Памятка итоговое сочинение 2022

Автор: самый зелный 30.08.2021 многомудрый литрекон наконец-то дождался чудного мгновения, и к нему явились направления итогового сочинения 2021-2022 года.

Автор:
Самый Зелёный
·

Многомудрый Литрекон наконец-то дождался чудного мгновения, и к нему явились направления итогового сочинения 2021-2022 года. Темы, которые будут на экзамене, пока не знает никто, но Литрекон опытен в таких делах: каждый год он угадывает минимум 35% реальных тем. По другим меняются формулировки, но аргументы попадают в цель. Поэтому давайте готовиться дружно и сообща, чтобы наши усилия увенчались всеобщим триумфом и допуском к ЕГЭ. Перед Вами список тем для наиболее эффективной подготовки к экзамену. Все эти формулировки повторяют закономерности прошлых лет, которые не меняются год от года. По ним и сочиняются темы. Приятного просвещения!

«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

Какие темы будут по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»? Скорее всего, Вы увидите именно эти:

  • Что человек ищет в путешествиях?
  • Почему люди хотят путешествовать?
  • Как путешествия развивают личность?
  • Что человек ищет на своем жизненном пути?
  • Куда ведет жизненный путь человека?
  • Возможно ли всегда стремиться к новым открытиям?
  • Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»?
  • Согласны ли Вы с утверждением «Где родился — там и пригодился»?
  • Дорога к счастью — какая она?
  • Можно ли идти к цели «по головам»?
  • Какие города России Вы хотели бы посетить и почему?
  • Какие страны наиболее интересны для путешественника и почему?
  • Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»?
  • Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Леонардо Да Винчи «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов»?
  • Согласны ли Вы с тем, что путешествовать — значит развиваться?
  • Как не сбиться с жизненного курса?
  • Что означает фраза «сбился с пути»?
  • Что направляет человека на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с тем, что лишь тот, кто странствует, открывает новые пути?
  • Какие качества необходимы для первооткрывателя?
  • Какие качества необходимы для путешественника?
  • Чему человек может научиться в путешествии?
  • Как определить свой путь в жизни?
  • Как Вы понимаете выражение «по кривой дорожке»?
  • Как не потерять свою дорогу в жизни?
  • Для чего люди путешествуют?
  • Как путешествовать, не выходя из дома?
  • Что мешает человеку двигаться вперед?

«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

А теперь подумаем, какие темы будут по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»? Вот наиболее вероятные варианты:

  • Технический прогресс — зло или благо?
  • Чем опасен технический прогресс?
  • Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы»?
  • Что такое технический прогресс?
  • Как развитие технологий влияет на общество?
  • Как развитие технологий влияет на человека?
  • Как развитие технологий влияет на экологию?
  • Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
  • Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
  • Кого можно назвать «цивилизованным человеком»?
  • Почему люди отстают от цивилизации?
  • Почему старшее поколение не принимает новые технологии?
  • Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
  • Могут ли новые технологии решить вечные проблемы?
  • Как Вы понимаете выражение «держать руку на пульсе времени»?
  • В чем заключается опасность технократии?
  • Как Вы понимаете фразу Н. Чернышевского «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан»?
  • Для чего необходим прогресс?
  • В чем заключается личностное развитие?
  • Может ли прогресс спасти Землю от экологической катастрофы?
  • Как саморазвитие личности способствует прогрессу общества?
  • Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
  • Как Вы понимаете фразу Томаса Эдисона «Неудовлетворенность — первейшее условие прогресса?
  • Согласны ли Вы с утверждением Вольтера «Прогресс – закон природы»?
  • Почему обществу необходим прогресс?
  • Может ли человечество обойтись без научного прогресса?
  • Какие люди способны стать двигателями прогресса?

«Преступление и Наказание — вечная тема»

Разумеется, каждому выпускнику хочется знать, какие темы будут на итоговом сочинении 2021-2022? Вот наиболее вероятные формулировки:

  • Как Вы понимаете выражение «без вины виноватый»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Цицерона «Величайшее поощрение преступления — безнаказанность»?
  • Может ли преступление иметь законное основание?
  • Можно ли оправдать преступление?
  • Какое преступление никак нельзя оправдать?
  • Достоин ли преступник сочувствия?
  • Как убедить преступника раскаяться в содеянном?
  • Месть — это преступление или восстановление справедливости?
  • Может ли преступление быть справедливым?
  • Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»?
  • Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его?
  • Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?
  • Верно ли, что тот, кто прощает преступление, становится его сообщником?
  • Как Вы понимаете утверждение Вальтера Скотта «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления»?
  • Почему люди совершают преступления?
  • Какие преступления нельзя простить?
  • Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
  • Почему люди становятся преступниками?
  • Что мешает человеку преступить закон?
  • Какое наказание для преступника является самым страшным?
  • Какие обстоятельства могут смягчить вину преступника?
  • Можно ли оправдать убийство человека?
  • Жестокость по отношению к животным — это преступление?
  • Может ли преступник исправиться?
  • Как бороться с преступностью в обществе?
  • Какие преступления нельзя прощать?
  • Может ли справедливость быть жестокой?
  • Справедливость и гуманность — возможен ли компромисс?
  • Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступнику?
  • Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
  • Чувство вины — это хорошо или плохо?
  • Что толкает людей на преступления?

«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

Самое таинственное и непонятное направление года — это «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня». Посмотрим, какие темы итогового сочинения 2021-2022 нас ждут (скорее всего):

  • С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему?
  • Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
  • Как искусство влияет на личность?
  • Способно ли искусство врачевать душевные раны?
  • Магия классической музыки — в чем она заключается?
  • Какой вид искусства Вам ближе и почему?
  • Что лучше: книга или фильм?
  • В чем разница между чтением пьесы и просмотром спектакля?
  • Как музыка влияет на людей?
  • Может ли кино заменить литературу?
  • Может ли кино заменить театр?
  • В чем разница между спектаклем и фильмом?
  • Может ли творчество помочь человеку найти себя?
  • Чему учит читателя классическая литература?
  • Согласны ли Вы с утверждением Мильтона «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа»?
  • Как Вы понимаете утверждение Стивена Кинга «Книги – это уникальная портативная магия»?
  • Правда ли, что тот, кто много читает, проживает сотни жизней вместо одной?
  • Может ли книга помочь разобраться в себе?
  • Может ли чтение быть опасным?
  • Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души»?
  • Какие качества помогает воспитать в себе литература?
  • Почему люди в 21 веке не перестают ходить в театр?
  • Согласны ли Вы с утверждение Сухомлинского «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»?
  • Верно ли, что музыка — это язык чувств?
  • Почему люди в 21 веке не перестают читать?
  • Могут ли новые технологии заменить искусство?
  • Что имел в виду Шекспир, когда сказал фразу «Музыка глушит печаль»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Бетховена о том, что «Музыка должна высекать огонь из людских сердец»?
  • Зачем человек слушает музыку?
  • Зачем человек читает книги?

«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Напоследок подумаем о том, какие темы итогового сочинения 2021-2022 года ждут нас по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»?

  • Согласны ли Вы с утверждением Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»?
  • Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?
  • Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?
  • Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
  • Кто счастлив на Руси?
  • Согласны ли Вы с утверждение В. Белинского «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
  • Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?
  • Кому на Руси жить плохо и почему?
  • Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
  • В чем заключается «народное счастье» по Некрасову?
  • Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
  • Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?
  • Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
  • Как Вы понимаете фразу Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?
  • Что значит «любить Родину»?
  • Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
  • Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?
  • Возможно ли решить проблему социального неравенства на Руси?
  • Куда несется «птица тройка», олицетворение гоголевской России?
  • Согласны ли Вы с утверждением Ломоносова, что «величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа»?
  • Верите ли Вы в то, что сказал когда Петр Первый: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы»?
  • Великие потрясения и Великая Россия — возможен ли компромисс?
  • Как научиться ценить свою Родину?
  • Как сделать Россию лучше?
  • Чего не хватает на Руси для полного счастья?
  • Кто виноват в бедах русского человека?
  • Почему люди на Руси страдают?
  • Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
  • Что мешает нам найти счастье на Руси?
  • Какого человека можно назвать патриотом?
  • Что объединяет нас в одну страну?
  • Как нужно относиться к своей Родине?
  • В чем польза и опасность патриотизма? 
  • В чем польза и опасность критики России?
  • Какими качествами обладает русский человек?

Метки: 11 классдекабрьское сочинениеитоговое сочинениенаправлениятемы ИС

Читайте также:

Памятка итоговое сочинение 2022

Памятка итоговое сочинение 2022

Памятка итоговое сочинение 2022

Телефон «горячей линии» по вопросам
организации ГИА и проведения итогового сочинения(изложения)  

в 2021-2022 учебном году

 Региональная: +7 (918)189-99-02

Школьная: Комарова Ирина Александровна  
 8 (86143)31716
 Муниципальная: Давиденко Елена Михайловна 
 +7(918)06 01 967 —  с 08.00 до 17.00 (понедельник-пятница)
 +7(861-43)3-16-29 — с 09.00 до 18.00 (понедельник-пятница)


Памятка итоговое сочинение 2022

Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:

  1. Человек путешествующий
  2. Цивилизация и технологии
  3. Преступление и Наказание
  4. Книга (музыка, спектакль, фильм)
  5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина

Официальные комментарии по направлениям итогового сочинения 2022

Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

Преступление и наказание — вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Памятка итоговое сочинение 2022Важное примечание про итоговое сочинение — 2022

Сами темы сочинений становятся известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) может быть «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допускают только выпускников, получивших «зачет».

Сочинение оценивается по двум требованиям (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).

Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по двум требованиям и трем критериям («зачет» по критериям № 1 и № 2 — в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев).

Памятка о порядке проведения итогового сочинения (изложения) для ознакомления обучающихся и их родителей (законных представителей)  — Смотреть


Нормативные документы по подготовке и процедуре проведения 
итогового сочинения (изложения) в 2021-2022 учебном году

     Федеральные  документы
Письмо Рособрнадзора № 04−416 от 26.10.2021 «О направлении методических материалов и документов для организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году» — Смотреть
1. Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году — Cмотреть
2. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году — Смотреть
3. Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году — Смотреть
Федеральные информационные ресурсы для подготовки к ГИА-9  — Смотреть
     Региональные и муниципальные документы 
  • Приказ МОН КК №3380 от 9.11.2021г. «Об утверждении Порядка проведения и проверки итогового сочинения (изложения) в Краснодарском крае» — Смотреть
  • Приказ УО администрации МО Приморско-Ахтарский район №890 от 15.11.2021г. «Об утверждении Дорожной карты подготовки и проведения ГИА по образовательным программам ООО и СОО в Приморско-Ахтарском районе в 2021-2022 учебном году»- Смотреть
  • Дорожная карта подготовки и проведения ГИА по образовательным программам ООО и СОО в Приморско-Ахтарском районе  в 2021-2022 учебном году — Смотреть
  • Приказ УО администрации МО Приморско-Ахтарский район №889 от 15.11.2021г. «Об утверждении плана информационно-разъяснительной работы  о порядке проведения ГИА по программам ООО и СОО в Приморско-Ахтарском районе в 2021-2022 учебном году»-Смотреть
  • ПЛАН информационно-разъяснительной работы о порядке проведения государственной итоговой аттестации по программам ООО и СОО в Приморско-Ахтарском районе в 2021-2022 учебном году» — Смотреть
  • МЕДИА-ПЛАН информационного сопровождения государственной итоговой аттестации в Приморско-Ахтарском районе в 2021-2021 учебном году — Смотреть

     Школьные  документы
  • Приказ МБОУ СОШ №22 от 22.11.2021г. № 439 «О назначении ответственного за итоговое сочинение (изложение) в МБОУ СОШ №22 — Смотреть
  • Приказ МБОУ СОШ №22 от 22.11.2021г. № 438 «Об организации подготовки и проведения итогового сочинения  в МБОУ СОШ №22 — Смотреть
  • Приказ МБОУ СОШ №22 от 22.11.2021г. № 440 «Об обеспечении информационной безопасности при проведении итогового сочинения (изложения) в 2021-2022 учебном году» — Смотреть
  • Приказ МБОУ СОШ №22 от 22.11.2021г. № 440 «О направлении экспертов на проверку и оценивание итогового сочинения (изложения) в 2021-2022 учебном году» — Смотреть
  • Приказ МБОУ СОШ №22 от 19.11.2021 №434/1 «О назначении ответственных за организацию ИРР о порядке проведения ГИА по образовательным программам ООО и СОО в 2020-2021 учебном году — Смотреть
  • Приказ МБОУ СОШ №22 от 19.11.2021г. №435 «Об утверждении плана Дорожной карты подготовки и проведения ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в МБОУ СОШ №22 в 2021-2022 учебном году» — Смотреть
  • Дорожная карта подготовки и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам СОО в МБОУ СОШ № 22 в 2021 году — Смотреть
  • Приказ МБОУ СОШ №22 от 19.11.2021г. №436 «Об утверждении плана информационно-разъяснительной работы МБОУ СОШ №22 о порядке проведения ГИА по программам ООО и СОО в 2020-2021 учебном году» — Смотреть
  • ПЛАН информационно-разъяснительной работы о порядке проведения государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования и среднего общего образования в МБОУ СОШ № 22  в 2021-2022 учебном году — Смотреть

Памятка итоговое сочинение 2022

Памятка итоговое сочинение 2022

Памятка итоговое сочинение 2022

Памятка итоговое сочинение 2022

Памятка итоговое сочинение 2022

Памятка итоговое сочинение 2022

Памятка итоговое сочинение 2022

Памятка итоговое сочинение 2022

Памятка итоговое сочинение 2022

Памятка итоговое сочинение 2022

Памятка итоговое сочинение 2022

Памятка итоговое сочинение 2022

Памятка итоговое сочинение 2022

ПОДЕЛИТЬСЯ

Как путешествия могут изменить человека? тема №101 3 примера готового итогового сочинения 2021-2022 по литературе 11 класс для допуска к ЕГЭ 2022 с  аргументами из литературы и литературными произведениями.

Посмотреть аргументы для направления «Человек путешествующий: дорога в жизни человека», а также вы можете посмотреть темы итогового сочинения 2021-2022.

Итоговое сочинение ЕГЭ 2022 на тему как путешествия могут изменить человека?

В жизни человека может быть много путешествий. Больших и маленьких, интересных и утомительных, лёгких и сложных. Есть мнение что из путешествия люди возвращаются не такими, какими были раньше. Действительно ли путешествие меняет человека?

Однозначно ответить нельзя, так как как человеком преследуются разные цели. Путешествие обогащает личность, делает разносторонней, оставляет в памяти приятные воспоминания, расширяет кругозор, даёт возможность познакомиться с новой культурой.

Странствия открывают новые имена и тайны, меняют отношение к жизни. Попробую в этом разобраться. Литература прославилась немалым количеством произведений, в которых герои путешествовали, познавая мир, меняя свои взгляды и совершенствуясь. Например, в произведении А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» главный герой путешествует от одной планеты к другой. Во время странствий он знакомится с жителями этих планет, их привычками, укладом жизни, системой ценностей. Все они очень разные и вместе помогают понять принцу важное. Например, то, что самого главного невозможно увидеть глазами. Более того, он приобрёл важный опыт и понимание истинных ценностей, освоил важность заботы в своём доме и о тех, кто ему доверился. Каждый из жителей планет — иллюстратор к определённому восприятию смысла жизни. Так лис научил его дружить. Чтобы подружиться, нужно создать узы, нести ответственность за отношения. Мальчик понял, что не хочет, как пьяница, находиться в плену своей страсти и в тоже время страдать от неё. Маленький принц освоил много полезных вещей и изменил своё отношение к жизни. В произведении А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» главный герой также отправляется в путешествие. Он знакомится с истинным положением народа, наблюдает вседозволенность помещиков и чиновников. Конечно, для героя это встреча с ужасами и несправедливостями крепостного права стала нравственным потрясением. Жители деревни рассказывают, что шесть дней круглосуточно и без отдыха работают на барщине и только седьмой посвящают себе и своей большой семье.

Плачевное состояние дорог, городских построек, рассказы местных наводят повествователя на размышления о корыстолюбии, вреде чинопочитания, причинах пьянства. Путешествие преображает личность рассказчика, открывает ему глаза на беззаконие, порождённое крепостным правом. Главным героем овладевает внутреннее негодование, огорчение и ужас.

Таким образом, путешествия играют важную роль в жизни человека, помогают понять её смысл, увидеть то, что может изменить его мировоззрение, дают понять, какие ценности следует искать на жизненном пути и как относиться к неудачам и потерям. Путешествия — это уникальная возможность познать себя и открыть новые грани окружающего мира.

Пример итогового сочинения ЕГЭ 2022 №2

Мир полон приключений и интересных памятников культуры. Путешествовать любят многие люди. Это закономерно, ведь хочется отдыхать, узнавать новое в культуре народов, стран. Но может ли путешествие изменить мировоззрение человека, повлиять на его мысли? Для ответа на данный вопрос стоит рассмотреть некоторые тезисы.

Путешествие – способ расширить представления о жизни. Это мнение находит подтверждение в русской литературе.

Стоит вспомнить повесть «Очарованный странник», которую написал Н.С. Лесков. В неё герой по фамилии Флягин много путешествует по стране. Он был в разных землях, видел жизнь кочевых татар, познакомился с их обычаями. В сцене, когда Иван Флягин видит соревнование татар, он решает сам попробовать себя и свои силы в непростом «задании». Он садится напротив татарина, и они бьют друг друга кнутами. Победителем стал Флягин. Он оказался у татар, где ещё лучше узнал их позицию. С ней он был не согласен, т.к. имел свои взгляды на жизнь. Однако Иван научился у татар тому, что нужно ценить свою землю и своих людей, чтить традиции. Также Флягин осознал мысль о том, что важно уважать других людей. Иван изменил мировоззрение, потому что он попадал в разные ситуации. И они были возможны благодаря путешествиям, в которых был герой повести. Оставался бы он на одном месте, то вряд ли смог бы расширить свои взгляды и осознать многие важные для честной жизни истины.

Как видно, путешествие позволяет увидеть обычаи других народов, что способствует осознанию многих вещей. Включая и любовь к своей земле. Путешествие способно не просто повлиять на взгляды человека, но и может научить его разбираться в людях.

Примером написанному выше служит роман «Мёртвые души», который нередко величают поэмой в прозе за красоту и величие описания русской природы. Николай Гоголь сумел показать глазами пройдохи Чичикова Русь. Герой путешествует. Он оценивает характеры и нравы. Города и поместья помещиков всегда отличаются друг от друга, потому что имеют свой темп жизни, свои условия проживания. И всё это влияет на характеры людей. Чичиков учится находить подходы к разным людям. И в этом плане ему помогают путешествия. Павел Чичиков изучает характеры. Он интересуется ситуациями, происходящими во владениях помещиков. Чичиков хитёр, но он постоянно узнает новое, потому что человек – существо уникальное, которое можно годами изучать, так и не поняв полностью его природу и ход неординарных мыслей. Чичиков также оценивает местность. Он начинает многое понимать в поведении людей, анализируя их места проживания. При этом Павел открывает для себя красоту природы. И это важный момент, который помогает ему отдыхать от дел.

Путешествия помогут любому человеку увидеть много нового, научиться разгадывать характеры людей.

Завершая свои мысли, напишу вывод. Мировоззрение человека может поменяться, если он будет много путешествовать. Новые люди, обычаи, другая обстановка – всё это накладывает печать перемен на людей. Путешествия вдохновляют, позволяют видеть то, что раньше осталось незамеченным людьми. 

Пример итогового сочинения ЕГЭ 2022 №3

Путешествия меняют мировоззрение человека — это факт, который известен с давних пор. Веками люди отправлялись в дорогу, чтобы набраться ума и опыта, узнать много нового и интересного. В пути мы находим себя и новые пути реализации того, что в себе открыли. Подтверждение этому мы находим в литературных произведениях.

Изменения в характере путешественника мы можем наблюдать в диалектике души Ивана Флягина, героя повести Н.С. Лескова «Очарованный странник». Персонаж всю жизнь провел в странствиях и извлек много полезного из своих приключений. Сделать это ему помогла феноменальная открытость. Он охотно общался с людьми и был восприимчив к их мудрости. Это и помогло ему усвоить уроки, данные ему дорогой. Он изучал традиции и характеры окружающих, мотал на ус поучительные эпизоды и делал выводы. Несмотря на то, что образования Иван не имел, он стал зрелым и умным собеседником, знающим жизнь не понаслышке. Он побывал и среди татар, и в средней полосе России, и на Кавказе, и в столице. Его богатый опыт был интересен слушателям. Благодаря ему Иван стал хорошим проповедником и состоялся на духовном поприще. В путешествии он приобрел такие качества характера, как открытость, терпимость, любознательность.

Метаморфозы характера путешественника мы видим и в образе Макара Чудры, героя одноименного рассказа М. Горького. Он отличается внимательностью, любознательностью и нестандартным мышлением. Его взор проникает в суть вещей. Так, он вовсе не завидует тем, кто ведет оседлый образ жизни. Макар утверждает, что они — рабы своей земли, собственность своей собственности. Они зависимы от зоны комфорта и привязаны к ней так, будто ею ограничивается весь мир. В этом их главная ошибка. Они сознательно лишают себя шанса узнать о том, что происходит вокруг, поэтому в их судьбе ничего не меняется. Они не знают о новых возможностях и перспективах. Совсем по-другому живет Макар. Он счастлив и свободен, ведь странствует по свету и узнает новую информацию каждый день. Это помогло ему стать мудрее. Каждый его день — это открытие, а не рабское преклонение перед материальными ценностями.

Таким образом, путешествия могут изменить человека в лучшую сторону. Он приобретает в дороге опыт и уникальные знания, которые развивают его личность. Те, кто повидал мир, отличаются высоким уровнем эрудиции и многочисленными навыками адаптации в иных условиях.

Аргументы для сочинения:

А. Грин в повести «Алые паруса» описал жизнь Артура Грэя — юноши, который предпочел морское дело дипломатической службе. Артур ушел в море юнгой, многому научился и со временем стал капитаном своего собственного судна. Читатель становится свидетелем эволюции его характера. Инфантильный мечтатель, рожденный с серебряной ложкой во рту, превращается в сильного мужчину, который сам может себя обеспечить. Если бы Артур остался под родительским крылом, его мир был бы ограничен поместьем и бытом аристократа с его условностями и рамками. А в море он увидел многое и освободился от предрассудков своей среды. Поэтому он не увидел ничего плохого в союзе с обычной девушкой из Каперны. Богатый дворянин избрал дочь бедного моряка себе в спутницы. Кроме того, мы видим и необыкновенную мудрость героя: он научился делать чудеса своими руками. Высокий уровень развития Артура — это следствие его кочевого образа жизни.

На чтение 5 мин Просмотров 11.1к.
Обновлено

Для успешной сдачи декабрьского сочинения выпускнику необходимо знать критерии оценивания итогового сочинения.

Итоговое сочинение как вид контроля знаний школьников появилось в 2014 году. С тех пор ежегодно ученики 11 классов в первую среду декабря собираются в пункте проведения экзаменов для прохождения данной процедуры.

Она является лишь допуском к итоговой аттестации обучающихся 11 класса, каковым является и итоговое собеседование в 9 классе. Это еще не экзамен, но уже первое важное испытание, влияющее на дальнейшую жизнь школьников. Поэтому большинство 11-классников не спит ночами и переживает, ведь отправиться на пересдачу не хочется. Чтобы избавиться от ненужного стресса, необходимо тщательно подготовиться к данной процедуре.

В первую очередь нужно понять, как оценивается декабрьское сочинение и за что конкретно можно получить баллы. Результатом итогового сочинения является лишь зачет, который не будет учитываться в аттестате. Чтобы набрать необходимое для зачета количество баллов, выпускник должен знать основные требования к содержанию и структуре данного вида работы. Этих требований всего два: количество слов и самостоятельность написания сочинения. Расскажем подробнее о каждом.

Требования к итоговому сочинению

Первое требование — это количество слов.

В методических рекомендациях обозначен примерный объем — 350 слов. Однако обучающийся может написать сочинение и меньшего объема, все зависит от словарного запаса и умения четко формулировать мысли. Кто-то умеет говорить кратко и существенно, а кому-то нужно больше слов, чтобы выразить те же мысли. Советуем писать меньше слов: в таком случае будет допущено меньше ошибок. Умение компактно выражать мысли пригодится при подготовке к сочинению по прочитанному тексту из ЕГЭ. Однако следует помнить, что если в работе менее 250 слов, то она будет считаться невыполненной и не будет проверяться по основным критериям.

Второе требование — самостоятельность работы.

Сочинение должно быть авторским, т. е. написано самим учеником. Допускается использование цитат, но на них должны быть ссылки: указание того, кому принадлежат слова. Использование сочинения другого лица или скопированный из интернета материал считается плагиатом. Поэтому необходимо понимать, что выучить написанное кем-то сочинение и присвоить ему свое имя невозможно. Такая работа не будет оценена по критериям.
Соблюдение данных требований делает работу допущенной к проверке по критериям. Теперь расскажем о критериях. Их всего пять: соответствие теме, аргументация, композиция, качество речи и грамотность. По каждому критерию выставляется 1 балл. Максимальное количество баллов за работу — 5.

Критерии оценивания итогового сочинения

Критерий 1: соответствие теме.

В рамках каждого из пяти направлений формулируется тема. Она может звучать в форме вопроса, утверждения или цитаты. При выполнении работы необходимо четко придерживаться указанной темы. Например, если тема сочинения «Добрыми рождаются или становятся?», нужно писать именно об истоках доброты в душе человека. Если в сочинении будет идти речь только о том, что такое доброта и кто из литературных героев был добрым, то по первому критерию автор сочинения получит незачет.

Критерий 2: аргументация.

Итоговое сочинение представляет собой рассуждение, обязательными составляющими которого являются тезис, аргументы и вывод. Сформулированный в первом абзаце тезис, основанный на предложенной теме, должен быть подтвержден аргументами из литературных произведений. При этом произведение должно стать опорой для рассуждения, а не просто приведением факта из жизни героев. Также особую роль играет фактическая точность изложения. Если содержание произведения искажено, то обучающийся потеряет балл по данному критерию. Количество аргументов строго не регламентировано: можно привести одни, а можно и два. Для доказательства сформулированного тезиса можно использовать два примера из одного произведения, или же два примера из разных произведений. При оценивании это не играет роли. Главное — соответствие примеров содержанию работы.
Первый и второй критерии являются основными. Незачет хотя бы по одному из них приведет к незачету за работу в целом. Зачет будет в том случае, если школьник набрал минимум три балла. Чтобы работа была принята, нужно набрать два балла по первым двум критериям и хотя бы один балл по следующим трем.

Критерий 3: композиция.

Как уже говорилось, итоговое сочинение — это сочинение-рассуждение. При построении работы обязательно нужно учитывать все структурные элементы текста типа рассуждения (тезис — аргументы — вывод) и логическую связь между ними. Здесь учитывается и правильное деление текста на абзацы, и связь между предложениями, и правильное построение причинно-следственных отношений, логическое завершение текста сочинения, правильное употребление вопросно-ответной формы и др. Грубые логические ошибки или отсутствие тезисно-доказательной части приводят к потере балла по данному критерию.

Критерий 4: качество речи.

При проверке работы по данному критерию учитывается качество речи обучающихся: точность и ясность в формулировании мыслей, умение грамматически правильно строить предложения, достаточно богатый словарный запас, отсутствие в речи штампованных выражений. Присутствие в работе незначительных речевых ошибок допускается, однако они не должны затруднять понимание текста.

Критерий 5: грамотность.

В подсчет идут речевые ошибки, грамматические, орфографические и пунктуационные. Данный критерий вызывает трудности у большинства школьников, т. к. далеко не каждый школьник может запомнить все правила орфографии и пунктуации. Но это не значит, что можно сразу отчаиваться и проститься с баллом по этому критерию. Требования не слишком жесткие: на 100 слов допускается 5 ошибок в сумме. Если объем сочинения составляет 350 слов, то количество возможных ошибок больше — 17 в сумме. Соответственно, если слов меньше, то и ошибок должно быть меньше.

Таким образом, чтобы получить зачет за итоговое сочинение, необходимо:
— соблюдать количество слов;
— писать самостоятельно;
— не отвлекаться от заданной темы;
— привести хотя бы одни пример из литературы.

Надеемся, что вы получили всю волнующую вас информацию о критериях оценивания итогового сочинения и сможете использовать полученные знания при подготовке к испытанию. Желаем творческих успехов и высшего балла за работу! А если у вас остались какие-то вопросы, пишите их в комментариях к данной статье. Мы с удовольствием на них ответим!

Итоговое сочинение 2021 - 2022. Темы

Итоговое сочинение 2021 — 2022. Темы

01.12.2021

Итоговое сочинение 2021 — 2022. Темы

Где узнать темы сочинений?
Вот здесь http://topic.ege.edu.ru/
Уже начинаем ждать темы Урала и средней полосы.

Пока мы имеем несколько наборов тем. Если вдруг кто никогда не видел карту страны, это Дальневосточный федеральный округ.

Начинаем собирать коллекцию этого учебного года.

Темы итогового сочинения по регионам

Калининградская область 

111.Чем путешествие может обогатить человека?
205.Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
308.Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
410.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
501.Что значит быть гражданином?

Астраханская область, Самарская область, Саратовская область, Удмуртская республика, Ульяновская область

113.Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?
207.Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
303.Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
404.Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
509.В чём может проявляться активная гражданская позиция?

ЦФО (Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области), СЗФО (Ленинградская, Мурманская, Архангельская, Вологодская области Ненецкий авт. окр., Псковская область, республика Карелия, Республика Коми, Санкт-Петербург), ЮФО (Волгоградская область, Краснодарский край, республика Адыгея, республика Калмыкия, республика Крым, Севастополь), Кировская, Нижегородская, Пензенская области, республика Марий Эл, республика Мордовия, Чувашская республика, республика Татарстан, СКФО (Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия-Алания, Ставропольский край, Чеченская Республика)

110.Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
213.Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
309.Когда слово становится преступлением?
407.Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
505.В чём может проявляться любовь к своему отечеству?

Уральский Федеральный округ (Свердловская область, Курганская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский авт.окр., Челябинская область, Ямало-Ненецкий авт.окр.), Оренбургская область, Пермский край, республика Башкортостан

104.Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
206.Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?
310.Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
405.Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
508.Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?

Омская область

108.С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
210.Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
301.Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
409.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
510.Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?

Сахалин, Магадан

101.Как путешествия могут изменить человека?
212.Шаги цивилизации: обретения и потери.
305.Можно ли заставить человека раскаяться?
402.К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
503.Является ли богатство необходимым условием счастья?

Амурская область, Забайкальский край, Якутия

106.Книга как путешествие в прошлое.
202.В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
306.Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
412.Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
507.Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?

ЕАО, Приморский край, Хабаровский край, некоторые р-ны Якутии

105.Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
201.Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
307.Что такое преступление против самого себя?
413.Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).
511.Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?

Камчатка, Чукотка

102.В чём ценность путевых впечатлений?
204.Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
312.Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?
411.Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
502.Что такое гражданский долг?

Бурятия и Иркутская область

112.О чём может рассказать дорожный дневник?
203.Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
311.Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
408.Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
513.На каких примерах можно воспитать достойных граждан?

Алтай, Кемеровская область, Томская область, Красноярский край, Тыва и Хакасия.

109.Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
208.От чего предостерегают человечество антиутопии?
302.Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
406.Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
504.Возможно ли общество, в котором все счастливы?

Темы итогового сочинения по направлениям

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

101.Как путешествия могут изменить человека?
102.В чём ценность путевых впечатлений?
104.Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
105.Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
106.Книга как путешествие в прошлое.
108.С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
109.Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
110.Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
111.Чем путешествие может обогатить человека?
112.О чём может рассказать дорожный дневник?
113.Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?

Вопреки ожиданиям, почти все темы этого направления касаются путешествия, а не жизненного пути. Это неприятный сюрприз не только для тех, кто готовился к первому направлению, но и для всех остальных. Примеры к этим темам подобрать будет не так-то легко.

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

201.Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
202.В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
203.Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
204.Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
205.Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
206.Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?
207.Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
208.От чего предостерегают человечество антиутопии?
210.Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
212.Шаги цивилизации: обретения и потери.
213.Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?

Эти темы есть в нашей таблице по направлению. То ли нам удалось угадать, то ли составители тем всё-таки списывают :))) В любом случае темы ожидаемые и достаточно широкие, 202 и 212 прямо вторят самому направлению.

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

301.Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
302.Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
303.Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
305.Можно ли заставить человека раскаяться?
306.Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
309.Когда слово становится преступлением?
307.Что такое преступление против самого себя?
308.Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
310.Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
311.Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
312.Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?

Пока в этом наборе виден явный акцент на наказании, а не на преступлении. Вот всё, что было в скобках, надо было внимательно читать. Совесть и стыд, ответственность,
раскаяние и т.п.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

402.К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
404.Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
405.Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
406.Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
407.Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
408.Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
409.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
410.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
411.Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
412.Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
413.Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).

Ну, тут не книга (фильм, музыка, спектакль) про меня. Тут про то, что я думаю об этих произведениях и об искусстве вообще. Явно сполз акцент направления. То ли направление криво было сформулировано, то ли темы как-то сильно от него отступают. Посмотрим, какие ещё появятся формулировки, вечером обсудим.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

501.Что значит быть гражданином?
502.Что такое гражданский долг?
503.Является ли богатство необходимым условием счастья?
504.Возможно ли общество, в котором все счастливы?
505.В чём может проявляться любовь к своему отечеству?
507.Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?
508.Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?
509.В чём может проявляться активная гражданская позиция?
510.Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
511.Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?
513.На каких примерах можно воспитать достойных граждан?

Хоть и и трудные, зато ожидаемые темы. Долг, нравственность, помощь людям.

  • Памятка как читать сказку
  • Палящего солнца как пишется
  • Памуккале на английском как пишется
  • Паминки или поминки как пишется
  • Палящий грядки как пишется