Пальчиковые игры по русским народным сказкам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 145 проект познавательный русские народные сказки в жизни ребенка. в младшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 145»

Проект познавательный «Русские народные сказки в жизни ребенка.»

в _младшей группе общеразвивающей направленности

СКАЧАТЬ (с фото)

Воспитатели:

Лашманова.О.А

г. Дзержинск 2021г.

1.НОД: «Русские народные сказки из волшебного сундучка».
Цель: Помочь детям понять, что такое устное народное творчество.
Познакомить с понятиями волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных.
Систематизировать знания о русских народных сказках.
Обеспечить развитие памяти, логического мышления.
Активизировать словарный запас детей (бытовые , волшебные сказки, сказки о животных, устное народное творчество).
Пробудить чувство любви к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.
2. НОД : Путешествие в сказку « Заюшкина избушка».
Цель: Обеспечить развитие умение рассказывать сказку по алгоритму, учить детей отвечать полными предложениями, активизировать словарь,
Способствовать развитию связной речи детей.
Способствовать развитию умения рассуждать.
Обеспечить развитию воображения, мышления, логики.
Пробудить чувство любви к русским народным сказкам, доброжелательное отношение к героям сказки.
Вызвать интерес к художественной литературе.
3. НОД «В гостях у сказки».
Цель: Обеспечить развитие умения подбирать заместители предметов и на их основе узнавать ситуации сказки и разворачивать сюжет.
Способствовать формированию у воспитанников умения внимательно слушать рассказ взрослого, соблюдать правила коллективной игры, вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего).
Вызвать желание помочь близкому.
4. НОД Творческое рассказывание по сказке «Теремок».
Цель: Обеспечить развитие умение составлять рассказ по сюжету знакомой сказки с самостоятельно придуманными героями.
Обеспечить развитию ассоциативного мышления и творческого воображения через использование заместителей; развитию речи: учить детей подбирать признаки заданному предмету, расширять словарный запас за счет прилагательных и глаголов.
Вызвать интерес к самостоятельному придумыванию историй (фантазированию).
5.Нод «Путешествие по сказкам».
Цель: Способствовать развитию и совершенствованию коммуникативных навыков через театрализованную деятельность;
Обогащать и активизировать словарь по теме «Семья».
Обеспечить развитие внимания, памяти, мышления.
Способствовать формированию представления о понятии «Семья»: что такое семья, виды семей (по количеству членов семьи), отношение членов семьи друг к другу.
Обеспечить развитие умения анализировать поступки, находить причины неправильных поступков.
Пробудить чувства ответственности за близких людей, стремление уважать своих родителей и заботиться о них.
Вызвать желание помогать взрослым.

1. Беседа «На кого из сказочных героев я похож»
Цель: воспитывать умение отожествлять себя с полюбившимся героем.
2. Беседа «В гости к книге»
Цель: воспитывать любовь к книге, развивать литературную речь. Воспитывать бережное отношение к книге.
3. Рассказывание сказки используя сюжеты к этой сказки (картинки).
 Рассказывание детьми сказок, составленных дома с родителями: «Сказка на новый лад».
 Дидактические игры:
«Расскажи сказку по серии картинок»
«Составь сказку»
«Назови сказку»
«Узнай сказку по зачину»
«Что сначала, что потом»
«Из какой сказки пришёл герой (героиня)?»
«Из какой сказки волшебная вещь?»
«Подбери иллюстрацию к сказке»
«Сложи картинку и узнай сказку»
«Сложи сказку», «Что лишнее?»

 Чтение художественной литературы:
«Петушок – золотой гребешок» (сравнение с сюжетом сказки «Кот, Петух и Лиса») «Гуси-лебеди»

«Рукавичка»
«Волк и семеро козлят»

«Три медведя»
«Три поросенка»
«Заюшкина избушка»
«Курочка Ряба»
«Колобок»
«Репка»
«Зимовье зверей»
«Маша и медведь»
«Кот, Петух и Лиса»
«Теремок»
«Отгадывание загадок на тему «Сказки».
 Чтение пословиц, поговорок о русском быте, гостеприимстве.
 Настольно-печатные игры:
«Любимые сказки» («Играем и учимся»)
«Сказки о животных»
Пальчиковые игры по мотивам народных сказок.

Социализация.
1. Игра-драматизация по русской народной сказке «Теремок».
2. Беседа: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?».
3. Занятие — развлечение «Раз, два, пять и восемь, всех мы в сказку
переносим!»

Художественно-эстетическое развитие.
 Показ воспитателем театров по сказкам:
«Заюшкина избушка»
«Кот, Петух и Лиса» (на конусах)
Нод «Заюшкина избушка»
Цель: Учить создавать на одной аппликативной основе разные образы сказочных избушек – лубяную для зайчика и ледяную для лисы.
 Рисование по русской народной сказки «Три медведя»
Цель: Учить детей рисовать животных методом тычка.
Развивать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму для изображения.
Развивать воображение интерес к изобразительному искусству.
 Лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок»
Цель: Продолжать учить лепить предметы, состоящие из нескольких частей.
Закреплять знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, соединение частей приёмом примазывания.
Развивать фантазию, творческое воображение, мелкую моторику.
Учить составлять композицию по литературному произведению.
Воспитывать интерес и желание отображать в лепке эпизоды литературных произведений.

Физическое развитие
1.Подвижные игры:
«У медведя во бору»
«Гуси — лебеди»
«Кот и мышь»
«Курочка — хохлатка»
2.Физминутки: «Сказки», «Колобок», «Теремок», «Репка».

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ:
1.Консультации «Сказка в жизни ребенка»
«Читайте детям сказки»
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
2.Анкетирование «Русская народная сказка в жизни вашего ребенка».
3.Изготовление родителями театров разных видов (вязаные головки для пальчикового театра, герои сказок на конусах, рисование героев сказок для плоскостного театра и театра на фланелеграфе).
4.Оформление выставки:
«Русские народные сказки» (рисунки).
«Моя любимая сказка» (творческие работы по сюжетам сказок)

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ:
1. Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.
2. Составление сказок на новый лад, оформление книжек-малыш.

Паспорт педагогического проекта

Тема проекта

Русские народные сказки в жизни ребенка

Вид проекта

познавательный

Тип проекта

Краткосрочный,  групповой

Участники проекта

(указать возраст воспитанников)

Воспитанники (возраст 3-4 лет), родители, воспитатели.

Актуальность проекта

Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают! А. Лесных
Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.

Цель проекта

 Цель: Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.

Задачи проекта

Задачи:
Для детей:
•Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
•Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
•Расширять представление детей о сказках.
•Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
•Укреплять дружеские отношения в семье.
•Прививать любовь и интерес к русским народным сказкам.
Для родителей:
•Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
•Развитие совместного творчества родителей и детей;
Для педагогов:
•Развитие творческого потенциала ребенка;
•Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.

Проблемный вопрос

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей все таки находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают ,что сказки в жизни ребенка имеют огромное значение для развитие речи и воспитании  детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг время  уделяется  . На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Продукт проекта

Обогащение развивающей среды:
в книжный уголок – внесение русских народных сказок ,которые были сделаны совместно с родителями.

в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (на фланелеграфе, плоскостной, настольный, на палочках, на ложках, перчаточный, пальчиковый);
в игровую зону – маски героев сказок;
в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ .

Изготовление альбома для рассматривания:
«Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей)
«Предметы быта русской избы»
«Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам)
Создание картотеки игр:
Русские народные игры — «Водяной», «Бабушка Маланья», «Волк и семеро козлят»,
«У медведя во бору», «Гуси- лебеди»,«Кот и мышь»,«Курочка -хохлатка», «Золотые
ворота».
Дидактические игры – «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь
сказку», «Назови сказку». «Узнай сказку по зачину», «Что сначала, что
потом», «Из какой мы сказки?», «Из какой сказки волшебная вещь?»,
«Сложи картинку и узнай сказку»,
«Сложи сказку», «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Разыграй свою сказку».
Загадки о сказках.
Пословицы, поговорки, прибаутки, потешки о русском народном быте и гостеприимстве.
Пальчиковые игры по мотивам народных сказок.
Физминутки по русским народным сказкам.

Сроки реализации

Апрель-май

Планируемые результаты

Ожидаемые результаты:
1. К концу проекта у  детей будут иметь представление о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.
2. Повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с воспитателем.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

Сроки

Мероприятия

Подготовительный этап
Цель: Актуализировать имеющийся методический потенциал педагога, конкретизировать параметры развивающей среды необходимой для обогащения познавательного опыта детей.
Анкетирование родителей «Русская народная сказка в жизни вашего ребенка»
Консультации для родителей
«Сказка в жизни ребенка»
«Читайте детям сказки»
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
Чтение русских народных сказок
Изучение методической литературы

Основной этап:

Дорожная карта основного этапа проекта:

Дата

Мероприятия

Участники образовательного мероприятия

(дети, воспитатели, родители, специалисты ДОУ)

Создание условий для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с семьями воспитанников

 
Цель: Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям
народной культуры.
Познавательное занятие:
«Русские народные сказки из волшебного сундучка».
Путешествие в сказку « Заюшкина избушка»

Творческое рассказывание по сказке «Теремок»
 «Путешествие по сказкам»

Беседы:
«Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?»
«На кого из сказочных героев я похож»
«В гости к книге»
«Кто рисует картинки к сказкам»
Занятие по художественному творчеству:
Рисование по русской народной сказки «Три медведя»
Лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок»
Аппликация «Заюшкина избушка»

Организация игровой деятельности
Слушание музыкальных произведений.

Заключительный этап:

Дата

Итоговые мероприятия

Участники образовательного мероприятия

(дети, воспитатели, родители, специалисты ДОУ)

Цель: проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе проектно-
исследовательской деятельности.

Оформление выставки рисунков «Русские народные сказки»
Выставка книжек-малышек «Сказка на новый лад»
Развлечение «Раз, два, пять и восемь, всех мы в сказку переносим!»
Показ сказки «Теремок»
Итоговое мероприятие «По страницам сказок»

Воспитанники младшей группы и родители.

 РАБОТА С ДЕТЬМИ:
Познавательно-речевое развитие.

1. Рассматривание альбомов
«Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей)
«Предметы быта русской избы»
«Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам)
Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам и предметам русской избы
Расширять и углублять о предметах домашней утвари, героях сказок.

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение –              детский сад комбинированного вида  №3 « Ромашка»   

Проект

в средней группе на тему:

« По дорогам русских народных сказок»

Выполнила:

Воспитатель: Герасимова Т.В.

2019г.

Цель: Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.

Задачи:
Для детей:
•Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
•Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
•Расширять представление детей о сказках.
•Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
•Укреплять дружеские отношения в семье.
•Прививать любовь и интерес к русским народным сказкам. 

Актуальность темы.
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Проблема:
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому я решила уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании детей.

Участники проекта: Дети средней группы, воспитатель, родители.

Срок реализации:  3 недели.

Тип проекта:  групповой.

Ожидаемые результаты: 
1. К концу года детей будут иметь представление о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.
2. Повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с воспитателем.
 

Формы работы:
— беседы
— показ сказок
— продуктивная деятельность детей
— выставки творческих работ детей.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

1этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1. Изучение методической литературы 
2. Обогащение развивающей среды: 
в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками;
в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров.
в игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок;
в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам; 
3.  Изготовление альбома для рассматривания:
«Предметы быта русской избы»
4. Создание картотеки игр:
Русские народные игры, дидактические игры, загадки о сказках, пальчиковые игры по мотивам народных сказок. Физминутки по русским народным сказкам.

5. Картотека Мнемо – таблиц.
2 этап — ОСНОВНОЙ
1.  Чтение художественной литературы
2. Беседы: 
«Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?»
«На кого из сказочных героев я похож»
«В гости к книге»
«Кто рисует картинки к сказкам»
3. Художественно-эстетическое развитие:

Рисование по русской народной сказки «Три медведя»
Аппликация «Заюшкина избушка»
4. Занятие на тему «Русская изба»

5. Рассматривание альбома «Предметы быта русской избы»

6. Рассказывание сказок,  используя мнемо-таблицы.

7. Отгадывание загадок на тему:  «Сказки» 
8. Чтение пословиц, поговорок о русском быте, гостеприимстве.
9.  Настольно-печатные игры:

— «Любимые сказки» («Играем и учимся»)
— «Домино»
— «Золотая рыбка»
— «Русские народные сказки» (с фишками) 
— «Ассоциации- развивающее лото»- « В гостях у сказки» 

10. Пальчиковые игры по мотивам народных сказок.

11.  Рассматривание репродукций картин В.Васнецова «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке.

12. Показ воспитателем театров по сказкам: 

— Теремок, Колобок, Репка.
3 этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
1. Оформление мини-музея «В гостях у сказки!»
2. Выставка книжек-малышек «Сказка на новый лад»
3. Показ сказки «Теремок»
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ:

1. Анкетирование «Русская народная сказка в жизни Вашего ребенка»

2. Консультации:

— «Сказка в жизни ребенка»
— «Читайте детям сказки»
— «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
3.Оформление выставки: 
— «Моя любимая сказка» (творческие работы по сюжетам сказок)
4. Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.
5. Составление сказок на новый лад, оформление книжек-малышек.
6. Сбор экспонатов для организации мини — музея «В гостях у сказки».

7. Папка-передвижка: «Как воспитать юного театрала».

Вывод: У детей повысился интерес и уровень знаний по русским народным сказкам; умение узнавать персонажей и отношения между ними; понимание детьми сюжета; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность, расширился словарный запас. У детей повысился уровень знаний о русской культуре.

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад № 26 » Проект на тему «Мои любимые сказки» Подготовила воспитатель Высшей квалификационной категории Карпушева Л.Я

Слайд 2

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Проект на тему «Мои любимые сказки» Автор проекта: Карпушева Л.Я . Продолжительность проекта: долг осрочный, девять месяцев. Тип проекта : информационно-творческий, игровой, групповой. Участники проекта: взрослые и дети. Возраст детей: 1,6-3года .

Слайд 3

Проблема: Необходимость развивать у детей желание как можно больше узнать о народной культуре, воспитывать духовно-нравственные качества. В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одними из современных технологий, направленных на развитие речи, являются сказки.

Слайд 4

Актуальность проблемы: Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Суть патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей со сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. Благодаря этому, сказки является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Слайд 5

Сказки – самые любимые произведения детей. На протяжении многих веков сказки меняются, но всегда неизменными остаются народные мечты, представления о добре, правде, социальной справедливости. Опыт показывает, что дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Сказки и потешки – первые произведения искусства, которые не просто убаюкивают или развлекают малыша, но способны еще преподать ему множество уроков: воспитывать в ребенке все самое доброе и вечное. Сказки дают возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним. Учат детей передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимикой лица. Учат детей работать в команде, договариваться. Это все способствует развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной работы по развитию речи детей

Слайд 6

Задачи проекта: Для детей: Знакомить детей с русскими народными сказками, доступными народными традициями и обычаями, Учить детей слушать произведения устного народного творчества и понимать их смысл. Повышать интерес к русским народным сказкам. Учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя, внимательно рассматривать иллюстрации. Развивать речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса. Развивать мышление умение подхватывать и читать знакомые строки из сказок , передавать жестами и действиями характер героев сказок. Вызывать у детей эмоциональный отклик на художественное произведение. Побуждать детей активно включаться в игровые действия, употребляя разные по форме и содержанию обращения. Развивать мелкую и общую моторику через различные виды художественного творчества. .

Слайд 7

Для педагогов: Составить план проекта и осуществить его реализацию в разных видах детской деятельности, вовлечь педагогов дополнительного образования и родителей в реализацию проекта. Побудить коллег к обогащению развивающей среды и педагогического процесса через данный проект. Активизировать творческий потенциал педагогов ДОУ. Создавать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближения детей, родителей и педагогов. Для родителей: Чтение художественной литературы, предложенной воспитателями. Приобщать родителей к сотрудничеству с педагогом и детьми через чтение художественной литературы, предложенной воспитателями. и игры. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместных игр. Создавать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближения детей, родителей. Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу. Привлекать родителей к совместным познавательно — тематическим мероприятиям

Слайд 8

Ожидаемые результаты по проекту Для детей: Повышение речевой активности у детей, дети будут знать сказки, будут говорить фразы из сказки, перевоплощаясь в героев ,. получать необходимые знания о диких животных. Заложен фундамент для воспитания духовно-богатой личности ребенка. Созданы благоприятные условия для адаптации и саморазвития каждого ребенка. Дети активно включаются в игровые действия, употребляя разные по форме и содержанию обращения. Улучшатся показатели по направлениям: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию; ритмичность и плавность речи, ее интонация и выразительность; умение улавливать повышение и понижение голоса. Повышают эмоциональный тонус малышей, вызывают положительные эмоциональные реакции. Способствуют проявлению самостоятельности и активности. У детей формируется интерес к животным. Развивают координацию движений, двигательную активность детей. Формируют представления о диких животных. Воспитывают заботливое и бережное отношение к животным.

Слайд 9

Для педагогов: Расширят свои возможности для развития педагогического творчества, достижения образовательных результатов за счёт применения продуктивных творческих методик. Усовершенствуют технику проектной деятельности. Привлечение общественного внимания к проблеме нравственно — патриотического воспитания дошкольников Для родителей: Участвуют в образовательной деятельности детей в детском саду. Расширяют свои возможности влиять на процессы воспитания детей. Участвуют в жизни группы. Нормализует психолого-педагогическую атмосферу в семье. Участвуют в изготовлении разных видов книг по мотивам русских народных сказок для пополнения развивающей среды в группе.

Слайд 10

Форма проведения итогового мероприятия проекта: Игра-драматизация по сказке « Теремок » . Продукты проекта Для детей: Чтение русской народных сказок « Колобок » , «Репка», « Теремок», «Курочка ряба» и других. Разучивание стихов, песен, потешек ,. Отгадывание загадок. Чтение потешек , фольклора. Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах . Игры – драматизации по сказкам «Репка» и «Колобок». Викторина по сказкам «Знаете ли вы сказки?». Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка). Показ кукольного театра сказки « Колобок » . Сюжетно-ролевая игра « Испечём колобок » . Показ пальчикового и кукольного театра русских народных сказок « Репка » и « Теремок». Показ настольного театра сказки «Маша и медведь» Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам .

Слайд 11

Показ настольного театра сказки « Курочка ряба » , « Заюшкина избушка» Пальчиковые игры « Тесто » , « Бабушка кисель варила » , « Ладушки, ладушки » , « Колобок! », «Как у нашего кота», «Петушок», «Апельсин». Подвижные игры « Зайка беленький сидит » , « Жили у бабуси два веселых гуся » , « У медведя во бору », «Кот и мыши», «Лиса и зайцы» , «Лохматый пес». Физкультминутка « Зайка » , « Колобок » , «Петушок», «Три медведя», «Строим теремок». Хороводные игры « Заинька, выйди в сад » , « Каравай » . Дидактические игры « Помоги зайке » , « Угости зайчика » , « Сложи картинку » , «Собери сказку», « Пазлы по сказкам». Дидактические игры « Угадай сказку » , « Герои русских сказок » , « Мои любимые сказки » (разрезные картинки); Подбор дисков сказок для прослушивания. Подбор дисков по сказкам, мультфильмов для просматривания. Сюжетная игра «Поможем построить теремок для зверей» НОД по рисованию «Колобок», «Заячьи следы», «Солнышко», «Цыпленок» и другие. НОД по лепке «Колобок», «Птички в гнездышке», «Пушистые тучки» и другие.

Слайд 12

Для педагогов: Создание картотеки загадок по сказкам. Подборка иллюстраций по теме «Русские народные сказки» Создание альбома « Герои сказок » . Консультация на тему «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Консультация на тему « Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность » . Консультация на тему «Обучение детей имитационным движением» Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационного материала. Создание картотеки дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр по сказкам. Для родителей: Консультация для родителей на тему «Сказки, которые мы читаем детям». Консультации для родителей. « Как правильно читать ребёнку сказку. » «Театрализованная деятельность в первой младшей группе» Ознакомление родителей с презентацией на тему «Мои любимые сказки». Изготовление разных видов книг по мотивам русских народных сказок для пополнения развивающей среды в группе. Привлечение родителей к созданию книжного уголка в группе.

Слайд 13

Системная паутинка по проекту «Мои любимые сказки» Образовательная область «Познавательное развитие Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. Викторина по сказкам «Знаете ли вы сказки?». Создание альбома «Герои русских народных сказок», Дидактические игры «Угадай сказку», «Герои русских сказок», «Мои любимые сказки» (разрезные картинки). Дидактические игры «Помоги зайке», «Угости зайчика», «Сложи картинку». » Образовательная область « Социально-коммуникативное развитие» Сюжетно-ролевая игра «Испечём колобок». Сюжетная игра «Поможем построить теремок для зверей» Образовательная область «Речевое развитие» Игры – драматизации по сказкам «Репка» и «Колобок». Чтение русских народных сказок «Колобок», «Теремок» и других. Отгадывание загадок. Чтение сказок,фольклора . Показ кукольного театра сказки «Колобок». Показ пальчикового театра сказки «Теремок». Показ настольного театра сказки « Маша и медведь». Пальчиковые игры «Тесто», «Бабушка кисель варила», «Ладушки, ладушки», «Колобок!», «Как у нашего кота», «Петушок», «Апельсин».

Слайд 14

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка). Подбор дисков сказок для прослушивания. Подбор дисков по сказкам, мультфильмов для просматривания. НОД по рисованию «Колобок», «Заячьи следы», «Солнышко», «Цыпленок» и другие. НОД по лепке «Колобок», «Птички в гнездышке», «Пушистые тучки» и другие. Образовательная область «Физическое развитие» Подвижные игры «Зайка беленький сидит», «Жили у бабуси два веселых гуся», «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит…», «Лиса и зайцы», Физкультминутка «Зайка», «Колобок», «Петушок», «Три медведя», «Строим теремок». Хороводные игры «Заинька, выйди в сад», «Каравай». Формы взаимодействия с семьёй. Консультации для родителей. «Как правильно читать ребёнку сказку.», «Сказки, которые мы читаем детям». Презентация на тему «Мои любимые сказки». Изготовление разных видов книгв по мотивам русских народных сказок для пополнения развивающей среды в группе.

Слайд 15

Показ пальчикового театра сказки «Колобок»

Слайд 16

НОД по лепке «Колобок»

Слайд 17

Показ кукольного театра сказки « Колобок»

Слайд 18

НОД по рисованию «Колобок»

Слайд 19

НОД по рисованию «Заячьи следы»

Слайд 20

НОД по лепке «Солнышко»

Слайд 21

НОД по рисованию «Ручейки бегут, журчат»

Слайд 22

НОД по лепке «Вот какие у нас мостики»

Слайд 23

Самостоятельный показ сказок

Слайд 24

Проведение подвижных игр и физкультминуток

Слайд 25

Проведение пальчиковых игр

Слайд 26

НОД по рисованию «Солнышко»

Слайд 27

Итоговое занятие Драматизация по сказке «Теремок»

Слайд 29

Книги изготовленные родителями

Слайд 30

Просмотр видео по драматизации сказки «Теремок» на родительском собрании .

Слайд 31

Спасибо за внимание!

Пальчиковая гимнастика – это инсценировка каких-либо рифмованных историй или сказок при помощи пальцев. Благодаря регулярным занятиям у маленьких детей развивается мелкая моторика рук, и она не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, чувства ритма, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Пальчиковой гимнастикой можно заниматься с самого рождения!

Мы расскажем, в какие пальчиковые игры можно играть с малышом – с учетом его возраста.

Пальчиковая гимнастика

Для чего нужны пальчиковые игры

Владимир Михаайлович Бехтерев – русский и советский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог – в своих работах отмечал, что движения рук оказывают непосредственное влияние на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Они способны снимать напряжение в речевом аппарате и улучшать произношение звуков, а значит, развивать речь ребенка.

Польза пальчиковых игр

  • Активируют зоны коры головного мозга, отвечающие за речь.
  • Развивают мелкую моторику.
  • Помогают формированию четкой, ритмичной речи.
  • Помогают научиться концентрировать и распределять внимание.
  • Снимают излишнее нервное напряжение.
  • Улучшают память.
  • Способствуют овладению навыками письма, рисования.
  • Развивают фантазию, воображение.
  • Улучшают гибкость и подвижность кистей и пальцев рук ребенка.
  • В общении со взрослым помогают развитию подражания и социализации.
  • Выступают отдельным видом игрового занятия.
  • Может служить отличным способом занять ребенка в дороге.

Зачем нужны пальчиковые игры

4 вида пальчиковых упражнений

Все игры с пальчиками можно разделить на несколько видов, в зависимости от возраста.

1. Упражнения для кистей рук

Помогают научиться расслаблению и напряжению мышц, переключаться с одного положения на другое, развивают подражание. Такие занятия можно проводить примерно с полутора лет, когда ребенок целенаправленно может повторять движения за взрослым и выполнять простые просьбы.

2. Динамические упражнения

Учат детей сгибать-разгибать пальчики, координировать точность движений. Такие игры подойдут для младших дошкольников.

3. Статические игры

Помогают закрепить уже полученные умения, требуют точности при выполнении. Могут выполняться в среднем и старшем дошкольном возрасте.

4. Массаж

Развивает сенсорно-тактильные ощущения, помогает снизить тонус мышц и подготовить пальцы к более сложным упражнениям. Массаж можно делать уже с рождения.

Совет

  • В первые месяцы после рождения можно делать пальчиковый массаж своими пальцами, поглаживая и осторожно разминая пальчики ребенка.
  • Примерно с полугода в качестве массажеров используйте различные предметы, отличающиеся по текстуре, форме, размеру, весу. Это могут быть, например: многогранные карандаши; резиновые или пластмассовые игрушки; мячи (в том числе, рельефные); камешки; грецкие орехи (все эти предметы нужно прокатывать между ладошками малыша); крупные бусы (ребенок должен перебирать нанизанные элементы по одному); зубные щетки (массаж делают щетиной).

Как правильно провести пальчиковую гимнастику

  • Начинать делать с малышом пальчиковые упражнения можно после года.
  • Чтобы они были интересными, каждую игру хорошо сопровождать определенным ритмичным текстом – стихами, потешками, сказками, которые «инсценируются» при помощи пальцев и ладошек.
  • Слова обязательно нужно произносить ритмично и выразительно. Это помогает ребенку научиться правильно и красиво оформлять свою речь.
  • Как правило, фантазия детей живо включается в игру, и они с удовольствием выполняют все упражнения.

О чем нужно помнить при пальчиковых играх:

  1. Согрейте руки перед занятием! Ваши пальцы не должны быть холодными.
  2. Перед началом гимнастики нужно сделайте общую разминку для кистей и пальчиков, чтобы они разогрелись, стали податливее.
  3. Во время игр контролируйте, чтобы ребенок задействовал в упражнениях все пальчики.
  4. При проведении гимнастики родители должны не только следить за тем, как ребенок выполняет упражнения, но и оказывать тактильное влияние на ручки малыша (гладить, щекотать).
  5. Ни в коем случае не заставляйте малыша играть, если он против: будет больше вреда, чем пользы.
  6. Занимайтесь регулярно! Залог успеха – в систематических упражнениях.

ДАВАЙТЕ ИГРАТЬ!

Пальчиковые игры для детей 1–2 лет

Для малышей этого возраста подойдут самые простые упражнения:

  • разминать пальчики малыша (чередуем растирание, сгибание и разгибание);
  • гладить и массировать ладошку;
  • использовать для массажа подогретые грецкие орехи и массажные ежики-шарики (продаются в ортопедических салонах).

Элемент игры в занятия вводим постепенно. Начинать лучше с простых потешек и действий, которые малыш сможет повторить.

Кулачок

Этот пальчик — маленький,

(загибаем мизинчик)

Этот пальчик — слабенький,

(загибаем безымянный пальчик)

Этот пальчик — длинненький,

(загибаем средний пальчик)

Этот пальчик — сильненький,

(загибаем указательный пальчик)

Этот пальчик — толстячок,

(загибаем большой пальчик)

Ну а вместе — кулачок!

Домик

Дом стоит с трубой и крышей,

На балкон гулять я вышел.

(ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию — труба, балкон)

Очки

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам)

Фонарики

Вот фонарики горят, всех ребяток веселят! (пальцы растопырены)

Вдруг погасли фонари, (пальцы сжаты в кулак)

Ты скорей домой беги! (руки спрятаны за спину).

Пальчиковая гимнастика для малышей

Пальчиковые игры для детей 2–3 лет

В этом возрасте детям уже можно предлагать координационно более сложные игры.

Про дружбу

Ребенку нужно точно попадать пальчиком на пальчик, уметь переплетать их между собой.

Дружат во дворе у нас девочки и мальчики (дети сцепляют пальчики в замочек)

Подружу-ка я сейчас и маленькие пальчики (дети поочередно соединяют подушечки одноименных пальцев рук)

Раз, два, три, четыре, пять – начинай считать опять (дети возвращают пальчики в исходное положение)

Раз, два, три, четыре, пять – мы закончили считать (замочки размыкаются, малыши трясут кистями рук).

Горошки

Раскатились по дорожке

Разноцветные горошки.

Птички весело клюют,

Нам горошки не дают,

Дайте мне горошинку! Я такой хорошенький!

1–2 строчки – подушечками пальцев обеих рук выполняем легкие постукивания по поверхности стола, изображая раскатившиеся горошинки.

3–4 строчки – пальцы обеих рук собираем в щепоть и «клюем» воображаемые горошинки. 5 строчка – складываем руки лодочкой, вытягиваем их вперед и «просим» горошинку.

6 строчка – обеими ладонями гладим себя по щекам или по голове.

Кошка

Вот кулак (показываем кулачек)

А вот ладошка (показываем ладошку)

На ладошку села кошка (ставим свои пальцы на ладонь малыша)

И крадется потихоньку (2–3 раза пальцы шагают по руке)

Видно мышка там живет (щекочем)

Пальчиковые игры для детей 3–4 лет

Чем старше становится ребенок, тем сложнее по исполнению могут быть стишки для пальчиковой гимнастики. «Высший пилотаж» — точно обыграть пальцами сюжет какой-то сказки. При этом ребенку надо не просто показать «ушки на макушке» у зайки или «намазать варенье на блины», а строить из ладошек целые замысловатые фигуры (птицу с крыльями, мышку с хвостиком), изображать сложные действия («лепить пирожки», «копать огород»).

Когда взрослый показывает такую фигуру, малыш не просто запоминает ее и повторяет – он развивает фантазию и ассоциативное мышление.

Осьминожки

Две веселых осьминожки

По морской брели дорожке (обе руки изображают осьминогов, передвигающихся пальцами-щупальцами по дну моря)

Повстречались, удивились, («осьминоги» замирают, «приседают», снова вытягиваются)

Улыбнулись, подружились. (руки сближаются, можно «поздороваться» указательными пальцами)

И теперь они вдвоем

Изучают водоем. (сцепившись большими пальцами, руки «путешествуют» вместе).

Паровоз

Ехал, ехал паровоз (руки в «замок», большие пальцы вращаются)

Прицепил вагон, повез. (сцепить указательные пальцы)

Ехал, ехал паровоз

Прицепил вагон, повез.

Пальчиковая гимнастика в 5 - 6 лет

Пальчиковые игры для детей 5–6 лет

Продолжаем разыгрывать сюжеты с помощью пальчиков. Усложняем движения, подключаем эмоции. Пальчиковые игры становятся уже мини-спектаклями.

Белка

Сидит белка на тележке, (исходное положение — кисти рук сжаты в кулак)

Продает она орешки, (круговые движения кистью вправо, влево)

Лисичке-сестричке, (разогнуть большой палец)

Воробью, (разогнуть указательный палец)

Синичке, (разогнуть средний палец)

Мишке толстопятому, (разогнуть безымянный палец)

Заиньке усатому. (разогнуть мизинец)

Вот так! (Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)

Стол

Левую руку сложить в кулачок. Сверху на кулак опустить ладошку правой руки. Локоть правой руки – параллельно полу. Менять положение рук.

У стола четыре ножки,

Сверху крышка, как ладошка.

Стул

К нижней части тыльной стороны левой ладошки приставить кулачок с подвёрнутым большим пальцем. Менять положение рук.

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье.

Лужок

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот

(загибать поочереди пальцы)

На зелёный на лужок.

(указательным пальцем правой руки обвести круг по левой ладони)

Приходи и ты дружок.

(ладони повёрнуты к себе, сгибаем пальцы – зовём к себе)

Пальчиковая гимнастика в 6 -7 лет

Пальчиковые игры для детей 6–7 лет

Основная задача пальчиковых игр для детей 6-7 лет – помощь в подготовке руки к письму.

Дом

На поляне дом стоит, («дом» — изобразить двумя руками, крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом)

Ну а к дому путь закрыт. (правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх)

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем. («ворота» — ладони разворачиваются параллельно друг другу).

Повар

Повар готовил обед,

А тут отключили свет. (ребром ладони дети стучат по столу)

Повар леща берет

И опускает в компот (загибают большие пальцы)

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье (загибают средние пальцы)

Угли бьет поварёшкой. (загибают безымянные пальцы)

Сахар сыплет в бульон. (загибают мизинцы)

И очень доволен он. (разводят руками).

Моя семья

Знаю я, что у меня (поднимают руку ладонью к себе)

Дома дружная семья! (и в соответствии с текстом, в определенной последовательности загибают пальцы: сначала безымянный, затем мизинец, указательный средний и большой) Это – мама,

Это – я,

Это – бабушка моя,

Это – папа,

Это – дед.

И у нас разлада нет.

Значение мелкой моторики для развития речи ребенка и его интеллекта в целом переоценить сложно. Регулярные занятия разными видами пальчиковой гимнастики способствуют не только развитию мелкой моторики, но в целом улучшению координации, памяти, воображения, концентрации внимания. Все это – основа нормального психоэмоционального и речевого развития ребенка, залог его успехов в школе.

Полезных и веселых вам игр!

Видео

Фото: © Depositphotos

Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.

Продолжительность: краткосрочный (1 неделя).

Участники: дети, воспитатели, родители.

Актуальность темы

Сказки для детей раннего возраста просты, носят цикличный характер: повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить её, побуждает интерес к слову, вовлекая в активную речевую работу. Сказка является помощником не только в развитии речи у детей раннего возраста, но и в развитии разнообразных сенсорных эталонов.

Также сказка нужна для того, чтобы в иносказательной форме показать процесс становления ребёнка от маленького, бессильного и неумелого до большого, сильного, и умелого. Для этого герой проходит ряд испытаний, из которых каждый раз выходит победителем: то есть растёт, взрослеет, становится умнее.

Цель проекта: расширение представления детей о русских народных сказках (на примере сказки «Колобок») развитие воображения, мышления, звукоподражания; привлечение родителей воспитанников к совместной деятельности по реализации проекта.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с народным творчеством на примере сказки «Колобок»
  • Побуждать детей к звукоподражанию, проговариванию слов
  • Побуждать детей отвечать на вопросы
  • Обогащать сенсорный опыт детей (осязание)
  • Формировать умение узнавать в игрушках, на картинках персонажей сказки и называть их.

Развивающие:

  • Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей и мелкую моторику рук;
  • Пополнять и обогащать словарный запас детей:
    • существительными: колобок, заяц, волк, медведь, лиса, мордочка;
    • прилагательными: жёлтый, румяный, круглый;
    • глаголами: постудить, покатился.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие: стимулировать любознательность. Продолжать работу по обогащению сенсорного опыта детей.
  • Речевое развитие: пополнять и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами.
  • Художественно-эстетическое развитие: развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности. Приучать детей к слушанию народных сказок, сопровождая их чтение показом различного вида театра.
  • Физическое развитие: сохранять, укреплять здоровье детей; предупреждать утомление.

Предполагаемый результат:

  • Дети проявляют интерес в рассматривании картин и иллюстраций к сказке «Колобок».
  • Речь детей активизируется, они отвечают на вопросы воспитателя.
  • Обогащается сенсорный опыт детей.
  • Дети следят за развитием действия в драматизации сказки.
  • Родители принимают участие в изготовлении поделок по сказке.

Этапы работы над проектом

I ЭТАП — Подготовительный

Создание условий, необходимых для реализации проекта. Обогащение предметно-развивающей среды, сбор и анализ литературы по данной теме.

  • Дидактические игры:
  • «Катится Колобок или нет?» на сравнение куба и шара, что покатится, а что нет?;
  • «Собери героев сказки» (пазлы) на развитие мелкой моторики рук;
  • «Найди такую же картинку» на развитие внимания
  • «Провести колобка по тропинке»: на развитие внимания, мелкой моторики;
  • Наглядно-дидактические пособия:
      Картинки и иллюстрации к сказке

    • Макет по сказке «Колобок»
    • Тактильная книга «Колобок»
    • Подборка различных видов театра: настольный, перчаточный, на фланелеграфе, магнитный
    • Подборка пальчиковой гимнастики

3. Разработка ОД по развитию речи.

II ЭТАП — Основной

Деятельность с детьми:

  • Чтение русской народной сказки «Колобок»;
  • Рассматривание картин, иллюстраций к сказке;
  • Драматизация сказки «Колобок»;
  • Разучивание пальчиковой гимнастики;
  • Проведение дидактических игр;
  • П/и «Пройти по дорожке колобка»: упражнять в ходьбе по ограниченной площади, развивать чувство равновесия, ловкость;
  • П/и «Догони Колобка»: упражнять детей в беге в разных направлениях, не задевая друг друга;
  • Развитие движений «Колобок»: учить детей становиться в круг, расширять и сужать его;
  • Развитие движений: учить детей имитировать движения сказочных героев;
  • Дыхательные упражнения «Чей колобок дальше катиться?» — укреплять круговые мышцы рта, тренировать навыки правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах;
  • Проведение артикуляционная гимнастики«Варенье»: выработка подъема языка вверх; подвижности кончика языка;
  • Игровая ситуация «Построим дом для колобка»;
  • Проведение НОД «Колобок» по речевому развитию;
  • Оформление выставки детских работ.

Взаимодействие с родителями:

  • Выставка творческих работ «Такой разный Колобок»;
  • Консультации:
      «Прививаем детям любовь к сказкам»;

    • «Почему важно перечитывать ребенку одну и ту же книгу. Снова и снова».

III ЭТАП — Заключительный

Обобщение материалов проекта, анализ деятельности детей.

Публикация материала на сайте ДОУ, на образовательном портале «Продлёнка».

Презентация проекта

Результаты проекта:

В ходе реализации проекта дети познакомились с русской народной сказкой «Колобок», рассмотрели иллюстрации и картинки по теме. Был пополнен и активизирован словарный запас, разучены новые дидактические и подвижные игры, пальчиковая гимнастика.

Дети посмотрели драматизацию сказки в различном исполнении. Проведены занятия по различным видам деятельности, а также с использованием нетрадиционной техники — аппликация «рваной бумагой».

Совместно с родителями была создана выставка «Такой разный Колобок», тактильная книга «Колобок» и сделан макет по сказке.

Я считаю, что реализация проекта прошла успешно.

img1

Презентация проекта:

  • Выставка работ по теме «Наш веселый Колобок» (дети);
  • «Такой разный Колобок» (родители).

Приложения:

  1. Пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили».
  2. Конспект НОД «Колобок» по речевому развитию.
  3. Подборка фотографий продуктивной деятельности.

Список литературы

  1. Русская народная сказка «Колобок»;
  2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — 336;
  3. Карпухина Н.А.Конспекты занятий в ясельной группе;
  4. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. — М.: Карапуз. — 2010;
  5. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. — М: ООО Издательство «Дом. ХХ век». — 2008. — 249с.;
  6. Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика для малышей. — М.: Сфера, 2017. — 869 c.

  • Ощютить или ощутить как пишется
  • Павлопосадский платок зимняя сказка
  • Павел флоренский собрание сочинений
  • Очень смешон как пишется
  • Ошибачно или ошибочно как пишется