Памятник в истории россии сочинение рассуждение

Одна из моих любимых сказок сказка о царе салтане. мама читала мне ее перед сном и я оказывался в
  • Одна из моих любимых сказок – «Сказка о царе Салтане». Мама читала мне ее перед сном и я оказывался в волшебном, завораживающем мире. Эту сказку я мог слушать каждый вечер, она мне совсем не надоедала. Сейчас я стал старше, мне стала ближе лирика поэта. Такие стихи, как «Признание», «Желание», «Анчар» не могут оставить равнодушным никого.
    Пушкин одинаково хорошо писал и о любви, и о природе, и о войне, и о свободе. Его образы полноценны и объемны, все они несут определенный посыл. Поэт учит нас честности, щедрости, верности своим принципам. Он воспевает в своих произведениях лучшие душевные качества, призывая не терять их, какими бы ни были обстоятельства.
    Хорошим примером этому можно считать «Капитанскую дочку». Главный герой произведения, Петр Гринев, хоть и вырос в аристократической семье, не был испорчен. У него была добрая и честная душа, а еще он оказался верным долгу и очень отважным. Такие герои всегда восхищают читателя, с них хочется брать пример.
    Просто и красиво Пушкин доносит до читателя свои мысли и чувства. Его язык очень гармоничен и понятен каждому. Поэт не является сторонним наблюдателем происходящего, он всегда искренне сопереживает своим героям и заставляет сопереживать нас.
    Произведения Александра Сергеевича во все времена входили в школьную программу и не зря. Они многому нас учат, заставляют любить и гордиться родным языком, настолько красиво они сложены. Этот поэт уникален и, думаю, навсегда останется таковым, он «памятник себе воздвиг нерукотворный…».

  • Наверное, на этой земле не существует ни одного человека, который бы не слышал о великом русском писателе Александре Сергеевиче Пушкине. Каждый из нас, будь то, взрослый или ребенок знаком с его творчеством.
    Еще с детства мне полюбились его сказочные герои. Из каждой его сказки можно вынести урок, который пригодиться в дальнейшей жизни.
    Александр Сергеевич настоящий творческий волшебник, в его сказках добро всегда берет верх над злом.
    Моей любимой сказкой, конечно же является сказка о золотой рыбке. Эта сказка научила меня довольствоваться необходимым, не быть жадным и знать меру в своих желаниях и запросах.
    В своих гениальных произведениях Александр Сергеевич поднимает извечные темы свободы, любви и дружбы, затрагивает насущные проблемы общества. Он восхваляет честность и трудолюбие.
    Пушкин обладал огромным талантом донести до читателя главное, глубоко проникнуть в душу и навсегда остаться в ней. У этого талантливого писателя множество интересных и незабываемых произведений. В каждом своем шедевре он растворялся полностью.
    Особенно приятно читать его стихи, наполненные романтизмом и любовью. Часто, в памяти всплывают великолепные строчки из его стихотворений. Они вдохновляют, наполняют энергией, обладают силой исцеления.
    Если бы не трагическая гибель поэта на дуэли, литература была бы еще больше заполнена его поучительными шедеврами. Пушкин, несмотря на то, что прожил короткую жизнь, покорил тысячи сердец благодарных читателей.
    Читая его произведения моя жизнь наполняется смыслом, мои мысли приобретают правильное направление. Хотелось бы, чтобы этот легендарный человек жил вечно и дарил миру все новые и новые гениальные произведения.
    Пушкин – величайший, талантливый писатель. Он навсегда останется в моей душе и памяти.

    Мой Пушкин сочинение

    С Пушкиным мы все знакомимся ещё в раннем детстве. И это знакомство продолжается всю сознательную жизнь. Пушкин – мой любимый поэт. У него лёгкий слог и стихи легко запоминаются. У моей мамы была большая книга произведений Пушкина. Это был подарок, и она им очень дорожила. Оттуда она мне по вечерам читала стихи.

  • Все мы знакомы с творчеством великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Каждое его произведение – это шедевр мировой литературы, знакомый нам с самого раннего детства. Когда я был ещё совсем маленьким ребёнком, моя мама часто читала мне очень интересные сказки Пушкина, такие как: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке». А вот сказку «У Лукоморья дуб зелёный» я помню наизусть и сейчас.
    У Пушкина всего семь сказок, все они абсолютно разные, но объединены какой-то общей идеей, добротой и наполнены теплом, все его сказки интересны и по-своему поучительны. Эти важные качества способствуют раннему развитию маленьких детей, современные дети, как и дети прошлых поколений, с большим интересом читают их. Многие люди выросли на сказках этого величайшего поэта.
    Стихи Пушкина тоже дети знают с малых лет. За свою не очень длинную жизнь поэт написал более пятисот стихотворений и все они абсолютно разные. Александр Сергеевич писал обо всем: у него много стихотворений о любви, о свободе, о дружбе, о природе. Стихи Пушкина довольно просты, но при этом имеют очень глубокий смысл.
    Каждый человек, погружаясь в прочтение произведений Пушкина, как бы мысленно переживает те обстоятельства, которые описывает поэт в своих известных литературных творениях. Он будто бы сам становится героем произведения и наблюдает за всем, что в нём происходит.
    Александр Сергеевич Пушкин прожил совсем немного – всего 37 лет. Но за это время успел сделать очень многое, оставив после себя бесценные произведения литературы, в которые влюбляешься с первых строк и не можешь забыть всю жизнь. Пушкин – гений мировой литературы и с этим трудно поспорить.

  • Автор как будто волшебник, ведь в каждом его произведении добро побеждает зло.
    Мне нравится очень много сказок, но больше всего мне нравится сказка про золотую рыбку, которую я сейчас уже читаю своим детям и им она также нравится. Кроме этого из этой сказки можно вынести ценный и нужный урок, который пригодится в жизни. Она помогает ценить и хранить все что у вас есть. Ни в коем случае не быть жадным человеком, и всегда и во всем помогать другим людям и добро всегда вернется к вам. Также не стоит иметь слишком большие запросы или мечты и не ждать, что все сразу упадет к вам в руки и для того чтобы все это сбылось нужно немного добиваться и делать все для его осуществления.
    Практически в каждом своем произведении он рассказывает про те проблемы, которые являются актуальными и на сегодняшний день. Он не любит тех кто обманывает или притворяется добрым для того чтобы потом сделать всем плохо. А вот тех героев, которые являются добрыми, он наоборот восхваляет и уважает.
    Автору практически всегда удается свою точку зрения до читателей и в каждом произведении он высказывается и дает время на размышление. Самое главное для него чтобы смысл проник в душу читателя и хотя бы немного изменил мир в лучшую сторону. И тогда он поймет, что все сделал не зря. Во всех своих произведениях он растворялся полностью.
    Все его стихотворения пронизаны любовью и романтикой. И когда с этим сталкиваешься в обычной жизни, то всплывают строчки из его произведений, которые остались в памяти. Они наполняют энергией, а также исцеляют больного человека.
    Если бы он не погиб на этой дуэли, то мы могли бы еще долго наслаждаться его прекрасными произведениями и поучительными шедеврами. И хотя он прожил недолгую жизнь, но остался в жизни или в душе каждого читателя до сих пор.
    Когда я читаю данные произведения, то жизнь наполняется новым смыслом, которого раньше я не могла отыскать ни в одном другом произведении.


  • Из конкурсного
    сочинения на тему: «Мой Пушкин»


    Эдуард Иванов, 10-й класс,
    школа № 2, с. Высокая Гора,
    Республика Татарстан.
    Учитель В.Н. Кевро

    Я познакомился с А.С. Пушкиным, будучи
    еще совсем маленьким: с ним меня познакомил мой
    отец, который с раннего детства приучал меня
    интересоваться историей и литературой. Он сам
    был пристрастен к ним.
    Папа читал мне сказки Пушкина на ночь,
    под которые я засыпал, не успев дослушать все до
    конца, и мне снилось то самое Лукоморье и другие
    пушкинские места, казавшиеся мне очень
    знакомыми.
    Одно из моих самых любимых
    произведений А.С. Пушкина – «Сказка о царе
    Салтане», запавшая мне в душу с раннего возраста.
    Пушкин прожил нелегкую жизнь. Ему
    пришлось немало страдать, любить, ненавидеть,
    ждать и терпеть.
    С возрастом я все больше узнавал о
    жизни поэта и его поэзии. Я понял смысл его жизни,
    его взгляды, за что он боролся.
    Пушкин был великим поэтом, который
    любил и видел русскую природу неожиданным для
    нас образом. Посмотрев на природу его глазами,
    увидишь вокруг себя восхитительную ауру. Мы,
    конечно, видим красоту природы, но не можем
    выразить ее словами так, как это удавалось А.С.
    Пушкину. Рядом с Пушкиным в описаниях природы я
    могу поставить только некоторых поэтов, таких,
    как Есенин и Тютчев.
    Для меня Пушкин – это пик
    человеческого совершенства! Это звезда, которая
    для меня никогда не погаснет, и я думаю, что
    второго Пушкина у нас никогда не будет!

  • Мой Пушкин
    Всем русским людям знакомо имя А.С. Пушкина, поэта, любимого  во всём мире. Но мне кажется, что он самый великий среди всех русских поэтов. Ни один поэт не обладал таким удивительным даром так легко и просто и, вместе с тем, так глубоко высказывать свои мысли, чувства поэтическим слогом.
    Трудно  представить себе нашу жизнь без Пушкина. Мне кажется, что его стихи я знала всегда. “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”, “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”, “Сказка о Золотом Петушке” – эти сказки были самыми волшебными, самыми увлекательными для меня. Можно говорить о том, что все великие художники были гуманистами, что они глубоко национальны и их нельзя оторвать от народа.
    Можно детально исследовать их творчество, спорить о новаторстве или традиционности их произведений. И все-таки где граница, за которой начинается гениальное?  Тысячи художников на протяжении тысячелетий пытаются постичь извечные тайны внутреннего мира, выразить свое собственное «я», а через него дать обобщенное изображение современного им мира, современного им человека. Многим из них, подражают; их произведения — нарасхват… Но проходит десятилетие — и о них помнят лишь в узком кругу любителей; сто лет — и имена этих художников можно встретить лишь в учебниках, каталогах…
    Пушкин вечен и современен. В чем же секрет его? Где начинается великое?
    Там же, где и неизмеримое,  необъяснимое. Там, где молчат. Так молчат наедине с Природой, наедине с собой. Там, где начинается личное. Здесь начинается мой Пушкин…

  • Однако я познакомилась с биографией поэта. Узнала, скажем, про двойку по математике, его остроумие, а двадцать девять дуэлей натолкнули на мысль, что великий Пушкин был настоящим повесой. Мгновенно из Деятеля он был превращен в Человека, ведь он такой же, как мы! К слову, завоевывать любовь детей к Пушкину нужно именно так. Только после этого я смогла по достоинству оценить его творчество.
    Больше всего меня поражала способность Пушкина перевоплотиться и реализовать себя в разных жанрах и направлениях. В конце концов, я поняла, что невозможно не любить Пушкина за его прекрасные стихотворения («Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье», «Няне», «К Чаадаеву»). Сложно оставаться равнодушным к его поэмам. Например, в «Медном всаднике» автор настолько умело поднимает проблему отношений государства и «маленького человека», что за бедного Евгения болит сердце. Сказки Пушкина мотивируют верить в чудеса, а повесть «Пиковая дама» даже пугает своими мистическими элементами. Ну а отдельного комплимента, безусловно, заслуживает «Евгений Онегин», и манера автора так изящно рассказать печальную любовную историю, а в промежутках между ее перипетиями раскрыть всю суть русской жизни.

  • Пушкин – как много таит в себе это слово для всех образованных русских людей. Александр Сергеевич был не только великим поэтом и писателем, он олицетворяет собой всю классическую русскую литературу. Именно ему в огромной степени принадлежит заслуга в создании современного русского языка, на котором мы все сейчас разговариваем и пишем. Величие человека определяется памятью, которую хранят о нем потомки. Имя Пушкина хранится в названии улиц, площадей, памятниках и просто в сознании российского общества.

    Краткая биография

    А. С. Пушкин родился в 1799 г. в высокообразованной и даровитой семье. Достаточно сказать, что три дяди будущего поэта уже были широко известны среди образованного общества и писали стихи. Пушкин получил блестящее французское воспитание, что было естественным в то время. При этом родители позаботились и о национальном развитии своего сына. У Пушкина был прекрасный преподаватель русской словесности. Особую роль занимала известная няня поэта – Арина Родионовна, познакомившая его с богатым миром русского фольклора.
    Важным этапом в жизни поэта стала учеба в Царскосельском лицее (1811-1817), о котором он постоянно вспоминал в дальнейшем. Затем последовала служба на Кавказе, в Одессе. В 1824 г. Пушкин был сослан в с. Михайловское, где в полной мере раскрылся его талант.
    С 1826 г. начинается новый этап в жизни Пушкина. Высочайшим повелением Николая I он был освобожден от ссылки и попал как бы под личный надзор императора. В 1830 г. после помолвки с Н. Гончаровой поэт отправился в знаменитую в наше время деревню Болдино. Болдинская осень – наиболее плодотворный период в творчестве поэта. Таких поездок состоится еще две, каждая значительно обогатит сокровищницу русской литературы.
    В январе 1837 г. Пушкин был смертельно ранен на дуэли Дантесом и после двухдневных мучений скончался.

    Творчество Пушкина

    Невозможно переоценить значение творчества великого поэта. Оно включает в себя бесконечное разнообразие жанров и тем.
    Лирика великого поэта отличается невероятной глубиной и знанием родного языка во всех его оттенках и проявлениях. Пушкин постоянно впитывал в себя все многообразие русской речи и блестяще использовал это в своем творчестве. Язык Пушкина – прекрасен и совершенен в любом произведении: от описания природы до вольных переводов с других языков.
    Бессмертная поэма «Евгений Онегин» – шедевр мировой литературы, удивительное по красоте и ясности изложения произведение.
    Особое место в творчестве Пушкина занимают его сказки, основанные на рассказах няни Арины Родионовны. В них поэт смог продолжить и обессмертить русские фольклорные традиции.
    Трагедия «Борис Годунов» окончательно утвердила Пушкина на вершине российского Парнаса. Один из самых драматичных периодов русской истории поэт смог описать с шекспировским размахом.
    Сочинения Пушкина в прозе также входят в золотой фонд русской литературы. Главной среди них является повесть «Капитанская дочка», по которой можно изучать историю восстания Пугачева.

    Значение Пушкина

    Практически у каждого народа есть главный представитель национальной культуры: Гомер, Шекспир, Мольер… Для России таким человеком стал А. С. Пушкин, который в своих произведениях смог отразить все многообразие и богатство русской культуры.
    В 1836 г. великий поэт создал стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». За год до своей трагической гибели он пророчески предсказал свою судьбу – «нет, весь я не умру». Пока в памяти народа хранится память о гении нашей литературы, России всегда будет оставаться носителем великой культуры.

    Сочинение мой Пушкин план:

    Введение
    Краткая биография
    Творчество
    Значение Пушкина

  • Александр Пушкин
    Александр Сергеевич Пушкин — русский поэт, драматург и прозаик, создатель современного русского литературного языка.
    Родился: 06.06.1799, Москва
    Умер: 10.02.1837 (37 лет)
    Популярные произведения А.С. Пушкина
    К морю
    Кавказ
    Когда за городом, задумчив я брожу
    Паж, или Пятнадцатый год
    Повести Белкина: Станционный смотритель
    Поэт
    Узник
    Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
    Деревня
    Капитанская дочка
    Медный всадник
    Евгений Онегин
    Другие сочинения по произведению Пушкина
    Свободолюбивая лирика Пушкина
    Пушкин – наше все.
    Чему учат нас сказки
    Моё отношение к творчеству Пушкина
    Мои Пушкин (1)
    Как отразилась любовь к родине в лирике Пушкина?
    Значение творчества А.С. Пушкина
    Сочинение “Школа будущего”
    Стихотворения А.С.Пушкина о любви.«Я вас любил…».
    Вклад Пушкина в русскую и мировую культуру
    Сочинение по сказкам А. С. Пушкина
    Тема любви в творчестве Пушкина
    ТЕМА ИСТОРИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА И ЛЕРМОНТОВА
    Что в имени тебе моем? (по творчеству Пушкина)
    Тема свободы в лирике Пушкина
    Любовь в творчестве Пушкина
    Основные темы лирики Пушкина
    Лирика Пушкина
    О судьбе России в творчестве Пушкина
    Значение лирики Пушкина для развития русской литературы
    Сочинение «Мой Пушкин»
    Пушкин – все сочинения
    Мне отрадно думать, что в каждом истинном читателе живет свой Пушкин… Значит, тысячи Пушкиных существуют па земле вот уже полтора века и каждый год рождаются сотни новых Пушкиных – ведь человек неповторим. Вот я всматриваюсь в его лицо и пытаюсь попять, почему же все-таки Пушкин стал символом русской поэзии. Почему сегодня его стихи и поэмы, драмы и повести волнуют нас, людей нового века?
    Очевидно, Пушкин сумел выразить то, что неизменно остается в человеке, в какое бы время он ни жил. Свобода. Счастье. Любовь. Дружба… Это вечно. Все появляется, исчезает, меняется, но всегда человек будет стремиться к свободе, искать дружбы, ждать любви, добиваться счастья. Это вечно, и бессмертен Пушкин, как бессмертны Шекспир, Микеланджело, Бах, Рублев. «Быть или не быть?..» это же вечно! И бессмертно:
    Я вас любил так трепетно, так нежно,
    Как дай вам Бог любимой быть другим.
    Можно говорить о том, что все великие художники были гуманистами, что они глубоко национальны и их нельзя оторвать от народа, их взрастившего. Можно детально исследовать их технику, спорить о новаторстве или традиционности их произведений. И все-таки где граница, за которой начинается гениальное? Тысячи художников па протяжении тысячелетий пытаются постичь извечные тайны внутреннего мира, выразить свое собственное мироощущение, а через пего дать обобщенное изображение современного им мира, современного им человека. Многим из них рукоплещут, подражают; их произведения — нарасхват… Но проходит десятилетие — и их помнят лишь в узком кругу любителей; сто лет — и имена этих художников можно встретить лишь в учебниках, каталогах…
    Пушкин не тускнеет. В чем же секрет его? Где начинается великое? Там же, где и неизмеримое, невыразимое, необъяснимое. Там, где молчат. Так молчат наедине с Природой, наедине с собой. Там, где начинается личное. Здесь начинается мой Пушкин.
    Он пришел ко мне недавно. Ранее Пушкин казался мне или архаичным, или слишком простым. Гораздо ближе был Лермонтов с его мужественным пессимизмом. Пушкин пришел ко мне неожиданно. Мой приятель развивал память и для этого ежедневно заучивал пять пушкинских строф. Это было необычно, странно, и я взял в руки томик. «Суровый славянин, я слез не проливал», — прочитал я и вдруг увидел другого, не хрестоматийного Пушкина, Пушкина, которого не знал до сих пор.
    Так начался мой Пушкин. Увидев его мужественным, жизнеспособным человеком, обладающим, несмотря на противоречия, цельной, гармонической натурой, я почувствовал уважение к нему и стал открывать его для себя. Это открытие продолжается до сих пор. Я с удовольствием узнаю о нем из биографических работ и постепенно вырисовываю его образ. Недостающие детали дает воображение.
    Какой же он, мой Пушкин? Прежде всего, дающий мне возможность выключиться временами из бурно скачущего ритма жизни, забыть ненадолго о суете.
    Огонь опять горит — то яркий свет льет,
    То тлеет медленно, — а я предтеч читаю
    Иль думы долгие в душе моей питаю.
    Благодаря Пушкину у меня перепадают (к сожалению, редкие) минуты, когда я остаюсь наедине с изначальным, заложенным во мне генетически, существующим вне времени…
    Пора, мой друг, пора!
    Покоя сердце просит
    Летят за днями дни, и каждый день уносит
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить…
    Таков мой Пушкин. Мой собеседник. То озорной, то задумчивый, то нежный, то ядовитый… Я люблю наблюдать его подвижное лицо, ловить быстрые мысли. С ним легко и спокойно. С ним я забываю о суете, которая норовит увести от самого главного. Он мой друг, и я хочу, чтобы он был жив. Я люблю Пушкина. И рассказал об этом, как умею. Ну а невысказанное…

  • Наверное, у каждого человека в мире есть своя тайна — живительный источник силы, откуда он черпает уверен­ность и спокойствие, радость и восхищение или печаль и грусть. Для меня этим источником является Александр Сергеевич Пушкин. Я помню, как в детстве перед сном мама тихо читала мне чудесные волшебные сказки, волну­ющие чувства и воображение. А потом томик стихов ве­ликого поэта на долгие годы стал моей настольной кни­гой.
    Редеет облаков летучая гряда;
    Звезда печальная, вечерняя звезда,
    Твой луч осеребрил увядшие равнины,
    И дремлющий залив, и черных скал вершины…
    Кто, как не Пушкин, заронил в нас зерно любви к род­ной природе, заставил посмотреть на мир внимательнее, доверительнее. Простые и понятные стихи великого мас­тера слова проникают в наши сердца, и вот уже осень — любимое время года поэта — раскрывает перед нами таин­ственные уголки своего золотисто-праздничного дворца:
    Унылая пора! очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса —
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и в золото одетые леса,
    В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
    И мглой волнистою покрыты небеса,
    И редкий солнца луч, и первые морозы,
    И отдаленные седой зимы угрозы.
    При кажущейся простоте пушкинский слог полон гар­монии и глубокого смысла. Удивительное чувствование прекрасного Пушкин облекает в сочные и яркие образы, проникновенные и точные слова, которые делают нас ду­шевно богаче и нравственно чище.
    Творчество Александра Сергеевича наполнено, дышит любовью: к женщине, друзьям, родине. Эта любовь бывает светлой и печальной, трогательной и неистовой, жертвен­ной и торжественной, но всегда — всепроникающей, всепо­беждающей.
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    Будучи еще совсем юным, гениальный поэт сумел очис­тить слово «любовь» от налета обыденности, затертости, мелкости и возвысить его до вершин, доступных лишь его священному дару, и нам, помогая приподняться над рути­ной будничных забот. Жертвенная, бескорыстная, святая любовь — умение отдавать, ничего не требуя взамен.
    Я вас любил: любовь еще, быть может,
    В душе моей угасла не совсем;
    Но пусть она вас больше не тревожит;
    Я не хочу печалить вас ничем.
    Я вас любил безмолвно, безнадежно,
    То робостью, то ревностью томим;
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Любовь к друзьям, союз с которыми для Пушкина был «как душа, неразделим и вечен», наполняет его поэзию осо­бым смыслом. Сам верный и преданный друг, он, как ник­то другой, умел поддержать товарищей в трудную минуту, утешить их, порадовать и даже спасти — когда словом, когда делом.
    И в жизни сей мне будет утешенье:
    Мой скромный дар и счастие друзей.
    Мне кажется, нет возраста, которому волшебный, бли­стающий, загадочный, прекрасный и неповторимый мир поэзии А. С. Пушкина был бы недоступен. Каждый найдет в нем что-то для себя: сказки, поэмы, советы, дружеские шутки, погружение в историю. Великого поэта всегда интересовали жизнь его современников и предков, человеческие судьбы, поэтому его творчество столь пси­хологично.
    Множество испытаний в жизни выпало А. С. Пушки­ну, но даже в трагические минуты он не впадал в отчаяние, поскольку его огромное чуткое сердце всегда было раскры­то для любви. Он верил в человека и доверял жизни, по­этому и поэзия его полна света, добра, красоты. Как писал Белинский: «Самая грусть его, несмотря на ее глубину, как-то необыкновенно светла и прозрачна, она умиряет муки души и целит раны сердца. Общий колорит поэзии Пуш­кина и в особенности лирической — внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность… В этом отноше­нии, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека».
    Я возмужал среди печальных бурь,
    И дней моих поток, так долго мутный,
    Теперь утих дремотою минутной
    И отразил небесную лазурь.
    Надолго ли?.. а кажется, прошли
    Дни мрачных бурь, дни горьких искушений…
    У каждого в судьбе — свой Пушкин.

  • АКТУАЛЬНО ЛИ «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» В НАШЕ ВРЕМЯ

    Поэма «Слово о полку Игореве» была создана на рубеже XII и XIII веков, во времена, когда Русь страдала от постоянных набегов кочевых племен. В это время особенно актуальным стал вопрос об объединении разрозненных русских княжеств перед лицом грозной опасности — с целью защи­тить родную землю и отбросить врага в глубь сте­пей. Это произведение неизвестного древнерус­ского автора с первой до последней строчки про­низано великим духом патриотизма, безгранич­ной любовью к родине, к русскому народу.
    Автор «Слова…» обращается и к героическо­му прошлому страны, описывает великие побе­ды русского войска. Но основная линия поэмы посвящена поражению войска Игоря Святослави­ча, выступившего с немногочисленной дружиной в поход на половцев. Итог этого необдуманного похода оказался трагическим для всей Руси. Впервые в истории Русского государства князь оказался плененным, а его войско почти полнос­тью уничтоженным. «Слово о полку Игореве» открывает нам суровую правду: мы видим Рус­скую землю, жестоко страдающую от многолет­них междоусобных войн князей и опустошитель­ных набегов половцев.
    Выступая против степных кочевников с раз­розненными, малочисленными силами, правите­ли не только не одерживали значительных побед, но и, как в случае с Игорем, предоставляли не­приятелю прекрасную возможность для захвата русских земель.
    Автор указывает и еще на один немаловажный фактор, обеспечивавший силу врага: кочевые племена в те времена объединились под властью хана Кончака, их силы были многочисленными, а действия согласованными. Именно этого и не хватало русскому войску для того, чтобы проти­востоять такому сильному врагу.
    В «Слове о полку Игореве» русский народ вы­ступает храбрым, мужественным, решительным, горячо любящим родную землю. Игорь, князь Новгород-Северский, — смелый военачальник, любящий родину и связанный крепкой боевой дружбой со своими дружинниками. В бою воины проявляют выдержку и упорство: они сражались три дня и лишь к концу третьего дня под напо­ром вражеских полчищ сложили свои знамена. Все русские князья, предводители дружин пока­заны в поэме настоящими богатырями, обладаю­щими недюжинной силой, отвагой, ловкостью, смелостью.
    Игорь благороден: воинская честь и чувство крепкой мужской дружбы не позволяют ему бро­сить в беде своего брата Всеволода. Всеволод сра­жается, как настоящий русский богатырь: куда он летел, сверкая золотым шлемом, там падали отрубленные половецкие головы. Он проявляет участие и внимание к простым воинам: хвалит их за отвагу, мужество, силу и ловкость. Храбрая русская дружина сражается с ненавистными по­ловцами до последнего вздоха. Она знает, что от­стаивает честь своей земли, а это — самая высо­кая и благородная цель.
    Всеми этими качествами русские воины, не­сомненно, во много раз превосходили половец­кую орду, стремящуюся лишь к наживе, крово­пролитию и захвату новых земель. И если бы мо­гучая русская сила объединилась в решительном бою против общего врага, никакие кочевники не могли бы устоять против ее мощного натиска.
    Показывая мужество и благородство русско­го войска, готового до последней капли крови за­щищать родную землю, автор рисует и величе­ственный, прекрасный образ самой Руси. От ши­рокой Половецкой степи до бескрайнего синего моря простираются богатые русские земли, бегут стремительным потоком быстрые реки. Во всех подробностях описывает автор «Слова…» могу­чую Русь, ее природу, ее трудолюбивый народ, ее города и села.
    Здесь перед нами великие русские реки: Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига; прекрасные города — Корсунь, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Черни­гов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль и многие другие. И все это огром­ное пространство непосредственно введено в ос­новное действие, оно живет жизнью русских лю­дей, сочувствует потерям, радуется победам, пре­достерегает от опасности, помогает в битвах и в жизни. Автор также в мельчайших деталях ри­сует подробности походной жизни, степных пе­реходов, описывает приемы защиты и нападения, детали вооружения русских воинов, так как все это для него — составные части единого понятия родины.
    Но великая историческая ценность произве­дения заключается не только в отражении собы­тий тех времен, не только в изображении вели­кого русского народа и необъятных просторов Русской земли. «Слово о полку Игореве» — это еще и уникальный памятник художественного слова, свидетельствующий о том, что накануне монголо-татарского нашествия древняя русская литература накопила большой творческий опыт. Автор выступает здесь не простым летописцем, не только свидетелем исторических битв и боль­шим знатоком Руси, но и талантливейшим лите­ратором, обладающим способностью в живопис­ных деталях, с помощью искусных художествен­ных приемов передать чувства, эмоции, пережи­вания, волнения, тревоги, донести до читателей основную мысль своего произведения. Для дос­тижения этой главной цели он использует при­емы и книжной литературы, летописей и истори­ческих документов, и элементы устного народно­го творчества, и мифологические, языческие мо­тивы.
    При этом все перечисленное складывается в стройную лирическую песнь, понятную и доступ­ную любому человеку. В поэме присутствует об­ращение к образу полулегендарного древнерус­ского певца Бояна. Но, относясь с уважением к таланту предшественника, «внука Велеса», кото­рый был языческим покровителем поэтов и по­эзии, автор «Слова…» создает свое, не похожее ни на одно из существовавших до того времени, про­изведение.
    Он пишет его по «своему замыслу», следуя стилю былин того времени, умело сочетая фоль­клорные мотивы, ораторские приемы и книжную письменность.
    Образы, созданные автором «Слова…», восхи­щают цельностью, правдивостью, величием души. Мы видим здесь настоящих мужчин, как простых, честных и трудолюбивых пахарей, так и смелых, благородных воинов. Перед нами от­крывается также глубина и красота женской души, представленная в образе Ярославны — вер­ной и преданной жены князя Игоря. Эти образы стали воплощением горестей и радостей русско­го народа, его надежд, его стремлений и разоча­рований. Русские женщины скорбят о поражении войска, они сожалеют о пленении князя, о гибе­ли многих русских воинов.
    Но нежность и любовь, красота и гармония, заключенные в их образах, смягчают даже горечь утрат и боль поражения. Их скорбь не безнадеж­на, их печаль светла и полна веры в счастливое возвращение любимых. И эта вера, эта надежда передаются всем русским женщинам, всему рус­скому народу.
    Персонажи поэмы объединены высоким чув­ством патриотизма, человечности, любви к Рус­ской земле и русской природе.
    В «Слове о полку Игореве» перед нами прохо­дят художественно воссозданные картины жиз­ни нашего народа в далеком прошлом, в одну из самых трудных эпох его развития. Но произве­дение ценно не только своей исторической зна­чимостью, не только художественным своеобра­зием и совершенством. Оно заключает в себе идеи, актуальные во все времена. Поэма близка и дорога всем людям идеей мира, защиты сози­дательного труда от разрушительного влияния войн. Она несет великую мысль о единении наро­да, о величии духа, о благородстве, мужестве, решительности, о мудрости и красоте души. В «Слове…» чувствуется великий и прекрасный русский дух, высокое сознание автором своей от­ветственности, писательского призвания, обще­ственного долга.

    221309 or


    Напишите сочинение по прочитанному тексту.

    Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

    Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в
    комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему
    мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного
    цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации и проанализируйте
    её.

    Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

    Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора
    (рассказчика) по проблеме исходного текста.

    Объём сочинения – не менее 150 слов.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по
    данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой
    пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
    комментариев, то такая работа оценивается в 0 баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    Видно, уж прошло то время, когда в письмах содержались целые
    философские трактаты. Да и то сказать, ну ладно, если бы заехал куда-нибудь
    подальше, ну ладно, если бы заехал на год, на два, а то и всего-то – пятнадцать
    дней. Да успеешь ли за пятнадцать дней написать хотя бы два письма? Устоишь ли
    от соблазна, сев за неудобный для писания гостиничный столик, не коситься
    глазом на телефон, не потянуться к нему рукой, не набрать нужный номер?
    Поговорив по телефону, отведя душу, смешно садиться за письма.

    Кстати, о гостиничных столиках. Не приходилось ли вам
    замечать, что в старых гостиницах (я не говорю, что они лучше новых во всех
    других отношениях) едва ли не главным предметом в номере являлся письменный
    стол? Даже и зеленое сукно, даже и чернильный прибор на столе. Так и видишь,
    что человек оглядится с дороги, разложит вещи, умоется, сядет к столу, чтобы
    написать письмо либо записать для себя кое-какие мыслишки. Устроители гостиниц
    исходили из того, что каждому постояльцу нужно посидеть за письменным столом, что
    ему свойственно за ним сидеть и что без хорошего стола человеку обойтись трудно.

    Исчезновение чернильных приборов понятно и оправдано.
    Предполагается, что у каждого человека теперь имеется автоматическое перо. Со
    временем и сами письменные столы становились все меньше и неприметнее, они
    превратились вот именно в столики, они отмирают, как у животного вида
    атрофируется какой-нибудь орган, в котором животное перестало нуждаться.
    Недавно в одном большом европейском городе, в гостинице, оборудованной по последнему
    слову техники и моды нашего века, в совершенно модерной, многоэтажной
    полустеклянной гостинице я огляделся в отведенном мне, кстати сказать,
    недешевом номере и вовсе не обнаружил никакого стола. Откидывается от стенки
    полочка с зеркалом и ящичком явно для дамских туалетных принадлежностей: пудры,
    кремов, ресничной туши и прочих вещей. Стола же нет как нет. Так и видишь, что
    люди оглядятся с дороги, разберут вещи и… устроители гостиницы исходили,
    видимо, из того, что самой нужной, самой привлекательной принадлежностью номера
    должна быть, увы, кровать.

    Да и выберешь ли в современном городе время, чтобы сесть в
    раздумчивости и некоторое время никуда не спешить, не суетиться душой и
    посидеть не на краешке стула, а спокойно, основательно, отключившись от всеобщей,
    все более завихряющейся, все более убыстряющейся суеты.

    Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, автомобили и
    лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время, высвобождать досуг,
    который можно употребить для развития своих духовных способностей. Но произошел
    удивительный парадокс. Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что времени
    у каждого из нас, пользующегося услугами техники, больше, чем его было у людей
    дотелефонной, дотелеграфной, доавиационной поры? Да боже мой! У каждого, кто
    жил тогда в относительном достатке (а мы все живем теперь в относительном
    достатке), времени было во много раз больше, хотя каждый тратил тогда на дорогу
    из города в город неделю, а то и месяц, вместо наших двух-трех часов.

    Говорят, не хватало времени Микеланджело или Бальзаку. Но
    ведь им потому его и не хватало, что в сутках только двадцать четыре часа, а в
    жизни всего лишь шестьдесят или семьдесят лет. Мы же, дай нам волю, просуетимся
    и сорок восемь часов в одни сутки, будем порхать как заведенные из города в
    город, с материка на материк, и все не выберем часу, чтобы успокоиться и
    сделать что-нибудь неторопливое, основательное, в духе нормальной человеческой
    натуры.

    Техника сделала могущественными каждое государство в целом и
    человечество в целом. Но вот вопрос, сделала ли техника более могучим просто
    человека, одного человека, человека как такового? Могуч был библейский Моисей,
    выведший свой народ из чужой земли, могуча была Жанна д’Арк из города Орлеана,
    могучи были Гарибальди и Рафаэль, Спартак и Шекспир, Бетховен и Петефи,
    Лермонтов и Толстой. Да мало ли… Открыватели новых земель, первые полярные
    путешественники, великие ваятели, живописцы и поэты, гиганты мысли и духа,
    подвижники идеи.

    Можем ли мы сказать, что весь наш технический прогресс сделал
    человека более могучим именно с этой единственно правильной точки зрения?
    Конечно, мощные орудия и приспособления… Но ведь и духовное ничтожество,
    трусишка может дернуть за нужный рычажок или нажать нужную кнопку. Пожалуй,
    трусишка-то и дернет в первую очередь.
    (По В.А.Солоухину)*

    *Владимир Алексеевич Солоухин (1924—1997) — русский поэт и писатель. В
    наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой
    автор осмысляет историю России XX-го века.

    Домашнее задание

    Абажур,
    абитуриент, абонемент, абонировать, абсолютный, авангард, авантюра,
    авиадиспетчер, авиалайнер, авторалли, авторитарный, авторитетный, агентство,
    агитация, агрессия, адаптация, адвокат, адекватный, адъютант, ажиотаж,
    академия, акваланг, акварель,  аккомпанемент, аккомпаниатор, аккомпанировать,
    аккорд, аккордеон, аккуратность, акробатический, аксессуар, аксиома,
    акционерный, алгоритм, аллегория, аллергия, альтернатива, алюминиевый,
    алюминий, амбиции, амбициозный, амбразура, амфитеатр, анатомия, анекдот,
    аннотация, аннулировать, аномалия, анонимный, ансамбль, антагонизм, антенна,
    антипатия, антология, антоним, аншлаг, апартаменты, апатичный, апатия,
    апелляция, аплодисменты, апогей, аполитичный, апофеоз, аппарат, аппендицит,
    аппетит, аппликация, аргумент, ареал, арендатор, арестант, арматура, аромат,
    артиллерийский, артиллерия, архаизм, архитектор, арьергард, асимметрия,
    ассамблея, ассигнация, ассортимент, ассоциация, асфальт, атеист, атлет,
    атмосфера, аттестат, аттракцион, аудитория, афоризм, афористический, аффект,
    бадминтон, байдарка, балаган, балкон, баллада, балласт, баллотироваться,
    баловать, балюстрада, банальный, барельеф, баррикада, бархат, барьер,
    баскетбол, бассейн, бастион, батарея, батискаф, бахрома, бацилла, бегемот,
    безапелляционный, безвозмездный, безмолвствовать, безотлагательно, безыскусный,
    Беларусь, беллетристика, Белоруссия, бередить, бескомпромиссный,
    бескомпромиссный, бескорыстный, беспрекословный, беспрестанно, беспрецедентный,
    беспросветный, бессребреник, бесстрастный, бестселлер, бетон, бечёвка,
    библиография, бидон, бизнесмен, бинокль, биография, биосфера, биссектриса,
    бичевать, благородный, благословение, благословить, благостный,
    благотворительный, блеснуть, богатырь, богема, бойкот, бокал, большинство,
    бомбардировать, бонапартизм, бордовый, бордюр, браконьер, брезент, брезжить,
    бронированный, брошюра, будущее, буффонада, бюллетень

    Образец ответа: 1 – Д, 2 – В, 3 – Б, 4 – Г, 5 – А.

    Типы речи (карточка ІІ)

    О чём говорится в высказывании?

    Название типа речи

    Если говорится о признаках предмета или лица – это …

    № 3

    Если о действиях или событиях, то – это …

    № 1

    Если о причинах действий или событий – это …

    № 2

    Образец ответа:

    № 1. Повествование – смена действий и событий во времени.

    № 2. Рассуждение – установление причинной взаимосвязи событий и явлений.

    №3. Описание – словесное изображение какого-либо предмета, явления или действия, перечисление их признаков и свойств.

    Обобщим: Вопрос 1. Какие стили речи вам известны?

    Ответ учащихся – по заполненной ими карточке.

    Вопрос 2. Какие типы речи вам известны?

    Ответ учащихся – по заполненной ими карточке.

    Учитель.

    Итак, обобщим:

    Вывод: для сочинения выбираем – повествование с элементами рассуждения.

    Комментарий учителя:

    Учитель. Задача нашего урока – научиться составлять рассказ с обрамлением на основе услышанного или личного опыта, с учётом коммуникативной задачи.

    Вступление и заключение не всегда бывают в рассказе. Иногда автор сосредотачивает внимание на самих событиях; они могут быть настолько выразительны, что не требуют специального подхода и выводов.

    Учитель. Что такое рассказ?

    Ответ учащихся: «Под рассказом понимают небольшое повествовательное произведение», это – «малая форма эпической прозаической литературы (хотя, как своего рода исключение из правила, имеются и рассказы в стихах)» — И.С.Тургенев «Воробей». Персонажам или событиям даются психологические характеристики.

    В основе рассказа лежит какой-либо случай, как правило, чем-то примечательный, способный вызвать интерес.

    Учитель. Какова композиция рассказа?

    Ответ учащихся: В событиях, составляющих сюжет рассказа, можно выделить завязку, кульминацию и развязку, которые вместе со вступлением и заключением представляют основные композиционные элементы рассказа.

          Рассказ отличается тем, что в нём особенно ярко проводится какая-либо мысль, идея, выражается отношение автора к передаваемым событиям и их участникам. Одним из средств выразительности, используемым в рассказе, является включение в него описаний и диалогов. В рассказе могут быть и элементы типа речи — рассуждения (чаще всего они содержатся в заключении). Рассказы пишутся в художественном стиле, поэтому нужно знать и уметь применять средства выразительности языка.

    1. Мотивация учебной деятельности

    Памятка «В помощь ученику»

    1. Ознакомьтесь с образцами обрамлений.
    2. Просмотрите тексты из предыдущих упражнений и накопленные вами материалы для описания местности, памятников истории и культуры. Отберите тот, который соответствует теме сочинения, выбранной вами.
    3. Отберите из собранного вами материал для рассказа: внесюжетные элементы (описание местности, памятников истории и культуры, диалоги или интервью); создайте своё обрамление к рассказу; систематизируйте материал согласно плану, теме, основной мысли и композиционной форме рассказа.
    4. Составьте и запишите план согласно теме, выбранной вами.
    5. Проверьте соответствие лексики и синтаксических конструкций, учёт структуры рассказа.
    1. Работа над культурой и развитием речи учащихся

    Обрамление в рассказе может нести разнообразную нагрузку:

    А) характеризовать обстановку, в которой протекает действие,

    Б) создавать фон для повествования.

    1. Подготовка к написанию сочинения-рассказа с обрамлением:

    А) умение анализировать собранные материалы, систематизировать их в соответствии с темой, использовать их творчески, учитывая коммуникативную задачу и основную мысль будущего сочинения.

    Б) очень важным моментом является не только выбор темы, но и определение основной мысли, адресата речи,

    В) составление плана, отбор соответствующей лексики и синтаксических конструкций, последовательность изложения.

    Образец структуры:

    1. Тема: Любимый уголок природы.

    2. Основная мысль.

    3. Композиция рассказа.

     а) Обрамление (начало):

    Нет для меня прекраснее места на земле, чем это. Я живу в городе. Но у меня есть любимый уголок природы в пригороде. В письме к своей подруге, которая живёт в другой стране, я рассказала о нём… . (Завязка)

    б) Основная часть (развитие действия, кульминация, спад действия).

    в) Внесюжетные элементы (описание местности, памятников истории и культуры, диалог или интервью).

    Окончание (развязка).

    г) Обрамление (конец):

    Вот и закончила свой рассказ. Много есть прекрасных уголков на земле. Но этот глубоко запал в сердце. Люблю его в разное время года, когда он становится то необычайно волнующим, то сказочным, то наполненным каким-то волшебством. Когда приедешь, убедишься в справедливости моих слов.

    Учитель. Проведём работу с текстом

    Прочитай начало и конец рассказа А.Шилова «Про мою бабушку»: І, ІІ  части.

    I. По-настоящему она моему отцу бабушка, а мне она уже прабабушка. Нет, не так… Ага, вспомнил: прабабушка. Вот кто она мне. Но ведь так не будешь говорить:

    — Прабабушка, дай поесть!

    Поэтому я зову ее бабушкой. Сейчас она старенькая. Она очень любит электричество и всегда сама включает свет в комнате. Подойдет к выключателю, приведет себя в порядок, а потом — щелк! И улыбается. У бабушки была одна привычка: когда она оставалась одна, то сама с собой вслух разговаривала. Негромко, но если незаметно быть рядом с ней, то все можно разобрать. Не знаю почему, но я очень люблю слушать такой разговор! Как только увижу, что она сидит, тихонечко подкрадусь к ней, уши навострю и жду. Если она вспоминает что-нибудь из своей прошлой жизни, то тогда меня за уши не оттащишь. Однажды мне довелось узнать про ее детство. Не так чтобы все от начала до конца, но все же…

     II. Рассказ бабушки

    ІІІ. За окном послышались голоса, хлопнула калитка.

    — Никак Петр с Натальей из кино идут,— встрепенулась бабушка,— А у меня и самовар не поставлен! Засумерничались мы с тобой, свет надо зажигать.

    Она затянула потуже платок на голове, вытерла руки о передник, потом щелк выключателем и улыбнулась.

    А я лежал и думал про бабушкину жизнь…

    1. Блок тренировочных заданий
    1. Изложите содержание текста в форме рассказа, который вы услышали от одного из героев (пожилого учителя, одного из мальчиков) или какого-либо другого лица. Опишите обстоятельства, при которых вы услышали рассказ, и его героев.

    Выступления учащихся, выделение идеи рассказа:

    1. Беседа по содержанию заданий:

     — Что вы узнали из этого отрывка о бабушке героя рассказа?

    — В какие годы проходило ее детство?

    — О чем она могла рассказать своему правнуку?

    — Как заключение рассказа связано с его вступлением?

    1. Упражнение 45 из раздела «Развитие речи» – рассказ старосты литературного кружка. Ученица читает вслух по учебнику

    І Вступление

    Обрамление — Я с ребятами нашего класса пришла на встречу с выпускниками школы. Собрались в основном члены литературного кружка. Они вспомнили о проводимых экскурсиях по литературному Киеву и попросили рассказать, имела ли работа, начатая в школе, своё завершение.

    ІІ Основная часть — Слово взяла Валя. «После окончания школы я поступила на филологический факультет Киевского университета. Мне захотелось продолжить поиски материалов о пребывании в Киеве русских и зарубежных писателей. Работала в библиотеке, узнала много интересного. Решила проверить на практике, интересно ли будет ребятам узнать о Киеве литературном. Провела несколько экскурсий. Меня очень воодушевила работа с людьми, и я решила продолжать свою работу. После окончания университета поступила на курсы экскурсоводов.

    Обрамление ІІІ Заключение — Я дополнила: «Перед вами справочник «Киев литературный», созданный моими соучениками в 11-ом классе. Валя – один из основных авторов справочника и теперь работает экскурсоводом киевского бюро путешествий».

    1. Учитель: Ребята, ответьте на вопросы:
    1. Какова структура текста?
    2. Есть ли в нём обрамление?
    3. О чём говорится в основной части?
    4. Как обрамление связано с основной частью текста? Первая часть – вступление (в школе, в литературном кружке ученики изучали жизнь поэтов и писателей и проводили экскурсии по Киеву. Третья часть – работа в школе имела продолжение: создан справочник экскурсоводов.

    Работа по учебнику: коллективная работа учащихся «Рассказ с элементами описания»

    І — Начало обрамления

    Лето. Дома не усидишь. Родители отправили меня в туристический лагерь. Походы, экскурсии и вечера у костра. Особенно понравился мне прощальный вечер. Горит костёр, мы сидим полукругом и каждый рассказывает какую-то историю. Слушаем рассказы, поём песни. Подошла и моя очередь.

    Основная часть рассказа (от каждой группы по 1 рассказу)

    ІІ — Учащиеся сочиняют коллективно.

    ІІІ — Конец обрамления

    Я закончил рассказ, но ребята попросили ещё хотя бы одну историю с приключениями. Было уже поздно, и я пообещал, что напишу им, и попросил их поделиться своими воспоминаниями. Костёр догорал, на прощанье мы спели любимую песню.

    Упражнение 44. Выделите композиционные части рассказа с обрамлением с элементами описания памятника.

    І. Вступление обрамления. — На Владимирской горке, на живописном берегу Днепра, расположен памятник князю Владимиру Великому. Памятник является её композиционным центром, известным атрибутом и одним из символом Киева, старейшим памятником города. К нему стремятся аллеи средней террасы, ступени с Владимирского спуска. И сегодня, и столетия назад по этим аллеям шли киевляне, которые благодарны были князю за укрепление православной веры.

    ІІ. Основная часть. — В 1843 году известный русский скульптор В.Демут-Малиновский подготовил «Проект — сооружения в городе Киеве, над самым тем местом, где совершилось Крещение Руси, — памятника Святому князю Владимиру». Торжественное открытие памятника состоялось лишь спустя 10 лет, в 1853 году.

    Бронзовая 4-х метровая статуя Крестителя Руси, изображённого с большим крестом в правой руке и великокняжеской шапкой в левой, возвышается на 16-метровом постаменте, облицованном чугунными плитами. У подножия фигуры – оружие, символы плодородия, факел просвещения. Общая высота памятника – 20,4 метра. Автор статуи Владимира – скульптор Пётр Клодт. Горельеф на пьедестале монумента изображает картину крещения древлян в 988г. Удачной идеей оказалась подсветка креста, благодаря чему памятник был виден с противоположного берега Днепра даже  ночью.

    ІІІ. Заключение обрамления. – Киев – воистину дивный город! Хотя бы потому, что в нём есть такое замечательное место, как парк Владимирская горка – настоящее чудо природы и творение рук человеческих. Памятник князю Владимиру, реконструкция которого была в 1953 году, сохранился до наших дней в первоначальном виде.

    Вспомните, что вы узнали о рассказе на уроках литературы, и ответьте на вопросы:

    1. Какое произведение можно назвать рассказом?

    Ответ: Рассказ — небольшое повествовательное литературное произведение.

    1. С какими композиционными элементами рассказа вы ознакомились в предыдущем классе? Назовите их.

    Ответ: вступление, основная часть, заключение.

    1. Какое значение имеет сюжет в рассказе? Что такое внесюжетные элементы и каково их значение для раскрытия замысла автора?

    Ответ: Различают три основные разновидности внесюжетных элементов:

    1. Описание

    Описание – это литературное изображение внешнего мира (пейзажа, портрета, мира вещей и т.п.) или устойчивого жизненного уклада, то есть тех событий и действий, которые совершаются регулярно, изо дня в день и, следовательно, также не имеют отношения к движению сюжета.

    1. Отступления

    Авторские отступления – это более или менее развернутые авторские высказывания философского, лирического, автобиографического и т.п. характера; при этом данные высказывания не характеризуют отдельных персонажей или взаимоотношений между ними.

    1. вставные эпизоды (иначе их называют еще вставными новеллами или вставными сюжетами).
    2. Словарная работа. Что такое обрамление?

    Обрамление – это вид композиции повествовательного произведения, при котором одна или несколько единиц (новелл, сказок, басен, притч) объединяются путём включения их в самостоятельную фабульную или нефабульную единицу — рамку.

    Работа с текстами (в группе по 3 человека). Выделение обрамления

    Учитель. Работа с данными текстами поможет вам выделять структурные элементы рассказа.

    Текст І.    Разделите так, как делили работу

    В школе объявили субботник по уборке пришкольной территории. Некоторые взялись за работу: сгребали сухие листья, собирали сухостой. А некоторые ворчали, что это тяжело. И тогда учитель собрала нас на короткий перерыв в беседке и рассказала одну историю.

    Старый учитель жил один. Ученики и ученицы его давно выросли, но не забывали своего учителя. Однажды к нему пришли два мальчика и сказали: 
    — Наши матери прислали нас помочь вам в хозяйстве.

    Учитель поблагодарил и попросил мальчиков наполнить водой пустую кадку.

    Один из мальчиков выбрал прочное железное ведро, постучал по его дну пальцем и не спеша направился к колодцу; другой снял с дерева игрушечное ведерко и побежал за товарищем.

    Много раз мальчики ходили к колодцу и возвращались назад. Один из них часто останавливался, ставил на землю тяжелое ведро и вытирал со лба пот. Другой бежал с ним рядом, расплескивая воду в игрушечном ведерке.

    Когда кадка была наполнена, учитель позвал мальчиков, поблагодарил их, потом поставил на стол большой глиняный кувшин, доверху наполненный медом, а рядом с ним граненый стакан, также наполненный медом.

    — Отнесите эти подарки своим матерям, — сказал учитель. — Пусть каждый из вас возьмет то, что заслужил.

    — Мы не можем разделить это, — смущенно сказали они.

    — Разделите это так, как делили работу, — спокойно сказал учитель.

    После рассказа учителя мы задумались о человеческой доброте, щедрости. Почему-то стало стыдно за свою детскую лень. Ведь на субботнике были и младшие школьники, какой же мы им показывали пример. С воодушевлением мы принялись работать на своём участке. Через час вокруг школы было чисто, а двор стал красивым и уютным.

    Текст ІІ.     Встреча с книгой

    К нам в гости в класс пришла библиотекарь школы. Она сказала, что библиотека – это такое собрание книг, в котором ведется их учет, классификация, уход за ними. Если будут находиться в одном месте, будут расставлены по алфавиту и аккуратно переплетены, то это собрание книг уже может называться домашней библиотекой. 

        А я расскажу про одну из моих вечерних встреч с книгой, — продолжил я. Был зимний вечер, я завернулся в пушистый плед, и уселся на кровать читать. Перед этим я долго выбирал книгу, хотя и знал их названия уже наизусть. 
        Что бы почитать? Может быть, «Двух капитанов» В. Каверина или «Приключения Шерлока Холмса» К. Дойля? Но больше всего я люблю А.Грина «Алые паруса». Решил прочитать, и на душе стало спокойно от встречи с любимыми героями, особенно с Грэем и Ассоль. Появление каждой новой книги – для меня огромная радость. Кроме книг, в моей библиотеке есть и журналы. Мне очень нравится «Караван историй». В нём рассказывают об известных людях, прославившихся в самых разных областях жизни.
      Ребята, а вы любите книги?

    Одноклассница Амина сказала: «В моем доме есть такая библиотека, но она совсем небольшая. Это в основном отдельные книги классиков русской литературы 19 века. Кроме того, есть книги, которые читает моя мама: романы, детективы». 
      А у меня есть библиотека моей мечты, — сказала одноклассница Саша. Мне бы хотелось, когда я вырасту, выделить для книг отдельную комнату, которая будет называться кабинетом. В нём будет очень много стеллажей и уютное кресло, компьютер и даже камин. По вечерам мы будем здесь собираться всей семьей, к нам будут приходить друзья.

        После наших рассказов библиотекарь посоветовала: «Мне хочется, чтобы у Вас было много собраний сочинений совершенно разных авторов. Я считаю, что только полное собрание сочинений может отразить все своеобразие творчества писателя».

    Текст ІІІ. Настоящий друг

         В классе проходил диспут «Если друг оказался вдруг». Ведущий обратился к нам:

    — Если бы настоящей дружбы не было, то во всем мире царили бы погром и война… Но в нынешнее время это редкое явление. Можно ли казаться другом, но не быть им. Как вы считаете?

         В классе зашумели. Я сказал: «Настоящая дружба — это, прежде всего, уверенность в том, что человек, которого ты считаешь своим другом, будет держать в тайне то, что ты ему сказал».

    Одноклассник Витя поддержал: «Настоящий друг никогда не посоветует ничего плохого и будет стараться сделать все, чтобы тебе было лучше.

         Дима сказал: «Настоящий друг — это навсегда, что бы ни случилось! Даже если нас разлучит судьба, то на сердце останутся приятные воспоминания о нём!»

         Ученица Саша: «В моей жизни пока есть два человека, которых я могу назвать настоящими друзьями — это Инна и Настя. Они всегда помогали мне, давали советы. Я им благодарна за то, что они есть на земле!

        Ведущий сделал вывод: к вашим рассказам подходят высказывания великих людей:

    А) «Кто сам хороший друг, тот имеет и много хороших друзей», — Никколо Макиавелли.

    Б) «Два человека могут спасти друг друга там, где один погибает», — Оноре де Бальзак.

    Текст IV.   Урок бабушки

         Как-то к нам приехала из деревни бабушка. Мне нравится, что от бабушки исходит запах дома, а одежда ее почему-то пахнет травами.

    — Я сегодня не пойду в школу, — решительно заявила я, уже мечтая о том, как буду с бабушкой хозяйничать на кухне. Папа с мамой попытались переубедить меня.

    — Идите-ка на работу, а мы с внученькой сами разберемся, — заключила бабушка, потом спросила меня:

    — Хочешь, я расскажу тебе, как я училась?

          Это было в тридцатых годах теперь уже прошлого века. Время было тяжелое: в семье было шестеро детей. Одежду мы носили аккуратно, чтобы потом им было что носить. Недоедали, зима в тот год выдалась суровая. Деревня наша небольшая, а в шести километрах, через лес, была школа, брат и я учились в ней. Так вот, заболел брат Алеша. А мне-то в школу идти надо, одной и через лес.

         Вышла я из избы, меня мороз сковал, дышать не дает. Жутковато мне. И вдруг слышу: за мною кто-то крадется. Оглядываюсь… и глазам не верю. Волки! Остановилась я, а они смотрят на меня голодными глазами, страшнючие. Бежать, думаю, нельзя: растерзают, и стоять нельзя, замерзну. Ну вот, думаю, и конец мой настал. Вдруг слышу, телега с нашей стороны едет, да быстро так, волки зарычали.

         Наконец вылетела на дорогу лошадь, волков учуяла. Сосед наш, дядька Кандыба, меня увидел, ружье схватил и давай палить по волкам. Почитай, спас меня! Довез меня до школы, а волки долго еще за телегой по лесу бежали. Пока Алеша болел, я так сама в школу и ходила через лес. Боялась, но ни одного дня не пропустила.

    — А ты! – вздохнула бабушка.

         Я выслушала рассказ бабушки и подумала: сколько же храбрости было в той маленькой девочке, а ещё: какое время было ужасное.

         Бабушка, улыбаясь, внимательно посмотрела на меня, а я начала быстро собираться в школу, мне как-то стыдно стало пропустить занятия в школе.

    Текст V.   Наследство родителей

         Вступление. Учитель биологии вела урок. На доске цитата:

    «Крепкое физическое здоровье – это обязательное условие счастливой жизни». Действительно, крепкий от природы человек не замечает своего здоровья и, лишь потеряв его, понимает бесполезность всего того, что было для него главным: карьера, успех, деньги». Я задумалась и вспомнила рассказ мамы:

    — Вредные привычки часто появляются в юности. Многие из них – от непонимания серьёзности болезни. Люди не задумываются об обществе, в котором они находятся, а ребята часто попадают в плохие компании, начинают курить, пить. Я не хочу тебе читать лекцию о том, что это? Как это действует на организм? И какие последствия получаются? Ты можешь прочитать это в Интернете. Ведь каждый человек выбирает сам себе путь в жизни. Плохие привычки лишь уничтожают организм изнутри. Жизнь дается один раз, и страшно смотреть на людей, которые этого не понимают, в то же время мне их жалко. Если они решаются вступить на такой путь, значит, они не смогли увидеть то прекрасное, что окружает нас в этом мире. К сожалению, мой сын, твой брат, курил, у него появился кашель, боль в груди, он сильно заболел, долго лежал в больнице, и только после того бросил эту вредную привычку.

         Заключение. Я задумалась над рассказом мамы. В конце урока я поняла: самое ценное, что может иметь человек в жизни, – это здоровье. За этот дар надо благодарить родителей, которые передали тебе его в наследство.

    Интерактивный приём «Мозговой штурм». Составление коллективного рассказа с обрамлением

    Письмо другу

    Город-памятник

    Начало

    Многие мои сверстники любят путешествовать. Я люблю новые места, новые ощущения, новые впечатления и новые знакомства. Но, наверное, у каждого человека есть место, куда хочется возвращаться снова и снова. Для меня таким местом стал мой город Мариуполь. И не только потому, что это город, в котором я родился. Это город, в котором были Пушкин, Куинджи, Высоцкий, жил митрополит Игнатий.

    Середина (учащиеся составляют вместе)

    Концовка

    Ребята помогли мне составить рассказ о памятниках выдающихся людей, земляков.

    В Мариуполе довольно много достопримечательностей и памятников: Драматический театр, краеведческий музей, городской сад и художественная галерея. Всегда найдётся место, где я ещё не был, чего я ещё не знал, не видел, не посетил.

    1. Выступления учащихся. Выделение обрамления в небольших рассказах, составленных самостоятельно на основе личного опыта или прочитанных произведениях.

    Интерактивный приём «Мозговой штурм»: как выделили обрамление, анализ.

    Группа 1.

    1. «Разделите так, как делили работу»
    2. «Встреча с книгой»

    Группа 2.

    1. «Настоящий друг»
    2. «Урок бабушки»

    Группа 3.

    1. «Наследство родителей»
    2. «Долгожданная кукла»

    Учитель. Фотография – это язык эмоций.

    Текст о фотографиях

    Язык фото достаточно сильный. Порой он вызывает такое волнение у зрителя, такую бурю чувств, что человек в одних случаях начинает плакать, в других —  громко и искренне, от души,  смеяться… Языком фотографии можно рассказать историю не только одного конкретно взятого человека, но и целой семьи, целого рода, а порой даже и всего человечества.  Она показывает нам мир таким, какой он был в ту секунду, когда был сделан снимок. И этот запечатленный мир остается с нами навсегда.

    — Ребята! Как вы считаете фотография говорит нам о самом важном для нас?

    Ответы учащихся:

    Ответ 1. Если спросить у кого-нибудь, что именно из своих вещей он будет спасать в критической ситуации – то, скорее всего, фотоальбом или жесткий диск компьютера, на котором записаны семейные фотографии в цифровом виде. В случае паники человек всегда хватается за самое для него дорогое. И чаще всего это не деньги, не ювелирные украшения, а фотографии близких людей, снимки, хранящие в себе частичку прошлого, частичку уже ушедших дней жизни.

    Ответ 2. Фотографируя, мы документируем свою жизнь. Свадьбы и юбилеи, рождение детей, новоселье, отдых в далеких городах и странах… Все это имеет для нас огромное значение. Эти фотографии – наша история, история нашей семьи. На этих кадрах каждый из нас запечатлен в разные годы жизни. Совсем молодая бабушка, ещё до войны, в платьице в горошек – и вот она уже в преклонные годы: морщинки, добрые глаза…

    Сотни, тысячи кадров складываются по крупицам в историю жизни каждого из нас.

    Ответ 3. Фотография – частичка наследия человека

    Школьные фотографии переживут нас… Спустя много лет, а может и много десятилетий, где-нибудь на чердаке или в чулане среди кипы пожелтевших  бумаг наши дети или внуки найдут эти фотографии и узнают на них своих предков. Увидят совсем молодыми своих пап и мам, бабушек и дедушек. Значимость этих фотографий очень велика для каждого из нас. Ведь в них отобразилось остановленное мгновение прошедшей жизни. Не зря говорят: «остановись, мгновенье, ты прекрасно!».

    Ответ 4. Фотографии помогают нам в общении

    Фотографическое изображение – это намного значимее, намного серьезнее, чем просто картинка. Фотография затрагивает самое потаенное, самое глубинное, что есть в нашей душе, самые лучшие, самые добрые, самые щедрые стороны природы человека. Они всегда вызывают у нас желание поделиться с другими тем, что мы считаем важным, интересным, самым главным.

    В Интернете сейчас существует множество сайтов, на которых люди делятся своими кадрами. Эти фотографии очень разнообразны: порой они очень личные, эмоциональные, страстные, грустные… Порой они причудливы и смешны, порой отображают какие-то интересные места, интересных людей, то, что мы переживаем.

    Ответ 5. В каждом из нас фотография открывает художника

    Фотография – это очень сложный язык

    Посредством ее автор может выразит всю палитру человеческих чувств. Удивление, сопереживание, радость, печаль, грусть, нежность… В одном кадре могут отразиться множество человеческих эмоций. Например, не все оценят пейзаж, который сфотографирован в пасмурный день. Им хочется видеть окружающую природу радостной, в буйстве множества красок, а не серой и грустной. Но ведь если в пейзаже нет ярких и насыщенных цветов – это не означает, что из него ушла жизнь! Просто в этом пейзаже жизнь другая: тихая и спокойная, неспешно текущая..  А если сфотографировать бурю, грозу… Вот где можно увидеть силу природы, ее мощь!

    Учитель. Вспомните, когда Вы в последний раз листали семейный альбом с фотографиями. Вспомнили? А теперь ответьте, насколько свежие там снимки? То-то и оно. Вам, кстати, ещё повезло — у многих современных семей таких альбомов нет вообще. Казалось бы, зачем они нужны, если самые удачные кадры можно выкладывать сразу и в виртуальные альбомы, и в Инстаграм, и в соцсети.
     

    Рассказ по фотографии тёти

    Однажды в гостях у родственников увидел прелюбопытную шкатулку. Открыв ее, я услышал красивую мелодию. На дне шкатулки лежала старая фотография, изображающая мою тетю в молодости. Ей было столько же лет, сколько мне сейчас…

    Задание: представь, какой была ее юность, попробуй составить рассказ.

    Образец ответа.

    На фотографии тетя стояла в кругу друзей, был летний теплый денек. Все были одеты в спортивную одежду, я даже не поверила, что фото — в честь ее дня рождения. Друзья – одноклассники, такие веселые, загорелые, с удочками, девочки с корзинками и смешными шляпками на голове. Оказалось… они были возле речки на пикнике. Один паренек был с гитарой, наверное, они пели песни. Тетя рассказала, что их дружба сохранилась до сих пор, и они встречаются в день выпуска класса.


    Учитель. Комментарий.

    Ещё 20-30 лет назад, чтобы сделать качественную семейную фотографию, людям приходилось идти в фотосалон. Матери делали причёски, отцы надевали лучшие пиджаки, детей наряжали в праздничную одежду. Приглашали братьев и сестёр, а по дороге в салон обязательно заезжали за бабушками и дедушками. Семейная фотография была ритуалом, объединяющим родственников, поводом встретиться с теми членами семьи, с которыми в повседневной жизни почти утеряна связь. Процесс съёмки превращался в праздник.

    Один из крупнейших теоретиков фотографии Сюзен Сонтаг пишет: «Традиция семейных фотографий появилась именно в тот момент, когда в развитых странах большая семья фактически распалась — как способ сохранения связи между маленькими ячейками прежней общности». 

    Выступление ученика – помощника учителя. -Что такое Инстаграм?

    Инстаграм
    Сколько фотографий хранится на жёстком диске Вашего компьютера? А на смартфоне? У вас есть Инстаграм? Как бы нам ни были дороги семейные альбомы, нужно признать: сегодня технический прогресс максимально обесценил фотографию. Мы снимаем на гаджеты, не придавая получившимся кадрам практически никакого значения. Главная цель этих снимков — собрать побольше «лайков», через пару дней мы забываем о них и крайне редко пересматриваем снова. То же происходит и с семейными фотографиями: сотни однотипных изображений могут скапливаться в Ваших облачных сервисах, на флешках и жёстких дисках, но Вы никогда не подержите их в руках и вряд ли станете подолгу рассматривать каждый кадр в попытке разглядеть там что-то новое. 

    Учитель. Сегодня в мире техники и компьютерных технологий фотографы советуют проводить семейную фотосессию хотя бы раз в год — например, по случаю больших праздников или юбилеев старших родственников.

         Важно не только знать историю прошлых поколений, но и вести современную летопись своей семьи с помощью фотографии.

    1. Рефлексия. Блиц-опрос «Средства выразительности языка».

    Тексты, способствующие развитию эмпатии (сопереживанию), выделить обрамление. Найдите средства языка в текстах, повторив их по таблице.

    Долгожданная кукла

         Как-то раз я и мама пошли в магазин. Направляясь с покупками к выходу, мама остановилась перед стендом с куклами Барби. Мне это показалось странным. Она долгое время стояла неподвижно перед игрушками, рассматривая их. Все куклы были очень красивые, с длинными волосами, они были одеты в разноцветные шёлковые платья.

    Обрамление:

        Мама начала свой рассказ: «Я помню, как купила сама себе первую куклу Барби. В моём детстве каждый ребёнок мечтал в свою коллекцию игрушек заполучить такую куклу. Тогда они стоили очень дорого, и не каждый родитель мог позволить купить своему ребёнку такой подарок. Очень долгое время мне приходилось помогать взрослым по хозяйству. За это мне давали небольшое вознаграждение. И через некоторое временя, когда однажды поехала в магазин за хлебом, я увидела в витрине магазина куклу своей мечты. Конечно, я её купила.

          После рассказа мамы я задумалась: какое трудное детство было у неё и какое же счастливое детство у меня.

    Таблица: особенности языка

    Средства языка в лирике С.Есенина

    Их назначение

    Примеры к понятию

    1.

    Обилие эпитетов, образные метафоры

    Делает пейзаж зримым

    Страна берёзового ситца

    2.

    Эмоциональность, лирическое настроение.

    Показывают силу любви. Говорят о красоте чувства

    Льющаяся с клёнов листьев медь

    3.

    Вопросы и обращения

    Дают конкретность и точность в изображении окружающего мира

    Клён ты мой, опавший

    4.

    Рефрен, анафора

    Передают то нарастающую тревогу, то радостное волнение

    «Не жалею, не зову, не плачу…»

    Учитель. Ребята, приведите примеры рассказов, в которых говорится о добром отношении к людям, к птицам, животным.

    Ученик 1.                                         Братья наши меньшие

    Обрамление:  Вступление

         На День рождения мне родители подарили собаку. А животные требуют внимания, поэтому в мои обязанности входило гулять с моим новым другом утром и вечером.

    Основная часть

         Это случилось тёплым летним вечером. Мы с собакой гуляли в парке. На площадке для животных уже никого не было. Дружок весело бегал около меня, а затем вдруг насторожился – и побежал в противоположный бок, где начал задорно лаять. Любопытство заставило и меня подойти к нему. Вдруг я почувствовала, что кто-то царапает мне ногу. Я опустила глаза и увидела, как ко мне жмётся испуганный маленький котёнок. Он убежал от собаки и просил защиты у меня: его белые пушистые лапки дрожали от страха. Я взяла живой клубочек счастья на руки, приголубила и успокоила. Котёнок приятно замурчал.

    Обрамление:  Заключение

         Домой мы отправились уже втроём: Дружок, я и котёнок. Вспомнились слова Тургенева: «Только любовью, только ею держится жизнь».

    Ученица 2.                                        Страшная потеря

    Обрамление: Вступление

          Я вернулась со школы очень расстроенная: поссорилась со своей подругой. Настроения не было, ведь раньше мы всегда шли домой вместе, обсуждали прошедший день. Дома меня встречала бабушка. Она поняла, что со мной что-то не так, и рассказала мне историю из своего детства.

    Основная часть

         Вот её рассказ:

         Когда я была совсем маленькая, то имела много друзей. И одна девочка была мне особенно дорога. Мы дружили, вместе играли, а потом пошли в один класс учиться, и более прочной дружбы не было в классе. Ведь времена были сложные, иногда приходилось носить на двоих одни сапожки, делить один кусок хлеба. И однажды я с той девочкой поссорилась. В школу начали ходить поодиночке, горделиво отворачивались друг от друга, когда учительница по привычке давала задания на двоих. Было очень обидно и хотелось вернуть время назад. Но гордость не давала сделать первый шаг. А потом случилось самое страшное. Однажды подруга просто не пришла в школу. А потом ещё день, ещё неделю. Я начала волноваться, ведь девочка не пропускала школу так много. Потом пошли слухи, что в деревне сгорела хата, какой ужас охватил, когда я узнала, чья хата сгорела. Вся семья погибла. Это был дом моей подруги.

    Заключение

         Бабушка горестно вздохнула. После рассказа я проговорила про себя: «Что имеем, не храним, а потерявши, плачем». Действительно, дружбу надо ценить и беречь, и я решила срочно помириться с подругой.

    1. Презентация «Тренинги на уроках русского языка»: рассказ с обрамлением (родовое дерево, моя мечта, рассказ по фотографии). (Приложение 1)
    2. Домашнее задание

    Используя рабочие материалы, составленные на уроке, написать рассказ с обрамлением на тему «Рассказы взрослых о своём детстве», «Мои знаменитые земляки».

    Ребята! Составьте ассоциативный блок «Фотография для человека», «Рассказы по фотографиям».

    Выберите тему для сочинения из предложенных ниже.

    • «Любимый уголок природы»;
    • «Улица моего детства»;
    • «Город-памятник»;
    • «Необыкновенное чудо»;
    • «Памятная экскурсия»;
    • «Памятник истории и культуры».

    Учитель. Составьте и запишите в черновике сочинение-рассказ (в форме письма, рассказа, заметок в дневнике) на основе услышанного или личного опыта, включив в него внесюжетные элементы: описание местности, описание памятника истории и культуры, интервью (по выбору), способствующие раскрытию вашего замысла. Перечитайте текст созданного вами сочинения-рассказа с обрамлением. Используйте один из приёмов редактирования: исключите всё то, что не соответствует теме, основной мысли и раскрытию замысла.  Перепишите сочинение начисто.

    1. Самооценка работы на уроке.

    Критерии

    Баллы

    1

    Мы знаем тему, умело применяем знания о типах и стилях речи, средствах языка

    3

    2

    Умеем делать логические выводы при исследовании текстов с обрамлением

    3

    3

    Точно отвечаем на вопросы, составляем описание

    3

    4

    Выполняем «Правила работы в группе», умеем пользоваться «Памятками»

    3

    Самооценка (всего):

    12

  • Памятник андерсену в парке 850 летия москвы какие сказки
  • Памятник александру сергеевичу пушкину в москве сочинение
  • Памятка по написанию сочинения по огэ
  • Памятная дата сочинение 5 класс
  • Памятка по написанию итогового сочинения по литературе в 11 классе