Пахульский фантастическая сказка ноты для фортепиано

Титульный лист прижизненного издания детского альбома п. и. чайковского детский альбом op. 39 сборник пьес для фортепиано композитора петра

Пахульский фантастическая сказка ноты для фортепиано

Титульный лист прижизненного издания Детского альбома П. И. Чайковского

Де́тский альбо́м Op. 39 — сборник пьес для фортепиано композитора Петра Ильича Чайковского, носящий авторский подзаголовок «Двадцать четыре лёгкие пьесы для фортепиано». Сборник был сочинён Чайковским в мае — июле 1878 года и при первой публикации, последовавшей в декабре того же года в издательстве Юргенсона, посвящён племяннику композитора Володе Давыдову, которому в то время было 6,5 лет. Считается, что предвосхищением данного сборника является «Альбом для юношества» Роберта Шумана, но, по некоторым сведениям, прежде всего, цикл из 25 прелюдий во всех мажорных и минорных тональностях op.31 Шарля Валантена Алькана, так как они очень похожи как в образном содержании, так и по фактуре и некоторым названиям[источник не указан 954 дня].

По мнению специалиста по творчеству Чайковского П. Вайдман,

Детский альбом, наряду с широко известными сочинениями Шумана, Грига, Дебюсси, Равеля, Бартока и некоторых других композиторов-классиков, входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей. В России он дал толчок к созданию ряда близких по характеру и тематике фортепианных опусов[1].

Содержание[править | править код]

  1. Утренняя молитва.
  2. Зимнее утро.
  3. Игра в лошадки.
  4. Мама.
  5. Марш деревянных солдатиков[2].
  6. Болезнь куклы.
  7. Похороны куклы.
  8. Вальсик.
  9. Новая кукла.
  10. Мазурка.
  11. Русская песня[3].
  12. Мужик на гармонике играет.
  13. Камаринская[4].
  14. Полька.
  15. Итальянская песенкa[5].
  16. Старинная французская песенка[6].
  17. Немецкая песенка[7].
  18. Неаполитанская песенка[8].
  19. Нянина сказка.
  20. Баба-Яга.
  21. Сладкая грёза.
  22. Песня жаворонка.
  23. Шарманщик поёт[9].
  24. В церкви[10].

Интересные факты[править | править код]

В изданиях советского периода названия первой и последней пьес из идеологических соображений[источник не указан 276 дней] были изменены соответственно на «Утреннее размышление» и на «Хор».

Аудиозаписи[править | править код]

Проверить на соответствие критериям взвешенности изложения.

Проверить на соответствие критериям взвешенности изложения.

Возможно, содержание этого списка нарушает принцип взвешенного изложения, представляя малозначимые мнения и факты так же, как и более важные, либо уделяет слишком много места описанию какого-то одного аспекта темы в ущерб другим, не менее существенным. Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей. На странице обсуждения должны быть подробности.

  • 1956 — Исполнитель Александр Гольденвейзер. Запись 1952 года (Д—2898-99)
    В содержании пропущено две («Немецкая песенка» и «Неаполитанская песенка») и переименовано три пьесы:
    • «Утренняя молитва» — в «Утреннее размышление»
    • «Мужик на гармонике играет» — в «Крестьянин на гармонике играет»
    • «В церкви» — в «Хорал»
  • 1971 — Исполнитель Майкл Понти.
  • 1973 — Исполнитель Яков Флиер. Запись 1959 года («Мелодия», СМ—03999-4000)
  • 1996 — Исполнитель Аркадий Севидов. Запись 1995 года (Arte Nova Classics, 74321 34029 2)
  • 2016 — Исполнитель Полина Осетинская. Запись 2016 года (Мелодия, MEL CD 1002488)

Tранскрипции[править | править код]

Существуют переложения «Детского альбома» (целиком или отдельных номеров) для разных инструментов и составов. В частности, Владимир Мильман и Владимир Спиваков обработали весь цикл для камерного оркестра, Роберт Грослот переложил шесть пьес для камерного оркестра и для духового квинтета и т. д. Леонид Десятников сделал оркестровое переложение цикла для одноимённого спектакля Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье» (спектакль в репертуаре с 1989). Полное переложение для ансамбля ударных инструментов осуществил Анатолий Иванов (в 1996 году на эту музыку был поставлен детский балет по сценарию Галины Крутиковой, ставший лауреатом Международного фестиваля 1999 в Югославии[источник не указан 2791 день]). В 2014 г. композитор Дмитрий Батин по заказу Уфимского театра оперы и балета сделал переложение для струнного оркестра и ударных инструментов.

Примечания[править | править код]

  1. П. Е. Вайдман. Детский альбом
  2. Tема использована в балетe «Щелкунчик».
  3. Kомпозитор использует русскую народную плясовую песню «Голова ли ты, моя головушка».
  4. Построена на одном из вариантов известной русской фольклорной темы.
  5. Чайковский использовал подлинно народную итальянскую мелодию.
  6. Kомпозитор использовал эту мелодию, несколько видоизменив её, в хоре менестрелей из II действия оперы «Орлеанская дева».
  7. Предполагается[кем?], что в «Немецкой песенке» использован подлинно фольклорный мотив (скорее всего, тирольский).
  8. Tема перенесена в «Детский альбом» из 3-го действия балета «Лебединое озеро».
  9. Kомпозитор использует итальянский (венецианский) мотив в качестве основы пьесы.
  10. В пьесе «В церкви» претворен церковный мотив так называемого «шестого гласа».

Ссылки[править | править код]

  • Автограф Детского альбома
  • Ноты «Детский альбом» (1939) — Чайковский Петр Ильич

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

ЖЕРДЕВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

« ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО»

ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

« Музыкальный инструмент ФОРТЕПИАНО»

(5-летний срок обучения)

Составитель:

Родина Л.А.

Жердевка

2017

«Рассмотрено»

Методическим советом

МБОУ ДО Жердевская ДШИ

«Утверждаю»

Директор – Позднякова М.Е.

_________

(подпись)

дата рассмотрения

дата утверждения

Оглавление

I. Пояснительная записка

II. Учет успеваемости,критерии оценок, формы контроля

III. Прогнозируемые результаты

IV. Содержание изучаемого курса (годовые требования по классам):

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

V. Список учебной и методической литературы, средства обучения:

список рекомендуемых нотных сборников

список рекомендуемой методической литературы

Пояснительная записка

Культура является важнейшей частью повседневной жизни человека и необходимо достойно хранить, чтить, передавать и развивать ее лучшие традиции. Данная программа разработана на основе этих принципов, являясь результатом личного и совокупного многолетнего опыта в области педагогики фортепианного исполнительства. Жердевская детская школа искусств на практике решает задачи эстетического и нравственного воспитания, обеспечивая среду, в которой культивируется гармонично развитая и культурно образованная личность. Программа создана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, а также согласно утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации «Рекомендациям по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ).

Предлагаемая программа рассчитана на пятилетний срок обучения.

Возраст детей, приступающих к освоению программы: с 7 лет.

Задачи:

I.Воспитывающие:

обеспечение занятости ребенка в свободное время;

воспитание способности к самоконтролю и объективной оценке своей деятельности;

нравственное воспитание обучающихся, расширение музыкального кругозора и культивирование художественного вкуса посредством знакомства с лучшими образцами музыкальной культуры и изучения произведений, являющихся признанными мировыми шедеврами в области музыкального искусства;

воспитание дисциплины и трудолюбия;

воспитание сознательного отношения к своей деятельности;

воспитание всесторонне развитой и культурно образованной личности, способной к осознанному восприятию музыки — потенциальных посетителей концертных залов и театров.

II. Обучающие:

– освоение основных исполнительских навыков игры на фортепиано;

освоение навыков чтения с листа;

освоение навыков ансамблевой игры;

знакомство с основами аккомпанемента, освоение базовых принципов аккомпанирования, умение аккомпанировать исполнению несложных вокальных и инструментальных произведений;

приобретение необходимых знаний и навыков для самостоятельного разбора произведения (умение ориентироваться в нотном тексте), работы над ним, создания образа и самостоятельного музицирования;

приобретение опыта публичных выступлений.

III.Развивающие:

развитие творческих способностей;

развитие музыкальных способностей;

развитие воображения, мышления, памяти, усидчивости и терпения в достижении целей.

Цели:

культивирование интереса к классической музыке;

развитие музыкальных способностей и приобретение творческого опыта обучающимися с раннего детского возраста;

создание условий для духовно — нравственного и художественно — эстетического образования детей;

знакомство обучающихся с особенностями культуры народов мира на примере изучения культурных ценностей;

— приобретение обучающимися умений, навыков и знаний, позволяющих исполнять на фортепиано музыкальные произведения в соответствии с образом и нужным уровнем музыкальной грамотности;

выявление в раннем детском возрасте одаренных в области музыкального искусства детей;

приобретение обучающимися навыков и умений как сольного, так и ансамблевого исполнительства;

приобретение обучающимися знаний о характерных особенностях основных музыкальных жанров и стилей, а также музыкальной терминологии.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы и основные принципы работы:

Данная программа направлена в первую очередь на сохранение и развитие заинтересованности обучающихся, приобщение их к самостоятельному музицированию, поскольку основной контингент детей посещает занятия в школе искусств с целью общего развития, а на дальнейшее музыкальное образование ориентировано небольшое количество обучающихся. Необходимо помнить, что позитивные эмоции являются серьезным стимулом в любом занятии. По этой причине акцент ставится на творческом развитии и обучении детей навыкам самостоятельного музицирования на фортепиано, возможности видеть результат и чувствовать себя музыкантом уже на ранних этапах обучения. Следует учитывать способности, а также иные данные каждого обучающегося и разумно строить план работы, применяя индивидуальный метод обучения каждого ребенка.

Как следствие, настоящая программа предполагает определенную свободу в варьировании уровня сложности изучаемых произведений и их количество в годовом репертуаре обучающегося (как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения, исходя из индивидуальных особенностей обучающегося).

Изучаемый репертуар имеет большое значение в расширении музыкального кругозора, развитии образного мышления и исполнительских возможностей, поэтому имеет смысл подбирать для разучивания разнообразные по форме, содержанию, обладающие высокохудожественной ценностью произведения. В работе над репертуаром можно добиваться различной степени завершенности: ряд произведений будут подготовлены для публичных выступлений, другие — с целью ознакомления, третьи — для исполнения в классе, в присутствии преподавателя.

Методы работы над качеством звука, фразировкой, формой и другими составляющими фортепианного исполнительства, могут варьироваться в соответствии с уровнем технического развития обучающегося, его музыкально—игровыми навыками, развитием слуха и другими индивидуальными особенностями.

Срок реализации учебного предмета и сведения о затратах учебного времени:

При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» со сроком обучения 5 лет, продолжительность учебных занятий с первого по пятый годы обучения составляет 33 недели.

Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» составляет 2 часа (аудиторные занятия), а также 2 часа самостоятельной работы, итого 4 часа в неделю. Продолжительность одного занятия — 45 минут.

Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» при 5-летнем сроке обучения составляет 660 часов. Из них: 330 часов – аудиторные занятия, 330 часов – самостоятельная работа.

Форма занятий

Занятия проходят в индивидуальной форме, что позволяет точнее понять особенности личности обучающегося и подобрать наиболее подходящие и результативные методы работы. Допустимо время от времени использование мелкогрупповой формы занятий (от двух человек) с целью формирования навыков ансамблевого музицирования со сверстниками, коммуникативных навыков, а также для реализации преподавателем дифференцированного и индивидуального подхода в процессе обучения.

II.Учет успеваемости, критерии оценок, формы контроля.

В течение учебного года в конце каждой четверти преподавателем выставляется четвертная оценка, которая определяется исходя из текущих оценок. Текущие оценки рекомендуется выставлять объективно, но с учетом того, что поощрение является необходимым в процессе обучения — преподавателю имеет смысл руководствоваться чувством меры, здравым смыслом и принципом индивидуального подхода к каждому ребенку. Руководством здесь являются в первую очередь личные достижения обучающегося, степень его продвижения, а также такие составляющие, как наличие интереса к занятиям музыкой, развитие музыкального мышления, овладение практическими навыками и исполнительской культурой.

Исполнительский прогресс обучающихся диагностируется на академических концертах, переводных экзаменах. Выступления обсуждаются комиссией с целью выставления объективной оценки и конструктивной помощи коллег в дальнейшей работе преподавателя (конкретные рекомендации и итоги обсуждения должны быть отражены в индивидуальных планах).

Выступления оцениваются по пятибалльной системе.

В первом классе, в конце первого полугодия — зачёт (возможно исполнение двух разнохарактерных пьес). Со 2 по 4 классы — академический концерт (исполняются полифония и пьеса, либо этюд и пьеса), в конце второго полугодия (1-4 классов) — переводной экзамен (исполняются – этюд, крупная форма и пьеса).

Программы выступлений должны быть скомпонованы так, чтобы продемонстрировать сильные стороны обучающегося и работу над устранением недостатков. При этом следует учитывать, что впечатление от выступления будет полным, если в программу включены два контрастных произведения.

Формами текущего и промежуточного контроля может являться участие в школьных концертах, классных концертах, тематических вечерах, конкурсах и иной творческой деятельности школы.

С целью контроля за подготовкой к выпускному экзамену, в 5 классе должно состояться не менее 4-х прослушиваний выпускной программы. На прослушиваниях исполняется часть выпускной программы (на первом — этюд и полифония, на втором — этюд, полифония и крупная форма, на третьем – этюд, полифония, крупная форма и пьеса). На контрольном прослушивании исполняется выпускная программа полностью. На выпускном экзамене исполняются 4 произведения:этюд, полифония, крупная форма и пьеса.

Критерии оценки исполнения программ.

Сценическая культура (поведение на сцене: выход, поклон, посадка) и сценическая устойчивость

Соотношение мелодии и аккомпанемента

Осознанность исполнения, качество звука, слуховой контроль

Качество звукоизвлечения

Интонирование, фразировка

Способность воплотить форму произведения

Создание образа и характера произведения

Самостоятельность и активность пальцев

Аппликатура

Ровность и артикуляция

Динамический план

Темп исполнения

Свобода игрового аппарата

Художественность исполнения техничных произведений

III.ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Одна из основных целей программы: привить ребенку любовь к музицированию на фортепиано.

Поскольку, данная программа создана с целью воспитания у обучающегося наиболее необходимых умений и навыков игры на фортепиано на основе изучения значительного количества интересных, несложных, понятных произведений, ребенок к окончанию обучения обладает достаточно широким музыкальным кругозором, багажом эмоциональных красок и впечатлений, обладает навыками грамотного разбора нотного текста, спектром необходимых исполнительских приемов. Владея выученным репертуаром, умея самостоятельно разбирать, разучивать и исполнять популярные песни, будучи знаком с жанровыми и стилистическими особенностями музыкальных произведений, имея опыт публичных выступлений, выпускник способен музицировать в кругу семьи и среди друзей, осознанно воспринимать музыку при посещении филармоний и театров, являясь грамотным концертным слушателем.

IV.СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Первый год обучения

1. В репертуар обучающегося входят 8-10 музыкальных произведений разного характера и жанра (пьесы, ансамбли, этюды, упражнения), значительная часть из которых представляет собой простые пьесы для начинающих (например, из сборников О. Геталовой «В музыку с радостью», С. Альтерман «40 уроков начального обучения музыке»); а также произведения с элементами полифонии, вариации и сонатины — для продвинутых обучающихся).

Преподаватель работает над освоением обучающимся нотной грамоты, разучиваются упражнения на организацию игрового аппарата, прививается навык чтения нот с листа на примере простейших пьес.

Очень актуально наличие в репертуаре пьес в четыре руки (ансамблей). Это позволяет обучающемуся уже на первых этапах освоения инструмента получить от исполнения с партией сопровождения полное впечатление, почувствовать себя музыкантом, стимулирует интерес к музицированию, позволяет с самого начала обучения начать накапливание запаса музыкальных впечатлений. Для первых трех лет обучения может быть полезен сборник «12 мелодических упражнений» А. Диабелли.

Примерные репертуарные списки музыкальных произведений

Этюды

Гнесина Е. Маленькие этюды для начинающих (по выбору)

Этюды для начинающих (по выбору) из сборника «Этюды для фортепиано», составители А. Гудько, С. Сильванский, изд. «МузичнаУкраiна», 1991 г.

Королькова И. Избранные этюды для начинающих (по выбору)

Л. Шитте ор. 108 Этюды ( по выбору)

Полифонические произведения

Обработки русских народных песен («Полифонические пьесы для фортепиано», редакторы-составители С. Ляховицкая, Б. Вольман, издательство «Музыка», 1966 г.) по выбору

Г.Массон, Г.Нафельян «Полифонические пьесы для начинающего пианиста» (по выбору)

Д. Тюрк «Ариозо»

Ф.Жан «Алфавит – имитация», «Канон в миноре».

Произведения крупной формы

Ю. Весняк, вариации C-dur

И.Беркович Сонатина До мажор

К. Орф, Марш с вариацией

Пьесы

Е. Тиличеева «Праздничная елочка»

М. Крутицкий « Зима»

Н. Любарский « Курочка»

И. Филипп «Колыбельная»

С. Ляховицкая « Где ты, Лека?»

П. Берлин «Марширующие поросята»

В.Коровицын «Детский альбом» пьесы по выбору

К. Лонгшамп – Друшкевичова «Полька», «Из бабушкиных воспоминаний»

Н.Торопова сб. пьес « Музыкальная страна» по выбору.

2год обучения

В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником 8-10 музыкальных произведений: 2-3разнохарактерных пьесы, 1 пьеса с элементами полифонии, 1 произведение крупной формы, 2-3 этюда на различные виды техники, 1-2 произведения в порядке ознакомления. А также не менее 2-х гамм (без знаков, с одним знаком) в классном порядке.

Продолжается работа над развитием пальцевой техники, координации, освоением базовых исполнительских приемов. Рекомендуется чтение с листа простых мелодий без сопровождения, а также игра с преподавателем в четыре руки простых ансамблевых пьес разных жанров.

Примерные репертуарные списки музыкальных произведений

Этюды

Х. Вольфарт « Маленький барабанщик» (этюд)

Л. Шитте, op. 160 (этюды по выбору)

Ю. Некрасов Этюд C-dur

Н. Любарский Этюд G-dur

Полифонические произведения

Е. Аглинцева, Русская песня

К. Нефе, Старинный танец C-dur

Тюрк Д.Г., «Маленький балет»

Русская народная песня, Выйду ль я на реченьку

Русская народная песня, Ай, во поле липонька

Произведения крупной формы

Штейбельт Д. «Сонатина» До мажор

Беркович И. Вариации на тему «Во саду ли, в огороде»

Литкова И. Вариации на тему б.н. п. «Савка и Гришка сделали дуду»

Пьесы

Я. Гарсия «Танцующие медвежата»

А. Гедике « Заинька»

Дж.Мартин «Вистл – стоп буги»

Н.Мордасов «Сборник джазовых пьес» по выбору

У. Гиллок «Детский альбом» по выбору

С.Майкапар цикл «Бирюльки» пьесы по выбору

Н.Торопова сб. пьес « Музыкальная страна» по выбору.

3год обучения

В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником 8-10 музыкальных произведений: 2-4 разнохарактерных пьесы, 1 пьеса с элементами полифонии, 1 произведение крупной формы, 2-4 этюда на различные виды техники, 1-2 произведения в порядке ознакомления. А также не менее 2-х гамм(до трех знаков, в классном порядке)

Чтение с листа простых мелодий без сопровождения или с простейшим сопровожденим (уровень трудности — для начинающих, а также по возможности — самые простые пьесы из программы 1-го класса). Игра с преподавателем в четыре руки ансамблевых пьес разных жанров и характеров. Совершенствование исполнительских навыков и педализации (знакомство с прямой педалью).

Примерные репертуарные списки музыкальных произведений

Этюды

Л. Шитте op. 108, № 106

Г. Беренс o p. 70, № 41

Беркович И. 30 легких этюдов, соч. 47 (по выбору)

Черни К. Избранные фортепианные этюды ред. Г. Гермер , тетрадь I: № 1-6

Полифонические произведения

И. Кригер Бурре a-moll

И. С. Бах Менуэт d-moll, Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах

С. Павлюченко Фугетта a-moll

Г. Бём Менуэт G-dur

В. Моцарт Менуэт B-dur

Произведения крупной формы

И. Беркович, Сонатина C-dur

А. Андре, Сонатина соль мажор

А. Гедике, Сонатина op. 36, №20

Пьесы

А. Гедике Пьеса e-moll

Д. Шостакович « Шарманка» (Детская тетрадь)

Б. Барток Пьеса C-dur

П. Чайковский ( «Детский альбом»): «Болезнь куклы», «Марш деревянных солдатиков»

Р. Шуман « Марш», « Первая утрата»

Э. Градески « Задиристые буги»

В.Коровицын «Детский альбом» (пьесы по выбору)

У.Гиллок «Романтические миниатюры» (пьесы по выбору)

4год обучения

В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником 8-10 музыкальных произведений: 2-4 разнохарактерных пьесы, 1 пьеса с элементами полифонии, 1 произведение крупной формы, 2-4 этюда на различные виды техники, 1-2 произведения в порядке ознакомления. А также не менее 2-х гамм до 4 знаков, в классном порядке).

Чтение с листа простых мелодий (уровень трудности — 1-2 классы). Игра с преподавателем в четыре руки ансамблевых пьес разных характеров и жанров. До 5 класса включительно — совершенствование навыка педализации (прямая, запаздывающая и фактурно-необходимая педаль) и исполнительских умений на основе произведений различной фактуры, в зависимости от индивидуальных способностей учащегося.

Примерные репертуарные списки музыкальных произведений

Этюды

А. Лемуан Этюды соч. 37, № 3, 6, 35

А.Лешгорн ор.65 Этюды по выбору

К. Черни, Избранные этюды, ред. Г. Гермер, II тетрадь (по выбору)

Полифонические произведения

Г. Ф. Телеман Пьеса g-moll

М. Глинка Двухголосная фуга C-dur

Ж. АрманФугетта C-dur

И.С. Бах Маленькая прелюдия a-moll

Д. Циполифугетта e-moll

Л. Куперен Вольта d-moll

Произведения крупной формы

Ф. Кулау Сонатина (I часть) op. 55, №1

Д. Кабалевский Сонатина a-moll

А. Гедике Тема с вариациями, соч. 46

Пьесы

Д.Тюрк «Детская кадриль»

Л.Бетховен «Немецкий танец»

С.Майкапар «Маленькая сказка»

Т.Остен «Хоровод фей»

Д.Львов – Компанеец «Мамин вальс»

5год обучения

В течение учебного года преподаватель разучивает с учеником произведения выпускной программы: этюд, полифонию, произведение крупной формы и пьесу.

Чтение с листа пьес, соответствующих по уровню сложности 2-3 классам. Игра с преподавателем в четыре руки ансамблевых пьес разных характеров и жанров.

Повторение гамм до 4 знаков в классном порядке.

Примерные репертуарные списки музыкальных произведений

Этюды

А. БертиниЭтюды соч.29 (по выбору)

Г. Беренс Г. Этюды соч. 61 (по выбору)

К. Лешгорн Этюды для ф-но. Соч. 65, 66 (по выбору)

А. Лемуан Этюды соч. 37, № 4, 5, 10, 17, 28

К. Черни Этюды op. 299, № 1-4

Полифонические произведения

И.С. Бах «Маленькие прелюдии» (по выбору)

М.Глинка Двухголосные фуги (по выбору)

Д. Мартини, Ария c-moll

Н. Мясковский, Двухголосная фуга, соч. 78, №1

Г. Пахульский, Двухголосная фуга

А. Лядов, Канон G-dur

Крупная форма

Г.-Ф. Гендель, Сарабанда и вариации d-moll

Л. Бетховен, Сонатина F-dur

Р. Глиэр, Рондо op. 43, №6

И.Беркович Вариации на тему б.н.п. «Перепелочка»

Н.Любарский Вариации на тему р.н.п.

Ф.Шпиндлер Сонатина

Ф.Дуссек Рондо

Пьесы

В. Ребиков, Грустная песенка, соч. 8, №1

Э. Григ « Кобольд»

М. Парцхаладзе « Ожидание»

Г. Пахульский « В мечтах»

А. Скултэ « Ариетта»

В.Коровицын цикл «Романтические миниатюры» (пьеса по выбору)

IV.ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Реализация программы предполагает наличия класса (кабинета для индивидуальных занятий) с оборудованием в виде инструмента фортепиано, двух стульев, стола, а также зал для публичных выступлений.

Учебные издания, рекомендуемые для реализации программы: сборники пьес, полифонических произведений, этюдов, гамм, упражнений, сборников произведений крупной формы, авторских сборников, музыкальных словарей и энциклопедий.

Дополнительными источниками информации могут являться сайты сети Интернета (педагогические форумы, сайты издательств и музыкальных сообществ, поисковые системы).

VI.СПИСКИ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендуемая учебно-методическая литература:

Алексеев А., «Клавирное искусство»

Алексеев А., «Методика обучения игре на фортепиано»

Альшванг А., «Бетховен»

Боренбойм Л., Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства

Белых С., Копотева Г., «Рекомендации по составлению рабочих программ для педагогов сферы искусства и культуры»

Браудо И., «Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве»

Голубовская Н., «Искусство педализации»

Гофман И., «Фортепианная игра»

Брянская Ф., «Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста»

Зимин П., «История фортепиано и его предшественников»

Келдыш Ю., «Музыкальная энциклопедия»

Коган Г., «Вопросы пианизма»

Коган Г., «Работа пианиста»

Копчевский Н., «И. С. Бах. Исторические свидетельства и аналитические данные об исполнительских и педагогических принципах»

Корто А.. «Рациональные принципы фортепианной техники»

Крюкова В., Левченко Г., «Особенности образовательного процесса и учебных программ детских музыкальных школ»

Кувшинников Н., Соколов М., «Школа игры на фортепиано»

Либерман Е., «Творческая работа пианиста с авторским текстом»

Милич Б., «Воспитание ученика – пианиста»

Нейгауз Г., «Об искусстве фортепианной игры»

Перельман Н., «В классе рояля»

Савшинский С., «Пианист и его работа»

Савшинский С., «Работа пианиста над техникой»

Савшинский С., Режим и гигиена работы пианиста»

Смирнова Т., «Методические рекомендации»

Тимакин Е., «Воспитание пианиста»

Шмидт — Шкловская А., «О воспитании пианистических навыков»

Шуман Р., «О музыке и музыкантах»

Шуман Р., «Жизненные правила для музыкантов»

Список рекомендуемых нотных сборников:

Артоболевская А., «Первая встреча с музыкой»

Артоболевская А., «Хрестоматия маленького пианиста»

Бах И. С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах

Бах И. С. Маленькие прелюдии и фуги

Бах И. С. Инвенции двухголосные и трехголосные

БеренсГ ., «Этюды для фортепиано»

Беренс Г., «50 маленьких фортепианных пьес»

Бертини А. Избранные этюды

Геталова, И.Визная «В музыку с радостью» Хрестоматии 1, 2, 3, 4,

5 классы

Гиллок У. «Детский альбом», «24 романтические миниатюры»

Гнесина Е. Фортепианная азбука

Григ Э., Полное собрание сочинений для фортепиано

Дебюсси К. Детский уголок

Диабелли А., 12 мелодических упражнений

Директоренко Т., Мечетина О., Альбом классического репертуара

Коровицын В. «Детский альбом», «Романтические миниатюры», «Музыкальное путешествие по странам Западной Европы»

Королькова И. Альбом ученика-пианиста 1, 2, 3, 4, 5 классы

Лемуан А. 50 характерных и прогрессивных этюдов. Соч.37

Лешгорн К. Этюды для ф-но. Соч. 65, 66

Мендельсон Ф. Песни без слов

Металлиди Ж., Музыкальный сюрприз

Милич Б. Маленькому пианисту

Милич Б. Фортепиано. 1, 2, 3,4, 5 классы

Мынов А., Альбом фортепианных пьес

Полонские А. И Э., В сказочном королевстве

Прокофьев С., Детская музыка

Баранова Г., Первые шаги маленького пианиста: песенки, пьесы, этюды и ансамбли для первых лет обучения

Симонова Т., Чудо — песенки

Слонимский С. Альбом популярных пьес

Смирнова Т., Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 1-12

Сорокин К., «Золотая лира», том 1, том 2

Торопова Н. «Музыкальная страна»

Копчевский Н., Хрестоматия педагогического репертуара

Чайковский П. Детский альбом

Черни К. Избранные этюды. Ред. Г .Гермера

Черни К. Школа беглости. Соч. 299

Шитте Л. 25 этюдов. Соч.68

Николаев А., Школа игры на ф-но

Шостакович Д., Детская тетрадь

Шуман Р. Альбом для юношества

Учебный план

для дополнительной общеразвивающей программы

в области музыкального искусства

«ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО»

Наименование учебных предметов

Годы обучения (классы)

Количество аудиторных часов в неделю

Промежуточная

аттестация

1-4 кл

Итоговая

аттестация

5 кл.

1кл

2кл

3кл

4кл

5кл

I полугодие

II полугодие

специальность

2

2

2

2

2

1кл -зачет

переводной экзамен

Выпускной

экзамен

2-4 кл

академ.

концерт

сольфеджио

1

1

1

1

1

контр.урок

контр.урок

теория музыки

0,5

контр.урок

муз.литература

1

1

1

1

1

контр.урок

контр.урок

хор

1

1

1

1

1

концерт. выступление

концерт. выступление

вок. ансамбль

1

1

1

1

1

концерт. выступление

концерт. выступление

ансамбль

0,5

0,5

0,5

контр.урок

зачет

зачет

Общее количество часов

6,5ч

6,5ч

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/440007-dopolnitelnaja-obscherazvivajuschaja-programm

Большой театр планировал показать «Мастера и Маргариту» еще в мае 2020, но из-за пандемии спектакль пришлось отложить – премьерные показы пройдут с 1 по 5 декабря 2021 на Новой сцене ГАБТа. Хореограф и автор либретто «Мастера и Маргариты» Эдвард Клюг – художественный руководитель Словенского Национального театра (с 2003), сотрудничает с Нидерландским театром танца, Штутгартским балетом и Балетом Цюриха. В 2011 он был номинирован на премию «Золотая маска» за проект “Quatro” с труппой Театрального центра на Коломенской (Санкт-Петербург). В Большом театре Клюг дебютировал в 2018 с одноактным балетом «Петрушка» на музыку Игоря Стравинского.

«Я считаю, что танец способен создавать метафоры и привносить другие измерения. – говорит хореограф в интервью РИА Новости. – Нам надо найти не то, что написано, а то, что у Булгакова в романе существует между строк. Это не значит, что я хочу избежать рассказа, но хочу рассказать эту историю, используя другой инструментарий. Наверное, это самое сложное – ставить в России, в Большом театре “Мастера и Маргариту”, роман, который здесь у всех в крови. Но в то же время и легко, потому что именно здесь я ничего не должен объяснять и рассказывать о романе, а могу предложить что-то новое».

Сценограф постановки – Марко Япель, художник по костюмам – Лео Кулаш; их творческий союз с Эдвардом Клюгом длится с 1998 (вместе они ставили и «Петрушку»). Визуальный ряд грядущей премьеры Клюг описывает как «единое место действия, которое можно будет трансформировать во все другие»: «Это будет заброшенный бассейн. Представьте, большая кровать посреди этого бассейна, облицованного плиткой бледно-зеленого цвета, – и вот уже перед вами больница… У нас будет 12 дверей – это вход и выход в другой мир. Это нам позволит быстро менять ситуации».

Изначально Клюг собирался ставить «Мастера и Маргариту» на музыку Шостаковича и Шнитке. «Два года назад я начал изучать русских композиторов, которые жили в то советское время и у них был опыт борьбы с этой системой, как и у Булгакова. Так были определены Шостакович и Шнитке. Я изучил практически все собрание сочинений этих двух авторов. Происходили порой невероятные вещи. Например, слушая Восьмой струнный квартет Шостаковича, я сразу же представил знаменитую квартиру № 50 и сцену пробуждения Степана. А когда я услышал самые первые ноты концерта Шнитке для фортепиано и струнных, то сразу же просто увидел, как Мастер открывает окно и попадает в палату к Бездомному. Был момент, который меня просто сразил – абсолютная схожесть музыки фортепианного концерта № 2 Шостаковича, которая представила как наяву встречу Воланда и Маргариты. Были совершенно неожиданные совпадения…». Однако впоследствии в качестве музыкальной основы были выбраны произведения Альфреда Шнитке и Милко Лазара – словенского композитора, с которым Клюг сотрудничает с 2008 года: они создали вместе балеты “Prêt-à-Porter” (2008), “Pocket Concerto” (2009), “Quatro” (2010), «Фауст» (2018) и др. Дирижер-постановщик спектакля в Большом театре – Антон Гришанин.

Главные партии репетируют: Екатерина Крысанова, Ольга Смирнова, Мария Виноградова, Элеонора Севенард (Маргарита), Денис Савин, Артем Овчаренко, Игорь Цвирко, Якопо Тисси (Мастер), Владислав Лантратов, Артемий Беляков, Семен Чудин, Давид Мотта Соарес (Воланд), Руслан Скворцов, Михаил Лобухин, Александр Водопетов (Пилат), Михаил Крючков, Денис Захаров, Клим Ефимов (Иван Бездомный) и другие.

Другую версию «Мастера и Маргариты» – спектакль канадского режиссера Робера Лепажа – покажет 9, 10 и 11 декабря Театр Наций. В главных ролях – Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Виктор Вержбицкий, Андрей Смоляков и Дмитрий Сердюк.

Это вторая работа Лепажа в Театре Наций, первой был «Гамлет | Коллаж» (2013), в котором все роли исполнил Евгений Миронов. Из-за пандемии работа над «Мастером и Маргаритой» поделилась на две части: в декабре 2019 артисты и техническая команда провели первые репетиции в Квебеке на базе многопрофильной творческой компании Робера Лепажа Ex Machina, в июне 2021 работа продолжилась в дистанционном режиме, а с ноября – на сцене Театра Наций.

«Поставить “Мастера и Маргариту” очень сложно, – отмечает режиссер в интервью «Ведомостям». – Это большой роман, но не нужно бояться его резать, кроить, иногда в чем-то “предать” автора, чтобы он еще громче зазвучал. Главная трудность при подготовке – банальная нехватка сценического времени. Если бы мы снимали сериал, можно было бы уместить в него все главы, но в театре ты всегда вынужден делать сокращения. Время, конечно, эластично, но при этом необратимо, а пролистать страницы назад уже не получится. Вторая проблема: как перевести текст в диалоги, в театральную плоскость, при этом сохранив подтекст. В “Мастере и Маргарите” много магического, и, мне кажется, мы нашли способ, как передать эту магию. Нам, конечно, поможет техника: не обойдется без спецэффектов, будет много видео».

Масштабные визионерские технические решения – визитная карточка Лепажа (вспомним его постановки в Метрополитен-опера: «Кольцо нибелунга» Вагнера, 2010-2012, или «Любовь издалека» Саариахо, 2016).

Для «Мастера и Маргариты» режиссер избрал цирковую эстетику, как способ объединить разные пласты романа: «В истории параллельно существуют несколько миров: история Иешуа – это один мир. История Мастера и Маргариты – это другая реальность, неоромантическая история. И есть эта магическая, почти цирковая атмосфера Воланда, Бегемота и прочих персонажей. Мы используем магию иллюзионистов и фокусы, чтобы объединить эти истории». (Из интервью Лепажа изданию «Ваш досуг»)

Канадские специалисты спроектировали для постановки в Театре Наций сложную машинерию, из-за которой пришлось поднять планшет сцены театра на 60 см. Художник по костюмам Виктория Севрюкова создала более 100 комплектов костюмов-трансформеров для персонажей, роли которых исполняют на сцене всего 13 актеров. В сценографии спектакля использованы кино- и фотоматериалы из фонда Российского государственного архива кинофотодокументов.

«Роман “Мастер и Маргарита” – это одновременно история любви, политическая и социальная сатира, пародийная комедия и фантастическая сказка. Это крупнейшее произведение русской литературы и по сегодняшний день остается манифестом, осуждающим конформизм и пропагандирующим творческую свободу, – говорит Робер Лепаж. – Для театрального режиссера приспособить этот литературный памятник к сцене – более, чем вызов. Это реальная опасность, риск без полумер, который приводит только к выходу за рамки привычного, поиску новаторских решений и взлому традиционных кодов повествования». (Цитата на сайте Театра Наций)

  • Пахуч как пишется с мягким знаком или нет как
  • Пахнущая земляникой полянка как пишется
  • Пауэр банк как пишется по русски
  • Паучок из африканских сказок 6 букв сканворд
  • Пахали огород как пишется