Памятник пушкину в краснодаре сочинение

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 июня 2021; проверки требуют

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 июня 2021; проверки требуют 2 правки.

Памятник Александру Сергеевичу Пушкину, работы Александра Михайловича Опекушина, был установлен в Москве 6 (18) июня 1880 года. Памятник выполнен из бронзы, первоначально он был установлен в начале Тверского бульвара на Страстной площади (ныне Пушкинская). В 1950 году памятник переместили на противоположную сторону площади.

Реставрация памятника проводилась два раза — в 1993 и 2003 годах, капитальное его восстановление было завершено в 2017 году [2].
Кадастровая палата г. Москвы совместно с Департаментом культурного наследия столицы внесли памятник Пушкина в Единый госреестр недвижимости (ЕГРН) как объект культурного наследия [3].

ОписаниеПравить

Скульптор изобразил поэта в полный рост, одетым в длинный сюртук, поверх которого наброшен плащ. Голова в задумчивости наклонена, словно он размышляет над новым произведением. Правая рука привычным жестом заложена за борт сюртука; в левой, откинутой назад, — шляпа. Левая нога чуть выдвинута вперед.

История созданияПравить

В 1860 году по инициативе выпускников Царскосельского лицея, в котором учился Пушкин, была объявлена подписка по сбору средств на сооружение памятника в Москве. Было собрано около 30 тыс. рублей. В 1870 году по инициативе лицеиста Якова Карловича Грота была проведена новая подписка. Был объявлен конкурс, по правилам которого полагалось в восьмимесячный срок представить в комиссию проект памятника, состоящий из двух частей: модели фигуры поэта из гипса, воска, или глины размером в 8-9 вершков и пьедестала в произвольном размере. К условиям конкурса прилагался план местности возле Тверского бульвара напротив Страстного монастыря, где предполагалось разместить монумент. Стоимость готового памятника в натуральную величину первоначально не должна была превышать 60 тыс. рублей. Однако удалось собрать около 130 тыс. рублей. В конкурсе участвовали многие известные скульпторы того времени, среди них были П. П. Забелло, И. Н. Шредер и М. М. Антокольский[4].

Памятник Пушкину у Тверских ворот, 1884

Памятник Пушкину. Открытка 1896-1897 гг.

В 1875 году по итогам проведения открытого конкурса первая премия за проект памятника Пушкину была присуждена А. М. Опекушину. При этом в окончательном варианте памятника форма пьедестала, предложенная А. М. Опекушиным (совмещение двух усечённых конусов), была заменена на форму, близкую к предложенной И. Н. Шредером (усечённая трапеция на прямоугольной призме). Для ведения строительно-монтажных работ Александр Михайлович Опекушин пригласил архитектора Ивана Семёновича Богомолова. Специальную комиссию по сооружению памятника возглавил принц П. Г. Ольденбургский[5][6].
Последующие пять лет ушли на изготовление модели статуи, отливку на бронзолитейном заводе в Петербурге, изготовление пьедестала из сердобольского гранита и окончательный монтаж. Памятник первоначально предполагалось открыть 19 октября 1879 года (годовщина открытия Лицея), но из-за повреждения одного из угловых монолитов (под лестницами) его пришлось заменить двумя новыми, соединёнными вместе, что привело к задержке[7].

К весне 1880 года все работы по сооружению памятника были закончены. Новым днём открытия было назначено 26 мая 1880 года (день рождения поэта); эта дата была отсрочена из-за траура по императрице Марии Александровне[7]. 6 июня 1880 года, несмотря на пасмурную погоду, москвичи во множестве собрались на Страстной площади, в начале Тверского бульвара, где ликованием встретили открытие памятника. В тот же день в Московском университете состоялось торжественное собрание, на котором с речами о творчестве Пушкина и его месте в русской культуре выступили Н. С. Тихонравов и В. О. Ключевский. В течение трёх дней в зале Дворянского собрания проходили различные праздничные мероприятия, на которых перед собравшимися выступали Тургенев, Ф. М. Достоевский, И. С. Аксаков и другие деятели культуры[8].

Первоначально памятник был установлен в начале Тверского бульвара, лицом к Страстному монастырю. В 1950 году монумент был перемещён на другую сторону Тверской улицы (в то время Горького), на место снесённой колокольни Страстного монастыря, и развёрнут на 180 градусов[9].

Для людей моего поколения есть два памятника Пушкину. Оба одинаковых Пушкина стоят друг против друга, разделенные шумной площадью, потоками автомобилей, светофорами, жезлами регулировщиков. Один Пушкин призрачный. Он стоит на своем старом, законном месте, но его видят только старые москвичи. Для других он незрим. В незаполнимой пустоте начала Тверского бульвара они видят подлинного Пушкина, окруженного фонарями и бронзовой цепью. А Пушкин сегодняшний для меня лишь призрак.

Надписи на пьедесталеПравить

Памятник Пушкину в Москве, вид с южной стороны. 6 июня 2008 г.

Пьедестал украшают строки из пушкинского стихотворения «Памятник». При публикации этого стихотворения в 9-м томе первого посмертного собрания сочинений поэта, Жуковский по цензурным соображениям изменил его текст (заменив опасные слова «Что в мой жестокий век восславил я Свободу» на безобидные «Что прелестью живой стихов я был полезен» в 15-й строке и проведя косметическую правку в 13-й строке для сохранения рифмы)[10]. Одно из этих изменений (в 13-й строке) было вырезано на пьедестале с правой стороны:

И долго буду тем народу я любезен,
Что чувства добрые я лирой пробуждал

вместо написанного Пушкиным

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал

На левую сторону памятника попали неизменённые строки:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык

Двустишия были вырезаны на камне рельефом высотой 20 мм.

В 1936 году, при подготовке к 100-летию со дня смерти поэта было решено заменить текст стихотворения на пушкинский оригинал.

  • старые рельефные надписи были срублены, поверхность заново отполирована, контуры букв нанесены мастерами Макаровым и Бунегиным, а материал вокруг букв удалён на глубину 3 мм, образуя полуотшлифованный фон светло-серого цвета, изменивший вид памятника,
  • исходный шрифт был сохранён, но орфография заменена на современную,
  • двустишия были заменены на полные четверостишия.

Текст на обратной стороне пьедестала сохранился без изменений, нанесённый высоким рельефом в старой орфографии: «Сооруженъ въ 1880 году».

См. такжеПравить

  • Памятники А. С. Пушкину
  • Опекушин, Александр Михайлович

ПримечанияПравить

ЛитератураПравить

  • Редакция журнала. Памятник Пушкину // Всемирная иллюстрация : журнал. — 1880. — Т. 23, № 594. — С. 430—434.
  • Крейн А. З. Рукотворный памятник (1880—1980): К столетию открытия в Москве памятника Александру Сергеевичу Пушкину работы А. М. Опекушина / Художник В. В. Кошмин. — М.: Советская Россия, 1980. — 48, [32] с. — 50 000 экз.
  • Суслов И. М. Памятник Пушкину. — М.: Московский рабочий, 1983. — 64 с. — (Биография московского памятника).
  • Чубуков В. В. Всенародный памятник Пушкину: (200-летию А. С. Пушкина посвящается). — М.: «Тверская, 13», 1999. — 160 с. — 8000 экз. — ISBN 5-89328-009-1. (в пер.)
  • Кони А. Ф. Открытия памятника Пушкину (1880 г.) // Москва и её жизнь. — М.: Москва для всех, 1914. — С. 98-110.

СсылкиПравить

  •   На Викискладе есть медиафайлы по теме Памятник Пушкину работы Опекушина
  • Коллекция фотографий памятника
  • Памятник Пушкину на cultcalend.ru

11 ноября 2021

В четверг, 11 ноября, в Калининграде официально открыли памятник Федору Михайловичу Достоевскому. Афиша RUGRAD.EU рассказывает, кто заплатил за русского классика и зачем он понадобился властям в XXI веке.

С памятником великому русскому писателю Федору Достоевскому успели аккурат к 200-летнему юбилею со дня рождения. В конце октября депутаты городского совета одобрили переименование сквера, названного ранее в честь польского поэта Адама Мицкевича. За первые 4 дня ноября инициаторы добились одобрения скульптуры от совета по культуре: директор Музея Мирового океана Светлана Сивкова жаловалась, что на совет представили, по сути, готовый объект, который после этого очень оперативно установили. Инициатор появления памятника — топ-менеджер ГК «Содружество», бывший вице-премьер областного правительства Александр Шендерюк-Жидков — рассказал, что подал обращение в городскую администрацию в августе. Рассмотреть обращение летом городским депутатам могли помешать надвигающиеся выборы.

h7v1h0hvz066dzgvy0kic73a69lqt1ri

«Мы должны понимать, что 200 лет с рождения Федора Михайловича — важная дата, которую мне как жителю Калининграда хотелось бы отметить. Для меня и моих коллег Федор Михайлович является важной культурной и исторической личностью, гениальным русским писателем. Мне кажется, что Калининград достоин памятника, и Федор Михайлович достоин памятника себе в Калининграде», — объяснил инициативу Александр Шендерюк-Жидков.

Расходы по установке скульптуры взял на себя инициатор, но, судя по всему, не в одиночку. «Хотелось бы и себя причислить к людям, которые помогали с устройством этого памятника. Но, наверное, делать этого не буду», — заявил в ходе церемонии открытия скульптуры губернатор Антон Алиханов, отмечая, что «основное бремя» взял на себя как раз Шендерюк-Жидков. 

Топ-менеджер «Содружества» в ответах на вопросы о деньгах упоминает некоторых «почитателей Достоевского». «Не хотел бы распространяться, был я один или нас было много. Почитатели Достоевского возместили все расходы», — объясняет он. Бюджет проекта он не разглашает.

Бизнесменов, которые гипотетически могли бы помочь бывшему вице-премьеру вложиться в памятник, на церемонии открытия не было видно (если не считать за такого Андрея Елизарова, организовавшего в Озерске байдарочный сплав).

В результате в сквере между ул. Носова, Грекова и Брамса появился памятник с неизменной бородой, с которой Достоевского изображают во всех школьных хрестоматиях, и разводами зеленоватого цвета по туловищу. Автором памятника является скульптор Андрей Следков — он же автор монумента святому князю Александру Невскому на площади Василевского. Следков рад, что его работы в Калининграде посвящены «представителям русской истории», но считает, что «это никак не умаляет той истории, которая здесь есть более ранняя». По версии скульптора, ее «тоже надо хранить» и «не ущемлять».

«Мне уже несколько раз звонили… Вот это зеленое — не надо отмывать, это сделано специально. Я хотел показать, как будто он здесь стоит очень давно. Пожалуйста, оставьте ее такой», — объясняет он собравшимся смысл творческой находки с разводами на памятнике. Следков принимал непосредственное участие в создании знаковых для региона монументов, но вала частных заказов скульптор в области впоследствии не получил.

if061ar2bt7p1wi569qwoyse6f2iwyvy

Шендерюк-Жидков назвал скульптуру «одним из лучших памятников Достоевскому в России» и даже объяснил, почему классик сжимает в ладонях птицу. Это аллюзия (причем не самая очевидная) на роман «Братья Карамазовы». Перед установкой памятника инициаторы вспомнили о последней главе романа, «где Илюшечка просил, чтобы воробушки прилетали на его могилу». «Есть у нас стереотип, что Федор Михайлович такой весь всегда грустный, тяжелый, сложный, его произведения сложные. На самом деле мы хотели, наоборот, повернуть читателя, зрителя к писателю. Показать его добрый взгляд… Посмотрите, у него очень добрый взгляд», — рассказывает топ-менеджер «Содружества».

«Хорошая скульптура. Мне очень нравится», — пытался быть лаконичным министр культуры и туризма Андрей Ермак.

В литературной среде отношение к фигуре классика никогда не было однозначным. Достоевского было принято ценить за защиту «униженных и оскорбленных». В европейской философии его ценят как предтечу экзистенциализма («Записки из подполья»). Современный российский официоз, судя по всему, призвал Достоевского на государственную службу в качестве пророка, который написал роман-предупреждение «Бесы», предугадывающий во многом трагические события российской истории в XX веке. Взгляд на классика разнился и у участников церемонии.

Антон Алиханов признался, что читает «Идиота», который в свое время «выпал из кругозора». «»Братьев Карамазовых» прочитал с удовольствием», — добавляет он.

Андрею Ермаку «Преступление и наказание» показалось в свое время слишком нуарным, и он в результате тоже остановился на «Идиоте». «Я написал сочинение по «Преступлению и наказанию» в стихах. Мне поставили 5/4. «5» — за инициативу описать «Преступление и наказание» в стихах, а четверку за то, что все-таки не выполнил полностью задачу, которую поставил передо мной преподаватель. Поэтому не могу сказать, что оно произвело на меня какое-то сильное впечатление как литературное произведение», — вспоминает министр.

Шендерюк-Жидков в студенческие времена переписывал себе в тетрадку «Братьев Карамазовых» целыми кусками. «Я не разделяю эту историю (Фрейд, по-моему, очень любил рассказывать), что Достоевский такой психолог молодец, а моралист не молодец: вот, он сдался властям. Я категорически с этим не согласен. Думаю, что всё, что хотел сказать Федор Михайлович, он сказал», — начал горячиться инициатор установки в ответ на вопрос, какой из периодов творчества Достоевского он сам для себя выделяет.

Впрочем, перед началом карьеры в областном правительстве Шендерюк-Жидков перечитывал не «Братьев Карамазовых», а «Бесов». «Готовился, так сказать», — вспоминал он.

За литературную линию Достоевского как пророка, предупреждавшего Отечество о грядущих испытаниях, на церемонии открытия отвечали заместитель полномочного представителя президента в СЗФО Роман Балашов и архиепископ Серафим. «Это человек, которому Господь даровал дар пророка, — рассуждает Балашов. — Его фраза, что «если бога нет, то всё дозволено» стала приговором тем силам, которые в свое время отказались от бога и бросили нашу страну в пучину братоубийственной войны».

Архиепископ Серафим из творческого наследия романиста и публициста выделил как раз роман «Бесы». «Вспомним роман «Бесы». После этого [произведения] многие революционеры как-то затаились… Хотя они, конечно, потом ему не простили этот роман. Достоевский и по сей день приводит людей к богу. Он говорит о вечности, о небе, о сострадании», — рассуждает священник.

ap2yo2w73laezk6hing8tf2tu6q2hte5

Спикер Облдумы Андрей Кропоткин и председатель горсовета Евгений Любивый о своих любимых произведениях Достоевского (если они у них есть) предпочли публично не рассуждать.

В смене названия сквера легко увидеть политическую историю: в «Братьях Карамазовых» есть известная сцена с двумя поляками. Но участники мероприятия старательно отрекаются от кажущегося очевидным политического жеста. «Я бы не хотел политически высказываться, потому что я не политик, — прокомментировал Александр Шендерюк-Жидков ситуацию с переименованием сквера. — Наша идея была в том, чтобы в городе появился памятник».

Андрей Ермак назвал возможный конфликт «надуманной историей», вспоминая, что в регионе и так есть памятник Мицкевичу в Зеленоградске. «Я не вижу здесь никакого конфликта. Мне кажется, он очень сильно попахивает конспирологией. На самом деле, здесь ничего нет», — подчеркнул министр.

Участники церемонии не считают, что при установке монумента необходимо было просчитывать какой-то региональный контекст, а статус классика с мировым именем дает Достоевскому право иметь монумент в свою честь в любой точке России.

«Нет такой проблемы. Достоевский — это мировое достояние. Он вышел далеко за пределы не только какого-то региона, а вообще вышел далеко со своим творчеством за пределы России. Один из самых популярных писателей. «Преступление и наказание», наряду с «Войной и миром» и «Анной Карениной», — вообще самое популярное произведение русского автора за границей. Здесь вообще точно не должно быть региональной привязки. Это великий русский писатель», — рассуждает Андрей Ермак.

Шендерюк- Жидков на замечание, что в городе до сих пор нет полноценного памятника фантасту Сергею Снегову, чья жизнь непосредственно была связана с регионом, предложил «почитателям» выступить с соответствующей инициативой. «Я думаю, что в Калининграде много почитателей Снегова. Думаю, что кто-то из них обязательно поставит памятник. Уверен, что власти его поддержат», — отметил он.

Сам топ-менеджер пока больше установкой памятников заниматься не собирается: «В моих планах — работать, чтобы «Содружество» создавало больше рабочих мест и инвестировало в Калининградскую область».

Текст: Алексей Щеголев
Фото: Юлия Власова

  • Памятник пушкину в санкт петербурге сочинение описание
  • Памятник надежде дуровой в сарапуле рассказ про него
  • Памятник петру и февронии сочинение описание
  • Памятник петру 1 в москве сочинение описание
  • Памятник петру первому сочинение описание