Памятка написания сочинения рассуждения

Автор андрей измаилов на чтение 6 мин. опубликовано 29.06.2021 что такое сочинение-рассуждение сочинение-рассуждение состоит из ваших мыслей, гипотез, высказываний, которых

На чтение 6 мин. Опубликовано

Что такое сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение состоит из ваших мыслей, гипотез, высказываний, которых затем следует доказать. Последний этап написания сочинения-рассуждения – обобщение.

В ЕГЭ будет дан текст, в котором изначально необходимо выделить проблему, а затем подтвердить ее примерами из литературы, истории, кино, жизни. После аргументации обязательно пишется заключение.

В ОГЭ также дается текст. После него, на выбор будут предложены три темы, касающиеся данного текста. Каждая тема отличается требованиями к ученику: в одной проверяются знания грамматики, в другой – знания терминов, означающих какие-либо чувства, моральные качества, оценка духовности ученика и т.д.

765688.jpg

Схема написания сочинения-рассуждения по русскому языку.

Алгоритм написания сочинения

  1. Перед написанием сочинения убедитесь, что хорошо знаете материал и можете развернуто раскрыть предложенную тему с помощью литературных произведений.
  2. Если вы определились с темой сочинения, то можете приступать к написанию плана. Он может быть простым или сложным. Главное, чтобы каждый пункт выражал доказательство вашей точки зрения или раскрывал основную тему сочинения.
  3. При необходимости после плана можно написать тезисы или ключевые моменты той или иной книги, которые ещё шире раскроют выбранную тему.
  4. Лучше всего сначала написать сочинение на черновик. Там вы можете спокойно исправить ошибки или недочёты и внести необходимые правки в материал.
  5. После написания чернового варианта сочинения перечитайте его и убедитесь, что полностью раскрыли тему, учли все пункты плана и подобрали верные/точные литературные примеры.
  6. Затем можете переписывать сочинения на чистовик. Но не забудьте, что материал нужно перепроверить, дабы избежать ошибок и неточностей!

План сочинения

Структура и композиция сочинения — это памятка, необходимая в работе над эссе. Ее желательно выучить, чтобы на месте спокойно работать по давно знакомому плану. Важно помнить, что необязательно начинать со вступления, можно накидать основную часть и отталкиваться от нее, чтобы все части работы были логически обоснованы и связаны.

  1. Эпиграф. Это не обязательно, но может добавить баллов. Нужно подобрать точную цитату из произведения, чтобы она была логически связана с содержанием работы. Если не уверены в точности формулировки или в ее смысловой нагрузке, не пишите эпиграф (он оформляется без кавычек, Ф. И. О. писателя без скобок. Если цитируете стихи, оформляйте их в столбик также без кавычек).
  2. Вступление ‑ в самом начале сочинения можно рассказать об истории создания книги, соответствующей культурной эпохе или об авторе. Также необходимо логически подвести мысль к рассуждению на выбранную тему, сформулировать вопрос, от которого вы будете отталкиваться в последующих частях. Важно указать, какая именно проблема есть в тексте, и над чем именно задумывается сам автор. Самыми популярными «вступлениями» можно назвать риторический вопрос (Что же хотел сказать Булгаков между строк?) или цитату из опорного произведения (книги, которую вы используете в качестве источника аргументов). Однако второй вариант сложнее, ведь цитату легко переврать, да и у жюри могут возникнуть сомнения в вашей честности (А не списал ли он часом?).
  3. Основная часть. В этом разделе текста вы указываете, какое место проблема занимает в самом тексте, её значение в современном обществе. Для солидности можете указать мнение писателя насчет той или иной проблемы. Самое главное ‑ это точная передача его мысли. Собственное мнение тоже необходимо, хотя бы на уровне согласия или несогласия с точкой зрения автора. Но помните, что отрицать ее нужно, опираясь на что-то, и критика авторской позиции значительно сложнее. Хотя бы потому, что писатели в таких текстах транслируют базовые истины, которые принято разделять хотя бы на словах. Бывает, что умный ученик получает меньше баллов, чем посредственный, только потому, что он отстаивал свои убеждения, запутал проверяющего волной эмоциональных выпадов против автора и настроил учителя против себя. Но основа этого раздела — это, разумеется, литературные аргументы. В пример вы приводите только те произведения, в которых есть похожая проблема. При необходимости можно кратко пересказать содержание, но самое важное — логически обосновать, как ваш аргумент связан с темой сочинения.
  4. Заключение ‑ обобщение всего вышесказанного. Это то же вступление, но там вы задавали вопрос, теперь самое время дать ответ. Вы должны подытожить ваши рассуждения, излагая те же мысли, что и вначале, но другими словами.

Важно помнить, что в сочинении по литературе большое внимание уделяется терминологии. Для высокого балла текст должен иметь как минимум 5 терминов (например, роман, автор, герой/героиня, завязка, эпитет, сравнение и т.п.)!

Виды эссе по английскому языку

Также существуют три типа эссе в английском языке, каждый из которых имеет свои нюансы и правила, о которых вы сейчас узнаете:

  1. Эссе за и против. (For and against essay) В таких сочинениях нужно привести аргументы «за» или «против» какого-либо явления. При этом особенностью и сложностью такого эссе является то, что нужно придерживаться нейтралитета и смотреть на какой-либо явление с двух сторон. Однако, выразить своё мнение по отношению к теме вы можете в заключении.
  2. Эссе-мнение. (Opin­ion essay) В этом сочинение необходимо выразить своё мнение касательно какой-либо темы. Однако, рассматривать тему нужно с разных сторон и под разными углами, при этом нужно объяснить почему вы не согласны с взглядом с другой стороны, а придерживаетесь своего мнения. В заключении важно окончательно сформулировать свою точку зрения.
  3. Эссе предложение решение проблемы. (Sug­gest­ing solu­tion to prob­lem essay) В этом случае необходимо рассмотреть какую-либо проблему и предложить пути её решения. В введении обычно указываю саму проблему и её причины или последствия. В основной части уже нужно предлагать решения и аргументировать их эффективность. В заключении подвести итоги.

Структура эссе по английскому языку

Как в русском языке, так и в английском языке сочинение состоит из трех частей: введения, основной части и заключения. Однако, каждая из частей имеет свои нюансы и правила.

  • Введение (Intro­duc­tion):

В введении задачей автора эссе является рассказать читателю, о чем это сочинение. Сделать это можно перефразировав название сочинения или тезис (если таковой имеется), или задавая риторические вопросы. Чаще используется первый вариант. Обычно введение состоит из 3–5 предложений.

  • Основная часть (The Main Body):

В основной части главной задачей автора является представить свои идеи и аргументы в пользу или против тезиса. Обязательным в основной части является использование примеров: из литературы, из новостей или из личного опыта. Основная часть эссе занимает его большую часть, так как в нем рассказывается все и обо всем.

  • Заключение (Con­clu­sion):

В заключении автор сочинения должен сделать выводы и подвести итог или высказать своё мнение. Сделать это можно также перефразировав тезис (но это должно также отличаться от введения), суммировав аргументы или призвав читателя к действию. Объем заключения должен быть примерно таким же, как и объем введения.

Памятка для работы

над сочинением-рассуждением 15.2 ОГЭ по русскому языку?

Учитель МБОУ СОШ №20 города Невинномысска Васильченко Н.В.

Чаще всего выпускники 9-х классов выбирают задание 15.2, в котором предлагается написать сочинение на основе прочитанного текста. Для работы над сочинением-рассуждением предлагается следующая памятка.

Текст

(1) Это был очень пожилой человек с седой бородкой клинышком, в льняной косоворотке, подпоясанной ремешком, и старомодной шляпе. (2) На станцию Кратово он, видимо, приехал в гости: розовые щеки его были чисто выбриты, накрахмеленная косоворотка сияла бе­лизной. (3) Под мышкой он держал коробку с печеньем. (4) Сойдя с дачного поезда, он бодро зашагал по улице и исчез за углом.

(5) День был жаркий, в воздухе стоял смолистый зной. (6) Я долго шла по выбеленной солнцем дороге. (7) Неожиданно навстречу вы­нырнул уже знакомый старичок в косоворотке. (8) Вид у него был да­леко не такой бодрый и накрахмаленный, как в начале пути: лоб по­краснел, по щекам струился пот.

(9) — Вы не знаете, где улица Ломоносова? — спросил он и вытер шею платком.

(10) Видимо, он изрядно устал. (11) К сожалению, я не могла ему помочь: эту местность я знала плохо. (12) Впереди шагала молодая женщина, держа в обеих руках тяжело нагруженные сумки. (13) Он об­ратился с тем же вопросом к ней.

(14) — Да вы совсем не туда забрались! — сказала она не слишком приветливо. (15) — Идите до трансформаторной будки, а потом чет­вёртый переулок направо.

(16) До четвёртого переулка оказатось добрых сорок минут хода. (17) Но когда мы наконец дошли, выяснилось, что это вовсе не улица Ломоносова.

(18) Косоворотка старичка взмокла, на щеках выступили пятна. (19) Бабушки с детьми, попадавшиеся навстречу, знали только те ули­цы, где жили сами. (20) Путник шагал наугад, а я шла вслед за ним, направляясь к темнеющей впереди роще.

(21) — Что за пропасть! — сказал старичок с отчаянием и остано­вился. (22)— Хоть обратно возвращаться впору. (23) А ведь меня здесь товарищи ждут. (24) У нас сегодня традиционная встреча однокурсни­ков Московского университета. (25) Сорок шесть лет подряд собира­емся друг у друга, и вдруг опоздать из-за того, что улицы найти не могу!

(26) Раскалённая от солнца дорога была пустынна. (27) Нянька с детской коляской, идущая навстречу, оказалась глухой, как пень. (28) Махнув рукой, старичок повернул назад. (29) И в это время мы оба увидели быстро шагающую женщину с двумя сумками в руках. (30) Лицо её было более сердитым, чем при первой встрече.

(31) — Не угнаться за вами! — закричала она! (32) Улица Ломоно­сова будет не направо, а налево… (33) Полчаса за вами бегу, да ещё с тяжёлыми сумками…

(34) Старичок озадаченно смотрел на неё, вытирая платком пот­ные щёки.

(35) — Помилуйте, это вы из-за меня бежали? — наконец спросил он.

(36) — А из-за кого ещё? — сердито сказала женщина.

(37) — Благодарствуйте, но не стоило вам так утруждаться! — веж­ливо произнес старичок.

(38) -— Я бы рада не утруждаться, да не могу. (39) Не так вос­питана, — сказала женщина и вдруг засмеялась. (40) Лицо её сразу похорошело.

(41) — Когда сообразила, что ошиблась и послала вас не по той до­роге, побежала вслед, будто меня кипятком ошпарило. (42) Вы же, ду­маю, до вечера будете эту улицу искать…

(43) Оба красные, уставшие, они некоторое время молча смотрели друг на друга. (44) Потом женщина снова подхватила свои сумки и по­вернула назад, а старичок, церемонно приподняв шляпу, зашагал на улицу Ломоносова.

(45) Что заставило женщину, которую я встретила в Кратове, бежать за незнакомым ей человеком, чтобы сказать ему, что она по ошибке указала ему дорогу неверно? (46) Ничто, кроме уважения к его време­ни, его отдыху, его планам. (47) А если вдуматься, то и уважения к са­мой себе.

(48) Быть хорошо воспитанным человеком — это прежде всего зна­чит глубоко уважать тех, кто живёт рядом с тобой на нашей земле, кто делит с тобой и труд, и хлеб, и солнце…

(По Т. Тэсс)

Тэсс Татьяна Николаевна настоящая фамилия Сосюра (1906—1983) — советская писательница, журналистка.

Формулировка задания:
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Быть хорошо воспитанным человеком — это прежде всего значит глубоко уважать тех, кто живёт рядом с тобой на нашей земле, кто делит с тобой и труд, и хлеб, и солнце…».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Структура сочинения-рассуждения 15.2. ОГЭ по русскому языку:

1. Вступление (несколько общих слов о проблеме, которая обозначена в тезисе, + сам тезис + предложение поразмышлять над поставленным вопросом).
2. Первый аргумент: пример + комментарий.
3. Второй аргумент: пример + комментарий.
4. Заключение (вывод по тезису, умозаключение).

План работы над сочинением, рекомендации

1. Вступление. Объяснение -размышление о смысле приведённой цитаты, обозначение значимых понятий, выражение намерения доказать правильность высказывания примерами из текста.

Пример:

« На мой взгляд, такие понятия, как «воспитание» и » уважение», — тема для серьёзных размышлений. Поэты и писатели раскрывают важность данных понятий, укрепляя жизненные ориентиры в обществе. Об этом свидетельствует Тэсс Т.Н.в приведённом высказывании. Попробуем доказать его справедливость примерами из текста».

Речевые клише:

1)

— Действительно…

— Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

— В фрагменте произведения …

— Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…

— Текст заканчивается словами: «…».

— На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …

— Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …

— Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом…

Автор показывает формирование внутреннего…

— По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем:

— В этом отрывке автор говорит о том, что…

— Смысл данного отрывка я понимаю так: …

— В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

2)

— Свои слова (эту мысль) я докажу примерами из текста.

— Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах из текста.

— Попробую доказать эту мысль примерами из текста.

— Попробуем доказать его справедливость примерами из текста.

— Давайте порассуждаем и ответим на поставленный вопрос.

— Докажем эту мысль на примерах , взятых из текста.

— Попробую доказать это на примерах, взятых из текста.

2. Первый аргумент: пример + комментарий.
Пример:

«Проиллюстрировать данную мысль можно, обратив внимание на предложение № 41. В нём автор говорит о том, что женщина, неправильно указавшая дорогу пожилому человеку, побежала вслед за ним, чтобы исправить сою ошибку, хотя сумки в руках её были тяжелы, и шла она совсем в другую сторону».

Речевые клише:

1)

— Во-первых,…

— Давайте заглянем в текст. Вот предложение…

— Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…

— Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № …

— Проиллюстрировать данную мысль можно на примере предложения .. .

— Рассмотрим предложение… В нѐм говорится о том, как…

— Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор говорит…

— Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…

— Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, рассмотрим конкретные примеры…

— Убедимся в этом, обратившись к тексту…

— Присмотримся повнимательнее к словам в тексте…

— Обратимся к тексту русского писателя…

— Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к …предложению из текста…

— Подтвердить данный аргумент можно примером из … предложения текста…

— В подтверждении собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста…

2)

— В нём автор говорит …

— Действительно, автор утверждает…

— Таким образом, автор считает…

— В данном предложении говорится о…

— Предложение №.. подтверждает мысль о том, что…

3. Второй аргумент: пример + комментарий.
Пример:

« Далее рассмотрим в качестве примера следующие предложения (46 и 47). Причитав их содержание, мы осознаем, что заставило женщину сделать это. Перед нами человек воспитанный, уважающий не только себя, но и окружающих, который по-другому поступить не может».

Речевые клише:

1)

— Следующим аргументом может служить пример из … предложения…

— Далее следует привести пример из … предложения…

— Пример из … предложения может стать иллюстрацией к ….

— Во-вторых,…

— Также пример можно найти в предложении № …

— Далее рассмотрим в качестве примера предложение №…

— Вот ещё одно предложение…, иллюстрирующее…

2)

— И мы понимаем, что….

— Нам открывается …

— Мне ясен смысл…

— Мы убеждены в том, что…

— Это позволяет судить о том, что…

— Это говорит о том, что…

4. Заключение (вывод по тезису, умозаключение).

Пример:

« Подводя итог вышесказанному, мы видим, что примеры из текста стали убедительным доказательством того, что воспитание глубоко связано с уважением тех, «кто живёт рядом с тобой на нашей земле, кто делит с тобой и труд, и хлеб, и солнце…»

Речевые клише:

1)

— Таким образом, …

— Итак, …

— Можно сделать вывод…

— Следовательно…

— В итоге можно прийти к такому выводу…

— В заключении можно сказать, что…

— Обобщая сказанное…

— Из этого следует, что…

— Подводя итог вышесказанному…

— Делая выводы из выше изложенных умозаключений…

— Таким образом, можно сделать вывод, что…

— Проанализировав два аргумента, можно прийти к выводу…

— Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль… о том, что…

— Мы пришли к выводу…

— Итак, в заключении мы видим,…

— Итак, можно увидеть, что…

— В результате размышления мы пришли к выводу о том, что…

— Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

— Нам удалось доказать, что…

2)

— Автор убеждает нас в том …

— Автор раскрывает перед нами смысл….

— Автор приводит нас к выводу…

Требования к тексту

Кроме требований к объему и структуре, сочинение должно также соответствовать ряду критериев:

— цельность текста, последовательность, связность;

— соблюдение орфографических правил;

— соответствие пунктуационным нормам;

— отсутствие речевых и грамматических ошибок;

— фактическая точность написанного текста.

Пример сочинение 15.2 по тексту Тэсс Татьяны Николаевны.

На мой взгляд, такие понятия, как «воспитание» и » уважение», — тема для серьёзных размышлений. Поэты и писатели раскрывают важность данных понятий, укрепляя жизненные ориентиры в обществе. Об этом свидетельствует Тэсс Т.Н.в приведённом высказывании. Попробуем доказать его справедливость примерами из текста.

Проиллюстрировать данную мысль можно, обратив внимание на предложение № 41. В нём автор говорит о том, что женщина, неправильно указавшая дорогу пожилому человеку, побежала вслед за ним, чтобы исправить сою ошибку, хотя сумки в руках её были тяжелы и шла она совсем в другую сторону.

Далее рассмотрим в качестве примера следующие предложения (46 и 47). Причитав их содержание, мы осознаем, что заставило женщину сделать это. Перед нами человек воспитанный, уважающий не только себя, но и окружающих, который по-другому поступить не может.

Подводя итог вышесказанному, мы видим, что примеры из текста стали убедительным доказательством того, что воспитание глубоко связано с уважением тех, «кто живёт рядом с тобой на нашей земле, кто делит с тобой и труд, и хлеб, и солнце…».

В работе использованы материалы сайта

http://otvet2013.ucoz.com/load/poleznaja_inform acija/russkij_jazyk/kak_pisat_sochinenie_rassuzhd enie_na_moralno_ehticheskuju_temu/

38-1-0-78

8

                                                         СОЧИНЕНИЕ по типу ОГЭ (9.2)

                                                                             ПЛАН

  1. Вступление (рассуждение о смысле высказывания).
  2. Первый пример и его роль в тексте.
  3. Второй пример и его роль в тексте.
  4. Вывод.

                                               ПРИМЕРНЫЕ РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ 

1 абзац – КОММЕНТАРИЙ

  • Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
  • Эти слова говорят о…
  • Приведённая из текста цитата помогает понять…
  • Эти финальные слова текста заставляют задуматься над…
  • В приведённом высказывании кроется следующий смысл:…
  • Обращусь к тексту (ФИО автора в Р.п.) для того, чтобы доказать высказанную мысль.
  • Попробую доказать эту мысль примерами из текста (ФИО автора в Р.п.).

2 и 3 абзацы – ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (АРГУМЕНТ 1 и АРГУМЕНТ 2)

  • Подтверждением высказанной мысли является текст…
  • Чтобы подтвердить эту мысль, обратимся к предложению № …
  • Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения: «…». (ЦИТАТА из ТЕКСТА).
  • Пример можно найти в предложении № …
  • Рассмотрим предложение… В нѐм использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как… Оно доказывает отношение автора к…
  • Предложение … является доказательством того, что…
  • Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения…, в котором автор использует…
  • В качестве примера рассмотрим предложение №…

4 абзац – ВЫВОД

  • В результате рассуждения можно прийти к выводу о том, что …
  • Таким образом, эти примеры стали убедительным доказательством того, что…
  • Итак, мы убедились, что…..
  • Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что…
  • Таким образом, можно заключить, что…
  • В заключение хочется отметить, что…
  • Таким образом, текст (ФИО автора в Р.п.) помогает читателю задуматься над актуальной во все времена проблемой… и понять, что…
  • Приведённое рассуждение подтверждает вывод о том, что…
  • Подводя итоги сказанному, хочу подчеркнуть, что…
  • В итоге хочется отметить, что…

                                                         СОЧИНЕНИЕ по типу ОГЭ (9.3)

                                                             АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ

  1. Дать ОПРЕДЕЛЕНИЕ предложенного понятия.
  2. Оформить КОММЕНТАРИЙ, учитывая, какой смысл вкладывает в это понятие автор предложенного для анализа текста, так как доказывать справедливость слова или выражения необходимо именно примерами из текста.
  3. Привести ПРИМЕР ИЗ ТЕКСТА, пояснить его.
  4. Привести ПРИМЕР ИЗ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА, куда входит и читательский опыт, что использовать более интересно и привлекательно. Пояснить этот пример.
  5. Проверить наличие всех структурных элементов сочинения, связность и логичность оформленного творческого высказывания.
  6. Проверить сочинение на наличие орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.

Всего в сочинении должно быть 4-5 абзацев.

1 абзац – вступление (тезис, либо тезис + комментарий)

Определение значения слова: предмет (что это такое?) + его признак (какой он?)

Способы толкования слова

Описательный Чёрствость – крайне отрицательное качество человека, которое проявляется в равнодушии к чужим бедам
Синонимичный Чёрствый – нечуткий, бездушный, негуманный, немилосердный
Антонимичный Чёрствый человек –  тот, кто лишён сострадания, душевной теплоты, чуткости
Отсылочный Чёрствость равносильна равнодушию

                                                      ПРИМЕРНЫЕ РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ

1 абзац – ВСТУПЛЕНИЕ

  • Что такое …? Попробуем над этим вопросом поразмышлять.
  • Я считаю (думаю), что … – это….
  • По моему мнению (на мой взгляд…) … – это…

2 абзац – КОММЕНТАРИЙ

(как приведённое понятие представлено в тексте, как оно проявляется в жизни, его (положительные) и отрицательные стороны, актуальность)

  • Я считаю, что чёрствость опасна для человека отдельно и общества в целом, ведь… (ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения).
  • Чёрствость в человеке часто проявляется из-за…
  • Человеческая чёрствость, на мой взгляд, крайне губительна для всего общества, так как…

3 абзац – АРГУМЕНТ 1 (из текста)

  • Обратимся к тексту (ФИО автора в Р.п), в котором говорится о…
  • Примеры из текста (ФИО автора) могут стать убедительным доказательством того, что…
  • В тесте (ФИО автора) проявление чёрствости показано через образ…
  •  Проиллюстрировать это понятие помогает предложения №….
  • В тексте, предложенном для анализа, (ФИО автора в И.п.) поднимает проблему…
  • Предложение №….  подтверждает мысль о том, что……
  • В предложении № … автор говорит о том, что… (или)                                                                              4 абзац – АРГУМЕНТ 2 (из жизненного опыта или из художественной литературы)
  • Примеры проявления (понятие в Р.п.) можно встретить и в жизни…
  • Свое мнения я могу подтвердить примерами из собственного жизненного опыта (из своего читательского опыта…).
  •  В жизни мы часто наблюдаем…
  • В повседневной жизни мы тоже часто сталкиваемся с проявлением (например, жестокости…).
  • Однажды я стал свидетелем события, которое…
  • В подтверждение сказанному приведу пример из жизни (из художественной литературы, СМИ и т. д.).
  • В наши дни поставленная проблема проявляется в…
  • В настоящее время поставленная в тексте проблема остаётся актуальной, ведь…

5 абзац – ВЫВОД

  • В результате рассуждения можно прийти к выводу о том, что … (ответ на вопрос, заданный в теме, синонимичными словами)
  • Таким образом, эти примеры стали убедительным доказательством моего определения.
  • Итак, мы убедились, что…..
  • Итак, нам удалось доказать, что…
  • Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что…
  • Таким образом, можно заключить, что…
  • В заключение хочется ещё раз отметить, что…
  • Таким образом, текст (ФИО автора в Р.п.) заставил меня задуматься над актуальной во все времена проблемой… и понять, что…
  • Приведённое рассуждение подтверждает вывод о том, что…
  • Подводя итоги сказанному, хочу подчеркнуть, что…
  • В итоге хочется отметить, что…                                                  

Поделиться ссылкой:

Программа элективного курса по русскому языку

«Теория и практика написания сочинения и изложения»

9 класс

Составитель программы: Потапова С. Л.,

учитель русского языка и литературы

Макаров

2021-2022 учебный год

I. Результаты освоения элективного курса

1.Подготовка к сжатому изложению

1.Точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

2. Адекватно воспринимать авторский замысел;

3. Вычленять главное в информации;

4. Членить текст на смысловые части, т. е. определять не только его главную тему, но и микротемы;

5. Сокращать текст разными способами: исключение, упрощение, обобщение.

6. Правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

7. Находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.

8. Писать изложение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части ИК1-ИК2-ИК3

2. Подготовка к сочинению-рассуждению

1.Создавать собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи.

2. Извлекать из прочитанного текста соответствующей информации для аргументации своих утверждений.

3.Выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста.

4.Приводить примеры из других источников или из собственной жизни.

5. Писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С.

3.Подготовка по заданиям исходного текста

1.Работать с тестовыми заданиями: понимать формулировку задания   и вникать в её смысл.

2. Анализировать предложения: пунктуационный и синтаксический анализ предложения и словосочетания.

3. Применять на практике орфографические правила написания различных частей речи.

4. Понимать содержание текста и выбирать верные утверждения.

5.Находить средства выразительности и проводить лексический анализ слов.

II. Содержание элективного курса по русскому языку «Теория и практика написания сочинения и изложения»

Содержание элективного курса

Форма организации

Вид деятельности

Раздел 1. Введение

1.Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий

Лекция учителя

Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

2. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом ОГЭ

Презентация, записи в тетради печатными буквами

Работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом ОГЭ

Раздел 2. Часть 1

3.Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Структурные особенности сжатого изложения.

Лекция учителя, беседа, тезисные записи в тетради

Работа с текстом, границы микротем исходного текста.

4.Структурные особенности сжатого изложения

Слушание текста в формате «диск», отбор ключевых слов

Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения.

5.Основные приёмы компрессии исходного текста. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение

Презентация, беседа, отбор материала, слушание текста

Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста.

6.Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.

Презентация, беседа, отбор материала

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста ( приём исключения)

7.Основные приёмы компрессии исходного текста-описания.

Слушание текста-описания, отбор материала

Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста-описания.

8.Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение.

Запись лекции учителя, составление таблицы, подбор примеров.

Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста (приём обобщения)

9.Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщения

Практическое занятие.

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста (приём обобщения) Создание собственного текста изложения, оценивание работы.

Раздел 3. Часть 2

10.Задание 9.1. Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценки задания.

Лекция учителя, беседа, тезисные записи в тетради

Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий

11.Тезис сочинения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. Заключение в сочинении на лингвистическую тему.

Презентация, беседа, отбор материала

Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему. Отработка заключения в сочинении.

12.Задание 9.2. Структура сочинения-рассуждения по тексту. Критерии оценки задания

Лекция учителя, беседа, тезисные записи в тетради

Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по тексту. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

13-14. Тезис сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении-рассуждении. Способы цитирования.

Презентация, отработка цитирования по тексту.

Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту. Повторение способов цитирования.

15. Заключение в сочинении-рассуждении.

Практическое занятие.

Написание сочинения-рассуждения по тексту.

16.Задание 9.3. Структура сочинения. Критерии оценки задания.

Лекция учителя, беседа, тезисные записи в тетради

Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения на определённое понятие-слова. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

17. Тезис сочинения-рассуждения. Разные способы толкования значения слова.

Лекция учителя, беседа, тезисные записи в тетради

Знакомство с разными способами толкования значения слова.

18.Аргументы в сочинении-рассуждении.

Подбор текстов авторов на различные понятия слов.

Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по определённому понятию слова.

19.Заключение в сочинении-рассуждении.

Практическое занятие.

Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Раздел 4. Часть 3

20-21. Синтаксический анализ текста предложения

Лекция учителя, беседа, тезисные записи в тетради. Коллективное и самостоятельное выполнение задания 2

Повторение видов сложных предложений, простых односоставных предложений, видов сказуемых, нахождение грамматических основ предложений.

22-23. Пунктуационный анализ предложения

Презентация, составление алгоритма по пунктуационным правилам.

Коллективное и самостоятельное выполнение задания 3.

Повторение пунктуационных правил.

Отработка задания

24. Синтаксический анализ словосочетания.

Презентация, составление алгоритма замены одного способа связи на другой в словосочетании

Коллективное и самостоятельное выполнение задания 4.

Повторение способов связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание.

Отработка замены одного способа на другой.

25-27. Орфографический анализ.

Лекция, составление алгоритмов на правописание различных частей речи

Коллективное и самостоятельное выполнение задания 5.

Повторение орфографических правил.

Отработка задания на орфографический анализ.

28. Анализ содержания текста.

Обсуждение текста, диалог; 

Коллективное и самостоятельное выполнение задания 6.

Работа с текстом. Чтение текста. Нахождение верных утверждений.

29-30. Анализ средства выразительности.

Тезисные записи в тетради по средствам выразительности

Анализ, выбор, выразительных средств речи

Работа с текстом. Чтение текста. Нахождение средств выразительности речи.

31-32. Лексический анализ.

Презентация, беседа.

Коллективное и самостоятельное выполнение задания 8.

Работа с тестом. Чтение текста. Нахождение синонимов, фразеологизмов, слов с конкретным лексическим значением.

32-34. Комплексный анализ текста.

Практические занятия

( 2-8 задания)

Работа с текстом.

III. Тематическое планирование элективного курса в 9 классе

по русскому языку «Теория и практика написания сочинения и изложения»

Название раздела

Кол-во

часов

1

Раздел 1. Введение

2

2

Раздел 2. Часть 1

7

3

Раздел 3. Часть 2

10

4

Раздел 4. Часть 3

15

IV. Календарно-тематическое планирование элективного курса в 9 классе

по русскому языку «Теория и практика написания сочинения и изложения»

Раздел 1. Введение

Кол-во

час

дата

1

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий

1

2

Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом ОГЭ

1

Раздел 2. Часть 1

3

Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Структурные особенности сжатого изложения.

1

4

Структурные особенности сжатого изложения.

1

5

Основные приёмы компрессии исходного текста. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение

1

6

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.

1

7

Основные приёмы компрессии исходного текста-описания.

1

8

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение.

1

9

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщения

1

Раздел 3. Часть 2

10

Задание 9.1. Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценки задания.

1

11

Тезис сочинения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. Заключение в сочинении на лингвистическую тему.

1

12

Задание 9.2. Структура сочинения-рассуждения по тексту. Критерии оценки задания.

1

13-14

Тезис сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении-рассуждении. Способы цитирования.

2

15

Заключение в сочинении-рассуждении. Практическое занятие.

1

16

Задание 9.3. Структура сочинения. Критерии оценки задания.

1

17

Тезис сочинения-рассуждения. Разные способы толкования значения слова.

1

18

Аргументы в сочинении-рассуждении.

1

19

Заключение в сочинении-рассуждении. Практическое занятие.

1

Раздел 4. Часть 3

20

21

Синтаксический анализ текста предложения

2

22

23

Пунктуационный анализ предложения

2

24

Синтаксический анализ словосочетания.

1

25-27

Орфографический анализ.

3

28

Анализ содержания текста.

1

29

30

Анализ средства выразительности.

2

31

32

Лексический анализ.

2

33

34

Комплексный анализ текста

2

Итоговое сочинение в 2021-2022 учебном году

Сроки проведения итогового сочинения в  2021- 2022 учебном году

Основной срок: 01 декабря 2021 г .

Дополнительные сроки: 02 февраля 2022 г.,  04  мая 2022 г .

Тренировочный срок: 23.10.2021 г.

Вправе участвовать в дополнительные сроки:

 • обучающиеся, получившие «незачет» (не более 2-х раз);

• обучающиеся и другие категории участников итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительной причине;

 • обучающиеся и другие категории участников итогового сочинения (изложения), не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительной причине.

Информация о сроках и местах регистрации для участия в написании итогового сочинения (изложения)

Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление не позднее чем за две недели до его проведения:

для участия 01.12.2021 – до 17 ноября 2021 года

для участия 02.02.2022  —   до 19 января 2022 года

для участия 04.05.2022  – до 20 апреля  2022 года

Регистрация для участия в итоговом сочинении (изложении) выпускников 11 классов проводится на основании их заявлений в общеобразовательных организациях, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования.

При подаче заявления выпускникам прошлых лет  необходимо иметь паспорт, копию паспорта, аттестат о среднем общем образовании, копию аттестата.

Информация о  местах ознакомления с результатами  итогового сочинения (изложения)

С результатами итогового сочинения  (изложения)  участники  могут  ознакомиться в  образовательных  организациях  или  в  местах  регистрации  на  участие  в  итоговом сочинении  (изложении).  По  решению  ОИВ ознакомление  участников  с  результатами итогового  сочинения  (изложения)  может  быть  организовано  в  информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных. Результат  итогового  сочинения  (изложения)  как  допуск  к  ГИА  действителен бессрочно.

Факт ознакомления участников итогового сочинения (изложения) с результатами итогового сочинения (изложения) подтверждается их подписью в протоколе ознакомления с указанием даты ознакомления.

Результаты итогового сочинения (изложения) будут известны не ранее чем через семь календарных дней с даты проведения итогового сочинения (изложения).

Допуском к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования является «зачет» по итоговому сочинению (изложению). Учет результатов сочинений в вузах осуществляется по желанию абитуриента и решению вуза.

В 2021 — 2022 учебном году основными направлениями для тем итогового сочинения (изложения) стали:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государств

Комментарии к темам ИС

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

При проведении сочинения участникам сочинения запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика). Разрешается пользоваться орфографическими словарями, выданными Комиссией по проведению итогового сочинения.

В рамках открытых тематических направлений разрабатываются конкретные темы. Темы итогового сочинения будут открыты в день проведения итогового сочинения (изложения).

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Время написания итогового сочинения– 3 часа 55 минут.

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования

Требование № 1. «Объем итогового сочинения»

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным выше требованиям, оценивается по 5 критериям:

  1. «Соответствие теме»;
  2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
  3. «Композиция и логика рассуждения»;
  4. «Качество письменной речи»;
  5. «Грамотность».

Критерии № 1 и № 2 являются основными.

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.

Критерий № 1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст).

«Незачет» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Итоговое изложение вправе писать:

  • учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети-инвалиды и инвалиды
  • учащиеся, получающие среднее общее образование в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы
  • лица, обучающиеся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении.

Для участников с ОВЗ итоговое сочинение (изложение) может проводиться в устной форме. Для участников, имеющих основания для обучения на дому, итоговое сочинение (изложение) может быть организовано на дому.

Внимание! При поступлении в вуз результаты итогового изложения учитываться не будут!

ОБРАЗЕЦ заявления на участие в итоговом сочинении и согласия на обработку персональных данных

  • Памянуть или помянуть как пишется правильно
  • Памятка для родителей сказка это важно
  • Памятка итоговое сочинение 2022
  • Памятка как читать сказку
  • Палящего солнца как пишется