Обновлено: 20.06.2021 17:18:33
Ведение читательского дневника является одним из важных заданий на летние каникулы. Нередко дети выражают по этому поводу недовольство. Но, если правильно подойти к вопросу, попросить проявить ребенка творческие моменты, можно получить довольно занимательную тетрадь и сохранить ее на долгие годы.
Зачем нужен дневник читателя
Прежде всего читательский дневник является своеобразной шпаргалкой для ребенка. Она помогает ему вспомнить содержание книги, главных героев, основную мысль. Кроме того, с его помощью дети приучаются не только к систематическому чтению, но и приобретают начальные навыки написания сочинений.
Читательский дневник учит детей:
-
анализировать прочитанное;
-
делать выводы;
-
структурировать мысли;
-
запоминать ключевые моменты;
-
пересказывать.
Ведь нередко бывает, что ребенок прочитал книгу, а вот рассказать про что она не может. В этом случае чтение стает малополезным.
Как оформлять читательский дневник в 4 классе
В системе образования нет жестких требований по оформлению дневника читателя. Учитель имеет право предлагать свой вариант его ведения. На сегодняшний день имеются следующие способы оформления читательского дневника:
-
Готовый печатный дневник по классам в соответствии с ФГОС. Они оформлены очень красочно, с игровыми моментами.
-
Электронный читательский дневник. С его помощью можно не только дать информацию о прочитанных за лето книгах, но и приобрести навыки печатания. Можно в электронный вариант вставлять картинки, фотографии. Он позволяет исправить свои ошибки, увидеть их.
-
Готовые шаблоны дневника читателя. Ребенку остается только заполнить титульный лист.
-
Изготовленный своими руками. Ребенок берет обычную тетрадь, делает в ней подробный отчет по книге, описывает главных героев, высказывает свои мысли. На обратной стороне отчета можно сделать иллюстрацию прочитанного, обложку тетради – оформить героями прочитанных книг. Тогда эта тетрадь превращается в настоящее произведение искусства, другой такой уже нигде не будет.
Как заполнять дневник читателя
В 4 классе детям можно немного усложнить план работы над дневником читателя. Они в силах уже сделать своеобразную аннотацию на прочитанную книгу. План заполнения дневника:
-
Фамилия, Имя, Отчество автора произведения.
-
Название книги.
-
Год написания книги.
-
Жанр книги. Что это рассказ, басня, стихотворение, сказка, роман, поэма, сказ.
-
Главные герои и их характеристика.
-
Главная мысль книги.
-
Отзыв о книги. Здесь ребенок пишет, что ему понравилось или кто понравился, что не понравился или кто не понравился.
-
Словарь незнакомых слов с объяснением их значения.
-
Иллюстрация к прочитанному.
Не нужно подробно переписывать главы. Ребенку следует описать основные моменты, пометить важные детали. В дальнейшем, при работе в классе с этим произведением, дети могут активно пользоваться читательским дневником. Он поможет вспомнить детали произведения, те моменты, которые вспоминаются с трудом.
Общие советы по ведению дневника читателя
Педагоги дают советы детям, которые облегчат им ведение дневника читателя:
-
Начинайте заполнять дневник сразу после прочтения книги.
-
Задумайтесь сразу после прочтения, почему книга имеет такое название.
-
Укажите начальную и конечную дату чтения книги.
-
Если книга большая, то делите ее на части.
Произведения должны соответствовать возрасту детей.
Анализ основных произведений для 4 класса
Ниже мы предложим вариант ведения дневника читателя по основным произведениям 4 класса.
Аксаков «Аленький цветочек»
Автор: Аксаков Сергей Тимофеевич.
Название произведения: «Аленький цветочек».
Жанр: сказка.
Главные герои произведения:
-
Купец. Торговец. Имел трех дочерей.
-
Младшая дочь. Добрая девушка, которая не побоялась спасти отца и отправилась к чудищу.
-
Чудище. Страшиле, который на самом деле был заколдованным сыном короля.
-
Сестры. Старшие дочери купца, злые, завистливые.
Краткое содержание:
Купец как-то отправился по делам торговли и спросил у каждой дочери, какой им привести подарок. Старшие дочери спросили у него украшения, младшая – цветочек аленький. Окончив свои дела, купец купил старшим дочерям подарки, но не мог найти аленького цветочка.
После того, как на его караван напали разбойники, купец спасся чудом. Он оказался в волшебном замке с прекрасным садом, где обнаружил аленький цветочек и сорвал его. Это действие вызвало гнев у хозяина замка – страшного чудища. Он согласился отпустить купца домой, но вместо него должна прийти одна из его дочерей.
Когда младшая дочь узнала о беде, которая нависла над отцом, она ушла к чудищу и жила в его замке, как госпожа. Чудище было добрым, приветливым, исполняло все ее желания. Как-то она отпросилась домой, проведывать родных, должна была вернуться в определенное время. Но, завистливые сестры перевели часы. Из-за чего младшая дочь купца опоздала и нашла мертвым чудище. Девушка заплакала и сказала, что любит его. Вместо страшного чудища появился прекрасный королевич, который женился на ней.
Основная мысль сказки: часто внешность бывает обманчива. Страшное чудище может быть заботливым, любящим человеком.
Погорельский Антон «Черная курица, или Поземные жители»
Автор: Антоний Погорельский.
Название произведения: «Черная курица, или Подземные жители».
Жанр: сказка.
Главные герои:
-
Алеша. Одинокий, мечтательный мальчик, хороший товарищ.
-
Чернушка. Курица — в мире людей, министр – в подземном мире. Справедливый, мудрый.
-
Король. Мудрый, благодарный.
-
Учитель. Жесткий, строгий.
Краткое содержание:
Уже два года Алеша жил в пансионате, далеко от дома. Когда других детей забирали домой на выходные, мальчик ухаживал за курицами, среди которых ему особо полюбилась одна, Чернушка. Как-то кухарка решила зарезать ее на обед. Алеша узнал об этом и спас свою любимицу.
Следующей ночью к Алеше пришла Чернушка и привела его в подземный город. Там курица превратилась в министра, а король этого государства отблагодарил ребенка волшебным зернышком. С тех пор Алеша не тратил время на уроки, все знал на отлично. Но, мальчик должен был взамен все держать в тайне.
После этого Алеша изменился, потерял друзей, стал плохо себя вести. Однажды мальчика решили наказать, и от страха он все рассказал учителю. В ночь к нему пришла Чернушка, попрощалась с ним. Алеша заболел. После выздоровления стал прежним хорошим мальчиком, продолжил хорошо учиться и нашел себе друзей.
Основная мысль сказки: если человек получает все даром, не прилагая усилия, то это не приносит ему добра. Нужно уметь держать свое слово.
Павел Бажов «Малахитовая шкатулка»
Автор: Павел Бажов.
Название произведения: «Малахитовая шкатулка».
Жанр: сказ.
Главные герои:
-
Настасья. Строгая вдова, которая не понимала, что творится с ее дочерью.
-
Танюшка. Дочь. Добрая, хозяйственная, рукодельница.
-
Странница. Хозяйка медной горы, которая многому научила Танюшку.
-
Паротя. Жестокий управляющий.
Краткое содержание:
Настасья после смерти мужа осталась одна с тремя детьми. От супруга у нее была шкатулка с украшениями. Украшения никто не мог носить кроме Татьяны. Однажды к ним в дом пришла странница и научила девушку вышивать, подарила ей пуговицу, которую отдала ей в качестве советника.
В доме Настасьи случился пожар, и она решила продать украшения, которые купила жена Пароти, но носить их не смогла. Паротя заказал Татьяне вышить свой портрет, который увидел барин. Предложил Татьяне выйти за него замуж и показать царицу. Девушка согласилась, пришли они во дворец. Она там всех затмила своей красотой.
После того, как пришла в зал царица, Татьяна прошла в стену, а пуговица осталась на полу. Барин после этого пить стал, а люди видеть одновременно в одинаковых платьях двух Хозяек.
Основная мысль: нужно уметь ценить красоту души, а не внешнюю и золото в карманах.
Антон Чехов «Каштанка»
Автор: Антон Павлович Чехов.
Название произведения: «Каштанка».
Жанр: рассказ.
Главные герои:
-
Лука Александрыч – хозяин Каштанки.
-
Каштанка – умная собачка, веселая. Работала в цирке.
-
Мсьё Жорж – внимательный к животным дрессировщик, приютил Каштанку, назвал ее Теткой.
-
Иванович – важный гусь.
-
Федор Тимофеевич – вечно недовольный кот.
-
Хавронья Ивановна – добродушная свинья.
Краткое содержание:
Каштанка жила с Лукой Александрычем и его сыном. Однажды она потерялась и прибилась к хорошему человеку, который оказался дрессировщиком цирка. Он оценил собаку и стал готовить ее к выступлению. Однажды от несчастного случая умирает гусь, и дрессировщик выставляет на сцену Каштанку. В это время Лука Александрыч с сыном были на представлении, они узнают свою собаку, кричат ее. Каштанка бежит к ним.
Основная мысль: как бы собаке не было хорошо, она всегда бежит к своему хозяину. Собака – это лучший друг человека.
Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени»
Автор: Евгений Шварц.
Название произведения: «Сказка о потерянном времени».
Жанр: сказка.
Главные герои:
-
Петя – неторопливый, ленивый мальчик.
-
Злые и коварные волшебники.
-
Маруся, Наденька, Вася – друзья Пети.
Краткое содержание:
Петя – ученик третьего класса, плохо учился, всегда опаздывал. Однажды он пришел в школу и увидел, что превратился в старичка, которого не узнала даже мама. Мальчик испугался и побежал куда глаза глядят. Забежал в лес, увидел там злых волшебников, нечаянно узнал, что это они забрали его время и у таких же еще троих ребят.
Петя пошел на поиски других детей, находит их. Мальчик всех ведет в дом к волшебникам. Там друзья прячутся и ночью отматывают часы назад, после чего превращаются обратно в детей и перестают тратить время зря.
Основная мысль: нельзя тратить время зря, нужно учиться, заниматься полезными делами.
Саша Черный «Игорь Робинзон»
Автор: Саша Черный.
Название: «Игорь Робинзон».
Жанр: рассказ.
Главные герои:
-
Игорь – мальчик-фантазер, добрый, смелый, непослушный, находчивый.
-
Цезарь – умная собака, пудель.
-
Настя – кухарка.
-
Жибер – садовник, добрый человек.
Краткое содержание:
Как-то Игорь остался дома один, ему стало скучно. Он отправился на лодке поиграть в адмирала. Лодка поплыла, ее прибило к острову, на котором жили кролики. Игорь воодушевился, представил себя Робинзоном и стал осматривать остров. За это время лодку унесло. Мальчик кричал, но его никто не слышал.
Ночью пришла крыса, мальчик отгонял ее. Он услышал лай. Это к нему приплыл Цезарь. Игорь отправил с ним записку, которую увидел садовник, но ничего не понял. Собака повела садовника к берегу пруда, и тот сообразил в чем дело, сел на лодку и спас мальчика. Игорь стал считать своим спасителем Цезаря и сделал ему медаль.
Основная мысль: нужно думать о последствиях своих действий. Если бы Игорь слушался маму и не стал играть на воде, то ему бы удалось избежать неприятностей.
Михаил Зощенко «Елка»
Автор: Михаил Михайлович Зощенко.
Название произведения: «Елка».
Жанр: рассказ.
Главные герои:
-
Минька – глупый, невоспитанный мальчик.
-
Леля – дерзкая, находчивая девочка.
-
Мама – добрая, гостеприимная. Защищает своих детей, когда те неправы.
-
Папа – умный, строгий, умеет настоять на своем.
Краткое содержание:
В канун Нового года Минька с Лелей пробрались в комнату с подарками. Ребята стали с елки снимать сладости и откусывать их. Минька залез на стул, чтобы сорвать высоко висящее яблоко, но сорвался, упал и разбил куклу. Брат с сестрой убежали, испугавшись.
Пришли гости, мама начала им раздавать подарки. Внезапно она обнаружила обкусанные сладости и поняла, чьих это рук дело. Тогда мама подарила паровозик, который предназначался Миньке, другому мальчику. Тот обиделся и ударил его. Мама девочки, которой предназначалась кукла, обиделась, что она со сломанной рукой.
Гости стали высказывать свое недовольство, а мама – заступаться за детей. После чего гости ушли, обидевшись. Папа на это сказал, что ни праздника, ни подарков не будет. Выключил свет. Все ушли спать.
Основная мысль: нельзя быть жадным и обижать людей. Если пригласили гостей, то нужно проявлять гостеприимство, иначе можно остаться одиноким.
Это только основные произведения в списке чтения для детей 4 класса. По предложенному примеру можно составить отзывы на другие, заданные книги.
Оцените статью | |
Всего голосов: 1, рейтинг: 4 |
Конспект
урока Литературного чтения. По теме «Птица Кахна»
Цель урока:. Познакомить детей с таджикской народной сказкой
«Птица Кахна»
Звенит звонок, зовёт звонок, Пора нам
начинать урок.
Что изучали на прошлом уроке? Какой народ
написал эту сказку?
К1. Эпиграф урока:
Как удивительно хороша жизнь!
Как мозаика состоит она из
Разноцветных кусочков впечатлений,
Порою мимолётных, но тем не менее
Глубоко западающих в душу.
Умели бы видеть глаза и
сердце… /К. Дитман
Задумайтесь над смыслом
высказывания Дитмана.
О чём он мечтает? (он
мечтает увидеть глаза и сердце, заинтересованное в чем-то). И я ребята, хочу
видеть искорку в ваших зорких глазах.
Повторение пройденного
материала. Сейчас мы поиграем в игру которая называется «Вспомни и назови»
(тот, кто ловит, тот и отвечает)
А дорога далека, А
корзинка нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок… («Маша и медведь»)
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет, бедняжка! (Снегурочка.)
Вот дева юная в
объятьях сна, Лежит она уж сотню лет
И ждет, а принца нет, и
нет, и нет.
Скажите мне, друзья,
кто же она? (Спящая красавица.)
Маленькая девочка
весело бежит По тропинке к домику,
Что в лесу стоит. Нужно
этой девочке
К бабушке скорей
Отнести корзиночку,
Посланную ей. (Красная
Шапочка.)
Смышленость этого
мальчишки Спасла его и шесть братишек,
Хоть ростом мал он, да
удал.
Так кто из вас о нем
читал? («Мальчик-с-пальчик».)
Вы любите котов? Я —
да! А говорящих вы встречали?
Способных петь, и
танцевать, И короля очаровать,
Хозяину жилье найти,
Его от бедности спасти,
На трон с принцессой
вознести? («Кот в сапогах».)
Он на свете всех
добрей, Он известен, знаменит,
Лечит всех больных
зверей добрый… (доктор Айболит.)
У отца был мальчик
странный, Необычный, деревянный,
Но любил папаша сына,
Шалунишку… (Буратино.)
Сообщение темы и целей
урока
Ребята скажите о чем,
нам рассказывает сказка, что такое сказка?
(Сказка – рассказ о
чем-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом.)
Что же мы будем
проходить на уроке?
Отгадайте загадку
и узнаете, о чем же будет сказка!
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв И два крыла…
Прилетит — плохи дела!
А кого паук боится? Угадали? Это…
На уроке мы будем
говорить о таджикской сказке, которая называется «Птица Кахна»
Сегодня мы также
познакомимся с таким народом как таджики.
Цели:
познакомиться с таким народом как таджики, прочитать сказку, определить главную
мысль.
Таджики – это иранский народ, населяющий регионы к востоку и северо-востоку от
современного государства Иран, расположенные в современном Афганистане, Таджикистане, Узбекистане, Киргизстане. Говорят на таджикском языке.
К3-7
нац. костюмы.
Для того чтобы понять
смысл сказки давайте попытаемся объяснить значение некоторых слов:
Впроголодь — без еды.
Глашатай — человек, объявлявший в старину людям важные известия. Падишах —
правитель, властитель.
Объясни значение
выражений: (стр. 50).
Изучение нового
материала. Чтение сказки.
А сейчас мы прочитаем
сказку по ролям (распределение ролей)
Автор — Старик —
Птица кахна – Глашатый — Падишах-
Первичное закрепление
изученного материала
Определите главную
мысль текста.
Главная мысль и мораль
сказки «Птица Кахна»: Надо быть благодарным человеком,
предательство всегда наказуемо. За добро нельзя платить
черной неблагодарностью.
Чему учит сказка
«Птица Кахна»: Неблагодарность, предательство, алчность — это пороки
человеческой души. Умей помнить добро и быть благодарным.
Сказка эта учит быть честным и справедливым, помогать тем, кто в этом
нуждается, учит верности и дружбе. Эта сказка учит нас, что за предательство
всегда следует расплата, и учит быть благодарным тем, кто нам помогает.
Пословицы к сказке
«Птица Кахна»: Не руби сук, на котором сидишь. За добро плати добром.
Не рой другому яму, сам в нее попадешь. Долг платежом красен.
Ребята сейчас мы
составим план сказки для этого нам нужно разделить сказку на части.
Давайте найдем главные части этой сказки.
Сколько частей в этой
сказке?(4) Какие части в этой сказке?
1 встреча с птицей
кахной и ее помощь
Кем был
старик?(рыбаловом)
Как встретились старик
и птица кахна?(старик ловил рыбу а птица за ним наблюдала. Вскоре между ними
произошел разговор)
Как старику помогала птица
Кахна?(она приносила ему большую рыбу)
Что делал старик с
рыбой(продавал на базаре)
2 случай на базаре
Кто появился на базаре
и стал громко кричать?(глашатый)
Кто такой глашатый?
(слуга падишаха)
Что кричал
глашатый?(просил указать где находится птица кахна)
Что обещал глашатый на
базаре?(половину государства и женится на дочери падишаха)
Что в это время делал
старик( найти строки в учебнике)
Что увидел глашатый?
Что он сделал?( что старик мечется; утащил старика к падишаху)
3 разговор с падишахом
Что сказал глашатый
когда притащил старика к падишаху( сказал что он знает где птица кахна)
Что ответил падишах(
найти строки в учебнике)
Что ответил старик
падишаху?( найти строки в учебнике)
Кого падишах отправил
со стариком?(слуг 400)
4 ловля птицы кахны
Как ловили птицу кахну?
(при помощи угощений)
Старик поймал птицу
кахну (нет) Почему?
Почему так страшно
закончилась история (зло всегда наказывается)
Итог урока. Рефлексия.
К8.
Что изучали на уроке? Какие цели ставили? Сделаем вывод — Назовите
главную мысль сказки. Какие пословицы подошли бы к этой сказке?
Понравился ли вам
рассказ? Почему? (Очень интересная и поучительная сказка о том, что старик оказался
жадным и корыстным настолько, что предал своего друга, волшебную птицу, которая
так ему помогла и спасла от голода. Мне совершенно не жаль разбившегося
старика, потому что он получил по заслугам.)
Что бы вы сделали, если
бы у вас была птица кахна?
Домашнее задание
Пересказ по плану.
У одного садовника был великолепный сад. В нем росли плоды, ягоды и цветы всех стран мира. Слух о саде разнесся повсюду. Прослышал об этом и шах страны, в которой жил садовник. Позвал он визиря и говорит:
— Такой прекрасный сад достоин только шаха.
Тут же, поняв мысль шаха, визирь ответил:
— Правду изволишь говорить, властелин.
В тот же день падишах приказал прогнать старика из сада.
— Я ведь жил за счет сада, — сказал старик. — Продавал выращенные мною плоды и кормил семью. Как же теперь я буду жить?
А шахские люди отвечают:
— Думай сам, как быть. Шах тебе ничего не даст взамен твоего сада.
Пришел опечаленный садовник домой. Жена видит, задумчив муж.
— О чем ты думаешь? Что случилось? — спросила она.
— Падишах отнял наш сад, — отвечает старик.
— Как это отнял? Ты что, должен был падишаху, что ли? — удивилась жена.
— Да нет, понравился ему сад, он его и забрал, — сказал муж.
— И что же дал взамен? — продолжала допытываться жена.
— О чем ты говоришь? Разве падишах когда-нибудь расплачивался за взятое? — ответил старик.
— Так это не падишах, а разбойник!..
С того самого дня садовника и близко к саду не подпускали. Бедный старик не знал, как быть, как прокормить детей своих. Однажды и говорит старик жене:
— Жена, шах поступил несправедливо со мной, вот и я хочу обмануть его. Жена отвечает:
— Да что ты, муженек, не накликай новой беды, можно ли обмануть человека, который силой отобрал у тебя собственный сад?
— Жена, — говорит садовник, — я убедился, что падишах неумный человек. Будь он умным, никогда бы не забрал он у меня честным трудом взращенный сад и не сделал бы меня своим врагом. Да и потом, все равно погибаем с голоду, не худо бы обмануть падишаха, вырвать у него золота-серебра.
— В твоем возрасте обманом заниматься? — не переставала уговаривать жена.
— Ты не права, жена, — отвечает старик, — человеку в любом возрасте не пристало обманывать. Но, чтобы избежать голодной смерти, не грех и обмануть жестокого разбойника, кровопийцу.
После долгих разговоров старик переоделся, положил в хурджун всяких железок и двинулся в путь.
Подошел он ко дворцу.
— Скажите вашему падишаху, — сказал он слугам, — что его хочет видеть один ремесленник.
Слуги доложили падишаху, тот приказал привести к нему просителя.
Старик поклонился шаху и говорит:
— Да продлятся годы властелина мира, я могу изготовить такой венец, что видеть его смогут только твои друзья, а враги нет. Тем самым ты сможешь распознать всех врагов короны.
— Старик, я давно мечтаю о чем-нибудь подобном, — воскликнул падишах. — Если сделаешь такой венец, получишь взамен, что пожелаешь.
— Мне нужна мера золота и немного драгоценных камней,- говорит садовник.
Вызвал падишах хранителя сокровищ и приказал выдать старику все, что требуется. Хранитель дал садовнику из казны требуемое.
— Для изготовления подобной короны мне, да продлится жизнь властелина мира, потребуется сорок дней, — сказал старик.
Падишах согласился, пригрозив:
— Смотри, старик, не выполнишь обещания, прикажу голову тебе отрубить!
Садовник поклонился падишаху, забрал золото н драгоценные камни и вернулся домой. Разменяв несколько золотых, старик купил для семьи еды и питья. Жена справила обновки детям. Стали они жить припеваючи. Но жена садовника нет-нет да и призадумывалась, волновалась за мужа.
— Да что ты горюешь, жена? Не волнуйся, успокойся, — говорил садовник.
— Как же не волноваться? — отвечает жена. — Ты просил сорок дней, а они на исходе. Обещание ты не выполнил, вызовет тебя на днях падишах и прикажет голову отрубить. Как же мне не думать?
— Тот, кто обманом вытянул у падишаха столько золота, и с остальной задачей справится. Так что ты не беспокойся, все устроится, — успокоил жену старик.
Прошло со времени этой беседы еще несколько дней — закончился сорокадневный срок, отпущенный садовнику падишахом.
Падишах приказал слугам привести к нему старика.
А старик говорит:
— Передайте падишаху чтобы собрал на площади народ, да и сам пришел туда же, я скоро буду.
Слуги передали шаху слова старика. По шахскому приказу все собрались на площади, пришел и шах со всей своей свитой. На возвышении поставили трон. Шах уселся на него, а вокруг стояли визирь, советники, полководцы и все остальные приближенные.
Старик попрощался с женой и детьми, перекинул через плечо свой хурджун и явился на площадь.
Поклонился он шаху и с его разрешения обратился к народу:
— Люди, я изготовил волшебную корону: друзьям шаха эта корона будет видна, а недруги ее не увидят. Тем самым шах распознает врагов трона.
Закончил свою речь старик, сунул руку в хурджун, вытащил будто оттуда что-то и возложил на шахскую голову. На самом-то деле в руках у него ничего и не было, провел он пустыми руками над головой властелина и говорит:
— Поздравляю тебя, мой шах, с короной. Теперь пусть твои друзья скажут тебе, как прекрасен этот венец, а ты радуйся, привечай друзей и уничтожь врагов.
Старик отошел в сторону и дал придворным возможность поглядеть на “корону” шаха. А у шаха был очень льстивый визирь. Он первым выскочил вперед и закричал:
— Да продлятся годы падишаха, поздравляю, какая прекрасная корона, как она тебе к лицу!
Затем к шаху подошел советник, поглядел на место, где должна была находиться корона, но ничего не увидел. Он так и стоял, удивленно вытягивая шею то вправо, то влево, хотел уже признаться, что ничего не видит, да подумал, что сочтут его врагом шаха, и воскликнул:
— Ах-ах, есть ли на свете вторая такая ценная, прекрасная корона? Будто солнце взошло над головой вашего величества.
Таким образом почти все придворные прошли мимо шаха, восхищаясь короной, на самом-то деле ничего не увидев. Последним настал черед полководца высказаться по поводу короны. Военачальник поклонился шаху и произнес: — Да продлится жизнь шаха, с такой короной нам ни солнца не нужно, ни луны, — ваш венец будет светить нам и днем и ночью.
А народ смотрел издали, и никто не видел никакой короны. Одни думали, что стоят далеко, поэтому не видят венца, другие со страху, а третьи просто, как все, в один голос поздравляли шаха.
Падишах провел рукой по голове и ничего не почувствовал. Приказал принести зеркало, и опять ничего не увидел. Хотел он напуститься на мастера, изобличить его во лжи, подумал, что сочтут еще его самого противником трона. Поэтому он воскликнул:
— Тот, кто предан мне, пусть одарит мастера подарками!
Все наперебой стали одаривать старика.
Наконец площадь опустела. Падишах отвел старика в сторону и спрашивает:
— Послушай, старик, что же ты натворил — надул и меня, и народ?
— О падишах, — ответил старик, — я тот самый человек, у которого ты отобрал сад, оставил детей без пропитания. Ну, я и ответил вот таким образом.
— А если я прикажу повесить тебя?
— Тогда все станут тебя осуждать за неблагодарность к мастеру, который изготовил тебе волшебную корону.
— Падишах понял, что если казнит старика, то окончательно потеряет всякое уважение, и отпустил его.
Садовник вернулся домой, обрадовав жену и детей. С тех пор они стали жить-поживать да добро наживать.
Президент России Владимир Путин на прошедшей в четверг онлайн-встрече с членами Совета по правам человека вступил в жёсткую полемику с членом Совета, кинорежиссёром Александром Сокуровым, после того как тот заявил о множестве проблем, с которыми сейчас сталкивается Россия, и сказал, что страну надо менять.
Выступление Сокурова и ответ на него Путина можно посмотреть на сайте Кремля, где опубликована видеозапись встречи (в опубликованной стенограмме этой дискуссии пока нет), пишет Радио Свобода.
О чём говорил Сокуров
Начал своё выступление режиссёр с внешней политики России, назвав её дорогостоящей и отметив, что «на содержании» страны находятся Беларусь, самопровозглашённая Южная Осетия и Сирия.
Также режиссёр подверг критике нынешнее устройство России, заявив, что оно является плодом политики большевиков. По мнению Сокурова, республики в составе России носят «национальный характер», у них есть свои «армии» и даже «появился падишах». «Есть федерация, а куда делась Россия?» — спросил Сокуров. Самой большой проблемой он назвал ситуацию на Северном Кавказе, напомнив, в частности, о протестах в Ингушетии из-за передачи Чечне части территории республики, перечислив имена арестованных лидеров протеста и призвав освободить их. Также Сокуров предположил, что в федерации «русских многие начинают не любить». «С нами хотят расстаться» — сказал режиссёр, сославшись на мнения его собеседников с Кавказа. «Давайте отпустим всех, кто более не хочет жить с нами в одном государстве» — сказал он.
Также Сокуров упомянул о «политизации» силовых органов в стране, о том, что не следует преследовать молодых людей за активную гражданскую позицию, о необходимости «активной сильной оппозиции» и о том, что надо прекратить преследования некоммерческих организаций. Режиссёр напомнил Путину про покончившую с собой журналистку Ирину Славину, про историка Юрия Дмитриева, сидящего, по мнению правозащитников, по надуманным обвинениям, про находящегося под следствием политика Максима Резника, про дискриминацию СМИ и НКО путем признания их «иностранными агентами», про то, что из страны уезжает молодежь – и призвал президента подумать, что же неправильно со страной, где все это происходит. «Пора заняться нам новой Россией» — заключил Сокуров.
Реакция Путина
Путин ответил на это выступление с заметным раздражением. «Есть за что извиниться, потому что у вас не выступление, а манифест, набор страхов» — сказал он. По словам Путина, голосование по поправкам в Конституцию стало доказательством того, что сепаратизма в России никто не хочет, в том числе чеченский народ. «Разве русский народ заинтересован в распаде Российской Федерации? Вы хотите нас превратить в Московию? Так в НАТО хотят сделать» — сказал Путин.
«У нас 2 тысячи территориальных претензий по стране» — сказал Путин, заявив, что не все эти проблемы следует обсуждать публично, и упрекнув Сокурова за то, что он поднял тему межнациональных отношений. «Это непозволительно даже вам. Это опасные игрушки» — заявил президент. Он также отверг слова о том, что Беларусь находится на довольствии у России. «Непозволительно так говорить публично», сказав Путин, заявив, что без «уважения к партнёрам» ничего не добиться.
«Некоторые вещи лучше сказать прямо, а о некоторых лучше помолчать» — резюмировал Путин.
«Серьёзный конфликт с президентом»
На вопрос корреспондента Север. Реалии о том, как прошло его выступление, Александр Сокуров ответил: «У меня произошел серьёзный конфликт с президентом на этой встрече, поэтому я не могу ничего комментировать».
Свидетельницей этой полемики, среди прочих участников встречи, была правозащитница, член СПЧ Наталия Евдокимова. У нее тоже сложилось впечатление, что это был настоящий конфликт. По ее словам, она «очень расстроена» тем, как президент реагировал на слова Сокурова. «Например, когда Александр Николаевич сказал, что политика России стала враждебной ко всему миру и агрессивной, Путин ответил, что это не Россия враждебна, а есть часть мира, которая враждебно воспринимает Россию и хочет ей только плохого. И то, что Сокуров сказал о Чечне, тоже ему резко не понравилось – он ответил, что нельзя так про чеченцев говорить: пусть уходят. Я первый раз видела его в разговоре с Александром Николаевичем таким рассерженным, прямо желваки ходили», – говорит Наталия Евдокимова.
По ее словам, Путин много раз повторил Сокурову, что «надо думать, прежде чем говорить, что нельзя выносить в публичное пространство все свои мысли». По мнению Евдокимовой, резкий тон президента был смягчен только последней фразой, когда он заметил, что они с Сокуровым давно не общались наедине, и пригласил его на такую встречу. Путин и режиссёр знакомы с 1990-х годов, когда Путин работал заместителем мэра Петербурга Анатолия Собчака.
Встреча членов СПЧ с президентом продлилась около 5 часов и проходила онлайн. О других темах, которые обсуждались на ней, можно прочитать по ссылке.
Главные новости Северного Кавказа и Юга России – в одном приложении! Загрузите Кавказ.Реалии на свой смартфон или планшет, чтобы быть в курсе самого важного: мы есть и в Google Play, и в Apple Store.
Жанр: сказочная повесть
Читайте краткое содержание других сказок про необычных человечков:
Успенский Э. «Гарантийные человечки»
Главные герои сказки «Приключения Карандаша и Самоделкина» и их характеристика
- Карандаш. Волшебный художник. Добрый, рассеянный, любит сладкое.
- Самоделкин. Мастер на все руки. Решительный и смелый.
- Прутик. Нарисованный мальчик. Легкомысленный, хвастливый.
- Веня Кашкин. Хулиган. Трусливый.
- Буль-Буль. Пират. Любит грабить.
- Дырка. Шпион. Трусливый.
- Тима. Добрый и умелый мальчик.
- Сталевар. Его отец. Добрый и сильный.
План пересказа сказки «Приключения Карандаша и Самоделкина»
- Знакомство.
- Самолёт-огурец.
- Лошадки.
- Машина на подушках.
- Игра мальчишек.
- Рождение Прутика.
- Дом для друзей.
- Прутик летает.
- Снег в жару.
- Конкурс кораблей.
- Прутик — юный техник.
- Болезнь Карандаша.
- Рождение разбойников.
- Поиски Прутика.
- Погоня.
- Пленение.
- Самоделкин в колодце.
- Юные техники.
- Поимка пиратов.
- Школа для волшебников.
Кратчайшее содержание сказки «Приключения Карандаша и Самоделкина» для читательского дневника в 6 предложений
- Самоделкин и Карандаш познакомились в магазине игрушек.
- Они ездили по городу и создали Прутика.
- Прутик постоянно убегал и присвоил себе славу Самоделкина.
- Карандаш нарисовал пиратов и те стали охотиться на друзей.
- Пираты пленили Карандаша и чуть не убили Самоделкина.
- С помощью ребят и Сталевара пиратов поймали.
Главная мысль сказки «Приключения Карандаша и Самоделкина»
Настоящему мастеру любое дело по плечу.
Чему учит сказка «Приключения Карандаша и Самоделкина»
Сказка учит быть честными и добрыми. Учит бороться со злом. Учит слушаться старших. Учит не баловаться и не пытаться присвоить чужую славу. Учит помогать друзьям.
Отзыв на сказку «Приключения Карандаша и Самоделкина»
Это очень интересная и увлекательная сказка, полная приключений и юмора. Главные герои были настоящими мастерами-волшебниками, но их талантом хотели воспользоваться пираты. Герои победили благодаря помощи неравнодушных взрослых и детей. Мне очень понравились отважный Самоделкин и добрейший Карандаш.
Пословицы к сказке «Приключения Карандаша и Самоделкина»
Дело мастера боится.
По заслугам и почёт.
Друг познаётся в беде.
На чужой каравай рот не разевай.
Хороша помощь вовремя.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Приключения Карандаша и Самоделкина»
Однажды в магазине игрушек кто-то чихнул. Звук раздался из коробки с карандашами. Оттуда вылез маленький человечек. Это был Карандаш.
Из другой коробки вылез Самоделкин, сделанный из разных деталей и пружин. Мастера с удивлением друг друга рассматривали.
Потом Самоделкин сделал самолёт из деталей конструктора, а Карандаш нарисовал огурец с крыльями. Друзья сели на этот самолёт-огурец и полетели.
Но самолёт был без руля и потому разбился. Тогда Карандаш нарисовал двух лошадок и друзья поскакали прямо по дороге. Они не знали правил движения и поехали на красный свет. Их остановил милиционер и друзья отпустили лошадок.
Карандаш нарисовал автомобиль на подушках и они поехали. Но подушки лопнули и друзья остановились на площади.
Там мальчишки играли в пиратов и шпионов. Веня Кашкин нарисовал для друзей пирата и шпиона и поставил на листе кляксу, похожую на собаку.
Мальчишки убежали, а Карандаш нарисовал мальчика. Мальчик сперва не умел говорить и его назвали Прутиком.
Пошёл дождь и Карандаш нарисовал в парке настоящий дом. Но в это время Прутик сбежал. Он пускал по ручьям сандалию и весело смеялся.
Друзья поймали мальчика и отвели домой. Там они его согрели, напоили молоком у ложили спать.
Ночью им мешала мышка и Карандаш нарисовал кошку. Кошка стала бегать по дому и её пришлось выгнать в окно.
Утром Прутик снова пропал. Ребята посадили его на ветку и запускали в космос. Прутик высоко взлетел, застрял в ветках и его пришлось снимать с лестницы.
Друзья отправились гулять. Было жарко и Карандаш нарисовал снег. Очень обрадовалась снегу продавщица мороженого, накидала его в свою коробку и дала друзьям эскимо.
Потом Самоделкин собрал из деталей чудесный корабль и все отправились на Лебединый пруд, где должны были проходить соревнования моделей кораблей.
Дети с кораблями проходили бесплатно, но у Кашкина не было корабля.Он хотел отобрать корабль у Тимы, но мальчик позвал папу и Веня сбежал.
Прутик потерялся в толпе и друзья искали его у пристани.
Корабль Самоделкина победил и Прутик сказал, что сделал его сам. Самоделкина пристыдили, и он не знал, что отвечать. А Карандаш объелся мороженого и заболел. Самоделкин уложил его в постель и побежал искать молоко.
А Карандаш в бреду нарисовал пирата, шпиона и собаку, похожую на кляксу.
Разбойники сбежали и познакомились. Пирата звали Буль-Буль и он мечтал кого-нибудь ограбить. Шпиона звали Дырка и он был трусоват. Собаку назвали Клякса.
А Самоделкин помог шофёрам избавиться от голубей и ему надарили разных продуктов.
Разбойники решили украсть Карандаша, чтобы тот рисовал им еду. Но Самоделкин застал Дырку в доме и напал на него. Побитый шпион сбежал.
Карандаш выздоровел и друзья отправились искать Прутика. Сперва они побывали в магазине игрушек, потом пошли на набережную, где испытывались пароходы.
Разбойники гонялись за ними, но у них ничего не получалось. Им даже пришлось переодеться в охотника и Красную шапочку.
Друзья пришли на набережную, но Прутика там не было. Чтобы привлечь внимание мальчика Карандаш нарисовал большой корабль, который назвал «Прутик». Мальчик не пришёл, но друзья решили искать его завтра на параде Юных техников.
Буль-Буль увидел корабль и пришёл в восторг. Он решил уплыть на нём в море. Но для этого надо было поймать Карандаша. Весь день они гонялись за Карандашом по улицам и метро. Ночью они устроили в метро погоню со стрельбой.
Утром Дырка связал спящих друзей, но потом подрался с пиратом, и друзьям вновь удалось сбежать. Они пытались звать на помощь, но люди думали, что это играют дети. Самоделкин стал ржаветь и двигался с трудом.
Наконец разбойники победили, связали Карандаша, а Самоделкина сбросили в колодец.
Но Самоделкин не погиб. Он прилип магнитом к решетке и висел совершенно беспомощный.
Его нашёл Веня Кашкин и отнёс в пункт приёма лома. Потом он гонял урну по мостовой и его обозвали разбойником. Это услышали пират и шпион и заманили мальчика на корабль.
Веня испугался и сказал, что не хочет грабить, но разбойникам нужен был матрос и они бросили Веню в трюм, где лежал Карандаш.
На заводе Сталевару понравился Самоделкин, которого он принял за испорченную игрушку. И он отнёс Самоделкина сыну, Тиме. Тима сразу узнал Самоделкина и вместе с отцом понёс его в клуб Юных техников, чтобы починить.
Ребята увидели Самоделкина и стали звать знаменитого Прутика, чтобы тот помог починить его.
Прутик признался, что не умеет ничего делать, а тот корабль сделал Самоделкин. Ребята починили Самоделкина, и тот рассказал про Карандаша.
Сталевар и ребята побежали на набережную, чтобы спасти художника.
Пираты хотели уплыть, но их корабль поймали подъёмным краном и разбойников сдали в милицию.
Дырку взял садовник, чтобы тот выслеживал жуков-короедов. Буль-Буль стал продавцом в магазине игрушечных корабликов.
Карандаш был спасён.
Вскоре в городе появилась школа Карандаша и Самоделкина, где ребят учили рисовать оживающие картинки.
Рисунки и иллюстрации к сказке «Приключения Карандаша и Самоделкина»