Памятник виктору савину сочинение

Биография виктора астафьева виктор петрович астафьев родился 2 мая 1924 года в селе овсянка ныне красноярский край в крестьянской семье.

Биография Виктора Астафьева

fa2df7d2 bc71 4348 887e 80b11af1da3f

Виктор Петрович Астафьев родился 2 мая 1924 года в селе Овсянка (ныне Красноярский край) в крестьянской семье.

Отец — Пётр Павлович Астафьев. Мать, Лидия Ильинична Потылицына, утонула в Енисее в 1931. Воспитывался в семье дедушки и бабушки, затем в детском доме в Игарке, часто беспризорничал. После окончания 6-го класса средней школы поступил в железнодорожную школу ФЗО, окончив которую в 1942, работал некоторое время составителем поездов в пригороде Красноярска. Оттуда осенью 1942 ушел на фронт добровольцем, был шофером, артразведчиком, связистом. Участвовал в боях на Курской дуге, освобождал от фашистских захватчиков Украину, Польшу, был тяжело ранен, контужен.

После демобилизации в 1945 вместе с женой — впоследствии писательницей М.С. Корякиной — поселился на Урале, в г. Чусовом. Работал грузчиком, слесарем, литейщиком, плотником в вагонном депо, мойщиком мясных туш на колбасном заводе и т.д.

В 1951 в газете «Чусовой рабочий» появился первый рассказ «Гражданский человек» (после доработки получил название «Сибиряк»). Тяга к «сочинительству» проявилась у Астафьев очень рано.

С 1951 по 1955 Астафьев является литературным сотрудником газеты «Чусовой рабочий»; публиковался в пермских газетах «Звезда», «Молодая гвардия», альманахе «Прикамье», журнал «Урал», «Знамя», «Молодая гвардия», «Смена». Первый сборник рассказов «До будущей весны» вышел в Перми в 1953, за ним последовали книги для детей: «Огоньки» (1955), «Васюткино озеро» (1956), «Дядя Кузя, лиса, кот» (1957), «Теплый дождь» (1958).

В 1958 вышел роман Астафьева о жизни колхозной деревни «Тают снега», написанный в традициях беллетристики 1950-х.

С 1958 Астафьев — член СП СССР; в 1959-1961 учился на Высших литературных курсах при СП СССР. Переломным в творчестве Астафьев оказался 1959, когда появились в печати повести «Старо-дуб» и «Перевал», рассказ «Солдат и мать». Посвященная Леониду Леонову повесть «Стародуб» (действие разворачивается в старинном кержацком поселении в Сибири) явилась источником авторских размышлений об исторических корнях «сибирского» характера. Критика упрекала Астафьева в неясности этического идеала, в тривиальности проблематики, основанной на противопоставлении «общества» и «естественного человека».

Повесть «Перевал» начинала цикл произведений Астафьева о становлении молодого героя в нелегких жизненных условиях — «Звездопад» (1960), «Кража» (1966), «Где-то гремит война» (1967), «Последний поклон» (1968; начальные главы). Они рассказывали о трудных процессах мужания неопытной души, о ломке характера человека, оставшегося без поддержки родных в страшные 1930-е и в не менее жуткие 1940-е. Все эти герои, несмотря на то что носят разные фамилии, отмечены чертами автобиографизма, похожи судьбами, драматическим поиском жизни «по правде и совести». В повестях Астафьева 1960-х обнаружился со всей очевидностью дар рассказчика, умеющего увлечь читателя тонкостью лирического чувства, неожиданным солоноватым юмором, философической отрешенностью. Особое место среди этих произведений занимает повесть «Кража».

Герой повести — Толя Мазов — из раскулаченных крестьян, род которых погибает в северных краях. Сцены детдомовской, «табунной» жизни воссозданы Астафьевым с состраданием и жестокостью, представляя щедрое разнообразие изломанных временем детских характеров, импульсивно впадающих то в ссору, истерику, издевательство над слабым, то вдруг, неожиданно объединяющихся в сочувствии и доброте.

С рассказа «Солдат и мать», по меткому определению критика А. Макарова, много размышлявшего о сущности таланта Астафьева, начинается серия рассказов о русском национальном характере. В лучших рассказах («Сибиряк», «Старая лошадь», «Руки жены», «Еловая ветка», «Захарко», «Тревожный сон», «Жизнь прожить» и др.) человек «из народа» воссоздан естественно, достоверно. Творчество Астафьева в 1960-е было причислено критикой к т.н. «деревенской прозе», в центре которой находились размышления художников об основах, истоках и сущности народной жизни.

Повесть Астафьева «Пастух и пастушка» (1971; подзаголовок «Современная пастораль») была неожиданной для литературной критики. Уже сложившийся облик Астафьева-рассказчика, работающего в жанре социально-бытового повествования, на глазах менялся, приобретая черты писателя, стремящегося к обобщенному восприятию мира, к символическим образам. Впервые в творчестве писателя появляется тема войны. Любовный сюжет (лейтенант Костяев — Люся) был окружен огненным кольцом войны, оттеняющим катастрофичность встречи возлюбленных.

Еще в самом начале 1970-х Астафьев утверждал право каждого человека, имевшего фронтовой опыт, на память о «своей» войне. Философский конфликт повести реализовался в противостоянии пасторального мотива любви и чудовищной испепеляющей стихии войны; нравственный аспект касался отношений между солдатами. Наиболее противоречивые отклики критики были посвящены жанру и композиции повести. Кольцевая композиция повести казалась жесткой, излишне рационалистической. Выдержанные в стиле народных плачей и причитаний «увертюра» и «финал» произведения, по мнению некоторых исследователей, «не совсем сопрягаются с сюжетно-конфликтной основой повести». Критиковали эту яркую, ставшую классической повесть Астафьева и за «бытовизм», и за «пацифизм», и за пасторальность, за «дегероизацию», за «романтического» «невоенного» героя, умирающего от любви.

Повесть «Ода русскому огороду» (1972) — своеобразный поэтический гимн трудолюбию крестьянина, в жизни которого гармонично сочетались целесообразность, утилитарность и красота. Повесть проникнута печалью об утраченной гармонии земледельческого труда, позволявшей человеку ощущать животворную связь с землей.

Создаваемый в течение двух десятилетий «Последний поклон» (1958-1978) является эпохальным полотном о жизни деревни в трудные 1930-40-е и исповедью поколения, детство которого пришлось на годы «великого перелома», а юность — «на огневые сороковые». Написанные от первого лица рассказы о трудном, голодном, но прекрасном деревенском детстве объединяет чувство глубокой благодарности судьбе за возможность живого, непосредственного общения с природой, с людьми, умевшими жить «миром», спасая ребятишек от голода, воспитывая в них трудолюбие и честность. В главе «Бурундук на кресте», вошедшей в «Последний поклон» в 1974, рассказана страшная история распада крестьянской семьи, в главе «Сорока» — повесть о печальной судьбе яркого и талантливого человека дяди Васи-Сороки, в главе «Без приюта» — о горьких скитаниях героя в Игарке, о беспризорничестве как социальном явлении 1930-х.

Близкой к содержанию «Последнего поклона» оказалась повесть «Царь-рыба» (1976), имеющая подзаголовок «Повествование в рассказах». Сюжет этого произведения связан с путешествием автора-рассказчика по родным местам в Сибири.

После выхода в свет «Печального детектива» (1986), «Людочки» (1989), заключительных глав «Последнего поклона» (1992) пессимизм писателя усилился. Мир предстал перед его глазами «во зле и страдании», полным порока и преступности. События современности и исторического прошлого стали рассматриваться им с позиции максималистского идеала, высшей нравственной идеи и, естественно, не соответствовали их воплощению. Этот жесткий максимализм был обострен болью за порушенную жизнь, за потерявшего себя и равнодушного к общественному возрождению человека.

Параллельно с художественным творчеством в 1980-е Астафьев занимается публицистикой. Документальные рассказы о природе и охоте, очерки о писателях, размышления о творчестве, очерки о Вологодчине, где писатель жил с 1969 по 1979, о Сибири, куда вернулся в 1980, составили сборники «Древнее, вечное. » (1980), «Посох памяти» (1980), «Всему свой час» (1985).

В 1988 опубликована книга «Зрячий посох», посвященная памяти критика А. Макарова. По своим рассказам Астафьев создает драмы «Черемуха» (1977), «Прости меня» (1979), пишет киносценарий «Не убий» (1981).

Роман о войне «Прокляты и убиты» (Ч.1. 1992; Ч.2. 1994) не только поражает фактами, о которых раньше не принято было говорить, его отличает удивительная даже для Астафьев резкость, страстность, категоричность авторской интонации.

В 1995 опубликована повесть Астафьева «Так хочется жить» о причудливой фронтовой судьбе и послевоенной жизни простого русского солдата Коляши Хахалина, а позднее повести «Обертон» (1996) и «Веселый солдат» (1998). Созданные в жанре социально-бытового и даже натуралистического повествования, вещи эти соединяют и уравновешивают противоречивые авторские интонации, возвращая писателя в состояние мудрости и печали. «Спасибо еще Всевышнему,— говорил Астафьев в одном из последних интервью, что память моя милосердна, в обычной жизни многое тяжелое и страшное стирается» (Литературная Россия. 2000. №4).

Виктор Астафьев скончался 29 ноября 2001 года от инсульта в Красноярске. Похоронен на кладбище, расположенном на автодороге «Енисей» между родным селом Овсянкой и Усть-Маной.

После смерти Астафьева в журнал «Урал» (2004. №5) публикуются его «Автобиография» (2000), рассказ «Глухая просека», статья «Прощаюсь. », вариант статьи «Нет, алмазы на дороге не валяются» и др.

Астафьев: биография и творчество писателя

e93255804013f944

Виктор Петрович Астафьев: YouTube/Учебник вслух

Талантливым писателем, лауреатом государственных премий был Виктор Петрович Астафьев. Биография классика наглядно демонстрирует, что в жизни нет ничего невозможного. Главное — искреннее желание и настойчивое стремление его реализовать.

Виктор Астафьев: биография, факты из жизни

Биография Астафьева с самого раннего возраста была непростой. Судьба не жалела этого одаренного человека, много страданий и горя довелось ему пережить.

Астафьев: детство

Родина будущего классика — село Овсянка, что в Красноярском крае. Его родители, Петр Павлович и Лидия Ильинична, похоронили двух дочерей в младенческом возрасте, а затем на свет появился сын, которому дали имя Виктор. Когда ему исполнилось семь лет:

  • Отец по статье «Вредительство» угодил за решетку.
  • На редкие свидания с мужем Лидия переправлялась через Енисей.
  • Во время одного из таких путешествий мама Виктора утонула.

Биография Маршака: жизнь и творчество писателя

Воспитанием мальчика занялись родители матери. О бабушке с дедушкой у Виктора остались очень теплые и добрые воспоминания, которые нашли отражение в произведении «Последний поклон».

Отец после освобождения женился вновь и сына забрал в новую семью. Однако вскоре был раскулачен. Виктор с отцом, мачехой и маленьким сводным братом оказался в Игарке. Здесь Петр Астафьев с сыном занялся рыбным промыслом. Но случилось несчастье: он заболел и ушел из жизни.

Виктор стал беспризорником, а затем оказался в детском доме. Именно там раскрылся его литературный дар. Окончив шестой класс, юноша перешел на фабрично-заводское обучение, после чего работал на железной дороге как сцепщик и дежурный.

Бродский: биография и творчество поэта

Виктор Петрович Астафьев: военные годы и личная жизнь

В 1942 году Астафьев добровольцем ушел на фронт. Обучение прошел в новосибирском автомобильном подразделении. Уже через год он своими глазами увидел Брянский, Воронежский и Степной фронт:

  • Шофер, связист и артиллерийский разведчик — все это было в его фронтовом активе.
  • За годы борьбы Виктор получил контузию и несколько ранений.
  • Его заслуги подтверждают медали и орден Красной Звезды.

e6392e877b9c3d74

Виктор и Мария Астафьевы: YouTube/Краткая Биография

На фронте Виктор встретил будущую жену Марию Корякину, которая была медсестрой. После войны пара поженилась и переехала в городок Чусовой, что в Пермской области. Мария также занялась писательской деятельностью.

Супруги очень отличались друг от друга. Виктор писал от сердца, в чем ему помогал талант, а вот для его жены в этом труде было больше самоутверждения.

Биография Пришвина: факты из жизни, творчество писателя

Что касается детей, то:

  • В 1947 году появилась на свет дочь Лидия, которая погибла в полугодовалом возрасте от диспепсии. Астафьев в этом обвинял врачей, а его супруга считала, что их бедность привела к такому печальному событию.
  • Спустя год родилась девочка, которую назвали Ириной, а в 1950-м появился сын Андрей.

Астафьев как мужчина видный и статный всегда был окружен женщинами. Известно о его двух внебрачных дочерях, о которых супруга очень долго ничего не знала. При этом она всегда была очень ревнивой. Причем испытывала такое чувство не только к женщинам, но и к литературе.

4eee72d632586ffe

Семья Астафьевых: YouTube/Краткая Биография

Виктор неоднократно оставлял жену, но всегда возвращался. Семейная жизнь пары продлилась 57 лет. Когда в 1984 году внезапно не стало их дочери Ирины, то внуки Витя и Полина воспитывались у Виктора Петровича и Марии Семеновны.

Биография Твардовского: жизнь и творчество писателя

Уход из жизни

Весной 2001 года писателя госпитализировали из-за инсульта. В течение двух недель он был в реанимации, затем его выписали. Чувствовал себя Виктор Петрович лучше, даже газеты читал сам. Но менее чем через полгода он снова оказался в больнице из-за проблем с сосудами. Вскоре писатель потерял зрение, а 29 ноября ушел из жизни.

Рядом с родными местами был похоронен Астафьев. Писатель посмертно, в 2009 году, получил премию А. Солженицына. Диплом и $25 тыс. получила вдова писателя, которая пережила мужа на 10 лет. В Овсянке открыли музей семьи Астафьевых.

Виктор Астафьев: книги, творчество

Началом творческого пути Астафьева можно считать то время, когда он стал сиротой и оказался в стенах детского дома. Там работал преподаватель по имени Игнатий Рождественский, который сам писал стихи, а в мальчике заметил настоящий дар.

Александр Курляндский: биография и творчество писателя

Он помог Виктору с литературным дебютом. Рассказ «Жив» напечатал школьный журнал. Позже он был переименован в «Васюткино озеро».

Дальше последовали годы работы. Затем грянула Вторая мировая война. По возвращении с фронта перед Виктором Петровичем оказалась поставлена непростая задача содержать семью. Кем он только ни был в эти годы — чернорабочим, слесарем, грузчиком, вахтером, мойщиком туш на мясокомбинате.

Но что бы Астафьев ни делал, чем бы ни занимался, он всегда помнил о литературе, о своем истинном призвании. Вернулся к творчеству писатель так:

  • В 1951 году стал членом литературного кружка.
  • Воодушевленный одним из собраний, он в течение ночи создал рассказ «Гражданский человек», который позже был переработан и издан как «Сибиряк».
  • Вскоре Астафьева пригласили в газету «Чусовской рабочий». В течение этого времени он создал свыше 20 рассказов и множество очерков.

Куприн: биография писателя, творчество

Дальнейшая жизнь и творчество Астафьева были таковы:

  • Первая книга — сборник рассказов «До будущей весны» — издана в 1953 году.
  • Через два года настал черед второго сборника «Огоньки» с рассказами для детей.
  • В дальнейшем написаны (доработаны) такие произведения Астафьева для детей, как «Васюткино озеро» (1956), «Дядя Кузя, лиса, кот» (1957), «Теплый дождь» (1958).

В том же 1958 году состоялась презентация первого романа под названием «Тают снега». Кроме того, Виктора Петровича выбрали в члены Союза писателей РСФСР.

Спустя год он получил направление в Москву на учебу в Литературный институт. К этому времени творчество Астафьева уже было известно стране. Достижениями Астафьева стали такие повести, как «Стародуб», «Перевал» и «Звездопад».

Биография Грина: личная жизнь и творчество писателя

20ec6c20d88d9964

Писатель Виктор Астафьев: YouTube/Краткая Биография

В 1962 году семья Астафьевых переехала в Пермь. Писатель работал над циклом миниатюр, которые называл «затесями» и печатал на страницах журналов.

Спустя десять лет на их основе получилась одноименная книга. Эти истории повествуют о важных темах: писал Астафьев о войне, патриотизме, деревенской жизни.

Также в его творческом наследии примечательна:

  • Повесть «Пастух и пастушка. Современная пастораль». Она написана в 1967 году, но цензура долго работала с произведением, перекраивая его на свой лад. Лишь в 1989-м писатель смог заняться восстановлением повести.
  • Произведение «Последний поклон», «Перевал», «Кража». За них в 1975 году писатель получил Государственную премию РСФСР.
  • Книга «Царь-рыба» (1976). Это произведение стало очень популярным, принесло автору Государственную премию СССР и подорвало здоровье: в больнице Астафьев оказался после цензурной редактуры.

Маншук Маметова: биография и подвиг

f532907314e49817

Виктор Астафьев подписывает свою книгу: YouTube/Краткая Биография

В 1991 году Виктор Петрович приступил к работе над произведением «Прокляты и убиты». Книга увидела свет в 1994-м и нашла широкий отклик у читательской аудитории.

Высказывались и критические замечания. Многие были удивлены смелостью автора, но признавали правдивость написанного. Повесть посвящена важной и страшной теме: она рассказывает о бессмысленных репрессиях военного времени. В год выхода этой книги писатель был награжден Государственной премией России.

Астафьев, биография которого была сложной и трагической, показал, что человек может достичь в жизни любых высот. Виктор Петрович следовал за талантом, за голосом своего сердца, что и запечатлел в словах и навсегда оставил для читателей на страницах своих произведений.

Михаил Жванецкий: биография, личная жизнь, творчество сатирика

editor in chief

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Биография Виктора Астафьева

v astafev

Виктор Астафьев (1924-2001) — известный советский и российский писатель, фронтовик, мастер деревенской и военно-патриотической прозы, дважды лауреат Государственной премии СССР. Суровые годы детства и участие в войне оставили огромное впечатление в душе писателя. В своем творчестве он не раз будет возвращаться к этим темам. Произведения Виктора Петровича всегда отличали реалистичность и хлесткость повествования о судьбах простых фронтовиков и тружеников, которые он описывал живым литературным языком.

Детство и юность

Виктор Астафьев коренной сибиряк. Он родился 1 мая 1924 года в маленьком селе Овсянка Красноярского края. Когда Витя был еще совсем юным, началась волна репрессий, под которую попал его отец. Мать во время одной из поездок к нему погибла, и семилетнего мальчика взяли на воспитание бабушка и дедушка. Несмотря на трагический ход событий, этот период жизни оставил в душе будущего писателя светлые воспоминания, которые были изложены в первой части автобиографии.

После возвращения из заключения Петр Афанасьев создает новую семью, решается поехать на заработки в северную Игарку. К тому времени у Вити уже появился сводный брат Николай.

Вскоре случился неприятный эпизод, заставивший быстро повзрослеть будущего писателя. Возвращаясь после очередной путины, отец попал в больницу, и мальчик остался на попечении мачехи. Но она не желала о нем заботиться, поэтому Виктор несколько месяцев проведет в заброшенной парикмахерской. Такая жизнь сказалась и на поведении в школе, и Астафьева отправляют в интернат. Вспоминая об этом времени, он напишет: «Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки».

Одним из его преподавателей в интернате оказался местный поэт И. Рождественский, разглядевший в Викторе способности к литературному творчеству и постаравшийся их развить. В итоге одно из школьных сочинений позднее превратится в рассказ «Васюткино озеро».

v astafev 5

Война и трудовые будни

После выпуска из интерната Астафьев переезжает в Красноярск, где поступает в ФЗО. По окончании учебы он работает на станции составителем поездов. После начала войны Виктор Петрович отправляется добровольцем на фронт и участвует в боевых операциях на Курской дуге, в битве за Днепр, в освобождении Польши. Пройдя весь боевой путь в звании рядового, он несколько раз был ранен и награжден медалями «За победу над Германией», «За отвагу», «За освобождение Польши».

Первые шаги

В 1945 году будущий писатель заключил брак с Марией Корякиной. Демобилизовавшись уже женатым человеком, Виктор Петрович переезжает на малую родину супруги в небольшой уральский городок Чусовой. Здесь он проходит обучение в школе рабочей молодежи и трудится на производстве чернорабочим, слесарем, плотником, грузчиком и даже мойщиком мясных туш. В 1951 году он устраивается в местную газету, где был напечатан его дебютный рассказ «Гражданский человек». На протяжении 4-х лет Виктор трудится литсотрудником в этом издании, параллельно занимаясь писательством.

В 1953 году в Перми издается сборник рассказов Виктора Петровича «До будущей весны», а спустя два года выходит детская книга «Огоньки». Детская тематика будет продолжена и в следующих произведениях — «Васюткино озеро» и «Дядя Кузя, куры, лиса и кот». В 1957 году писатель поступает специальным корреспондентом в штат областного радио, а на следующий год был опубликован его роман «Тают снега», посвященный колхозной тематике. Эти работы нашли своего читателя и по достоинству были отмечены критиками, что позволило по праву войти в союз писателей РСФСР.

Творческий расцвет

В конце 50-х годов Виктор Петрович создает серию лирических повестей, сделавших ему настоящее имя — «Перевал», «Звездопад», «Стародуб». В это время его направили учиться в столицу на Высшие литературные курсы, по возвращении с которых семья Астафьевых переезжает в Пермь. Пермский период оказался плодотворным в деятельности писателя. Здесь была создана лирическая повесть «Последний поклон», проникнутая идеями борьбы любви и войны, военный сборник «Пастушка и пастух» и повесть «Кража» как воспоминание о своем интернатовском детстве. Отдельный сборник произведений «Последний поклон» Астафьев посвятил судьбам людей, повстречавшихся на его жизненном пути в тяжелые годы отрочества и юношества.

v astafev 2

В 1969 году Астафьевы уезжают в Вологду. Здесь Виктор Петрович пишет пьесы «Прости меня» и «Черемуха». В 70-х годах создается одно из наиболее известных произведений писателя — сборник рассказов «Царь рыба», ставших плодом глубокого размышления автора об ответственности человека за окружающий мир и его постоянном стремлении быть в гармонии с самим собой. Несмотря на критику и цензурные ограничения, именно это произведение принесло Астафьеву Государственную премию СССР в 1978 году.

Сибирский период

В 1980 году Виктор Астафьев возвращается на свою малую родину, где будет жить до своих последних дней. Вдохновленный родной Сибирью писатель написал немало рассказов — «Слепой рыбак», «Мною рожденный», «Медвежья кровь» и многие другие. В 1985 году увидел свет роман «Печальный детектив». После безвременной смерти дочери Виктор Петрович возвращается к рассказам о детстве, изданных в сборнике «Последний поклон».

Здесь, на малой родине была написана, пожалуй, главная книга, посвященная войне — «Прокляты и убиты», отнявшая немало сил и здоровья. В ней автор еще раз переживает кошмар войны, заразив читателя невероятной энергией борьбы с «преступлением против разума». Кроме этого романа, отмеченного Государственной премией России, в 90-е годы создаются повести «Так хочется жить» и «Обертон», было завершено написание произведения «Веселый солдат».

v astafev 3

Певец русской деревни

Все творчество великого писателя проникнуто деревенской и военно-патриотической тематикой. Его герой — простой солдат (каким был он сам), на котором держится армия, но которого ругают за все прегрешения. Его стиль отличает правдивое, в чем-то суровое, на грани фола описание жизни. Темы, выбранные Астафьевым, всегда остросоциальны, он не любил компромиссы и всегда старался говорить со своим читателем начистоту. Писатель одним из первых поднял темы подростковой преступности, существования маргинальных слоев в советском обществе, невероятно точно обозначил проблему жестокости и насилия.

Виктор Петрович был мастером живого литературного языка, поэтому его произведения любили издавать за рубежом. Свыше сотни книг прославленного мастера слова были переведены на 22 языка и нашли своего читателя в 28 странах мира. В 1998 году в Красноярске вышло 15-ти томное полное собрание сочинений, которое позволило осмыслить весь огромный творческий путь писателя.

v astafev 4

Личная жизнь

Со своей супругой Марией Корякиной Виктор Петрович познакомился под конец войны. С разницей в два года у пары рождаются дети — сначала дочь Лидия, которая умерла во младенчестве, затем еще одна дочь Ирина и, наконец, младший сын Андрей. После скоропостижной кончины средней дочери супруги забрали себе на воспитание двоих внуков.

Со временем Мария Семеновна увлеклась литературой и стала писать рассказы. Супруг относился к этому с определенной иронией: «Время есть, так пусть пишет свои книги». Тем не менее ее повести и рассказы, состоявшие из личных воспоминаний, стали активно публиковаться и пользовались определенной популярностью. В 1978 году писательницу приняли в союз писателей. Написав в общей сложности 16 книг, она все годы совместной жизни продолжит оставаться секретарем и нянькой своего мужа.

В 2001 году писатель перенес два тяжелых инсульта. Ему потребовалась медикаментозная помощь за границей, и друзья семьи обратились за содействием к красноярским парламентариям. Они не стали выделять средства, мотивировав отказ неким шовинизмом автора. В итоге Астафьева отправили из больницы домой, где он умер 29 ноября 2001 года. Великий писатель похоронен на кладбище недалеко от родного села.

Виктор Астафьев

краткая биография

%D0%93%D0%9B%D0%90%D0%92%D0%9D%D0%90%D0%AF 1Роль и место в литературе

Виктора Петровича Астафьева можно назвать художником, который пришел к глобальным выводам основ человечности, оттал ки ваясь от своего био гра фического опыта. Опыт этот – детство на фоне суровой сибирской природы, нелегкая юность, участие в Великой Отечественной войне.

Особенностями его неповторимого стиля являются частое употребление первого лица, от которого ведется повествование, отсутствие эпической сдержанности, обращение к очерку, как к жанру, помогающему читателю понять активную позицию автора. В свою очередь, позиция его явно прослеживается в описании неповторимых пейзажей, раскрытии принципов нравственности героев через их мастерс ки вылепленные судьбы.

%D1%81 %D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%BC%D0%B8

В.П. Астафьев, пожа лу й, был единственным из современных писателей, ясно понимающим значение моральных общечеловечес ки х и национальных норм, которые никогда не утратят своего значения. Крити ки и читатели высоко ценят писателя за доброту, которую он пробуждает в людях, за ненавязчивую пропаганду абсолютных ценностей, за возможность наслаждаться его высокохудожественным и, в то же время, простым, понятным слогом.

Произведения Виктора Петровича Астафьева включены в школьную про гра мму по литературе и про гра мму в уз ов филологического направления. Они ценны не только своим художественным своеобразием, но и правдой, о которой не осмеливались говорить и писать многие его современни ки .

Происхождение и ранние годы

Писатель, драматург, сценарист, эссеист Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в деревушке Овсянка Красноярского края, на берегу Енисея. Отец, Петр Павлович Астафьев, крестьянин, креп ки й хозяйственник, мать, Лидия Ильинична (в девичестве Потылицына) – домохозяйка. Две девоч ки , родившиеся раньше Виктора, умерли еще в младенческом возрасте, по сути, он был единственным ребенком в семье.

%D0%B4%D0%BE%D0%BC %D0%B3%D0%B4%D0%B5 %D1%80%D0%BE%D0%B4

Дом, в котором родился писатель

Коллективизация нарушила привычный уклад семьи: Астафьевы были раскулачены, а отец заключен в тюрьму «за вредительство». В семилетнем возрасте Виктор лишился и матери. Лидия Ильинична переправлялась на лодке, чтобы встретиться с мужем в о стро ге, но судно перевернулось, и она утонула.

Оставшегося, по сути, сиротой мальчика взяли в свою семью дедушка с бабушкой. Уже в раннем возрасте Виктор пытался сочинять разные истории, за что бабушка называла его «врушей». Свою жизнь в этот период Астафьев вспоминал, как самый счастливый отрезок судьбы, несмотря на тяжелые крестьянс ки е будни. Своим старикам Астафьев в будущем посвятит свое произведение «Последний по клон ». Именно в это время будущему писателю открылась красота родного края, описание которого будет впоследствии присутствовать практичес ки в каждом произведении.

42332443

Счастливая жизнь мальчика закончилась после освобождения отца. Он сразу же женился и забрал Виктора к себе. Отношения с мачехой были очень напряженными, и когда они достигли предела, подросток сбежал из дома. Какое-то время он вел бродяжничес ки й образ жизни, потом его определили в детс ки й дом.

Образование

В детском доме Виктор встретил преподавателя, который повлиял на его дальнейшую судьбу. Он был поэтом и сразу рассмотрел в подростке писательс ки й потенциал. Чтобы развить его, он давал Виктору разные задания. Одним из них стало сочинение про озеро, которое вышло очень удачным, и было опубликовано в журнале. Через годы Астафьев использовал эту работу как основу для рассказа «Васют ки но озеро».

В детском доме Астафьев окончил шесть классов и поступил в фабрично-заводскую шко лу . Кроме того, он у стро ился на железную дорогу сцепщиком вагонов и дос лу жился до дежурного по станции.

%D0%BD%D0%B0 %D1%84%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B5

К нача лу войны у Виктора была железнодорожная бронь, но, несмотря на это, он в 1942 году добровольно уходит на фронт. Там у него проявляются самые лу чшие качества патриота и героя. На фронте ему довелось поработать шофером, связистом и стрелком гаубицы, где он по лу чил в одном из обстрелов тяжелое ранение с конт уз ией. Молодой боец был зас лу женно на гра жден орденом «Красной Звезды», медалями «За отвагу» и «За победу над фашистской Германией».

В победном 1945 году Астафьев демобилизовался в звании «рядовой» Вместе с женой Марией, с которой он познакомился на фронте, они уехали в Пермс ки й край, город Чусовой. Здесь у них родилось трое детей, вс кор е супруги взяли на воспитание еще двоих приемных детей.

Творчество

В 1951 году Виктор Петрович начал работать в редакции «Чусовс ки й рабочий». Здесь впервые у вид ели свет его работы. Через два года он уже выпустил свою первую книгу «До будущей весны».

Через пять лет автора приняли в «Союз писателей СССР». В течение четырех лет, с 1959 по 1961 годы Астафьев посещал Высшие литературные курсы. Затем последовали переезды из города в город, во время которых ему довелось пожить и в Перми, и в Вологде и в Красноярске.

2429743

Тема военного патриотизма и описание деревенского быта – ведущие темы творчества Астафьева. Его первый рассказ «Васют ки но озеро», написанный еще в школе, стал в итоге полноценным произведением. Среди ранних повестей можно выделить «Перевал», «Стародуб» и «Звездопад». Героями его произведений становились простые солдаты, рабочие, бойцы, деревенс ки е жители.

Жизнь в г лу хих сибирс ки х поселениях отражена в лиричес ки х рассказах Астафьева. Многие работы автора были переведены на разные язы ки и изданы во многих странах мира.

Главные произведения

В 1954 году вышла в свет повесть «Пастух и пастушка», повествующая о молодом офицере, комвзвода Борисе Костяеве. Человек, переживший все тяготы войны, умирает в поезде от истощения по дороге в тыл. Даже любовь преданной женщины не может спасти главного героя. Автор очень натура лист ичес ки описывает жуткую картину войны и трагедию человеческой жизни. Эта повесть, попавшая под запрет цензуры, долго пролежала на полке, прежде чем у вид ела свет.

3453434

С женой и детьми

Повесть «Стародуб» была издана в 1959 году и стала переломным моментом в творческой жизни Астафьева. События разворачиваются в старообрядческом сибирском поселении, спрятавшемся в дремучей тайге. В первую очередь, это повесть о людях, о таежных законах, которые, к слову сказать, не вызывали у автора сочувствия.

Интересно описывает Астафьев падение нравов староверов. Когда-то эти люди были своего рода диссидентами, отказавшимися от своего уклада и малой родины. Теперь это сообщество представлено жал ки ми, суеверными и трусливыми людьми.

Большой интерес вызывает своеобразие языка, которое можно назвать главным достоинством повести. В этой книге в полной мере проявилось писательское мастерство автора. Это касается как описаний природы, так и быта и отношений людей. Атмосферность произведению придают мастерс ки использованные диалектизмы.

34324234 1 768x591 1

Повесть «Последний по клон » написана от первого лица и рассказывает о детях тридцатых годов, которым довелось жить в эпоху коллективизации и «огненных» сор оковых. В центре повествования судьба мальчика, рано оставшегося без матери. Автор с благодарностью описывает доброту простых людей, спасавших ребятишек от голода, их трудолюбие, умение радоваться жизни даже в самые тяжелые для страны годы.

Повесть «Царь рыба» вышла в 1976 году. По сюжетной направленности она близка к произведениям о деревенской жизни. Завораживают читателя картины сибирской природы, особенно тех ее уголков, которые не затронула цивилизация. На этом фоне своеобразно представлены люди, утратившие нравственные нормы, в жизни которых на первом месте браконьерство, пьянство, кураж.

Последние годы

img22

В 1980 году Виктор Петрович купил дом в селе Овсянка и стал использовать его вместо дачи, все лето проживая на своей малой родине. В этот период появилось много его произведений – как художественных, так и публи цист ичес ки х.

%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB %D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%8B

Тема войны также была переосмыслена им в эти годы. Он начал работу над романом «Прокляты и убиты», первый том которого вышел в 1992 году, второй – в 1994. Литературные крити ки писали, что в этом романе вид на ожесточенность писателя, которому до этого был свойственен светлый взгляд на мир.

В начале 2001 года у писателя ухудшилось здоровье. Вс кор е у него с лу чился инсульт. Две недели Астафьев провел в реанимации, после чего вернулся домой. Но у лу чшение было временным. Через полгода он снова попал в больницу. За неделю до смерти писатель полностью потерял зрение .

Умер Виктор Петрович 29 ноября 2001 года. Его могила находится рядом с могилой дочери Ирины на кладбище недалеко от Овсян ки . В деревне, где он родился сейчас расположен м уз ей семьи Астафьева. Через восемь лет после смерти писателю была присуждена премия Солженицына.

Хронологическая таблица (по датам)

Год (годы) Событие
1924 Год рождения Виктора Астафьева
1935 Переезд с отцом и мачехой в Игарку
1941 Окончание школы-интерната
1942 Окончание ж/д школы ФЗО
1942 Уход добровольцем на фронт
1945 Женитьба на Марии Кор я ки ной
1945 Переезд на Урал в г. Чусовой
1948-1951 Работа дежурным по вокза лу
март 1951 Выход первого рассказа « Гра жданс ки й человек»
1951-1955 Работа в газете «Чусовской рабочий»
1959-1961 Учеба в Москве на высших литературных курсах
1962-1969 Работа в Перми собственным кор респондентом обл. радио
1968 Выход книги «Последний по клон »
1971 Повесть «Пастух и пастушка. Современная пастораль»
1976 Выход рассказа «Царь рыба»
1979-1981 Выход собрания сочинений в 4 томах
1986 Публикация «Печального детектива»
1989 Присвоение звания Герой Социа лист ического Труда
1989-1991 Работа народным депутатом СССР
1991 Государственная премия за повесть «Зрячий посох»
1992-1994 Работа над романом «Прокляты и убиты»
1998 Выход повести «Веселый солдат»
1999 На гра ждение орд. «За зас лу ги перед Отечеством» II степени
2001 Год смерти В.П. Астафьева

Интересные факты

  • будущий писатель некоторое время был беспризорником;
  • первое произведение написал еще в школе;
  • несмотря на бронь, ушел добровольцем на фронт;
  • очень плохо переносил жару;
  • собственноручно написал два сценария к ки нофильмам;
  • у писателя был единственный брак длительностью 57 лет;
  • произведения Астафьева изданы более чем в 30 странах;
  • помимо своих детей стал отцом двум приемным девочкам.

Память о писателе

По произведениям Астафьева сняты ки нофильмы «Сюда не залетали чай ки », «Таежная повесть», «Звездопад», «Где-то гремит война, «Ненаглядный мой».

В родной деревне Овсян ки функционирует библиотека, названная в его честь, и мемориальный дом-м уз ей.

В центре Красноярска установлен памятник Виктору Астафьеву.

%D0%B4%D0%BE%D0%BC %D0%BC%D1%83%D0%B7 %D0%B2 %D0%BE%D0%B2%D1%81%D1%8F%D0%BD%D0%BA%D0%B5

Дом-музей писателя в Овсянке

На доме в Перми, где писатель работал в шестидесятые годы, установлена мемориальная доска.

Имя Астафьева носят библиотека в Новосибирске, нефтяной танкер, школы в несколь ки х городах и поселках и м уз ей в Красноярске.

Виктор Астафьев

Биография

Виктор Астафьев – известный советский и российский писатель. Лауреат государственных премий СССР и РФ. Член союза писателей. Его книги переведены на иностранные языки и издавались многомиллионными тиражами. Он один из немногих писателей, кого при жизни признали классиком.

Детство и юность

Родился Виктор Астафьев в селе Овсянка Красноярского края. В семье Петра Астафьева и Лидии Потылициной он был третьим ребенком. Правда, две его сестры умерли еще в младенчестве. Когда Вите исполнилось 7 лет, его отца посадили в тюрьму за «вредительство». Чтобы попасть к нему на свидание, матери приходилось переправляться на лодке через Енисей. Однажды лодка перевернулась, но выплыть Лидии не удалось. Она зацепилась косой за сплавной бон. В итоге ее тело нашли лишь через несколько дней.

1 Zwa7QOuПисатель Виктор Астафьев

Мальчика воспитывали бабушка и дедушка по материнской линии – Катерина Петровна и Илья Евграфович Потылицины. О годах, которые внук с ними жил, он вспоминал с теплотой и добротой, позже он описал свое детство в доме бабушки в автобиографии «Последний поклон».

Когда отец освободился, он женился во второй раз. Виктора забрал к себе. Вскоре их семью раскулачили, и Петр Астафьев со своей новой женой, новорожденным сыном Колей и Витей были высланы в Игарку. Вместе с отцом Виктор занимался промыслом рыбы. Но по окончании сезона отец серьезно заболел и попал в больницу. Мачехе Витя был не нужен, кормить чужого ребенка она не собиралась.

Виктор Астафьев в детстве

В итоге он оказался на улице, беспризорничал. Вскоре его поместили в детский дом. Там он встретил Игнатия Рождественского. Преподаватель сам писал стихи и сумел рассмотреть литературный талант в мальчике. С его помощью состоялся литературный дебют Виктора Астафьева. Его рассказ «Жив» напечатали в школьном журнале. Позже рассказ получил название «Васюткино озеро».

После 6 класса стал учиться в школе фабрично-заводского обучения, после которой работал сцепщиком на железнодорожной станции и дежурным.

02 4T5QnCVВиктор Астафьев в молодости

В 1942 году Астафьев отправился добровольцем на фронт. Обучение проходил в Новосибирске в автомобильном подразделении. С 1943 года будущий писатель воевал на Брянском, Воронежском и Степном фронтах. Он был шофером, связистом и артиллерийским разведчиком. На войне Виктор был контужен и несколько раз ранен. За заслуги Астафьева наградили орденом Красной Звезды, а также ему вручили медали «За отвагу», «За победу над Германией» и «За освобождение Польши».

Литература

Вернувшись с войны, чтобы прокормить семью, а на тот момент он уже был женат, кем ему только не приходилось работать. Он был и чернорабочим, и слесарем, и грузчиком. Работал на мясокомбинате вахтером и мойщиком туш. Мужчина не гнушался никакой работы. Но, несмотря на тяготы послевоенной жизни, желание писать у Астафьева никогда не исчезало.

1Писатель Виктор Астафьев

В 1951 году он записался в литературный кружок. Он был так воодушевлен после собрания, что за одну ночь написал рассказ «Гражданский человек», позже он его переработал и издал под названием «Сибиряк». Вскоре Астафьева заметили и предложили работу в газете «Чусовской рабочий». За это время он написал более 20 рассказов и массу очерковых статей.

Свою первую книгу он издал в 1953 году. Это был сборник рассказов, он получил название «До будущей весны». Спустя два года он издал второй сборник – «Огоньки». В него вошли рассказы для детей. В последующие годы он продолжил писать для детей – в 1956 году вышла книга «Васюткино озеро», в 1957 – «Дядя Кузя, лиса, кот», в 1958 – «Теплый дождь».

03 ao5Ivk4Книги Виктора Астафьева

В 1958 году выходит его первый роман – «Тают снега». В том же году Виктор Петрович Астафьев стал членом Союза писателей РСФСР. Через год ему дали направление в Москву, где он обучался при Литературном институте на курсах для литераторов. В конце 50-ых годов его лирика стала известна и популярна во всей стране. В это время он издал повести «Стародуб», «Перевал» и «Звездопад».

В 1962 году Астафьевы перебрались в Пермь, в эти годы писатель создает цикл миниатюр, которые печатает в различных журналах. Он назвал их «затесями», в 1972 году он издал одноименную книгу. В своих историях поднимает важные темы для русского народа – война, патриотизм, деревенская жизнь.

04 5lOANpSВиктор Астафьев

В 1967 году Виктор Петрович написал повесть «Пастух и пастушка. Современная пастораль». Идею данного произведения он обдумывал давно. Но в печать ее брали с трудом, очень много было вычеркнуто по соображениям цензуры. В итоге в 1989 году он вернулся к тексту, дабы восстановить прежний вид повести.

В 1975 году Виктор Петрович стал лауреатом Государственной премии РСФСР за произведения «Последний поклон», «Перевал», «Пастух и пастушка», «Кража».

05 9JPGl18Иллюстрация к книге Виктора Астафьева «Царь-рыба»

А уже в следующем году была издана, пожалуй, самая популярная книга писателя – «Царь-рыба». И вновь ее подвергли такой «цензурной» редактуре, что Астафьев даже попал в больницу после испытанного стресса. Он был так огорчен, что больше никогда не касался текста этой повести. Несмотря ни на что, именно за это произведение он получил Государственную премию СССР.

Начиная с 1991 года Астафьев трудился над книгой «Прокляты и убиты». Книга вышла только в 1994 году и вызвала массу эмоций у читателей. Разумеется, не обошлось и без критических замечаний. Некоторых удивила смелость автора, но вместе с тем они признали его правдивость. Астафьев написал повесть на важную и страшную тему – он показал бессмысленность репрессий военного времени. В 1994 году писатель получает Государственную премию России.

Личная жизнь

Со своей будущей женой Марией Корякиной Астафьев встретился на фронте. Она работала медсестрой. Когда война закончилась, они поженились и переехали в небольшой город в Пермской области – Чусовой. Она тоже начала писать.

07 6WMwy1UВиктор Астафьев и его жена Мария

Весной 1947 года у Марии и Виктора родилась дочь Лидия, но спустя полгода девочка скончалась от диспепсии. В ее смерти Астафьев винил врачей, а вот жена была уверена, что причиной является сам Виктор. Что мало зарабатывал, не мог прокормить семью. Через год у них родилась дочь Ирина, а в 1950 – сын Андрей.

Виктор и Мария были очень разными. Если он был талантливым человеком и писал по велению сердца, то она это делала в большей степени для собственного самоутверждения.

08 C4k4d2JВиктор Астафьев с женой и детьми

Астафьев был мужчиной статным, его всегда окружали женщины. Известно, что были у него и внебрачные дети – две дочери, о существовании которых он долго не говорил жене. Мария его безумно ревновала, и не только к женщинам, но даже к книгам.

Он не один раз уходил от жены, но каждый раз возвращался. В итоге они прожили вместе 57 лет. В 1984 году скоропостижно скончалась их дочь Ирина от сердечного приступа, и оставшихся внуков – Витю и Полину – воспитывал Виктор Петрович и Мария Семеновна.

Смерть

В апреле 2001 года писателя госпитализировали с инсультом. Две недели он пролежал в реанимации, но в итоге врачи выписали его, и он вернулся домой. Ему стало лучше, он даже самостоятельно читал газеты. Но уже осенью того же года Астафьев вновь попал в больницу. Ему диагностировали заболевания сердечных сосудов. В последнюю неделю Виктор Петрович ослеп. Умер писатель 29 ноября 2001 года.

06 VrlpyuuПамятник на могиле Виктора Астафьева

Похоронили его недалеко от его родного села, через год в Овсянке открыли музей семьи Астафьевых.

В 2009 году Виктора Астафьева посмертно наградили премией Александра Солженицына. Диплом и сумму в $25 тыс. передали вдове писателя. Мария Степановна умерла в 2011 году, пережив супруга на 10 лет.

В 2020 году в столице установили восемь новых статуй, монументов и памятных знаков.

Даже в период ограничений, связанных с пандемией коронавируса, в столице не прекращалась работа по увековечиванию памяти выдающихся деятелей прошлого и значимых событий истории. За прошлый год в Москве было установлено восемь новых статуй, монументов и памятных знаков. В Международный день памятников и исторических мест рассказываем о том, какие сооружения появились в столице.

Памятник железнодорожникам — участникам Великой Отечественной войны 

jeleznodorojniki 1

Монумент железнодорожникам — участникам Великой Отечественной войны был открыт летом прошлого года к профессиональному празднику работников железной дороги. Эта композиция из пяти фигур — символ единения фронта и тыла — установлена на территории сквера на Комсомольской площади, в месте пересечения основных железнодорожных магистралей.

У основания памятника на гранитной платформе пять статуй. Каждая из них представляет профессию железнодорожника, среди которых машинист, женщина-монтер пути, руководитель дороги, стрелочница и дорожный мастер. Фигуры расположены полукругом, а за их спинами возвышается орден «Победа». С четырех сторон от него размещены рельефные изображения ремонтных работ на железной дороге, а также бронепоезда и паровозы. На самом монументе можно увидеть надпись — слова полководца и Маршала Советского Союза Георгия Жукова: «Без подвига железнодорожников не было бы нашей Победы…». Автор монумента — скульптор, педагог, профессор, народный художник России и член Союза художников СССР Салават Щербаков.

Монумент руководителю атомной отрасли СССР Ефиму Славскому

slavskii 1

Еще один памятник, установленный в Москве летом прошлого года, — памятник руководителю отечественной атомной отрасли и трижды Герою Социалистического Труда Ефиму Славскому. Торжественная церемония открытия была приурочена к 75-летию атомной отрасли в России. Бюст Министра Славского уже несколько лет встречает посетителей на лестнице цокольного этажа внутри главного здания госкорпорации «Росатом». Новый монумент, созданный скульптором Салаватом Щербаковым, был открыт в сквере у центрального здания госкорпорации (улица Большая Ордынка, дом 24).

Министр изображен в полный рост в костюме-тройке с тремя звездами Героя Социалистического Труда. Памятник установлен на полуметровом гранитном постаменте.

Ефим Славский (1898–1991) — советский государственный деятель, специалист в области цветной металлургии, руководитель советской атомной промышленности, трижды Герой Социалистического Труда, один из руководителей советского атомного проекта, Министр среднего машиностроения СССР, депутат Верховного Совета СССР.

Скульптурная композиция Театра имени Евгения Вахтангова

vahtangov 1

В сентябре по адресу улица Арбат, дом 26 был открыт памятник режиссеру, актеру и педагогу Евгению Вахтангову. Монумент установлен перед зданием Государственного академического театра, носящего его имя. В бронзовой композиции режиссер представлен сидящим на возвышении перед занавесом. Над его склонившейся головой на полотне высечены названия 100 спектаклей, прославивших театр за последние 100 лет, начиная с постановок самого Евгения Вахтангова — «Чудо святого Антония» и «Принцесса Турандот». Это уже третий в России памятник Евгению Вахтангову. Его авторы — скульптор народный художник России Александр Рукавишников, главный художник Вахтанговского театра заслуженный художник России Максим Обрезков и заслуженный архитектор России Игорь Воскресенский.

Евгений Вахтангов (1883–1922) — основатель театрального направления фантастического реализма, родился во Владикавказе и обучался во владикавказской классической гимназии. Там он участвовал в любительских драматических кружках и продолжал играть на сцене, поступив в Московский университет. В 1911 году Евгений Вахтангов окончил театральную школу и был принят в Московский художественный театр. В 1921 году он возглавил Третью студию МХТ, которая затем была переименована в Театр имени Евгения Вахтангова.

Монумент основоположникам самбо

sambo 1 den

На аллее спортивной славы олимпийского комплекса «Лужники» в декабре открыли мемориал основоположникам самбо в России. В каменной композиции увековечены имена тренеров этого вида единоборств — Виктора Спиридонова, Василия Ощепкова и Анатолия Харлампиева. В центре композиции — фигуры борцов, один из которых переворачивает соперника, выполняя бросок под названием «мельница». Поединок идет на полусфере, через которую проходит орбита Земли. Так авторы изобразили земной шар, символизирующий популярность этой борьбы во всем мире. На орбите можно увидеть девиз единоборства «Самбо — наука побеждать». За поединком наблюдают отцы-основатели самбо.

Виктор Спиридонов (1882–1944) создал систему прикладной борьбы и рукопашного боя на основе джиу-джитсу. Василий Ощепков (1893–1937) придумал советскую версию дзюдо. Анатолий Харлампиев (1906–1979), ученик Василия Ощепкова, собрал и систематизировал методики различных видов единоборств. Именно благодаря ему самбо как спортивная дисциплина получило в СССР официальный статус.

Монумент выполнен из бронзы и гранита. Его создал коллектив скульпторов под руководством народного художника России Салавата Щербакова.

Памятник основателю Союза архитекторов СССР Каро Алабяну

alabyan 1

В прошлом году новый памятник появился и в Малом Песчаном переулке рядом с домом 2. Он представляет собой гранитный пьедестал со ступенями, на которых стоит советский архитектор и основатель Союза архитекторов СССР Каро Алабян. В правой руке он держит бумажные полотна с чертежами. Листы настолько длинные и тяжелые, что архитектору приходиться поддерживать их ногой, чтобы те не соскользнули и не упали вниз. Над созданием данного монумента трудились скульптор, профессор, народный художник России, член Союза художников СССР Георгий Франгулян, а также художник и дизайнер Ашот Татевосян.

Каро Алабян (1897–1959) — советский архитектор, основатель Союза архитекторов СССР. В 1935 году участвовал в разработке генплана реконструкции Москвы. Самые известные проекты Алабяна — здание Центрального академического театра Российской армии и архитектурный план павильона станции метро «Краснопресненская».

Памятный знак в честь дивизии московского народного ополчения

znak 1

В декабре 2020, в преддверии годовщины со дня начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой, состоялась торжественная церемония открытия памятного знака 6-й Московской стрелковой дивизии народного ополчения Дзержинского района. Стена с пятиконечной звездой символизирует подвиг рабочих, которые без военной подготовки в 1941 году встали на защиту столицы. В дивизию вступили около восьми тысяч человек из 170 учреждений и предприятий в возрасте от 18 до 55 лет. Почти никто из них до этого не держал в руках винтовку.

Дивизия народного ополчения Дзержинского района формировалась в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта. В нее вошли рабочие заводов, сотрудники Наркомата иностранных дел СССР, студенты, преподаватели. Дивизия участвовала в строительстве Можайской линии обороны, сражалась в районе Дорогобужа, Вязьмы, Ельни, дошла до Восточной Пруссии. Памятник находится в Екатерининском парке. Его автором стала архитектор Александра Воскресенская.

Бюст хирургу Виктору Савельеву

savelev den 1

В 2020 году на территории городской клинической больницы № 1 имени Н.И. Пирогова был установлен бюст советскому и российскому хирургу, академику, лауреату Государственной премии СССР и Государственной премии Российской Федерации Виктору Савельеву. Он выполнен из бронзы и расположен на трехчастном постаменте из полированного гранита. С инициативой установить памятник известному врачу в комиссию по монументальному искусству обратилась общероссийская общественная организация «Российское общество хирургов». Авторы монумента — народный художник России скульптор Андрей Балашов и народный архитектор СССР, действительный член Российской академии архитектуры и строительных наук, почетный строитель Москвы Виктор Егерев.

Академик Виктор Савельев (1928–2013) — основатель научной школы, специалист в области ангиологии, физиологии, патофизиологии, сердечно-сосудистой системы человека. С его именем также связаны достижения в области анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии. В течение более чем 30 лет Савельев занимал пост главного хирурга Министерства здравоохранения России.

Памятный знак протопопа Аввакума

avakym 1

Памятный знак в честь 400-летия со дня рождения идеолога старообрядчества, священномученика Аввакума Петрова установили на территории духовного центра Русской православной старообрядческой церкви (улица Рогожский Поселок, дом 29, строение 1).

Он выполнен в форме поклонного столпа высотой 5,5 метра. На столпе в мозаичном исполнении изображены протопоп Аввакум, боярыня Морозова, митрополит Амвросий и епископ Павел Коломенский. Знак установлен перед церковью Воскресения Христова в колокольне Рогожской общины, напротив Западных ворот Рогожской слободы. Он был оформлен по проекту протоиерея Леонтия Пименова — благочинного старообрядческих общин Московской области и настоятеля орехово-зуевского старообрядческого храма Рождества Пресвятой Богородицы. Именно он одержал победу в конкурсе на лучший облик памятного знака в 2019 году. Архитектором сооружения стал педагог, историк архитектуры Артур Токарев.

Аввакум Петров — священник, протопоп, писатель, автор памятника русской литературы ХVII века «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», ряда полемических сочинений и посланий единомышленникам.

Международный день памятников и исторических мест отмечается с 1984 года по инициативе Ассамблеи Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест (ICOMOS).

Источник

Знаменательная дата — 31 мая по старому стилю(!) стала считаться днем основания Хабаровска и празднуется ныне как День города

В советском фотоальбоме о Хабаровске (Хабаровск: Фотоальбом. Фото: Е. Кассина, Г. Расторгуева, Ю. Муравина. Текст В. Ковтуна. - Хабаровск: Кн. изд., 1979. - 256 с., ил., стр. 44.), в рубрике «Их имена в истории города», биография Якова Дьяченко была ошибочно проиллюстрирована фотографией 1905 года тогда еще полковника Николая Третьякова, из группового снимка офицеров 5-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, бывшего в Порт-Артуре. Такое же изображение висит в музей п. Кульдур ЕАО. Изображение Дьяченко до сих пор не найдено.
В советском фотоальбоме о Хабаровске (Хабаровск: Фотоальбом. Фото: Е. Кассина, Г. Расторгуева, Ю. Муравина. Текст В. Ковтуна. — Хабаровск: Кн. изд., 1979. — 256 с., ил., стр. 44.), в рубрике «Их имена в истории города», биография Якова Дьяченко была ошибочно проиллюстрирована фотографией 1905 года тогда еще полковника Николая Третьякова, из группового снимка офицеров 5-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, бывшего в Порт-Артуре. Такое же изображение висит в музей п. Кульдур ЕАО. Изображение Дьяченко до сих пор не найдено.

В Хабаровске вышла новая книга «Несколько слов о топонимике» известного краеведа и военного топографа, почетного члена ВООПИиК Григория Лёвкина, в которой он снова возвращается к истории основания краевой столицы.

 
Григорий Лёвкин считает, что основателем Хабаровска является не Яков Дьяченко, а генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев (титул Амурский и звание графа он получил в 1858 году, после заключенного Айхуньского [Айгуньского] договора с Дайцинской империей [Империя Цин] от 16 мая 1858 года). И убедительно это доказывает.

 
Так, Николай Муравьев прибыл на Усть-Уссурийский пост Казакевичева действительно 31 мая (это 12 июня по новому стилю!) 1858 года и убедился в недостаточности территории для размещения около устья р. Уссури нового селения, поэтому и был рассмотрен вариант его строительства в районе деревни Бури (Хабарово). Знаменательная дата — 31 мая по старому стилю(!) стала считаться днем основания Хабаровска и празднуется ныне как День города.

 
Далее, 3 июня(!) 1858 года 13-й линейный батальон под командованием капитана Якова Дьяченко отправился из станицы Усть-Зейской (Благовещенская, ныне г. Благовещенск) в селение Хабарово/Хабаровка. Именно 3 июня 1858 года Николай Муравьев окончательно принял решение о месте расположения 13-го линейного батальона «в д. Бури» («д.», то есть «деревня», а не военный пост Хабаровка) на реке Амур (в районе будущего Хабаровска) и отдал распоряжение батальону выдвигаться.

 
Еще во время сплава 1858 года, после подписания Айгуньского договора, генерал-губернатор  Муравьев 3 июня 1858 года, находясь в местечке Бури, куда перебрались 2 июня из Казакевичево, писал М.С. Корсакову: «Мы шли ужасно долго от сильных противных ветров, которые, вероятно, задержали и прочие все сплавы, и пришли на устье Уссури только 31 мая. Там я нашёл Казакевича [на Усть-Уссурийском посту военный губернатор Приморской области П.В. Казакевич ожидал Н.Н. Муравьева, прибыв на пароходе из Николаевска]. Казаки, слава богу, здоровы, у них на посту все хорошо; строят дом, магазин, огороды засажены, и время вообще не теряли. Устье Уссури совершенно в глуши, в 4-х верстах от главного русла Амура [приблизительная ширина в средней части Большого Уссурийского острова, отделяющего Амурскую протоку от основного русла Амура]. Вследствие сего я ставлю 13-й батальон весь на Бурее [Бури], то есть на главном русле, чтоб он мог удобнее во всякое время спускаться и подыматься к устью Амура, а в протоки в мелководье пароходы ходить не могут. Около устья Уссури весьма немного места для поселения; вследствие сего я отправляю во 2-ю роту только 150 семейств, а 350 будут в 1-й роте, то есть в Амурском батальоне, для которого места довольно».

 
Согласитесь, Николай Муравьев не мог 31 мая писать в новом стиле?! Но 31 мая точно никакого батальона Дьяченко в районе деревни Бури не было.

 
Только 21 июня(!) 1858 года 13-й Сибирский линейный батальон во главе с Яковом Дьяченко прибыл и высадился на берегу Амура для строительства селения Хабарово/Хабаровка.

 

Лёвкин Г.Г. Несколько слов о топонимике. - Хабаровск, 2016. - 280 с., ил.
Лёвкин Г.Г. Несколько слов о топонимике. — Хабаровск, 2016. — 280 с., ил.

Как убежден Григорий Лёвкин, вот поэтому капитан Дьяченко никак не мог оказаться на Амурском утесе ни 31 мая, ни «19 мая 1858 года», куда поместил его писатель Николай Наволочкин, ссылаясь, что это дата по старому летосчислению, и прибавляя 12 дней, получая 31 мая.

 
«…„А что! — вдруг с задором подумал Дьяченко. — Построим вот здесь военный пост, и назову я одну из улиц Линейной — в честь всех линейных солдат“. С треском обламывая сучья, ухнув, упало первое срубленное дерево. Было это 19 мая 1858 года [отсчитывали от 31 мая, хотя эта, взятая за основу дата, является по старому стилю, поэтому от нее надо не отнимать, а прибавлять, для XIX века это 12 дней, получается 12 июня. — Авт.]», — из книги Николая Наволочкина «Амурские версты».

 
Да, когда бы батальон Дьяченко успел дойти до Хабаровки раньше Муравьева, если тот только 16 мая подписал Айгуньский договор? А было это в городе Айгунь, напротив Благовещенской. За три дня, с 16 по 19 мая, пройти по воде почти 700 км невозможно!

 
Поэтому Муравьев и появился в районе Амурского утеса только 31 мая — так ведь, не забывайте, это по старому стилю! А батальон Дьяченко остался ждать приказа в Благовещенской.

 
Григорий Лёвкин полагает, что разночтения в датах пошли еще и после исследования истории Хабаровска директором Госархива Хабаровского края Верой Чернышевой и путаницы в старом и новом летосчислении. Вот он ссылается на ее архив: «ГАХК Ф. 849. Оп. 1. Д. 6. Л. 2. Хроника важнейших событий, связанных с образованием и развитием города Хабаровска (за 1858-1926 гг.). / Рукопись В.И. Чернышевой».

 
И цитата оттуда: «1858 год. Военный пост Хабаровка. 31 (18 с.с.) мая 1858 года [повторимся: ошибка в стилях, 31 мая это не по новому, а по старому летосчислению, поэтому отсчитанная от 31 мая дата „18 мая с. с.“ — ничего не значит, надо не отнимать, а прибавлять к 31 мая, для XIX века это 12 дней, получается 12 июня. — Авт.], основано военное поселение — военный пост Хабаровка, солдатами 13-го Восточно-Сибирского линейного батальона, под командованием капитана Якова Васильевича Дьяченко. Новые поселения по указанию генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева назывались именами исторических лиц, связанных с изучением и освоением Амурских земель русскими. Пост Хабаровка назван именем Ерофея Павловича Хабарова, отважного русского богатыря, бывшего здесь на Амуре еще в 1650-1653 годы. Ссылка на ГАИО. Ф. 24. Оп. 9. Д. 64. И книга И. Барсукова „Граф Муравьев Амурский“. — М, 1894. Л. 147.»

 

Григорий Лёвкин
Григорий Лёвкин

Григорий Лёвкин указывает, что никакого «военного поста Хабаровка» не существовало в помине. Что касается постовой команды в Хабаровке и поста (заметьте, не военного поста!) Хабаровка — то появились они только после Именного Указа Российского императора Александра II от 18 апреля 1867 года.

 
Вот текст (извлечение) оттуда: «…2. В посту Владивостоке самостоятельной команды не иметь, а содержать там отряд от Новгородской постовой команды. 3. Взамен Владивостокской постовой команды (2 разряда) образовать постовую команду 1 разряда в Хабаровке на устьях реки Уссури, присвоив ей наименование Хабаровской постовой команды…».

 
Как пишет историк, постовая команда отвечала за охрану государственной границы вблизи устья Уссури, местом ее базирования являлось селение Хабаровка. При этом непосредственно около устья Уссури в Казакевичево, ставшем казачьей станицей Амурского казачьего войска (образовано 29 декабря 1858 года), службу несли казаки Уссурийского пешего батальона. В постовой команде 1-го разряда было 225 человек, а в постовой команде 2-го разряда — 129.

 
И нигде в Указе нет о «военном посте».

 
Вот и выходит, если быть честным к истории, надо знать, что Хабаровск основан 12 июня (по новому летосчислению, 31 мая по старому) 1858 году Николаем Муравьевым. А строить селение Хабарово/Хабаровку стал действительно 13-й линейный батальон под командованием капитана Якова Дьяченко, который прибыл из Благовещенской в Хабаровку 21 июня (3 июля по н.с.) 1858 года.

 
Константин Пронякин.

 
Справка
Хабаровск основан 31 мая (12 июня по н.с.) 1858 года.

 
Прежние названия:
до 1858 — деревня Бури,
до 1867 — селение Хабарово/Хабаровка,
до 1880 — пост Хабаровка,
до 1893 — город Хабаровка,
с 1893 по н.в. — город Хабаровск.
* * *

 

Полковника Николая Третьякова, из группового снимка офицеров 5-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, бывшего в Порт-Артуре в советском альбоме выдали за Якова Дьяченко. // Иллюстрированная летопись Русско-японской войны. (По официальным данным, сведениям печати и показаниям очевидцев). С картами и планами, портретами, изображениями боевых эпизодов, рисунками из военно-походного быта/ Издание редакции „Нового Журнала Литературы, Искусства и Науки“ (Ф. И. Булгакова). — СПб.: Типография А. C. Суворина, 1905. (нажмите, чтобы увеличить)
Полковника Николая Третьякова, из группового снимка офицеров 5-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, бывшего в Порт-Артуре в советском альбоме выдали за Якова Дьяченко. // Иллюстрированная летопись Русско-японской войны. (По официальным данным, сведениям печати и показаниям очевидцев). С картами и планами, портретами, изображениями боевых эпизодов, рисунками из военно-походного быта/ Издание редакции „Нового Журнала Литературы, Искусства и Науки“ (Ф. И. Булгакова). — СПб.: Типография А. C. Суворина, 1905.

Читайте также

Трасса

Она могла испугать любого. Но работа была сделана. Люди в небе и на земле АлСиба

17.05.2017

Кому бродить на информационном кладбище Хабаровского края: Ни зарплат, ни квартир, ни гонораров

Владимир Иванов-Ардашев: Было бы честнее, если бы в один печальный момент нам, журналистам, попросту сказали: идите к черту и выживайте, как можете! Но так никогда не скажут, а будут лукавить, распределяя средства на свое усмотрение, по принципу лояльности

16.05.2017

Нижнеамурская голгофа: Клостер-кампское сидение

Начало Клостер-Кампской эпопеи и охраны Клостер-Кампского маяка на мысе Орлова, описанные самими участниками. Ч.6.

13.05.2017

Магадан: Дни ожидания хороших книг

К 80-летию со дня рождения Альберта Мифтахутдинова в Магадане готовят первое собрание его сочинений

11.05.2017

Нижнеамурская голгофа: Амурский поход

Уход Тряпицына в сторону Николаевска-на-Амуре трактуется по-разному. Одни говорят, что он был послан решением ревштаба, другие — ушел самостоятельно. Ч.5.

07.05.2017

Сокровища последнего китайского императора

Узник хабаровского лагеря пожертвовал их на восстановление народного хозяйства СССР — но далеко не все..

04.05.2017

Майские звезды: О журналистах, которые с нами

В сентябре 1964 года Нина Римшина с мужем Александром Чернявским приехала в Хабаровск. Выпускники Уральского университета, Чернявский и Римшина не сразу разыскали редакцию газеты, куда они распределись. Ч.5

03.05.2017

Русский поэт из «Дома Мацуура»

В Харбине может появиться мемориальная доска Арсения Несмелова

01.05.2017

Забытый первый летчик-спасатель Арктики - Виктор Галышев

Первое спасение людей в Арктике по воздуху, за четыре года до челюскинской эпопеи, когда за такие подвиги семерым летчикам присвоили звание Герой Советского Союза

01.05.2017

Нижнеамурская голгофа: Вариант биографии

Что мы знаем о личности лидера нижнеамурских партизан? Ч. 4.

01.05.2017

Другие материалы по теме «Наука, История, Образование, СМИ» >>

  • Памятник архитектуры алтайского края сочинение
  • Памятник в истории россии сочинение рассуждение
  • Памятник андерсену в парке 850 летия москвы какие сказки
  • Памятник александру сергеевичу пушкину в москве сочинение
  • Памятка по написанию сочинения по огэ