Палеха иллюстрации к сказкам пушкина

Литературный вечер, посвященный а. с. пушкину люблю я пушкина творенья в подготовительной к школе группе образовательная область речевое развитие. цель:

Литературный вечер, посвященный А. С. Пушкину «Люблю я Пушкина творенья…» в подготовительной к школе группе

Образовательная область «Речевое развитие».

Цель: продолжать формировать у детей интерес к художественной литературе, развивать интерес к творчеству великого русского поэта А.С.Пушкина.

Задачи:

   Образовательные: закрепить знания о творчестве и биографии А.С.Пушкина; учить детей понимать поэтическое слово А.С. Пушкина, вдумываться в смысловое значение сказок и стихов поэта; формировать умение чётко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы; совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений, в драматизациях.

Развивающие: развивать творческие способности, умение создавать выразительные образы героев сказок.

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к творчеству великого русского поэта.

Предварительная работа:

·        Знакомство с биографией и творчеством А.С. Пушкина.

·        Чтение сказок и стихотворений А.С. Пушкина.

·        Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С. Пукшина.

·        Проведение выставки книг со сказками А.С. Пушкина.

·        Рисование иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина.

·        Разучивание небольших отрывков из сказок А.С. Пушкина и чтение по ролям.
Методы: худ.слово, игровой метод, физ.минутка, поощрение, использование наглядного материала, смена видов деятельности, беседа, вопросы, объяснение, демонстрация, побуждение к ответам, прослушивание аудиозаписи.
Оборудование:
сказки А. С. Пушкина«Сказка о царе Салтане»«Сказка о рыбаке и рыбке»«Сказка о мертвой царевне»«Сказка о золотом Петушке»«Сказка о попе и его работнике Балде», отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» — «Лукоморье»; презентация, сундук (зеркало, яблоко), аудиозапись Римского-Корсакова «Полет шмеля», восточная музыка; картинки (собака, конь, муха, белка, лебедь, комар), зеркало с ручкой, картинки героев из сказок А.С. Пушкина.

Ход литературного вечера:

Более 200-х лет назад в России произошло замечательное событие. Родился великий русский поэт — А. С. Пушкин.

В радостные праздники и суровые дни помним мы его прекрасные стихи и волшебные сказки. И «ветер по морю гуляет», и «Ученого кота» и «царя Салтана».

Идут и идут годы, а пушкинские строки бегут, как волны, сквозь время, радуют нас, дарят нам силу, красоту и учат любить жизнь — любить друзей, свой народ и родную Землю.

Мы много с вами читали стихов, сказок Пушкина. А сегодня я вам расскажу о детстве и семье ПушкинаПушкин родился в Москве. Вот таким он был маленьким мальчиком с голубыми глазами и с кудрявой головкой. У Саши Пушкина была сестра Ольга и младший брат Лев.

Маленький Саша был шаловливым и смышленым мальчиком. В 6 лет он сочинил свое первое стихотворение. А в 8 и 9 лет писал басни, пьесы и поэмы со сказочным сюжетом.

Родители поэта Сергей Львович и Надежда Осипова были не богатыми, но умными, образованными, интеллигентными людьми, они очень любили литературу. Поэтому у них в доме была большая, богатая библиотека.

Маленький Саша часто засиживался там. А отец не запрещал ему брать и читать самые взрослые, самые сложные книги. А читать, писать и говорить прекрасным русским языком его научила бабушка Мария Алексеевна. А еще его любимая няня Арина Родионовна.

«Подруга дней моих суровых

Голубка дряхлая моя …» —

Напишет Пушкин позже о ней. Няня Пушкина знала очень много народных песен и сказок. Замечательно их рассказывала, а Александр часами мог сидеть и слушать их. «Что за прелесть эти сказки» напишет он в письме к брату.

Когда Александру исполнилось 12 лет, родители отправили его в музей в царское село. Детство кончилось.

Множество своих стихов посвятил поэт прекрасной русской природе, ее красоте в разные времена года. И хотя любимым временем года поэта была осень.

Унылая пора! Очей очарованье

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыхание,

И мглой волнистою покрыты небеса

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Но и о зиме Пушкин написал много прекрасных стихов. Ведь зима — это волшебница, это проказница, это матушка – так ласково называл ее Пушкин.

А сейчас приглашаю прочитать стихи А.С., кто хотел бы прочитать.

Уже давно нет А. С. Пушкина, но стихи, сказки, поэмы его продолжают жить. Ну а сейчас игра — викторина по сказкам А. С. Пушкина.

Игра-викторина по сказкам А. С. Пушкин

Ход викторины:

Ведущий: Итак, друзья, начнем программу.

Затей у нас большой запас!

А для кого они? Для вас!

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки.

Сказку нередко наполняют разные чудеса. Сейчас мы вспомним любимые вами сказки А. С. Пушкина и пригласим в гости героев сказок.

Дорогие, дети! Я приглашаю вас в сказочную страну «Лукоморье»

— Кто автор этих строк «У Лукоморья дуб зеленый…»

— Сколько всего сказок написал А. С. Пушкин(7)

— Сейчас мы проведем викторину по этим сказкам и узнаем, как хорошо вы знаете произведения А. С. Пушкина.

Итак, давайте приоткроем дверь в прекрасный мир сказок.

Разминка:

На нашей выставке рисунков и иллюстраций много героев из самых разных сказок А. С. Пушкина. А ну-ка узнайте, кто они?

1.задание«Музыкальный конкурс»

— Кто и в какой сказке поет песенку «Во саду ли во городе» (вед. поет).

Белка в «Сказке о царе Салтане».

2.задание«Сундук»

— В ящике лежит предмет, с помощью которого злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну. Что это за предмет, и какая сказка?
Яблоко, «Сказка о мертвой царевне»

3.задание«Сундук-2»

В ящике лежит предмет, который в сказке А. С. Пушкина говорил человеческим голосом. Что это? В какой сказке?

Зеркало, в «Сказке о мертвой царевне…».

4.задание«Отгадай».

— На листе бумаги, изображены различные животные, нужно найти тех из них, о ком говорится в сказках А. С. Пушкина (собака, конь, муха, белка, лебедь, комар).

5.задание«Назови сказку»

Из какой сказки этот отрывок.

а) — И в глазах у всей столицы

Петушок спорхнул со спицы,

К колеснице полетел

И царю на темя сел.

Встрепенулся, клюнул в темя

Взился… и в тоже время

С колесницы пал Дадон-

Охнул раз – и умер он.

(«Сказка о золотом петушке»)

б) Старичок к старухе воротился

Что ж? пред ним царские палаты,

В палатах видит сваю старуху,

За столом сидит она царствует,

Служат ей бояре да дворяне.

(«Сказка о рыбаке и рыбке».)

в) В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая,

В тайне зеркальце взяла

И вопрос свой задала.

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

(«Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях».)

г) Жил — был поп толоконный лоб

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

(«Сказка о попе и его работнике Балде».)

д) Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком

Кабы я была царица, —

Говорит одна девица

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир.

(«Сказка о царе Салтане».)

6.задание«Конкурс для девочек».

— Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи…»

Героиня какой сказки, обращается к зеркалу с такими словами?

Попробуйте и вы, девочки, обратитесь к зеркалу, выигрывает та, которая наиболее выразительно скажет слова.

7-е задание: Послушайте, дети фрагмент из известной вам сказки — оперы и узнайте его. (Полет шмеля из сказки-оперы «Сказка о царе Салтане» Римский-Корсаков)

8-е задание: Музыкальная пауза.

Вот шатер вдруг распахнулся

И девица, Шамаханская царица

Вся сияя, как заря,

Тихо к нам она вошла. «Восточный танец»

9-е задание: Игра

1. Сказочный персонаж, исполняющий желания? (золотая рыбка)

2. Назовите место, где спала мертвая царевна (гора)

3. Кто сказал королевичу Елисею, где находится царевна? (ветер)

4. Жилище старика и старухи (землянка)

5. Сколько раз закидывал старик невод в море? (3раза)

6. В кого превращался князь Гвидон, чтобы попасть к царю Салтану? (комара, муху, шмеля).

7. Что у Царевны-Лебеди блестело под косой? (месяц).

А во лбу? (звезда).

8. Сторож, извещающий об опасности? (петушок).

9. Как звали находчивого, трудолюбивого работника в сказке Пушкина(Балда).

10. Сколько сыновей у царя Додона? (2 сына).

10-е задание: Игра «Найди пару»

Объединить героев по парам и назвать сказку, повествующую об этих героях.
Ведущая: Заканчивается наша встреча с великим русским поэтом А.С.Пушкиным. Пусть всегда стихи поэта озаряют нашу жизнь. Проходят века, но все так же светло и молодо звучат пушкинские стихи, и мы приклоняемся перед великим русским поэтом.

Россия – сколько в этом звуке

Для сердца русского слилось.

Поля, равнины золотые —

О, сколько в нем отозвалось!

Подведем итоги. Награждение победителей викторины.

Викторина по русской литературе «Знатоки Пушкина»

(для обучающихся 6 классов)

Цель:

1.Прививать стойкий интерес к изучению творчества А.С. Пушкина.

2.Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.

3.Воспитывать командный дух, чувство коллективизма учащихся во время соревнования.

Оформление: рисунки детей по сказкам Пушкина; иллюстрации художников к сказкам Пушкина; выставка книг (сказок) Пушкина.

1. Конкурс «Знатоки биографии А.С.Пушкина»
Давайте вместе с вами вспомним некоторые факты из его биографии:
1. В каком веке творил А. С. Пушкин? (19 )
2. Название романа А.С. Пушкина? (? (« Дубровский»)
3. В каком городе родился Пушкин? (в Москве
4. Как звали супругу А.С. Пушкина? ( Наталья Николаевна Гончарова)
5. В какой школе учился А. С. Пушкин? (в Царскосельском лицее)
6. Были ли у Пушкина братья и сестры? (сестра Ольга и брат Лев)
7. К кому обращался Пушкин с такими словами: «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя» ?…(к няне Арине Родионовне Яковлевой)
8. Как звали французского посла, с которым состоялась дуэль А.С. Пушкина? ( Дантес )

9. Сколько детей было у А.С.Пушкина? (Четверо)

10. От чего умер Пушкин (погиб на дуэли)

2. Конкурс «Из какой сказки эти предметы?»

1.Невод. «Сказка о рыбаке и рыбки»

2.Бочка. «Сказка о царе Салтане.»

3.Орешки.«Сказка о царе Салтане.»

4.Зеркальце. «Сказка о мёртвой царевне.»

5.Петушок. «Золотой петушок»

6.Палка «Сказка о попе и работнике Балде.»

3. Конкурс . « Кто больше?»
 — Сколько сказок написал  А.С.Пушкин?
— Назовите сказки и другие произведения.( Выигрывает команда, которая назовет больше произведений)
«Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Руслан и Людмила»,
«Сказка о золотом петушке»,
«Сказка о мёртвой царевне о семи богатырях»,
«Сказка о царе Салтане…»,
«Сказка о попе и его работнике Балде» и др.

4. Конкурс  «Узнай сказку по следующим словам»

1. Путь – дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мертвой царевне».)

2. Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».)

3. Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание. («Cказка о попе и о работнике его Балде».)

4. Рать, воеводы, царь, мудрец, шатер, шамаханская царица, звездочет, петушок. («Сказка о золотом петушке».)

5. Конкурс «Любимый Дубровский» О ком А.С. Пушкин пишет:

  1. « В домашнем быту он выказывал все пороки человека необразованного. Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он 2 раза в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе» (Кирила Петрович Троекуров)

  2. «Он с расстроенным состоянием принуждён был выйти в отставку и поселиться в деревне» (отец Владимира Дубровского Андрей Гаврилович)

  3. «Он воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию» (Владимир Дубровский)

  4. «Человек прижался в угол; топор блестел у него в руках. Он сказал Владимиру: «Эк они храпят окаянные, всех бы разом, так и концы в воду» (Архип-кузнец)

  5. «В это время больной сидел в спальной у окна. Он узнал Кирила Петровича, и ужасное смятение изобразилось на лице его: багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил невнятные звуки» (Андрей Гаврилович Дубровский, отец Владимира)

  6. «Огромная библиотека, составленная большей частью из сочинений французских писателей 18 века, была отдана ей в распоряжение» (Маша Троекурова)

  7. «Ему было около 50 лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положили на нём свою неизгладимую печать» (князь Верейский)

«Кто кому?» Кто и кому из героев романа говорит?

1. «Псарня чудная, вряд ли людям вашим житьё такое ж, как вашим собакам» (Андрей Гаврилович Дубровский – Кирилу Петровичу Троекурову)

2. «Чему смеётесь, бесенята. Бога вы не боитесь, божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь. (Архип-кузнец – мальчишкам)

3.«Я не трону его, воля ваша для меня священна. Вам обязан он жизнию. Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше» (Владимир Дубровский — Маше Троекуровой)

4. «Я пришёл узнать, не надобно ли вам чего-нибудь. Папенька сердит и запретил всему дому вас слушаться, но велите мне сделать, что вам угодно, и я для вас всё сделаю»

(Саша Троекуров – Маше)

5. «Я согласилась, я дала клятву… Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты… Но теперь поздно».

(Маша – Владимиру Дубровскому)

6.«Вы разбогатели под моим началом, каждый из вас имеет паспорт, с которым можно провести остальную жизнь в честных трудах. Но вы, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло».

( Владимир Дубровский – разбойникам)

Конкурс «Знатоки романа» Вопросы на знание содержания романа:

1.Любимое занятие Андрея Дубровского? (охота)

2. Сколько гончих и борзых собак жило у Троекурова? (50)

3. С какого возраста Владимир Дубровский жил вдали от отца? (с 8 лет)

4. Как Троекуров наказал дочь, грозившую ему Дубровским?

(запер её)

5. Почему шайка разбойников не мстила Троекурову?

(Её главарь влюбился в дочь Троекурова)

6. В каком городе учился Владимир Дубровский?

(в Петербурге)

7. Кто раскрыл тайну Дефоржа-Дубровского Троекурову?(Спицын)

8. Назовите героя, который достал кольцо Маши из дупла дуба(Митя)

9. Назовите героя, который поджёг дом с находящимися в нём приказными, но полез в огонь спасать кошку (Архип-кузнец)

6. Конкурс для зрителей «Узнайте героев романа по описанию» ( Зрители отдают балл команде, за которую болеют )

1) «…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке». (Андрей Гаврилович Дубровский)

2) Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста» (Владимир Дубровский)

3) «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем…» (Владимир Дубровский)

4) Этот герой «…выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». «Надменный… с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно»? (Троекуров)

5) Маленький человечек в кожаном картузе и фризовой шинели вышел из телеги. О каком герое идёт речь? (заседатель Шабашкин)

6) Кто в доме Троекурова между всеми отличался, танцевал более всех, все барышни выбирали его и находили, что с ним легко вальсировать. (Дефорж)

7) Фамилия Антона Пафнутьевича, который из-за страха перед Дубровским решил переночевать в комнате француза и был им же ограблен. (Спицын).

7. Конкурс стихотворений «Начинай-продолжай»

1.Вечор,ты помнишь ,вьюга злилась…….

На мутном небе мгла носилась.

2. Мой первый друг,мой друг бесценный!………

И я судьбу благословил.

3. Под голубыми небесами,великолепными коврами………

Блестя на солнце, снег лежит.

4. Клюет , и бросает,и смотрит в окно……….

Как будто со мною задумал одно.

4. Буря мглою небо кроет,………

Вихри снежные крутя…..

5. Подруга дней моих суровых,……

Голубка дряхлая моя.

6. Мой грустный товарищ, махая крылом …….

Кровавую пищу клюет под окном.

7.Луна, как бледное пятно,………..

Сквозь тучи мрачные желтела

8.Там чудеса: там леший бродит,………

Русалка на ветвях сидит.

9. Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;

10. “Ветер, ветер! Ты могуч,……………
Ты гоняешь стаи туч

8. Конкурс «Творческие задания»

  1. Представьте, что вы работаете в полиции, и вы должны составить описание внешности Владимира Дубровского, по которому его будут разыскивать.

  2. Загадайте команде противников с помощью жестов и мимики эпизод из романа «Дубровский». ( Дубровский подпалил имение в Кистеневке)

  3. Нарисовать Троекурова.

  4. Нарисовать А.С. Пушкина Владимира Дубровского.

9.Конкурс « Пантомима»

Показать с помощью жестов и мимики

Старик закидывает невод

Кот ходит по цепи

Царица обращается к зеркальцу

Царевна засыпает от отравленного яблока

Старуха осталась у разбитого корыта

Няня А.С. Пушкина Арина Родионовна

Царевич Елисей обращается к ветру

Русалка на ветвях

Дуэль Пушкина и Дантеса

Дубровский убивает медведя

Дубровский дарит Маше кольцо

Дубровский старший в гневе на суде

Семеро богатырей

Хрустальный гроб

Золотая рыбка

А теперь подведем итоги викторины и назовем лучших знатоков А. С. Пушкина.
Подведение итогов викторины и награждение победителей.

Сказки, басни, рассказы и стихи для юных жителей столицы читают люди самых разных профессий.

В проекте «Активный гражданин» продолжает пополняться новый раздел для юных москвичей. В апреле на страницах «Активного гражданина», «Нашего города» и «Города идей» в социальных сетях начали публиковать детские произведения в исполнении известных людей. Записей оказалось много, просмотры ежедневно росли, поэтому было принято решение создать отдельный раздел «“Активный гражданин” — детям».

Сейчас там можно найти почти 60 сказок, а также басни, рассказы и стихотворения. Участие в записи приняли 40 человек, среди которых актеры, блогеры, писатели, телеведущие, журналисты, психологи. За девять месяцев существования проекта видео набрали почти 150 тысяч просмотров.

Помимо сказок, в разделе есть головоломки и комиксы, посвященные электронным проектам Правительства Москвы. Герои комиксов — юные москвичи. Они исследуют город, отправляются на экскурсии, разгадывают ребусы, знакомятся с электронными услугами и делают многое другое. Более того, все иллюстрации можно распечатать и раскрасить. Таким образом, каждый ребенок найдет для себя что-то интересное и узнает много нового о городе.

Объединить детей и взрослых 

Телеведущая Тутта Ларсен выбрала для проекта стихотворение Марии Рупасовой «Дедушка, ты гдедушка?».

«Я люблю поэзию, читаю много стихов, причем именно детских. А Маша Рупасова — великолепный современный автор, с которым мне хотелось бы познакомить как можно большее количество людей, чтобы они тоже читали ее волшебные стихотворения своим малышам. Читать детям — это мое хобби, которое уже переросло в профессию, потому что теперь я озвучиваю в том числе и детские книги. Поэтому каждый раз, когда мне предлагают почитать вслух, я не могу от этого отказаться», — говорит она.

Тутта Ларсен

Телеведущая уверена, что «“Активный гражданин” — детям» объединяет малышей и взрослых и способствует популяризации детской литературы.

«Кроме того, этот проект дает возможность проводить с ребенком больше времени вместе. Хотелось бы, чтобы подобных начинаний было как можно больше. Мне кажется, это очень здорово», — подчеркивает Тутта Ларсен.

Научить добру

Поэтесса Анна Минакова — давний пользователь «Активного гражданина». Предложение принять участие в новом проекте стало для нее приятным сюрпризом и интересным опытом.

«Я с радостью согласилась, потому что всегда стараюсь поддержать такие инициативы. У меня пока нет своих детей, поэтому было вдвойне приятно попробовать себя в роли мамы, читающей сказку», — говорит она.

Анна Минакова

Для проекта Анна выбрала сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик» — историю о маленькой девочке, которая учится переступать через свои желания и помогать ближним.

«Мне захотелось поделиться этой историей, чтобы научить детей добру и бескорыстию, которых порой так сильно не хватает в современном мире», — добавляет она.

Анна Минакова уверена, что «“Активный гражданин” — детям» — хорошее начинание, которое сможет заинтересовать маленьких зрителей добрыми рассказами. А родители теперь могут спокойно оставлять своего ребенка с гаджетом, зная, что он занимается полезным делом.

«Этот проект дал мне возможность внести свой вклад в развитие юного поколения. Пусть это всего лишь одна сказка, но прочитанная с любовью и душой. Надеюсь, я подарила родителям несколько минут отдыха, а детям — интересную и добрую историю», — отмечает Анна Минакова.

Проект станет еще масштабнее

В проекте можно найти не только сказки, но и раздел с отрывками из лучших книг современных детских писателей — номинантов литературного конкурса на соискание премии имени Корнея Чуковского. Их прочитали артисты, музыканты, художники и сами авторы.

Одним из них стал лауреат премии в номинации «Лучшее произведение для детей по мнению читателей» Дмитрий Сиротин. Его поэтический сборник «Вишневый пирог» собрал почти 12 тысяч голосов «активных граждан». Дмитрий с удовольствием откликнулся на предложение прочитать свои стихи.

«Убежден, что литература детям интересна. Иначе не было бы столько голосов за поэтические сборники. Я это вижу и по своей работе: вдвоем с прекрасным детским писателем Валентиной Дегтевой мы ведем литературные курсы, выступаем в библиотеках и школах и видим, какой интерес у ребят вызывают книги и чтение. Так что “Активный гражданин” — детям” в будущем станет еще масштабнее», — считает Дмитрий Сиротин.

Дмитрий Сиротин

Сказки читали и профессиональные психологи. Кандидат психологических наук гештальттерапевт Ирина Млодик выбрала для проекта сказку британской писательницы Деби Глиори «Что бы ни случилось». Это трогательная и нежная история о самых больших тревогах ребенка и бесконечной родительской любви, предназначенная для детей дошкольного возраста.

«Я как специалист знаю, что детям очень полезны сказки, поскольку ребенок живет в пространстве символического. Моя сказка, надеюсь, помогает маленьким москвичам понять, что их будут принимать и любить любыми, вне зависимости от их поведения. Это ощущение создает здоровую привязанность к родителям и позволяет активнее проявлять себя в мире, ведь ребенок знает, что есть люди, которые его любят. Они могут злиться, могут что-то не одобрять, но будут продолжать его любить», — говорит Ирина Млодик.

В раздел «“Активный гражданин” — детям» будут и дальше добавлять новые материалы. Получить доступ к сказкам, рассказам, стихам, басням, головоломкам и комиксам очень просто — нужно зайти на сайт проекта с компьютера, планшета или мобильного телефона.

Людмила Тихонова известна в Смоленске как автор Саги о Жене Отвагиной — серии фантастических литературных блокбастеров для детей. Фэнтези  необычна уже тем, что ее написал врач, который много лет работал на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии СГМУ Людмила Тихонова.
Людмила Валентиновна Тихонова – профессор, доктор медицины, автор множества научных статей и изобретений.
Сюжет каждой из ее книг головокружительно динамичен. Водоворот событий, закручивающийся вокруг вундеркинда Жени Отвагиной, засасывает читателя, и ему становится искренне жаль, когда последняя страница этой  необычайно доброй книжки перевернута.  Ее фантастика полна гипотез, открытий и парадоксальных предположений! У Тихоновой возникали мысли описать жизнь послевоенного Смоленска, но тема эта такая же болезненная для нее, как и… хирургия. Писательница не скрывала, что у нее в планах взяться за книгу о вирусах.  
«Какая она будет, кто знает? – улыбается Людмила Валентиновна. – Бывает, садишься за работу, пытаешься реализовать замысел, а он чудесным образом претерпевает метаморфозу и воплощается в нечто другое!»  
Так оно и вышло.
В этом году в издательстве «Маджента» вышел новый роман Людмилы Тихоновой «Виртуоз» о судьбе гениального мастера. Книга вызовет интерес у широкого круга читателей, любящих мистические и детективные приключения.  

                                 Баланс реальности и мистики

Роман Людмилы Тихоновой «Виртуоз» повествует о становлении личности художника Валентинова, о трудностях и проблемах, с которыми приходится сталкиваться таланту – одиночке. В его картинах заключена такая сила, что иногда они начинают жить самостоятельной мистической жизнью.

Встреча художника с Верховным Голосом Башни заставляет его по-новому взглянуть на свою жизнь. Валентинов пытается доказать свою профессиональную самостоятельность, балансируя на тонкой грани между реальностью и мистикой.

Случайно к Валентинову попадают артефакты, которые становятся проводниками в прошлое. Обстоятельства складываются таким образом, что Валентинову, преодолевая временной барьер, приходится участвовать в расследовании загадочных событий, связанных с исчезновением слитков золота, выйти на логово террористов, помочь в расшифровке скандальных документов.

Ценность книги «Виртуоз» еще и в том, что она проиллюстрирована репродукциями непризнанного смоленского художника Геннадия Тихонова. Образ брата Людмилы Валентиновны, который лег в основу реалистической части произведения, объемный, цельный и узнаваемый.     

                           «Так нельзя. Одумайся! Тебя раздавят…»

«- Как тебе удалось так страшно и красиво изобразить пороки? Неужели все так мрачно? Ты веришь в светлое будущее?


— А ты? — задал встречный вопрос Валентинов и невесело усмехнулся.


— Так нельзя. Одумайся! Тебя раздавят, — сказала жена, и в ее глазах отразились страдание и… страх».

Геннадий Тихонов принадлежал к числу редких людей, которые талантливы во всем. Обладал абсолютным слухом и уникальным баритональным басом, напоминающим магомаевский. В шестнадцать лет спел сложнейшую арию Мефистофеля из оперы «Фауст» Шарля Гуно, получившую известность в исполнении Шаляпина. Голос ему никто не ставил, игре на гитаре не учил. А он – пел! В 90-е – в церковном хоре Успенского кафедрального Собора, затем, разочаровавшись в далеком от идеалистических представлений моральном облике церковнослужителей, ушел в Смоленский камерный хор под руководством Николая Трубина. Гастролировал по Европе, побывал в Польше и Германии. К сожалению, в конце 90-х в силу объективных, большей частью, экономических причин хор приказал долго жить. Время было трудное, не до искусства…

Геннадий Тихонов олицетворял собой воплощение Искусства. Музыки. Живописи. Графики.

«Однажды его мастерскую посетил маститый художник. Увидев картину о человеческих пороках, он не сдержался:


— Валентинов, зачем ломаешь классические традиции изобразительного искусства? Хотел достучаться до зрителя? Считай, что отклика ты добился. Но как все мерзко и противно. Не тем путем идешь».

                                       Жизнь в клетке

Геннадий Тихонов начал писать поздно, после сорока, не задумываясь о жанрах и стилях: «Пусть искусствоведы думают! А я просто делаю свое дело. Это мои дневники…». У него была очень хорошая школа. Геннадий Валентинович закончил знаменитый худграф Витебского государственного пединститута. Тринадцать лет работал в Смоленском Художественном Фонде. Был мастером на все руки. Работа художника-оформителя в мастерских Худфонда обязывала уметь делать все: плакаты, транспаранты, стенды, чеканки, сграффито и мозаику, знать шрифты.

В жизни Геннадия Валентиновича случилась всего одна персональная выставка, приуроченная к его 60-летию. Она состоялась в 1998 году. Первая и последняя.

«Награды получают не те, кто достоин, а те, кто приближен… к трону. Это было всегда. Это процветает и сейчас», — с горечью пишет в «Виртуозе» Людмила Тихонова.

Аллегория «В клетке» — чудовищная по трагизму и эмоциональному накалу кричащий человек на лестничной площадке, завернутый в прозрачный саван целлофана. Он задыхается в коконе, пытаясь его разорвать, но – тщетно. Одинокий голос человека никто не услышит за наглухо закрытыми дверьми.

«Валентинов не заметил, как перед ним появилось прозрачное видение. Присмотревшись, Валентинов понял, что это он сам, его душа, закрученная в пелену серого тумана и пытающаяся освободиться из плена. Вот и разгадка! Душа прилагала невероятные усилия, но вырваться не могла».

Этот символический, созвучной с его жизнью образ Геннадий Тихонов увидел во сне. Ему снились фантасмагорические сны почти каждую ночь. Снились давно, еще с юности. Не давали покоя, бередили душу. Заставляли взяться за кисть и выплеснуть боль на холст. Так родились одни из лучших его полотен — аллегории «Плаха», вызывающая ассоциации со стилем Ильи Глазунова, и «Романс».

                                         Аллегория забвения

Судьба многих работ Геннадия Тихонова трагична. По так и невыясненной причине в свое время с выставки сняли потрясающий по силе воздействия автопортрет. Художник найдет его на чердаке Фонда. В пыли и неизвестности. Аллегория забвения.

«Он решил написать автопортрет, выбрав для него в основном синие и красные краски. Почему? Он решил отразить в автопортрете восстановление личности после попытки ухода из жизни. красные, налитые кровью глаза, мертвенная синева кожи… Все указывало на то, что человека, прошедшего через муки жизненного ада, только что вытащили из петли. В лице еще присутствуют отголоски боли и страдания, но в глазах уже появился живой блеск надежды. Или свободы?


Автопортрет был готов в короткие сроки и вызвал неоднозначные мнения. Сила, исходящая от автопортрета, завораживала и пугала. Зрители долго простаивали перед ним, пытаясь понять замысел художника. Одно было ясно: художник попытался убедить всех, что наступает новая эра — эра свободы.


Как глубоко он ошибался! На художественной выставке автопортрет провисел всего несколько дней и был снят».

                                Сказки Пушкина. Украденный Палех

Аналогичная участь постигла его иллюстрации к сказкам Пушкина, которые художник писал тончайшей, в три волоска, кисточкой под лупой. Иначе передать мельчайшие детали не представлялось возможным. Филигранная, ювелирная работа – стилизация под русский Палех, переливающаяся ослепительной игрой красок.

Его сын, известный смоленский журналист Дмитрий Тихонов несколько раз пытался издать проиллюстрированную отцом книгу, но безуспешно. Создавалось впечатление, что проект преследует злой рок – другого объяснения нет! При невыясненных обстоятельствах пропала центральная работа, которая должна была украсить книжный форзац.

«На обложку ушла целая неделя. Валентинову лупа уже не помогала. Глаза покраснели и воспалились. Продолжать работу он уже не мог. Впрочем, в этом необходимости уже не было: рисунки к альбому были готовы. Валентинов созвонился с председателем конкурсной комиссии, и вскоре в квартире появился юркий молодой человек. Он посмотрел рисунки, сложил их в папку и быстро ретировался, оставив на прощанье свои координаты…


…В конкурсе рисунки Валентинова не участвовали. По непонятной причине они не были представлены членам комиссии. Валентинов попытался дозвониться до молодого человека. Тот вышел на связь и сказал, что папка с рисунками украдена. Расследование дела велось долго и нудно. В конце концов, удалось найти папку, но в ней отсутствовали несколько рисунков, и тот главный, который планировался быть на обложке. Нет, рисунки не потерялись. Через год они всплыли: ими были иллюстрированы сказки Пушкина в одном из центральных изданий».

                               Кипяток зависти и плагиата

«Он был на первой ступеньке лестницы в подвал, когда его обдало паром. Он бросился вниз и остановился, беспомощно опустив руки: весь подвал был залит кипятком. Валентинов с трудом пробрался к мастерской и открыл дверь. Представшее перед ним зрелище было не для слабонервных: картины плавали в воде, ударяясь друг о друга рамами, куски бумаги с эскизами набухли и потонули. Спасти удалось немногое. Многолетняя работа безвозвратно пропала».

У Тихонова была мастерская в центре Смоленска, в подвале на ул. Козлова. В мастерской он хранил серию пастельных портретов друзей-художников, которые заглядывали к Геннадию Валентиновичу «на огонек». Однажды написал портрет известного в Смоленске живописца Вадима Преснякова. В красной рубахе, с самоваром, на фоне избяной стены… Колоритно, сочно! То ли купец, то ли ухарь какой! Мастерскую затопило. Пастели погибли. Через несколько лет портрет Преснякова… в масле «всплыл» на фондовской выставке одного из знакомых Тихонова, бывавшего у него в гостях. Человек покаялся в плагиате, да что толку!.. Тихонов пожал плечами: «Значит, хорошая была работа…».

                        «Гори, гори, моя звезда…»

Его так и не приняли в Союз художников. Сказался независимый характер идеалиста — правдоруба. И не только – массовое консервативное мышление было не способно оценить его работы. Они не вписывались в соцарт. «Я могу писать, как все, — с горькой иронией говорил художник. – Иногда пишу реалистические натюрморты – чтобы не забыть, как смешивать краски…».

«Волки, сугробы… свет звезды, отражающийся в глазах жертвы… Мне ясна аллегория, — тихо произнесла соседка. — Здорово же тебе достается от жизни.


— Пока горит звезда, они меня не тронут, — серьезно ответил Валентинов».

…Геннадий Тихонов ушел из жизни в конце февраля 2010 года. Зима была снежной. Гроб тридцать метров несли до могилы на плечах, проваливаясь в рыхлый снег по пояс. Предсказание, запечатленное в «Романсе», сбылось.

«- А что это за старик, с которым мы встретились на дороге. Его еще сопровождал пес, такой же дряхлый, как хозяин.


— Старец Папий.


— Я слышал, как ты к нему обращался. Ты тогда пояснил, что он контролер твоей жизни. Что он от тебя хочет?


— То, что дать я пока не в силах.


А все-таки?


— Показать человечеству его… бесчеловечность, — тихо промолвил Валентинов».

                   «Валентинов − собирательный образ талантливого одиночки»

— Что побудило Вас, автора саги о «смоленской Алисе Селезневой», взяться за столь серьезную вещь? Книгу, в которой описана жизнь Вашего брата? Книгу, раскрывающую суть его творческой мощной личности?

− Эта книга не совсем о моем брате, хотя не отрицаю, что его можно считать прототипом героя романа. С детства я была рядом с братом и многие факты из его жизни были мне известны. Когда я писала этот роман, брат незримо присутствовал рядом. Это не случайно: «Одно сердце на двоих» − так о нас говорили. Сомневаюсь, что мне в полной мере удалось раскрыть глубину этой неординарной личности. Да, собственно, я и не ставила перед собой подобной цели. Я просто хотела рассказать о нелегкой судьбе гения, и Валентинов − собирательный образ талантливого одиночки.

— Писателям свойственно опираться на литературные ориентиры. Мне показалось, история «Виртуоза» в чем-то напоминает стиль Владимира Орлова («Альтист Данилов»), и что-то пелевинское проскальзывает. Да и от сюжетных ходов Кира Булычева Вы, похоже, отказываться не хотите…

− Мне стыдно признаться в том, что о Владимире Орлове, Кире Булычеве я, конечно, знала, но с их произведениями была знакома понаслышке. Этому есть простое объяснение: я работала в области, весьма далекой от художественной литературы. Я все силы отдавала своей профессии и науке, и, естественно, что мои интересы ограничивались в основном специальной литературой. Когда несколько лет назад я вышла на пенсию, у меня неожиданно появилось огромное желание выразить себя в несколько ином амплуа. Трудно объяснить, почему выбор пал на художественную литературу, и именно на фэнтези.

Боясь влияния маститых авторов, я со времени написания своих книг запретила себе знакомиться с произведениями известных фантастов. Если в моих книгах вы заметили что-то похожее на стиль других авторов, то это, уверяю вас, случайность, объяснения которой дать не могу. Кстати, в детстве моим любимым писателем был Гоголь. Я зачитывалась его историями с мистическими персонажами. Может, именно они и повлияли на подсознание? Как знать…

— Роман населен персонажами, и у многих из них реальные, хорошо угадываемые прототипы. Так кто же, все-таки, этот таинственный завистливый художник, альтер — эго Валентинова? И кто прописан под его другом, журналистом?

− Хочу вас уверить, что «Виртуоз» — прежде всего, художественное произведение, и многие персонажи романа − вымышленные герои. Да, завистливый художник существовал на самом деле, и факт с украденным портретом тоже был. Но этот художник не имел никакого отношения к другим историям в романе. Бог ему судья! Брат простил его, и я не вправе… Что касается журналиста, то этот образ тоже вымышленный, а вот эпизод с нападением − достоверный. В жизни все было гораздо трагичнее: друг, бросившийся на защиту брата, погиб. Я не хотела примириться с этим, и дала ему возможность пожить, хотя бы на страницах романа.

Геннадий Тихонов не был равнодушным человеком. Однажды, в 60-х, увидел — на улице убивают женщину. Вступился за незнакомку и получил ножевой удар в плечо. А ведь в армии служил в советском «спецназе» — в элитном полку КГБ, предназначенном для правительственной охраны. Сейчас бы его назвали президентским.


Человек, напавший на женщину, оказался левшой. Тихонов не ожидал удара и не успел заблокироваться. Спасенная отказалась давать показания. «Теперь я десять раз подумаю, стоит ли ввязывать в драку и кого-то защищать, если эта жертва никому не нужна», — говорил он впоследствии. И продолжал лезть на рожон.

                «Журналист», или случайное неслучайно

— Как я понимаю, останавливаться Вы не собираетесь, и уже начали работу над новой книгой. О чем, или о ком она будет? В каком ключе, стиле Вы намерены ее написать?

− Рано говорить об этом. Эпидемия затормозила работу, но она близка к завершению. Могу слегка приоткрыть завесу: на этот раз главным героем книги стал журналист, который, временно наделенный особым даром, помогает следствию в раскрытии убийств. Это детективный роман с элементами мистики.

Не удивляйтесь. В нашей повседневной жизни мы довольно часто встречаемся с явлениями, объяснения которым дать не в состоянии. Именно тогда возникают прообразы сущностей с налетом фантазии или мистики. В принципе, с моей точки зрения, оба понятия являются гранями одного явления и очень близки. Но, если фантазия − чистейший вымысел и будит воображение человека в стремлении заглянуть в будущее, то мистика − более приземленное понятие и объясняет необъяснимые реалии настоящего. Но это пока… Почему «пока»? Все очень и очень просто − разве со временем некоторые фантазии не становятся былью? Что касается мистики… с этим сложнее: мистические образы некоторым людям помогают справиться в сложных жизненных ситуациях, другим − наоборот.

Мы удивляемся, когда случайно избегаем опасности. Но так ли уж случайно?

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 90-91. 

УКМ «Школа России»

1. Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой?

В этом произведении действуют сказочные персонажи — колдунья-царица, солнце, месяц, ветер. В ней есть волшебные предметы — зеркальце. Действие происходит в вымышленном, сказочном мире.

Всё это приметы волшебной сказки, поэтому эта история и названа сказкой. Её события не могли произойти в реальности.

2. Кто главные героини пушкинского произведения? Расскажи о них. Подумай, можешь ли ты в своём рассказе использовать такие слова: добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, жадная, равнодушная? Объясни свой выбор. Дополни своими словами.

Главные героини сказки: царица и царевна.

Про царицу можно сказать, что она жадная и равнодушная. Ведь она думала только о себе, и считала себя лучше других. Я бы добавила ещё слова Жестокая и Безжалостная, потому что она стремилась погубить царевну.

Про царевну можно сказать, что она добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая. Её все любили и жалели, она никому не делала зла. Я бы добавила к этому описанию слова Прекрасная и Доверчивая. Она была очень красивой, поэтому её все любили, и она доверилась незнакомке, из-за чего чуть не погибла.

3. Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням. Почему вы так думаете?

Пушкин любит царевну и поэтому рисует очень привлекательный её облик. И он не позволяет ей умереть, а дарит счастье.

Пушкин не любит царицу за её злость и жестокость, поэтому сурово наказывает её в конце.

4. Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру. Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы Елисею? Почему?

Представить солнышко помогают слова: «Свет наш, солнышко» и «Всех нас видишь под собою».

Представить месяц помогают слова: «Дружочек», «Позолоченный рожок» «Круглолицый, светлоокий».

Представить ветер помогают слова «Ты могуч», «Гоняешь стаи туч», «Волнуешь, веешь», «Не боишься никого».

Елисей обращается к Солнцу с уважением, оно дарит жизнь и тепло. К Месяцу он обращается как к равному, как к весёлому другу. К Ветру Елисей обращается с трепетом, он признаёт его могущество и силу.

Ответы Солнца и Месяца я бы прочитала с жалостью, сожалением. Они бы рады помочь герою, но не могут. Ответ Ветра я бы прочитала с состраданием, он видел гроб и не может обнадёжить героя.

5. Раздели сказку на части. Озаглавь их. Устно сделай иллюстрации к каждой части. Подумай, о чём важном хотел сказать автор в каждой части, что именно нужно изобразить и почему.

Разделение сказки «О мёртвой царевне на части» и заголовки к ним

  1. Смерть старой царицы, женитьба на новой. «Злая царица».
  2. Царица узнаёт о красоте царевны. «Соперница».
  3. Чернавка отпускает царевну в лесу. «Жалость Чернавки».
  4. Царевна живёт у семи богатырей. «Семь богатырей».
  5. Царица даёт царевне отравленное яблоко. «Отравленное яблоко».
  6. Богатыри хоронят царевну. «Хрустальный гроб».
  7. Елисей ищет невесту. «Поиски Елисея».
  8. Царевна оживает. «Свадьба».

Устные иллюстрации к частям сказки «О мёртвой царевне»

  1. Царица сидит перед зеркалом очень довольная. За окном играет юная молодая царевна.
  2. Царица перед зеркалом. В зеркале отражается очень красивая царевна.
  3. Чернавка тащит за руку царевну по тёмному лесу.
  4. Богатыри сидят за столом. Царевна разносит различные яства. Все улыбаются.
  5. Старушка бросает царевне яблоко. Рядом надрывается лаем собака.
  6. Богатыри обступили хрустальный гроб, в котором покоится царевна.
  7. Елисей на коне на вершине горы. Слева — солнце, справа — месяц, в середине — ветер.
  8. Елисей и царевна в свадебных костюмах сидят за столом. Вокруг богатыри и нарядные люди. В углу корчится царица.

6. Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план ты составишь. Запиши его в рабочую тетрадь. Выдели слова писателя, которые используешь в своём пересказе. Не забудь, что произведение Пушкина стихотворное.

Пересказ сказки «О мёртвой царевне» по частям с авторскими словами.

Злая царица.

Когда царь-отец отправился в поход, царица долго ждала его. Прошло девять месяцев, царица родила дочь. Тут вернулся царь и царица умерла.

Через год царь женится на другой. Новая царица была красивой, но она же была горда и ломлива.

Царица постоянно спрашивала у зеркальца, кто красивей всех на свете, И зеркальце отвечало, что она всех румяней и белее.

Соперница.

Между тем подросла молодая царевна. Она стала очень красивой, чернобровой и белолицей. У неё появился жених — королевич Елисей.

И однажды зеркальце назвало царевну красивей царицы. Царица вышла из себя, бросила зеркальце и топнула по нему ногой. Но зеркальце знай твердило своё.

Жалость Чернавки.

Царица позвала Чернавку и велела отвести царевну в глушь лесную, где оставить на съедение волкам.

В лесу царевна стала умолять Чернавку отпустить её. Чернавка пожалела царевну и отпустила. Царице она сказала, что выполнила её приказ, и молва стала твердить, что царская дочь пропала.

Елисей собрался на поиски невесты.

Семь богатырей.

Царевна добралась до лесного домика. Она увидела, что в нём живут добрые люди и навела порядок.

Когда вернулись богатыри, они стали звать царевну сестрой.

Долго она жила у них в покое, а богатыри уважали её, зная, что у царевны есть жених.

В это время царица снова обратилась к зеркальцу, и то опять назвало красивой царевну. Царица поняла, что её обманули и решила сама исправить дело.

Отравленное яблоко.

Царица нарядилась нищей старухой и отправилась к царевне. Собака лаяла и не хотела её подпускать, но царевна отогнала собаку. 

Царица бросила её яблоко и царевна поднесла его к алым губам. Она откусила кусочек и упала замертво.

Хрустальный гроб.

Богатырей встретил пёс, который куснул яблоко и умер. Богатыри увидели мёртвую царевну и решили похоронить её, чтобы она никому не досталась.

Они сделали хрустальный гроб, положили в гроб царевну и отнесли его в пустую гору, где подвесили на столбах.

Поиски Елисея.

Елисей повсюду искал невесту. Он спрашивал дорогу у солнца и месяца, но они ничего не знали о царевне. Только ветер рассказал Елисею про хрустальный гроб.

Елисей нашёл гору и гроб. В горе он ударился о гроб лбом, и гроб разбился. И в тот же миг царевна ожила.

Свадьба.

Царица снова беседовала с зеркальцем и узнала, что царевна ожила. Её взяла тоска и она тут же умерла.

А Елисей женился на царевне, и никто с начала мира не видал такого пира.

7. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются?

С народными сказками произведение Пушкина роднит:

  1. Сказочный сюжет с мёртвой царицей. Такое встречается и в народных сказках.
  2. Борьба добра со злом, победа добра.
  3. Наличие волшебных предметов — зеркальца.
  4. Зачин в котором мы знакомимся с главными героями.
  5. Концовка: «я там был, мёд, пиво пил».
  6. Троекратные повторы: вопросы Елисея к солнцу, месяцу и ветру.
  7. Народный язык, который использовал Пушкин.

Отличие сказки Пушкина от народных:

  1. Неизменяемый сюжет, ведь это авторская сказка.
  2. Стихотворная форма.
  3. Использование авторских эпитетов и других средств художественной выразительности.

8. Что хотел поэт сказать читателям, создав сказку о мёртвой царевне и семи богатырях?

Пушкин хотел сказать о том, что зависть очень плохое качество человека, которое губит его самого. Он хотел сказать, что как бы не было подло и сильно зло, хороших людей больше, чем злых, и они обязательно победят.

1

  • Палето место как пишется
  • Палисад или полисад как правильно пишется
  • Пакт кабельное программа передач канал в гостях у сказки
  • Палачом как пишется правильно
  • Палетный борт или паллетный борт как пишется