Памятка как работать над сочинением

Сочинение этапы работы, рекомендацииглавнаясочинение этапы работы, рекомендации требования к оформлению сочинений 1. если тема сочинения не является цитатой, она записывается

Сочинение (этапы работы, рекомендации)

  1. Главная
  2. Сочинение (этапы работы, рекомендации)

Требования к оформлению сочинений

1. Если тема сочинения не является цитатой, она записывается без кавычек, (если название темы сочинения цитата, её записываем в кавычках).

2. Эпиграф пишем без кавычек в правой стороне листа. Ниже записываем фамилию автора строк, использованных в эпиграфе. Если вы хотите указать и название произведения из которого взят этот эпиграф, тогда после фамилии автора ставим запятую и в кавычках в этой же строке указываем название произведения.

3 Посередине строки, после эпиграфа (если он есть) или после темы (если вы решили не использовать эпиграф) пишем слово План, ставим точку.

4. Римскими цифрами (без точек и скобок) обозначаем план, который состоит из трех частей:

I      Вступление.

II    Основная часть.

III  Заключение.

Если сочинение предполагается быть большим по объему, развернутыми в плане могут быть как вступление, так и заключение. Основная часть всегда развернута. И содержит три и более пункта, обозначаемые без скобок арабскими цифрами, после которых ставим точку. Так же могут быть развернутыми и пункты основной части (не менее двух подпунктов), обозначаются буквами, после которых ставим скобку.

5. Если переносим формулировки частей, пунктов или подпунктов сочинения на следующую строку место под обозначениями (римскими, арабскими цифрами или буквами) остается не занятым.

6. Сформулировав любую из частей сочинения ставим точку. Следующая часть формулировки пишется с большой буквы. При формулирование пунктов основной части, вступления, заключения (без подпунктов) знаки препинания расставляются так же. Если в пунктах есть подпункты, после формулировки этого пункта ставим двоеточие и пишем формулировку подпунктов с маленькой буквы, закончив ставим точку с запятой. Сформулировав последний подпункт ставим точку, а формулировка следующего пункта, следующей части пишется с большой буквы.

7. Наибольшую информацию нам должны дать части, пункты сочинения, заключенные в короткой фразе. Нельзя будет написать в плане формулировку типа «Стихотворение С.Торайгырова «Сухое дерево»», «образ Плюшкина», больше похожую на тему сочинения, но не на пункт плана. Здесь формулировка должна быть другой (более ёмкой), например: «Размышления Торайгырова о бренности бытия в стихотворении «Сухое дерево»», «Образ Плюшкина – страшная карикатура на собственника»

8. Формулируя план, нельзя использовать глаголы в любой форме, исключение составляют формы инфинитива.

9. Так же в формулировках плана лучше не использовать вопросительные предложения.

10. При использование цитатного плана, некоторых формулировок с цитатами, цитату пишем в кавычках, и записываем фамилию автора в скобках, в конце цитаты.

11. Придерживаясь плана, в сочинении выделяем абзацы.

12. После плана пишется сочинение с большой буквы и с красной строки.

13. Если в сочинении встречаются даты их пишем цифрами: год и число – арабскими, век – римскими, другие числительные пишем прописью. Если вы запишите век арабскими цифрами, это не будет считаться ошибкой и не повлияет на снижение оценки, но лучше этого не делать.

14. При написании цитат, оформляем их воспользоваться учебником русского языка, в котором написаны пунктуационные правила. Без кавычек, и посередине листа записываются поэтические цитаты, в которых сохраняется стихотворная строка.

15. Почерк в сочинении должен быть разборчивым и аккуратным.

Написание сочинения на экзамене позволяет преподавателям составить об абитуриенте достоверный портрет. Который покажет культурную и интеллектуальную степень развития выпускника.

Для написания хорошего сочинения на экзамене отводится, нет так уж много времени, всего четыре часа.

Поэтому лучше для себя установить лимит времени три часа и пытаться уложиться в это время ( на экзамене это придаст вам уверенности в себе и в том, что четырех часов для вас вполне достаточно).

Как использовать отведенное на сочинение время максимально эффективно?

1) Осмыслить и выбрать тему постарайтесь за 25-30 минут.

2)  Работа над составлением плана составляет 30-40 минут.

3) Работа над черновиком 1 час 30-40 минут. (Общая работа над планом и черновиком не более 2 часов).

4) Переписывая работу на чистовик постарайтесь уложиться в 1 час.

5) Оставшееся время используйте на проверку сочинения. Обязательно выполните этот пункт, он является залогом вашей хорошей оценки.

Для того чтобы правильно и удачно для себя выбрать тему. Вы должны подумать какое из предложенных произведений вы знаете лучше всего, по какой из предложенных тем вы можете привести критические статьи?

Что будет написано в сочинении.

Черновик, работа с ним.

Вопрос с выбором темы решён, приступаем к написанию сочинения. Вспоминаем и выписываем на черновик в коротком изложении: слова критиков, даты, имеющие значение для данной темы, цитаты все что приходит вам в голову. Не теряйте время, пишите в сокращении, набрасывайте схемы, записывайте материал в любом виде и последовательности.

После того как вы вспомнили и записали нужный материал, строим из него логическую цепочку. Обозначая для себя, что будет основной частью сочинения, а что вспомогательным материалом.

Проверяем сочинение.

Проверяем на наличие орфографических ошибок, уделяем внимание каждому слову, от волнения многие абитуриенты пропускают буквы в словах, но и это будет являться ошибкой… Затем проверяем пунктуацию, знаки препинания. Начинать проверять лучше с конца текста, так вы не будите отвлекаться на содержание и максимально уделите внимание знакам препинания, пунктуации и орфографии.

«Тема не раскрыта»

Валентина Коханова, кандидат филологических наук, доцент, декан филологического факультета Московского городского педагогического университета:

– Начиная работу над сочинением, абитуриентам важно понять смысл формулировки темы, о чем должна пойти речь. Например, звучать она может по-разному: “Своеобразие конфликта в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума” или “Чацкий против фамусовской Москвы”. Однако и в первой, и во второй формулировках подразумевается раскрытие сути конфликта, лежащего в основе сюжета драматического произведения. Понимание темы сочинения и умение раскрыть ее показывают вашу способность свободно мыслить и рассуждать на основе знания текста.

План – залог успеха.

Для того чтобы выстроить логическую цепочку обязательно нужен план сочинения. Он будет являться фундаментом вашего сочинения. Формулируем основные мысли, определяем содержание и последовательность написания. Опираясь на план, вы будите делить текст сочинения на абзацы.

Составить план сочинения — значит разбить его на фрагменты (части текста), мысленно выделив основные этапы пути, по которым будет развиваться ваша мысль. Каждый такой фрагмент — это микротекст, который может быть равен одному абзацу, а может состоять из нескольких. Каждый микротекст будет соответствовать пункту плана. Важно, чтобы он был объединен главной мыслью, имеющей в его границах свое начало, развитие и завершение.

В качестве названия в план выносятся, как правило, не отдельные слова и не предложения, а развернутые словосочетания. Отдельные слова — слишком «узки», конкретны, главную мысль или тему ими передать довольно трудно. Но и сложные предложения не подходят, потому что представляют уже законченную, завершенную мысль. Все, что хотели сказать, — сказано. Именно словосочетание более подходит для плана. Оно представляет собой некое смысловое единство, несущее информацию в свернутом виде. А в самом сочинении эта информация «разворачивается», мысль раскрывается.

Но возможны и формулировки в виде вопросов, на которые в работе даются ответы.

Важно помнить, что план несет информацию о том, как построено ваше сочинение. Конкретную информацию о содержании каждой его части. Сочинение должно «просматриваться» через план.

Любое сочинение состоит из трех частей.

I. Вступление.

II. Основная часть (включающая несколько подпунктов).

III. Заключение.

Но сами слова «вступление», «основная часть», «заключение» не являются названиями пунктов плана. Они не должны быть прописаны в плане.

Вступление, как правило, намечает основную мысль, задает тон всей работе, вводит в круг рассматриваемых проблем.

Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.

Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

Например, план может выглядеть так:

Сочинение

Свет и тени натуры Обломова

(По роману И. А. Гончарова «Обломов»)

План:

I. Обломов — сложный человек.

II. Положительные и отрицательные черты в характере

героя романа И. А. Гончарова.

1. Тени натуры Обломова:

1.1. барин — ленивец;

1.2. раб самому себе;

1.3. Обломов и Захар.

2. Пустые мечтания.

3. Светлые стороны натуры Обломова:

3.1. доброта души;

3.2. любовь к детям;

3.3. любовь к Ольге.

4. Обломов — поэт в душе.

III. Обломов — живой, реальный человек.

План сочинения должен соответствовать теме, быть логически последовательным.

Помните: план вы составляете в первую очередь для себя!

И хотя в чистовике план у вас могут и не потребовать, на черновике его лучше составить — он поможет вам организовать мысли, отобрать необходимый материал, отбросить ненужное.

Рекомендации.

Если вы не уверены в правильной постановке знаков препинания, перепишите предложение. Слово, правильность написание которого у вас вызывает сомнение можно заменить на синонимом. Основная часть должна быть более развернутой и составлять ¾ всего сочинения, а вступление и заключение соответственно ¼ части сочинения. Исправления в сочинении допустимы и за ошибку считаться не будут. Проверяют только чистовой вариант, поэтому с черновика переписывайте предельно внимательно.

При переписывании следите за стройностью  и соразмерностью  частей сочинения. Главная цель вступления – грамотно подвести к основной части. Вступление может быть минимальным, состоять из двух-трех предложений. Не стоит делать его громоздким. Основная часть и заключение – два самых необходимых компонента сочинения, которые показывают ваше понимание темы. В заключении должны содержаться основные выводы из работы, обобщение или краткое резюме. Если эта часть сочинения отсутствует, оценка резко снижается. Постарайтесь не писать заключение в спешке, в самый последний момент, так как именно оно оставляет общее впечатление от вашей работы.

Основные части сочинения:

«тема»;

«эпиграф»;

«вступление»;

«основная часть»;

«заключение».

1. Начинаем нашу работу с анализа темы, на основе анализа темы сочинения мы и выберем материал, основные факты, ключевые моменты нашего сочинения. Анализ лучше всего проводить по принципу вопрос — ответ.

2. Эпиграф сочинения, не обязательная часть. Эпиграф кратко рассказывает о замысле автора. Удачный эпиграф свидетельствует о понимании темы автором, раскрывает замысел сочинения. Хороший эпиграф способен украсить работу. Плохой эпиграф может испортить даже очень хорошую работу и повлияет на окончательную оценку.

3. Вступление сочинения должно быть ярким, привлекать внимание. Не нужно использовать шаблоны. Обязательно используйте формулировку именно того вопроса, над которым вы работаете. Несколько разных вступлений :

историческое, даем краткую характеристику соответствующей эпохи, анализируем социально-экономические, нравственные, политические и культурные отношение того времени.

аналитическое, наиболее предпочтительное. Вы сразу заявите о себе как о личности способной к аналитическому мышлению и способной к анализу.

биографическое, правильным направлением в раскрытие темы будут: факты жизни, история создания произведения, взгляды писателя или художника.

сравнительное, проводиться сравнительный анализ предмета рассматриваемого в сочинение с аналогами той эпохи.

лирическое ,вступление одно из универсальных средств, связывает предмет сочинения с вашим жизненным опытом. Несколько слов можно сказать о влияние на Вас того или иного произведения, творчестве писателя или художника.

4. Основная часть сочинения это развернутая, раскрытая главная мысль сочинения, ответы на вопросы, которые мы сформулировали раньше при анализе. Приводим доказательство наших слов, обязательно подкрепляем их фактами. Стараемся раскрыть тему сочинения более полно, с разных сторон и с разной точки зрения. Будет очень хорошо, если Вы станете рассуждать с разных позиций. Голос автора сочинения должен присутствовать, сочинение это Ваше произведение, не нужно писать чужие мысли, как свои, но их анализ приветствуется.

5. Заключение — одна из ключевых частей сочинения. В нем Вы делаете выводы из Вашего анализа и суждений по теме. Большое заключение это большой минус, который говорит о том, что Вы не можете кратко изложить свои мысли.

Вступление и заключение не должны быть более 25% всей работы, основная часть это 75% всей работы. Стараемся, как не использовать незначительные факты, второстепенные детали и тем более размышлять на эти темы.

Цитаты нужно использовать обдуманно, большое количество которых убьет Вашу авторскую составляющую. Каждая цитата должна быть к месту. Цитаты это очень сильный инструмент, который нужно использовать по следующим правилам:

Ни в коем случае нельзя сокращать цитату, или заменять в ней слова, изменяя её смысл, забыли точное написание, замените, что не помните многоточием.

Допускается пересказ цитаты словами близкими к тексту.

1. Подход к сочинению как к творческой работе

Навык написания сочинения, в том числе сочинения-рассуждения по литературе, важен каждому ученику, независимо от основного направления его обучения. Сочинение является традиционным видом творческой работы, включающим репродуктивный, продуктивный и творческий уровни познания. То есть подготовка к сочинению соответствует основным целям образования: развитие мыслительной, коммуникативной и творческой деятельности. Сочинение также имеет признаки проектной работы, поскольку в результате ученик создает новый продукт (на основе других текстов, текста-образца). Ребенок может использовать сочинение как форму выражения собственных мыслей и эффективное упражнение в развитии речи и навыков риторики. Для учителя сочинение — возможность комплексно решить ряд задач в рамках текстоцентрической модели образования.

2. Выбор темы

В самом начале подготовки, при работе над сочинением в 5 классе, одна из основных задач учителя – сформировать и конкретизировать проблему-тему. Тема становится тезисом рассуждения, требующим доказательств.

Если обращаться непосредственно к темам сочинений ЕГЭ, то видна следующая тенденция. В 2016-2017 учебном году темы носили антонимичный характер: «Победа и поражение», «Разум и чувства», «Честь и бесчестие», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда». В этом году тоже прослеживаются противопоставления, однако они подталкивают к выбору: «Доброта или жестокость», «Месть или великодушие».

3. Формулирование проблемы

Проблема-тезис является мотивирующим элементом, она задает импульс всей дальнейшей работе над сочинением. Чем оригинальнее и даже парадоксальнее проблема — тем интереснее ученику выполнять задание. Такой подход вписывается в системно-деятельностную парадигму образования. Возможные формулировки проблем стоит обсуждать как можно чаще — это развивает в целом и дает материал непосредственно для экзамена (одна и та же проблема может подходить к разным темам). Формулировку можно назвать проблемной, если она дает импульс к вопросу или вопросам.

Подготовиться к сочинению будет проще с учебником «Русский язык. Углубленный уровень. 10-11 класс».

4. Формулирование идеи

Идея объясняет, какой смысл мы хотим выразить в своей работе. Она не должна совпадать с проблемой-тезисом. Как правило, идея пишется в конце сочинения. При работе на уроке на начальных этапах учитель подсказывает возможные варианты. От идеи зависит выбор и построение аргументов, потому что они должны последовательно раскрыть мысль. Здесь уже применяются универсальные учебные действия, связанные с анализом и составлением синтаксического целого.

5. Выбор отрывков-аргументов

Итак, аргументы в сочинении-рассуждении по литературе должны подводить к выводу и отражать позицию автора. В отличие от сочинения по русскому языку, здесь аргументы объемнее, каждый из них состоит из блока частных аргументов.

На начальных этапах подготовки учитель помогает подбирать ключевые положения в тексте-источнике, цитаты из текстов и статей. Материалы могут быть заранее подготовлены учениками по критериям, после на уроке отбираются лучшие. На самом экзамене не предусмотрено наличие текстов, поэтому нужно научить детей не только вставлять цитаты, но и пересказывать их. Попытка точного цитирования на экзамене часто приводит к ошибкам.

Есть универсальные произведения, в которых отражены основные темы, проблемы. Речь, конечно, идет о «Капитанской дочке», «Войне и мире», «Преступлении и наказании». Можно также брать произведения советского периода («Сотников» Василя Быкова, «Прощание с Матерой» Валентина Распутина, «Судьба человека» Михаила Шолохова), и современных авторов (Захара Прилепина, Михаила Тарковского и др.).

6. Работа над структурой

Структура сочинения-рассуждения по литературе строится по принципу: Тезис — Аргументы — Вывод. Это несколько отличается от привычной формулы (Вступление — Главная часть — Заключение). Тезис включает проблему и обоснование ее выбора. Проблема и идея становятся рамками сочинения. Как правило, приводится два или три аргумента, они состоят из нескольких абзацев.

Моделирование будущего сочинения предусматривает дифференцированный подход, зависящий от уровня подготовки учеников. «Слабым» ребятам достаточно подобрать цитаты и сделать их элементарный анализ. Усложненный вариант: расширение конспекта, составленного на уроке. Самые способные ученики могут самостоятельно развивать проблему на основе опорных положений.

Характеристика экзаменационного сочинения во многом задается требованиями КИМ. Например, планируемый объем не должен быть меньше 300 слов. Обычно сочинение старшеклассника занимает два-три тетрадочных листа — нужно научить детей соотносить тетрадочные листы с форматными (А4). Не следует делать сочинение слишком длинным: больше объем — больше ошибок.

7. Развитие ключевых предложений и слов

Когда аргументы выбраны, их нужно развить. Коллективная устная работа помогает научить детей работать над ключевыми словами и предложениями. Вначале учитель задает возможные формулировки, мысли, обсуждает их с учениками. Составляется цитатный план будущего сочинения, краткий конспект содержания аргументов. В процессе обсуждения каждый школьник выбирает то, что ему ближе и включает в свои аргументы. Постепенно дети учатся развивать ключевые слова и предложения самостоятельно, а после применяют это на экзамене.

Примеры работы над сочинением-рассуждением

Доброта или жестокость

1. Берем первую часть антитезы и развиваем ее. Начинаем с вопроса, так проще организовать первую часть. Объясняем, почему затронули данную проблему.

Как можно определить понятие «доброта»? По моему мнению, доброта — это высокое душевное качество личности, которое в первую очередь проявляется в любви к ближнему. Добрый человек отзывчив, благожелателен, стремится помочь любому человеку. В произведениях русской литературы мы находим многочисленные примеры образов героев, проявляющих доброту. Однако среди них немало неоднозначных персонажей, которые, наряду с этим высоким качеством, допускают крайнюю жестокость.

2. Переходим ко второй части. Здесь удобно привести роман «Преступление и наказание», в котором показаны противоречивые, сложные характеры. Первым описываем Родиона Раскольникова.

Обратимся к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой Родион Раскольников неравнодушен к чужому горю. Он не раз проявляет доброту: спасает от насилия пьяную девочку, отдает последние деньги на похороны Мармеладова, защищает Соню, когда Лужин подло обвиняет ее в краже. Но тот же Раскольников формулирует чудовищную теорию. Суть ее в том, что убийство разрешается сильным личностям для воплощения их великих идей и улучшения тем самым качества жизни широких масс. Для проверки этой теории и определения своего места в мире Родион идет на убийство.

3. Упоминаем еще одного сложного персонажа произведения.

Другой персонаж романа — Свидригайлов — проявляет невиданную щедрость: оплачивает похороны Катерины Ивановны, устраивает ее детей в сиротские заведения, обеспечивает будущее Сони. Но в то же время на счету Свидригайлова несколько преступлений.

4. В первой части аргументации добавляем третьего героя (другого произведения), в котором также объединены доброта и жестокость.

На страницах повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» мы неоднократно встречаем примеры проявления доброты Емельяном Пугачевым. Уважая Петра Гринева за твердость характера и верность долгу, он дарует ему жизнь, помогает спасти Машу. Но Пугачев в то же время — разбойник и жестокий убийца.

5. Первый блок аргументов завершен. Делаем вывод.

Эти литературные персонажи не лишены нравственных качеств. Светлая сторона их личности позволяет совершать добрые поступки. Но вместе с тем, все они оказываются способны на жестокие преступления. Именно поэтому, раскрывая понятие доброты, стоит отметить еще одну важную составляющую: высокие душевные качества — любовь к людям, стремление им помочь — должны проявляться всегда, а не от случая к случаю. Недоброжелательное поведение должно полностью исключаться, а это характерно только для духовно сильных людей, цельных личностей.

6. Переходим ко второму блоку аргументов, представляющему персонажей добрых, не проявляющих жестокость. Яркий пример находим все в том же «Преступлении и наказании».

Соня Мармеладова — олицетворение всепрощающей христианской любви к людям. Мораль у каждого своя. Для Сони аморально ничего не сделать для спасения Катерины Ивановны и ее детей от голодной смерти. Поэтому она жертвует собой и живет по желтому билету. Сила добра и нравственности Сони способна спасать озлобленные души. Она становится моральным наставником Родиона. Благодаря ей он приходит к духовному возрождению.

7. Поскольку существуют разные формы проявления доброты, приводим еще один пример. Если Соня — это образец личной нравственности, то Михаил Кутузов в романе «Война и мир» — внутренней доброты государственника.

Истинные качества мудрой доброты проявляет М. И. Кутузов в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Мы видим Кутузова мудрым человеком, горячо любящим свою страну и ее народ, верящим в боевой дух солдат. Он, как родной отец, чувствует их и понимает их нужды. Эта любовь не позволяет полководцу допускать ненужных человеческих жертв. Он понимает бедственное положение французской армии после Бородинского сражения и берет на себя всю ответственность за будущее страны. Во имя сохранения армии и спасения России им было принято решение об отступлении из Москвы, и оно оказалось единственно верным. Он спас не только человеческие жизни, но и целую страну. Более того, он преподал урок высшей доброты, когда под Красным призвал солдат «пожалеть» отступающих французов.

8. Подводим итог.

Моральные убеждения этих героев никогда не позволят им совершить низкий поступок. В них отсутствует злоба и неприязнь к любому человеку, даже к преступнику и врагу. Таким образом, можно прийти к выводу о том, что истинная доброта — это любовь и сострадание к другим людям. Добрый человек всегда сумеет простить оступившегося и протянуть руку помощи нуждающемуся. Счастье и радость ближнего для них — главная ценность. Доброта присуща духовно сильным, мудрым людям, для которых она является основой нравственной жизни.

(549 слов)

Русский язык. Трудные задания ЕГЭ. Пишем сочинение на основе текстов повышенной сложности

В пособии вы найдете требования к структуре и содержанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ; подробный план действий и приёмы работы с текстом в процессе написания сочинения; типовые конструкции (клише) для написания сочинения; варианты сочинений по всем текстам, приведённым в пособии; интересные тексты для тренировки в написании сочинений.

Купить

«Доброта лучше красоты» (Г. Гейне)

1. Ставим проблему через характеристику основного понятия.

Доброта — это высокое душевное качество личности, которое проявляется в любви к ближнему, отзывчивости, стремлении помочь. Красота — это вызывающий восхищение внешний облик человека. Доброта характеризует внутреннее содержание человека, а красота — внешнее. Но так ли важен этот внешний блеск при отсутствии душевных качеств?

2. Ссылаемся на автора цитаты, поэта Генриха Гейне. Сразу показываем свое отношение к утверждению.

Генрих Гейне утверждал, что доброта лучше красоты. Я полностью согласен с мнением немецкого поэта и считаю, что красота без внутреннего содержания — просто пустая холодная оболочка. Кроме того, люди красивые, но бездуховные обычно бывают избалованными, лицемерными, порой жестокими. С ними неприятно общаться. Доброта же, напротив, являясь внутренней красотой человека, светит изнутри. Каждому из нас важны в жизни сочувствие, понимание, поддержка, поэтому доброта ценится больше, чем красота.

3. Переходим к аргументам типовой формулировкой.

В произведениях русской литературы мы находим многочисленные подтверждения этой точки зрения.

4. В качестве примера приводим двух антитезных персонажей произведения «Война и мир».

Так, доброта гораздо важнее красоты для великого русского писателя Л. Н. Толстого. Противопоставляя характеры и поступки добрых и красивых героев романа-эпопеи «Война и мир», мы отчетливо это видим. Доброта и искренность Наташи Ростовой гораздо лучше холодной расчетливости эгоистичной красавицы Элен.

Наташа — любимая героиня писателя. Она не отличается красотой, но очень чуткая и отзывчивая девушка. Наташа искренне верит в людей, в любовь, всегда готова помочь. Ее добрая непосредственность способна возрождать к жизни. Когда, отчаявшись и разуверившись во всем, князь Болконский остался ночевать у Ростовых, он случайно подслушал разговор Наташи с Соней. Наташа так искренне восхищалась красотой ночи, что князь Андрей почувствовал желание жить, любить и быть счастливым. Наташа за всех переживает, ей не безразличны окружающие ее люди, будь то родные и близкие или совершенно незнакомые, но нуждающиеся в помощи. Вспомним эпизод, когда Ростовы покидали Москву и к их дому подвозили раненых солдат. Наташа упросила мать, чтобы та разрешила оставить их у себя в доме. Раненые остались. Но потом, когда Наташа узнала, что они всей семьей будут уезжать, а больных оставят одних на растерзание врагу, она пришла в ужас. Совершенно не думая о том, что останется без приданого, она отвоевала у матери подводы для раненых. На этих подводах Ростовы собирались вывозить ценные вещи из дома. Но Наташа даже не сопоставляет благополучие семьи и жизни солдат. Спасти людей для нее гораздо важнее.

Полная противоположность Наташе Ростовой — гордая Элен. Элен — яркая красавица, но в этом ее единственное достоинство. Она не отличается умом, холодна и порочна, руководствуется только личной выгодой. Элен способна на низкие и коварные поступки. Так, ради забавы она сводит юную и доверчивую Наташу со своим женатым братом Анатолем. Этот поступок не только расстроил женитьбу Наташи и Андрея, но и едва не погубил наивную девушку. Из расчетливости Элен вышла замуж за Пьера, так как понятие «любовь» для нее ничего не значит. После свадьбы она заводит любовную интригу с Долоховым, которая заканчивается дуэлью. «Где вы — там разврат, зло», — скажет о ней Пьер.

5. Подводим итог первого блока аргументов.

И мы убеждаемся, что красота — не главное, гораздо важнее духовная зрелость человека.

6. Берем пример из другого произведения — «Чучело». Второй блок аргументов тоже выстраиваем на противопоставлении.

Проблема противопоставления внешнего и внутреннего мира личности актуальна во все времена. Обратимся к произведению советской эпохи — повести В. Железникова «Чучело». Главная героиня, Лена Бессольцева, новенькая в классе. Она некрасивая, но очень доброжелательная, умная и тонкая девочка. Несмотря на юный возраст, Лена способна даже на самопожертвование. Она берет на себя вину дорогого ей человека Димы Сомова. Девочка до последнего терпит травлю класса, но не раскрывает имя «предателя», из-за которого не состоялась поездка в Москву. В противопоставление ей — красотка класса Шмакова. Так сложилось, что она знает, что класс выдал Сомов, который ей также нравится. Не без интереса и удовольствия Шмакова наблюдает за издевательствами одноклассников над совершенно ни в чем не виноватой Леной. Родители, к сожалению, не научили ее доброте. Урок гуманизма и высокой нравственности преподала ей маленькая, хрупкая Лена.

7. Подводим итог сочинения.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что доброта — это красота душевная и она гораздо важнее пустого внешнего блеска. С годами от красоты ничего не останется, а доброе сердце светит изнутри всегда и делает человека прекрасным. Добрый человек, как солнце, в лучах которого так хочется греться.

(619 слов)

В представленных сочинениях некоторые аргументы вполне допустимо вычеркнуть для сокращения объема.

Сочинение – что это такое

Сочинение — это письменная творческая работа, которая предполагает аргументированное рассуждение, содержащее субъективную авторскую точку зрения на заданную или свободную тему. Сочинение развивает письменную речь, орфографическую и пунктуационную грамотность. С его помощью можно понять, насколько хорошо учащийся усвоил ту или иную тему, предмет, а также оценить его стилистические и грамматические навыки, определить культурную и интеллектуальную степень развития.

Авторские размышления излагаются в свободной форме или выстраиваются в определенной последовательности согласно конкретному плану – это зависит от вида сочинения. Строгие нормы по объему выдвигаются лишь в экзаменационных работах, а в остальных случаях зависят исключительно от требований преподавателя.

Чтобы написать грамотную и интересную работу необходимо:

  • придерживаться заданной структуры;
  • задействовать все языковые способности;
  • тщательно изучить объект работы;
  • обдумать тему и сформулировать основную мысль, которая станет лейтмотивом сочинения.

Будет очень сложно написать достойную работу, если учащийся:

  • отводит мало времени на чтение;
  • не уделяет должного внимания общему развитию;
  • не умеет грамотно формулировать мысли;
  • не знаком с основами коммуникации.

Универсальной классификации сочинений не существует. В зависимости от того, какая задача вложена в основу задания, их можно разделить на обучающие и контрольные, коллективные и самостоятельные, развернутые и миниатюрные и пр.

Этап 2. Определяем границы темы и формулируем главную идею

Вот еще одна часто встречающаяся ошибка. Бывает, что дана большая тема, например, «Критики о Пушкине». И ученик «растекся мыслью по древу», не выделив сути.

Чтобы этого избежать, нужно научить детей определять границы своего будущего сочинения.

Итак, перед вами широкая, общая тема. Не стоит пытаться «объять необъятное». Выбираем три-четыре примера и на их основе раскрываем тему.

Пример: «Любовь в жизни человека». Можно ограничиться тем, что выбрать два вида любви: материнскую и романтическую (к противоположному полу). Для каждого вида — пара-тройка примеров из литературы и из жизни. В заключении — вывод: важна / нужна / не нужна любовь в жизни человека. Все! Тема раскрыта.

Или дана тема: «Семья Ростовых в романе «Война и мир»». Если начать описывать каждого героя, то сочинение получится под стать самому роману по объему. Эта тема очень общая, а потому важно сформулировать главную идею. Например, сравнить только отца Ростова и Наташу. В чем они похожи, в чем различаются?

Важно донести до учащихся мысль, что идею сочинения формулируют они сами. Одна и та же тема может содержать в себе 3, 4, 5 идей. И от того, какую идею выберет ученик, зависит и содержание сочинения.

Другая сложность, когда тема довольно узкая. Например, «Моя комната». Действительно, ну что писать? Диван возле стены, на окнах занавески и обои в цветочек? Здесь нужен обратный ход: от конкретного — к общему. Какие чувства вызывает эта комната? Какие важные события в вашей жизни происходили здесь? То есть, перейти от конкретного описания предмета к общему описанию чувств и эмоций.

Итак, правило формулировки главной идеи: «Общее — конкретизируем, конкретное — обобщаем».

Основные виды сочинений

Самые популярные виды сочинений:

  • Рассуждение. Основой является четко сформулированная, обоснованная с разных позиций одна главная мысль, изложенная в соответствии с логикой, подкрепленная доказательствами, связанная цепью аргументов и перерастающая в убедительные выводы. Ключевая цель – убедить читателя в чем-либо, изменить или закрепить его мнение по определенному вопросу.
  • Повествование. Заключается в описании событий, явлений, а также в наглядном представлении действий, происходящих во времени и пространстве. Цель такой работы – сообщить о развивающихся событиях в хронологической временной последовательности.
  • Описание. Подразумевает раскрытие каких-то важных признаков, характерных черт, особенностей, по которым читатель сможет узнать или представить предмет описания. Главная цель – воссоздать в воображении читающего человека некий образ.

Данные виды учебных сочинений разнятся между собой по объему и охвату задач, но структура их написания одинаковая.

Рекомендации родителям


Не разрешайте ребёнку писать сразу в чистовик — так у вас не будет возможности проверить и направить мысль в нужное русло
Работа родителей с ребёнком на предмет тренировки навыка писать сочинение должна строиться на основании возраста вашего школьника. Но всё же есть и общие для любого класса советы:

  • обязательно донесите до сознания своего малыша то, что он должен внимательно записать не только тему сочинения, но и выслушать рекомендации учителя относительно требований к написанному (особенно это касается жанра работы, ведь очень часто ученик получает низкую оценку из-за того, что вместо повествования сделал описание или в описании перешёл на рассуждение);
  • ни в коем случае не поддавайтесь соблазну сделать работу вместо ребёнка (это его творчество, там не должно быть чужих мыслей, даже если это идеи мамы или папы!), проявите терпение, если малыш долго настраивается или несколько раз перефразирует;
  • используйте черновик (написание сочинения – творческий процесс, поэтому возможны ошибки, которые ребёнок захочет исправить в процессе письма или по окончании);
  • стимулируйте мыслительную активность ребёнка (если вашему ученику трудно сосредоточиться на какой-то теме, натолкните на какие-то сопутствующие детали, например, если нужно написать о том, как прошло его лето, напомните о самом сильном летнем впечатлении, например, походе в заброшенную пещеру);
  • избегайте плагиата (очень важно, чтобы ребёнок учился излагать свои мысли, даже если кто-то уже удачно высказался на эту тему, к тому же, списывая чужие тексты, школьник никогда не научится мыслить самостоятельно).

Видео с юмором: Проблемы при выборе темы для творческого задания

Общая структура сочинений

Любое сочинение состоит из вступительной, основной и заключительной части. Рассмотрим каждую из них более подробно.

Введение/вступление

В этом разделе следует обозначить и конкретизировать тему сочинения, раскрыть ключевые аспекты, представить основную мысль и задать тон всей работе. Введения различных видов сочинений имеют свои особенности.

  • Рассуждение. Приводятся размышления относительно главного посыла произведения, раскрываются факты из жизни автора, имеющие отношение к теме, упоминаются высказывания писателя, относящиеся к поднимающейся в книге проблеме.
  • Повествование. Подразумевается краткое описание времени и места действия, а также предоставляются сведения о действующих лицах.
  • Описание. В вводной части перечисляются данные автора, название и жанр исследуемой книги, а также год ее написания. Также здесь обозначается объект описания: кто или что это, почему об этом пойдет речь.

Основная часть

Это главная часть сочинения. Здесь в полном объеме раскрывается идея творческой работы и связанные с ней вопросы, также приводятся доказательства (аргументы и контраргументы) выдвинутых положений. Данный раздел занимает 75% сочинения.

  • Рассуждение. Отправной точкой для размышлений в этой части станет выдвигаемый тезис и аргументация в его поддержку. В качестве аргументов могут выступать: исторические факты, пословицы, поговорки, мнения авторитетных людей, статистические данные, сюжетные линии или эпизоды литературных произведений, которые подтверждают доказываемый тезис.
  • Повествование. Описывается завязка, развитие, кульминация и развязка сюжета. Допускается уместное применение диалогов или отдельных реплик, элементов описания или рассуждения, чтобы детально передать читателю ход событий и характеры персонажей.
  • Описание. Перечисляются существенные признаки и характеристики объекта произведения, а также приводятся подробности, которые дополняют образ и делают его максимально узнаваемым.

Заключение

В заключительной части сочинения, как и в любой другой письменной работе, подводятся итоги, содержащие конечные выводы и оценки. Они должны быть убедительными и четко сформулированными, поскольку являются следствием собственных умозаключений и доводов автора.

  • Рассуждение. Вывод практически дублирует тезис, при этом выводит его на новый, более глубокий уровень за счет обобщений и, возможно, прогнозов.
  • Повествование. Приводится личное отношение автора произведения к событиям и участникам сюжета.
  • Описание. Описываются собственные впечатления, полученные после прочтения книги.

Этап 4. Собираем материал

Самый сложный этап работы, который позволяет составить основу будущего сочинения.

Искать материалы можно в разных источниках: книгах, критических статьях, статьях и отзывах в интернете

Для начала стоит обговорить с учениками, что разные типы сочинений имеют свои языковые особенности. Так, для сочинения-описания важны прилагательные, причастия и существительные. В таком виде сочинения все строится в ответе на вопрос «Какой…»

Для сочинения-повествования важны глаголы и существительные, так как часто эти сочинения посвящены описанию какого-либо события, действия.

  • Один из методических приемов предлагает собирать материал в таблицу.

Например, для сочинения по картине заполняем такую таблицу:

Пункты плана Что? Кто? Какой? Что делает? Варианты предложений
1. Вступление Художник ФИО Знаменитый, русский, популярный Написал картину в … году
2. Передний план картины 1. Время года — зима

2. Береза

3. Пень

1. Суровая, холодная

2. Тонкая, кудрявая

3. Старый, рассохшийся

1. Наступила, вошла в свои права

2. Дрожит от холода, пригорюнилась

3. Укутался снегом

Читайте также:  Сочинение рассуждение на тему что такое милосердие

1. На картине изображена суровая зима.

1. Художник изобразил ненастный зимний день.

3. Задний план, детали картины
4. Заключение
  • Прием «Кластер» также помогает выбрать ключевые понятия, события, явления, о которых пойдет речь в сочинении. Например, для сочинения по теме «Зимний лес» учащиеся составляют кластер ключевых слов: Зимний лес — деревья, животные, небо, поляна, погода. Затем первичные понятия дополняются характеристиками: деревья — скинули листья, с голыми ветками, стоят, укутавшись в снежные шубы, и т.д.
  • Работа по вопросам. В младших классах учитель может воспользоваться заранее составленными вопросами, ответы на которые и будут в итоге представлять сочинение.

Например, для сочинения на тему «Мой лучший друг», ученикам можно заранее предложить заполнить анкету:

  1. Как зовут твоего друга?
  2. Где вы с ним познакомились?
  3. Как он выглядит? (высокий, низкий, худенький, мощный, сероглазый, с карими глазами и т.д.)
  4. Твой друг учится с тобой в одном классе? Вы — соседи?
  5. Какое у твоего друга хобби?
  6. Как вы любите проводить время? И т.д.
  • Прием «Дневник памяти». При работе над сочинением у детей нередко возникает «страх чистого листа» (есть в психологии и такое понятие). Вроде все понятно, тема объяснена, но работа так и не идет на лад. В этом случае можно предложить заполнить своеобразный «дневник памяти». Берется чистый лист и в него записывается все, что приходит на ум в связи с темой: обрывки мыслей, ассоциации, сравнения, начало фраз, цитат, имена, события и пр. То есть, работаем по принципу: «Писательство не в голове, а на кончиках пальцев». Естественно, что весь этот хаос потом нужно проанализировать, «раскидать» по пунктам плана. Главное, что уже нет чистого листа — работа началась!

Общие правила написания сочинения, пошагово

Чтобы написать достойную творческую работу, следует предпринять следующие шаги:

  1. Формулируем ключевую мысль, которую планируется раскрыть в сочинении.
  2. Определяем содержание и последовательность написания работы. При необходимости, продумываем тезисы, желательно не меньше трех – это позволит логично выстроить работу и подобрать аргументацию.
  3. Составляем план, выделив основные этапы пути, по которым будет развиваться наша мысль.
  4. Пишем сочинение, соблюдая структуру работы и логику изложения. В работе обязательно обозначаем свою позицию, приводим собственную точку зрения. Также определяем свое отношение к мнению автора, подбираем аргументы, подтверждающие или опровергающие его.
  5. Проверяем работу на соответствие заявленной теме, а также на наличие грамматических и пунктуационных ошибок.

Понимание темы сочинения и умение раскрыть ее демонстрируют способность автора свободно мыслить и рассуждать.

Этап 1. Работаем над темой сочинения

Это важнейший аспект, на который стоит обратить внимание учеников. Часто бывает, что попадается изумительное сочинение, грамотное, развернутое. Но приходится оценивать его низко, потому что написано оно не по теме. Например, тема звучит так: «Приемы характеристики героев в романе «Евгений Онегин»». А ученик описывает в сочинении жизненный путь только Онегина — от его первого появления в романе до последнего, так сказать, «вздоха». А ведь важно было выявить именно приемы, а не составлять хронологию жизни героя.

Итак, первый шаг — изучаем тему сочинения. То есть, если дана тема: «Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»» — то значит, нужно будет ограничиться рамками только этого романа. А тема «Любовная лирика Н. Некрасова» — более широкая, которая предполагает прослеживание такой лирики на протяжении всей творческой жизни поэта.

В методике предлагаются такие приемы, которые помогут научить детей разделять широкие и узкие темы и правильно формулировать тему сочинения.

  • Попросите учащихся самостоятельно предложить темы сочинений. Например, вы закончили изучение произведения И. Тургенева «Отцы и дети». Какие темы сочинений могут быть предложены? «Образ Базарова в романе», «Конфликт отцов и детей», «Любовь в романе», «Композиционный особенности романа» и т.д.
  • При этом ученики должны уметь определять — широкая эта тема или узкая, что именно будет затрагиваться в сочинении, какие вопросы решаться.
  • Попросите проанализировать каждое слово в названии темы сочинения и выделить ключевое понятие (подчеркнуть, обвести, выписать, если нужно дать толкование слова). Например, темы «Жизненный путь Печорина», ключевое слово — «путь», т.е. в сочинении пойдет тема о хронологии событий в жизни героя. Или «Чтение — вот лучшее учение». Ключевые слова — «чтение», «учение». Значит, в сочинении предстоит раскрыть взаимосвязь между этими понятиями.
  • Прием «Редактор». Раздайте учащимся готовые сочинения, написанные не по теме. Дети должны самостоятельно или в группах определить: в чем заключается ошибка, почему тема указана неправильно, как должна быть названа тема, раскрытая в данном сочинении.

Критерии оценки сочинения

Преподаватели оценивают творческие работы по следующим стандартам:

  • соответствие содержания работы выбранной теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения;
  • использование литературных аргументов;
  • самостоятельность и оригинальность замысла сочинения;
  • уровень композиционного и речевого оформления работы.

При оценке речевого оформления обращается внимание на:

  • разнообразие словарного запаса и грамматического построения речи;
  • стилевое единство и выразительность речевых оборотов;
  • знание грамматических и пунктуационных норм языка;
  • правильность употребления значений слов;
  • число речевых недочетов.

Самый важный критерий оценки сочинения – это самостоятельное написание работы. При этом допускается прямое или косвенное цитирование, но с обязательной отсылкой к первоисточнику.

Правила оформления

Если работу нужно написать на уроке или на паре, главное правило оформления сочинения — аккуратный и понятный почерк. Кроме того, не забывайте начинать новую мысль с абзаца и соблюдать правила орфографии и пунктуации.

Если готовите работу дома, ее можно оформить в печатном виде. В таком случае используйте следующие правила оформления сочинения:

  • шрифт: Times New Roman или Arial;
  • размер: 12 или 14 пунктов;
  • междустрочный интервал: одинарный или полуторный;
  • выравнивание: по ширине;
  • абзацный отступ: 1,25 см;
  • поля: по 2 см со всех сторон.

Что касается оформления цитат в сочинении, используйте правила написания прямой и косвенной речи.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Речевое клише

Существуют готовые образцы словосочетаний и выражений, которые будут уместны при написании сочинения. Предлагаем перечень самых популярных и востребованных из них.

Вступительная часть

  • Мне кажется, эта тема интересует многих…
  • Данная тема актуальна для большинства…
  • Я думаю (полагаю, считаю), что …
  • К теме обращались такие писатели как …
  • Перед нами картина замечательного художника …
  • Много произведений посвящено теме …, потому что …
  • Картина написана в жанре …

Основная часть

  • На … плане мы видим …
  • Художник изобразил ….
  • Интересен сюжет картины …
  • На картине преобладают … цвета.
  • Используя … цвета и оттенки, художник добивается … настроения.
  • В романе автор размышляет о …
  • Эту мысль можно подтвердить цитатой из текста: …
  • Я согласен/не согласен с высказыванием автора, потому что …
  • В качестве примера можно привести высказывание …
  • Писатель заставляет нас задуматься о …
  • Идею о … подтверждает …

Заключительная часть

  • От картины веет …
  • Когда я смотрю на картину, то ощущаю …
  • В заключение я хочу сказать, что…
  • Можно сделать вывод о том, что…
  • Таким образом, можно говорить о том, что …
  • Высказывание автора стало убедительным доказательством того, что …

Клише не применяются при создании сочинения-повествования.

ЕГЭ по литературе: Как писать сочинение?

В комментарии к прошлой статье меня попросили рассказать о том, какие есть рекомендации по написанию сочинения по литературе. Скажу сразу: несмотря на то, что есть критерии проверки (о них мы поговорим чуть ниже), какого-то готового шаблона не существует, так как сочинение должно продемонстрировать всё то, чему вы научились за 11 лет в школе. Во-первых, умение раскрыть тему, привлекая литературные термины и цитаты из произведения. Во-вторых, умение структурированно и логично излагать свои мысли. В-третьих, умение излагать их грамотно с точки зрения орфографии и пунктуации.
Наверное, вы все уже обратили внимание, что в критерии К1 написано следующее:

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне

– именно за это дается максимальное количество баллов (3 балла)

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне

(2 балла)

Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно (1 балл)

Если тема не раскрыта вообще, то вы получаете 0 баллов не только по этому критерию, но и за всё сочинение в целом. Поэтому самое главное – попасть

в тему и рассмотреть ее, как минимум,
с двух сторон
. Здесь главный лайфхак – внимательно прочесть вопрос (как бы банально это ни звучало) и по максимуму использовать его в своих интересах. Из темы сочинения можно вытянуть много всего. Приведу несколько примеров.

Какие качества характера главного героя романа Гончарова “Обломов” кажутся вам положительными и почему? (с опорой на текст романа)

Начинаем нарочито упрощенно “раскручивать” этот вопрос. У Гончарова есть роман “Обломов”, в нем присутствует главный герой – собственно, Обломов. И у этого героя, судя по всему, есть не только положительные, но и отрицательные качества (вот что нам нужно – две стороны!). Надо будет сказать об этом, но сделать упор именно на положительные. Вот вам уже и мини-план сочинения:

1) Отрицательные качества Обломова (не заострять внимания, небольшая часть): лень, нерешительность, наивность

2) Положительные качества Обломова (большая часть сочинения)

а) первое качество (например, ум)

б) второе качество (например, богатство души, широта души)

в) (необязательно) третье качество (например, способность любить)

Какую смысловую нагрузку несет образ города в поэме Пушкина “Медный всадник”?

“Раскручиваем” вопрос. У Пушкина есть поэма “Медный всадник”. В ней присутствует образ города. Этот образ несет какую-то особую смысловую нагрузку (какую – это и будет раскрытием темы, но мы пока говорим о том, как из вопроса сделать мини-план вашего будущего сочинения). Не забываем, что нам нужно посмотреть на тему, как минимум, с двух сторон, отсюда получается что-то такое:

1) Положительный образ города (столица, экономический и политический центр, именно здесь познакомились герои поэмы и т.д.)

2) Отрицательный образ города (построен “на костях”, наводнения, император пожертвовал жизнями небольшой “горстки” людей ради благополучия всей страны – конфликт человека и государства, где город Санкт-Петербург олицетворяет государство)

Надеюсь, с этим более-менее понятно. Продолжаем добавлять информацию. Теперь нас интересует критерий К3 – опора на теоретико-литературные понятия. Но они нужны не только для этого пункта: с их помощью вы сможете правильно “раскрутить” вопрос и, главное, написать вступление и заключение! С чем часто возникают трудности. На самом деле, всё просто. Главное – помнить и знать такие термины, как лишний человек, маленький человек, классицизм, романтизм, поэма, композиция

и все другие, которые вы можете найти списком в Кодификаторе (1.1 – 1.15) и которые часто спрашиваются у вас в тестовой части ЕГЭ.

Своеобразие конфликта в романе Лермонтова “Герой нашего времени” (с опорой на текст романа)

Итак, “раскручиваем” вопрос. В романе Лермонтова “Герой нашего времени” есть конфликт (как, впрочем, во всех произведениях, которые вы проходите). Но этот конфликт какой-то необычный или обычный, но подан своеобразно

.

Видите, тут без теоретико-литературных понятий сильно “раскрутить” не получается. Но когда мы говорим о “Герое нашего времени” стоит всегда помнить две вещи: это первый психологический роман

в русской литературе. А что делает его психологическим романом? Во-первых, это впервые созданный на страницах русского произведения психологический портрет героя, а во-вторых, необычное (своеобразное!) расположение глав. И главный герой романа –
лишний человек
(тут надо вспомнить всё, что вы знаете в теории о лишних людях. Если не помните, то почитайте здесь ). И мы понимаем, что главным конфликтом в “ГНВ” является конфликт лишнего человека с обществом. Про такой конфликт уже писал, к примеру, Пушкин в “Евгении Онегине”. Так в чем же новшество, своеобразие данного конфликта в романе Лермонтова? См. чуть выше – в том, что это
психологический
роман и главы переставлены местами для того, чтобы перевести конфликт из социальной области в более личную, индивидуальную.

1) Конфликт лишнего человека и общества как социальный (о том, что у героев, подобно Печорину, есть огромный потенциал, но они не знают, как его реализовать, хотя в них есть силы помочь обществу; что для этого делает Печорин)

2) Конфликт лишнего человека и общества как личностный (здесь гнуть линию, что это первый психологический роман и Лермонтов специально так расположил главы, чтобы мы увидели всю трагедию Печорина постепенно: сначала со слов совершенно не похожего на него Максима Максимыча, затем при помощи психологического портрета со слов близкого Печорину по духу, возрасту и положению офицера, а затем уже из личного дневника Григория Александровича)

Можно ли назвать лирику Фета образцом “чистого искусства” и почему?

По традиции, “раскручиваем” вопрос и вспоминаем теорию (литературные термины). Существует “чистое искусство” в рамках лирики. Чтобы твои стихи назвали образцом

этой концепции, явно нужно соблюдать какие-то критерии, которые важны для “искусства ради искусства”. Далее вспоминаем, минимум, два критерия – и соотносим, минимум, два стихотворения Фета. Попадают под критерии? Значит, да, “чистое искусство”.
Спойлер: Фет и Тютчев – представители “чистого искусства”, так что точно попадают

Работаем над сочинением в ЕГЭ по русскому языку.

Задание — C1. Критерии оценивания работы.

Шаг 1. Вступление

Работу желательно начинать со вступления, подготавливающего к восприятию основного смысла в содержании сочинения. Вступление должно состоять из 1-3-х предложений. Вступление и заголовок не требуются по критериям, но наличие небольшого введения делает плюс работе и помогает последовательно изложить материал и оформить текст в соответствии с нормой, что находит своё отражение в критерии К 5 – «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения».

Возможные варианты вступления:

Если знаете что-либо об авторе, можно написать несколько слов о нем или о своем знакомстве с его книгами (если автор вам известен). Но здесь главное не перепутать Гоголя с Гофманом, Достоевского с Паустовским и не приписать им, например, «Пиковую даму»).

Написать о впечатлении, которое произвел текст (но без пафоса и лжи) Если впечатление резко отрицательное, лучше об этом умолчать, чтобы не было снижения баллов за этику. Если текст произвел впечатление, желательно подумать почему.

Можно обрисовать типичную (аналогичную изображенной в тексте) ситуацию. (Часто бывает так, что…).

Шаг 2. Проблема (К1)

Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, политическая, идеологическая, социальная, национальная, международная… проблема.

Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования.

Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему.

Коснуться какой-либо проблемы.

Уделить внимание какой-либо проблеме.

Над какой-либо проблемой думать, работать.

Какая-либо проблема возникает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.

Как видим, сформулировать проблему текста можно двумя основными способами:

проблема чего: «Автор затрагивает проблему «отцов» и «детей»; В тексте поднимается проблема одиночества»; «Текст Д.С. Лихачёва заставил меня задуматься над сложной проблемой восприятия художественного текста»;
формулировка в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения) дает больше возможностей для случаев, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно: Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст Юрия Нагибина.

Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества.

Шаг 3. Комментарий к проблеме (К2)

Глагол «комментировать» означает «объяснять, пояснять». Следовательно, здесь требуются ваши мысли по поводу сформулированной проблемы текста.

Подумайте о том, насколько актуально то, о чем пишет автор; кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой; если это возможно, коснитесь «истории вопроса», т.е. коротко расскажите о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы, есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской.

Здесь также возможны как минимум два способа изложения материала:

от частных фактов (комментарий) к формулировке проблемы. Например: Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В. Пескова посвящен проблеме экологии и призывает каждого из нас осознать ответственность за неразумное вмешательство человека в жизнь природы.

от формулировки проблемы к комментарию. Например: Отчего в нашей стране, обладающей богатыми природными ресурсами и огромным интеллектуальным потенциалом, большая часть населения живет бедно? Над этой сложной проблемой размышляет В. Тимофеев. Надо сказать, что затронутая автором проблема имеет многовековую историю. Вспомните хотя бы историю из «Повести временных лет» о том, как древние русичи приглашали варяжских князей на обильную и богатую землю, в которой не было порядка. Вот уже много лет не одно поколение наших соотечественников задается вопросом: «Почему наша жизнь так далека от совершенства?».

Шаг 4. Позиция автора (К3)

Если проблема текста — это вопрос, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, формулируя проблему в виде вопроса, вы уже должны точно знать, как автор на него отвечает. Например: Рассказывая о судьбе А.Ф. Лосева, автор убеждает нас в том, что только сила духа и вера в добро могут помочь человеку преодолеть все жизненные невзгоды и воплотить свои заветные мечты в жизнь.

Если позиция автора публицистического текста обычно выражена четко и ясно, то выявление авторской позиции в художественном тексте может потребовать от вас больших усилий. Постарайтесь ответить на следующие вопросы: Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? Обратите внимание на слова, художественные приемы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение – сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам.

Будьте внимательны! Помните, что от вас требуется не сформулировать позицию автора «вообще», а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.

Это фрагменты сочинений экзаменуемых, в которых раскрывается позиция автора:

«Автор считает, что «вовремя прочитанная книга может решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы».
«Я полностью согласен с мнением автора о том, что какой бы интересной ни была жизнь ребёнка, не прочти он этих драгоценных книг, он духовно обворован».
«Автор считает, что «важно… не упустить минуты и вовремя прочесть эти прекрасные книги. Он называет детей, оторванных от художественной литературы, «обворованными».

Достаточным может считаться умение экзаменуемого адекватно воспринять позицию автора (позитивное, негативное, нейтральное, двоякое и т. п. отношение к рассказанному, предлагаемый ответ автора на поставленные им в тексте вопросы, основные аргументы автора, проясняющие его позицию).

Примеры соотношения проблемы и авторской позиции по текстам предыдущих лет.

По тексту С. Михалкова:

Проблема Авторская позиция
1. Роль чтения в детстве – в период становлении личности человека.  1. Общение с книгой особенно важно в детстве, в период формирования личности.
2. Проблема влияния книги на судьбу человека.  2. Вовремя прочитанная книга может определить психологию, мировоззрение, нравственные принципы человека. 

По тексту В. Ганичева:

Проблема оценки таланта современниками (почему современники не всегда могут по достоинству оценить талант человека?). Современники часто поступают жестоко по отношению к гению, наносят душевные раны талантливому человеку, потому что не могут или не хотят признать выдающиеся, их превосходящие способности.
Проблема памяти (надо ли помнить соотечественников, прославивших себя в какой-либо профессии?). История должна сохранять имена людей, прославивших своё Отечество открытиями в какой-либо профессии, в том числе и в военно-морской; особенно бережно должна сохраняться в последующих поколениях память о защитниках Отечества.
Проблема одиночества (что заставляет человека чувствовать себя одиноким?). Человек чувствует себя одиноким, когда он перестаёт приносить пользу людям, когда его достижения в какой-либо области остаются не оценёнными по достоинству.

По тексту Ю. Трифонова:

1. Проблема нравственного выбора (можно ли ради опыта принести в жертву жизнь животного? Допустимо ли ради познания живого убить живое существо? Оправдывает ли цель средства?) 1. Нельзя жертвовать жизнью живого существа даже ради значительных целей; благородная, гуманная цель не может оправдать безнравственные средства её достижения.
2. Проблема гуманизма (надо ли воспитывать в людях чувство сострадания, жалости к слабым и беззащитным? С какой целью Ольга Витальевна – учитель биологии – решила поставить опыт на живой крысе? Только ли ради того, чтобы научить анатомии?) 2. Чувство жалости и сострадания к слабым и беззащитным должно жить в душе человека; Ольга Витальевна умело использовала ситуацию на уроке биологии, чтобы пробудить в своих учениках чувство сострадания к живому существу.
3. Проблема подвижничества, преданности своему делу, профессии (надо ли всю свою жизнь посвящать профессии, как это сделали педагоги Николай Антонович Пригода и его жена Ольга Витальевна, посвятив свою жизнь детям?) 3. Люди, беззаветно преданные своему делу, вызывают уважение; учителя, посвятившие свою жизнь своим ученикам, развивая в них лучшие качества, вызывают уважение, память о таких людях остаётся в поколениях.

Шаг 5. Изложение собственного мнения по проблеме (К4)

Задача: выразить своё мнение по сформулированной проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировать его (привести не менее 2 аргументов), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи – убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.

Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:

— тезис (положение, которое надо доказать);
— аргументация (доказательства, доводы);
— вывод (общий итог).

Тезис – это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение оратора, которое он старается обосновать. В вашем сочинении тезис обозначит ваше согласие или несогласие с мнением автора. Достаточным может считаться умение экзаменуемого адекватно воспринять позицию автора (позитивное, негативное, нейтральное, двоякое и т. п. отношение к рассказанному, предлагаемый ответ автора на поставленные им в тексте вопросы, основные аргументы автора, проясняющие его позицию).

Аргументы и доводы — это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывается тезис. Они выполняют роль основания, или логического фундамента аргументации.

Аргументы должны быть убедительными. Факты и цифры — самые убедительные аргументы.

В качестве аргументов в сочинении-рассуждении части С ЕГЭ по русскому языку могут быть приведены

• примеры из художественной литературы;
• пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа;
• факты, события;
• примеры из личной жизни и жизни окружающих;
• ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений;
• примеры из средств массовой информации;
• законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально;
• ссылки на признанные авторитеты;
• цитаты из авторитетных источников и т. д.

Помните: максимальное количество баллов по К4 — 3 балла – можно получить только в том случае, если будет приведён хотя бы один из 2-х аргументов из художественной литературы (пословицы и поговорки, т.е. короткие жанры фольклора, не засчитываются в качестве аргументов из художественной литературы).

Если мнение экзаменуемого не сформулировано или заявлено формально в форме «Я согласен / не согласен…», по К 4 ставится 0 баллов.

Как показывает опыт, чаще всего экзаменуемые приводят примеры из личного опыта – это не вызывает затруднений. Но это один аргумент. Главный аргумент – только из художественной литературы!

Подборку ссылок на примеры вы можете найти здесь.

Шаг 6

Это последний абзац Вашего сочинения. Он не должен превышать по объёму рассуждение и аргументацию. Достаточно 3-4 предложений «без воды», точных, ёмких, соответствующих выводам из всего вышесказанного. Здесь важно подвести итог именно по той проблеме, о которой речь шла во всём сочинении.

Клише, которые можно использовать в последнем абзаце:

• Проблема, поднятая автором этого текста, крайне актуальна и в наши дни…
• Слова автора этого текста не оставили меня равнодушным (-ой)…
• В заключение хочется заметить, что проблема… не имеет временных рамок, потому что…
• Вопросы, о которых говорит автор этого текста, вечны, как сама жизнь…

Большое количество других материалов к ЕГЭ вы можете найти в разделе «Русский язык».

Ïàìÿòêà äëÿ ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ
               

                Êàê íàïèñàòü ñî÷èíåíèå

Ñî÷èíåíèå – ýòî âèä ïèñüìåííîé ðàáîòû â øêîëå íà òó èëè èíóþ òåìó, â êîòîðîé ó÷åíèê ñàìîñòîÿòåëüíî âûðàæàåò ñâîè ìûñëè è âïå÷àòëåíèÿ, îïèðàÿñü íà ïîëó÷åííûå çíàíèÿ. 
Ñî÷èíåíèå äîëæíî ñîñòîÿòü èç òðåõ îñíîâíûõ ÷àñòåé:
Âñòóïëåíèå,
Ñîäåðæàíèå,
Çàêëþ÷åíèå.
 ñî÷èíåíèè âñåñòîðîííå è ïîëíî ðàñêðûâàåòñÿ òåìà ïî êîíêðåòíûì âîïðîñàì.
Ïëàí ñî÷èíåíèÿ
1. Âñòóïèòåëüíàÿ ÷àñòü. Ìîæíî îïèñàòü íàçâàíèå òåìû ñî÷èíåíèÿ, ðàñêðûòü ñóòü íàçâàíèÿ, çàäàòüñÿ âîïðîñîì, îòâåò íà êîòîðûé áóäåò ðàñêðûò â ñîäåðæàòåëüíîé ÷àñòè è îáîáù¸í â çàêëþ÷åíèè. Ìîæíî çàäàòü âîïðîñ, ïî÷åìó èìåííî ýòîò ïðåäìåò ñòàë òåìîé ñî÷èíåíèÿ, è îòâåòèòü íà íåãî.
2. Ñîäåðæàòåëüíàÿ ÷àñòü — ñàìàÿ ãëàâíàÿ, îñíîâíàÿ ÷àñòü ñî÷èíåíèÿ, â íåé ðàñêðûâàåòñÿ òåìà, ðàçúÿñíÿåòñÿ ñóòü ñî÷èíåíèÿ.  íåé ìîæíî ïîêàçàòü, êàê âèäÿò òåìó äðóãèå àâòîðû â õóäîæåñòâåííîé ëèòåðàòóðå. Íóæíî èçáåãàòü ïðîñòîãî èçëîæåíèÿ èëè ïåðåñêàçà, íàäî îñìûñëåííî îïèñàòü âñ¸, ÷òî îòíîñèòñÿ ê äàííîé òåìå, âûñêàçàòü ñâî¸ ñîáñòâåííîå ìíåíèå.
3.  çàêëþ÷èòåëüíîé ÷àñòè ïîäâîäÿòñÿ èòîãè âñåé ðàáîòû, äåëàþòñÿ âûâîäû èç ðàñêðûòîé òåìû ñî÷èíåíèÿ. Çàêëþ÷èòåëüíàÿ ÷àñòü äîëæíà áûòü íå áîëüøîé, íî îñíîâàòåëüíîé.  çàêëþ÷èòåëüíîì àáçàöå ìîæíî ñãëàäèòü âñå íåäî÷åòû â õîäå ðàáîòû íàä ñî÷èíåíèåì, åñëè îí áóäåò ÿñíûì, êðàòêèì è óâåðåííî çàâåðøèò ñî÷èíåíèå, ïîëíîñòüþ îòâåòèâ íà âñå ïîñòàâëåííûå âîïðîñû.

Êàêèå áûâàþò ñî÷èíåíèÿ:
1. Ñî÷èíåíèå-ðàññóæäåíèå. Òàêàÿ ôîðìà ó÷åáíîãî ñî÷èíåíèÿ ïîäðàçóìåâàåò íàïèñàíèå ñî÷èíåíèÿ íà ñâîáîäíóþ, íå îáÿçàòåëüíî ïî ëèòåðàòóðíîìó ïðîèçâåäåíèþ, òåìó â âèäå íåáîëüøîãî ðàññêàçà ñâîèìè ñëîâàìè ñ ðàññóæäåíèåì íà çàäàííóþ òåìó ñî÷èíåíèÿ, íàïðèìåð «Ìîå ëþáèìîå âðåìÿ ãîäà», «Íàøà ïëàíåòà — Íàø äîì» è ò.ï.
2. Ñî÷èíåíèå ïî êàðòèíå õóäîæíèêà. Îïèñàíèå êàðòèíû ïîäðàçóìåâàåò ðàñêðûòèå òåìû ñþæåòà ïðîèçâåäåíèÿ. Âàæíî îáðàòèòü âíèìàíèå íà êàæäóþ äåòàëü äëÿ ïîëíîãî ïðåäñòàâëåíèÿ äåéñòâèÿ, ñþæåòà èëè ïåéçàæà, îòâåòèòü íà âîïðîñ: ÷òî õîòåë ïîêàçàòü õóäîæíèê ÷åðåç êàðòèíó.

3. Ñî÷èíåíèå-ñîîáùåíèå íà çàäàííóþ òåìó. Ñîîáùåíèå ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé êðàòêîå èçëîæåíèå íåïîñðåäñòâåííîé ñóòè.  ýòîì ñëó÷àå âñåãäà èìååòñÿ ÷åòêàÿ òåìà, à õóäîæåñòâåííàÿ öåííîñòü ñî÷èíåíèÿ íå òàê âàæíà, êàê â äðóãèõ âèäàõ ñî÷èíåíèé. Ïðèìåðîì ìîæåò áûòü ñî÷èíåíèå-ñîîáùåíèå î íåäàâíåì ìåðîïðèÿòèè èëè ñïîðòèâíîì ñîáûòèè.

4. Ñî÷èíåíèå íà ëèíãâèñòè÷åñêóþ òåìó. Òàêèå ñî÷èíåíèÿ ñâÿçàíû ñ ÿçûêîì è èìåþò ôîðìó ðàññóæäåíèÿ, ðàñêðûâàþùåãî ñìûñë îïðåäåëåííîãî âûñêàçûâàíèÿ èçâåñòíîãî ÷åëîâåêà, íàïðèìåð «Ìíîãèå ðóññêèå ñëîâà ñàìè ïî ñåáå èçëó÷àþò ïîýçèþ Ê. Ïàóñòîâñêèé». Òàêèì ñî÷èíåíèåì ìîãóò áûòü ñî÷èíåíèÿ, ðàñêðûâàþùèå ñìûñë ïîñëîâèö.

5. Ñðàâíèòåëüíàÿ õàðàêòåðèñòèêà ãåðîåâ ëèòåðàòóðíîãî ïðîèçâåäåíèÿ.  ñî÷èíåíèÿõ ïî òåìå ëèòåðàòóðíîãî ïðîèçâåäåíèÿ ÷àñòî ïðèõîäèòñÿ ïðèáåãàòü ê íàïèñàíèþ ñðàâíèòåëüíîé õàðàêòåðèñòèêå ãåðîåâ. ×àñòî â ýòîé ðîëè ñðàâíåíèÿ îêàçûâàþòñÿ ãëàâíûå ãåðîè, îáû÷íî äâîå è ñ ðàçíûìè ÷åðòàìè, ýòî ìîæåò áûòü õàðàêòåð, âîçðàñò, ñîöèàëüíîå ïîëîæåíèå è ò.ä. Ïîýòîìó âàæíî íå òîëüêî äàòü õàðàêòåðèñòèêó êàæäîìó ãåðîþ, íî è ñóìåòü ñðàâíèòü ãåðîåâ â ñþæåòå ïðîèçâåäåíèÿ, ðàñêðûòü èõ õàðàêòåð, íàïèñàòü, ÷òî ó íèõ îáùåãî è ÷åì îíè îòëè÷àþòñÿ.

Ýòàïû íàïèñàíèÿ ñî÷èíåíèÿ:
1. Ñáîð ìàòåðèàëà. Êàæäîìó ó÷åíèêó ïîëåçíî âåñòè ÷èòàòåëüñêèé äíåâíèê, ñîáèðàòü öèòàòû, âûñêàçûâàíèÿ ðàçíûõ âåëèêèõ ëþäåé ïî ðàçëè÷íûì æèçíåííûì âîïðîñàì,  çàïèñûâàòü èíòåðåñíûå æèçíåííûå ñèòóàöèè. Âñ¸ ýòî ìîæåò â ëþáîé ìîìåíò ïðèãîäèòüñÿ äëÿ ñî÷èíåíèÿ.
2. Îñìûñëåííîå ÷òåíèå (Ïðè íàïèñàíèè ñî÷èíåíèÿ ïî ïðîèçâåäåíèþ). Ïðè îñìûñëåííîì ÷òåíèè íóæíî îáðàùàòü âíèìàíèå íå òîëüêî íà ïîâîðîòû ñþæåòà, íî è íà îñîáåííîñòè ÿçûêà àâòîðà, ñðåäñòâà âûðàçèòåëüíîñòè, êîòîðûå îí èñïîëüçóåò, ðàçëè÷èÿ ïðîèçâåäåíèÿ ñ äðóãèìè êíèãàìè òîé ýïîõè è ò.ä.
3. Ñîñòàâëåíèå ïëàíà. Ïëàí äîëæåí ñîäåðæàòü â ñåáå òàêèå âîïðîñû, êîòîðûå ïîìîãóò ðàñêðûòü òåìó ñî÷èíåíèÿ íàèáîëåå ïîëíî.
4. Íàïèñàíèå ïðîáíîãî ñî÷èíåíèÿ. Ïðîáíîå ñî÷èíåíèå ïîìîæåò çàìåòèòü ñîáñòâåííûå îøèáêè è íåäî÷¸òû, ðåãóëÿðíîå íàïèñàíèå òàêèõ ñî÷èíåíèé óëó÷øèò ñòèëü è íàó÷èò ñâÿçíî âûðàæàòü ñâîè ìûñëè.
5. Ðàáîòà íàä îñíîâíûì ñî÷èíåíèåì. Ïðè ðàáîòå íàä ñî÷èíåíèåì íóæíî óìåòü ïðàâèëüíî ðàñïðåäåëèòü ñâî¸ âðåìÿ. Èíîãäà ó÷åíèê ÷ðåçìåðíî äîëãî ñèäèò íàä âñòóïëåíèåì èç-çà ÷åãî ó íåãî íå õâàòàåò âðåìåíè íà ñîäåðæàòåëüíóþ ÷àñòü è çàêëþ÷åíèå.  çàêëþ÷åíèå îáÿçàòåëüíî íóæíî âêëþ÷èòü âûâîä, êîòîðûé îáîáùàåò âñ¸ ñêàçàííîå â ñî÷èíåíèè.
6. Ïðîâåðêà. Âî âðåìÿ ïðîâåðêè íóæíî ïîñìîòðåòü, íàñêîëüêî ÷àñòè ñî÷èíåíèÿ ñâÿçàíû ìåæäó ñîáîé, ñîáëþäåíà ëè ëîãèêà, âñå ëè ïóíêòû ïëàíà ðàñêðûòû â ïîëíîé ìåðå, íåò ëè ñòèëèñòè÷åñêèõ, ãðàììàòè÷åñêèõ è ïóíêòóàöèîííûõ îøèáîê.

ßçûê øêîëüíîãî ñî÷èíåíèÿ íå äîëæåí áûòü ñëèøêîì ýìîöèîíàëüíûì, íî îí äîëæåí áûòü îáðàçíûì, ÷¸òêèì, ïðåäëîæåíèÿ íå äîëæíû áûòü çàòÿíóòûìè.

Äëÿ òîãî, ÷òîáû õîðîøî ïèñàòü øêîëüíûå ñî÷èíåíèÿ, íåîáõîäèìî ìíîãî è îñìûñëåííî ÷èòàòü êíèãè, îñîáåííî êëàññè÷åñêóþ ëèòåðàòóðó, âåñòè ÷èòàòåëüñêèå äíåâíèêè.

  • Памятка как писать сочинение описание помещения
  • Памятка написания сочинения рассуждения
  • Памятка как составить рассказ по картине 4 класс
  • Памянуть или помянуть как пишется правильно
  • Памятка для родителей сказка это важно