самарской Луки – Ширяево.
А известность свою оно получило потому, что в 1870 году художник Илья Репин работал здесь над картиной «Бурлаки на Волге».
Об этом очень живо и полно написано на сайте Самарского областного художественного музея, чьим филиалом является дом-музей И.Е. Репина в Ширяево:

«В настоящее время «Историко-музейный комплекс в селе Ширяево», филиал Самарского областного художественного музея, имеет разветвлённую структуру и включает в себя различные взаимосвязанные между собой функциональные блоки: три музея — Дом-музей И.Е. Репина (1850-х гг.), Дом-музей поэта А.В. Ширяевца (1890-х гг.), усадьбу купца И. Вдовина (начало XXв.), — и рекреационную часть.
4e9cf1d507
237772030e
4d491bcccb
cabd3e4acb
ea066f6a80
5ce5e31e50
0359723169
bdeee7dafb

Еще будучи студентом Петербургской Академии художеств, Репин, под впечатлением от увиденной на Неве ватаги бурлаков, тянущих баржу, задумал картину, посвященную тяжелому бурлацкому труду. Друг, живописец К.А. Савицкий, посоветовал ему отправиться к «настоящим бурлакам» – на Волгу. И вскоре Илья Ефимович вместе с младшим братом Василием и художниками ФА. Васильевым и Е.К.Макаровым поплыли по Волге от Твери до Саратова. Оказавшись в районе Жигулей, они были восхищены их красотой и на обратном пути высадились в Ставрополе. (Сейчас старый Ставрополь находится под водой, затопившей эти территории после сооружения в 1950-е годы гидроэлектростанции). Путешественники поселились в доме у старухи Буянихи и начали делать вылазки на другую сторону Волги, погружаясь в «дикую природу» Жигулей. Более всего их поразили волжские пространства, которые, по словам Репина, «не мог вместить ни один альбом». Перевалочная база бурлаков находилась у подножия Царева кургана. В начале июня художники переселились поближе к цели своего путешествия — селу Ширяев Буерак.
Репин подробно описал первое утро художников на новом месте: Макаров полез на гору к большим глыбам песчаника в виде сфинкса; Васильев и Репин-младший отправились в Козьи Рожки верхнею тропою, а сам Илья Ефимович пошел с альбомом к Воложке (Ерику). У берега на террасах, образованных отступающей в половодье водой, художник увидел группу девочек и начал их рисовать. Погрузившись в работу, он не сразу обратил внимание на появление деревенских баб, которые с руганью стали оттаскивать детей и заставлять их выбрасывать монетки, полученные за «позирование: они приняли художника за дьявола, который хочет завладеть детскими душами. Люди верили, что «пятачки» вскоре превратятся в черепки. И лишь при предъявлении грамотному писарю, за которым специально послали в Козьи Рожки, репинского свидетельства, на котором стояла печать Императорской Академии художеств, собравшийся народ с конфузом отступил.
День наших путешественников проходил таким образом: утром, после чая, Репин с альбомом и этюдником шел охотиться на «своих бурлаков». Сидя на горе, он поджидал барку с той стороны Волги и наблюдал, как прибывшие бурлаки отдыхали на отмели, слушал их песни. Он спускался к ним, писал с них этюды, рисовал. Здесь он встретил «своего Канина», показавшегося Репину «величайшей загадкой». Канин был попом-расстригой, лет десять потом служил регентом в церковном хоре и столько же примерно «бурлаковал»…

647693f094
deb25ecd16
Вспоминая о пребывании в Ширяевом Буераке, художник сообщил здесь много интересных фактов, которые впоследствии были подробно описаны им в книге «Далёкое близкое». Он писал, что Волга во время путешествия представилась ему какой-то музыкальной пьесой, вроде Камаринской Глинки, которая начиналась заунывными мотивами тянущихся бесконечно линий до Углича, Ярославля, переходила в красивые мелодии в Плесах, Чебоксарах, дробилась, уходила в бесконечные дали под Симбирском и в Жигулях разразилась таким могучим трепаком, такой забирающей Камаринской, что сами художники невольно заплясали – глазами, руками, карандашами и готовы были пуститься вприсядку.
5e27ba1dff

После такого изобилующего живыми подробностями рассказа добавить нечего. Разве что приведу фотографию той самой комнатенки в крестьянской избе, в которой жил Репин во время своей творческой экспедиции:
4964397068
Находящийся в нескольких шагах дом купца И. Вдовина был построен спустя четыре десятка лет после пребывания Репина в селе, причем история его создания просто неподражаема. Вдовин был хозяином мельницы, человеком оборотистым и по местным меркам богатым. Приступая к строительству дома, он кинул клич: кто принесет ему пригодный для постройки бутовый камень – получит кружку пива. Мужики натаскали из окружающих деревню штолен столько строительного материала, что хватило на большой дом со стенами метровой толщины. Еще и на обстановку хватило:
243501e41b
b0fa1c72af
Остается разъяснить еще, кто был поэт Александр Ширяевец. Настоящая фамилия – Абрамов, а псевдоним, как нетрудно догадаться, был взят по названию родного села. В историю вошел как «новокрестьянский поэт»:
effe4984b0
Вероятно, сейчас Ширяевец интересен прежде всего своей дружбой с Сергеем Есениным. Именно на смерть друга в 1924 году Есенин отозвался стихотворением «Мы теперь уходим понемногу», в котором прозвучала знакомая даже далеким от поэзии людям фраза:
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове…

Смерть товарища переживал тяжело, неоднократно просил: «Если я умру, похороните меня рядом с Шуркой милым». Есенин умрет в 1925 году, и могилы двух товарищей-поэтов действительно находятся неподалеку друг от друга на Ваганьковском кладбище.

И грустно, и смешно – диапазон чувств от посещения ширяевского музея чрезвычайно широк. Но без волжских видов не обойтись, и здесь прекрасными обзорными точками являются две горы, между которыми лежит деревня. С одной стороны – Монастырская гора:
8ee6d06780
С другой – Попова гора.
Анекдот в тему:
— Чем отличается Волга от попа?
— Волга — матушка, поп — батюшка.
ed00ca43ad
Одной горой решаем пожертвовать ради купания в Волге (температура стабильно держится выше 30 градусов с самого утра, что не может не накладывать отпечаток на программу развлечений), отправляемся на Попову гору, в целях экономии времени подъезжая к самому входу. Да, на въезде в деревню надо купить в туристическо-информационной палатке билет на посещение обзорных площадок, на самих площадках нет ни контроля, ни пункта оплаты.
787ad4e2c0
На Поповой горе – две обзорные точки, одна – с памятником «Волжская Булгария»:
469e8eaa7d
682b5e2260
Вторая – чуть выше — с памятником рабочим, которые трудились в расположенных неподалеку в недрах горы штольнях:
41466bcde5
Здесь становится понятно, почему Ширяево считается самой красивой деревней Самарской Луки (если не всей Самарской области):
f76272cf5b
На предыдущей фотографии в левой части виден пляж, куда мы и отправились прямиком с Поповой горы. Людей там намного меньше, чем на вчерашнем пляже Красноглинского района: все-таки, на машине из Самары до Ширяева – 150 километров, не наездишься. Хотя, судя по встретившейся мне информации, очень популярны туры выходного дня из Самары в Ширяево по Волге. По водному пути километраж намного меньше, заодно можно полюбоваться панорамой Жигулей в целом и отдельных гор. Например, очень много упоминаний о горе Верблюд.
Я посмотрела по картам – от пляжа до этого Верблюда каких-то 3,5 км, по улице Советской, вполне успеем доскочить туда – и еще успеть полюбоваться очередной порцией волжских закатов с горы Стрельной.
Где там.
Сразу за последним деревенским домом улица Советская превратилась вот в такой автобан:
854dfaf59e
99e3291f21
Причем три или четыре раза пришлось разъезжаться со встречными машинами. Назад тоже не повернуть – негде. Так и пришлось ползти вперед с черепашьей скоростью. Наконец, карта показывает: гора – справа. Вид снизу:
9571863284
Наконец, спустя минут двадцать – не меньше, оказались на большой поляне, пристроили машину в тенек и вышли из отклиматконтроленного салона.
«Наружа – слово-то какое!»
Раскаленный вечерний воздух звенел дружным хором. Основную партию вели комары. На басах – лютого вида огромные шершни. Овода (треугольные, самые настырные, которых нипочем не отогнать – только прихлопнуть) летают молча, но угрожающе.
Даже палки не прихватили, ломанули в лес к горе – там хотя бы только комары. Но ведущая к Верблюду тропа меня озадачила, соваться туда без палок показалось ненужным геройством.
14d4678689
Пришлось ограничиться видом со стороны:
f978494105
Так что лучше всего Верблюдом любоваться с реки.
На обратном пути компенсацией за неудобства стали виды на Волгу: дорога шла вплотную к воде, берег весь зарос фотогеничными березами, никаких непролазных кустов, в общем, сплошное великолепие!
c13b774557
691a87207b
4395505997
1fe6467749

Пока я бегала с фотоаппаратом по берегу, отбиваясь от летающих кровососов, мы упустили время посещения горы Стрельной. Там на въезде установлен шлагбаум и пункт оплаты, мы приехали в начале девятого, а закрывается все в восемь вечера. Так что закаты получились весьма приземленные:
8c976388ae
09994be69d
4f95986f12
ec089dbd5d

Раз уж в этот день посмотреть удалось не очень много, решили уже после наступления темноты проехать подальше, до Сызрани, а это от Ширяева – около 150 километров. Там хотя бы можно было переночевать в городской гостинице, а не в мотеле на трассе. «Быть по сему – и посему бы и нет».

На следующий день нашей задачей было добраться из Сызрани до родственников в Энгельсе – через Балаково, Зоркино, Маркс. Да еще внезапно я решила к этому достойному списку присовокупить Хвалынск. Если тратить примерно по часу на городок, плюс 300 километров по не самым прекрасным (хм-хм) дорогам – вполне приемлемый план. В принципе, так везде и вышло, за исключением Хвалынска и Балаково (здесь мы приподзависли – и было где!) и Зоркино (там посмотрели все за 10 минут).
Но об этом – в следующей части, а пока –

Сызрань.
606dff27d5
Всегда завидовала жителям городов, в которых есть красивая полноводная река, набережная (при условии наличия достаточного количества мостов). Вот панорама Сызрани в этом отношении мне очень понравилась:
65bd65b614
Старинный город — как всегда, со следами былой добротной красоты:
d4a4e21345
041f17934b
b3fa2de8c6
Главная историческая достопримечательность – Сызранский кремль, широко представленный одной башней:
df68d9db1c
a3d0e355fa
Перед ним – памятник воеводе-основателю Сызрани, Григорию Козловскому:
5581f54dd5
В пределах территории кремля – церковь и мемориал памяти павших в Великой Отечественной:
1ba2a3ef9d
09ede9e4b8
Мы здесь оказались утром 22 июня, официальные мероприятия к этой скорбной дате уже завершились, но школьники рассредоточились несколькими группами, слушали рассказы учителей, фотографировались.
Да еще скорая подъехала оказать помощь молодой женщине, которая отсиживалась в тени: ей, судя по всему, стало плохо на солнцепеке во время проведения памятных мероприятий.
Мы попали в жару, когда с утра было от 30 – и днем до 37-38 градусов. В этих условиях Волга дразнила и заманивала.
d2771dc6ff
Глядя на огромные пластиковые муляжи помидоров, разбросанных на площади между Волгой и кремлем, я вспомнила рассказ участника сообщества Автотуристу.ру с никнеймом LudaSamara: она красочно и ярко описала вот уже два десятка лет проводимый в городе фестиваль «Сызранский помидор». Здорово, что она откликнулась комментарием на первую часть рассказа о волжской поездке, хотела ей сказать спасибо за то, что у меня в памяти всплыли подробности этого праздника и я сходу про них рассказала любезному супругу, в очередной раз подтвердив звание эксперта в туристических вопросах)))
e80c116a87
В связи с этим для продолжающих писать отчеты на сайте есть предложение: поделиться рассказами о родных городах. Волей-неволей, мы сейчас расширяем «внутренний туризм», а рассказы о достопримечательностях пишут, как правило, «блогеры», приехавшие на пару часов и нахватавшие информации в том же интернете. Вот одно и то же кочует по разным сайтам. А вот если бы местный житель сказал, куда сходить и что нельзя пропустить – было бы здорово.
Админ Антон подробно рассказал, как создать новую рубрику:
»Жмём «Написать отчёт» и там в субменю красненьким будет «Создать рубрику» =) Очень просто на самом деле».

часть 3. На родине Купающегося Красного Коня

Памятник воеводе григорию козловскому в сызрани сочинение

Сызрань — российский провинциальный городок на берегу Волги с населением около 170 тысяч человек. В нем мы остановились совсем ненадолго по дороге из Тольятти в Саратов. А вообще наше путешествие началось в Москве и затронуло такие крупные города как Нижний Новгород, Казань, Самару, Саратов и Волгоград. Не обошли мы вниманием и малые города. Одним из них стала Сызрань.

Сызрань: краткая история

Сызрань основана в 1683 году по приказу Петра Великого. В те годы Россия расширяла свои границы на восток и для обеспечения безопасности ей нужны были города-крепости. С этой целью в эти места прибыл воевода с отрядом стрельцов, которые и принялись на берегу Волги строить Сызранский кремль.

Весь Кремль строился из дерева и только одна его башня, в которой находились ворота, была каменной. Эта башня, названная Спасской, сохранилась до наших дней. Остальные укрепления города со временем были утрачены.

Надо сказать, Сызрань очень скоро потеряла оборонное значение, В 18 веке город стал крупным торговым центром с богатым купечеством. В 19 веке с прокладкой железной дороги и строительством моста через Волгу позиции Сызрани только усилились На рубеже 19-20 веков Сызрань соперничала в мукомольном производстве с Нижним Новгородом, Самарой и Саратовым.

Хотя промышленное производство в городе продолжало развиваться и в годы советской власти, все же Сызрань отстала от прежних своих конкурентов. Сегодня она скорее напоминает купеческо-мещанский городок, чем современный промышленный центр. Хотя в этом, наверное, и скрывается ее обаяние.

А теперь познакомимся с исторической частью Сызрани.

Что посмотреть в Сызрани?

Конечно, Сызрань — небольшой город и достопримечательностей здесь не так много. Тем более что в 1906 году в городе произошел крупный пожар и многие постройки сгорели. Это и понятно, в то время дома в Сызрани были, в основном, деревянные. А вот немногие каменные здания, к счастью, уцелели.

Сызранский кремль

Выше уже говорилось, что из крепостных стен и башен Сызранского кремля уцелела только Спасская башня. Башня участвовала в боях только однажды при нападении в 1770-е годы войска Емельяна Пугачева.

Памятник воеводе григорию козловскому в сызрани сочинение

Возле Спасской башни находится воинское захоронение, в котором покоится прах бойцов, умерших от ран в госпиталях города во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. На плитах выгравированы их имена.

Памятник воеводе григорию козловскому в сызрани сочинение

Памятник воеводе григорию козловскому в сызрани сочинение

Кроме Спасской башни на территории Кремля находятся Христовоздвиженская церковь, памятник основателю Сызрани и мемориал «Вечный огонь».

Христовоздвиженская церковь составляет с Кремлем единый комплекс. Она построена в 1717 году на месте старой деревянной, которая возводилась еще во время строительства Кремля. После революции 1917 года ее, как водится, закрыли. Только в конце 1980-х годов храм вернули церкви.

Памятник воеводе григорию козловскому в сызрани сочинение

Памятник Григорию Козловскому, основателю Сызрани, открылся в 2016 году. Бронзовая скульптура воеводы символично держит в руке указ Петра Великого об основании Сызрани.

Памятник воеводе григорию козловскому в сызрани сочинение

Мемориальный комплекс «Вечный огонь» появился в 1967 году. Мемориал посвящен бойцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Надо сказать, место было выбрано не случайно. Здесь во время войны стояло зенитное орудие.

Памятник воеводе григорию козловскому в сызрани сочинение

Казанский собор

Недалеко от Сызранского кремля находится другой храм — Казанский собор. Его начали строить в 1866 году, так как Христовоздвиженская церковь  стала слишком тесной для сызранцев. Строительство Казанского собора закончилось в 1872 году, но его отделка продолжалась еще до 1900 года. К счастью, при пожаре 1906 года храм не пострадал.

Памятник воеводе григорию козловскому в сызрани сочинение

Памятник воеводе григорию козловскому в сызрани сочинение

Сызрань: Советская улица

Главной улицей  Сызрани является Советская улица, которая до революции называлась Большой. Главной эта улица стала на рубеже 19-20 веков, когда здесь начали строиться деловые и общественные здания. В конце 19 века на Большой улице открылись гимназия, больница, библиотека и банк.

Главная улица Сызрани с самого начала  застраивалась, в основном, каменными зданиями и сегодня она выглядит вот таким образом.

Памятник воеводе григорию козловскому в сызрани сочинение

На Советской улице нам встретилось дореволюционное здание с очень интересной историей. Гостиница «Батум» появилась в городе в 1904 году и принадлежала братьям Волгушевым. Гостиница считалась в городе самой престижной и предлагала постояльцам  удобства высшего класса. В 1911 году ее здание первым в городе было электрифицировано и телефонизировано. А еще с этой гостиницей связан один интересный факт.

По словам очевидцев когда-то еще до революции в Сызрань приезжал Иван Поддубный. Этот человек прославился своей силой как в России так и за рубежом. Так вот, Поддубный в Сызрани, как говорят, останавливался в гостинице «Батум».

В то время все расходы Поддубного оплачивало государство. А самому борцу для оплаты выдавались не деньги, а специальный чек. Однако чек в гостинице видели впервые и поэтому служащие долго не хотели отпускать необычного постояльца. Пока суть да дело, Поддубный опоздал на судно, которое уже отчалило от берега. Однако Поддубный не растерялся, схватил трос корабля, конец которого все еще оставался на суше, и притянул судно к берегу. Этим он еще раз доказал свою необыкновенную силу. Вот такая в городе ходит легенда о Поддубном.

Памятник воеводе григорию козловскому в сызрани сочинение

Небольшая экскурсия по Сызрани подошла к концу. Мы прощаемся с городом и едем в Саратов…

Поделиться ссылкой:

  • Памятник воинам интернационалистам в арзамасе сочинение
  • Памятник в химках сочинение
  • Памятка сказки в жизни детей
  • Памятник архитектуры челябинск сочинение
  • Пальчиковая гимнастика в средней группе на тему сказки