Памятка как читать сказку

Дошкольник и книга осмысливая сегодняшний день нашего общества, нельзя обойти вниманием, вопрос воспитания человека путм приобщения его к культуре в

Дошкольник и книга

Осмысливая сегодняшний день нашего общества, нельзя обойти вниманием, вопрос воспитания человека путём приобщения его к культуре в целом, книжной в особенности, тем более, когда в современных условиях само понятие  «книга» почти лишилась прежнего авторитета, а телевидение и компьютер активно выступают его конкурентами. Но книга остаётся тем видом искусства, который оперирует словом. И именно ей даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его мыслей, чувств.

Воспитание вдумчивого, чуткого читателя – процесс длительный и сложный. Именно в дошкольном детстве начинает складываться начитанность: дети знакомятся с русским и мировым фольклором от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до былин, и сказов, с русской и зарубежной классикой – с произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П.П.Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Г-Х Андерсена. К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Милна, А. Лингрен и многих других.

Всё знакомство  детей с огромным литературным наследием опирается на фундамент, который  закладывают взрослые в дошкольном детстве. Именно родители во многом определяют круг читательских и зрительских интересов дошкольника.

С целью определения значения  важности чтения детям в семье, среди родителей воспитанников нашего детского сада был проведён опрос (анкетирование), который показал следующие результаты:

  • Домашние детские библиотеки есть в каждой семье ( 100%  опрошенных)

Эти библиотеки регулярно пополняются за счёт покупки новых  книг (53%)

Имеется достаточно полная библиотека, которая не требует пополнения, или пополняется за счет подаренных книг  (47% орошенных)

  • При выборе книг родители обращают внимание в первую очередь на содержание книг , соответствие произведений возрастным особенностям и интересам детей и на иллюстративное оформление книги.
  • Ежедневно детям читают только 67% опрошенных родителей, остальные 33% читают детям редко (о чём сожалеют) или иногда (2-3 раза в неделю)

Самая читающая группа  в детском саду — 2 младшая: из всех опрошенных только 1 родитель читает ребёнку  редко (ребёнок отказывается слушать), остальные читают детям ежедневно.

  • 53% родителей читают детям только по просьбе самих детей, остальные родители читают как по просьбе ребёнка, так и по своей инициативе.
  • 61% опрошенных могут назвать любимые произведения своих детей.

Затрудняются ответить на этот вопрос, или отвечают, что у детей нет любимых книг – 39% родителей.

  • Важность значения книг в развитии ребёнка отмечают 94% всех опрошенных родителей, 6% родителей затрудняются ответить на этот вопрос.

Так что же  приобретает ребенок, когда родители ему читают?

Как минимум в «совместном» чтении – четыре преимущества:

            Во-первых, пока вы ему читаете, ваш ребёнок фантазирует, создает свой зримый сказочный мир, в котором живут герои звучащей для него книги. Между тем, развитие фантазии, воображения есть важнейшая ступень на пути становления творческой личности.

            Во-вторых, когда вы читаете, вы учите ребенка слушать. Слушать долго и не прерывать читающего. Слушать внимательно и вдумчиво.

            В-третьих, когда вы читаете, вы проводите время с вашим сыном или дочерью, которое вам потом возвратится. У вас с ребенком общий интерес и совместное дело.
             В-четвертых, когда вы читаете, у ребенка формируется слуховая память, развивается речь, увеличивается словарный запас.

Советы родителям: что и как читать детям?

Как привлечь малыша к чтению:

Самая любимая деятельность ребёнка – это игра. Предложите малышу поиграть с книжками.

«Прятки с книжкой»

Покажите своему ребёнку новую книжку и попросите его закрыть глаза. Спрячьте книжку где-нибудь в комнате. Он с удовольствием отправиться на её поиски, а когда найдёт – наградой ему будет прочтение этой книги.

«Угадай о чём книга»

Дайте ребёнку рассмотреть иллюстрации в книге, которую он ещё не знает, и предложите угадать, о чём это произведение.

«Маленькие художники»

После прочтения книги предложите ребёнку стать художниками и нарисовать наиболее запомнившийся и понравившийся ему эпизод произведения.

«Закончи сказку»

Вы рассказываете ребёнку начало и середину знакомой ему сказки, например про Колобка. Ребёнку нужно самому придумать другое окончание сказки (например, лиса поругала Колобка за то, что он убежал от бабушки и дедушки, и отвела домой)

«Прыг – и в другой сказке!»

Предложите ребёнку сочинить новую сказку про любимого сказочного героя, который мог оказаться в другой сказке (Что могло с ним случиться?)

 Памятка для родителей

  • Наполните день ребёнка потешками, прибаутками, уговорками, приговорками.
  • Введите обязательный ритуал чтения книг перед сном.
  • Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или в плохую погоду.

Чтение перед сном

                Каждый вечер читайте своему ребёнку. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну. Со временем это станет своеобразным ритуалом укладывания спать

            Читайте каждый день

            Если ребёнок просит почитать, никогда не отказывайте ему. Даже если у вас совсем мало времени, читайте хоть пару страничек в день.

            Толстые книги

            Не бойтесь читать детям большие книги, хотя бы по главе в день. Такое чтение «с продолжением» способствует развитию памяти и внимательности, а также поддерживает интерес  к чтению, ведь ребёнку очень хочется узнать, что же произойдёт дальше с любимыми героями.

            Как научить ребёнка беречь книги

            Не делать в книге пометок, подписей, рисунков.

            Не читать во время еды.

            Не загибать листы, пользоваться закладкой.

            Класть книгу только на чистый стол.

            Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.

            Своевременно оказывать «скорую помощь» «больным» книгам.

            Как обсуждать с ребёнком прочитанную книгу

            Выясните перед чтением, или во время чтения трудные слова.

Спросите, понравилось ли произведение, чем. Что нового, интересного он узнал?

            Попросите ребёнка рассказать о главном герое, главном событии рассказа, сказки, стихотворения.

             Как описана природа?

             Какие слова и выражения запомнились?

            Чему научила книга?

            Предложите ребёнку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучите отрывок, изображая голосом персонажей произведения.

Легкость и прочность

            Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности

Она лёгкая – у малыша должно хватать сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки.

            Прочность ей обеспечивает обычный или ламинированный картон.

            Размер книжки небольшой: ребёнок должен иметь возможность смотреть её самостоятельно.

            В книге крупные яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей. Печатный текст только крупный, фразы четкие и лаконичные.

             Если страница представляет собой яркую картинку, текс должен располагаться на светлом фоне.

             Обратите внимание на наличие гигиенического сертификата (обычно указывается на последней страничке или обложке), ведь малыши часто пытаются грызть книгу.

            Всему своё время

            Самым маленьким нужны книжки для рассматривания изображений предметов, животных, растений и т.п. На станице 80% площади должна занимать картинка. Подписи состоят максимум из  двух — трёх слов.  Малыш пока не представляет, как обращаться с новой «игрушкой», — все может ограничиваться облизыванием и бессмысленным перевёртыванием страничек. Но если вы рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст, то скоро заметите, что кроха легко узнаёт знакомые предметы и даже пытается по-своему их называть.

            Весёлая азбука

            Примерно с года (а при желании и раньше) можно начинать читать ребёнку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с весёлыми потешками хорошо сопровождать Яркими характерными жестами. Примерно к двум годам, когда у ребёнка появится интерес к буквам, приобретите азбуку. Стоит помнить, что узнавание букв и чтение – вещи разные. Сейчас читаете вы, а ребёнок активно слушает. Не стоит форсировать события.

            Многим детям нравятся книжки – игрушки: всевозможные «пищалки», книжки в форме животных, насекомых и т.д. Они привлекательны для ребёнка, но не стоит ими увлекаться. Книга, прежде всего, предназначена для чтения – это малышу важно усвоить. Постепенно сводите количество книг – игрушек к минимуму.

            Три года – возраст почемучек – оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10-15%, иначе книга может показаться ребёнку скучной. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы, и при этом учиться работать с новой информацией.

Расширяем кругозор

            Если у родителей есть большое желание, начинать читать ребёнку можно с самого рождения. Новорожденный не может понять смысла прочитанного, но прекрасно различает интонации, ритм и к тому же воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Так что если мама читает с удовольствием, а не по обязанности, то у ребёнка уже на эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к занятию чтением.

            Простейшие книжки можно делать с детьми самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребёнка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что все, о чем говориться в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще.

            Если у вас возникают сомнения по поводу содержания книги, уберите её подальше. Больше доверяйте своей родительской интуиции.

            Чем старше ребёнок, тем многограннее становиться круг его чтения. Задача родителей – постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтоб малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе.

            Даже когда ребёнок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребёнка живые представления о написанном, и к тому же должен объяснять малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное – такое чтение очень сплачивает.

Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:

  1. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.
    Взрослый во время чтения или рассказа должен сидеть перед ребёнком так, чтобы он мог видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.
  2. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.
  3. В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча слушать.
  1. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо — в зависимости от содержания текста. Читая детям, стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
  2. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.
  1. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него — нет.
  2. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.
  1. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.
  1. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.
  2. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.

Для детей  3-5 лет.

Художественные  тексты для непродолжительного чтения

Произведения русского фольклора: песенки, потешки, заклички

Сказки:«Волк и козлята»

 «Волк и лиса»

 «Гуси-лебеди», «Снегурочка и лиса», «Бычок белый бочок – чёрные копытца»

 «У страха глаза велики»

«Про Иванушку – дурачка»,

«Война грибов с ягодами», «Жихарка», «Зимовьё»

Сказки народов мира:

Украинские: «Рукавичка», Коза –дереза»

Венгерская «Два жадных медвежонка»

Белорусская  «Пых»

Латышская  «Лесной мишка и проказница мышка»

Английская «Три поросёнка»

Братья Гримм»Бременский музыканты»

Ш. Перро «Красная шапочка»

Произведения писателей России

С. Маршак «Зоосад», «Где обедал воробей», «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»,

К. Чуковский «Путаница», «Краденное солнце», «Мойдодыр», «Муха – цокотуха», «Ежики смеются», «Айболит», « Чудо – дерево», «Черепаха», «телефон», «тараканище», «Федорино горе».

К. Ушинский «Петушок с семьёй», «Уточки», «Васька», «Лиса –Патрикеевна»

Д. Мамин – Сибиряк «Про храброго Зайца – Длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про мохнатого Мишу – Короткий хвост»

М. Горький «Воробьишка»

Н. Носов  «Приключение Незнайки и его друзей»

                                                        и другие.

Памятка для родителей

«Читаем сказки детям»

Уважаемые родители!

В наше время трудно оторвать детей от планшета и компьютера. Родители редко читают детям книги. А дети порой и не желают слушать, не проявляют любознательность. Важность чтения сказок для детей трудно переоценить и уже не требует доказательств. Как и то, что более успешным в дальнейшей учёбе и, как следствие, в будущей карьере и в жизни, может быть только любознательный и читающий человек. Давайте же будем прививать интерес к чтению нашим детям!

Вот несколько полезных советов для формирования интереса к детской литературе:

Сказки дети должны слушать в обстановке, которая помогает более глубокому восприятию сказочных образов, например в тихий вечер в уютной обстановке, на природе. Ребенку, особенно маленькому, необходимо читать вслух, чтобы он мог эмоционально реагировать на прочитанное. Отечественные и зарубежные психологи, проведя многолетние наблюдения, пришли к выводу, что чтение вслух — это основа эмоционально-эстетического восприятия ребенком художественного произведения. Это явление объясняется тем, что у детей младшего возраста чувство преобладает над разумом, размышление и оценка наступают тогда, когда ребенок эмоционально переживет прочитанное.

Сказки должны быть яркими, образными, небольшими. Нельзя давать детям множество впечатлений, так как может притупиться чуткость к рассказанному. Не следует много говорить. Ребенок должен уметь не только слушать, но и молчать, потому что в эти мгновения он думает, осмысливает новое.

Если ребенок еще маленький и не может спокойно сидеть и слушать вас, это не страшно. Во время игры вы, родители, можете рассказывать сказки или истории, ранее прочитанные или же сочиненные. Если малыш полюбил одну из сказок и просит повторять ее снова и снова, нельзя ему отказывать. Придет время, и другая сказка станет любимой.

И в тоже время не стоит быть слишком настойчивым, академичным и соблюдать все правила чтения. Ничего не делайте по принуждению! Не хочет сейчас ребенок слушать до конца — не нужно заставлять. Выбирать те книги, которые интересны Вашему маленькому слушателю.

Неоценимую помощь окажет кукла-перчатка. Дети лучше воспринимают воспитательные моменты сказки, исходящие от этого персонажа, чем от вас, родителей. Кукла-перчатка может жить в особом «сказочном сундучке» вместе с книгой, в которую она «записывает» сказки, и каждый вечер приходить к малышу их рассказывать. После сказки кукла-перчатка может подарить ему что-нибудь на память.

Дети постарше охотно вместе взрослыми разыграют сказочный сюжет по ролям. Если использовать реквизит (одежду или игрушки, например, изготовить костюмы и «декорации», спектакль можно будет показывать гостям на любом семейном торжестве.

Безусловно, в процессе чтения обязательно останавливайтесь на тех словах, значения которых ваш ребенок точно не знает, постарайтесь их объяснить. Не забывайте, что имеет значение — как читать ребенку вслух. Одного прочтения произведения бывает недостаточно. Необходимо знать, насколько ребенок понял, о чем в книге говорится, запомнил ключевые моменты.

Памятка для родителей

«Как правильно читать ребенку книги»

  1. Приучение детей к чтению требует много времени и усилий, поэтому начинать этот процесс следует как можно раньше.
  2. Совместное чтение книг должно приносить удовольствие, а не быть ежедневной обязанностью.
  3. Нельзя заставлять ребенка слушать книгу, если он этого не хочет, т.к. это не принесет пользы.
  4. Чтобы ребенок согласился на «сеанс чтения» следует использовать игровые уловки. Например, можно предложить ему самому выбрать книгу.
  5. Ребенок должен видеть, что чтение вслух доставляет взрослому удовольствие, т.к. дети тонко чувствуют психологический настрой родителей.
  6. Чтение книг ребенку должно быть систематическим, желательно каждый день. Ежедневное чтение книг ребенку способствует расширению его знаний и словарного запаса.
  7. Следует четко определять время и продолжительность чтения с учетом потребностей ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей.
  8. Оптимальным временем для чтения считается время перед сном.
  9. Следует выбирать спокойные, добрые книги, которые не будут будоражить воображение ребенка и не вызовут у него испуг, страхи.
  10. Чтение не должно быть торопливым или монотонным.
  11. Взрослый должен чувствовать, когда необходимо остановиться и обсудить с ребенком услышанное, сделать предположение о дальнейшем развитии сюжета и т.п.
  12. В процессе чтения очень важно периодически давать ребенку возможность говорить о своих ощущениях.
  13. Во время чтения важно сохранять контакт с ребенком, чтобы он мог видеть лицо взрослого, наблюдать за его мимикой, выражением глаз, жестами. Эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.
  14. Во время чтения допустима игра голосом в зависимости от содержания текста. Используя в меру данный прием, взрослый сможет передать характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию.
  15. Если выбранный для чтения текст слишком длинный, можно сократить его. В таком случае можно пересказать окончание, сохранив при этом замысел и сюжет, а также стиль произведения. Если это сеанс чтения перед сном, важно, чтобы у истории был счастливый конец.
  16. Следует привлекать внимание ребенка к содержанию книги, иллюстраций.
  17. Важно демонстрировать ребенку уважение к книге, приучать обращаться с ней аккуратно: осторожно переворачивать страницы, не рисовать в книге, после чтения убирать книгу на место и т.д.
  18. Следует организовать книжный уголок, где будут находиться любимые книги ребенка.
  19. Важно продолжать совместное чтение и тогда, когда ребенок научится читать.
  20. Для закрепления традиции семейного чтения можно попросить старших детей в семье иногда читать младшим детям.
  21. Совместное с ребенком чтение не только научит его размышлять, делать выводы, привьет интерес к книге, но и подарит прекрасную возможность провести время вместе.

Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?

Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся

  • Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.
  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.
  • Систематически читайте сами — это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.
  • Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию вашей речи и речи вашего ребенка.
  • Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  • Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредотачивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей.
  • Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.
  • Совместное чтение — наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг — важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.
  • Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.
  •  Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.
  •  Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.

Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?

Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся

  • Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.
  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.
  • Систематически читайте сами — это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.
  • Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию вашей речи и речи вашего ребенка.
  • Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  • Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредотачивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей.
  • Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.
  • Совместное чтение — наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг — важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.
  • Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.
  •  Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.
  •  Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.

Уважаемые родители! Хотим предложить несколько простых советов, которые помогут  вам  заинтересовать вашего ребенка.

1. Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребенка, и акцентировать его внимание на тех моментах, которые особенно важны вам на данный момент.
2. Рассказывайте сказку с удовольствием, старайтесь не отвлекаться на посторонние дела. Ведь вы не просто знакомите малыша со сказкой – вы путешествуете вместе с ним по удивительному волшебному миру. Не оставляйте его там одного!
3. Прежде чем рассказать сказку малышу,  убедитесь, что она простая и сможет донести до него нужную идею. Сказки очень важны для развития и воспитания детей. Но важно, чтобы родители подбирали сказки по возрасту и развитию своих деток.
4. Поучительные беседы должны быть короткими. Ориентируйтесь на настроение ребенка.
5. Если малыш изо дня в день просит рассказать одну и ту же сказку – рассказывайте. Значит, у него есть проблема, которую эта сказка помогает решить.  Особенно следует остановиться на детской любви к повторным чтениям. Все знают, что ребенок буквально «доводит» своих близких до изнеможения, требуя читать еще и еще раз одно и то же произведение. Дети жаждут повторных чтений, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение: их волнует и сюжет, и герои, и образные поэтические слова и выражения, и музыка речи.
6. Будьте осторожны с подробностями и иллюстрациями!  В сказках сюжет изложен очень лаконично именно для того, чтобы ребёнок не получил лишнюю информацию, которая может его испугать.
7. Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её. В качестве персонажей можно использовать игрушки,  фигурки,  нарисованные и вырезанные, тени на стене. Сначала вы можете делать это самостоятельно, но очень скоро ребёнок охотно присоединится к вам.
8. Если ваш малыш не хочет слушать, то не нужно его заставлять, так как это не принесёт никакой пользы. Взаимное чтение книг должно приносить максимум удовольствия, а не быть непосильной ношей.
9. Не злоупотребляйте временем! Как правило, маленьким деткам в возрасте от года до трёх читают в среднем до десяти минут, в возрасте от трёх до пяти лет 15-20 минут подряд и т.д..  Хотим  заметить, что это средние показатели, а никак не нормативы. Вы должны подстраиваться под потребности вашего ребёнка.
10. Выбирая сказки для чтения, ориентируйтесь на предпочтения вашего ребёнка.
11. Не выбирайте страшных сказок , будоражащих воображение.
12. Рекомендуется чтение  обоими родителями, что способствует становлению тесного душевного контакта ребёнка  как с мамой, так и с папой.
13. Читайте сказку  медленно, выразительно, стараясь максимально передать эмоции действующих героев и обстановки.
14. Не заменяйте живое чтение «сухими безжизненными» аудиокнигами.
15. Помните: ребенок не может быть все время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание! Пусть он за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.  Дети это очень любят. Можно предложить ребёнку вместе (хором) рассказывать . Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребенка, и окружающие относятся к его занятиям «уважительно».
 Хорошо, если обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие. Поздним вечером, когда за окном темно, хорошо читать сказку в затенённой комнате при свете настольной лампы. Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.
Читая сказки детям, обязательно следите за их реакцией. Ребенок всегда даст знать, понравилась ему сказка или нет. А если Вы хотите привить своему ребенку любовь к чтению – есть один простой секрет. Начинайте читать детям сказки как можно раньше, учитывая его возраст, интересы и характер – и только в этом случае Вы станете настоящим проводником в удивительный мир чтения для своего ребенка.
16. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.
17. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга — это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.
18. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.
Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.
19. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха.
В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».
20. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо — в зависимости от содержания текста. Читая детям сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
21. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.
22. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него — нет.
23. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.
24. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.
25. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.
26. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.
27. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.

Уважаемые родители! Не забывайте читать детям!  Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа №2 поселка городского типа Смышляевка  структурное подразделение «Детский сад»

«Как правильно читать ребёнку сказку?»

Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным

2015 – 2016 учебный год

Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать. – С. Лупан.

Многие родители подходят к вопросу обучения ребенка навыка чтению весьма эффективно. Некоторые даже сравнивают свое чадо с другими детьми: «Вот, Васька уже умеет читать, а ты все никак не научишься. Непорядок». В данном вопросе важно не травмировать психику ребенка и оставить свои нервы «в живых».

Зачастую в современном мире данный вопрос ложится на плечи опытных педагогов в дошкольных заведениях – воспитателей. Но многие дети не посещают данные заведения, а в некоторых и вовсе не обучают грамоте. Тут то и встает вопрос как научить ребенка читать в домашних условиях.

Давайте разбираться как научить ребенка читать правильно, без нервов и эффективно. А главное не отбить у дитя охоту к чтению.

Как научить ребенка читать

Когда пора учить ребенка читать: памятка родителям

Готовность

Родителям следует уделить пристальное внимание на множество факторов, говорящих о готовности дитя к обучению чтению.

Среди них выделяют следующие:

  • У ребенка нет дефектов речи, то есть все в порядке с произношением.
  • У дошкольника не обнаружены проблемы со слухом, что может повлиять на правильное произношение даже самых базовых слов.
  • Ребенок владеет достаточным словарным запасом и может легко сформулировать предложения.
  • Развитие фонематики. Дошкольник четко различает все слова, звуки и буквы может четко воспроизвести услышанное.
  • Адекватная ориентация в пространстве. То есть, дитя хорошо знает, где право и лево, верх и низ. Такие навыки помогут легко ему ориентироваться в книге.

Внимательные родители сами заметят готовность ребенка к обучению чтению. Такая готовность может выражаться в том, что все вывески на улице, объявления в транспорте и других местах ребенок начнет складывать по буквам, а чуть позже и вовсе соберет самостоятельно в слово. Будьте готовы, что кроха может делать много ошибок в словах, но это не значит, что он не старается, а наоборот его мозг готов к обучению новому навыку.

Возраст

Некоторые родители следуют стереотипам, а некоторые гонятся за результатами других детей и пытаются научить читать ребенка в еще совсем маленьком возрасте, к примеру 2 года.

Важное правило – ребенок должен быть готов!

  • К 2-3 годам крохе может быть вообще неинтересно подолгу заглядывать в книгу, не то чтобы читать.
  • Обычно детки способны к чтению, не ранее 5-6 лет.

Как научить ребенка читать: основные способы

Родители младенцев и детей младшего возраста закладывают основу для успеха чтения задолго до того, как возникает необходимость в систематическом обучении. В то время как некоторые мамы и папы соблазняются обучающей продукцией, которая утверждает, что способствует раннему чтению. От данной затеи стоит отказаться. Это объясняется тем что слишком раннее введение формальных инструкций может иметь неприятные последствия — заставляет детей воспринимать чтение как задачу, которую ставят родители, а не как само по себе приятное занятие. Исследования показывают, что детки, которые получают раннее обучение, реже читают для удовольствия, когда становятся старше.

Как правильно ребенка научить читать

Родителям важно еще с раннего детства обеспечить ребенку обучающее пространство:

  • Подготовьте малышу его рабочее место. Позаботьтесь, чтобы оно было хорошо освещенным.
  • Учите постепенно: сначала звуки, потом буквы. Покажите крохе, что буквы окружают нас везде. Читайте с ним на вывесках, объявлениях и огромные плакатах базовые слова.
  • Покажите ребенку буквы «вашей семьи». На какую букву начинается имя папы, мамы, бабушек, дедушек и остальных членов. Он быстро покажет свои результаты и начнет находить похожие буквы везде.
  • Начинайте с легких слов и постепенно переходите к более сложным.
  • Приобретите азбуку и буквари.
  • Больше визуализируйте. Ребенку нельзя показать букву и он ее запомнит. Ему нужна визуализация. Для этой цели родителям станет отличным помощником плакат с русским алфавитом, специальные книги с голосовым произношением букв. Также поможет алфавит на кубиках, где каждая буква у малыша будет ассоциироваться с предметом, соответствующим букве. Как только дитя показало на какую-либо букву громко и четко произнесите звук «М», «С», «А» и т.д. Запаситесь терпением, возможно вам придется довольно много раз повторить один и тот же звук перед тем как ребенок его усвоит и сможет уверенно повторить.
  • Ассоциируйте. Проводите ребенку аналогии с буквами и окружающим пространством. Например, буква «О» похожа на бублик, буква «П» на дверной проем и другое.
  • Обучение в виде игры. Купите специальное печенье или макаронные изделия в виде букв. И во время обеда предлагайте малышу искать в супе или закусывать чай определенной буквой. Такой алфавит можно испечь и самостоятельно.
  • Магнитная доска. С помощью этого приспособления поиграйте с крохой в увлекательную игру. Пусть он вешает любые буквы, какие ему только нравятся, а родители громко называют их по звукам.
  • Работа за компьютером. Это, конечно, громко сказано, но все же. Разрешите ребенку сесть на ваше рабочее место и с помощью клавиатуры в обычном текстовом редакторе набрать буквы, которые ему нравятся. Далее можно распечатать «письмо» и уже в устной форме его разобрать на буквы.
  • Приглашайте ребенка вместе читать краткие интересные истории.

1

Действенные методы как научить ребенка читать

  • Традиционный способ. Ним пользовались многие поколения и знает каждый – азбука и букварь. Только родителям следует запомнить разницу в этой литературе, ведь многие наивно полагают, что речь идет об одном и том же. Азбука не учит читать, а учит всего лишь буквам и звукам. То есть, в ней малыш найдет букву и соответствующее ей изображение. Букварь же учит соединять слова в слоги. Он позволяет прочитать слово по слогам, к примеру «па-па», а не читать каждую букву по звукам («пэ-а-пэ-а»). На сейчас существует множество букварей, которые родители могут приобрести самостоятельно на свой вкус. Наиболее популярной считается автор Надежда Жукова.
  • Обучение по Воскобовичу. Такой метод подойдет для детей, которым нравится обучение с помощью различных вспомогательных карточек. На его карточках представлены звуки с тематическими картинками, под которым находятся тексты песенок.
  • Складовой метод Зайцева.
  • Пособие Чаплыгина.
  • Чтение по Монтессори.
  • Чтение по Доману.

«Жили были дед и баба» или научите ребенка сами

Никто не может лучше научить ребенка читать, чем его мама и папа. Это потому, что чтение подразумевает нечто большее, чем просто озвучивание слов на странице. В самом сильном смысле чтение является как эмоциональным, так и интеллектуальным делом — переплетение письменного текста с собственным жизненным опытом. Если дошкольнику повезет, он переживет это как теплое, заботливое время, когда он сидит на коленях у мамы и переворачивает страницы, идет в библиотеку с папой за интересной книгой, а в субботу утром обнимается с родителями в постели, когда они читают его любимые истории.

Возможно, ребенок еще слишком мал, чтобы понять, что именно ему читают, но он испытывает глубокие эмоции, которые будут длиться всю жизнь: чтение — это любовь, чтение — это безопасность, а чтение — это хорошо.

Тест для родителей: готовы ли вы обучать

  • Вас беспокоит большое количество людей, которых вы знаете и которые редко читают ради удовольствия?
  • Вы хотите, чтобы ваш ребенок любил читать и развил в себе страсть к чтению?
  • Вы обеспокоены школьными программами чтения, которые делают акцент на фонетику и зрительные слова, а не на понимание? Понимание — это способность понимать и интерпретировать прочитанное. Чтобы ребенок мог понять прочитанное, он должен не только расшифровать текст, а также должен установить значимые связи между тем, что он прочитала, и тем, что он уже знает. Он также должен уметь глубоко задуматься над тем, что он прочитал.
  • Вы беспокоитесь о том, что школы приносят больше вреда, чем пользы из-за своей одержимости заставить детей читать в детском саду?

Если вы киваете на все эти вопросы, вы идеальный кандидат, чтобы научить своего ребенка читать. К сожалению, слишком многие родители ошибочно полагают, что чтение должно преподаваться обученными педагогами и требует дорогого комплекта рабочих тетрадей, алфавитных карточек, специальных книг и других ресурсов. Нет ничего более далекого от правды. Никто не может лучше научить ребенка читать, чем его родители!

Мой лучший друг — это человек, который даст мне книгу, которую я не читал. – Авраам Линкольн.

Рекомендации родителям

Перед тем как перейти к главным способам обучения, невозможно пропустить важные рекомендации для родителей.

2

Читая своим детям, родители должны сосредоточиться на следующем:

  • Ограниченный опыт. Читая маленьким детям, родители должны помнить об образе строительных лесов — одна часть помещается поверх другой, чтобы сделать что-то большее и более сильное. Если нижняя часть лесов слабая и шаткая, все рухнет. Маленькие дети имеют ограниченный опыт, поэтому родители должны опираться на то, что они уже знают. Читать книгу о бабочках ребенку, который никогда не видел бабочку, в значительной степени бессмысленно. Тем не менее, чтение книги о бабочках для юноши, который провел полдня, наблюдая, как они летают по саду, невероятно мощно.
  • Опирайтесь на предыдущие знания. Перед чтением родители должны использовать предварительные знания своих детей, чтобы подготовить их к более глубокому обучению. Например, читая книгу «Гадкий утенок», мама может вспомнить день, когда она и ее дочь пошли в парк, чтобы покормить уток, а далее спросить у дитя: «Что ты помнишь об этих утках?» Перед тем, как прочитать сказки о тракторе и других машинах, папа мог бы вспомнить о том времени, когда он и его сын наблюдали за тяжелой техникой на строительной площадке возле их дома, спрашивая: «Какие машины ты помнишь, и чем они занимались?»
  • Сделайте чтение теплым и уютным. Многие родители попадают в ловушку чтения своим детям перед сном, когда они устали от долгого дня. Это часто приводит к неудовлетворительным ощущениям как для родителей, так и для детей. Для родителей гораздо лучше выбрать время, когда они чувствуют себя свежими, энергичными и вовлеченными в процесс. Что наиболее важно, им следует сделать чтение теплым и уютным: сидя под тенью дерева, потягивая горячее какао, перед теплым огнем или обнимаясь в постели ленивым воскресным утром. Вывод: выбирайте время, когда у вас будут силы и желание, иначе ребенок интерпретирует это как ленивое занятие и зачем мне это делать, если родителям не хочется.
  • Читаем сами. Родители, которые читают и для удовольствия, и для знаний, являются мощным примером для подражания своих детей. Мамы и папы, которые хотят больше узнать о теме – будь то садоводство, насекомые или породы собак – читают дома или пользуются библиотекой, тем самым учат своих детей о ценности чтения.
  • Делайте прогнозы. Читая ребенку, родители должны попросить их сделать предсказания о том, что будет дальше в истории. Они должны начать с обложки и спросить: «Как ты думаешь, о чем эта книга?». Это вовлекает детей в сюжет, планирует сюжет и улучшает понимание.
  • Свяжите историю с опытом ребенка. Родитель должен направлять ребенка в создании значимых связей. Например, читая «Три медведя», один из родителей может спросить: «Как бы ты себя чувствовал, если бы кто-нибудь вошел в наш дом и сел на ваш стул и сломал его?».
  • Всегда следуйте истории с обсуждением. Исследования показывают, что понимание значительно возрастает, когда за чтением следует обсуждение книги или выполнение задания. Родители могут спросить: «Какая твоя любимая роль?» или «Кто был твоим любимым персонажем и почему?». Они могут попросить своего ребенка нарисовать альтернативное окончание или помочь написать историю с похожим сюжетом или темой.
  • Проводите занятия ежедневно. Если вы заметили, что ребенок ранее читал слова, а теперь сложить воедино не может, дайте ему перерыв в 1 или 2 дня.
  • С раннего возраста обзаводитесь огромным количеством детской литературы. Различные сказки будут вызывать интерес у малыша и он обязательно попросит прочитать книгу перед сном или в течение дня. А такая привычка, будьте уверенны, пойдет с ним во взрослую жизнь.
  • Не торопите ребенка. Если он не может прочитать слово, возможно вы или педагоги пропустили важные этапы, которым следовало обучить малыша ранее. Итак, вспомним: сначала звуки, чтение по слогам, соединяем слоги. Если один из этапов упущен, к результату трудно будет прийти.
  • Позвольте выбирать. Ребенок к 3,5 годам способен сам определить, что он хочет читать, а что нет. Не ограничивайте его в выборе, не говорите «Нет, эту сказку мы не будем читать, давай вот эту». Читайте то, что ему в данный момент по душе. Научно доказано, что если детей ущемлять в выборе, то во взрослой жизни маловероятно, что они будут интересоваться многим, и это касается не только чтения. Пойдите своему ребенку навстречу, покажите ему, что он тоже личность и вы его уважаете.
  • Чтение вслух. Отечественные и зарубежные учителя с многолетним опытом утверждают, что чем больше родители читают вслух дома, тем выше развитие ребенка! Самый большой бонус — это объединение. Ничто не сравнится с мамой или папой, один на один, читающим книгу.

Фонологическая осведомленность

Исследования показывают, что дети со слабой фонологической осведомленностью становятся слабыми читателями. Родители могут почти гарантировать, что их дети станут опытными читателями, начав с фонологического осознания. Они должны забыть специальные карточки, рабочие тетради и другие дорогие наборы, и просто делать процесс обучения чтению забавным, легким и простым. Фонологическое сознание — игра со словами, превращение всего процесса обучения в игру. Нет необходимости, чтобы родители садили своих детей и давали формальные уроки.

Вместо этого, родители должны учить этому в течение дня весело и органично:

  • Проявите творческий подход. Что это значит? Разговаривайте со своими детьми, подбирая рифмы к словам. Читайте детские короткие стишки и книги с использованием рифм. Это позволит более запомнить слова.
  • Играйте в словесные игры в машине. Время в машине представляет собой потрясающую возможность играть в простые словесные игры. Придумайте как можно больше слов, начинающихся на «м»: машина, мясо, мыло, мама, молоко. Придумайте как можно больше слов, которые ассоциируются с кошкой: молоко, сосиска, погладить, ласковая и т.п.
  • Играйте в «Я шпион». Используйте эту игру, когда нечем заняться в какое-либо свободное время. К примеру, когда вы сидите в очереди к врачу, едете в транспорте, идете к кому-то в гости, сад или школу. Что это за игра? Пример: «Я вижу дерево перед нами, оно зеленое, начинается на букву «И» (Ива)». «Я вижу коричневое живое существо, оно бежит к нам навстречу и начинается на букву «С» (собака)». И таких вариантов может быть.
  • Слушайте детскую музыку. Это один из самых простых способов привить фонологическую осведомленность у детей.

4

Последние мысли

При обучении своих детей родителям нужно помнить 4 важных момента:

  • Не торопите малыша.
  • Будьте терпеливы.
  • Превратите учение в игру.
  • Не прекращайте занятия.

Помня об этом, родители имеют шанс превратить детей в опытных читателей, которые любят книги и будут обращаться к ним и с удовольствием, и за знаниями.

Как научить ребенка читать по слогам: видео урок

Родители лучше всего обучают своих детей чтению

Никто не может лучше научить ребенка читать, чем его мама и папа. Это потому, что чтение подразумевает нечто большее, чем просто озвучивание слов на странице. В самом сильном смысле чтение является как эмоциональным, так и интеллектуальным делом — переплетение письменного текста с собственным жизненным опытом. Если дошкольнику повезет, он переживет это как теплое, заботливое время, когда он сидит на коленях у мамы и переворачивает страницы, идет в библиотеку с папой за интересной книгой, а в субботу утром обнимается с родителями в постели, когда они читают его любимые истории.

Возможно, ребенок еще слишком мал, чтобы понять, что именно ему читают, но он испытывает глубокие эмоции, которые будут длиться всю жизнь: чтение — это любовь, чтение — это безопасность, а чтение — это хорошо.

Ребенок не хочет читать: что делать

Во сколько ваши дети ложатся спать?

ПАМЯТКИ ПО ЧТЕНИЮ

УЧИТЕСЬ  ЧИТАТЬ  ПРАВИЛЬНО

1. Следите за словами на строчке, не переставляйте их.

2. Старайтесь понять то, о чём читаете.

3. При чтении будьте внимательны к каждому слову.

4. Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если поняли его.

5. Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не шевелить губами.

ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ И ОБРАЩЕНИЯ С КНИГОЙ

1. Не берите книги грязными руками.

2. Читайте, сидя за удобным столом.

3. Держите книгу не ближе 30-40 см от глаз, с наклоном  45 см.

4. Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом.Пользуйтесь закладкой.

7. Не читайте до усталости. Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении.

8. Храните книги в закрытых полках.

 КАК НАДО ГОТОВИТЬ ЧТЕНИЕ

1. Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки.

2. Прочитайте несколько раз эти слова.

3. Выясните значения всех не понятных  слов по словарю или спросите у взрослых.

4. Прочитайте текст повторно, перескажите его.

УЧИТЕСЬ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

1. Помните, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его.

2. Старайтесь мысленно представить себе то, о чём читаете.

3. Определите своё (и автора) отношение к событиям, героям и постарайтесь при чтении передать его интонацией.

4. Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать).

5. Читайте, чётко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста.

6. Выделите голосом важные места.

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

1. Уметь ровно и глубоко дышать — владеть своим дыханием.

2. Уметь говорить звонко, громко, но без крику: так, чтобы тебя далеко было бы слышно.

3. Уметь говорить замедленно, протяжно — и быстро,  но правильно.

4. Отчётливо выговаривать звуки и их сочетания,— чтобы каждый звук был хо­рошо слышен! Это дикция; помогут скороговорки. У некоторых детей не получаются звуки Л-Р, С-Ш, Й — надо научиться отчётливо произносить любой звук.

5. Понимать полностью то, что читаешь. Понимать характеры действующих лиц  в рассказе, басне, сказке, понимать настроение поэта, написавшего стихотворение. Без ясного, глубокого понимания текста выразительное чтение не получится.

6. Уметь различать и придавать своему голосу интонации: радостные и пе­чальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобритель­ные, а также интонации перечисления, выделения, завершения, противопоставле­ния и другие.

7. При чтении, при разговоре, особенно в выступлении со сцены,— видеть, как тебя слушают, понимают ли тебя, интересно ли твоему слушателю, не скучает ли он, не отвлекается ли.

8.  Умение не теряться в случае неудачи, быть настойчивым, упорно работать над собой, над своим голосом, произносительными умениями, добиваться постав­ленной цели.

КАК НАДО ЧИТАТЬ КНИГУ

  • Читай медленно, не спеши.

  • При чтении внимательно рассматривай иллюстрации.

  • Дочитай книгу до конца, ничего не пропускай.

  • Если тебе встретится непонятное слово, поищи объяснение в конце страницы (в подстрочных приложениях) или в словаре.

  • Помни, что даже одно непонятное слово может привести к неправильному пониманию прочитанного.

  • После прочтения книги обдумай ее содержание. Если тебе что-то непонятно, перечитай отдельные части еще раз, обсуди прочитанное с родителями или друзьями.

КАК ЧИТАТЬ ГАЗЕТУ ИЛИ ЖУРНАЛ

  • Читай газету или журнал каждый день. Из них ты узнаешь о важных событиях, происходящих в нашей стране и за рубежом.

  • Перед чтением газеты или журнала просмотри заглавие всех статей. Это поможет тебе выбрать самый важный и интересный материал.

  • Читай каждую статью, внимательно продумай то, что в ней самое главное. Чему новому она учит?

  • Обращай внимание на непонятные слова, обязательно наведи справку о них в словаре.

  • При чтении газеты или журнала пользуйся картой. Найди на ней те места, о которых рассказывается в статьях.

  • Делись с товарищами о прочитанной газете или журнале.

Памятки по чтению

Научить ребенка читать, привить ему любовь к чтению — что может быть труднее и более желанно для любого учителя! Сделать это можно, если с первых уроков незаметно знакомить детей с правилами работы с текстами.

Правила чтения и обращения с книгой

    1. Не берите книги грязными руками.

    2. Читайте, сидя за удобным столом.

    3. Держите книгу не ближе 30-40 см от глаз, с наклоном 45°.

    4. Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом. Пользуйтесь закладкой.

    5. Следите, чтобы освещение падало с левой стороны и было достаточным.

    6. Не читайте на ходу и при движении транспорта.

    7. Не читайте до усталости. Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении.

    8. Храните книги в закрытых полках.

Как надо готовить чтение

    1. Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки.

    2. Прочитайте несколько раз эти слова.

    3. Выясните значение всех непонятных слов по словарю или спросите у взрослых.

    4. Прочитайте текст повторно, перескажите его.

Учитесь читать правильно

    1. Следите за словами на строчке, не переставляйте их.

    2. Старайтесь понять то, о чем читаете.

    3. При чтении будьте внимательны к каждому слову.

    4. Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если поняли его.

    5. Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не шевелить губами.

Учитесь читать выразительно

    1. Помните, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его.

    2. Старайтесь мысленно представить себе то, о чем читаете.

    3. Определите свое (и автора) отношение к событиям, героям и постарайтесь  при чтении передать его интонацией.

    4. Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать).

    5. Читайте, четко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста.

    6. Выделяйте голосом важные места.

Памятка к работе над сказкой

    1. Как называется сказка? Кто ее сочинил?

    2. Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая, юмористическая?

    3. Кто в сказке действует? Какие это герои?

    4. Какие события описываются в сказке?

    5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

    6. Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.

    7. Как относится автор сказки (если она авторская) к своим героям?

    8. Что из этой сказки запомнилось вам больше всего?

Памятка к работе над басней

1.    Как называется басня? Кто ее автор?

    2. Прочитайте басню. Какие события в ней описываются?

    3. Кто действует в басне?

    4. Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.

    5. Что осуждается в басне?

    6. Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?

    7. Что должен понять из этой басни читатель?

    8. Какое выражение басни стало крылатым?

Памятка к работе над стихотворением

    1. Назовите стихотворение и его автора.

    2. Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт?

    3. Перечитайте стихотворение еще раз. Попробуйте нарисовать словесные картинки к стихотворению. Какие отрывки из стихотворения можно подписать под этими картинками?

    4. Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе природу и героев произведения?

    5. Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

    6. Что вам понравилось в стихотворении?

    7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Работа над лирическим стихотворением

    1. Прочитайте стихотворение.

    2. Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?

    3. Какие чувства автор выразил в этом стихотворении?

    4. Какими образными словами автору удалось передать свои чувства?

Памятка к работе над статьей

    1. Запомните, как называется статья и кто ее автор.

    2. Прочитайте статью. Какие слова и выражения вы не поняли?

    3. О ком или о чем эта статья?

    4. О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье?

    5. Разделите статью на части. Что самое главное в каждой части? Озаглавьте  каждую часть? Составьте план.

    6. Какова главная мысль всей статьи? Найдите в тексте отрывок или

    предложение, где автор говорит о самом главном.

    7. Что нового вы узнали из прочитанного?

    8. Что вы читали об этом раньше?

Памятка к работе над рассказом

    1. Как называется рассказ? Кто его написал?

    2. Прочитайте рассказ. Выясните, когда происходит действие, которое в нем описывается?

    3. Назовите действующих лиц. Что вы о них узнали?

    4. Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из действующих лиц понравился вам и чем именно?

    5. О чем вы думали, читая рассказ?

Выделение главной мысли рассказа

    1. Внимательно прочитайте рассказ.

    2. Выберите непонятные слова и образные выражения, сами объясните их или задайте вопрос о том, что вам непонятно.

    3. Ответьте на вопросы, напечатанные в конце рассказа.

    4. Определите главную мысль рассказа.

Составление плана

    1. Разделите рассказ на части.

    2. Мысленно нарисуйте картину к каждой части.

    3. Озаглавьте каждую часть своими словами или словами текста, запишите заголовки.

    4. Перескажите прочитанное: близко к тексту; кратко.

Выработка умения пересказывать полно

Задание. Подготовьте подробный пересказ небольшого рассказа.

    1. Прочитайте рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать

    последовательность событий).

    2. Наметьте его основные смысловые части (картины).

    3. Подберите заголовки к частям (своими словами или словами из текста).

    4. Перескажите весь рассказ по плану при закрытой книге.

    5. Проверьте себя по книге, бегло просмотрев рассказ.

Выработка умения пересказывать кратко

Задание. Составьте сжатый пересказ по плану.

    1. Перечитайте текст.

    2. Составьте план (определите части, выделите в них главные предложения, озаглавьте их).

    3. Расскажите о главном в каждой части.

    4. Перескажите рассказ сжато, используя план, отразите самое главное в нем и  главное в каждой части.

    5. Проверьте, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, но не пропуская главного. Сравните подробный и сжатый пересказы (если они были ранее составлены).

Выработка умения отвечать на вопрос по прочитанному тексту

Задание. Ответьте на вопросы.

    1. Прочитайте вопросы (вопросы даются заранее, чтобы дети целенаправленно читали текст).

    2. Прочитайте рассказ (необходимо думать об ответах и отмечать в тексте места, важные для ответа на вопросы).

    3. Найдите в тексте ответ на каждый вопрос (вопрос следует отметить галочкой).

    4. Проверьте себя: закройте книгу и ответьте (про себя) на все вопросы.

Выработка умения составлять план текста

Задание. Составьте план рассказа.

    1. Перечитайте весь рассказ (наметьте для себя его части).

    2. Разделите рассказ на части, отметив начало каждого рассказа галочкой (одна часть отличается от другой содержанием).

    3. Перечитайте первую часть, выделяя в ней главное (отметьте главные места в тексте и выпишите их в тетрадь).

    4. Озаглавьте эту часть (выразите главное в одном предложении и запишите свой заголовок в тетрадь).

    5. Эту же работу выполните при чтении следующих частей.

    6. Проверьте себя: прочитайте план, просмотрите рассказ, убедитесь в том, что план отражает главное (не упущено основное, не повторяются заголовки, заголовки помогают вспомнить содержание рассказа).

Выработка умения составлять рассказ о герое (или выборочный рассказ по одной сюжетной линии)

Задание. Составьте рассказ о герое.

    1. Перечитайте про себя произведение, отметив галочкой текст, относящийся к данному действующему лицу (событию).

    2. Определите, о чем говорится в каждом отрывке.

    3. Расположите отрывки по порядку, подумайте, как их можно объединить (поставьте порядковые номера).

    4. Продумайте порядок своего рассказа, еще раз перечитав отмеченные отрывки.

    5. Подумайте, какое отношение вызывает у вас этот персонаж.

    6. Составьте рассказ про себя.

    7. Проверьте себя, не упустили ли вы что-нибудь важное.

    8. Расскажите, пользуясь своими пометками или коллективно составленным планом.

  • Палящего солнца как пишется
  • Памуккале на английском как пишется
  • Паминки или поминки как пишется
  • Палящий грядки как пишется
  • Палящая огород как пишется