Пальчиковая гимнастика про сказки в старшей группе

14 июля 2021 19:00 отредактировано: 28 сентября 2021 16:41пальчиковая гимнастика это инсценировка каких-либо рифмованных историй или сказок при

Пальчиковая гимнастика – это инсценировка каких-либо рифмованных историй или сказок при помощи пальцев. Благодаря регулярным занятиям у маленьких детей развивается мелкая моторика рук, и она не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, чувства ритма, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Пальчиковой гимнастикой можно заниматься с самого рождения!

Мы расскажем, в какие пальчиковые игры можно играть с малышом – с учетом его возраста.

Пальчиковая гимнастика

Для чего нужны пальчиковые игры

Владимир Михаайлович Бехтерев – русский и советский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог – в своих работах отмечал, что движения рук оказывают непосредственное влияние на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Они способны снимать напряжение в речевом аппарате и улучшать произношение звуков, а значит, развивать речь ребенка.

Польза пальчиковых игр

  • Активируют зоны коры головного мозга, отвечающие за речь.
  • Развивают мелкую моторику.
  • Помогают формированию четкой, ритмичной речи.
  • Помогают научиться концентрировать и распределять внимание.
  • Снимают излишнее нервное напряжение.
  • Улучшают память.
  • Способствуют овладению навыками письма, рисования.
  • Развивают фантазию, воображение.
  • Улучшают гибкость и подвижность кистей и пальцев рук ребенка.
  • В общении со взрослым помогают развитию подражания и социализации.
  • Выступают отдельным видом игрового занятия.
  • Может служить отличным способом занять ребенка в дороге.

Зачем нужны пальчиковые игры

4 вида пальчиковых упражнений

Все игры с пальчиками можно разделить на несколько видов, в зависимости от возраста.

1. Упражнения для кистей рук

Помогают научиться расслаблению и напряжению мышц, переключаться с одного положения на другое, развивают подражание. Такие занятия можно проводить примерно с полутора лет, когда ребенок целенаправленно может повторять движения за взрослым и выполнять простые просьбы.

2. Динамические упражнения

Учат детей сгибать-разгибать пальчики, координировать точность движений. Такие игры подойдут для младших дошкольников.

3. Статические игры

Помогают закрепить уже полученные умения, требуют точности при выполнении. Могут выполняться в среднем и старшем дошкольном возрасте.

4. Массаж

Развивает сенсорно-тактильные ощущения, помогает снизить тонус мышц и подготовить пальцы к более сложным упражнениям. Массаж можно делать уже с рождения.

Совет

  • В первые месяцы после рождения можно делать пальчиковый массаж своими пальцами, поглаживая и осторожно разминая пальчики ребенка.
  • Примерно с полугода в качестве массажеров используйте различные предметы, отличающиеся по текстуре, форме, размеру, весу. Это могут быть, например: многогранные карандаши; резиновые или пластмассовые игрушки; мячи (в том числе, рельефные); камешки; грецкие орехи (все эти предметы нужно прокатывать между ладошками малыша); крупные бусы (ребенок должен перебирать нанизанные элементы по одному); зубные щетки (массаж делают щетиной).

Как правильно провести пальчиковую гимнастику

  • Начинать делать с малышом пальчиковые упражнения можно после года.
  • Чтобы они были интересными, каждую игру хорошо сопровождать определенным ритмичным текстом – стихами, потешками, сказками, которые «инсценируются» при помощи пальцев и ладошек.
  • Слова обязательно нужно произносить ритмично и выразительно. Это помогает ребенку научиться правильно и красиво оформлять свою речь.
  • Как правило, фантазия детей живо включается в игру, и они с удовольствием выполняют все упражнения.

О чем нужно помнить при пальчиковых играх:

  1. Согрейте руки перед занятием! Ваши пальцы не должны быть холодными.
  2. Перед началом гимнастики нужно сделайте общую разминку для кистей и пальчиков, чтобы они разогрелись, стали податливее.
  3. Во время игр контролируйте, чтобы ребенок задействовал в упражнениях все пальчики.
  4. При проведении гимнастики родители должны не только следить за тем, как ребенок выполняет упражнения, но и оказывать тактильное влияние на ручки малыша (гладить, щекотать).
  5. Ни в коем случае не заставляйте малыша играть, если он против: будет больше вреда, чем пользы.
  6. Занимайтесь регулярно! Залог успеха – в систематических упражнениях.

ДАВАЙТЕ ИГРАТЬ!

Пальчиковые игры для детей 1–2 лет

Для малышей этого возраста подойдут самые простые упражнения:

  • разминать пальчики малыша (чередуем растирание, сгибание и разгибание);
  • гладить и массировать ладошку;
  • использовать для массажа подогретые грецкие орехи и массажные ежики-шарики (продаются в ортопедических салонах).

Элемент игры в занятия вводим постепенно. Начинать лучше с простых потешек и действий, которые малыш сможет повторить.

Кулачок

Этот пальчик — маленький,

(загибаем мизинчик)

Этот пальчик — слабенький,

(загибаем безымянный пальчик)

Этот пальчик — длинненький,

(загибаем средний пальчик)

Этот пальчик — сильненький,

(загибаем указательный пальчик)

Этот пальчик — толстячок,

(загибаем большой пальчик)

Ну а вместе — кулачок!

Домик

Дом стоит с трубой и крышей,

На балкон гулять я вышел.

(ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию — труба, балкон)

Очки

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам)

Фонарики

Вот фонарики горят, всех ребяток веселят! (пальцы растопырены)

Вдруг погасли фонари, (пальцы сжаты в кулак)

Ты скорей домой беги! (руки спрятаны за спину).

Пальчиковая гимнастика для малышей

Пальчиковые игры для детей 2–3 лет

В этом возрасте детям уже можно предлагать координационно более сложные игры.

Про дружбу

Ребенку нужно точно попадать пальчиком на пальчик, уметь переплетать их между собой.

Дружат во дворе у нас девочки и мальчики (дети сцепляют пальчики в замочек)

Подружу-ка я сейчас и маленькие пальчики (дети поочередно соединяют подушечки одноименных пальцев рук)

Раз, два, три, четыре, пять – начинай считать опять (дети возвращают пальчики в исходное положение)

Раз, два, три, четыре, пять – мы закончили считать (замочки размыкаются, малыши трясут кистями рук).

Горошки

Раскатились по дорожке

Разноцветные горошки.

Птички весело клюют,

Нам горошки не дают,

Дайте мне горошинку! Я такой хорошенький!

1–2 строчки – подушечками пальцев обеих рук выполняем легкие постукивания по поверхности стола, изображая раскатившиеся горошинки.

3–4 строчки – пальцы обеих рук собираем в щепоть и «клюем» воображаемые горошинки. 5 строчка – складываем руки лодочкой, вытягиваем их вперед и «просим» горошинку.

6 строчка – обеими ладонями гладим себя по щекам или по голове.

Кошка

Вот кулак (показываем кулачек)

А вот ладошка (показываем ладошку)

На ладошку села кошка (ставим свои пальцы на ладонь малыша)

И крадется потихоньку (2–3 раза пальцы шагают по руке)

Видно мышка там живет (щекочем)

Пальчиковые игры для детей 3–4 лет

Чем старше становится ребенок, тем сложнее по исполнению могут быть стишки для пальчиковой гимнастики. «Высший пилотаж» — точно обыграть пальцами сюжет какой-то сказки. При этом ребенку надо не просто показать «ушки на макушке» у зайки или «намазать варенье на блины», а строить из ладошек целые замысловатые фигуры (птицу с крыльями, мышку с хвостиком), изображать сложные действия («лепить пирожки», «копать огород»).

Когда взрослый показывает такую фигуру, малыш не просто запоминает ее и повторяет – он развивает фантазию и ассоциативное мышление.

Осьминожки

Две веселых осьминожки

По морской брели дорожке (обе руки изображают осьминогов, передвигающихся пальцами-щупальцами по дну моря)

Повстречались, удивились, («осьминоги» замирают, «приседают», снова вытягиваются)

Улыбнулись, подружились. (руки сближаются, можно «поздороваться» указательными пальцами)

И теперь они вдвоем

Изучают водоем. (сцепившись большими пальцами, руки «путешествуют» вместе).

Паровоз

Ехал, ехал паровоз (руки в «замок», большие пальцы вращаются)

Прицепил вагон, повез. (сцепить указательные пальцы)

Ехал, ехал паровоз

Прицепил вагон, повез.

Пальчиковая гимнастика в 5 - 6 лет

Пальчиковые игры для детей 5–6 лет

Продолжаем разыгрывать сюжеты с помощью пальчиков. Усложняем движения, подключаем эмоции. Пальчиковые игры становятся уже мини-спектаклями.

Белка

Сидит белка на тележке, (исходное положение — кисти рук сжаты в кулак)

Продает она орешки, (круговые движения кистью вправо, влево)

Лисичке-сестричке, (разогнуть большой палец)

Воробью, (разогнуть указательный палец)

Синичке, (разогнуть средний палец)

Мишке толстопятому, (разогнуть безымянный палец)

Заиньке усатому. (разогнуть мизинец)

Вот так! (Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)

Стол

Левую руку сложить в кулачок. Сверху на кулак опустить ладошку правой руки. Локоть правой руки – параллельно полу. Менять положение рук.

У стола четыре ножки,

Сверху крышка, как ладошка.

Стул

К нижней части тыльной стороны левой ладошки приставить кулачок с подвёрнутым большим пальцем. Менять положение рук.

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье.

Лужок

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот

(загибать поочереди пальцы)

На зелёный на лужок.

(указательным пальцем правой руки обвести круг по левой ладони)

Приходи и ты дружок.

(ладони повёрнуты к себе, сгибаем пальцы – зовём к себе)

Пальчиковая гимнастика в 6 -7 лет

Пальчиковые игры для детей 6–7 лет

Основная задача пальчиковых игр для детей 6-7 лет – помощь в подготовке руки к письму.

Дом

На поляне дом стоит, («дом» — изобразить двумя руками, крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом)

Ну а к дому путь закрыт. (правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх)

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем. («ворота» — ладони разворачиваются параллельно друг другу).

Повар

Повар готовил обед,

А тут отключили свет. (ребром ладони дети стучат по столу)

Повар леща берет

И опускает в компот (загибают большие пальцы)

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье (загибают средние пальцы)

Угли бьет поварёшкой. (загибают безымянные пальцы)

Сахар сыплет в бульон. (загибают мизинцы)

И очень доволен он. (разводят руками).

Моя семья

Знаю я, что у меня (поднимают руку ладонью к себе)

Дома дружная семья! (и в соответствии с текстом, в определенной последовательности загибают пальцы: сначала безымянный, затем мизинец, указательный средний и большой) Это – мама,

Это – я,

Это – бабушка моя,

Это – папа,

Это – дед.

И у нас разлада нет.

Значение мелкой моторики для развития речи ребенка и его интеллекта в целом переоценить сложно. Регулярные занятия разными видами пальчиковой гимнастики способствуют не только развитию мелкой моторики, но в целом улучшению координации, памяти, воображения, концентрации внимания. Все это – основа нормального психоэмоционального и речевого развития ребенка, залог его успехов в школе.

Полезных и веселых вам игр!

Видео

Фото: © Depositphotos

Пальчиковые игры про овощи для детей — средство улучшения моторики пальцев и кистей. Занятия полезны не только для детей с задержкой психического и речевого развития, но и для здоровых дошкольников. Цель пальчиковой гимнастики — расширение кругозора по теме «Овощи», знакомство с основными огородными культурами. При регулярном выполнении пальчиковых упражнений у дошкольников улучшаются память и концентрация внимания, развиваются интеллект, воображение и речевые способности.

Пальчиковая гимнастика «Овощи» в младшей группе

Представляем простые и увлекательные пальчиковые упражнения для дошкольников 2–3 лет.

Пальчиковая гимнастика «Овощи» для детей

Игра предназначена для массирования кончиков пальцев для улучшения их тактильного восприятия. Для занятия нужны прищепки для развешивания белья, по одной на каждого воспитанника. Вот сопроводительный текст пальчикового упражнения:

У Ларисы — пять редисок, — дети аккуратно прищипывают кончик мизинца;

У Алеши — три картошки, — прищипывают кончик безымянного пальца;

У Вовы — сладкая морковка, — среднего;

У Феди — большая редька. — указательного.

Пальчиковая гимнастика про сказки в старшей группе

Посчитаем овощи

Мы по грядкам погуляем,

Овощи там посчитаем. — воспитанники сжимают и разжимают пальчики обеих рук;

Раз — морковка, — загибают мизинцы;

Два — чеснок, — загибают безымянные пальцы;

Три — зеленый кабачок, — средние;

Вот четвертая капуста, — указательные;

Пять — редиска растет густо. — загибают большие пальцы.

Посчитаем овощи

Загадка про морковку

Рыжий нос в грядку врос, — дети изображают подземную часть моркови, направляют правую кисть вниз, прижав пальцы друг к другу, а большой пальчик сгибают и поджимают;

Над землей кудрявый хвост. — показывают надземную часть растения, к направленной вниз правой кисти прижимают в зоне запястий устремленную вверх левую руку с растопыренными пальчиками;

Мне для супа хвост не надо, — отнимают левую кисть, сгибают и разгибают ее пальчики;

В супе будет рыжий нос. — сгибают и разгибают правые пальцы.

Пальчиковая гимнастика про сказки в старшей группе

Картошка

Растут по порядку

Кусты на грядках. — воспитанники имитируют картофельный куст, растопыривают пальчики на правой кисти;

Ты лопатой покопай, — левой кистью со сжатыми пальцами изображают лопату, делают ею копающие движения;

И картошку собирай. — сжимают обе кисти в кулаки, имитируя картофельные клубни.

Пальчиковая гимнастика про сказки в старшей группе

Средняя группа

Предлагаем пальчиковые игры для дошкольников 3–4 лет, которые подходят и для детсадовских, и для домашних занятий.

Готовим салат

Мы морковку поскребем, — дети быстро трут правым кулаком по левой раскрытой ладошке;

И на терочке натрем, — прикладывают кулаки к животу, быстро двигают ими вверх-вниз;

И капусточку порубим, — делают раскрытыми кистями рубящие движения в воздухе;

И сметаною зальем. — кулаками двигают вверх-вниз, имитируя льющуюся субстанцию;

Витаминный и полезный — вытягивают руки вперед;

Получился наш салат. — гладят живот.

Морковка и капуста

В огороде урожай

Осень к нам пришла опять, — воспитанники хлопают в ладоши;

Пора нам урожай собрать: — ударяют кулачки друг о друга;

Капусту с хрупкими листочками, — соединяют кончики правых и левых пальчиков, изображая шарообразную форму;

Морковь с кудрявыми косичками, — правую кисть с собранными пальчиками и поджатым большим пальцем направляют вниз, левую устремляют вверх с растопыренными пальцами, руки соединяют в запястьях — получается имитация морковки;

Картошки целый мех — сжимают обе кисти в кулаки;

И свеколку в суп для всех. — соединяют кончики правых и левых пальцев, изображают кистями треугольник.

Пальчиковая гимнастика про сказки в старшей группе

Зинина корзина

У маленькой Зины

Много овощей в корзине: — дети складывают кисти чашеобразно, имитируя корзинку;

Вот оранжевая тыква, — загибают большой палец;

Вот зеленый кабачок, — загибают указательный;

Вот морковка, вот огурчик, — средний;

Уложился на бочок. — безымянный;

Перец Зина не забыла, — загибают мизинец;

Все к обеду принесла. — делают правой рукой знак «класс».

Пальчиковая гимнастика про сказки в старшей группе

Пальчиковая гимнастика «Овощи» в старшей группе

Предлагаем пальчиковые упражнения для улучшения мелкой моторики у дошкольников 4–5 лет.

Пальчиковая гимнастика на тему «Овощи»

В огороде красота, — воспитанники разводят руки в стороны;

Овощей пришла пора. — хлопают в ладоши;

В огород мы побежали, — бегут на месте;

И редиски натаскали, — делают движения руками, будто вытягивают корнеплоды из земли;

Выкопали всю картошку, — совершают копающие движения руками;

Взяли огурцов немножко, — делают хватающие движения;

Срезали кочан капусты, — совершают режущие движения;

Хрупкий, тяжеленный, вкусный, — сводят руки так, словно удерживают перед собой что-то большое и круглое;

Пучок петрушки захватили, — растопыривают пальцы;

Ничего мы не забыли. — шагают на месте.

Пальчиковая гимнастика про сказки в старшей группе

Репка

Тянет бабка, тянет дед, — дети сжимают кисти в кулаки;

Тянут, да потянут репку. — отгибают большие пальчики;

Помогать решила внучка, — отгибают указательные;

Прибежала в помощь Жучка, — средние;

Мурка репку потянула, — безымянные;

Мышка хвостиком махнула. — мизинцы;

Вытянули вместе репку,

Хоть сидела она крепко! — вытягивают руки над головой.

Репка

Подготовительная группа

Представляем тексты пальчиковой гимнастики для дошкольников 6–7 лет.

Огород

Приглашаем мы друзей: — воспитанники делают «приглашающее» движение руками, взмахивают в свою сторону;

В огород спеши скорей! — широко разводят руки в стороны;

И на грядки посмотри: — опускают руки, наклоняются к полу;

Поспевают огурцы, — соединяют кончики правых и левых пальцев, выгнув кисти в форме овала;

Покраснели помидоры, — выгибают соединенные кисти в форме круга;

Нам срывать их скоро.

В земле сидит морковка, — складывают кисти треугольником, изображая морковь;

Кудрявая головка.

Друг, смелее, не зевай,

В корзину овощи кидай! — правую ладонь выгибают чашеобразно, а левой рукой имитируют движения, будто кладут в нее что-то.

Пальчиковая гимнастика про сказки в старшей группе

Солим капусту

Мы капусту рубим-рубим, — дети быстро ударяют ребром кисти по горизонтальной поверхности;

И на терке трем и трем, — трут одну ладошку о другую;

Мы капусту солим-солим, — соединяют большой и указательный пальцы, делают движение, словно что-то сыплют;

И руками отожмем. — делают движения кистями, будто что-то выжимают;

Мы капусту порубили, — снова бьют ребром кисти о горизонтальную поверхность;

Хорошенько посолили, — снова делают движение, будто что-то сыплют;

В банки плотно уложили, — ударяют раскрытыми ладонями по горизонтальной поверхности;

Все — работу завершили! — делают кистями стряхивающие движения.

Пальчиковая гимнастика про сказки в старшей группе

Населенный пункт: Ростовская область, г. Белая Калитва

Цели:

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.

2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.

4. Формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие народных сказок, образное представление, эмоциональную сферу детей.

5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Задачи:

1. Развивать монологическую речь, продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом. Развивать выразительность речи, силу голоса.

2. Работать над развитием грамматического строя языка.

Словарная работа: фантазия, миф, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее, теплое.

Материалы и оборудование: солнце с лучиками, запись мелодии «волшебной музыки», «Чудесный мешочек», столы, цифры.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель:

— Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказочную страну Говорляндию. Попадая в эту страну все люди немного меняются. Хотите знать, как? Тогда давайте отправляться в путь, а так как эта страна необычная, то и в путешествие мы отправимся волшебным образом: с помощью нашей фантазии.

-А как вы думаете, что такое фантазия? (фантазия- это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, выдумываем то, чего нет на самом деле.

— Только перед отправлением в наше путешествие волшебное, давайте вспомним правила путешествия:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

-Итак, вспомнили правила и можно отправляться в страну Говорляндию. (Включается сказочная музыка)

Закройте пожалуйста глаза. Представьте себе, что мы летим на белом, пушистом и мягком облаке, а сверху мы видим дома, заводы, леса, поля, которые окружают нашу страну Говорляндию, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха.

2. Основная часть.

-Вот мы и прилетели. Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах висит большой замок. Давайте, его попытаемся открыть, а поможет нам в этом пальчиковая гимнастика «Замок». Дети встают в полукруг и выполняют пальчиковую гимнастику.

На двери висит замок

Пальчики сцепляем, как бы делаем замочек

Кто его открыть бы смог?

Поворачиваем в разные стороны замком из пальчиков

Постучали,

на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

Покрутили,

не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их

Потянули

тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью

И открыли!

резко отпуская руки, разводите их широко в стороны

— Какие вы молодцы, открыли замок волшебный!

-Ой, ребята смотрите, а здесь письмо!

«Помогите нам! Злые волшебники заколдовали нашу страну:

Все, что у нас есть: дома, поля, леса, дорожки, речки и солнышко.

Помогите нам расколдовать нам нашу страну!»

-Ну что, будем помогать волшебным жителям? Да.

— Тогда ребята, отгадайте загадку:

Золотое яблочко,

По небу катается,

С утра улыбается,

А улыбки – лучики

  • очень горячи. (Солнышко)

-Правильно, это солнышко, только посмотрите почему-то оно грустное? Да ведь у него нет лучиков.

-Злые волшебники и его заколдовали, а – улыбки-лучики разбросали в разные стороны. Давайте же скорее найдем их!

-А, чтобы расколдовать улыбки-лучики нужно выполнить задания.

Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку.

На первом столе лежит первое задание.

1 задание.

Один из лучиков «разбит» на части и на обороте нарисованы животные. Нужно собрать «пазл из частей» и назвать животных ласково. По итогу получится первый лучик.

Игра «Назови ласково»: примерные слова — обезьяна, бегемот, лиса, заяц, кабан, медведь, белка (ребенок учится употреблять уменьшительно – ласкательные суффиксы).

-Молодцы, мы собрали первый лучик, волшебной страны. Давайте же скорее его отдадим солнышку.

Находим цифру «2» и там нас ждет второе задание и второй лучик.

2 задание

На столе разложены различные картинки: фрукты, цветы, овощи, ягоды. Нужно их рассортировать по группам и назвать что это (учится сортировки и умению обобщать предметы одним словом).

Игра «Назови одним словом»

— груша, яблоко, персик, слива (фрукты)

— тюльпан, ирис, астра, роза (цветы)

— помидор, огурец, морковь, свекла (овощи)

-клубника, малина, вишня, крыжовник (ягоды)

— укроп, петрушка, салат, щавель (зелень)

Игра «Хлопушки»

(Ребёнок учится прохлопывать слова, разделяя их на слоги

по количеству гласных звуков, голосом выделяя ударный слог)

Гру – ша, сли – ва, ли – мон, пер – сик, аб – ри – кос,

а – пель – син, ман – да – рин, яб – ло – ко.

-Молодцы ребята, вот мы и нашли второй лучик! А теперь давай те искать следующий лучик и нам нужна цифра «3».

3 задание.

На столе лежат картинки, и нужно определить какой предмет лишний и почему! (развитие связной речи, мышления, зрительного гнозиса).

Игра «Четвертый лишний! »

— самолет, вертолет, истребитель, дерево

-апельсин, катер, теплоход, лодка

-машина, мотоцикл, кузнечик, трактор

— велосипед, самокат, мопед, стол.

-Ох, какие же мы молодцы, добыли третий лучик! Давайте немного отдохнем и поиграем.

Физминутка «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты.

Ветер дунет иногда,

Только это не беда.

Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки.

А потом опять встают

И по- прежнему цветут.

-Вот такие мы увидели цветы, небывалой красоты. Смотрите ребята мы расколдовали речку…

-Скажите а, что делает река?

Дети. Река течёт, бежит, журчит, шумит, плещется, бурлит, волнуется, шипит и т.д.

-Какие дети у меня молодцы. Много слов назвали. А теперь поиграйте с камешками, покатайте их в ладонях. ( Через минуту собирает камешки.) Вернем камешки реке и скажем ей за игру « спасибо» ( Звучит аудиозапись « Звуки реки»),

-Ну что, дальше будем собирать лучики, чтобы расколдовать нашу страну? Да!

-Тогда ищем цифру «4» и там спрятан четвертый лучик.

4 задание

На столе разложены различные предметы: матрешка, сумка, ручка, офицер с широкими плечами, дом, блюдце. Нужно подобрать признак предмета из чего он сделан или как выглядит.

Упражнение «Назови признаки»

— В стране Говорляндия, живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов:

— Матрешка из дерева…

-Сумка из кожи…

— Если ручка сделана из пластмассы, то…

-Мальчик с широкими плечами-…

-Дом из кирпича…

-Блюдце из фарфора…

-Молодцы! Вот мы нашли четвертый лучик. И солнышко светит все ярче и ярче, и я прям чувствую что мы уже почти расколдовали страну Говорляндию.

-Давайте дальше искать лучики? Да! Тогда ищем цифру «5» и там нас джет следующее задание.

5 задание

-Посмотрите, да это же дерево! Но, оно почему то без листьев!

-Ребята, давайте подарим нашему дереву зелёные листья ? Для этого мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот»

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

(На каждом листочке написано слово — дети называют ему противоположность и воспитатель наклеивает листок на дерево)

-Ребята, а из чего состоят слова? Из звуков.

-На какие две группы делятся все звуки русского языка? На гласные и согласные.

-Как произносятся гласные звуки? Легко, свободно, поются, тянутся.

-Давайте назовём их. А,О,У,И,Ы,Э

-А какие препятствия встречает воздух во рту, когда мы произносим согласные звуки?

-Назовите их Б В Г Д Ж З и т.д.

-А сейчас приготовьте ваши ушки, внимательно слушайте слова, определите, какой звук повторяется во всех словах?

рак, гора, жара, радуга, жираф, раковина, парад, радость.

Липа, лёд, лист, олень, леска, телега, поляна.

Ваза, мимоза, берёза, гроза, зубной, музыка.

-Вот и получили мы последний лучик, и засияло солнышко в этой замечательной стране. Какое оно?

— Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все

Итог.

-Отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на белых, пушистых облаках. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Звучит музыка.

-Вот и прибыли мы в детский сад и наше занятие закончилось.

Васильева М.А., Веракса Н.Е., Комарова Т.С. «От рождения до школы» издательство МОЗАЙКА-СИНТЕЗ 2016 год.

Н.В.Нищева Конспекты подгрупповых занятий издательство «Детство-пресс, СПб, 2006 г.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду» издательство МОЗАЙКА-СИНТЕЗ 2014 год.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Овощи» в старшей группеКонспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Овощи» в старшей группе

Цель: закрепить знания детей об овощах.

Задачи:

1. Образовательные:

  • закрепление представлений об овощах (где растут? как за ними ухаживают? что из них готовят?)
  • уточнение, расширение, активизация словаря по теме (название овощей; огород, корни, листья, кожура, копать, сажать, сеять, поливать, рыхлить, полоть, расти, цвести, выкапывать, срывать, варить, сушить, солить, есть; спелый, зрелый, свежий, консервированный, вареный).
  • обогащение словаря синонимами (на материале русской народной сказке «Мужик и Медведь»; крупный, большой, огромный; рассердился, разозлился, разъярился).
  • совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе; образование относительных прилагательных от названий овощей).

2. Коррекционные:

  • развитие мелкой моторики
  • развитие зрительного внимания и восприятия
  • развитие связной речи

3. Воспитательные:

  • формирование навыков сотрудничества, взаимодействия
  • воспитание уважительного отношения к труду взрослых

Оборудование: картинки с изображением овощей, муляжи овощей, корзинка, цветные карандаши.

Предварительная работа: беседа о пользе овощей, чтение русской народной сказки «Мужик и Медведь», рассматривание иллюстраций, беседа по прочитанному произведению.

Ход занятия.

I Организационный момент:

Приветствие детей. Объявление темы занятия.

Логопед:

— Подойдите ко мне и достаньте из «волшебного мешочка» то, что там спрятано (дети достают муляжи овощей и кладут их на стол). Каждый из детей называет то, что он достал.

Логопед:

— Как можно назвать их одним словом? (овощи)

— Где растут овощи? (овощи растут на грядке или в парниках).

— Сегодня мы с вами поговорим об уборке урожая овощей осенью, «отправимся» в гости к героям одной известной сказки.

II Основная часть

Рассматривание картины «Уборка овощей»

Логопед задает вопросы:

— Какое время года изображено на картине?

— Как вы догадались, что на картине осень? (На деревьях желтые листья, птицы улетают на юг, люди убирают урожай.)

— Как называется профессия людей, которые выращивают и убирают урожай? (Овощевод.)

— Что убирают люди на поле? (Выкапывают картошку, грузовые машины везут капусту.)

— Какая техника помогает людям убирать картофель? (Картофелекопалка.)

— Из каких двух слов образовалось такое длинное слово? (Картофель, копать.)

— Как называют место, где хранятся овощи? (Овощехранилище.)

Игра «Подскажи словечко»

Логопед:

— Поздним летом в огород собирается народ.

Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!

Здесь весною было пусто. Летом выросла (капуста).

Солнышко светило, чтоб ярче зеленел (укроп).

Собираем мы в лукошко очень крупную (картошку).

От дождя земля намокла — вылезай, толстушка (свекла).

Из земли — за чуб плутовку! Тянем сочную (морковку).

Надо поклониться низко, чтобы вытащить (редиску).

Помогает деду внук — собирает с грядок (лук).

Вот зеленый толстячок — крупный, гладкий (кабачок).

И красавец-великан темно-синий (баклажан).

Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.

Пальчиковая гимнастика «Заготовка капусты».

Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад) Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку).

Игра «Приготовим сок»:

Из моркови – морковный

Из картофеля – картофельный

Из капусты – капустный

Из свеклы – свекольный

Из тыквы – тыквенный и т. д.

Игра «Узнай и назови»

(Согласование существительного с прилагательным).

Логопед:

Пошла гулять,

Зеленое собирать,

Кому не жалко — отдавай

Цвет правильно называй.

(У детей на столах картинки с изображением овощей.)

Логопеду на поднос кладут картинку и отвечают:

— У меня зеленый огурец

— У меня зеленое яблоко и т. д.

Далее выделяются следующие цвета (красный, желтый, фиолетовый).

Логопед:

Пошла гулять,

Красное (желтое, фиолетовое) собирать.

Кому не жалко – отдавай,

Цвет правильно называй.

Дети:

— У меня красный помидор

— У меня желтый перец

— У меня фиолетовый баклажан и т. д.

Логопед выставляет картинку из сказки «Мужик и Медведь».

— А сейчас я предлагаю отправиться в одну русскую народную сказку.

— Посмотрите на картинку и скажите, как она называется? ( «Мужик и Медведь»)

— Какое еще есть название у этой сказки? ( «Вершки и корешки»)

— Какой овощ посеял мужик в сказке?

— Какая выросла репа? (крупная)

Упражнения с синонимами.

«Третий лишний».

Логопед предлагает выбрать из трех слов два «слова – приятеля» к слову «крупная» (большая, душистая, огромная)

«перехитрил» (обманул, провел, объехал)

«рассердился» (разозлился, разъярился, раскрылся)

«Скажи иначе».

Мужик вырастил крупную репу (огромную).

Мужик перехитрил медведя (обманул).

Медведь рассердился на мужика (разозлился).

Логопед:

— В сказке мужик и медведь не могли поделить вершки и корешки. Вам сейчас нужно будет на карточках найти у овощей «вершки» и «корешки», их дорисовать и закрасить. Девочки будут закрашивать и дорисовывать «вершки», а мальчики «корешки».

А в конце занятия мы узнаем, кто был внимательнее.

III. Подведение итогов. Оценка деятельности детей.

Автор: Вильданова Рамиля Ранасовна

Организация: МБДОУ №1 «Березка»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Джалиль

Цель: Развитие связной речи у детей, систематизация знаний о зиме, зимних явлениях.

Задачи:

Образовательные: — Расширять словарный запас по теме;

 — Учить подбирать прилагательные к существительным;

 — Обогащать лексику родственными словами;

 — Формировать звуковую культуру речи.

Развивающие:

— Развивать познавательный интерес, любознательность;

— Развивать логическое мышление; мелкую моторику рук.

— Развивать память, внимание, координацию движения;

— Развивать навыки словообразования; речевое дыхание;

— Развивать ориентацию в пространстве;

— Активизировать словарь детей.

Воспитательные:

— Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и своих сверстников, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.

Методы и приёмы: игровой, словесный, наглядный, повторение, обобщение, художественное слово, физкультминутка, показ и объяснение воспитателя; наблюдение за работой детей; анализ работ воспитателем и детьми; поощрение.

Планируемый результат:

— приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища; повышение познавательной активности; усвоение необходимых знаний по теме «Зима»; формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.

Оборудование, наглядный материал: ноутбук, снежок для игры, снежинки с заданиями, аудиозапись музыкального произведения «Зима», картон синего цвета, клей, соль, клеёнки и салфетки, снеговик, мнемотаблица, снежинки разные по размерам.

Предварительная работа: Беседа о зиме, рассматривание картинок, фотографий и другого иллюстрированного материала с зимними пейзажами; чтение художественной литературы по теме, дидактическая игра «Когда это бывает?», наблюдение за погодой на прогулках.

Ход

I. Вводная часть. Доброе утро лесам и полям!                   (руки вверх)

                             Доброе утро скажу всем друзьям!      (руки в стороны)

                              Доброе утро, родной детский сад!

                                Видеть друзей своих очень я рад!   (поворачиваются лицом в круг и хлопают в ладоши)

Воспитатель: — Ребята, отгадайте мою загадку:

              Во дворе замёрзли лужи,

              Целый день позёмка кружит,

              Стали белыми дома.

              Это к нам пришла. (Зима)

1 слайд (картина зима)

Воспитатель: — Да, верно, зима.

— Какое сейчас время года? А какая – зима? Как вы узнали, что наступила зима? Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (Декабрь, январь, февраль). А сейчас какой месяц? (декабрь).

Чтение стихов о зиме.

1 ребёнок.  Белоснежным покрывалом.                                    

                    Приукрасились дома.                                           

                    Стужа лютая настала.                                             

                    Вот и к нам пришла зима.                                       

2 ребёнок.  Зима забавами полна,     

                    Нам не даёт скучать она!

                    Зима-пора снеговиков,        

                    Весёлых санок и коньков.

3 ребёнок.  Белый снег пушистый

                    В воздухе кружится

                    И на землю тихо

                    Падает, ложится.

II. Основная часть.

Воспитатель: — А хотели бы вы побывать в гостях у зимы в волшебной мастерской? Тогда отправляемся! Повертелись — покружились у зимы в гостях очутились. (Дети кружатся).

— Вот мы и очутились в гостях. Посмотрите вокруг, как красиво! Очень много снега намело, сугробы кругом. А нам же нужно попасть в мастерскую. Чтобы добраться до мастерской, нам необходимо перешагивать через огромные сугробы и выполнять все задания, которые нам приготовили. Будьте осторожны и внимательны по дороге. Ну что, в путь!

Воспитатель: Вот вам первое задание. (Достаёт снежинку с заданием).
                                 Дидактическая игра «Доскажите словечко».

       На деревья, на лужок – тихо падает … (снежок).

       Вот веселье для ребят – всё сильнее… (снегопад).

       Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки).

       Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик).

       На снегу-то, посмотри – с красной грудкой… (снегири).

       Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег).

Воспитатель: — Какие же вы молодцы. Отправляемся дальше. Будьте осторожны и внимательны, сугробы очень большие поднимайте выше ноги.

— Ребята, давайте поиграем в снежки.

2 слайд (картина дети играют в снежки)

Воспитатель: Следующее задание Дидактическая игра «Назови ласково»

Воспитатель: — Я буду кидать вам снежок, называя слово, а вы мне будете его возвращать, называя это слово ласково.           

          Зима – зимушка                            Горка — горочка
          Санки — саночки                            Снег — снежок                            
          Лёд – ледок                                   Снеговик — снеговичок
          Ветер – ветерок                            Льдина – льдинка

Шапка – шапочка                         Мороз — морозец
          

Воспитатель: — Ребята! Снежки холодные, и руки у вас, наверное, замёрзли. Давайте с вами сядем на наши пенёчки и согреемся!

                                             Упражнение «Снеговик»

Мы катаем снежный ком, (пальцами обеих рук проводить от середины лба до подбородка и обратно, не слишком надавливая).

Стал наш ком снеговиком:                                              

Шляпа, (приложить ко лбу ладони ребром и растирать его движениями от середины к краям).

Глазки,     (массировать веки лёгким поглаживанием пальцев рук).

Нос, (растирать крылья носа указательными пальцами рук).

Метла, (раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать ушную зону).

Его улыбка так светла!  (улыбнуться, потирая ладошки друг о друга).

Воспитатель: — Молодцы, ребята! Ну что согрелись тогда у меня для вас следующее задание (достаёт следующую снежинку).

— Отправляемся дальше. Перешагиваем сугробы. Ой, кто же это (снеговик). Но почему-то очень грустный. Как вы думаете почему? (у него нет друзей, он совсем один). Вы сможете ему помочь? (да, мы с ним подружимся, развеселим его). А кажется я знаю, как его развеселить. Я предлагаю разучить стихотворение М. Бойкова про «Снеговика», я думаю снеговику это очень понравится. А учить мы будем необычным способом по схеме.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u250931/t1550337605aa.jpg        Раскраснелась детвора –
       Накатала три шара!
       Друг на друга их сложили
       И ведро нагромоздили.

       Нос – морковка, уголь – глазки,
       Снеговик из детской сказки!

       Руки – ветки, рот – конфета,
 

Пусть стоит теперь до лета!
 

Воспитатель: — Кто хочет рассказать стихотворение нашему снеговику? (2-3 ребёнка рассказывают стишок). Ой, смотрите, а снеговик стал веселее, ему очень понравилось, как вы рассказываете стихи.

Дидактическая игра «Угадай слово»

Воспитатель: — Назовите слова, которые начинаются со звука «с». Попробуйте отгадать эти слова. А отгадки нарисованы на картинке (на слайде).

3 слайд (картинки – снежинки, сосулька, снег, санки).

Воспитатель: — Ой, ребята, посмотрите, вот мы и дошли с вами до зимней мастерской, но чтобы в неё войти нужно сказать волшебные слова о снеге, но непросто сказать, а ещё выполнить движения. Ну что готовы?

Физкультминутка «Снег – снежок»

Снег — снежок, снег – снежок

По дорожке стелется. (Руки у детей подняты вверх, постепенно опускаются вниз).
Снег — снежок, снег – снежок белая метелица.
Снег — снежок, снег – снежок замело дорожки.  (Плавно качают руками вправо — влево).
Снег — снежок, снег – снежок тает на ладошке.  (Поочередно вытягивают вперёд то правую, то левую руку).
Мы налепим снежков, вместе поиграем.  («Лепят снежки»).
И друг в друга снежки весело бросаем.

Воспитатель: — Молодцы, ребята!

— Вы всё верно сделали и дверь в мастерскую открыта для вас.

Проходите и присаживайтесь за столы. Посмотрите, что у вас на столах лежит? (листочки).

— Обратите внимание на листочки. Они совсем пустые. Нужно украсить их снежинками. (Перед детьми стоит соль, клей).

— Только вот чем? У нас с вами нет кисточек (предположения детей).

— Правильно. С помощью клея и соли.

(Показ выполнения работы педагогом).

Но прежде, чем, приступить к работе, давайте разомнём свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

     Раз, два, три, четыре,                   (Загибают пальчики, начиная с большого.)

     Мы с тобой снежок слепили.      («Лепят», меняя положение ладоней.)

     Круглый, крепкий, очень гладкий.   (Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.)

     И совсем-совсем не сладкий.       (Грозят пальчиком.)

     Раз — подбросим.                         (Подбрасывают воображаемый снежок.)

     Два — поймаем.                            (Ловят воображаемый снежок.)

     Три — уроним                               (Роняют воображаемый снежок.)

     И… сломаем.                                  (Топают.)

Самостоятельная деятельность детей.  (Дети приступают к работе. Воспитатель смотрит за выполнением, за осанкой). (Во время работы звучит музыка).

III. Заключительная часть

Воспитатель: — Молодцы! Вы, хорошо справились с работой. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Для этого нужно сказать “волшебные” слова. Дети встают, говорят волшебные слова: «Снежинка кружится раз, снежинка кружится два, снежинка кружится три, ребятам в детский сад попасть помоги».

Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад.

— Какое у вас настроение после путешествия?

— О каком времени года мы сегодня говорили?

— Что было для вас самым сложным  и что не получалось на пути к мастерской Зимы?

Воспитатель: Вот у меня есть красивые снежинки, они все разные: большие и маленькие. Я предлагаю вам взять каждому по снежинке. Если вы хорошо занимались, у вас все получилось — то возьмите большую снежинку, а если вы считаете, что получилось не так как хотели (не всё хорошо, или что-то не получилось) – то возьмите снежинку поменьше. Молодцы!

Список литературы:

1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика. М.:2006

2. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.2007.-432с.

3. Бородич А.М. «Методика развития речи детей», М.: Просвещение, 1981.

4. «Речевое развитие». Метод. комплект программы «Детство». 3-7 лет.

5. Развитие речи Конспекты занятий в старшей гр. дет.сад. Волчкова В.Н. Учитель 2004 год

6. Ушакова О С Программа речевого развития дошкольников. — М.: 1993г.

7. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.:Просвещение 1983.

Опубликовано: 26.11.2021

  • Пальчиковая игра сказка колобок
  • Пальчиковая гимнастика про сказки подготовительная группа
  • Пальчиковая игра сказка в гости пришла
  • Палочка выручалочка сутеев сказка текст распечатать
  • Пальтишко как пишется правильно