Пальчиковая гимнастика в младшей группе на тему сказки

14 июля 2021 19:00 отредактировано: 28 сентября 2021 16:41пальчиковая гимнастика это инсценировка каких-либо рифмованных историй или сказок при

Пальчиковая гимнастика – это инсценировка каких-либо рифмованных историй или сказок при помощи пальцев. Благодаря регулярным занятиям у маленьких детей развивается мелкая моторика рук, и она не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, чувства ритма, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Пальчиковой гимнастикой можно заниматься с самого рождения!

Мы расскажем, в какие пальчиковые игры можно играть с малышом – с учетом его возраста.

Пальчиковая гимнастика

Для чего нужны пальчиковые игры

Владимир Михаайлович Бехтерев – русский и советский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог – в своих работах отмечал, что движения рук оказывают непосредственное влияние на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Они способны снимать напряжение в речевом аппарате и улучшать произношение звуков, а значит, развивать речь ребенка.

Польза пальчиковых игр

  • Активируют зоны коры головного мозга, отвечающие за речь.
  • Развивают мелкую моторику.
  • Помогают формированию четкой, ритмичной речи.
  • Помогают научиться концентрировать и распределять внимание.
  • Снимают излишнее нервное напряжение.
  • Улучшают память.
  • Способствуют овладению навыками письма, рисования.
  • Развивают фантазию, воображение.
  • Улучшают гибкость и подвижность кистей и пальцев рук ребенка.
  • В общении со взрослым помогают развитию подражания и социализации.
  • Выступают отдельным видом игрового занятия.
  • Может служить отличным способом занять ребенка в дороге.

Зачем нужны пальчиковые игры

4 вида пальчиковых упражнений

Все игры с пальчиками можно разделить на несколько видов, в зависимости от возраста.

1. Упражнения для кистей рук

Помогают научиться расслаблению и напряжению мышц, переключаться с одного положения на другое, развивают подражание. Такие занятия можно проводить примерно с полутора лет, когда ребенок целенаправленно может повторять движения за взрослым и выполнять простые просьбы.

2. Динамические упражнения

Учат детей сгибать-разгибать пальчики, координировать точность движений. Такие игры подойдут для младших дошкольников.

3. Статические игры

Помогают закрепить уже полученные умения, требуют точности при выполнении. Могут выполняться в среднем и старшем дошкольном возрасте.

4. Массаж

Развивает сенсорно-тактильные ощущения, помогает снизить тонус мышц и подготовить пальцы к более сложным упражнениям. Массаж можно делать уже с рождения.

Совет

  • В первые месяцы после рождения можно делать пальчиковый массаж своими пальцами, поглаживая и осторожно разминая пальчики ребенка.
  • Примерно с полугода в качестве массажеров используйте различные предметы, отличающиеся по текстуре, форме, размеру, весу. Это могут быть, например: многогранные карандаши; резиновые или пластмассовые игрушки; мячи (в том числе, рельефные); камешки; грецкие орехи (все эти предметы нужно прокатывать между ладошками малыша); крупные бусы (ребенок должен перебирать нанизанные элементы по одному); зубные щетки (массаж делают щетиной).

Как правильно провести пальчиковую гимнастику

  • Начинать делать с малышом пальчиковые упражнения можно после года.
  • Чтобы они были интересными, каждую игру хорошо сопровождать определенным ритмичным текстом – стихами, потешками, сказками, которые «инсценируются» при помощи пальцев и ладошек.
  • Слова обязательно нужно произносить ритмично и выразительно. Это помогает ребенку научиться правильно и красиво оформлять свою речь.
  • Как правило, фантазия детей живо включается в игру, и они с удовольствием выполняют все упражнения.

О чем нужно помнить при пальчиковых играх:

  1. Согрейте руки перед занятием! Ваши пальцы не должны быть холодными.
  2. Перед началом гимнастики нужно сделайте общую разминку для кистей и пальчиков, чтобы они разогрелись, стали податливее.
  3. Во время игр контролируйте, чтобы ребенок задействовал в упражнениях все пальчики.
  4. При проведении гимнастики родители должны не только следить за тем, как ребенок выполняет упражнения, но и оказывать тактильное влияние на ручки малыша (гладить, щекотать).
  5. Ни в коем случае не заставляйте малыша играть, если он против: будет больше вреда, чем пользы.
  6. Занимайтесь регулярно! Залог успеха – в систематических упражнениях.

ДАВАЙТЕ ИГРАТЬ!

Пальчиковые игры для детей 1–2 лет

Для малышей этого возраста подойдут самые простые упражнения:

  • разминать пальчики малыша (чередуем растирание, сгибание и разгибание);
  • гладить и массировать ладошку;
  • использовать для массажа подогретые грецкие орехи и массажные ежики-шарики (продаются в ортопедических салонах).

Элемент игры в занятия вводим постепенно. Начинать лучше с простых потешек и действий, которые малыш сможет повторить.

Кулачок

Этот пальчик — маленький,

(загибаем мизинчик)

Этот пальчик — слабенький,

(загибаем безымянный пальчик)

Этот пальчик — длинненький,

(загибаем средний пальчик)

Этот пальчик — сильненький,

(загибаем указательный пальчик)

Этот пальчик — толстячок,

(загибаем большой пальчик)

Ну а вместе — кулачок!

Домик

Дом стоит с трубой и крышей,

На балкон гулять я вышел.

(ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию — труба, балкон)

Очки

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам)

Фонарики

Вот фонарики горят, всех ребяток веселят! (пальцы растопырены)

Вдруг погасли фонари, (пальцы сжаты в кулак)

Ты скорей домой беги! (руки спрятаны за спину).

Пальчиковая гимнастика для малышей

Пальчиковые игры для детей 2–3 лет

В этом возрасте детям уже можно предлагать координационно более сложные игры.

Про дружбу

Ребенку нужно точно попадать пальчиком на пальчик, уметь переплетать их между собой.

Дружат во дворе у нас девочки и мальчики (дети сцепляют пальчики в замочек)

Подружу-ка я сейчас и маленькие пальчики (дети поочередно соединяют подушечки одноименных пальцев рук)

Раз, два, три, четыре, пять – начинай считать опять (дети возвращают пальчики в исходное положение)

Раз, два, три, четыре, пять – мы закончили считать (замочки размыкаются, малыши трясут кистями рук).

Горошки

Раскатились по дорожке

Разноцветные горошки.

Птички весело клюют,

Нам горошки не дают,

Дайте мне горошинку! Я такой хорошенький!

1–2 строчки – подушечками пальцев обеих рук выполняем легкие постукивания по поверхности стола, изображая раскатившиеся горошинки.

3–4 строчки – пальцы обеих рук собираем в щепоть и «клюем» воображаемые горошинки. 5 строчка – складываем руки лодочкой, вытягиваем их вперед и «просим» горошинку.

6 строчка – обеими ладонями гладим себя по щекам или по голове.

Кошка

Вот кулак (показываем кулачек)

А вот ладошка (показываем ладошку)

На ладошку села кошка (ставим свои пальцы на ладонь малыша)

И крадется потихоньку (2–3 раза пальцы шагают по руке)

Видно мышка там живет (щекочем)

Пальчиковые игры для детей 3–4 лет

Чем старше становится ребенок, тем сложнее по исполнению могут быть стишки для пальчиковой гимнастики. «Высший пилотаж» — точно обыграть пальцами сюжет какой-то сказки. При этом ребенку надо не просто показать «ушки на макушке» у зайки или «намазать варенье на блины», а строить из ладошек целые замысловатые фигуры (птицу с крыльями, мышку с хвостиком), изображать сложные действия («лепить пирожки», «копать огород»).

Когда взрослый показывает такую фигуру, малыш не просто запоминает ее и повторяет – он развивает фантазию и ассоциативное мышление.

Осьминожки

Две веселых осьминожки

По морской брели дорожке (обе руки изображают осьминогов, передвигающихся пальцами-щупальцами по дну моря)

Повстречались, удивились, («осьминоги» замирают, «приседают», снова вытягиваются)

Улыбнулись, подружились. (руки сближаются, можно «поздороваться» указательными пальцами)

И теперь они вдвоем

Изучают водоем. (сцепившись большими пальцами, руки «путешествуют» вместе).

Паровоз

Ехал, ехал паровоз (руки в «замок», большие пальцы вращаются)

Прицепил вагон, повез. (сцепить указательные пальцы)

Ехал, ехал паровоз

Прицепил вагон, повез.

Пальчиковая гимнастика в 5 - 6 лет

Пальчиковые игры для детей 5–6 лет

Продолжаем разыгрывать сюжеты с помощью пальчиков. Усложняем движения, подключаем эмоции. Пальчиковые игры становятся уже мини-спектаклями.

Белка

Сидит белка на тележке, (исходное положение — кисти рук сжаты в кулак)

Продает она орешки, (круговые движения кистью вправо, влево)

Лисичке-сестричке, (разогнуть большой палец)

Воробью, (разогнуть указательный палец)

Синичке, (разогнуть средний палец)

Мишке толстопятому, (разогнуть безымянный палец)

Заиньке усатому. (разогнуть мизинец)

Вот так! (Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)

Стол

Левую руку сложить в кулачок. Сверху на кулак опустить ладошку правой руки. Локоть правой руки – параллельно полу. Менять положение рук.

У стола четыре ножки,

Сверху крышка, как ладошка.

Стул

К нижней части тыльной стороны левой ладошки приставить кулачок с подвёрнутым большим пальцем. Менять положение рук.

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье.

Лужок

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот

(загибать поочереди пальцы)

На зелёный на лужок.

(указательным пальцем правой руки обвести круг по левой ладони)

Приходи и ты дружок.

(ладони повёрнуты к себе, сгибаем пальцы – зовём к себе)

Пальчиковая гимнастика в 6 -7 лет

Пальчиковые игры для детей 6–7 лет

Основная задача пальчиковых игр для детей 6-7 лет – помощь в подготовке руки к письму.

Дом

На поляне дом стоит, («дом» — изобразить двумя руками, крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом)

Ну а к дому путь закрыт. (правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх)

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем. («ворота» — ладони разворачиваются параллельно друг другу).

Повар

Повар готовил обед,

А тут отключили свет. (ребром ладони дети стучат по столу)

Повар леща берет

И опускает в компот (загибают большие пальцы)

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье (загибают средние пальцы)

Угли бьет поварёшкой. (загибают безымянные пальцы)

Сахар сыплет в бульон. (загибают мизинцы)

И очень доволен он. (разводят руками).

Моя семья

Знаю я, что у меня (поднимают руку ладонью к себе)

Дома дружная семья! (и в соответствии с текстом, в определенной последовательности загибают пальцы: сначала безымянный, затем мизинец, указательный средний и большой) Это – мама,

Это – я,

Это – бабушка моя,

Это – папа,

Это – дед.

И у нас разлада нет.

Значение мелкой моторики для развития речи ребенка и его интеллекта в целом переоценить сложно. Регулярные занятия разными видами пальчиковой гимнастики способствуют не только развитию мелкой моторики, но в целом улучшению координации, памяти, воображения, концентрации внимания. Все это – основа нормального психоэмоционального и речевого развития ребенка, залог его успехов в школе.

Полезных и веселых вам игр!

Видео

Фото: © Depositphotos

Цель: 
воспитывать интерес к совместной познавательной и игровой деятельности со сверстниками и взрослым.

Задачи: 
Закрепить знания детьми русских народных сказок.
Развить интерес к устному народному творчеству, желание слушать и обыгрывать сказки, рассматривать иллюстрации к художественным произведениям.

Интеграция образовательных областей:

  • социально-коммуникативное 
  • речевое 
  • физическое развитие
  • художественно-эстетическое. 

Социально-коммуникативное развитие: 
воспитывать эмоциональную отзывчивость и чувство сопереживания героям сказки, продолжать формировать у детей нравственные понятия о добре и зле, умение оценивать поступки сказочных персонажей.  

Речевое развитие: 
активизировать словарь детей образными выражениями, способствовать умению выражать свои мысли в речевой форме, продолжать учить  разными интонациями передавать образы сказочных персонажей, развивать связную речь. 

Физическое развитие: 
здоровьесберегающие технологии 
Пальчиковая игра «Повстречались»

Художественно-эстетическое:

развивать любознательность, творческую активность .умение в рисунке передавать образы сказочных персонажей.

Предварительная  работа: 
Чтение русских народных сказок «Курочка Ряба», «Колобок , «Репка», «Теремок». Рассматривание иллюстраций к художественным произведениям, использование разных видов театра при обыгрывании сказок, беседы по содержанию.

Образовательные технологии: 
• элементы ТРИЗ 
• ИКТ 
• Игровая технология 
Использование электронных образовательных ресурсов: 
Непрерывная образовательная деятельность сопровождается демонстрацией тематических слайдов. 

Материалы и оборудование: 
Игрушка «Колобок», персонажи кукольного театра, книги со сказками, костюм Королевы сказочного царства (взрослый),костюмы детям для обыгрывания сказки, загадки о сказочных героях и отрывки из художественный произведений для литературной  викторины, дидактические игры «Собери картинку»,»Составь сказку», иллюстрации  к русским народным сказкам, формочки, лопатки, мячик, маленькие игрушки, изображающие героев сказок, листы белой бумаги Ф-А4,гуашь,кисти,стаканчики с водой, трафареты сказочных персонажей, карандаши простые и цветные, восковые мелки.

 — Презентация «Путешествие по сказкам»

Ход образовательной деятельности:

Утро.

Сюрпризный момент.

Цели: вызвать у детей интерес к предстоящей деятельности, активизировать внимание, развивать аналитические способности.

Для того, чтобы попасть в сказочную страну дети должны отгадать загадки о сказочных героях и по отрывкам из литературных произведений узнать название сказок. Детям предлагается «Литературная викторина» по презентации «Путешествие по сказкам».

После игры Королева сказочного царства предлагает детям закрыть глаза и представить сказочную страну (звучит музыка, меняется обстановка в группе, появляются необычные игрушки, книги со сказками, картины с изображением героев сказок, персонажи кукольного театра, игровой персонаж Колобок).

Детям предлагается открыть глаза и посмотреть, что же есть в стране сказок.

Утренняя гимнастика.

Цели: повысить психофизическую активность детей, поднять настроение.

Колобок предлагает детям изобразить сказочных героев и вспомнить, из каких они сказок.

Королева сказок обращает внимание на мимику, пантомимику детей при создании образа.

Подготовка к завтраку, завтрак.

Цели: вызвать интерес к процессу умывания, закрепить культурно-гигиенические навыки.В процессе умывания Королева сказок читает отрывки из «Мойдодыра» Чуковского.

День.

Игра-занятие по сказке «Колобок».

Цели: развивать фразовую речь в соответствии с текстом сказки, речевую и пантомимическую выразительность, закрепить знание содержания сказок, развивать творческую активность, ,доставить удовольствие от игры.

Колобок предлагает отправиться в его сказку и показать её как в настоящем театре. Вместе с детьми вспоминает последовательность сюжета, выбирает героев сказки, дети одевают костюмы, разыгрывается сказка.

Дидактическая игра «Собери картинку»

Прогулка.

Хоровод «Каравай».

Цели: закрепить движения, учить согласовывать движения с текстом, развивать чувство ритма, создать радостное настроение.

Колобок говорит детям, что у него сегодня день рождения. Лиса в сказке его съела, а дети, когда пришли в сказочную страну, оживили его. Колобок просит поводить для него хоровод.

Игры с мячом.

Цели: развивать ловкость, меткость, координацию движений, закрепить знание цвета, формы.

Колобок говорит, что у него есть друзья, такие же круглые, как и он. Просит отгадать загадку о мяче. Затем Колобок играет с детьми в игры с мячом «Лови-бросай», «Прокати мяч через воротца».

Игры с песком.

Цели: закрепить знание свойств песка, развивать конструктивные умения, мелкую моторику, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, поддерживать желание ребёнка вступать в диалог.

Королева сказок предлагает поиграть с игрушечными персонажами (построить для них домики, приготовить угощение и т.д.).

Рисование мелом на асфальте сюжетов любимых сказок.

Вечер.

Игровая гимнастика (по сюжетам сказок).

Пальчиковая игра «Повстречались».

Королева сказок рассказывает о том, что в стране сказок повстречались много разных героев и предлагает поиграть с ними.

Повстречались два котёнка (соединяет мизинцы правой и левой руки)

Мяу-мяу!

Два щенка (соединяет безымянные пальцы).

Ав-ав!

Два жеребёнка (соединяет средние пальцы).

Иго- го!

Два тигрёнка (соединяет указательные пальцы).

Р-рр!

Два быка (соединяет большие пальцы).

Му-му!

Смотри, какие рога!

Игра со строительным материалом «Построим теремок».

(по сказке «Теремок» с игровыми персонажами).

Цели: развивать конструктивные навыки, умение соотносить предметы по величине и пропорции, закрепить цвет и форму, продолжать учить обыгрывать постройки.

Коллективное рисование по любимым сказкам.

Цели: развивать творческую активность, воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, активизировать речь, продолжать учить пользоваться трафаретами в изображении сказочных персонажей, учить составлять композицию, размещая героев на листе бумаги так, чтобы получилась сказка, учить дополнять композицию отдельными деталями в изображении героев, пейзажа и т.д.

Заключительный этап ( работа с родителями)

Оформление альбома с детскими работами «Путешествие по сказкам».

Воспитатель, МБДОУ «Детский сад Общеразвивающего вида N1», пгт Лебяжье, Кировская область

Путинцева В.Н. Долгосрочный проект в 1 младшей группе «Потешки для малышей» // Совушка. 2021. N2 (24). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/24/ (дата обращения: 29.12.2021).


Продолжительность проекта: 09.2020г.-06.2021г.

Участники проекта: дети, родители и воспитатели 1 младшей группы.

«Задача взрослого – открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга»

Потешка – это малый жанр устного народного творчества , песенка-приговорка, напрямую связанная с жестом.

Актуальность. В малом дошкольном возрасте потешка играет особую роль, особенно ценно неповторимое своеобразие звукового речевого потока. Простая рифма , эмоциональная окраска, звукосочетания и их напевность создают эффект музыкальности. Поэтому потешка, в первую очередь, служит помощником в воспитании звуковой культуры речи. Так же развивается речевой слух и произношение звуков. В потешке содержится много ярких и красочных словесных картинок, что позволяет усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Чтение потешек происходит с множеством повторов ,что способствует запоминанию слов, а затем их употреблению. Содержание многих потешек богато глаголами. И как следствие ,происходит обогащение словарного запаса ребёнка. Наряду с этим происходит формирование грамматического строя речи, развитие монологической и диалогической речи. В период раннего дошкольного возраста потешки являются самым доступным для понимания ребёнка, интересным, музыкальным и развивающим средством, которые позволяют заложить прочный фундамент психофизического развития ребёнка в дошкольный период детства.

В последнее время часто слышим высказывание «люди, перестали читать», из бесед и наблюдений за общением родителей с детьми, можно предположить, что современные родители и правда мало общаются и читают детям книг, в силу своей занятости или зависимости от современных средств информации (интернет, TV, всевозможные гаджеты).

Чтобы прояснить, нами были предложены родителям ответить на вопросы анкеты «Ребёнок и книга» в рамках недели детской книги. Из результатов анкетирования, видно: все родители, принявшие участие в анкетировании читают детям книги (100%), что очень отрадно. 60% читают детям несколько раз в неделю, 30% – ежедневно, а 10% – редко. Половина родителей читают по просьбе ребенка, а другая половина и по просьбе ребенка и по своей инициативе. У всех опрошенных дома есть книги: в наличии имеются стихи и сказки, есть потешки и дополнительно имеются энциклопедии. Половина опрошенных родителей ответили, что дома дети рассказывают, что читали в детском саду. Отрадно, что все родители читают различную литературу: художественную, познавательную, периодическую, что очень радует. Из анализа анкет сделали вывод, родители занимаются развитием своих детей, но для этого у них недостаточно времени и представлений о пользе народного фольклора (потешек), и заучивания небольших произведений для детей младшего дошкольного возраста.

Фольклор одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой.

Принимая во внимание актуальность данного вопроса мной был разработан проект «Потешки для малышей», целью которого стало формирование эмоционально положительного отношения к книге средствами фольклора.

Задачи проекта:

  • Развитие речи детей ,обогащение и активизация словаря.
  • Воспитание бережного отношения к книгам.
  • Формирование потребности в чтении.
  • Повышение уровня развития речевой активности.
  • Знакомство с окружающим миром-природой, с укладом жизни и быта русского народа.
  • Привлечение родителей к созданию условий для развития интереса у детей к книгам дома и в детском саду.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Присутствует эмоциональная отзывчивость детей на прослушанные произведения фольклора.
  • Расширен круг детского чтения.
  • Обогащён словарь ребенка.
  • Формируется потребность в чтении книги.
  • Родители проявили активность при создании условий для развития интереса детей к книгам.

Продукт проекта:

создание картотеки «Потешки для малышей»

  • создание совместной с родителями книги «Наши любимые потешки» с последующим просмотром на родительском собрании. Создание лэпбука «Читаем детям», книжки-малышки «Потешки, песенки».

Работа с родителями

Анкетирование «Ребенок и книга» (Прил. 1)

  • Беседа «Роль потешки в развитии детей раннего возраста»(Прил. 2)
  • Выставка книг «Читаем с детьми»
  • Папка-передвижка «Как и что читать детям 2-3 лет»
  • Буклет «Читаем детям»

Построение работы с учётом следующих принципов: наглядности, последовательности, деятельности, преемственности с семьёй, вариативности. Методы: словесные беседы, рассказывание, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей, рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, дидактические игры ,показ театрализованных постановок, участие в досугах, развлечениях, праздниках.

Литература:

  1. Батяева С.В., Савостьянова Е.В. Альбом по развитию речи для самых маленьких. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010. 88 с.
  2. Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет: развитие речи, художественной литературы, изобразительная деятельность. ТЦ Сфера, 2009. 128с.
  3. Карамелька» для малышей (песенки, потешки, сказки, стихи). М.: Омега, 2007.

Содержание работы по самообразованию на 2020-2021учебный год

Сентябрь. Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора». Изучение темы, постановка цели и задач по данной теме. Планирование.

Октябрь. Разучивание и проговаривание потешек с детьми в повседневной жизни. Анкетирование родителей на тему: «Ребёнок и книга», родительское собрание «Роль потешки в воспитании ребёнка».

Ноябрь. Изучение темы «Настольно-печатные игры по русским народным сказкам». Совместное и самостоятельное рассматривание иллюстраций, картинок .Создание вместе с родителями творческих работ «Моя любимая сказка». Оформление книжного уголка на тему «Потешки».

Декабрь. Оформление уголка «Наше творчество». Изучение темы «Театрализованные игры как средство развития речи детей». Обогащение уголка ряжения. Разучивание стихов и песен к Новому году, театрализованное представление «Подарки Деда Мороза». Пальчиковые игры на тему «зима».

Январь. Оформление театрализованного уголка в группе, изготовление театра по русским народным сказкам. Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми». Просмотр с детьми презентаций « Такие разные потешки».

Февраль. Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми». Совместное и самостоятельное рассматривание иллюстраций и картинок. Использование потешек во время умывания ,одевания ,раздевания, при подготовке ко сну. Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии детей».

Март. Знакомство с потешками и стихами о маме. Развлечение «Солнышко, как мама». Консультация «Речь и пальчики». Участие в общем празднике «Проводы масленицы», дидактические игры «Узнай из какой потешки отрывок», «Узнай потешку».

Апрель. Изучение темы «знакомство с закличками, потешками о солнышке». Развлечение «Маленькие солнышки-помощники большого солнца». Создание картотеки потешек. Создание совместно с родителями книги «Любимые потешки».

Май. Консультация для родителей «Как правильно учить стихи». Родительское собрание «Наши успехи». Пополнение развивающей среды: игры на шнуровку, спортивный уголок. Разучивание потешек о животных. Развлечение «Лесные звери в гостях у детей». Игра-викторина «Сказочные герои».

Самоанализ плана по самообразованию. Презентация проекта «Развитие речи детей посредством фольклора».

Предполагаемый результат

Словарь детей к концу года обогатился новыми словами, оборотами, выражениями. Произношение звуков стало яснее, выразительнее. Сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.

Возник интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

У родителей формируется интерес и понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи.

Обогатилась развивающая среда группы в данном направлении.

Дети запомнили много потешек, песенок, русских народных сказок.

Улучшилась память и внимание.

Рисуем потешки: НОД «Светит солнышко….» 

Пальчиковая гимнастика в младшей группе на тему сказки

Пальчиковая гимнастика в младшей группе на тему сказки

Пальчиковая гимнастика в младшей группе на тему сказки

Пальчиковая гимнастика в младшей группе на тему сказки

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ПОСУДА»

1). Пальчиковая гимнастика «Мы посуду перемыли» (Н. Нищева )

Раз, два, три четыре, (сжимать и разжимать кулачки)
Мы посуду перемыли: (вращательные движения ладонями, трение)
Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку (загибать пальцы, начиная с мизинца)
Мы посуду перемыли, (потереть ладони)
Только чашку мы разбили, (хлопок)
Ковшик тоже развалился, (хлопок, ладони развести в стороны)
Нос у чайника отбился. (хлопок)
Ложку мы чуть-чуть сломали — Так мы маме помогали. (поднять плечи, руки развести в стороны, удивиться)
2). Мимические упражнения по теме «Посуда» 
Выразить мимикой свое огорчение — разбили чашку, радость — купили новую посуду, неудовольствие — много грязной посуды. 
Показать состояние грязной посуды, которая была у бабушки Федоры в сказке К. Чуковского. 
Чудесные превращения: изобразить кипящий чайник; кастрюлю, наполненную водой; ведро с крышкой; разбившуюся чашку; чайник с заваренным чаем. 
3). Упражнения для щек и губ 
Кувшины с узким и широким горлышком: вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой». 
Самовар: надувать обе щеки одновременно. 
4). Упражнения для языка 
Подготовим чашечки для чая, кофе, сока. — Чья «чашечка» глубже? Язык «чашечкой» снаружи и внутри рта. 
Чашка и блюдце на столе: чередовать позиции: язык «чашечкой» и язык «на донышке». 
Острый ножик и глубокий ковшик: чередовать артикуляционные позиции: «острый» язык и язык «чашечкой». 
Ручка чайника: спинку языка прижать к нёбу, а кончик упереть в нижнюю десну. 
Пирожок: рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть язык в «трубочку». 

5). Развитие речевого дыхания и голоса 
Пьем коктейль через трубочку (Вдох.) — Вытянуть губы узкой « воронкой ». (Выдох.) 
Дуем на горячий чай. — Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох). 
Пыхтящий чайник. — Произносить: «Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих!» 

6). Послушать стихотворение и выполнить действия в соответствии с его содержанием
Пельмени 
Я три горсточки муки сыплю в миску из руки, 
Подолью воды немножко, размешаю тесто ложкой, 
Все с яйцом я перетру, тесто я руками мну. 
Разделяю на кусочки, делаю я колобочки. 
Мясорубку покручу, фарш мясной я получу. 
Отделяю фарша горстку, на кружок кладу я горку, 
Я края соединяю, пальчиками их сжимаю, 
Покажу свое уменье — Вылеплю я сто пельменей! 

7). Дидактические игры:

Грамматический строй

1). «Назови ласково? (образование существительных в уменьшительно — ласкательной форме)

Тарелка – тарелочка, (кофейник, чайник, кружка, чашка, ложка, нож, миска, кастрюля, вилка, сковорода, самовар, блюдце, солонка, маслёнка, стакан, кувшин, бокал, казан, графин).

2). «Один — много» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже)

Одна ложка, две ложки, три ложки, четыре ложки, пять ложек .

Кофейник, чайник, кружка, чашка, ложка, нож, миска, кастрюля, вилка, сковорода, самовар, блюдце, солонка, сахарница, маслёнка, стакан, кувшин, бокал, графин, казан, селедочница, терка, крышка.

3). «Материал» (образование притяжательных прилагательных)

Посуда из стекла какая? — стеклянная

Посуда из фарфора — …

Посуда из металла — …

Посуда из пластика — …

Посуда из дерева — …

Посуда из пластмассы — …

Посуда из бумаги — …

4). Игра «Гномик и великан»

Стакан. У гнома — стаканчик, а у великана — стаканище.

Нож. У гнома — ножичек, а у великана — ножище.

Самовар. У гнома — самоварчик, а у великана – самоварище.

Кастрюля. У гнома – кастрюлька, а у великана – кастрюлище.

Тарелка. У гнома – тарелочка, а у великана – тарелище.

Ложка. У гнома – ложечка, а у великана — ложище.

Кружка. У гнома – кружечка, а у великана – кружище.

Вилка. У гнома – вилочка, а у великана – вилище.

5). Игра «Объясни, что делает этот предмет?»

мясорубка – рубит мясо

самовар — …

овощерезка — …

хлеборезка — …

соковыжималка — …

яйцерезка — …

чеснокодавка — …

6). Загадки про посуду:

— Сама не ем, а людей кормлю. — Ложка.

— Из горячего колодца через нос водица льется. — Чайник.

— Рыба в море, а хвост на заборе. — Ковш.

— Деревянная темница, а в ней хлебушек хранится. — Хлебница.

— Круглая, как блин, а сверху ручка. — Сковородка.

— Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода скипела!» (чайник)

— И в столовой, и на кухне, в ресторане – и везде:

Если варят – то в кастрюле, жарят – на …. сковороде)

— По моей тарелочке лодочка плывет.

Лодочку с едою отправляю в рот. (ложка)

— Среди ложек я полковник и зовут меня … (половник)

— Как одним словом назвать все эти предметы? (ПОСУДА)

Физкультминутка: дети ходят по группе, по команде воспитателя изображают, стоя на месте, посуду:

Самовар — руки в боки

Кастрюля — руки к плечам

Чайник — одна рука в бок, другая поднята под углом

Ложка — руки соединены вверху, над головой…

Скороговорки. Развитие общих речевых навыков — правильного звукопроизношения, четкости дикции, речевого дыхания.

Выпил Яшка чаю чашку, мало чашки чая Яшке.

***

Взял Валерка тарелку, взял Валерка поднос.

Мне тарелку Валерка на подносе принес.

Конспект комплексного занятия по изодеятельности на тему: «Матрешка» (2-я младшая группа)Конспект комплексного занятия по изодеятельности на тему: «Матрешка» (2-я младшая группа)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №19 «Светлячок»

Подготовила и провела: Антонова Н.В. воспитатель высшей квалификационной категории

Комплексное занятие по изодеятельности во второй младшей группе на тему: «Матрёшка»

Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой; вызвать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

Задачи:

Образовательные:

  • активизировать интерес к русскому декоративно – прикладному творчеству
  • обучить нетрадиционной технике рисования пальчиком
  • учить детей слушать взрослого и отвечать на вопросы
  • формировать первоначальное представление об истории русской игрушки
  • познакомить с особенностями русской игрушки “Матрешки”.

Развивающие:

  • развивать патриотические чувства детей посредством изобразительной деятельности.
  • развивать внимание, мышление, творческие способности, мелкую моторику рук.
  • развивать умение определять размер, цвет, количество, свойства предметов.

Воспитательные:

  • воспитывать эстетический вкус, умение любоваться прекрасным
  • вызвать желание помочь матрешке в украшении сарафана
  • воспитывать любовь к народной игрушке.

Методы и приемы:

  • словесные (рассказ воспитателя, ответы детей на вопросы)
  • наглядные (рассматривание готовых форм)
  • игровые (пальчиковая гимнастика, физкультминутка)
  • практические (раскрашивание готовых форм).

Материалы и оборудование: Образ матрешки на листе (раскрашено лицо, платок, сарафан белый), игрушка — Матрешка, гуашь красного и желтого цвета, влажная салфетка, поднос на каждого ребенка.

Предварительная работа: чтение художественной литературы (стихи, потешки, загадки; рассматривание матрешек – кукол, сравнение их отличий в цветовой гамме; дидактическая игра “Одень матрешку”.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель. – Дети, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и друг с другом.

Встанем рядышком по кругу,

Скажем: «Здравствуйте!» друг другу.

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

Воспитатель. — Ребята, а у меня для вас сюрприз – у нас сегодня гость, хотите узнать кто это (да).

На столе у воспитателя стоят матрешки, накрытые салфеткой.

— Отгадаете загадку и тогда узнаете, кто это.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Это… (Матрешка)

Воспитатель. — Правильно! Молодцы! Это матрешка.

Матрешка. – Здравствуйте, ребята!

Я матрешка – расписная,

Да веселая какая.

В гости Вас к себе ждала.

2. Основная часть.

Воспитатель. — Сегодня мы с ней познакомимся, поиграем с ней и порисуем. — А сейчас, садитесь на стульчики будем знакомиться с матрешкой.

Воспитатель. — Ребята, матрешка – это русская народная игрушка.

Много лет назад русские мастера придумали и создали занятную деревянную куклу – первую матрешку. Матрешку знают во всем мире. Матрёшка – одна из самых популярных русских игрушек, русский сувенир. Ее изготавливают из липы и березы, дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают. После покрывают лаком. Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. Эта игрушка особенная. Новая необычная игрушка очень понравилась и детям, и взрослым.

Во многих городах художники раскрашивают кукол по-разному. Они разрисовывают их цветами, ягодами и другими узорами, также рисуют птиц. Вот поэтому одни матрешки в ярких сарафанах, в узорчатых платках, а другие – в зимних шубах.

Воспитатель. – Дети, матрешка – кукла непростая, она с секретом.

— Как вы думаете, какой секрет у матрешки? (ответы детей)

— Я вам скажу — с ней всегда ее младшие сестренки — матрешки.

— Сестренки, а где же вы? Ау!

— А вот мы их сейчас найдем!

Я матрешку покручу,

И, во внутрь посмотрю!

— А вот и сестренка, матрешка поменьше (показ матрешки)

Воспитатель: — Ребята, посмотрите, была одна матрешка, а теперь их сколько? (много)

— Правильно, много.

— А кто знает, из чего сделаны матрешки? (из дерева)

— Правильно, из дерева. Значит они какие? (деревянные)

— Молодцы, ребята! Матрешки деревянные.

— Посмотрите, во что одеты матрешки? Что у них на голове? (платочки)

— А еще во что одеты (сарафаны)

— Правильно, матрешки одеты в платочки и сарафаны.

— Наряды у матрешек какие? (красивые, яркие, разноцветные)

Воспитатель. – Давайте и мы с вами ненадолго превратимся в матрешек.

3. Физкультминутка: «Мы — матрешки, вот такие крошки»

Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)

Ладушки-ладушки.

На ногах у нас сапожки (стучат ножкой, показывают сапожки)

Ладушки-ладушки.

Завязали мы платочки (имитируют)

Ладушки-ладушки.

Раскраснелись наши щечки (одна рука — полочка, у второй пальчик на щечке)

Ладушки-ладушки.

В сарафанах наших пестрых (берутся за юбочки)

Ладушки-ладушки.

Мы похожи словно сестры (кружатся)

Ладушки-ладушки.

Воспитатель. — Ребята нам в садик пришло письмо. Давайте-ка посмотрим для кого оно.

— Ой, да это же для вас. Давайте откроем письмо и посмотрим что там.

— А что это такое? (Матрешки)

Воспитатель: — Посмотрите, матрешки нарисованы на бумаге. Значит они не деревянные, а какие? (бумажные)

Воспитатель. — Посмотрите-ка, художник забыл раскрасить сарафаны матрешек. Давайте ему поможем. Для этого я вас сейчас превращу в мастеров.

Кручу, верчу, превратить вас в художников хочу.

В мастерскую проходите и матрешек нарядите.

Воспитатель. — Художники нарисовали вот таких матрешек, а сарафаны и платочки раскрасить им забыли. И сейчас мы с вами должны будем помочь художникам. Вам нужно будем раскрасить сарафаны и платочки матрешек.

— Посмотрите на доску. Тут художники оставили для примера, как можно раскрасить сарафан.

— Как украшены сарафаны? (Цветочки, горошинки)

— А чем же мы будем набирать краску и рисовать? У вас есть кисточки? (нет)

— Раз у нас нет кисточек, будем рисовать пальчиками горошинки.

Воспитатель напоминает детям прием рисования пальчиком.

Физкультминутка:

Прежде чем матрешек рисовать,

Нужно пальчики размять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем рисовать.

4. Самостоятельная деятельность детей.

5. Рефлексия.

Воспитатель: — Ребята, вы закончили раскрашивать наряды матрешкам, все постарались. Молодцы!

— Ой, какие подружки получились для нашей матрешки. Красивые!

Воспитатель предлагает детям убрать рабочие места.

Литература:

И.В. Тимофеичева, О.Е. Оськина «Ладушки» Развивающие игры-занятия для детей раннего возраста, Конспекты занятий Москва 2015 Издательство УЦ «Перспектива»

  • Паломник или поломник как пишется правильно
  • Пакую чемоданы как пишется
  • Палаты белокаменные в каких сказках встречается
  • Павел игрок танюшка рассказ
  • Павловопосадские платки как пишется