Палаты белокаменные из какой сказки выражение

Иван царевич, царь, царица и три дочери. сказка!! ====== не в каком царстве, не в каком государстве был-жил царь и

Иван Царевич, Царь, Царица и три дочери.
Сказка!!

======

     Не в каком царстве, не в каком государстве был-жил
царь и царица. У царя, у царицы было три дочери, три родные сестрицы.

     Большая
сестра говорит:

     — Сестрицы!
Пойдёмте к бабушке-задворенке на вечеринки. Там поговорим да посоветуем.

     Согласились
и пошли.

     А там
заблудился Иван царевич из соседнего царства. Охотился он с утра, да и пристал
к избёнке этой. Только думал постучаться, видит девицы три дут туда, одна
другой краше, да и решил посмотреть-послушать, что там они рассуждать будут.
Отец-то ему давно уже говорил, чтобы невесту себе сыскал, да наследников на
царство сотворил.

     Заходят
эти девицы и говорят:

     — Здорово,
бабушка-задворенка! Мы пришли к тебе на беседушку.

     — Милости
просим!

     Большая
сестра стала говорить:

     — Кабы
меня взял Иван-царевич замуж, я бы вышила ему ковёр-самолёт. Куда похочешь,
туда и лети!

     А
Иван-то царевич стоит под окошечком, слушает да про себя думает:

     — Это не заслуга
мне! Ковёр-самолёт я и сам могу добыть.

     Другая
сестра говорит:

     — Кабы
меня взял Иван-царевич, я бы с собой привезла кота-баюна: кот-баюн сказки
сказывает, за три вёрсты слышно.

     Иван-царевич
стоит, слушает:

     — Это не
заслуга мне! Кота-баюна я и сам могу купить.

     Меньшая
сестра говорит:

     — Кабы
меня взял Иван-царевич, я бы родила ему девять сыновей, по колена ноги в
золоте, по локти руки в серебре, по косицам часты мелки звёздочки.

     Иван-царевич
выслушал девичьи речи и поехал домой к отцу, к матери. Приехал и сказал:

     — Батюшка
и матушка! Я хочу жениться, возьму себе малую царевну из тридесятого царства.

     Отец и
мать его благословили и за невестой проводили.

     Приезжает
он в дальние края и бьёт царю челом:

     — Отдай, − говорит, − малую дочь за меня, за Ивана-царевича.

     Царь
свадьбу заводил, дубовы столы становил, Ивана-царевича с невестой за стол
садил. Пили, ели, веселилися, и свадьба отошла.

     Жил
Иван-царевич у тестя своего год или два, и вдруг приносят ему письмо и
челобитье, что батюшка и матушка его умерли, пора ему на царство ехать.

     Поехал
Иван-царевич с молодою женою, Марфою-царевною, в свою землю и стал царствовать.

     Долго
ли, коротко ли, Марфа-царевна обеременела, а Иван-царевич поехал на охоту в
чистое поле гулять, бить гусей да лебедей, и проездил долгое время.

     Без него
царевна родила трёх сыновей, по колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре,
по косицам часты мелки звездочки: насмотреться невозможно!

     Послали
сейчас гонца за бабкою-повитушкою. Попалась ему навстречу баба-яга, спрашивает:

     — Куда
идёшь?

     Гонец
отвечает:

     — Недалеко.

     — Скажи:
куда? Не скажешь, сейчас съем тебя!

     — Иду за
бабкою-повитушкою. Царевна Марфа Прекрасная родила трёх сыновей, таких, как
сама сказывала.

     Яга-баба
говорит:

     — Возьми
меня в бабки.

     — Нет,
яга-баба! Не смею тебя звать. Иван-царевич мне голову срубит.

     — Не
возьмёшь, сейчас тебя съем!

     — Ну,
делать нечего, пойдём.

     Яга-баба
пришла и начала своё дело справлять: отобрала у Марфы Прекрасной трёх сыновей,
а на замен оставила трёх поганых щенят. После ушла в лес и спрятала деток в
подземелье, возле старого дуба.

     Приезжает
Иван-царевич домой. Ему тотчас объявили, что твоя-де царевна родила трёх щенят.

     Он
страшно рассердился, щенят приказал бросить в море, а ей хотел за то голову
срубить, да потом одумался:

     — Ну, −
сказал, − первая вина прощается. Подожду до другого брюха.

     Вот
долго ли, коротко ли, жена его опять стала беременна, а Иван-царевич на охоту
поехал. Марфа Прекрасная долго его не пускала и горько-горько плакала, но
царевич не послушался, сел на коня и поскакал в чистое поле.

     Немного
погодя родила Марфа Прекрасная шесть сыновей, по колена ноги в золоте, по
локоть руки в серебре, по косицам часты мелки звёздочки: насмотреться
невозможно!

     И
послала гонца за бабушкою.

     — Не зови
только ягу-бабу! − Приказывает ему со слезами в очах. Марфа-Царевна

     Посланный
пошёл за бабушкою. Попалась ему навстречу яга-баба и спрашивает:

     — Куда
пошёл?

     — Так,
недалеко!

     — Скажи:
куда? Если не скажешь, сейчас тебя съем!

     — Эх,
баба-яга! Иду за бабушкой-повитушкою. У нас Марфа Прекрасная шесть сыновей
родила.

     — Возьми
меня.

     — Нет, не
возьму. Боюсь Ивана-царевича: он убьёт меня, голову срубит.

     Баба-яга
грозит гонцу:

     — Не
возьмёшь, сейчас тебя съем, и с косточками!

     — Ну,
пойдём.

     Баба-яга
пошла во дворец и взяла с собой на обмен шесть поганых щенят: царевна Марфа
Прекрасная, как скоро увидела, что баба-яга идёт, схватила одного сына и
спрятала в рукав.

     Яга
положила к ней на постель поганых щенят, а пять малых деточек унесла в тёмный
лес. Шестого искала-искала, так и не доискалась.

     Приезжает
Иван-царевич домой. Ему тотчас доложили, что твоя-де жена родила шесть щенят.

     Он
страшно рассердился, приказал посадить её в бочку. На ту бочку железные обручи
навести, кругом заколотить, засмолить и в океан-море спустить.

     Приказ в
ту ж минуту исполнен. Посадили царевну вместе с сыном в бочку,
заколотили, засмолили и бросили в океан-море широкое.

     Долго
носило бочку по морю, наконец прибило к берегу. Стала бочка на мель.

     А сын
Марфы-царевны рос не по дням, а по часам. Вырос большой и говорит:

     — Матушка!
Я потянусь.

     — Потянись,
дитя!

     Как он
потянулся, вмиг бочку розорвало.

     Вышли
мать и сын, перед ними гора высокая, они на неё взобрались.

     Сын
огляделся на все стороны и вымолвил:

     — Кабы
здесь, матушка, дом да зелёный сад, вот бы пожили!

     Она
говорит:

     — Дай бог!

     Того
часу устроилось великое царство: явились славные палаты, белокаменные, зелёные
сады, прохладные. К тем палатам тянется дорога широкая, гладкая, утоптанная.

     По той
по дороге идут нищие, люди убогие, просят святую милостыньку.

     Марфа
Прекрасная позвала их в палаты белокаменные, накормила-напоила, в путь-дорожку
проводила.

     Нищие,
люди убогие, пришли к Ивану-царевичу и рассказали, что в этаком-то месте, где
прежде были горы высоки, ручьи глубоки, леса непроходимы, там стоит царство
великое.

     В том
царстве живёт вдова, а у ней сын есть, красоты невиданной и неслыханной: по
колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре, по косицам часты мелки
звёздочки, насмотреться невозможно!

     Мать с
сыном нас, убогих людей, накормили-напоили, на дорогу хлебом наделили и в путь
с честью проводили.

     Иван-царевич
говорит:

     — Разве
поехать мне посмотреть, что там за царство устроилось?

     А
яга-баба, живёт тут у царевича, услыхала эти речи и стала сказывать:

     — Вот
невидаль! У меня в лесу у старого дуба восемь таких молодцов: у всех по колена
ноги в золоте, по локти руки в серебре, по косицам часты мелки звёздочки!

     Иван-царевич
остался дома, не поехал в новое царство. А нищие, люди убогие, опять туда
побрели просить святой милостыньки.

     Марфа
Прекрасная позвала их в палаты белокаменные, накормила-напоила и спать
повалила. Назавтра стала их спрашивать:

     — Калики
вы голосисты! Где вы были-побывали и что вы слыхали?

     Отвечают
калики:

     — А мы как
от вас пошли, так прямым путём и направились к Ивану-царевичу. Он подсел к нам,
начал спрашивать: где что слыхали, где что видали? Мы всё ему рассказали, что
видели твоё новое царство, как живёшь ты вдовою и что есть у тебя сын, краше
которого в белом свете нет.
     —
И
ван-царевич
хотел было сюда ехать, посмотреть, да баба-яга не пустила. Вот, молвила,
невидаль! У меня в лесу у старого дуба восемь таких молодцов: у всех по колена
ноги в золоте, по локти руки в серебре, по косицам часты мелки звёздочки!

     Как
скоро ушли нищие, люди убогие, говорит Марфа Прекрасная сыну:

     — Это мои
детки, а твои братцы, в лесу у старого дуба сидят!

     — Матушка,
− отвечает он, − дай мне хлеба, я пойду, их достану, домой приведу.

     — Ступай,
дитя, с богом!

     Нацедила
она из своей груди молока, на том молоке спекла восемь хлебов, отдала ему и
отправила в путь-дорогу.

     Долго
ли, коротко ли шёл добрый молодец. Скоро Сказка сказывается, да тихо дело
делается. Пришёл к старому дубу, у того дерева лежит большой камень. Отвалил
камень, глянул и увидал своих братьев: сидят вокруг стола в подземелье.

     Он
спустил им по единому хлебцу. Братья съели и заплакали. Эти хлебцы кабыть на
молоке нашей матушки!

     Он
спустил им ременья и вытащил всех на вольный свет. Поцеловались, поздоровались
и пошли домой к матери.

     Марфа
Прекрасная выбежала встречать их, стала миловать-целовать, крепко к сердцу
прижимать.

     Живут
они вместе.

     Опять
зашли туда нищие, люди убогие, милостыньки просить.

     Марфа Прекрасная
позвала их в палаты белокаменные, накормила-напоила, спать уложила, назавтра
хлебом в дорогу наградила, с честью в путь проводила.

     Приходят
нищие к Ивану-царевичу.

     Он начал
выспрашивать:

     — Гой еси,
калики голосистые! Где вы были-побывали и что видели?

     — Были мы
побывали, ночь ночевали в новом царстве. Молодая вдова нас накормила-напоила,
на дорогу хлебом наградила. Есть у ней девять сыновей, краше в свете нет! У
всех по колена ноги в золоте, по локти руки в серебре, по косицам часты мелки
звёздочки.

     Иван-царевич
приказал лошадей закладывать. А бабе-яге нечем больше похвастать, сидит да
молчит.

     Поехал
царевич в новое царство. Долго ли, коротко ли, увидал град великий. Остановился
у палат белокаменных.

     Марфа
Прекрасная и девять сыновей вышли навстречу. Обнималися-целовалися, много
сладких слез пролили, пошли в палаты и сделали пир на весь крещёный мир.
    ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Базовый учебник и рабочая тетрадь: Литературное
чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А.
Виноградская. Учебник. 3 класс. Часть 1, 2.
Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс.

Цель  урока: Познакомить с
содержанием «Сказки о царе Салтане»;
раскрыть идейно-художественное своеобразие
пушкинской сказки. Провести сопоставительный
анализ литературной сказки Пушкина с народной.

Задачи:

  • Обучающая: познакомить с понятием
    литературная сказка; сравнить сказку Пушкина и
    русскую народную сказку «По колено ноги в
    золоте»; показать детям, что «Пушкинская сказка
    – прямая наследница сказки народной» (Самуил
    Яковлевич Маршак). 
  • Развивающая: развивать навыки
    выразительного чтения (определять задачу чтения,
    выбирать нужный тон и темп чтения, наблюдать за
    употреблением знаков препинания, указывать
    паузы и выделять логические ударения)
  • Воспитательная: воспитывать непримиримое
    отношение к зависти, хитрости, злобе.
    Способствовать воспитанию чувства любви к
    ближнему, незлобливости, добросердечности и
    умению прощать.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: фронтальная.

Необходимое техническое оборудование Книга
«Русские народные сказки», Сказки русских
писателей. Текст  сказки А.С. Пушкина «Сказка о
царе Салтане…», портрет А.С. Пушкина, выставка
книг А.С.Пушкина, рисунки учащихся с любимыми
героями сказок А.С. Пушкина

Подготовительная работа: Чтение
сказок А.С. Пушкина; знакомство с отдельными
моментами жизни поэта; конкурсы рисунков:
«Остров Буян», «Чудеса князя Гвидона»;

Оформление доски:

img1

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Прозвенел звонок. Встали красиво,  спинки
прямые, с хорошим настроением начнём  наш 
урок. Жалею вам удачи.

2. Объявление темы урока

Учитель: Ребята, мы с вами прочитали
«Сказку о царе Салтане…» А.С. Пушкина. А сегодня я
предлагаю провести исследование,  то есть
научную работу. В любом исследовании  есть гипотеза
 
(слово ГИПОТЕЗА на доске)

3.  Словарная работа

– Кто знает значение слова ГИПОТЕЗА? (Гипотеза
– предположение)

– Так вот, мы возьмём за гипотезу, то что 
сказал Самуил Яковлевич Маршак. 

Прочитайте

На доске:«Пушкинская сказка – прямая
наследница сказки народной».

4. Постановка цели  урока

– Нам с вами нужно будет доказать , что это так,
или опровергнуть, то есть доказать, что это
высказывание не верно.

5. Основная часть урока

Учитель: Ни в одной стране мира за
столь короткий период времени не возникло такое
ярчайшее созвездие блистательных имён, как в
русской литературе 19 века. Но именно А.С. Пушкина
мы по праву считаем родоначальником нашей
классической литературы.

Докладчик выйдет к доске,  и расскажет нам
немного о замечательнейшем поэте.
Прослушивание мини доклада о жизни Пушкина

Вывешиваю на доску  портрет Пушкина и
табличку с датами жизни

Александр Сергеевич Пушкин – русский
поэт, родоначальник русской литературы

Родился  6 июня 1799 года в Москве. Здесь  он
жил с отцом, Сергеем Львовичем, и матерью,
Надеждой Осиповной, с бабушкой, Марией
Алексеевной, и няней Ариной Родионовной, до того
времени, пока его не определили в 
Царскосельский лицей в Петербурге. Будучи уже
известным поэтом, Пушкин за вольнолюбивые стихи
против царского самодержавия  ссылался в
Молдавию, Крым, в село Михайловское – родовое
имение Пушкиных.  В ссылке в Михайловском жил
вместе с няней. Много писал, по вечерам слушал
нянины сказки.
Погиб Александр Сергеевич Пушкин очень рано: в 37
лет. Он был убит на дуэли французом Дантесом.
Похоронили поэта в Святогорском монастыре
Псковской  губернии, недалеко от
Михайловского.

Учитель: Пушкин был настолько
многогранным, что, практически во всех
существующих литературных  жанрах  сумел
создать замечательные классические
произведения,  а в некоторых настоящие шедевры
(обращение к выставке книг.)

 К которым мы по праву относим его сказки

– Сколько сказок написал Пушкин ?    ( (5)

– Давайте перечислим их.

Дети:

  • 1830 г.      «Сказка о попе и работнике
    его Балде»
  • 1831 г.      «Сказка о царе Салтане, о
    сыне его славном и могучем богатыре князе
    Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди»
  • 1833 г.      «Сказка о мертвой царевне
    и о семи богатырях»
  • 1833 г.      «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • 1834 г.      «Сказка о золотом
    петушке».

Учитель:Кстати сказать, «Сказка о Попе
и работнике его Балде» в этом году  отметила
юбилей так как была написана  ( 1830 году) С
момента написания прошло 180 лет!
Пушкин создал мир сказки, подобный существовал
на Руси лишь в устном народном творчестве.
– А теперь посмотрим, как хорошо вы знаете 
сказки Пушкина.

Викторина

1. Сколько лет жил старик со своею старухой?   (
33 года).

2. О ком написан отрывок?

«Что и  жить в такой тревоге?
Вот он с просьбой о подмоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу». (О царе Дадоне  «Сказка
о Золотом петушке»)

3. Кого испугался герой сказки Пушкина?

«Испугался бесёнок и к деду
Пошёл рассказать про такую беседу.
Черти стали в кружок,
Делать нечего – собрали полный оброк…»

 (Балду.   Из «Сказки о попе и
работнике его Балде»)

4. Послушайте отрывок  и сказки:

« В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки».

– О ком идёт речь?  Из какой сказки?
Старухе из «Сказки о Рыбаке и Рыбке»)

5. Посмотрите на этот предмет и скажите,  из
какой сказки? (Яблоко  из  «Сказки  о
мёртвой царевне и семи богатырях)

6. Что грызла белочка под высокой елью? И  в
какой сказке это происходило? (Золотой орех в
«Сказке о царе Салтане)

7. Рисунки КОМАРА, МУХИ, ШМЕЛЯ. Кто это? С какой
сказкой и как их можно соотнести? (Князь
Гвидон  в «Сказке о царе Салтане…»
превращается в комара, муху, шмеля)

Учитель: Молодцы! Сказки Пушкина вы
знаете хорошо. А теперь начнём нашу исследовательскую
работу.
Но прежде чем мы начнём говорить о
народных сказках, ответьте

– Кто рассказывал Пушкину сказки? (Его няня)
– Как звали няню Пушкина? (Яковлева Арина
Родионовна) 

(Портрет появляется на доске)

– Любимая  нянюшка – Арина Родионовна.
 Простой русской женщине  посвятил Пушкин
такие строки

Ученица рассказывает отрывок.

               НЯНЕ

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь…

                                                                          
А.С. Пушкин

Учитель: Она знала великое множество
русских народных песен,  сказок и была
замечательной рассказчицей. Именно от няни
Пушкин услышал много сказок. 
Мы с вами говорили о русских народных сказках.

– Что характерно для них?

Троекратные
повторы                 
на доске

– Какие повторы встречаются в народных
сказках? (Три сына,  дочери,  три задания,
 три чуда)

Учитель: А ещё об одинаковых ситуациях
 в народных сказках  говорят одними и теми
же словами.

  • «Колобок» песенка всегда начинается одинаково,
  • «Сивка Бурка»  заклинание тоже повторяется
  • Емеля  «По щучьему велению, по моему
    хотению»…

Учитель: Итак, для русской народной
сказки характерны всевозможные повторы. А ещё из
сказки в сказку повторяются устойчивые
выражения, помните

Устойчивые выражения                
   на доске

– Что такое устойчивые выражения ? (Это
выражения, которые встречаются ,  повторяются
во многих сказках)

  • Близко ли, далёко ли
  • Долго ли коротко
  • Я там пил, мёд пиво пил
  • Скоро сказка сказывается, да не скоро дело
    делается
  • И стали они жить поживать да добра наживать

– Зачем   использовались в сказках 
устойчивые выражения? (Чтобы было лучше
запомнить текст сказки)

Учитель: В  русских народных
сказках встречаются  устойчивые эпитеты

Устойчивые
эпитеты             
на доске

– Ответьте, что такое эпитеты? (Ответы детей)

Эпитеты – это образные 
художественные определения, чаще всего
выраженные прилагательными.

– Приведите примеры эпитетов  из сказок
русских народных

Учащиеся приводят примеры

  • Терем высокий
  • Сети шелковы
  • Буйна голова
  • Земля сыра

и т.д.

Учитель: А теперь будем работать со
сказкой  Пушкина. Давайте прочитаем, каким
словами начинается сказка А.С. Пушкина.

(Дети читают)

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
Кабы я была царица

– Смотрите, как и в  русских народных
сказках:  «три девицы», «кабы я была царица».
 Давайте сравним.  Какие слова говорят
сестрицы в русской народной сказке «По колено в
золоте» (Дети читают)

«…Взял бы меня царь замуж, я бы весь мир
накормила одним караваем
А вторая говорит:
А меня бы царь замуж взял, я бы всё войско его
одним куском холста одела…»

– Похожи эти две сказки?
–  Которая на ваш взгляд интереснее?
– Почему?
– А в сказке Пушкина  есть повторы? Найдите.
– Гвидон три раза превращается в насекомое,
найдите это в тексте.
– В кого первый раз?  (Комар)
– Второй раз (Муха)
– Третий раз (Шмель)
– Сто ещё неоднократно повторяется? (Царевна
Лебедь выполняет три раза по просьбе Гвидона
чудеса)

– Найдите и прочитайте.

Выборочное чтение.

1. Сначала появляется на острове белка

Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт.

2. В чешуе как жар горя тридцать три богатыря»

3. Третье  чудо, когда лебедь превращается в
царевну.

«Встрепенулась, отряхнулась
и царевной обернулась,

Учитель: В народных сказках о сходных
ситуациях рассказывается одними и теми же
словами. Нашли ли вы такие эпизоды в сказке
Пушкина (троекратные повторы у
Пушкина)

– Корабельщики приплывают к князю, прочитаем
это.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах»
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Князь Гвидон зовёт их в гости,
Их и кормит и поит,
И ответ держать велит»

– Да, одними и теми же  словами Пушкин пишет о
прибытии корабельщиков, а ещё когда корабельщики
плывут к царю Салтану, фразы тоже начинаются
одинаково.
– А ещё когда Князь хотел увидеться с отцом , что
он  говорит Лебеди? Найдите и прочитайте.
(Выборочное чтение)

Грусть, тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца»

– Как вы думаете, почему же  царевич Гвидон
попросил Лебедь исполнить все три чуда? (Он
хотел, чтобы отец к нему приехал на остров.)

– Ведь он тогда сразу бы узнал жену и сына, а
так  царевичу приходится превращаться то в
комара, то в муху, то в шмеля. Ведь царь все равно
не узнал бы  его и не поверил, что это его сын.
Ведь ему сообщили что царица родила кого? Найдите
и прочитайте  (Выборочное чтение)

Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверушку.

– Князь старался, чтобы отец узнал, что у него
есть сын.

Нет, он хотел, чтобы мама
Его была счастлива.

Учитель:  А теперь я предлагаю вам
ответить на вопрос: использовал ли Пушкин в своей
сказке устойчивые  эпитеты. (Да)
– Приведите примеры. (Красная девица,
голубушка сестрица, царь-отец, князь прекрасный,
лебедь белая, небо синее, царь-батюшка)

Учитель: Пушкин использует в своей
сказке, троерактные повторы, устойчивые
выражения, эпитеты, так же как и народные
сказители. Ещё Пушкин ввел в сказку народную
речь.

Выборочное чтение в книге, когда дети
зачитывают на доске появляются записи.

На доске:

  • Наступает срок родин
  • В гневе начал он чудесить
  •  Глядь по верх текучих вод
  • Лебедь белая плывёт

– Как вы понимаете смысл этих выражений

  • Срок родин – значит, что царица должна
    родить ребёнка.
  • Начал чудесить – разозлился,
    разгневался
  • Плывёт по воде, а в народе говорили раньше «поверх
    текучих вод»

– Приведите  свои примеры простонародных
выражений:

1.«За морем житью не худо»
2.« Здравствуй, красная девица»
3.«И пустили в окиян»

Учитель: Народная сказка не знает
подробностей, она рисует всё общим планом. В
народной сказке обычно царевна такой красоты…

Что ни в сказке сказать.
Ни пером описать

– А у Пушкина как описывается царевна Лебедь?
 (Ответы детей)

Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама то величава,
Выступает, будто пава…

– И он подробно описывает город, который
принадлежит Гвидону. Давайте прочитаем
(выборочное чтение)

Стены с частыми зубцами,
А за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.

– Давайте вспомним, чем похожи сказки 
Пушкина и русская народная «По колено ноги в
золоте»

1. Три сестры
2.Третью взял в жёны царь
3. Первые две стали завидовать
4. Там тоже царевну посадили в бочку, которую
засмолили.
5. Царевна тоже плавал по морю, по океану, с
третьим сыном, который тоже рос не по годам, а по
часам.
6. Есть корабельщики
7. Есть три чуда и т.д.

Учитель: А какая сказка вам
понравилась больше? (Ответы детей)
– Почему? (Она интереснее, добрая, красивее,
глубже народной сказки, подробнее описания.
Пушкин воплотил в своих героях идеалы народа.)

– Каким был князь Гвидон? (Добрым, умным,
внимательным
. Он очень любил своих
родителей и хотел, чтобы они были вместе. Находчивым,
придумал, как сделать так, чтобы отец приехал. Он
даже маме не говорил, что видел отца, что тот
скоро приедет.

Князь Гвидон гостеприимный.)

– А царевна лебедь ? (Она добрая, нежная,
отзывчивая
. Она скромная, только в
последний момент Гвидон узнаёт, что Лебедь –
царевна, а  не птица. Хоть она и сказочная
птица, она этим не гордится. Не показывает своего
превосходства над князем и его матушкой. Князь
Гвидон и царевна Лебедь – главные герои, на
которых стремились быть похожими люди.)

На доске: Сказка ложь, да в ней намёк –
добрым молодцам урок.

– Чему учит нас сказка? (Какими нам быть, как
себя вести и общаться с другими людьми.)

6. Итог урока

– Мы с вами провели большую исследовательскую
работу. К какому же выводу мы пришли? Мы
высказывали ГИПОТИЗУ

Дети сами формулируют вывод.

Вывод: Так как в сказке Пушкин
 использует формы народного песенного стиха,
использует в сказке зачин, концовку, а также
элементы народного поэтического языка – 
повторы, постоянные эпитеты, народную
разговорную лексику.
Мы можем сделать вывод, что сказка Пушкина –
прямая наследница сказки народной.

Учитель: Вы согласны с высказыванием
Самуила Яковлевича Маршака? .

Дети высказывают своё мнение

7. Выставление оценок

8. Домашнее задание

– Если хотите, перечитайте сказку ещё раз. А я
предлагаю написать вам  в тетради небольшое
сочинение, которым вы попытаетесь ответить на
вопрос:

  • Чему нас учит князь Гвидон?
  • Чему нас учит царевна Лебедь?

Или выучить наизусть понравившийся отрывок
сказки,

9. Рефлексия

– Ребята по кругу высказываются одним
предложением, выбирая начало фразы из
ниже перечисленных:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

– Спасибо всем за работу! Молодцы!

И одной из жемчужин русской литературы является «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Откуда же черпал вдохновение Александр Сергеевич Пушкин, создавая это произведение, в котором фольклорные мотивы причудливо переплелись с его собственной авторской фантазией?

Сюжет

«Сказка о царе Салтане» была написана Пушкиным в 1831 году. Считается, что сюжет был почерпнут им из сказок, которые рассказывала нянюшка Арина Родионовна. Действительно, Арина Родионова (именно так, поскольку по отчеству, Родионовной, няню называли домашние) — крепостная семьи Ганнибал, происходила из северных русских земель, сохранивших в своем фольклоре немало старинных сюжетов и имен. По некоторым сведениям она была ижоркой по происхождению. Но даже если и так, то это не слишком важно, поскольку ощущала себя она, по-видимому, русской. Именно речь няни, ее сказки и прибаутки стали для Пушкина неистощимым кладезем русской национальной поэзии. Это она рассказала Александру Сергеевичу сказки «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», «Поющее дерево, живая вода и птица говорунья», а так же «Сказку о трех королевнах, родных сестрах». Названия здесь приведены по сборникам русских сказок, сделанных Афанасьевым и Ончуковым. А как называла эти истории Арина Родионовна нам, конечно же, неизвестно. В этих сказках Пушкин почерпнул основные мотивы будущего шедевра: разговор трех сестер, подслушанный царем, рождение чудесного младенца, наговор завистниц, в результате которого царицу и ее дитя бросают в бочке в воду, чудесные диковины далекого морского острова, 30 витязей, охраняющих этот остров и т.п. Однако, одним лишь русским фольклором источники Пушкина не исчерпываются. Сюжет об оклеветанной матери и чудесных детях очень популярен и встречается в сказках всего мира. Зачастую эти мотивы получали литературную обработку. Так, Пушкин был, безусловно, знаком со сказкой французской баронессы д’Онуа «Принцесса Бель-Этуаль», в которой повествуется о чудесной деве со звездой, а так же с «Повествованием законника» из «Кентерберийских рассказов», где речь идет об оклеветанной дочери императора, отправленной в ладье на волю волн.

Имена

Собственных имен в сказке немного. Это Салтан, Гвидон, царевна Лебедь и сватья баба Бабариха. Остальных персонажей Пушкин называет просто царицей, ткачихой, поварихой и т.п. Каково же происхождение имен?

Салтан — это, очевидно, лубочный «царь-султан», персонаж хорошо известный русскому народу со времен бесконечных войн с турками. Все знали, что где-то далеко есть могучее царство, которым управляет «царь Салтан».

Гвидон — имя, заимствованное из лубочного цикла «О Бове-королевиче», который является переработкой европейского рыцарского романа. Гвидоном в этом цикле зовут отца Бовы. По всей видимости, Гвидон — это производное от итальянского имени Гвидо. Специалисты усматривают в этой паре «Салтан — Гвидон» противопоставление «восток — запад».

Царевна Лебедь — это всецело дитя авторской фантазии Пушкина. Ни в одном из вариантов сказок об оклеветанной супруге и ее чудесном ребенке нет ни слова о прекрасной деве-оборотне. По всей видимости, образ царевны Лебеди родился под влиянием таких персонажей, как Василиса Премудрая или Софья Премудрая и французской принцессы Бель-Этуаль.

Баба Бабариха. Этот персонаж взят поэтом, вероятно, из русских заговоров, в которых присутствует некая Бабариха, «коя на камне на синем море сидит, калену сковороду держит недуги жечь-палить».

География

«Царство славного Салтана» не имеет какой-либо географической привязки. Зато остров, на котором оказываются царица и князь Гвидон, имеет название — Буян. И относительно его происхождения у специалистов имеются несколько версий.

Во-первых, остров Буян имеет общие черты с чудесным царством, расположенным где-то за морем, которое встречается в фольклоре едва ли не всех европейских народов.

Во-вторых, остров Буян иногда связывают с Соловецкими островами. Дело в том, что знаменитый Соловецкий монастырь возник на острове не в одну ночь, конечно же, но достаточно быстро. И стал, как считают исследователи, причиной немалого удивления мореходов. Плавали-плавали мимо пустынного острова, и вдруг видят на нем «Новый город со дворцом, с златоглавыми церквами, с теремами и садами».

И, наконец, наиболее популярная версия связывает фольклорный остров Буян с островом Рюген в Балтийском море. Там, на Рюгене, на мысе Аркона в древности располагалось святилище славянского языческого божества Свентовита (Святовита). Населяли Рюген славяне, и этот остов был, вероятно, важным духовным, сакральным центром славянского мира. Были на Рюгене в изобилии и меловые камни, отсюда, видимо, и образ камня Алатырь в народных поверьях. Многие заговоры начинаются словами: «На море-окияне, на острове Буяне стоит бел-горюч камень Алатырь…». Пушкин, конечно же, слышал от няни сказки и заговоры, в которых поминается остров Буян.

Критика о «Сказке о царе Салтане» Пушкина: анализ, суть, смысл, идея произведения

Отзыв в журнале «Телескоп» (1832 г.):

«Мы еще не имели своей, русской, народной поэзии. У Пушкина были притязания на имя русского народного поэта, и он долго считался таковым: но его народность ограничивалась тесным кругом наших гостиных, где русская богатая природа вылощена подражательностью до совершенного безличия и бездушия. Отсюда непрочность его успехов и славы… Попытка Пушкина обнаруживает теснейшее знакомство с наружными формами старинной русской народности; но смысл и дух ее остается все еще тайною, не разгаданною поэтом. Отсюда все произведение носит на себе печать механической подделки под старину, а не живой поэтической ее картины. Несмотря на искусный подбор слов и выражений в тоне русских народных сказок, в нем изобличаются беспрестанно следы новой работы… умысел подделывающегося искусства. Какое различие между «Русланом и Людмилой» и «Сказкой о царе Салтане»! Там, конечно, меньше истины, меньше верности и сходства с русской стариной в наружных формах: но зато, какой огонь, какое одушевление! Невольно забываешь все археологические притязания, чтобы любоваться прелестями свежей, роскошной поэзии…»
(журнал «Телескоп», 1832, IX, № 9)

Е. А. Баратынский:

«Я прочитал здесь «Царя Салтана». Это — совершенно русская сказка, и в этом, мне кажется, ее недостаток. Что за поэзия — слово в слово привести в рифмы Еруслана Лазаревича или Жар-птицу? И что это прибавит к литературному нашему богатству? Оставим материалы народной поэзии в их первобытном виде, или соберем их в одно полное целое, которое настолько бы их превосходило, сколько история превосходит современные записки. Материалы поэтические иначе нельзя собрать в одно целое, как через поэтический вымысел, соответственный их духу и, по возможности, все их обнимающий. Этого далеко нет у Пушкина. Его сказка равна достоинством одной из наших старых сказок — и только… Как далеко от этого подражания русским сказкам до подражания русским песням Дельвига!»
(Е. А. Баратынский — И. В. Киреевскому, письмо от 1832 г.)

В. Г. Белинский:

«Самые его сказки — они конечно, решительно дурны; конечно, поэзия и не касалась их; но все-таки они целою головою выше всех попыток в этом роде других наших поэтов…
Русская сказка имеет свой смысл, но только в таком виде, как создала ее народная фантазия; переделанная и прикрашенная, она не имеет решительно никакого смысла.»
(В. Г. Белинский, газета «Молва», 1836, № 3)

«Сказки Пушкина «О царе Салгане», «О мертвой царевне и о семи богатырях», «О золотом петушке», «О купце Кузьме Остолопе и о работнике его Балде» были плодом довольно ложного стремления к народности. Народные сказки хороши и интересны так, как создала их фантазия народа, без перемен, украшений и переделок. Но «Сказка о рыбаке и рыбке», о которой мы не упомянули в числе прочих сказок, заслуживает исключения, потому что в ней есть положительные достоинства. Это не народная сказка: народу принадлежит только ее мысль, но выражение, рассказ, стих, самый колорит — все принадлежит поэту.»
(В. Г. Белинский «Сочинения А. Пушкина. Статья 11-ая и последняя» 1846 г.)

«Летом Пушкин переехал в Царское Село. В это время его занимали простонародные русские сказки; он написал их несколько; между ними отличается «Царь Салтан» своим простодушным рассказом; но эти попытки, кажется, не совсем соответствовали истинному назначению Пушкина. Есть различие между национальным поэтом и поэтом простонародным.»
(журнал «Библиотека для чтения», 1840 г.)

П. В. Анненков:

«Первая полная русская сказка, написанная им — «Сказка о царе Салтане», — тотчас выказала давнишнее знакомство его с народной речью и поразила многих развязностью, так сказать, своих приемов, подмеченных у народа. Со всем тем это была только мастерская подделка. Насмешливое выражение, которое постоянно проглядывает на физиономии самого сказочника, ироническая беззаботность, с какой кладет он чудеса на чудеса, скорее свидетельствовали о гибкости авторского таланта, чем выражали настоящий дух народной сказки. Один стих был чисто и неподдельно русский. После сказки о Салтане Пушкин, особенно замечавший и любивший юмористическую сторону народных рассказов, написал сказку «О купце Остолопе и работнике его Балде»… <…>

В дополнение можно сказать, что «Салтан» Пушкина породил особенное впечатление в кругу литераторов, мечтавших о народной поззии из кабинета, и писателей, преимущественно занимавшихся изучением иностранных словесностей. В «Салтане» находили они зародыш нового периода в литературе, возможность нового в ней направления. Много толков, шума и споров произвела между ними первая сказка Пушкина. Памятником живого участия, возбужденного ею, осталось неизданное послание Н. И. Гнедича к Пушкину. … [ Гнедич] был одним из самых восторженных поклонников нового произведения. Он послал к Пушкину стихи с надписью: «Пушкину по прочтении «Сказки про царя Салтана», которые мы здесь и выписываем:

«Пушкин, Протей 

Гибким твоим языком и волшебством твоих песнопений! 

Уши закрой от похвал и сравнений 

Добрых друзей! 

Пой, как поешь ты, родной соловей! 

Байрона гений иль Гёте, Шекспира — 

Гений их неба, их нравов, их стран; 

Ты же, постигнувший таинства русского духа и мира, 

Ты наш Баян! 

Небом родным вдохновенный, 

Ты на Руси наш певец несравненный!»

Так высоко ценился первый опыт Пушкина в народной поэзии.»
(Анненков П. В «Жизнь и труды Пушкина» глава XXVII, 1855 г.)

В. В. Виноградов:

«…попытки Пушкина привить к литературе подлинные приемы и формы простонародного языка, воплощенные в «народной поэзия, вызывали единодушную отрицательную оценку у литературных консерваторов и литературных новаторов.»
(В. В. Виноградов «Язык Пушкина», изд-во Academia, 1935 г.)

С. М. Бонди:

««Сказка о царе Салтане» представляет собой обработку народной сказки, записанной Пушкиным конспективно в двух разных вариантах. Он не следовал точно ни одному из них… <…>

В «Сказке о царе Салтане» Пушкина соединены две темы. Первая — традиционная в народных сказках судьба оклеветанной жены и благополучное разрешение этой судьбы. Вторая, введенная в сказку самим Пушкиным, — народный образ идеального, счастливого морского государства. На острове, где княжит Гвидон, «все богаты, изоб нет, везде палаты», чудесная белочка своими золотыми скорлупками и изумрудными ядрами создает богатство острова, надежная волшебная охрана, тридцать три богатыря, выходящие из моря, охраняют его от внешних врагов. У Пушкина, как в народном творчестве (на что указал М. Горький в докладе на Первом съезде писателей), чудеса, волшебные предметы и действия выражают мечту народа об овладении природой для счастливой жизни.»
(С. М. Бонди, комментарии к «Сказке о царе Салтане», Собрание сочинений А. С. Пушкина в 10 томах. М.: ГИХЛ, 1959—1962. Том 3. Поэмы, Сказки)

Это была критика о «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина: анализ, суть, смысл, идея произведения глазами критиков.

Олимпиадные задания по литературному чтению для 4 класса

учени___ 4 класса ____
ФИ________________________________

Задание 1. Замени фразеологизмы одним
словом.

1. Рукой подать — ______________________

2. Во что бы ты ни стало — ______________________

3. За тридевять земель —
______________________

4. Ломать голову — ______________________

5. Повесить нос- ______________________

Задание 2. Составь из слов
стихотворение и продолжи его:

по морю, кораблик, подгоняет, ветер, и,
гуляет

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

Задание 3. Ответь на вопросы.

1. Кто из богатырей родился в
Карачарове?_____________________

2. Как звали коня Добрыни Никитича?_________________________

3. На чем катались по Москве Хоттабыч и
Волька?_______________

4. Какая дорога вела к Изумрудному
городу?____________________

5. Кто из русских писателей создал азбуку,

открыл школу и сам учил
детей?_____________________________

Задание 4. Соедини произведение и его
жанр.

1. С.Т. Аксаков « Аленький
цветочек».                         былина

2. Житие Серафима
Саровского.                                     басня

3. Болезнь и исцеление
Ильи.                                        житие

4. И.А.Крылов « Кукушка и
Петух».                                сказка

5. Л.Н.Толстой «
Акула».                                              рассказ

Задание 5.Что означают слова – архаизмы?
Подберите к ним по одному синониму.

Резной
ларец —                                                            

тувалет
хрустальный —

палаты
белокаменные —  

указующий
перст —

золотой
венец —

несметная
рать —

Задание 6. Вспомни сказку по ключевым словам.
Напиши название сказки и её автора.

Метла,
тыква, бал, часы, туфелька.

Зеркало,
терем, яблоко, гроб, свадьба.

Полено,
очаг, ключ, борода, театр.

Розы,
сани, лёд, коньки, слеза.

Пшеница,
перо, конюшня, шатёр, котёл.

Корабль,
цветок, перстень, ставни, заря.

Задание
7. Расшифруй фамилии известных авторов. Подчеркни, кто лишний.

Рядом объясни
почему?

сеинен –
________________________________________________________________

вючтет –
________________________________________________________________ ошела –
_________________________________________________________________  шпирнив –
______________________________________________________________ дорира –
________________________________________________________________

Задание
8. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок:

   
а)  Поди туда – не знаю куда, ______________________________________________

   
б)   Скоро  сказка сказывается, ______________________________________________      

   
в)   Это всё присказка,
_____________________________________________________

Задание
9. Восстанови порядок действий при составлении плана текста (пронумеруй).

Выделить главную мысль в каждой
смысловой части текста.

Записать выделенные предложения в виде
пунктов плана.

Внимательно прочитать текст.

Найти в тексте или составить самим
предложения, наиболее полно отражающие выделенную главную мысль каждой смысловой
части.

Разделить текст на достаточно большие
законченные смысловые части.

Повторно прочитать текст и решить, точно
ли составленный план отражает основное содержание текста.

Задание10
Запиши под какими буквами написаны сравнения, а затем – эпитеты. Примеры 
какого литературного приема остались ?

     а) глядел из
печки огонек —

     б) лес точно
терем расписной  —   

     в) буре плач
его подобен —       

     г)
белоснежная лебедушка —

     д) уж небо
осенью дышало —

     е) седые моря
—    

Задание 11. Вспомни и запиши, что
делают люди этих профессий:

1.Архитектор_________________________________________________________

2.Журналист_________________________________________________________

3.Фармацевт_________________________________________________________

Ответы к олимпиаде по литературному
чтению  4 кл.

Задание 1. Замени фразеологизмы одним
словом.

1. Рукой подать — близко, рядом. ( 1 балл)

2. Во что бы ты ни стало — обязательно, любой ценой. ( 1
балл)

3. За тридевять земель — далеко. ( 1 балл)

4. Ломать голову — думать. ( 1 балл)

5. Повесить нос- огорчиться, грустить. ( 1 балл)

Задание 2. Составь из слов
стихотворение и продолжи его.

по морю, кораблик, подгоняет, ветер, и,
гуляет

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет. ( 2 балла)

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах. ( 3 балла)

Задание 3. Ответь на вопросы.

1. Кто из богатырей родился в Карачарове? Илья Муромец

2. Как звали коня Добрыни Никитича? Белеюшка

3. На чем катались по Москве Хоттабыч и
Волька? На верблюде

4. Какая дорога вела к Изумрудному городу? желтая

5. Кто из русских писателей создал азбуку,

открыл школу и сам учил детей? Л.Толстой (по 1 баллу)

Задание 4. Соедини произведение и его
жанр.

1.С.Т. Аксаков « Аленький
цветочек»                             сказка

2.Житие Серафима
Саровского.                                       житие

3.Болезнь и исцеление Ильи                                            былина

4.И.А.Крылов « Кукушка и Петух»                                   басня

5.Л.Н.Толстой «
Акула»                                                     рассказ

(по 1 баллу за правильный ответ)

Задание
5.

Каждый
правильный ответ оценивается в 1 балл.

Максимальное
количество баллов – 6.

Ответы: Резной
ларец – украшенная резьбой шкатулка, тувалет хрустальный – туалетное зеркало,
палаты белокаменные – дворец, указующий перст – указательный палец, золотой
венец – женское головное украшение в виде обруча из золота, несметная рать –
огромное войско.

Задание
6.

Каждый
правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 6.

Ответы: Метла,
тыква, бал, часы, туфелька. («Золушка» Шарль Перро)

Зеркало, терем,
яблоко, гроб, свадьба. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.
Пушкин)

Полено, очаг,
ключ, борода, театр. («Золотой ключик или приключения Буратино» А.Н. Толстой)

Розы, сани, лёд,
коньки, слеза. («Снежная королева» Г.Х. Андерсен)

Пшеница, перо,
конюшня, шатёр, котёл. («Конёк-горбунок» П.П. Ершов)

Корабль, цветок, перстень,
ставни, заря. («Аленький цветочек» С.Т. Аксаков) 

Задание 7.
Есенин, Тютчев, Олеша, Пришвин, Родари – »лишний», так как зарубежный
писатель. ( по 1 баллу за расшифрованную фамилию + 1 балл за выделение
лишней фамилии с пояснением )

Задание 8. Закончи
крылатые выражения, взятые из сказок:

   
а)  Поди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что.

   
б)   Скоро  сказка сказывается, да не скоро дело делается.      

   
в)   Это всё присказка, сказка будет впереди.

     (По одному баллу за правильный ответ)

Задание 9.   Считается
верным ответ: 3,5,1,4,2,6

     (По одному баллу за правильный
ответ)    Максимально 6 баллов.

Задание 10.   Сравнения
– б, в.   Эпитеты – г,е.       Олицетворения – а, д.

           ( по 1 баллу — за каждое
верно найденное сравнение или эпитет +  2 балла за верное определение приёма
олицетворения )

Задание 11. Вспомни и запиши, что делают люди этих
профессий:
           

1.Архитектор – главный специалист по строительству.

2.Журналист-человек,
занимающийся на профессиональной основе поиском и обработкой актуальной
информации для дальнейшей ее публикации в СМИ.

(люди, которые печатают
свой материал в газетах и журналах…)

3.Фармацевт
специалист по изготовлению и выдачи лекарств.
(по 1 баллу за
правильный ответ)

  • Пай девочка как пишется
  • Пакастить или пакостить как пишется
  • Пайетками как пишется правильно
  • Пак чимин на корейском как пишется
  • Пак чимин как пишется на английском