Пальчиковые игры по мотивам народных сказок

Автор: пинатьева анна александровнанетрадиционное родительское собрание мастер-класс на тему: пальчиковые игры как средство развития речи и мелкой моторики рук у

Автор: Пинатьева Анна Александровна
Нетрадиционное родительское собрание (мастер-класс)  на тему: «Пальчиковые игры как средство развития речи и мелкой моторики рук у детей»

Цель: Познакомить родителей с нетрадиционными пальчиковыми играми; показать родителям значение пальчиковой гимнастики для развития речи детей.

План:

1. Значение и роль пальчиковых игр в развитии детей.

2. Мастер-класс для родителей (показ правильного выполнения пальчиковых игр)

Ход собрания:

Здравствуйте уважаемые родители. Я очень рада  всех вас видеть.

Все мы с вами родом из детства. Только в детские годы нам позволено играть беззаботно. А кто из Вас может сказать для чего дети играют?

Ответы родителей — …

Вы правы, через игру ребенок познает окружающий его мир. В игре дети подражают взрослым – родителям, воспитателям. В игре ребенок «примеряет» на себя разные роли, тем самым подготавливаясь к жизни в социуме.

Сегодня мы поговорим не просто о игре, а о игре пальчиками.

Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений. Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.

Этапы разучивания игр:

1. Сначала показываем игру малышу сами.

2. Затем показываем игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

4. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Уважаемые родители, а сейчас я попрошу вас побыть в роли детей дошкольного возраста и поиграть со мной в пальчиковые игры.

Для начала давайте разогреем ручки.

Такие упражнения важно проводить в начале деятельности, связанной с ручным трудом.

Растирание ладоней

«Ручки греем» — упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,

Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

Растирание пальцев

«Крепко пальчики сожмём,

После резко разожмём»

— Руку сжать в кулак. Резко разжать (5 раз).

«Пила» — ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.

Пилим, пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Надо сильно постараться,

И терпения набраться.

Ручки разлгрели. Идем дальше.

Очень интерестными являются игры с пальчиками по мотивам русских народных сказок. А вы слышали о таких играх?

Ответы родителей…

«Репка»

В огороде дедка репку посадил и водой из лейки, репку он полил («Колечки»)

Расти, расти репка, и сладка, и крепка.

Расти, расти репка, и сладка, и крепка («Хлопки»)

Выросла репка всем на удивление («Колечки»)

Большая – пребольшая, всем хватит угощения («Лучики»)

Выросла репка, и сладка, и крепка.

Выросла репка, и сладка, и крепка. («Хлопки»)

«Колечки» — подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них;

«Лучики» — при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы;

Рукавичка

Из-за леса, из-за гор (Дети шлепают ладошками по коленям).

Топал дедушка Егор.

Очень он домой спешил,

Рукавичку обронил. (Жест рукавичка)

 Мышка по полю бежала. (Бегают пальчиками одной руки по другой.)

 Рукавичку увидала.( Жест «Рукавичка»).

Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладошке).

Мышку здесь никто не ждет?( Грозят пальцем).

Стала жить – поживать,

 Звонки песни распевать.( Хлопки).

 Зайка по полю бежал, (жест «Зайка»)

Рукавичку увидал. (Жест «Рукавичка»).

 Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладошке).

 Звонко песенку поет? (Хлопки)

 Мышка зайку пригласила, (Зовут, жестикулируя правой рукой).

Сладким чаем напоила. (Вытягивают вперед руки,

ладошки складывают в виде чашечки).

 Зайка прыг, зайка скок,

Зайка пирогов напек. («Пекут» пирожки).

Как по лесу шла лисичка, (Мягкие движения кистями рук).

Увидала рукавичку. (Жест «Рукавичка»).

 — Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладошке).

Звонко песенку поет? (Хлопки)

И лисичку пригласили. (Мягкие движения кистями рук).

 Пирожками угостили. («Пекут» пирожки).

Стала жить там поживать,

 Пол метелкой подметать. (Движение руками вправо-влево).

Мишка по полю гулял. (Стучать но коленкам кулачками).

 Рукавичку увидал. (Жест «Рукавичка»).

 — Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладощке).

 Звонко песенку поет?( Хлопки)

Звери испугались.( Сжать пальцы в «замок»).

 В страхе разбежались. (Развести руки в сторону).

Вам понравилось?

Ответы родителей …

Как думаете вашим детям понравится играть дома вместе с вами?

Ответы…

Существует множество игр для пальчиков:

— игры с предметами:  с массажными мячиками, игры с карандашами, игры с прищепками и тд.

Давайте мы с вами поиграем с помощью пришепок.

Игры с прищепками

— Мы весёлые прищепки,

Коль поймаем держим крепко!

Раз, два, три, четыре, пять!

прищепки будем мы катать!

(Прищепка лежит на левой руке, любуемся ею, покачивая головой вправо-влево, накрываем её правой рукой и прокатываем между ладонями)

Следующая игра:

— Большой пальчик мы поймаем и немного покачаем! (Ловим прищепкой большой палец левой руки и качаем пальчик с прищепкой)

Указательный поймаем и немного покачаем! (Ловим указательный палец левой руки и качаем)

Средний пальчик мы поймаем и немного покачаем! (Ловим средний палец левой руки и качаем)

Безымянный мы поймаем и немного покачаем! (Ловим безымянный палец левой руки и качаем)

И мизинец мы поймаем и немного покачаем! (Ловим мизинец левой руки и качаем)

Раз, два, три, четыре, пять! Прищепки будем мы катать! (Прищепка лежит на правой руке, накрываем её левой рукой и прокатываем между ладонями, затем выполняем аналогичные действия на правой руке.)

А про такие пальчиковые игры вы слышали? Играли?

Ответы родителей …

Мы подошли к заключительной части нашего собрания.Давайте подведем итоги.

Итак, пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных  историй  при  помощи  пальцев.  Благодаря  играм  с  пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых  центров.  Ребёнок  получает  новые  тактильные  впечатления,  учится концентрировать  внимание  и  сосредотачиваться.  Такие  игры  формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

Я хочу Вас поблагодарить за то что вы не пожалели своего времени и пришли, за активное участие в проведении собрания и хочу пожелаеть Вам  успехов в воспитании детей. Любите своих детей, берегите их,развивайте, а мы воспитатели Вам в этом поможем.

Всем желающим я могу раздать памятки с пальчиковыми играми. Играйте дома вместе с детьми. Досвидания.

Памятка для родителей.

Пальчиковые игры

1. По мотивам русских народных сказок.

«Репка»

В огороде дедка репку посадил и водой из лейки, репку он полил («Колечки»)

Расти, расти репка, и сладка, и крепка.

Расти, расти репка, и сладка, и крепка («Хлопки»)

Выросла репка всем на удивление («Колечки»)

Большая – пребольшая, всем хватит угощения («Лучики»)

Выросла репка, и сладка, и крепка.

Выросла репка, и сладка, и крепка. («Хлопки»)

«Колечки» — подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них;

«Лучики» — при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы;

Рукавичка

Из-за леса, из-за гор (Дети шлепают ладошками по коленям).

Топал дедушка Егор.

Очень он домой спешил,

Рукавичку обронил. (Жест рукавичка)

 Мышка по полю бежала. (Бегают пальчиками одной руки по другой.)

 Рукавичку увидала.( Жест «Рукавичка»).

Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладошке).

Мышку здесь никто не ждет?( Грозят пальцем).

Стала жить – поживать,

 Звонки песни распевать.( Хлопки).

 Зайка по полю бежал, (жест «Зайка»)

Рукавичку увидал. (Жест «Рукавичка»).

 Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладошке).

 Звонко песенку поет? (Хлопки)

 Мышка зайку пригласила, (Зовут, жестикулируя правой рукой).

Сладким чаем напоила. (Вытягивают вперед руки,

ладошки складывают в виде чашечки).

 Зайка прыг, зайка скок,

Зайка пирогов напек. («Пекут» пирожки).

Как по лесу шла лисичка, (Мягкие движения кистями рук).

Увидала рукавичку. (Жест «Рукавичка»).

 — Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладощке).

Звонко песенку поет? (Хлопки)

И лисичку пригласили. (Мягкие движения кистями рук).

 Пирожками угостили. («Пекут» пирожки).

Стала жить там поживать,

 Пол метелкой подметать. (Движение руками вправо-влево).

Мишка по полю гулял. (Стучать но коленкам кулачками).

 Рукавичку увидал. (Жест «Рукавичка»).

 — Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладощке).

 Звонко песенку поет?( Хлопки)

Звери испугались.( Сжать пальцы в «замок»).

 В страхе разбежались. (Развести руки в сторону).

2. Игры с камушками

С помощью камушков можно массировать запястье, кисти рук, ладони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны.

«Орехи»

Научился два ореха

Между пальцами держать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать

(Перебирать по кругу два камушка, зажав их в ладони).

— прятать камушек в плотно сжатой ладони (сначала в одной руке, потом в другой);

— кончиками пальцев одной руки ввинчивать камушек в середину ладони другой руки;

— прокатывать камушек по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья.

3. Игры с прищепками

— Мы весёлые прищепки,

Коль поймаем держим крепко!

Раз, два, три, четыре, пять!

прищепки будем мы катать!

(Прищепка лежит на левой руке, любуемся ею, покачивая головой вправо-влево, накрываем её правой рукой и прокатываем между ладонями)

— Большой пальчик мы поймаем И немного покачаем! (Ловим прищепкой большой палец левой руки и качаем пальчик с прищепкой)

Указательный поймаем И немного покачаем! (Ловим указательный палец левой руки и качаем)

Средний пальчик мы поймаем И немного покачаем! (Ловим средний палец левой руки и качаем)

Безымянный мы поймаем И немного покачаем! (Ловим безымянный палец левой руки и качаем)

И мизинец мы поймаем И немного покачаем! (Ловим мизинец левой руки и качаем)

Раз, два, три, четыре, пять! Прищепки будем мы катать! (Прищепка лежит на правой руке, накрываем её левой рукой и прокатываем между ладонями, затем выполняем аналогичные действия на правой руке.)

comments powered by HyperComments

Одной из популярных форм деятельности в ДОУ являются игры с переодеваниями. Они приносят детям много радости и пользы. Малыши развивают мелкую моторику, застегивая пуговицы и завязывая ленточки. Формируются навыки самообслуживания. Перевоплощаясь в животных, сказочных героев, представителей различных профессий, ребятишки развивают фантазию, отрабатывают необходимые поведенческие навыки.

Во время игр дошкольники примеряют различные роли. Они представляют себя героями сказок, продавцами и врачами, пожарными и космонавтами, принцессами и супергероями. Таким образом малыши получают необходимый жизненный опыт, учатся общаться в рамках заданного регламента поведения. Большим подспорьем становятся различные атрибуты, костюмы, позволяющие перевоплотиться в выбранного персонажа. Специально для этих целей и организуется в детском саду уголок ряженья.

Предметно-развивающая среда в группе организуется для детей, поэтому должна быть соразмерна их росту, легкодоступна. В зависимости от возраста меняется наполнение уголков ряженья, поскольку меняются игры и физиологические возможности детей.

Младшая группа:

Детям требуется помощь взрослого. Воспитатель помогает организовать коллективную игру, распределяет роли, обогащает сюжет. У малышей не развито абстрактное мышление. Поэтому важно, чтобы воспроизводимое действие максимально напоминало настоящее.

Комплектация уголка ряженья в младших группах:

  • Герои русских народных сказок («Репка», «Колобок», «Курочка ряба»). 10 фартуков: колобок, заяц, медведь, волк, лиса, репка, собака, кошка, мышка, курочка, 2 сарафана с косынками из набивной ткани, серый картуз из смесовой ткани, рубаха – косоворотка из набивной ткани, брюки.

  • Предметы игрового обихода для военно – патриотического воспитания. Фуражка, бескозырка, голубой берет, пилотка с красной звездочкой, кепи (от костюма военного).

  • Костюмы и аксессуары для сюжетно – ролевой игры. Костюм медсестры и доктора, парикмахера, продавца, инспектора ДПС, пояс монтажника, водитель, сумки – клубнички.

Средняя группа

Дети на пятом году жизни активно осваивают совместную ролевую игру. Любимые сюжеты: дочки-матери, визит к врачу, совершение покупок в магазине. Воспитатель расширяет жизненный опыт детей и стимулирует гибкое ролевое поведение, вводя в игру новых персонажей, неожиданно меняя сюжет. Происходит знакомство с различными профессиями. Важное место занимает театрализованная игра, во время которой ребятишки воспроизводят несложный сюжет. Перевоплощаясь в героев сказки, они раскрепощаются, учатся создавать образы посредством движений, интонаций, мимики. Примерить на себя чужую роль помогает реквизит из уголка ряжения в детском саду.

Комплектация уголка ряженья в средней группе:

  • Герои сказок («Красная шапочка», «Три поросенка», «Кот, лиса и петух» «Лиса и заяц»). Красный чепец, красный плащ, шапка волка, серый плащ, белый чепец, фартук, 3 шапки поросят, шапка зайца, лисы, кота, петуха.

  • Игровая атрибутика. Плащи без воротников (синий, желтый и зеленый), кокошник, картуз с цветком, венок с лентами, бандана пиратская, корона, ободок с золотой тесьмой, 2 фартука принцессы, 2 набора: щит и меч, 2 парика (70 см) разных цветов.

  • Предметы игрового обихода для военно – патриотического воспитания. Фуражка, бескозырка, голубой берет, пилотка с золотой звездочкой, шлем танкиста, фуражка капитана.

  • Костюмы и аксессуары для сюжетно – ролевой игры. Официант, повар, медсестра, доктор, инспектор ДПС, полицейский, мастер маникюра, пожарный, носилки, скатерть и салфетки, шланг.

Старшие группы

Ролевые игры детей 5-7 лет сложнее по сюжету. Они строятся не только на основе личного опыта, но и по мотивам прочитанных книг, просмотренных мультфильмов, телепередач. Дети вживаются в роль, изображают не только действия персонажей, но и их характер, отношение друг к другу.

Комплектация уголка ряженья в старших группах:

  • Герои сказок («Золушка», «Белоснежка и 7 гномов» «Дюймовочка»). Фартук Золушки, фартуки мачехи и сестер, 2 короны и 2 плаща для короля и принца, головной убор и фартук феи крестной, фартук Белоснежки и колпаки гномов, шапки крота, мыши, ласточки, жука и лягушки.

  • Предметы игрового обихода для военно – патриотического воспитания. Плащ-палатка, шлем военного летчика, костюм космонавта (накидка + шлем), костюм десантника.

  • Костюмы для сюжетно – ролевой игры. Летчик, стюардесса, клоун, силач, фокусник, фотограф, швея, рабочий (автомеханик), почтальон.

Эти комплекты ряженья появлятся в продаже в ближайшее время, а пока предлагаем ознакомится с нашим полным списком
комплектов по ФГОС ДО >>>

Наглядные методы и приемы по приобщению
детей к художественной литературе

Степанова Светлана Вячеславовна,
учитель-логопед 

Приобщая детей к художественной литературе, педагоги широко используют словесные методы и приемы, но наиболее эффективными являются наглядные и игровые, так как именно они способствуют легкому и свободному запоминанию литературного произведения.
 К наглядным методам относятся театрализованные игры, игры-драматизации, элементы инсценировки, дидактические игры, показ иллюстраций, схемы, составление алгоритма, пальчиковые игры, просмотр видео, аудио фильмов, мультфильмов, оформление выставки, книжного уголка.
 Произведения для ознакомления детей с художественной литературой, желательно подбирать с учетом лексической темы недели, опираясь на программные рекомендации, учитывая специфику логопедического дефекта группы.
 Рассмотрим наглядные методы и приемы, которые можно использовать при ознакомлении детей с художественной литературой по теме «Дикие животные» в старшей группе детского сада.
Подготовку к пересказу русской народной сказки «Заюшкина избушка» лучше начать с чтения сказки с показом иллюстраций, при этом показ не должен нарушать целостного восприятия текста.
Далее следует рассказывание сказки педагогом с последовательным выкладыванием иллюстраций детьми.
Затем проводится дидактические игры с использованием иллюстраций «Собери картинку» (разрезные картинки), «Сказка в картинках» (перепутав картинки и убрав одну из них, предложить рассказать, какой эпизод исчез), «Герои заблудились» (найти место герою, рассказать фрагмент литературного текста).
Инсценировку сказки «Рукавичка» начинаем с чтения книжки-игрушки с показом иллюстраций.
Далее следует рассказ с использованием игрушек.
Образно-игровые этюды, этюды-загадки пробуждают у детей интерес к деятельности, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения: «Кто лучше изобразит заданное животное», «Отгадай изображенное животное», «Изобрази понравившееся животное». При этом дети сами выбирают наиболее удачные образы.
Сравнение персонажей сказки «Рукавичка» с героями хорошо знакомой сказки «Теремок» позволяет детям лучше понять характер героев, повышает речевую активность детей.
Привлекая родителей к познанию ознакомления детей с художественной литературой, предложили украсить «рукавичку», подобрать загадки, стихотворения. Получились замечательные книжки-малышки.
Метод ТРИЗ используется в детском саду для развития творческой изобретательской смекалки. Используя этот метод, провели дидактическую игру «Рукавичка». Вместо героев сказки в «рукавичку» пускают различные предметы, если назвать, чем похож данный предмет, который находится в «рукавичке», в случае правильного ответа, новый предмет становится хозяином «рукавички». Игру можно проводить с различными предметами и животными.
Для ознакомления с волшебными сказками, например, «Царевна-лягушка», хорошо использовать карты Проппа. Владимир Яковлевич Пропп (выдающийся советский ученый, фольклорист), изучив структуру волшебных сказок, сформулировал три принципа:

  • Постоянными, устойчивыми элементами являются функции действующих лиц, не зависимо от того, кем и как они выполняются;
  • Число функций в волшебной сказке ограниченно;
  • Последовательность функций одинакова.

Согласно системе Проппа этих функций тридцать одна. Для работы с детьми он выделил двадцать. Начинать работу лучше с шести карт, постепенно увеличивая количество. Карты помогают удерживать в памяти большое количество информации. Карты можно использовать для сочинения сказок, как наглядную опору.
Игры с картами Проппа:

  • Коллективное составление историй по специальному набору карт.
  • Составление историй по нескольким карточкам, выбранным специально или произвольно.
  • Каждому рассказать фрагмент в соответствии с карточкой.
  • Придумать по очереди (через одного) историю, поделив набор пополам.

«Бином Радари»- один из методов развития фантазии и литературных способностей детей. В этой игре каждый ребенок берет по одной карточке из двух стопок картинок с изображением различных предметов. В результате, один из двух совершенно случайно взятых предметов, становится прилагательным, а другой остается существительным (ягода-лягушка=ягодная лягушка).
Ознакомление со сказкой С. Михалкова «Заяц-симулянт» можно подготовить в виде показа теневого театра, а рассказ «Как медведь сам себя напугал» по Н. Сладкову выстроить с помощью графической мнемодорожки. После показа детям кукольного спектакля «Волк и лиса» по мотивам русской народной сказки дети могут нарисовать иллюстрации, собрать пазлы , передавая содержание отдельных отрывков.
Рассказывание сказки Ш.Перро  «Красная шапочка» сопровождается действиями с игрушками настольного театра. Для развития воображения можно воспользоваться методом «Салат из сказок», когда героем одной сказки, например, Красной Шапочке и Волку добавляют героев из других сказок: Незнайку, Карабаса, Айболита и других. Дети определяют, кому будут помогать новые персонажи в зависимости от характера героя. Для этой цели используют карточки –модели или игрушки и карточку с изображением двух дорожек. Дети сами придумывают развитие сюжета и конец сказки.
В работе по заучиванию стихотворений хорошо использовать мнемотехнику, которая включает:

  • Мнемодорожки
  • Мнемоквадраты
  • Мнемотаблицы.

Эти схемы, в которых содержится определенная информация, облегчают процесс запоминания.
Для ознакомления с художественной литературой можно использовать:

  • Игры с волшебными наклейками
  • Парные картинки
  • Лото
  • Домино
  • Различные виды театров: бумажный, настольный, пальчиковый.

В результате таких занятий у детей активизируется литературный опыт, а знакомые произведения начинают использоваться в речевой и игровой деятельности, обогащая сюжетную игру дошкольников.
У старших дошкольников проявляется выраженный интерес к просмотру фильмов, мультфильмов, спектаклей и к самостоятельному участию в театрализованной деятельности по мотивам литературных текстов.

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №3 « Ромашка»

Проект

в средней группена тему:

« По тропе русских народных сказок»

Выполнила:

Воспитатель: Герасимова Т.В.

Цель: Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.

Задачи:
Для детей:
•Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
•Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
•Расширять представление детей о сказках.
•Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
•Укреплять дружеские отношения в семье.
•Прививать любовь и интерес к русским народным сказкам. 

Актуальность темы.
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Проблема:
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому я решила уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании детей.

Участники проекта: Дети средней группы, воспитатель, родители.

Срок реализации:  3 недели.

Тип проекта: групповой.

Ожидаемые результаты: 
1. К концу года детей будут иметь представление о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.
2. Повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с воспитателем. 

Формы работы:
— беседы
— показ сказок
— продуктивная деятельность детей
— выставки творческих работ детей.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

1этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1. Изучение методической литературы 
2. Обогащение развивающей среды: 
в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками;
в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров.
в игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок;
в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам; 
3.Изготовление альбома для рассматривания:
«Предметы быта русской избы»
4. Создание картотеки игр:
Русские народные игры, дидактические игры, загадки о сказках, пальчиковые игры по мотивам народных сказок. Физминутки по русским народным сказкам.

5.Картотека Мнемо – таблиц.
2 этап — ОСНОВНОЙ
1. Чтение художественной литературы
2. Беседы: 
«Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?»
«На кого из сказочных героев я похож»
«В гости к книге»
«Кто рисует картинки к сказкам»
3. Художественно-эстетическое развитие:

Рисование по русской народной сказки «Три медведя»
Аппликация «Заюшкина избушка»
4. Занятие на тему «Русская изба»

5. Рассматривание альбома «Предметы быта русской избы»

6. Рассказывание сказок, используя мнемо-таблицы.

7. Отгадывание загадок на тему: «Сказки» 
8.
Чтение пословиц, поговорок о русском быте, гостеприимстве.
9. Настольно-печатные игры:
— «Любимые сказки» («Играем и учимся»)
— «Домино»
— «Золотая рыбка»
— «Русские народные сказки» (с фишками) 
— «Ассоциации- развивающее лото»- « В гостях у сказки» 

10. Пальчиковые игры по мотивам народных сказок.

11. Рассматривание репродукций картин В.Васнецова «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке.

12.Показ воспитателем театров по сказкам: 

— Теремок, Колобок, Репка.
3 этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
1. Оформление мини-музея «В гостях у сказки!»
2. Выставка книжек-малышек «Сказка на новый лад»
3. Показ сказки «Теремок»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ:

1. Анкетирование «Русская народная сказка в жизни Вашего ребенка»

2. Консультации:

— «Сказка в жизни ребенка»
— «Читайте детям сказки»
— «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
3.Оформление выставки: 
— «Моя любимая сказка» (творческие работы по сюжетам сказок)
4. Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.
5. Составление сказок на новый лад, оформление книжек-малышек.
6. Сбор экспонатов для организации мини — музея «В гостях у сказки».

Краткосрочный проект «По страницам русских народных сказок» в подготовительной к школе группе.Краткосрочный проект «По страницам русских народных сказок» в подготовительной к школе группе.

Вид проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный проект, 1 недели.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель.

Возраст детей: 6-7 лет.

Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Актуальность: Огромное значение в жизни человека имеет книга. Стойкий интерес к чтению и привычка ребенка читать формируется в семье. Пока ребенок маленький родители читают ему книги, а как только малыш научится читать сам, облегченно вздыхают. Ни для кого не секрет, что многие дети вырастают, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается не тронутой и теряет свое значение в формировании художественного вкуса. Большую часть своего свободного времени дети, и их родители проводят у телевизора или компьютера, в связи с этим, замедляется процесс чтения, теряется интерес к книге. Чтение же художественной литературы имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. От того как дети понимают содержание прочитанного, умеют бегло и выразительно читать, анализировать поступки героев, делать выводы, зависят их успехи в обучении.

Начав интересоваться книгой, ребенок попадет в совершенно другой мир – увлекательный, красочный, интересный, который подарит ему множество открытий и находок. Любовь к чтению и книге – это любовь на всю жизнь, поэтому очень важно поощрять первые успехи дошкольника в чтении, рассказе, стимулировать его интерес к слову и хорошим произведениям.

Книжка – малышка, сделанная дошкольниками, позволит поднять интерес к художественной литературе, даст понимание важности книги в жизни человека и повысить самооценку детей за свой труд.

Книжка-малышка- это и развлечение, и времяпрепровождение с ребёнком, а также обучение.

Самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чём не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая им необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы позволяют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.

Гипотеза: Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство.

Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы.

Трудности формирования у детей связной речи, последовательности рассказа о событиях своей жизни, способности пересказа литературных произведений, составления рассказов по картине и серии картинок, составления описательных рассказов. Слабо развиты творческие способности детей.

Цель:

Воспитывать у детей любовь к книгам, а также любовь к русским народным сказкам; развивать у детей устойчивый интерес к сказке, как к произведению искусства; раскрытие творческих способностей детей.

Задачи:

  1. Повысить у детей интерес к самостоятельной читательской деятельности.
  2. Формировать умение планировать процесс изготовления книжки – малышки.
  3. Расширить представление детей о сказках.
  4. Развивать у детей умение самостоятельно отбирать интересующую литературу.
  5. Развитие мелкой моторики рук.
  6. Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.
  7. Воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
  8. Воспитывать культуру речи.
  9. Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
  10. Воспитание эстетического вкуса.

Планируемые результаты:

  1. Повышение эффективности работы по развитию связной речи детей.
  2. Обогащение словарного запаса детей.
  3. Использование детьми в своей речи элементов русского фольклора, сравнений, метафор, эпитетов и других средств образной выразительности.
  4. Умение играть в дидактические и настольно-печатные игры, разгадывать и составлять свои загадки, разгадывать кроссворды и ребусы по русским народным сказкам.
  5. Применение полученных знаний, умений и навыков в творческой деятельности (создание книжки-малышки).

Продукт проекта: Книжка-малышка по русским народным сказкам: «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Зайкина избушка», «Теремок», «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой», «Гуси-лебеди».

Ожидаемые результаты по проекту:

  • развитие интереса детей к русским народным сказкам
  • закрепление умения применять свои знания в беседе, связных высказываниях
  • воспитание чувства дружбы и коллективизма
  • получить эмоциональный отклик от своей работы
  • пополнение книжного уголка книжками-малышками, сделанными своими руками.

I этап «Подготовительный»

  1. Изучение литературы по проектной деятельности.
  2. Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг с русскими народными сказками, иллюстраций по сюжетам русских народных сказок.
  3. Разработка конспектов совместной деятельности, сценарии викторины по теме «Что за чудо эти сказки!».
  4. Обогащение развивающей среды: в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения; в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (плоскостной, настольный, на палочках, на ложках, на конусах, Бибабо, пальчиковый,); в игровую зону – маски,

в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам.

5. подбор наглядно-дидактического материала.

II этап «Информационно-творческий»

Познавательное развитие:

  1. СОД: «Русские народные сказки».
  2. ФЭМП (развивающие игры): «Иван-царевич спасает Василису Премудрую» (лабиринт),
  3. Конструирование: «Построй замок для Елены Прекрасной» (строитель); «Царевна Лягушка», «Жар-птица», «Зайчик» (оригами).

Речевое развитие:

1. СОД: Пересказ сказки «У страха глаза велики».

СОД: Рассказывание по серии картинок «Лисичка-Сестричка и волк».

СОД: Творческое рассказывание: «Придумай конец сказки».

2. Рассказывание сказок, используя мнемотаблицы.

3. Составление описательных рассказов о героях и волшебных предметах русских народных сказок. Придумывание загадок детьми по теме.

4. Дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Из какой сказки пришёл герой (героиня), «Из какой сказки волшебная вещь?», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Путаница», «Сложи картинку и узнай сказку»

5. Чтение художественной литературы: «Петушок – золотой гребешок» (сравнение с сюжетом сказки «Кот, Петух и Лиса»), «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сивка-Бурка» и «Иван-Царевич и Серый Волк» (сравнение сюжетов сказок), «По щучьему велению», «Сказка про Бабу Ягу», «Семь Симеонов», «Морозко», «Снегурочка», «Финист – Ясный сокол», «Летучий корабль», «Волшебное кольцо».

Социально-коммуникативное развитие:

  1. Игра-драматизация по русской народной сказке «Красная шапочка».
  2. Обыгрывание сюжетов из сказок: «Волк и Лиса», «Петушок – Золотой Гребешок»
  3. Беседа: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?».
  4. Отгадывание загадок.
  5. Заучивание наизусть считалок, стихотворений.
  6. Настольно-печатные игры: «Любимые сказки» ( «Играем и учимся»), «Мои любимые сказки» ( «Умка» развивающие игры – узнай по тени), «Сказки о животных», «Сказки. Игра в дорогу» (с фишками), кубики «Любимые сказки», театр сказок.

Физическое развитие:

Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Золотые ворота», «Кошки-мышки», физминутка «Сказки»; пальчиковая гимнастика «Любимые сказки», глазная и дыхательная гимнастика.

Художественно-эстетическое развитие:

1. Рассматривание репродукций картин В.Васнецова «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке».

3. Рисование «По мотивам русских народных сказок» (акварельные краски, мелки, фломастеры).

4. Рисование песком «По мотивам русских народных сказок».

5. Аппликация «Укрась сарафан, рубашку-косоворотку для русского костюма».

6. Лепка «Мои любимые герои».

8. Театр своими руками.

9. Показ воспитателем театров по сказкам: «Три поросенка» (теневой), «Гуси лебеди» (Настольный), Теремок (плоскостной).

10. Просмотр мультфильмов по любимым русским народным сказкам.

11. Спектакль в саду «По мотивам русских народных сказок».

12. Музыка: подбор музыкального материала для обыгрывания сюжетов сказок, русских народных песен, хороводов, музыкальных народных игр.

Совместная работа родителей и детей:

  1. Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.
  2. Составление сказок на новый лад, оформление книжек-малышек.

Работа с родителями:

1. Консультация для родителей «Воспитание сказкой».

III этап «Заключительный»

Результаты проекта:

  1. В группе созданы необходимые условия по формированию у детей целостного представления о русской народной культуре.
  2. Расширился кругозор и активизировался словарный запас детей.
  3. Речь детей стала выразительной и эмоционально окрашенной.
  4. Дети с интересом и удовольствием обыгрывают сюжеты знакомых сказок, играют в разные виды театров, в дидактические и настольно-печатные игры по русским народным сказкам.
  5. Дети используют полученные знания, умения и навыки в своих творческих работах.
  6. Родители активно участвовали в ознакомлении детей с русскими народными сказками, выполнении творческих работ по их сюжетам, изготовлении театров.

Продукт проекта:

  1. Выставка творческих работ детей по сюжетам сказок (рисунки, аппликации, рисование песко, лепка).
  2. Книжки-малышки «Сказка на новый лад» (дети и родители).
  3. Театры, сделанные руками детей, родителей, воспитателей и их помощников.
  4. Викторина «Что за чудо эти сказки!» (дети и родители).
  5. Лэпбук «Добро пожаловать в сказку»

Результат:

Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а также способствовала возникновению интереса и желания у детей принять участие в проекте «По страницам наших сказок»; сблизила детей и педагогов нашей группы.

Список используемой литературы:

  1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
  2. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005. -№4.
  3. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2012г.
  4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007
  5. Румянцева Е.А. Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет. Волгоград: Учитель, 2014.
  6. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». -М.: АРКТИ, 2004.
  • Иванова Мария Петровна
  • Никонова Татьяна Васильевна

Воспитатели, Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №11 Пушкинского района г. Санкт — Петербург

  • Охото или охота как пишется наречие
  • Охотничьи рассказы промысловых охотников читать
  • Отьехал или отъехал как пишется правильно
  • Офигеть или афигеть как пишется правильно слово
  • Офиц сайт сказка клетня